Как составить смету на съемку

Практически ни одному бизнесу не обойтись без съемки того или иного типа. Но у многих бюджет крайне ограничен, например, у малого бизнеса, поэтому сразу появляется вопрос: а можно ли сэкономить на фотосессии и постпродакшне? Однозначно да, но нужно четко осознавать, где можно оптимизировать бюджет без потери в качестве, а на чем экономить не стоит никогда.

Из чего складывается стоимость съемки

  • Гонорар фотографу (на нем экономить не советуем).

  • Гонорары для остальной команды. Итоговый состав и сумма всех выплат зависят от типа съемки. Например, для фуд-съемки вам может понадобиться фуд-стилист и ассистент, а fashion съемку не провести без моделей и визажиста.
  • Аренда фотостудии. Безусловно, если вы снимаете на природе, то этот пункт учитываться не будет. Но все же большинство съемок, особенно предметных, проводится в студии.
  • Стоимость реквизита (на нем сэкономить можно, расскажем об этом чуть ниже).
  • Аренда костюмов. Этот пункт особенно актуален для исторических съемок.
  • Трансфер, если съемка проводится не в городе.

Обычно минимальный бюджет на съемку — это стоимость аренды студии, если нужно помещение, плюс бюджет на фотографа или необходимую технику. Все в принципе можно снять имея правильную студию и хорошего фотографа или качественную технику, если съемка проводится своими силами. Другое дело, что этого для многих фотосессий просто не хватает, потому что одно тянет за собой другое.

Например, при проведении предметной съемки обязательно нужны разные фоны, правильный свет, соответствующий реквизит и тот реквизит, который будет потрачен или испорчен. К примеру, при фотосессии для beauty-сегмента может понадобиться несколько образцов одного и того же товара. Когда мы в студии Re:Frame фотографируем косметику для контента брендов, часто бывает, что мы портим упаковку товара. Потому что начинаем выдавливать продукт, показывать его текстуру и цвет. А это уже дополнительный бюджет на реквизит и продукцию, которая будет использована единожды.

Если для съемки нужны модели, то это тянет за собой отдельный бюджет на визажиста, стилиста по волосам и стилиста-имиджмейкера как минимум. Если стилист создает несколько луков для фотосессии, то может понадобиться бюджет на аренду костюмов или другой одежды и обуви. А все это — дополнительные расходы в смете.

То есть минимальный бюджет зависит от того, какой тип съемки будет выбран (предметная или с моделями), где будет проводиться фотосессия (в арендованной студии, в городе или за городом, например), от количества дополнительно привлеченных людей (модели, визажисты, стилисты, ассистенты и проч.) и от реквизита, который нужно докупать или брать в аренду.

Какие расходы на съемку урезать нельзя

Ни в коем случае нельзя урезать расходы на арендованную студию, если съемки явно должны проходить там, и на гонорар хорошему фотографу. Зачем вам снимки, которые вы могли сделать сами на телефон? Если сэкономить на фотографе, то вся съемка может не получиться и в итоге деньги окажутся потраченными впустую, а весь контент придется переснимать.

Точно так же может произойти, если попытаться сэкономить на аренде фотостудии. Иногда бюджет пытаются урезать не столько на самой студии, сколько на времени, проведенном там. То есть помещение снимают на час, надеясь все успеть и стремясь сэкономить, в итоге, конечно, не успевают. Поэтому либо продлевают аренду студии, либо уходят с недоделанной съемкой.

Дальше уже нужно отталкиваться от типа съемки. Если это фотосессия для beauty-сегмента, то есть съемка проводится для бренда декоративной косметики, к примеру, то экономить на высококлассном визажисте — это будет 100% фейл. Для beauty-съемки обязательно нужен визажист, который много лет работает именно на фотосъемках и умеет делать разный макияж, начиная от нюдового и заканчивая креативным.

Если вы работаете с fashion-брендом, то нельзя экономить на стилисте. Если проводите съемку для гастро-сегмента, то необходимо выделить бюджет на фуд-стилиста. Он будет все красиво раскладывать в кадре и говорить, что нужно добавить к условной кофейной пенке, чтобы она выглядела аппетитнее на фото. При фуд-съемке экономия на таком специалисте будет означать, что вы получите снимки совсем не того качества и уровня, который нужен для меню ресторана, к примеру.

На чем можно сэкономить

Если съемка проводится в городе или на природе, то выделять бюджет на аренду студии, конечно, не нужно. Зато могут понадобиться деньги на трансфер команды туда-обратно, поэтому разница в смете окажется незначительной.

Чаще всего сэкономить можно на реквизите, особенно если его нужно много для предметной съемки. Поскольку в большинстве контентных фотостудий есть достаточно своего реквизита. Нужно просто написать администраторам пространства и уточнить, что у них есть конкретно по тематике вашей фотосессии. Часто бывает, что студии снимают отдельно каждый предмет и могут под запрос клиента отправить все эти фотографии. А то, чего нет в студии, проще иногда попросить у коллег или знакомых, чтобы не покупать все сразу. Потому что может выйти так, что реквизит уже куплен, а на постоянной основе он точно не понадобится. Деньги будут уже потрачены, а вещи просто будут валяться без дела, поскольку они были нужны на раз. Кажется, что реквизит — это капля в море, но это совсем не так. На него может уйти львиная доля бюджета, если не подходить к составлению сметы для съемки осознанно.

Еще можно с легкостью сэкономить на постпродакшне. Зачастую, если снимают проект небольшого масштаба, то отдельная команда на постпродакшн не нужна, потому что снимки обрабатывает сам фотограф, а видео монтирует видеограф. Это гораздо выгоднее в финансовом плане, плюс этих специалистов не нужно вводить в курс дела, они уже хорошо знают требования клиента и сам проект.

Как корректно составить смету

Смету обычно составляет продюсер вместе с ассистентом. Ассистент нужен в команде, чтобы находить необходимый реквизит или костюмы, уточнять их стоимость и передавать эти данные продюсеру. Окончательная смета формируется только тогда, когда ассистент находит все необходимые мелочи. Затем он создает отдельный файл, куда вносит все данные по стоимости и наличию реквизита, а потом отправляет продюсеру. Позже продюсер добавляет все эти данные в смету в качестве финального аккорда.

Чтобы корректно составить смету, нужно учесть все мелочи. Поэтому так важно учитывать абсолютно все, что нужно докупать из реквизита ил брать в аренду. Часто смету факапят именно из-за того, что что-то не учитывают. Мы в начале тоже делали такие ошибки. Как-то для одного из проектов мы подбирали образы из 30-х годов, но не предусмотрели все, поэтому у одного из актеров на снимках были такие современные укороченные носки, которых в первой половине XX века еще не было. Разумеется, наша команда обнаружила эту ошибку после получения фотографий. Казалось бы, это такая мелочь, но она может пустить всю съемку коту под хвост.

Поэтому, когда смета составляется, действительно важно и нужно учесть не просто локацию, реквизит и костюмы, а каждую деталь. Потому что любая мелочь — это дополнительные непредвиденные траты, которые предполагаемую стоимость съемки в 300 тыс. руб. могут превратить в фотосессию буквально на миллион.

Начальная и уточняющая сметы на видеопродакшн

• Чтобы составить смету на производство видеоролика, необходимо, прежде всего, иметь утверждённый сценарий и техническое задание.

• Стоимость разработки сценария тоже отражается в смете. В среднем услуги сценариста по написанию сценария к рекламному ролику стоят 30-50 тыс. рублей (в ценах 2021 года).

• Уточняющая смета составляется непосредственно перед началом съёмок, когда определено количество съёмочных дней, согласован состав оборудования и численность персонала, привлечённого к работе над проектом.

Основные разделы сметы

Смета на видеоролик состоит из трёх разделов, которые соответствуют этапам производства:

• Подготовка

• Съёмка

• Монтаж (постпродакшн — обработка видео)

Читайте более подробную информацию об этапах производства видео «под ключ»

Услуги по составлению сметы для серьёзных полномасштабных проектов включаются в общую смету. Обычно они составляют 2-5% от общей сметной стоимости

Статьи затрат, связанные с подготовкой к производству видеофильмов и видеороликов

К затратам на подготовку к производству видеоролика относятся:
• расходы, связанные с разработкой или доработкой сценария
• услуги по поиску локации для съёмки
• услуги по подбору и кастингу актёров или моделей
• расходы на изготовление костюмов и декораций 
• другие услуги продакшн-студии, связанные с обслуживанием проекта в течение всего цикла производства (продюсирование и т.п.)

Затраты, зависящие от количества съёмочных дней

Расходы, связанные непосредственно со съёмочным процессом содержат:
• затраты на оплату труда персонала, задействованного на съёмочной площадке (гонорары съёмочной группе)
• гонорары актёрам и моделям
• расходы на услуги, связанные с использованием съёмочного оборудования
• аренды локаций (студий, павильонов и других помещений)

О том, что такое «съёмочный день» и о том, сколько нужно съёмочных дней для проекта, можно почитать в отдельном обзорном материале.

Постпродакшн - монтаж

Затраты и расходы на постпродакшн

К затратам на поспродакшн относятся:
• услуги по обработке отснятого материала
• услуги по режиссуре монтажа
• услуги по цветокоррекции видеоматериала
• оплата труда персоналу, задействованному в создании визуальных эффектов, титров
• услуги по обработке звука и услуги саунд-дизайнеров
• услуги по подбору музыкального материала, оплата сертификатов на право использования аудио-произведений, либо услуги композиторов по созданию индивидуальных музыкальных треков для ролика
• другие смежные услуги (например, аренда серверов для рендера или монтажных станций)

Несколько слов о монтаже (постпродакшне) сказано на специальной странице нашего сайта.

Низкобюджетные проекты

• Для низкобюджетных проектов, например, таких как съёмка и монтаж репортажей, составляется не смета, а калькуляция.

• Обычно калькуляция занимает не больше 10 строк и состоит из перечня оборудования, которое будет применяться для съёмок.

Образец сметы

на полный цикл производства рекламного ролика

Смета на рекламный ролик
со средней степенью детализации,
файл pdf, 579 кб

Техническое задание

Техническое задание – очень важный документ, от правильности составления которого зависит качество и успех проекта.

Не пропустите это чудесное видео от Сатоши Кийосаки!

Для юридических лиц и ИП

Работайте с нами!

УСН

• Упрощённая система налогообложения.

НДС не взимается.

Система ЭДО

Мы подключены к системе электронного оборота (СБИС), поэтому обмен всей юридической и финансовой документацией происходит в считанные секунды.

Специальные условия

Регулярным и крупным заказчикам, помимо скидок от объёма, мы предлагаем целый ряд дополнительных и смежных услуг, например, в сфере наружной рекламы или создания сайтов с видеоконтентом.

Скачать бриф

Если у вас серьёзные намерения, и вам необходимо получить смету на видеопроизводство, скачайте и заполните бриф, после чего отправьте его нам.

Смета – основной финансовый документ. В ней расшифровывается каждая позиция, подробным образом расписываются все расходы по проекту. Именно на основании развернутой сметы делается смета сводная.

В данном образце сметы, для примера, расписаны все затратные позиции, возникающие при создании сметы, особенности и правила расчета, а также замечания из собственного опыта, которые можно не воспринимать всерьез, но потом вспомните…

СЦЕНАРНЫЕ РАСХОДЫ

1.1 Сценарий и музыкальная партитура

1.1.1 Сценарные расходы – при расчете учитывать следующие моменты:

– гонорар автора сценария. Обычно определяется путем переговоров исходя из сложности работы и приблизительного общего бюджета проекта. Гонорар автора сценария за сценарий рекламного ролика – 100-1000 долларов США, сценарий полнометражного художественного фильма – до 15.000 долларов США, но не более 15% от бюджета фильма;

– Скорость написания сценария. В случае, если заказ требует срочного исполнения можно ожидать требования об увеличении вознаграждения «за срочность». В случае, если за срочность требуют более 5-10% – послать сразу. В среднем, для того, чтобы автор сценария предоставил первые два-три варианта сценария рекламного ролика или музыкального клипа необходимо 2-4 дня максимум. Если говорят, что это невозможно – не беда, найдем еще. После утверждения идеи, возможно дать несколько дней, в зависимости от обстоятельств, на доработку и более детальную проработку сценария. Целесообразно уже на этом этапе подключение к работе всей группы авторов проекта;

– «Имя» сценариста. Если заказ на написание сценария получает известный, с «именем» сценарист, что иногда является условием заказчика, необходимо быть готовым к логичному, но не всегда приемлемому, завышению сумм гонорара.

При работе со сценаристом «с именем» быть готовым к сюрпризам – типа творческого кризиса, «что-то не идет…», и т.д. Пресекать жестко и сразу. Помнить, что это наемный, подчиненный нам персонал.

1.1.2 Музыкальная партитура – создается, как правило, для рекламного ролика, аудиоролика, или игрового фильма. Необходима для понимания общего музыкального сопровождения проекта и представляет собой «черновик» главной музыкальной темы, звукового логотипа, и т.д. Стоимость музыкальной партитуры – аванс композитора, привлеченного для работы над проектом. Гонорар композитора не может быть больше суммы гонорара автора сценария. В идеале он может равняться или быть меньше гонорара художника-постановщика.

1.1.3 Прочие расходы – на данном этапе могут возникнуть расходы, связанные с организацией работы группы авторов проекта (автор сценария, режиссер, оператор, композитор) – обеспечение помещения, питания, и т.д. Кроме того – канцелярские товары, оплата услуг типографий или копировальных центров (в случае большого «бумажного» объема), а также транспортные расходы. Кроме того, необходимо аккордом оплатить услуги раскадровщика.

2. ПО ПЕРСОНАЛУ

2.1 Оплата труда актеров

2.1.1 Актеры – исполнители главных ролей – возможны два варианта оплаты (по договоренности). Первый – оплата труда актера за съемочный день. Подобную систему можно позволить себе на небольших проектах – клипы, реклама, либо в случае привлечения к проекту актеров-звезд, в чьем профессионализме сомневаться не приходится. В остальных случаях рекомендуется устанавливать аккордную систему оплаты – актер получает гонорар за весь объем необходимой работы по факту ее выполнения. Возможен аванс, но не более 50%.

Помнить, что с актерами-звездами иногда бывает масса проблем – требуют «своего» гримера или костюмера, особое питание, транспорт, и т.д. Пытаться выполнить большинство, всегда возможен разумный компромисс. Быть готовым к срыву двух-трех дней по вине актера-звезды – гарантированно. В то же время, когда нечто с 3-го курса актерского факультета требует «Evian» и апельсинов – подумайте, так ли уж эта роль необходима вообще? Режиссеры в этом смысле люди тоже вменяемые, им тоже проблемы с актерами не нужны.

2.1.2 Актеры, исполнители ролей второго плана – как правило, гонорар за съемочный день, хотя возможен и «аккорд» – по договоренности. Особых проблем не возникает.

2.1.3 Оплата массовки – непрофессиональные актеры (как правило), либо студенты первого-второго курсов творческих ВУЗов (если необходима костюмированная массовка, например при съемке исторических сложнокостюмированных проектов). Средняя оплата – от 50 до 500 рублей в день.

Быдло окопное!!! Гонять нещадно! При попытке неповиновения – интеллигентно бить лицо, или гнать сразу!!!

2.2 Творческий и технический персонал

2.2.1 Режиссер-постановщик – автор произведения, ключевой «игрок» любого визуального проекта. Только гонорарная система оплаты. В случае, если режиссер неизвестен, и мы работаем с ним впервые – оплата только по факту сдачи работы заказчику. В остальных случаях возможен аванс до начала работы, но не более 30%. Остальная часть гонорара – после сдачи работы заказчику. Гонорар режиссера на рекламном ролике, музыкальном клипе, как правило составляет сумму от 500 – до 2.500 долларов США. Гонорар режиссера на игровом полнометражном проекте – до 25-40.000 долларов США (возможно и больше). Общемировая практика работы с режиссерами на полнометражных игровых проектах – «гонорар + % от проката», в России практически «не работает» по причине отсутствия национального проката вообще.

Помнить, что режиссер – подотчетен Вам, и от него также, как и от любого члена съемочной группы необходимо жестко требовать соблюдения сроков и графиков производства. Если Вам сядут на шею – скинуть практически невозможно. Нельзя попадать в зависимость от режиссера. И всегда помнить, что режиссера можно заменить ДО начала съемок. В дальнейшем – только в ущерб качеству продукта. Никогда не начинайте съемки, если Вы не уверены в том, что сделает режиссер. Один из двух людей, которым можно курить в павильоне. Ему можно даже, страшно сказать, выпить!!! Если идет во благо…

2.2.2 Оператор-постановщик – автор произведения – человек, которому режиссер МЕШАЕТ СНИМАТЬ КИНО!!! – один из ключевых «игроков» любого проекта. Как правило, появляется «в паре» с режиссером-постановщиком. Уровень оператора определяется просмотром демо-кассеты, и как правило, уровень соответствует увиденному, поэтому в случае с оператором практикуется следующая система оплаты. 30-40% от гонорара – аванс в день начала работ оператора над проектом (не путать с днем съемки, имеется в виду этап режиссерской разработки!), остальное – после отсмотра рабочего материала и приемкой его режиссером. На рекламе или музыкальном клипе гонорар оператора составляет 400 – 2.000 долларов США. Гонорар оператора, для простоты вычислений, можно рассчитывать, отнимая 25-30% от гонорара режиссера-постановщика. Полученная сумма – предмет для торга. Как правило, оператор, называя на первых переговорах сумму своего гонорара, уже готов «подвинуться» процентов на 10 минимум. Исключение – операторы с именем: Илья Демин, Максим Осадчий и т.д.

Как правило – наиболее спокойные и бесконфликтные члены съемочной группы. Помнить, что любой оператор хочет на площадку «весь свет, который есть, и еще два прибора, которых еще не изобрели…», поэтому необходимо разумно ограничивать технические запросы, естественно, не во вред проекту. Коней на переправе не меняют – это про оператора-постановщика. Смена оператора во время проекта невозможна, т.к. у каждого – свой «почерк». Один и тот же кадр два оператора снимут по-разному . Второй человек, которому можно курить в павильоне. И еще – он может спорить с режиссером, поэтому ежели вам нужно протолкнуть какую-либо идею – поделитесь ей с оператором, он сделает это быстрее и эффективнее вас. Операторы «старой школы», как правило, люди пьющие, но не на площадке – это исключено, а дома. Посему – давайте им достаточно времени на отдых.

2.2.3 Художник-постановщик – автор произведения, один из ключевых игроков любого проекта. Может быть «протеже» режиссера, может наниматься отдельно. Гонорар определяется в ходе переговоров, исходя из уровня предыдущих работ, сложности работы предстоящей и т.д. Для удобства – гонорар художника-постановщика, как правило, на 25-30% меньше гонорара оператора-постановщика. Возможен аванс до начала работ – не более 30-40 %, остальное – либо после отсмотра рабочего материала, либо после сдачи работы заказчику. Возможны варианты: после сдачи декорации выплачивается еще какая-то часть гонорара, и т.д.

Наиболее нестабильно работающий автор фильма. Важно жестко установить и неукоснительно отслеживать график работы по строительству декораций, т.к. все это время платится аренда. Попадание по срокам может быть весьма болезненным. В основном – без проблем. Помните, что строить декорацию, также как и писать музыку можно годами. Строительство декорации – это не действие, это состояние. Его нельзя закончить, его можно только прекратить! Помните также, что художник в кино и художник в рекламе – две абсолютно разных специальности. Если рекламного художника взять на полный метр – получите 1,5 часовой рекламный ролик.

2.2.4 Композитор – автор произведения. В идеале композитор подключается к работе, особенно при создании полнометражных фильмов, с первого дня работы группы авторов фильма. Создание музыкальной партитуры – основной музыкальной темы фильма, требуется от композитора уже на этом этапе. При работе над рекламными роликами –композитор выполняет работу по звуковому, музыкальному и шумовому оформлению ролика. Гонорар композитора на 10-15% ниже, чем у художника-постановщика (очень условно, бывает, что художник «молодой», а композитор – с именем, тогда его гонорар может существенно превышать гонорар художника, но не может быть больше гонорара оператора).

Главная засада – сроки. НЕ БЫВАЕТ, что работа композитора сдается в срок. Поэтому – всегда 3-7 дней временного люфта необходимо иметь. Композитор –наиболее яркий представитель творцов – так называемых «тварюг», поэтому логические рассказы о том, что у вас время жмет, заказчик волком воет и т.д., им не воспринимаются вообще. Будете бить рублем –останетесь без музыки. Будете орать ежедневно – уйдет в депрессию… Так что только ласка и нежность могут сделать композитора способным к дрессировке!

2.2.5 Второй режиссер – «начальник штаба» режиссера-постановщика. Появляется на очень организационно сложном рекламном ролике или музыкальном клипе, а также на полнометражных игровых проектах. Начинает и заканчивает работу практически одновременно с режиссером. От его работы зависит очень много, и в первую очередь – выполнение съемочного плана-графика. Второй режиссер составляет календарно-постановочный план съемок, контролирует работу всей творческой группы фильма. Находится в 100%-ном подчинении режиссера-постановщика. Гонорар, как правило зарплата в месяц (500-2.500 долларов США), на коротких проектах – гонорар, «аккорд».

Если вся съемочная группа НЕНАВИДИТ второго режиссера, значит все в полном порядке, и, скорее всего, провалов по срокам не предвидится. Второй – цербер, гоняющий всех. Хороший второй – большая редкость. Если удалось такого найти, постарайтесь обязательно договориться с ним по деньгам. Второй уровня Марины Малюковой, Ольги Колымовой – вообще уникумы, но и стоят соответственно. Но иногда даже вам захочется ее убить!

2.2.6 Ассистент режиссера (помреж) – «правая рука» второго режиссера. Помимо «подай-принеси», осуществляет заполнение в процессе съемок монтажных листов, жизненно необходимых на игровых полнометражных фильмах при работе с пленкой. Человек с хлопушкой. Обеспечение всего необходимого режиссеру, начиная от канцелярии и личного стула, заканчивая чаем-кофе. Как правило – появляется либо в паре с режиссером, либо в паре с вторым режиссером. Оплата в месяц – 300-700 долларов США.

«С мелом к товарищам в ноги!» – ее девиз, т.к. помрежка чаще всего женщина, и делать метки для актеров тоже ее обязанность. Помреж – ступень перед вторым режиссером, поэтому их функции иногда пересекаются. От нее зависит настроение режиссера, что важно, и климат на площадке в целом, что очень важно. Не обижайте помрежек – они хорошие, им и так достается больше всех!

2.2.7 Второй оператор – как правило, приходит в паре с оператором-постановшиком. В обязанности входит работа со светом, отвечает за выбор правильного режима экспонирования пленки. Необходим на всех без исключения проектах, снимаемых на кинопленку, либо на сложнопостановочных видеопроектах. Подчиняется оператору-постановщику. Обычно, но не всегда, может выполнять также обязанности оператора второй камеры или ассистента на фокусе. На игровых полнометражных проектах устанавливается зарплата в месяц – 1.200 – 2.000 долларов США, на роликах и клипах – 200 – 350 долларов США в день. Переработки не платятся.

Второй – человек, от которого зависит правильность экспонирования пленки, поэтому общается на площадке с ним только оператор, и, как правило, на него никто никогда не кричит. В основном – вменяемые люди, будущие операторы-постановщики (хотя, далеко не всегда!), поэтому имейте их в виду, не теряйте контакта.

2.2.8 Cameraman, оператор второй камеры. На западе это нормальная схема работы, в России – бывает, но редко, когда оператор-постановщик не сидит сам за камерой, а наблюдает съемки через режиссерский монитор, осуществляя руководство процессом. Подобная схема работы особенно оправдана при съемках на HD, т.к. в монитор оператор имеет возможность наблюдать реальную «картинку». В подобных случаях нанимается так называемый cameraman (человек, непосредственно сидящий за камерой). Оплата – договорная, но не больше 2-го оператора. В случае проведения многокамерной съемки возможно привлечение оператора второй камеры в случае, если эту функцию не берет на себя второй оператор. Оплата оператора второй камеры – ставка в месяц, в случае если многокамерная съемка осуществляется в течении всего процесса, ставка в день – если вторая камера появляется только на несколько дней.

Cameraman придет на площадку вместе с оператором-постановщиком. Часто им становится второй оператор. Если вы не знаете, где взять оператора на вторую камеру – спросите оператора-постановщика, он позовет своего приятеля – у него их миллион, и так, с шутками и прибаутками, проблема будет решена…причем, за минимальные деньги.

2.2.9 Ассистент оператора по фокусу – отвечает за перевод фокуса во время съемок. Подчиняется оператору-постановщику. Оплата на игровых проектах – ставка в месяц 600 – 1.500 долларов США, на рекламе и клипах – 100 – 250 долларов США.

Профессиональная шутка: «Фокус перевести – не фокус, фокус за это деньги получить!»

2.2.10 Ассистент оператора по пленке – как правило, привлекается только на большие полнометражные проекты, на рекламе и клипах его обязанности выполняет либо второй оператор, либо ассистент по фокусу. Подчиняется второму оператору. Обязанности – контроль за расходованием пленки, учет остатков, отслеживание наличия пленки на площадке, связь с лабораторией, зарядка и разрядка кассет. Оплата – ставка в месяц, до 600 долларов США.

Среди них попадаются уникальные люди, которые работали еще с вышеупомянутыми Братьями Люмьер, Герасимовым и Эйзенштейном! Много чего интересного могут порассказать…А попадаются абсолютно неуникальные студенты ВГИКа… рассказать ничего не могут…сделать, как правило, тоже…но за сигаретами бегают – The Best!

2.2.11 Оператор стедикам (stedicam). Стедикам – специальное приспособление, гасящее колебания при движении с камерой, позволяющее бегать, прыгать и т.д. Оператор стедикам – человек, работающий со стедикамом в случае, если оператор-постановщик самостоятельно со стедикамом не работает. Подчиняется оператору-постановщику. Оплата посменная, от 100 до 300 долларов в день, в зависимости от сложности проекта и опыта работы.

Как правило – физически очень здоровый мужик. Не ссорьтесь – влепит, мало не покажется! Хотя чаше всего – очень добрые и бесконфликтные люди. Втиснутый в стедикам похож на колорадского жука, наевшегося до отвала… Требует двойной порции обеда, т.к. бегать с 40-киллограмовой камерой – удовольствие нелегкое.

2.2.12 Бригадир осветителей – старший бригады осветителей, работающий на площадке. Подчиняется второму оператору. Осуществляет контроль за наличием на площадке осветительного и прочего необходимого оборудования, осуществляет контроль за работой бригады осветителей и gripов. Оплата на полнометражных проектах – ставка в месяц 900 – 1200 долларов США, но не больше 2-го оператора, на рекламе и роликах – 70-80 долларов в смену (8 или 10 часов, по договоренности), переработка – 10-15 долларов в час.

Гонять со страшной силой! И главное – следить за трезвостью. Только заметил, что выпимши – гнать с площадки сразу, т.к. напряжение сети – 380 Вт, как правило. По пьяни – убьется сам, спалит декорацию…Оно вам надо? Кстати, вы в курсе сколько надо дать в качестве взятки пожарнику на студии? Нет??! И слава богу. Если бы знали – вообще бы не занимались этим неблагодарным делом…)

2.2.13 Осветитель – подчиняется бригадиру осветителей, выполняет указания его и второго оператора. Работает с осветительными приборами. Оплата как правило, ставка в смену – 45-60 долларов США, переработка – 10-15 долларов США в час. На крупных проектах возможна ставка в месяц, но сумма не более ставки бригадира осветителей. Следует помнить, что осветители «старой школы», являясь весьма опытными работниками, склонны к выпивке в рабочее время.

Проблемы те же, что и с бригадиром. За пьянку – гнать с площадки и бить рублем! Сразу и нещадно!!! При повторе –гнать с проекта!

2.2.14 Обслуживание GRIP, в разговоре – «грипы», то же, что осветители, только работающие с GRIP- оборудованием. Подчиняются второму оператору.

Как правило – молодые, энергичные. Проблемы возникают редко. Очень много едят!

2.2.15 Супертехники (операторский кран, dolly, и т.д.) – технический персонал, обслуживающий операторскую технику. В зависимости от количества и типа операторской техники определяется количество супертехников. С краном, как правило, работают три человека, с тележкой – двое, и т.д. Оплата – идентична осветителям.

Всегда уточняйте у оператора, с кем именно из супертехников он хотел бы работать,и, по возможности, реализовывайте эти пожелания. Особенно, если речь идет об обслуживании кран-стрелки. Катать тележку – тоже исскуство. Причем непростое. А управление краном – тем более.

2.2.16 Художник-декоратор – «правая рука» художника-постановщика, отвечающий за воплощение в материале идей художника-постановщика. Руководит работой постановщиков, маляров, бутафоров и прочего постоянного и разового персонала. Отвечает за сроки изготовления декорации. Оплата – ставка, размер ставки не должен превышать ставку второго оператора.

Молодые, как правило считающие себя гораздо круче художников-постановщиков люди. Без особых проблем.

2.2.17 Постановщики – разнорабочие-универсалы, умеющие все. Подчиняются художнику-декоратору. Непосредственно руками воплощают задуманное художником-постановщиком декорационно-техническое решение проекта. Оплата на крупных проектах – ставка в месяц, порядка 500-1.100 долларов, на клипах и рекламе – 50-60 долларов в день. Переработки – по договоренности.

Пьют и много едят. В случае возникновения проблем – пожалуйтесь художнику-постановщику. Угрозы не взять на следующую работу чаще всего бывает достаточно…

2.2.18 Художник-гример – осуществляет всю подготовительную работу и ежедневную работу на площадке по всем видам грима. В его ведении – грим, макияж, прически и пастиж, пластический грим любой сложности и т.д. Ставка в месяц до 2.000 долларов США, либо – на роликах и рекламе – оплата в день 50-150 долларов США, в зависимости от опыта работы и сложности проекта. Переработки – по договоренности.

Очень часто – этакая «мама» съемочной группы. Всегда есть чай в гримерной, шоколадка, печенье, бублики, сухарики, и т.д. Очень ценно с точки зрения атмосферы на площадке. Следить, чтобы функции «мамы» не шли во вред прямым обязанностям. А то: «Где вся группа?!!» – а группа в гримерке, анекдоты травит…

2.2.19 Ассистент гримера – привлекается по мере необходимости в случае большого объема работ. Оплата – ставка в день, 30-60 долларов США. Как правило, у каждого гримера есть свой ассистент.

2.2.20 Художник по костюмам – осуществляет всю подготовительную работу и роботу на площадке по пошиву, аренде и подбору костюмов всех работающих «в кадре» актеров. Оплата – ставка в месяц до 2.000 долларов США, либо, на роликах и рекламе – 50-150 долларов США в день, включая подготовительный период.

Часто ругается по делу (по поводу костюмов) с режиссером, и чаще всего оказывается прав.

2.2.21 Костюмер – осуществляет помощь в работе художника по костюмам, следит за сохранностью и состоянием костюмов и аксессуаров. Оплата – ставка в месяц, или ставка в день 50-100 долларов США. Переработки – по договоренности.

«Тусуется» вместе гримером, «мама-2»…

2.2.22 Реквизитор – осуществляет подбор, покупку или аренду необходимого игрового реквизита, в соответствии с режиссерским сценарием. Следит за своевременной доставкой реквизита на площадку. Отвечает за его состояние и сохранность. Оплата – ставка в месяц, или ставка в день 50-100 долларов США. Переработки – по договоренности.

Если сумеете объяснить ему, что «…эту булавку мы покупать не будем, а принесем из дома», и он не станет вашим врагом на всю жизнь – все в норме.

2.2.23 Бутафор – специалист по изготовлению бутафории. В основном, работает на подготовительном этапе, реже требуется его присутствие на съемках. Оплата – по договоренности.

Одна из самых загадочных профессий. Вы знаете, как из старой шубы, строительной пены, газет и двух пуговиц сделать натуральную бычью голову? Нет?! Я тоже… поэтому торгуйтесь, но не сильно. Работа бутафора – дорогое удовольствие, но результат…!!!

2.2.24 Фотограф – выполняет на подготовительном этапе технические съемки, необходимые режиссеру, оператору и художнику, съемки актерского кастинга, съемки для дальнейшего изготовления PR-продуктов проекта, архивные съемки. Оплата по договоренности, чаще всего – гонорар.

Объясните фотографу, что снимать после команды «Мотор!» со вспышкой как-то нехорошо, можно типа от оператора схлопотать не по-детски… Естественно, это не относится к профессиональным «киношным» фотографам. Постарайтесь заполучить именно такого.

2.2.25 Пиротехники – обеспечивают необходимые для съемки пиротехнические эффекты, начиная от простейших – различные виды дыма, открытый огонь и т.д., заканчивая сложными пиротехническими эффектами – «закладки», имитирующие попадания от пуль, взрывы и т.д. Работают в тесном контакте с постановщиками трюков. Оплата – ставка в месяц, либо ставка в день. Как правило, ставка в день не выше 60-100 долларов США, переработка – 15%.

Важно: работать только с профессиональными, опытными пиротехниками! Все без исключения – страшные люди, требующие досконального и постоянного контроля. В противном случае – умри все живое… Желание чего-нибудь рвануть, да так, чтобы в пыль – в крови, и никакие логические доводы не действуют! Тотальный контроль!!!

P.S. Пиротехники Ялтинской киностудии – умри все живое в любом случае…спасения нет.

2.2.26 Звукорежиссер – обеспечивает звуковое оформление продукта в строгом соответствии с режиссерской концепцией. Ответственен за все, связанное со звуком – первичную запись звука на площадке, шумовое оформление, дубляж, работу с библиотекой шумов, перезапись в необходимом формате звука и т.д. Оплата – гонорар, до 5.000 – 7.000 долларов США за полный метр. На рекламе и клипах, как правило, отсутствует.

Любой звукорежиссер, также как и звукооператор – вещь в себе. Абсолютно тихие и незаметные люди, делающие большую работу. Запись звука на площадке требует дисциплины всей съемочной группы – абсолютной тишины после команды «Мотор!», поэтому обеспечьте ему тишину – и все, он счастлив! Ест немного, практически никогда не пьет… и еще может дать ПОСЛУШАТЬ ТИШИНУ!..

2.2.27 Звукооператор – человек, непосредственно занимающийся первичной записью «живого» звука на площадке. Оплачивается – ставка в месяц на полном метре – 50-70% ставки второго оператора. На клипах и рекламе нужен редко.

Если во время съемки вы услышали дикий вопль оператора: «Стоп!(… нецензурно…)!!! Микрофон в кадре!!!» – знайте, «виноват» он, звукооператор, или его ассистент, работающий с микрофоном-удочкой. Такое бывает, и никуда от этого не деться…но, к чести этих людей, бывает редко! Почти не пьет.

2.2.28 Ассистент звукооператора – помогает звукооператору работать с звукозаписывающей аппаратурой. Ставка в месяц – не более 400 долларов США, на клипах и рекламе не нужен.

2.3. Прочий технический и вспомогательный персонал

2.3.1 Водители – чем занимаются – понятно. Бывают водители на своих автомобилях, бывают нанятые на автомобили группы. Кроме того, машины спецтехники (Light-vagen, Camer-vagen) и т.д., также имеют водителей, которые помимо прямых функций, выполняют еще и функции людей, обслуживающих эту технику. Оплата – договорная. Если у Вас актеры-звезды, будьте готовы, что «звезде» нужна машина для доставки его звездной тушки на площадку, и отвоза ее домой. Кроме того, если помнить, кто тут главный – неплохо было бы отвозить и привозить режиссера, и, иногда – оператора.

2.3.2 Рабочие на «аккордные» работы – в основном необходимы на этапе начала строительства декораций для погрузки-разгрузки, переноски, подъема тяжестей и т.д. В командировке – нанимаются из местных. Оплата – договорная (от бутылки, до небольшой суммы денег).

Следить в шесть глаз!!! Чтоб не сперли, не напились, не уронили, еще раз чтоб не сперли, не напились и т.д. По возможности – свести до минимума их использование вообще! Категорически не использовать на разгрузке аппаратуры!!!

2.3.3. Прочий персонал (рабочие, уборщицы, и т.д.) – вроде, тут все понятно. Оплата договорная. Если позволяет бюджет – возьмите буфетчицу, которая будет наливать чай-кофе и делать бутерброды. Этим вы убережете себя от огромного количества пластиковых стаканчиков по всей площадке, и от ситуации, когда «кого-то нет, потому, что он убежал за водой»… в конце концов, это тоже вопрос уважения к съемочной группе.

3. СЪЕМОЧНАЯ И ОПЕРАТОРСКАЯ ТЕХНИКА, ОСВЕТИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

3.1 Съемочная техника

3.1.1. Кинокамера (комплект) – аренда комплекта киносъемочной аппаратуры может стоить от 200 долларов в смену за Arriflex III, до 900 долларов в смену за Arriflex 535 BL.

Комплект кинокамеры состоит из:

Кинокамера – Arriflex от III до 535 BL (Германия), реже – Panavision (США). Российские шедевры типа «Кинор», «Союз», и т.д. в настоящий момент практически не используются;

Комплект оптики (как правило – 7-10 дискретных объективов, 1-3 объектива с переменным фокусным расстоянием, т.н. Zoom);

Голова штативная – Cartoni, Sahtler;

Ноги – большие, средние и малые («лягушка»);

Компендиум – приспособление, крепящееся спереди на объектив, предназначенное для защиты передней линзы объектива от световых лучей-«паразитов», а также для крепления эффектных и корректирующих фильтров;

Follow-focus (фолл-фокус) – приспособление для плавного и удобного управления фокусом.

Электроприводы трансфокатора, фолл-фокуса.

Рапидная приставка (для камер, не оснащенных функцией изменения скорости съемки), позволяющая «разгонять» камеру до необходимых скоростей.

Блок питания – аккумуляторы и зарядное устройство.

Видеоконтроль + playback – для контроля за съемками и параллельной записи снимаемого на VHS

Экспонометрическое оборудование – Flash-meter и Spot-meter – инструменты второго оператора, предназначенные для замера освещенности и яркости соответственно. Желательно – Color-meter – прибор для измерения цветовой температуры и определения необходимых корректирующих фильтров.

Вообще комплект кинокамеры может быть гораздо больше – это основа, необходимый минимум. С камерой приезжает специально обученный человек, который несет за нее полную ответственность, обслуживает ее во время съемок, только он может переносить камеру, устанавливать, собирать и разбирать ее. Всем остальным, кроме оператора, второго и «фокусника», да и то, только во время съемки, к камере прикасаться запрещено. От механика в большой степени зависит стабильность и надежность работы кинокамеры. Практически каждая камера «закреплена» за конкретным механиком.

Механики – спокойные, молчаливые, иногда пьющие не на работе люди.

Для доставки камеры необходим транспорт, при съемках на натуре или в командировке – спецтранспорт – «камерваген», оборудованный специально для транспортировки и обслуживания камеры. Погрузку и разгрузку камеры, а это 5-7 тяжелых жестких кофров, осуществляет лично механик, никого к ней не подпуская.

3.1.2 Видеокамера (комплект ТЖК) – аренда профессионального комплекта видеосъемочной аппаратуры в настоящее время, как правило, обходится в пределах 100-150 долларов США в смену. Важно точно знать комплект и формат необходимого оборудования.

Комплект видеокамеры состоит из:

собственно, видеокамера (Camcorder). Основные производители: «Sony» – все форматы Betacam: SP, SX, Digital, а также DV CAM и DV; «Ikegami» – Betacam SP, Digital S. Кроме того, существуют видеокамеры профессионального уровня у «Панасоника» и «Филлипса», но это скорее экзотика.

Штатив и штативная головка – бывают совсем легкие (репортажные), и более тяжелые, более удобные для студийных и постановочных съемок;

Монитор, как правило не более 9-11 дюймов, для контроля за материалом;

Широкоугольная линза-насадка (конвертер);

Звукоснимающее оборудование – микрофоны репортерские, петлички и т.д.

Накамерный свет, питающийся от аккумуляторов камеры, либо от собственных выносных;

Комплект аккумуляторов и зарядное устройство.

Комментировать особо нечего – все просто, и всем знакомо. Точно также приезжает человек, точно также за камеру отвечает… Важно очень точно уточнить у оператора-постановщика конфигурацию и требования к видеооборудованию для проведения съемок – все аккуратненько записать, не пытаясь разобраться, и слово в слово передать людям из арендной компании. Дальше – их забота.

Камеры High Definition (HD) – отдельная тема, как столкнемся – обсудим. Там тоже есть свои плюсы и минусы.

3.2 Операторская и вспомогательная техника

3.2.2. Операторская тележка (комплект) – наиболее распространенные «Espase» (Италия) и ее модификации, «Гоблин» (Россия) – модификация одна. Стоимость в смену – от 60 – 70 долларов США за «Гоблина» (вещь с таким названием не может стоить дороже!), до 100-300 долларов США в смену за «Espace» или «Sirio». Комплект тележки состоит из собственно тележки в сборе, рельсов, такелажа (стяжки, клинья и т.д.) и электропривода. Существуют тележки с компьютерным управлением, супернавороченные – но о них пока не говорим. Важно знать, что если вам нужно много ездить по поворотам – не берите «Гоблина», он по поворотам ездит очень плохо (трясется и подпрыгивает). Плавное движение можно получить только с «Espase». Полный круг из рельсов – диаметр 6 метров, шесть поворотных секций. Помнить, что на выкладку рельсовых панорам нужно время, особенно это касается съемки на натуре. Персонал – 2 человека.

Кстати, очень показательно… американцы сделали операторскую тележку, и назвали ее «Dolly» – красиво… Итальянцы сделали операторские тележки и назвали их «Sirio» и «Espase» – романтично…В России операторская тележка называется «Гоблином»… – без комментариев.

3.2.2. Операторский кран – можно грубо разделить на кран-стрелки и краны с посадкой оператора на площадку наверх стрелы.

Кран стрелки бывают самые разнообразные – от 1,5 до 30 метров. Общий принцип – управление движениями самой стрелы осуществляется вручную, управление камерой и камерной головкой – дистанционно, с пульта при помощи приводов. Камерные головки бывают двухпозиционные и трехпозиционные (по количеству «рабочих» плоскостей). С кран-стрелкой управляются три человека. Дело долгое, поэтому на погрузку-разгрузку, на установку-сборку требуется немалое время.

Операторские краны с посадкой оператора, как правило, базируются на базе операторских тележек («Super Espase», «Cine Gib»), либо, по старой советской традиции – на тяжелых грузовых автомобилях типа «Урал». Самый большой из доступных на сегодняшний день кранов – Минский «Суперкран», с вылетом стрелы около 30 метров. Попробуйте найти оператора, который добровольно ТУДА полезет…очень страшно… а ведь еще и снимать надо…

Стоимость аренды кранов и кран-стрелок – от 70 до 1.900 долларов в день, в зависимости от типа, размеров и поставленной задачи.

Очень часто желание режиссера или оператора иметь съемку с крана – понты, не обусловленные ни творческой, не технической необходимостью. Требуйте доказательств того, что кран необходим совершенно, причем доказательств разумных и логичных. «Будет красиво!» – не аргумент, и не катит совершенно… Встречного вопроса: «А всё остальное как будет?!! Некрасиво?!!» как правило бывает достаточно…

3.2.2. Стедикам – приспособление для осуществления съемки «с движения». Одевается непосредственно на оператора-постановщика, либо на специально подготовленного оператора, «стедикамщика». Необходимость применения стедикам определяется оператором-постановщиком и режиссером на этапе подготовительной работы над проектом. Стоимость аренды стедикам зависит от типа камер, на который он рассчитан. Аренда стедикама под Betacam обойдется в 75-110 долларов США, стедикам для кинокамеры – от 150 долларов США в смену. Важно помнить, что стедикам – дефицит, и заказывать его нужно заранее.

Помните, что любой прецедент использования стедикама должен быть оправдан. Помимо того, что искусством съемки с помощью стедикама владеют единицы, это все еще и достаточно долго. И дорого. И вообще, существует масса других способов съемки движения… но съемки с помощью стедикам все равно – супер!!!

3.2.3. Спецтехника – приспособления, специально заказываемые, или изготавливаемые для отдельных типов съемки. Стоимость аренды самая разнообразная – от 50 до 5000 долларов США в смену. Тут всё – от боксов, позволяющих снимать под водой и бросать кинокамеру с 30-ти метровой высоты (а вы что думали, это одноразовый оператор прыгает?!!), до приспособлений для съемки с автомобиля, вертолета, самолета, космического корабля (лишь бы не «Columbia»), и т.д. Короче, всякие феньки, при виде которых у оператора начинается приступ безудержной эпилептичной радости, а вы, зная сколько всё это стоит, рыдаете в 33 струи…

3.3 Осветительное оборудование

3.3.1 Осветительное оборудование (свет). Основная универсальная классификация – по световой температуре различают «белый» и «желтый» свет. Самые распространенные фирмы, выпускающие осветительные приборы – «Desisti» (Италия) и «ARRI» (Германия). Советские «Юпитеры» киевского производства, и прочих динозавров, некогда обитавших в ареале СНГ, не рассматриваем по эстетическим причинам.

Одна из характеристик света – световая температура. Измеряется в Кельвинах. Измерить ее можно специальным прибором – колорметром. Это все, что вам необходимо знать. Хотя, и этого не надо… и вообще, зачем вы все это читаете?!!! Спать! Немедленно спать!!!

Белый» свет – осветительные приборы, дающие на выходе поток света с температурой 5500 К. Примерно такую же температуру имеет солнечный свет. По названию ламп, используемых в приборах белого света – и название этих приборов – HMI. Осветительное оборудование HMI гораздо дороже «желтого» света – от 20 до 1.200 долларов США в смену за один прибор, зависит от мощности… К каждому прибору прилагается такая коробочка – пускатель. Коробочка тяжелая, а если вам нужен прибор мощностью киловатт этак на 16 – дело труба. Весит он около 75 кг…и диаметром с исполнительного директора видеостудии «САВ-Кинотавр»… Кроме того, белый свет очень чувствителен к мощности сети и скачкам напряжения. При недостатке мощности белый свет может просто не запуститься – съемка сорвана, группа рада, вы рыдаете… При самом незначительном скачке напряжения белый свет может «вырубиться»… дубль будет испорчен. Кроме того, у белого света иногда по неизвестным науке причинам, а чаще всего из-за выработанного ресурса ламп, появляется т.н. фликер-эффект. Говорят: «Прибор фликует» – свет чуть-чуть подрагивает, как будто внутри маленькие вспышечки через равные, очень короткие промежутки времени. Лечиться заменой лампы, пускателя… или бригадира осветителей.

Но белый свет необходим, без него иногда никак. Поэтому слушайте операторов, они все знают. С операторами вообще надо дружить… если вы ему нравитесь, он поможет сэкономить кучу денег.

Желтый» свет – осветительные приборы, дающие на выходе световой поток света с температурой 3200 К. Примерно такую же температуру имеет бытовая лампа накаливания. Именно такие лампы в них и используются. Неприхотливое, недорогое, практически безотказное осветительное оборудование. Стоимость одного прибора, в зависимости от мощности от 1 до 50 долларов США за смену. Желтый неприхотлив к сети, допускает скачки напряжения… всё, в общем, проще.

Кроме того, свет бывает направленным («линзовые» приборы), и рассеянным. К маркировке приборов рассеянного света прибавляется буржуйское слово soft.

В приборе направленного света свет, прежде чем осветить чью либо гениальную физиономию, проходит через фокусировочную линзу, которая направляет световые лучи, делая их практически параллельными оси прибора и друг другу. Рассеянный свет лупит во всю ивановскую, во все стороны…

Свет – основа кино. Старайтесь не сильно экономить на свете, и это тут же будет видно на картинке. Свет может творить чудеса – из урода сделать красавца, и наоборот. Искусство оператора как раз и состоит в искусстве «писать» светом. Короче, ученье – свет, учитесь, и нафиг вам это осветительное оборудование надо!!! На практике разберетесь.

3.3.2 GRIP. Грип – происходит от буржуйского слова «крепёж, крепить». Соответственно, основной смысл – в названии. Кроме того, исторически сложилась, что люди-грипы также занимаются эффектными светофильтрами и прочими штуками для эффективной и удобной работы со светом. Комплект grip-оборудования состоит из:

· Комплекта светофильтров – различные компенсационные фильтры, позволяющие изменять цветовую температуру и интенсивность светового потока, эффектных (цветных) светофильтров, и так называемых «фростов» – специальные фильтры, рассеивающие световой поток – как если на настольную лампу натянуть капроновый чулок – световой поток сразу станет гораздо «мягче», а соответственно станут менее плотными тени.

· Крепежные штативы (систенды), а также прочий крепежный инвентарь и приспособления – начиная от тейпов (специальная термостойкая лента-скотч) и прищепок, заканчивая всякими хитрыми штуками, типа экстендеров, головок и т.д. – список огромен. Сюда же входят фростовые рамы.

· Приспособления для изменения площади или характера светового потока – флаги (негры), сетки и фросты («снимающие 1, 0,5 или 0,25 диафрагмы»), куки – такие фанерки с дырочками, и т.д.

Короче, если надо что-нибудь приколотить или поломать – это к постановщикам, а вот если надо прикрепить – то к грипам… Поворчат, но сделают.

Комплект грипа может стоить от 50 до 150 долларов за смену, в зависимости от количества заказанных наименований.

3.3.3 Обеспечение электроэнергией – очень ответственный момент. Проще всего – в павильоне, где со светом без проблем и до 100 – 200 кВт электроэнергии «снимается» легко. Хуже – при съемке в необорудованном помещении – с бытовой сети редко можно снять бельше 15-20кВт. На натуре – совсем тяжело, но в этом случае на помощь приходят братья-генераторы – естественно, небесплатно. Бывают младшие «братья-генераторы», переносные, мощностью от 5 до 15 кВт, средние братья-генераторы, мощностью 40-60 кВт – как правило, на базе прицепов. Старшие братья-генераторы – это автомобиль типа ЗИЛа, в кузове которого установлен нормальный такой дизель-генератор, уверенно выдающий 100 и более кВт. Идеальный, но самый дорогой вариант. Аренда обходится почти в 300 долларов в смену. Плюс оплата соляры, которой старший брат потребляет немеряно. Важно помнить, что если у вас на площадке много света HMI, желательно иметь запас по мощности в 5-7 кВт, иначе свет может просто не запуститься…будет темно и грустно…

4. СВЕТОЧУСТВИТЕЛЬНЫЕ, РАСХОДНЫЕ И ПРОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ

4.1.1. Кинопленка. Основной светочувствительный материал, используемый в производстве кино, музыкальных и рекламных клипов. Характеризуется высоким качеством изображения. В настоящий момент конкурентов практически не имеет, хотя HD подбирается к «пленочному» качеству уже вплотную. Несмотря на бодрые вопли о скорой «смерти» пленки и начале эры цифры – это вряд ли, еще лет 10 минимум достойной пленке альтернативы не будет. Основные мировые лидеры в производстве кинопленки – компании «Кодак» (США, Франция, Великобритания), и «Фуджи» (Япония). Одно время очень симпатичную пленочку делала «Agfa» (Германия), но сейчас ее не производят.

Основные характеристики пленки, которые необходимо знать – тип, формат, светочувствительность, сбалансированность по свету.

Тип пленки – бывает негативная и обращаемая (позитивная), спецпленки для изготовления контратипов и т.д.;

Формат – наиболее распространенные форматы – 16 и 35 мм (ширина пленки);

Светочувствительность – характеризует «восприимчивость» пленки к свету. Чем выше значение светочувствительности, тем более чувствительная к свету пленка, соответственно тем меньше света нужно для ее нормального экспонирования. Измеряется в единицах ISO – 100, 250, 500 ISO;

Сбалансированность по свету – пленки могут быть сбалансированы по световой температуре 5500 К или 3200 К. Пленка, сбалансированная по «белому» свету, имеет маркировку «Т», и воспринимает свет с температурой 5500К как белый, а свет 3200К – как желтый. Пленка, сбалансированная по «желтому» свету воспринимает свет 3200К как белый, а свет 5500К – как синий.

В общем все достаточно заморочено, знать это в совершенстве должен оператор. Какую пленку он Вам скажет покупать – такую и купите. Разница между характеристиками очень незначительно влияет на стоимость самой пленки, стоимость обработки и т.д. При организации производства и расчете сметы важно знать именно это.

Все пленки 35 мм выпускаются в размотках по 305 и 122 метра, что позволяет запечатлеть на пленке соответственно 10 и 5 минут изображения при нормальной (24 кадра в секунду) скорости съемки. Пленки 16 мм выпускаются в размотках 122 метра, что соответствует 10 минутам изображения.

Ориентировочная стоимость 35 мм негативной кинопленки – около 600 долларов США за размотку 305 метров, 16 мм – около 140 долларов США за 122 метра.

Важно: пленка должна храниться в специальном помещении, с соблюдением температурного режима, определенной влажности и т.д., поэтому покупайте пленку только у официальных дилеров, в представительствах или в сертифицированных лабораториях. Неправильно хранящаяся пленка теряет свои характеристики, прежде всего падает светочувствительность, причем очень заметно.

Еще важно: при работе над большим проектом постарайтесь, чтобы купленная Вами пленка была «с одной оси», т.е. имела один и тот же номер эмульсии. Одни и те же типы пленок с разными эмульсиями имеют разные характеристики.

Не заморачивайтесь! Все это просто для информации, разбираться во всем этом Вам не надо! Это знает оператор, ассистент по пленке – они Вам пальчиком тыкнут, вы денег отвалите – и все довольны…! Главное – помнить, что пленка боится света, ее нельзя сильно нагревать, ронять, и т.д. И она ответит Вам взаимностью…

4.1.2 Видеокассеты профессионального формата (Betacam SP, SX, Digital, Digital S, DV, DV-Cam и т.д.)

Особо разворачивать тему смысла нет, т.к. уж видеокассеты видели все. Важно обращать внимание на соответствие выбранного формата видеосъемки поставленной задаче. К примеру, простенькую свадьбу друга вряд-ли есть смысл снимать на Digital Betacam, а рекламный ролик – на VHS. Стоимость видеокассет – от 10 до 50 долларов США, в зависимости от формата. Кассеты для записи звука – DAT, также продаются везде, стоят от 10 до 50 долларов в зависимости от фирмы и длительности.

Важно: новые видеокассеты перед использованием рекомендуется «проматывать», дабы избежать слипания. Это не редкость!

4.1.3 Фотопленка и расходные фотоматериалы (Фирма-производитель, тип) – речь идет о пленках профессиональных. То же, что и кинопленки в основном, есть свои особенности – это абсолютно не принципиально, расходы небольшие, все всё знают…

 http://screenwriter.ru/info/smeta/

Как правильно составить смету бюджета фильма?

Анонимный вопрос

15 апреля 2019  · 1,7 K

Юрист, основная сфера интересов — уголовное право, защита прав человека  · 15 апр 2019

Составление сметы кинофильма – долгий и трудоемкий процесс, поскольку съемки фильма требуют участия большого количества людей и разнообразного технического оборудования. Бюджет фильма будет сильно зависеть от хронометража из жанра, в котором снимается фильм (короткометражки в повседневном сеттинге обойдутся гораздо дешевле, чем фентезийный полный метр), но в целом список пунктов в смете должен быть следующим:

Расходы на сценарий и музыку

Сюда входят расходы на гонорары сценаристу, композитору, а также прочие расходы, например, на аренду студии звукозаписи для оркестра.

Расходы на персонал

Самая объемная часть сметы. Сюда входят расходы на:

  • Актёров на главных ролях
  • Актёров второго плана
  • Массовки
  • Режиссёра-постановщика
  • Декораторов
  • Оператора (или нескольких)
  • Ассистента режиссёра
  • Ассистентов операторов
  • Осветителей
  • Технический персонал, обслуживающий оборудование операторов
  • Гримёров
  • Художников по костюмам (они придумывают дизайн костюмов)
  • Костюмеров (а они претворяют дизайн в жизнь)
  • Реквизиторов
  • Звукорежиссёра
  • Звукооператора
  • Пиротехников (если вы планируете что-то взрывать на экране)
  • Прочий технический персонал (например, водители, уборщицы, грузчики)

Следующая статья расходов — это оборудование, но какого-то универсального списка в этой части нет, всё опять же зависит от фильма. Для одних проектов нужны стедикамы, краны, качественный хромающей, с десяток камер и горы осветительного оборудования, для других достаточно камеры айфона, пары микрофонов-петличек и естественного света на натурным съёмках. Часто вопрос оборудования обсуждается с операторами, звуковиками и декораторами, после беседы с ними эта статья расхода становится определённой.

Также следует заложить в смету определённое количество денежных средств на оплату пост-продавшена (монтаж, визуальные эффекты при надобности) и маркетинга фильма, который может проводиться в самых разных формах: постеры на улицах, посты в интернете, нарезка трейлеров и трансляция их по телевидению и в интернете — всё зависит от ваших притязаний.

2,0 K

Комментировать ответ…Комментировать…

Смету бюджета фильма,да,знаю.Но,существует алгоритм и образец генеральной сметы. Она будет отличаться от рабочей и заявочной для инвестора. И еще,конечно, гильдийные ставки союза кинематографистов РФ. Это гонорары и пр.

1,1 K

Ужас, Вероника. Ну, какой персонал? Прежде начали учителей обслугой называть, уже пожинаем потихоньку плоды… Читать дальше

Комментировать ответ…Комментировать…

ПРИМЕР СМЕТЫ

Здесь выложена смета на основе сказки Шарля Перро «Красная Шапочка». Сказку наверное все знают.

Вычисления сделаны из расчета 30 минут экранного времени. Все цифры денежных сумм совершенно условны, и поэтому стоят в «абстрактных единицах», ае.

Подготовительный период принимаем 3 месяца, съемочный – 5 дней, МТП – 3 месяца, получение прокатного удостоверения – 1 месяц.

Определяем количество съемочных дней

1 день: сцена в доме Красной шапочки.
1 день: Красная Щапочка выходит из дому. Красная Шапочка идет по деревне. Красная Шапочка идет по дороге, выходящей из деревни.
1 день: сцена встречи с волком. Красная Шапочка идет, собирает цветы.
2 дня: сцена волка с бабушкой. Сцена волка с Красной Шапочкой. Сцена спасения.

Итого 5 съемочных смен (дней)

Оплата актерам за съемку

Роль

Ставка в смену

Кол-во человек

Занятость смен

Итого

Красная Шапочка 500 1 5 2500
Волк 500 1 3 1500
Мать Красной Шапочки 300 1 1 300
Бабушка Красной Шапочки 400 1 2 800
Дровосеки 200 3 2 1200
Жители деревни 50 10 1 500
Итого 6800

Оплата актерам за репетиции

Из расчета 0,25 от ставки за съемочную смену. С актерами массовых сцен в связи простотой сцены репетиции в подготовительный период не проводятся.

Роль

Ставка в смену

Коэфф.

Кол-во человек

Заня-тость, см.

Итого

Красная Шапочка 500 0,25 1 4 500
Волк 500 0,25 1 3 375
Мать Красной Шапочки 300 0,25 1 1 75
Бабушка Красной Шапочки 400 0,25 1 2 200
Дровосеки 200 0,25 3 2 300
Итого 1450

Оплата актерам за чистовое озвучивание в студии

Из расчета 0,5 от ставки за съемочную смену.

Роль

Ставка в смену

Коэфф.

Кол-во человек

Заня-тость, см.

Итого

Красная Шапочка 500 0,5 1 4 1000
Волк 500 0,5 1 3 750
Мать Красной Шапочки 300 0,5 1 1 150
Бабушка Красной Шапочки 400 0,5 1 2 400
Дровосеки 200 0,5 3 2 600
Итого 2900

Итого оплата актерам за съемку, репетиции и озвучивание
6800 + 1450 +2900 = 11150 ае.

Затраты на оплату труда режиссерской группы

Должность

Форма оплаты

Ставка

Ед. измер.

Кол-во

Сумма

Режиссер-постановщик аккорд месяцы 6 50000
Второй режиссер повременн. 2500 месяцы 6 15000
1-й асс. режиссера повременн. 350 недели 9 3150
2-й асс. режиссера повременн. 300 недели 9 2700
Асс. по актерам повременн. 300 недели 6 1800
Помощник режиссера повременн. 250 недели 7 1750
Режиссер по спецэффектам аккорд месяцы 4 7000
Итого 81400

Затраты на оплату труда операторской группы

Должность

Форма оплаты

Ставка

Ед. измер.

Кол-во

Сумма

Оператор-постановщик аккорд месяцы 4 15000
Второй оператор аккорд недели 2 4000
Оператор стедикам повременн 170 дни 2 340
Асс. оператора по фокусу повременн 45 дни 5 225
Асс. оператора по пленке повременн 40 дни 7 280
Итого 19845

Затраты на оплату труда группы монтажа

Должность

Форма оплаты

Ставка

Ед. измер.

Кол-во

Сумма

Режиссер-монтажа повременн. 400 недели 11 4400
Видеоинженер нелиней. монтажа (монтажер) повременн. 300 недели 11 3300
Инженер текущей записи повременн. 45 дни 5 225
Итого 7925

Затраты на оплату труда художников и ассистентов

Должность

Форма оплаты

Ставка

Ед. измер.

Кол-во

Сумма

Художник-постановщик аккорд недели 13 10000
Асс. художника повременн. 350 недели 10 3500
Помощник художника повременн. 270 недели 10 2700
Художник декоратор повременн. 500 недели 11 5500
Асс. художника декоратора повременн. 300 недели 9 2700
Художник по костюмам аккорд недели 9 7000
Асс. художника по костюмам повременн. 280 недели 5 1400
Художник-гример аккорд недели 7 5000
Асс. художника по гриму повременн. 280 недели 3 840
Итого 38640

Затраты на оплату труда звуковиков

Должность

Форма оплаты

Ставка

Ед. измер.

Кол-во

Сумма

Звукорежиссер аккорд недели 13 9000
Асс. звукорежиссера повременн. 300 недели 10 3000
Звукооператор повременн. 55 дни 5 275
Асс. звукооператора повременн. 35 дни 5 175
Звукорежиссер звуковых эффектов повременн. 400 недели 4 1600
Итого 14050

Затраты на оплату редакторов

Должность

Форма оплаты

Ставка

Ед. измер.

Кол-во

Сумма

Редактор 2000 месяцы 5 10000
Музыкальный редактор 1300 месяцы 3 3900
Скрипт-супервайзер 250 недели 3 750
Итого 14650

Затраты на оплату труда продюсерской группы

Должность

Форма оплаты

Ставка

Ед. измер.

Кол-во

Сумма

Продюсер повременн. 5500 месяцы 7 38500
Исполнительный продюсер повременн. 3000 месяцы 6 18000
Юрист повременн. 2500 месяцы 7 17500
Помощник продюсера повременн. 1200 месяцы 7 8400
Бухгалтер повременн. 1400 месяцы 7 9800
Секретарь повременн. 750 месяцы 7 5250
Кассир повременн. 600 месяцы 6 3600
Итого 101500

Затраты на оплату труда административной группы

Должность

Форма оплаты

Ставка

Ед. измер.

Кол-во

Сумма

Директор съемочной группы повременн. 2200 месяцы 6 13200
Зам. директора повременн. 1700 месяцы 4 6800
Старший администратор повременн. 320 недели 9 2880
Администратор площадки повременн. 300 недели 9 2700
Администратор по быту повременн. 300 недели 9 2700
Локэйшн-менеджер повременн. 1100 месяцы 2 2200
Итого 30480

Затраты на оплату труда группы кастинга

Должность

Форма оплаты

Ставка

Ед. измер.

Кол-во

Сумма

Кастинг-директор аккорд недели 8 4000
Асс. кастинг-директора повременн. 220 недели 8 1760
Итого 5760

Затраты на оплату труда производственных рабочих

Должность

Форма оплаты

Ставка

Ед. измер.

Кол-во

Сумма

Костюмер повременн. 125 недели 5 625
Бригадир осветителей повременн. 70 дни 5 350
Осветители (4 чел.) повременн. 45*4 дни 5 900
Постановщики (3чел.) повременн. 180*3 недели 6 3240
Электрик повременн. 45 дни 5 225
Рабочие (3 чел.) повременн. 160*3 недели 4 1920
Уборщики (2 чел.) повременн. 120*2 недели 1 480
Рабочие-строители декораций (4 чел.) повременн. 180*4 недели 5 3600
Фотограф повременн. 40 дни 5 200
Итого 11540

Затраты на оплату труда временных работников

Должность

Форма оплаты

Ставка

Ед. измер.

Кол-во

Сумма

Исполнительница песни Красной Шапочки гонорар 200
Врач повременн. 70 дни 5 350
Специалист по охране труда повременн. 55 дни 5 275
Конюх повременн. 45 дни 5 225
Итого оплата труда временных работников 1050

Итого затрат на оплату труда группы и актеров: 322465 ае.

Затраты на дополнительную заработную плату съемочной группы

Должность

Занятость, мес.

Ставка

Коэфф.

Сумма

Режиссер-постановщик 6 8333 0,55 4545
Второй режиссер 6 2500 0,55 1364
1-й асс. режиссера 2,3 1400 0,20 286
2-й асс. режиссера 2,3 1200 0,20 245
Асс. по актерам 1,5 1200 0,14 164
Помощник режиссера 1,8 1000 0,16 159
Режиссер по спецэффектам 4,0 1750 0,36 636
Оператор-постановщик 4,0 3750 0,36 1364
Второй оператор 0,5 2000 0,05 91
Оператор стедикам 0,1 3400 0,01 31
Асс. оператора по фокусу 0,3 900 0,02 20
Асс. оператора по пленке 0,4 800 0,03 25
Режиссер-монтажа 2,8 1600 0,25 400
Видеоинженер нелиней. монтажа 2,8 1200 0,25 300
Инженер текущей записи 0,3 900 0,02 20
Художник-постановщик 3,3 3077 0,30 909
Асс. художника 2,5 1400 0,23 318
Помощник художника 2,5 1080 0,23 245
Художник декоратор 2,8 2000 0,25 500
Асс. художника декоратора 2,3 1200 0,20 245
Художник по костюмам 2,3 3111 0,20 636
Асс. художника по костюмам 1,3 1120 0,11 127
Художник-гример 1,8 2857 0,16 455
Асс. художника по гриму 0,8 1120 0,07 76
Звукорежиссер 3,3 2769 0,30 818
Асс. звукорежиссера 2,5 1200 0,23 273
Звукооператор 0,3 1100 0,02 25
Асс. звукооператора 1,3 700 0,11 80
Звукорежиссер эффектов 1 1600 0,09 145
Редактор 5 2000 0,45 909
Музыкальный редактор 3 1300 0,27 355
Скрипт-супервайзер 0,8 1000 0,07 68
Продюсер 7,0 5 500 0,64 3500
Исполнительный продюсер 6,0 3 000 0,55 1636
Юрис 7,0 2 500 0,64 1591
Помощник продюсера 7,0 1 200 0,64 764
Бухгалтер 7,0 1 400 0,64 891
Секретарь 7,0 750 0,64 477
Кассир 6,0 700 0,55 382
Директор группы 6,0 2200 0,55 1200
Зам. директора 4,0 1700 0,36 618
Старший администратор 2,3 1280 0,20 262
Администратор площадки 2,3 1200 0,20 245
Администратор по быту 2,3 1200 0,20 245
Локэйшн-менеджер 2,0 1100 0,18 200
Кастинг-директор 2,0 2000 0,18 364
Асс. кастинг-директора 2,0 880 0,18 160
Костюмер 1,25 500 0,11 57
Бригадир осветителей 0,25 1400 0,02 32
Осветители (4 чел.) 0,25 3600 0,02 82
Постановщики (3чел.) 1,5 2160 0,14 295
Электрик 0,25 900 0,02 20
Рабочие (3 чел.) 1 1920 0,09 175
Уборщики (2 чел.) 0,25 960 0,02 22
Рабоч.-строители декораций (4 чел.) 1,25 2880 0,11 327
Фотограф 0,25 800 0,02 18
Врач 0,25 1400 0,02 32
Специалист по охране труда 0,25 1100 0,02 35
Конюх 0,25 900 0,02 20
Итого 29423

Примеч. Исполнительница песни Красной Шапочки оформлена по гражданско-правовому договору, и дополнительная зарплата с ее оплаты не начисляется.

Затраты на дополнительную заработную плату исполнителям ролей и актерам массовых сцен за участие в съемках

Роль

Занятость, мес.

Ставка

Коэфф.

Сумма

Красная Шапочка 0,25 10000 0,02 227
Волк 0,15 10000 0,01 136
Мать Красной Шапочки 0,05 6000 0,00 27
Бабушка Красной Шапочки 0,1 8000 0,01 73
Дровосеки 0,1 12000 0,01 109
Жители деревни 0,05 10000 0,00 45
Всего оплата дополнительной заработной платы актерам за съемки: 618

Затраты на дополнительную заработную плату исполнителям ролей за участие в репетициях

Роль

Занятость, мес.

Ставка

Коэфф.

Сумма

Красная Шапочка 0,2 2500 0,02 45
Волк 0,15 2500 0,01 34
Мать Красной Шапочки 0,05 1500 0,00 7
Бабушка Красной Шапочки 0,1 2000 0,01 18
Дровосеки 0,1 3000 0,01 27
Итого 132

Примеч. Актеры массовых сцен в досъемочных репетициях не участвуют.

Затраты на дополнительную заработную плату исполнителям ролей за участие в озвучивании

Роль Занятость, мес. Ставка Коэфф. Сумма
Красная Шапочка 1 5000 0,09 455
Волк 0,75 5000 0,07 341
Мать Красной Шапочки 0,25 3000 0,02 68
Бабушка Красной Шапочки 0,5 4000 0,05 182
Дровосеки 0,5 6000 0,05 273
Всего оплата дополнительной заработной платы актерам за озвучивание: 1318

Примеч. Актеры массовых сцен в озвучивании не участвуют.

Итого затрат на дополнительную зарплату группе и актерам 31491 ае.

Добавить комментарий