Как составить смету рекомендации

Составление сметы — один из важнейших этапов работы в строительной деятельности. Правильность сметных расчетов гарантирует, что будет соблюдена сумма запланированных расходов на строительство, и проект в результате не выйдет намного дороже, чем рассчитывалось. Расскажем, как составить идеальную смету.

Как составить смету в соответствии с законом

Смета — финансовый документ для планирования бюджета перед началом строительных, монтажных, реставрационных, ремонтных работ.

Учитывает все статьи расходов, отражает затраты на выполнение проекта и помогает не допустить значительного перерасхода средств. Для расчетов обычно используется ресурсный или базисно-индексный метод. В первом случае учитывается конкретная стоимость работ, материалов и прочего, во втором — усредненные значения по рыночной стоимости. Ресурсный метод подразумевает высокую точность расчетов, а базисно-индексный — экономию времени и усилий на составление.

При составлении необходимо соблюдать несколько видов сметных норм:

  • государственных,

  • федеральных,

  • отраслевых,

  • территориальных,

  • корпоративных.

Учитываются следующие затраты:

  • на оплату труда работников,

  • оборудование,

  • инструменты,

  • материалы,

  • использование машин,

  • энергообеспечение работ.

Законность смет определяют по общепринятым правилам. В документах должны сходиться:

  • даты,
  • наименования и реквизиты контрагентов,
  • показатели и расчеты.

В сметах прописывают плановые и фактические расходы, налоги и сборы.

Обязательно прилагаются первичные документы, подтверждающие получение и расходование средств, акты приемки и сдачи работ по каждому этапу строительства.

Законными должны быть все заключенные с подрядчиками договоры. Все компании и индивидуальные предприниматели, которые будут задействованы в предусмотренных сметой работах, обязательно должны иметь лицензию на свою деятельность.

Трудности формирования сметной документации

Составление сметы — процесс сложный, и любая организация стремится его облегчить. Формирование документации затрудняет много факторов.

  • В процессе участвует много людей и компаний, действия которых необходимо согласовывать.

  • На течение строительных работ и их стоимость влияют внешние обстоятельства, которые также нужно учесть, например, климатические.

  • Нужно выполнить большой объем специализированных расчетов: от оплаты основных работ по реализации проекта до дополнительных расходов.

Из-за сложности расчетов владельцы бизнеса стремятся применять современные методы для автоматизации разработки строительной сметной документации. В специализированной программе от 1С предусмотрены все необходимые функции.

  • Автоматический расчет локальных, объектных и сводных смет по заданным нормативам ресурсным и базисно-индексным методом.

  • Формирование списков расценок и возможность их применения в качестве шаблонов в дальнейшем.

  • Справочники базисных и фактических цен.

  • Учет выполненных работ с формированием сопутствующей документации.

  • Автоматическая экспертиза с формированием отчетности по показателям. 

Автоматизация строительной сметы предоставляет множество преимуществ предпринимателям:

  • не требуется нанимать специалиста для составления,
  • в программе 1С могут работать пользователи без опыта,
  • решение экономит время благодаря автоматическим расчетам, импорту и экспорту файлов, возможности массовой обработки документов, контролю над расхождениями и ошибками,
  • в решении реализованы централизованное хранение информации и надежная защита данных,
  • оказывается профессиональная техническая и консультативная поддержка.

(Рейтинг:
5
Голосов: 1 )

Как известно, СНТ являются некоммерческими организациями, основными поступлениями для которых
являются членские взносы.

Основанием для получения взносов является Смета предстоящих расходов, которая утверждается на общем
собрании.

Напомним, что с 1 января 2019 года в СНТ может быть только 2 вида взносов – членские и целевые.
Членские взносы собираются для обеспечения текущей деятельности СНТ и обслуживания имеющихся
объектов, а целевые взносы – на приобретение (создание) новых объектов. Законодательство не
обязывает СНТ составлять Смету по какой-то конкретной форме, но мы рекомендуем своим клиентам в
Смете четко разделять целевые и членские взносы.

Ниже приведены рекомендации по составлению типовой сметы для СНТ.

В первом разделе cметы, как правило, указываются членские взносы.

Раздел можно условно разделить на основные статьи: Административно-хозяйственные расходы
(канцелярия, банковское и бухгалтерское обслуживание, почтовые и прочие расходы), расходы на
содержание и ремонт (обслуживание инфраструктуры, благоустройство, чистка и ремонт дорог и пр.),
заработная плата и налоги (взносы).
В нашем примере статьи затрат прописаны отдельно, более подробно.

Таблица 1. Членские взносы

Вид расхода Сумма Примечание (обоснование)
Зарплата председателя 120 000 руб. 10 000 в месяц с НДФЛ, 8700 – на руки в месяц, 1300 – НДФЛ
Взносы с зарплаты председателя 36 240 руб. 30,2% от ФОТ
Бухгалтерское обслуживание 120 000 руб. 10 000 руб. в месяц
Зарплата cторожа 60 000 руб. 5 000 в месяц с НДФЛ, 4 350 – на руки
Взносы с зарплаты сторожа 18 120 руб. 30,2% от ФОТ
Вывоз мусора 40 000 руб. по 5000 руб. в течение 8 месяцев (только в теплое время года)
Отсыпка дороги щебнем 24 000 руб. 14 м3 щебня гравийного 20-40 с доставкой
Ремонт шлагбаума 10 000 руб. коммерческое предложение от ООО «Шлагбаум»
Покос травы 15 000 руб. 2 раза по 7 500 руб., договор с ИП Иванов Иван Иванович
Административные расходы 10 000 руб. Бумага, принтер, отправка корреспонденции, оплата пошлин
Чистка снега трактором 34 483 руб. Договор ГПХ, 3 раза за зиму, 30 000 руб. на руки, 4483 – НДФЛ
Взносы с выплат трактористу 10 345 руб. 30 % от ФОТ
Налог на земли общего пользования 60 000 руб. Кадастровая стоимость * ставка налога
Общее электричество 30 000 руб. Освещение дорог, отопление в сторожке
Непредвиденные расходы 111 812 руб. Аварийные ремонты, непредвиденные затраты
ИТОГО: 700 000 руб.

Второй раздел cметы посвящен целевым взносам

В нем указываются объекты, которые планируется построить (приобрести) в предстоящем периоде. В нашем примере это – охранная система с видеонаблюдением.

Также в смету можно добавить информацию по имеющимся резервам и неиспользованным взносом, чтобы учесть
их при расчете суммы платежа.

Полученная сумма расходов распределяется между членами СНТ.

Таблица 2. Целевые взносы

Вид расхода Сумма
Система видеонаблюдения 130 000 руб.
Монтажные и пуско-наладочные работы 70 000 руб.
ИТОГО: 200 000 руб.

Итого по Смете предстоящих расходов:
Членские взносы – 700 000 руб.
Целевые взносы – 200 000 руб.
Всего в СНТ «РОМАШКА» на 01.07.2020 г. 100 членов
Членский Взнос – 7 000 руб. с члена СНТ
Целевой Взнос – 2 000 руб. с члена СНТ

ВАЖНО!
Размер взносов в отдельных случаях начисляется не в фиксированном размере на собственника, а может
зависеть от площади (количества) участков члена СНТ.

В случаях, предусмотренных уставом товарищества, размер взносов может отличаться для отдельных членов
товарищества, если это обусловлено различным объемом использования имущества общего пользования в
зависимости от размера садового или огородного земельного участка и (или) суммарного размера площади
объектов недвижимого имущества, расположенных на таком земельном участке, или размера доли в праве общей
долевой собственности на такой земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества.

Строительство является весьма трудоемким процессом, который включает в себя выполнение различных технических, ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ. Кроме того, для постройки объекта используется большое количество строительной техники, привлекаются бригады рабочих и т.д. Словом, количество этапов стройки вполне может запутать как заказчика, так и исполнителя, что приведет к возможному появлению «нецелевых расходов», поэтому в начале строительных или ремонтных работ необходимо составить смету, чтобы точно знать, куда и на какие цели должны расходоваться денежные средства.

Виды смет и способы расчета

Смета – это документ, который согласуется между заказчиком и исполнителем и содержит полный перечень видов работ, планирующихся для выполнения на объекте строительства, строительных материалов, технического оборудования и т.д. В документе также указывается объем всех перечисленных единиц, стоимость за единицу и общая сумма. Кроме того, смета содержит информацию о стоимости проведения работ, указанных в ней, нормативы и сроки проведения работ, затраты на оплату труда рабочих, аренду и эксплуатацию технического оборудования в базовых ценах, а также коэффициент перерасчета на актуальные цены.

Для того, чтобы понять, как составить смету, необходимо знать, какие виды данного документа бывают. Выделяют три основных вида сметы:

  • локальная;
  • объектная;
  • сводная.

Так как строительство является достаточно длительным процессом, то учесть все нюансы еще до закладки фундамента невозможно. Подрядчик не может заранее знать, какие виды работ потребуются и не возникнет ли каких-либо осложнений или форс-мажорных обстоятельств. Поэтому в текущем процессе строительства используются локальные сметы, в которых учтены все расходы, стоимости и сроки выполнения для конкретного вида работ. Локальные сметы используются для того, чтобы составить смету объектного типа – данный вид сметы описывает строительный объект полностью. Сводные сметы составляются из объектных и нужны для описания нескольких объектов стройки.

Как уже было сказано выше, невозможно точно спрогнозировать, как изменится стоимость труда, материальных ресурсов и строительной техники с течением времени, поэтому смета составляется на основе базисных цен, составленных в 2006 году, которые затем переводятся в текущие. Существует четыре метода, как перевести смету в текущие цены:

  • базисно-индексный;
  • базисно-компенсационный;
  • ресурсный;
  • ресурсно-индексный.

Базисно-индексный метод подразумевает использование прогнозных и текущих индексов по отношению к стоимостям, определенным с помощью базисных цен или цен предыдущего периода.

Базисно-компенсационный метод применяется с использованием прогнозируемых цен, составленных на основе базовых с учетом ожидаемого роста/снижения, которые корректируются уже по факту во время строительного процесса.

Ресурсный метод – затраты в смете при таком подходе указываются в натуральных величинах, которые затем калькулируются на основе текущих цен, которые определяются на момент составления сметного документа.

Ресурсно-индексный метод – метод аналогичен базисно-индексному с той только разницей, что расчет выполняется в натуральных величинах.

Регламента на применение вида расчета сметы не существует – под каждый конкретный объект применяется самостоятельно выбранный вид расчета, который прописывается в договоре.

Алгоритм работы для корректировки сметы

Финансовые инвестиции не являются безграничными, поэтому при слишком большой стоимости проекта возникает вопрос, как уменьшить смету, чтобы уложиться в запланированный бюджет. Существует несколько способов:

1. Перед проведением ремонтных работ крупного строительного объекта можно попросить скидку у строительной компании на перечень предоставляемых услуг. Как правило, строительные фирмы идут на этот шаг для укрепления сотрудничества, особенно, если заказчик в перспективе может стать постоянным клиентом. Удачной возможностью получить скидку является период спада заказов, когда компании невыгодно терять клиента.

2. Как правило, строительные материалы закупаются с 10% запасом на непредвиденные расходы, поэтому можно обсудить со специалистами, где целесообразно этого не делать, чтобы сэкономить. Это же касается и найма рабочих, и выделения времени на проведение строительных работ. Чтобы составить смету, которая позволит сэкономить бюджет, проконсультируйтесь у профессионалов: какие виды работ можно сократить по времени или отказаться от них вообще, где количество рабочих можно сократить, а где – урезать количество используемых материалов.

Этапы самостоятельной разработки сметы

Услуги сметчика стоят довольно дорого, поэтому в целях экономии можно, используя следующую схему, разобрать, как научиться делать смету самостоятельно:

1) В первую очередь необходимо заняться изучением сметных нормативов. Всего существует три типа нормативов:

  • ОЕР;
  • ТЕР;
  • ФЕР.

Основное их различие – область применения, поэтому вам необходимо знать, какой тип строительства будет применяться – от этого и будет зависеть, какие единицы расчета следует применять.

2) Определившись с базой, следует выбрать тип расчета, который будет применяться в данном проекте.

3) Составьте типы и количество смет, объединив их в единую структуру. Необходимо знать, сколько будет применяться локальных и объектных смет, которые затем объединятся в единую сводную смету.

4) Следующий этап – непосредственный расчет сметы. Чтобы знать, как написать смету на этом этапе корректно, следует досконально изучить, какие виды работ будут применяться, сколько единиц техники, строительных материалов, рабочих и времени понадобится на это, а также стандартные нормы выполнения.

5) Далее необходимо определиться с методом приведения сметы к текущим ценам.

6) После выполнения калькуляции необходимо привести документ в соответствующий вид, форма которого определяется нормативной базы.

Согласно правилам смета разбивается на три составляющие:

  • прямые затраты – закупка стройматериалов, аренда/покупка спецтехники, оплата труда рабочих;
  • накладные расходы – это затраты, идущие на оплату организации строительного процесса и его административную часть;
  • сметная прибыль – вид затрат, который идет на оплату вознаграждения подрядчику.

Для составления сметы лучше воспользоваться профессиональными услугами. Существует множество компаний, которые предоставляют данные услуги. Достаточно заключить договор на составление сметы с ней и оплатить работу. Как правило, компании предоставляют письменные гарантии на корректность составленной сметы и готовы аргументировать каждый пункт предоставленного документа.

Добавить комментарий