Элина Лунева
Эксперт практики «Финансовый контроль в строительстве» КСК групп
Определяем сметную стоимость: как избежать финансовых потерь и налоговых доначислений при строительстве
Ваша компания планирует построить завод, склад или новый магазин. Что нужно сделать в первую очередь? Составить смету. Важно не только построить здание, которое не рухнет через два года, но и не переплатить за стройку. Если смета составлена неправильно, сначала вы переплатите подрядчику, а потом можете получить доначисления от налоговой. Тщательно составленная смета избавит вас от этих проблем.
На основании сметной стоимости определяется размер капитальных вложений инвестора, финансируется строительство, оплачиваются расходы подрядчика за работы. От правильного расчета сметной стоимости зависит успех проекта.
По опыту экспертов КСК групп, первоначальный бюджет строительства всегда увеличивается в ходе проекта. В среднем он возрастает на 25–30%, в ряде случаев – на 100%. К чему это приводит?
Во-первых, если расходы «надуманные» – это финансовые потери. Вам никто не вернет деньги, которые вы заплатили за воздух. Во-вторых, если расходы невозможно подтвердить документально, возникают налоговые риски. Инвестор и заказчик могут получить доначисления на сумму до 50% от размера необоснованного увеличения бюджета строительства.
Чтобы этого не случилось, нужно контролировать подрядчика. Ниже поговорим о том, из чего складывается сметная стоимость, как правильно составить смету и как строители завышают бюджеты, манипулируя цифрами.
Что скрывает подрядчик: как завышается размер прямых затрат в смете?
Сметная стоимость строительства состоит из прямых затрат, накладных расходов и сметной прибыли.
Прямые затраты – это строительные материалы, эксплуатация строительных машин и механизмов, заработная плата рабочих и строителей. То есть это затраты на ресурсы, необходимые для строительства. Стоимость материалов, деталей и конструкций включает в себя затраты на их приобретение и доставку на склад или стройплощадку.
Подрядчик использует строительные материалы как механизм завышения бюджета строительства: в сметах указывает завышенный объем, не соответствующий проекту, в стоимость материала закладывает дополнительные расходы по транспортировке, «накручивает» двойной НДС (в сметной строке и по ее итогу).
Компания – производитель кондитерских изделий решила построить склад для хранения продукции. Перед заключением договора с подрядчиком фирма предоставила сметную документацию экспертам КСК групп для анализа. В разделе «Дождевая канализация» были заложены асбестоцементные трубы диаметром 500, 300 и 125 мм. Эксперт проверил количество и стоимость труб: стоимость была завышена на 40% от рыночной стоимости, а количество увеличено на 30% от проектных данных. После корректировки удалось сократить издержки на 3 млн рублей на этом небольшом участке работ.
Как правило, оптовые поставщики предоставляют подрядчикам скидки (в среднем – 30%). Правда, подрядчик эту скидку в смете не отражает.
Помимо стоимости материалов, в прямых затратах учтены расходы на эксплуатацию строительных машин и механизмов: оплата труда машинистов, перебазировка машин в период строительства, подготовка к эксплуатации и амортизационные отчисления.
Подрядчик имеет право экономить на строительных работах или материалах, если это не вредит качеству. На практике все наоборот: недобросовестный подрядчик нарушает технологии и берет с заказчика дополнительные деньги.
Строительство производственного комплекса – подготовительные и земляные работы стоимостью 38 млн руб. (объем котлована – 45 000 куб. м). Подрядчик заявил, что 10% от общего объема рытья котлована будет осуществляться ручным способом (стоимость – более 11 млн руб.). Дешевле сделать это с помощью техники. Служба технического надзора КСК групп снизила процент ручного труда до 1% (1 млн руб.). Таким образом, заказчик сэкономил 10 млн руб.
Последнее, что входит в прямые затраты, – это трудовые ресурсы, то есть оплата труда рабочих и строителей.
Тонкости расчета: экономим до 10% от накладных расходов
Накладные расходы нужны для того, чтобы организовать работы. Согласно «Методическим указаниям по определению накладных расходов в строительстве (МДС 81-33.2004)», в состав накладных расходов включены затраты на административно-хозяйственное обслуживание сотрудников подрядчика, на обслуживание работников строительства, на организацию работ на строительных площадках и другие расходы.
Как определить размер накладных расходов? Есть отраслевые укрупненные нормативы накладных расходов, которые зависят от сферы выполнения работ. Сметная документация составляется по сметно-нормативным базам (ФЕР, ТЕР, ТСН и т. д.). Для строительства промышленного объекта (завода) накладные расходы составляют 106%, для жилого дома – 112%. Такой способ учета накладных расходов не отражает фактические затраты подрядчика и применяется только при составлении инвесторских смет. При расчетах между заказчиком и подрядчиком по фактическим данным применяют проценты накладных расходов по видам работ.
В коммерческих сметах накладные расходы прописываются в итогах смет. Подрядчики «любят» прописывать накладные расходы, начисляя их на все позиции по смете, то есть на стоимость работ и стройматериалов вместе. Однако такие расходы определяются в процентном отношении от фонда оплаты труда.
Торговая компания приобрела нежилое помещение. Для его ремонта пригласила подрядчика, который позиционировал себя как лакшери-компания в отрасли.
В смете на черновые работы у подрядчика консультанты обнаружили следующее:
– прочие работы – 250 000,00 руб.;
– огнетушители, аптечки – 100 000,00 руб.;
– накладные расходы – 15% на все позиции, включая материалы.
Но по МДС 81-33.2004 огнетушители, аптечки входят в состав накладных расходов как временные приспособления и устройства. Они были исключены из сметы, так же, как и накладные расходы на материалы: этот вид расходов применяется только к работам. Это помогло сэкономить 670 тыс. руб. от общей суммы в 6 млн руб.
Как правильно рассчитать сметную прибыль
Сметная прибыль идет на развитие производства и материальное стимулирование работников. В нее включаются затраты на налог на прибыль, налог на имущество, на модернизацию оборудования и реконструкцию объектов основных фондов, на премии для работников.
Сметная прибыль определяется так же, как и накладные расходы. Есть только одно отличие: у сметной прибыли свои нормативные проценты, они меньше, чем у накладных расходов. Если смета составляется по нормативным базам ФЕР, ТЕР или ТСН, то укрупненно принимается единый процент сметной прибыли – 65%. На процент не влияет, промышленное это строительство или жилое.
Важно помнить, что если условия работ отличаются от общепринятых (например, работы в подземных тоннелях, сварка труб под водой, строительство на склонах гор), а средств для покрытия расходов подрядчика стало не хватать, то по согласованию рекомендуется разработать и принять индивидуальный размер сметной прибыли.
Не экономьте на контроле подрядчиков – обойдется дороже
Из сложившейся практики инвестиционно-строительной деятельности разработана структура сметной стоимости строительства, на основе которой заранее определяют размеры будущих капиталовложений:
- прямые затраты составляют 75–80%, включая:
– расходы на оплату труда рабочих – 15–25%,
– стоимость материалов – 45–55%,
– расходы на эксплуатацию машин – 8–10%;
- накладные расходы – 12–18%;
- сметная прибыль – 5– 8%.
Теперь вы знаете, как поэтапно решить задачу финансирования строительного проекта: от определения сметной стоимости отдельных видов работ и затрат и до определения сметной стоимости объекта строительства.
Структура сметной стоимости, определяющая размеры капиталовложений.
Но никто не застрахован от воровства со стороны подрядчика. Надежный способ предотвратить это – финансовый и технический контроль. Проверяйте сметную документацию на правильность указания работ и их объемов, сравнивайте, соответствуют ли выполненные объемы работ объемам в проектно-сметной документации. Контролируйте соблюдение требований СНиП по вопросам качества и сроков строительно-монтажных работ. И главное – оценивайте каждую норму договора подряда. В нем не должно быть лазеек, которые помогут подрядчику завысить бюджет.
Если затруднительно делать это силами штатных сотрудников, рекомендуем создать специализированный производственно-технический отдел в вашей компании, привлечь стороннюю службу технического надзора на время строительства или внешних консультантов для финансового контроля в строительстве. Не платите подрядчику больше, чем нужно! Обращайтесь к профессионалам. Эксперты КСК групп помогут вам проконтролировать исполнение подрядчиком своих обязательств, снизить финансовые и налоговые риски.
Ссылка на КСК групп https://goo.gl/EXuZtr
* На правах рекламы
Хотите быстро и при этом на достаточно грамотном уровне составлять коммерческие сметы (по другому калькуляции) практически на любые виды работ? Да еще так, чтобы заказчик согласовывал ее с первого раза. Тогда прочтите эту статью.
Как составить простую коммерческую смету (калькуляцию) подрядчику
С чего надо начинать считать любую коммерческую смету или калькуляцию по-другому? Да конечно во первых необходимо для начала определиться с составом работ и объемов, которые планируется производить.
Далее самое главное – это определить трудоёмкость выполняемых работ.
Что такое трудоемкость? Если просто, то сколько нужно часов рабочему строителю средней подготовки чтобы справиться с единицей объема работы. Например, 10 часов потребуется каменщику, чтобы выполнить кладку стен в объеме 1 м3. Это значит, что трудоемкость данной работы 10 человеко-часов.
Где взять такие данные по всем видам работ?
- Во-первых, это из собственного опыта и прошлых работ.
- Во-вторых, можно найти такие данные в ГЭСН (государственные элементные сметные нормативы). Эти нормативы есть в свободном доступе в интернете. Там в принципе по каждой работе можете найти примерные цифры по трудоемкости.
Вычисление общей трудоемкости
Зная объемы по каждому виду работ, можно просто путем обычного перемножения вычислить полную трудоёмкость, например трудоемкость выполнения кирпичной кладки 5 м3 будет составлять 50 чел-часов (10 чел-часов х 5 м3).
Таким же образом вы можете найти трудоемкость по каждому объему выполняемой работы. Сложив вместе, вы вычислите общую трудоемкость.
Далее все просто вам необходимо эту трудоемкость перевести в человеко-дни. Это делается делением на 8 (так как рабочий день считается 8 часов). По аналогии затем полученное количество человеко-дней, разделите на 22 и получите туже самую трудоемкость но уже в человеко-месяцах.
Теперь, чтобы перевести все это в деньги нужно просто умножить эти человеко-месяцы на среднемесячную зарплату рабочих по вашему региону и виду работ. Это можно определить по вашему прошлому опыту работы с рабочими-строителями или вашему видению такого уровня зарплаты или взяв среднюю зарплату по региону с сайта hh.ru, например, отсмотрев для этого несколько предлагаемых вакансий с уровнем зарплаты.
Вот так вы получите одну из важнейших составляющих любой коммерческой сметы – оплата труда своим работникам.
Дополнительные затраты в смете
Далее добавьте к полученному значению накладные расходы, без которых не обходится ни одна работа. Уровень накладных расходов может колебаться от 60 до 130% от рассчитанной оплаты труда. В среднем по строительству считается все-таки уровень в 110 процентов для строительных работ.
Вот эта сумма уже будет являться вашей себестоимостью выполняемых работ. То есть это минимальная цена работ, за которую возможно просто выйти в ноль.
Затем к этой сумме добавьте сметную прибыль. Сметная прибыль в среднем занимает 65% от рассчитанной оплаты труда.
Кроме того, рекомендуем обязательно указать резерв средств на непредвиденные расходы. В среднем достаточно 2–3 %. Однако если у вас очень неясное начальное техническое задание или вы не очень уверенны в правильности посчитанных вами объемов, то можно указать до 10% от всей полученной суммы.
Вот и получилась простейшая, но в то же время обоснованная и более или менее точная коммерческая смета.
Если у вас остались вопросы напишете нам или позвоните и мы проконсультируем вас по всем сметным вопросам.
Данная коммерческая смета касается только работ, где используется давальческий материал от заказчика. Если вам нужно закупать самостоятельно еще и материал, то дополнительно необходимо еще и учесть материал по рыночной цене которую очень легко найти в интернете по поиску.
Приложение N 2
к приказу Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 23 декабря 2019 г. N 841/пр
МЕТОДИКА
СОСТАВЛЕНИЯ СМЕТЫ КОНТРАКТА, ПРЕДМЕТОМ КОТОРОГО ЯВЛЯЮТСЯ
СТРОИТЕЛЬСТВО, РЕКОНСТРУКЦИЯ ОБЪЕКТОВ
КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
МЕТОДИКА
СОСТАВЛЕНИЯ СМЕТЫ КОНТРАКТА, ПРЕДМЕТОМ КОТОРОГО ЯВЛЯЮТСЯ
СТРОИТЕЛЬСТВО, РЕКОНСТРУКЦИЯ ОБЪЕКТОВ
КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
1. Методика составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства (далее – Методика), определяет общие правила составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства (далее – контракт), при его заключении и внесении изменений в такой контракт в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
2. Смета контракта на выполнение подрядных работ по строительству некапитальных строений и сооружений, а также других подрядных работ, указанных в разделе VI Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) (далее – Порядок), по соглашению сторон контракта может быть составлена в соответствии с Методикой, если в составе документации о закупке размещен проект сметы контракта. Рекомендуемый образец проекта сметы контракта приведен в приложении N 6 к Порядку.
Методика используется при составлении сметы контракта на выполнение подрядных работ на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений, расположенных на территории Российской Федерации, если в составе извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1652; 2022, N 29, ст. 5239) (далее – Федеральный закон N 44-ФЗ) предусмотрена документация о закупке) размещен проект сметы контракта, подготовленный в соответствии с Порядком.
(абзац введен Приказом Минстроя России от 14.06.2022 N 484/пр)
3. Смета контракта должна содержать определенные в соответствии с разделом VI Порядка наименования конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ, оборудования, не входящего в состав конструктивного элемента, их цены на принятую единицу измерения, и общую стоимость, определенную с учетом подлежащих выполнению объемов работ. Рекомендуемый образец сметы контракта приведен в Приложении N 1 к Методике.
(в ред. Приказа Минстроя России от 14.06.2022 N 484/пр)
(см. текст в предыдущей редакции)
Цена на единицу измерения и общая стоимость определяются (в рублях) путем уменьшения соответственно цены на единицу измерения и общей стоимости, указанных в проекте сметы контракта, пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта, предложенной подрядчиком.
(абзац введен Приказом Минстроя России от 14.06.2022 N 484/пр)
4. При осуществлении закупки подрядных работ по строительству и реконструкции путем проведения конкурентных способов определения подрядчиков смета контракта составляется заказчиком на основании размещенного в единой информационной системе в сфере закупок в порядке, установленном в Порядке, проекта сметы контракта посредством указания цены каждого конструктивного решения (элемента), комплекса (вида) работ с учетом пропорционального снижения начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.
5. При осуществлении закупки подрядных работ по строительству и реконструкции у единственного подрядчика смета контракта составляется в соответствии с разделом VI Порядка.
6. Составление сметы контракта осуществляется в пределах цены контракта без использования предусмотренных проектной документацией в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 16 декабря 2019 г.) сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, формируемый Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с Порядком формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24 октября 2017 г. N 1470/пр (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 мая 2018 г., регистрационный N 51079) (далее – приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации N 1470/пр), и сметных цен строительных ресурсов.
(в ред. Приказа Минстроя России от 14.06.2022 N 484/пр)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Смета контракта является основанием для формирования первичных учетных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, которые используются, в том числе для расчетов между заказчиком и подрядчиком за выполненные работы и при проверке выполненных работ контролирующими органами.
(в ред. Приказа Минстроя России от 14.06.2022 N 484/пр)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Внесение изменений в смету контракта осуществляется в соответствии с пунктами 9 – 12, 14, 14.1, 14.2 и 14.3 Методики в случаях, установленных Федеральным законом N 44-ФЗ.
(п. 8 в ред. Приказа Минстроя России от 14.06.2022 N 484/пр)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. В случае внесения изменений в проектную документацию, влекущих изменение объемов конструктивного решения (элемента), комплекса (вида) работ, количества оборудования, предусмотренных сметой контракта, общая стоимость соответствующего конструктивного решения (элемента), комплекса (вида) работ, оборудования определяется исходя из установленной в смете контракта цены единицы измерения данного конструктивного решения (элемента), комплекса (вида) работ, оборудования с учетом внесенных изменений.
(п. 9 в ред. Приказа Минстроя России от 14.06.2022 N 484/пр)
(см. текст в предыдущей редакции)
9.1. Работы и затраты, объединенные в комплекс работ и учтенные в смете контракта отдельной строкой с единицей измерения “штука”, могут быть разукрупнены и детализированы в случае, если такое решение принято заказчиком. При этом сумма цены таких работ не может превышать цену такого комплекса работ до его разукрупнения. При детализации конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ, объединенных в комплекс работ с единицей измерения “штука”, из этого комплекса работ также могут быть выделены отдельные виды работ и затрат в случае, если такое решение принято заказчиком.
При разукрупнении работ и затрат внутри комплекса работ необходимым условием является установление законченности всего объема работ, подтверждающее качество и работоспособность законченных конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ, включая необходимые испытания, установленные проектной документацией, рабочей документацией (при наличии).
(п. 9.1 введен Приказом Минстроя России от 14.06.2022 N 484/пр)
10. В случае внесения изменений в проектную документацию в связи с включением в нее ранее не предусмотренных такой проектной документацией видов работ и (или) затрат цена таких работ, затрат определяется с использованием соответствующих сметных нормативов и сметных цен, а также методических и других документов в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности, действующих на дату внесения изменений, применяемых с учетом положений статьи 3 Федерального закона N 191-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 31, ст. 4740; 2019, N 26, ст. 3318) (далее – Федеральный закон N 191-ФЗ), с учетом затрат, включенных в состав цены конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ (Цдоп. раб.), по формуле:
Цдоп. раб. = Цподр. раб. x Кинф. x Ктенд.,
где: |
|||
Цподр. раб. |
– |
цена ранее не предусмотренных проектной документацией видов работ и (или) затрат в уровне цен на дату утверждения проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, или проектной документации, изменения в которую внесены в соответствии с частью 3.8 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации 2005, N 1, ст. 16; 2019, N 26, ст. 3317), включающей такие работы и (или) затраты; |
|
Кинф. |
– |
индексы прогнозной инфляции, определяемые от уровня цен на дату утверждения проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и включающей такие работы и (или) затраты, с учетом сроков реализации контракта; |
|
Ктенд. |
– |
коэффициент снижения начальной (максимальной) цены контракта, определенный по результатам закупочных процедур. |
При этом цена таких работ и (или) затрат при формировании сметы контракта определяется с учетом стоимостных показателей строительных ресурсов, необходимых для выполнения работ, и (или) работы (услуги), полученной по результатам конъюнктурного анализа, информации о среднемесячном размере оплаты труда рабочего первого разряда, занятого в строительной отрасли, установленного в субъекте Российской Федерации, в котором осуществляется выполнение работ, предусмотренных контрактом, размещаемой в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве в соответствии с подпунктом “б” пункта 3(1) постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. N 1452 “О мониторинге цен строительных ресурсов” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 1, ст. 184), а также с учетом стоимости работы (услуги), определенной по стоимости аналогичных работ (услуг) на завершенном объекте капитального строительства в пределах цены, ранее не предусмотренных проектной документацией видов работ и (или) затрат (Цдоп.раб.) в случае если такое решение принято заказчиком.
(п. 10 в ред. Приказа Минстроя России от 14.06.2022 N 484/пр)
(см. текст в предыдущей редакции)
10.1 В случае внесения изменений в проектную документацию в связи с корректировкой видов и объемов работ, производство которых необходимо для возведения (устройства) конструктивных элементов зданий (сооружений) и (или) выполнения комплексов (видов) работ, предусмотренных сметой контракта, а также в случае замены материалов и (или) оборудования на аналоги без изменения их объема, общая стоимость выполнения работ, предусмотренных контрактом с учетом объемов корректировки, определяется по формуле:
Цраб.кор. = Цост.контр. + Цкор.
где:
Цраб.кор. – общая цена работ по контракту с учетом корректировки видов и объемов работ, производство которых необходимо для возведения (устройства) конструктивных элементов здания (сооружения) и (или) выполнения комплексов (видов) работ, предусмотренных сметой контракта;
Цост.контр. – цена работ, производство которых необходимо для возведения (устройства) конструктивных элементов здания (сооружения) и (или) выполнения комплексов (видов) работ, предусмотренных сметой контракта и не претерпевших изменений при внесении изменений в проектную документацию;
Цкор. – цена работ, производство которых необходимо для возведения (устройства) конструктивных элементов здания (сооружения) и (или) выполнения комплексов (видов) работ, предусмотренных сметой контракта и претерпевших изменения при внесении изменений в проектную документацию, а также стоимость материалов и (или) оборудования, замененных при внесении изменений в проектную документацию на аналоги без изменения их объема.
Цена работ, перечень и объем которых был откорректирован при внесении изменений в проектную документацию, а также цена материалов и (или) оборудования, замененных при внесении изменений в проектную документацию на аналоги без изменения их объема (Цкор), определяется по формуле:
Цкор. = Скор. x Кинф. x Ктенд.
где:
Скор. – стоимость видов работ и (или) затрат, а также стоимость материалов и (или) оборудования, откорректированных по результатам внесения изменений в проектную документацию, в уровне цен на дату утверждения сметной документации, входящей в состав проектной документации в соответствии с пунктом 28 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 (далее – сметная документация);
Кинф. – индексы прогнозной инфляции, применяемые с учетом продолжительности выполнения работ, определяемые от уровня цен на дату утверждения проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и включающей такие работы и (или) затраты, с учетом продолжительности выполнения таких работ;
Ктенд. – коэффициент снижения начальной (максимальной) цены контракта, определенный по результатам закупочных процедур.
При этом цена таких работ и (или) затрат при формировании сметы контракта определяется с учетом стоимостных показателей строительных ресурсов, необходимых для выполнения работ, и (или) работы (услуги), полученной по результатам конъюнктурного анализа, информации о среднемесячном размере оплаты труда рабочего первого разряда, занятого в строительной отрасли, установленного в субъекте Российской Федерации, в котором осуществляется выполнение работ, предусмотренных контрактом, размещаемой в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве в соответствии с подпунктом “б” пункта 3(1) постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. N 1452 “О мониторинге цен строительных ресурсов” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 1, ст. 184), а также по стоимости работы (услуги), определенной по стоимости аналогичных работ (услуг) на завершенном объекте капитального строительства в пределах цены работ, перечень и объем которых был откорректирован при внесении изменений в проектную документацию (Цкор) в случае, если такое решение принято заказчиком.
(п. 10.1 введен Приказом Минстроя России от 14.06.2022 N 484/пр)
11. В случае, если в конструктивном решении (элементе), комплексе (виде) работ сгруппированы разнородные работы и затраты, то корректировка стоимости указанных работ осуществляется с использованием соответствующих сметных нормативов и сметных цен, а также методических и других документов в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности, действующих на дату внесения изменений, с учетом положений статьи 3 Федерального закона N 191-ФЗ с учетом затрат, включенных в состав цены конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ по формуле, указанной в пункте 10 настоящей Методики.
(в ред. Приказа Минстроя России от 14.06.2022 N 484/пр)
(см. текст в предыдущей редакции)
12. В случае необходимости изменения объемов и (или) видов отдельных конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ, в том числе их детализации в пределах цены конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ, внесение изменений в смету контракта осуществляется с учетом положений подпункта “1.3” пункта 1 части 1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
(в ред. Приказа Минстроя России от 14.06.2022 N 484/пр)
(см. текст в предыдущей редакции)
13. В случае, если заказчиком принято решение о сокращении сроков исполнения контракта с перераспределением объемов финансирования с последующих периодов на более ранние периоды без изменения объемов и содержания работ, то смета контракта не изменяется.
(п. 13 введен Приказом Минстроя России от 21.07.2021 N 500/пр)
14. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1652; 2021, N 27, ст. 5188), пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 г. N 1315 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 33, ст. 6107; 2022, N 13, ст. 2100) (далее – Постановление N 1315) в связи с существенным увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы поставки подрядчика (далее – существенное возрастание стоимости строительных ресурсов поставки подрядчика) внесение изменений в смету контракта осуществляется в порядке, предусмотренном абзацем вторым настоящего пункта и пунктами 14.1 – 14.6 Методики, при условии, если контракт заключен до 31 декабря 2022 г. и обязательства по нему на дату заключения соглашения об изменении условий контракта не исполнены, существенное возрастание стоимости строительных ресурсов поставки подрядчика не приводит к увеличению цены контракта более чем на 30 процентов, физические объемы работ, конструктивные, организационно-технологические и другие решения не изменяются.
Указанная в проекте сметы контракта (с учетом изменения) графа цены на единицу измерения (с учетом корректировки) заполняется в случае, если в состав конструктивного решения (элемента) и (или) комплекса (вида) работ, оборудования, в соответствии с проектной документацией, рабочей документацией, включены или исключены ранее не предусмотренные такой проектной документацией, рабочей документацией работы, оборудование. В случае изменения исключительно объемов работ и (или) количества оборудования, цена конструктивного решения (элемента) и (или) комплекса (вида) работ, оборудования за единицу измерения не подлежит изменению.
(п. 14 в ред. Приказа Минстроя России от 14.06.2022 N 484/пр)
(см. текст в предыдущей редакции)
14.1. Для контрактов, цена которых не превышает 30 млн. руб., Расчет оформляется в разрезе строительных ресурсов, суммарная стоимость которых с учетом объема поставки по контракту в целом (как приобретенных, так и тех, закупка которых еще не была осуществлена подрядчиком) составляет не менее 80 процентов от общей стоимости всего объема таких строительных ресурсов, необходимых для исполнения контракта (далее – ценообразующие строительные ресурсы), закупка которых еще не была произведена подрядчиком, но осуществление которой необходимо для выполнения работ, предусмотренных контрактом, либо закупка которых произведена в 2021 – 2022 гг. до даты проведения Расчета, и ценовые показатели которых по данным подрядчика претерпели значительное изменение. При этом определение перечня ценообразующих строительных ресурсов осуществляется отдельно для строительных ресурсов, относящихся к материалам, и для строительных ресурсов, относящихся к оборудованию (далее – ценообразующие строительные материалы, ценообразующее оборудование соответственно). Рекомендуемый образец расчета приведен в приложении N 3 к настоящей Методике.
(в ред. Приказов Минстроя России от 07.10.2021 N 728/пр, от 14.06.2022 N 484/пр)
(см. текст в предыдущей редакции)
Определение перечня ценообразующих строительных материалов и (или) оборудования осуществляется на основании сметной документации в базисном уровне цен, получившей положительное заключение органов экспертизы и использованной при формировании начальной (максимальной) цены контракта, или на основании информации о текущей стоимости строительных ресурсов, необходимых для выполнения работ, предусмотренных условиями контракта, и использованной при формировании сметы контракта.
Для подтверждения ценовых показателей таких ценообразующих строительных материалов и (или) оборудования представляются обосновывающие документы, содержащие информацию о цене таких строительных материалов и (или) оборудования, действующей на дату заключения действующего контракта, а также на дату проведения Расчета. При этом под датой проведения Расчета понимается дата предоставления расчетных и обосновывающих документов подрядчиком заказчику.
В качестве обосновывающих документов предоставляются:
а) в уровне цен на дату заключения контракта: коммерческие предложения, прайс-листы, данные торговых площадок, договоры поставки идентичных строительных материалов и (или) оборудования, заключенные для исполнения иных контрактов (при условии соответствия даты, указанной в таких документах, дате заключения контракта с возможным отклонением не более 30 календарных дней), использованные в том числе при определении начальной (максимальной) цены контракта и формировании проекта сметы контракта, а также договоры поставки, заключенные до существенного возрастания стоимости идентичных строительных материалов и (или) оборудования, данные бухгалтерской отчетности и иные документы;
б) в уровне цен на дату проведения Расчета: коммерческие предложения, прайс-листы, договоры поставки идентичных строительных материалов и (или) оборудования, заключенные для исполнения иных контрактов, данные торговых площадок и иные документы.
Для подтверждения ценовых показателей по каждой позиции перечня ценообразующих строительных материалов и (или) оборудования, определенных для проведения Расчета, представляются не менее 3 (трех) обосновывающих документов, за исключением случаев, когда материал и (или) оборудование поставляется единственным поставщиком.
Ценовые показатели ценообразующих строительных материалов и (или) оборудования, используемые для проведения Расчета, определяются по наиболее экономичному варианту, определенному на основании ценовых показателей строительных материалов и (или) оборудования в представленных обосновывающих документах. При этом под наиболее экономичным вариантом понимается минимальное значение стоимости строительных материалов и (или) оборудования в представленных обосновывающих документах. При выполнении Расчета стоимостные показатели строительных материалов и (или) оборудования в уровне цен на дату заключения контракта приводятся к уровню цен периода исполнения контракта. Приведение к уровню цен периода исполнения контракта осуществляется путем умножения стоимостных показателей по представленным обосновывающим документам в уровне цен на дату заключения контракта на индексы цен на продукцию (затраты, услуги) инвестиционного назначения по видам экономической деятельности (строительство), публикуемые Федеральной службой государственной статистики для соответствующего периода, и индексы-дефляторы Министерства экономического развития Российской Федерации по строке “Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)”, используемые при формировании начальной (максимальной) цены контракта и (или) проекта сметы контракта.
При выполнении Расчета стоимость ценообразующих строительных материалов и (или) оборудования, учтенных в сметной документации, используемой для расчета начальной (максимальной) цены контракта, и отсутствующих в сметно-нормативной базе (принятых по фактической стоимости на основании прейскурантов, коммерческих предложений, прайс-листов), в уровне цен на дату заключения контракта определяется путем применения к их ценовым показателям в уровне цен на дату утверждения проектной документации, учтенных в сметной документации, используемой для расчета начальной (максимальной) цены контракта, индексов цен на продукцию (затраты, услуги) инвестиционного назначения по видам экономической деятельности (строительство), публикуемые Федеральной службой государственной статистики для соответствующего периода, и индексы-дефляторы Министерства экономического развития Российской Федерации по строке “Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)”, принятых при расчете начальной (максимальной) цены контракта.
По результатам Расчета определяется разница между стоимостью ценообразующих строительных материалов и (или) оборудования, ценовые показатели которых по данным подрядчика претерпели изменение, принятой при формировании сметы контракта (в уровне цен на дату заключения контракта), и стоимостью ценообразующих материалов и (или) оборудования поставки подрядчика, стоимость которых уточнена в процессе исполнения контракта в связи с выявленным существенным изменением стоимости строительных материалов и (или) оборудования (в уровне цен на период проведения Расчета).
Указанная разница определяется по формуле:
Сдоп = Сц.м.контракт – Сц.м.нмцк,
где:
Сдоп – величина возрастания стоимости строительных ресурсов, закупка которых еще не была произведена подрядчиком до даты проведения Расчета, но осуществление которой необходимо для выполнения работ, предусмотренных контрактом, либо закупка которых произведена в 2021 – 2022 гг. до даты проведения Расчета, выявленная в процессе исполнения контракта, которую нельзя было предусмотреть при заключении контракта;
(в ред. Приказов Минстроя России от 07.10.2021 N 728/пр, от 14.06.2022 N 484/пр)
(см. текст в предыдущей редакции)
Сц.м.контракт – стоимость ценообразующих строительных материалов и (или) оборудования, закупка которых произведена в 2021 – 2022 гг. до даты проведения Расчета, либо закупка которых еще не была произведена подрядчиком до даты проведения Расчета, но осуществление которой необходимо для выполнения работ, предусмотренных контрактом, определенная в уровне цен на дату выполнения Расчета;
(в ред. Приказов Минстроя России от 07.10.2021 N 728/пр, от 14.06.2022 N 484/пр)
(см. текст в предыдущей редакции)
Сц.м.ницк – стоимость ценообразующих строительных материалов и (или) оборудования, закупка которых произведена в 2021 – 2022 гг. до даты проведения Расчета, либо закупка которых еще не была произведена подрядчиком до даты проведения Расчета, но осуществление которой необходимо для выполнения работ, предусмотренных контрактом, определенная в уровне цен исполнения контракта.
(в ред. Приказов Минстроя России от 07.10.2021 N 728/пр, от 14.06.2022 N 484/пр)
(см. текст в предыдущей редакции)
Новая цена контракта определяется как сумма цены работ по действующей смете контракта и величины возрастания стоимости строительных ресурсов, закупка которых еще не была произведена подрядчиком до даты проведения Расчета, но осуществление которой необходимо для выполнения работ, предусмотренных контрактом, либо закупка которых произведена в 2021 – 2022 гг. до даты проведения Расчета, выявленная в процессе исполнения контракта, которую нельзя было предусмотреть при заключении контракта, по формуле:
(в ред. Приказов Минстроя России от 07.10.2021 N 728/пр, от 14.06.2022 N 484/пр)
(см. текст в предыдущей редакции)
Сн.цена = Ссущ.смета + Сдоп,
где:
Сн.цена – цена работ по новой (откорректированной) смете контракта в уровне цен исполнения контракта;
Ссущ.смета – цена работ по действующей смете контракта в уровне цен исполнения контракта;
Сдоп – величина возрастания стоимости строительных ресурсов, закупка которых еще не была осуществлена подрядчиком до даты проведения Расчета, либо закупка которых произведена в 2021 – 2022 гг. до даты проведения Расчета, выявленная в процессе исполнения контракта, которую нельзя было предусмотреть при заключении контракта.
(в ред. Приказов Минстроя России от 07.10.2021 N 728/пр, от 14.06.2022 N 484/пр)
(см. текст в предыдущей редакции)
Величина изменения стоимости строительных ресурсов (Сдоп) распределяется пропорционально на остаток выполняемых работ по каждой позиции сметы контракта. Распределение осуществляется путем умножения цены работ установленной на единицу измерения сметы контракта по оставшимся работам на коэффициент увеличения стоимости работ (Кув), определяемый по формуле:
Кув = 1 + (Сдоп / Сост),
где:
Сост – цена остатков работ по смете контракта на дату корректировки сметы контракта.
(п. 14.1 введен Приказом Минстроя России от 21.07.2021 N 500/пр)
14.2. Для контрактов, цена которых превышает 30 млн. руб., новая цена работ по откорректированной смете контракта определяется в следующей последовательности:
а) определяется сметная стоимость всех работ, предусмотренных проектной документацией, используемой при определении начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК), рассчитанная в уровне цен на дату выполнения Расчета (Цнов).
Показатель Цнов рассчитывается на основании сметной документации, определяющей сметную стоимость всех работ, предусмотренных проектной документацией по объекту строительства, используемой при определении НМЦК без учета внесенных в нее корректировок в части изменения физических объемов работ, конструктивных, организационно-технологических и других решений и пересчитанной из базисного уровня цен (по состоянию на 01.01.2000), принятого в такой сметной документации (без его пересчета), в уровень цен на дату выполнения Расчета с применением индексов изменения сметной стоимости строительства, действующих на дату выполнения такого пересчета и размещенных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в федеральном реестре сметных нормативов в соответствии с Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации N 1470/пр.
При пересчете применяются индексы изменения сметной стоимости, соответствующие по наименованию индексам, принятым в сметной документации, использованной для определения НМЦК, а также соответствующие той ценовой зоне, для которой эти индексы применялись.
В случае, если на дату выполнения расчета отсутствуют индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ (далее – индексы к СМР), разработанные для применения к территориальным единичным расценкам (далее – ТЕР-2001), то определение показателя Цнов осуществляется с использованием индексов, предназначенных для применения к федеральным единичным расценкам (далее – ФЕР-2001), учитывающих динамику изменения сметной стоимости строительных ресурсов.
В случае, если после определения НМЦК Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в ФГИС ЦС размещены индексы изменения сметной стоимости, наиболее полно отражающие специфику объекта капитального строительства (далее – Индекс по виду объекта), то для определения сметной стоимости всех работ, выполнение которых предусмотрено подрядчиком по контракту в уровне цен на дату выполнения Расчета (Цнов), применяются Индексы по виду объекта.
В случае, если после определения НМЦК Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в ФГИС ЦС размещены индексы изменения сметной стоимости для частей территории субъектов Российской Федерации, которые нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации определены как самостоятельные ценовые зоны, или в случае, если ценовые зоны изменились, то для определения сметной стоимости всех работ, выполнение которых предусмотрено подрядчиком по контракту в уровне цен на дату выполнения Расчета (Цнов), применяются индексы, размещенные Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в ФГИС ЦС для первой ценовой зоны субъекта Российской Федерации. При пересчете сметная стоимость строительных материалов и (или) оборудования, принятых в сметной документации по фактической стоимости на основании прейскурантов, коммерческих предложений, прайс-листов, цена которых по информации подрядчика существенно возросла, определяется по результатам конъюнктурного анализа.
Для подтверждения ценовых показателей таких строительных материалов и (или) оборудования по прайс-листам представляются обосновывающие документы, содержащие информацию о цене таких строительных материалов и (или) оборудования, действующей на дату проведения Расчета.
В качестве обосновывающих документов представляются коммерческие предложения, прайс-листы, договоры поставки идентичных строительных материалов и (или) оборудования, необходимые для строительства объекта в рамках заключенного контракта, действующие на дату поставки (предполагаемой поставки) строительных материалов и (или) оборудования, данные торговых площадок.
Для подтверждения ценовых показателей позиции перечня строительных материалов и (или) оборудования, определенных для проведения расчета, представляется не менее 3 (трех) обосновывающих документов, за исключением случаев, когда материал и (или) оборудование поставляется единственным поставщиком.
Ценовые показатели строительных материалов и (или) оборудования, используемые при пересчете сметной стоимости, определяются по наиболее экономичному варианту, определенному на основании ценовых показателей строительных материалов и (или) оборудования в представленных обосновывающих документах. При этом под наиболее экономичным вариантом понимается минимальное значение стоимости строительных материалов и (или) оборудования в представленных обосновывающих документах.
При расчете показателя Цнов, необходимого для дальнейшего расчета коэффициента корректировки цены контракта (Ккор), используется информация о фактической цене приобретения строительных материалов и (или) оборудования, принятых в сметной документации по фактической стоимости на основании договоров поставки, прейскурантов, коммерческих предложений, прайс-листов, в случае, если такое решение принято заказчиком.
Сметная стоимость строительных материалов и (или) оборудования, принятых в сметной документации по фактической стоимости на основании прейскурантов, коммерческих предложений, прайс-листов, ценовые показатели которых по данным подрядчика не претерпели существенного роста, определяется путем применения к ценовым показателям таких строительных материалов и (или) оборудования в уровне цен на дату утверждения проектной документации, учтенных в сметной документации, используемой для расчета НМЦК, индекса-дефлятора Министерства экономического развития Российской Федерации по строке “Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)”, действующего на дату пересчета сметной документации и рассчитанного для периода с даты утверждения такой проектной документации до даты пересчета сметной стоимости.
В случае, если одновременно с проведением Расчета вносятся изменения в проектную документацию в части замены материалов и (или) оборудования на аналоги без изменения их объема, сметная стоимость таких материалов и (или) оборудования при определении показателя Цнов определяется путем применения к ценовым показателям таких строительных материалов и (или) оборудования в уровне цен на дату утверждения проектной документации, учтенных в сметной документации, используемой для расчета НМЦК, индекса-дефлятора Министерства экономического развития Российской Федерации по строке “Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)”, действующего на дату пересчета сметной документации и рассчитанного для периода с даты утверждения такой проектной документации до даты пересчета сметной стоимости.
Если для определения НМЦК использовалась сметная документация, сформированная с использованием ТЕР-2001 в уровне цен на дату утверждения проектной документации с учетом установленных федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации особенностей ценообразования и сметного нормирования, а также с применением документов в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности, которые утверждены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном до 3 июля 2016 года в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона N 191-ФЗ, то пересчет сметной стоимости осуществляется в порядке, аналогичном порядку составления сметной документации, используемой для расчета начальной (максимальной) цены контракта.
Определение сметной стоимости всех работ, предусмотренных проектной документацией, используемой при определении НМЦК, в уровне цен на дату выполнения Расчета (Цнов) осуществляется по формуле:
Цнов = (Ссмр + Спр + Соб) + НДС,
где:
Ссмр – сметная стоимость всех строительно-монтажных работ, предусмотренных проектной документацией, используемой при определении НМЦК, в уровне цен на дату выполнения Расчета. Показатель Ссмр определяется как произведение общей сметной стоимости всех строительно-монтажных работ, предусмотренных проектной документацией, используемой при определении НМЦК, в уровне цен по состоянию на 01.01.2000 на индекс к СМР, действующий на дату выполнения Расчета. В случае отсутствия на дату выполнения Расчетов индекса к СМР, рассчитанного для применения к сметной стоимости СМР в целом по объекту строительства, применяются индексы изменения сметной стоимости к элементам прямых затрат, размещаемые Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (далее – ФГИС ЦС) <1> и действующие на дату выполнения Расчетов. При пересчете используются показатели сметной стоимости прямых затрат, предусмотренные проектной документацией, используемой при определении НМЦК. Накладные расходы и сметная прибыль в уровне цен на дату выполнения Расчета определяются как произведение показателей накладных расходов и сметной прибыли в уровне цен по состоянию на 01.01.2000, предусмотренных проектной документацией, используемой при определении НМЦК, на индекс изменения сметной стоимости к оплате труда, действующий на дату выполнения Расчета;
——————————–
<1> Пункт 4 Методики расчета индексов изменения сметной стоимости строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 5 июня 2019 г. N 326/пр (зарегистрирован Минюстом России 10 сентября 2019 г., регистрационный N 55869), с изменениями, внесенными приказом Минстроя России от 20 февраля 2021 г. N 79/пр (зарегистрирован Минюстом России 9 августа 2021 г., регистрационный N 64577).
Спр – сметная стоимость прочих работ и затрат, предусмотренных проектной документацией, используемой при определении НМЦК, в уровне цен на дату выполнения Расчета. Показатель Спр определяется как произведение сметной стоимости прочих работ и затрат в уровне цен по состоянию на 01.01.2000 на индекс изменения сметной стоимости прочих работ и затрат, сообщаемый Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и действующий на дату выполнения Расчетов;
Соб – сметная стоимость оборудования, предусмотренная проектной документацией, используемой при определении НМЦК, в уровне цен на дату выполнения Расчета. Показатель Соб определяется как произведение сметной стоимости оборудования в уровне цен по состоянию на 01.01.2000 на индекс изменения сметной стоимости оборудования, сообщаемый Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и действующий на дату выполнения Расчетов;
НДС – налог на добавленную стоимость;
(пп. “а” в ред. Приказа Минстроя России от 14.06.2022 N 484/пр)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) осуществляется расчет коэффициента корректировки цены контракта (Ккор), учитывающий рост стоимости работ, вызванный существенным возрастанием стоимости строительных ресурсов, который невозможно было предвидеть при заключении контракта, по формуле:
Ккор = Цнов / (Цнмцк x Идеф),
где:
Цнов – сметная стоимость всех работ, выполнение которых предусмотрено по контракту в уровне цен на дату выполнения Расчета;
Цнмцк – сметная стоимость всех работ, без учета внесенных в проектную документацию корректировок в части изменения физических объемов работ, конструктивных, организационно-технологических и других решений, в уровне цен утвержденной проектной документации. Для определения показателя Цнмцк используются показатели сметной стоимости, предусмотренные сметной документацией, входящей в состав утвержденной заказчиком проектной документации, без учета внесенных в проектную документацию корректировок в части изменения физических объемов работ, конструктивных, организационно-технологических и других решений.
Для объектов, сметная стоимость которых на момент Расчета определена с использованием индекса изменения сметной стоимости по виду объекта, не соответствующему учтенному в сметной документации, использованной при определении НМЦК (по виду объекта, наиболее полно отражающего его специфику), при определении показателя Цнмцк осуществляется пересчет из базисного уровня цен (по состоянию на 01.01.2000) в уровень цен на дату первого опубликования Индекса по виду объекта, учитывающего специфику строительства такого объекта и опубликованного для применения к сметной стоимости, определенной с использованием единичных расценок, в том числе их отдельных составляющих, соответствующих принятым при определении величины индекса для расчета показателя Цнов.
В случае, если сметная стоимость работ определена с использованием ТЕР-2001 и на дату выполнения Расчета отсутствуют соответствующие индексы к СМР, разрабатываемые для применения к ТЕР-2001, то для определения показателя Цнмцк используются индексы к СМР, разработанные для применения к ФЕР-2001, действующие на дату утверждения проектной документации, используемой для определения НМЦК.
Определение показателя Цнмцк для субъектов Российской Федерации, в которых после определения НМЦК нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации части территории таких субъектов Российской Федерации определены как самостоятельные ценовые зоны или ценовые зоны изменились, осуществляется с использованием индексов, размещенных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации для первой ценовой зоны субъекта Российской Федерации в ФГИС ЦС.
В случае, если год выполнения Расчета соответствует году первого опубликования Индексов по виду объекта, а также в случае, если Индекс по виду объекта впервые размещен Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в ФГИС ЦС до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 2019 г. N 604 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 21, ст. 2566), то при расчете показателя Цнмцк используются показатели сметной стоимости строительно-монтажных работ, предусмотренные сметной документацией, входящей в состав утвержденной заказчиком проектной документации, без ее пересчета. При этом сметная стоимость строительных материалов и (или) оборудования, принятых в сметной документации по фактической стоимости на основании прейскурантов, коммерческих предложений, прайс-листов, при определении показателя Цнмцк пересчету не подлежит;
Идеф – индекс-дефлятор Министерства экономического развития Российской Федерации по строке “Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)”, действующий на дату определения НМЦК и рассчитываемый для периода с даты определения показателя Цнмцк по дату выполнения Расчета;
(пп. “б” в ред. Приказа Минстроя России от 14.06.2022 N 484/пр)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) осуществляется расчет новой цены контракта по формуле:
Сн.цена = Свып.р1 + (Ссущ.ц – Свып.р1 – Свып.р2) x Ккор +
+ Св.р.нов,
где:
Сн.цена – цена работ по новой (откорректированной) смете контракта в уровне цен исполнения контракта;
Ссущ.ц – цена работ по действующей смете контракта в уровне цен исполнения контракта;
Свып.р1 – цена работ, выполненных и принятых заказчиком на дату представления Расчета по действующей смете контракта в уровне цен исполнения контракта;
Свып.р2 – цена работ, выполненных и принятых заказчиком в период от даты выполнения Расчета до даты заключения дополнительного соглашения об изменении цены контракта, по действующей смете контракта в уровне цен исполнения контракта;
Ккор – коэффициент корректировки цены контракта, рассчитанный в соответствии с подпунктом “б” настоящего пункта;
Св.р.нов – откорректированная цена работ, выполненных подрядчиком и оплаченных заказчиком в период от даты выполнения Расчета до даты заключения дополнительного соглашения об изменении цены контракта.
По соглашению сторон при расчете цены работ по новой (откорректированной) смете контракта в уровне цен исполнения контракта (Сн.цена) может дополнительно учитываться увеличение цены работ, выполненных и принятых заказчиком в 2021 – 2022 гг. до даты представления Расчета (Сдоп.р2) по формуле:
Сдоп.р2 = (Свып.р3 x Ккор) – Свып.р3,
где:
Сдоп.р2 – увеличение цены работ, выполненных и принятых заказчиком в 2021 – 2022 гг. до даты представления Расчета, в связи с существенным возрастанием стоимости строительных ресурсов поставки подрядчика;
Свып.р3 – цена работ, выполненных и принятых заказчиком в 2021 – 2022 гг. до даты представления Расчета по действующей смете контракта в уровне цен исполнения контракта;
Ккор – коэффициент корректировки цены контракта;
(пп. “в” в ред. Приказа Минстроя России от 14.06.2022 N 484/пр)
(см. текст в предыдущей редакции)
г) осуществляется корректировка сметы контракта с учетом рассчитанного коэффициента корректировки цены контракта (Ккор) и пересчет остатков работ, не принятых заказчиком на дату выполнения Расчета.
Коэффициент корректировки цены контракта (Ккор) распространяется на остатки работ, подлежащих выполнению в рамках исполнения контракта, в том числе на работы, потребность в которых возникла в результате внесения изменений до выполнения Расчета в проектную документацию, в части изменения физических объемов работ, конструктивных, организационно-технологических и других решений, внесенных по результатам повторной государственной экспертизы проектной документации, экспертного сопровождения или в соответствии с частью 3.8 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Пересчет остатков работ осуществляется путем умножения показателя цены работ на единицу измерения сметы контракта по оставшимся работам на коэффициент корректировки цены контракта (Ккор). После утверждения заказчиком откорректированной сметы контракта заключается дополнительное соглашение об утверждении новой цены контракта;
(пп. “г” в ред. Приказа Минстроя России от 14.06.2022 N 484/пр)
(см. текст в предыдущей редакции)
д) Приемка выполненных работ осуществляется на основании откорректированной сметы контракта в порядке, предусмотренном условиями контракта. Стоимость работ, выполненных подрядчиком и оплаченных заказчиком в 2021 – 2022 гг. до даты выполнения Расчета, а также стоимость работ, выполненных подрядчиком и оплаченных заказчиком от даты выполнения Расчета до даты заключения дополнительного соглашения об изменении цены контракта, подлежит корректировке.
(в ред. Приказов Минстроя России от 07.10.2021 N 728/пр, от 14.06.2022 N 484/пр)
(см. текст в предыдущей редакции)
Пересчет стоимости работ, выполненных в 2021 – 2022 гг. до даты выполнения Расчета, а также работ, выполненных от даты выполнения Расчета до даты заключения дополнительного соглашения об изменении цены контракта, осуществляется по формуле:
(в ред. Приказов Минстроя России от 07.10.2021 N 728/пр, от 14.06.2022 N 484/пр)
(см. текст в предыдущей редакции)
Св.р.нов = Цед.акт x Ккор x Vвып
где:
Цед.акт – цена единицы i-го конструктивного решения (элемента) и (или) комплекса (вида) работ, принятая в корректируемом акте сдачи – приемки выполненных работ, руб.;
Ккор – коэффициент корректировки цены контракта, рассчитанный в соответствии с подпунктом “б” настоящего пункта.
Vвып – объем выполненных, принятых заказчиком и подлежащих оплате работ по i-му конструктивному решению (элементу) и (или) комплексу (виду) работ в принятых измерителях. Объем работ по откорректированному акту сдачи-приемки выполненных работ должен соответствовать объему работ, приведенному в корректируемом акте.
(п. 14.2 введен Приказом Минстроя России от 21.07.2021 N 500/пр)
14.3. Для контрактов, цена которых составляет или превышает 100 млн. руб., сметная документация, пересчитанная в соответствии с подпунктом “а” пункта 14.2 Методики, направляется заявителем (техническим заказчиком, застройщиком или уполномоченным кем-либо из них лицом) в уполномоченную организацию по проведению государственной экспертизы для проведения повторной государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости в соответствии с пунктом 45(14) Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 11, ст. 1336; 2022, N 13, ст. 2100) (далее – Положение N 145).
При формировании комплекта сметной документации, подлежащей направлению в уполномоченную организацию по проведению государственной экспертизы для проведения повторной государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости, в состав сводного сметного расчета стоимости строительства включаются затраты на проведение такой экспертизы.
Расчет коэффициента корректировки цены контракта (Ккор) и новой цены контракта (Сн.цена) осуществляется в соответствии с подпунктами “б” и “в” пункта 14.2 Методики после получения положительного заключения уполномоченной организации по проведению государственной экспертизы.
В отношении объектов капитального строительства, строительство которых осуществляется отдельными этапами (очередями, пусковыми комплексами), и на которые в составе первично представленной и получившей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации были сформированы сводные сметные расчеты (к каждому отдельному этапу (очереди, пусковому комплексу), на основании которых были заключены государственные контракты (к каждому отдельному этапу (очереди, пусковому комплексу), для проведения повторной государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости представляются расчеты, выполненные на основании сметной документации на соответствующие отдельные этапы (очереди, пусковые комплексы), входящие в состав полного комплекта сметной документации объекта капитального строительства, используемой для расчета НМЦК, если заказчиком принято решение о выполнении Расчетов в отношении отдельных государственных контрактов.
При этом пересчет цены контракта в связи с существенным возрастанием стоимости строительных ресурсов поставки подрядчика выполняется отдельно в отношении каждого этапа (очереди, пускового комплекса) на основании расчетов, выполненных по результатам такой повторной проверки достоверности, если такое решение принято заказчиком.
В отношении контрактов, заключенных с различными подрядными организациями для реализации одного объекта, сметная стоимость которого в составе первично представленной и получившей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации определена в целом по объекту капитального строительства без выделения отдельных этапов (очередей, пусковых комплексов), по результатам проведения в соответствии с пунктом 45(14) Положения N 145 повторной государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости заказчик рассчитывает коэффициенты корректировки цены для каждого такого контракта.
Для этого по каждому такому контракту определяются показатели Цнов.эт. и Цнмцк.эт. При этом суммарная стоимость таких показателей по всем контрактам должна быть равна стоимости аналогичных показателей, приведенных в Расчете, в отношении которого выдано положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости в соответствии с пунктом 45(14) Положения N 145. Расчет показателя Цнмцк.эт. осуществляется по формуле:
Цнмцк.эт. = Цнмцк.эт.1 + Цнмцк.эт.2 + … + Цнмцк.эт.i
где:
Цнмцк.эт. – показатель, определенный при выполнении Расчета, в отношении которого выдано положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости в соответствии с пунктом 45(14) Положения N 145, в уровне цен на дату определения НМЦК;
Цнмцк.эт.1, Цнмцк.эт.2, Цнмцк.эт.i – показатели Цнмцк.эт., определенные по первому, второму, i-му контракту;
Расчет показателя Цнов.эт. осуществляется по формуле:
Цнов.эт. = Цнов.эт.1 + Цнов.эт.2 + … + Цнов.эт.i
Цнов.эт. – показатель, определенный при выполнении Расчета, в отношении которого выдано положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости в соответствии с пунктом 45(14) Положения N 145, в уровне цен на дату выполнения Расчета;
Цнов.эт.1, Цнов.эт.2, Цнов.эт.i – показатели Цнов.эт., определенные по первому, второму, i-му контракту.
Коэффициенты корректировки цены контракта могут быть рассчитаны отдельно для оборудования и отдельно для остальных работ и затрат без учета оборудования, в случае если такое решение принято заказчиком. Для расчета таких коэффициентов определяются отдельные показатели Цнмцк, Цнов, Цнмцк.эт., Цнов.эт.. При этом суммарная стоимость показателей Цнмцк, Цнов, Цнмцк.эт., Цнов.эт., определенных отдельно для оборудования и отдельно для остальных работ и затрат без учета оборудования, должна быть равна общей стоимости аналогичного показателя, определенного по Расчету, выполненного по объекту в целом.
Корректировка сметы контракта, пересчет остатков работ, не принятых заказчиком на дату выполнения Расчета, работ, выполненных подрядчиком и оплаченных заказчиком в 2021 – 2022 годах до даты выполнения Расчета, а также пересчет стоимости работ, выполненных в период от даты выполнения Расчета до даты заключения дополнительного соглашения об изменении цены контракта работ, осуществляется в соответствии с подпунктами “г” и “д” пункта 14.2 Методики.
При внесении изменений в смету контракта в связи с существенным возрастанием стоимости строительных ресурсов поставки подрядчика не требуется внесение изменений в сметную документацию, разработанную в составе проектной документации по объекту.
В случае установления особенностей ценообразования и сметного нормирования федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации показатель Сн.цена определяется в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
(п. 14.3 в ред. Приказа Минстроя России от 14.06.2022 N 484/пр)
(см. текст в предыдущей редакции)
14.4. В случае существенного возрастания стоимости строительных ресурсов поставки подрядчика после первоначального расчета коэффициента корректировки цены контракта в соответствии с подпунктом “б” пункта 14.2 Методики допускается корректировка сметы контракта с применением индекса роста цен на строительные ресурсы за расчетный период (Ирц).
Указанный индекс рассчитывается как отношение первоначально рассчитанного коэффициента корректировки цены контракта (Ккор) к вновь рассчитанному коэффициенту корректировки цены контракта (Ккор.н) по формуле:
Ирц = Ккор.н / Ккор
где:
Ккор – коэффициент корректировки цены контракта, рассчитанный в первый раз в соответствии с подпунктом “б” пункта 14.2 Методики;
Ккор.н – коэффициент корректировки цены контракта, рассчитанный повторно в порядке, установленном подпунктом “б” пункта 14.2 Методики на основании актуальных данных о стоимости строительных ресурсов и индексов изменения сметной стоимости, действующих на дату выполнения расчета указанного коэффициента.
При расчете (Ккор.н) показатель Цнов определяется в уровне цен, соответствующем периоду выполнения повторного Расчета.
При расчете показателя Цнов.н сметная стоимость строительных материалов и (или) оборудования, принятых в сметной документации по фактической стоимости на основании прейскурантов, коммерческих предложений, прайс-листов и ценовые показатели которых по данным подрядчика претерпели существенный рост, определяется по результатам конъюнктурного анализа, проводимого в порядке, установленном подпунктом “а” пункта 14.2 Методики.
Также при расчете показателя Цнов.н для определения сметной стоимости таких строительных материалов и (или) оборудования может использоваться информация о фактической цене приобретения таких строительных материалов и (или) оборудования, в случае если такое решение принято заказчиком.
(п. 14.4 введен Приказом Минстроя России от 14.06.2022 N 484/пр)
14.5. После выполнения расчета осуществляется корректировка сметы контракта с учетом рассчитанного индекса роста цен на строительные ресурсы за расчетный период (Ирц) и пересчет остатков работ, не принятых заказчиком на дату выполнения Расчета.
Определение стоимости остатков работ (Сост) осуществляется путем умножения показателя цены работ на единицу измерения сметы контракта по оставшимся работам на индекс роста цен на строительные ресурсы за расчетный период (Ирц) с учетом объемов оставшихся работ по формуле:
Сост = Цед.акт2 x Ирц x Vост
где:
Цед.акт2 – цена единицы i-го конструктивного решения (элемента) и (или) комплекса (вида) работ, принятая в корректируемой смете контракта, с учетом ранее рассчитанного показателя Ккор, руб.;
Ирц – индекс роста цен на строительные ресурсы за расчетный период, рассчитанный в соответствии с пунктом 14.4 Методики;
Vост – остаток объемов работ, подлежащих выполнению по i-му конструктивному решению (элементу) и (или) комплексу (виду) работ.
После утверждения заказчиком откорректированной сметы контракта заключается дополнительное соглашение об утверждении новой цены контракта.
Стоимость работ, выполненных и принятых заказчиком в период от даты выполнения расчета индекса роста цен на строительные ресурсы за расчетный период (Ирц) до даты заключения дополнительного соглашения об изменении цены контракта также может быть пересчитана с учетом Ирц, в случае если такое решение принято заказчиком.
(п. 14.5 введен Приказом Минстроя России от 14.06.2022 N 484/пр)
14.6. В случае, если одновременно с выполнением Расчета осуществляется внесение изменений в проектную документацию в связи с включением в нее ранее не предусмотренных такой проектной документацией видов работ и (или) затрат, с корректировкой видов и объемов работ, а также в связи с заменой материалов и (или) оборудования на аналоги без изменения их объема, пересчет остатков работ с применением индекса роста цен на строительные ресурсы (Ирц) и коэффициента корректировки цены контракта (Ккор) осуществляется только в отношении работ и затрат, не претерпевших изменений в результате внесения таких корректировок в проектную документацию.
(п. 14.6 введен Приказом Минстроя России от 14.06.2022 N 484/пр)
Коммерческая смета — как, зачем и для кого?
Есть поговорка – кто платит, тот и заказывает музыку.
Всё чаще и чаще современные жизненные реалии заставляют инженеров-сметчиков забыть основные аксиомы ценообразования и сметного нормирования, подстраиваясь под требования частного инвестора, которому абсолютно неинтересны МДС, правило усреднения и абсолютный запрет на изменение ресурсной части расценок, а индексы к статьям затрат могут и совсем запутать и вызвать негативную реакцию. Инженеру-сметчику еще повезёт, если заказчик спокойно примет правила начисления накладных расходов и сметной прибыли, но так бывает не всегда.
Поэтому, как правило, инженеру-сметчику приходится применять ресурсный метод составления сметного расчета, чтобы даже самому далёкому от ценообразования заказчику был понятен принцип ценообразования.
1 вариант. Самый простой, когда инвестор может ориентироваться в сметном расчете, но его не устраивают те ресурсы, которые фактически не участвуют в проведении строительно-монтажных работ, а подрядчика очень волнует, чтобы цены на материалы соответствовали рыночным, как и зарплата работников.
Тогда составляем обычный сметный расчет, начисления накладных расходов и сметной прибыли производим по видам работ для конкретных условий. Для успокоения своей инженерно-сметной принципиальности — вводим понижающие коэффициенты, чтобы соответствовали всем указующим письмам и приказам Минрегионразвития.
Удаляем (чаще всего) все краны, неиспользуемые вспомогательные материалы (а-ля бензин авиационный и т.п.). Основные материалы выводим отдельно строкой и цену вводим по существующим прайсам, не забывая вычитать 18% и добавлять заготовительно-складские расходы.
Поставить стоимость человека/часа немного сложнее, для этого нужно произвести несколько расчетов. Как правило, частный инвестор мало обращает внимания на разряд рабочего, поэтому мы облегчим себе работу и не будем высчитывать тарифную сетку.
Возьмем заработную плату рабочего, например — 50 тыс.руб. в месяц, и высчитаем стоимость его чел/часа:
50 000 руб. / 22 рабочих дня / 8 часов рабочей смены = 284,1 руб.
Всем понятно, что монтажник и маляр могут получать разные оклады. В таком случае есть несколько выходов:
- Рассчитать среднюю заработную плату (как правило, если сметный расчет большой).
- Рассчитать стоимость человека/часа для каждого вида работ.
Такой способ составления коммерческих смет хотя бы отдалённо напоминает составление локальных расчетов в соответствии с принципами и законами по ценообразованию.
Но всё чаще в практике, особенно в крупных городах, инвесторы не хотят видеть сметный расчет в таком виде. Как мне однажды дали замечание (почти цитирую) «Прислали нам что-то сложное и непонятное, слишком много неизвестно откуда взявшихся цифр».
Поэтому всё чаще я составляю коммерческие сметы вариантом №2.
Для них можно совсем выключить святая святых — сметную программу, но я бы не советовала, так как она всё же является подспорьем и справочной информацией.
Само составление происходит исключительно в программе MS Excel.
Вот, например, реальная дефектная ведомость для составления коммерческой сметы
Как видно по выделенным строкам — при всём желании соответствовать расценкам не получится, так как в первой позиции не указан химсостав, а во второй вообще включено всё сразу. Заказчик, конечно, разбивать не собирается, так как ему интересен коммерческий сметный расчет.
В результате смета выглядит следующим образом:
Материалы выбраны по прайсам, химсостав — средняя цена тех, что подходит для данного вида работ. Это то, что может проверить инвестор, открыв соответствующие страницы в интернете.
Стоимость работ рассчитана следующим образом: с помощью программного комплекса определяем трудоемкость и стоимость работ (как в варианте №1). Для п.2 берем заработную плату по нескольким расценкам одновременно (шпаклевка, заделка отверстий, грунтовка, окраска).
Накладные расходы и сметная прибыль в таких сметах — коммерческая тайна для инвестора, поэтому может составлять любое количество процентов, всё зависит от подрядчика — сколько он хочет заработать на этом объекте.
Я, как правило, беру 50% от ПЗ на накладные расходы и 50% от ПЗ на сметную прибыль. Расчет помогает сделать программа.
В MS Excel оформляем таблицу, в колонке «Стоимость» и строке «Итого» вводим нужные формулы расчета.
Итоговая сумма обсуждается между заказчиком и подрядчиком, выводится договорная стоимость.
Такая форма составления коммерческой сметы очень понятна для частных инвесторов, по ней возникает меньше вопросов, но на этот вариант, не смотря на его кажущуюся простоту, уходит больше времени, чем на первый и на обычное составление сметного расчета.
P.S.
Кстати, у нас есть отличный практический курс для сметчиков, которым важно уметь определять стоимость строительства с частным (не государственным) финансированием. Посмотрите, онлайн-курс «Рыночная фактическая стоимость строительства»