Определение суммарной сметной стоимости возведения какого-либо сооружения требует составления комплекта документов. Законом регламентируются разделы сметной документации, количество и состав бумаг, источники расчетов и формулы, методы подсчетов и оформление документов.
Стандартно сметная документация включает в себя комплекс локальных и объектных смет, объектных и локальных сметных расчетов, сводок затрат, сводных расчетов стоимости строительства, сметных расчетов на отдельные расходы и др. Строительство может осуществляться хозяйственным либо подрядным способом, но это не влияет на законодательно установленный порядок разработки сметной документации.
Локальную смету считают первичным из сметных документов, поскольку она составляется для индивидуальных расходов и работ по зданиям и мероприятиям на строительной площадке. Подсчеты выполняются на базе работ, определенных в рабочей документации и чертежах.
Локальный сметный расчет необходим, когда сумма расходов и объем предстоящих мероприятий на стройплощадке не полностью определены, будут уточняться и корректироваться на основании рабочих документов. Другая ситуация, когда занимаются локальными сметными расчетами, касается невозможности точно спрогнозировать характер, предстоящий объем и оптимальный метод выполнения строительных работ. В этом случае готовая сметная документация корректируется по мере выполнения строительных мероприятий.
Объектную смету понимают как суммарную информацию по строящемуся объекту. Информация собирается из локальных смет. Объектная смета становится основой для формирования договорных цен на объект.
Объектный сметный расчет подразумевает суммарные данные, собранные из локальных смет и сметных расчетов, о которых шла речь выше. Сведения в объектных сметных расчетах уточняются на основе рабочей документации.
По отдельным затратам сметный расчет выводят в ситуациях, когда необходимо определить общую сумму финансов, компенсирующих расходы, не учтенные в сметных нормативах. Речь идет о расходах на компенсацию по поводу изъятия земли под строительство, на доплаты и льготы, связанные с правительственными постановлениями и т. д.
Сводный сметный расчет предстоящих заказчику расходов на строительство зданий разного назначения, крупных предприятий либо очередей из сооружений составляют, используя полученные ранее данные из объектного расчета и сметы, а также сметного расчета по отдельным затратам.
Сводкой затрат называют документ, в котором выводят стоимость возведения очередей из зданий либо индивидуальных объектов, если параллельно требуется составлять проектно-сметные документы на здания производственного и жилищно-гражданского значения.
Помимо перечисленных расчетов, может потребоваться ведомость на сметную стоимость относительно возведения объектов, числящихся в пусковом комплексе. Такой документ в составе рабочего комплекта документации необходим для зданий, эксплуатация которых требует наличия специализированного пускового комплекса. Ведомость определяет не только расходы на объекты пускового комплекса, но и затраты на общеплощадочные работы.
По желанию пользователя в проект и РД включают и другой документ — ведомость на сметную стоимость объектов природоохранного значения. Такой документ требуется в отношении зданий, предприятий и других объектов, на которых предусматривается выполнение ряда мероприятий, направленных на охрану окружающей среды. Ведомость содержит только расходы на возведение объектов и все работы, связанные с природоохранными мероприятиями.
Вопрос по согласованию и утверждению сметной документации достаточно прост, но при этом постоянно ставит в тупик большинство начинающих участников строительного процесса. Для понимания всех нюансов рекомендуем прочитать статью по этому вопросу полностью.
Какими документами определяется, кто согласовывает смету, а кто утверждает?
-
В своей практике большинство специалистов сметного дела сталкиваются с вопросом о том, кто согласовывает смету, а кто ее утверждает. Более того, данную проблему встречают и другие специалисты, связанные со строительной областью.
-
Решение этого вопроса крайне важно для ввода проектной и сметной документации в производство работ. Ведь без наличия соответствующих подписей не представляется возможным начать выполнение работ. Кроме того, произвести оплату выполненных работ без необходимых завизированных документов также крайне затруднительно.
-
В связи с этим о том, кто утверждает сметы — заказчик или подрядчик, следует задуматься еще до формирования пакета документов на тот или иной объект. Тот же вопрос актуален и для согласовывающей стороны.
-
В целом, чаще всего ответы на этот вопрос содержатся в договоре подряда или контракте на выполнение работ. Обычно стороной, которая занимается согласованием сметной документации, выступает подрядная организация, а уже согласованную смету утверждает заказчик.
-
Это просто для тех организаций, которые работают с одним и тем же заказчиком или подрядчиком на протяжении нескольких лет. В таком случае редко возникает вопрос о том, кто подписывает в смете «Согласовано» и «Утверждаю».
-
Однако для тех организаций, которые впервые работают с тем или иным заказчиком, или для тех, кто имеет небольшой опыт в согласовании и утверждении сметной документации, данный вопрос может вызвать затруднения. У сметчиков нашей компании возможно получить консультацию по данной проблеме, а также по всем интересующим вопросам, касающимся составления сметной документации на разные виды работ.
-
Специалисты нашей компании имеют большой опыт в разработке смет различных форм и на объекты разного типа. Некоторые из наших работ можно обнаружить на вкладке «Примеры смет». Кроме того, сметные формы наших сметчиков имеют свойство успешно проходить проверки и переходить в стадию утверждения и производства работ.
-
Если говорить о законодательных документах, которые могут помочь в понимании того, кто утверждает смету, то рекомендуется обращаться к Гражданскому и Градостроительному Кодексам РФ. В указанных сводах законов можно найти множество полезной информации не только о процедуре согласования сметной и проектной документации, но и ответы на многие другие вопросы, которые возникают перед специалистами строительной сферы.
-
При обращении к Гражданскому кодексу для решения рассматриваемого вопроса рекомендуется внимательно изучить тексты статей 759 и 760. Статья 759 касается исходных данных для проектно-изыскательских работ. Однако и утверждение сметной документации входит в комплекс данного типа, ведь на основании проектных решений составляются сметы.
-
Помимо этого, в решении вопроса о том, кто и где ставит подпись в смете в «Согласовано» и «Утверждено», может помочь статья 760 ГК РФ. В части 1 данной статьи упоминается, что в обязанности подрядчика входит согласование технической документации у заказчика.
-
Если обратиться к Гражданскому Кодексу РФ, то наибольшее количество информации, касающейся утверждения и согласования сметной документации, можно обнаружить в тексте статьи 48. Указанная статья рассматривает вопросы архитектурно-строительного проектирования в целом, и тему проектно-сметной документации в том числе.
-
Таким образом, при ответе на вопрос о том, кто согласовывает и кто утверждает смету — подрядчик или заказчик, в тексте упомянутой выше статьи можно узнать, что проектная документации утверждается техническим заказчиком или застройщиком, а также региональным оператором или лицом, на котором лежит ответственность за эксплуатацию здания. А значит, по аналогии с проектной документацией, может быть утверждена и смета, составленная на ее основании.
-
Рисунок 1. Согласование и утверждение локального сметного расчета
Кто составляет смету: заказчик или подрядчик?
-
В связи с утверждением и согласованием документации на объект кажется логичным возникновение вопроса о том, кто составляет смету — заказчик или подрядчик. На самом деле, данный вопрос лишь косвенно связан с утверждением сметной документации на большинство объектов и разные виды работ.
-
Дело в том, что составлением сметной документации на производство того или иного вида работ может заниматься любая из организаций, участвующих в процессе. Иногда подрядчик получает пакет документов, включающих в себя проектно-сметную документацию, от заказчика или застройщика.
-
При этом сметы могут быть составлены специалистами этих организаций или сметчиками других компаний, специализирующихся на разработке сметных форм. Например, к нам часто поступают заказы на формирование сметной документации от различных компаний и физических лиц, однако наши сметчики не занимаются решением вопроса о том, кто подписывает смету в каждом отдельном случае. При этом получить консультацию по данной теме у наших специалистов возможно.
-
Помимо того, смета может быть составлена проектной организацией в процессе производства проектных и изыскательских работ. В таком случае вся проектно-сметная документация утверждается между заказчиком и проектной организацией, однако при ее передаче в производство работ происходит согласование и утверждение уже между исполнителем и заказчиком.
-
Таким образом, при возникновении вопроса о том, кто утверждает смету, а кто подписывает по закону, важно опираться именно на законодательные акты. Кроме того, чаще всего ответ на этот вопрос кроется в пакете документов к контракту на производство работ. Именно в договоре или приложениях к нему чаще всего обозначается алгоритм утверждения всех документов на объект, и смет на разные виды работ в том числе.
-
Кроме того, следует отметить, что не всегда в строительно-монтажных работах на одном объекте занято всего две организации — подрядчик и заказчик. Зачастую можно столкнуться с тем, что и в роли подрядной организации, и в роли заказчика выступают несколько компаний. В таких случаях процедура утверждения сметных форм может иметь разные алгоритмы.
-
О том, как правильно подписывать смету, если в строительстве участвует несколько исполнителей, обычно можно уточнить у организации генподрядчика, заказчика, застройщика и т.д. Как правило, для таких случаев всегда есть уже разработанный алгоритм согласования сметной документации.
-
Часто случается такое, что каждый подрядчик составляет смету на производство именно тех работ, которые планирует выполнить на этом объекте, и утверждает ее у заказчика. Таким образом, у заказчика оказывается несколько смет на один и тот же объект, но согласованы они бывают разными подрядчиками.
-
Если между подрядной организацией и заказчиком существует еще ступень в виде генерального подрядчика, то, как правило, утверждением подрядных смет занимается именно он. А в дальнейшем все сметы либо отдельно, либо в составе одного документа утверждаются между генподрядчиком и заказчиком.
-
Тот же самый принцип действует, если в строительстве участвует несколько субподрядных организаций у одного подрядчика. Однако такое положение вещей не всегда применимо ко всем объектам. Поэтому о том, как правильно подписывать смету в каждом отдельном случае, необходимо узнавать в индивидуальном порядке.
-
Рисунок 2. Согласование и утверждение локального ресурсного сметного расчета
Что еще необходимо для согласования и утверждения сметы?
-
Как правило, прежде чем понять, кто согласует, а кто утверждает смету, необходимо получить информацию о том, что еще нужно для этого. Как можно понять из написанного выше, разработка и создание сметной документации — это сложный процесс, в котором есть множество нюансов и тонкостей, связанных не только с количеством сторон, участвующих в строительном процессе.
-
Помимо того, что смета должна быть кем-то составлена, ее должен кто-то проверить. Обычно в роли составляющей и проверяющей стороны выступают специалисты сметного дела, которые ставят свои визы в соответствующих полях в документе. Однако в данных полях может стоять и подпись организации, которая занимает ту или иную сторону, а также подписи прочих ответственных лиц.
-
Кроме того, при понимании того, кто и где расписывается на смете в «Согласовано» и «Утверждаю», важно еще указать и всех остальных лиц, которые участвуют в утверждении сметной документации. Для каждого отдельного объекта и конкретного заказчика список таких лиц может включать разные сведения.
-
Некоторым организациям достаточно и того, чтобы сметная форма была завизирована только составившими и проверившими сметчиками. В других случаях, список лиц, чьи подписи необходимы для согласования и утверждения, может быть гораздо шире. В их число могут входить кураторы, производители работ, начальники цехов, бухгалтера, главные инженеры и т.д.
-
Обычно весь список лиц, которые должны подписать смету, располагается в конце документа. Внешний вид списка может быть в свободной форме, если нет регламентированного шаблона. Такой список, иногда называют «бегунок».
-
Обычно сбором подписей в «бегунок» занимается организация, согласовывающая смету. То есть, как правило, это является задачей исполнителя, который после подписания у всех лиц передает сметную форму на утверждение заказчику. Таким образом, становится очевидно, согласовывает или утверждает смету заказчик.
Сколько времени необходимо для утверждения сметы?
-
Назвать определенные сроки согласования для всех сметных форм не представляется возможным. Связано это с множеством факторов и, прежде всего, от того, кто согласовывает смету, а кто утверждает.
-
Как было отмечено выше, для согласования сметной документации может потребоваться достаточно большое количество подписей. Поэтому и сроки утверждения зависят от того, как быстро эти подписи будут собраны.
-
Конечно, если для того, чтобы утвердить смету, необходимо подписать ее только у сметчиков, которые ее составили и проверили, а затем сразу завизировать у тех, кто подписывает в смете «Согласовано» и «Утверждаю», то и скорость утверждения будет достаточно быстрой. Однако если для согласования сметной документации и дальнейшей ее передачи в производство работ необходимо собрать подписи у нескольких лиц, тогда и сроки составления будут пропорционально увеличиваться.
-
Следует отметить, что иногда число таких лиц может измеряться десятками. Кроме того, у некоторых организаций есть регламентированные сроки подписания сметной документации. Например, согласование сметы у одного ответственного лица в одной организации может занимать от нескольких дней до нескольких недель. Очевидно, что все это влияет на общий срок утверждения сметы.
Подведение итогов
-
Несмотря на то, что вопрос о том, кто утверждает смету, является не совсем проблемой специалиста сметного дела, все же косвенно его касается практически каждый сметчик. Поэтому знание регламента и алгоритма процесса утверждения сметной документации будет не лишним для любого специалиста в строительной области.
-
Наши сметчики обладают достаточным навыком составления смет форм различной сложности и на разные виды объектов. Кроме того, с ними всегда можно посоветоваться и получить ответы на интересующие вопросы, связанные с оформлением и утверждением сметной документации.
-
P.S. Наш клиент Павел Колесников обратился к нам за разработкой сметной документации на электромонтажные работы. Смета нужна была ему для прохождения тендера на одной из площадок электронных торгов. Смета на изготовление любого конструктивного элемента или выполнения любого вида работ требует учета массы параметров и знаний, что наши сметчики и применили в работе над сметами нашего клиента.
-
После того, как совместно с нашими сметчиками была составлена сметная форма, и торги успешно завершились в пользу Павла, от нашего клиента требовалось предоставить пакет документов Заказчику. При этом данный пакет включал в себя и смету, которая должна была быть подписана множеством лиц перед утверждением.
-
У нашего клиента не было опыта в утверждении сметной формы с таким количеством подписей, до этого он не сталкивался с вопросом, кто подписывает смету, помимо руководителей организаций. Поэтому Павел и не подозревал о том, что смета должна быть завизирована не только всеми указанными лицами, но и предоставлена заказчику на утверждение в определенный срок.
-
Об этом клиенту поведали специалисты нашей компании, как и о том, чем грозит несоблюдение условленных сроков. Кроме того, Павел проконсультировался с нашими сметчиками о том, в каком порядке лучше всего собрать все подписи в «бегунке».
-
Благодаря этому, наш клиент вовремя сдал всю необходимую документацию на объект и приступил к выполнению работ. Кроме того, он узнал много нового для себя, что пригодилось ему в будущем.
Вопросы и ответы по составлению сметной документации
Смета — это документ, в котором рассчитаны затраты на проект, исходя из расходов на стройматериалы, комплектующие, работу, хозяйственные нужды и прочее.
Заказчик заинтересован в минимизации итога сметы или сметной стоимости. Документ является своего рода дорожной картой, в которой прописан график поставки материалов, сроки исполнения работ. Смета позволяет исключить увеличение стоимости работ в процессе строительства. Документ обсуждается постатейно и согласовывается двумя сторонами.
В рамках независимой экспертизы проектно-сметной документации специалисты нашего центра определят обоснованность выбранных при проектировании архитектурных, конструктивных и технологических решений. Также данная услуга позволит исключить неоправданное завышение цен на материалы и работы.
Смета составляется в интересах как заказчика, так и подрядчика. Благодаря документу подрядчик определяет нормы рентабельности работ, число специалистов, сроки исполнения, готовит график поставки материалов для заказчика. При грамотном составлении сметы между сторонами не возникнет разногласий по окончании работ.
Зачастую, строительные организации сами выполняют сметы при наличии лицензии на данный вид деятельности.
Заказчик заинтересован в составлении сметы, поскольку он хочет снизить затраты на строительство. Соответственно, он ее и оплачивает.
Идеальный вариант, если смету на строительство составляет проектная организация. Профессионалы, работающие в подобных структурах хорошо знакомы со всеми тонкостями процесса. Как правило, в проектной организации создан сметный отдел.
Оценка работы тем или иным сметчиком зависит от применяемых расценок, коэффициентов на усложнение (стесненные или опасные условия, холодное время года и т.д.). Опытные сметчики выявляют скрытые коэффициенты при проверке.
Опыт и компетенция специалистов нашего центра позволяют в рамках разработки проектно-сметной документации производить предварительный расчет предстоящих затрат и вложений, подготовку актов приемки-передачи работ по различным формам, проверку соответствия объемов работ, предусмотренных по проекту и другое.
Сметчик — это специалист с инженерным образованием, обладающий экономическими знаниями, определяющий стоимость различных видов работ: строительных, проектных, ремонтных, реставрационных.
Стоимость составления проектно-сметной документации зависит от объема работ, качества исходных данных и документов, обозначенных заказчиком сроков.
Экспертиза проектно-сметной документации — важный этап строительства какого бы то ни было объекта. В ходе обследования выполняется проверка соответствия принятых норм и расценок сметно-нормативной базе, соответствие объемов работ в смете с ведомостью объемов работ.
Задача экспертизы — проконтролировать расходование средств, как правило, услугой пользуются бюджетные учреждения, работа которых финансируется из казны.
Государственные расценки состоят из нормативных баз, в которых расписан фиксированный список работ и затраты на эти работы. Комплекс сборников элементных сметных нормативов позволяет определить состав и потребность в ресурсах, необходимых для выполнения всех видов строительных и ремонтных работ.
Разработкой расценок занимаются специальные учреждения центра по ценообразованию в строительстве для каждого региона.
Под рентабельностью сметы понимают максимальную прибыль, которую получит исполнитель в ходе выполнения перечня работ, указанных в документе. На рентабельность сметы влияют следующие факторы: закупочная стоимость материалов, расположение объекта, оплата труда работников и другое.
Накладные расходы в смете — это часть сметной стоимости, которая не связана непосредственно с обеспечением процесса исполнения работ. В то же время, расходы связаны с созданием общих условий производства, ого обслуживанием, организацией и управлением. Накладные расходы включаются в стоимость работ косвенно, пропорционально стоимости материалов, величине прямых затрат.
Сметная прибыль — это своего рода вознаграждение подрядчика, часть стоимости строительных работ, не относящаяся к себестоимости. Эти средства входят в смету на строительный подряд, но предназначаются для покрытия расходов подрядных организаций, материальное стимулирование сотрудников.
1. Подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
2. Договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также должно быть предусмотрено, какая из сторон и в какой срок должна предоставить соответствующую документацию.
3. Подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику.
При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в течение десяти дней, если законом или договором строительного подряда не предусмотрен для этого иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. Заказчик освобождается от возмещения этих убытков, если докажет отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ.
4. Подрядчик, не выполнивший обязанности, установленной пунктом 3 настоящей статьи, лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ и возмещения вызванных этим убытков, если не докажет необходимость немедленных действий в интересах заказчика, в частности в связи с тем, что приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства.
5. При согласии заказчика на проведение и оплату дополнительных работ подрядчик вправе отказаться от их выполнения лишь в случаях, когда они не входят в сферу профессиональной деятельности подрядчика либо не могут быть выполнены подрядчиком по не зависящим от него причинам.
1. Строительные работы должны проводиться согласно заложенным в технической документации требованиям. В нее включают объем работ, содержание и другие требования. Кроме технической документации к договору строительного подряда обязательно должна прилагаться смета, в соответствии с которой определяется цена работы. Этот документ также является руководящим для подрядчика.
2. В отличие от технической документации смета составляется до подписания договора подряда и является его неотъемлемой частью. Техническая документация может быть составлена после подписания договора, однако должна быть предоставлена подрядчику до начала работ. Ее отсутствие является основанием для приостановления работ. Состав и содержание технической документации должны быть закреплены в договоре подряда. Там же определяется, кто из сторон готовит и предоставляет указанную документацию.
3. При подписании договора строительного подряда не всегда представляется возможным заложить в техническую документацию и смету все виды необходимых работ. Поэтому, когда в ходе строительства подрядчик обнаружит необходимость проведения дополнительных работ, которые влекут изменение в смете, он должен сообщить об этом заказчику. В договоре подряда может быть указан срок, в течение которого заказчик обязан дать ответ подрядчику о проведении дополнительных работ и увеличении сметы. Если этот срок не указан в договоре, ответ должен быть предоставлен в течение 10 дней. Если подрядчик не получит в указанные сроки ответа от заказчика, он обязан приостановить работы. В статье не сказано, должен ли подрядчик продолжать работы до истечения срока, установленного для ответа заказчика. Представляется, что приостановка работ может быть произведена только по истечении указанного срока. Убытки, вызванные простоем, подрядчик вправе взыскать с заказчика.
4. Заказчик освобождается от уплаты убытков, если докажет, что в дополнительных работах не было необходимости. Подрядчик не может требовать оплаты дополнительно произведенных работ, если он выполнил работы не получив на это согласия, если не докажет, что непроведение дополнительных работ или приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта имущества.
5. Если заказчик дал согласие на проведение дополнительных работ, подрядчик может отказаться от их проведения только в том случае, если они не входят в сферу профессиональной деятельности подрядчика либо не могут быть выполнены подрядчиком по независящим от него причинам.
Смета контракта по 44-ФЗ
16.02.2020
Статья 110.2 Закона № 44-ФЗ предусматривает, что оплата контракта, предметом которого является строительство или реконструкция объекта капитального строительства, осуществляется заказчиком в соответствии со сметой контракта, являющейся обязательным его приложением. Смета контракта должна составляться в соответствии с методикой, утвержденной Минстроем России (приказ Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр), действующей с 15.02.2020 (ч.ч. 6.1 и 7 ст. 110.2 Закона № 44-ФЗ).
Однако, что ст. 110.2 Закона № 44-ФЗ не распространяет свое действие на контракты, предметом которых выступает капитальный ремонт, снос или реставрация объектов капитального строительства. Помимо этого, ст. 110.2 Закона № 44-ФЗ не наделяет Минстрой России правом на утверждение методики формирования сметы контракта для указанных контрактов. Вместе с тем, ч. 1 ст. 8.3 ГрК РФ предусматривает, что сметная стоимость работ по капитальному ремонту, сносу, реставрации объектов капитального строительства определяется при проектировании таких работ, но не используется при формировании сметы контракта. Смета контракта на выполнение указанных работ, также как и работ по строительству и реконструкции объекта капитального строительства, формируется без использования сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов, если иное прямо не предусмотрено контрактом.
В связи с этим, если предметом контракта, например, выступает капитальный ремонт, снос, реставрация объекта капитального строительства, приказ Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр наделяет стороны контракта правом на использование сметы контракта, составленной в соответствии с Методикой, утвержденной приказом.
“2. Смета контракта на выполнение подрядных работ по строительству некапитальных строений и сооружений, а также других подрядных работ, указанных в разделе VI Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) (далее – Порядок), по соглашению сторон контракта может быть составлена в соответствии с Методикой, если в составе документации о закупке размещен проект сметы контракта. Рекомендуемый образец проекта сметы контракта приведен в приложении N 6 к Порядку.”
Как видно из приведенной выше цитаты, при осуществлении закупок строительных работ, не связанных со строительством и реконструкцией объекта капитального строительства, соглашение сторон по применению сметы контракта может быть достигнуто только при условии, что сам проект контракта содержал проект сметы контракта, составленной в соответствии с приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр. Указанное соглашение достигается простой подачей участником закупки заявки на участие в процедуре, которой он соглашается со всеми условиями документации о закупке, изложенными заказчиком, включая использование сметы контракта.
Подводя итог вышеизложенному отметим, что с 15.02.2020 заказчик при осуществлении закупок, предметом которых является строительство или реконструкция объектов капитального строительства, не вправе при составлении сметы контракта использовать сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов в силу прямого запрета на это ч. 6.1. ст. 11.2 Закона № 44-ФЗ. При осуществлении закупок иных видов работ заказчик вправе использовать смету контракта, составленную в соответствии с приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр, или составлять смету “классическим” образом путем переноса в контракт сметы, выступающей обоснованием НМЦк и содержащей сметные нормативы, сметные цены строительных ресурсов, с применением к ней общего понижающего коэффициента, полученного по результатам проведения процедуры закупки.
Проект сметы контракта
В статье Консультационный центр в сфере закупок “Закон.гуру” не будет расписывать весь алгоритм составления проекта сметы контракта, уже описанный в приказе Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр, суть которого сводится к укрупнению единичных расценок, содержащихся в сметной документации, до цен основных конструктивных элементов объекта. Читатель с данным алгоритмом может ознакомится самостоятельно. В статье будут отмечены лишь те моменты, на которые следует, по мнению сотрудников центра, обратить отдельное внимание.
1. Детализация (группировка) конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ в проекте сметы контракта осуществляется таким образом, чтобы было возможно идентифицировать начало, окончание и содержание работ для удобства их приемки и оплаты в ходе исполнения контракта в соответствии с графиком выполнения подрядных работ, являющемся обязательным приложением контракту (пп. “б” п. 33 Раздела VI приказа Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр). Таким образом, все укрупненные работы, нашедшие свое отражение в проекте сметы контракта, должны быть также отражены в графике выполнения работ. Если проект сметы контракта будет более детализирован по работам, чем график выполнения работ, то это будет означать, что в отношении части работ, указанных в проекте сметы контракта невозможно идентифицировать срок их начала и окончания, что будет рассматриваться как несоблюдение требований приказа Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр.
Однако, следует заметить, что составление самого графика выполнения работ является обязательным только в случае, если предметом контракта выступает новое строительство или реконструкция объекта капитального строительства (ч. 6 ст. 110.2 Закона № 44-ФЗ). При осуществлении закупок иных строительных работ график, как приложение к контракту, может не формироваться вовсе.
2. Проект сметы контракта составляется на основании Ведомости объемов конструктивных решений (элементов) и комплектов (видов) работ и, фактически, является производной от такой Ведомости (пп. “б” п. 31 Раздела VI приказа Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр). Сама ведомость может формироваться заказчиком после осуществления проектных работ либо подготовка такой Ведомости может быть предусмотрена в качестве обязанности проектировщика, если это содержалось в задании на проектирование. По мнению Консультационного центра в сфере закупок “Закон.гуру” является предпочтительным для заказчика.
3. Затраты на строительство титульных временных зданий и сооружений могут включаться в проект сметы контракта отдельной строкой, а могут и не выделяться в проекте сметы контракта. Все зависит от порядка определения таких затрат проектировщиком (см. п.п. 39-41 Раздела VI приказа Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр). Вместе с тем, если затраты на строительство титульных временных зданий и сооружений не будут выделены в проекте сметы контракта отдельной строкой, то это, по мнению Консультационного центра в сфере закупок “Закон.гуру”, не освобождает заказчика от их приемки в эксплуатацию, а также зачислению в основные средства заказчика с последующей передачей генподрядчику в пользование в порядке, установленном в контракте (п. 3.4 ГСН 81-05-01-2001).
Остались вопросы? Получите ответы на них прямо сейчас в закрытой группе WhatsApp!
Удачных закупок!