Как составить смысловую схему речи


<Дети забежали в класс и расселись по местам.>

Сегодня мы поговорим о смысловой схеме речи и методе при её составлении.

Этот метод – составление простого «дерева» или «схемы куста». Это гораздо проще и для современного оратора пригодно даже при импровизации. Нужно только иметь листок, в середине которого помещается главный термин (основную идею, понятие) речи, а от него показываются ответвления, произвольно фиксируя возникшие ассоциации, а так же те идеи, которые возникают, когда вы перебираете «общие места» в уме. Лишнее потом при общем взгляде на получившийся куст зачеркивается. В результате получаем смысловую схему речи.

Лучше всего сначала научиться делать смысловой анализ, составляя смысловые схемы готовых текстов, небольших по объему, а потом (и вместе с тем) переходить к самостоятельным действиям. Посмотрим, как выглядит схема для текста, приведенного ниже (смотрите рисунок).

Август – астры,

Август – звезды,

Август – грозди

Винограда и рябины

Ржавой – август!

Полновесным, благосклонным

Яблоком своим имперским,

Как дитя, играешь, август.

Как ладонью, гладишь сердце

Именем своим имперским:

Август! Сердце!

Месяц поздних поцелуев,

Поздних роз и молний поздних!

Ливней звездных –

Август! – Месяц

Ливней звездных.

(М. Цветаева).

Как видите, схема получилась сложная – ведь и текст очень сложный по набору идей и связям между ними.

Оратория Риторический анализ и риторический эскиз речи

  1. Риторический
    канон и современное красноречие. Этапы
    классического риторического канона.

  2. «Общее
    место» (Топ – как смысловой глагол).
    Топика.

  3. Смысловая
    схема речи. Как размножаются идеи.

  4. Классический
    образец речи – рассуждение (хрия).
    Структура строгой хрии.

  5. Особенности
    структуры хрии и ее использования.

Риторический
анализ

позволяет понять как устроена готовая
речь, то есть проследить путь от мысли
к слову. Для этого используется такое
понятие как риторический
канон
.

Этапы
классического риторического канона:

  1. Инвенция
    – изобретение (найти что сказать).

  2. Диспозиция
    – расположение изобретения.

  3. Элокуция
    – словесное оформление мысли.

  4. Меморио
    – запоминание.

  5. Actio
    hypocrisis
    – произнесение (исполнение) речи.

Инвенция
предполагает осмысление речи, подразделение
ее на ряд подтем. То есть на первом этапе
(инвенции) фиксируется все богатство,
наличие идей. Для этого существуют так
называемые «общие места» (топы –
смысловые модели развития речи).

Топ
– система понятий, предполагающих
способы мыслей о любой речи.

Диспозиция
предполагает перегруппировку идей и
их построение в том порядке, в каком они
бы выполнили главную задачу речи. В виду
линейности речи выделяется следующая
структура:

  1. введение;

  2. предложение;

  3. повествование;

  4. подтверждение;

  5. опровержение;

  6. заключение.

Элокуция
– это этап словесного оформления речи.
Важен отбор слов и словосочетаний;
смысловой, семантический, стилистический,
звуковой отбор слов. Здесь же осуществляется
выбор тропов
и фигур речи
(образные средства для выражения смысла
речи – «цветы красноречия»).

Actio
hypocrisis
– произнесение речи на публике
предполагает умение пользоваться
навыками и техникой речи (голос, интонация,
жесты, мимика).

Инвенция.

Инвенция
– поиск идей, содержания, смысла будущей
речи.

По
Ломоносову идеи подразделяются на
простые и сложные по структуре.

Для
того, чтобы развить идею испол. смысловой
модели 
топы 
«общие места»: род, вид, часть, целое,
определение, сходства, различия, причина,
следствие, сравнение.

Совокупность
«общих мест» – топика
– отражает общие законы мышления или
смысловой модели, по которой любой ритор
или оратор творит речь. Топика позволяет
без напряжения разработать любую идею.

Смысловая
модель: Род,
вид

Топ,
род и вид отражают универсальный закон
речи или мышления, умение рассуждать,
от общего к частному – дедукция, от
частного к общему – индукция.

Смысловая
модель: Определение

Предмет
речи очень просто можно определить
через блиайшие родовые и видовые отличия.

В
классической риторической традиции
определение (дефиниция, экспликация)
речи следует за вступлением.

I
способ – подвести под общее понятие.

II
способ – определить предмет речи через
противопоставление.

III
способ – используя метонимию – через
смежность предмета.

IV
способ – через последовательное
перечисление свойств.

Троп:
целое,
часть.

Используется
для определения:

  1. Предмет
    речи рассматривается как часть целого
    и рассказывается об этом в целом;

  2. Рассматриваются
    элементы (части) предметов речи и говорят
    о них в отдельности – анализ; и вновь
    возвращаются к целому на новом
    познавательном уровне – синтез.

  1. Выделяются
    или перечисляются только те части
    предмета, которые функционально значимы.

  2. Самые
    заметные признаки и свойства.

Второй
этап классического риторического канона
– диспозиция.

Диспозиция
(по Ломоносову) – расположение идей в
пристойном порядке.

Риторический
канон в расположении идей речи отражают
европейскую культуру слова. Современные
рекомендации, опираясь на традиции,
ничего не навязывают оратору, а лишь
предлагают определенные образцы.

Рекомендации
старых риторик
:

По
Ломоносову порядок расположения топов
следующий:

  1. описание
    неодушевленных предметов:

  • дается
    определение предмета, используется
    смысловая модель Род-вид;

  • смысловая
    модель целое-частное;

  • внешние
    свойства (форма, материал);

  • место,
    где встречается данный предмет;

  • функции
    предмета;

  • свидетельства
    (ссылка на цитаты, что говорят об этом
    предмете другие авторы);

  1. схема
    описания одушевленных предметов
    (животных):

  • определение,
    использование, топ, род, вид;

  • свойства,
    внешний вид;

  • действия,
    образ жизни;

  • свойства
    внутренние: характер, нрав;

  • польза;

  1. требования
    при описании технического предмета
    (инструкция);

  • описание
    должно быть понятным, полным, точным.

Для
того, чтобы описать предмет творчески,
описание делится на три части – начало,
середина, конец.

Начало:
1) обращение к предмету описания (О мысль!
Люди!)

2)
сказать о времени дня или года

3)
сказать о месте, где предмет находится
или встречается.

(описание
от общего к частному).

Середина: 1) если
предмет бездействует (озеро, поляна),
описываются перемены в нем происходящие
в зависимости от внешних условий (время,
погода)

2) неодушевленные
физические предметы, которые состоят
из частей – описывается каждая часть

3) нравственный
предмет (совесть, благородство) –
обращаются к топу, вид, род, разновидность,
подобие, противоположность.

4) действующее
лицо (киноактер) – описываются свойства.
Существуют правила расположения
середины, концовки:

а) самое интересное
в предмете располагается ближе к концу
описания;

б) избегать
излишней детализации (брать самое
существенное, главное); избегать повторов.

Конец: 1) эмоционально
обратиться к предмету речи, выразить
свои чувства, пожелания;

  1. выразить
    нравственную идею, моральную мысль.

Как
рассказывать истории

Существуют
различные стратегии ведения рассказа
(образец: Дубыч, Довлатов).

Рекомендации:

  1. Начало
    повествования:

а)
обращение к адресату;

б)
общая мысль рассказа, повествования
(заложение интереса);

в)
дается общепринятая истина, высказанная
в афористической форме;

г)
место, время действия, лицо.

  1. Середина
    повествования:

а)
следовать естественному ходу событий,
продвигаясь к кульминации.

  1. Конец
    повествования:

а)
развязка истории, вывод, при этом
рассказывая историю необходимо помнить
что, кому, с какой целью рассказывать.

Принципы
создания интересного рассказа:

  1. Простота,
    ясность, краткость.

  2. Правдоподобие.

  3. Постепенное
    нарастание интереса.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АЛЕКСЕЕВСКИЙ АГРОТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Учебное занятие  

ОУД.14  РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК

к ОПОП по профессии 35.01.13  Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства

Конспект урока

с применением современных образовательных технологий

Тема урока:

«Риторика как наука о природном красноречии и ораторском искусстве.  Смысловая схема речи»

Автор:

Панина Алла Борисовна,

преподаватель русского языка и литературы

Алексеевка, 2023

Учебное занятие  «Русский родной язык»

 3 курс

Конспект урока

Преподаватель: Панина А.Б.

Тема урока:  «Риторика как наука о природном красноречии и ораторском искусстве.  Смысловая схема речи»

Тип урока: изучение нового материала

Цели:

– дать понятие о смысловой схеме речи, о системе топов в русском языке;

– научить составлять схемы, устное высказывание  по схеме;

– совершенствовать навыки коллективного общения, развивать речь и логическое       мышление.

                                                     Ход урока

   1. Организация внимания. (слайд 1 )

   2.Вступительное слово. Речь. Речь. Речь. Она звучит повсюду. Именно владение речью отличает нас от остальных млекопитающихся. Почему же в нашей жизни часто случаются недопонимания, почему свою мысль, идею, мы не можем донести до окружающих? Почему мы сталкиваемся с проблемой написания сочинений, подготовки устных выступлений? А про спонтанную речь на какую-либо тему и говорить нечего. Ответ один – мы не знаем, как это правильно делать.

  3.Целеполагание.

 Сегодня я хочу предложить вашему вниманию один из приемов создания текста, который поможет вам при всех вышеназванных ситуациях, при условии, что вы сами приложите все усилия для овладения этой методикой.

  4. Работа над новым материалом.

Ребята, в течение урока делайте записи в тетради. Работайте с презентацией.

Все в нашем окружении состоит из частей. В том числе и тексты , которые мы читаем, пишем, составляем, построены из своего рода «кирпичиков», называемых «топами», или «общими местами». (слайд 2 ) 

Всмотревшись вглубь многовековой истории риторики, мы обнаружим, что некогда “общие места” представляли собой настоящие смысловые модели, по которым любой ритор мог творить сам. “Общие места” предоставляли говорящему именно те способы “размножения идей”, познав которые ,человек приобщался к традиционной культуре мысли и речи. Почему эти смысловые модели получили название общих мест? “Местами” (по-гречески “топами”) они были названы потому, что в сознании ритора речь представала как “карта местности”, на которой каждая идея имела свое положение, место. Поэтому и модель, по которой можно было изобрести новую идею, получила название “место”. “Общими” же эти смысловые модели были названы по причине их “модельной”, а значит, обобщающей природы.(слайд3) 

Совокупность общих мест и способы их применения называются топикой. Топика отражает общие законы человеческого мышления. Топика как система общих мест позволяет без напряжения и неоправданных усилий разработать идею, развить мысль, быстро подобрать аргументы для данного тезиса, тем самым дает надежную основу для создания любой речи. (слайд 4)

    

         « Эта смысловая модель позволяет  человеку, «охватив все общим взглядом, возводить к единой идее разрозненные  явления»,- говорил  Сократ.

М. Ломоносов предлагал 16 общих мест, призванных «расплодить” простые идеи (слайд5)

  1. род и вид; 2) целое и части; 3) свойства материальные; 4) свойства жизненные; 5) имя; 6) действия и страдания; 7) место; 8) время; 9) происхождение; 10) причина; 11) предыдущее и последующее; 12) признаки; 13) обстоятельства; 14) подобия; 15) противные и несходные вещи; 16) уравнения.

Современная риторика пришла к выводу, что для создания любого речевого произведения достаточно девяти смысловых моделей: “род – вид”, “определение”, “целое – части”, “свойства”, “сопоставление”, “причина и следствие”, “обстоятельства”, “примеры и свидетельства”, “имя”.(Слайды 6-8)

Представьте, что предмет вашей речи – простая идея, например, роза. Никакая речь о розе невозможна без разложения этой простой идеи по модели общее-частное. Общим родовым понятием по отношению к вашей розе будет – цветок, а еще – садовый цветок ( если в речи вы захотите противопоставить красоту розы и ее капризность естественной красоте, неприхотливости, скромности цветов полевых). Видовыми понятиями будут разновидности розы – простой дикий шиповник, махровая садовая роза, роза белая и алая (вспомните известный романс о белой и алой розах или войну Алой и Белой розы) – все эти разновидности или некоторые из них можно будет использовать в речи, если понадобится.

4. Знакомство с образцами смысловых схем. Попытка создания текста по данным схемам (Слайды со схемами)

5.Физминутка.

6. Работа над проектом. Ребята, вам дается одно понятие (правда, честь, гуманизм, любовь, семья), по которому составляется смысловая схема. ( Если вы затрудняетесь в подборе аргументов и логических цепочек,  можете выбрать слова самостоятельно. Обращаем внимание на топ «Пример, свидетельство», который позволяет учащимся подобрать аргументы из других областей знаний, использовать сведения из других школьных предметов).

Спасибо за работу!

7. Домашнее задание: подготовиться к защите проекта по выбранному слову, относящемуся к профессиональной направленности (по единой схеме каждый обучающийся готовит собственное высказывание – письменно).  

Желаю успехов!

Логико – смысловая схема как средство
развития монологической речи учащихся на уроках русского языка и литературы

Современное общество предъявляет
высокие требования к выпускнику школы, который должен при поступлении в вуз или
устройстве на работу уметь написать резюме, пройти собеседование, представить
себя, свой опыт работодателю. Со всем выше перечисленным  успешно справится тот
выпускник, который готов к собеседованию, умеет показывать свои коммуникативные
способности, обладает высокой речевой культурой. Кроме того, новые образовательные
стандарты требуют от учащихся 9 и 11 классов продемонстрировать в ходе ГИА
умение создать текст, монологическое высказывание разной коммуникативной
направленности. Однако апробация устной части ОГЭ в 9 классе очень часто
показывает, что именно создание монологического высказывания наиболее
затруднительно для испытуемых.                                                                                                 В
теоретической науке проблемой развития монологической речи школьника занимались
и занимаются следующие ученые: Ю.Н. Караулов,
В.В. Виноградов, Т.М. Николаева, А.А. Леонтьев, Черниговская Т.В.
Но в
практической методике эта проблема разработана недостаточно, о чём свидетельствуют
результаты апробации. В связи с этим возникает проблема «Как развивать монологическую речь учащихся на уроке русского языка?».                                                                                                                                   Мы
пришли к выводу, что эффективно развивать монологическую речь школьника можно при
помощи логико – смысловой схемы.  Вот почему темой нашего опыта стала: «Логико –
смысловая схема как средство развития монологической речи учащихся на уроках
русского языка и литературы».                                                                                                      Цель
исследования
–  рассмотреть условия использования логико – смысловой схемы
для развития монологической речи учащихся.                                                              Задачи
исследования:

1.     
Раскрыть сущность понятия «логико – смысловая»
схема и монологическая речь

2.     
Разработать приёмы использования логико – смысловой
схемы для развития монологической речи учащихся на уроках русского языка.

3.     
Представить первичные результаты, полученные путём
реализации работы над логико – смысловой схемой.                                                                                                    

4.     
Разработать методические рекомендации для учителей
с целью эффективного использования логико – смысловой схемы для формирования
монологической речи учащихся.                                                                                                    

Объект исследования  – монологическая речь учащихся.

Предмет исследования –  логико – смысловая схема на уроках русского языка.                                        

Гипотеза
– если использовать логико – смысловую схему на уроках русского языка и
литературы, то процесс формирования и развития монологической речи будет
эффективнее.                                                                                                                                        К
вопросу изучения монологической речи обращались многие ученые-методисты: К.Б.
Бархина, В.В. Голубкова, М.А. Рыбникова, Н.В. Колокольцева и др. Тем не менее,
отметим недостаточную разработанность отдельных ее аспектов, связанных, прежде
всего, с методикой обучения монологической речи. Об этом говорит дефицит
учебных пособий по развитию монологической речи. В практике обучения русскому
языку в школе наблюдается противоречие между возрастающими требованиями к
уровню развития устной и письменной речи обучающихся и отсутствием теоретически
обоснованных и экспериментально проверенных методик обучения монологической
речи. Между тем обучение монологической речи является очень важным фактором,
так как оно обусловлено необходимостью для обучающихся связно и последовательно
излагать свои мысли, выражать их в ясной, грамматически правильной форме.

Монологическая речь – это связная речь одного лица. Ее целью является
сообщение о каких-либо фактах действительности. К основным свойствам относятся:
односторонний характер высказывания; развернутость мысли; произвольность в
выборе содержания и вербальных средств; логическая последовательность изложения
или высказывания [1, с. 3].                                                       
Логико смысловая схема – технология изображения информации в графическом виде,
демонстрирующая содержание темы при оптимальной смысловой и информационной
нагрузке: информация представлена в удобном для восприятия виде, логика подачи
информации не даёт двусмысленной интерпретации
[2, с.
4].                   
                                                                                                                Логико – смысловая схема поможет ученику запомнить большое количество фактической
информации для дальнейшего её употребления в своём монологическом высказывании.
Схема наглядно показывает взаимосвязь сведений и их иерархию. Она удобна тем,
что ее можно использовать как  целиком, так и по частям.

Приёмы
работы с логико – смысловой схемой на уроке русского языка.

«Денотатный граф» (Д.Х. Вагапова).

Данный
приём предполагает следующее: выделяется ключевое слово или словосочетание (как
правило, имя существительное). Подбираются из текста глаголы, связывающие
ключевое понятие и его существенные признаки, обозначающие действия. К глаголам
подбираются характеристики (выраженные прилагательными или другими частями
речи). Ученик получает возможность структурировать монологические высказывания,
включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста,
выстраивать последовательность описываемых событий. В процессе
выстраивания монологического высказывания достаточно точно, последовательно и
полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения
действия. Данный приём развивает навыки построения связной речи на
лингвистическую тему, что предполагает одно из заданий ОГЭ (рисунок № 1).                                                                             «
Fishbone»
(скелет рыбы)
– схема (модель) постановки и решения
проблемы. Данный приём позволяет описать и решать целый круг проблем. В
процессе обсуждения темы учащийся графически оформляют результаты свой работы: на
верхнем скелете рыбы записываются проблемы, на нижней части скелета фиксируются
факты, подтверждающие существование этих проблем.                                                                                                       Ученик
получает возможность научиться:  

1.
Ставить проблему, аргументировать её  актуальность при построении
монологического высказывания.

2.
Делать умозаключение и выводы на основе аргументации.

3.
Устраивать эффективные групповые обсуждения, в ходе которых обучающийся
выстраивает монологическое высказывание в соответствии с грамматическими норами
русского языка (рисунок № 2).                                                                    

«Кластер»
– это способ графической организации материала,
позволяющий сделать наглядным те материальные процессы, которые происходят при
погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы
мышления. Иногда такой способ называют «наглядным» мозговым штурмом. Система
кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. Кластер помогает при
выстраивании монологического высказывания объяснять явления, процессы, связи и
отношения, выделяемые в ходе работы на уроке между предметами и явлениями (рисунок
№ 3).
                    

«Потерянно слово» («Лингвистический конструктор») данный
прием помогает найти в монологическом высказывании недостающее слово. Ученик
при устранении ошибки выстраивает логически правильное высказывание, формирует
навык создания терминов и определений. Благодаря приему «Потерянное слово» («Лингвистический
конструктор) школьник учится подбирать синонимы и расширяет лингво-культурологический
тезаурус (рисунок № 4).
                                

Обучать
составлению связного монологического высказывания следует начинать уже с пятого
класса. Работа исследования на
первом этапе осуществлялась с учащимися 5 классов. В исследовании было
задействовано 60 человека, из них 30 человек в контрольной группе (5 А) и 30
человека в экспериментальной группе (5 Л).
                                                                                               
При разработке критериев и показателей развития
монологической речи для констатирующего эксперимента мы опирались на критерии
оценивания выполнения устной части итогового собеседования (таблица № 1).                         

Констатирующий эксперимент показал, что в целом
исходные навыки монологической речи в двух классах примерно одинаковое. Чуть
лучше показатели в лингвистическом классе. Этот класс является
экспериментальным.
                                    Поскольку
нами уже проводится опытно-экспериментальная работа по выявлению условий,
способствующих положительной динамике формирования монологической речи, мы
решили проверить качество проводимой работы.
                     Результаты первичного контроля формирующего
эксперимента, что в экспериментальной группе учащимся намного легче составить
монологическое высказывание, чем в контрольной группе (таблица № 2).
Нами разработана таблица, позволяющая осуществлять
мониторинг речи посредствам использования логико-смысловой схемы. Первые
результаты свидетельствует о том, что у данного опыта есть хорошая перспектива
для обобщения и распространения (таблица № 3).

Таблица № 1

Критерии

           Показатели

Выполнение коммуникативной задачи

1)           
Приведено не
менее 10 фраз по теме высказывания

2)           
Отсутствие
фактических ошибок

3)           
Умение
выделять смысловые части текста

4)           
Умение озаглавить
смысловые части

5)           
Опираясь на
свой план, построить монологическое высказывание.

Учет речевой ситуации

Монологическое высказывание строится при
помощи адекватных речевых средств.

Речевое оформление монологического
высказывания

Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой
связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют,
последовательность изложения не нарушена

                                                          
Таблица № 2

Критерии

5 Л (экспериментальный)

5 А

(контрольный)

1

Приведено не менее 10 фраз по теме высказывания

35%

33%

2

Отсутствие фактических ошибок

45%

44%

3

Умение выделять смысловые части текста

55%

53%

4

Умение озаглавить смысловые части

50%

50%

5

Опираясь на свой план, построить монологическое высказывание

30%

30%

6

Монологическое высказывание строится при помощи адекватных речевых
средств

25%

25%

7

Логические
ошибки отсутствуют

30%

30%

8

Последовательность
изложения не нарушена

55%

50%

Таблица № 3

Критерии оценивания
монологического высказывания

ФИО    Ученика

Коммуникативная
задача

Смысловая

цельность

Речевая связность

Выразительность речи

Ученик № 1

Средний

Высокий

Средний

Высокий

Ученик № 2

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Ученик № 3

Низкий

Средний

Низкий

Высокий

Ученик № 4

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Ученик № 5

Средний

Высокий

Высокий

Высокий

Ученик № 6

Высокий

Высокий

Высокий

Высокий

 Рисунок
№ 1

Рисунок № 2

blob:https://web.whatsapp.com/35466fe2-cca0-490a-9380-daad5113e68735466fe2-cca0-490a-9380-daad5113e687

Рисунок № 3

d607817e-c646-4ff2-af35-6ec90a504571

Рисунок № 4

a2ce63a3-5ddc-4607-93ef-c680f935dd43

Список литературы:

1.     
Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов
педвузов. М.: ACT: Астрель, 2005. — 351,[1] с, — (Высшая школа).

2.     
Штейнберг В. Э. Крылья профессии — введение в технологию проектирования
образовательных систем и процессов. — Уфа, 1999.

Гр. и риторика связываются через стилистику. Стилистика предполагается как правильность речи, так и ее привлекательность. Как любая наука, риторика опирается на основные категории, которые могут быть представлены двумя схемами:

  1. Схема Квинтилиана:

  1. Изобретение;

  2. Расположение;

  3. Исполнение;

Эта схема есть методика подготовки устной речи и ее произношения. Данная схема безразлична к содержанию речи.

  1. Схема Аристотеля:

  1. Этос;

  2. Пафос;

  3. Логос.

Затрагивается действительность, речь превращается в процесс общественной жизни.

Опр.: под эпосом античная традиция понимает условия и соглашения, на основе которых ритору дозволена действительность. Эти условия предлагает получатель речи создателю речи. Эти условия касаются времени, действия, сроков, предвидения речи, темпы речи.

Опр.: под пафосом понимается замысел речи, то есть пафос предполагает внесение новизны в речь, то есть то, для чего строится речь.

Опр.: под логосом понимают словесное наполнение речи, то есть воплощение замыслов в слове, то есть эмоции.

Эффективность речи

Чтобы речь была эффективной, она должна обладать свойствами новизны, уместности и правильности.

Социальная стагнация – деградация речи.

Объектом исследования современной риторики является не только устная речь, а все виды речи. Данные виды речи риторика заимствует из стилистики, а главной частью стилистики является теория словесности.

Словесность.

Структура риторики

Риторика подразделяется на общую, частную, тематическую. Она изучает этос, пафос, логос. Исследует какой-то один вид речи в сочетании со стилистикой этого вида речи (частная словесность).

Тематическая риторика исследует правила комбинирования видов словесности вокруг одной темы (для Америки).

Кроме этого существует деление риторики на теоретическую и прикладную.

Теоретическая – дедуктивным способом исследует законы речи, которые затем верифицируются фактами истории и риторической практики.

Практическая – исследует правило пользы речи, которое апробируется на практике и обусловлены случаями успешной или безуспешной речи.

Законы риторики.

Пр.1. Если диалог ведется в одном виде словесности, и тема обсуждается большим количеством лиц и длительное время, то происходит опустошение речи (энтропия).

Пр. 2. Если диалог ведется в разных видах словесности, и тема варьируется, то возникает обогащение содержания.

Пр.3. Слои смысла в метологич. высказывании имеют определенный порядок – образ автора, общее содержание речи, образное содержание речи, эмоциональное содержание речи, логическое содержание, композиционное, то стилистически содержание невозможно построить речь с другой структурой содержания.

Правило гемилектики

Полное понимание текста возможно лишь тогда, когда речь ведется от образа автора, либо наоборот.

Правило риторики

Правило риторики – индивидуальное использование законов риторики, в зависимости от цели говорящего.

  1. Диалектика – когда основная цель речи – поиск истины (Сократ).

  2. Эристика – утверждение своей позиции в обществе независимо от истины.

  3. Софистика – цель речи – утверждение своей позиции или выгодной, удобной точки зрения, которая не содержит истины, но с применением правил диалектики.

Оратория

Риторический анализ и риторический эскиз речи

  1. Риторический канон и современное красноречие. Этапы классического риторического канона.

  2. «Общее место» (Топ – как смысловой глагол). Топика.

  3. Смысловая схема речи. Как размножаются идеи.

  4. Классический образец речи – рассуждение (хрия). Структура строгой хрии.

  5. Особенности структуры хрии и ее использования.

Риторический анализ – позволяет понять как устроена готовая речь, то есть проследить путь от мысли к слову. Для этого используется такое понятие как риторический канон.

Этапы классического риторического канона:

  1. Инвенция – изобретение (найти что сказать).

  2. Диспозиция – расположение изобретения.

  3. Элокуция – словесное оформление мысли.

  4. Меморио – запоминание.

  5. Actio hypocrisis – произнесение (исполнение) речи.

Инвенция предполагает осмысление речи, подразделение ее на ряд подтем. То есть на первом этапе (инвенции) фиксируется все богатство, наличие идей. Для этого существуют так называемые «общие места» (топы – смысловые модели развития речи).

Топ – система понятий, предполагающих способы мыслей о любой речи.

Диспозиция предполагает перегруппировку идей и их построение в том порядке, в каком они бы выполнили главную задачу речи. В виду линейности речи выделяется следующая структура:

  1. введение;

  2. предложение;

  3. повествование;

  4. подтверждение;

  5. опровержение;

  6. заключение.

Элокуция – это этап словесного оформления речи. Важен отбор слов и словосочетаний; смысловой, семантический, стилистический, звуковой отбор слов. Здесь же осуществляется выбор тропов и фигур речи (образные средства для выражения смысла речи – «цветы красноречия»).

Actio hypocrisis – произнесение речи на публике предполагает умение пользоваться навыками и техникой речи (голос, интонация, жесты, мимика).

Инвенция.

Инвенция – поиск идей, содержания, смысла будущей речи.

По Ломоносову идеи подразделяются на простые и сложные по структуре.

Для того, чтобы развить идею испол. смысловой модели  топы  «общие места»: род, вид, часть, целое, определение, сходства, различия, причина, следствие, сравнение.

Совокупность «общих мест» – топика – отражает общие законы мышления или смысловой модели, по которой любой ритор или оратор творит речь. Топика позволяет без напряжения разработать любую идею.

Смысловая модель: Род, вид

Топ, род и вид отражают универсальный закон речи или мышления, умение рассуждать, от общего к частному – дедукция, от частного к общему – индукция.

Смысловая модель: Определение

Предмет речи очень просто можно определить через блиайшие родовые и видовые отличия.

В классической риторической традиции определение (дефиниция, экспликация) речи следует за вступлением.

I способ – подвести под общее понятие.

II способ – определить предмет речи через противопоставление.

III способ – используя метонимию – через смежность предмета.

IV способ – через последовательное перечисление свойств.

Троп: целое, часть.

Используется для определения:

  1. Предмет речи рассматривается как часть целого и рассказывается об этом в целом;

  2. Рассматриваются элементы (части) предметов речи и говорят о них в отдельности – анализ; и вновь возвращаются к целому на новом познавательном уровне – синтез.

  1. Выделяются или перечисляются только те части предмета, которые функционально значимы.

  2. Самые заметные признаки и свойства.

Второй этап классического риторического канона – диспозиция.

Диспозиция (по Ломоносову) – расположение идей в пристойном порядке.

Риторический канон в расположении идей речи отражают европейскую культуру слова. Современные рекомендации, опираясь на традиции, ничего не навязывают оратору, а лишь предлагают определенные образцы.

Рекомендации старых риторик:

По Ломоносову порядок расположения топов следующий:

  1. описание неодушевленных предметов:

  • дается определение предмета, используется смысловая модель Род-вид;

  • смысловая модель целое-частное;

  • внешние свойства (форма, материал);

  • место, где встречается данный предмет;

  • функции предмета;

  • свидетельства (ссылка на цитаты, что говорят об этом предмете другие авторы);

  1. схема описания одушевленных предметов (животных):

  • определение, использование, топ, род, вид;

  • свойства, внешний вид;

  • действия, образ жизни;

  • свойства внутренние: характер, нрав;

  • польза;

  1. требования при описании технического предмета (инструкция);

  • описание должно быть понятным, полным, точным.

Для того, чтобы описать предмет творчески, описание делится на три части – начало, середина, конец.

Начало: 1) обращение к предмету описания (О мысль! Люди!)

2) сказать о времени дня или года

3) сказать о месте, где предмет находится или встречается.

(описание от общего к частному).

Середина: 1) если предмет бездействует (озеро, поляна), описываются перемены в нем происходящие в зависимости от внешних условий (время, погода)

2) неодушевленные физические предметы, которые состоят из частей – описывается каждая часть

3) нравственный предмет (совесть, благородство) – обращаются к топу, вид, род, разновидность, подобие, противоположность.

4) действующее лицо (киноактер) – описываются свойства. Существуют правила расположения середины, концовки:

а) самое интересное в предмете располагается ближе к концу описания;

б) избегать излишней детализации (брать самое существенное, главное); избегать повторов.

Конец: 1) эмоционально обратиться к предмету речи, выразить свои чувства, пожелания;

  1. выразить нравственную идею, моральную мысль.

Как рассказывать истории

Существуют различные стратегии ведения рассказа (образец: Дубыч, Довлатов).

Рекомендации:

  1. Начало повествования:

а) обращение к адресату;

б) общая мысль рассказа, повествования (заложение интереса);

в) дается общепринятая истина, высказанная в афористической форме;

г) место, время действия, лицо.

  1. Середина повествования:

а) следовать естественному ходу событий, продвигаясь к кульминации.

  1. Конец повествования:

а) развязка истории, вывод, при этом рассказывая историю необходимо помнить что, кому, с какой целью рассказывать.

Принципы создания интересного рассказа:

  1. Простота, ясность, краткость.

  2. Правдоподобие.

  3. Постепенное нарастание интереса.

Классический образец речи-рассуждения (хрия).

Опр. Хрия – слово или рассуждение, которое изъясняет или доказывает какой-либо тезис.

В хрии мы имеем одну мысль (предложение, тезис), которую нужно доказать как справедливую, либо опровергнуть как ложную.

Структура строгой (классической) или прямой хрии.

Строгая хрия требует, чтобы формулировка основного тезиса предшествовала возможным выводам и частным следствиям из этого тезиса: тезис – доказательство.

Структура состоит из 8 частей:

  1. Приступ – начало речи с целью привлечения внимания (похвала или описание).

  2. Парафразис – разъяснение темы, экспликация.

  3. Причина – доказательство тезиса (этот тезис верен, потому что…).

  4. Противное – если нет, то…

  5. Подобие – сравнение этого явления со смежными областями.

  6. Пример.

  7. Свидетельство (ссылка на авторитет)

  8. Заключение или вывод (свое отношение к теме).

Структура нестрогой (свободной) хрии.

Доказательство – тезис.

Опр. Такой способ рассуждения, когда вначале подбираются частные аргументы, а затем формируется сам тезис, называется индуктивным (сократовским).

Структура состоит из 5 частей:

  1. Приступ.

  2. Доказательство или аргумент.

  3. Связь – посредством искусственной связи или логического мостика адресат подводится к той мысли, в которой его необходимо убедить.

  4. Формулировка тезиса (основной мысли).

  5. Заключение.

Д/З: Используя структуру обратной хрии написать обращение, листовку, рекламу.

3 Этап классического риторического канона – эллокуция.

Опр. Эллокуция предполагает правильный выбор языков и речевых средств в соответствии с определенной речевой ситуацией с тем, чтобы создать гармонию дискуса.

Гармония дискуса достигается за счет использования тропов и фигур речи.

Опр. Троп – это оборот речи, употребление слова или выражения в переносном значении. При этом у говорящего и адресата образуется два смысла: прямой и переносный.

К тропам относятся: метафора, метонимия, синектоха, катахреза, оксюморон, аллегория и т.д.

Опр. Фигуры речи – это особые формы синтаксических конструкций, с помощью которых усиливается выразительность или экспрессивность речи.

К фигурам речи относятся: антитеза, парадокс, парафраз, градация, риторический вопрос, восклицание.

Риторический анализ текста.

Он проводится в 3 аспектах:
– В аспекте смысловой структуры.

  • В аспекте расположения этих идей.

  • В аспекте риторических форм (тропов и фигур).

Риторика образа.

  1. Понятие риторического тропа.

  2. Метафора, ее структура и риторические функции.

  3. Метонимия и ее использование в риторических целях.

  4. Ирония и парадокс как риторические средства.

  5. Другие тропы и фигуры речи и их использование в тексте.

Понятие риторического тропа.

Опр. Троп – это оборот речи, употребление слова или выражения в переносном значении.

Для риторики интересны только те случаи употребления слов и выражений в переносном значении, которые не утратили своей двузначности.

Важнейшие особенности тропов и их значение в речи.

  1. Риторические тропы отражают ход познават. деятельности человека. Рассматривая окружающий мир, человек обнаруживает в нем:

  • сходные явления и вещи и объединяет их одним словом (так образуется метафора)

  • группирует явления по их близости, смежности друг с другом (так образуется метонимия)

  • замечает невидимые взгляду явления (мир чувств, интеллектуальный мир)

  1. Тропы отражают субъективный взгляд на мир, отражают его эмоции, настроения, оценки.

  2. Риторический троп обладает смысловой емкостью, что помогает кратко передать сложное содержание.

  3. Образный оборот нагляден, лучше остается в памяти, лучше воспринимается.

  4. Риторические тропы дают возможность получить удовольствие от текста и включить в творческий процесс адресата.

Метафора, ее структура и риторические функции.

Опр. Метафора – перенос названия с одного предмета на другой по свойству этих предметов.

Структура метафоры.

Добавить комментарий