Загрузить PDF
Загрузить PDF
Написание стихотворений сводится к отражению состояния вашего внутреннего мира или мира вокруг вас. Стихи можно писать о чем угодно, начиная от любви и утраты и заканчивая заржавевшими воротами старой фермы. С другой стороны, стихосложение может казаться трудной задачей, особенно если вы не относите себя к людям, одаренным творческим даром или способным сыпать поэтическими идеями налево и направо. Тем не менее, с хорошим вдохновением и правильным подходом даже вы будете в состоянии написать стихотворение, которым можно будет с гордостью поделиться с одноклассниками или друзьями.
-
1
Выполняйте письменные упражнения. Стихотворение может начаться совсем с небольшого отрывка либо даже с одной строчки или двух, которые возникнут в голове сами собой, либо с визуальной картины, которая просто не выходит у вас из головы. Найти вдохновение для написания стихотворения можно с помощью выполнения письменных упражнений и использования наблюдений за окружающим миром. Как только у вас появится вдохновение, с ним вам станет проще оформлять свои мысли в соответствующие стихотворные строки.[1]
- Например, можно прибегнуть к фрирайтингу и записывать все возникающие в голове идеи. Затем полученные строки или образы из своих записей можно использовать в качестве источников вдохновения для написания своего стихотворения. Кроме того, можно использовать не только собственные идеи, но и применять чьи-то еще готовые идеи.
- Также можно прибегнуть к таким техникам мозгового штурма, как подготовка ментальной карты или составление списка образов или идей. Эти техники способны сгенерировать столь необходимое вам вдохновение для стихосложения.
-
2
Вдохновляйтесь окружающим миром и близкими вам людьми. Получить вдохновение можно от прогулки по окрестностям или от посещения любимого вами места в своем городе. Можно пронаблюдать за людьми, которые сидят на лавочках в парке или прогуливаются по пешеходной площади, чтобы использовать увиденные моменты в качестве идей для своего стихотворения.
- Можно попробовать написать стихотворение о человеке, который играет важную роль в вашей жизни, например, о матери или о своем лучшем друге. Сам человек может быть источником вдохновения для стихотворения, в котором будут описываться его личные качества или индивидуальные черты.
-
3
Выберите конкретную тему или идею. Начать стихотворение можно с выбора конкретной темы или идеи, которая кажется вам привлекательной или интересной. Если вы выберете конкретную тему или идею, вокруг которой будет строиться ваше стихотворение, то стихотворение обретет четко поставленную цель. Благодаря этому, вам станет проще сузить круг образов и описаний, которые можно будет использовать в стихотворении.[2]
- Например, можно принять решение написать стихотворение на тему “любви и дружбы”. После этого можно попытаться вспомнить конкретные моменты из личной жизни, когда вы испытывали к кому-то дружеские или любовные чувства, а также попробовать охарактеризовать саму любовь и дружбу на основе своих взаимоотношений с другими людьми.
- Выбирая тему или идею, старайтесь придерживаться конкретики, так как это поможет сделать ваше стихотворение менее расплывчатым и непонятным. Например, вместо того чтобы брать настолько широкую тему, как “утрата”, попробуйте взять нечто более узкое, например, “утрата ребенка” или “потеря лучшего друга”.
-
4
Выберите поэтическую форму. Задайте направление своему творчеству, выбрав для него конкретную поэтическую форму. Существует много различных поэтических форм, которые можно использовать, начиная от белого стиха и заканчивая сонетами и рифмованными двустишиями. Выберите одну поэтическую форму и придерживайтесь ее на протяжении всего стихотворения, чтобы оно выглядело связным произведением в глазах читателя.[3]
- Можно выбрать такую краткую поэтическую форму, как хайку, синквейн или графические стихи. Затем можно попробовать поэкспериментировать с выбранной формой и даже получить удовольствие от преодоления трудностей, связанных с конкретной поэтической формой.
- Также можно склониться к более забавным и игривым поэтическим формам, как лимерики (шутливые пятистрочия), если перед вами стоит задача написать веселое стихотворение. Либо можно обратиться к более лиричным поэтическим формам, таким как сонеты, баллады или рифмованные двустишия, чтобы написать более драматичное или романтичное стихотворение.
-
5
Почитайте примеры поэзии. Чтобы лучше понять, каким образом пишут стихи другие авторы, можно ознакомиться с примерами их творчества. У вас есть возможность почитать стихи той же поэтической формы, которая вас интересует или стихи с той же тематикой и похожими идеями, которые вас вдохновляют. Также можно обратиться к стихам широко известных “классиков”, чтобы лучше прочувствовать жанр поэзии. Например, можно почитать следующее:
- “Руслана и Людмилу” Александра Сергеевича Пушкина[4]
; - “Бородино” Михаила Юрьевича Лермонтова[5]
; - “Кому на Руси жить хорошо” Николая Алексеевича Некрасова[6]
; - “Василия Теркина” Александра Трифоновича Твардовского[7]
; - “Радуницу” Сергея Александровича Есенина[8]
; - “Избранные стихи” Ивана Алексеевича Бунина[9]
; - “Стихи о советском паспорте” Владимира Владимировича Маяковского[10]
.
- “Руслана и Людмилу” Александра Сергеевича Пушкина[4]
-
1
Используйте конкретные образы. Избегайте абстрактной образности и придерживайтесь конкретного описания людей, мест и предметов в своем стихотворении. Всегда необходимо стараться описывать вещи с помощью пяти чувств: вкуса, обоняния, осязания, зрения и слуха. Конкретная образность позволит читателю погрузиться в мир вашего стихотворения и оживить читаемые строки в воображении.[11]
- Например, вместо того чтобы описывать чувства или картины абстрактными словами, используйте для этого конкретные слова. Вместо фразы “Меня переполняло счастье” можно воспользоваться более точными словами, чтобы создать конкретные образы, например фразой “Улыбка моя засияла пожаром”.
-
2
Применяйте литературные приемы. Такие литературные приемы, как метафоры и сравнения, добавляют стихам разнообразие и глубину. С их помощью можно сделать ваше стихотворение особенным в глазах читателя и нарисовать для него детальную картину. Постарайтесь использовать в стихотворении различные литературные приемы, чтобы оно не состояло исключительно из метафор или только из сравнений.[12]
- Метафора — необычный способ сравнения одного предмета с другим. Например, как во фразе “Я был пташкой на проводе”.
- Обычное сопоставление сравнивает один объект с другим при помощи союзов “словно”, “как” и им подобным. Например, “Одинока, как ворона в поле” или “Мое сердце, словно сцена пустая”.
- Также можно попробовать воспользоваться таким литературным приемом, как персонификация, когда объект или идея описываются с помощью человеческих качеств и черт. Например, “Машина утонула, словно камень” или “Моя любовь, как буря в стакане воды”.
-
3
Пишите так, чтобы строки хорошо звучали. Стихи предназначены для того, чтобы их читали вслух, поэтому их необходимо писать с учетом звучания. Сочинение стихов с оглядкой на звучание будет влиять на их структуру, а также на используемые слова. Обратите внимание на то, как каждая строка перетекает в другую, как постановка отдельных слов рядом друг с другом создает определенные звуки или ритмы.[13]
- Например, можно сопоставить звучание слов “сияет” и “блещет”. Слово “сияет” в целом звучит более мягко и на слух создает ощущение теплоты и мягкости. Слово же “блещет” содержит в себе шипящий звук. Это придает ему более резкое и ритмичное звучание.
-
4
Избегайте клише. Ваши стихи получатся заметно более мощными, если вы откажетесь от использования клише, являющихся фразами, которые стали настолько знакомы широкой публике, что уже давно утратили свой первоначальный смысл. Проявите творческий подход к описаниям и образам в своем стихотворении, чтобы читатель был удивлен и заинтригован вашим слогом. Если вам кажется, что определенная фраза или образное выражение могут оказаться слишком знакомыми читателю, замените их чем-то более уникальным.[14]
- Например, вы могли обратить внимание, что в ваше стихотворение при описании человека затесалась фраза “Занята, словно пчелка”. В таком случае можно попытаться заменить ее более уникальным аналогом, например, фразой “Руки ее не сидели без дела” или “На кухне ей не было равных”.
-
1
Перечитайте стихотворение вслух. Как только у вас будет готов черновой вариант стихотворения, его потребуется самостоятельно прочитать вслух. Обратите внимание на звучание строк. Посмотрите, насколько хорошо одна строка перетекает в другую. Держите под рукой ручку, чтобы у вас была возможность отметить любые строки или слова, которые кажутся спутанными или странными по звучанию.[15]
- Также можно прочитать стихотворение вслух для других людей, включая друзей, родственников или партнеров. Попросите их дать отзыв на стихотворение после первого прослушивания. Узнайте, нет ли таких фраз или строк, которые им кажутся сбивчивыми или непонятными.
-
2
Соберите отзывы о своем стихотворении. Своим стихотворением можно также поделиться с другими поэтами, чтобы получить их отзывы и улучшить произведение. Со своей стороны вы можете вступить в группу начинающих поэтов и совместно работать над вашим творчеством. Либо можно записаться на уроки поэзии, где вы будете работать совместно с преподавателем и другими начинающими поэтами с целью усовершенствовать свои навыки. Получив отзывы о своем стихотворении от сверстников, можно использовать их для редактирования произведения.[16]
-
3
Отредактируйте стихотворение. Когда соберете достаточно отзывов о своем стихотворении, необходимо будет отредактировать его, чтобы оно приобрело наилучший вид. На основе отзывов исключите из стихотворения сбивчивые и непонятные строки. С готовностью идите на “удаление дражайших строк”, не держитесь за красивые фразы лишь ради того, чтобы просто включить их в стихотворение. Убедитесь в том, что каждая строка вносит свой вклад в цель, тему или идею стихотворения.[17]
- Дополнительно необходимо пройтись по стихотворению и избавить его от клише и известных фраз. Также необходимо проследить за тем, чтобы в стихотворении была соблюдена орфография и грамматика.
Об этой статье
Эту страницу просматривали 256 892 раза.
Была ли эта статья полезной?
Здравствуйте, дорогие читатели!
Для начала, представлюсь. Меня зовут Александр Окропиридзе. Физик по образованию. Являюсь членом московского Клуба юмористов и сатириков “Чёртова Дюжина”. Был лауреатом ряда поэтических конкурсов и фестивалей.
Но вот набрался наглости написать статью с практическими советами для начинающих. Несогласным предлагаю поделиться с читателями своими публикациями.
________________________
Итак, с чего, по моему мнению, следует стартовать в стихосложении:
С ритма? Рифмы?
Ан, нет!
1.
Нужно обнаружить в себе желание высказаться, возможно, в свой собственный адрес, возможно, в адрес потенциального читателя.
Часто в стихах от первого лица действует или повествует литературный герой, которого ни в коем случае не следует путать с автором. Но этот герой частенько является авторским “alter ego” – его отражением, внутренним голосом или собеседником.
Очень важно обнаружить в себе мысли, которые захочется передать читателям… (в законченном или достаточном объеме для начала творческого процесса). Большинство сетевых стихов наделено главным своим недостатком: отсутствием вразумительной авторской мысли. И это, по-моему, основной “бич”, напрочь обесценивающий результат.
Редким исключением может являться пейзажная лирика – словесная картина. Но этой “продукцией” настолько завалены литературные сайты, что, говоря “коммерческим языком”, предложение намного опережает спрос. А, как известно, если в стакан с чаем добавлять сахара больше, чем хочется, то наступает отвращение к напитку. Посему я не буду советовать новичкам начинать с пейзажной лирики и пугать читателей потоком плохо перевариваемого контента. Отыщите в себе иные, волнующие вас темы.
___________________________________
Ну, вот, наконец, мы дошли до ритма с рифмой. И тут я вас снова огорошу… Я не стану излагать теоретические основы поэтического искусства. На эту тему написано много достойнейшей литературы, и её легко найти в сети с помощью Яндекса. К тому же большинство из нас знакомо с поэзией не понаслышке, буквально, с детского сада. А, значит, основные понятия давно заложены в умах. Но я дам ряд практических советов новичкам.
Но вот важный вопрос:
какую роль играют ритм и рифма в стихотворении?
Самый короткий ответ, приходящий на ум таков:
ритм и рифма – это “специи”, “усилители вкуса” для прозаического текста, творящие из него поэтическое блюдо.
К слову, в поэзии существуют “свободные стихи”, то есть стихи без очевидного ритма и рифмы. А поскольку они практически лишены вышеуказанного “усилителя вкуса”, то на автора накладывается дополнительная нагрузка по насыщению текста достоинствами литературного плана. В итоге, можно сказать, что традиционные стихи – с ритмом и рифмой – это короткий путь к сердцу читателя и не стоит игнорировать их силу и притягательность.
2.
Совет по ритму:
начинайте творить с двусложных стихов, а точнее с ямба, коим, например, написан пушкинский роман в стихах “Евгений Онегин”. Все помнят:
“Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог…”
Формальный ритмический рисунок (ямба) данного отрывка таков:
_ / _ / _ / _ / _
_ / _ / _ / _ /
_ / _ / _ / _ / _
_ / _ / _ / _ /
Здесь каждый безударный слог обозначен как “
_“,
а ударный слог – как “/“.
Одна такая повторяющаяся пара “_ /” – называется стопой. В одной стопе – одно ударение.
Как видите, в каждой строке 4 ударения, а значит 4 стопы ( _/ _/ _/ _/ ). На конце первой и третьей строки можно обнаружить по маленькому безударному довеску “_“, который на подсчёт не влияет. Таким образом, перед вами 4-х стопный ямб.
Как обнаружить в своём стихотворении ритмическую ошибку?
Читайте свои стихи вслух, ритмично, нараспев, согласно схеме акцентируя голосом все слоги, соответствующие знаку “/“. И если в ваше творение закралась ритмическая ошибка (лишние или недостающие слоги), то неожиданно “законное ударение” в том или ином слове обернётся безударным местом, а это обязательно покоробит ваш слух (если вы, конечно, носители чистого русского языка).
Итак, благодаря ямбу вам легче будет подбирать/укладывать слова в строки.
Старайтесь придерживаться на всём протяжении стихотворения постоянной длины для соответствующих рифмованных строк, выраженной в количестве стоп или слогов. Если, конечно, обратного не требует жанр или ваш обоснованный литературный приём.
Так, например в приведенном отрывке количество слогов в строках таково:
9
8
9
8
Почувствовали ритм? Так должно быть и далее: 9-8, 9-8, 9-8, 9-8…
И пусть Вас не пугают все эти “чёрточки” (_ /) и циферки (9, 8), поскольку они лишь помогают схематически отображать и контролировать ритм, но большинство из нас ритм чувствует.
Есть ещё один способ, помогающий не сбиться. Попробуйте подобрать мелодию под свои стихи и напевайте её в процессе творчества. Например, “
мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог…” легко ложится на мелодию (будете смеяться) Марка Бернеса “Шаланды, полные кефали, в Одессу Костя приводил…“.
Правда Пушкин далее не повторяет эту схему и строит свою уникальную “онегинскую строфу”. Но эти опыты пока не для новичка.
3.
Совет по рифме:а)
Существуют сложные, богатые звучанием рифмы. Например: “колется – успокоятся“. При этом они бывают более или менее корректными. Чтобы “набить руку” в стихосложении советую для начала придерживаться точных рифм с максимально совпадающими окончаниями и не слишком далеко от них удаляться. Как вам ни покажется странным, но писать точными рифмами довольно сложно. Вы же себя таким образом будете ограничивать в вариациях (в падежах, окончаниях). Но это дисциплинирует стихотворца и уберегает его от рифм некорректных.
Освоив такой способ, можете переходить к рифмам более сложным.б)
Старайтесь не злоупотреблять глагольной рифмой. Глагольная рифма сама по себе ещё не беда – беда её засилье и тривиальность. Последние проистекают от простоты её подбора. Особенно раздражают слух зарифмованные глаголы неопределённой формы. “Кидаться – смеяться – ругаться – целоваться – “… Такие рифмы производят угнетающее впечатление ограниченного словарного запаса. Из той же категории рифмы вроде: “пришёл – зашёл – нашёл – ушёл – “… Разнообразьте таковую хотя бы существительным, например, “козёл” – и будет счастье :).
в)
Если вдруг вам не отвертеться, и применение глагольной рифмы неизбежно, постарайтесь привнести в концовку строк хотя бы минимальное разнообразие. Пусть, к примеру, рифмующиеся слова будут разной длины по количеству слогов. Например: “шла” (1 слог) и “заволокла” (4 слога).
г)
Не используйте в рифме однокоренные слова. Классический образец такой рифмы и любимая многими сетевая цитата: “ботинок – полуботинок”. Кто только уже над этим не посмеялся.
Здесь есть и исключения: слова одинаковые или близко звучащие, но разные по смыслу (т.н. омонимы). Такая рифма, пожалуй, может даже украсить стихи, привнося в них игру слов. Например: “брак” (семейный союз) и “брак” (плохое качество).
_________
Если вы испытываете трудности с подбором рифмы, используйте, например, генератор рифм онлайн.
4.
На ранней стадии не пишите длинных стихотворений. Придет умение – оттянитесь вволю. Научитесь выражать свою мысль коротко и ёмко (лапидарно). Лапидарность стихов – важнейшая характеристика. А разводить седьмую воду на киселе может практически каждый.
Избегайте прямых и косвенных тавтологий (повторений). Они – типичные враги лапидарности.
5.
Научитесь писать свои стихи с конца!
Как так?
Выделите в ваших замыслах главную, итоговую мысль (если таковая имеется) и вложите её в заключительное четверостишие (или двустишие). А далее, руководствуясь пунктом (5) как можно ловчее, не добавляя лишней “воды”, допишите предыдущие строки и строфы, необходимые для описания всего процесса от предпосылок до уже сочиненного финала. Не всегда всё получается гладко, но стихотворчество – это такой процесс, который очень удачно описал Маяковский:
“Поэзия — та же добыча радия.
В грамм добыча, в годы труды.
Изводишь единого слова ради
Тысячи тонн словесной руды”.
“Ударная концовка” – удачное завершение для стихотворения, поэтому и главная ваша мысль не должна быть посредственной, невнятной, вторичной… Уж, постарайтесь, не разочаруйте своих читателей! 😉
Есть стихотворцы, вполне удачно пишущие и без таких приёмов. Вполне возможно, что они всё исполняют интуитивно. Или хватает таланта вне зависимости от изначальной мысли всегда найти удачное продолжение и отменную концовку.
Мой же совет лишь тем, кто его ищет.
6.
Как было замечено в предыдущем пункте, удачная концовка – важнейший элемент ваших будущих произведений. Но здесь я усилю требования следующим призывом:
Если в стихотворении несколько четверостиший (строф), то подойдите к ним с такими же требованиями, как и к финалу. То есть 6-ой пункт – это тот же 5-ый пункт, но творчески применённый к каждому четверостишию в составе стихотворения. А именно:
а) выделяйте для себя основную мысль каждого четверостишия;
б) ставьте строку или строки с этой мыслью в конец четверостишия;
в) и лапидарно дополняйте “сюжетной подводкой” рифмованных (по отношению к концовке) строк.
Если пункт (в) исполнен некачественно, то это непременно будет отмечено продвинутым читателем.
______________
Рассмотрим для примера четверостишие Георгия Фрумкера:
“В нас часто проявляется плебейство…
Ну, что ж, один — атлет, другой — Атлант.
Несовместимы Гений и Злодейство,
Но совместимы зависть и талант.”
Главная его мысль в двух последних строках:
“Несовместимы Гений и Злодейство,
Но совместимы зависть и талант.”
И если вам удастся произвести на свет столь удачную мысль, соблюдая ритм (в данном случае это 5-стопный ямб), то поставьте её на место двух последних строк четверостишия, а далее будьте изобретательны в подборе двух первых строк (с учётом ритма и рифмы). Если, скажем, не подберёте нужных рифм, то перефразируйте главную мысль так, чтобы изменить окончания, и повторите творческий процесс заново.
А если вы оказались внимательными, то наверняка заметили, что даже в главной мысли ключевые слова поставлены в конец строк! Я имею ввиду “Гений и Злодейство” и “зависть и талант”. То есть принцип “всё важное — в конец” соблюдён на всех уровнях. Это — “высший пилотаж” в исполнении Фрумкера. И если, например, в пейзажной лирике это не столь важно, то в остроумных, юмористических стихах этот принцип один из основных.
7.
Безусловно, при сочинении строк вы столкнётесь с трудностями попадания в ритм. Будьте гибче в выражении мыслей, дабы иметь по возможности больше вариантов. Начинающий поэт чаще всего определяет почти безальтернативные опорные (основные) смысловые слова и благополучного ритма ради начинает дополнять их мусором из коротких (одно- и двусложных) слов: предлогов, междометий и даже жаргонных восклицаний. Эти слова “для вставки”, как правило уродуют стихи и бросаются в глаза понимающим читателям.
В итоге совет: пишите строки по возможности “длинными” словами, избегая многочисленных односложных слов-заполнителей. Естественно, “длинные” слова не должны быть длинными в буквальном понимании. Они должны быть “достаточными” для строки. При этом, как минимум, исполнены эстетики, присущей богатому русскому языку.
8.
Старайтесь не писать простыми и примитивными предложениями, при которых одна законченная мысль соответствует в точности одной строке. Это самый легкий и не самый удачный способ стихосложения (и мыслеобразования). Укладывайте простые предложения в сложные. Используйте причастные, деепричастные обороты.
9.
Используйте метафоры (но не “перегибая палку”). Русская поэзия славится своей метафоричностью, образностью. Используйте изысканные слова, эпитеты, определения из литературного лексикона (если, конечно, он согласно замыслу не противоречат лексикону вашего литературного героя).
Не описывайте действие/сюжет словами просторечными или элементарными (если, конечно, это не прямая речь литературного героя). Так, например: “герой сказал – героиня сказала – он ей сказал – она ему сказала – он ответил громче – она ответила примирительно…”. Или: “он вошел, походил по дому, затем вышел и пошел в лес. Походил там полдня, затем из лесу вышел… был сильный мороз”.
Только у слова “сказать” в русском языке найдется под 100 слов-синонимов и выражений. Пользуйтесь словарями, например,
этим словарём синонимов. А вот небольшой словарь эпитетов.
Русский язык богат синонимами, оборотами, эпитетами. Используйте их ради создания богатого послевкусия в пику пресности и косноязычию.
Помните также, что метафора – это яркое сравнение. То есть некое явление сопоставляется с иным ярким, “поэтически сочным” образом… А не наоборот. Иначе стихи блекнут, вместо того, чтобы гореть ярче.
10.
Не соединяйте различные плохо совместимые стили в одном стихотворении. Не мешайте “высокое” с “низким”. Если, конечно, это не юмористическое произведение, где игра “высокого” с “низким” может быть элементом юмора или сатиры.
____________________
Вот и все 10 советов.
Если бы сам всегда соответствовал своим же советам, то, возможно, стал бы вторым пушкиным ;). Но за много лет, как минимум, познал ценность этих идей. Их понимание выручало меня не раз. А в целом мне ещё учится и учиться… Впрочем, как и всем, желающим хорошо писать стихи.
Успехов в творчестве!
Как писать сильно и стильно: советы начинающим поэтам
О художественном вкусе, сильной и слабой рифме и о том, почему технически идеальные строки — это не гарантия отклика в душе читателя.
Александра Ардова
Поэтесса, автор сборника «Счастье. Отрочество. Юность».
Что значит «сильно» и «стильно»
Сильно — это так, чтобы в голове читателя потом эти строки вертелись. Чтобы стихи учили наизусть и ими спасались. Чтобы каждое стихотворение для читателя было микроозарением, зацепкой на пути к чему-то высокому.
Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,
Оттого что лес — моя колыбель, и могила — лес.
Марина Цветаева
Стильно — это примерно как с одеждой. Такое стихотворение подходит темпераменту и жизненному опыту автора, описанный образ — целостный, ничто из него не выбивается. Его приятно читать другим, и другие хотят написать так же. Стильные стихи соответствуют времени, но останутся актуальными и в «следующем сезоне». В общем, вы или в леопардовых лосинах, или в добротном пальто.
Текст регистратора в загсе про «корабли любви» и «два хрупких сосуда» не стильный. Стихи с открыток к юбилею — в большинстве случаев тоже.
Потому что такие строки должны быть универсальны, обращены одновременно ко всему населению РФ. А стильный текст можно составить лишь для более узкой аудитории. (К слову, если слова и стильные, и «для всех» — это уже гениально, классика.)
А ещё мне нравится фраза, которая встречается в соцсетях: «Есть только один критерий: есть мурашки — нет мурашек. Всё. И так во всём».
Что необходимо для создания хороших стихов
Как и любому профессионалу, поэту необходимо владеть «матчастью». Что можно сделать, чтобы ваши стихи не пролистнули в ленте?
1. Использовать богатую рифму
Не глагольную, не морфемную.
- «Ходила — заводила» — не очень хорошо.
«Ходила — кадило» — хорошо. - «Мурлыча — хныча» — не очень хорошо.
«Мурлыча — добыча» (как у Марины Цветаевой) — хорошо.
В идеале рифмующиеся слова должны быть разными частями речи. Если это существительные, то они должны находиться в разных падежах.
Возьмём два блока рифмующихся слов: «Простого — пустого — холостого» и «Простого — из Ростова — Льва Толстого». В обоих случаях рифмы точны (совпадают звуки не только начиная с ударного, но и до него). Но второй пример интереснее из-за того, что употреблены разные части речи или разные падежи.
2. Всегда считать слоги
Да, существует много примеров удачного использования свободного размера. Но это могут позволить себе лишь опытные поэты.
он в ботинках, она на цыпочках, босиком
у неё в руке босоножка со сломанным каблуком
он хохочет так, что едва не давится кадыком
Вера Полозкова
Обычно сразу понятно, кто использует свободный стихотворный размер осознанно, а кто — по неопытности. Художники-абстракционисты владели академической школой. Если всё же хочется писать концептуальные стихотворения, сначала нужно освоить классические приёмы.
3. Придумывать честные метафоры
Когда человек рассказывает вам о том, как прошёл его день, сразу понятно, рисуется он или говорит искренне. Ведёт себя излишне пафосно или приветлив с вами. В стихах это тоже заметно. Метафора должна быть «вынута» изнутри, а не взята со стороны. Она должна быть уникальной, ненадоевшей. Должна дарить приятную прохладу или тёплую надежду.
- «И воск слезами с ночника на платье капал» (Борис Пастернак).
- «Осень жизни, как и осень года, надо благодарно принимать» (Эльдар Рязанов).
В обоих случаях метафора легко «вдыхается», а ещё передаёт атмосферу происходящего: от освещения и температуры воздуха до глубоких чувств героев.
4. Подружить язык и замысел
Есть такое упражнение для графических дизайнеров (дизайн — мой основной род деятельности): например, курсивным шрифтом с завитками набрать слова «с юбилеем» и «терминатор».
Понятно, для какого слова гарнитура подходит, а для какого стоит её поменять. То же самое со смыслом и формой.
Подружить язык и мысль поможет умение интуитивно пропускать через себя слова. Надо визуализировать ту музыку, что остаётся в ушах во время прочтения стихотворения вслух, и сравнить со смыслом.
Имеет значение и размер (философский дактиль, оставляющий послевкусие, или уверенный яркий хорей), и фонетика, и даже места, в которых можно сделать вдох при прочтении. И здесь же стоит проверить, нет ли в стихотворении нелепых, выпадающих слов.
Как развивать художественный вкус
Как обычно бывает в жизни, вышеперечисленные правила неоднозначны, имеют границы применения и множество исключений, и просто вызубрить их не получится. Чтобы применять стихотворные законы на практике, необходимо обладать художественным вкусом. Как его развить?
1. Не пренебрегайте образованием
Это самый простой способ. Хорошие вузы обычно так прокачивают мозг, что даже далёкий от творчества человек может легко отличить настоящее искусство от китча.
2. Читайте хорошие книги
Проникнитесь философией русских и зарубежных классиков. Впитайте в себя язык. Прикиньте, как глубоко вам придётся нырять.
3. Смотрите и слушайте
Знание живописи и музыки не менее важно. Если вы вдохновитесь и впоследствии напишете стихи по впечатлениям о картине или симфонии, это не будет плагиатом. А если будете ориентироваться на известных поэтов, читатель легко это заметит.
4. Общайтесь с интересными людьми
Харизматичные и сильные люди помогают своему кругу общения развиваться. В том числе это касается и художественного вкуса.
Ещё 6 советов из личного опыта
1. Изучайте музыкальную грамоту
Учитесь чувствовать разные стихотворные размеры, проживайте паузы, дирижируйте собственными строками. Тогда вы вправе будете сказать, что у ваших стихотворений есть мелодия.
2. Учите иностранные языки
Необходимо знать значения основных заимствованных корней, чтобы не попасть впросак. Начинающие поэты с пеной у рта рассказывают, как плохо рифмовать «ботинки» и «полуботинки», и тут же рифмуют «вояж» и «саквояж».
3. Не пишите так, как уже написали до вас
Не делайте открытие Америки из того, что и так чувствует каждый адекватный человек. Подумайте дважды, когда, налив себе какао и закутавшись в плед, сядете писать про осень. Мыслите уникально, так, как никто в мире. Ни Пушкин, ни Цветаева, ни Полозкова.
4. Продвигайтесь искренне и ненавязчиво
Не печатайтесь в платных коллективных сборниках: их никто не читает, кроме опубликовавшихся поэтов. Не участвуйте в сомнительных квартирниках, где участников больше, чем зрителей. Не кичитесь членством в литературных союзах: всё равно туда сейчас берут всех. Не пишите нарочито хвалебные рецензии другим поэтам в надежде, что в ответ похвалят и вас.
Для начала достаточно пары ваших лучших стихотворений на личной странице. Если строки удачные, обязательно найдутся люди, которые скажут: «Да это же гениально, я буду про тебя всем рассказывать». Ведите свой блог аккуратно и с уважением к читателю.
5. Живите в гармонии с миром
Случается, что и вкус у поэта хороший, и слоги он посчитал, но пресловутых мурашек у читателя нет. Я считаю, каждое стихотворение на какую-то долю написано высшими силами, космосом. И с этим самым космосом автору необходимо наладить связь. Здесь, к сожалению, нет универсальных рецептов. По опыту — нужно жить в гармонии с собой и окружающим миром, быть восприимчивым и внимательным.
6. Проверяйте, ценна ли высказанная вами мысль
Будет ли она так же важна в прозе, а не в стихах? Если убрать форму, останется ли содержание?
Советы получились предостерегающими. На самом деле, если и ум, и сердце работают в полную силу, то всё получится.
Хорошо писать — это полезный навык, а выработать его не так сложно. Лучший путь — через «Инициал», бесплатный и крутой курс писательского мастерства от редакторов Лайфхакера. Вас ждёт теория, много примеров и домашки. Справитесь — будет легче выполнить тестовое задание и стать нашим автором. Подписывайтесь!
Читайте также 🧐
- Как развить креативность с помощью фрирайтинга
- Как стать писателем: 50 советов признанных мастеров
- «Перечитайте рукопись, приготовьтесь к позору и шлите её редакторам»: интервью с писателем Алексеем Сальниковым
Вдохновение — это прекрасно, но помимо творческой составляющей, важна техника, в которой написано поэтическое произведение.
Содержание статьи
- Начните читать стихи
- Изучите стихотворные размеры
- Подумайте, что хотите сказать читателю
- Избегайте банальностей
- Единство
- Учитесь искать необычные метафоры
- Показывайте свои стихи читателям, которые оценят объективно
- Пишите о том, что хорошо знаете
- Выполняйте упражнения
- Заинтересуйте читателя
- Не публикуйтесь за деньги
- Пишите чаще
Как писать стихи? Многим кажется, что настоящий поэт не будет задавать такие вопросы. Бытует мнение, что слова должны приходить сами, вместе с вдохновением. Тот, кто интересуется «как писать стихи?» якобы никогда не достигнет мастерства. Спешим развеять этот миф. Конечно, без таланта и вдохновения не обойтись, но литературное мастерство недаром преподают в университетах. Учиться писать — важная часть работы каждого поэта и писателя. Умение посмотреть на свою работу со стороны, придумать строки, которые запомнятся и найти тему, интересную читателю — всё это требует терпения и определенных навыков, которым можно научиться.
Как писать стихи?
Начните читать стихи
Эта рекомендация может показаться необычной, но именно с этого стоит начать. Попробуйте почитать поэзию разных жанров и стилей. Обязательно изучите классику. Какие стихи вызывают у вас, как у читателя, горячий живой отклик? Попробуйте проанализировать, почему одни стихи близки нам и запоминаются, а другие не остаются в памяти и забываются сразу после прочтения?
Изучите стихотворные размеры
Вдохновение — это прекрасно, но помимо творческой составляющей, важна техника, в которой написано поэтическое произведение. Как писать стихи, если вы не отличаете ямб от хорея? Очевидно, что это невозможно. Да, в современной поэзии нет четких критериев, но искушенный читатель сразу поймет, что в ваших стихах нет ритма.
Подумайте, что хотите сказать читателю
Каждое стихотворение — это высказывание автора. Мысль, которую вы доносите разными художественными способами. У стихотворения есть определенная драматургия. Подумайте, как вы раскроете эту мысль? Какими художественными приемами воспользуетесь?
Избегайте банальностей
Существуют рифмы, которые уже стали символами плохих стихов «любовь-кровь», «розы-морозы». Так же плохо будут читаться «глагольные» рифмы — «любила-укрыла», «спросила-дарила». Лучше, если рифмующиеся слова — это разные части речи.
Единство
У стихотворения должен был единый стиль и дух. Если вы начинаете писать возвышенным слогом, заканчивать произведение обсценной лексикой явно не стоит. Старайтесь в целом не перебарщивать с неоднозначными художественными приемами в самом начале творческого пути.
Учитесь искать необычные метафоры
Голубые глаза всегда сравнивают с «цветом неба», каждый знает, что «весна — пора любви», а увядание природы осенью — символ печали. Постарайтесь подобрать более оригинальные метафоры для описаний.
Показывайте свои стихи читателям, которые оценят объективно
Друзья и родственники, вероятнее всего, будут снисходительны к вашему творчеству. Постарайтесь найти «поэтического наставника» из числа тех, чье творчество кажется вам достойным восхищения. Относитесь к критике терпеливо и внимательно. Не ошибается тот, кто ничего не делает, а настоящие профессионалы учатся на своих ошибках.
Пишите о том, что хорошо знаете
Старайтесь не браться за темы, в которых «плаваете». Ревность, доводящая до исступления, стихи о прозе жизни людей из восемнадцатого века… Всё это стоит использовать в сюжетах своих произведений, если вы хорошо разбираетесь в проблеме.
Выполняйте упражнения
Тренируйтесь и развивайте свои творческие способности.
- Попробуйте подобрать максимальное количество рифм к слову «облако» или любому другому;
- Напишите первую строчку, лишенную смысла и составьте четверостишие, которое уже расскажет читателю маленькую историю;
- Возьмите известное стихотворение, уберите строки через одну и попробуйте написать свою версию.
Заинтересуйте читателя
Стихотворение должно «цеплять» и интриговать читателя с первой строчки, чтобы его хотелось продолжить читать. Вот удачные примеры:
Я поняла,—
ты не хотел мне зла,
ты даже был
предельно честен где-то…
Вероника Тушнова
Нам сразу хочется узнать, что же произошло с главной героиней? Если человек, о котором она говорит, не хотел зла, то, о каком событии идет речь?
Сжала руки под тёмной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»…Анна Ахматова
Почему на героине темная вуаль? И, действительно, отчего она бледна?
Необязательно начинать стихотворение с вопроса, но хорошо, если в сюжете есть интрига.
Не публикуйтесь за деньги
Всегда хочется увидеть свое творчество на бумаге. Старайтесь не поддаваться соблазну опубликовать свое произведение за деньги даже, если вам предлагают и гарантируют наплыв читателей. Подождите, пока ваше мастерство достигнет такого уровня, что гонорар за публикацию будут предлагать уже вам.
Пишите чаще
Количество написанных стихов не всегда переходит в качество, но, чем больше вы тренируетесь, тем больше шансов, что однажды у вас родится по-настоящему гениальное произведение. Старайтесь в стихотворной форме описывать все, что вы видите и все, что вас волнует. Ведь именно благодаря сильным переживаниям во все времена рождались лучшие стихи!
Читайте также:
- Лучшие стихи Есенина
- Анна Ахматова. Стихи, которые не забываются
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Download Article
Download Article
Writing a poem is about observing the world within or around you. A poem can be about anything, from love to loss to the rusty gate at the old farm. Writing poetry can seem daunting, especially if you do not feel you are naturally or bursting with poetic ideas. With the right inspiration and approach, you can write a poem that you can be proud to share with others in the class or with your friends.
Sample Poems
-
1
Do writing exercises. A poem might start as a snippet of a verse, a line or two that seems to come out of nowhere, or an image you cannot get out of your head. You can find inspiration for your poem by doing writing exercises and using the world around you. Once you have inspiration, you can then shape and mould your thoughts into a poem.[1]
Brainstorming for Ideas
Try a free write. Grab a notebook or your computer and just start writing—about your day, your feelings, or how you don’t know what to write about. Let your mind wander for 5-10 minutes and see what you can come up with.
Write to a prompt. Look up poem prompts online or come up with your own, like “what water feels like” or “how it feels to get bad news.” Write down whatever comes to mind and see where it takes you.
Make a list or mind map of images. Think about a situation that’s full of emotion for you and write down a list of images or ideas that you associate with it. You could also write about something you see right in front of you, or take a walk and note down things you see. -
2
Get inspired by your environment and those close to you. Inspiration for a great poem is all around you, even if you don’t see it just yet. Think of every memory, situation and moment as a possible topic and you’ll start seeing poetry all around you!
Finding a Topic
Go for a walk. Head to your favorite park or spot in the city, or just take a walk through your neighborhood. Use the people you see and nature and buildings you pass as inspiration for a poem.
Write about someone you care about. Think about someone who’s really important to you, like a parent or your best friend. Recall a special moment you shared with them and use it to form a poem that shows that you care about them.
Pick a memory you have strong feelings about. Close your eyes, clear your head, and see what memories come to the forefront of your mind. Pay attention to what emotions they bring up for you—positive or negative—and probe into those. Strong emotional moments make for beautiful, interesting poems.Advertisement
-
3
Pick a specific theme or idea. You can start your poem by focusing on a specific theme or idea that you find fascinating. Picking a specific theme or idea to focus on in the poem can give your poem a clear goal or objective.
This can make it easier for you to narrow down what images and descriptions you are going to use in your poem.
[2]
- For example, you may decide to write a poem around the theme of “love and friendship.” You may then think about specific moments in your life where you experienced love and friendship as well as how you would characterize love and friendship based on your relationships with others.
- Try to be specific when you choose a theme or idea, as this can help your poem feel less vague or unclear. For example, rather than choosing the general theme of “loss,” you may choose the more specific theme, such as “loss of a child” or “loss of a best friend.”
-
4
Choose a poetic form. Get your creative juices flowing by picking a form for your poem.
There are many different poetic forms that you can use, from free verse to sonnet to rhyming couplet.
You may go for a poetic form that you find easy to use, such as free verse, or a form that you find more challenging, such as a sonnet. Choose one poetic form and stick to that structure so your poem feels cohesive to your reader.[3]
- You may decide to try a poetic form that is short, such as the haiku, the cinquain, or the shape poem. You could then play around with the poetic form and have fun with the challenges of a particular form. Try rearranging words to make your poem sound interesting.
- You may opt for a form that is more funny and playful, such as the limerick form, if you are trying to write a funny poem. Or you may go for a more lyrical form like the sonnet, the ballad, or the rhyming couplet for a poem that is more dramatic and romantic.
-
5
Read examples of poetry. To get a better sense of what other poets are writing, you may look through examples of poetry. You may read poems written in the same poetic form you are interested in or poems about themes or ideas that you find inspiring. You may also choose poems that are well known and considered “classics” to get a better sense of the genre. For example, you may read:
- “Kubla Khan” by Samuel Taylor Coleridge[4]
- “Song of Myself” by Walt Whitman[5]
- “I measure every Grief I meet” by Emily Dickinson[6]
- “Sonnet 18” by William Shakespeare[7]
- “One Art” by Elizabeth Bishop[8]
- “Night Funeral in Harlem” by Langston Hughes[9]
- “The Red Wheelbarrow” by William Carlos Williams [10]
- “Kubla Khan” by Samuel Taylor Coleridge[4]
Advertisement
-
1
Use concrete imagery. Avoid abstract imagery and go for concrete descriptions of people, places, and things in your poem. You should always try to describe something
using the five senses: smell, taste, touch, sight, and sound.
Using concrete imagery will immerse your reader in the world of your poem and
make images come alive
for them.[11]
- For example, rather than try to describe a feeling or image with abstract words, use concrete words instead. Rather than write, “I felt happy,” you may use concrete words to create a concrete image, such as, “My smile lit up the room like wildfire.”
-
2
Include literary devices. Literary devices like metaphor and simile add variety and depth to your poetry. Using these devices can make your poem stand out to your reader and allow you to paint a detailed picture for your reader. Try to use literary devices throughout your poem, varying them so you do not use only metaphors or only similes in your writing.[12]
Try a New Literary Device
Metaphor: This device compares one thing to another in a surprising way. A metaphor is a great way to add unique imagery and create an interesting tone. Example: “I was a bird on a wire, trying not to look down.”
Simile: Similes compare two things using “like” or “as.” They might seem interchangeable with metaphors, but both create a different flow and rhythm you can play with. Example: “She was as alone as a crow in a field,” or “My heart is like an empty stage.”
Personification: If you personify an object or idea, you’re describing it by using human qualities or attributes. This can clear up abstract ideas or images that are hard to visualize. Example: “The wind breathed in the night.”
Alliteration: Alliteration occurs when you use words in quick succession that begin with the same letter. This is a great tool if you want to play with the way your poem sounds. Example: “Lucy let her luck linger.” -
3
Write for the ear. Poetry is made to be read out loud and you should write your poem with a focus on how it sounds on the page. Writing for the ear will allow you to play with the structure of your poem and your word choice.
Notice how each line of your poem flows into one another and how placing one word next to another creates a certain sound
[13]
- For example, you may notice how the word “glow” sounds compared to the word “glitter.” “Glow” has an “ow” sound, which conjures an image of warmth and softness to the listener. The word “glitter” is two syllables and has a more pronounced “tt” sound. This word creates a sharper, more rhythmic sound for the listener.
-
4
Avoid cliche. Your poetry will be much stronger if you avoid cliches, which are phrases that have become so familiar they have lost their meaning. Go for creative descriptions and images in your poem so your reader is surprised and intrigued by your writing. If you feel a certain phrase or image will be too familiar to your reader, replace it with a more unique phrase.[14]
- For example, you may notice you have used the cliche, “she was as busy as a bee” to describe a person in your poem. You may replace this cliche with a more unique phrase, such as “her hands were always occupied” or “she moved through the kitchen at a frantic pace.”
Advertisement
-
1
Read the poem out loud. Once you have completed a draft of the poem, you should read it aloud to yourself. Notice how the words sound on the page. Pay attention to how each line of your poem flows into the next.
Keep a pen close by so you can mark any lines or words that sound awkward or jumbled.
[15]
- You may also read the poem out loud to others, such as friends, family, or a partner. Have them respond to the poem on the initial listen and notice if they seem confused or unclear about certain phrases or lines.
-
2
Get feedback from others. You can also share your poem with other poets to get feedback from them and improve your poem. You may join a poetry writing group, where you workshop your poems with other poets and work on your poetry together. Or you may take a poetry writing class where you work with an instructor and other aspiring poets to improve your writing. You can then take the feedback you receive from your peers and use it in your revision of the poem.[16]
-
3
Revise your poem. Once you have received feedback on your poem, you should revise it until it is at its best. Use feedback from others to cut out any lines to feel confusing or unclear. Be willing to “kill your darlings” and not hold onto pretty lines just for the sake of including them in the poem.
Make sure every line of the poem contributes to the overall goal, theme, or idea of the poem.
[17]
- You may go over the poem with a fine-tooth comb and remove any cliches or familiar phrases. You should also make sure spelling and grammar in the poem are correct.
Advertisement
Add New Question
-
Question
What is the best way to end a poem?
End it with the most emotional word (the darkest, happiest or even saddest word you can think of).
-
Question
How do I use good words in the poem?
Read plenty of poetry. Study them. Think about the ones that touch you deeply. What did you like about them? And then sit down and listen to your heart. The right words will come.
-
Question
How do I write a poem about nature?
Spend time in nature, looking around and seeing what inspires you. If you can’t get outside, look at online images of nature, or your own photos from a visit to a park or the countryside. Write down a list or mind map of words that are inspired by thinking about nature. Include your emotions. Then use this brainstorming preparation to write your poem, basing it on how nature makes you feel, what you like about nature and what sorts of things other people can get from understanding their relationship to the natural world.
See more answers
Ask a Question
200 characters left
Include your email address to get a message when this question is answered.
Submit
Advertisement
-
Brainstorm big things in your life and how they have impacted you. For example, if you write about how someone you know died, the tone of the poem could be the great sadness and loss you feel deep down and how it feels like a piece of you is missing.
-
Think about what really matters in your life. It can give you ideas when you think about the people and places you love. You can write a poem in the form of the struggles in your life or the dangers you have had to face. You can also write a poem about happiness someone or something has brought to your life. Remember, what you write about should set the mood of your poem.
Advertisement
References
About This Article
Article SummaryX
Writing a poem can seem intimidating at first, but with a little patience and inspiration, you can produce a beautiful work of written art. If you’re not sure what to write about, spend a few minutes jotting down whatever thoughts come into your head. Think about your feelings, your experiences and memories, people in your life, or things that you sense in your environment and see if any of those things inspire you. You can also try working from writing prompts. Once you’ve done some free writing, look for themes and ideas in what you’ve written, and choose one that feels inspiring to you. Common themes include things like love, loss, family, or nature. After you choose a theme, think about how you’d like to structure the poem. For example, you might stick to a traditional format, such as a limerick, haiku, or quatrain. If you’d rather not feel constrained by rhymes or meter, consider writing a free verse poem and simply let the words flow in whatever way feels right. You can also read poems by other authors to get ideas and inspiration. When you’re writing the poem, look for ways to express your thoughts using powerful, sensory language. For example, instead of saying something like “I felt happy,” try using a colorful simile, like “My heart soared like a bird set free.” As you’re writing, also think about how the poem will sound when read out loud. Try reading it to yourself or a friend to see if it’s pleasing to the ear. If a word or phrase doesn’t flow the way you like, replace it with something else that has a similar meaning. You might not be satisfied with the first draft of your poem, and that’s totally okay. Read it to yourself, get feedback from friends, teachers, or other people you trust, and keep revising until you feel like you’ve created a poem that really captures the feelings you’re trying to convey. For help choosing a structure for your poem, like a haiku, limerick, or sonnet, read the article!
Did this summary help you?
Thanks to all authors for creating a page that has been read 6,948,852 times.
Reader Success Stories
-
Mahnoor Kokab
Aug 11, 2016
“Every single step helped me, no doubt, as I just discovered myself in poetry and was looking for something really…” more