- 07.03.2023
Обновлено: 26.04.2023
- План и структура сочинения 2023
- Критерии оценивания сочинения 2023
- Как теперь надо комментировать проблему
- Примеры сочинений на МАКСИМАЛЬНЫЕ БАЛЛЫ (на основе 2019 года – актуально в 2023!)
А здесь мы с вами рассмотрим ГОТОВЫЕ ПРИМЕРЫ СОЧИНЕНИЙ ПОД ЕГЭ в 2023 году! Больше сочинений, проверенных экспертами, вы найдете в группе ЕГЭ100баллов, где действует ежегодная рубрика 24БАЛЛА.
Погнали!
Текст для сочинений — С.А. Алексиевич
(1)…Мы недавно поженились. (2)Ещё ходили по улице и держались за руки, даже если в магазин шли. (3)Всегда вдвоём. (4)Я говорила ему: «Я тебя очень люблю». (5)Я ещё не знала, как я его любила… (6)Мы жили в общежитии пожарной части, где он служил. (7)И тут среди ночи какой-то шум – на Чернобыльской АЭС пожар. (8)Уехали они без брезентовых костюмов: как были в одних рубашках, так и уехали. (9)Их не предупредили.
(10)Вызвали на обыкновенный пожар…
(11)А теперь – клиника острой лучевой болезни… (12)После операции по пересадке костного мозга мой Вася лежал уже не в больничной палате, а в специальной барокамере, за прозрачной плёнкой, куда заходить не разрешалось, поскольку уровень радиации был очень высокий. (13)Там такие специальные приспособления есть, чтобы, не заходя под плёнку, вводить уколы, ставить катетер… (14)Но всё на липучках, на замочках, и я научилась ими пользоваться: открывать и пробираться к нему. (15)Ему стало так плохо, что я уже не могла отойти ни на минуту. (16)Звал меня постоянно.(17)Звал и звал… (18)Другие барокамеры, где лежали Васины сослуживцы, тоже получившие большую дозу облучения, обслуживали солдаты, потому что штатные санитары отказывались, требуя защитной одежды. (19)А я своему Васе всё хотела делать сама…
(20)Потом кожа начала трескаться на его руках, ногах, всё тело покрылось волдырями. (21)Когда он ворочал головой, на подушке оставались клочья волос. (22)А всё такое родное. (23)Любимое…
(24)Я пыталась шутить: «Даже удобно: не надо носить расчёску». (25)Если бы я могла выдержать физически, то я все двадцать четыре часа не ушла бы от него и сидела рядышком. (26)Потому что, верите ли, мне каждую минутку, которую я пропустила, было жалко… (27)И я готова была сделать всё, чтобы он только не думал о смерти… (28)И о том не думал, что болезнь его ужасная и я его боюсь.
(29)Помню обрывок какого-то разговора, кто-то увещевает:
− (30)Вы должны не забывать: перед вами уже не муж, не любимый человек, а радиоактивный объект с высокой плотностью заражения. (31)Вы же не самоубийца. (32)Возьмите себя в руки.
(33)А я как умалишённая:
− (34)Я его люблю! (35)Я его люблю!
(36)Он спал, а я шептала: «Я тебя люблю!» (37)Шла по больничному двору: «Я тебя люблю!» (38)Несла судно: «Я тебя люблю!»
(39)О том, что ночую у него в барокамере, никто из врачей не знал.
(40)Не догадывался. (41)Пускали меня медсёстры. (42)Первое время тоже уговаривали:
− (43)Ты – молодая. (44)Что ты надумала? (45)Сгорите вместе.
(46)А я, как собачка, бегала за ними, стояла часами под дверью, просила-умоляла. (47)И тогда они:
− (48)Чёрт с тобой! (49)Ты – ненормальная!
(50)А мне было всё равно: я его любила и ничего не боялась. (51)Утром, перед восьмью часами, когда начинался врачебный обход, показывали мне через плёнку: «Беги!» (52)На час сбегаю в гостиницу. (53)А с девяти утра до девяти вечера у меня пропуск. (54)Ноги мои посинели до колен, распухли, настолько я уставала. (55)Но моя душа была крепче тела… (56)Моя любовь…
(57)Понимаю: о смерти люди не хотят слушать. (58)О страшном…
(59)Но я вам рассказала о любви… (60)Как я любила… (61)И люблю…
(62)А когда есть такая любовь, нет страха, нет усталости, нет сомнений, нет препятствий.
(по С. А. Алексиевич*)
*Светлана Александровна Алексиевич (род. 1948 г.) – всемирно известный белорусский прозаик, пишущий на русском языке. Автор прозы о войне, о Чернобыле. Создатель уникального документально-художественного метода, основанного на беседах с реальными людьми.
Детальный разбор по всем критериям смотрите в PDF документе ниже!
Сочинение №1 — 20 баллов
На что способен влюбленный человек? На этот вопрос можно ответить, прочитав текст Алексиевич.
Автор предлагает поразмышлять над проблемой самопожертвования во имя любви. В тексте было рассказано о героине, готовой на все ради любви. Когда врачи говорили ей, что ее муж уже «не любимый человек, а объект с высокой плотностью заражения» и она может умереть, если дальше будет находиться рядом с ним, ее это не пугало. Она только повторяла, что любит его. Можно сделать вывод, что автор хотел показать нам, что влюбленный человек готов даже умереть, лишь бы находиться рядом с любимым.
Также автор пишет о том, что любовь способна заставить что-то делать несмотря на усталость. Автор пишет, что героиня уставала настолько, что ее ноги распухали и синели до колен, но благодаря любви она все равно старалась сделать что-то для любимого. Любовь и сила духа помогли ей с утра до вечера приходить к мужу и ухаживать за ним, невзирая на усталость.
Таким образом, позиция автора заключается в том, что влюбленные люди способны на многое. Они готовы и умереть рядом с любимым, и навещать его, и ухаживать за ним, не замечая усталости.
Я согласна с позицией автора. В прочитанном мной романе Э. Хемингуэя «Прощай, оружие!» главный герой организовал побег с войны ради того, чтобы быть рядом со своей любимой. В случае поимки он был бы расстрелян, но даже это его не остановило. Этот пример доказывает, что влюбленный человек способен сделать все, не боясь даже смерти, ради того, чтобы быть с любимым.
В заключение хочу отметить, что любовь способна побороть все, начиная от усталости, заканчивая страхом смерти.
Комментарий эксперта Анастасии Ежевской: В целом грамотная работа, ошибок немного – молодец! В комментарии нет анализа связи между примерами, поэтому по К2 4 балла, а не 5. Можно показать, что примеры дополняют друг друга: ни опасность для жизни, ни усталость не смогли помешать героине быть рядом с любимым человеком.
Сочинение №2 — 19 баллов
Есть ли для любви препятствия?
Отвечая на этот вопрос, С.А. Алексиевич пишет о девушке, которая, несмотря на запреты врачей заходить в барокамеру, научилась «открывать и пробираться» к ее любимому, пораженному лучевой болезнью. Героиня хотела поддержать мужа, поэтому нарушила предписания докторов. Читатель понимает, что преданная любовь побуждает людей идти против правил.
Далее автор указывает, что девушка испытывала проблемы со здоровьем (предложение 54), так как она постоянно находилась с Васей – «радиоактивным объектом с высокой плотностью поражения». Душа героини «была крепче тела», поэтому, невзирая на физическую слабость, любовь ее оставалась такой же крепкой. Таким образом, настоящую любовь не могут разрушить никакие болезни.
Второй из приведенных примеров дополняет первый, помогая писателю показать, что искренняя любовь не только заставляет человека идти против материальных законов, но и побуждает людей забывать о собственных болезнях, во благо любимому человеку.
Автор считает, что для настоящей любви нет никаких препятствий.
Я согласна с позицией С.А. Алексиевич. Думаю, что ничто не может разрушить искреннюю любовь. Например, война много раз разъединяла моих прадедушку и прабабушку, но они продолжали общаться при помощи писем и телеграм. Сейчас они все также любят друг друга.
Итак, никакая проблема не может стать для настоящей любви препятствием.
Комментарий эксперта Анастасии Ежевской: Очень хорошее сочинение! Комментарий выстроен правильно, проблема и позиция автора выделены верно – портит впечатление только выдуманный пример в обосновании. Твоим прадедушке и прабабушке больше 100 лет?) К4 зачтут, но испорченное впечатление может повлиять на оценку сочинения в целом, мы такого не хотим)
Сочинение №3 — 16 баллов
На что способен по-настоящему любящий человек? Именно над этой проблемой задумывается С. А. Алексиевич – всемирно известный белорусский прозаик, пишущий на русском языке.
Проблема раскрывается автором на примере поведения жены после того, как её муж попал в клинику из-за пожара на Чернобыльской АЭС. Ему сделали операцию и переместили в барокамеру, куда не разрешалось заходить из-за высокого уровня радиации, но несмотря на это, жена научилась открывать замочки и пробираться к мужу. Она не отходила от него ни на минуту, и, если бы была возможность, она бы все двадцать четыре часа сидела рядом. Этот пример показывает, что жена действительно очень сильно любит своего мужа, ведь несмотря на опасность, она была готова на все, лишь бы он не думал о смерти.
Далее, автор рассказывает о том, как жену пытались убедить в том, что это уже не ее любимый человек, а радиоактивный объект, с которым опасно находиться рядом. Но жена настаивала на своём, она часами стояла под дверью и умоляла медсестер, чтобы ее пускали в барокамеру к мужу, где она впоследствии и оставалась ночевать. Перед обходом врачей она сбегала в гостиницу, а в дозволенное время была рядом. Она очень уставала, но понимала, что ее душа крепче тела и она не сдастся. Этот пример показывает, что несмотря на дикую усталость, жена продолжала находиться рядом с мужем, ведь она любит его.
Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять, что несмотря на опасность и усталость, жена использовала всевозможные способы, чтобы побыть рядом с дорогим человеком в тяжелое время.
Автор считает, что, когда человек любит по-настоящему, для него нет никаких препятствий.
С автором нельзя не согласиться. Действительно, настоящую любовь человек показывает не только словами, но и поступками, желанием быть рядом несмотря на все невзгоды. Жена понимала, что муж смертельно опасен, но не оставляла его наедине с самим собой.
Таким образом, по-настоящему любящий человек всегда будет рядом, всегда будет поддерживать и жертвовать собой ради любимого.
Комментарий эксперта Анастасии Ежевской: По содержанию получила максимум баллов, молодец! Есть что улучшить в анализе связи и в обосновании собственного мнения.
В анализе связи есть собственно анализ – я увидела «разводку» примеров, увидела осмысленную фразу, всё в порядке. Одно «но» – сам предлог «несмотря на» является маркером анализа уступительной связи (когда что-то в одном примере происходит вопреки чему-то в другом примере). Эксперт может не вдуматься и посчитать, что, анализируя уступку, вы называете связь дополнением ошибочно, есть риск получить лог.ош. Чтобы этого точно не произошло, я рекомендую при анализе связи-дополнение использовать слова «не только, но и» или «кроме того», обозначая что-то объединяющее примеры. Например, так:
«Примеры дополняют друг друга. Героиня была готова игнорировать не только усталость, но и смертельную опасность – эти два фактора не смогли заставить жену отказаться от ухода за любимым человеком».
Отсылка к содержанию первого примера
Отсылка к содержанию второго примера
Объединяющая примеры мысль, из-за которой мы выделили связь-дополнение.
Писать обоснование собственного мнения, опираясь на пример из исходного текста, можно, но я настоятельно рекомендую так не делать – замучитесь на апелляции доказывать, что это не запрещено. Не так уж сложно дать ряд логических суждений или привести собственный пример откуда угодно, хоть из любимого сериала, благо тема достаточно простая.
Сочинение №4 — 22 балла
На что готов пойти человек ради возлюбленного? На этот вопрос отвечает Светлана Александровна Алексиевич в тексте.
Чтобы привлечь внимание читателей к поставленной проблеме, автор пишет о беде, случившейся с ее мужем. Пораженный острой лучевой болезнью, Василий лежал в специальной барокамере, «за прозрачной плёнкой, куда заходить не разрешалось, поскольку уровень радиации был очень высокий». Многие санитары не обслуживали таких пациентов, как он, ссылаясь на нехватку защитных костюмов, но героиня была готова быть рядом с любимым при любых условиях. Становится ясно: ничто не может разлучить по-настоящему верных супругов.
Важен также фрагмент текста, где героиня повествует о том, как кто-то пытался переубедить ее навещать мужа под предлогом того, что она сама могла заразиться радиацией. Однако рассказчица настойчиво повторяла собеседнику: «Я его люблю! Я его люблю!» – тем самым показав, что не собиралась бросить Василия. Читатель понимает: чтобы облегчить страдания своего возлюбленного, человек даже может рискнуть собственной жизнью.
Примеры дополняют друг друга. Они позволяют осознать: близкие люди стараются всегда быть рядом и переживают любые невзгоды вместе.
Светлана Александровна Алексиевич считает, что преданный человек способен совершать поистине самоотверженные поступки во имя любимого.
Я согласна с позицией белорусского прозаика. Если супруг ставит интересы дорогого ему человека превыше всего, он действительно его любит. Например, Джим и Делла из новеллы О. Генри «Дары волхвов», несмотря на нехватку денег, пожертвовали самыми ценными для них вещами, чтобы осчастливить друг друга рождественскими подарками. В конце произведения герои поняли: их главное богатство – любовь, которую они бережно хранили в своих сердцах.
Таким образом, прочитанный текст побудил меня задуматься о том, что ради возлюбленного человек готов пойти на подвиг.
Комментарий эксперта Анастасии Ежевской: Отличное сочинение, читается на одном дыхании!
Анализ связи не зачла, там по факту была вода. Можно взять любые примеры из этого текста, написать, что они дополняют друг друга в том, что показывают ту мысль, которую ты выделила. А ещё вот на что обрати внимание:
«Примеры дополняют друг друга. Они позволяют осознать: близкие люди стараются всегда быть рядом и переживают любые невзгоды вместе».
«Примеры противопоставлены. Они позволяют осознать: близкие люди стараются всегда быть рядом и переживают любые невзгоды вместе».
«Можно сравнить примеры. Они позволяют осознать: близкие люди стараются всегда быть рядом и переживают любые невзгоды вместе».
Видишь? От перемены типа связи анализ не меняется. Это плохо.
Анализируя дополнение, нужно так или иначе оставить отсылки к содержанию первого и второго примера. И у тебя был задел под это. Немного изменив пояснения к примерам, можно было бы получить причину-следствие: первый пример показал бы самоотверженность героини, а второй объяснил бы, почему она так смела, откуда в ней эта решимость идти против правил. И такую связь ты бы без проблем проанализировала, и эксперт бы этот анализ зачёл.
Сочинение №5 — 16 баллов
На что способен влюбленный человек?
В тексте С. А. Алексиевич идёт речь о недавно связавшей себя узами брака молодой паре, счастье которой нарушила авария, произошедшая на Чернобыльской АЭС.
Василий, муж главной героини, попадает в специальную барокамеру, заходить в которую запрещают врачи из-за высокого уровня радиации. Желание быть рядом с любимым человеком в трудную минуту оказалось сильнее, поэтому уже в кратчайший срок она придумала, как можно обойти этот запрет. Девушка, замечая ухудшения в состоянии здоровья своего мужа, уже не могла позволить себе оставить его одного на длительный срок, поэтому начала оставаться в барокамере на ночь, отчего её неоднократно пытались отговорить медсёстры: «….Что ты надумала? Сгорите вместе». Любовь – главный источник сил, именно благодаря этому светлому чувству героиня продолжала бороться за дорогого сердцу человека, рискуя при этом собственным здоровьем. Предупреждения врачей в скором времени начали сбываться: самочувствие девушки ухудшалось (пред. 54), но даже это не останавливало её. Душа юной особы, как и все те чувства, испытываемые к Василию, были крепче любых недугов.
Приведённые примеры взаимосвязаны и дают понять читателю, что действительно любящий человек будет готов пойти на любые по масштабу жертвы во благо своей второй половины, редко задумываясь о последствиях.
Авторская позиция заключается в том, что влюбленный человек способен пойти на самоотверженность, совершая даже самые отчаянные поступки, самым главным мотиватором для которых является любовь.
Я согласна с С. А. Алексиевичем и считаю, что не существует вещей, способных стать преградой истинным чувствам. Такая же проблема стоит в поэме Н.А.Некрасова «Русские женщины». Отправившись за своим мужем-декабристом в Сибирь, княгиня Трубецкая была вынуждена отказаться от прежнего комфорта, свойственного ей по статусу. Лишь одна мысль о воссоединении с любимым человеком заставляла продолжать её долгий и утомительный путь до Нерчинской каторги, куда был отправлен Сергей.
Таким образом, влюбленный человек способен пойти на любые жертвы ради своей второй половины.
Комментарий эксперта Анастасии Ежевской: Очень досадны фактические ошибки, будь внимательнее при чтении и анализе текста! Поверхностность чтения стоила тебе четырёх баллов.
Сочинение №6 — 16 баллов
На что способен человек ради любви?
Отвечая на этот вопрос, автор пишет о главной героине, которая не оставила своего супруга в последние мгновения его жизни. Любящая жена не побоялась ухаживать за «радиоактивным объектом». Несмотря на все запреты и уговоры врачей, она пробиралась под пленку барокамеры и находилась всегда рядом со своим умирающим мужем. Читатель понимает: человек ради любви готов рисковать ценою своей жизнью, лишь бы быть возле любимого человека.
Важен также фрагмент текста, в котором автор описывает усталость и силу духа героини: «Ноги мои посинели до колен, распухли, настолько я уставала. Но моя душа была крепче тела… Моя любовь…». Так писатель доносит до читателей мысль о том, что стойкость духа помогает возлюбленному выдержать усталость, невзгоды во благо любимого человека.
Данные примеры дополняют друг друга. Анализируя их, мы понимаем: за любовь человек готов не только жертвовать своим здоровьем, но и быть возле того, кого любишь, вопреки физическим тягостям.
Позиция С.А.Алексиевич такова: Любящий человек готов сделать всё возможное, несмотря ни на что, ради возлюбленного, даже пожертвовать своей жизнью, невзирая на изнеможение.
Я согласна с автором. Действительно, «Для милого не жаль потерять и многого», — говорили в народе. Для любимого человека не жаль рисковать многим, а то и всем, что есть у любящего человека.
В заключение хочу ещё раз подчеркнуть, что ради любви избранник способен одолеть все, начиная от усталости и заканчивая страхом смерти.
Комментарий эксперта Анастасии Ежевской: При чтении сочинения возникало ощущение «топтания на месте» – одна и та же мысль по сути была во всех пояснениях, в анализе связи, в позиции автора, в обосновании собственного мнения и в выводе. Этого следует избегать.
Сочинение №7 — 19 баллов
Какую роль играет любовь в жизни человека? Ответ на этот вопрос можно найти в предложенном для анализа тексте Светланы Александровны Алексиевич.
Размышляя над вопросом, автор обращает внимание на то, что жена ни на минуту не отходила от своего мужа, который пострадал после аварии на Чернобыльской АЭС. Она рисковала своим здоровьем, но сила любви оказалась выше этого: «Вы должны не забывать: перед вами уже не муж, не любимый человек, а радиоактивный объект с высокой плотностью заражения.<…>. Я его люблю! Я его люблю!». Этот пример свидетельствует о том, что любовь заставляет человека жертвовать собой ради другого.
Не только на это обращает внимание автор, но и на то, что жене не страшны никакие трудности. Светлана Александровна Алексиевич пишет: «Ноги мои посинели до колен, распухли, настолько я уставала. Но моя душа была крепче тела». Эти слова убеждают в том, что любовь оставляет страх и пробуждает в нас смелость.
Оба примера дополняют друг друга и доказывают, что сила любви настолько велика, что человек ставит другого на первое место, не думая о себе.
Позиция автора по поднятой проблеме ясна: любовь играет важнейшую роль в жизни человека. Люди способны жертвовать собой ради благополучия любимого.
Я не могу не согласиться с позицией автора. Действительно, любовь меняет людей, помогает справиться с трудностями. К примеру, роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Маргарита отдаёт свою душу Воланду и становится королевой на его балу. Она рискует своей жизнью ради возвращения Мастера. Так, данный пример является доказательством того, что Маргарита совершила самоотверженный поступок, пренебрегла своими интересами.
В заключение хочется сказать, что любовь способна на многое. Ради неё человек жертвует собой, вселяет надежду на лучшее.
Комментарий эксперта Анастасии Ежевской: Неплохая работа! Не зачла анализ связи: ты не показала, в чём примеры друг друга дополняют. Посмотри мои примечания к работам Шкабара Златы и Ломоносовой Алёны, они применимы и к твоему анализу связи.
Сочинение №8 — 22 балла
Проходит ли любовь, когда возникают трудности? Именно этой проблеме посвящён текст С.А. Алексиевич.
Чтобы привлечь внимание читателя к поставленной проблеме, автор пишет о судьбе рассказчицы, которая ни на минуту не могла отойти от своего любимого человека, попавшего в беду. Так писательница указывает на то, что люди не бросают свою «вторую половинку» в сложных жизненных обстоятельствах, стараясь быть всегда рядом.
Далее автор пишет, что у пострадавшего в аварии начала трескаться кожа на руках и появились волдыри. Главная героиня в этот момент думала: «А всё такое родное. Любимое…» Читатель понимает, что любовь существует вне зависимости от того, что пережил человека и как он теперь выглядит.
Примеры дополняют друг друга. Они помогают осознать: настоящая любовь не боится трудностей и преград.
Автор считает, что любовь – это сильное чувство, которое невозможно напугать неприятностями. Влюбленный человек не испытывает страха и сомнений перед возникающими невзгодами.
Я согласна с мнением С.А. Алексиевич. Действительно, любовь существует даже тогда, когда вокруг происходит что-то совсем плохое. Например, после восстания на Сенатской площади 1825 года заговорщики были приговорены к каторге и ссылке в Сибирь. Многие жёны декабристов по своей воле отправились вслед за мужьями в тайгу, отказавшись перед этим навсегда от всех титулов.
Хочется верить, что, прочитав текст С.А. Алексиевич, читатели задумаются о силе настоящей любви.
Комментарий эксперта Анастасии Ежевской: Достойная работа! Нужно поработать над анализом связи, я его не засчитала. Любые примеры помогают что-то осознать, констатация этого факта не может быть анализом связи. Пиши связку так, чтобы раскрыть суть того типа связи, который ты обозначила. Как дополняют друг друга твои примеры? Они показывают, что ни страшные обстоятельства, ни внешние изменения не могут быть причиной для расставания действительно любящих друг друга людей. Примеры дополняют друг друга в том, что показывают эти два фактора, которые не способны разрушить любовь.
Сочинение №9 — 18 баллов
Что такое истинная любовь? Именно эта серьезная проблема находится в центре внимания известного прозаика Светланы Александровны Алексиевич.
Размышляя над этим вопросом, автор, чтобы показать, на что готов пойти любимый человек, обращает внимание на преданность главной героини по отношению к своему мужу, пострадавшему от взрыва на Чернобыльской АЭС. Девушка не боялась ничего, она хотела каждую минуту быть рядом с дорогим для нее человеком, помогать ему во всем. Героиня научилась даже пользоваться медицинским оборудованием, хотя многие санитары отказывались обслуживать людей, получивших большую дозу облучения, поскольку боялись заразиться, но сильную любовь ни что не может остановить, девушки это было не страшно: «А я своему Васе все хотела делать сама… » Впоследствии Светлана Александровна Алексиевич подчеркивает преданность главной героини, пожертвовавшей своим здоровьем ради спасения мужа: «Ноги мои посинели до колен, распухли, настолько я уставала ». На этом примере мы видим, что любящий человек готов пойти на все ради того, к кому он испытывает особые чувства. Таким образом, оба примера, дополняющие друг друга, помогают понять, что по-настоящему любящий человек сделает все для своего близкого, жертвуя собой, своим здоровьем и комфортом.
Автор считает, что истинная любовь — это способность жертвовать ради дорогого человека, быть с ним в любой момент: радостный или веселый, вовремя падать руку помощи и никогда-никогда не предавать.
Я полностью согласна с мнением автора. Действительно, человек порой способен на что-то невероятное, забывая о своем «я», своих нужд. По-моему мнению , истинная любовь живет вечно, а в трудный момент человек понимает, на какой шаг он готов пойти ради любимого. Для обоснования своей позиции приведу пример из литературы.
Великие писатели выражали эмоции с помощью произведений. Вспомним роман-эпопею Л.Н Толстого «Война и мир». Наташа Ростова, узнав о сильном ранении Андрея Болконского, полученном во время Бородинского сражения, приезжает к нему и ни на секунду не покидает его, желая помочь изо всех своих сил. Только любовь помогла героям с гордостью пройти испытания судьбы.
В заключение хочу сказать, что любовь — это самое светлое и теплое чувство в жизни каждого человека.
Комментарий эксперта Анастасии Ежевской: У тебя целы баллы по К6 и К10 – это просто прекрасно! В комментарии не засчитала пояснение к первому примеру (оно затерялось в примере). Чётко отделяй примеры от пояснений, ты должна быть способна показать, где заканчивается иллюстрация и начинается её анализ.
Сочинение №10 — 18 баллов
Как выражается искренняя любовь к человеку, несмотря на трудности, происходящие в жизни? Об этом размышляет С. А. Алексиевич в предложенном для анализа тексте.
Комментирую данную проблему, стоит обратиться к следующим словам: «После операции по пересадке костного мозга мой Вася лежал уже не в больничной палате, а в специальной барокамере, за прозрачной плёнкой, куда заходить не разрешалось, поскольку уровень радиации был очень высокий. … Но всё на липучках, на замочках, и я научилась ими пользоваться: открывать и пробираться к нему. Ему стало так плохо, что я уже не могла отойти ни на минуту». Этим автор стремится показать, что случившиеся трудности в жизни женатых людей не дают им повода бросать друг друга, а наоборот сближают их. В этом заключается важность искренней любви, проявление искренних чувств по отношения к своему близкому человеку.
Далее рассмотрим предложения 30-35, в которых врач хочет донести до женщины о том, что «перед ней уже не муж, не любимый человек, а радиоактивный объект с высокой плотностью заражения». Несмотря на эти слова жена мужчины, который попал в пожар, все равно не восприняла их, а только еще больше начала утверждать, что перед ней любимый челочек. Это показывает истинную любовь по отношению к человеку, которого ты считаешь родным, и которого не готов бросить в трудную для него минуту.
Эти примеры дополняют друг друга и показывают насколько сильно можно любить близкого тебе человека, тем самым проявляется искренность любви. Ее можно проверить только поступками и отношением человека к другому человеку.
Авторская позиция ясна. Светлана Александровна Алексиевич считает, что, когда любовь настоящая, ей не страшны никакие сомнения и никакие препятствия, в этом и заключается ее проявление.
Я согласен с мнением автора. Действительно, у каждого из нас есть близкие люди, которых мы любим. У меня, например, есть бабушка, которую я сильно люблю. В данный момент она тяжело болеет, поэтому нуждается в моей помощи и поддержке, ведь кто как не я буду помогать ей. В этом, мне кажется, и проявляется любовь.
Хочется верить, что читатели задумаются о проблеме, поднятой в тексте С. А. Алексиевич, и осознают, что жизненные трудности не являются помехой для искренней любви.
Комментарий эксперта Анастасии Ежевской: Неплохое сочинение! Тебе нужно научиться тщательно проверять написанное. Пока есть возможность, перечитывай сочинения вслух. В комментарии не засчитала анализ связи: ты не раскрыл, как именно примеры дополняют друг друга. Изучи мои примечания к другим сочинениям по этому тексту.
Смотреть в PDF:
Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.
Бонус – видео об изменениях в 2023 году в сочинении по русскому
План сочинения ЕГЭ-2021.
1. Вступление. Формулировка проблемы (К1)
2. Комментарий к проблеме (К2)
a) Первый пример из текста + пояснение примера
b) Второй пример из текста + пояснение примера
c) Смысловая связь между примерами + её пояснение
3. Позиция автора (К3)
4. Отношение к позиции автора. Собственное отношение к поставленной проблеме, обоснование собственного мнения (К4)
5. Вывод.
Примерный вариант готового сочинения 2021 с комментариями к каждому структурному элементу по тексту Б.Л.Пастернака (исходный текст см. ниже).
Слово «война» в нашем сознании всегда ассоциируется с бедой, общенациональной трагедией. А гражданская война – это вообще нечто противоестественное и противоречащее здравому смыслу. В сознании человека трудно укладываются такие ужасы как братоубийство, сыноубийство и т.п. Именно гражданской войне посвящен данный отрывок из произведения Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго». Автор в тексте ставит проблему бессмысленности гражданской войны.
(Вступление и формулировка проблемы. Проблема может быть сформулирована в виде вопроса, например, есть или вообще возможен ли смысл в этом кровопролитии?)
Этот вопрос Пастернак раскрывает через мысли, взгляд на происходящие события своего героя, врача Юрия Андреевича. Военные врачи не имеют права участвовать в боевых действиях, но Юрию Андреевичу пришлось однажды отстреливаться, так как шёл бой. Сочувствие доктора «было на стороне героически гибнувших белогвардейских детей». Он очень жалел их, но ничего поделать не мог, лишь не стрелял в них. После сражения Юрий Андреевич обходит поле боя в надежде найти живых и помочь. Сначала доктор подходит к телефонисту из рядов красноармейцев, но он уже мёртв. Внимание Живаго привлекает ладанка, висевшая на шее убитого. В ладанке была зашита бумажка с извлечениями из девяностого псалма. Текст, считающийся чудодейственным и оберегающим от пуль, был переписан по-русски.
(Пример из текста)
Из этого примера мы видим, что телефонист – жертва никому не нужной войны. Он простой человек, которому хотелось жить, который верил в чудодейственность молитв и хотел избежать смерти. Но жестокая война не щадит никого.
(Пояснение)
От телефониста доктор подошёл к телу убитого белогвардейца. Удивлению врача не было предела, когда он увидел на груди белогвардейца футлярчик, в котором была бумажка всё с тем же девяностым псалмом. «На красивом лице юноши были написаны черты невинности и всё простившего страдания». «Зачем?» – задаёт мысленно вопрос герой текста.
(Пример)
А ответа нет, потому что нет цели, нет смысла в этой смерти. Этим риторическим вопросом Юрия Андреевича автор подчёркивает бессмысленность и ненужность гражданской войны. Пастернак показывает читателю, что перед лицом смерти все равны. Не важно, за кого они воевали, главное, что люди потеряли самую важную ценность – жизнь.
(Пояснение)
Автор текста намеренно сравнивает эти два примера, чтобы лучше раскрыть проблему, донести её до читателя.
(Указание смысловой связи)
Сравнивая двух убитых «противников», Б.Л.Пастернак показывает нам не врагов, а людей одной нации, одной веры, братьев по духу. Очевидно, что гражданская война бесчеловечна и бесцельна.
(Пояснение смысловой связи)
Позиция автора предельно ясна. Гражданская война – это бессмысленное уничтожение людей, близких по духу, вере, а зачастую и родных по крови. Геройство этих молодых людей, их жертвы, смерти никому не нужны.
(Авторская позиция)
Я полностью согласна с позицией автора. Гражданская война не приемлема в человеческом обществе. Это безумие, которому нет объяснения. Ужасы этой войны представлены в «Донских рассказах» М.Шолохова. Например, в рассказе «Родинка» отец, не узнав в красноармейце своего сына, убивает его. Увидев на ноге мертвого родинку с голубиное яйцо, атаман понял, что совершил, и застрелился. Это яркий пример бесцельного кровопролития, бесчеловечной трагедии в истории нашей Родины.
(Собственная позиция + обоснование)
Таким образом, данный текст помогает понять, что такое гражданская война, осознать бесчеловечность, бессмысленность кровопролития. Осознание этого важно для общества, будущего поколения. Это тот урок, который нельзя пропустить или забыть.
(Заключение)
Исходный текст
(1)По международной конвенции о Красном Кресте военные, врачи и служащие санитарных частей не имеют права вооружённо участвовать в боевых действиях воюющих. (2)Но однажды доктору против воли пришлось нарушить это правило.
(4)Белые шли, наступая. (5)Доктор хорошо их видел, каждого в лицо. (6)Это были мальчики и юноши из невоенных слоёв столичного общества и люди более пожилые, мобилизованные из запаса. (7)Но тон задавали первые, молодёжь, студенты-первокурсники и гимназисты-восьмиклассники, недавно записавшиеся в добровольцы.
(8) Их выразительные, привлекательные физиономии казались близкими, своими.
(9) Служение долгу, как они его понимали, одушевляло их восторженным молодечеством, ненужным, вызывающим. (10)Они шли рассыпным редким строем, выпрямившись во весь рост, превосходя выправкой кадровых гвардейцев, и, бравируя опасностью, не прибегали к перебежке и залеганию на поле, хотя на поляне были неровности, бугорки и кочки, за которыми можно было укрыться. (11)Пули партизан почти поголовно выкашивали их.
(12)Доктор лежал без оружия в траве и наблюдал за ходом боя. (13)Всё его сочувствие было на стороне героически гибнувших белогвардейских детей. (14)Он от души желал им удачи. (15)Это были отпрыски семейств, вероятно, близких ему по духу, его воспитания, его нравственного склада, его понятий.
(16) Однако созерцать и пребывать в бездействии среди кипевшей кругом борьбы не на жизнь, а на смерть было немыслимо и выше человеческих сил. (17)Шёл бой. (18) Надо было отстреливаться.
(19) И когда телефонист рядом с ним в цепи забился в судорогах и потом замер, Юрий Андреевич ползком подтянулся к нему, взял его винтовку и, вернувшись на прежнее место, стал разряжать её выстрел за выстрелом.
(20) Жалость не позволяла ему целиться в молодых людей, которыми он любовался и которым сочувствовал. (21)И, выбирая минуты, когда между ним и его мишенью не становился никто из нападающих, он стал стрелять в цель по обгорелому дереву.
(22) Наконец белое командование, убедившись в бесполезности попытки, отдало приказ отступить.
(23) Фельдшер привёл на опушку двух санитаров с носилками. (24)Доктор велел им заняться ранеными, а сам подошёл к лежавшему без движения телефонисту. (25)Он смутно надеялся, что тот, может быть, ещё дышит и его можно будет вернуть к жизни. (26)Юрий Андреевич расстегнул на груди у него рубашку и стал слушать его сердце. (27)Оно не работало.
(28) На шее у убитого висела ладанка на шнурке. (29)Юрий Андреевич снял её.
(30) В ней оказалась зашитая в тряпицу, истлевшая и стёршаяся по краям сгибов бумажка. (31)Она содержала извлечения из девяностого псалма с теми изменениями и отклонениями, которые вносит народ в молитвы, постепенно удаляющиеся от подлинника. (32)Отрывки церковнославянского текста были переписаны в грамотке по-русски.
(33)В псалме говорится: «Живый в помощи Вышнего». (34)В грамотке это стало заглавием заговора: «Живые помощи». (35)Стих псалма: «Не убоишися… от стрелы летящия во дни» — превратился в слова ободрения: «Не бойся стрелы летящей войны». (36)«С ним есмь в скорби, изму его…» стало в грамотке «Скоро в зиму его».
(37)Текст псалма считался чудодейственным, оберегающим от пуль.
(38)От телефониста Юрий Андреевич перешёл на поляну к телу убитого молодого белогвардейца. (39)На красивом лице юноши были написаны черты невинности и всё простившего страдания. (40)«Зачем?» — подумал доктор.
(41) Он расстегнул шинель убитого и широко раскинул её полы.
(42) Сквозь пройму рубашки вывалились вон и свесились на цепочке наружу крестик, медальон и ещё какой-то плоский золотой футлярчик. (43)Футлярчик был полураскрыт. (44)Из него вывалилась сложенная бумажка. (45)Доктор развернул её и глазам своим не поверил. (46)Это был тот же девяностый псалом, но в печатном виде и во всей своей славянской подлинности.
(По Б. Л. Пастернаку*)
* Борис Леонидович Пастернак (1890-1960) — русский поэт, писатель, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе за роман «Доктор Живаго».
Автор: Прохоренкова Екатерина Викторовна.
По мнению школьников, сдающих ЕГЭ по русскому языку, наибольшую трудность представляет написание сочинения по предложенному тексту.
Читая эту публикацию, Вы сможете понять, 1) какой по содержанию и объему исходный текст ждать на экзамене в 2022 году, 2) каково экзаменационное задание к сочинению по тексту, 3) как может выглядеть написанное на максимальный балл сочинение, 4) по каким критериям оценивают сочинение эксперты.
Исходный текст.
(1) Часто я спрашиваю себя, когда думаю о занятии литературой: когда же это началось? (2) И как это вообще начинается? (3) Что впервые заставляет человека взять в руки перо, чтобы не выпускать его до конца жизни? (4) Труднее всего вспоминать, когда это началось. (5) Очевидно, писательство возникает в человеке, как душевное состояние, гораздо раньше, чем он начинает исписывать стопы бумаги. (6) Возникает ещё в юности, а может быть, и в детстве.
(7) В детстве и юности мир существует для нас в ином качестве, чем в зрелые годы. (8) В детстве горячее солнце, гуще трава, обильнее дожди, темнее небо и смертельно интересен каждый человек.
(9) Для детей каждый взрослый кажется существом немного таинственным — будь это плотник с набором фуганков, пахнущих стружкой, или учёный, знающий, почему трава окрашена в зелёный цвет.
(10) Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас — величайший дар, доставшийся нам от детства. (11) Если человек не растеряет этот дар на протяжении долгих трезвых лет, то он поэт или писатель. (12) В конце концов, разница между ними невелика. (13) Ощущение жизни как непрерывной новизны — вот та плодородная почва, на которой расцветает и созревает искусство. (14) Когда я был гимназистом, я, конечно, писал стихи, такое множество стихов, что за месяц исписывал толстую общую тетрадь. (15) Стихи были плохие — пышные, нарядные и, как мне тогда казалось, довольно красивые. (16) Сейчас я забыл эти стихи. (17) Помню только отдельные строфы. (18) Например, такие:
О, срывайте цветы на поникших стеблях!
(19) Тихо падает дождь на полях.
(20) И в края, где горит дымно-алый осенний закат,
Пожелтелые листья летят…
(21) Но это ещё милость. (22) Чем дальше, тем больше я нагромождал в стихах всяческие, даже бессмысленные, красивости:
И опалами блещет печаль о любимом Саади
На страницах медлительных дней.
(23) Почему печаль «блещет опалами» — этого ни тогда, ни сейчас я объяснить не могу. (24) Просто меня увлекало самое звучание слов. (25) Я не думал о смысле. (26) Больше всего я писал стихов о море. (27) В ту пору я его почти не знал. (28) Это не было определённое море — не Чёрное, не Балтийское и Средиземное, а праздничное «море вообще». (29) Оно соединяло всё разнообразие красок, все преувеличения, всю безудержную романтику, лишённую подлинных людей, времени и реального географического пространства. (30) Тогда эта романтика окружала в моих глазах земной шар, подобно плотной атмосфере.
(31) Это было пенистое, весёлое море — родина крылатых кораблей и отважных мореплавателей. (32) Изумрудами горели на его берегах маяки. (33) В портах ключом била беззаботная жизнь. (34) Смуглые женщины неслыханной прелести были ввергнуты по моей авторской воле в кипение жестоких страстей. (35) В стихах и неясном волнении прошла большая часть моей бедной и по сути довольно горькой молодости. (36) Вскоре я бросил писать стихи. (37) Я понял, что это мишура, цветы из хорошо раскрашенных стружек, сусальная позолота. (38) Вместо стихов я написал свой первый рассказ. (39) У него была своя история.
(По К.Г.Паустовскому.)
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Проблема.
Что присуще поэтическому восприятию мира? Кто может стать писателем или поэтом? На эти вопросы ищет ответы писатель Паустовский, размышляя о собственном становлении.
Комментарий. Первый пример-иллюстрация и пояснение к нему (пояснение выделено).
Паустовский считает, что «писательство возникает в человеке, как душевное состояние, гораздо раньше, чем он начинает исписывать стопы бумаги» (предложение 5). Здесь автор обращает читательское внимание на предпосылки того, что может впоследствии превратиться в писательский труд. Предпосылкой является особое «душевное состояние», рождающееся в нас в детстве, когда окружающий мир исключительно интересен.
Комментарий. Второй пример-иллюстрация и пояснение к нему (пояснение выделено).
Какова дальнейшая судьба этого «душевного состояния» внутри человека, который покидает пределы детства и становится взрослым? Этому посвящена ещё одна важная авторская мысль (предложение 11): «Если человек не растеряет этот дар на протяжении долгих трезвых лет, то он поэт или писатель». То есть обязательным условием того, что кто-то станет поэтом или писателем, является сохранение и удержание дара «ощущения жизни как непрерывной новизны», несмотря на идущие «трезвые годы».
Комментарий. Смысловая связь между примерами. Анализ связи.
Приведённые нами в качестве примеров мысли автора дополняют друг друга и свидетельствуют о вдумчивом поиске суммы причин того, почему же тот или иной человек станет художником слова. В этих размышлениях Паустовский, опираясь исключительно на свой жизненный опыт, находит ответы на вопросы об истоках своего дара и делится открытиями с читателем.
Позиция автора.
Автор утверждает, что корни писательства скрыты внутри детства и юности. Яркость и глубина переживания окружающего мира присущи восприятию ребёнка, и человек, сохранивший в себе способность тонко чувствовать жизнь, может впоследствии стать художником слова.
Согласие либо несогласие с автором. Обоснование.
Нельзя не согласиться с Константином Паустовским. Я вспоминаю книгу Михаила Пришвина “Незабудки”, где, подобно Паустовскому, писатель утверждает, что истоки его творчества — в детстве, внутри того мальчика, которого всю жизнь “носит” в себе.
Сохраним же в себе дар “ощущения жизни как непрерывной новизны”!
Объем сочинения — 264 слова, согласно word count в документах Гугл.
Ниже кратко (!) о критериях оценки сочинения, которые используют проверяющие работу эксперты (в скобках указано возможное количество баллов по критерию).
К1. Формулировка проблем исходного текста (0, 1).
К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста (0 – пересказ, непонимание текста, комментарий иной проблемы, комментарий без опоры на текст, нет примеров из текста; максимальный балл — 6, максимальный балл будет выставлен, если приведены 2 примера-иллюстрации, если даны пояснения к каждому примеру, если указана и проанализирована смысловая связь между примерами).
К3. Отражение позиции автора исходного текста (0, 1).
К4. Отношение к позиции автора исходного текста и обоснование его (0, 1).
К5. Смысловая цельность, речевая связность, последовательность изложения (0, 1, 2). Коммуникативный замысел, логические ошибки, абзацное членение текста.
К6. Точность и выразительность речи (0, 1, 2). Высший балл, если по 10 критерию (речевые нормы) тоже высший балл.
К7. Орфографические нормы (0 – 5 и более ошибок, 1 – 3-4 ошибки, 2 – 1-2 ошибки, 3 – нет ошибок).
К8. Пунктуационные нормы (0 – 6 и более ошибок, 1 – 4-5 ошибок, 2 – 1-3 ошибки, 3 – нет ошибок).
К9. Грамматические нормы (0 – 3 и более ошибок, 1 – 1-2 ошибки, 2 – нет ошибок).
К10. Речевые нормы (0 – 4 и более ошибок, 1 – 2-3 ошибки, 2 – не более 1 ошибки).
К11. Этические нормы (0, 1).
К12. Фактологическая точность (0, 1).
Максимальный балл за сочинение – 25.
Я много лет готовлю школьников к ЕГЭ по русскому языку. Как правило, мои ученики сдают ЕГЭ на высокие баллы.
Готовьтесь к сочинению — и у Вас обязательно всё получится!
Приглашаю учеников 10 и 11 классов на занятия по подготовке к ЕГЭ. Записаться Вы можете с помощью формы ниже. Оставляйте телефон, пожалуйста. Обращайтесь, если нужна помощь!
Ещё один пример сочинения, написанного по критериям ЕГЭ. Текст Дины Рубиной о ценности вещей из прошлого. Читайте!
И ещё полезный пример! Текст Радзишевского о профессионализме.
Учите слова из орфоэпического списка (тут видео)!
С уважением, репетитор русского языка и литературы Павлов Алексей Викторович.