Как составить соц историю

10.12.12

Вопрос-ответ. Как обучать детей с аутизмом с помощью социальных историй?

Эффективный метод для обучения детей с аутизмом социальным навыкам

Автор: Барри К. Моррис / Barry K. Morris
Источник: autism-help.org

Дети с аутизмом испытывают трудности в социальном взаимодействии. Теория модели психического описывает их проблемы, когда им нужно посмотреть на ситуацию с точки зрения другого человека. Популярная стратегия решения этих проблем – социальные истории, которые помогают людям в спектре аутизма «считывать» и понимать социальные ситуации.

Адекватное социальное поведение объясняется ребенку в форме истории. Этот метод был разработан Кэрол Грей, и его цель – предоставить аутичному человеку ответы на вопросы о том, как взаимодействовать с другими людьми подобающим образом (например, ответы на вопросы «кто», «что», «когда», «где» и «почему» социальных ситуаций).

Кэрол Грей (Carol Gray) — директор Центра Грей по социальному научению и пониманию в городе Зиланд, США. Первоначально Грей работала учительницей с учениками с расстройствами аутистического спектра (РАС), сейчас она работает консультантом по инклюзивному образованию детей с аутизмом. Метод социальных историй Кэрол Грей разработала в 1991 году, теперь этот метод используется во всем мире. Грей написала множество статей о травле в школе и вопросах социального обучения детей с аутизмом.

Социальные истории разрабатываются индивидуально для конкретного ребенка и могут включать вещи, которые ребенок ценит, или которыми он интересуется. Например, если ребенку нравятся динозавры, то вы можете сделать динозавров персонажами истории про учебу в школе и так далее. Дети с аутизмом часто лучше воспринимают визуальную информацию, так что желательно, чтобы история включала рисунки, фотографии или даже реальные предметы.

Как составить социальную историю для человека с аутизмом

Кэрол Грей рекомендует специфическую схему социальной истории. Эта схема включает несколько описательных и несколько перспективных предложений.

Описательные предложения

Описательные предложения рассказывают о том, что люди делают в конкретных социальных ситуациях, и определяют, где эти ситуации происходят, кто в них участвует, что эти люди делают и почему. Пример описательных предложений: «Иногда в школе включается пожарная тревога. Пожарная тревога – это очень громкий звонок, который включают, когда в школе настоящий пожар, или когда все тренируются в выходе из здания в случае пожара. Учителя, уборщики и директор помогают нам всем построиться и быстрее выйти из здания. Пожарная тревога очень громкая, чтобы все ее услышали. Иногда я думаю, что она слишком громкая».

Перспективные предложения

Этот тип предложений описывает реакции других людей, чтобы человек узнал точку зрения окружающих на эту ситуацию. Эти предложения описывают внутренние состояния людей, их мысли, чувства и настроение. Перспективные предложения представляют реакцию людей на ситуацию, так что человек может выучить, как другие люди воспринимают различные события. Пример перспективного предложения: «Пожарная тревога не беспокоит всех людей. Учителя, уборщики и директор могут не понимать, почему меня беспокоит пожарная тревога. Иногда они могут разозлиться, потому что я не выхожу достаточно быстро или не понимаю, что делать. Их работа состоит в том, чтобы вывести меня из здания как можно скорее, чтобы я был в безопасности в случае настоящего пожара».

Директивные предложения

Директивные предложения описывают желательный или подходящий образ действий в данной ситуации. Такие предложения строятся в утвердительной форме, объясняя в позитивных терминах, какое поведение является желательным. Природа директивных предложений такова, что их нужно использовать с большой осторожностью и не ограничивать выбор человека. Чем больше в истории описательных предложений, тем больше у человека возможностей для собственных реакций на социальную ситуацию. Чем больше директивных утверждений, тем более конкретными должны быть подсказки человеку о том, как следует реагировать.

Директивные предложения формулируются только позитивно и только от первого лица. Директивные предложения обычно следуют за описательными предложениями, и они рассказывают о том, что является ожидаемым ответом на подсказку или ситуацию. Директивные предложения обычно начинаются с «Я могу попытаться…», «Я попытаюсь…» или «Я буду работать над…». Пример директивного предложения: «Я попытаюсь оставаться спокойным, когда звонит пожарная тревога».

Нужно следить за тем, чтобы не использовать слишком много директивных или контролирующих предложений в социальной истории, а то вы превратите ее в «антисоциальную историю» – набор требований и команд.

Социальные истории для ребенка с аутизмом. Пример.

Контролирующие предложения

Эти предложения определяют стратегии, которые человек может использовать, чтобы вспомнить или понять социальную историю. Они обычно добавляются после того, как вы изучили социальную историю вместе. Контролирующее предложение пишется ребенком, либо составляется по его подсказке. Пример контролирующего предложения: «Когда звучит пожарная тревога, думай о динозаврах и о том, как они идут друг за другом из леса, чтобы спастись от огненных метеоритов».

Когда история написана, вы можете дополнить ее картинками, которые значимы для ребенка, и которые помогут ему запомнить историю. Историю можно использовать в качестве «сказки на ночь», читать вместе с ребенком вместо книги и так далее. Можно читать историю ребенку ежедневно, либо читать историю ребенку в разное время в течение недели. Кэрол Грей сообщает фантастические результаты от применения ее метода.

Не используйте слишком много контролирующих и директивных предложений

Два типа предложений используются лишь изредка: директивные и контролирующие предложения. Их можно вообще не использовать, но если они включаются в историю, то Кэрол Грей рекомендует использовать их в следующем соотношении: 0-1 директивное или контролирующее предложение на каждые 2-5 описательных или перспективных предложений.

Кэрол Грей разработала именно это соотношение директивных или контролирующих предложений к описательным и/или перспективным предложениям для метода социальных историй. Она считает, что на каждое директивное или контролирующее предложение должно приходиться от двух до пяти описательных или перспективных предложений. В зависимости от конкретного человека и ее или его потребностей можно полностью отказаться от директивных или контролирующих предложений.

Как использовать социальные истории

Если человек с аутизмом умеет читать, то родитель может представить историю, прочитав ее дважды. Затем человек может читать историю один раз в день самостоятельно. Если человек с аутизмом не умеет читать, то родитель может записать свое чтение истории на видео или аудио, одновременно подсказывая человеку, что пора перевернуть страницу. Можно подсказывать с помощь звонка или вербального предложения о том, что пора перевернуть страницу.

Человек слушает и «читает» историю один раз в день. Когда у человека с аутизмом развивается навык, описанный в социальной истории, можно постепенно уменьшать ее применение. Это можно сделать, уменьшив количество раз в неделю, когда история читается, а затем напоминать об истории только раз в месяц или по необходимости. Другой способ уменьшения применения – переписывать историю, постепенно убирая из нее директивные предложения.

Социальные истории для детей с аутизмом. Пример.

Социальные истории можно использовать для самых разных целей

Социальные истории могут быть использованы не только для обучения тому, как вести себя в социальных ситуациях. Их можно использовать для освоения нового распорядка дня, новых занятий и того, как реагировать на различные чувства, такие как злость и фрустрацию. Хотя на данный момент продолжаются исследования по оценке эффективности социальных историй, они кажутся многообещающим методом для улучшения социального поведения аутичных людей.

Что говорят о социальных историях исследования?

Существующие на данный момент исследования говорят о том, что социальные истории могут быть эффективны для улучшения адаптивного поведения и уменьшения проблемного поведения, особенно если их применяют в сочетании с прикладным поведенческим анализом (ABA). Тем не менее, дети в спектре аутизма получат пользу от этого метода только в том случае, если они способны общаться предложениями, которые соединяют вместе различные идеи.

Несколько исследований, проведенных в малых группах детей с аутизмом школьного возраста, показали эффективность социальных историй (Mirenda 2001). Социальные истории считаются эффективными, но только в том случае, если они соответствуют коммуникативным навыкам ребенка (Richards 2000). Как и в случае со многими другими вмешательствами для расстройств аутистического спектра, необходимо больше эмпирических исследований среди большего числа детей, чтобы квалифицировать социальные истории как доказательное вмешательство.

Примеры социальных историй

Когда я не слушаю других людей

Очень важно смотреть на людей и прекратить делать то, что я делаю, если они хотят мне что-то сказать.

Иногда взрослые говорят мне очень важные вещи, которые я должен знать.

Если я не смотрю и не слушаю, то я могу пропустить что-то важное, и взрослые рассердятся.

Я знаю, что это плохо – продолжать делать то, что я делаю, если взрослые хотят, чтобы я слушал.

Я буду слушать взрослых, когда они говорят со мной.

Как настроиться на других людей

Я думаю только о том, что говорят или делают другие люди.

Когда я это делаю, у меня могут появиться новые друзья, и я понимаю, что происходит вокруг.

Если я думаю о других вещах, то я могу отвлечься и даже запутаться.

Люди подумают, что я странный и со мной не будут играть.

Я всегда буду думать о том, что говорят и делают другие люди.

Перебивание

Нельзя перебивать людей, которые разговаривают или чем-то заняты. Это невежливо.

Если это очень важно, то я могу похлопать человека по плечу и сказать «прошу прощения». В остальных случаях я должен быть терпеливым и ждать, когда они закончат.

Перебивание злит людей, потому что они перестают говорить, и они могут забыть, о чем они говорили.

Каждый заслуживает того, чтобы говорить без перебивания.

Взрослым нравятся вежливые дети. Они особенно гордятся детьми, которые не перебивают.

Иногда я думаю, что что-то очень важно, а взрослый говорит мне, что это не так.

Если это происходит, то мне нужно терпеливо ждать.

Личное пространство

Когда я говорю с людьми, мне нужно предоставлять им личное пространство и не приближаться к их лицам.

Когда люди стоят слишком близко, то другие люди чувствуют себя дискомфортно.

Каждому нужно личное пространство.

Когда я вызываю дискомфорт у других людей, они стараются меня избегать.

Может быть, они даже не захотят снова со мной разговаривать.

Когда я предоставляю достаточно личного пространства людям, то я могу играть и говорить с ними, я могу повеселиться, и у меня могут появиться новые друзья.

Никакого ответа от других людей

Иногда люди не отвечают, когда я говорю с ними.

Может быть, они меня не слышали.

Может быть, они были невнимательны.

Может быть, они были заняты.

Может быть, они просто не хотят со мной говорить.

Не мое дело заставлять людей отвечать мне.

Я могу просто забыть об этом. Может быть, они поговорят со мной позже.

Вопросы, на которые ты знаешь ответ

Это нехорошо – задавать вопрос, на который я знаю ответ.

От этого другие люди будут скучать.

Люди могут подумать, что я не могу запомнить их ответы.

Люди могут подумать, что я глупый.

Люди могут подумать, что я их проверяю, и от этого они рассердятся.

Если я хочу поговорить с кем-то, то я могу задать вопрос, на который я не знаю ответа.

Время в кругу

Время в кругу означает, что я слушаю учителя.

Если я говорю с другими детьми, учитель может расстроиться, потому что я не слушаю его.

Другие дети могут подумать, что я плохой мальчик, который не соблюдает правила.

Когда я слушаю учителя, то я учусь.

Учиться весело, и я могу помнить о том, что нужно слушать учителя.

Игра вместе

Я говорю с детьми, с которыми я играю.

Очень важно не говорить с детьми, которые играют с другими детьми.

Если я буду говорить с детьми, которые играют в другие игры, то мои друзья расстроятся, они подумают, что я их игнорирую.

Возможно, в следующий раз они уже не захотят играть со мною.

Если я говорю только с моими друзьями, то мы веселимся вместе.

В следующий раз они снова будут со мной играть.

Окликнуть кого-то по имени

Когда я хочу поговорить с кем-то, то я могу подойти к этому человеку и обратиться к нему.

Это вежливый поступок.

Когда людей окликают по имени, то это мешает всем остальным людям в комнате, все отвлекаются.

Если я кого-то окликаю по имени, то люди могут подумать, что я не знаю, как себя вести.

Я смогу подходить к людям, если я хочу с ними поговорить.

Когда меня зовет взрослый

Когда взрослый зовет меня, то мне нужно прекратить то, что я делаю, и подойти к нему.

Возможно, что взрослый хочет сказать мне то, что мне нужно срочно узнать.

Если я не подойду, то я не узнаю то, что мне нужно знать.

Взрослым не нравятся дети, которые их не слушают.

Я буду слушать взрослых.

Когда мне очень хочется что-то сказать

Иногда мне так сильно хочется что-то сказать, что мне кажется, что нужно сказать это прямо сейчас.

Очень важно подождать, пока другой человек не перестанет говорить.

Даже если это кажется важным, это может подождать.

Меня будут лучше слушать, если я терпеливо подожду.

Когда я перебиваю, это только злит людей.

Люди начинают гадать: «Что с ним не так?», «Почему он не может подождать?»

Если я могу подождать, я могу рассказать им потом.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

“Технология составления социальных историй
для ребенка с РАС”.

Цель: отработать практические навыки тьюторов по составлению социальных
историй для обучающегося с РАС.

План занятия.

1.Характеристика метода социальных историй.
2. Как использовать социальные истории.

Задание для индивидуальной работы.

Составить социальную историю, выбрав одну из
тем.

1)               
самообслуживание и личная
гигиена;

2)               
коммуникация и социальное
взаимодействие;

3)               
поведение в общественных
местах;

4)               
управление собственным
поведением и регуляция эмоций;

5)               
понимание эмоций и причин
поведения других людей и многое другое.

         1.  Характеристика метода социальных
историй.
         Метод социальных
историй был разработан Кэрол Грей (Carol Gray) в 1991 году.

Социальные истории – это короткие рассказы,
содержащие описание конкретных ситуаций, событий или занятий. Они включают в
себя специфическую информацию о предстоящих событиях:

         Социальные истории могут применяться
для обучения детей и

подростков с нарушениями развития навыкам,
относящимся к различным сферам жизни:

1)   
самообслуживание и личная
гигиена;

2)   
коммуникация и социальное
взаимодействие;

3)   
поведение в общественных
местах;

4)   
управление собственным
поведением и регуляция эмоций;

5)   
понимание эмоций и причин
поведения других людей и многое другое.

         Алгоритм написания социальной
истории.

         Для начала важно помнить, что
социальные истории должны учитывать особенности поведения и развития каждого
ребенка. Поэтому чаще всего социальные истории пишутся для каждого ребенка
специально.

         Выбор темы. Выберите ситуацию или действие, которое вызывает у
ребенка трудности. Темой социальной истории может быть конкретный навык (чистка
зубов, уборка в комнате, мытье рук, оплата покупок на кассе) или социальная
ситуация (поход в магазин, участие в детском празднике, приезд родственников).
Социальная история может описывать только одну ситуацию.

         Выбор названия. Название социальной истории должно быть кратким
и отражать ее основное содержание. Оно может быть сформулировано как в форме
вопроса, так и в форме утверждения.

         Например:

 «Как
мыть руки?»

«В кинотеатре»

 «Покупки
в магазине»

 «Как
пользоваться туалетом?».

         Сбор информации. При описании ситуации важно собрать
информацию о том, как происходит то или иное действие.

         Например, если история описывает
участие ребенка в детском

празднике, стоит узнать, как будет проходить
это мероприятие, сколько

будет гостей, какие могут быть конкурсы, что
может напугать ребенка (например, салют) и так далее. Для ребенка с аутизмом
важно знать, как долго продлится то или иное действие, сколько людей будут в
нем участвовать, как часто будут происходить подобные ситуации и другие важные
подробности.

Персонаж. Социальные истории чаще всего пишутся от первого

лица. Таким образом, история становится более
персонализированной,

в ней учитываются особенности каждого ученика.
Это делает историю

более понятной для ребенка и отображает его
точку зрения.

Например:

Мне нельзя пить молоко. От него у меня болит
живот.

Иногда в метро мне становится страшно, и я
начинаю кричать.

Социальная история впоследствии может стать
для ребенка с РАС

хорошей подсказкой для регулирования
собственного поведения. Так,

прочитанные много раз слова «Я выхожу из
туалета и иду мыть руки», в дальнейшем могут стать для ребенка своего рода
инструкцией, которую он сможет давать себе самостоятельно. Поэтому очень важно,
чтобы  социальной истории использовались слова и фразы, которые говорящий ребенок
сможет использовать в своей речи.

         В некоторых случаях может быть
целесообразным сделать персонажем социальной истории другого, выдуманного
ребенка. Это касается историй, в которых описываются ситуации, когда их
персонаж демонстрирует нежелательное поведение. С одной стороны, сама по себе
ситуация, вероятно, сложна или неприятна для ребенка. С другой стороны, скорее
всего, в прошлом ребенка ругали или наказывали за нежелательное поведение.
Таким образом, ситуация может ассоциироваться с чем-то неприятным.

         Описание другого ребенка в качестве
персонажа социальной истории может помочь избежать раздражения и негативной
реакции ребенка.

При составлении социальной истории про другого
персонажа важно сделать так, чтобы этот персонаж был похож на самого ребенка.
Для этого история должна начинаться с краткой характеристики героя, в которой
бу-дут описаны черты, схожие с характером и увлечениями самого ребенка.

         Например: для 9-летней Маши может быть составлена социальная история
с таким героем: «Это девочка Даша. Ей 9 лет. Она, как и ты, учится в третьем
классе. Даша любит ездить на автобусе и смотреть мультфильмы».

         В таком случае ребенку будет проще
понять смысл истории и самому применить описанные в истории модели поведения.

Составление истории. При составлении социальных историй используются
различные типы предложений, представленные в таблице 1.

Таблица 1.

Типы предложений, которые используются при
составлении социальных историй.

         Чтобы социальная история работала
эффективно, она должна быть

составлена по определенным правилам с
соблюдением конкретного

соотношения предложений разных типов. Кэрол
Грей рекомендует ис-

пользовать предложения в следующем соотношении:
1 директивное

предложение на 2–5 описательных или
перспективных. Подтверждаю-

щие и поддерживающие предложения являются
вспомогательными, по-

этому их наличие зависит от остальных
предложений. Незавершенным,

в свою очередь, может быть любое предложение.

Например:

1) По воскресеньям мы с мамой, папой и братом
ходим в кафе (описательное). В кафе есть вкусные пирожные и сок (описательное).
Мой брат очень радуется, когда мы идем в кафе (перспективное).

2) При входе в кафе нужно снять куртку и сесть
за свободный столик(директивное). Нам приносят меню (описательное). В меню есть
еда и напитки (описательное). Когда все выбрали себе еду и напиток, папа или
мама зовут официанта (описательное). Если мне трудно выбрать, мама и папа могут
мне подсказать (поддерживающее).

3) Когда к нам подходит официант, нужно
назвать ему то, что я выбрал (директивное). Нужно говорить тихим и спокойным
голосом, а в конце сказать «спасибо» (директивное). Это очень важно
(подтверждающее). Когда я разговариваю вежливо, мои родители

радуются (перспективное).

4) После
этого нужно подождать (описательное). Пока я жду, я могу

тихо поиграть в планшет или в телефон, или
поговорить с родите-

лями (директивное). Людям в кафе приятно,
когда я спокойно жду

свою еду (перспективное).

5) Когда
приносят еду, нужно сказать официанту «спасибо» (дирек-

тивное). Когда я говорю «спасибо», официанту
приятно, и он улы-

бается мне (перспективное). Мы едим нашу еду,
пьем напитки и

разговариваем (описательное). После кафе мы
можем пойти в парк,

в магазин или домой (описательное).

         Иллюстрации.

         Иллюстрирование социальной истории может сделать ее
более конкретной и понятной для ребенка или подростка с РАС. Наиболее
эффективными иллюстрациями являются фото самого ребенка,

выполняющего описанное в истории действие.
Часто для создания таких

иллюстраций требуется значительное время, так
как ребенок может де-

монстрировать нежелательное поведение в
процессе выполнения нужно-

го действия. Такое фото не может
иллюстрировать социальную историю.

Другим вариантом иллюстраций могут стать
схематичные рисо-

ванные изображения. Самым главным критерием
при выборе варианта

изображения должны стать индивидуальные
особенности ребенка: на-

сколько схематичный рисунок будет ему понятен.

2. Как использовать социальные истории.

         Ребенок, подросток или взрослый
человек с аутизмом знакомятся с социальной историей, читая или слушая ее. Если
ребенок умеет читать, он читает историю самостоятельно. Если ребенок не умеет
читать, историю могут прочитать родители, учитель, тьютор или другой взрослый.

         Важно, чтобы первое прочтение истории
состоялось в благоприятной обстановке, когда ребенок спокоен. В таком случае,
вероятнее всего, у него возникнут приятные ассоциации с процессом чтения
истории.

         Следовательно, стоит избегать
ситуаций, когда ребенок устал или раздражен, чтобы читать социальную
историю.После того как история прочитана в первый раз, нужно обсудить ее

с ребенком. Это поможет понять, насколько он
понял смысл истории.

         Возможно, придется заменить какие-то
слова на более понятные, возможно, – что-то добавить. Кроме того, после первого
ознакомления с

историей можно добавить контролирующие
предложения в ее текст.

         В дальнейшем социальная история
должна быть прочитана ребенку или ребенком один раз в день. По мере освоения
действий, описанных в социальной истории, читать можно менее регулярно. Если в
социальной истории описан навык или модель поведения для ситуации, происходящей
достаточно редко, историю можно читать накануне события.

         Так, если у ребенка есть трудности при пользовании
общественным транспортом, на котором он ежедневно ездит в школу, социальная
история, описывающая правила поведения в метро и автобусе, должна повторяться
каждое утро перед поездкой. А историю о походе в кинотеатр можно чи тать только
вечером накануне и утром, перед тем как идти в кино.

         По мере того как ребенок будет
осваивать новые навыки, и будет меняться его поведение, должны меняться и сами
истории. Они могут становиться сложнее, в них могут повышаться требования к выполнению
определенных действий. Самое главное, чтобы тот набор историй, которые в данный
момент есть у ребенка, отвечал его ежедневным потребностям.

         Ограничения в использовании.

         С момента разработки концептуальной
основы использования социальных историй метод претерпел значительные изменения.
Изначально разработанные для обычных детей в школах, социальные истории
применяются в настоящее время для решения очень широкого спектра задач в работе
с детьми с РАС. Однако есть определенные ограничения в их использовании.

         Самое главное из них: ребенок, для
которого разрабатывается социальная история, должен хорошо понимать устную
речь. В данном

случае слово «хорошо» обозначает, что ребенок
не просто выполняет

инструкции взрослого в определенном контексте
(принести ложку по

просьбе мамы, когда та накрывает на стол), а
может ответить на вопросы по содержанию прочитанного текста. В противном случае
чтение социальной истории не будет достаточно эффективно работать в качестве
метода развития функциональных навыков. Детям с ограничениями в понимании речи
будет целесообразно подобрать другой инструментарий для формирования жизненных
компетенций.

Литература.

         Манелис Н.Г., Аксенова
Е.И., Богорад П.Л., Волгина Н.Н., Загуменная О.В., Калабухова А.А., Панцырь
С.Н., Феррои Л.М. Формирование жизненных компетенций у обучающихся с
расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред.
Хаустова А.В.
М.: ФРЦ ФГБОУ ВО
МГППУ, 2016. 57 с.

СОЗДАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИСТОРИЙ КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ.

   Социальные истории – это истории с картинками, которые взрослые создают для детей с целью коррекции их поведения в лучшую сторону или для того, чтобы предоставить аутичному человеку ответы на вопросы о том, как взаимодействовать с другими людьми подобающим образом.  То есть  адекватное социальное поведение объясняется ребенку в форме истории.  

Его главная задача – реабилитация детей с различными формами аутизма, помощь в понимании социальных правил. Например, многие дети искренне не понимают, зачем нужно каждый день здороваться и прощаться, почему после туалета нужно мыть руки, как общаться с людьми. А родители не понимают, как можно не понимать таких очевидных вещей.

 Метод социальных историй разработала Кэрол Грей, директор Центра Грей по социальному научению и пониманию в городе Зиланд, США.

Социальные истории

•Являются описанием жизненной ситуации, события или деятельности с участием ребенка или другого персонажа его заменяющего.

В некоторых случаях социальная история может включать информацию:

Чего можно ожидать в этой ситуации

Почему

А также варианты социально одобряемого поведения

 Метод социальных историй очень хорош, и работает не только с детьми с диагнозом Аутизм, Синдром Аспергера, но и с детьми, у которых наблюдается Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивность (СДВГ), и с детьми без диагноза.

В каких ситуациях могут помочь социальные истории?

•После переживания драматического события или сложной стрессовой ситуации (смерть близкого человека или животного, авария, разбитая коленка, падение с велосипеда, начало занятий в садике или в школе)

•При сложностях при переходе от одного вида деятельности к другому

•Когда у ребенка есть сложности с восприятием информации на слух

•В обучении новым знаниям и навыкам

Социальные истории могут:
– Улучшить поведение ребенка, когда происходят изменения в ежедневных рутинах.
– Поощрять ребенка доводить до конца менее предпочтительные задачи.
– Улучшить понимание или научить понимать абстрактные понятия, такие как время (например, в будущем, позже), действия и предлоги (например, открыть, положить в).
– Разбивать многоэтапные задачи на меньшие, более управляемые части.
– Способствовать независимости вашего ребенка за счет улучшения его способности делать рутинные повседневные дела с меньшей помощью или подсказкой.

 Создание социальных историй может существенно помочь во многих знаниях и навыках:

  • В изучении рутинных комплексных действий при самообслуживании (в т.ч. приучение к горшку, мытьё головы, чистка зубов, отход ко сну и пр.)
  • В подготовке к предстоящим неизвестным до сих пор событиям (перелёт, поездка на поезде, поход в бассейн, в цирк, празднование дня рождения, Нового года и т.п.)
  • В освоении правил поведения в школе, на приёме у врача, в магазине, в аптеке или при переходе улицы.

  Социальные истории разрабатываются индивидуально для конкретного ребенка и могут включать вещи, которые ребенок ценит, или которыми он интересуется. Например, если ребенку нравятся динозавры, то вы можете сделать динозавров персонажами истории про учебу в школе и так далее. Дети с аутизмом часто лучше воспринимают визуальную информацию, так что желательно, чтобы история включала рисунки, фотографии или даже реальные предметы. 

Опишем главные правила составления эффективной социальной истории.

Первое: ОДНА ИСТОРИЯ – ОДНА ИДЕЯ

Это означает, что надо чётко выделить тему, и она должна быть максимально однородной.

Например, как вести себя на площадке (качели, горка, ждать своей очереди), а не обобщённое — как вести себя с другими детьми. Визит к стоматологу, а не вообще к врачу. Идём в супермаркет за ежедневными покупками. Подготовка ко сну. Как чистить зубы. Как разогреть себе завтрак в микроволновке. Как мыть руки.

 Таким образом утро может состоять из 2-3 историй: чистим зубы, идём в туалет, разогреваем завтрак, одеваемся. И на каждый вид деятельности – своя подробная история.

Второе: ФОРМИРУЕМ  ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ

В процессе написания текста не привлекайте осуждение и грубый запрет без объяснений. Помните, социальная история – это плацдарм для формирования уверенности в себе и позитивных ожиданий от самостоятельной деятельности.

Третье: ОБЪЯСНЯЕМ ПРОСТО И ДОСТУПНО

Для этого необходимо собрать всю информацию о процессе, который вы будете описывать в истории. Когда происходит событие, как долго длится, кто участвует, какие чувства и ожидания у главных участников, какие действия должен выполнить ребёнок, какие результаты будут получены.

Выберете конкретного персонажа

•Это может быть ребенок

•Бывают ситуации когда нужно изменить

имя ребенка, пол, главного персонажа на животное или предмет…Например ситуация когда он был наказан, было стыдно или мы видим что ребенку не приятно слушать.

Зная своего ребёнка, можно включать в историю особые сравнения, особенно связанные с его любимыми зверями, героями или ролевыми играми. Например, объяснить ожидание в очереди можно с помощью сравнения с тигром на охоте.

•История про Мишку

•История про шарик

•История про пятнышки и т.п.

Четвёртое: ПРОСТОЙ, ТОЧНЫЙ И ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ ЯЗЫК ИЗЛОЖЕНИЯ

Описание должно быть простым, буквально и конкретно предельным.

•Простые, знакомые  слова

•Длина истории зависит от уровня понимания ребенка, усидчивости, наличия навыка слушать.

•Важно не читать нотации и не укорять ребенка

Лёгкий к пониманию язык позволяет составить историю для любого возраста. Для малышей выгодно использовать рассказ от 1-го лица. Школьникам и подросткам может быть понятно повествование от 3-го лица.

Включите в историю конкретные детали которые будут напоминать о событии о котором Вы пишете. Это могут быть:

•Цвет одежды

•Еда

•Запахи

•Звуки

•Игрушки

•Место

•Фотографии места и конкретных предметов

Пятое: ИЛЛЮСТРАЦИИ – ЗАЛОГ УСПЕХА

Подбирая иллюстрации для своей истории, учитывайте способность ребёнка к пониманию разных уровней абстракции. Перечислим от самого простого уровня – до самого взрослого варианта визуализации:

  • Цветные фотографии самого ребёнка и всего, что его окружает
  • Цветные фотографии других людей в обстоятельствах, соответствующих тексту
  • Цветные рисунки со значительной детализацией и натуральностью
  • Цветные рисунки в игрушечном или мультяшном стиле
  • Чёрно-белые рисунки
  • Схематическое обозначение (символьные иконки)

Кроме того, помните о любимых героях маленького человека! Их также можно вплетать в повествование — как мотивирующих участников или для сравнения.

Шестое: УПРОЩАЕМ И СОКРАЩАЕМ  ВИД  СТРАНИЦЫ

Седьмое: ПОЛОЖИТЕ  ИСТОРИИ  В  БЫСТРОМ  ДОСТУПЕ

Рассматривать и читать социальные истории можно в разное время дня. Наиболее удобно, если они будут лежать в папке, которая доступна ребёнку. Тогда он сможет попросить вас о чтении не только устно, но и принеся папку вам в руки. Часто листая папку, он быстро научится сам выбирать актуальную в данный момент страницу, что ещё раз продемонстрирует вам, насколько не напрасны ваши усилия для развития самого любимого ученика!

Как мы знакомим ребенка с социальной историей?

•Выберете время когда ребенок спокоен и готов слушать историю

•Скажите ребенку что это написали Вы специально для него

•Читайте историю медленно, доброжелательно и если он протестует, отложите ее

на потом.

•Составьте таблицу в которуюВы будите записывать результаты работы (частота и интенсивность поведения до и после истории, отмечайте дату прочтения)

ЛИТЕРАТУРА

1. Скотт Беллини  Indiana Institute on Disability and Community [Электронный ресурс] – перевод: Т.Соломатина: http://autism-frc.ru

2.Создание социальных историй как метод коррекции поведения  

Ю. Сырых . [Электронный ресурс] – Жизнь прекрасна. Онлайн-журнал о позитивной жизни: http://lifeisgreat.ru

3.  Социальные истории для детей с РАС — создание и использование. [Электронный ресурс] – Ассоциация комплексной коррекционной помощи: http://www.corhelp.ru 

 4.  Социальные истории. [Электронный ресурс] – Обучалка: http://obuchalka-dlya-detey.ru

5. Всем нам нужны социальные истории. К.Соломатова  [Электронный ресурс] – Фонд содействия решению проблем аутизма:  http://outfundbel.ru 


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Социальные истории в основном предназначены для детей с расстройствами аутистического спектра (аутизмом). Такие рассказы являются кратким описанием определенной ситуации, события или деятельности и включают информацию о том, чего можно ожидать в такой ситуации и почему. Также они помогают понять, что ребенок может видеть или переживать в каком-то конкретном случае.

  1. Изображение с названием Use Social Stories Step 1

    1

    Определитесь с темой вашего рассказа. Некоторые социальные рассказы предназначены для использования в целом, в то время, как другие истории нацеливаются на определенную ситуацию, событие или деятельность.

    • Примерами социальных историй, которые могут быть использованы в целом, как правило, являются: «как мыть руки», «как подготовить стол к обеду». Примерами историй, которые нацелены на конкретную ситуацию или событие, могут быть: «поход на медосмотр» или «посадка на рейс самолета».
    • Социальные истории общего предназначения могут быть прочитаны или просмотрены один или несколько раз на день в зависимости от подготовки ребенка. Социальные рассказы, предназначенные для определенной цели, ситуации должны быть поданы ребенку непосредственно перед этим событием.
    • Например, социальную историю для посещение кабинета врача следует читать как раз перед выездом ребенка на осмотр.
  2. Изображение с названием Use Social Stories Step 2

    2

    Ограничьтесь одной темой в каждой социальной истории. Ребенок с аутизмом не может усвоит слишком много информации сразу. Так что следует позаботиться о том, что вы рассказываете только об одном конкретном событии, ситуации, эмоции или способе поведения. Так как детям с расстройствами аутистического спектра крайне сложно усваивать большой обьем информации сразу.

  3. Изображение с названием Use Social Stories Step 3

    3

    Сделайте так, чтобы главный герой социальной истории был похож на ребенка. Чтобы малыш увидел себя главным героем истории. Это можно сделать, придав главному герою какие-то общие качества с малышом: пол, внешний вид, число членов семьи, интересы или навыки.

    • Когда ребенок начинает понимать, что герой истории и он похожи, то для вас, как для рассказчика, будет намного проще передать свое сообщение. Есть надежда на то, что ребенок начнет сопоставлять себя с персонажем истории и будет делать все, что делает герой рассказа.
    • Например, когда вы будете рассказывать социальную историю мальчику Эриксону, вы можете начать так: «Жил-был мальчик по имени Эрик, он был умным, послушным, высоким, симпатичным и любил играть в баскетбол, как ты».
  4. Изображение с названием Use Social Stories Step 4

    4

    Позаботьтесь о том, чтобы ваш рассказ был не очень длинным. Истории могут быть прочитаны ребенку в слух или они могут быть поданы в виде простой книги, которую ребенок всегда может носить в сумке и читать всякий раз, когда чувствует потребность в этом.

    • Дети с расстройствами аутистического спектра чаще всего имеют хорошее визуальное восприятие, поэтому вы можете включать в свои социальные истории картинки, фотографии и рисунки. Этим можно лучше привлечь внимание ребенка и сделать рассказы более интересными.
    • Обучение будет более продуктивным, если ребенок добровольно участвует в нем.
  5. Изображение с названием Use Social Stories Step 5

    5

    Создавайте свои социальные истории всегда положительными и добрыми. Социальные истории всегда должны быть представлены таким образом, чтобы ребенок был способен связать их с позитивным поведением. Позитивные методы помогут справляться с негативными эмоциями и лучше воспринимать новые ситуации и действия.

    • В социальной истории не должно быть никакого негативного подтекста. Атмосфера, отношение и тон людей, вовлеченных в рассказ, должны быть только положительными.
  6. Изображение с названием Use Social Stories Step 6

    6

    Привлекайте больше людей, которые бы выступали в социальной истории в роли персонажей. Это поможет напрямую привлечь людей, которые имеют место в жизни ребенка, его воспитании и формировании: например, если история о совместной игрушки, то можете привлечь брата или друга ребенка.

    • Ребенок будет лучшее связывать себя с другими людьми, также вы увидите, как ребенок будет относиться к тому, чтобы поделиться чем-то с другими, например, своими игрушками. Также это даст возможность понаблюдать за изменениями в отношении малыша к брату или другу, когда он будет готов поделиться чем-то.
    • Это будет развивать все больше и больше положительных и полезных элементов поведения у ребенка.
  7. Изображение с названием Use Social Stories Step 7

    7

    Принимайте во внимание настроение вашего ребенка, когда рассказываете социальную историю. Учитывайте время, место и настроение ребенка, рассказывая ему социальною историю: ребенок должен чувствовать себе комфортно, в безопасности, быть спокойным и полностью отдохнувшим.

    • Не нужно рассказывать историю, когда ребенок голоден или устал. Суть социальной истории не может быть воспринята ребенком, когда его настроение не очень хорошее.
    • Нужно избегать мест, где есть яркие огни, громкие звуки или иные отвлекающие факторы, к которым ребенок может быть чувствителен. Потому что в таких условиях рассказывать социальную историю просто бессмысленно.
  8. Изображение с названием Use Social Stories Step 8

    8

    Рассказывайте социальную историю об определенном поведении перед тем, как поставить ребенка в подобную ситуацию.

    • Поскольку история свежа в сознании ребенка, он будет помнить то, что произошло в этом рассказе и попытается действовать таким же образом, как это было в рассказе.
    • Например, если история о том, что нужно делиться своими игрушками будет прочитана перед перерывом, то во время перерыва история остается еще свежей в памяти и дети могут сразу применять это на практике, делиться игрушками с другими.
  9. Изображение с названием Use Social Stories Step 9

    9

    Создавайте разные истории для различных потребностей. Социальные истории также можно использовать, чтобы помочь ребенку справится с эмоциями и чувствами, которые в основном являются неуправляемыми.

    • Социальные истории могут научить некоторым необходимым социальным навыкам, например, общению с другими людьми таким образом, чтобы это не приводило к конфликту, а способствовало завязыванию дружбы и отношений. Это часто бывает необходимо, потому что дети с расстройствами аутистического спектра имеют проблемы с нехваткой некоторых адекватных социальных навыков.
    • Социальные истории могут также привить навыки, которые необходимы ребенку для поддержания чистоты и гигиены, например, что делать после пробуждения, как пользоваться туалетом, как мыть руки и так далее.
  10. Изображение с названием Use Social Stories Step 10

    10

    Попросите ребенка самому рассказать вам историю. Истории являются лучшим способом для ребенка показать свое познание происходящего. Время от времени просите рассказать вам истории самостоятельно.

    • Обычно дети рассказывают про то, что они делают каждый день или про то, что они хотели бы делать. С помощью этих историй, попытайтесь понять, думает ли ваш ребенок в правильном направлении, говорит ли о вещах, которые не подходят для его возраста. Также попытайтесь определить, есть ли у него какие-то проблемы, переживания или страхи, о которых он может рассказать вам в своих историях.
    • Например, если ребенок рассказывает следующею историю: «есть одна девочка, которая обычно бьет в школе всех детей и хочет украсть их еду». Таким образом, ваш ребенок, возможно, пытается рассказать вам о некоторых проблемах запугивания, с которыми он сталкивается в школе с «этой» девочкой.
  11. Изображение с названием Use Social Stories Step 11

    11

    Заменяйте одну социальную историю другой, если ваш ребенок схватывает суть вашего сообщения. Социальные истории могут быть изменены в зависимости от навыков, которые приобретает ребенок. Вы можете удалить некоторые элементы из социальной истории или добавить новые, чтобы удовлетворить текущее потребности малыша.

    • Например, если у ребенка уже есть понимание, как попросить перерыв, когда он чувствует себя перегруженным, то та часть истории, в которой вы прививаете ему это поведения, может быть опущена или изменена.

    Реклама

  1. Изображение с названием Use Social Stories Step 12

    1

    Создавайте наглядные предложения. Они сообщают о той или иной ситуации, событии, сообщают подробности о том, кто участвовал в ситуации, что участники будут делать и причину и так далее. Главные вопросы: « где?», «кто?», «что?», «почему?».

    • Например, если социальная история о мытье рук после посещения туалета, наглядные предложения должны быть использованы, чтобы поговорить о ситуации и предоставить информацию о том, кто должен мыть руки и почему (для предотвращения распространения микробов).
    • Описывая предложения, предоставите ребенку фактическую информацию.
  2. Изображение с названием Use Social Stories Step 13

    2

    Используйте поощрительные предложение для передачи мысли и эмоции. Эти предложения говорят о психике человека по отношению к конкретной ситуации.

    • Например, «мама и папа любят, когда я мою руки. Они знают, что хорошо мыть руки после туалета».
  3. Изображение с названием Use Social Stories Step 14

    3

    Придумайте как-бы «директивные» предложения, чтобы научить ребенка адекватной реакции. Используйте наказные предложения, чтобы получать желаемые ответы или поведение.

    • Например: «Я постараюсь мыть руки каждый раз после посещения туалета».
  4. Изображение с названием Use Social Stories Step 15

    4

    Используйте утвердительные предложения, чтобы выделить другие предложения. Утвердительные предложения могут быть использованы вместе с наглядными, поощрительными или указательными.

    • Утвердительные предложения подчеркнут его важность, будь-то наглядное, поощрительное или указательное предложение.
    • Например: «Я постараюсь мыть руки после использования туалета. То, что я делаю очень важно». Второе предложение подчеркивает важность мытья рук.
  5. Изображение с названием Use Social Stories Step 16

    5

    Создавайте совместные предложения, чтобы подчеркнуть важность других людей. Эти предложения помогут ребенку понять/осознать роль окружающих в тех или иных ситуациях.

    • Например: «Там будет активное движение на дороге. Мои мама и папа помогут мне перейти дорогу». Это помогает ребенку понять, что он должен сотрудничать с мамой и папой, чтобы перейти дорогу.
  6. Изображение с названием Use Social Stories Step 17

    6

    Напишите контролирующие предложения в качестве напоминания для ребенка, чтобы помочь ему вспомнить и применить то или иное качество в конкретной ситуации. Это персонализированные предложения.

    • Например: «Чтобы быть здоровым, мне нужно есть овощи и фрукты при каждом приеме пищи, так как даже растениям нужна вода и солнечный свет, чтобы расти».
  7. Изображение с названием Use Social Stories Step 18

    7

    Используйте частичные предложения, чтобы история стала интерактивной. Эти предложения помогут ребенку сделать некоторые догадки о ситуации. Ребенок будет иметь возможность угадать предстоящие шаги в ситуации.

    • Например: «меня зовут ——, а моего брата зовут —— (описательное предложение). Мой брат будет чувствовать ——-, когда я поделюсь с ним своими игрушками (поощрительное предложение)».
    • Неполные предложения могут быть использованы вместе с наглядными, поощрительными, совместными, утверждающими и контролирующими, но только тогда, когда у ребенка есть хорошее понимание определенных ситуаций и его поведение будет таким же, как и ожидалось.

    Реклама

  1. Изображение с названием Use Social Stories Step 19

    1

    Поймите, что разные истории могут подразумевать разные цели. Социальные истории могут быть использованы для целого ряда различных потребностей, например: для акклиматизации ребенка к новой среде, чтобы развеять страхи и неуверенность в себе, приучить к гигиене и чистоте, делать определенные процедуры.

  2. Изображение с названием Use Social Stories Step 20

    2

    Расскажите ребенку историю, которая поможет ему выражать свои эмоции и мысли. Например, история может быть такая: «Я зол и расстроен. Я чувствую, что хочу кричать и бить других. Но если расстроить людей вокруг меня, то никто не будет играть со мной. Мои мама и папа сказали мне, что я должен сказать взрослому, который рядом со мной, что я расстроен. Я сделаю глубокий вдох и выдох и в ближайшее время буду чувствовать себя лучше».

  3. Изображение с названием Use Social Stories Step 21

    3

    Используйте историю, чтобы помочь ребенку подготовиться к визиту к врачу или стоматологу. Специфическая социальная история должна подготовить ребенка мысленно к тому, что его может ожидать в кабинете врача.

    • Это очень важно, потому что было бы замечательно, если бы дети с аутизмом посещали врача с удовольствием. Как правило, их беспокоят слишком яркие огни, громкие звуки, непосредственная близость незнакомых людей, повышенная чувствительность к сенсорной стимуляции. Посещение кабинета врача или стоматолога включает большинство из вышеперечисленных вещей. Поэтому очень важно для ребенка, чтобы он был подготовлен и мысленно настроен сотрудничать с врачами и родителями.
    • Социальные истории могут включать многие аспекты, так что кабинет врача может стать местом, где ребенок будет играть в игрушки или смотреть книжки, не бояться яркого света, процедур, а также слушаться врача и так далее.
  4. Изображение с названием Use Social Stories Step 22

    4

    Введите в историю новые понятия, правила и способ поведения. Социальные истории могут быть использованы для подготовки ребенка к новым играм, спорту во время уроков физкультуры. Они могут привить навыки, необходимые для игры в футбол или бейсбол.

    • Социальные истории также помогут ребенку ожидаемого социального поведения при занятиях спортом. Например, дети не могут быть готовы поделиться мячом или передать мяч другим во время игры. Поэтому, когда обучать детей навыкам и приемам игры в футбол или баскетбол, социальные рассказы могут быть введены и интегрированы с рассказами о том, что важно делиться и так далее.
    • При помощи спорта можно обучить детей с расстройствами аутистического спектра многим ценным жизненным навыкам. Через социальные истории о спорте, ребенок может усвоить жизненные навыки, которые в свою очередь дадут возможность найти друзей и завоевать доверие, что является очень важным.
  5. Изображение с названием Use Social Stories Step 23

    5

    Расскажите ребенку социальную историю, которая бы помогла подавить свои страхи. Социальные истории могут быть использованы, если ребенок с расстройствами аутистического спектра начинает ходить в школу или переходит в новую школу, следующий класс. Какой бы ни была причина, он может чувствовать страх и тревогу.

    • Таким образом, дети могли бы переходить в новый класс с помощью социальных историй. Это поможет быстрее освоиться коллективе, в столовой, в библиотеке, на детской площадке.
    • Поскольку ребенок уже посетил необходимые места с помощью социальных историй, он чувствует себя менее неуверенно и менее озабочено на новом месте. Это известный факт, что дети с расстройствами аутистического спектра трудно привыкают к изменениям. Но когда до этого подготовиться, то ребенок справиться с этим с меньшим сопротивлением.
  6. Изображение с названием Use Social Stories Step 24

    6

    Разбейте социальные рассказы на части. Иногда социальные истории могут быть разделены на части, чтобы упростить их понимание. Это может быть полезным для значимых событий таких, как подготовка к путешествию на самолете.

    • Рассказ должен быть сделан очень подробно и включать в себя такие вещи: необходимость стоять в очереди, ждать в залах, действия во время ожидания, поведение(должен ли ребенок седеть спокойно или бегать, поднимать шум или нет) и так далее.
    • В приведенном выше примере о путешествии на самолете, в первой части истории можно говорить о ситуациях, которые включают подготовку к поездке, упаковку чемоданов и дорогу в аэропорт, например:
    • «Место, в которое мы едем теплее, чем то, где мы живем, так что мне нужно упаковать легкую одежду, а не теплые куртки. Как раз в это время может пойти дождь, поэтому мне нужно взять с собой зонт. У меня будет достаточно времени для себя, так что я возьму с собой мои любимые книги, головоломки и маленькие игрушки».
  7. Изображение с названием Use Social Stories Step 25

    7

    Создайте вторую и третью части социальной истории, рассказывая о соответствующем поведении. Вторая часть может говорить о том, что может ожидать ребенка в аэропорту, например:

    • «В аэропорту будет много других людей. Это нормально, потому что они тоже путешествуют, как и я. Мои мама и папа должны взять посадочный талон, так что мы имеем право на полет. Для этого мы должны ждать своей очереди. Это может занять некоторое время. Я могу стоять с мамой и папой или сидеть в коляске рядом ними. Я также могу почитать книгу, если захочу».
    • В третьей части может говориться о том, чего ожидать в самолете и как вести себя соответствующим образом. Например: «Там будут расположены рядами сидения, а также может быть много других людей. Рядом со мной может сидеть незнакомец, но это хорошо. Я должен сесть на свое место и пристегнуться ремнем безопасности. Если мне что-то нужно, я должен тихонько сказать об этом маме или папе. Я не должен кричать, вопить, дергать ногами, а должен быть спокойным и послушным, во всем слушаться своих маму и папу».

    Реклама

Советы

  • Наглядные и поощрительные предложения должны доминировать над директивными и контролирующими. Вы должны использовать только 1 директивное или контролирующее предложение на каждые 4-5 наглядных и поощрительных.
  • Социальные истории могут быть использованы как в школе, так и дома. Они не относятся к какому-то одному процессу или ситуации, так что могут быть использованы учителями, врачами и родителями.
  • Социальные истории используются для подготовки ребенка к чему-то (будь-то событие, день, место и так далее) с целью помочь ребенку принять изменения, чтобы он знал, на что может рассчитывать в конкретной социальной ситуации и смог вести себя наилучшим образом.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 15 459 раз.

Была ли эта статья полезной?

Как составить социальную историю:

   1. Выберите одно поведение или социальную ситуацию, на которую будет направлена социальная история. Каждая социальная история должна фокусироваться только на одной ситуации, с которой у ребенка возникают трудности. К примеру, если ребенок начинает нервничать во время групповых занятий в школе, постройте социальную историю именно на этих обстоятельствах. Социальные истории должны быть написаны от первого лица, с точки самого ребенка и от его имени.
   2. Опишите социальную ситуацию, которая вызывает затруднение у ребенка. Например: «Иногда в школе мы сидим по группам. Мы слушаем рассказы, сидя в группе. Мы поем песни, сидя в группе. Мы делаем утреннюю зарядку, тоже находясь в группе».
    3. Добавьте описание того, чего следует ожидать от конкретной ситуации. Включите в текст чувства, переживания и поведение ребенка, демонстрируемое им при таких обстоятельствах. Например: «Когда учитель говорит, что пришло время поработать в группах, мы тихо встаем из-за парт и садимся на пол. Это пугает меня и заставляет нервничать. Иногда я прячусь под партой».
   4. Включите описание того, какое поведение ожидается от ребенка в такой социальной ситуации. Укажите причины, почему это важно. К примеру: «Несмотря на то, что я нервничаю и боюсь, мне нужно присоединиться к группе с моими одноклассниками. Когда я сижу в группе, я слушаю увлекательные рассказы, пою забавные песенки и делаю веселые упражнения. Я являюсь важной частью своего класса».
  5. Завершите историю заверением в достижении соответствующего поведения в описанной социальной ситуации. Расскажите о влиянии такого поведения на других людей и на самого ребенка. Например: «Когда наш учитель говорит, что настало время работы в группе, я буду стараться спокойно отходить от своей парты и садиться на пол. Когда я сижу в группе, мой учитель счастлив».
     
6. При составлении истории используется лексика понятная данному ребенку. Выражение «я должен» лучше заменить на «я могу», «я попытаюсь»; вместо слова «всегда» лучше употреблять слова «обычно», «иногда».
Как использовать социальные истории: 
     1. Выбрав время, когда ребенок спокоен и расслаблен, предложите ему почитать историю вместе. Объясните, что она написана про ребенка и специально для него. Давайте одну историю за раз, для того, чтобы ребенок не был перегружен информацией. 
     
2. Просматривайте социальную историю так часто, как необходимо: каждый день, периодически или же только в ситуациях, для которых написана история. Если в истории участвуют другие люди (брат, бабушка, учитель), постарайтесь привлечь их к чтению социальных историй. 
    
3. После того, как желаемый результат будет достигнут (ребенок запомнит, как действовать в этой ситуации, избавится от страха, перестанет проявлять агрессию), постепенно отходите от чтения социальной истории. Можно или увеличьте промежутки между ее чтением, или же внести в историю изменения, которые помогут развить новые необходимые навыки. 
     
4. В зависимости от потребностей ребенка социальная история может быть оформлена в виде листа с иллюстрированным текстом, плаката, книги, журнала с комиксами, компьютерной презентации, видеоролика, альбома с фотографиями.

Добавить комментарий