Как составить социально психологический портрет группы

Государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение

«Новосибирской области»

«Черепановский педагогический колледж»

Самостоятельная работа №14

Тема: Составление психологического
портрета группы

По учебной дисциплине:

«Психология»

Студентки:

201 группы

Мещериковой Оксаны Сергеевны

Проверила:

Печурина Елена Викторовна

г.Черепаново, 2020 г.

Психологический портрет группы

Наша группа обучается по специальности
44.02.02 «Преподавания в начальных классах» в «Черепановском педагогическом
колледже». Группа состоит из 22 человек, из них 21 девушка и 1 юноша. Все
студенты примерно одного возраста (18-20). Студенты обучаются из четырёх
районов: Черепановский, Искитимский, Маслянинский, Сузунский. Психологический
климат в нашей группе носит положительный характер.
В группе общение между студентами
происходит на равных, «изгоев» нет.

В целом можно сказать, что каждый член  нашей
группы обладает индивидуальностью, личными особенностями, разными чертами
характера и своеобразными жизненными приоритетами, дополняя при этом коллектив.

Отношения между студентами построены на
уважении друг к другу, взаимопомощи и поддержке. Студенты активно общаются как
в учебное время, так и внеучебное время, участвуют в спортивной и творческой
жизни колледжа.

В нашей группе есть несколько микрогрупп,
которые состоят из 4-8 человек. Но не смотря на это, мы все общаемся на равных.
Помогаем друг другу с первых дней обучения.

Лидерами нашей группы можно назвать сразу
несколько человек (Гончарова Анна, Воротынцева Юлия, Крысина Полина, Шитоева
Виктория). Так как они в основном предоставляют нам всю информацию по учёбе,
каким-то мероприятиям и т.д. Все эти люди обладают такими чертами, как
энергичность, решительность, энтузиазм и справедливость. Они часто планируют
совместную работу группы, определяют цели её и координируют действия группы.

Нашу группу, по методике А.Н.Лутошкина, можно
назвать «Алый парус». Она всегда преданна своему делу. Так же мы с самых первых
дней учёбы в колледже нашли общий язык  и работаем по принципу «один за всех и
все за одного». В нашей группе все люди надёжные, всегда помогут и выручат в
беде. Так же мы способны к согласованным действиям.

В ней присутствуют все типы лидеров. Есть
лидер, который не выделяется среди членов группы (Воротынцева Юлия). Так же
есть такой лидер, который является для нас образцом для подражания (Шитоева
Виктория). Есть лидер, который всегда внимателен к другим, ему присуще
порядочность и нравственность (Крысина Полина). А так же есть человек, который
часто выступает в роли выразителя интересов группы в целом (Гончарова Анна).

 Все люди, которых мы можем назвать
лидерами группы (Шитоева Виктория, Крысина Полина, Гончарова Анна, Воротынцева
Юлия), по-своему хороши. У каждого из них есть свои хорошие качества, которые
помогут нам достигнуть высшей стадии развития нашей группы.

Я считаю, что наша группа почти достигла 3
уровня стадии развития коллектива. Потому что, не смотря на то, что мы
обучаемся вместе 2 год, мы работаем сплоченно и можно сказать, понимает друг
друга без слов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

    1. Социально-психологический портрет группы.

В 2021-2022 учебном году работаю с детьми старшей группы. С этой группой работаю четвёртый год. Списочный состав группы 25 человека, из них 13 девочек, 12 мальчиков.

Дети моей возрастной группы соответствуют физическим и психологическим данным детям старшего дошкольного возраста. 22 ребенка имеют 2 группу здоровья, 2 ребенка – 1 группу здоровья.
Большая часть детей нашей группы в едином коллективе с первой и со второй младшей групп. Атмосфера в детском коллективе доброжелательная, позитивная. Преобладают партнерские взаимоотношения и совместная деятельность детей. Конфликты между детьми, если и возникают, то быстро и продуктивно разрешаются.

Мы старались научить детей играть спокойно, не мешая друг другу. Все дети эмоционально отзывчивые. Всех своих детей я приучаю к доброму отношению к окружающим. Дети умеют утешить обиженного, угостить, обрадовать, помочь. С этой целью со средней группы организовывала с детьми игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам, разработанные Е. Смирновой, доктором психологических наук. Также создавала специальные ситуации для обучения детей правилам взаимодействия (имитационно-игровые, оценочные, реально-практические и т. д.)

5.

С детьми, проявляющими агрессию, проводила специальные упражнения и беседы. С этой целью, активно сотрудничала с педагогом-психологом ДОУ.

В результате проделанной работы, дети стали в общении гораздо вежливее и доброжелательнее, признаков явной агрессивности не наблюдается. Ребята стали эмоционально отзывчивыми, чаще проявляют доброе отношение к сверстникам и взрослым. Сотрудничество с родителями помогло мне своевременно создать условия, обеспечивающие развитие навыков общения у детей, усвоение ими норм и правил взаимоотношения, повышения их личной самооценки. Совместно с психологом ДОУ проводила коррекционную работу, направленную на развитие и формирование у детей культуры общения со взрослыми и сверстниками, культуры поведения в общественных местах, навыков элементарного самоконтроля и саморегуляции действий, взаимоотношений с окружающими.

В группе есть одна очень застенчивая девочка. Ей трудно начать с кем-нибудь общаться и играть. Я стараюсь помочь ей в преодолении робости в общении с детьми.

Все дети очень интересные, настоящие «почемучки». Я стараюсь отвечать на все их вопросы. Жизнь детей в группе насыщена проблемными практическими и познавательными ситуациями. Для детей создан исследовательский центр. Очень много в группе детских книг и детских энциклопедий.

Все мальчики и девочки подвижные, жизнерадостные и любознательные. Любят много и долго играть. Девочки любят играть в дочки-матери, в сюжетно-ролевые игры: «Детское кафе», «Больницу», «Магазин», «Семья»

Мальчики любят играть в военных, в моряков, в строительные игры. В группе имеется крупный и мелкий строительный материал, конструктор «Лего», металлические и пластмассовые конструкторы. Много в группе различных машинок.
Все дети разносторонне развиты, многие из них дополнительно занимаются в различных кружках, секциях, изостудии, музыкальной школе, спортивной школе.

Дети любознательны, проявляют устойчивый интерес к исследовательской и проектной деятельности, используют различные источники информации для познавательно-речевого развития. Способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения. Умеют самостоятельно придумывать небольшие сказки по заданию и рассказы.
Дети умеют поддержать беседу, высказывать свою точку зрения, согласие или нет с мнением сверстников. Умеют делиться с педагогами и другими детьми разнообразными впечатлениями, умеют согласовывать тему игры; распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, уступать, убеждать и т. д.; самостоятельно разрешать конфликты, возникающие в ходе игры. Умеют усложнять игру путем расширения состава ролей, согласования и прогнозирования ролевых действий и поведения в соответствии с сюжетом игры, увеличения количества объединяемых сюжетных линий.

    1. Социально-психологический портрет группы.

В 2021-2022 учебном году работаю с детьми старшей группы. С этой группой работаю четвёртый год. Списочный состав группы 25 человека, из них 13 девочек, 12 мальчиков.

Дети моей возрастной группы соответствуют физическим и психологическим данным детям старшего дошкольного возраста. 22 ребенка имеют 2 группу здоровья, 2 ребенка – 1 группу здоровья.
Большая часть детей нашей группы в едином коллективе с первой и со второй младшей групп. Атмосфера в детском коллективе доброжелательная, позитивная. Преобладают партнерские взаимоотношения и совместная деятельность детей. Конфликты между детьми, если и возникают, то быстро и продуктивно разрешаются.

Мы старались научить детей играть спокойно, не мешая друг другу. Все дети эмоционально отзывчивые. Всех своих детей я приучаю к доброму отношению к окружающим. Дети умеют утешить обиженного, угостить, обрадовать, помочь. С этой целью со средней группы организовывала с детьми игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам, разработанные Е. Смирновой, доктором психологических наук. Также создавала специальные ситуации для обучения детей правилам взаимодействия (имитационно-игровые, оценочные, реально-практические и т. д.)

5.

С детьми, проявляющими агрессию, проводила специальные упражнения и беседы. С этой целью, активно сотрудничала с педагогом-психологом ДОУ.

В результате проделанной работы, дети стали в общении гораздо вежливее и доброжелательнее, признаков явной агрессивности не наблюдается. Ребята стали эмоционально отзывчивыми, чаще проявляют доброе отношение к сверстникам и взрослым. Сотрудничество с родителями помогло мне своевременно создать условия, обеспечивающие развитие навыков общения у детей, усвоение ими норм и правил взаимоотношения, повышения их личной самооценки. Совместно с психологом ДОУ проводила коррекционную работу, направленную на развитие и формирование у детей культуры общения со взрослыми и сверстниками, культуры поведения в общественных местах, навыков элементарного самоконтроля и саморегуляции действий, взаимоотношений с окружающими.

В группе есть одна очень застенчивая девочка. Ей трудно начать с кем-нибудь общаться и играть. Я стараюсь помочь ей в преодолении робости в общении с детьми.

Все дети очень интересные, настоящие «почемучки». Я стараюсь отвечать на все их вопросы. Жизнь детей в группе насыщена проблемными практическими и познавательными ситуациями. Для детей создан исследовательский центр. Очень много в группе детских книг и детских энциклопедий.

Все мальчики и девочки подвижные, жизнерадостные и любознательные. Любят много и долго играть. Девочки любят играть в дочки-матери, в сюжетно-ролевые игры: «Детское кафе», «Больницу», «Магазин», «Семья»

Мальчики любят играть в военных, в моряков, в строительные игры. В группе имеется крупный и мелкий строительный материал, конструктор «Лего», металлические и пластмассовые конструкторы. Много в группе различных машинок.
Все дети разносторонне развиты, многие из них дополнительно занимаются в различных кружках, секциях, изостудии, музыкальной школе, спортивной школе.

Дети любознательны, проявляют устойчивый интерес к исследовательской и проектной деятельности, используют различные источники информации для познавательно-речевого развития. Способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения. Умеют самостоятельно придумывать небольшие сказки по заданию и рассказы.
Дети умеют поддержать беседу, высказывать свою точку зрения, согласие или нет с мнением сверстников. Умеют делиться с педагогами и другими детьми разнообразными впечатлениями, умеют согласовывать тему игры; распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, уступать, убеждать и т. д.; самостоятельно разрешать конфликты, возникающие в ходе игры. Умеют усложнять игру путем расширения состава ролей, согласования и прогнозирования ролевых действий и поведения в соответствии с сюжетом игры, увеличения количества объединяемых сюжетных линий.

Обновлено: 23.05.2023

изготавливать из б росового мате риала себе ат рибуты для игр.

У детей отмечает ся наличие обобщающих представлений о форме,

Дети активно взаим одействуют как со сверст никами, так и взрослыми.

Некоторые дет и, находясь в о бществе сверст ников в предметно насыще нной

среде, быстро у томляются. Не у меют поддержать игру , принять р оль.

У всех детей в группе прив иты навыки с амообслу живания могут

самостоятельно пользоваться туалетными принадлеж ностями, умываться,

мыть руки, самосто ятельно одеваться, раздеваться, обуваться, пользо ваться

Волевое начало в д ействиях детей проявляется в продуктивной

деятельности. В большинстве работают внимательно, проявляют интерес.

Доводят н ачатое дело до к онца. Б ывают слу чаи, ког да не сразу воспринимают

требования воспитателей. Некотор ые воспитанники нуждаются в

многократном п овторении сл овесных указаний и контроля. Но в целом все

выполняют правил а распорядка жиз ни гру ппы. Познаватель но достаточн о

Затруднений в ответе на простые воп росы нет. До статочно

сформированы графическ ие навыки. Неплохо развита мелкая моторика. На

занятиях создается благоприятная эмоциональна я обстановка. Объем знаний

об окружающем ми ре достаточно высок ий. Речь всех детей по нятная, внятная,

Большинство детей из благо получных семей. 3 ребенка из м ногодетны х

Есть дети, которым в семье разрешается ничего не д елать, где за ребенка

всё делают взрослые и никаких требова ний к ребенку не п редъявляют.

Поэтому я испытыв ал а трудности в формировани и у таких детей ку льтурно –

гигиенических навыков, навыком самообслуживания и приобщения их к

трудовой деят ельности. В пр оцессе обсу ждения с родит елями данн ого вопроса

мы пришли к согласию, что необходимо предъявлять к ребенку о динак овые

требования как со стороны сада, так и в семье для воспитания у него

Есть гиперактивн ы е дети и дет и , имеющие заб олевания ЦН С.

Могу отметить игры, в которые мы с д етьми регулярно играли, и я

смогла отследить результат через некоторое время. Это словесные игры, игры –

небылицы, игры – нелепицы. Данные игры хороши тем, что развивают чувство

юмора, связную монологическу ю речь, наблюдательность и аналитическ о е

мышление. Ведь, чтобы понять, что бывает в жизни, а чего не бывает, как

должно быть правильно, детям ну жно проанализ ировать свой жизненный

опыт, всё, что они видели, слышали, чув ствовали, знают.

сверстников. Детям помладше это удавалось реже. Игра любима детьми

многих поколений. В ходе игры мы с детьми научились говорить дру г другу

течение месяца. Если в начале п рактики у детей основными трудностями было

правильно п рочесть число, назвать его; внимательно следить за ходом игры,

не отвлекаться, до вести игру до конца, то теперь ребята способны длительн о

сосредотачива ть свое внимание на игре и доводить ее до логическог о

завершения. Дети называют числа с л егкостью, играют с удовольствием, сам и

Конструирова ние из крупногабар итных модул ей и констру ктора Лего

вызвало у детей большой интерес. Дети конструировали с удовольствием,

общались между собой в процессе строительства. Выполняли свои работы

старательно, аккура тно, творчески подходили к составлению компози ции,

делились своими идеями с другими детьми, предлага ли свою помощь

отстающим детям, с удовольствием рассматривали работы сверстник ов,

обсуждали ра боты, делились мнением . Основной т р удностью был подбо р

необходимых п о размеру деталей и способов соед инения де талей.

Особенно хочется отметить игровую д еятельность д етей. Практически

все ребята научились соблюдать правила подвижных, дидактически х и прочих

игр, не обижаться, если их поймали, требовать о т других детей соблюдения

правил в ходе игр, чер едовать подвижные и гры с менее активными, например,

Во врем я игровой деятельности я о бращала внимание детей на

безопасность передвижен ия во время бега; предлагала максимальн о

освободить пространство для игр от машинок и самокато в, которые мо гут

стать препятствием на пути; рекомендовала соблюдать дистанцию меж ду

участниками игры, чтобы не сталкиваться; если произошел конфликт, решать

его быстро и спокойно, без ссор и драк; своевремен но обращаться к

воспитателю за первой медицинск ой помощью в случае ушибов, ссадин,

Обращала внимание детей на то, что во время игры нужно задействовать

трудно поймать игроков, и это будет нечестно ; важно приходить друг к другу

Объясняла детям, что играть в игры нужно всем вм есте; что в роли

водящего должен п обывать каждый у частник; что нельзя п р екращать игру б ез

согласия всех и гроков; что некрас иво во время игры обзываться на других

участников, даже есл и что – то не получается, тем более обижаться и выходить

из игры по причине обиды. Рекомендовала детям следить за своим

самочувств ием и в с лучае пер еутомлени я, у сталости, необходим о сти п осетить

туалет выйти из игры по определенным правилам, уведомив об этом всех

игроков. Дети играли в игр ы с удовол ьствием и азартом . Бывали ссоры и

обиды, падения и слезы. Но все ситуации удавалось р азрешить мирным путем.

Дошкольная группа – это своеобразное общество детей, которое возникает в ходе их совместных игр, где им предоставлена возможность самостоятельно взаимодействовать друг с другом, объединяться в большие и малые группы.

Общая структура психологической характеристики группы детского сада

Психологическая характеристика группы, осуществляется по следующим критериям:

Общая характеристика.

В ней описывается:

  • общее количество детей в группе;
  • средний возраста, минимальный и максимальный возраст воспитанников;
  • какое количество детей состоит в группе с самого начала ее основания, кто перешел из другой группы, кто недавно поступил в сад;
  • количество детей из полных, неполных, многодетных семей, воспитывающихся родителями или опекунами;
  • средний возраст родителей, максимальный и минимальный возраст родителей.

Направление активности группы. Выявляются лидеры группы, дается их психологическая характеристика (авторитет среди сверстников, поведение, поступки и т.д.) Определяется актив группы, наиболее ответственные дети, общий уровень воспитанности детей. Как дети выполняют поручения и общественные дела в группе (самостоятельно, под руководством воспитателя, с помощью няни и т.д.). Устанавливается общий уровень дисциплинированности детей, наличие или отсутствие грубых нарушений. Определяется уровень сформированности учебной мотивации, возможности повышения успеваемости воспитанников, определение детей, которым необходима индивидуальная помощь и контроль при выполнении учебных заданий.

Интеллектуальная коммуникативность. Устанавливаются общие интересы детей, их достижения в соревнованиях между группами ДОУ. Кроме того, в процессе наблюдения определяется уровень уважительного отношения детей к другу, воспитателю и педагогам. Насколько легко дети могут обратиться за помощью к воспитателю в различных конфликтных и сложных ситуациях. Как внимательно воспитатель относится к проблемам детей, выслушивает их, дает советы, разрешает конфликты и т.д. Особое значение имеет то, как дети реагируют на критику воспитателя, в какой форме воспитатель критикует детей и т.д.

Готовые работы на аналогичную тему

Психологический климат в группе. Выявляется общий тон взаимоотношений между детьми и воспитателями, а также между самими детьми. Насколько дружелюбны дети, уровень развитости коллективизма, наличие общих интересов и увлечений.

Пример психологической характеристики старшей группы ДОУ

Общая характеристика старшей группы ДОУ: группу посещают 20 детей, в возрасте от 6-7 лет, самому младшему ребенку 6,2 лет, самому старшему 7,3 года. Все дети посещают группу с самого начала ее основания. 19 воспитанников воспитываются в полных семьях, одного ребенка воспитывает только мама. 7 детей воспитываются в многодетных семьях. Группу посещают 13 девочек и 7 мальчиков.

Деятельность воспитателей группы направлена на развитие детей в соответствии с их сенситивными потребностями, формированию у детей навыков социального взаимодействия, нравственных норм, гуманного отношения к окружающим. Кроме того, профессиональная деятельность воспитателей направлена на освоение детьми необходимыми навыками трудовой, игровой, изобразительной, учебной и т.д. деятельности.

В процессе взаимодействия дети общаются на основании общепризнанных нравственных и моральных норм. В целом коллектив достаточно устойчивый, дети активно принимают участие в соревнованиях и олимпиадах детского сада. Основное направление активности группы – это спортивное и творческое (пение и рисование).

Интеллектуальная коммуникативность: общение между детьми осознанное, они уже способны давать адекватную оценку собственным поступкам и поведению, а также поведению и поступкам других детей. Особой популярностью в группе пользуются коллективные формы деятельности, сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры. Дети четко понимают, что красота и порядок в группе и участке зависит от того как они сами за ними следят, ухаживают, убираются.

В процессе игр дети способны отслеживать действия партнеров по игре, правильно распределять между собой роли, сопровождать свои игровые действия речью, соблюдать правила. При организации игр дети высказывают предпочтения в выборе партнеров по игре.

В случае возникновения конфликтов дети стараются их разрешить самостоятельно, без вмешательства воспитателя.

У детей в достаточной степени развиты психологические процессы: внимание, память, восприятие, воображение и т.д. У большинства детей хорошо развито произвольное внимание и память.

Психологический климат в группе: общий психологический климат в группе благоприятный, дети дружелюбны, активно взаимодействуют друг с другом, конфликты крайне редки. Воспитатель строит общение с детьми так, чтобы ведущим в общении становился познавательный мотив. Информация, которую получают дети в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у них интерес. Дети учатся делиться своими мыслями, планами, впечатлениями.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В 2021-2022 учебном году работаю с детьми старшей группы. С этой группой работаю четвёртый год. Списочный состав группы 25 человека, из них 13 девочек, 12 мальчиков.

Дети моей возрастной группы соответствуют физическим и психологическим данным детям старшего дошкольного возраста. 22 ребенка имеют 2 группу здоровья, 2 ребенка – 1 группу здоровья. Большая часть детей нашей группы в едином коллективе с первой и со второй младшей групп. Атмосфера в детском коллективе доброжелательная, позитивная. Преобладают партнерские взаимоотношения и совместная деятельность детей. Конфликты между детьми, если и возникают, то быстро и продуктивно разрешаются.

Мы старались научить детей играть спокойно, не мешая друг другу. Все дети эмоционально отзывчивые. Всех своих детей я приучаю к доброму отношению к окружающим. Дети умеют утешить обиженного, угостить, обрадовать, помочь. С этой целью со средней группы организовывала с детьми игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам, разработанные Е. Смирновой, доктором психологических наук. Также создавала специальные ситуации для обучения детей правилам взаимодействия (имитационно-игровые, оценочные, реально-практические и т. д.)

С детьми, проявляющими агрессию, проводила специальные упражнения и беседы. С этой целью, активно сотрудничала с педагогом-психологом ДОУ.

В результате проделанной работы, дети стали в общении гораздо вежливее и доброжелательнее, признаков явной агрессивности не наблюдается. Ребята стали эмоционально отзывчивыми, чаще проявляют доброе отношение к сверстникам и взрослым. Сотрудничество с родителями помогло мне своевременно создать условия, обеспечивающие развитие навыков общения у детей, усвоение ими норм и правил взаимоотношения, повышения их личной самооценки. Совместно с психологом ДОУ проводила коррекционную работу, направленную на развитие и формирование у детей культуры общения со взрослыми и сверстниками, культуры поведения в общественных местах, навыков элементарного самоконтроля и саморегуляции действий, взаимоотношений с окружающими.

В группе есть одна очень застенчивая девочка. Ей трудно начать с кем-нибудь общаться и играть. Я стараюсь помочь ей в преодолении робости в общении с детьми.

Дети любознательны, проявляют устойчивый интерес к исследовательской и проектной деятельности, используют различные источники информации для познавательно-речевого развития. Способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения. Умеют самостоятельно придумывать небольшие сказки по заданию и рассказы. Дети умеют поддержать беседу, высказывать свою точку зрения, согласие или нет с мнением сверстников. Умеют делиться с педагогами и другими детьми разнообразными впечатлениями, умеют согласовывать тему игры; распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, уступать, убеждать и т. д.; самостоятельно разрешать конфликты, возникающие в ходе игры. Умеют усложнять игру путем расширения состава ролей, согласования и прогнозирования ролевых действий и поведения в соответствии с сюжетом игры, увеличения количества объединяемых сюжетных линий.

В 2021-2022 учебном году работаю с детьми старшей группы. С этой группой работаю четвёртый год. Списочный состав группы 25 человека, из них 13 девочек, 12 мальчиков.

Дети моей возрастной группы соответствуют физическим и психологическим данным детям старшего дошкольного возраста. 22 ребенка имеют 2 группу здоровья, 2 ребенка – 1 группу здоровья. Большая часть детей нашей группы в едином коллективе с первой и со второй младшей групп. Атмосфера в детском коллективе доброжелательная, позитивная. Преобладают партнерские взаимоотношения и совместная деятельность детей. Конфликты между детьми, если и возникают, то быстро и продуктивно разрешаются.

Мы старались научить детей играть спокойно, не мешая друг другу. Все дети эмоционально отзывчивые. Всех своих детей я приучаю к доброму отношению к окружающим. Дети умеют утешить обиженного, угостить, обрадовать, помочь. С этой целью со средней группы организовывала с детьми игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам, разработанные Е. Смирновой, доктором психологических наук. Также создавала специальные ситуации для обучения детей правилам взаимодействия (имитационно-игровые, оценочные, реально-практические и т. д.)

С детьми, проявляющими агрессию, проводила специальные упражнения и беседы. С этой целью, активно сотрудничала с педагогом-психологом ДОУ.

В результате проделанной работы, дети стали в общении гораздо вежливее и доброжелательнее, признаков явной агрессивности не наблюдается. Ребята стали эмоционально отзывчивыми, чаще проявляют доброе отношение к сверстникам и взрослым. Сотрудничество с родителями помогло мне своевременно создать условия, обеспечивающие развитие навыков общения у детей, усвоение ими норм и правил взаимоотношения, повышения их личной самооценки. Совместно с психологом ДОУ проводила коррекционную работу, направленную на развитие и формирование у детей культуры общения со взрослыми и сверстниками, культуры поведения в общественных местах, навыков элементарного самоконтроля и саморегуляции действий, взаимоотношений с окружающими.

В группе есть одна очень застенчивая девочка. Ей трудно начать с кем-нибудь общаться и играть. Я стараюсь помочь ей в преодолении робости в общении с детьми.

Дети любознательны, проявляют устойчивый интерес к исследовательской и проектной деятельности, используют различные источники информации для познавательно-речевого развития. Способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения. Умеют самостоятельно придумывать небольшие сказки по заданию и рассказы. Дети умеют поддержать беседу, высказывать свою точку зрения, согласие или нет с мнением сверстников. Умеют делиться с педагогами и другими детьми разнообразными впечатлениями, умеют согласовывать тему игры; распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, уступать, убеждать и т. д.; самостоятельно разрешать конфликты, возникающие в ходе игры. Умеют усложнять игру путем расширения состава ролей, согласования и прогнозирования ролевых действий и поведения в соответствии с сюжетом игры, увеличения количества объединяемых сюжетных линий.

Общая структура психологической характеристики группы детского сада

Психологическая характеристика группы, осуществляется по следующим критериям:

Общая характеристика.

В ней описывается:

  • общее количество детей в группе;
  • средний возраста, минимальный и максимальный возраст воспитанников;
  • какое количество детей состоит в группе с самого начала ее основания, кто перешел из другой группы, кто недавно поступил в сад;
  • количество детей из полных, неполных, многодетных семей, воспитывающихся родителями или опекунами;
  • средний возраст родителей, максимальный и минимальный возраст родителей.

Направление активности группы. Выявляются лидеры группы, дается их психологическая характеристика (авторитет среди сверстников, поведение, поступки и т.д.) Определяется актив группы, наиболее ответственные дети, общий уровень воспитанности детей. Как дети выполняют поручения и общественные дела в группе (самостоятельно, под руководством воспитателя, с помощью няни и т.д.). Устанавливается общий уровень дисциплинированности детей, наличие или отсутствие грубых нарушений. Определяется уровень сформированности учебной мотивации, возможности повышения успеваемости воспитанников, определение детей, которым необходима индивидуальная помощь и контроль при выполнении учебных заданий.

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Интеллектуальная коммуникативность. Устанавливаются общие интересы детей, их достижения в соревнованиях между группами ДОУ. Кроме того, в процессе наблюдения определяется уровень уважительного отношения детей к другу, воспитателю и педагогам. Насколько легко дети могут обратиться за помощью к воспитателю в различных конфликтных и сложных ситуациях. Как внимательно воспитатель относится к проблемам детей, выслушивает их, дает советы, разрешает конфликты и т.д. Особое значение имеет то, как дети реагируют на критику воспитателя, в какой форме воспитатель критикует детей и т.д.

Психологический климат в группе. Выявляется общий тон взаимоотношений между детьми и воспитателями, а также между самими детьми. Насколько дружелюбны дети, уровень развитости коллективизма, наличие общих интересов и увлечений.

Характеристика детского коллектива

Практика проходила в старшей группе детского сада. Количество воспитанников 21: 13 девочек и 8 мальчиков.

За время прохождения практики все дети показали себя как добрые и неконфликтные.

Активно взаимодействуют как со сверстниками, так и взрослыми. Некоторые дети, находясь в обществе сверстников в предметно насыщенной среде, быстро утомляются. Не умеют поддержать игру, принять роль.

Общие социально-бытовые навыки: некоторые дети имеют трудности в овладении навыками самообслуживания.

Все дети развиты физически.

Волевое начало в действиях детей проявляется в продуктивной деятельности. В большинстве работают внимательно, проявляют интерес. Доводят начатое дело до конца. Бывают случаи, когда не сразу воспринимают требования воспитателей. Некоторые воспитанники нуждаются в многократном повторении словесных указаний и контроля. Но в целом все выполняют правила распорядка жизни группы. Познавательно достаточно активны.

Затруднений в ответе на простые вопросы нет. Достаточно сформированы графические навыки. Неплохо развита мелкая моторика.

На занятиях создается благоприятная эмоциональная обстановка.

Объем знаний об окружающем мире достаточно высокий. Речь всех детей понятная, внятная, словарный запас довольно богат.

Большинство детей из благополучных семей. 3 ребенка из многодетных семей, 1 из неблагополучной.

Цель: выявить уровень развития детей старшей группы

Цель: Развивать диалоговую речь, закрепить понятия домашних, диких животных, учить классифицировать.

Цель: выявить уровень развития детей старшей группы

Цель: закреплять умение пользоваться ножницами

Цель :учить обобщению и классификации

Забор вокруг заячего дома

1. Развивать у детей умение пользоваться ножницами

2. Учить вырезать прямые полосы.

3. Воспитывать чувство сострадания.

-предложить собрать веточки. (воспитывать чистоплотность)

Цель: развитие памяти, ловкости и внимания.

1. Воспитывать интерес к худ. литературе

2. Развивать ответственность.

3. Учить детей слушать

Предложить помочь дворнику (воспитывать уважение к труду)

Цель: вызвать желание идти в садик. Создать хорошее настроение. Учить правилам поведения.

Материалы о воспитании и обучении:

Важнейшие средства и методические основы воспитания лидеров детского коллектива В психолого-педагогической литературе обсуждается вопрос о путях развития лидерского потенциала личности на разных возрастных этапах. Существует две точки зрения. Первая предполагает, что лидером нужно родиться, что обучение и воспитание не играют никакой роли. Вторая точка зрения заключается в том …

Лидерство как социально-психологический феномен В обществе развивающейся рыночной экономики успех во многом зависит от умения работать в условиях конкуренции: быстро реагировать на происходящие изменения, анализировать информацию и на ее основе прогнозировать дальнейший ход событий, принимать адекватные решения и действовать согласно им. Поэтому …

Сущность образования с онтологической точки зрения Онтологический анализ предполагает рассмотрение объектов и явлений с точки зрения их бытия как реальной действительности, как феноменов, а не как ноуменов (понятий), обозначающих эти объекты и явления. Образование традиционно считается одной из ключевых категорий педагогики, и переосмысление её сущ …

Организационные моменты

Оформление документа происходит с участием психолога, логопеда и воспитателя. Готовая характеристика воспитанника детского сада предоставляется для:

Бесплатная консультация юриста

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Бесплатная консультация юриста Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Звоните: 8 800 511-39-66

  • Поступления в школу.
  • Решения юридических вопросов.
  • Консультации у психиатра.
  • Комиссии при переводе в логопедическую группу или специализированное образовательное учреждение.
  • Детей с ограниченными возможностями, которые посещают детский сад.
  • Органов опеки и попечительства.

Это тоже важно знать:
Характеристика на ученика: образец

Педагогическая характеристика воспитанника ДОУ — это официальный документ, недействительный без подписи всех лиц, заполнявших бланк. Также необходимы печать и подпись руководителя учреждения.

Характеристика для ПМПК дубль 2

Зрительная память у ребенка развита, определяет место предмета в ряду но не всегда правильно уравнивает предметы.

Пространственные представления сформированы, знает основные цвета.На занятиях по изо деятельности Кирилл старается, но не всегда хорошо получается. Приемами лепки владеет хорошо, но бывает что не завершает начатую работу до конца. Охотно выполняет работы по аппликации.

Достаточно развиты конструктивные навыки, постройки получаются устойчивые, соответствуют образцу.На физкультурных занятиях Кирилл занимается активно с желанием, старательно выполняет упражнения, но получается не всегда правильно.

В коллективные подвижные игры с правилами играет с удовольствием, но редко изъявляет желание быть ведущим в этой игре.На музыкальных занятиях занимается охотно, имитирует слова песни звуками.На занятиях по развитию речи лексика очень бедная.

Грамматический строй речи не сформирован. Навыки

Вторая младшая группа от 3 до 4 лет.Характеристика физического и психического развития ребенка.

Социально-нравственное и личностное развитие.

Начинается активное познание социального мира. Объектами пристального внимания воспитанников становятся человек, его деятельность, поведение, отношения.

Развитие социального восприятия происходит по двум направлениям — восприятие мира взрослых и восприятие сверстников. Желание стать взрослым, говорить, как он, становится движущей силой развития ребенка. Он стремится вычленить, осознать, затем воссоздать в игре отношения, доступные его восприятию.

У ребенка этого возраста активно развивается представление о себе как о члене семьи, происходит осознание родственных связей и опосредованных ими эмоционально-моральных отношений.

Он радуется успехам, удачам близких, проявляет чуткость к их переживаниям, способен проявить внимание к ним.

Общение со взрослым в начале четвертого года жизни еще имеет деловую мотивацию, но к концу прослеживается выраженный игровой мотив.

Задачи комбинированных групп

Пока я не забыла, напомню или, кто не знает, объясню, что комбинированные группы не нужно путать с группами компенсирующей направленности. Первые состоят из здоровых деток и особенных, а компенсирующие предназначены для малышей с однотипными особенностями. Чаще это проблемы речевого развития. Сегодня почти в каждом детском саду есть логопедические группы, вот они и есть компенсирующие.

дети с овз

О группах компенсирующих можно добавить еще вот что: да, детки с речевыми нарушениями могут находиться в комбинированных группах, но если набирается в садике деток с речевыми, скажем, нарушениями большое количество, то проще и целесообразней обучать их по специально разработанной коррекционной программе. Так коррекция нарушений будет проходить наиболее эффективно.

Наполняемость компенсирующих, в общем, как и комбинированных групп – в пределах санитарных норм, не более 16 человек.

Но вернусь к задачам комбинированных групп:

  • Предоставление возможности детям с ОВЗ получить качественное дошкольное образование в ДОУ;
  • Построение образовательной программы с учетом особенностей каждого ребенка в условиях инклюзивного обучения;
  • Обеспечение полноценной максимальной интеграции деток с ОВЗ в коллектив обычных ребят путем создания безбарьерного пространства для взаимодействия всех членов образовательного процесса;
  • Организация эффективного взаимодействия с родителями воспитанников для создания условий для полноценного развития в дошкольных учреждениях и в домашних условиях;
  • Постоянная психопрофилактическая работа с родителями здоровых и детей с ОВЗ на тему создания благоприятной психологической атмосферы в группе;
  • Помощь родителям в виде консультаций и обучение вопросам воспитания и развития деток;
  • Мотивация родителей воспитанников к активному включению в процессы обучения и развития детей, проявление инициативы и оказание помощи педагогам;
  • Коррекционно-педагогическая, медицинская, психологическая и социальная коррекция состояния деток с ОВЗ.

дружные ребята

Другими словами, обычные дети и малыши с особенностями по здоровью с малых лет должны учиться уважать друг друга и иметь равные возможности для реализации.

В чем особенность комбинированных групп в детском саду?

В соответствии с нашим законодательством, все дети имеют равные права на развитие, образование и здравоохранение, независимо от их здоровья и психофизических особенностей. Соблюдая принцип равных возможностей, было принято волевое, иначе не назовешь, решение на высшем уровне – разрешить деткам с особенностями по состоянию здоровья воспитываться и расти в коллективе деток без таких особенностей.

Гуманность и мудрость этого решения оспаривать не приходится, но в настоящее время только-только вводится практика совместного воспитания детей с ОВЗ и обычных малышей. Что такое ОВЗ – это ограниченные возможности по здоровью, здесь имеются ввиду небольшие особенности, которые позволяют малышу, другим детям и персоналу пребывать на одной территории без ущерба для всех сторон.

Я уже писала цикл статей именно о детках с ОВЗ и о том, в чем заключается работа воспитателя с этим контингентом. Суть комбинированных групп в том, чтобы дети с самого раннего возраста ощущали себя частью гражданского общества, а не изгоями, которые вынуждены брать лишь, то, что дают и не иметь возможности рассчитывать на большее. Скажем, в СССР малышей с психофизическими особенностями никогда не допускали в обычные сады и школы.

дети

Поэтому и восприятие людей с какими-либо отклонениями от норм до сих пор у нас пещерное. Если бы мы с детства воспитывались в одних и тех же коллективах, то воспринимали бы друг друга с большей добротой и открытостью, не видя различий между нами по внешним проявлениям.

Программа обучения и развития в детском саду с комбинированными группами составляется в соответствии с требованиями Министерства и с учетом индивидуальных особенностей деток. Есть стандарты, по которым составляются программы, но в них вносятся коррективы в зависимости от состояния здоровья и физических особенностей малышей.

Читайте также:

      

  • Эффективность работы по снижению заболеваемости воспитанников в доу
  •   

  • Эстетика это в философии кратко
  •   

  • Политика предприятия это кратко
  •   

  • Отчет о проведении тренировки по эвакуации при пожаре в доу
  •   

  • Семинар в доу на тему использование современных технологий

Примерный план психологической характеристики малой группы


указанием источников и способов сбора
информации

об
ее основных параметрах)

Параметры
малой группы

Детализация
параметра

Источник
(способ сбора) эмпирической информации
о данном параметре

Состав

Численность;

распределение
по полу;

распределение
по возрасту;

распределение
по типу довузовского образования (для
студенческих групп);

социальные
различия, имеющие значение для анализа
отношений в группе;

успешность
обучения

Официальные
документы (журнал, личные дела, зачетные
книжки);

беседа
с классным руководителем (куратором
студенческой группы);

анкета

Композиция

Соотношение
подгрупп, выделенных внутри малой
группы при описании ее состава

Анализ
выявленных при описании состава

соотношений

История
образования и развития группы

Дата
образования группы;

причины
образования;

особенности
изменения и обновления состава;

длительность
существования в настоящем составе;

важнейшие
события жизни группы

Официальные
документы (приказ о зачислении, зачетные
книжки, личные дела); беседа с классным
руководителем (куратором студенческой
группы);

анкета

Структура

Структура
коммуникаций;

структура
предпочтений (социометрическая
структура);

структура
формальных отношений;

структура
неформальных отношений

Наблюдение;

социометрическая
методика;

анализ
документов (списка поручений,
распределения обязанностей в группе);

беседа
с классным руководителем (куратором),
другими преподавателями;

психологические
методики (см. раздел 4)

Продолжение таблицы
1

Параметры
малой группы

Детализация
параметра

Источник
(способ сбора) эмпирической информации
о данном параметре

Групповые
процессы (групповая динамика)

Образование
и развитие малой группы;

групповая
сплоченность;

лидерство

Беседа
с классным руководителем (куратором),
другими преподавателями;

наблюдение;

беседа
с членами группы;

социометрическая
методика;

психологические
методики (см. раздел 4);

психологические
упражнения (см. приложение 2.1)

Групповые
нормы и ценности

Правила
поведения в группе;

традиции
группы;

опыт
совместной деятельности;

анализ
конфликтов и типичных способов их
разрешения

Беседа
с классным руководителем (куратором),
другими преподавателями, в настоящее
время и ранее тесно взаимодействовавшими
с группой);

наблюдение;

беседа
с членами группы;

психологические
методики (см. раздел 4);

психологические
упражнения (см. приложение 2.1)

Система
санкций

Позитивные
(поощрительные) санкции;

негативные
(запретительные) санкции

Наблюдение;

беседа
с членами группы;

беседа
с классным руководителем (куратором);

психологические
методики (см. раздел 4);

психологические
упражнения (см. приложение 2.1)

Заключение

Краткое
резюме по каждому параметру;

оценка
преобладающих типов отношений в
группе;

общая
оценка социально-психологического
климата в группе;

прогноз
вероятного развития группы на
предстоящий учебный год;

Методика
изучения социально-психологического
климата;

беседа
с членами группы;

беседа
с классным руководителем (куратором),
другими преподавателями, в настоящее
время и ранее тесно взаимодействовав-шими
с группой

Продолжение таблицы
1

Параметры
малой группы

Детализация
параметра

Источник
(способ сбора) эмпирической информации
о данном параметре

необходимость
психолого-педагогических воздействий
(указать, каких именно и обосновать
их выбор)

1.
Состав
группы.
Его
описывают, опираясь на имеющиеся
документы (журнал, личные дела) и исходя
из официально утвержденного списка
класса или студенческой группы. Необходимо
проанализировать распределение по
полу, возрасту (в студенческой группе),
типу довузовского образования, изучить
социальные различия (например, сравнить
количество жителей г. Перми и студентов,
приехавших из других населенных пунктов,
входящих в изучаемую группу), успешность
обучения, изменения состава группы за
последнее время. Если сведений,
содержащихся в документах, недостаточно
или доступ к ним затруднен, для сбора
недостающих сведений можно предложить
членам группы заполнить небольшую
анкету.

2.
Композиция
группы
.
Описать ее позволит анализ данных,
полученных при изучении состава группы.
Важно изучить соотношение выделенных
подгрупп в малой группе. Например,
группа, состоящая из 5 мальчиков и 22
девочек, имеет композицию, существенно
отличающуюся от выявленной у группы,
включающей в себя 7 девочек и 20 мальчиков.

3.
История
образования и развития группы.

Каждая группа имеет свою историю:
необходимо выяснить, когда и как она
была создана, в течение какого времени
существует в том составе, который
сложился к настоящему времени, какие
важнейшие события пережила (смена
классного руководителя, куратора,
расформирование ранее существовавших
групп, смена типа обучения и т.п.). По
мере развития группы может меняться и
содержание ее основных параметров.

4.
Структура группы.
В
каждой группе одновременно сосуществуют
несколько структур: структура предпочтений
(социометрическая), коммуникативная
структура, структура формальных
отношений, структура неформальных
отношений. Описание и выделение какой-либо
структуры зависит от целей исследования,
типа группы, имеющегося
социально-психологического инструментария
и навыков его использования. Наблюдение
можно осуществить с целью: как организованы
информационные потоки в группе, как
распределяется внутри группы важная
для нее информация, кто имеет преимущества
при ее получении извне, у каких членов
группы обычно сконцентрирована эта
информация, какими путями и способами
она распространяется. Результатом таких
наблюдений может стать описание
коммуникативной
структуры

группы.

Социометрическая
методика позволит выявить структуру
предпочтений (социометрическую
структуру
)
в группе или систему симпатий и антипатий,
предпочтений и отвержений между членами
группы, определить социометрические
статусы всех членов группы, т.е. высчитать
суммарные показатели предпочтений и
отвержений, полученных каждым ее членом
(см. разд. 4).

Для
школьного класса (студенческой группы)
характерна выраженность социометрической
структуры – структуры эмоциональных
предпочтений. Чаще всего в классе она
формируется по половому признаку и по
признаку успешности в учебной деятельности
(в 5-9-х классах), предпочтениям учителя
(в младших классах). Такая структура
неустойчива, существенно зависит от
текущих событий и отношений. Часто могут
возникать эмоциональные (основанные
на субъективных оценках и пристрастиях)
конфликты.

Важно
выделить дружеские диады и микрогруппы
и описать их стабильность/непостоянство,
степень доброжелательности отношений
между микрогруппами [2].

5.
Групповые процессы (групповая динамика)
Описание
групповой динамики основывается на
понимании группы как динамической
реальности, поля сил, в пределах которого
любое действие, предпринятое отдельным
членом группы, оказывает влияние на
группу в целом. В каждую единицу времени
в группе развертываются разнообразные
динамические процессы, обеспечивающие
ее развитие. В число групповых процессов
включают образование и развитие группы,
феномен группового давления, групповую
сплоченность, лидерство и принятие
групповых решений. Глубокий анализ всех
групповых процессов весьма трудоемок
и требует высокого уровня
социально-психологической квалификации.
Поэтому в психологической характеристике
группы целесообразно ограничиться
рассмотрением трех процессов: образования
и развития группы, групповой сплоченности
и лидерства.

Образование
и развитие группы
.
Изучаемая
вами группа образовалась до вашего
взаимодействия с ней, поэтому необходимо
реконструировать картину образования
группы, опираясь на свидетельства
очевидцев – членов группы и педагогов,
работавших с ней с момента ее образования,
а затем попытаться осуществить диагностику
уровня ее развития.

Уже
простое соприсутствие членов группы
во время их первой встречи (первого
организационного собрания) является
началом сложного процесса ее
социально-психологического развития.
В социальной психологии существует
большое количество описаний процесса
развития малой группы. В отечественной
психологии широкое распространение
получила модель Л.И.Уманского [5], в
которой развитие малой группы представлено
следующим образом.

1.
“Номинальная
группа”:
формальная группа, имеющая название,
внешне заданные цель и структуру (пока
только это и объединяет членов группы).

2.
Группа-ассоциация:
возникают некоторые первичные связи,
ассоциации между членами группы и той
деятельностью, которой они собираются
заниматься. Заданные извне цели, способы
и виды деятельности принимаются членами
группы. Возникает первичная межличностная
интеграция.

3.
Группа-кооперация:
отличается уже большей общностью между
ее членами. Он характеризуется появлением
уже определенного единства целей,
интересов и действий, а также появлением
первичного опыта совместной групповой
деятельности и первичных общих групповых
переживаний.

4.
Группа-корпорация:
отличается наличием уже достаточно
устойчивой общности интересов, целей,
действий, групповых переживаний,
формальным и неформальным, организационным
и психологическим (включая интеллектуальное,
эмоциональное и волевое) единством
группы в целом, однако часто еще
характеризуется проявлениями группового
эгоизма и индивидуализма, подчас включая
и антисоциальные ориентации. Может
противопоставлять себя другим группам.
Характеризуется самодостаточностью
(с точки зрения данной группы).

5.
Группа-коллектив:
характеризуется не просто устойчивой
общностью интересов, целей, действий и
групповых переживаний; организационным
и психологическим (включая интеллектуальное,
эмоциональное и волевое) единством –
это свойственно и этапу “корпоративной
группы”. Коллектив отличается высшим
уровнем осознанности всех этих моментов
и максимальной консолидированностью
действий членов группы. Кардинальное
отличие коллектива от корпоративной
группы состоит в доминировании
просоциальных целей. Коллектив не бывает
самодостаточным, его члены рассматривают
себя и свою группу как инструмент
общественного развития.

Описанные
этапы не обязательно выступают как
сменяющие друг друга. Группа может
остановиться в своем развитии на любом
из описанных этапов, начиная с первого,
или распасться, перестав существовать
как группа. Но миновать тот или иной
этап в своем развитии невозможно [2,3].

При
работе с конкретной группой (школьным
классом) можно воспользоваться
результатами исследований американских
психологов Г.Стенфорда и А.Е.Роарка,
которые выделили следующие этапы
развития школьного класса.

1.
Ориентационный этап: формируются
представления учащихся о классе и друг
о друге. Структура отношений складывается
в основном из диад, реже – триад. Учитель
воспринимается как основной авторитет
в школе.

2.
Формирование групповых норм, образа
группы как целого в представлениях
учащихся.

3.
Этап межличностных конфликтов, которые
возникают из-за стремления учеников
вырваться из-под опеки взрослого
(учителя) в решении вопросов, касающихся
жизни класса.

4.
Первый опыт решения внутригрупповых
конфликтов приводит на этом этапе к
развитию сплоченности и солидарности.

5.
Впервые возникают элементы сложившейся
группы с выраженным чувством «Мы».
Доминируют учебная активность и учебные
цели. Исследователи рассматривают
данный этап как наиболее удобный для
учителя с точки зрения управления
ученическим коллективом.

6.
Доминирование эмоциональной активности,
переоценка групповых норм, класс
«закрывается» для взрослого руководителя.

7.
Высший этап зрелости: группа открыта
для проявления и разрешения конфликтов,
уровень групповой сплоченности достаточно
высок [2].

Групповая
сплоченность.

Она
проявляется в наличии в группе общих
настроений, оценок, норм, в общности
реакций на воздействия извне или изнутри,
в готовности к принятию коллективной
ответственности за те или иные действия
группы. Сплоченность делает группу
более управляемой, повышает самооценку,
снижает тревожность, порождает у членов
группы чувство личной защищенности.

Лидерство.
Этот процесс связан с особым типом
межличностных отношений в группе,
построенных на психологическом влиянии
одного члена группы на другого (других),
на отношениях власти, с одной стороны,
и подчинения – с другой. Лидер – член
группы, обладающий наибольшим
психологическим влиянием (способный
вызывать своим поведением изменения в
поведении, отношениях, ощущениях других
членов группы).

Лидерство
необходимо для решения задачи управления
групповой активностью. Группа развивает
свою активность в двух сферах:
инструментальной (связанной с деловыми
отношениями, с решением поставленной
перед группой задачи) и экспрессивной
(охватывающей межличностные отношения
и контролирующей групповое единство).
Соответственно, можно говорить об
инструментальном и экспрессивном
лидерстве. Действия инструментального
лидера направлены на достижение группой
поставленной перед ней задачи.
Экспрессивный лидер обеспечивает
поддержание благоприятной психологической
атмосферы в группе и групповую интеграцию.

Оказывая
влияние на членов группы, лидер избирает
один из стилей управления группой. Со
времен К.Левина принято выделять
авторитарный, демократический и
нейтральный (попустительский) стили.
Рассматривая групповые процессы в
изучаемой группе, необходимо выявить,
кто в ней выдвигается на роль лидера,
какие ценности и цели он имеет (к чему
побуждает группу, в каком направлении
выстраивает ее активность), какой стиль
управления группой предпочитает [2].

6.
Групповые нормы.
Под
групповыми
нормами

понимают правила, выработанные группой
в процессе совместной деятельности.
Эти правила принимаются и разделяются
членами группы, которые подчиняют им
свое поведение. Благодаря таким
правилам-регулятивам и становится
возможной совместная деятельность. Они
выражаются в типичных способах поведения
в значимых для группы ситуациях,
воплощаются в ее традициях и других
формах выражения ценностей группы и
ее отношений к социальным явлениям.

7.
Система санкций.

Члены группы могут различаться по мере
(степени) принятия групповых норм, по
степени соответствия его поведения
групповым ожиданиям. Каждая группа
вырабатывает и особые механизмы
обеспечения соблюдения групповых норм
ее членами – санкции.
Они могут быть поощрительными
(позитивными) и запретительными
(негативными). Поощрительные
санкции

воплощаются в формах поведения группы,
выражающих поддержку и одобрение
поступка (действия) отдельного члена
группы (улыбках, дружеских возгласах,
похлопываниях по плечу, создании
благоприятных условий для последующих
действий, предоставлении необходимой
информации и т.п.). Запретительные
санкции
,
напротив, связаны с такими формами
поведения группы, в которых выражено
негативное отношение к поступку
(действию) данного члена группы (бойкот,
возвращение переданных им в пользование
членам группы вещей, предметов,
игнорирование его вопросов и обращений,
невыполнение ранее принятых группой
по отношению к нему обещаний, исключение
из различных форм совместной деятельности
и т.п.).

При
изучении школьного класса, студенческой
группы необходимо выяснить, как в данной
малой группе принято относиться к
нарушениям принятых групповых норм.
Какие наказания применяются к нарушителям?
Как группа поощряет тех, кто следует
негласным предписаниям группы? К чему
в большей степени склонна группа – к
наказаниям или к поощрениям? Как ведут
себя в ситуациях, побуждающих к применению
санкций, лидеры и социометрические
«звезды»? [2].

Диагностика
групповых процессов в исследуемой
группе может эффективно осуществляться
не только с помощью способов сбора
информации, приведенных в табл. 1, но и
при наблюдении за группой в процессе
выполнения упражнений. Они могут
восприниматься членами группы как
интересные коллективные игры, включаться
в различные воспитательные (внеклассные)
мероприятия. Исследователь же получает
возможность наблюдать за развертыванием
групповых процессов (приложение 1).

8.
Заключение.
Завершая
характеристику, необходимо привести
краткое резюме по каждому из описанных
выше параметров, оценить преобладающие
типы взаимоотношений в группе, сложившийся
к моменту описания социально-психологический
климат. Необходимо также попытаться
дать прогноз вероятного развития группы
на предстоящий учебный год. Кроме того,
следует привести аргументы, подтверждающие
необходимость психолого-педагогических
воздействий. При этом требуется указать,
какие именно воздействия необходимы,
и обосновать их выбор.

Таблица
2

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Психолого-педагогическая характеристика группы.

Количество учащихся первого курса математического факультета группы 2.2 – восемь человек. Из них двое юношей и шесть девушек. Возраст студентов – семнадцать-восемнадцать лет. Ребята знают друг друга недолго, так как учатся вместе один месяц, кроме того, все приехали из разных городов. Поэтому устоявшиеся традиции пока в группе выражены слабо.

Группа довольно активна, полна творческой энергии. Преобладают положительные духовные запросы, стремление к учебе. Все члены группы стремятся сотрудничать и помогать друг другу. Вместе с тем, у некоторых наблюдается потребность в самоутверждении и самореализации, стремление выделится. Более всего уважают коллективистов, делающих все ради группы, как, например, старосту.

Большинство студентов группы живут в общежитие, что сильнее сближает их, они стремятся постоянно общаться друг с другом, а также поддерживают дружеские отношения со студентами других групп.

В группе существует справедливое отношение ко всем членам, стремление поддержать слабых в общей деятельности, чувство защищенности каждого.

В группе имеются органы самоуправления в лице старосты, который поддерживает связь с деканатом математического факультета и ставит в известность всех членов группы о требованиях деканата. Староста активен, легко сходится с людьми, не испытывает трудностей в общении. Также все члены группы помогают старосте и поддерживают его. Он пользуется доверием и авторитетом у своих одногруппников.

 Студенты могут сами выбрать своих представителей по различным видам деятельности, например, деятельности профсоюза, организации праздников: «Первокурсник» и т. п.

Группа доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоится.

Учащиеся легко, свободно, быстро, с высокой результативностью согласуют свои действия. Имеющиеся отдельные группировки активно взаимодействуют друг с другом, поддерживая общегрупповое единство.

Способные организаторы группы являются ее авторитетными и полномочными представителями. Группа умеет регулировать и контролировать свои эмоциональные состояния. Ребятам нравится быть вместе, участвовать в совместной деятельности.

Студенты заинтересованы своей будущей профессией. Никто не сожалеет о сделанном выборе, все очень рады, что учатся на математическом факультете в ВГУ. На вопрос, «на какой факультет вы бы сейчас хотели поступить?», все ответили, что снова выбрали бы математический факультет.

Чтобы выявить структуру межличностных отношений в группе, основанную на симпатиях и эмоциональных связях, я провела социометрическое исследование.

Первый вопрос: с кем бы вы пошли на день города?

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Белых Ольга

2

3

1

2.

Куприн Георгий

2

1

3

3.

Малеева Юлия

1

2

3

4.

Никитина Дарья

2

1

3

5.

Попова Юлия

1

2

3

6.

Соболева Ирина

1

2

7.

Трухачев Сергей

1

2

8.

Швецова Наталья

2

1

3

Количество выборов

5

1

1

3

4

0

3

5

Второй вопрос: с кем бы вы готовились к контрольной работе по математическому анализу?

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Белых Ольга

1

2

2.

Куприн Георгий

1

3.

Малеева Юлия

1

2

3

4.

Никитина Дарья

2

3

1

5.

Попова Юлия

1

2

3

6.

Соболева Ирина

1

7.

Трухачев Сергей

1

8.

Швецова Наталья

2

1

3

Количество выборов

1

4

0

4

4

0

4

0

          – 5 и более баллов – лидеры;          

           – 3-4 баллов – «предпочтительны»;

           – 1-2 балла – «пренебрегаемые»;

           – 0 баллов – «изолированные».

По первому вопросу определилось два лидера, один человек оказался «изолированным». Я думаю, это связано с тем, что девочка очень застенчива и стеснительна. Но, тем не менее, она стремится общаться с одногруппниками, Один из лидеров – староста группы.

По второму вопросу лидеров не оказалось, так как практически у всех ребят одинаковые способности к математике. Все заинтересованы в получении знаний и стремятся разобраться с новым материалом. Те, кто оказался в группе «изолированных» просто не успели проявить себя.

Из моих наблюдений за группой можно сделать вывод, что характер общего «эмоционального климата» в коллективе бодрый, жизнерадостный. Группа очень дисциплинирована.

Для студентов первого курса очень важно постараться как можно быстрее привыкнуть, втянуться в студенческую жизнь и учебу. Поэтому им следует как можно больше общаться друг с другом, проводить экскурсии в природу.

Добавить комментарий