Автор Кузнецова Лариса Ивановн, г. Губкин Белгородская область
Социально-психологический портрет современной семьи.
Кузнецова Лариса Ивановна, педагог дополнительного образования,
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Дворец детского (юношеского) творчества «Юный губкинец»
Губкинский городской округ Белгородской области.
Семья создаётся не только ради счастья двоих, мужа и жены, но и для счастья их детей. Крепкие, духовно здоровые семьи — благополучие всего Отечества. Устойчивость семьи достигается только в том случае, если она полноценно функционирует.
Семья имеет социальную и личностную направленность, внешнюю и внутреннюю стороны жизнедеятельности. Эти качества отражаются во всех действиях членов семьи и выражаются в ее функциях. Функции семьи удовлетворяют одновременно определенные потребности каждого в семье и имеют общественную значимость. Воспитание детей, формирование личности ребенка – основная обязанность семьи. Однако есть немало трудностей в этом важном деле. Родители не всегда могут оптимально организовать процесс воспитания детей. Им не хватает знаний, опыта. Поэтому они нуждаются в помощи. Получить ее они могут в образовательном учреждении, которое посещает ребенок. Но прежде чем квалифицированные специалисты – педагоги определят основные направления работы с семьей, они должны иметь полное представление о современной семье. Эту задачу призвано решить данное социологическое исследование.
Цель работы: на основе данных социологического исследования составить социально-психологический портрет современной семьи.
Исследование было проведено среди родителей и учащихся образовательных учреждений г. Губкин Белгородской области. Количество участников опроса: 2759 человек.
В результате проведенного исследования обозначился следующий социально-психологический портрет семей, проживающих в городе Губкин. Так как выборка была случайной, то оказалось, что большинство участников опроса составляют женщины. Лишь пятая часть от общего числа респондентов – мужчины. Следовательно, можно сказать, что наш социально-психологический портрет в основном имеет женское лицо.
Участники опроса представлены однодетными и двухдетными семьями примерно в равной мере. Более половины (65,5%) имеют собственное жилье. Социальный состав респондентов разнообразен. Но преобладают работники промышленной и бюджетной сферы.
Семья – это тот специфический социальный институт, в котором переплетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждого в отдельности. В настоящее время для среднестатистической семьи характерны определенные жизненно важные функции, с исключением которых теряется смысл самого существования семьи.
Среди важнейших функций, применительно к современной семье, можно выделить следующие функции:
- Воспитательная функция.
- Эмоциональная функция.
- Функция интеллектуального общения.
- Функция хозяйственно – бытовых отношений.
- Духовная функция.
Опираясь на результаты данного исследования, рассмотрим каждую из них.
1.Воспитательная функция.
Во многих семьях, принявших участие в исследовании, воспитание детей осуществляется на основе «женской психологии» Роль главы семьи отведена мужчине в 29,8% семей.
Большинство участников опроса (54.0%) считают, что основное воспитательное воздействие на своих детей оказывает мать. Следующую по значимости позицию занимает отец (29.8%). Далее следуют школа (23.2%), друзья и улица (21.5%), телевидение (19.8%), бабушки и дедушки (14.1%). Последнюю позицию в данном рейтинге занимают книги (8.3%).
Известно, что общественное воспитание детей дошкольного и школьного возраста осуществляется также в основном женщинами. Поэтому из-за неучастия в воспитании детей мужчин, с каждым годом более острыми становятся вопросы поло-ролевой идентификации мальчиков, воспитания у них «мужских» качеств личности.
Данное исследование показало, что 82.1% родителей сохранили свой брак. 21.1% респондентов заявляет, что воспитание детей осуществляется в крепкой семье, где, по их мнению, сложилась полная гармония между супругами. Однако, большая часть участников опроса не смогла отнести свою семью к вышеназванной категории.
В 17.9% семей – родители в разводе (примерно каждая восьмая). 4,6% респондентов охарактеризовали свои семьи, как проблемные, где взаимоотношения между супругами плохие. 17.2% семей в целом устойчивые, но скандалы между супругами бывают часто.
Таким образом, выявлены семьи, находящиеся в сложном социально – психологическом положении из-за неблагоприятных супружеских взаимоотношений.
В вопросах воспитания детей супругам помогают родители. Это предполагает наличие традиционных подходов в воспитании детей, предающихся из поколения в поколение.
В 4.2% семей детей не наказывают. В остальных семьях наказание – один из методов воспитания. Основные формы наказания: чтение «морали», запрет чего-либо, окрики, «домашний арест». Физическое наказание применяется крайне редко.
Более половины родителей считают, что их взаимоотношения с детьми строятся на основе равноправия. Некоторые придерживаются авторитарного стиля во взаимоотношениях.
Воспитательная функция семьи состоит в том, что реализует потребности супругов в отцовстве и материнстве через общение с детьми и их воспитание. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых граждан общества.
64.9% участников опроса считают, что воспитание детей – это тяжелая и нервная работа. Этот факт настораживает. Если супруги выросли в атмосфере пропаганды «абортного мышления» и имеют страх перед родительством, то рождение детей будет восприниматься ими как непреодолимая трудность и ущемление личной свободы. Аборты в таких семьях неизбежны. Это, в свою очередь, может привести к охлаждению отношений, вплоть до развода.
Влияние школы на воспитание детей.
По степени влияния на детей родители отводят школе третье место. В то же время большинство родителей (96%) считает, что образовательное учреждение в целом оказывает положительное воспитательное воздействие на детей. Почти каждый пятый родитель (18.9%), принявший участие в исследовании, признал, что у него не хватает педагогических знаний и опыта.
Полученные данные могут свидетельствовать о положительном отношении родителей к школе и уважении к ней. С другой стороны, известно, что значительная часть семей не сотрудничает с образовательным учреждением, и, в силу различных причин, они становятся все более закрытыми для внешнего влияния.
Все это говорит о необходимости высоко профессионально и тактично работать с каждой семьей, а не только с теми, кто в силу сложившегося положительного отношения к школе легко идут на сотрудничество.
2. Эмоциональная функция.
Эта функция тесно связана с досугом, организацией свободного времени. Как показало исследование, есть родители (13.2%) для которых организация досуга детей является проблемой.
Наиболее популярной формой проведения свободного времени является просмотр телепередач (36.2%). Однако такое время провождение отрицательно влияет на развитие личности. Известно, что восприятие телепередач приводит к большому расходу энергии у человека. Быстро сменяющиеся яркие картины на экране постоянно «атакуют» в долговременной памяти образы, которые составляют индивидуальный опыт жизни ребенка. Создаются оптимальные условия для внедрения в детское сознание транслируемых по телевидению моделей поведения.
Психологи утверждают, что длительный просмотр телепередач – это не что иное, как форма психологической зависимости, уход от реальной жизни.
В данной ситуации взрослым можно предложить не критиковать впустую телевизионные программы и не запрещать детям их просмотр. Следует больше усилий направлять на организацию такого же зрелищного, динамичного и красочного детского досуга, как и телевизионные передачи, но только с пользой для здоровья и личностного развития детей.
«Важнее всего в воспитании – личный пример!» – все знают этот лозунг, но редко, кто его глубоко осознает и тем более осуществляет.
Как показал опрос, не достаточно популярными формами проведения досуга в семьях являются любимые дела. Возможно, любимым делом стало труднее заниматься из-за нехватки денег. (Более половины родителей, принявших участие в исследовании, испытывают недостаток денежных средств). Однако это происходит и из-за неумения взрослых организовать доступный по средствам, совместный и полезный для всей семьи отдых или какое-либо занятие. Поэтому и дети не умеют осуществлять такой целенаправленный поиск. У них нет интересных увлечений во время своего досуга, что в рамках профессионального и личностного самоопределения может рассматриваться как тревожащий фактор, предполагающий не успешную социализацию не только подрастающего поколения, но и самих родителей.
Эмоциональная функция семьи способствует удовлетворению потребности домочадцев в симпатии, уважении, признании, поддержке, психологической защищенности. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию общества, содействует сохранению психического здоровья граждан.
Если в семье отсутствует атмосфера мира и взаимопомощи, если супруги недоброжелательны друг к другу и агрессивны к детям, то происходит невротизация всех членов семьи. В детях формируется психология разрушителя с дивеантным поведением. Неумение выстроить правильные отношения делает развод единственным выходом.
3.Функция интеллектуального общения.
Назначение функции интеллектуального общения – обеспечение взаимопонимания как наиболее прочного основания семьи. Ведь порой только для того, чтобы выговориться и быть услышанным приходит клиент на консультацию к психологу. Каждому члену семьи нужен уют и комфорт, отношение доверия, чувство защищенности и покоя. Но, главное, человек нуждается в том, чтобы его выслушали, поняли, и приняли таким, какой он есть.
Обеспечение функции интеллектуального общения происходит на фоне дефицита времени для общения и свидетельствует о том, что данная функция является особенно проблематичной.
Поэтому настораживает тот факт, что 60,2% родителей назвали «нехватку» времени как одну из основных причин, мешающих воспитанию детей. В то же время А.С. Макаренко считал, что для воспитания нужно не большое время, а разумное использование малого времени.
Для большинства родителей наиболее актуальной проблемой является успеваемость детей. Вслед за ней значимыми являются проблемы дисциплины, нравственное воспитание.
Каковы особенности планирования родителями перспектив своих детей?
Прослеживается ориентация не на профессию, а на образ жизни. Это положительная тенденция. Многие родители заранее не программируют своих детей на получение определенной профессии или высокого социального статуса, а просто хотят, чтобы ребенок вырос хорошим человеком. Некоторые родители ориентируют своих детей на получение высшего образования. Они хотят видеть своих детей успешными, имеющими высокий социальный статус.
4.Функция хозяйственно – бытовых отношений.
Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в обеспечении семьи родным домом, питанием, одеждой; содействует сохранению здоровья членов семьи. В ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается полноценный отдых и восстановление затраченных в общественном труде физических сил.
Две трети участников опроса имеют собственное жилье. Однако большинство испытывают материальные трудности. Четверть родителей обеспокоены отсутствием трудолюбия у своих детей. Поэтому можно предположить, что в силу объективных обстоятельств эта функция до конца не реализуется.
Если общество не создает условий для обеспечения молодой семьи собственным жильем, то отсутствие семейного крова становится причиной разладов и разводов. Молодые родители не выдерживают бремени материальных трудностей, что ведет к безотцовщине и безнадзорности детей. Поэтому возможно предположение, что самая объемная функция хозяйственно – бытовых отношений в семье, от которой в огромной степени зависит нравственное и трудовое воспитание, вообще благополучное существование семьи, является «слабым» местом для многих семей.
5. Духовная функция семьи утверждает ценность семьи; определяет необходимость исполнения Заповеди любви; реализует потребность быть с родными во всех жизненных обстоятельствах и иметь общую благословлённую судьбу. В семье создаются наилучшие условия для раскрытия творческого потенциала каждой личности с гражданской позицией созидателя.
Отсутствие духовно-религиозных оснований в современной семье искажает всю эмоционально-смысловую систему внутрисемейных отношении. Порождают безнравственность, сексуальную невоздержанность и пошлость. Негативно влияет на все функции семьи. Разводы становятся нормой.
Исследование показало, что более половины родителей считают себя верующими и полагают, что Православная Церковь способствует укреплению семьи. 80% родителей используют в воспитании детей ценности православной культуры.
И.А. Ильин писал: «человеческая семья, в отличие от «семьи» у животных, есть целый остров духовной жизни. И если она этому не соответствует, то она обречена на разложение и распад. История показала и подтвердила это с достаточной наглядностью: великие крушения и исчезновения народов возникают из духовно-религиозных кризисов, которые выражаются, прежде всего, в разложении семьи…» /7/
Семья создаётся не только ради счастья двоих, мужа и жены, но и для счастья их детей. Крепкие, духовно здоровые семьи — благополучие всего Отечества. Устойчивость семьи достигается только в том случае, если она полноценно функционирует.
Семья имеет социальную и личностную направленность, внешнюю и внутреннюю стороны жизнедеятельности. Эти качества отражаются во всех действиях членов семьи и выражаются в ее функциях. Функции семьи удовлетворяют одновременно определенные потребности каждого в семье и имеют общественную значимость.
Нарушения функций семьи — это такие особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют и препятствуют выполнению семьей своего предназначения. В таком случае супружеский союз в буквальном смысле «раздирается» внутриличностными противоречиями и растет число семей, духовно неграмотно и психологически беспомощно несущих последствия взаимных претензий, ссор, обид, конфликтов, кризисов и разводов.
Поиском выхода из сложившегося кризиса семьи занимаются, как государственные, так и общественные институты. Пробудилась потребность сохранения лучшего наследия отечественной культуры. Ищется национальная идея, способная выразить тысячелетние традиции России и дать ясные духовно-нравственные ориентиры в общественной жизни. Этой объединяющей идеей может стать Православие. Культура жизни православной семьи восходит к святоотеческой традиции и пронизана ее духом. Она сосредотачивает высокие смыслы человеческой жизни, которые сохраняются в традициях и передаются от родителей к детям, объединяя этнос в единый народ, сильную нацию.
Понимание основ построения настоящей семьи позволит сократить число разводов и поможет родителям правильно воспитывать своих детей, учитывая особенности детско-родительских отношений. Это может произойти, если в семью вновь вернутся христианские добродетели: вера, надежда, любовь.
Литература.
1. Афанасьева Т.М. Семья. М.: Просвещение, 1985.
2.Браун Дж., Кристеисен Д. Теория и практика семейной психотерапии. — СПб.: «Питер», 2001. —352 с.
3.ВеберГ. Кризисы любви. – М.,2002.— 304 с.
4.Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. – М.: «Класс», 1998. — 208 с.
5.Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьей: семейная терапия.— М.: «Класс», 1999. —176с.
6.Зорин К.Н. И будут два одной плотью.— М.:«Русский Хронограф», 2004.—288 с.
7.Ильин И.Л. Путь духовного обновления: О семье/ Сост. Ю.Т. Лисица, собр. соч. в 10 т.. т.1. М.: «Русская книга», 1996. —400 с.
8.Кравцова М. Воспитание детей на примере святых царственных мучеников. — М.: «Благо», 2002. —286 с.
9.Культура семьи: учебное пособие/ Сост.: Н.Г. Храмова, Г.Г. Алексеева, А.А. Сараева. Кострома: ГОУВПО КГУ им. Некрасова, 2005. -208с.
10.Минияров В.М. Психология семейного воспитания.- Воронеж: «Модэк», 2000. — 256 с.
11.Протоиерей Евгений Шестун. Православная семья. — Самара, 2000.— 272 с.
12.Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Под ред. Е.Г. Селяевой. – М.: «ACADEMIA», 2002. – 192 с.
13.Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред.Б.Д. Карвасарского. – СПб.: «Питер».2002. —1019с.
14.Разумихина Г. Мир семьи. — М.: «Просвещение». 1986. —208 с
15.Ривина Е.К. Зачем знакомить дошкольников с родословной.- М..2005. —24 с.
16.Сапогова Е.Е. Психология развития человека. — М.: «Аспект Пресс». 2001. —460 с.
17.Сатир В. Психотерапия семьи. — СПб.: «Речь», 2001. —283 с.
18.Семейная психотерапия. Хрестоматия / Составители: Э.Г. Эйдемиллер. Н.В. Александрова, В. Юстицкис. — СПб.: «Питер», 2000. —506 с.
19.Соловьёв В. Смысл любви. — М.: «Путь», 1995. — 288 с.
20.Троицкий С.В. Христианская философия брака. — Клин: «Христианская жизнь», 2001. —224 с.
21.Флоренская Т.А. Диалоги о воспитании и здоровье. – М.: «Школа-Пресс», 2001. —96 с.
Приложение
Анкета
Предлагаем Вам принять участие в исследовании «Социально-психологический портрет современной семьи». Только благодаря вашей помощи возможно определение основных направлений работы с семьей и решения задач воспитания подрастающего поколения. Анкетирование анонимное – фамилию указывать не надо. Выбор ответа отмечайте любым значком.
1. Ваша семья… (Выберите ответ)
а) очень крепкая: полная гармония между супругами в целом
б) крепкая, хотя между супругами иногда случаются размолвки
в) в целом устойчивая, хотя ссоры между супругами бывают часто
г) семья проблемная, взаимоотношения между супругами плохие
д) не полная
2. Как вы оцениваете состояние бюджета вашей семьи?
а) денег до зарплаты не хватает
б) живем от зарплаты до зарплаты
в) на повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды затруднена
г) в целом желания совпадают с возможностями
д) можем почти ни в чем себе не отказывать
3. Как изменилось материальное положение Вашей семьи за последний год?
а) осталось без изменений б) улучшилось в) ухудшилось
4.Кто (что) оказывает на вашего ребенка основное воспитательное влияние?
а) жена б) муж в) бабушки, дедушки
г) улица д) школа е) телевидение, компьютер
ж) книги з) друзья, улица и) кто (что) еще
5. Какие проблемы воспитания детей являются для вас наиболее важными?
а) незнание психологических и возрастных особенностей детей
б) дисциплина
в) нравственное воспитание
г) воспитание трудолюбия
д) организация досуга
е) несогласованность супругов в выборе методов воспитания
ж) здоровье
з) общение со сверстниками
и) успеваемость
6. Что мешает вам в воспитании детей?
а) мало времени б) плохие жилищные условия
в) нет педагогического опыта, знаний
г) ситуация в семье не благоприятная для воспитания детей
д) не хватает денег
7. Чем занимается ваш ребенок (дети) в свободное время?
а) спорт б) просмотр телевизора
в) слушание музыки г) чтение книг д) общение с друзьями
е) прогулки на улице ж) любимое дело
8. С какими из суждений Вы согласны, а с какими нет?
а) согласен б) не согласен
Суждения |
А |
Б |
1.Хороший родитель должен оберегать своих маленьких детей даже от маленьких трудностей и обид |
||
2.Ребёнок, когда повзрослеет, будет благодарить родителей за строгое воспитание |
||
3.Если бы родители больше интересовались делами своих детей, дети были бы лучше и счастливее |
||
4.Родители должны воспитать детей высоконравственными людьми |
||
5.Родители должны считать детей равноправными по отношению к себе во всех вопросах жизни |
||
6. Родители должны знать, как поступить, чтобы их дети не попали в трудные ситуации |
||
7.Ребёнка, который злится на весь мир, лучше оставить в покое |
||
8.Самое лучшее наследство – воспитанность |
||
9.Дети, которым внушили уважение к нормам поведения, становятся хорошими уважаемыми людьми |
||
10.Пороки ребенка не рождаются, а воспитываются |
||
11.Воспитание детей это тяжёлая и нервная работа |
||
12.Внимательный родитель должен знать, о чём думает его ребёнок |
9. Какие меры поощрения и наказания, с Вашей точки зрения, более всего применимы к ребенку (детям)? (напишите)
меры поощрения:
меры и наказания:
10. Какое воспитательное воздействие оказывает на Вашего ребенка (детей) школа.?
а) большое положительное воздействие
б) в целом положительное воздействие
в) никакого воспитательного воздействия не оказывает
г) оказывает отрицательное воздействие
11. Какой должна быть семья в идеале? Напишите__________________________________
12. Кем (каким) бы Вы хотели видеть своего ребенка (детей) в будущем?
13.К кому (куда) бы Вы обратились за помощью в случае необходимости?
а) к родственникам
б) к друзьям
в) в школу (учителя, администрация)
г) в организацию, где работаю
д) другое
14. Можно ли сказать, что Вы:
а) верующий
б) колеблющийся
в) не верующий
15. Считаете, ли Вы, что Православная Церковь способствует укреплению семьи?
а) да
б) нет
в) затрудняюсь ответить
16.Используете ли Вы в воспитании детей ценности православной культуры?
а) да
б) нет
в) частично
Сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе:
17.Ваш пол_______________ 18.Возраст_________________
19.Количество детей в семье
20.Образование
21. К какой социальной группе Вы себя относите?
1.Работник промышленного предприятия
2.Служащий государственных или муниципальных органов власти;
3.Работник сельскохозяйственного предприятия;
4.Работник бюджетной сферы (культура, образование, здравоохранение);
5.Пенсионер;
6.Предприниматель;
7.Временно не работающий;
8.Другое
22. Вы проживаете:
1. в собственном доме
2. в муниципальной квартире
3. в собственной квартире
4. в общежитии
5.в съемной квартире
6.у родственников
7.другое (напишите)
Благодарим за сотрудничество!
Анкета
«Социально-психологический портрет современной
семьи».
Вопросы
1. Поддерживаете
ли Вы и Ваш(а) супруг(а) отношения со своими родителями? (Выберите нужное
количество ответов.)
— живем вместе с родителями |
— оказываем помощь при болезни |
||
— ходим к ним в гости |
— они помогают нам воспитывать детей |
||
— помогаем друг другу материально |
— родители умерли |
2. Ваша семья …
(Выберите ответ!)
— другое (что
именно) _
— очень крепкая: полная гармония между супругами в целом |
|
— крепкая, хотя между супругами иногда случаются |
|
— в целом устойчивая, хотя скандалы между супругами |
|
— семья проблемная, взаимоотношения между супругами |
3. На ком в
Вашей семье, как правило, лежат заботы о воспитании ребенка (детей)? (Выберите
нужное количество ответов.)
— |
— |
||
— |
— |
||
— |
— |
||
— |
— |
— другое (что
именно) _______________________
4. Кто (что)
оказывает на Вашего ребенка (детей) основное воспитательное влияние? (Выберите
нужное количество ответов.)
— |
— |
||
— |
— |
||
— |
— |
||
— |
— |
— другое (что
именно) _______________________
5. С кем Вы любите
проводить свободное время? (Выберите нужное количество ответов.)
— |
— |
— |
|||
— |
— |
— |
—
другое (что именно) _______________________
6. Что Вы больше
всего любите делать в свободное время? _
7. Чем
занимается Ваш ребенок (дети) в свободное время?
— другое (что
именно) _______________________
— |
— |
||
— |
— |
||
— |
— |
||
— |
8. Какие
проблемы воспитания ребенка (детей) являются для Вас наиболее важными?
(Выберите нужное количество ответов.)
— |
— |
||
— |
— |
||
— |
— |
||
— |
— |
||
— |
— |
||
— |
— |
||
— |
— |
9. Общаясь с
ребенком (детьми), о чем Вы беседуете?
— об учебе, успеваемости |
— о событиях дня |
||
— о друзьях |
— о будущем |
||
— о своей работе |
— беседуем очень редко |
— другое (что
именно) _______________________
10. Кем бы Вы
хотели видеть своего ребенка (детей) в будущем?
11. Что, на Ваш
взгляд, мешает Вам в воспитании ребенка (детей)?
— |
— ситуация в семье неблагоприятная для воспитания детей |
||
— |
— |
||
— |
— |
— другое (что
именно) _______________________
12. Как Вы
оцениваете состояние бюджета Вашей семьи в течение года? (Выберите нужное
количество ответов.)
— |
— |
||
— |
— |
||
— |
— |
13. Присутствует
ли Ваш ребенок (дети) при обсуждении семейного бюджета? (Выберите один ответ.)
— |
— |
||
— |
— |
14. С какими из
суждений Вы согласны, а с какими нет?
Суждения |
А |
Б |
В |
Г |
1. |
||||
2. |
||||
3. Если |
||||
4. Родитель должен делать все, |
||||
5. Родители должны считать |
||||
6. Родители должны знать, как |
||||
7. Ребенка, который злится на |
||||
8. Дети, которым разрешается |
||||
9. Дети, |
||||
10. Родители, которые |
||||
11. Воспитание детей — |
||||
12. Внимательный родитель |
А — |
В — |
Б — |
Г — |
15. Что чаще
всего является причиной конфликтов с ребенком (детьми)?
— |
|
— |
|
— |
|
— |
|
— |
|
— |
|
— |
|
— |
— другое (что
именно) _______________________
16. Как Вы чаще
всего разрешаете конфликты с ребенком (детьми)?
— настаиваю на |
|
— пренебрегаю |
|
— стараюсь с |
|
— «ухожу в |
— другое (что
именно) _______________________
17. Какие меры
поощрения и наказания, с Вашей точки зрения, более всего применимы к ребенку
(детям)?
Меры |
Меры |
1. |
1. |
2. |
2. |
3. |
3. |
18. Назовите
основные права и обязанности Вашего ребенка (детей) дома.
Права |
Обязанности |
1. |
1. |
2. |
2. |
3. |
3. |
19. Назовите
Ваши основные права и обязанности как родителя.
Права |
Обязанности |
1. |
1. |
2. |
2. |
3. |
3. |
20.
Охарактеризуйте пятью словами Вашего ребенка (детей) и Вас как родителя.
Ваш |
Вы |
1. |
1. |
2. |
2. |
3. |
3. |
4. |
4. |
5. |
5. |
21. Какое
воспитательное воздействие оказывает на Вашего ребенка (детей) школа (другое
образовательное учреждение)? (Выберите один ответ.)
— большое положительное воздействие |
— никакого воспитательного воздействия не оказывает |
||
— в целом положительное воздействие |
— оказывает отрицательное воспитательное воздействие |
22. Продолжите,
пожалуйста, предложения:
а) по-моему,
семья и школа (любое образовательное учреждение) в настоящее время
б) если бы я был
членом комиссии содействия семье и школе на своем предприятии, то я бы
23. Любите ли Вы
свою работу?
— |
— |
||
— |
— |
||
— |
— |
— другое (что
именно) _______________________
24. К кому
(куда) бы Вы обратились за помощью в случае острой необходимости? (Выберите
нужное количество ответов.)
— |
|
— |
|
— |
|
— |
|
— |
Сообщите,
пожалуйста, некоторые сведения о себе:
Ваш пол___________
Возраст ________________
Количество детей в
семье ____________________
Пол ребенка (детей)
_________________________
Возраст ребенка
(детей) _____________________
Ваше семейное
положение ___________________
Образование _______________________________
Профессия _________________________________
Благодарим за
сотрудничество!
В своей деятельности педагоги, психологи, социальные работники постоянно сталкиваются с разнообразной документацией. С каждым годом она дополняется, видоизменяется, и порой трудно удержать в голове все аспекты, которые нужно описать. Характеристика на семью является одним из таких основных документов. Для того чтобы не задаваться вопросами, с чего начать описывать семью, какие данные нужно собрать, в какой последовательности ее оформить и грамотно сформулировать выводы, нужно ознакомиться со структурой этого документа и создать для себя образец характеристики на семью.
Характеристика семьи: с чего начать?
Перед тем как будет составлена характеристика семьи, нужно пройти ряд подготовительных этапов, в результате которых будет собрана информация для документа:
- Провести беседу с учеником, понаблюдать за его поведением, использовать психологические методики, направленные на изучение восприятия ребенком своей семьи, оценку им психологического климата внутри семьи.
- Посетить место проживания ребенка и его семьи, составить акт обследования жилищных условий.
- Побеседовать с родителями на предмет взаимоотношений с ребенком. Оценить степень участия родителей в школьной жизни ученика можно по участию их в родительских собраниях, проверке его дневника, посещению учебного заведения по собственной инициативе.
Для получения более объективной картины изучение места жительства семьи лучше не проводить в одиночку. Можно привлечь представителя родительского комитета, социального педагога или психолога (особенно в случае неблагополучных семей).
Первичные (формальные) данные о семье
Характеристика семьи должна начинаться с основных, первичных данных о ее членах:
- Ф.И.О., год рождения, образование, место работы и должность, контактные телефоны матери, отца или людей, которые их заменяют.
- Информация о других членах семьи (Ф.И.О., кем приходятся ученику, сфера деятельности, контактные данные): бабушек, дедушек, братьев, сестер и других.
- Информация о других людях, которые не являются членами семьи, но длительное время проживают в одном доме (Ф.И.О., сфера деятельности, кем приходятся остальным членам семьи, контактные данные).
- Адрес, по которому проживают члены семьи.
Жилищно-бытовые характеристики семьи
Следующим этапом будет описание жилищных условий, в которых проживает семья. На их основании нужно сделать вывод о том, насколько комфортно находиться там ребенку, насколько реализованы его основные нужды.
- Количество комнат, наличие отдельной комнаты у ребенка, наличие отдельного места для отдыха.
- Соблюдение санитарно-гигиенических норм жилья: регулярность уборки, захламленность помещения и т. д.
- Наличие необходимой мебели, места для учебной или игровой деятельности ребенка, техники и учебных принадлежностей или игрушек.
- Вывод о том, насколько место проживания влияет на успешность развития ребенка.
Социальные особенности семьи
Социальная и психологическая характеристика семьи ребенка – наиболее важная и массивная часть всего документа. К социальным особенностям семьи относятся:
- Статус: полная, неполная, многодетная или с одним ребенком, данные об усыновлении или опеке над ребенком.
- Материальная обеспеченность семьи: насколько стабилен заработок, от каких факторов он зависит (выплата алиментов, сезонный труд, безработность или нетрудоспособность членов семьи), есть ли у ребенка карманные деньги, насколько он обеспечен необходимыми вещами (едой, одеждой, учебными принадлежностями), испытывает ли семья финансовые трудности, каким образом материальное состояние влияет на психологический климат в семье (удовлетворенность, чувство неполноценности, конфликты).
- Социальная устойчивость/неустойчивость семьи, склонность к зависимостям (алкогольной, наркотической, азартным играм) или правонарушениям.
- Распределение обязанностей и основных функций (бытовых, финансовых, эмоционально-терапевтических, воспитательных и др.).
- Кому принадлежит формальная или фактическая роль в воспитании ребенка. Необязательно ее могут выполнять одни и те же люди. Например, работающие за границей родители формально являются воспитателями своего ребенка, а фактически эти функции выполняет другой родственник (бабушка, дедушка), который находится в непосредственной близости от ребенка.
Психологические характеристики семьи
К психологической составляющей, которую включает характеристика на семью, входят такие основные моменты:
- Тип воспитания (авторитарный, демократический, либеральный) и его подвиды: гиперопека, попустительство, отвержение, требовательность, любовь и другие.
- Описание психологического климата в семье: устойчивость, напряженность, стабильность обстановки, преобладающие эмоции и состояния (радость, агрессия, апатия, безразличие, страх, спокойствие и т. д.).
- Степень заинтересованности родителей взаимоотношениями ребенка со сверстниками, его достижениями, успехами в учебной деятельности.
- Наличие совместных с ребенком занятий, как проводится досуг в семье, как родители реагируют на успехи и неудачи сына или дочери.
Исходя из этих данных, можно сделать вывод о том, насколько эффективными и правильными являются методы воспитания ребенка, нет ли у него педагогической запущенности.
Оценка влияния семьи на ребенка
В этом блоке характеристика семьи включает данные об участии родителей в школьной жизни ребенка и делаются общие выводы.
Учебную деятельность родители могут контролировать постоянно, периодически или вовсе не интересоваться этим вопросом. Они могут мотивировать или относиться безразлично к желанию ребенка учиться и развивать свои интересы. Различны и частота посещений собраний, характер реакции на рекомендации и замечания педагогов (адекватная и неадекватная).
Общие выводы делаются на основании полученных данных: насколько благополучна или неблагополучна семья в материальном, социальном и психоэмоциональном плане, какие аспекты и каким образом влияют на развитие ребенка, на что будет порекомендовано обратить внимание родителям или другим воспитателям.
Описание работ, проведенных с семьей
В этом блоке характеристика на семью ученика включает описание всех работ, которые проводили специалисты разного профиля с семьей: беседы, консультации психолога, социального или медицинского сотрудника, тренинги, семинары. Стоит упомянуть все случаи, когда и кем были проведены посещения на дому, обращались ли члены семьи сами за помощью и какие изменения произошли (не произошли) в результате всех мероприятий.
Данный образец характеристики на семью является наиболее полным, потому что охватывает все сферы жизни, особенности воспитания и условия, в которых развивается ребенок.
Особенности характеристики семьи в работе психолога
Психологическая характеристика семьи помимо названных аспектов о стиле воспитания, психоэмоциональном состоянии может быть дополнена другими данными:
- кто выполняет роль главы семьи (матриархальный или патриархальный стиль принятия решений);
- структура семьи: открытая (допускают других людей в круг общения семьи), закрытая (общаются по большей части только друг с другом), смешанная;
- наличие традиций;
- кто и каким образом оказывает наибольшее влияние на ребенка в семье, насколько реализована его потребность в защите и любви;
- совместимость членов семьи по основным параметрам (темперамент, характер, направленность).
Для этого вида деятельности в арсенале школьного психолога желательно иметь методику “Тест-опросник родительского отношения” Варга и Столина.
Карта обследования семьи ученика
Более короткой и упрощенной может быть характеристика семьи. Образец ее представляет собой бланк, включающий такие основные моменты:
- Данные о родителях и других проживающих с семьей людей.
- Адрес и общая характеристика помещения.
- Социальный статус семьи.
- Материальная обеспеченность ее членов.
- Какая помощь необходима (материальная, психологическая, медицинская).
- Какие виды работ с семьей проводились.
Карта обследования – это тоже характеристика семьи. Образец отличается только отсутствием данных о морально-психологическом облике семьи и выводов о социально-психологическом комфорте ученика.
Характеристика неблагополучных семей
Характеристика на неблагополучную семью включает те же основные данные, касающиеся возраста, занятости, материального благополучия всех ее членов, состояния места проживания, социально-психологического образа, методов работы с семьей и выводов.
Однако в этом случае делается акцент на том, к какому типу неблагополучных семей относится данная, причины возникновения трудностей, особенности их влияния на развитие и воспитание ребенка. Если семья неблагополучна в материальном плане (потеря кормильца, многодетность с невозможностью полноценного материального обеспечения всех членов и т. д.), описывается соответствующая предложенная помощь (ремонт, бесплатное питание ребенка в столовой и прочее).
Если семья неблагополучна в социальном или психологическом плане (зависимости, насилие, тяжелые заболевания значимых близких), тогда характеристика неблагополучных семей должна быть дополнена сведениями о том, какая помощь была оказана ребенку, что сделали службы по работе с несовершеннолетним, чтобы помочь ему справиться со сложными жизненными обстоятельствами.
Что включает характеристика ученика из неблагополучной семьи?
Нужно добавить, что, если специалист имеет дело с ребенком из неблагополучной семьи, за характеристикой самой семьи должна последовать характеристика учащегося. Это связано с тем, что такой ребенок может испытывать значительные трудности адаптации в учебном заведении, что естественным образом скажется на успеваемости и отношениях в коллективе. Такому ребенку необходимо особое внимание со стороны педагогического коллектива и, возможно, помощь смежных специалистов.
Если характеристика на семью ученика описывает в этом случае причины и развитие трудностей, с которыми ее члены столкнулись, то характеристика ребенка должна показывать, каким образом эти трудности на нем отражаются. Это преобладающее настроение, личностные черты, мотивация к учению, опрятность, организованность, желание общаться, наличие друзей, дисциплинированность, отношение к поручениям и общественной деятельности, отношение к критике, статус в коллективе, наличие вредных привычек и другие аспекты.
Характеристика семьи ученика должна быть тем ресурсом, с помощью которого можно не только выявить, но и предотвратить возможные трудности в развитии подрастающего поколения.
метки: Семья, Ребенок, Функция, Социальный, Общество, Человек, Население, Психологический
Введение…………………………………………………………………………………………..3
1. Социально-психологический портрет современной
российской семьи……………………………………………………………………………….5
1.1. Функции семьи…………………………………………………………………………….5
1.2. Психология современной российской семьи………………………………..7
2.Проблемы молодой семьи………………………………………………………………..10
2.1. Браки и разводы в современной российской семье………………………10
2.2. Семейные конфликты…………………………………………………………………..12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………….20
Список используемой литературы………………………………………………………23
Введение
Семья — социальная система воспроизводства человека, основанная на кровном родстве, браке или объединяющая людей общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В первобытной семье допускалась полная свобода полового общения внутри семьи, то есть между членами одного и того же рода (стадная групповая социология).
Выделяют специфичные функции семьи, такие как супружество, родительство и родство [1. C.6].
9 стр., 4117 слов
Социализация пожилых людей в современном российском обществе
… свертывание выполняемых социальных функций и переход в пенсионный статус [см.: Соколова, 93]. Среди российских ученых делается … передачи своего жизненного опыта молодым. Однако в современных экономических условиях перед представителями старшего поколения встает … минимальный размер оплаты труда; обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых …
Актуальность выбранной темы в том, что Семейная жизнь двух людей — это настоящее испытание не только для самих супругов, но и для их детей, на которых самым непосредственным образом сказывается влияние родителей и их проблемы.
Общеизвестно, что семья является уникальным социальным созданием человечества. Фактически, это явление — первый вид общения людей. В некотором отношении каждая семья — это уникальная система, обеспечивающая своим членам уникальную среду.
Тема семьи была, есть и будет, всегда актуальной и для многих исследователей она является краеугольным камнем в понимании личностного развития и социальных отношений, поэтому семья заслуженно является объектом изучения многих академических величин.
Не мало важный факт, что в нашем современном обществе большие семьи становятся редкостью, а родственники подчас бывают едва знакомы. Вероятно, родственные связи становятся менее прочными, сосредотачиваются в рамках так называемой нуклеарной семьи, состоящей только из родителей и детей. Даже бабушки и дедушки часто живут отдельно от внуков. Такая разрозненность не может не порождать отчужденности.
В основе семейных связей лежит кровное родство. Казалось, что может быть крепче и надежнее для защиты человека от одиночества? Но далеко не в каждой семье даже самые близкие люди понимают друг друга.
Семья является клеточкой социального организма, живущей с ним в едином ритме, отражающая, как капелька воды, и большие идеи, и большие общие цели.
Для изучения данной темы были поставлены следующие задачи:
· Рассмотреть функции семьи;
· Охарактеризовать социально-психологический портрет современной российской семьи.
· Изучить и рассмотреть основные проблемы молодой семьи
Семья в современном обществе является особой малой группой, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения[5 C.35].
1. Социально-психологический портрет современной
российской семьи
1.1. Функции семьи
Семья всегда выполняет целый ряд социальных функций, среди которых, прежде всего выделяют репродуктивную и воспитательную.
Экономический спад повлиял на рождаемость. В большинстве городских семей всего один ребенок. Сегодня в России не осуществляется даже простое воспроизводство населения.
По статистике, включающей бездетные семьи и несемейных людей, для поддержания воспроизводства населения России необходимо, чтобы 50% семей имело троих детей.
Общественная ценность семьи состоит, прежде всего, в духовном воспроизводстве жизни, т.е. в воспитании детей (воспитательная функция).
Воспитание детей в семье — большой ежедневный труд, и физический (например, уход за малышами), и умственный (например, духовное развитие детей).
Благодаря семье ребенок получает первые трудовые и нравственные навыки: помощь по дому, определенные правила поведения, забота о родителях [8. C.118-120].
Важнейшее средство воспитания ребенка — личный пример родителей. Воспитательное влияние семьи на растущего в ней ребенка в целом определяется семейными нормами, ценностями, интересами. Жизнь каждой семьи определяет развитие привычек и нравственных качеств ребенка, как положительных, так и отрицательных. Они составляют «социальное наследство», которое родители передают детям: стиль поведения и общения с людьми, моральные нормы и жизненные ценности[8. C.123]. Здоровье нового поколения, как духовное, так и физическое, тем крепче, чем больше в семье супружеской и родительской любви.
7 стр., 3451 слов
Приемные семьи в пространстве детско-родительских отношений
… появившиеся в России, заключают с государством контракт, на основании которого семья обязуется воспитывать ребенка в течение определенного времени и получает за это деньги. Ослон В.Н., … обстоятельств (например, в случае болезни ребенка). Проведенное Л.С.Печниковой в детской психиатрической клинике исследование детей, воспитывающихся в приемных семьях, показало, что комплекс имеющихся у них …
К другим функциям семьи относятся[1. C.105]:
1) хозяйственно-бытовая — поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;
2) экономическая — получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;
3) сфера первичного социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;
4) духовного общения — развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;
5) социально-статусная — предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
6) досуговая — организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;
7) эмоциональная — получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.
В разные периоды жизни семьи приоритетное место занимает то одна, то другая функция. Так для молодой семьи в числе приоритетных — репродуктивная функция, для пожилой — функция духовного общения.
Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль — один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индив……..
Список используемой литературы
1. Гурко, Т.А. Актуальные проблемы семей в России [Текст]/Т.А. Гурко.- М.: Институт социологии РАН, 2006. — 223с.
2. Демографический ежегодник России [Текст]: 2005. С. 238.
3.Информационно-консультативный вестник по вопросам семьи и детства[Текст], 2004. — 20с.
4. Российский статистический ежегодник 2010 [Текст]: Стат.сб./Росстат. -М.,
2011. — 108с.
5.Тюгашев, Е. А. -Семьеведение [Текст]/ Е. А. Тюгашев, Т. В Попкова Новосибирск: 2003. — 2 99с.
6. Тольц, М.С. Рождаемость и трансформация семьи в современной России [Текст]// М.С. Тольц, О.И. Антонова, Е.М. Андреев. — Вопросы статистики.
2007. №5. — 54с.
7. Россия 2012: Стат. Справочник [Текст]/ Росстат. — М., 2012. — 59 c.
8. conferancie.ru/sovety-molodym/507-braki-i-razvody-v-rossii-2010-2011-statistika-i-dinamika.
20 стр., 9793 слов
Проблема многодетной семьи в контакте социальной работы
… решить ни они сами ни члены их семей ни друзья ни соседи ни даже доброжелательные чиновники. Для этого требуются люди особой профессии – социальные работники. Затянувшееся кризисное состояние … Все это позволяет сделать вывод что в условиях России потребность в социальной работе является особенно острой и всеобщей. Социальные работники помогают всем нуждающимся решать проблемы возникающие в …
Практически нет ни одного социального или
психологического аспекта поведения ребенка,
который бы не зависел от семейных условий в
настоящем или в прошлом. В семье формируются не
только социально значимые качества личности, но
и свойственные ей оценочные критерии. В зависимости от конкретных обстоятельств
жизни семьи, характера взаимоотношений между
родителями и детьми, складывающегося в общении и
совместной деятельности, особенностей семейного
воспитания у подростков формируются привычные
формы отношений к другим людям, труду, познанию
окружающего мира, своим обязанностям, а также
устойчивые способы действия, поведения и
деятельности.
В сентябре-октябре 2007 г. в образовательных
учреждениях города Старый Оскол и
Старооскольского района было проведено
социально-психологическое исследование
“Социально-психологический портрет современной
семьи подростка” с целью изучения
социально-психологических особенностей
современной семьи подростка, а также определения
приоритетных направлений работы с семьей,
изучения влияния различных демографических и
социально-стратификационных факторов на цели,
мотивы воспитания ребенка. Специфика
исследования состояла в том, что в качестве
испытуемых выступили две группы респондентов:
подростки и их родители, что делает возможным
получить объемную картину стиля воспитания в
семье, сравнить данные, полученные при опросе
родителей с данными, полученными при опросе
подростков.
В опросе приняли участие 167 родителей из 3
образовательных учреждений города и 167
подростков, общий объем выборки составил 334
человека.
В ходе исследования были изучены особенности
процесса социализации детей в современной семье
и роль семьи в этом процессе. Анализируя
полученные данные, мы можем отметить, что
половина из числа опрошенных родителей (50 %)
оценивает свою семью как “крепкую, хотя между
супругами иногда случаются размолвки” (Рисунок
1). При этом только 19% родителей считают свою семью
“очень крепкой”, 8% указывают на наличие проблем
в семейных взаимоотношениях. Можно сказать, что в
этих семьях существуют определенные трудности в
формировании здорового микроклимата, а значит,
возможно, негативное влияние данного фактора на
воспитание ребенка, на его представления о своей
будущей семье.
Рис. 1
Важно отметить, что 22% детей воспитываются в
неполной семье (12% – родители разведены, 10%
матерей-одиночек). Таким образом, каждый пятый
ребенок воспитывается одним из родителей (как
правило – мамой) и лишен в большей или меньшей
степени воспитательного влияния отца.
По данным исследования 4% семей подростков
находятся на данный момент в ситуации развода.
Хотя число разводящихся семей не выглядит
большим, теме не менее ситуация отражает общую
тенденцию, характерную для нашего общества.
Родительская семья выступает образцом, по
которому в последующем создается собственная
семья ребенка. В исследовании изучался вопрос о
влиянии взаимоотношений супругов на
формирование представлений ребенка о будущей
семье. 19% опрошенных родителей уверены, что
ребенок в качестве модели собственной семьи не
выберет родительскую, то есть сами взрослые
отношения внутри семьи оценивают негативно. 49%
родителей не уверены, что их семья станет
примером для ребенка в будущем. И только 32%
респондентов считают, что родительская семья
будет для ребенка эталоном. То есть только треть
семей имеют положительный опыт семейных
отношений, который транслируют своим детям.
Сравнительный анализ ответов родителей и детей
на вопрос об ожиданиях детей, связанных с семьей
показал следующее. Основные ожидания и родителей
и детей в первую очередь связаны с
эмоциональными отношениями в семье. По мнению
родителей, в первую очередь ребенок ждет от семьи
радости общения, понимания и поддержки (90%
ответов). Во-вторых, для ребенка важен покой и
защищенность в собственной семье (59%). На третьем
месте, по мнению родителей, материальное
обеспечение (49%).(Рисунок 2)
Рис. 2
Из рисунока 3 видно, что представления
родителей об ожиданиях детей от семьи не
совпадают с ожиданиями самих детей по ряду
параметров. Так, родители считают, что основные
потребности детей в семье связаны с обеспечением
покоя и защищенности (59%), организацией быта (22%) и
материальным благополучием (49%), тогда как дети
приоритетным считают теплое эмоциональное
общение в семье (77%), гораздо ниже оценивая все
остальные функции.
Рис. 3
В каждой семье вырабатывается своя
индивидуальная система воспитания, в которой
участвуют не только родители, но и бабушки,
дедушки, школа, социум.
По данным исследования, с точки зрения
родителей основное воспитательное влияние на
ребенка оказывает мать (95% ответов), влияние отца
на ребенка сопоставимо с влиянием школы (65% и 53%
соответственно). Также, по мнению родителей, на
ребенка оказывает влияние телевидение (23 %
ответов), сверстники (19% ответов), улица (7% ответов)
(Рисунок 4).
Рис. 4
95 % родителей отметили, что основные заботы о
воспитании ребенка лежат на матери, доля
родителей, отметивших роль отца в три раза меньше
(32%). Отцы проводят с ребенком меньше времени, чем
матери, к ним ребенок реже обращается за помощью,
реже общаются, проводят свободное время.
Сравнительный анализ ответов показал, что
мнения детей и родителей по ряду позиций не
совпадают. Из рисунка №5 видно, что родители
придают большее значение влиянию учителей, школы
и телевидения, тогда как подростки оценивают
влияние этих аспектов значительно меньше.
Рис. 5
Школа, второй после родительской семьи
институт социализации, который помимо развития
интеллекта и передачи знаний, в течение 11 лет
формирует модели поведения ребенка, его
ценности, его систему взаимоотношения с миром.
Приведенные данные показывают, что большинство
родителей (89%) позитивно оценивают
воспитательное воздействие школы на своего
ребенка, только10% уверены, что образовательное
учреждение, которое посещает их ребенок, не
оказывает никакого воспитательного воздействия
и 1% родителей считают, что школа оказывает только
отрицательное влияние. (Рисунок 6).
Рис. 6
В современной неоднозначной социальной
ситуации совокупность таких факторов, как
занятость на работе, недостаток времени для
общения (64%), низкий уровень
психолого-педагогических знаний и
воспитательская неуверенность (32%) делает
процесс воспитания в современной семье более
сложным. В исследовании изучался вопрос о связи
факторов, препятствующих воспитанию, с возрастом
ребенка. Сравнительный анализ ответов родителей
младших школьников и родителей подростков
показал, что с увеличением возраста ребенка
отмечается увеличение влияния всех выделенных
факторов.
Рис. 7
В первую очередь родители указывают на то, что
им не хватает времени для воспитания детей (53%
родителей младших школьников и 64% родителей
подростков). Дети нередко испытывают дефицит
родительской любви, ласки и внимания из-за
служебной или личной занятости супругов.
Последствия подобного отношения к детям в первую
очередь сказываются в виде тех или иных
поведенческих отклонений. Эта проблема в
последнее время становится все более актуальной
для общества. Для обеспечения необходимого
материального уровня семьи, родители вынуждены
работать на 2-3 работах, что существенно сокращает
время общения в семье.
Следующая группа трудностей связана с
недостатком педагогического опыта и знаний
психологических и возрастных особенностей детей
(29% и 32% соответственно)
Третья группа проблем связана с материальным
достатком (по 19% ответов).
К четвертой группе трудностей можно отнести
несогласованность супругов в выборе методов
воспитания (13 и 18% ответов) и влияние “улицы” (10% и
14%).
Кроме того, родители подростков выделяют
влияние средств массовой информации (31%) в
качестве существенного фактора, воздействующего
на развитие ребенка и, соответственно,
снижающего воспитательное влияние семьи.
Анализируя полученные данные, следует
отметить:
- Родители подростков отмечают больше
трудностей, влияющих на процесс воспитания в
семье, чем родители младших школьников. С
возрастом проблемы, возникшие в младшем школьном
возрасте, не разрешаются, а углубляются. - Родители детей разных возрастов отмечают
схожие трудности, возникающие в процессе
воспитания. Однако, влияние ряда причин, таких
как, недостаток времени для общения с детьми,
недостаток знаний, опыта, несогласованной
родительской позиции родителями подростков
оценивается выше. Можно предположить, что,
несмотря на приобретение опыта воспитания, эти
проблемы не были разрешены своевременно и,
соответственно, перешли в следующий возрастной
этап.
В настоящее время имеется немало исследований,
в которых анализируется различные аспекты
влияния семьи на подростка. Один из основных
факторов, влияющий на формирование личности
ребенка – взаимоотношения родителей и детей.
Особенность отношения родителей к своим детям
закрепляются в их собственном отношении к
окружающим и оценкам их.
В ходе исследования выявлены следующие
тенденции родителей в воспитании подростков:
Эмоциональная дистанцированность, которая в
том числе проявляется в излишней строгости.
(“Ребенок, когда повзрослеет, будет благодарить
за строгое воспитание” – 65 % ответов, “Ребенка,
который злится на весь мир, лучше оставить в
покое” – 35 % ответов).
Повышенный контроль со стороны родителей
(“Внимательный, заботливый родитель должен
знать, о чем думает его ребенок” – 88 % ответов;
“Хороший родитель должен оберегать своих детей
даже от маленьких трудностей и обид” – 53%
ответов).
Противоречивость родительских установок. При
повышенном контроле – готовность воспринимать
подростка как равного (“Родители должны считать
детей равноправными по отношению к себе во всех
вопросах жизни” – 86% ответов). При эмоциональной
дистанцированности родители отмечают
готовность выслушивать откровения детей (96 %
ответов). Требует дальнейшего изучения мотивация
родителей в общении с подростком: установка
“Родители, которые выслушивают откровенные
высказывания детей о переживаниях, помогают им в
более быстром социальном развитии” может
указывать на демократический стиль воспитания
(если мотивом является интерес к жизни ребенка,
доверие ему) и на авторитарный (мотивом общения
является контроль за жизнью ребенка).
Практически половина родителей (47 % ответивших)
считают воспитание тяжелой и нервной работой, не
получают от общения с подростком эмоциональной
отдачи.
Можно сделать вывод о том, что выделенные
тенденции в воспитании подростков не
способствуют решению проблем, а скорее
провоцируют конфликты между родителями и детьми.
Это подтверждается и практикой консультирования
специалистами психологического центра.
Подростки, оценивая воспитательные установки,
позитивно воспринимают гиперопеку со стороны
родителей. Такая ситуация приводит к
инфантилизации (детскости) поведения подростков,
трудностям в формировании ответственности за
собственное поведение (ответственность
перекладывается на плечи родителей). При этом
дети стремятся к эмоциональному контакту с
родителями. 56 % подростков считают, что
“Воспитание – это тяжелая и нервная работа”,
что может негативно сказаться на формировании
родительской модели самого подростка, а также
провоцировать чувство вины по отношению к
родителям.
При исследовании особенностей родительских
стратегий тважно обратить внимание на те целевые
установки, которые ориентируют воспитательный
процесс, то к чему стремятся родители при
воспитании своего ребенка. Перед родителями
ставился вопрос о том, какие качества они хотели
бы воспитать в своем ребенке, прежде всего.
Распределение ответов на этот вопрос приведено в
рисунке 8.
Рис. 8
Сравнительный анализ представлений родителей
и подростков о предпочитаемых качествах
позволили отметить следующие моменты.
Если родители на первое место ставят
воспитание доброты, то подростки на первое место
ставят честность (74% ответов), доброта уходит на
второе место (59 % ответов).
Можно сказать, что в целом представления
подростков и их родителей, относительно
воспитываемых качеств, согласованы. В целевой
системе воспитания доминирующее положение
занимает морально-этический компонент развития
личности.
Также можно отметить, что выбор предпочитаемых
качеств в воспитании ребенка не значительно
зависит от возраста и примерно одинаков как в
семьях младших школьников, так и в семьях
подростков.
В этой связи можно предположить, что
нормативный образ ребенка достаточно устойчив в
представлении родителей принадлежащих, по сути,
к разным поколениям, т.е. культурно устойчив,
транслируется из поколения в поколение.
В ходе анализа полученных данных было
прослежено влияние демографических и
социально-стратификационных факторов на
предпочтение родителей той или иной стилевой
модели взаимодействия с ребенком. При этом были
проанализированы связи между воспитательными
установками и образованием,
возрастом и материальным положением. (Приложение
1)
Одним из значительных аспектов
родительско-детских отношений является
возникновение конфликтных ситуаций.
Взаимоотношение с ребенком в большинстве
опрошенных семей не обходятся без конфликтов.
Также как и в младшем школьном возрасте,
основными причинами конфликтов в семье
подростков являются длительный просмотр
телевизора (54%) и выполнение домашних заданий (27 %).
На втором месте – недисциплинированность (25 %) и
грубость старшим (20%). Эти качества связаны с
волевой сферой личности, конструктивный выход из
конфликтов такого типа требует развития волевых
качеств подростков, тогда как родители не
считают развитие этих сторон личности
приоритетными (только 12 % указали это качество в
качестве желаемого в воспитании).
Частыми причинами конфликтов, по мнению
родителей, являются несоблюдение режимных
моментов (17% ответов), выбор друзей, отношений со
сверстниками (13 % ответов), отказ от уборки, помощи
по дому (13%). Важно отметить, что к подростковому
возрасту, родители реже конфликтуют с
подростками (по сравнению с младшими
школьниками) по поводу несоблюдения режимных
моментов. В незначительной степени на
взаимоотношения с родителями влияют такие
факторы как “употребление алкоголя, курение” и
“внешний вид”. Таким образом, конфликты,
возникшие в младшем школьном возрасте, остаются
актуальными и в семьях подростков (Рисунок 9).
Рис. 9
По данным корреляционного анализа, конфликты
из-за употребления алкоголя, курения,
вызывающего внешнего вида чаще возникают в
семьях, где родители отстраняются от воспитания
детей (влияние оказывает бабушка, дедушка и
улица), родители редко общаются с подростками, не
знают возрастных и психологических особенностей
детей. Важно, что дети из таких семей считают, что
конфликты чаще возникают из-за выбора друзей и
успеваемости, а от семьи ждут материального
обеспечения.
На рисунке 10 приведены как данные родителей,
так и данные подростков. Следует отметить, что
подростки гораздо больше, чем их родители
указывают причин для конфликтов. Таким образом,
существует рассогласованность между
подростками и их родителями в понимании причин
конфликтов, возникающих в семье. Дети
воспринимают ситуацию общения с родителями как
более конфликтогенную, что может быть причиной
защитного поведения подростков
(демонстративного, агрессивного типа).
Рис. 10
В исследовании изучались наиболее часто
используемые стратегии поведения родителя в
конфликте: соперничество, сотрудничество,
компромисс, избегание и приспособление (Рисунок
11, Рисунок 12).
Рис. 11
Рис. 12
Большинство родителей, отвечая на вопрос о
способе выхода из конфликта, предпочли такую
стратегию как сотрудничество (72% опрошенных).
Сотрудничество, позволяя разрешить конфликт,
максимально удовлетворив интересы обоих
конфликтующих сторон, является наиболее
эффективной стратегией. Но, только 49% подростков
отметили, что их родители используют эту
стратегию в разрешении конфликтных
взаимодействий. 23 % родителей выбрали компромисс
(частичное удовлетворение интересов сторон,
взаимные уступки), при этом 14 % подростков
отмечают использование этой стратегии
родителями. Однако, подростки отмечают, что
родители гораздо чаще используют соперничество
(настаивают на принятии своего решения) –
разница составляет 9%.
По данным корреляционного анализа те родители,
которые выбирают в качестве стратегии выхода из
конфликта соперничество, реже общаются с детьми,
считают, что основное воспитательное влияние на
подростка оказывает улица, причинами конфликтов
часто выступают интересы и увлечения детей.
Уход, как ведущая стратегия при выходе из
конфликта, характерна для семей, в которых
ответственность за воспитание лежит на бабушке
(дедушке), и дети и родители оценивают ситуацию в
семье как неблагоприятную, семья не выступает в
качестве образца для подростков в создании
собственной семьи, родители меньше следят за
соблюдением правил и норм поведения. Таким
образом, уход как стратегия поведения в
конфликте отражает неблагоприятную обстановку в
семье в целом и в сфере воспитания в частности.
Компромисс чаще встречается в семьях, где
наблюдается рассогласование в понимании
воспитательных установок между детьми и
родителями. Так, родители не согласны с тем, что
“если бы родители больше интересовались делами
своих детей, дети были бы лучше и счастливее”, в
то время как подростки имеют обратную установку,
а также считают важным соблюдение правил
поведения в семье и стремятся к равенству
позиций с взрослыми.
Для изучения ситуации общения с родителями
нами определялась частота общения в семье, а
также мотивация и инициатор разговора. Анализ
частоты общения родителей с ребенком показал,
что большинство родителей (59%) беседуют со своими
детьми практически каждый день, 23% ответивших –
один-два раза в неделю, 18 % родителей отмечают
дефицит общения с подростком, так как общение
происходит достаточно редко (несколько раз в
месяц и реже). Важно отметить, что подростки
указали, что общаются с родителями реже (чем по
данным родителей). 26 % подростков отмечают
дефицит общения в семье, когда разговоры с
родителями бывают редко (Рисунок 13). Объяснить
результаты можно следующим образом:
Рис. 13
Подростки испытывают дефицит общения в семье
больше, чем родители, так как имеют более высокую
потребность в общении (общение – ведущий тип
деятельности в подростковом возрасте), что
отражается в рассогласовании полученных
ответов.
Общение в семье может проходить “в
одностороннем порядке”, когда родители по своей
инициативе говорят о чем-то с ребенком (возможно,
с воспитательной целью), но подросток такую
ситуацию не воспринимает как доверительное
общение.
Возможны “социально одобряемые” ответы
родителей, когда ответы на вопрос анкеты
формулировался родителем исходя не из реальной
ситуации, а в соответствии с ожиданиями
окружающих (как нужно ответить, а не как есть на
самом деле).
Результаты исследования показали, что родители
и подростки мотивацию общения воспринимают
по-разному. Так, родители считают себя более
инициативными в общении. При этом 38 % ответивших
замечают, что общение в семье с подростком
происходит по необходимости при возникновении
проблем (конфликтное поведение подростка может
выступать способом привлечения внимания
родителей к себе). Подростки отмечают более
низкую активность родителей, а также 30% детей
указывает, что общение в семье происходит только
при возникновении проблем. Важно, что дети
воспринимают себя практически в два раза более
инициативными в общении по сравнению с
родителями, что также указывает на дефицит
теплых эмоциональных отношений в семье
подростков (Рисунок 14).
Рис. 14
Данные исследования свидетельствуют, что этот
аспект является важным для респондентов: 68%
выбирают здоровье и физическое развитие как
наиболее актуальную проблему воспитания. Причем
для родителей младших школьников эта проблема
воспитания также выходит на первый план. Кроме
того, для родителей значимым является
нравственное развитие детей (63 %). (В то время как
для родителей младших школьников более важным
является интеллектуальное развитие ребенка).
Важно, что у родителей подростков отмечается
согласованность общей воспитательной системы. С
одной стороны, они стремятся развивать в своих
детях морально-этические качества личности, с
другой – приоритетным является нравственное
развитие подростка.
Родители отмечают и другие проблемы
воспитания: интеллектуальное развитие (54%),
успеваемость в школе (49%), воспитание трудолюбия
(48%). Лишь небольшое число родителей (3% ответов)
считают, что необходимо воспитывать у ребенка
умение организовывать свой досуг, однако
основными причинами возникновения конфликтных
ситуаций во взаимоотношениях с детьми являются
длительный просмотр телевизора, компьютерные
игры, несоблюдение режимных моментов (Рисунок 15).
Рис. 15
Подростковый возраст является периодом
физического и полового созревания ребенка, когда
в его организме происходят важные изменения,
вызванные процессом роста. С вступлением в
пубертатный период у подростков резко
возрастает интерес к вопросам полового развития
и к сексуальной сфере, степень соответствия
общепринятым стандартам мужественности и
женственности. При этом только 7% родителей
считают актуальной проблему сексуального и
полового воспитания. Можно отметить
противоречие между потребностями подросткового
возраста и традиционным запретом разговоров на
“сексуальные” темы в семье. Это противоречие
может привести к тому, что половое, сексуальное
просвещение подростков будет проходить
стихийным образом, под воздействием взглядов
сверстников и СМИ.
По данным исследований распространенности ПАВ
среди подростков, 18% регулярно употребляют
алкоголь, 52% – от случая к случаю; 14% подростков
курят регулярно, 30% подростков бывают в местах
досуга, где принято употребление наркотических
веществ, а 83% информированы о местах
распространения наркотических веществ. Но
только каждый 9-ый родитель подростка осознает
важность проблемы употребления психоактивных
веществ (14% ответов) в воспитании ребенка.
Для изучения особенностей представлений об
идеальной семье использовался метод
незаконченных предложений:
- Идеальная семья – это, когда:
- Идеальные родители – это те, которые:
- Идеальные дети – это те, которые:
Результаты исследования показали, что
представления об идеальной семье у респондентов
схожи внутри выборки. Основные категории,
используемые для описания идеальной семьи,
относятся к области межличностных отношений. И
родители, и дети подчеркивают важность понимания
между родственниками (“понимают друг друга”) и
целостности семьи (“все вместе”). Существуют
незначительные отличия при описании
эмоционального фона. Так, родители отмечают, что
в идеальной семье – мир, а подростки пишут, что
это семья, где не ругаются.
Таким образом, по мнению респондентов,
идеальная семья – это взаимопонимание между
членами семьи, целостность, спокойствие, любовь,
уважение и взаимопомощь. Важно, что материальные
и социальные категории для описания идеальной
семьи не использовались, т.е. респонденты не
связывают удовлетворенность отношениями в семье
с уровнем доходов и социальным статусом.
Анализируя представления об идеальных
родителях, можно отметить следующее.
В первую очередь, идеальные родители – это те
родители, которые понимают и любят детей,
заботятся о них. При этом с точки зрения
родителей, приоритетно понимание в семье, а с
точки зрения подростков – любовь и забота.
Представления подростков об идеальных
родителях противоречивы. С одной стороны – это
строгие родители (подросткам необходимы
границы), с другой стороны – это родители,
которые “не наказывают” (дети нуждаются в
автономии и свободе). Эти противоречия вызваны
психологическими особенностями возраста.
Больше всего рассогласования в группах
родителей и подростков в представлениях об
идеальных детях. В представлениях подростков от
идеальных детей ожидается послушание и помощь
родителям. В представлениях родителей, идеальные
дети уважают, понимают взрослых. То есть, в
представлениях об идеальных родителях и детях
проявляется двойной стандарт, характерный для
подросткового возраста. С одной стороны,
подростки ожидают эмоционального тепла от
родителей, с другой стороны, сами ориентированы
на выполнение ролевых ожиданий, а не на
доверительные отношения.
Таким образом, дальнейшее развитие семейных
отношений респондентами видится прежде всего в
укреплении семейных связей, развитии теплых
доверительных отношений. Семья выступает как
мощный ресурс, дающий эмоциональную поддержку и
опору каждому своему члену.
В заключении можно отметить, что в исследовании
были рассмотрены: стили семейного воспитания,
причины конфликтов, стратегии поведения в
конфликтах, воспитательные установки, цели,
трудности семьи, где воспитывается подросток.
Также предпринята попытка сравнительного
анализа семьи подростка с семьей младшего
школьника. Специфика проведенного исследования
заключается в стереоскопичности представленных
материалов, так как обозначена позиция как
родителей, так и подростков. Надеемся, что
полученные данные могут быть использованы при
организации воспитательной работы с
подростками, а также для
просветительско-профилактической работы с
родителями.