МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по составлению и ведению психологической карты
Часть 1. Что такое психологическая карта и принципы ее построения
Психологическая карта или психологическое дело – это совокупность документов (характеристики, заполненных бланков методик, заключений, протоколов встреч и т.д.) персонального учета клиента (пациента), которые содержат наиболее полные сведения о структуре личности, эмоциональном состоянии человека и результатах коррекционной, консультативной и другой психологической работы психолога с ним.
В зависимости от организации, в которой ведется личное дело или психологическая карта на клиента, можно выделить следующие виды направленностей, в которых работает психолог:
- Социальная направленность – в данном случает упор делается на трудную жизненную ситуацию. Социальная сфера в России чрезвычайно хорошо развита, но отличается многообразием запросов (например, работа с пожилыми людьми, работа с детьми-сиротами, работа с семьями, находящимися в социально опасном положении и так далее), отсюда и отсутствие общей стандартизации ведения дел психолога и в тоже время большой простор для инноваций в данной области. Отличительная особенность – это помощь людям в адаптации, так что упор делается на стабилизацию и улучшение социального положения, далее подробно будет описана суть ведения дел в социальной сфере.
- Педагогическая направленность – речь идет про образовательные организации, в которых психологи играют не ведущую роль, упор, в основном, делается на помощь в решении педагогических задач (успеваемость и дисциплина) и адаптацию к школе. Редко ведется работа по запросу.
- Профессиональная (организационная) направленность – заключается в диагностических мероприятиях при приеме на работу, подборе персонала и помощи в решении организационных вопросов (как распределить людей в помещении для более продуктивной работы и прочие запросы).
- Медицинская направленность – ограничивается кабинетом психолога или медицинским учреждением, в отличие от социальной сферы, медицина не настаивает на том, чтобы психолог совершал выходы в семью. Здесь ведется диагностика, обучение, развитие и коррекция, как словом, так и нейропсихологическими методами. Большой плюс в том, что зачастую люди замотивированы, если не брать в расчет наркологические клиники или психоневрологические диспенсеры.
- Консультативная и психотерапевтическая направленность – имеется в виду, как консультативные Центры, так и личная практика психологов и психотерапевтов. Стандартизации вообще нет в последнем случае, так как вести ее или нет – решает специалист. Если дело касается Центра – дела, наоборот, строго стандартизированы в зависимости от целей и задач организации.
- Правовая направленность – строго стандартизированные дела и четкая система работы – неоспоримый плюс работы в такой системе, потому что есть четкая структура работы. Еще один плюс – это компьютеризированные методики как по работе с кадровым составом, так и с людьми в правовой ситуации.
Объективность изучения психических явлений. Этот принцип означает, что при изучении психических явлений всегда следует стремиться к установлению материальных причин их возникновения. В силу этого данный принцип требует, чтобы любые психические явления рассматривались в единстве с теми внешними причинами и внутренними условиями, в которых они возникают и проявляются. Построение психологических исследований в соответствии с принципом объективности означает практическую реализацию одного из основных принципов психологии – принципа детерминизма – причинной обусловленности психических явлений.
Принцип объективности требует также изучения человека в процессе его деятельности, так как о психических особенностях человека можно судить только по его реальным поступкам. Исходя из этого принципа необходимо изучать психические явления как в наиболее типичных, так и нетипичных для данного человека условиях. Только в таком случае можно всесторонне охарактеризовать человека и не упустить ничего существенного. Всестороннему анализу должны быть подвергнуты все полученные факты, в том числе противоречащие друг другу. Противоречивые факты должны привлечь особенно пристальное внимание, их ни в коем случае нельзя просто отбросить, а обязательно следует либо найти им объяснение, либо провести дополнительное изучение.
Аналитико-синтетическое изучение личности. В психическом облике каждого человека есть что-то общее, характерное для всех людей данной эпохи. Одновременно с этим люди, живущие в государствах с различными социальными системами, имеют специфические черты, отражающие общественные отношения, существующие в данном обществе. Так, мы специально говорим об особом облике советского человека, сложившемся в условиях развитого социализма. В то же время каждый человек представляет собой неповторимую индивидуальность. Существование в личности каждого человека общего, особенного и индивидуального делает необходимым руководствоваться аналитико-синтетическим принципом при построении исследований.
Изучение психических явлений в их развитии – важный принцип построения психологических исследований. Объективный мир находится в постоянном движении и изменении, и поэтому отражение его не может быть застывшим, неподвижным. Постоянное изменение психики как отражения изменяющейся действительности требует изучения психических явлений в их развитии. Если непрерывно изменяются, развиваются психические явления, то это обязательно должно быть предусмотрено и при построении любого исследования, направленного на их всестороннее изучение.
Часть 2. Содержание психологической карты
В данной части кратко описана общая структура психологической карты. В каждом абзаце даны уточнения.
В первую очередь, в самом начале должен быть титульный лист, на котором кратко написана следующая информация: ФИО клиента, дата его рождения (в некоторых случая и место, в плоть до паспортных данных и номера СНИЛСа), состав семьи, иногда требуется вписать дату обращения или поступления (как в социальных учреждениях, например), как зовут родителей (если ребенок) или ближайших родственников, контактные данные, иногда вписывается и жалобы с запросом. Например, при работе с детьми у которых есть соматические заболевания и даже инвалидность – следует указать это на титульном листе, так как нельзя полагаться на личную память. В сиротских учреждениях обязательно нужно указывать дату поступления и номер группы, куда помещен воспитанник, место его учебы, статус и информацию по побегам, вредным привычкам и склонности к противоправным деяниям (последние три пункта зашифровать в цвете ил буквенном варианте, чтобы не было недопонимания со стороны коллег и детей, которые могут нечаянно увидеть личное дело), а вот личную информацию (как попал, жизненный путь, возможно и паспортные данные, хобби и так далее) на титульную страницу выносить не слишком корректно – лучше указать ее на следующей странице или в социально-психолого-педагогической характеристике. Точно также и при работе с семьями – можно указать состав семьи, занятость, но не доход, вид квартиры и так далее.
В школе немного другая ситуация. Титульный лист психологической карты обучающегося включает в себя следующие пункты: фамилия и имя обучающегося, имя его законных представителей, класс, классный руководитель, контактные данные, метка о статусе ребенка (ОВЗ или не ОВЗ), пометка об учете – внутришкольный контроль или внутришкольный учет или не состоит на контроле.
Далее в зависимости от личных предпочтений или учреждения, в котором работает психолог следует либо ксерокопии документов (характеристики из школ, садов, Центров, от других специалистов и т.д., выписки из медицинской карты, заключение ПМПК и ЦПМПК, индивидуальные планы развития или планы по защите прав ребенка), либо, собственно, характеристики, которые делает психолог.
После идет «План психологической работы» с датами и тематикой занятий, где после каждого занятия психолог ставит свою роспись и отметку о выполнении. Это является обязательным почти для всех учреждений, так как это единственное доказательство, что работа велась. К сожалению, простым словам никто не верит, поэтому к ведению журнала учета психологической работы добавляется и план работы с клиентом (пациентом, учеником, получателем услуг и так далее).
Протоколы или записи встреч психолога с клиентом особенно нужны, если ведется консультирование или так называемые «профилактические беседы». В первом случае – это очень хорошая «шпаргалка», как для человека, работающего с психологом, так и для самого специалиста, плюс — это еще одно доказательство, что психолог работает, а не просто разговаривает. Во втором случае протокол – это обязательный документ встречи, этакий результат, где внизу всегда написано краткое решение, которое клиент будет выполнят. Гарантом выполнения служит подпись как психолога, так и его пациента. Вообще, в обоих случая нужны эти две подписи.
Результаты методик, заключения и продукты деятельности клиента – обязательный материал. Во-первых, так же, как и в протоколах встреч – это напоминание того, что было в «предыдущей серии», только с эмоциональным откликом клиента. Во-вторых, все это показывает прогресс или регресс, направление, куда следует идти, и тупики, из которых нужно срочно искать выход. В-третьих, опять же это все является доказательством того, что опять же психолог работает. Протоколы диагностических обследований. Они имеют чёткую структуру (дата и время проведения обследования, где оно проводилось и кем, название методики, цель, стимульный материал, ход исследования и ее результаты). Протокол отличается от заключения более четкой структурой и чаще используется в образовательной и правовой сфере.
Отдельным пунктом можно вынести «домашние задания» и рекомендации, которые дает психолог своему подопечному или его родителю. Касательно «домашних заданий». Клиент получает непосредственную помощь психотерапевта всего лишь 1-2 часа в неделю, а остальные 166-167 часов в неделю остаётся сам с собой. И в это время его проблемы по-прежнему оказывают на него влияние. Домашние задания помогают клиенту быть «психологом самому себе». Если клиент добросовестно подходит к выполнению домашних заданий — он ускоряет процесс коррекции, быстрее добивается желаемых изменений. В этом деле главное — процесс, а не результат. Результата может и не быть (то есть упражнение может не получиться) — и это всё равно замечательно! Потому что, ещё раз, главное — это стараться делать хоть что-то. Рекомендации важны и при подборе персонала (куда лучше отправить человека трудиться – в общий офис, или на разъездную работу, в детское учреждение или на работу в пансионат к ветеранам труда). Также рекомендации важны и при устройстве ребенка в школу для определения класса или программы обучения. В социальной и правовой сфере, как маяк – какие действия предпринять, чтобы появился позитивный сдвиг. В медицинской сфере – как помощь к какому специалисту обратиться и также указание вектора развития и коррекции. Частично рекомендации можно давать и в психологическом заключении, только в более кратком и уменьшенном объеме.
Часть 3. Особенности ведения психологической карты
В первую очередь, следует уделить внимание правилам ведения:
- Аккуратность и грамотность,
- Понятность изложения материала,
- Структурированность,
- Чистота и опрятность.
Перед тем, как описать частные случаи документооборота. Нужно дать обобщенную схему того, как нужно вести психологическую карту.
Первое, в начале заводится общая канва и как говорят некоторые аналитики «рыба». Перед самым началом работы не только с клиентом, но и в принципе в учреждении, психолог составляет пример личного дела, распечатывает бланки методик и диагностических обследований, титульные листы и так далее.
Далее психолог знакомится с личном делом, медицинской картой или другими документами, которые есть в наличие относительно клиента. Хотя, есть сторонники, что сначала нужно познакомиться с клиентом, а потом с документами. Информацию, полученную из этой документации, психолог вписывает в титульный лист и на основании запроса подготавливает модель обследования (бланки и протоколы).
После диагностики составляется индивидуальный план психологической работы с клиентом. Иногда в него включаются групповые занятия (например, в условиях Центра содействия семейному воспитанию или при работе с зависимыми людьми, или при работе реабилитационного Центра). Как уже писалось выше, такой план представляет собой таблицу, которая разделена на несколько столбцов. Первый – дата, второй – название и структуру занятия (может заполняться вручную и включать межведомственное взаимодействие), третий – роспись и отметка о выполнении. Иногда план составляется до первичной диагностики и включает в себя диагностику, количество и тематику встреч, комплексные занятия, групповые занятия, междисциплинарное взаимодействие, но лучше исходить из запроса, ознакомления с документацией и первичной диагностики и только после этого составлять план работы с клиентом.
После первичной встречи, диагностики и составления плана можно составить предварительное заключение, если требуется, то проводится дополнительная диагностика.
Отдельно складываются описания (протоколы) каждой встречи, которые лучше после написания нужно подписать. Протокол занятия или встречи – это внутренняя документация психолога, она не подлежит копированию и передаче на руки клиенту, если это только не описание сессии (иногда это нужно в рамках психотерапии и клиенты даже делают аудиозаписи встреч).
Каждый лист, написанный психологом, нужно нумеровать, чтобы не было потерянной информации. Личные психологические дела нужно хранить в закрытом шкафу или сейфе (как это делается в правовой системе), чтобы никто из клиентов не мог посмотреть их.
Далее разберем частные случаи. В работе практического психолога есть специальная документация – особый вид документации, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности. В специальную документацию входят: психологические заключения: коррекционные карты; протоколы диагностических обследований, коррекционных занятий, бесед, интервью и т.д.; карты (истории) психического развития; психологические характеристики; выписки из психологических заключений и карт развития.
Из выше перечисленной документации три вида являются закрытыми, а именно: заключения, коррекционные карты и протоколы. Три остальных вида свободные для доступа лиц, заинтересованных в информации. Мало того, их основная цель – ознакомление с индивидуальными психологическими особенностями того или иного человека (той или иной группы).
Выписка считается внешним видом документации и оформляется как по запросу частных лиц, так и по официальному запросу государственных учреждений. Основным текстом выписки является адаптированный вариант той части психологического заключения, где отражены основные выводы, отличительные особенности и проблемы, а также общие и специальные рекомендации. Следует отметить, что в случае официального запроса на данном документе должны быть две подписи: лица, проводившего диагностическое обследование и административного лица учреждения. При конкретизированном запросе в выписке должны быть определены цель и средства психологического обследования, а в итоге подтверждение либо опровержение по факту запроса. В случае выписок из психологических карт к оформлению документа сохраняются с той лишь разницей, что они производятся исключительно по официальным запросам и предоставляются лицам, компетентным в области психологии и юридически ответственным за данные документы.
Психологическая характеристика отражает иной аспект психического развития и позволяет при ознакомлении составить психологический портрет человека либо возрастной группы в целом. Она свободна по форме и не требует визирования административных лиц. Речь идет об индивидуальных психологических особенностях развития, т.е. об особенностях его познавательной сферы, психофизиологических нюансах, коммуникативных предпочтениях, наличии общих или специальных способностей и о многом другом. Психологическое заключение является основной рабочей документацией психолога.
Встречается несколько вариантов психологического заключения.
Вариант 1. Структурированное по парциальным параметрам психического развития. В таких психологических заключениях чаще всего присутствуют отдельные показатели координации моторики, навыков идентификационного письма, обучаемости, мотивационно-потребностной и интеллектуальной зрелости. Данный вид психологического заключения может использоваться при частичных психологических обследованиях.
Вариант 2. Структурирование по комплексным параметрам, включающее показатели психофизического развития, а также оценку его образования. Недостатком данного вида структурирования является отсутствие единого аналитического пространства (психологического). В некоторых случаях используется при оценке отклонения психического развития.
Психологическое заключение должно быть структурировано в соответствии с концептуальными представлениями психолога о процессе психического развития применительно к определенному возрасту, где каждый возрастной этап имеет свою специфику (новообразования), количественную и качественную динамику развития. Опираясь на поликонцептуальный принцип, в психологическом заключении должны быть отражены показатели познавательной, личностно-эмоциональной и коммуникативной сферы, а также психофизиологические и другие особенности. Кроме фиксации значений различных показателей, психологическое заключение включает в себя анализ соответствия возрастным уровням и этапам развития психики, а также необходимость коррекционных, развивающих и обучающих воздействий либо работу по определённым программа.
Приложение 1. Макет психологического заключения
1. Общие характеристики психического развития на основе особенностей психофизического, психофизиологического характера, адаптационного и двигательного комплексов.
2. Познавательное развитие на основе характеристик познавательных процессов и речевой функции.
3. Личностно-эмоциональное развитие на основе характеристик самосознания, мотивационно-потребностной, эмоциональной, ценностной сфер.
4. Коммуникативное развитие на основе характеристик средств и позиций общения.
5. Профессиональная компетентность на основе характеристик актуализации и содержания продуктивных и процессуальных видов профессиональной деятельности.
6. Далее – блоки констатации общего вывода и необходимости профессионального вмешательства:
7. Особенности психического развития.
8. Проблемные аспекты.
9. Психологический прогноз развития.
10. Рекомендации.
Приложение 2. Примерный состав психологичной карты (бланки)
НАЗВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Психологическая карта
№____
_____________________________________________________
Ф.И.О. ребенка
_____________________________________
дата рождения
______________________________________________________
______________________________________________________
Ф.И.О. родителей (законных представителей)
Прибыл (поступил): _____________________________________
Дата зачисления, № приказа о зачислении: __________________
Группа (класс, номер офиса и т.д.): ________________________
Выбыл: ________________________________________________
Дата выбытия, № приказа об отчислении: __________________
Социальный статус (Например, ЛРП – лишен родительски прав) |
Склонность к побегам (по цвету – красный – сбегал, желтый – склонен, зеленый – норма) |
Склонность к асоциальному поведению (черный – были попытки) |
Вредные привычки (зависимости) – (курение – оранжевый, алкоголь – синий, наркотики – коричневый) |
Другое |
Протокол психодиагностического обследования
Ф.И.О. (испытуемого): ______________________________________________
Ф.И.О. (психолога): _________________________________________________
Дата проведения: ______________________
Место проведения: __________________________________________________
Запрос (от кого исходит, причина обращения, заявленная проблема):________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цель обследования (исследование познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и пр.), обоснование выбора методов, методик психодиагностического обследования: _________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методы исследования, методики, психодиагностический материал: _________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Описание хода исследования: ________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СХЕМА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ РЕБЕНКА
ФИО ребенка: _________________________________________________
Дата заполнения: ______________________
Заполнил: родитель, психолог, педагог _________________________________
Характер нарушения |
В чем конкретно проявлялось данное нарушение поведения |
||
Агрессивность |
физическая |
Ломает игрушки, рвет книжки, толкает сверстника, проходя ударяет взрослых, кусается, плюется |
|
Скрытая |
Щиплет других, говорит обидные слова, когда на слышит взрослый |
||
Вербальная |
Ругается, говорит обидные слова, говорит нецензурные слова |
||
В виде угрозы |
Замахивается, но не ударяет, пугает других |
||
В мимике |
Сжимает губы, краснеет, бледнеет, сжимает кулаки |
||
Как реакция на ограничение |
Сопротивляется при попытке удержать от агрессивных действий, препятствие стимулирует агрессивное действие |
||
Направленная на себя |
Кусает себя, щиплет себя, просит себя стукнуть еще раз |
||
вспыльчивость |
В физических действиях |
Неожиданно для всех бросает игрушки, может разорвать пособие, плюнуть |
|
В речи |
Может неожиданно грубо ответить, сказать нецензурное слово |
||
негативизм |
В физических действиях |
Делает все наоборот, с трудом включается в коллективную игру |
|
И отказы |
Отказывается даже от интересной деятельности |
||
вербальный |
Говорит часто слова «не хочу или не буду», нет |
||
демонстративность |
В движениях |
Отворачивается спиной, утрирует движения на занятии |
|
Как ориентация на собственное состояние и поведение |
Стремится обратить внимание на себя в ущерб организации занятий; делая что-то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих |
||
Обидчивость (эмоциональная неустойчивость) |
Как реакция на препятствие |
Обижается при проигрыше в игре |
|
В мимике |
Недовольное выражение лица, плачет |
||
Реакция на оценку других |
Болезненно реагирует на замечания, болезненно реагирует на повышенный тон голоса. |
||
конфликтность |
Активная или реактивная |
Сам провоцирует конфликт, отвечает конфликтно на конфликтные действия других |
|
Вследствие эгоцентризма |
Не учитывает желаний и интересов сверстников |
||
Как недостаточность опыта |
Совместной деятельности, взаимоотношений |
||
Вследствие трудности переключения |
Не уступает игрушек |
||
Эмоциональная отгороженность |
Как центробежные тенденции |
Когда все дети вместе, стремится уединиться |
|
И эмоциональная поглощенность деятельностью |
Входит в помещение и сразу идет к игрушкам: занят своим делом и не замечает окружающих |
||
И особенности речевого поведения |
Не использует речь как средство общения, когда говорит, то речь не обращена к собеседнику |
||
Как псевдоглухота |
Не выполняет просьбу хотя слышит и понимает содержание требований, не реагирует на переход с обычной речи на шепотную |
||
И особенности зрительного контакта |
Избегает смотреть в лицо собеседнику. |
||
Дурашливость |
Реакция на замечание |
Реагирует смехом на замечание взрослого, похвала или порицание не вызывают значительного изменения в поведении |
|
В физических действиях и мимике |
Дурачится, передразнивает в движениях |
||
нерешительность |
В социальных отношениях с другими |
Избегает ситуации устного опроса на занятии, не отвечает, хотя знает ответ, отказывается от ведущих ролей в играх. |
|
Проявляется в речи |
Использует слова: «не знаю», «может быть», «трудно сказать», ребенок не отвечает на вопрос, хотя знает ответ |
||
В физических действиях |
Боится прыгнуть с возвышения |
||
Реакция на новизну |
В ситуации новизны ребенок проявляет тормозные реакции, в новой ситуации менее вариативное поведение, чем привычной |
||
Стархи |
Конкретные |
Страх пылесоса, собаки, темноты, порывов ветра |
|
Реакция на новизну |
Боится входить в новое помещение |
||
Социальные |
Страх новых людей в новой ситуации, страх публичного выступления, страх остаться одному |
||
тревога |
В мимике |
Блуждающий, отстраненный взгляд |
|
В речи |
В речи |
||
В движениях |
В движениях |
||
Во взаимоотношениях с другими |
Спит вместе с родителями, стремится быть поближе ко взрослому |
||
скованность |
В движениях |
Двигательно скован |
|
В речи |
Запинается в речи |
||
Реакция на новизну |
Реакция на новизну |
||
заторможенность |
В познавательной деятельности |
На знает чем заняться |
|
В зрительном восприятии |
Бездеятельно смотрит по сторонам |
||
В речи |
Говорит слишком тихо |
||
Время реакции |
Темп действий замедлен, при выполнении действий по сигналу запаздывает |
||
Эгоцентричность |
Как отношение к себе |
Считает, что все игрушки, все конфеты для него |
|
Во взаимоотношениях |
Считает, что все игрушки, все конфеты для него |
||
В речи |
Часто использует местоимение «Я» |
||
Избегание умственных усилий |
В условиях свободной деятельности |
Не смотрит мультики |
|
На организованных занятиях |
Быстро устает от доступного возрасту умственного задания (на сравнение, обобщение, действия по образцу) |
||
Дефицит внимания |
Сосредоточенность |
Смотрит по сторонам на занятии |
|
В содержание и помощи ребенку |
Приходится словесно повторять задание по несколько раз, требуется сочетание слова с показом способа действия |
||
В речи |
Условия выполнения задания и пр. |
||
Двигательная расторможенность |
Особенности планирования действий |
Поспешно планирует собственные действия |
|
Избыточный темп и количество действий |
Темп действий убыстрен, количество действий избыточно (много лишних движений), действует раньше сигнала |
||
Длительность сдерживания гиперактивности |
Встает на первой половине занятия, когда другие дети еще сидят |
||
Длительность овладения состоянием |
Быстро возбуждается и медленно успокаивается |
||
Речевая расторможенность |
Громкость речи |
Говорит слишком громко, не может говорить обычной силой голоса |
|
Темп речи |
Темп речи убыстрен, речь взахлеб |
||
В социальных отношениях |
Переговаривается на занятии, несмотря на замечания взрослого |
||
Непонимание сложных словесных инструкций |
Путает или пропускает последовательность действий по словесной инструкции |
||
Непонимание сложных словесных инструкций |
Ориентируется на наглядный образец поведения или действий взрослого, а не на объяснение задания |
||
Застреваемость |
В движениях |
Рисует многократно повторяющиеся элементы |
|
Во взаимоотношениях |
Навязчив при общении, привлекает к себе внимание, повторяет одну и туже просьбу |
||
В речи |
Повторяет многократно одну и ту же фразу |
||
На чувствах и эмоциях |
Застревает на обиде |
||
Трудности переключения |
С трудом переключается и пр. |
||
Работоспособность (умственная) |
Быстро устает от задания, требующего умственной активности, устает, когда читают книжку, устает на первой части организованного занятия |
||
Работоспособность (физическая) |
Быстро устает на прогулке, устает от физической нагрузки, теряет работоспособность на первой трети организованного занятия, теряет работоспособность на первой трети организованного занятия, требуется варьирования сложности задания, не требующего умственных усилий, работоспособность колеблется в течение дня, чередование повышенной и пониженной работоспособности |
Психологическая характеристика №______
на (воспитанника, осужденного, клиента, пациента и т.д.)
______________________________________________________________
Используемые методы психологического обследования: _________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Образование: ______________________________________________________
На момент психологического обследования у ___________________ отмечаются следующие индивидуальные и психологические особенности.
Индивидуальные особенности личности (особенности воспитания, значимые
биографические факторы): с кем проживает, кто воспитывает, с кем дружит, кто является значимой фигурой, есть ли в семье люди с зависимостями, доход и т.д.
Особенности взаимоотношений с родственниками: _______________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности высших психических функций (память, внимание, интеллект, речь, мышление, воображение, воля): __________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности личностной сферы (саморегуляция, темперамент, самооценка, правосознание): ____________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Эмоционально-волевые качества: _____________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Стиль взаимодействия: ______________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Адаптация: ________________________________________________________
__________________________________________________________________
В стрессе: _________________________________________________________
__________________________________________________________________
Отношение (к работе, к социальным требованиям, к учебе, к сложившейся ситуации): _________________________________________________________
__________________________________________________________________
Планы и цели на будущее: ____________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Сведений об имеющихся отклонениях в психике и анамнез: ________________
__________________________________________________________________
Уровень психологического благополучия: ______________________________
Вредные привычки: _________________________________________________
Заключение: _______________________________________________________
__________________________________________________________________
Рекомендации:_____________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Психолог ______________/________________
«___»______________20___ г. Ф.И.О. Психолога / роспись
ПРОТОКОЛ
Индивидуальной (воспитательной, профилактической) беседы
От «__» ______ 20____г.
Ф.И.О.собеседника__________________________________________________
Дата рождения _______________
Цель беседы_______________________________________________________
__________________________________________________________________
Содержание беседы_________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предложения_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Беседу проводили:
- ________________________________________________________
- ________________________________________________________
Подпись собеседника______________
Протокол индивидуальной консультации
Ф.И.О. клиента:___________________________________
Возраст:_____________
Цель: _____________________________________________________________
__________________________________________________________________
Ход встречи:
Ход беседы |
Анализ деятельности консультанта (примечание) |
|
Подготовительный этап. |
||
Настроечный этап. |
||
Диагностический этап. |
||
Рекомендательный этап. |
||
Контрольный этап. |
Выводы: __________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата:_________________________
Психолог: _______________________/__________________
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА _________
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города
_________«Школа № ______»
Адрес и индекс учреждения
Телефон:(___) ___-__-__ Факс (___) ___-__-__ Е-mail:
ОКПО ___________ ОГРН __________________ ИНН/КПП ____________ / ___________
Психолого-педагогическая характеристика
обучающегося __ «__» класса
ФИО ученика в родительном падеже, дата рождения
проживающей(его) по адресу: _________________
телефон: +7_________
ФИО обучающегося, обучается в ГБОУ «Школа №950» с _ класса. На данный момент обучается по основной общеобразовательной программе (адаптированной основой общеобразовательной программе для детей с задержкой психического развития, для детей с нарушением слуха, зрения, опроно-двигательного аппарата, для детей с расстройством аутистического спектра), форма обучения очная (заочная с применением дистанционных форм обучения, очно-заочная (на дому), семейная форма обучения). Обучающийся регулярно (изредка, не часто, периодически) посещает индидивуальные/групповые занятия с педагогом-психологом (учителем логопедом, учителем дефектологом) в рамках коррекции и развития эмоциональной сферы ребенка (мотивационной, высших психических функций, навыков общения, профилактики отклоняющегося поведения, сопровождения адаптационного периода, развитие устной или письменной речи, математических представлений).
В классе обучающийся занимает положение лидера (популярный, приятный, непопулярный, изолированный, отверженный). К мнению коллектива, требованиям, критическим замечаниям чаще относится благожелательно (серьёзно, болезненно, равнодушно, враждебно). Стиль отношений со сверстниками (спокойно-доброжелательный; агрессивный; неустойчивый; гибкий, ригидный, манипулятивный). Пользуется/ не пользуется авторитетом (у большинства мальчиков, только у девочек, у небольшой группы, не пользуется авторитетом). У обучающегося(ейся) есть друзья (только в своем классе, вне класса, и в классе, и вне класса, сверстников, старше себя, младше себя, ни с кем не дружит) В школьных мероприятиях участвует как инициатор (организатор, активный участник, пассивный исполнитель, дезорганизатор, не участвует). Общественные поручения выполняет (с удовольствием, хорошо, удовлетворительно, плохо, уклоняется от поручений). Чаще всего у ФИО обучающегося бывают конфликты с одноклассниками, учащимися других классов, учителями, родителями и родственниками.
Обучающийся(аяся) адекватно/неадекватно оценивает свои возможности и способности, себя и отношения к себе, физические и духовные силы (завышена самооценка своих способностей, высокий уровень притязаний, низкая самооценка, заниженный уровень притязаний).
Познавательные мотивы сформированы/не сформированы, ФИО обучающегося проявляет или не проявляет интерес к новому/ к способу решения и общему способу действия; сформированы/ не сформированы социальные мотивы у него есть/нет стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным, учебные мотивы сформированы полностью (слабо, частично, сформированы не до конца, отсутствуют).
Обучающаяся активно интересуется спортом (художественной деятельностью, прикладным искусством, наукой, математикой, литературой и т.д.), состоит в следующих кружках и секциях (название секции). Участвует/не участвует в жизни класса и школы (сбор макулатуры, самодеятельность, участие в олимпиадах, конкурсах, защита проектов). Успеваемость в основном хорошая (средняя, низкая), трудности/ успехи вызывает изучение таких предметов как (перечислить). Школьные правила и нормы соблюдает/не соблюдает (уроки посещает регулярно, выполняет все домашние задания, прогуливает, систематически не желает посещать школу или выполнять домашние задания, опаздывает на уроки).
Помощь принимает охотно (с обидой, грубо реагирует на оказание помощи, после оказания помощи старается улучшить свои результаты, оказание помощи для ученика является не эффективным методом обучения). ФИО обучающегося тяготеет к самостоятельной работе/ к работе в коллективе. Навыками самообслуживания и бытовыми навыками владеет в полной мере/ согласно возрасту/ владеет частично/ не владеет.
У него (нее) хорошо развита как крупная, так и мелкая моторика (есть особенности в развитии крупной моторики в виде хромоты, есть неловкость при ходьбе, нарушения координации, есть судороги и т.д., хороший почерк или корявый, доступны или нет точные движения пальцев рук и т.д).
Обучающаяся(ийся) умеет учиться и у него есть способность к организации своей деятельности. Ему доступны такие универсальные учебные действия, как целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что усвоено и известно учащимся, и того, что еще не известно), планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий), прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик), контроль (форма сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона), коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае с расхождения эталона, реального действия и его результата), оценка (выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения) и саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий).
На уроках в основном внимательный (испытывает трудности в концентрации внимания, быстро отвлекается, переключается с одной деятельности на другую), усидчивость находится в границах нормы (высокая, низкая), работоспособность низкая (высокая, средняя, легко приступает к новой деятельности, трудно включается в работу). Долговременная память у него (нее) развита хорошо (способен пересказывать тексты, запоминает большой объем материала, слабая, быстро забывает изученный материал), кратковременная память в норме (объем запоминания низкий, высокий). ФИО обучающегося владеет большинством (некоторыми, всеми) логических операций: сравнение, анализ, синтез, сериация (упорядочение объектов по выделенному признаку), классификация, обобщение, установление аналогий.
Личностные качества: лживость, лицемерие, безответственность, грубость, вспыльчивость, лень, агрессивность, нетерпимость, пассивность, безволие, нерешительность, обидчивость, заносчивость, бесчувственность, чрезмерная самокритичность, мстительность, неряшливость, доброта, отзывчивость, трудолюбие, терпеливость, усердие, ответственность, нравственность, высокая культура личности, бескорыстие, искренность, честность, уверенность в себе, рассудительность, целеустремленность, жизнерадостность, активность, инициативность, решительность, смелость, аккуратность, бережливость, пунктуальность, осторожность, внимательность.
Можно выбрать один из ниже описанных профилей личности:
- В основном медлителен, пассивен, принимает все на веру, покорен власти, медленно приспосабливается, плохо переносит смену обстановки, легко теряет равновесие в социальных конфликтах.
- Чувствителен, сенситивен, он/она склонен к тревогам, робкий, застенчивый. В делах они старателен, добросовестен, высокоморален и обязателен, но неспособен принять решение самостоятельно, нет уверенности в себе, при малейших неудачах он впадает в отчаяние.
- Склонен использовать симптомы соматического заболевания как средство избегания ответственности. Все проблемы разрешаются уходом в болезнь. Главными особенностями являются стремление казаться больше, значительнее, чем есть на самом деле, стремление обратить на себя внимание во что бы то ни стало, жажда восхищения. Чувства поверхностны и интересы неглубоки.
- В поведении ученика есть признаки социальной дезадаптации. Он человек агрессивный, конфликтный, пренебрегающий социальными нормами и ценностями. Настроение у него неустойчивое, они обидчив, возбудим и чувствителен.
- Основная его черта— склонность к формированию сверхценных идей. Он односторонний, агрессивный и злопамятный. Кто не согласен с ним, кто думает иначе, тот или глупый человек, или враг. Свои взгляды они активно насаждает, поэтому имеет частые конфликты с окружающими. Собственные малейшие удачи он всегда переоценивают.
- У обучающегося тревожно-мнительный тип характера, ему свойственны тревожность, боязливость, нерешительность, постоянные сомнения.
- Обучающийся способен тонко чувствовать и воспринимать абстрактные образы, но повседневные радости и горести не вызывают у него эмоционального отклика. В его характере сочетаются повышенная чувствительность с эмоциональной холодностью и отчужденностью в межличностных отношениях.
- Для него характерно приподнятое настроение независимо от обстоятельств. Он активен, деятелен, энергичен и жизнерадостен. Он любят учебу с частыми переменами, охотно контактируют с людьми, часто меняет круг знакомств и интересов, увлечения его поверхностны и неустойчивы, ученику не хватает выдержки и настойчивости.
Таким образом на первый план выходят нарушения в _____. Сохранны __________. Рекомендовано_________________
Классный руководитель /ФИО/
Педагог-психолог /ФИО/
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
РЕБЕНКА
№___________
Дата заполнения ____________
Список
прилагаемых документов:
·
договор с родителями (законными представителями) или их согласие на
обследование и коррекционную работу;
·
график
коррекционных занятий;
·
план
(программа) индивидуальной коррекционно-развивающей работы;
·
дневник
динамического наблюдения;
«Вкладыши»: анкеты по изучению адаптации и развития ребенка.
Индивидуальная психолого-педагогическая карта
ребенка
Общие сведения
Фамилия, имя ребенка _________________________________________________
(полностью)
Дата рождения ____________ Точный возраст на момент
заполнения_________
(число,
месяц, год)
Адрес _______________________________________________________________
Какой данный ребенок по счету в семье __________________________________
Состав
семьи (члены семьи, принимающие участие в воспитании ребенка)
Мать
(лицо, ее заменяющее) ____________________________________________
_________________________________________________________________
Отец
(лицо, его заменяющее)
___________________________________________
____________________________________________________________________
Другие
родственники ________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контактный
телефон ____________________________________________________
Образовательное
учреждение ___________________ Год поступления ______
Программа___________________________________________________________
Уровень
готовности к обучению ________________________________________
(высокий, низкий, средний)
Основная проблема _____________________________________________________
______________________________________________________________________
Информация
о переходе в другое ОУ или изменении программы обучения
____________________________________________________________________
Основные
хронические заболевания _____________________________________
____________________________________________________________________
Преобладающий тип темперамента
______________________________________
холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик
Уровень адаптации ___________________________________________________
высокий,
недостаточно высокий, недостаточный, на грани дезадаптации
ДНЕВНИК
ДИНАМИЧЕСКОГО
НАБЛЮДЕНИЯ
за развитием
__________________________________________________
Ф.И.О.
Индивидуально-психологические особенности личности
и познавательной деятельности
показатели |
классы (год) |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
Эмоциональное состояние |
|||||||||
Преобладающее настроение |
|||||||||
Самооценка |
|||||||||
Мотивация |
|||||||||
Познавательная активность |
|||||||||
Самостоятельность |
|||||||||
Темп работы на уроке |
|||||||||
Характеристика внимания |
|||||||||
Тип памяти |
|||||||||
Тип мышления |
|||||||||
Мыслительные операции |
|||||||||
Учебные интересы |
|||||||||
Внеучебные интересы |
|||||||||
Профессиональная |
|||||||||
Статус в коллективе |
|||||||||
Общественная активность |
|||||||||
Культура поведения |
Методические рекомендации
Эмоциональное состояние: уравновешенное,
спокойное, агрессивное, тревожное. Преобладающее настроение:
приподнятое, подавленное, активное, негативное. Самооценка: устойчивая,
неустойчивая, завышенная, заниженная, адекватная. Мотивация:
познавательная, социальная, оценочная, позиционная, внешняя, игровая. Познавательная
активность: высокая на всех занятиях, высокая на отдельных занятиях,
средняя, низкая. Самостоятельность: в основном самостоятелен, нужна
стимулирующая/ направляющая/ обучающая помощь. Темп работы на уроке:
высокий, средний, низкий, неравномерный. Характеристика внимания: устойчивое,
неустойчивое, легко переключается, трудно переключается. Тип памяти:
механическая (зрительная, слуховая…), ассоциативно-логическая. Тип мышления:
наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, абстрактное. Мыслительные
операции: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация,
систематизация. Учебные интересы: предпочитаемые предметы. Внеучебные
интересы: кружки, секции, увлечения. Профессиональная направленность:
предпочитаемая профессия; склонность к виду профессиональной деятельности:
человек-человек, человек-природа, человек-техника, человек-знаковая система,
человек-художественный образ. Статус в коллективе: лидер, предпочитаемый,
принятый, изолированный, отверженный, изгой. Общественная активность:
организаторская, активно-исполнительская, пассивно-исполнительская,
принудительная, не проявляется. Культура поведения: высокая, средняя,
низкая.
Рекомендации родителям,
педагогам и другим специалистам
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дополнительные
сведения:
Работоспособность
на занятиях:
Включение в
работу_____________________________________________________
Переключаемость_______________________________________________________
Качество
работы_______________________________________________________
Утомление
наступает___________________________________________________
Темп выполнения
заданий________________________________________________
Сосредоточенность_____________________________________________________
Продуктивность________________________________________________________
Особенности
эмоционально-волевой сферы:
Общий эмоциональный
фон_______________________________________________
Заинтересованность ребенка
в выполнении заданий__________________________
Реакция на успех или
неудачу _____________________________________________
Адекватность реакций __________________________________________________
Возбудимость__________________________________________________________
Наличие аффективных
реакций, наличие страхов, проявление негативизма______
Возможность адекватной
оценки своих результатов ________________________
Способность к волевому
усилию___________________________________________
Личностно-характерологические
особенности:
Поведение среди
сверстников_____________________________________________
Отношение с воспитателями
или педагогами_______________________________
Активность____________________________________________________________
Критичность
__________________________________________________________
Рекомендации:
Рекомендации
другим специалистам ______________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации
педагогам ________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации
родителям ________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Занятия
с психологом:
________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Динамика:
__________________________________________________________
______________________________________________________________________
Педагог-психолог ___________________
_________________________
Ф.
И. О. ребенка__________________________________________________
Дата
рождения ________________ тел: _______________________
Домашний
адрес _________________________________________________
Диагнозы
специалистов ___________________________________________
Характеристика
семьи ____________________________________________
показатели развития |
даты |
|||||||||||
1. Восприятие |
||||||||||||
2. Память (модальность, |
||||||||||||
3. Связный рассказ (по картинке) |
||||||||||||
4. Тип мышления |
||||||||||||
5. Исключение |
||||||||||||
6. Обобщение |
||||||||||||
7. Классификация |
||||||||||||
8. Сравнение (сходства) |
||||||||||||
9. Сравнение (различия) |
||||||||||||
10. Аналогии, в т. ч. на антонимы |
||||||||||||
11. Анализ |
||||||||||||
12. Синтез |
||||||||||||
13. Скрытый смысл |
||||||||||||
14. Математические |
||||||||||||
15. Деятельность по образцу |
||||||||||||
16. Графические навыки |
||||||||||||
17. Обучаемость (самостоятельность) |
||||||||||||
18. Кругозор |
||||||||||||
19. Ориентировка во времени |
||||||||||||
20. Ориентировка в |
||||||||||||
21. Воображение |
||||||||||||
22. Внимание, сосредоточенность |
||||||||||||
23. Произвольность (контроль) |
||||||||||||
24. |
||||||||||||
25. |
||||||||||||
26. |
||||||||||||
27. |
||||||||||||
28. |
||||||||||||
29. |
||||||||||||
30. |
||||||||||||
31. |
||||||||||||
32. |
||||||||||||
33. |
||||||||||||
34. |
||||||||||||
|
Педагог-психолог
_________________ ________________________
Характеристика для карты
Форма 10
СХЕМА ХАРАКТЕРИСТИКИ
(для карты индивидуального социально-психологического сопровождения учащегося, состоящего на учёте ПДН или ВШУ, для представления в КДН и ЗП)
ученика______________ класса________________ школы
Ф.И.О._____________________________________________________________________________
________________ года рождения, учится в данной школе с _______________ класса.
Состояние здоровья и развития учащегося (заполняется совместно со школьным врачом):
Общая оценка здоровья учащегося (по данным медицинской карты)
Признаки повышенной нервозности: отсутствуют; повышенная утомляемость, пониженная работоспособность, подавленной настроение, повышенная возбудимость, вспышки гнева, агрессивность по отношению к сверстникам, агрессивность по отношению к учителям, отказ от контактов, общих дел, склонность к разрушительным действиям, садизм, другие признаки.
Патологические влечения: курит (не курит, курит эпизодически, систематически); употребляет спиртные напитки (не употребляет, употребляет эпизодически, систематически); употребляет токсико-нарковещества (не употребляет, употреблял однократно, систематически).
Состоит на диспансерном учёте. По поводу чего.
Данные о родителях, семье:
Ф.И.О. отца, образование место работы, должность
Ф.И.О. матери, образование, место работы, должность
Другие члены семьи
Категория семьи
(полная, неполная, приёмная, опекунская, многодетная, семья с детьми-инвалидами, семья одинокой матери с незарегистрированным браком, семья оставшаяся с одним отцом, матерью, семья, живущая без родного отца, семья с неработающим родителем, семья, один из родителей находится в учреждении исполнения наказания, семья мигрантов, беженцев или вынужденных переселенцев, семья, имеющая безнадзорных детей, обеспеченная, малообеспеченная, за чертой бедности).
Тип семьи:
родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания, эмоциональная атмосфера семьи положительна;
неблагополучная, в том числе:
педагогически некомпетентная (родители не владеют культурой воспитания); признаки: отсутствует единство требований, ребёнок безнадзорен, жестокое обращение, систематическое физическое наказание, низкая осведомлённость об интересах, о поведении ребёнка вне школы);
нравственно-неблагополучная (асоциальная: родители ведут аморальный образ жизни: пьянствуют, тунеядствуют, содержат притон, имеют судимость, воспитанием детей не занимаются);
конфликтная (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные конфликты, родители повышенно раздражены, жестоки, нетерпимы);
Характер взаимоотношений с родителей с ребёнком:
Семейный диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребёнка);
Чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребёнка, ограждение от трудностей, забот усилий);
Попустительство (уклонение от активного участия в воспитании ребёнка, пассивность, признание полной автономности ребёнка);
Сотрудничество (отношение взаимного уважения, совместное переживание радостей, горя);
Организация режима труда и отдыха:
Какие обязанности выполняет в семье
Соблюдается ли режим дня;
Кто и в какой степени помогает и контролирует выполнение домашнего задания;
Как организованно общение учащегося в семье во время досуга, летнего отдыха, отпуска родителей.
Особенности учебной деятельности:
Успеваемость учащегося:
Отношение к учению: положительное, нейтральное, равнодушное, отрицательное.
Мотивы учения: познавательный интерес к предметам, осознание необходимости учиться в школьном возрасте, заслужить одобрение взрослых, стремление избежать наказания, стремление к самоутверждению в группе сверстников.
Положение в классном коллективе, отношение к коллективу:
Позиция учащегося в коллективе: лидер (звезда), предпочитаемый, принятый, отвергаемый, изолированный.
С кем из класса наиболее близок. Характер взаимного влияния.
Взаимоотношения с другими одноклассниками: деловые, ровные, дружеские, тёплые, конфликтные, ни с кем не общается.
Манера, стиль общения с окружающими:
Доминантный стиль (уверен в себе, стремится навязать своё мнение, легко перебивает, но не даёт перебить себя, нелегко признаёт свою неправоту);
Не доминантный стиль (застенчив, уступчив, легко признаёт себя неправым, нуждается в поощрении при разговоре);
Экстраверт (постоянно направлен на общение, легко входит в контакт, любопытен, открыт, полон внимания к окружающим);
Интроверт (не склонен к контактам, замкнут, предпочитает общению деятельность, в разговоре немногословен).
Отношение к общественному мнению:
Активно-положительное (стремится исправить недостатки, учесть замечания и т. п.);
Пассивно-положительное (понимает критику, согласен с ней, но недостатки не исправляет);
Безразличное (не реагирует на критику, не меняет поведения);
Негативное (спорит, не согласен с замечаниями, поведения не меняет);
5. Отношение к общественной деятельности и общественно-полезному труду:
отношение к общественным поручениям: с готовностью, без видимого интереса, отказывается.
выполнение общественных поручений: добросовестное, недобросовестное, по настроению, под нажимом, с инициативой.
Отношение к трудовым делам класса: принимает активное участие, безразличен, демонстративно отказывается.
Отношение к общественному имуществу: относится бережливо, по-хозяйски, равнодушно, демонстративно пренебрежительно, вплоть до умышленной порчи имущества.
6. Направленность интересов:
проявляет интерес к деятельности: физической, умственной, технической, общественно-политической, организаторской, художественной, спортивной.
Участие во внеклассной учебной работе: факультативы, предметные кружки, участие в олимпиадах, викторинах, турнирах. Результативность.
– культурный кругозор: посещает ли и насколько часто театры, музеи, выставки.
– Общественные поручения, отношение к ним. Интересы, кружки, хобби. Участие в общественной жизни школы и класса.
каковы читательские интересы, какую литературу предпочитает, регулярность чтения (книг не читает, читает эпизодически, читает систематически)
7. Особенности сферы свободного общения учащегося:
сколько времени уделяется «уличному » общению в течении недели, часы вечернего прихода домой.
С кем имеет дружеские связи вне класса, какое влияние они оказывают на учащегося
Постоянное или предпочитаемое место уличного общения (клуб, двор, подъезд, и т. д.);
Содержание общения на улице: работа с техникой, автомеханникой, посещение кино, игра на гитаре, прослушивание музыкальных записей, разговоры на разные темы, бесцельное время провождение, курение, выпивка, азартные игры и др.
8. Самооценка личности:
Уровень самооценки:
Адекватная (правильно оценивает свои положительные и отрицательные качества, личные возможности и достижения);
Завышенная (некритичен по отношению к себе, преувеличивает свои достижения);
Заниженная (излишне самокритичен, недооценивает свои положительные качества и личные достижения);
9. Особенности поведения:
Положительные поступки учащегося. Как часто они совершаются. Возможные мотивы их совершения.
отрицательные поступки (проступки), их проявления (эпизодически, систематически), их характер: грубость, драки, прогулы, опоздания на уроки, нарушения дисциплины в классе, отказ от требований, поручений, не работает в классе на уроках.
Правонарушение учащегося: воровство, вымогательство, избиение, попытка к насилию, проявление садистских наклонностей, хулиганство, грубое нарушение общественного порядка и т. д.
отношение к своим поступкам: равнодушен, переживает, оправдывает, осуждает
как относится к педагогическому воздействию: с ожесточением, равнодушно, понимает и старается выполнить требования.
10. Какие меры воспитания применялись кем, когда, их результаты.
11. Предлагаемые меры, необходимые для исправления несовершеннолетнего.
Директор школы (подпись, Ф.И.О., печать)______________________
Кл. руководитель (подпись, Ф.И.О.)____________________
Дата_________
Карты социально-психолого-педагогического сопровождения .
При заполнении карты сопровождения с целью дальнейшего мониторинга динамики развития отдельного учащегося предлагаются следующие рекомендации:
-
Некоторые параметры, например, определение социометрического статуса ребенка в коллективе, особенностей взаимоотношения ребенка и т.д., обозначаются знаком : + , галочкой или любым другим символом.
-
В определении уровней развития параметров (адаптации, мотивации, тревожности , познавательных процессов и т.п.) можно использовать цветограммы:. Например:
– оптимальный уровень обозначается зеленым цветом;
– допустимый уровень (средний) – синим цветом;
– отклонение от нормы (низкий уровень развития) – красным цветом.
-
В таблице сопровождающей деятельности ежегодно фиксируются формы, методы, направления работы (проводимые мероприятия, коррекционная, развивающая, профилактическая работа и т.д.)
-
В таблице Достижения указывается участие в школьных, районных олимпиадах, результативность участия, награждение грамотами, дипломами, участие в спортивных соревнованиях, районных конкурсах и т.д.
-
В Примечании можно указать дополнительную информацию о ребенке, его семье, об особенностях работы с учащимся и результат проводимой с ним работы. Здесь же можно указать данные диагностических методик, направленных на профессиональное самоопределение.
Карты сопровождения могут храниться у любого специалиста образовательного учреждения, но в местах, недоступных для детей и их родителей.
Карта может модифицироваться, специалист ОУ вправе добавить необходимую ему информацию о ребенке и его семье.
Индивидуальная карта психолого-педагогического и медико-социального сопровождения учащегося ОУ.
Ф.И.О. учащегося___________________________________________________________________________________________________________________
Школа _____________________ Класс _______________________________
Дата рождения ___________________________________________________
Домашний адрес, телефон ____________________________________________________________________________________________________________
Ф.И.О.классного руководителя________________________________________________________________________________________________________
Краткая характеристика школьника
Класс |
Особенности личности (в т.ч. черты характера, интересы, склонности, способности) |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
7 |
|
8 |
|
9 |
|
10 |
|
11 |
Учебная деятельность
Класс |
Мотивация |
Самооценка |
Самоконтроль |
Результаты учебной деятельности |
||||||||||||
игровая |
внешняя |
позиционная |
социаль-ная |
познава-тельная |
учебная |
завышен-ная |
адекват-ная |
занижен-ная |
плани-рующий |
пошаго-вый |
итоговый |
Высокий уровень (5) |
среднего выше уровень (4)4 |
Средний уровень (3) |
Низкий уровень |
|
1 |
||||||||||||||||
2 |
||||||||||||||||
3 |
||||||||||||||||
4 |
||||||||||||||||
5 |
||||||||||||||||
6 |
||||||||||||||||
7 |
||||||||||||||||
8 |
||||||||||||||||
9 |
||||||||||||||||
10 |
||||||||||||||||
11 |
Особенности поведения и общения школьника
Класс |
Особенности поведения |
Готов к коллек-тивным формам деятель-ности |
Взаимоотношения с одноклассниками |
Взаимоотношения со взрослыми |
||||||||||||||
агрессивен |
гиперак-тивный |
застенчив |
медлителен |
неадекват-ные реакции |
нарушает дисциплину |
драчлив |
жесток |
вредные привычки |
соблюдает правила поведения |
дружеские |
конфлик-тные |
ситуатив-ные |
избегает общения |
доброже-лательность |
конфлик-тные |
ситуатив-ные |
||
1 |
||||||||||||||||||
2 |
||||||||||||||||||
3 |
||||||||||||||||||
4 |
||||||||||||||||||
5 |
||||||||||||||||||
6 |
||||||||||||||||||
7 |
||||||||||||||||||
8 |
||||||||||||||||||
9 |
||||||||||||||||||
10 |
||||||||||||||||||
11 |
Участие в классных, школьных и внешкольных мероприятиях (класс, участие, результат)__________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Класс |
Формы, методы и направления сопровождения |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
7 |
|
8 |
|
9 |
|
10 |
|
11 |
Классный руководитель:
Примечание:
Психологическое сопровождение
Ф.И. учащего ____________________________________________________________________________________________________
Класс |
Социометрия |
Развитие высших психических функций |
|||||||||||||||||||
лидер |
предпочитаемый |
принятый |
изолированный |
отвергаемый |
Особенности внимания |
Особенности памяти |
Особенности мышления |
Особенности восприятия |
|||||||||||||
устойчивое |
неустойчивое |
переключаемость |
объем |
кратковр./ долговрем. |
аудиал |
визуал |
кинестетик |
Наглядно-действенное |
наглядно-образное |
словесно-логическое |
конкретное |
абстрактное |
зрительное |
слуховое0 |
смешанное |
||||||
1 |
|||||||||||||||||||||
2 |
|||||||||||||||||||||
3 |
|||||||||||||||||||||
4 |
|||||||||||||||||||||
5 |
|||||||||||||||||||||
6 |
|||||||||||||||||||||
7 |
|||||||||||||||||||||
8 |
|||||||||||||||||||||
9 |
|||||||||||||||||||||
10 |
|||||||||||||||||||||
11 |
(продолжение таблицы)
Класс |
Развитие мелкой моторики |
Речь, словарный запас |
Уровень школьной тревожности |
Школьная адаптация |
Особенности эмоционально-волевой сферы |
|||||||
норма |
отклонение от нормы (конкретно) |
высокий |
средний |
низкий |
норма |
низкий уровень |
дезадаптация |
преобладающее эмоцю состояние |
тип темперамента |
волевые касемтва |
||
1 |
||||||||||||
2 |
||||||||||||
3 |
||||||||||||
4 |
||||||||||||
5 |
||||||||||||
6 |
||||||||||||
7 |
||||||||||||
8 |
||||||||||||
9 |
||||||||||||
10 |
||||||||||||
11 |
Класс |
Формы, методы и направления сопровождения |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
7 |
|
8 |
|
9 |
|
10 |
|
11 |
Педагог-психолог:
Примечание:
Социальное сопровождение
Ф.И. ребенка ____________________________________________________________________________________________________
Сведения о семье
Члены семьи |
Ф.И.О. |
Место работы, учебы |
Условия проживания |
Тип семьи |
Материально-экономическое положение |
Учреждения, оказывающие помощь (указать вид помощи) |
|||||||||
квартира |
квартира с част.удобствами |
комната в общежитии |
частный дом |
полная |
неполная |
материнская |
проблемная (семья с пьющими родителями) |
многодетная |
обеспеченная |
средний доход |
малообеспеченная |
||||
Характеристика психологического климата в семье
Класс |
Стиль воспитания |
Взаимоотношения |
Влияние семейного уклада на развитие ребенка |
|||||||||||||||||
авторитарный |
демократичный |
либеральный |
С матерью (замещающим лицом) |
С отцом (замещающим лицом) |
позитивное |
противаречивое |
Негативное из-за |
|||||||||||||
доверительные |
конфликтно-агрессивные |
формальные |
неустойчивые |
доверительные |
конфликтно-агрессивные |
формальные |
неустойчивые |
наследственных заболеваний |
конфликтов |
вредных привычек |
бывшей судимости |
наркомании |
алкоголизма |
неустойчивости в воспитании |
||||||
1 |
||||||||||||||||||||
2 |
||||||||||||||||||||
3 |
||||||||||||||||||||
4 |
||||||||||||||||||||
5 |
||||||||||||||||||||
6 |
||||||||||||||||||||
7 |
||||||||||||||||||||
8 |
||||||||||||||||||||
9 |
||||||||||||||||||||
10 |
||||||||||||||||||||
11 |
Класс |
Формы, методы и направления сопровождения |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
7 |
|
8 |
|
9 |
|
10 |
|
11 |
Социальный работник:
Примечание:
Медицинское сопровождение
Ф.И. ребенка ____________________________________________________________________________________________________
Класс |
Физическое развитие (рост, вес) |
Слух |
Зрение |
Заболевания |
|||
норма |
отклонение от нормы |
норма |
отклонение от нормы |
норма |
отклонение от нормы |
||
1 |
|||||||
2 |
|||||||
3 |
|||||||
4 |
|||||||
5 |
|||||||
6 |
|||||||
7 |
|||||||
8 |
|||||||
9 |
|||||||
10 |
|||||||
11 |
Мед.работник:
Примечание:
Логопедическое сопровождение
Ф.И.ребенка ____________________________________________________________________________________________________
Класс |
Характеристика речи |
Логопедическое обследование |
Заключение |
|||||||||||||
мелкая моторика |
строение артикуляционного аппарата |
артикуляционная моторика |
звукопроизношение |
фонематический слух |
звуковой анализ, синтез |
слоговая структура |
грамматический строй |
лексический запас |
связная речь |
чтение |
письмо |
фонетический дефект |
ФФН речи |
ОНР 1, 2, 3, 4 Ур. |
нарушение речи из-за недоразвития психических функций |
|
1 |
||||||||||||||||
2 |
||||||||||||||||
3 |
||||||||||||||||
4 |
||||||||||||||||
5 |
||||||||||||||||
6 |
||||||||||||||||
7 |
||||||||||||||||
8 |
||||||||||||||||
9 |
||||||||||||||||
10 |
||||||||||||||||
11 |
Класс |
Формы, методы и направления сопровождения |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
7 |
|
8 |
|
9 |
|
10 |
|
11 |
Логопед:
Достижения в учебной и во внеучебной деятельности
Класс |
Достижения |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
7 |
|
8 |
|
9 |
|
10 |
|
11 |