Целевая аудитория
Социальная диагностика затрагивает судьбы отдельных людей, семей, различных социальных групп, которые обратились за помощью: семьи с детьми (в т. ч. с детьми-инвалидами); граждане пожилого возраста; инвалиды; граждане, признанные нуждающимся в социальном обслуживании и др.
Уровни социальной диагностики:
Федеральный: изучается состояние всего общества или больших социально-демографических групп с целью отслеживания результатов социально-экономической политики государства (институты, фонды, научные центры и пр.; перепись населения, всероссийский мониторинг социально-экономического положения семьи и пр.).
Региональный: изучается состояние региона для выработки различных управленческих решений (например, определение адресной социальной помощи, основанной основана на показателях прожиточного минимума, средней заработной платы, пенсии конкретного региона).
Локальный и индивидный (личностный) — уровень социальной диагностики проблем клиента.
Выделяют следующие типы объектов социальной диагностики: по полу, по возрасту, по состоянию здоровья (например, наличие или отсутствие инвалидности); по материальному положению; по семейному положению; по жилищным условиям; по поведению; по видам и объемам ранее полученной помощи; по специфике ситуации (что произошло: почему человек обратился).
Сам проблемный индивид может не осознавать того, что проблема имеется (ребенок, умственно отсталое лицо, алкоголик или наркозависимый человек, не рассматривающий свое состояние как жизненное затруднение или не знающий, что может обратиться за помощью). Поэтому сотрудники социальных служб не должны «довольствоваться» только клиентами, которые пришли в учреждение социального обслуживания. При всех организационных и прочих сложностях в функции территориального центра входит выявление социальных проблем на подведомственной территории.
Краткое содержание
Социальная диагностика в социальном обслуживании — это анализ и оценка социальной ситуации обратившегося клиента с целью выявления его социальных проблем.
Если анализ предполагает описание состояния жизненной ситуации клиента, то диагностика — это объяснение, оценка его жизненной ситуации посредством сравнения фактического состояния с нормативным, результатом чего является выявление социальных проблем в этой жизненной ситуации.
Структура технологии социальной диагностики включает следующие основные элементы:
1. Предварительное ознакомление с объектом (с клиентом, семьей, группой), которое предполагает получение достоверного представления о реальном состоянии социальной ситуации, социальной проблемы на основе определенного набора показателей. Условно этот элемент можно соотнести с вопросом «Что болит?».
2. Определение нормативных (эталонных, должных, желательных) параметров проблемной социальной ситуации («Как должно быть»?).
3. Оценка состояния социальной проблемы социального объекта на основе сравнения нормативного (должного, желательного) состояния с фактическим, реальным («Насколько остра проблема?») для дальнейшей разработки мер решения проблемы.
Сравнение является неотъемлемой частью диагностики и отличающей ее от процедуры, например, анализа. Для сравнения используются нормативные эталоны, стандарты, выбранные как желаемые показатели. В ходе проведения диагностики важно выделить такие сравнения, которые помогут определить остроту каждой выявленной проблемы, срочность (последовательность) их решения. На этих результатах будет базироваться принятие стратегических путей решения социальных проблем.
4. Построение выводов, на основе которых делается заключение о конкретных мерах социальной помощи в решении выявленной корневой проблемы и ее составляющих, формулируются управленческие решения («Что сделать?»).
Механизм реализации (этапы, формы, методы)
Социальная технология — это последовательность этапов деятельности с применением соответствующей совокупности средств (способов, приемов, методов).
Суть технологии не в том, что сделать, а как сделать и в какой последовательности.
Основные признаки социальной технологии:
– разделение конкретного процесса на внутренние взаимосвязанные этапы, фазы, операции;
– последовательное выполнение процедур и операций;
– однозначность выполнения процедур и операций;
– возможность контроля и координации всех действий.
Общая схема технологии осуществления диагностики включает в себя следующие этапы и соответствующие средства (способы, методы).
Первый этап — осуществление первичной проверки и анализа документов, свидетельствующих о проблемах клиента, граждан, обратившихся за получением социальных услуг и мер социальной поддержки. Начальным этапом всегда является жалоба клиента или его близких, соседей, заявление сотрудника органа охраны порядка, педагога, т.е. появление социальной проблемы. Практика показывает, что далеко не все клиенты имеют навыки серьезного социального анализа, большинство из них приучены к поиску простых, однозначных ответов на трудные вопросы или предпочитают удобные формы иллюзий, самообмана для объяснения своих трудностей. Потому наряду с информацией, полученной в ходе контакта с клиентом, важна объективная углубленная информация по обозначенной социальной проблеме.
Второй этап:
– осуществление сбора и обработки дополнительной информации, свидетельствующей о проблемах гражданина; систематизация данных о социальной проблемной ситуации по заранее определенным показателям (например, состав семьи, возраст, национальность, сведения из учреждений, свидетельствующие о социальном неблагополучии и т.п.); выявление обстоятельств возникновения социальных проблем клиентов путем организации обследований, мониторинга условий фактического пребывания.
– определение нормативных (эталонных, должных, желательных) показателей параметров проблемной социальной ситуации клиента, сравнение их с фактическим состоянием проблемной социальной ситуации, используя официальные данные о социальных показателях конкретного региона (прожиточного минимума, средней заработной платы, пенсии и др.). Тем самым определяются реальные проблемы клиента (социального объекта): проблема возникает в случае отклонения от существующего стандарта, норматива.
Если наличие трудной жизненной ситуации констатировать достаточно просто, то определить ее сущность, причину, как правило, совсем не просто: если можно при помощи несложного прибора измерить клиенту давление и определить важные показатели его здоровья, то измерить, например, давление внутрисемейных или внутригрупповых противоречий достаточно сложно. Тем более не просто определить нормативную модель таких отношений. Потому социальный работник целенаправленно собирает сведения, при необходимости посещая клиента, семью, расспрашивая его и (или) его близких; используя иногда и архивные данные (например, в случае противоправного поведения кого-то из предшествующего поколения, наличия заболеваний родителей или прародителей).
Источники специальной информации (на примере семьи и ребенка):
• органы социальной защиты населения;
• полиция;
• учреждения здравоохранения;
• школа;
• соседи, родственники;
• органы опеки и попечительства;
• КДН;
• другие организации.
Третий этап — постановка социального диагноза. Задача социального работника здесь состоит в том, чтобы провести оценку информации, полученной из разных источников, выявить причины выявленных проблем; определить остроту каждой проблемы; проранжировать выявленные проблемы: выделить коренную проблему, от решения которой зависит решение других проблем. Так, при анализе одной из самых распространенных семейных дисфункций, связанной с пьянством одного из супругов (или обоих), предстоит определить, явился ли семейный конфликт результатом пьянства или, наоборот, пьянство появилось как реакция слабых и неуверенных личностей на семейные трудности, с которыми они не смогли справиться. Проблемы, выявленные в ходе диагностики, составляют социальный диагноз, который оформляется в виде специальной документации: социального портрета; социального паспорта или социальной карты клиента (социального объекта).
Четвертый этап — формулирование и оформление выводов, заключений по диагнозу, которые выступают основанием для разработки конкретных программ, проектов о социальной помощи клиенту (социальному объекту) с учетом конкретной ситуации, имеющихся ресурсов и возможностей (см., например, Таблица 1. Матрица «Структура проекта оказания социальной помощи клиенту УСО на основе социальной диагностики»).
Таблица 1
МАТРИЦА «Структура проекта оказания социальной помощи клиенту УСО на основе социальной диагностики»
Методы сбора информации:
• опрос (интервью, анкетирование, тестирование);
• наблюдение;
• диагностическая беседа;
• биографический метод;
• выход в семью;
• метод семейной генограммы;
• анализ документов.
Методы определения приоритетов проблемы:
• экспертные методы;
• метод ранжирования альтернатив;
• метод «дерева» проблем (целей, решений);
• метод корреляции;
• метод сравнительного анализа проблем;
• экспертные методы парных и множественных сравнений;
• метод дифференциации и др.
Так, метод сравнительного анализа проблем часто используется специалистами, когда остаются неясными причины определенных явлений, обнаруженных в ходе проведения социальной диагностики. Например, в российском провинциальном городе проводилось диагностическое исследование в нескольких детских домах. В одном из них была выявлена тенденция явного роста числа побегов его воспитанников. Сбор первичной информации, диагностические беседы с детьми, интервью с воспитателями и специалистами не позволили выявить основную причину такого поведения ребят. Тогда был использован метод сравнительного анализа проблем. По разным аспектам (что, кто, когда, где, в какой степени) диагносты выяснили разницу между данным детским учреждением, где существует проблема, и другим, таким же или очень похожим на него детским домом, где такой проблемы не существует. В ходе сравнения удалось прояснить первопричины проблемы. Они заключались в чрезмерно жестком внутреннем режиме в данном учреждении и наличии скрытого неформального лидера, активно формировавшего определенные настроения в коллективе воспитанников, но оказавшегося вне влияния специалистов детдома. (См.: Социальная диагностика/ применение ее методов в социальной работе // https://soc-work.ru/article/360).
При этом особенность инструментов для реализации диагностических методов заключается в том, что структура любого из них должна содержать три необходимых в диагностике блока вопросов (заданий):
• вопросы (задания), позволяющие выявить реальное состояние социальной проблемы;
• вопросы (задания), связанные с нормативным (желательным) состоянием проблемы;
• вопросы (задания), позволяющие выявить степень отклонения реального состояния от должного (нормативного, желательного) с целью выработки решения выявленной проблемы.
Выше перечисленные методы не исчерпывают всего многообразия методических способов и приемов осуществления социальной диагностики. Не умаляя значение каждого метода, важно иметь в виду, что только комплексное их применение дает наиболее адекватную картину о реальном положении дел клиента.
Например, если социальным объектом выступает ребенок, находящийся в специализированном реабилитационном учреждении (приюте), то первый шаг-сбор информации о нем — начинается буквально сразу же. В первую карантинную неделю его проживания здесь проводится первичное обследование. Собирается информация, необходимая для характеристики социального статуса ребенка: когда, кем и откуда доставлен, что известно о его родителях, родственниках, где воспитывался ранее, какой класс и какой школы посещал, есть ли прописка. Тогда же специалисты по социальной работе проверяют наличие и характер документов, составляющих личное дело ребенка: справка о рождении, медкарта, справка о прописке, табель или справка из школы, которую он посещал и др. Первичная информация о ребенке включает в себя данные оперативного медицинского освидетельствования и психологического обследования. Освидетельствование отражает общефизическое развитие ребенка, состояние его нервной системы, результаты лабораторного обследования.
Следующий шаг — определение нормативных показателей для такого типа детей.
Затем (третий шаг) — сравнение фактического психологического состояния ребенка с нормативными показателями, что позволяет дать оценку эмоционально-психической сферы ребенка, определить его тип нервной системы, выявить особенности поведенческих реакций на стресс, сохранность интеллекта и др. Тем самым такое сравнение позволяет выявить реальные проблемы ребенка. Проблемы, выявленные в ходе диагностики, составляют социальный диагноз. Полученные результаты выступают основанием для разработки конкретных программ помощи ребенку (См.: Социальная диагностика/ применение ее методов в социальной работе // https://soc-work.ru/article/360).
Таким образом, своевременно и правильно поставленный диагноз — это уже начало процесса социальной помощи и социального оздоровления.
Цель:
Изучить
технологии социальной диагностики.
Метод
выполнения:
Анализ
дакументов, наблюдение, изучение
литературы, беседа со специалистом.
Задание
9.
Социальная
диагностика — это методологический
инструмент, дающий управленческим
органам необходимые знания, на основе
которых разрабатываются различные
социальные прогнозы и проекты, изучается
общественное мнение и морально-психологический
климат в обществе. Она играет важную
роль в формировании и развитии технологий,
как социальной работы, так и всех сфер
социальной жизни.
Социальная
диагностика характеризуется как
комплексный процесс исследования
социального явления с целью выявления,
распознавания и изучения причинно-следственных
связей и отношений, характеризующих
его состояние и тенденции дальнейшего
развития.
Социальный
диагноз, как научное заключение о
состоянии «социального здоровья»
рассматриваемого объекта или социального
явления, основан на всестороннем и
систематическом наблюдении и изучении,
предполагающем не только выявление
причинно-следственных связей и
побудительных мотивов поведения объектов
или явлений. Это творческий и трудоемкий
процесс, который не склонен к стандартизации.
Тем не менее, общая схема методики
осуществления диагностики сложилась
и ее можно рассматривать в качестве
исходной базовой модели. Она включает
в себя ряд этапов:
•
предварительное
ознакомление с объектом, которое
предполагает получение достоверного
представления о предмете изучения,
определение его сильных и слабых сторон,
возможных направлений изменения и
совершенствования;
• проведение
общей диагностики, т. е. постановка
задач, выделение состава диагностируемых
ситуаций, определение эталонных
(нормативных) параметров ситуаций, выбор
методов диагностирования;
• проведение
специальной диагностики по каждой из
взятых для углубленного исследования
проблем, измерение и анализ всех
необходимых показателей;
• построение
выводов, на основе которых делается
заключение.
Выявленные
в ходе общей и специальной диагностики
проблемы и составляют, как отмечалось
выше, социальный диагноз. Корректировка
полученных результатов может осуществляться
путем совместной работы с практическими
работниками, занятыми в той или иной
социальной сфере. Определение диагноза
— заключительный этап социальной
диагностики, далее начинается разработка
конкретных программ и решений
государственных или общественных
организаций по преодолению, поддержанию
или развитию выявленных процессов и
тенденций в исследованном социальном
объекте или явлении.
Социальная
диагностика основывается на ряде
принципов:
•
объективность
заключается в непредвзятом рассмотрении
социального объекта, исключающем любые
искажения действительности в чьих-то
интересах, ибо только беспристрастное
заключение и сделанные по нему выводы
имеют реальную научную и практическую
значимость;
• причинность
обусловлена универсальной связью и
взаимодействием всех явлений и процессов
в реальном мире, что позволяет в процессе
исследования не ограничиваться описанием
отдельных фактов или явлений, а выяснить
закономерности их возникновения и
функционирования;
• комплексный
подход в изучении социальных явлений
объясняется тем, что социальная сфера
представляет собой сложное переплетение
множества прямых и опосредованных
человеческих поступков, отношений,
действий в самых различных формах их
проявления, и выделение отдельных
возможно лишь условно, для накопления
каких-либо конкретных данных. При
диагностике эти конкретные данные
всегда нужно увязывать со всем комплексом
проблем;
• научная
обоснованность и подтверждаемость
особенно важны, ибо за каждым решением,
принятым на основе социального диагноза,
стоит жизнь конкретных людей, их судьбы.
В
зависимости от специфики диагностируемой
проблемы или явления могут использоваться
различные методы исследования, как
общенаучные, так и частные. В практике
управленческого консультирования,
наиболее востребованной и апробированной
в настоящее время, сложились три группы
методов, которые можно рекомендовать
к использованию и в практической
деятельности социальных работников.
Это сбор информации, ее обработка и
анализ, определение приоритетов проблемы.
К
первой группе методов можно отнести
интервью, анкетирование, наблюдение,
анализ документов, экспертные оценки
и др. Рассмотрим некоторые из них.
Интервью
является самым универсальным методом
сбора и поиска информации. Существует
два типа интервью: свободное и
формализированное. Они отличаются
степенью активности исследователя и
интервьюированного. Эффективность
интервью зависит от степени его
подготовленности. Это относится и к
человеку, у которого берут интервью,
его, предупреждают о запланированном
разговоре, и к исследователю, который
должен предусмотреть для себя схему,
определяющую, какую информацию, в каком
объеме и от кого он может и должен
получить.
Анкетирование
предназначено для выявления конкретных
фактов при помощи большого круга лиц.
Углубленный сбор информации при помощи
анкет представляет собой тестирование.
Применение тестов требует специальных
знаний и, как правило, работают с ними
психологи и социальные психологи,
специализирующиеся в этой области.
Перед составлением анкеты следует
уточнить, какая именно нужна информация,
как она будет использоваться, как можно
классифицировать и обобщать ответы.
Методы
обработки и анализа информации включают:
анализ
проблем, анализ факторов, вызывающих
проблему, анализ взаимного влияния этих
факторов, сравнение различной информации
и др.
Сравнение
является неотъемлемой частью диагностики
на всех ее этапах. Для сравнения
используются нормативные эталоны,
стандарты, выбранные как желаемые
показатели. Проблема возникает в случае
отклонения от существующего стандарта.
В ходе проведения диагностики важно
выделить такие сравнения, которые
помогут определить потенциальные
результаты (стандарты будущего), на
которых будет базироваться принятие
стратегических путей решения социальных
проблем.
В
процессе диагностики требуется определить
степень важности тех или иных проблем
и порядок срочности их решения. Для
этого разработан ряд методов. Широкое
распространение получил метод ранжирования
альтернатив, в процессе которого эксперт
упорядочивает все имеющиеся варианты
решения исследуемых социальных проблем
по определенному рангу, как наименее
или наиболее предпочтительные. Такая
группировка альтернативных вариантов
облегчает окончательный выбор одного
из них, сообразно возможностям и условиям.
Метод
дерева целей исходит из того, что каждая
глобальная цель делится на подцели,
которые стоят на пути достижения главной,
пока не будет достигнут уровень настолько
конкретных целей, с точки зрения
интересующих нас задач, что дальнейшее
деление не будет иметь смысла.
Перечисленные
методы не исчерпывают всего многообразия
методических способов и приемов
осуществления социальной диагностики.
Важно только отметить, что их правильное
использование открывает широкие
возможности для значительного повышения
объективности, достоверности и
эффективности данной технологической
процедуры.
Принятые
на основе социальной диагностики решения
и рекомендации реализуются через
различные процедуры технологии социальной
работы. Одной из таких процедур является
социальная профилактика.
Среди
общих требований, которым должны отвечать
методы социальной диагностики, следует
назвать валидность, надежность,
однозначность и точность. Есть ряд и
дополнительных, специальных требований,
предъявляемых к выбору диагностических
методов в социальной работе.
Во-первых,
предпочтителен метод наиболее простой
из всех возможных и наименее трудоемкий
из тех, что позволяют получить требуемый
результат. Простая опросная методика
иногда может быть результативнее
сложного теста.
Во-вторых,
метод должен быть доступным не только
для социального работника, но и для
клиента при минимуме физических и
психологических условий, необходимых
для его проведения.
В-третьих,
технология применения методов (инструкция)
должна быть ясной и понятной. Она должна
настраивать клиента на доверительное
отношение к социальному работнику, на
сотрудничество, исключающее возникновение
побочных мотивов, способных отрицательно
повлиять на результаты.
В-четвертых,
обстановка и условия проведения
диагностики не должны отвлекать клиента
от соучастия в диагностике.
Существует
множество методов диагностики, которые
применяются в таких науках, как социология,
психология, педагогика, экономика и
т.д., и имеют социальную направленность.
Социальный работник всегда стоит перед
выбором: какому методу отдать предпочтение
в конкретной ситуации? Выбор зависит
от многих обстоятельств и от того, какие
цели и задачи преследуются, какой
контингент является объектом диагностики,
каков характер клиента и т.д.
Проблемы,
которые необходимо решать социальному
работнику во взаимодействии с клиентом
или группой, бывают иногда тупиковыми;
могут возникать неожиданные ситуации
и обстоятельства, становящиеся преградой
на пути достижения целей.
Если
социальный работник хочет понять
поступки клиента, он начинает с выявления
причин соответствующих действий, т.е.
мотивов поведения, в основе которых
чаще всего лежат потребности.
Как
известно, среди потребностей можно
выделить:
•
биологические
потребности – физиологические (голод,
жажда, сон), половые, или сексуальные,
ориентировочные;
• материальные
— одежда, жилище, питание и т.д.;
• социальные
потребности — трудовые, познавательные,
коммуникативные;
• духовные
потребности — нравственные, эстетические,
религиозные.
Неудовлетворенные
потребности порождают социальные
проблемы. Это может выражаться в дефиците
материальных средств, в отсутствии
знаний и опыта, в деформации личности
или психических заболеваниях, расхождениях
между ожиданиями клиента и других людей,
между личностными запросами и рамками
социальной роли, в расхождениях,
обусловленных изменением образа жизни
или противоречивостью статусных ролей.
Некоторые
исследователи (К. Джерман, А. Гиттерман)
выделяют условия и причины обострения
взаимозависимости потребностей и
проблем: 1) переломные моменты, обусловленные
образом жизни, статусными ролями и
кризисными событиями; 2) отсутствие
обратной связи с социальным и ближайшим
окружением; 3) трудности в общении с
членами семьи и представителями первичных
групп и др.
Социально-диагностическая
технология не только выявляет реальные
проблемы, но и выполняет прогностическую
функцию.
Социальный
прогноз — один из видов оказания помощи
клиенту. Составление социально значимых
прогнозов невозможно без оценки
существующих ресурсов, разработки
диагностических технологий. Социальная
работа не может обойтись без специалистов,
способных не только диагностировать
ситуацию, но и прогнозировать социальное
развитие. Полноценная социальная работа
включает разработку достоверного
прогноза дальнейшего развития (в
краткосрочном и долгосрочном планах)
исследуемых социальных процессов,
предвидит перспективы их будущего
состояния.
Социальный
диагноз может осуществляться:
• на
уровне общества в целом, для выявления
общих тенденций развития в области
экономики, социальной политики, духовной
жизни и т.д.;
• на
уровне социальной группы или территориальной
общности, например, развитие классов,
народностей, территориальных групп,
трудовых коллективов и др.;
• на
личностном уровне, помогая персонифицировать,
придать «адресность» при выявлении
проблем жизнедеятельности.
В
последнее время в социальную диагностику
все чаще стали включать такие методы,
как:
•
зондажно-информационное
обследование конкретного социума, сбор
сведений о состоянии домовладения и
инфраструктуры, численности, составе
и динамике местного населения.
•
социально-исторические
обследования, в том числе изучение
истории заселения и освоения данной
территории, процессов складывания и
изменения состава местного населения
и его занятий, религиозных и бытовых
традиций местных жителей, причин смены
населения и т.д.
•
информативно-целевой
анализ различных документов, статей из
местной и центральной прессы, материалов
электронных средств информации, писем
и жалоб граждан в СМИ, органы власти и
т. д.;
• социальное
картографирование, т.е. показатели,
характеризующие социально-пространственное
распределение и динамику населения,
зависимость качества жизни от факторов,
дифференцирующих состояние среды
обитания, ее символическую и реальную
ценность. Социальная карта является
эффективным инструментом для выявления
пространственной картины размещения
участков, территорий, интенсивно
посещаемых гражданами, загрязненных
участков города, районов социальной
напряженности и т.п.
Среди
методов диагностирования личности
следует выделить следующие.
Наблюдение
— метод, который используется при
изучении внешних проявлений поведения
человека, по которым можно составить
представление о нем. Существуют различные
разновидности наблюдения.
Слово
не единственный показатель, по которому
можно оценить мысли и намерения, проблемы
собеседника. Важно улавливать и мимику,
жесты, позу, усиление голоса, выражение
лица, глаз, улыбку. Подобные реакции
обычно непроизвольны, и опытный человек
может по ним судить о чувствах и даже
мыслях и намерениях собеседника.
Отсутствие реакции собеседника обычно
говорит о том, что он или не понял или
не согласен со сказанным. Пауза в речи
может означать обдумывание ее продолжения,
и в такой ситуации не следует тут же
перебивать собеседника.
Беседа
в социальной диагностике — метод
получения и корректировки информации
на основе вербальной коммуникации.
Пожалуй,
основное требование, которому должен
соответствовать социальный
работник-диагност, — это умение
располагать к себе людей, вызывать их
доверие и добиваться искренности в
ответах.
Ведение
беседы требует определенных знаний и
навыков. Причем, имеются в виду знания
не только по обсуждаемой в ходе беседы
проблематике. Ведущему беседы необходимы
знания по общей и социальной психологии,
логике, риторике, этике и т.д.
Основные
технологические условия, обеспечивающие
успех беседы:
• умение
заинтересовать собеседника предлагаемой
темой беседы;
• создание
атмосферы взаимного уважения и доверия;
• искусное
использование методов убеждения и
внушения.
Анкетирование
— метод сбора статистического материала
путем формализованного опроса
диагностируемых.
Вопросник
(опросник-личностный) — совокупность
методических приемов для изучения и
оценки отдельных свойств и
проявлений
личности. Каждая из методик представляет
собой стандартизированную анкету,
состоящую из набора утверждений, с
содержанием которых испытуемый может
либо согласиться, либо не согласиться
(да, нет, не знаю).
Метод
экспертной оценки. Это опрос экспертов
путем анкетирования и интервьюирования.
Иногда социальная проблема нуждается
в оценке компетентных лиц — экспертов,
имеющих глубокие знания о предмете или
объекте исследования.
Социометрия
— это метод опроса и алгоритм для
математической обработки первичных
измерений. Суть ее сводится к исчислению
разнообразных персональных и групповых
индексов.
Мониторинг
— это организация постоянного отслеживания
информации, включенное наблюдение,
оценка и анализ социальных ситуаций в
фокусе их изменения, с прогнозированием
этих изменений на определенную
перспективу.
Методы
тестирования. Особенно широко
распространены. Их существует множество,
и они разделяются на группы по ряду
признаков: индивидуальные и групповые
(коллективные), вербальные и невербальные;
количественные и качественные, общие
и специальные и др.
Тесты
являются специализированными методами
диагностического обследования, с помощью
которых, можно получать количественную
или качественную характеристику
изучаемого явления. В отличие от других
методов, они предполагают четкую
процедуру сбора и обработки первичных
данных, а также своеобразие их последующей
интерпретации. Существуют варианты
теста: тест-опросник и тест-задание.
Тест-опросник
— тщательно продуманные и проверенные
вопросы, по ответам на которые можно
судить о психологических качествах
испытуемого.
Тест-задание
— оценка психологии и поведения человека
на базе того, что он делает. Испытуемый
выполняет специальные задания, по
которым можно судить о наличии степени
развития, или отсутствии у него изучаемого
качества.
Достоинство
тестов состоит в том, что они могут
применяться к категориям населения,
различающимся по возрасту, культуре,
профессии, жизненному опыту и т.д. Их
недостатком является то, что испытуемый
может сознательно влиять на результаты,
зная механизм теста.
В
этих случаях применяется тест-проектирование.
Создается определенный тип проекции,
согласно которому неосознаваемые
собственные качества, особенно недостатки,
человек склонен приписывать другим.
Этот тест требует повышенного
интеллектуального уровня как от
испытуемого, так и высокого профессионализма
со стороны самого диагноста.
Биографический
метод — способ исследования, диагностики,
коррекции и проектирования жизненного
пути личности. Этот метод, основанный
на изучении личности в контексте ее
личной истории и перспектив развития
ее индивидуального бытия и взаимоотношений
с другими людьми, направлен на реконструкцию
жизненных программ и сценариев развития
личности, на переструктурирование
пространственно-временной организации
и деловой, семейной, духовной жизни в
условиях конкретной природной и
социальной среды.
Существуют
и другие методы социальной диагностики:
метод фокус-групп, ситуационный анализ,
создание сценариев, метод «Делфи»,
«докладная записка», методы активизации
инновационных решений, методы обработки
данных, логические методы, контент-анализ,
метод «репертуарных решеток», выявление
семантического пространства и др.
Если
в своей диагностике социальный работник
обращается лишь к проявлениям
индивидуально-психологических
особенностей того или иного клиента и
этим ограничивается, то полученный
таким способом психологический «портрет»
предстает в определенной степени
искаженным, поскольку не учитывает
внутреннее состояние личности, влияние
социальной среды. К внутренним факторам
диагностики относят здоровье,
индивидуальные особенности, социальные
аспекты; к внешним — диагностику социума,
семьи, производственного коллектива,
внешкольных учреждений, средств массовой
информации и др.
Социальная
диагностика — это область социальных
знаний, связанных с разработкой
методологии и методики для точной оценки
свойств, состояний или уровня социального
развития, достигнутого индивидом или
группой. В качестве объекта диагностической
оценки может выступать практически все
— начиная от ощущений отдельного
человека, взаимодействия людей, групп
в определенном социуме — до анализа
социальных институтов, влияющих на
развитие человека или человечества.
Реалистическая
оценка и диагноз служат основой для
принятия решений. Необходимо понимать
природу социальных потребностей клиента,
их причины, мотивацию и возможности
подопечного. На основе правильно
поставленного диагноза социальный
работник выносит суждение о том, что
следует изменить, поддержать или укрепить
в отношениях между индивидом, группой
и окружающей средой. Необходимо также
выяснить причины возникновения ситуации,
требующей вмешательства. Социальный
работник должен сделать выводы из
полученных результатов и соотнести их
с предложениями об оказании возможной
помощи.
Итак,
социальная диагностика — особая,
достаточно сложная область профессиональной
деятельности, требующая специальной
подготовки. Совокупность всех знаний,
умений и навыков, которыми должен владеть
профессионал в этой области, настолько
обширна, а сами знания, умения и навыки
настолько сложны, что социальную
диагностику необходимо рассматривать
как особую технологию в деятельности
социального работника. Без знания
диагностических технологий профессионализм
социального работника сомнителен,
поскольку несвободен от его субъективности.
Задание
10.
Постановлением
комиссии по делам несовершеннолетних
при
Московского
районам г. Бреста от 01Л2.2011 признана
нуждающейся в государственной защите
Игнатович Мария Геннадьевна, 21.07.2010 года
рождения» Игнатович Мария находится в
социально
опасном
положении.
Мать,
Игнатович Наталья Юрьевна, 01.11.1982 года
рождения, проживающая с ребенком по ул.
Московской, 338/1, кв. 87 в г. Бресте, недолжным
образом занимается воспитанием и
содержанием дочери, Ранее была лишена
родительских прав в отношении двоих
детей. Игнатович Н.Ю. состоит на учете
в УЗ «Брестский наркологический
диспансер», привлекалась к уголовной
и административной ответственности.
Является обязанным лицом, имеет
задолженность в размере более 22 млн.
рублей. Условия проживания
неудовлетворительные. В квартире
отключен газ, не погашена задолженность
за коммунальные услуги (12 млн. рублей).
Своим
поведением и образом жизни мать лишает
свою дочь минимальных
жизненных благ, нанося ущерб ее правам
и законным интересам.
В
соответствии с пунктом 12 Декрета
Президента Республики Беларусь № 18
предполагается наложить запрет на
отчуждение принадлежащего матери
несовершеннолетней недвижимого имущества
и транспорта, а также другого приобретенного
ею имущества.
Вывод:
Диагностика
наиболее важный инструмент специалистов
КДН, т. к. зачастую они не имеют возможности
поприсутствовать в семье находящейся
в опасном положении, в таких случаях на
помощь им приходят личные дела клиентов,
изучение которых требует владения
большим многообразием диагностических
технологий. Таким образом объективность
и адекватность работы Комиссии зависит
напрямую от социальной диагностики.
Задание
11.
Как специалисты проводят социальную диагностику
Социальная диагностика – это исследование и анализ состояния социальных явлений и объектов с целью выявления сущности социальных проблем, которые относятся к данному объекту или явлению. Цель социальной диагностики – получить точные данные об объекте изучения или социальном явлении, включая медицинские характеристики. Методы социальной диагностики включают в себя: проведения диагностического исследования и анализ, собранной информации и определение важности проблем.
В начале любого исследования происходит сбор информации об объекте исследования, ознакомление с документацией, изучаются справки, отчеты, статистические данные, изучается нормативная документация по вопросу диагностики, рассматриваются личные дела. Следующим этапом социальной диагностики являются беседы, в которых выясняются основная и дополнительная информация по вопросам исследования, уточняются определенные моменты. Составляя вопросы для беседы, специалист по социальной работе, учитывает опыт и практику проведения таких исследований, а также другие ситуативные особенности.
Особый метод проведения диагностики – наблюдение. По средствам этого метода можно получить дополнительную информацию, которую не удалось выяснить в ходе беседы, психологические особенности, мимику жесты, эмоциональную реакцию на ту, или иную ситуацию, обращается внимание на то, как объект реагирует на трудности, замечания, требования, как меняется его настроение. Метод экспертной оценки включает в себя интервью, анкетирование и тестирование, позволяет получить дополнительную информацию об объекте диагностики. Интервью может быть свободным и формализованным. В первом случае специалист иногда задает вопросы участнику интервью, в отличие от второго метода, где он ведет себя активно, постоянно задавая вопросы, на которые отвечает интервьюируемый.
Вопросы в анкете должны быть сформулированы просто и коротко, расположены в логическом порядке, для облегчения обработки информации. Широкое применение имеют индивидуальные, групповые, вербальные, невербальные, а также общие и социальные методы тестирования. Тестирование включает в себя тест-опросник с хорошо продуманными вопросами, ответы на которые позволяют судить о психологических качествах тестируемого. Тест – задание, это задание, которое оценивает степень развития тестируемого.
На основе собранной информации специалист проводит анализ проблем и факторов, которые могли вызвать проблему, влияния факторов, сравнение информации и др. Анализ данных, собранных различными способами начинается с классификации. Критерии классификации: возраст, пол, семейное положение, социальная принадлежность и др. Эти классификационные критерии применяются для диагностики проблем молодежи, безработицы, здоровья, развития в области экономики, социальной политики и других. Анализируют собранную информацию несколькими методами. Метод корреляции выявляет взаимную связь, взаимное влияние факторов, особенностей, которые были выявлены в процессе диагностики, выявляет конфликтные ситуации.
Метод сравнительного анализа проблем специалисты используют для того, чтобы выяснить причины каких-либо явлений, обнаруженных в ходе социальной диагностики. Экспертные методы анализа исследования подразумевают привлечение широкого круга специалистов, в том числе и аналитиков, например для определения уровня психического здоровья детей привлекают в качестве экспертов психотерапевтов и психологов. Метод парных и множественных сравнений, ранжирования альтернатив используют для анализа какой – либо пары альтернативных решений, которые затем ранжируются по степени важности. По окончании проведения анализа очень важна интерпретация специалистами данных, собранных в процессе диагностического исследования, учитывая индивидуальность объекта исследования и обозначение выявленных в ходе диагностики и анализа проблем.
Видео по теме
Колосова Оксана Дмитриевна
Социальный педагог ГКОУ МО для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, «Непоседы»
ПРАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Балашиха 2017 г.
Содержание:
Ведение …………………………………………………………………………….3
1.Возникновение социальной диагностики. Ее особенности …………….……4
2. Цели и задачи диагностического исследования ……………………..………6
3. Методы социальной диагностики …………………………………………….8
Заключение ………………………………………………………………..……..10
Список используемой литературы …………………………………………… 11
Введение
Диагностика является непременным элементом любого социального цикла, даже самого простейшего. Социальная диагностика — это процесс исследования социального объекта, явления путем распознавания и изучения причинно-следственных связей, отношений, характеризующих его состояние и тенденции развития. Цель диагностики заключается в проникновении в сущность конкретных социальных проблем, присущих объекту или явлению, и их описание в системе показателей (норм, нормативов, ориентиров диагностируемой сферы жизнедеятельности).
В процессе диагностики требуется определить степень важности тех или иных проблем и порядок срочности их решения. Для этого разработан ряд методов. Широкое распространение получил метод ранжирования альтернатив, в процессе которого эксперт упорядочивает все имеющиеся варианты решения исследуемых социальных проблем по определенному рангу, как наименее или наиболее предпочтительные. Такая группировка альтернативных вариантов облегчает окончательный выбор одного их них, сообразно возможностям и условиям.
1.Возникновение социальной диагностики. Ее особенности
Диагностика вошла в исследовательскую практику на рубеже XIX—XX вв. По мнению специалистов, сам термин “социальная диагностика” утвердился в конце 20-х — начале 30-х гг.
Социальная диагностика включает в себя определенные этапы. В имеющейся научной и учебной литературе приводятся различные варианты выполнения процесса диагностики. Существует также три этапа социальной диагностики.
Первый — предварительное ознакомление с объектом, постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, параметров ситуации, выбор показателей методик; второй — измерение и анализ показателей; третий — построение выводов, заключение по диагнозу.
Отдельные исследователи самостоятельными этапами ведения социальной диагностики выделяют проведение общей и специальной диагностики. Общая диагностика предполагает выделение и анализ наиболее важных проблем исследуемого явления, а частная диагностика нацелена на распознание и анализ частных, более узких проблем диагностируемого явления.
При принятии управленческих решений целесообразно придерживаться определенной структуры социальной диагностики.
Ряд исследователей в такую структуру включает следующие основные элементы: оценку состояния социального объекта на основе заранее определенного набора показателей (статистических данных, балльных экспертных оценок, средств косвенного замера и др.); определение эталонного или нормативного состояния социального объекта; соотношение эталонного и реального состояния социального объекта с последующей подготовкой управленческих решений.
Наряду с практическими предписаниями, рекомендациями социальный диагноз может содержать и теоретические выводы.
Рекомендации, скорректированные с учетом конкретной ситуации, имеющихся ресурсов и возможностей, являются серьезным обоснованием для принятия соответствующих решений, применения новых моделей поведения, проведения определенных коррекционных действий и других_мер.
Эффективное ведение социальной диагностики предполагает соблюдение ее важнейших принципов. Под ними нужно понимать строго определенные исходные положения, соблюдение которых является целесообразным и даже необходимым условием получения достоверных результатов исследования. К таким принципам диагностики обычно относят: объективность, принцип комплексного анализа, причинно-следственную обусловленность и другими способами, специальными приемами ведения социальной диагностики являются методы.
Систему методов социальной диагностики условно можно подразделить на две основные группы: методы проведения диагностического исследования и методы анализа диагностической информации, определения приоритетности проблем. Методы первой группы позволяют получить наиболее достоверную информацию о явлении, объекте исследования. К их числу относятся следующие методы: сбор первичной информации, ознакомление с документальными и статистическими материалами; диагностическая беседа; наблюдение; интервью; анкетирование; тестирование и другое.
На самом начальном этапе ведения диагностики целесообразно использовать метод сбора первичной информации, ознакомиться с имеющимися документами и статистическими материалами. Исследуя то или иное социальное явление, важно изучить соответствующие нормативные документы, справки, отчеты. Если социальным объектом выступает, например, ребенок, находящийся в специализированном реабилитационном учреждении (приюте), то сбор информации о нем начинается буквально
сразу же. В первую карантинную неделю его проживания здесь проводится первичное обследование. Собирается информация, необходимая для характеристики социального статуса ребенка: когда, кем и откуда доставлен, что известно о его родителях, родственниках, где воспитывался ранее, какой класс и какой школы посещал, есть ли прописка. Тогда же специалисты по социальной работе проверяют наличие и характер документов, составляющих личное дело ребенка: справка о рождении, медкарта, справка о прописке, табель или справка из школы, которую он посещал и др. Первичная информация о ребенке включает в себя данные оперативного медицинского освидетельствования и психологического обследования. Освидетельствование отражает общефизическое развитие ребенка, состояние его нервной системы, результаты лабораторного обследования. Первичное психологическое исследование позволяет дать оценку эмоционально-психической сферы ребенка, определить его тип нервной системы, выявить особенности поведенческих реакций на стресс, сохранность интеллекта и др.
В ряде случаев сбор первичной информации о социальном явлении обязательно сопровождается ознакомлением и со статистическими материалами. В частности, это делается при диагностическом исследовании проблем занятости, ситуации на рынке труда, процессов демографической направленности и др.
2. Цели и задачи диагностического исследования.
Цель диагностики – установление достоверности информации об объекте и окружающей его среде, прогнозирование его возможных изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработка рекомендаций для принятия организационных решений, социального проектирования действий по оказанию социальной помощи.
Социальная диагностика решает следующие задачи:
1.Выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения клиента.
2. Определение степени развитости различных свойств, их выраженности в количественных и качественных показателях.
3. Описание диагностируемых особенностей клиента, когда это необходимо.
Выявленные в ходе общей и специальной диагностики проблемы составляют социальный диагноз. Сущность социального диагноза заключается в точном определении причинно-следственных связей, порожденных условиями жизни клиентов социального обслуживания.
Определение диагноза – заключительный этап социальной диагностики, далее начинается разработка конкретных программ и решений государственных или общественных организаций по преодолению, поддержанию или развитию выявленных процессов и тенденций в исследованном социальном объекте или явлении.
Социальный диагноз может осуществляться:
• на уровне общества в целом, для выявления общих тенденций развития в области экономики, социальной политики, духовной жизни;
• на уровне социальной группы или территориальной общности, например, развитие территориальных групп, трудовых коллективов;
• на личном уровне, помогая персонифицировать, придать «адресность» при выявлении проблем жизнедеятельности.
Социальная диагностика основывается на ряде принципов:
• объективность заключается в непредвзятом рассмотрении социального объекта, исключающем любые искажения действительности в чьих-то интересах, ибо только беспристрастное заключение и сделанные по нему выводы имеют реальную научную и практическую значимость;
• причинность обусловлена универсальной связью и взаимодействием всех явлений и процессов в реальном мире, что позволяет в процессе исследования не ограничиваться описанием отдельных фактов или
явлений, а выяснить закономерности их возникновения и функционирования;
• комплексный подход в изучении социальных явлений объясняется тем, что социальная сфера представляет собой сложное переплетение множества прямых и опосредованных человеческих поступков, отношений, действий в самых различных формах их проявления, и выделение отдельных возможно лишь условно, для накопления каких – либо конкретных данных. При диагностике эти конкретные данные всегда нужно увязывать со всем комплексом проблем;
• научная обоснованность и подтверждаемость особенно важны, ибо за каждым решением, принятым на основе социального диагноза, стоит жизнь конкретных людей, их судьбы.
3. Методы социальной диагностики
В зависимости от специфики диагностируемой проблемы или явления могут использоваться различные методы исследования, как общенаучные, так и частные. Среди общих требований, которым должны отвечать методы социальной диагностики, следует назвать надежность, однозначность и точность. Есть ряд дополнительных, специальных требований, предъявляемых к выбору диагностических методов в социальной работе. Методы социальной диагностики можно разделить на три группы:
1. Сбор информации.
2. Обработка и анализ информации.
3. Определение приоритетов проблемы.
К первой группе методов относится:
• интервью является самым универсальным методом сбора и поиска информации. Существует два типа интервью: свободное и формализованное. Они отличаются степенью активности исследователя и интервьюированного. Эффективность интервью зависит от степени его подготовленности. Это относится и к человеку, у которого берут интервью, его предупреждают о запланированном разговоре, и к исследователю,
который должен предусмотреть для себя схему, определяющую, какую информацию, в каком объеме и от кого он может и должен получить;
• наблюдение – метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем;
• метод экспертной оценки – это опрос экспертов путем анкетирования и интервьюирования;
• беседа – метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации.
• биографический метод – способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности и др.
Методы обработки и анализа информации включают: анализ проблем, анализ фактов, вызывающих проблему, анализ взаимного влияния этих факторов, сравнение различной информации и др.
Сравнение является неотъемлемой частью диагностики на всех ее этапах. Для сравнения используется нормативные эталоны, стандарты, выбранные как желаемые показатели.
В процессе диагностики требуется определить степень важности тех или иных проблем и порядок срочности их решения. Для этого разработан ряд методов.
Метод дерева целей исходит из того, что каждая глобальная цель делится на подцели, которые стоят на пути достижения главной, пока не будет достигнут уровень настолько конкретных целей, с точки зрения интересующих нас задач, что дальнейшее деление не будет иметь смысла.
Перечисленные методы не исчерпывают всего многообразия методических способов и приемов осуществления социальной диагностики, их правильное использование открывает широкие возможности для значительного повышения объективности, достоверности и эффективности данной технологической процедуры
Заключение
Диагностика является одним из начальных и очень ответственных этапов в системе социальной работы. Ведь от обоснованности и достоверности диагностических данных, умения их верно интерпретировать зависит эффективность последующей профилактической и коррекционно-реабилитационной работы. Своевременно и правильно поставленный диагноз — это уже начало процесса социальной помощи и социального оздоровления.
Т.к. я работаю в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, диагностическая работа начинается уже с первого дня поступления ребенка.
Начинается сбор информации о ребенке: его ближайшем окружении, среде роста и развитии. Направляются запросы в школы, органы опеки и попечительства.
В зависимости от периода адаптации и других индивидуальных особенностей ребенка, выбирается метод диагностики. Один из методов, используемых в период адаптации ребенка к условиям учреждения – метод наблюдения. На каждого поступившего ребенка заводится дневник наблюдения, в котором описываются особенности развития и поведения ребенка. Также социальным педагогом разрабатывается индивидуальный план адаптации и социализации несовершеннолетнего, в котором также описываются особенности поведения ребенка, его привычки, увлечения и пр.
Список используемой литературы
1. Деватко И.Ф. Диагностическая процедура в социологии: очерк истории и теории. — М., 2000.
2. Дерюгин В.И. Специальные методы социально-профилактического воздействия и влияния на людей. 3-е изд. — Челябинск, 1997.
3. Методика социально-психологической диагностики и группы. — М., 2004.
Социальная профилактика правонарушений: советы, рекомендации. / Под ред. ДА. Перишова. — М., 1998.
4. Суслова В. Социальная диагностика: методы и способы ее осуществления. — М., 2001.
5. Теория и методика социальной работы. Учеб. пособие. —М.: «Союз», 1999.
Актуальность
Сложность и многозначность проблем, возникающих перед работниками социальных служб, предполагает серьезный и вдумчивый подход к поиску путей их решения. Множество связей и отношений, существующих в обществе, прямая и опосредованная взаимосвязь происходящих изменений, обусловленных сугубо определенными причинами, требует в каждом конкретном случае глубокого понимания их природы, характера и сущности, выявление которых и составляет суть социальной диагностики.
Социальная диагностика – это методологический инструмент, который дает управленческим органам необходимые знания, на основе которых разрабатываются различные социальные прогнозы и проекты, изучается общественное мнение и морально-психологический климат в обществе. Она играет важную роль в формировании и развитии технологий как социальной работы, так и всех сфер социальной жизни
Цель
Установление достоверности информации о социальном объекте и окружающей его среде, прогнозирование его возможных изменений и влияния на другие социальные объекты, выработка рекомендаций для принятия организационных решений, социального проектирования действий по оказанию социальной помощи, постановка социального диагноза, то есть определение проблем людей и условий, необходимых для дифференцированной помощи
Задачи
- выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения получателя социальных услуг;
- определение степени развитости различных свойств, их выраженности в количественных и качественных показателях;
- описание диагностируемых особенностей получателя социальных услуг, когда это необходимо;
- ранжирование специфических свойств получателя социальных услуг
Целевая аудитория
- семьи с детьми (в т.ч. с детьми-инвалидами);
- граждане пожилого возраста;
- инвалиды;
- граждане, признанные нуждающимся в социальном обслуживании
Участвующие субъекты
Специалисты организаций социального обслуживания населения и образования (психолог, социальный педагог, специалист по социальной работе)
Краткое содержание
Социальная диагностика – это анализ состояния социальных объектов и процессов с целью выявления проблем их функционирования, суть социальной диагностики сводится к получению достоверных знаний об изучаемом объекте или социальном процессе во всех его сложностях и многообразии, включая и медицинские аспекты.
Социальная диагностика – интегративная технология, она включает в себя совокупность методов и приемов и предполагает способность специалиста по социальной работе распознавать личностные ресурсы получателей социальных услуг, резервные возможности социального окружения, обеспечивающие самостоятельное достижение успехов в отношениях с людьми, самореализации в различных сферах (профессиональной, межличностном общении и т.д.) как при благоприятных условиях, так и при возникновении сложных ситуаций
Механизм реализации (формы и методы)
При организации социальной диагностики выделяются три этапа ее проведения.
На первом этапе происходит процесс сравнения поставленной задачи:
- с результатами деятельности (свойствами и т.д.) других («чужих»). Это позволяет выявить социальную соотносительную норму;
- с прежними результатами деятельности (свойствами и т.д.). Если разработчик проекта представлен в одном лице, то для такого исследовательского результата подойдет название «индивидуальная соотносительная норма»; для сложившейся, более или менее устойчивой группы разработчиков – «групповая соотносительная норма»;
- с поставленными целями (критериями). Это предметная соотносительная норма.
На втором этапе делается анализ полученных измерений, итогом которого становится классификация по интересующим признакам, цель которой – определение причинно-следственных связей.
Третий этап составляет интерпретация (синтез) полученной разнородной информации.
Общая схема методики осуществления диагностики.
Этапы социальной диагностики:
- Предварительное ознакомление с объектом, которое предполагает получение достоверного представления о предмете изучения, определение его сильных и слабых сторон, возможных направлений изменения и совершенствования.
- Проведение общей диагностики, т.е. постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, определение эталонных (нормативных) параметров ситуаций, выбор методов диагностирования.
- Проведение специальной диагностики по каждой из взятых для углубленного исследования проблем, измерение и анализ всех необходимых показателей.
- Построение выводов, на основе которых делается заключение.
- Определение диагноза – заключительный этап социальной диагностики.
Полученный социальный диагноз, содержащий теоретические выводы и практические рекомендации, скорректированные с учетом реальных ресурсов и возможностей, служит основанием для разработки социальными организациями конкретных решений и практических действий, направленных на предупреждение или торможение выявленных негативных тенденций исследуемого социального явления, создания условий для решения проблем в интересах социальных групп и отдельной личности.
В зависимости от специфики диагностируемой проблемы или явления могут использоваться различные методы исследования. В практике управленческого консультирования наиболее востребованными и апробированными в настоящее время сложились три группы методов, которые можно рекомендовать к использованию и в практической деятельности специалистов организаций социального обслуживания. Это сбор информации, ее обработка и анализ, определение приоритетов проблемы.
К первой группе методов можно отнести интервью, анкетирование, наблюдение, анализ документов, экспертные оценки и др.
Интервью является самым универсальным методом сбора и поиска информации. Существует два типа интервью: свободное и формализированное. Они отличаются степенью активности исследователя и интервьюированного. Эффективность интервью зависит от степени его подготовленности. Это относится и к человеку, у которого берут интервью, его предупреждают о запланированном разговоре. И к исследователю, который должен предусмотреть для себя схему, определяющую, какую информацию, в каком объеме и от кого он может и должен получить.
Анкетирование предназначено для выявления конкретных фактов при помощи большого круга лиц. Углубленный сбор информации при помощи анкет представляет собой тестирование. Применение тестов требует специальных знаний, и, как правило, работают с ними психологи и социальные психологи, специализирующиеся в этой области. Перед составлением анкеты следует уточнить, какая именно нужна информация, как она будет использоваться, как можно классифицировать и обобщать ответы.
Вторая группа методов – метод обработки и анализа информации. Включает анализ проблем, факторов, вызывающих проблему, взаимного влияния факторов, сравнение различной информации.
Сравнение является неотъемлемой частью диагностики на всех ее этапах. Для сравнения используются нормативные эталоны, стандарты, выбранные как желаемые показатели. Проблема возникает в случае отклонения от существующего стандарта. В ходе проведения диагностики важно выделить такие сравнения, которые помогут определить потенциальные результаты (стандарты будущего), на которых будет базироваться принятие стратегических путей решения социальных проблем.
В процессе диагностики требуется определить степень важности тех или иных проблем и порядок срочности их решения. Для этого разработана третья группа методов. Широкое распространение получил метод ранжирования альтернатив, в процессе которого эксперт упорядочивает все имеющиеся варианты решения исследуемых социальных проблем по определенному рангу как наименее или наиболее предпочтительные. Такая группировка альтернативных вариантов облегчает окончательный выбор одного из них сообразно возможностям и условиям. Метод дерева целей исходит из того, что каждая глобальная цель делится на подцели, которые стоят на пути достижения главной, пока не будет достигнут уровень настолько конкретных целей с точки зрения интересующих нас задач, что дальнейшее деление не буде иметь смысла.
Среди методов диагностирования личности следует выделить следующие.
Наблюдение – метод, который используется при изучении важнейших проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем.
Беседа – метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации.
Вопросник (опросник личностный) – совокупность методов приемов для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности.
Метод экспертной оценки. Это опрос экспертами путем анкетирования и интервьюирования.
Социометрия – метод опроса и алгоритм для математической обработки первичных измерений. Суть ее сводится к исчислению разнообразных персональных и групповых индексов.
Мониторинг – организация постоянного отслеживания информации, включенное наблюдение, оценка и анализ социальных ситуаций в фокусе их измерения, с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу
Результативность (критерии и показатели)
Эффективность решений любой социальной задачи или проблемы во многом будет зависеть от того, насколько точно была проведена диагностика, насколько объективно было оценено состояние социального объекта и насколько верно были выбраны ориентиры, нормативы диагностируемой сферы жизнедеятельности, служащие основой социального исследования и измерения.
Объектом социальной диагностики является не только получатель социальных услуг, но и потенциал его ближайшего социального окружения. Диагностика резервных возможностей, например, семьи может осуществляться на основании следующих критериев.
Критерий социального признания или отчужденности определяет способность каждого родственника устанавливать эмоциональные связи в условиях семьи. Социальное признание достигается в том случае, если каждый чувствует себя защищенным. При достижении определенных успехов одним из родственников его действия обязательно одобряют, выражают радость и уважение.
Социальное признание возникает, если человек начинает осознавать, что он находится рядом с людьми, которые принимают его как личность. Доброжелательные отношения формируются и являются более устойчивыми в результате совместной деятельности всех членов семьи. Отчужденность возникает в том случае, если в семье отсутствуют забота, доброжелательное отношение, а успехи и неудачи игнорируются, не вызывают ответной реакции.
Критерий уверенности или неуверенности в себе. Уверенность характеризуется представлением о себе как сильном человеке, который способен изменить свою жизненную ситуацию, умеет отвечать за себя и своих близких. Неуверенность характеризуется представлениями о себе как слабом человеке, неспособном решать самостоятельно свои проблемы. Такой человек не уверен и в резервных возможностях своей семьи.
Критерий позитивного и негативного отношения к людям. Успешность преодоления трудной жизненной ситуации определяется позитивным восприятием других людей как равных себе, умением обратиться к ним с просьбой о помощи. Негативное отношение к людям выражается в представлении о них как о враждебных субъектах, к которым лучше не обращаться.
Критерий активности и пассивности семьи в преодолении трудной жизненной ситуации. Высокая степень активности характеризуется стремлением максимально использовать свои ресурсы для улучшения условий жизни, межличностных отношений. При низкой степени активности происходит отчуждение семьи от людей, формируется агрессивное поведение, направленное на преодоление препятствий любой ценой, минуя социальные нормы. Она проявляется или в стремлении найти того, кто разрешит ситуацию, или в пассивном оборонительном поведении (уходе от ответственности, нежелании использовать свои ресурсы)
Ожидаемый результат
Результат социальной диагностики – основа для разработки методов реабилитации получателя социальных услуг, которая характеризует степень его активности в преодолении жизненных затруднений
Практика применения
- комплексные центры социального обслуживания населения;
- социально-оздоровительные центры для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. для инвалидов;
- центры социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы;
- центры социальной помощи семье и детям;
- социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
- дома-интернаты для граждан пожилого возраста и инвалидов, в т.ч. специальные;
- психоневрологические интернаты, в т.ч. для детей;
- геронтологические центры