Как составить социальный портрет социальной группы


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Понятия «социальный портрет» и «социологический портрет» стали применяться в социологической науке в 70-х годах прошлого столетия, когда составление аналогичного портрета было продуктивным для выявления общих характеристик какой-либо группы или класса. При создании социального портрета необходимо привлечь к исследованию наиболее обширную базу из большого числа респондентов. В советский период был составлен социальный портрет простого советского человека, что в последующем стало основой для написания книги «Советский простой человек: опыт социального портрета на рубеже 90-х» [1]. Следует отметить, что данное исследование основывалось на результатах масштабного социологического исследования, что поспособствовало наиболее близкому описанию советской личности. В настоящее время формирование портрета осуществляется на базе не только представителей одной группы, но и религии (О социальном портрете современного верующего) и национальности (Социальный портрет современного белоруса).

В социологической науке портрет применяется в исследовании отличительных сторон манеры и характера тех или иных представителей какой-либо группы. Касательно термина «социальный», то он представляет собой результат единых действий разных людей, которые проявляются во время их коммуникации и взаимоотношений. Категориями подобного рода социологического исследования являются социальный статус, где учитываются половозрастной характер, экономическо-материальное положение, а также социологическое влияние или так называемый авторитет или престиж, образ жизни, что охватывает качество жизни, потребление как культурных, так и жизненных благ и социальная роль, куда входят условия труда и объем властных полномочий. При рассмотрении материального состояния учитываются текущие доходы и уровень благосостояния, что охватывает предметы длительного пользования, в том числе движимое и недвижимое имущество. Следует отметить, что социальный портрет не является научным методом, а представляет собой алгоритм для сбора материала. В зависимости от цели исследования и поставленных задач социальный портрет может включать разные критерии.

Итак, социальный портрет – это комплекс обобщенных характеристик социальной группы, т.е. выявление общих и устойчивых характеристик портретируемой группы, которых можно достигнуть при помощи математических и компьютерных методов [2].

Актуальность. Введение в проблему. В эпоху постиндустриальной экономики и информационного общества образование становится одной из ключевых сфер экономической деятельности. Современное образовательное учреждение можно рассматривать как субъект рынка образовательных услуг – он конкурирует с другими участниками рынка, ему необходимо формировать свое позиционирование, разрабатывать комплекс маркетинга и т. д. В этой связи особую актуальность приобретает проведение различных видов поведенческих исследований, таких как например: составление портрета потребителя образовательных услуг. К потребителям образовательных услуг мы отнесем: абитуриентов, студентов, магистрантов, аспирантов, докторантов, работодателей, государство. Однако, в данном исследовании фокус внимания направлен на слушателей первого курса направления «Сервис» Высшей Школы Бизнеса Южного Федерального Университета.

Обозначенная актуальность позволяет сформулировать цель исследования, состоящую в построении портрета слушателя 1 курса Высшей Школы Бизнеса, направления «Сервис». Цель может быть детализирована на задачи:

  1. Идентификация половозрастного состава группы, а также условий проживания;

  2. Выявление социально-значимых мотивов обучения, а также факторов их определяющих;

  3. Формирование выводов и заключения исследования.

Далее, исходя из логики исследования, раскроем задачи, поставленные выше. Портрет потребителя составляется в первую очередь для составления качественного коммерческого предложения, которое будет адресованным и направленным конкретной целевой аудитории. Применительно к сфере высшего образования понимание портрета потребителя позволяет повысить отдачу при обучении, за счет привлечения именно тех абитуриентов, которые обладают наивысшим потенциалом для овладения конкретными специальностями, что конечном счете положительно скажется на успешном позиционировании образовательного учреждения.

В качестве фокус группы выбраны студенты первого курса, направления «Сервис» Высшей Школы Бизнеса, численность которых составляет 36 человек. Причем большую половину слушателей составляют девушки. (66.7%) Рис.1

Рисунок 1

Рисунок 2

Что касается возрастного среза, то слушатели в возрасте 18-20 составляют почти 2/3 всех опрошенных (66,7%) Рис.2. Что является базовым возрастом для выпускников школы. Но, проведя дополнительные исследования, выявим, что треть составляют студенты колледжа.

Следует отметить, что жилищно-бытовые условия и место проживания также являются немаловажными критериями определения социального портрета современного студента. Согласно нашему исследованию, преобладающее большинство опрошенных проживают ещё у родителей (42,8%) Рис.3.

Рисунок 3

Рисунок 4

Для определения мотивов обучения составлена анкета, в которой слушателям предложили ответить на ряд вопросов.

Анализ показал: в качестве мотивов подавляющее число отметили интересную работу важнее нежели ценность диплома об образовании Южного Федерального Университета. (48%) Рис.4.

Рисунок 5

Важно узнать мнение о том, на что ориентировались слушатели при поступлении.

Рисунок 6

Анализ диаграммы показал, что в своем выборе студенты полагались, в основном, на собственные предпочтение (84%) Рис.5, что подтверждают мотивы обучения. Рис.4.

Первичный анализ качества образовательного процесса и социальной жизни показал, что около ¾ слушателей скорее положительно оценивают свой выбор (Рис.6).

Рисунок 7

Также, обучающиеся считают, что важным качеством для достижения успеха в жизни являются целеустремленность и трудолюбие (Рис. 7), что подтверждают проводимые ранее исследования о том, что успех достигается не за счет предрасположенных качеств, но и за счет приобретенных, таких, как: целеустремленность, трудолюбие, инициативность и т. п.

Рисунок 8

Для определения связи между базовыми типами личности слушателей и осуществляемым ими потребительским выбором специальности предпринята попытка использования инструмента методологии DISK. Метод показал, что 62% слушателей принадлежат к категории поведенческого типа- «С» по методологии DISC. Кроме того, интересным является тот факт, что 67% слушателей 3-го курса также относятся к группе «С». Соответственно, нашему социальному портрету присущи такие качества, как тактичность, дисциплинированность, практичность, точность, четкость, собранность, аккуратность, принципиальность пунктуальность, требовательность, дипломатичность, аккуратность и пр. Люди данной категории ориентированы на результат, обладают даром замечать и анализировать детали и факты. Их главный мотиватор- желание быть правым. Более всего они боятся ошибиться. Их главные ценности: логика, система, стандарты, правила, факты.

Заключение. Идентифицирован половозрастной состав слушателей 1 курса Высшей школы бизнеса, который показал, что средний возраст студента 18-19лет, возраст, в котором уже закончилось детство, но до зрелости еще далеко. Одним словом – молодость. Именно в этом возрасте наступает оптимальный баланс работоспособности и способности получать и накапливать новые знания. И в этом же возрасте молодые люди начинают поиски себя в обществе. Кроме возраста, у слушателей существенны различия и в условиях проживания. Более 40% опрошенных проживают с родителями.

Выявлены основные значимые мотивы поступления. Среди различных классификаций мотивов учебной деятельности выделили профессионально-познавательный мотив (в основе которого лежат как широкие познавательные потребности, так и интерес к знаниям, специфичным для будущей профессии), опираясь на собственные предпочтения. При выборе вуза слушатели ставили на первое место хорошее обучение выбранной профессии.

Приведенные социологические данные подтверждают, что современное студенчество, несмотря на многие сложившиеся в последние годы негативные тенденции в обществе, сохраняет присущий ему потенциал, готовность развиваться в сфере образования и науки.

Список литературы:

  1. http://www.rusnauka.com/35_FPN_2014/Psihologia/13_18.doc.htm

  2. http://www.maecaenas.ru/doc/2013_9_3.html

Как составить социальный портрет

Умение составлять социальный портрет является неотъемлемой частью процесса обучения студентов социальных специальностей. Он может быть составлен на отдельную личность, на группу людей определенной специальности, на общественное явление или регион. Начинать тренировку своих умений необходимо с более общей категории, например, с социального портрета своего микрорайона.

Как составить социальный портрет

Вам понадобится

  • – карта-схема микрорайона;
  • -отчетные документы администрации микрорайона;
  • – информационные документы ЖКХ.

Инструкция

Рассмотрите карту-схему микрорайона, которая имеется в администрации района, или составьте самостоятельно: жилые дома, торговые точки, производственные объекты, образовательные учреждения и др.

Опишите природную среду. Важным показателем является характеристика зеленых насаждений в кв.м. и водной площади, если таковая имеется. Из документов или сводок СМИ опишите экологическое состояние района: уровень загрязнения воздуха, воды, радиологическую обстановку.

Изучите материальную среду. Подсчитайте количество научных и образовательных учреждений, производственных предприятий, учреждений службы быта и общественного питания. Наличие спортивных площадок во дворах уточняется через сведения ЖЭКов, ЖКХ.

Составьте характеристику жилого фонда в процентах: проживающие на государственной площади, ведомственной, кооперативной, индивидуальной, коммунальной, в общежитиях, а также число стоящих на учете по улучшению жилищных условий. Укажите степень удаленности района от центра города и насыщенность маршрутами общественного транспорта.

Представьте особенности населения по следующим составляющим:- число жителей микрорайона по возрастам;- средний возраст взрослого населения;- соотношение по полу: мужчины и женщины;- социальный состав: рабочие, служащие, интеллигенция, пенсионеры, домохозяйки и др.- уровень образования населения;- доля лиц трудоспособного возраста.

Выделите этническую специфику района, если таковая имеется, а также социокультурные традиции, ценности и религиознось народа. Отследите миграционные процессы: соотношение постоянно проживающего населения и приезжих.

Проведите исследование семей в районе. Подсчитайте их общее количество, а также – многодетных, неполных, опекунских, асоциальных, разведенных и др. Более подробно изучите молодые семьи со стажем совместной жизни до 3-х лет. Проживают ли самостоятельно или с родителями, имеют ли детей, нуждаются ли в дошкольных учреждениях. Особенно уделите внимание доходу в этих семьях: на уровне или ниже прожиточного минимума.

Сделайте обобщающие выводы в виде краткого изложения полученных данных в процентах, квадратных метрах и числовых показателях. Отметьте специфику района, отличающую его от остальных районов. Отметьте перспективы развития района: запланированные в документах и реально достигнутые за отчетный промежуток времени, который исследовали.

Обратите внимание

Дополнительно к социальному портрету района может быть приложен социальный портрет явления или личности, которые и определяют специфику данного территориального пространства: портрет торговых зон или портрет предпринимателя, проживающего в данном районе и ведущего активную социально значимую деятельность в районе.

Полезный совет

Составление социального портрета зависит от специфики интересов исследователя. Если интерес лежит в области изучения молодежи в районе, то акцент необходимо сделать на молодежные субкультуры, количество молодых людей, состоящих на учете в ИДН, количество вернувшихся из мест заключения, а также особенности проживания молодежи в семьях.

Источники:

  • «Социология. Общий курс», А.И. Кравченко
  • как составить др

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Социальный портрет группы.Шаблон.

Оценка 4.9

Социальный портрет группы.Шаблон.

Социальный портрет группы .Шаблон. Социальный портрет группы .Шаблон. Социальный портрет группы. Шаблон .Социальный портрет группы. Шаблон. Социальный портрет группы. Шаблон. Социальный портрет группы. Шаблон .Социальный портрет группы. Шаблон. Социальный портрет группы. Шаблон. Социальный портрет группы. Шаблон. Социальный портрет группы. Шаблон.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.

К среднему классу, если обратиться к определению термина, относится такая социальная группа людей, которая имеет устойчивые доходы, которых достаточно для удовлетворения довольно широкого круга социальных и материальных потребностей. К среднему классу как правило относят людей с высшим образованием. Занимают эти люди как бы промежуточное положение между небольшим богатым слоем и достаточно большой низкооплачиваемой частью населения. На основании этого определения составим социальный портрет представителя среднего класса:

1) Образование: оконченное высшее или средне-специальное.

2) Замужем/женат. Имеет 1-2 детей.

3) Источники дохода-заработная плата. Уровень, конечно, зависит от города, но в среднем: 30000-40000-если работает по найму, 50000-70000-если является мелким частным предпринимателем. Почти обязательным признаком сейчас является наличие 1-2 кредитов по работе или на личные нужды.

4) место проживания: город

5) жилищные условия: 2-х или 3-х комнатная квартира, причем скорее всего в ипотеке.

6) досуг: выезду на природу, на пикник, походы в ТЦ, в кино, парки, кафе,выезды на дачу. Редкие (1 раз в 2-3 года) выезды за границу.

Социологический опрос Тема: «Социальный портрет группы Э 221»

Социологический опрос Тема: «Социальный портрет группы Э 221»

Метод: социологический опрос Объект исследования: студенты, обучающиеся в группе Э 221 Предмет исследования: общие

Метод: социологический опрос Объект исследования: студенты, обучающиеся в группе Э 221 Предмет исследования: общие сведения об участниках исследования Цель: узнать общую статистическую информацию о студентах группы э221

Участники опроса Мною было опрошено 28 человек из группы Э 221 Среди них 18

Участники опроса Мною было опрошено 28 человек из группы Э 221 Среди них 18 юношей и 10 девушек Анкета состоит из 11 вопросов Анкета прилагается

Возраст 1 12 17 лет 15 18 Старше

Возраст 1 12 17 лет 15 18 Старше

Санкт-Петербург Откуда приехали? Лени нградская область 4 1 1 1 Ставропольский край 13 Тверская

Санкт-Петербург Откуда приехали? Лени нградская область 4 1 1 1 Ставропольский край 13 Тверская область Республика Саха 1 11 2 Республика Казахстан Оренбургская область Ростовская область Из полученных данных слкдует сделать вывод, что большая часть группы (почти половина) – местные, а остальные часть – приезжие из разных уголков России Западно-Сибир. Фед. Округ. Вологодская область ЯНАО НЕИЗВЕСТНО ОТКУДА?

20 18 Где проживаете? 16 14 12 10 8 6 4 2 0 Квартира

20 18 Где проживаете? 16 14 12 10 8 6 4 2 0 Квартира Общага

Почему вы поступили в ИНЖЭКОН? 18 16 14 12 10 8 6 4 2

Почему вы поступили в ИНЖЭКОН? 18 16 14 12 10 8 6 4 2 0 Собственное осознанное решение Потому что туда пошли учиться мои друзья Совет родителей Название понравилось Просто так

Не разочаровались в выбранной вами специальности? 1. Полностью разочаровался(лась), не хочу учиться по этой

Не разочаровались в выбранной вами специальности? 1. Полностью разочаровался(лась), не хочу учиться по этой специальности 2 8 2. Это не совсем то, что я ожтдал(а), но учиться продолжу 3. Меня все устраивает 17 4. Это даже лучше, чем я ожидал(а) Около 64 % группы вполне довольны выбранной специальностью, однако 29% группы, видимо, поняли, что выбрали не ту специальность, но зато нет тех, кто не хочет продолжать учиться.

Контракт Бюджет 0 5 10 15 Более 60 % группы обучаются на контрактной основе

Контракт Бюджет 0 5 10 15 Более 60 % группы обучаются на контрактной основе 20

Отношения с одногруппниками 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2

Отношения с одногруппниками 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 Юноши Девушки Отличные Нейтральные Пару человек не Меня все бесят нравятся Главный вывод из полученной статистики состоит в том, что у девушек отношения складываются хуже, чем у парней Отсутствуют те, кто совсем не прижился в коллективе.

Как вы обычно проводите свободное время 0 5 10 15 20 Гуляю с друзьями

Как вы обычно проводите свободное время 0 5 10 15 20 Гуляю с друзьями Сижу за компьютером Читаю книги Девушк и Юноши Смотрю телевизор Другое В большинстве своем и девушки и юноши в свободное время предпочитают гулять с друзьями. Всего 7 % посвящают чтению книг. А кто-то один занимается непонятно чем в свободное время

С Никогда не занимался и не планирую Иногда употребляю Хотел(а) бы, но времени не

С Никогда не занимался и не планирую Иногда употребляю Хотел(а) бы, но времени не хватает Нет Редко Да, регулярно Да 0 3 6 9 12 15 18 Вредные привычки 0 3 6 9 12 15 18 Отношение к спорту

Хотите вернуться в школу? 18 16 14 12 10 Хотите вернуться в школу? 8

Хотите вернуться в школу? 18 16 14 12 10 Хотите вернуться в школу? 8 6 4 2 0 Да Нет

Добавить комментарий