Как составить социальный портрет студентов

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература


Ермолаева Ю.Н.

1

Ермолаев Д.О.

1

Петрашова О.И.

1

Петрашова В.А.

1


1 Астраханский филиал ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия»

Как известно, социальный портрет студента – это интегрированное описание основных социальных, демографических и иных свойств личности, присущих всей совокупности обучающихся. В статье представлены результаты социологического исследования по составлению социального портрета современного российского студента на примере регионального юридического вуза. С этой целью были проанализированы следующие аспекты жизни студента: гражданское и семейное состояние, социальное положение, жилищно-бытовые условия, профессиональная социализация, трудовая деятельность, психологические взаимоотношения в семье, материальное положение и др. Данный социологический мониторинг позволяет выявить острые проблемные стороны развития и трансформации студенческого сообщества в определенный период времени и создает перспективы для оперативного реагирования общества в целом, органов управления образованием, руководителей подразделений как на ситуацию в целом, так и на отдельного студента.

студент

социальный портрет

1. Волов В.Т., Четырова Л.Б., Чаденкова О.А. Социальный портрет студента российского негосударственного вуза как результат сегментирования образовательного рынка // Труды СГУ. – Вып. 17. – Саратов, 2009. – С. 24–27.

2. Кибакин М.В., Лапшов В.А. Социально-типический портрет российского студента // Труды СГУ. – Вып.10. – Саратов, 2009. – С. 56–57.

3. Социальное положение студентов в России [Электронный ресурс] // Информационное телеграфное агентство России: сайт. – Режим доступа: URL: http://itar-tass.com/spravochnaya-informaciya (дата обращения 10.10.2014).

4. Стипендия в 2013-2014 учебном году [Электронный ресурс] // Деловая жизнь: сайт. – Режим доступа: URL: http://bs-life.ru/rabota/zarplata/stipendiya.html (дата обращения 18.10.2014).

5. Хромов А.М. В российских вузах начинается приемная кампания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://studombudsman.ru/ (дата обращения 21.10.2014).

Социальный портрет студента – это интегрированное описание основных социальных, демографических и иных свойств личности, присущих всей совокупности обучающихся [2]. Деятельность студента является своеобразной по своим целям и задачам, содержанию, внешним и внутренним условиям, средствам, трудностям, особенностям протекания психических процессов, проявлениям мотивации. Основное в деятельности студента – учиться, участвовать в научной и общественной жизни, в различных мероприятиях, которые проводятся с учебной и воспитательной целью [1].

Система высшего профессионального образования насчитывает 1090 гражданских высших учебных заведений (без учета филиалов), среди них 482 – частные (в СССР было не более 600 вузов). Таким образом, в настоящий момент российское образование характеризуется большим выбором образовательных услуг и возрастанием конкуренции со стороны как государственных, так и негосударственных вузов с целью привлечения новых студентов.

В 2014 году на бюджетные места российских вузов смогли поступить 503 тыс. абитуриентов, сообщили ИТАР-ТАСС в пресс-службе Минобрнауки [5]. В настоящее время на содержание каждого студента выделяется около 80 тыс. рублей в год. Объем государственного финансирования вузов за последние шесть лет вырос более чем в 3 раза. Однако, несмотря на возросшие объемы финансирования, жизнь современного студента проходит в сложных условиях [3]. Большинство студентов вузов, учащихся на бюджетной форме обучения, получают всего 1200 рублей, в то время как прожиточный минимум для взрослого человека составляет около 7000 рублей [4]. Помимо минимальных стипендиальных выплат, перед российским студентом также остро ставится вопрос с жильем. Более 350 тыс. российских студентов вынуждены сами решать квартирный вопрос (чаще всего вопрос аренды жилой комнаты или квартиры) [3].

Одновременно с учебной деятельностью студенты пытаются реализовать себя в профессиональной сфере. Сложнее всего в этой ситуации приходится гуманитариям. Они вынуждены искать себе дополнительные заработки, занимаясь неквалифицированной деятельностью и зачастую не по специальности [3].

Цель настоящей работы: подробное исследование социального портрета современного российского студента. Данное исследование позволит выявить острые проблемные стороны развития и трансформации студенческого сообщества и создаст возможность как для корректировки учебной программы, совершенствования управления образовательным процессом, так и для совершенствования политики вуза, направленной на разработку методов поиска абитуриентов и на привлечение потенциальных студентов вуза.

Материал и методы исследования

В основу нашего исследования легли результаты анкетного опроса, проведенного среди студентов очного отделения Астраханского филиала ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия» за 2014 г. В ходе опроса проанкетировано 100 студентов, среди них лица мужского пола составили – 49 %, женского – 51 %. По возрасту студенты распределились следующим образом: 19 лет – 3 %; 20 лет – 6 %; 21 год – 50 %; 22 года – 22 %; от 23 лет до 29 лет – 11 %; старше 30 лет – 8 %. При этом средний возраст учащихся составил – 21 год.

Из выборки следует, что уроженцы г. Астрахани составили 62 % опрошенных, а приезжие из других населенных пунктов – 38 %. Что касается ранее полученного образования, то среднее общее имеют 74 % опрошенных студентов, среднее специальное – 20 % респондентов, высшее образование имеют 6 % респондентов.

Большую часть респондентов (71 %) составили студенты 5 курса. При этом 13 % опрошенных нами студентов учатся на бюджетной форме обучения, остальные (87 %) – на коммерческой форме.

Результаты исследования
и их обсуждение

На вопрос «Совмещаете ли Вы работу и учебу?» ответили «да» 52 % из опрошенных респондентов. Те участники нашего опроса, которые совмещают работу и учебу, работают, как они указали в анкете, либо в сфере услуг: продавец-консультант, секретарь-референт, официант, оператор на телефоне, – либо по специальности, непосредственно относящейся к юриспруденции: секретарь судебного заседания, судебный пристав-исполнитель, помощник юриста, помощник следователя. При этом большая часть (71,2 %) студентов совмещает работу в сферах, которые находятся вне зоны их будущей специальности и лишь третья часть (28,8 %) смогли найти работу, связанную с их будущей специальностью.

Что касается гражданского и семейного положения, то, согласно нашему опросу 77 % опрошенных не имеют собственной семьи, 19 % респондентов состоят в официальном браке, 2 % – состоят в гражданском браке и 2 % опрошенных разведены. Данное процентное соотношение связано с тем, что большинство опрошенных нами студентов в силу своего возраста, из-за обучения в вузе, небольшого жизненного опыта, минимального заработка или вообще его отсутствия не считают необходимым создавать семью в данный момент.

Из тех, кто потенциально на момент исследования мог бы иметь детей, т.е. та группа, которая состоит в официальном браке, гражданском браке или в разводе, на вопрос «У вас есть дети?» ответили «да» – 56,5 % респондентов. На вопрос «Сколько у Вас детей?» имеющие детей ответили: «один ребенок» – 53,8 %, «двое детей» – 38,5 %, «трое детей» – 7,7 %.

Чтобы определить социальный статус студента, необходимо в первую очередь охарактеризовать его родительскую семью, а именно образование родителей и их социальный статус, состав семьи (полная или неполная), финансовое положение, количество детей в семье, взаимоотношения в родительской семье.

Согласно нашему опросу высшее образование имеют 53 % матерей опрошенных нами респондентов, среднее общее – 10 % матерей, среднее специальное – 36 % и отметили графу «другое» только 1 % из опрошенных студентов. Что касается отцов опрошенных, то высшим образованием обладают 52 % отцов, среднее общее имеют – 11 %, среднее специальное – 31 %, другое – 6 %.

Социальный статус матерей опрошенных располагается в следующем порядке: рабочими являются 47 % матерей опрошенных, служащими – 14 %, домохозяйками – 22 %, пенсионерками – 9 %, другое – 8 %. По социальному статусу отцы респондентов распределились следующим образом: рабочие – 54 %, служащие – 8 %, военно­служащие – 3 %, предприниматели – 13 %, пенсионеры – 9 %, другое – 13 %.

По результатам нашего анкетирования следует, что большинство (90 %) опрошенных воспитывались в полных семьях и только 10 % – в неполных семьях. На вопрос «Сколько в родительской семье детей?» ответили «я один ребенок» – 18 % респондентов, «двое детей» – 56 %, «трое детей» – 14 %, «более трех детей» – 12 %. Лица, отметившие графу «более трех детей», указали, что в родительских семьях воспитывалось 4–5 детей.

Подавляющее большинство (96 % респондентов) отметили, что у них хорошие и ровные взаимоотношения в семье, и только 4 % отметили не всегда ровные отношения в семье. На вопрос о материальных трудностях в семье 62 % опрошенных заявили, что их родители не испытывают материальные трудности, 33 % семей испытывают материальные трудности время от времени, и только 5 % студентов отметили, что их родители находятся в трудном финансовом положении.

Как мы отметили выше, 23 % опрошенных нами студентов имеют уже свои семьи, а 56,5 % из них имеют собственных детей. В связи с этим не лишним было рассмотреть социальное положение студенческой семьи, образование и социальный статус супруга(и), взаимоотношения между супругами, материальное положение, наличие или отсутствие трудностей в воспитании детей, наличие времени на занятия с детьми и т.д.

По результатам нашего анкетирования в отношении образования супругов респондентов можно отметить следующее: высшее образование имеют 52,4 % супругов опрошенных, среднее общее – 19 %, среднее специальное – 28,6 %. Их социальный статус представлен следующим образом: рабочими являются 76,2 % супругов респондентов, служащими – 9,5 %, студентами – 4,8 %.

Согласно нашему исследованию, взаимоотношения в семье хорошими, ровными считают 86,4 % опрошенных, и не всегда ровные отметили 13,6 %. На вопрос «Ваша семья испытывает материальные трудности?» 54,5 % респондентов ответили, что не испытывают и 45,5 % опрошенных ответили, что испытывают время от времени.

В семьях, где есть дети, все респонденты ответили, что сами занимаются воспитанием своих детей. Большинство респондентов (84,6 %) не испытывают трудности в воспитании детей, оставшиеся 15,4 % ответили, что испытывают такие трудности. 77 % опрошенных проводят время со своими детьми регулярно и 23 % – редко. Из тех, кто считает, что регулярно занимается с детьми, 77 % тратят на воспитание детей 1–2 часа в день, остальные указали более длительное время (около 4 часов и больше).

Жилищно-бытовые условия и место проживания также являются немаловажными критериями определения социального портрета современного студента. Согласно нашему исследованию, 68 % опрошенных нами лиц проживают ещё у родителей, 14 % – снимают квартиру, остальные 18 % либо живут у родственников, либо имеют уже собственное жилье. Большинство (88 %) опрошенных ответили, что их устраивают жилищно-бытовые условия, 12 % ответили, что не устраивают. Причины данного недовольства объясняются либо проблемами с коммунальными услугами, либо невозможностью ужиться с родителями, родственниками, либо просто считают жилищно-бытовые условия непригодными для проживания. Однако большинство не объясняет причины недовольства жилищно-бытовыми условиями.

Как мы уже писали, совмещают работу и учебу 52 % опрошенных нами студентов. Чтобы выяснить, что побудило студентов искать работу, было предложено несколько вариантов для ответа. Итак, основными причинами трудоустройства являются: желание стать самостоятельным и независимым – 61,5 %; стремление к карьере – 34,6 %; желание помочь родителям – 30,8 %; желание стать профессионалом и быть эрудированным в будущей профессии – 25 %; заработать на карманные расходы – 25 %; другое – 3,9 %.

Самым значимым в работе для каждого из опрошенных нами респондентов является: коллектив, в котором они работают – 34,7 %; зарплата – 28,8 %; получение профессионального опыта и трудовых навыков – 13,5 %; карьерный рост – 7,7 %; успехи в трудовой деятельности – 5,7 %; нерутинность работы – 1,9 %.

При этом респонденты отметили характер трудовой деятельности как легкий – 51,9 %; тяжелый – 28,9 %; опасный – 9,6 %; другое – 9,6 %. На вопрос: «Ваша трудовая деятельность обладает определенной степенью вредности?» ответили «да» только 7,6 % опрошенных респондентов; остальные (92,4 %) ответили «нет». В дневную смену работают 69,3 % опрошенных лиц; в вечернюю – 3,8 %; в ночную – 1,9 %; графу «другое» отметили 25 %, т.е. работают в разные смены. 63,4 % респондентов ответили, что их работа заключается в большей степени в умственном труде; 21,2 % – в физическом труде; 15,4 % ответили другое, т.е. их работа заключается как в умственном, так и физическом труде.

В нашей анкете мы также попросили участников опроса указать количество часов, которые они отрабатывают. Результаты оказались следующими: от 2 до 4 часов работают 5,8 % респондентов; 5–6 часов уделяют работе 11,5 % респондентов; 7 часов – 3,8 %; 8 часов – 17,4 %; 9 часов – 1,9 %; 10 часов – 7,7 %; 11 часов – 1,9 %; 12 часов и больше – 13,6 %; ненормированно – 36,6 %.

Согласно результатам нашего исследования, 69,3 % опрошенных работают официально, т.е. заключали трудовой договор; 30,7 % работают неофициально. Несмотря на то, что трудовые права знают все 100 % опрошенных нами работающих студентов, только 13,5 % считают, что у них были нарушения трудовых прав со стороны работодателя, чаще всего эти нарушения связаны с задержкой (или невыплатой) заработной платы, сверхурочных, с неправильным распорядком трудового дня. Однако остальные 86,5 % опрошенных не отметили никаких нарушений трудовых прав со стороны работодателя.

Выйти на работу студентов побуждают различные обстоятельства (материальное положение в семье, размер платы за обучение в вузе и т.д.), поэтому студенты начинают свою трудовую деятельность достаточно рано. Как показали результаты нашего анкетирования, 32,7 % респондентов начали работать уже с 1 курса, 7,7 % респондентов начали свою трудовую деятельность со 2 курса, 17,4 % – с 3 курса, 21,2 % – с 4 курса, 13,5 % – с 5 курса. Также согласно нашей выборке, 44,2 % респондентов уже работали до поступления в Астраханский филиал ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия», остальные – не работали до поступления в это учебное заведение.

В настоящее время складывается такая ситуация, что половина опрошенных респондентов совмещают работу с учебой, при этом трудовая деятельность отражается на учебе у каждого по-разному. Результаты таковы: 53,8 % ответили, что их трудовая деятельность никак не отражается на учебе; 15,5 % опрошенных говорят, что она им мешает; 26,9 % – помогает; 3,8 % отметили графу «другое», т.е. из-за работы они вообще не успевают учиться.

Заработная плата, как и трудовая деятельность опрошенных нами подрабатывающих студентов, также имеет существенную разницу. Ответы распределились следующим образом: 40,4 % ответили, что им платят достойную заработную плату; 25 % считают, что им платят недостаточно; 34,6 % отметили, что им хватает на жизнь, но хотелось получать больше денег. На вопрос «Сколько бы вы хотели получать в качестве зарплаты?» – 3,8 % ответили, что хотели получать хотя бы до 10 тыс. рублей; 7,7 % хотят получать от 10 до 15 тыс. руб., 7,7 % – больше 15 тыс. руб., 21,2 % – 20–25 тыс. руб., 15,4 % – 30–35 тыс. руб., 11,6 % – 40–45 тыс. руб., 7,7 % – 50 тыс. руб., 1,9 % – больше 50 тыс. руб., 9,7 % – 100 тыс. руб., 13,5 % не указали сумму.

На вопрос «На что Вы тратите заработанные деньги?» 67,4 % наших респондентов ответили, что расходуют их на продукты питания, одежду, лекарства, услуги ЖКХ, 42,4 % платят за учебу, 30,8 % помогают материально родителям, родственникам, 13,5 % тратят деньги на собственные нужды.

Заключение

Итак, подводим итоги настоящей работы, касающиеся социального портрета студента юридического вуза: средний возраст наших опрошенных составляет 21 год; большинство из респондентов являются холостыми и незамужними (77 %); из тех, кто обзавелся семьей в 56,5 % случаев имеют детей (56,5 %); 87 % опрошенных учатся на коммерческой форме обучения; высшее образование имеют 53 % матерей и 52 % отцов наших респондентов; рабочими являются 47 % матерей и 54 % отцов опрошенных; 90 % опрошенных из полных семей; 96 % наших респондентов отметили, что у них хорошие взаимоотношения в семье; 62 % опрошенных заявили, что их родительская семья не испытывает материальные трудности; 68 % опрошенных проживают у родителей; больше половины участников нашего социологического опроса имеют собственный заработок, т.е. совмещают учебу и работу (52 %); в качестве основной причины трудоустройства большинство работающих студентов отметили желание стать самостоятельным и независимым (61,5 %); самым значимым в трудовой деятельности, по мнению большинства работающих респондентов, является коллектив, в котором они работают; 51,9 % из числа трудоустроенных респондентов отметили легкий характер трудовой деятельности; 69,3 % опрошенных работают в разные смены; 36,6 % отметили гибкий график работы (36,6 %); 63,4 % отметили, что их работа заключается в большей степени в умственном труде; поскольку участники нашего социологического исследования являются студентами юридического вуза, то трудовые права знают все опрошенные нами совместители и большинство из них работают официально (69,3 %) и не замечали никаких нарушений трудовых прав со стороны работодателей (86,5 %); большинство из работающих респондентов начали свою трудовую деятельность с 1 курса (32,7 %) и не работают пока по будущей специальности (65,4 %); 53,8 % опрошенных утверждают, что их трудовая деятельность никак не отражается на учебе; 40,4 % опрошенных считают, что они получают за свой труд достойный заработок; 21,2 % опрошенных хотели бы получать зарплату в размере 20–25 тыс. рублей; 67,4 % работающих респондентов тратят свои заработанные деньги на товары первой необходимости (продовольствие, лекарства, одежда, услуги ЖКХ). Таким образом, исходя из вышеперечисленных выводов, можно составить следующий социальный портрет современного студента юридического вуза: средний возраст студентов составляет 21 год; обладают средним общим образованием; в период учебы пока не заводят собственные семьи; учатся на коммерческой форме обучения; поддерживают отношения с родительской семьей; живут у родителей; большинство современных студентов имеют собственный заработок и, как следствие, стремятся к самостоятельности и финансовой независимости; большинство работающих студентов начинают свою трудовую деятельность уже с 1 курса, работают в дневную смену, работают ненормированно (гибкий график), знают трудовые права, работают официально, но работают пока не по специальности, довольны своим заработком и тратят его на вещи первой необходимости (продукты, лекарства, одежда, услуги ЖКХ).

Рецензенты:

Рябцева Е.Е., д.пол.н., профессор, заведующая кафедрой рекламы и связей с общественностью, Астраханский государственный университет, г. Астрахань;

Лепехин А.А., д.ю.н., профессор ка-
федры уголовно-правовых дисциплин, Астраханский филиал Международный юридический институт, г. Астрахань.

Работа поступила в редакцию 19.12.2014.


Библиографическая ссылка

Ермолаева Ю.Н., Ермолаев Д.О., Петрашова О.И., Петрашова В.А. СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА (НА ПРИМЕРЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ВУЗА) // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12-6.
– С. 1343-1347;

URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=36329 (дата обращения: 23.05.2023).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

ПРАВО И ОБЩЕСТВО

LAW AND SOCIETY

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ТГУ ИМЕНИ Г. Р. ДЕРЖАВИНА)

БЕЛИНСКАЯ ДИНА ВИКТОРОВНА

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: may_1981@mail.ru

ЗАДОНСКАЯ ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: ir-yar75@mail.ru

ТОМИЛИН ВИКТОР ФИЛИППОВИЧ

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: sociolo@yandex.ru

Рассматриваются результаты пилотажного социологического исследования, посвященного изучению социального портрета современного студента регионального вуза. Приведены мнения студентов о процессе обучения, способах реализации их целей, готовности участия в решении основных проблем современной молодежи, формах досуга. Как результат смоделирован обобщенный портрет современного студента. Это активный молодой человек, готовый обсуждать не только проблемы молодежи, но и другие, касающиеся развития общества, как в социальных сетях, так и при непосредственных взаимодействиях. Студенты осознают проблемы девиантного поведения, они готовы их обсуждать с целью их разрешения. В целом студенты ведут здоровый образ жизни. Досуг студент предпочитает проводить в торгово-развлекательных комплексах, в которых сосредоточены разнообразные площадки для отдыха. Кроме того, студенты любят посещать кинотеатры и ночные клубы. В том случае, если они остались дома, то, прежде всего, будут общаться в Интернете, пойдут смотреть по телевизору различные передачи и фильмы, будут слушать музыку и обязательно общаться дома с друзьями. К основным ценностям современного студента можно отнести такие, как семья, здоровье, любовь, дети, материальный достаток.

Ключевые слова: социальный портрет студента, молодежь, ценности, досуг, образование, профессиональная деятельность, научно-исследовательская деятельность.

Изучение социального портрета той или иной социальный группы в системе образования всегда было актуальным, поскольку речь идет о специфических характеристиках, описывающих особенности сознания и деятельности ее представителей: преподавателей, аспирантов, студентов, школьников [1-6]. Исследование социального портрета предполагает анализ социально -статусных и социально-ролевых особенностей, в которых проявляется специфика определенной социальной группы. То есть речь идет, как отмечает Н. Б. Николюкина, об информационной модели как совокупности информации о статусно -ролевом наборе, ценностях и нормах конкретного профессионального слоя или социальной группы [5, с. 43].

С целью выявления типичных характеристик студенчества регионального вуза зимой 2014 г.

было проведено социологическое исследование на тему «Социальный портрет современного студента». Генеральной совокупностью явились студенты ТГУ имени Г. Р. Державина, выборочную совокупность составили студенты дневного отделения разных курсов таких направлений подготовки, как «социальная работа», «психология», «история», «международные отношения», «политология», «культурология», «лингвистика», «журналистика». Социологический опрос проводился в форме раздаточного анкетирования. В исследовании приняло участие 233 студента. Результаты социологического опроса были обработаны с помощью программы SPSS for Windows (Version 17).

В опросе приняло участие больше девушек, чем юношей (62,7 % и 37,3 % соответственно). Большая часть студентов в данный момент проживают вместе с родителями (45,9 %), снимают

квартиру (30,5 %) и живут в собственной квартире (17,6 %). Только 6 % студентов живут в общежитии.

Большинство опрошенных студентов в данный момент не работают, так как учеба занимает все их свободное время (44,6 %). 21 % респондентов уже работают, из них только 3,4 % по той специальности, на которой учатся. 6,4 % не работают, потому что им просто лень.

Несмотря на возможность дополнительного заработка (помимо получаемой стипендии) никто из опрошенных студентов не оценивает свой уровень доходов как высокий. Чаще всего студенты говорят о среднем уровне доходов (48,1 %), ниже среднего (17,2 %), низком (6 %), и выше среднего уровня (4,3 %). Почти каждый четвертый студент затруднился с ответом.

Основной вид деятельности студентов – учеба. Полученные И. А. Слетковым данные показывают, что большинство студентов учатся с интересом, проявленным в большей или меньшей степени (82,1 %), для 13,2 % студентов учеба в тягость или отношение к ней безразличное [1, с. 62]. Он выделил три группы студентов в зависимости от их отношения к учебе. Первую составляют студенты, ориентированные на образование как на профессию, учеба вызывает у них огромный интерес (38,8 % опрошенных). Вторая группа студентов (43,3 %) состоит из тех, кто, несмотря на некоторый интерес, проявленный к учебе, в перспективе ориентирован на бизнес. Третью

группу студентов (13,2 %) составляют те, кого можно было бы назвать не определившимися. Все их параметры отношения к учебе, профессии размыты, в их оценках и позициях нет ясности и определенности первых двух групп [1, с. 64].

В задачах нашего исследования не стояла попытка выделения тех или иных групп в студенческой среде, однако вопрос об отношении современных студентов к учебе мы обойти не могли.

Как уже было отмечено, учеба занимает у студентов самое большое время. Было интересно выяснить, как относятся студенты к посещению учебных занятий. Результаты исследования показали, что 56,6 % регулярно посещают занятия, 37,8 % если и пропускают лекции и семинары, то редко, только 5,6 % часто пропускают занятия (необходимо отметить, что выборка исследования была случайная бесповторная, которая позволяет выделить лишь общие тенденции, но никак не претендует на репрезентативность).

Среди опрошенных обучающихся на «5» и «4» оказалось подавляющее большинство – 73 %, на «4» и «3» учатся 27 % респондентов. Причем девушки учатся немного усерднее юношей.

Продолжая тему учебы, скажем, что опрошенные студенты желают принять участие в научных конференциях и политических партиях, но не так рьяно, как, например, в молодежных форумах и волонтерских движениях.

45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

да

затрудняюсь ответить

политические движения, партии

волонтерские движения молодежные форумы научные конференции

Рис. 1. Готовность принять участие в научных конференция, молодежных форумах, волонтерских движениях и политических партиях

Полученные результаты, приведенные на рисунке 1, отчетливо показывают готовность студенческой молодежи окунуться в волонтерские движения (44,6 %). Скорее всего, это связано с прошедшими международными соревнованиями в России (Универсиада в г. Казани, зимняя Олимпиада в г. Сочи), где немаловажную роль сыграли и волонтеры. Кроме того, студенты готовы принять участие в молодежных форумах (44,2 %), поделиться своими проблемами и найти способы их решения. Конечно, среди опрошен-

К менее значимым проблемам студенты отнесли курение (17,6 %) и преступность (11,2 %).

Как мы видим, проблемы отклоняющегося поведения осознаются современной студенческой молодежью, и они готовы их обсуждать с целью их разрешения.

Подавляющее большинство опрошенных ведут здоровый образ жизни и не курят (80,7 %, тогда как курильщиков значительно меньше – всего 19,3 %). Среди тех, кто курит, преобладают юноши (26,4 %), но не девушки (15,1 %).

Что касается употребления пива и слабоалкогольных напитков, то нельзя сказать, что полученные данные свидетельствуют об отсутствии таковых. 34,8 % студентов употребляют пиво и слабоалкогольные напитки по праздникам, 28,8 % -один раз в месяц, 12,4 % – раз в неделю. Совсем не употребляют пиво и слабоалкогольные напитки 21,5 % опрошенных, еще 2,6 % затруднились ответить на вопрос.

ных достаточно много затруднившихся с ответом, что связано с неопределенностью или неосознанностью интересов.

Итак, студенты показали свою потенциальную готовность обсуждать проблемы современной молодежи. Что же они сами относят к таким проблемам? Прежде всего, как считают наши респонденты – это проблема трудоустройства. Такой вариант ответа выбрали 58,4 %. 51,1 % опрошенных отметили проблему пьянства, 26,2 % – получения образования, 20,2 % – наркоманию.

Сами опрошенные негативно относятся к тем, кто употребляет наркотики. 72,1 % осуждают таких людей, потому что последствия весьма трагичны. Вместе с тем, почти каждый третий относится к наркоманам нейтрально, а еще 0,4 % полагают, что наркомания сегодня достаточно распространенное явление.

Среди причин, толкающих современную студенческую молодежь к разнообразным формам девиантного поведения, респонденты отнесли, прежде всего, неумение занять себя в свободное время – 47,2 %. Тот факт, что спиртные напитки можно купить без особых проблем заставил задуматься 36,1 % опрошенных. Именно они считают это основной проблемой пристрастия студентов к алкоголю, наркотикам или воровству, ведь в состоянии опьянения социальные нормы и принципы так легко можно нарушить. Еще 24,5 % причину видят в изменении нравственных принципов и стандартов общественного развития (рис. 3).

трудоустройство наркомания пьянство курение

получение образования преступность другое

затрудняюсь ответить

58,4

0 10 20 30 40 50 60 70

Рис. 2. Актуальные проблемы современной молодежи

люди не знают, чем занять себя в свободное время изменяются нравственные принципы и стандарты по ТВ показывают жестокость и насилие наркотические средства доступны спиртные напитки продаются бесконтрольно потому что снижается уровень жизни

другое

затрудняюсь ответить

47,2

0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50

Рис. 3. Причины употребления спиртных напитков, наркотиков, совершения преступлений, занятий воровством, проституцией

1

Как альтернативу девиантному поведению можно предложить занятие спортом. Однако тех, кто занимается физической культурой не так много. 35,2 % студентов занимаются спортом несколько раз в месяц, 26,2 % – несколько раз в неделю, и только 2,1 % – каждый день. 18,9 % респондентов не занимаются физкультурой вообще.

Думается, мера Правительства РФ по возвращению норм ГТО исправит данное положение дел, и заниматься спортом станет не просто необходимым для поддержания здоровья и ведения здорового образа жизни, но и престижно.

Сегодня многие студенты готовятся к учебным занятиям, не проводя много времени в библиотеках, а, наоборот, сидя в удобном кресле дома, за компьютером. На вопрос «Сколько времени в день Вы проводите в Интернете?» опрошенные студенты выбрали вариант ответа- более двух часов (табл. 1).

Таблица 1

Время, проводимое студентами в Интернете за день

Нам кажется это вполне естественно, учитывая, что в Интернете современная студенческая молодежь не только ищет необходимую для подготовки

к семинарам информацию, но в большей степени знакомится, общается, играет и т. д.

Чаще всего респонденты ищут в Интернете все то, что связано с развлечением (51,1 %), общением (20,6 %), поиском учебных материалов (9,9 %), деловой информации (8,2 %) и иными делами (10,3 %), например, играют в он-лайн игры, смотрят фильмы и слушают музыку.

Возникает вопрос, сколько же спят современные студенты, учитывая, что большую часть времени они проводят на учебных занятиях, а потом еще и сидят в Интернете? Участники опроса ответили, что спят они в основном по 7-8 часов (48,1 %) и даже более – 21 % опрошенных спят по 8-9 часов.

Социологический опрос показал также высокий уровень готовности к труду среди учащейся молодежи. Студентам был предложен ряд пословиц, из которых они должны были выбрать ту, которая соответствует их характеру больше всего. Самой популярной оказалась пословица «Кто не рискует, тот не пьет шампанского» (23,2 %), причем чаще всего ее выбрила юноши, а не девушки (40,2 % и 13 % соответственно). На втором месте – пословица «Замки строятся по камушку» (22,3 %), именно ее больше выбирали девушки, чем юноши (28,8 % и 11,5 % соответственно). Далее указана была пословица «Кто ищет – тот всегда найдет» (21,9 %).

Ее тоже, как и самую популярную выбрали в основном юноши (32,2 % и 15,8 % соответственно) (рис. 4).

Вариант ответа Распределение ответов, в %

15-30 минут 5,2

30-60 минут 8,2

60-120 минут 22,7

более 120 минут 63,9

Рис. 4. Пословица, наиболее близкая к характеру студентов

Кто ищет – тот всегда найдет

Замки строятся по камушку

Кто не работает, тот не ест

Кто не рискует, то не пьет шампанского

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

40,2

– всего «девушки > юноши

0 5 10 15 20 25 30 35 40 45

Таким образом, получается, девушки готовы больше и усерднее трудится, стараясь добиваться всего постепенно, не рискуя, тогда как юноши готовы рискнуть и в итоге получить «царевну и полцарства в придачу».

Помимо трудовой активности, студенты всегда ярко себя проявляли в их досуговой деятельности. Сколько бы времени не тратили современные студенты на сон, просиживание часов в Интернете или в аудитории, слушая лекции, они всегда находили и находят время для развлечений.

Полученные данные свидетельствуют, что современные студенты любят посещать торгово-развлекательные центры (42,9 %). Как нам дума-

ется, это связано, прежде всего, с тем, что в них аккумулированы разнообразные формы досуга молодежи (сеть кинотеатров, кафе, парки развлечений, проходятся разные акции и т. д.). Это подтверждают и другие ответы: студенты активно посещают кинотеатры (38,2 %) и любят слушать музыку (27 %). Чуть менее популярными вариантами ответа были посещение ночных клубов (18,9 %) и чтение классической и современной литературы (18,5 %). Ни один из студентов не выбрал такой вариант ответа, как «посещение театра, оперы, балета». Среди других вариантов ответа указывались прогулки и общение с друзьями, занятие спортом (рис. 5).

посещение ночных клубов посещение театра, оперы, балета прослушивание современной и классической музыки посещение торгово-развлекательных комплексов чтение классической и современной литературы посещение кинотеатра другое

0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50

Рис. 5. Развлечения, наиболее подходящие студентам

Отметим, что чаще всего студенты посещают кинотеатры (84,6 %) и ночные клубы (49,5 %).

Вариант ответа Распределение ответов,

в %

Посещение ночного клуба

1 раз в неделю 7,6

1 раз в месяц 41,9

Никогда 50,5

Конечно, жаль, что театры не занимают должного места в структуре досуга современной студенческой молодежи.

Тем не менее, круг интересов студентов весьма широк. Многие отдают предпочтение музыке (87,1 %), интересуются модой (33,9 %), занимаются наукой и образованием (33,5 %), спортом (31,3 %), увлекаются фотографией (26,6 %) (рис. 6).

Таблица 2

Частота посещаемости кинотеатров, ночных клубов и театров

Распределение ответов,

в %

Посещение кинотеатра

1 раз в неделю –

1 раз в месяц 84,5

Никогда 15,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Посещение театра

1 раз в неделю –

1 раз в месяц 19,3

Никогда 80,7

фотография музыка мода спорт политика наука, образование рисование другое

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

Рис. 6. Круг интересов современных студентов

Среди других вариантов ответа были указаны вышивание, кулинария, а также путешествия.

Несомненно, круг интересов определенным образом влияет и на стратегии домашнего досуга. Ведь помимо подготовки к лекциям и семинарам, Интернета, есть время, которые студенты проводят дома. Чем же они занимаются? 82 % любят смотреть по телевизору различные передачи и фильмы, 70,8 % слушать музыку, 30 % общаются с друзьями дома, 29,2 % читают журналы и художественную литературу, 21 % респондентов предпочитают играть в компьютерные игры.

Таким образом, мы видим, что большинство студентов предпочитают пассивные виды досуга,

те, что не связаны с особыми усилиями для достижения высоких результатов своего собственного развития – через рефлексию услышанного и увиденного, а также творческого подхода к получению знаний, умений и навыков.

Интересными, на наш взгляд, являются данные о личностных качествах студентов с их же точки зрения. Более половины опрошенных считают, что они упрямы, думается, прежде всего, в достижении поставленных целей (64,4 %), любознательны (52,8 %), искренны (43,3 %) и коммуникабельны (34,3 %).

К менее характерным личностным качествам студенты отнесли трудолюбие (18 %) и креативность (16,3 %).

трудолюбие

любознательность

упрямство

креативность

коммуникабельность

целеустремленность

искренность

16,

43,3

64,4

10

20

30

40

50

60

70

Рис. 7. Личностные качества, характеризующие современных студентов

0

Также опрошенные нами студенты, как показали результаты исследования, сердобольные, ведь большинство из них подают милостыню (табл. 3).

Таблица 3

Подают ли милостыню студенты

Как мы видим, современный студент – добрый человек, который готов заботиться об окружающих по мере своих возможностей. Отметим также, большинство опрошенных считают себя верующими людьми, но не активно верующими. 65,2 % респондентов верят в Бога, но редко посещают храмы, не всегда придерживаются религиозных обрядов, отмечают не все религиозные праздники и т. д.

При этом 79,8 % опрошенных студентов считают, что они еще не состоявшиеся люди, поскольку не всего добились в жизни. 5,2 % студентов пессимистично смотрят на свое будущее, считая, что им вряд ли чего-то удастся добиться.

Тем не менее, большинство студентов настроены оптимистично. Так, 57,9 % респондентов уверены, что у них в будущем все будет хорошо, 31,8 % – затрудняются сказать что-то определенное, и 10,3 % ничего хорошего не ждут.

Студенчество, отмечает И. А. Задонская, – определенный этап в профессиональном становлении

молодежи. Опираясь на сложившуюся систему ценностных ориентаций, молодежь выбирает вуз, факультет, будущую специальность, т. е. самоопределяется в профессии. Но поступление в вуз не снимает для молодого человека вопросы профессионального выбора, поиска своего профессионального пути. Начинается сложный процесс переосмысления студентами своего выбора, его оценки с учетом новых знаний, полученного опыта учебы в вузе по выбранной профессии, взаимодействия с преподавателями, студентами старших курсов, однокурсниками. За годы обучения проблема профессионального самоопределения все более актуализируется ориентацией на профессиональную карьеру уже после окончания вуза [4, с. 179].

Определяющим фактором жизненного успеха для студента ТГУ имени Г. Р. Державина, согласно данным И. А. Слеткова, на современном этапе развития общества выступают «связи, поддержка влиятельных лиц». Вес и значимость данного фактора сегодня несколько сократился (уменьшение с 23,7 % в 2005 г. до 18,9 % в 2012 г.) в пользу усиления таких качеств, как трудолюбие и добросовестность, а также природная одаренность, способности. В целом это говорит о том, что студенчество постепенно приобретает новые очертания ранее размытых убеждений в необходимости профессионализма, компетентности для достижения успеха [1, с. 69].

Важным для достижения успеха и поставленных целей студенты считают целеустремленность (67 %), развитие своих способностей (35,2 %), а также трудолюбие (30 %) (рис. 8).

Вариант ответа Распределение ответов,

в %

Да, часто 19,3

Да, иногда 69,5

Нет, никогда 9,4

Другое 1,7

способности везение трудолюбие богатые родители хорошее образование целеустремленность другое

затрудняюсь ответить

0 10 20 30 40 50 60 70 80

Рис. 8. Качества, не<

К менее важным качествам студенты отнесли хорошее образование и богатых родителей. Как мы видим, для многих важны именно собственные усилия, все те знания, умения и навыки, которые есть у них. Главное – правильно и целеустремленно использовать свои способности в процессе достижения поставленных целей.

имые для достижения успеха

Интересным представляет и анализ ценностей современных студентов. Какие ценности важны для них? На что им следует опираться в построении своего будущего?

Проведенное исследование показало доминирование традиционных ценностей в жизни современных студентов: семьи, здоровья, любви и детей.

здоровье творчество дети

материальный достаток работа любовь уважение окружающих образование семья

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90

Рис. 9. Важные ценности для современных студентов

Данные рисунка 9 показывают, что ценности семьи для молодежи по-прежнему на первом месте. Конечно, высокий уровень ценности материального достатка (24 %) свидетельствует также о том, что, помимо духовных составляющих жизни, в ней место должно быть и материальным факто-

рам, позволяющим реально, предметно развивать и достигать новых жизненных высот.

Таким образом, проведенное социологическое исследование позволило нам сделать следующие результирующие выводы о социальном портрете современных студентов.

Социальный портрет современного студента можно описать следующим образом: незамужняя девушка или неженатый юноша, проживающие вместе с родителями или снимающие квартиру, ориентированные на получение образования. При этом студенты стараются вести здоровый образ жизни, готовы к трудовой деятельности и активно проводят свой досуг.

Учеба у современных студентов занимает большую часть времени, они усердно учатся, стараясь не пропускать занятия и получая во время сессии хорошие отметки. Однако, они не против дополнительного заработка, кроме стипендии. Тем не менее, только лишь некоторые из них совмещают учебу и работу, что свойственно скорее студенту-заочнику, чем очнику.

Современный студент – активный молодой человек, готовый обсуждать не только проблемы молодежи, но и другие, касающиеся развития общества, на различных площадках: Интернет, молодежные форумы, научные конференции, общественные движения. При этом Интернет-площадка является одной из основных форм общения и проведения свободного времени студента, где современная студенческая молодежь не только ищет необходимую для подготовки к учебным занятиям информацию, но также общается, играет и т. д.

Проблемы девиантного поведения в студенческой среде самими студентами осознаются, и они готовы их обсуждать с целью их разрешения. В целом студенты ведут здоровый образ жизни, не курят и уж если употребляют пиво или слабоалкогольные напитки, то только по праздникам.

В основном студенты предпочитают проводить свой досуг в торгово-развлекательных комплексах, в которых сосредоточены разнообразные площадки для отдыха. Кроме того, студенты любят посещать кинотеатры и ночные клубы. В том случае, если они остались дома, то, прежде всего, пойдут смотреть по телевизору различные передачи и фильмы, будут слушать музыку и обязательно общаться дома с друзьями.

К основным ценностям современного студента можно отнести такие, как: семья, здоровье, любовь, дети, материальный достаток. Сами о себе студенты говорят, что они упрямые и целеустремленные, любознательные и коммуникабельные, добрые и искренние.

И, несмотря на толику пессимизма в их рассуждениях, ведь они еще несостоявшиеся люди, поскольку не всего добились в жизни, большин-

ство студентов настроены оптимистично и уверены, что у них в будущем все будет хорошо.

Литература

1. Слетков И. А. Социологический портрет сту-дента-державинца // Молодежь и социум. Тамбов,

2012. № 1(9).

2. Макарова Л. Н., Налетова И. В., Бессонова А. А. Социальный портрет современного аспиранта // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2013. Вып. 1(117).

3. Макарова Л. Н., Налетова И. В. Интеграция аспирантов в научно-исследовательскую деятельность: сравнительный анализ мнений 1990 и начала 2010-х гг. // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. № 9.

4. Задонская И. А. Роль институтов профессии и образования в регуляции процесса профессионального самоопределения студенческой молодежи // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 1 (105).

5. Николюкина Н. Б. О некоторых результатах социологического исследования социального портрета вузовского преподавателя Тамбовской области // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2000. Вып. 2 (18).

6. Архипова И. В. Исследование социального портрета личности современного старшеклассника // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2009. Вып. 8(76).

References

1. Sletkov I. A. Sotsiologicheskiy portret students-derzhavintsa // Molodyozh i sotsium. Tambov, 2012. № 1 (9).

2. Makarova L. N., Nalyotova I. V., Bessonova A. A. Sotsial’niy porteret sovremennogo aspiranta // Vestnik Tam-bovskogo universiteta. Seriya Gumanitarniye nauki. Tambov,

2013. Vyp. 1 (117).

3. Makarova L. N., Nalyotova I. V. Integratsiya aspi-rantov v nauchno-issledovatel’skuyu deyatel’nost’: sravni-tel’niy analiz mneniy 1990 i nachala 2010-kh gg. // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarniye nauki. Tambov, 2012. № 9.

4. Zadonskaya I. A. Rol’ institutov professii i obra-zovaniya v regulyatsii protsessa professional’nogo samoo-predeleniya studencheskoy molodyozhi // Vestnik Tam-bovskogo universiteta. Seriya Gumanitarniye nauki. Tambov, 2012. Vyp. 1 (105).

5. Nikolyukina N. B. O nekotorykh rezul’tatakh sot-siologicheskogo issledovaniya sotsial’nogo portreta vu-zovskogo prepodavatelya Tambovskoy oblasti // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarniye nauki. Tambov, 2000. Vyp. 2 (18).

6. Arkhipova I. V. Issledovaniye sotsial’nogo portre-ta lichnosti sovremennogo starsheklassnika // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarniye nauki. Tambov, 2009. Vyp. 8 (76).

* * *

SOCIAL PORTRAIT OF THE MODERN STUDENT (ON THE EXAMPLE OF STUDENTS OF TAMBOV STATE UNIVERSITY NAMED AFTER G. R. DERZHAVIN)

BELINSKAYA DINA VIKTOROVNA Tambov state university named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: may_1981@mail.ru

ZADONSKAYAIRINA ANATOLYEVNA Tambov state university named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: ir-yar75@mail.ru

TOMILIN VICTOR FILIPPOVICH Tambov state university named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: sociolo@yandex.ru

In article authors considered results of the flight sociological research devoted to studying of a social portrait of the modern student of regional higher education institution. They gave opinions of students on training process, ways of realization of their purposes, readiness of participation in the solution of the main problems of modern youth, leisure forms. As the result authors simulated the generalized portrait of the modern student. This is the active young man, ready to discuss not only youth problems, but also other, concerning developments of society, both on social networks, and at direct interactions. Students realize problems of deviant behaviour, they are ready to discuss them with the purpose of their permission. As a whole, students have a healthy lifestyle. The student prefers to spend leisure-time in shopping and entertainment centers in which there are various platforms for rest. Besides, students like to visit movie theaters and night clubs. In case they stayed at home, first of all, they communicate on the Internet, go to watch on TV various programs and movies, listen to music and it is obligatory to communicate at home with friends. It is possible to carry to main values of the modern student such, as a family, health, love, children, and material prosperity.

Key words: social portrait of student, youth, values, leisure, education, professional activity, research activity.

 Департамент образования и науки Костромской области

Областное
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Буйский
техникум железнодорожного транспорта Костромской области»

Социальный
портрет студента СПО

(
на примере ОГБПОУ «Буйский техникум железнодорожного транспорта Костромской
области»)

Автор:
Золотова Елена Борисовна, преподаватель ОГБПОУ «Буйский техникум
железнодорожного транспорта Костромской области»)

2017г.

Социальный
портрет студента СПО

(
на примере ОГБПОУ «Буйский техникум железнодорожного транспорта Костромской
области»)

Пояснительная
записка

Актуальность
выбранной темы определяется
 сегодня
необходимостью изучения ценностных ориентаций учащейся молодежи, причин и
тенденций их изменений, эффективности современных способов организации
учебно-воспитательного процесса.

Цели данной
работы – провести социологическое исследование обучающейся молодёжи, её
нравственных ценностных установок для последующего использования его
результатов в практике учебно-воспитательного процесса.

Главные задачи
работы:

 – получить
достоверные, объективные данные о социальном портрете студента системы СПО
путём анкетирования и обработки данных;

– оценка
эффективности учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении,
опираясь на результаты анкетирования;

– изучение
ожиданий и интересов студентов образовательного учреждения в сфере
образовательных услуг;

 определение осознанности выбора
профессии и самоопределения;

 возможность в перспективе проводить
сопоставительный анализ результатов исследования с целью выявления каких-либо
устойчивых тенденций;

– использовать
результаты социологического опроса для разработки модели формирования
ценностных ориентаций студентов.

1.Вступление.

Для того чтобы выстроить
эффективную образовательную и воспитательную систему подготовки
профессиональных кад­ров среднего звена, конкурентоспособных на современном
рынке труда, необходимо иметь представление о спектре бли­жайших интересов
современной молодежи, их нацеленности на освоение выбранной специальности и
отношении к основ­ным жизненным ценностям и приоритетам. В настоящее время
остро стоит вопрос о преодолении духовного кризиса, поро­дившего утрату доверия
к идеалам и ценностям.

Социальный облик
студента системы СПО постоянно меняется, как меняется и наше общество в
целом.  

2. Основная
часть.

Данное исследование
имеет практическую значимость для инженерно-педагогических работников и
администрации образовательного учреждения. Работая со студентами,  мы, прежде
всего, должны знать их нравственные ориентиры, социально значимые установки.

С целью изучения
социального портрета студентов мною было проведено следующее социологическое
исследование.

Во-первых, была
разработана анкета «Социальный портрет студента «Буйского техникума
железнодорожного транспорта Костромской области». В данную анкету вошли 25
вопросов.  Данная анкета не является всеобъемлющей. С другой стороны она не
перезагружена и не утомит при заполнении. Вопросы были составлены с опорой на
реалии нашего учебного заведения и те задачи, которые я ставила в ходе
исследования.

Во-вторых, все
вопросы были скомпонованы в 3 блока:

1.     Адаптация
студента.

2.     Общественная
жизнь студента

3.     Нравственные
ценностные ориентиры

Данная анкета
была проведена среди студентов 1 и 2 курсов, ею было охвачено 105 студентов.

Проанализируем
ответы на 1 блок вопросов «Социализация студентов».

На вопрос,
«какими качествами обладает современный студент?», 56% ответили, что
современный студент «активный, общительный, доброжелательный», 28% считают
современного студента «внимательным и ответственным», 14% видят современного
студента «неорганизованным и невнимательным», а ещё 2% – «неответственным и
невоспитанным». Такую характеристику себе дают сами студенты и она, очевидно,
близка к истине.

На вопрос,
«довольны ли Вы тем, что учитесь именно в этом учебном заведении?», 60%
опрашиваемых ответили, что «полностью довольны», 31%, «что скорее довольны, чем
недовольны», 4% – «скорее недовольны»  и 5% ответили, что «если бы была
возможность, поступили бы в другое учебное заведение».

На вопрос, «как
вы относитесь к выбранной вами специальности или профессии?», 75% опрашиваемых
ответили, что им «нравится данная профессия, специальность», 16% ответили, что
«скорее нравится, чем не нравится», 5% ответили, что «скорее не нравится», и 2%
ответили, что на выборе профессии «настояли родители».

На вопрос,
«изменилась ли ваша жизнь после поступления в техникум?», 51% опрашиваемых
ответили, что изменилась. На вопрос, в чём изменилась, уточнения были
следующие: «появилось много новых друзей», «жизнь стала интереснее», «стал
лучше учиться», «стал более ответственным, самостоятельным», «появилось много
проблем, так как живу в общежитии, далеко от дома». 49% опрашиваемых ответили,
что после поступления в техникум их жизнь не изменилась.

На вопрос,
«должен ли работать современный студент», 52% опрашиваемых ответили, что
«должен», 36% ответили, что «основная их работа – это учёба» и 12% – что
студент не должен работать, «надо наслаждаться молодостью».

На вопрос,
«сколько времени вы тратите на подготовку домашнего задания?», 46% опрашиваемых
ответили, что тратят 1-2 часа, 43% – «не делают домашних заданий» и 11% тратят
на подготовку домашнего задания 3 часа и больше.

При написании
докладов, рефератов и курсовых работ 73% опрашиваемых пользуются только
ресурсами Интернета, 26% – ресурсами Интернета и научной литературой, и 1%
опрашиваемых – платят деньги и получают готовые работы.

Данные ответы
показали, что большинство студентов осознанно выбрали данное учебное заведение
и профессию или специальность. Многие студенты считают, что успешная учёба – их
главная задача на современном этапе. Для большинства студентов с поступлением в
техникум жизнь изменилась в лучшую сторону: появились новые друзья, став
студентами, они стали более ответственными и самостоятельными. Но заставляет
задуматься тот факт, что 43% студентов не выполняют домашних заданий. Заметна
зависимость студентов от Интернета. Обращение студентов к ресурсам Интернета
имеет как положительные моменты, так и отрицательные. Сегодня появилась
возможность скачать готовый реферат или курсовую работу.

На второй блок
вопросов «Общественная жизнь студента» были получены следующие ответы.

К студенческому
самоуправлению 75% опрашиваемых относятся положительно, 12% сами входят в число
студенческого самоуправления, и 13% – не знают, что это такое.

Волонтёрами
хотели бы быть 36% опращиваемых студентов, 2% – не знают, чем занимаются
волонтёры, и 62% – не хотят быть волонтёрами.

В общественной
жизни техникума активно участвуют 16% опрашиваемых, 32% – участвуют по мере возможности,
и 52% – не участвуют.

Только 10 %
опрашиваемых читают художественную литературу, 25% – читают очень редко, 27% –
предпочитают читать в Интернете, и 38% – совсем не читают.

Спортом
занимаются 48% опрашиваемых студентов, 52% – не занимаются никакими видами
спорта. Кружками охвачено лишь 19% опрашиваемых.

Поддерживают 
дресс-код в техникуме лишь 15% опрашиваемых, остальные – за свободный стиль
одежды.

Данные ответы
говорят об общественной пассивности значительной части студентов и
необходимости вовлечения их в студенческое самоуправление, кружковую работу,
спорт и общественно-полезный труд. Удручает тот факт, что 38% опрашиваемых студентов
совсем не читают художественную литературу и не ходят в библиотеку. Большинство
студентов предпочитают свободный стиль одежды в учебном заведении.

На третий блок
вопросов «Нравственные ценности и ориентиры» были получены следующие ответы.

Для 31%
опрашиваемых студентов «материальный достаток и деньги» – самое главное в
жизни. Для 30% опрашиваемых главным является «дружная семья»,  для 36% –
любовь, для 1% – карьера, достижение высокого положения в обществе.

41% опрашиваемых студентов
ценят в людях доброту, 37% – ценят понимание, 16% – порядочность, и 6% –
честность.

Среди
отрицательных качеств личности на первом месте стоит лживость (49%), 45%
считают самым отрицательным качеством предательство и 6% – жадность.

«Я – верующий
человек» – утверждает 44% опрашиваемых, 18% утверждают, что они не верят в
бога, 38% – затрудняются ответить на вопрос.

Главными
социальными проблемами молодёжи 25% опрашиваемых считают наркоманию, 49% –
пьянство, 25% – трудоустройство.

Наиболее важным
условием  для достижения успеха в жизни 56% опрашиваемых студентов считают
целеустремлённость и трудолюбие, 21% – интересную работу, 15% – образование и
8% – способности.

4.    
Заключение.

Данные ответы
показали, что значительная часть студентов ценит в людях доброту, понимание и
порядочность, а главными отрицательными качествами считает лживость и
предательство. Главным в жизни большинство студентов считают дружную семью и
любовь, но 31% на первое место ставят материальный достаток и деньги. Очевидно,
это связано с тем, что значительная часть студентов принадлежит к
малообеспеченным семьям, в которых материальный достаток выходит на первый
план.  Заставляет задуматься и тот факт, что 49%  опрашиваемых студентов
называют пьянство главной социальной проблемой молодёжи.

В заключение,
хотелось бы подвести
 общие итоги исследования:

1. Воспитательный
процесс в техникуме целесообразно строить на основании социологических
исследований, дающих представление о целях, интересах и ценностях современной
молодежи. Такой подход повышает эффективность воспитательного процесса и
устойчивость ценностных ориентаций выпускников.

2. Ценности,
сложившиеся у молодежи, имеют преимущественно индивидуально-личностную направленность,
связаны с повышением роли материального фактора.

3. Проведенные
исследования показали, что в процессе обучения меняются ценностные ориентации
учащейся молодежи. Через изменение сложившейся системы ценностей меняется
человек, развивается его личность.

4. В техникуме
необходима разработка модели формирования ценностных ориентаций студентов на
основе проектирования обновленного содержания.

Таким образом,
развитие государственной системы профессиональной ориентации молодежи напрямую
связано с учетом факторов подготовки к будущей профессиональной деятельности,
социальных, нравственных и психологических особенностей личности. Только при
таком условии возможно решение проблем профессионального самоопределения и
успешной профессиональной и социально-психологической адаптации студентов
учреждений среднего профессионального образования.

Литература.

1. Белинская Д.В., Задонская
И.А., Томилин В.Ф. Социальный портрет современного студента (на примере
студентов ТГУ им. Г.Р. Державина). // Социально- экономические явления и
процессы. 2014г. Электронный ресурс.

2. Грязнов А.Н., Масленникова
В.Ш., Боговарова В.А. Социально- психологический портрет студента [Электронный
ресурс] // Казанский педагогический журнал. 2013г.

Приложение 1.

Анкета

Социальный портрет
студента  «Буйского техникума железнодорожного транспорта»

I.       
Адаптация студента.

1.                
Относите ли
Вы себя к современному студенту?
 
А) да; 
Б) нет. 

2.      
Какими
качествами обладает современный студент, по вашему мнению? 

А) внимательный,
ответственный, легко обучаемый

Б) активный,
общительный, доброжелательный

В) неорганизованный, невнимательный

Г) неответственный, невоспитанный

3.      
Довольны ли Вы тем, что учитесь именно в
этом учебном заведении?

А)  да, полностью доволен

Б)  скорее доволен, чем не доволен

В)  скорее не доволен, чем доволен

Г)  не доволен, если бы была возможность,  поступил бы в другое
учебное заведение

4.      
Как вы
относитесь к выбранной  вами профессии, специальности?

А) мне
нравится данная профессия, специальность

Б) скорее
нравится, чем не нравится

В) скорее не
нравится, чем нравится

Б) мне не
нравится данная профессия, специальность, на её выборе настояли родители

5.      
Изменилась
ли ваша жизнь после поступления в техникум? В чём?_ 

А) да, 
_________________________________________________________

Б) нет

6.                
Должен ли
работать современный студент?
 
А) да; 
Б) нет, нужно наслаждаться молодостью; 
В) основная работа – учёба. 

7.                
 Сколько
времени в день вы тратите на подготовку домашнего задания?
 

A) 1-2 часа
Б) 3 и больше
B) не делаю домашних заданий

8.                
Какими
источниками вы пользуетесь при написании курсовой работы, докладов, рефератов?_ 

А) ресурсами Интернета

Б) книгами, научной литературой

В) и тем и другим

Г) плачу деньги и получаю готовый реферат, доклад

9.                
 Модно
ли, на ваш взгляд, быть отличником сейчас?
 
А) нет; 
Б) очень даже модно. 

10.           
Часто ли
вы прогуливаете пары? (если да, обоснуйте, почему)
 
А) да, потому
что_________________________________________________

Б) нет. 

II.               
Общественная
жизнь студента

11.           
 Как вы
относитесь к студенческому самоуправлению техникума?
 
A) не знаю, что это такое 
Б) вхожу в число данных студентов 
B) поддерживаю самоуправление. 

12.           
 Хотели ли бы
Вы стать волонтёром?
 
A) да; 
Б) нет; 
B) не знаю, чем они занимаются 

13.           
 Участвуете
ли вы в студенческой жизни техникума?
 
A) да, мне очень нравится; 
Б) нет, мне это не интересно; 
B) по мере возможности. 

14.           
Читаете ли вы художественную
литературу, берёте ли книги в библиотеке?

А) да, часто

Б) иногда

В) предпочитаю читать в
Интернете

Г) совсем не читаю

15.           
Занимаетесь
ли вы спортом?
 (если да, то каким?)
А) да, _______________________________
Б) нет 

16.           
 Посещаете ли
вы какой-либо кружок? (если да, то какой?)
 
А) да, ______________________________
Б) нет

17.           
 Вы
предпочитаете жить…
 
А) в общежитии; 
Б) на квартире. 

18.  
 Какого стиля
одежды должен придерживаться современный студент?

А) соблюдать дресс-код;

 Б) свободный
стиль одежды

III. Нравственные ценности и ориентиры.

19.           
Что для вас в жизни самое главное?

А)
карьера, достижение высокого положения в обществе  Б) материальный достаток,
деньги  

В)
любовь   Г) дружная семья  Д) интересная работа  Е) хорошее образование   Ж)
друзья

 З)
здоровье  И) другое  (напишите что?)_________________________________________________

20.           
Какие качества вы больше всего цените в людях?

А) 
порядочность  Б) доброту  В) понимание  Г) независимость

 Д)
чувство собственного достоинства  Е) честность Ж) смелость

З)
целеустремлённость

21.           
Какие качества личности вам кажутся самыми
отрицательными?

А)
необразованность   Б) лживость  В) предательство 

 Г)
лень  Д) жадность  Е) аморальное поведение

22.           
Что вы ненавидите?

А)
жадность  Б) предательство

 В)
жестокость  Г) ложь  Д) работу

23.           
 Как вы относитесь к религии?

А) я
верующий человек

Б) я неверующий,
но воспринимаю религию спокойно

В)
затрудняюсь ответить

Г)
считаю религию обманом народа

24.           
 Какие социальные проблемы молодёжи вы считаете
главными?

А)
наркомания; Б) пьянство; В) трудоустройство;

 Г)
получение образования

25.           
Наиболее важным для достижения успеха в жизни
является:

А)
целеустремлённость и трудолюбие  Б) интересная работа

 В)
образование  Г) богатые родители  Д) способности

Надпись: Студенты 1 курса  Голубев Дмитрий и Коцибко Юрий среди участников областного конкурса чтецов «Живое слово»

Надпись: Классный час в группе дежурных по станции. Интересная беседа.

Чем современные студенты отличаются от своих коллег 30 лет назад, и каков вообще портрет современного студента. Мы решили немного поразмыслить на эту тему и заодно выяснить, кто, зачем и как сейчас учится в России. А каков портрет современного студента вуза на ваш взгляд? Пишите в комментариях, нам интересно узнать ваше мнение!

Свежие новости и полезные материалы для студентов – каждый день на нашем телеграм-канале.

Студенты России: кто они

Студенчество – социальная группа, отражающая интеллектуальный потенциал современного общества. Если вы читаете это, являясь студентом, знайте, какую ответственность несете!

Студент – учащийся высшего или среднего учебного заведения. С латыни слово studens переводится как «усердно работающий человек, занимающийся работой и учебой».

В основном это молодые люди от 18 до 25 лет, поступившие в вуз или колледж сразу после школы. В 2019 году в России обучается около 4 миллионов студентов (мы говорим именно о студентах вузов). При этом, менее 30% людей в нашей стране работают по специальности.

Большинство современных студентов относится к поколению Z.

Согласно теории поколений, разработанной Уильямом Штраусом и Нилом Хоувом, к поколению Z относятся люди, родившиеся после 1995 года.

Для поколения Z характерно «клиповое» мышление, при котором информация перерабатывается быстро, но небольшими порциями. Другими словами, типичный представитель поколения Z предпочтет «Войне и миру» короткий текст, помещающийся на экран смартфона. Такой тип мышления преобладает не случайно, так как люди из поколения Z родились в цифровую эпоху и c раннего детства сталкиваются с большими объемами информации.

Коммуникативные способности человека из поколения Z развиты слабее, чем у представителей более старших поколений, так как живое общение все активнее замещается виртуальным.Также для этого поколения свойственна гиперактивность и умение быстро анализировать информацию.

Вот еще несколько фактов, с помощью которых можно составить социальный и психологический портрет студента:

  • каждый десятый студент проживает в общежитии;
  • самые популярные интеренет-ресурсы среди студентов: социальные сети;
  • 94% студентов никогда не женились и не выходили замуж;
  • 81% студентов не ездят за рулем, по крайней мере регулярно;
  • 72% студентов предпочитают интеллектуальный труд ручному и работе с инструментами;
  • студенты предпочитают домашнюю еду и не тратят деньги в дорогих ресторанах. Однако и знаменитые бич-пакеты не так популярны, как может показаться;
  • все больше студентов совмещают работу с учебой, выбирая заочное отделение;
  • количество иностранных студентов в России увеличивается;
  • а вот количество бюджетных мест сокращается.

Средний студенческий возраст в мире сейчас увеличивается, все больше людей идет получать образование в более зрелом возрасте. 

В советское время на очное отделение можно было поступать до 35 лет. Теперь таких ограничений нет. В 2016 году Кирилл Петрович Патрахин, например, поступил в Пермский педагогический университет, когда ему было 89 лет.

Мотивация современных студентов при выборе вуза

Многоуважаемый дедушка Фрейд вообще считал, что в основе мотивации всех людей лежит секс. Но этот ответ вряд ли подошел бы Кириллу Петровичу, если бы у него спросили, почему он решил поступать в Пермский педуниверситет. Что же движет студентами при выборе вуза? 

  1. Осознанное желание освоить ту или иную профессию.
  2. Советы родственников и знакомых.
  3. Желание поступить лишь бы куда, только бы конкурс был поменьше.

Среди опрошенных в ходе социальных исследований студентов большинство выбрали первый вариант.

Кстати, тем, кто сейчас как раз терзается выбором, будет интересно почитать:

  1. Топ самых дорогих вузов России и Москвы в 2019 году: рейтинг столицы и других городов.
  2. Думаем, куда поступать, или где в России жить хорошо: топ-7 студенческих городов.
  3. Вузы с самыми низкими проходными баллами на бюджет в Москве и Спб.

Проблемы современных студентов

Мы уже когда-то написали целую статью о том, какие у студента есть проблемы и как с ними бороться. Помимо этого, одной из важных проблем студенчества и системы образования вообще является динамично меняющиеся реалии современного мира: многие профессии стремительно устаревают, так же стремительно появляются новые востребованные специальности. 

В такой ситуации классические вузы, программы которых не меняются годами, могут просто не успевать за рынком труда и отправлять выпускников вместо работы по специальности прямиком за свободную кассу в Макдональдсе.

Так что, современному студенту нужно не только успешно сдавать сессию, но и постоянно самосовершенствоваться, фильтруя огромное количество информации.

Кстати, некоторые российские вузы уже начали внедрять ИОТ (индивидуальные учебные траектории). Эта система уже давно работает в западных странах и позволяет студентам самостоятельно выбирать курсы и направления обучения.

Трудности в учебе? Профессиональный студенческий сервис поможет решить их быстро и эффективно.

Иван

Иван Колобков, известный также как Джони. Маркетолог, аналитик и копирайтер компании Zaochnik. Подающий надежды молодой писатель. Питает любовь к физике, раритетным вещам и творчеству Ч. Буковски.

Психологический портрет любой социальной группы — это всегда собирательный образ, который содержит в себе самые яркие и типичные черты представителей этой группы. Предлагаем проанализировать основные свойства современных студентов и создать их психологический портрет.

Психологический портрет личности студента

Студенты вузов — это молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет, учащиеся высших учебных заведений. В России численность этой социальной группы составляет 4 миллиона человек.

Согласно теории У. Штрауса и Н. Хоува, современные студенты — это представители поколения Z.

Характеристика студента

Источник: heaclub.ru

Для современных молодых людей характерны:

  • «клиповое» мышление, когда любая информация усваивается быстро, но маленькими порциями; 
  • слабо развитые коммуникативные способности по сравнению с другими поколениями, что объясняется активной виртуальной жизнью;
  • гиперактивность;
  • независимость мнений;
  • склонность к постоянному саморазвитию и получению новых знаний.

Эти качества сформировались в современном поколении студентов не случайно. Их развитию способствовала цифровая эпоха, в которую молодым людям было суждено родиться. Ни одно из предыдущих поколений не получало информацию в таком объеме, как поколение, появившееся на свет после 2000-х. 

Дополнить портрет современных учащихся вузов помогает статистика. Известно, что:

  1. Каждый 10-й студент в России живет в общежитии.
  2. 94% студентов не связаны семейными узами.
  3. У 81% студентов нет личного транспорта.
  4. 72% учащихся вузов предпочитают интеллектуальный труд физическому.
  5. Больше половины студентов предпочитают совмещать учебу с работой и выбирают заочное обучение.
  6. Количество студентов, обучающихся на бюджетном отделении меньше, чем учащихся на коммерции.
  7. Самыми популярными интернет-ресурсами у современных молодых людей остаются социальные сети.

Каким должен быть идеальный студент, какими качествами обладать

Независимо от принадлежности к тому или иному поколению, представление об идеальном студенте с годами не меняется. Вот список качеств, которыми должен обладать успешный студент и перспективный молодой специалист:

  1. Самостоятельность. Программа подготовки в вузе в отличие от колледжа нацелена на развитие у молодых людей именно этого качества. Самостоятельно нужно изучить большой объем информации, самостоятельно приходится готовиться к семинарам, докладам и выступлениям. Это не всем учащимся дается легко, однако у современных работодателей наличие данного качества у сотрудников имеет огромное значение.
  2. Стремление постоянно развиваться. Это скорее личное качество, которое трудно приобрести. Но если оно есть, считайте, что получили подарок свыше. Желание развиваться и познавать новое, помимо личного удовлетворения, обещает постоянное профессиональное развитие и достойное вознаграждение за свой труд.
  3. Правильное отношение к критике. Это качество, необходимое в жизни не только студентам. Самое важное в критике — понимать суть претензий и использовать их для личного роста и самосовершенствования.
  4. Выявление своих сильных сторон. Важное свойство для любого человека. Реальная оценка своих возможностей помогает максимально эффективно проявлять себя сначала в учебе, а затем и в работе.
  5. Развитие своих талантов и способностей. Просто принять свои сильные стороны как данность — недостаточно. Чтобы добиться настоящего успеха, свои таланты и способности необходимо постоянно развивать.
  6. Способность к командной работе. Вуз лишь отчасти может воспитать это свойство в человеке. В учебе командная работа встречается не часто, зато в профессиональной сфере — ежедневно.
  7. Ответственность. Важное свойство состоявшейся личности — нести ответственность за свои поступки/работу/результаты. Даже в случае неудовлетворительных и провальных результатов. Перекладывание ответственности на других и желание найти виноватых ведет к деградации личности.
  8. Умение слушать. Это мегаполезное качество как для студентов и молодых специалистов, так и для остальных категорий людей. Оно позволит комфортно чувствовать себя в любом коллективе.

Как написать портрет современного студента

Чтобы написать портрет студента 21 века, необходимо четко понимать, что это за люди, чем они живут, что любят, чем увлекаются и как относятся к жизни, каков их характер и темперамент.

Сегодня исследованиями портрета студента занимаются сразу несколько наук: статистика, социология, психология. 

Вот некоторые результаты этих исследований, которые помогают лучше узнать современную молодежь:

  1. Лишь немногие молодые люди готовы заниматься волонтерством и общественно-политической деятельностью, заниматься в студенческих клубах и кружках.
  2. Всего 45% учащихся вузов читают классические произведения хотя бы один раз в неделю. 
  3. В музыке молодежь предпочитает рок, хип-хоп, электронную и классическую музыку.
  4. Из кино им нравятся боевики, голливудские комедии и зарубежные сериалы.
  5. Примером для подражания студенты предпочитают выбирать успешных людей из близкого окружения.
  6. Степень магистра большинство из учащихся считает достаточным фактором для построения карьеры в будущем.

Чем отличается от студентов времен СССР

Помочь в создании психологического портрета может сравнение двух поколений. Например, советского и современного в силу их контрастности. Ведь студенты СССР и современной России — если люди не с разных планет, то из разных стран точно. У них абсолютно другие образовательные стандарты, общественные ценности, жизненные планы и личные желания.

Перечислим эти отличия:

  1. Советские студенты жили под опекой государства, что позволяло им чувствовать себя в относительной безопасности от внешних факторов. Зато современная молодежь свободна от обязательств и привыкла полагаться на свои силы и силы своей семьи. 
  2. Студенты СССР — наивные романтики, верящие в добрые советские идеалы, современные учащиеся вузов — рациональные прагматики, следящие за курсом рубля на валютном рынке.
  3. Советские люди воспитывались в совершенно другой системе ценностей, где во главе угла стояли отношения между людьми, а не материальные ценности. В современном обществе человек человеку — конкурент, а главной целью каждого видится достижение материального благополучия.
  4. У советских студентов не было доступа к огромному количеству источников информации, который имеют современные молодые люди. В СССР новости дозировали, негатив и вовсе скрывали. Современные молодые люди с детства поглощают огромное количество негативной информации, что способствует развитию их личности в негативном ключе.
  5. Система образования СССР давала студентам более прочные, фундаментальные знания, нежели современная система российского образования. В советское время знания были ценны, в обществе был культ знаний. У современных студентов знания не особенно в почете, куда большего уважения удостаиваются врожденные или приобретенные таланты сокурсников.

Несмотря на огромную разницу во взглядах, воспитании и жизни двух поколений студентов, нельзя сказать, что современные студенты хуже советских или же наоборот. Каждому поколению суждено пройти свой путь в жизни, который сильно зависит от общественно-политических и социальных условий. Советские студенты верили в людей, пропагандировали гуманизм и, пожалуй, были чуточку счастливее современного, независимого и уверенного в себе поколения прагматиков.

Готовый образец написания портрета в психологии

Любой психологический портрет стоит писать по специальному шаблону, разработанному психологами:

Алгоритм

Источник: psycholog-kopylova.ru

А мы предлагаем такой, несколько шуточный, портрет современного студента:

Психологический портрет студента

Источник: vkontakte.com

Все еще не представляете, с чего начать написание портрета? Не получается с психологией или другим вузовским предметом? Не беда! На помощь всегда придут специалисты нашего образовательного сервиса ФениксХелп!

Добавить комментарий