Как составить социальный проект для детей

В большинстве школьных «воспитательных» мероприятий дети выступают в роли объекта: «встань здесь, прочитай стихотворение, спой эту песню». Часто на сцену выходят лишь избранные. Все это сильно обесценивает усилия педагогов. Проектная деятельность, на мой взгляд, может стать прекрасной основой воспитательной работы вместо унылых мероприятий и реальной альтернативой формализму. 

Каждый ребенок может найти в социальном проекте что-то по своим силам и почувствовать свою значимость. В результате ученики не готовятся к жизни, а проживают ее в полной мере. Деятельность идет от задачи, которая не спущена сверху, а найдена совместно учениками и педагогами, часто с привлечением родителей. 

Начав заниматься проектной деятельностью, вы реально увлечетесь, и это, предупреждаю, очень заразное дело! Давайте объясню, с чего надо начинать.

Фото depositphotos.com

0. Проектное обучение

Начинаем с нулевого этапа, который называется «проектное обучение» или «обучение проектному мышлению». 

Чтобы заработала модель, перво-наперво нужна команда взрослых, готовая ее транслировать, пройти вместе с ребятами все этапы проекта. Педагог не должен вести учеников, прибегать первым и командовать. Его задача — быть наставником. 

Проект — это всегда про уникальность. Важно выявить проблему, которую не решали ранее. Пример, конечно, можно найти в соседнем городе или вообще в мире, но для конкретного учебного заведения она должна быть новой. Ни в коем случае это не из года в год повторяемое действие, событие или акция.

На этом этапе надо объяснить детям, в чем отличие проекта от обычной текущей деятельности и как важно, чтобы все были включены в процесс. 

1. Создание проблемного поля

Первое — надо понять, какие есть проблемы, поискать ситуации, которые не устраивают не только отдельного человека, но и людей вокруг. Тем, кто только осваивается в социальном проектировании, не стоит замахиваться на нечто глобальное. Проще начать с решения внутришкольных задач. 

Если взяться, например, за поиск проблем в жизни младших школьников, важно сначала придумать, как это сделать. Можно провести опрос родителей или просто наблюдать, что называется «в поле», — в классах, на переменах. 

Проблему легко обозначить кратко, например «дети опаздывают на урок». Дальше нужно посмотреть, в чем причина, с какими факторами необходимо будет поработать, чтобы ее решить, с какими нет.

В момент поиска проблемных полей дети изучают социологические форматы. Они узнают, как провести фокус-группу с ключевыми участниками, как взять интервью, как составить анкету и обработать ее результаты. 

2. Выбор проблемы

Хорошо, если проблема выбирается на целый учебный год, и она интересна большинству. Обычно тему предлагают самые активные дети, и надо помочь, чтобы каждый ученик определился. Если кто-то не согласен с большинством, пусть собирает свою команду единомышленников и решает ту задачу, которую считает наиболее острой. В таком случае класс разбивается на несколько групп — по числу лидеров — и каждая работает над отдельным проектом. Одни и те же ребята могут работать одновременно в разных группах.

Иногда бывает, что в проектной деятельности классы перемешиваются: вокруг классного руководителя 5А собирается «своя» аудитория из разных классов, а у классного руководителя 5Б, например, другая проблема, и к нему тоже могут перебраться группы из параллелей.

Бывает, что проблемы решает команда учителей без участия детей. Тогда дети понимают, что социальное проектирование — это не для того, чтобы их воспитывать, а прием изменять жизнь к лучшему.

3. Поиск решений

Когда дети сами принимают участие в формировании списков проблем, сразу же появляются задумки или гипотезы, как их решать. 

Тут есть два подхода: от идеи или от цели. Идея подразумевает ответ на вопрос, как решать проблему. А цель — это идеальный результат.

Важно провести мозговой штурм, чтобы на первом этапе вариантов по решению проблем было несколько, а на втором пригодятся способы, которые могли бы уже привести к нашему идеальному результату. В финале объединяем несколько идей, либо выбираем наиболее продуктивную.

Хорошо, если в процессе генерации идей наравне с детьми участвуют родители. Тогда у школьников расширяется картина мира, потому что опыт мамы или папы, конечно, намного шире. Бывает, правда, что родители давят. Учителю-наставнику важно знать, кто из взрослых может органично войти в детскую команду и не перетащить одеяло на себя.

4. Разработка социального проекта

Мы описываем целевую группу, для которой делаем проект, формируем календарный план, прописываем ожидаемые результаты, составляем смету. Это часть проекта похожа на составление бизнес-плана или заявки на грант. Все по-взрослому!

5. Привлечение ресурсов

Есть несколько форматов, как искать ресурсы. Расскажу о самом простом и успешном. Ярмарка социальных проектов на общешкольных собраниях, на которых ребята презентуют свои идеи родителям и рассказывают, на что не хватает средств. Система работает как аукцион: «Кто готов обеспечить ресурсами этот лот?»

Родителей можно собирать не по классам, а по роду деятельности — всех медиков, например. И проект, который связан со здоровьем, ребята будут представлять именно этой аудитории. 

Ярмарки успешно можно проводить даже на встречах выпускников. Часто школа сама не знает, что делать на этих мероприятиях: идет концерт, дальше по классам разошлись, потом в кафе.

Очень много благодарных выпускников, которые помнят школу и хотели бы что-то сделать для нее. Среди них есть, конечно, крутые бизнесмены, которые могут поменять окна или оплатить ремонт. Но есть те, кто хотел бы сказать спасибо родной школе, но не владеет большими финансовыми возможностями. И тут детские проекты кстати. Выпускники — люди разных профессий и с разными возможностями. Кто-то может напечатать что-то в типографии, кто-то на время даст колонки для мероприятия, а кто-то камаз песка, чтобы сделать детскую площадку.

Выпускники, с одной стороны, узнают, чем живет школа, а с другой, помогают ей решать важные социальные задачи. 

Примеры успешных социальных проектов 

Одинокие пенсионеры. В течение всего учебного года ребята из гимназии Новосибирска решали проблему низких пенсий одиноких пенсионеров. На уроках труда шили постельное белье, пижамы и халаты для них. Купили посуду, расписали ее. Ребята проводили ярмарки и на вырученные средства покупали стиральный порошок и предметы гигиены для стариков. Школьники пытались минимальными затратами решить серьезную задачу государственного уровня. 

Автобусная остановка. В селе Листопадовка Воронежской области на автобусной остановке никогда не было павильона, и люди в непогоду были вынуждены мокнуть под дождем. Ребята из местной школы взяли и построили специальное укрытие. 

Помощь хоспису. Ученики Девицкой школы Воронежской области помогали хоспису. Ребята выяснили, в чем нуждается персонал, чего не хватает пациентам, и через областное радио обратились ко всем жителям Воронежа с просьбой помочь лекарствами, памперсами, одеждой. И люди откликнулись! 

Плохая освещенность в школе. Ученики школы № 62 г. Воронежа провели исследование уровня освещенности в школе и влияние его на здоровье. Родители, послушав детей и увидев проблему, инициировали замену всех ламп, добившись финансирования от районного управления образованием. 

Приглашаем вас пройти бесплатный онлайн-курс «Школа-центр социума» (72 часа, 6 модулей),
где расскажут еще больше о социальном проектировании.

 

Партнерский материал

Подписаться на канал «Школа — центр социума»

14

«С добрым сердцем – на добрые дела!»

Работа на II городской конкурс

Социально – значимых проектов

«Взгляд в будущее»

Социальные проекты

ФИО автора:

Ярлыкова Светлана Геннадьевна,

педагог дополнительного образования

Кемерово 2019

Содержание

Паспорт проекта………………………………………………..3-4

Обоснование актуальности и новизны проекта………………5

3. Цель проекта………………………………………………………6

4.Основные задачи…………………………………………………..6

5. Основные методы…………………………………………………6

5.1 Механизм реализации проекта………………………………….6

5.2 Условия реализации проекта……………………………………7

5.3 Экономическое обоснование. ..………………………………….9

Заключение…………………………………………………………..10

Литература…………………………………………………………….11.

Приложение………………………………………………………………12.

Социальный проект

«С добрым сердцем – на добрые дела!»

Проектнаправлен на оказание помощи незащищенным слоям населения.

Волонтёры МБОУ ДО «ГЦД(Ю)ТТ г. Кемерово» и МБОУ «Лицей № 23» всегда готовы совершать добрые и полезные дела.

1. Паспорт проекта

Название проекта

«С добрым сердцем – на добрые дела!»

Возрастная группа

6 класс

Регион

г. Кемерово

Образовательное учреждение

МБОУ ДО «ГЦД(Ю)ТТ г. Кемерово» и МБОУ «Лицей № 23»

Руководитель проектной группы

Ярлыкова Светлана Геннадьевна, педагог дополнительного образования

Срок реализации проекта

Сентябрь 2018 г. – май 2019 г.

Проблема

Проблема социальной защиты детей-сирот, детей с онкологическими заболеваниями, инвалидов, ветеранов ВОВ и труда.

Актуальность проекта

Благотворительная деятельность – один из основных способов реализации человеком духовной потребности в помощи окружающим и важнейший фактор самоорганизации общества.

Цель проекта

Организация благотворительности в образовательном учреждении, как способ формирования культуры социальной помощи подрастающего поколения и решение социальных проблем в современном обществе на примере реализации проекта «С добрым сердцем – на добрые дела!».

Задачи проекта

Воспитывать гражданско – патриотические чувства детей и подростков;

Развивать и поддерживать социальные инициативы, направленные на приобретение практического опыта посредством участия в планировании и проведении социально значимых акций;

Формировать нравственные ценности: гуманизм, милосердие, человеколюбие, сострадание;

Гипотеза исследования

Уровень нравственности и культуры социальной помощи будет повышаться, если социально – значимые акции организовывать и проводить в системе.

Краткое содержание проекта

Выявление проблемы и её актуальности;

Изучение нормативно – правовой базы по данному вопросу;

Распределение ролей и обязанностей участников проекта;

Проведение и анализ необходимых опросов;

Определение характера помощи нуждающимся;

Привлечение средств массовой информации к освещению деятельности благотворительного волонтерства;

Подготовка и проведение мероприятий;

Анализ проделанной работы.

Финансирование

Осуществляется за счет средств родителей и учащихся.

Ожидаемые результаты

Массовое вовлечение детей, подростков и взрослых в благотворительную деятельность;

Оказание социальной помощи детским домам, интернатам, социально – реабилитационным центрам и учреждениям здравоохранения;

Формирование нравственных ценностей учащихся;

Рост социальной и общественной активности волонтеров;

Появление солидарных волонтеров, готовых быть сопричастными к проблемам окружающих.

2. Проблема и актуальность проекта

Мы живем в мире, в котором существует острые социальные проблемы. Одна из наиболее важных – дети, оставшиеся без попечения родителей, детская заболеваемость, инвалидность, одинокие и нуждающиеся в помощи ветераны ВОВ и труда. Многие не задумываются, насколько таким слоям населения нужна помощь.

   Эта социальная проблема была и остается чрезвычайно актуальной на сегодняшний день. Мы не можем оставаться в стороне, когда дети и пожилые люди находятся в трудных жизненных обстоятельствах.

Проект мы назвали – «С добрым сердцем – на добрые дела!», потому что так важно делать все, чтобы люди чувствовали себя любимыми и нужными. Социальный проект направлен на оказание помощи  детским домам, интернатам, домам инвалидов, социально – реабилитационным центрам и учреждениям здравоохранения.

Проект способствует формированию у детей и подростков милосердия, сострадания, ответственности, приобретения практического опыта в социально – значимой деятельности.

В основе волонтерского движения, деятельность которого осуществляется в нашем учреждении, такой принцип: хочешь почувствовать себя человеком — помоги другому.

Благотворительное волонтерство помогает человеку подняться над собственными проблемами, увидеть беды и заботы других людей, а главное, не проходить мимо тех, кому трудно, дарить радость окружающим, надежду и душевное тепло.

Новизнаданного проекта заключается в том, что он предусматривает подготовку добровольцев, начиная с планирования и организации благотворительных мероприятий до их завершения и анализа. Это способствует более осознанному включению волонтеров в добровольческую деятельность.

3. Цель

– Организация благотворительности в образовательном учреждении, как способ формирования культуры социальной помощи подрастающего поколения и решение социальных проблем в современном обществе на примере реализации проекта «С добрым сердцем – на добрые дела!».

4. Задачи

– Воспитывать гражданско – патриотические чувства детей и подростков;

– Развивать и поддерживать социальные инициативы, направленные на приобретение практического опыта посредством участия в планировании и проведении социально значимых акций;

– Формировать нравственные ценности:

гуманнность, милосердие, человеколюбие, сострадание, отзывчивость.

5. Методы, используемые волонтерами в социальной практике:

наблюдение, опрос, интервью, убеждение, побуждение, поощрение, просвещение, метод личного примера.

Эти методы являются эффективными на практике для привлечения учащихся в благотворительную деятельность.

5.1. Механизм реализации проекта

 Организационный этап 

На данном этапе была изучена социальнаяпроблема, ее актуальность, определены цель, задачи и круг благополучателей. Составлен план социально – значимых мероприятий.

Для того, чтобы узнать насколько велик круг участников данной деятельности, нами было проведено исследование в форме анкетирования и опроса. Мы выясняли, какое отношение у ребят к благотворительности и готовы ли помогать лицеисты незащищенным слоям населения.

 Основной этап

Данный этап  включал работу с организациями, которые нуждаются в благотворительной помощи. Организован для детей детских домов, реабилитационных центров и больниц сбор канцелярии, одежды, обуви, игрушек, проведена информационная поддержка акций, подготовка плановых мероприятий: концертных программ, познавательных викторин, мастер – классов и др. В завершение этапа оценка мероприятий и анализ результатов деятельности.

Итоговый этап

Этот этап является аналитическим. Нами были подведены итоги проведенных акций, анализ работы и её перспективы. Были выпущены фоторепортажи, отчеты, презентации о благотворительности проекта.

То, что волонтерская деятельность найдет своих последователей в стенах лицея, мы не сомневаемся. Нужно лишь установить прочные связи внутри ученического, педагогического и родительского коллективов,

   Мы считаем необходимым систематизировать работу в данном направлении и наметить основные мероприятия, обязательные к проведению в ходе учебного года и каникул.

92% из опрошенных имеют представление о том, что благотворительность-это полезная деятельность, 96% считают этот вопрос актуальный и 90% хотели бы помогать нуждающимся. Эта проблема волнует не только нас, но является интересом моих знакомых, значит, есть потребность в развитии данного направления деятельности в лицее, во взаимодействии нашей ученической общественности.

5.2 Условия реализации проекта

Сроки проекта:

Проект рассчитан на год.

Целевая аудитория:

– воспитанники детских домов, больниц и социально – реабилитационных центров;

– дети с онкологическими заболеваниями;

– ветераны ВОВ и труда.

Срок реализации проекта: сентябрь 2018 г. – май 2019 г.
Ресурсы проекта:

Благотворительные сборы (книги, игрушки, одежда, обувь, канцелярские товары и т.д.);

 Миссия проекта – актуализация лучших нравственных качеств участников проекта: доброты, сочувствия, милосердия к детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Ожидаемые результаты:

оказание социальной помощи детям и ветеранам;

– формирование нравственных ценностей учащихся;

– рост социальной и общественной активности волонтеров;

– появление солидарных волонтеров, готовых быть сопричастными к проблемам окружающих.

Календарный план реализации проекта

№ п/п

Наименование мероприятия

Сроки

1.

– Сбор информации, размещение объявлений,

опрос на тему «Благотворительность», распространение агитационных листовок;

Сентябрь

2.

– Литературно – музыкальная гостиная «От всей души примите поздравленья» и акция «Рука помощи» для ветеранов труда Ленинского микрорайона;

– Акция «Поможем детям вместе» для детей и подростков социально – реабилитационного центра «Маленький принц».

Октябрь

3.

– Акция «Тепло души», посвященная Дню инвалида для Дома – интерната;

– Праздничная программа «Мамино сердце», посвященная Всероссийскому дню Матери.

Ноябрь

4.

– Патриотическая программа «День героев Отечества» и акция «Никто не забыт»;

– Акция «От сердца к сердцу» для детей онкологии.

Декабрь

5.

– День памяти  с ветеранами ВОВ и тружениками тыла «Подвиг Ленинграда»;

– Акция «Рождественские сюрпризы» для воспитанников детского дома № 2.

Январь

6.

– Тематический вечер, посвященный истории локальных войн «Солдат войны не выбирает»;

– Военно – спортивная программа «Сыны Отечества» совместно с воспитанниками СРЦ «Маленький принц».

Февраль

7.

– Литературная гостиная совместно с ветеранами «Есть в марте день особый», посвященный Международному женскому дню 8 марта;

– «Весенняя мозаика» творческая гостиная мастер классов для воспитанников детского дома № 2.

Март

8.

– Акция «Витаминка», посвященная Дню здоровья для детей поликлиники № 7.

Выставка-презентация детского технического творчества «Военная техника глазами детей» совместно с Краеведческим музеем.

Апрель

9.

– Патриотическая программа совместно с городским советом ветеранов

«Солдаты Великой Победы»

– Акции: «Георгиевская лента» и «Поклон и память поколений» для жителей города.

– Выпуск презентации, фоторепортажа по реализации проекта.

Май

10.

– Трудовой десант по благоустройству территории района и посильной помощи ветеранам и детям – сиротам.

Июнь

5.3 Экономическое обоснование.

При составлении проектной документации проекта, инициативной группой, совместно с руководителем проекта, рассмотрены все аспекты обеспечивающие экономическое составляющее проекта.

Получив необходимую информацию, оценив и сравнив предлагаемые услуги, подготовлена смета.

Собственные ресурсы

Канцелярские товары:

Бумага писчая

Бумага для принтера

Ватманы

Карандаши простые

Ручки

Маркеры

Тексто-выделители

Ножницы

Скотч

Степлер

Фломастеры

Фотоуслуги:

фотопечать

Призовой фонд для отличившихся волонтёров:

Значки

Сувениры

Дипломы

Благодарственные письма

Реклама:

Информационные листовки

Спец. одежда для волонтёров:

Кепки

Жилеты

Тех. средства

Ноутбук

Принтер, сканер, копир.

Заключение.

Анализируя результаты деятельности, можно сказать, что цель и задачи проекта были достигнуты.

В проекте приняло участие 523 человека.

Оказана социальная (благотворительные сборы) и досуговая помощь (организация и проведение мероприятий)детям – сиротам.

Все мероприятия освещались на сайте. Деятельность, осуществляемая в рамках социальных проектов, направленных на помощь детям – сиротам, инвалидам и ветеранам будет продолжаться.

Мы считаем, каждому человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, важно чувствовать, что он нужен окружающим. Понимая это, он становится оптимистичным и счастливым.

В реализации проекта, мы шли к поставленной цели, решая все задачи. В процессе деятельности по оказанию помощи детям и ветеранам, мы получили большой опыт. Акции и творческие дела нас объединили с одноклассниками и учителями. Мы будем продолжать работу в этом направлении, и привлекать к участию всех ребят и родителей.

           Мы уверены, что успех нашего проекта волонтерского движения зависит не только от объема выполненных работ, но и от того, с какой душой и с каким настроением мы будем оказывать помощь нуждающимся. Наш опыт показал, что одинокие, больные и беспомощные люди преображаются и молодеют, когда мы к ним приходим. Их глаза загораются тем забытым огоньком любви и тепла, которыми они когда-то согревали самых близких людей. А мы сами испытываем не только чувство гордости, но и огромное удовлетворение от проделанной работы и желание продолжать волонтерскую деятельность, дарить людям заботу, любовь и внимание, которой им так не хватает в повседневной жизни. Еще раз убеждаемся, что волонтерское движение является тем фундаментом, на котором строится гражданское общество. И если мы, молодое поколение XXI века, будем активно участвовать в волонтерском движении, наше общество будет в надежных руках.

Наш проект живет, развивается, и мы уверены, что будет жить долгие годы. Во-первых, мы постоянно поддерживаем тесную связь с Советом ветеранов, Центрами по работе с населением, которые информируют нас о тех, кому нужна помощь. Во-вторых, принимаем активное участие в благотворительных акциях. В-третьих, мы убеждены, что если человек начал делать добрые дела, то они обязательно станут его естественной потребностью.

      Список литературы:

Аналитический материал по выявлению и устройству детей, оставшихся без родительского попечения // Вестник образования. – 2000.

Крылова Н. Школьное самоуправление перед выбором пути // Народное образование. – 2002. – №7.

Курбатова О. В. Прогнозирование, проектирование и моделирование социальной реальности. Социальная работа: Учебное пособие — Ростов Н/Д, 2003г.

Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации // Вестник образования. – 2000.

Пахомов В.П. «Молодежь обустраивает Россию», Москва – Самара: Издательство «НТЦ», 2002.

Прутченков А. С. Социальное проектирование в воспитательной работе школы // Воспитание школьников. – 2001. – № 9–10; 2002 – № 1–5.

Шпекендорф З. К. Путеводитель по Конвенции О правах ребенка ООН. – М.: Педагогика, 1997.

Приложение 1.

Графики

Приложение 2.

Фоторепортаж

1. Описание инновационного подхода реализуемого проекта в
процессе внеклассной деятельности.

1. Методическая цель: создать содержательные и организационные условия
для развития у школьников осознанной потребности в социально-значимой
деятельности; помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную
значимость оказания посильной помощи окружающим и природной среде.

Цель проекта: преодолеть равнодушие, развивать социальную и гражданскую
активность, научить творить добро, действовать бескорыстно, по велению души и
сердца.

Задачи:

  • воспитание активной жизненной позиции в сфере социальной и экологической
    природоохранной деятельности;
  • вовлечение в творческую и практическую деятельность по оказанию помощи
    нуждающимся, чуткому и внимательному отношению к близким, охране природы;
  • формирование осознанной потребности действовать бескорыстно, от души
    сердца.

2. Ожидаемые результаты

По окончании деятельности в рамках проекта «Согреем сердца добротой и
любовью» предполагается, что его участники продолжат развивать добровольческие
инициативы за счет расширения числа партнеров активного социального
взаимодействия; не только осознают в процессе деятельности его социальную
значимость, но и поймут, что те творческие умения и способности, которыми они
обладают, приносят реальную пользу нуждающимся в помощи людям. Прогнозируем
повышение уровня сознательного поведения и соблюдение социальных правил
поведения в обществе. Участники данного проекта не будут сомневаться в том, что
нужно сделать, если они столкнутся с человеком, которому нужна посильная помощь.

3. Критерии оценки эффективности инновации

  • Актуальность и результативность реализуемого проекта.
  • Удовлетворённость учащихся, педагога, родителей жизнедеятельностью в
    классе, гимназии.
  • Познавательная активность обучающихся.
  • Высокий уровень развития социальной деятельности, обучение членов
    команды.
  • Активное участие в природоохранных мероприятиях, оказание помощи
    нуждающимся, бережное отношение к вещам и игрушкам, выступления и другие
    мероприятия в центре восстановительной медицины и реабилитации.
  • Механизм оценивания: анкетирование, социологический опрос, обсуждение на
    классных часах и родительских собраниях.

4. Условия реализации проекта

Данная методическая разработка учитывает следующие условия для формирования
развития активной социальной деятельности:

  • Целенаправленность и систематичность
  • Мотивированность
  • Творческая среда
  • Психологический комфорт
  • Возрастные особенности

5. Краткое содержание проекта

При разработке данного методического материала учитывались педагогические
принципы деятельностного подхода, возрастные индивидуальные особенности детей.
Социальный проект «Согреем сердца добротой и любовью» направлен на формирование
осознанной, инициативной социальной деятельности. Проект предполагает три
направления деятельности: «Забота» (моральная поддержка пожилых людей), «Рука
друга» (оказание материальной помощи нуждающимся), «Зеленая планета»
(природоохранная деятельность).

6. Обоснование актуальности методической разработки

В России в последние десятилетия назрел кризис ценностной системы, выраженный
падением морально нравственных норм, отсутствием четких правил, принципов,
характеризующих направленность в действиях и поступках личности. Представления о
ценностных ориентациях размыты, нет грамотного механизма формирования и способа
воздействия на сознание и поведение личности детей.

Особенно ярко снижение в системе ценностных ориентаций детей и подростков
проявляется в отношении к доброте, как базовой социальной ценности. Современные
дети и подростки осознают необходимость бескорыстной помощи, но зачастую не
способны к конкретным действиям. На формирование осознанной, активной,
продуктивной социальной деятельности направлен проект «Согреем сердца
добротой и любовью».

7. Рабочий план реализации инновационного опыта

Изучение научной литературы о технологии подготовки и реализации социального
проекта.

Социологические опросы и обсуждения, обучение членов команды во время
реализации методической разработки.

Идеи разработки будут реализовываться и развиваться в направлении
накапливания опыта, методик по развитию осознанной, активной, продуктивной
социальной деятельности.

Апробация в МОУ «Гимназия № 1» города Печора с учащимися 4 «Б» класса.

2. Степень проработанности проекта

Методическая разработка внедрена.

Представление опыта состоялось на муниципальном конкурсе «Самый классный
классный – 2011» , на родительском собрании, на педагогическом совете и получило
высокую оценку жюри, родителей, педагогического коллектива.

Классное помещение оборудовано мультимедийным проектором, принтером,
компьютером.

3. Организации, поддерживающие представленную разработку

  1. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 1»
  2. Филиал национального парка «Югыд Ва»
  3. Центр восстановительной реабилитации и медицины
  4. Дом-досуга музей п. Луговой
  5. Методическое объединение учителей начальных классов

Введение

Выполняет реализацию методической разработки учитель начальных классов МОУ
«Гимназия № 1» города Печоры Скубиева Светлана Геннадьевна.

Сроки реализации: сентябрь – октябрь 2011 года

Состав участников: ученики 4б класса МОУ «Гимназия №1» (25 человек),
родители и классный руководитель.

Аннотация проекта

Наполним мир любовью и добром,
И будем к совершенному стремиться,
Гармонию в природе мы найдем,
Она поможет вновь нам вдохновиться!
И будем верить в лучшее на свете,
И очень скоро мы, друзья, поймем,
Каков наш вклад в гармонию планеты.
Наполним мир любовью и добром!

Социальный проект «Согреем сердца добротой и любовью» направлен на
формирование осознанной, инициативной социальной деятельности. Проект
предполагает три направления деятельности: «Забота» (моральная поддержка пожилых
людей), «Рука друга» (оказание материальной помощи нуждающимся), «Зеленая
планета» (природоохранная деятельность). В реализацию проекта вовлечены ученики
4б класса МОУ «Гимназия №1» и их родители. Реализованный проект дает
положительные результаты и имеет дальнейшие перспективы развития.

Актуальность.

В России в последние десятилетия назрел кризис ценностной системы, выраженный
падением морально нравственных норм, отсутствием четких правил, принципов,
характеризующих направленность в действиях и поступках личности. Представления о
ценностных ориентациях размыты, нет грамотного механизма формирования и способа
воздействия на сознание и поведение личности детей.

Особенно ярко снижение в системе ценностных ориентаций детей и подростков
проявляется в отношении к доброте, как базовой социальной ценности. Современные
дети и подростки осознают необходимость бескорыстной помощи, но зачастую не
способны к конкретным действиям. На формирование осознанной, активной,
продуктивной социальной деятельности направлен проект «Согреем сердца
добротой и любовью».

Значимость проекта

Осознанное желание ребят участвовать в социальной деятельности совместно с
родителями и классным руководителем послужило «толчком» обсуждение понятия
«доброта» на основе примеров из литературных произведений, собственных житейских
ситуаций детей, выводы о том, что многие люди, а также природа нуждаются в
помощи.

Определение целей и задач

Цель: преодолеть равнодушие, развивать социальную и гражданскую
активность, научить творить добро, действовать бескорыстно, по велению души и
сердца.

Задачи:

  • воспитание активной жизненной позиции в сфере социальной и экологической
    природоохранной деятельности;
  • вовлечение в творческую и практическую деятельность по оказанию помощи
    нуждающимся, чуткому и внимательному отношению к близким, охране природы;
  • формирование осознанной потребности действовать бескорыстно, от души
    сердца.

Ожидаемые результаты:

По окончании деятельности в рамках проекта «Согреем сердца добротой и
любовью» предполагается, что его участники продолжат развивать добровольческие
инициативы за счет расширения числа партнеров активного социального
взаимодействия; не только осознают в процессе деятельности его социальную
значимость, но и поймут, что те творческие умения и способности, которыми они
обладают, приносят реальную пользу нуждающимся в помощи людям. Прогнозируем
повышение уровня сознательного поведения и соблюдение социальных правил
поведения в обществе. Участники данного проекта не будут сомневаться в том, что
нужно сделать, если они столкнутся с человеком, которому нужна посильная помощь.

Основная часть

В процессе социализации ребёнок должен познать и принять требования общества,
а результатом этого процесса является формирование сознания причастности к
обществу, приспособленности к окружающей среде и способности к успешному
осуществлению социальных ролей. (1)

Наиболее широко охватить все виды деятельности: познавательную, игровую и
творческую, задействовав все аспекты жизни детей в начальной школе, позволяет
метод проекта.

Дети активные участники проектной деятельности.

Через социальное проектирование удаётся повышать степень самостоятельности,
инициативности учащихся и их познавательной мотивированности; способствовать
развитию социальных навыков в процессе групповых взаимодействий, приобретению
детьми опыта исследовательско-творческой деятельности.

Позитивной чертой технологии социального проекта является возможность для
реализации потенциала ребят с разным уровнем подготовки. Он является одним из
средств образовательно-воспитательной деятельности педагога.

Социальный проект – практика разного рода волонтерских и иных проектов, где
цели ставит педагог, и включает детей в некоторую активность. Осуществляемое
педагогическое сопровождение в лучшем случае, на уровне обеспечения понимания и,
«сопереживания» происходящему.»

Проектный метод на социальном материале имеет свою специфику. Его
технологическими условиями являются:

  1. Определение предмета самостоятельной деятельности детей, круга
    социальных проблем, в которых могут принимать участие дети.
  2. Приемлемые (востребованные) формы организации детской социальной
    активности, механизмы взаимодействия проектных групп и реально принимающих
    решения структур и учреждений.

Соответственно, социально-образовательный проект имеет два фокуса:
образовательной технологии и социальной технологии. Для его реализации
необходима реальная кооперация со всеми социальными силами, имеющими отношение к
разрабатываемой проблеме (теме), так и педагогически обеспеченное понимание и
участие со стороны детей. (3)
Социальные образовательные проекты разворачиваются на таком классе проблем,
которые не могут быть транслированы детям через систему учебных задач. Требуются
иные образовательные и социальные технологии, которые непосредственно ставят
ребенка «перед фактом» социальной реальности, и задачей педагога является
обеспечение адекватного осознания, рефлексии и, в дальнейшем, организации
самостоятельного действия ребенка.
Таким образом, метод социально-образовательного проекта является одним из самых
мощных и эффективных средств для использования имеющегося ресурса активности
детей и важным воспитательным и обучающим процессом.

Организационно-педагогические условия реализации проекта

Цель проекта – создание условий для активного приобретения личного опыта
приобщения к основам социально-экологической культуры.

И реализация этого проекта явилась эффективным условием для введения детей в
деятельность проектирования. А перед руководителем проекта встали следующие
задачи:

  1. Изучение научных подходов к проблеме проектной деятельности.
  2. Разработка модели младшего школьника-исследователя.
  3. Организация деятельности творческих групп и обучение их простейшим
    методам учебного проекта.

При реализации данного проекта мы придерживались следующих принципов:

  1. Гуманизация педагогической деятельности как обязательный принцип системы
    развивающего обучения.
  2. Использование локальных особенностей окружения как обучающий фактор.
  3. Обеспечение преемственности на базе национальной
    культурно-информационной и предметно-бытовой среды как сфера социального
    становления ребенка. (2)

Содержание работы по проекту организовали по направлениям:


  • развитие у ребенка с самого раннего детства уверенности по
    отношению к своей среде обитания;
  • формирования навыков неразрушающего общения с окружающей средой:
    природой, творениями ума и рук человека;
  • формирование навыков экономного и эффективного использования ресурсов;
  • привитие необходимых ценностных установок и заложение основ для обучения
    правам человека.

Методы работы:

  • организация проектной работы;
  • ориентация на прогностическую оценку направления и содержания очередного
    этапа поиска.

При создании проекта «Согреем сердца добротой и любовью» мы руководствовались
гипотезой: если формировать у ребенка образ мира, в котором активная
творческая личность находит приложение своим усилиям, не разрушая окружающую
среду и не травмируя другие живые организмы, то он в дальнейшем сможет с
уверенностью найти оптимально подходящее себе место в любой социальной среде.

Основными трудностями при организации проектной деятельности младших
школьников можно считать их бедный жизненный опыт, затруднения в выявлении и
формулировании проблемы, в отборе необходимых средств для исследования.

Механизм управления проектом

Самой главной движущей силой проекта являются творческие микрогруппы, которые
создаются на добровольной основе по инициативе самих учащихся. Определяющим
критерием для объединения в такие группы обычно бывает общность интересов.
Максимально эффективная работа организуется при количестве участников проекта не
более 6–8 детей. Деятельность микрогруппы состоит из 2 частей: проектирования
предстоящего мероприятия и проведения самого мероприятия. Руководителя проекта
выбирают из состава микрогруппы сами дети. Работе микрогруппы помогают постоянно
назначенные наставники – 2–3 родителя. Все наставники входят в состав проектной
группы, руководителем которой является классный руководитель. (6)

Анализ хода реализации проекта

Целевые ориентации: По всем направлениям проекта были поставлены
конкретные цели и в основном придерживались их при составлении содержания работы
всех творческих групп.

Содержание деятельности: Приоритетное место в организации деятельности
заняло формирование экологического мировоззрения не только у детей, но и у
взрослых. Мы понимали, что дети младшего школьного возраста учатся по образцам,
перенимая стереотипы поведения окружающих старших. В дальнейшем перед нами стоит
задача создания экологически оправданного условия для максимально эффективной
социализации детей разного возраста. Мероприятия в творческих группах
проводились по 3 основным направлениям: «Забота» (моральная поддержка пожилых
людей), «Рука друга» (оказание материальной помощи нуждающимся), «Зеленая
планета» (природоохранная деятельность).

Процессуальная характеристика. Проблемно-поисковый этап достиг своей
цели: были выявлены и определены основные ориентиры работы.
Проектно-деятельностный этап прошел в срок и соблюдены сроки реализации .

Вывод:

  1. Содержание деятельности соответствует цели и задачам проекта.
  2. Налажена соответствующая структура управления деятельностью по
    реализации проекта.
  3. Материально-техническая база и кадровый ресурс могут обеспечить
    реализацию проекта на должном уровне, если усилить научное руководство,
    разработать систему контроля и оценки уровня сформированности
    социально-экологической культуры у всех участников данного проекта и создать
    соответствующую лабораторию для исследовательской деятельности учащихся.

Подготовка проекта выполнялась пошагово. (7)

  1. Изучение общественного мнения.
  2. Формулировка актуальной социальной проблемы.
  3. Изучение возможностей детской ученической команды.
  4. Определение цели и задач.
  5. Составление плана работы.
  6. Составление графика работы над проектом.
  7. Определение обязанностей и их распределение в команде.
  8. Определение ресурсов и источников их получения.
  9. Разработка системы оценки проекта.
  10. Обучение членов команды.
  11. Формирование общественного мнения.
    Реализация проекта.
  12. Составление предложений по проекту.
  13. Поиск деловых партнёров и проведение официальных переговоров.
  14. Проведение плановых мероприятий.
  15. Оценка и контроль выполнения плана.
  16. Корректировка хода реализации проекта.
    Итоги работы над проектом.
  17. Анализ результатов работы над проектом.
  18. Информирование общественности о результатах работы.

Социальный проект «Согреем сердца добротой и любовью» направлен на
формирование осознанной, инициативной социальной деятельности. Проект
предполагает три направления деятельности: «Забота» (моральная поддержка пожилых
людей), «Рука друга» (оказание материальной помощи нуждающимся), «Зеленая
планета» (природоохранная деятельность).

При разработке проекта я поставила перед собой методическую цель:
создать содержательные и организационные условия для развития у школьников
осознанной потребности в социально-значимой деятельности; помочь учащимся
осознать социальную, практическую и личностную значимость оказания посильной
помощи окружающим и природной среде.

Затем были поставлены цели и задачи данного проекта.

(Смотрите в пояснительной записке)

В ходе работы над проектом было выделено четыре этапа: подготовительный,
проектировочный, практический, заключительный.

На классном часе, проведённом в форме этического диалога «Доброта спасёт
мир», обсудили понятие «доброта» на основе примеров из литературных
произведений, собственных житейских ситуаций детей.

Ученикам было предложено подумать и ответить на проблемные вопросы:

  1. Кто такой добрый человек?
  2. Считаешь ли ты себя добрым человеком?
  3. Кто нуждается в помощи?
  4. Кому мы можем помочь?

(Смотрите ответы на проблемные вопросы в Приложении 1)

Ученики активно размышляли и пришли к выводу о том, что многие люди нуждаются
в помощи и ребята могут оказать помощь.

Итогом классного часа стало осознанное желание ребят участвовать в социальной
деятельности совместно с родителями.

Была создана инициативная группа и творческие группы детей, создана
инициативная группа родителей, где определены цели, структура проекта и
направления работы в форме мозгового штурма.

(Структуру проекта смотрите в Приложении 2)

Перед запуском проекта был составлен план-график и вся работа велась строго
по графику.

(Смотрите план-график работы над проектом в Приложении
3
)

К проекту ребята решили разработать эмблему проекта «Сердце в ладонях», затем
была выбрана лучшая эмблема.

(Смотрите, кто работал над созданием эмблемы и варианты эмблемы в
Приложении 4
)

Проект был реализован в трёх направлениях: «Забота», «Рука друга», «Зелёная
планета».

«Забота»

Данное направление предполагает деятельность учащихся в организации концертов
для ветеранов в центре восстановительной медицины и реабилитации, изготовлении
подарков к праздникам, оказание помощи ветеранам и пожилым людям на улицах
города. Например, помощь в переходе дороги, помочь донести сумки, открыть дверь
в помещение, уступить место в общественном транспорте.

Задолго до проекта, в мае 2011г я и ученики моего
класса организовали и провели концерт в Центре восстановительной медицины и
реабилитации с вручением подарков, изготовленных своими руками, а затем приняли
участие в концерте, посвященном дню пожилого человека.

Выступление ребят произвело приятное впечатление на ветеранов и получило
массу положительных отзывов.

«Рука друга»

Направление предполагает организацию реальной помощи нуждающимся. Это сбор
сезонной одежды, обуви, игрушек, канцелярских товаров для детей п.Луговой (там
находится детский сад, школа, интернат, музей). В социальную акцию «По соседству
мы живём» можно привлечь родителей, знакомых, соседей, кто не безразличен к
малоимущим семьям и тоже собрать одежду, обувь, различную бытовую утварь. В
общешкольной акции «Помоги ближнему» – сбор вещей, различных принадлежностей для
детей временного реабилитационного центра «Лысьва» г. Печора.

Выезд в дом досуга-музей поселка Луговой с социальной помощью для детей из
малообеспеченных семей

В ходе проекта собраны сезонная одежда и обувь, игрушки, канцелярские товары,
портфели, диски и переданы в дом досуга-музей поселка Луговой.

Оказана помощь 16 детям, собрано подарков для 20 детей.

Ученики и их родители приняли участие в игровой программе, посвященной
90-летию Республики Коми.

В социальной акции по оказанию помощи детям (сбор вещей) приняли участие 25
семей нашего класса и классный руководитель.

«Зеленая планета»

Следующее направление предполагает участие в природоохранных мероприятиях,
участие в уборке территории, тесном сотрудничестве с филиалом национального
парка «Югыд ва», межрайонных и межрегиональных акциях, изготовление кормушек,
скворечников, листовок «Покормите птиц зимой!», проведение бесед, викторин,
классных часов, разработка презентаций с экологической направленностью,
оформление стендов в гимназии о природе, животных, встречи с представителями
филиала национального парка «Югыд ва», выступления в группе продлённого дня с
внеклассными мероприятиями.

25 сентября ребята нашего класса приняли участие в составе волонтёрской
группы по уборке территории после проведения «Кросса нации».

Ученики и родители 4б класса приняли участие в межрайонной экологической
акций «Покормите птиц зимой» – ежегодном мероприятии, проводимом с целью
привлечения к проведению биотехнических мероприятий, способствующих увеличению
численности и видового состава зимующих птиц нашего края.

Задачи:

  • воспитание активной жизненной позиции в сфере экологической и
    природоохранной деятельности;
  • вовлечение в творческую и практическую деятельность по охране и защите
    зимующих птиц;

Мероприятия:

1. Беседа «Покормите птиц зимой»

2. «Наша мастерская»:

  • проведение мастер-класса по изготовлению кормушек, как рекламная акция
  • конкурс на самую оригинальную и легко выполнимую кормушку из вторичного
    сырья

Изготовленные кормушки размещены на территории гимназии, вблизи домов
учеников.

(Смотрите в Приложении 6: список участников по
изготовлению кормушек и виды кормушек)

Всего изготовлено 50 листовок “Помоги птицам, сделай зиму ярче! ” Листовки
размещены в детских садах, гимназии, школах, подъездах и досках объявлений.

(Смотрите в Приложении 7: образец
изготовленной листовки)

20.10.11 мы посетили Печорский филиал национального парка «ЮГЫД ВА» и
встретились с руководителем филиала Батула Г.В. и методистом по экологическому
просвещению Рыбиной Т.А.

(Смотрите в Приложении 5: темы внеклассных
мероприятий, которые можно провести с детьми и нами проведены)

Перспективы дальнейшего развития проекта:

Проведение внеклассного мероприятия 14 ноября для воспитанников группы
продленного дня (день Зиновия синичника).

Подкормка птиц в зимний период, привлечение друзей, родственников, соседей к
подкормке птиц.

Рефлексия

В итоге работы над проектом необходимо проанализировать результаты своей
деятельности.

№ пп Основные задачи Ожидаемые результаты
1 Проанализировать выполнение поставленных
задач
Аналитические материалы
2 Соотнести результаты с
поставленной целью
Отчёт о работе над проектом

После проведения проекта результаты были обсуждены на классном часе и на
заседании родительского комитета. Ученики высказали свое мнение о значимости,
важности участия в социальных делах. По мнению ребят, проект позволил им
осознать, что добрый человек оказывает помощь бескорыстно, не преследуя личную
выгоду. Ученики в творческой форме выразили отношение к проекту,
удовлетворенности общим делом и своей деятельностью в рамках проекта.

(Смотрите мнение детей о проекте в Приложении 8)

Заключение

Рабочий план реализации инновационного опыта

Изучение научной литературы о технологии подготовки и реализации социального
проекта.

Социологические опросы и обсуждения, обучение членов команды во время
реализации методической разработки.

Идеи разработки будут реализовываться и развиваться в направлении
накапливания опыта, методик по развитию осознанной, активной, продуктивной
социальной деятельности.

Результативность проекта на данном этапе.

В результате апробирования инновационной разработки уровень социальной
активности младших школьников повысился. Дети стали активнее во внеурочной
деятельности: сами учатся анализировать, логически мыслить, делают выводы,
обобщают. Они не боятся высказывать свою точку зрения. Мои ученики являются
активными участниками всех внеклассных и внешкольных мероприятий.

Проект помог мне организовать создать содержательные и организационные
условия для развития у школьников осознанной потребности в социально-значимой
деятельности; помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную
значимость оказания посильной помощи окружающим и природной среде.

По окончании деятельности в рамках проекта «Согреем сердца добротой и
любовью» предполагается, что его участники продолжат развивать добровольческие
инициативы за счет расширения числа партнеров активного социального
взаимодействия; не только осознают в процессе деятельности его социальную
значимость, но и поймут, что те творческие умения и способности, которыми они
обладают, приносят реальную пользу нуждающимся в помощи людям. Прогнозируем
повышение уровня сознательного поведения и соблюдение социальных правил
поведения в обществе. Участники данного проекта не будут сомневаться в том, что
нужно сделать, если они столкнутся с человеком, которому нужна посильная помощь.

Наш проект долгосрочный, т.к. мы продолжаем работу в этих направлениях.

(Смотрите Приложение 9 – тип нашего проекта)

Критерии оценки эффективности инновации

Актуальность и результативность реализуемого проекта.

Удовлетворённость учащихся, педагога, родителей жизнедеятельностью в классе,
гимназии.

Познавательная активность обучающихся.

Высокий уровень развития социальной деятельности, обучение членов команды.

Активное участие в природоохранных мероприятиях, оказание помощи нуждающимся,
бережное отношение к вещам и игрушкам, выступления и другие мероприятия в центре
восстановительной медицины и реабилитации.

Механизм оценивания: анкетирование, социологический опрос, обсуждение на
классных часах и родительских собраниях.

Дальнейшее развитие

Распространение опыта работы по реализации проекта на методических совещаниях
педагогических работников с использованием ИКТ (презентаций).

Включение проекта в Программу развития общеобразовательного учреждения.

Перспективы дальнейшего развития проекта:

Проведение внеклассного мероприятия 14 ноября для воспитанников группы
продленного дня (день Зиновия синичника).

Подкормка птиц в зимний период, привлечение друзей, родственников, соседей к
подкормке птиц.

(Смотрите памятку подкормки птиц в Приложении 10)

Участие в природоохранных мероприятиях.

Надеюсь, что по окончании проекта будет наблюдаться достаточно высокий
уровень социальной активности, развития мышления, речи, познавательных
интересов, но главное – высокий уровень развития деятельностных способностей:
потребность и способность к постановке цели деятельности, самоконтролю и
самооценке, правильной организации преодоления затруднений, рефлексии
собственной деятельности, помощи окружающим.

Такое развитие поможет повышению уровня сознательного поведения и соблюдение
социальных правил поведения в обществе. Участники данного проекта не будут
сомневаться в том, что нужно сделать, если они столкнутся с человеком, которому
нужна посильная помощь.

Я поняла, что работая в этом направлении, я не могу получить сиюминутного
результата. Но то, что дети раскроются в дальнейшем – это точно!

Стержень социального проекта – это рост каждого ученика, раскрытие его
индивидуальных, творческих возможностей.

В ходе тесного сотрудничества учителя, родителей и детей на протяжении всего
проекта формировалась система ценностей личности – развитие нравственного
иммунитета ребёнка, его желания и умения делать добрые дела. Совместная
исследовательская, познавательная и творческая деятельность, связанная с миром
детской литературы, живописи, музыки обогатила духовный мир семьи, развила
поведенческую, коммуникативную и творческую активность ребёнка.

Итак, развитие, обучение, воспитание, ребёнка и формирование опыта школьника
будет успешным, если цели учителя, обучающегося, родителя совпадают.
Формирование социального опыта через проектную деятельность являются одним из
путей такого сотрудничества.

Приложение (Презентация)

Список используемой литературы

  1. Организация проектной деятельности в российской международной школе РО
    // Абросимова Л.В., Драхлер А.Б., Морозова А.В., Савенкова Н.Н. МО РФ,
    Институт образовательной политики «Эврика», Негосударственное учреждение
    «Школа «Бакалавр», 2003.
  2. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М.
    1968.
  3. Громыко Ю.В., Громыко Н.В. Исследование и проектирование в
    образовании: различие типов мыследеятельности и их содержания. //
    Исследовательская деятельность школьников, 2005 №3, с.16–21.
  4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном
    учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: АРКТИ,
    2003.
  5. Современная начальная школа: информационно-методические письма МО РФ по
    организации обучения и воспитания в начальной школе./Авт.-сост. И.А.Петрова
    и др. – М.: ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Изд-во АСТ», 2003.
  6. Савенкова А.И. Творческий проект, или как провести
    самостоятельное исследование: [Создание творческих проектов младшими
    школьниками] // Школьные технологии, 1998, №4, с.144–148.
  7. Интернет ресурсы: studyspu.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа им. Г. Давыдовой»

Школьный социальный проект

«Не устаём делать добро!»

Автор: Гаджиев Р. А.

Учитель обществознания  

2018 год

                                  СОДЕРЖАНИЕ:

1.Пояснительная записка.

2.Актуальность проекта.

3.Этапы проекта.

      а) Проектировочный этап  (сбор и анализ    информации по проблеме).

      б) Социальная проба (реализация проекта).

      в) Подведение итогов

4.Календарный план реализации проекта.

5.Общие выводы по проекту.

6.Список использованной литературы.

7.Приложения.

“Если добрые чувства не воспитаны в детстве,

их никогда не воспитаешь”.

А. Сухомлинский

  1. Пояснительная записка.

В детстве человек должен пройти школу воспитания добрых чувств. Ведь именно в детстве, когда формируются представления ребёнка о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается нравственный фундамент личности, необходимы источники добра и красоты, которые всегда спасали человечество.

Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Чтобы делать добро, надо, прежде всего, им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она не дается нам с рождения, не передается по наследству. Необходимо стараться упорно, день за днем, воспитывать в себе ее – Доброту.  Станем лучше мы – станет лучше жизнь. Говорят, если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся.

Проект направлен на содействие формированию у учащихся МБОУ «ООШ им. Г. Давыдовой» здоровой, творческой, активной социальной позиции через пропаганду добровольческого движения, популяризацию социальных инициатив для решения  конкретных проблем на территории села Джалган.

На протяжении учебного года в школе реализуется  проект «Марафон добрых дел». Было решено продолжить реализацию проекта во время пятой трудовой четверти, в летние каникулы.

  1. Актуальность проекта.

Ведущая идея проекта. «Я должен сделать все необходимое, чтобы количество добра в мире увеличилось».

 Социальный проект «Не устаём делать добро!» способствует формированию  инициативы добра и  ответственности подростков и молодежи, приобретению ими практического опыта, который усилит социальную компетенцию и интерес к социально значимой деятельности.

         Главное  его направление –  это на воспитание социально активной личности.

       Проект призван учить детей не проходить мимо тех, кому трудно, делиться своим теплом с теми, кому его не хватает.

Социально активная деятельность   готовит подростков к последующей гражданской деятельности, ими приобретается социальный опыт, формируется умение самостоятельно планировать и реализовать задуманное, нести ответственность за свои действия. Дети учатся сотрудничать как со сверстниками, так и взрослыми.

       Данный проект объединит вокруг себя  детей и взрослых (учащихся, родителей, педагогов) и  станет общим делом.

      Добро, гуманизм, милосердие, смысл жизни – это ценности, о которых можно говорить бесконечно. Есть люди, которые говорят, а есть люди, которые делают! Результаты скажут сами за себя.

     Все в наших руках!

В основу проекта положены следующие воспитательные методы:

– вовлечение в деятельность;

– стимулирование;

– сотрудничество;

– доверие;

– личный пример.

Цель проекта: формирование  стремления совершать добрые поступки, пробуждение добрых  чувств у детей.

Задачи проекта:

1.  Формировать

– потребность к социально-нравственным действиям;

– социальные умения, социализация личности детей;

– опыт нравственного поведения и общения;

2. Развивать гражданские качества;

3. Воспитывать дружелюбие, доброту, отзывчивость. Миссия проекта – актуализация лучших моральных качеств участников проекта: доброты, сочувствия, деятельной помощи и поддержки тех, кто сегодня отторгнут своими родными и близкими, оказался в трудной жизненной ситуации и, возможно, потерял веру в общество.

Процесс взаимодействия в рамках этого проекта осуществляется как в социальном, психологическом, так и педагогическом аспектах:

– социальный аспект выражается в потребности общества организованно оформить социальную активность детей, способствовать успешному обретению ими позитивного социального опыта;

– психологический аспект связан с удовлетворением стремления детей к общению, переживанием чувства общности и доверия в социальных отношениях;

– педагогический аспект проявляется в возможности создания условий для гармонизации опыта коллективных и индивидуальных отношений, в воспитании ребенка коллективом сверстников в процессе социально значимой деятельности, которая при благоприятных условиях способствует выработке у детей чувства ответственности, солидарности, сопричастности к проблемам окружающей жизни, позволяет формироваться зрелой гражданской позиции.

Участники проекта: учащиеся МБОУ «ООШ им. Г. Давыдовой», родители учащихся, педагоги школы.

Сроки реализации: с 01.09.2018 по 30.12.2018

Направления деятельности:

  1. «Подари лучики света» – волонтёрская деятельность (помощь престарелым людям, участникам военных действий, ветеранам педагогического труда, организация досуга малышей).

  2. «Сад Победы» – уход и полив саженец плодовых деревьев, посаженных в память воинов – односельчан.

  3. «Кем быть» – приобретение навыков рабочих профессий в рамках деятельности бригады «Деловые люди»

  4. «Чистая речка» – уборка мусора по берегам канала села.

Ожидаемые результаты

-рост социальной и общественной активности;

-повышение стремления к общению;

-появление людей солидарных, готовых быть  сопричастными к проблемам окружающей жизни;

-формирование зрелой гражданской позиции;

-формирование толерантного отношения к людям старшего поколения, разных взглядов и убеждений.

Жизнеспособность проекта (перспективы):

– видимой станет общественно полезная деятельность учащихся школы;

-учащиеся школы станут активными участниками общественной жизни  села;

-школьники смогут продемонстрировать то, что их вклад является эффективным способом решения многих общественных (социальных) проблем.

3. Этапы проекта.

1.Подготовительный этап.

  • Основная деятельность – социальное проектирование.

  • Определение темы и актуальности проекта.

  • Определение цели и  задач проекта.

  • Определение круга благополучателей: обращение в поселковую администрацию с целью уточнения списка одиноких пожилых людей, ветеранов труда и ВОВ, уточнение списка учителей – ветеранов нуждающихся в помощи, детского сада для определения вида помощи. 

1.2. Формирование добровольческих команд из классов и координация их деятельности.

1.3. Разработка перспективного плана дел.      

2.Социальная проба.

2.1. Проведение плановых мероприятий .

2.2. Контроль и оценка проведения мероприятий.

23. Анализ результатов деятельности.

3.  Подведение итогов (Смотр-конкурс «Панорама  добрых дел» на первой рабочей неделе )

Проект не требует дополнительных материальных затрат.

4. Календарный план реализации проекта

«Добрые души – это сады, добрые мысли – это корни, добрые слова – это цветы, добрые дела – это фрукты, позаботьтесь о своем саде и берегите его от сорняков, заполните его светом добрых слов и добрых дел».

                                                           (ам. поэт Генри Уодсворт Лонгфелло)

Мероприятие

Количественная группа

Сроки

исполнения

Ответственные

1

Экспресс-анкетирование в рамках проекта.

Учащиеся 5-9

сентябрь

Учитель обществознания

Гаджиев Р. А.

2

Помощь пожилым людям в уборке придомовой территории, уборка на территории школы, детского сада

Учащиеся, педагоги

Октябрь -ноябрь

Учитель обществознания Гаджиев Р. А.

3

Работа бригады «Деловые люди» ремонтные дела в школе

Учащиеся 8-9 классов

Ноябрь

Учитель обществознания, кл.рук

4.

Акция  « Чистая речка», организация мест для сбора мусора

Учащиеся 5-9 класс

1 раз в месяц

Учитель обществознания

5.

Полив и уход за  саженцами  яблонь, вишен.

Учащиеся 5-9 кл.

В зависимости от погодных условий

Совет старшеклассников, учитель обществозн. Гаджиев Р. А.

6.

Акция « Дети – детям»

помощь в организации мероприятий

Учащиеся 7-9 классов

Сентябрь-декабрь

Методисты , классные руководители

7.

 Акция «Зона милосердия»

Цель: помощь престарелым в уборке придворовых хозяйств

Учащиеся 5-11кл

Июнь-август

Классные руководители

8.

Акция «Дорога к храму»

Учащиеся 5-7 классов

Июнь-август

Учитель истории

Педагог до ЦВР

9.

Акция «Память в наших сердцах»

Учащиеся 5-11 классов

20-21 июня

Июнь-август

Классные руководители

10.

Составление «Дерева добрых дел»

Учащиеся 1-11 классов.

1-я неделя сентября

Классные руководители

11.

Проведение классных часов по теме проекта:

« Доброта украсит мир!» , «Доброта лучше красоты»

Учащиеся  1-9класс

Сентябрь

Гаджиев Р. А.,

Классные руководители

12

Анкетирование

Учащиеся, педагоги

Январь

Гаджиев р. А.

5. Общие выводы по проекту.

    Деятельность, осуществляемая по проекту, после его завершения должна  продолжаться.
    В процессе реализации проекта должен быть накоплен определенный опыт, выявлены определенные недостатки. Это составит основу для последующейработы.
  Осуществление проекта должно встретить позитивный социальный резонанс:  участники данного проекта , уже не будут, сомневаются в том, что нужно сделать, если они столкнуться с человеком, которому нужна посильная помощь. Участники продолжат развивать добровольческие  инициативы за счет расширения числа партнеров активного социального взаимодействия.

6. Список использованной литературы.

  1. Крылова Н. Школьное самоуправление перед выбором пути // Народное образование. – 2002. – №7.

  1. Курбатова О. В. Прогнозирование, проектирование и моделирование социальной реальности. Социальная работа: Учебное пособие — Ростов н/Д, 2003г.

  1. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. Старшеклассникам об основах организаторской работы. – М., 1998.

  1. Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников. – М., 1996.

  1. Пахомов В.П. «Молодежь обустраивает Россию», Москва – Самара: Издательство «НТЦ», 2002. -120с.

  1. Прутченков А. С. Социальное проектирование в воспитательной работе школы // Воспитание школьников. – 2001. – № 9–10; 2002 – № 1–5.

Приложение 1

Экспресс-анкетирование №1  в рамках социального проекта.

Респондентам будут предложены следующие вопросы:

  • Какие добрые дела вы сделали в этом учебном году?

  • Что вы понимаете под словами “добро”, “человечность”?

  • Легко ли быть человечным?

  • Считаете ли вы себя способными совершить бескорыстный поступок?

  • Какие добрые дела вы хотели бы совершить?

 Экспресс-анкетирование №2  в рамках социального проекта.

Респондентам будут предложены следующие вопросы:

  • Какие добрые дела вы сделали этим летом?

  • Кто вам помогал в этом?

  • В каких школьных акциях приняли участие?

  • Будешь ли участвовать в добровольческом движении?

Добавить комментарий