Рисуночная
проективная методика
«Семейная
социограмма»
Назначение методики
«Семейная социограмма» позволяет
выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и, кроме того,
определить характер коммуникаций в семье – прямой или опосредованный.
Тест «Семейная социограмма» относится
к рисуночным проективным методикам. Для проведения обследования
испытуемым выдают бланки: на каждом бланке нарисован круг диаметром 110 мм.
Члены семьи выполняют задание
индивидуально.
Инструкция: «Перед Вами на листе изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя,
членов семьи в форме кружков и подпишите их имена»
.
Методика
«Семейная социограмма» позволяет за короткое время (в ситуации «здесь и
сейчас»), в процессе консультации или семейной психотерапии, наглядно
представить взаимоотношения членов семьи, а затем, проанализировав бланки,
обсудить результаты.
К
примеру, на консультации мать и сын выполняют задание по тесту «Семейная
социограмма», которые отражают их субъективное видение взаимоотношений в
семье. В процессе интерпретации «Семейная социограмма» каждого – сравниваются;
выявляются их сходные взгляды и различия на семейные взаимоотношения.
Обсуждение социограмм позволяет за короткое время выявить, где именно кроются
проблемные зоны семейного мироустройства.
Интерпретация семейной социограммы осуществляется по
следующим критериям:
1.числоо членов семьи, попавших в площадь
круга;
2. величина кружков;
3. расположение кружков относительно
друг друга;
4. дистанция между кружками.
Оценивая
результат по первому критерию, исследователь сопоставляет число членов
семьи, изображенных испытуемым, с реально существующим. Возможно, что
родственник с которым субъект находится в конфликтных отношениях, не попадет в
большой круг, он будет «забыт». В то же время кто-то из посторонних лиц,
животных, любимых предметов может быть изображен в качестве члена семьи.
Далее
принципиальное значение имеет размер кружков.
Больший, по сравнению другими, кружок «Я»
говорит о высокой самооценке, меньший — о заниженной. Величина кружков других
членов семьи говорит об их значимости в глазах испытуемого.
В
интерпретации важное значение имеет и расположение кружков в
площади большого круга (тестового поля), а также по отношению друг к другу. Расположение
испытуемым своего кружка в центре круга может говорить об эгоцентрической
направленности личности, а размещение себя внизу, в стороне от других членов
семьи — на переживание эмоциональной отверженности. Наиболее
значимые члены семьи изображаются испытуемым в виде больших по размеру
кружочков в центре или в верхней части тестового поля.
Наконец,
определенную информацию можно получить, проанализировав расстояния между
кружками (четвертый критерий). Удаленность одного кружка от других может
говорить о конфликтных отношениях в семье, эмоциональном отвержении
испытуемого. Своеобразное «слипание», когда кружки наслаиваются один на другой,
соприкасаются или находятся друг в друге, свидетельствует о тесном
эмоциональном контакте этих людей друг с другом.
Методика
«Семейная социограмма» и ее интерпретация также используется для оценки
изменения семейных отношений в процессе психотерапии. Это позволяет выявить
эффективность терапии и наглядно проанализировать, что именно поменялось в
мировоззрении клиентов.
Данную
методику можно применить в более усложненном варианте. Так, испытуемому предлагается
нарисовать последовательно несколько вариантов «Семейной социограммы» – стандартную
социограмму, на которой изображены сам испытуемый и все члены его семьи; социограмму,
на которой могут отсутствовать некоторые члены семьи и/или присутствовать
объекты и люди, которые к семье не принадлежат; а также, социограммы,
которые относятся к разным этапам жизненного цикла семьи. Такой
подход дает возможность прояснить особенности взаимоотношений в разном семейном
контексте, а также определить оптимальную, с точки зрения испытуемого, и
реальную систему взаимоотношений. Сравнение и совместная интерпретация
полученных результатов позволяет специалисту и клиенту увидеть проблему с
разных сторон, что, в свою очередь, способствует лучшему осознанию трудной
ситуации и эффективному поиску вариантов выхода из нее.
Кроме
этого, методика «Семейная социограмма» дает возможность выявления неосознанных
аспектов взаимоотношений между членами семьи, что делает ее эффективным
инструментом семейной диагностики, консультирования и психотерапии.
Приложение
Тест
«Семейная социограмма»
Авторы: Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис
В.
Цель: выявление положения
субъекта в системе межличностных отношений, определение характера коммуникаций
в семье – прямой или опосредованный
Инструкция.
Перед Вами на листе – круг.
Нарисуйте себя в нем и членов вашей семьи в форме кружков и подпишите их.
Интерпретация результатов.
Авторами предложены критерии, по которым производится оценка результатов
тестирования:
1) число членов семьи, попавших в площадь круга;
2) величина кружков;
3) расположение кружков относительно друг друга;
4)дистанция между кружками
Семейная социограмма (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис)
Назначение методики
Тест «Семейная социограмма» позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и, кроме того, определить характер коммуникаций в семье – прямой или опосредованный.
Тест «Семейная социограмма» относится к рисуночным проективным методикам. Для проведения обследования испытуемым выдают бланки: на каждом бланке нарисован круг диаметром 110 мм.
Члены семьи выполняют задание индивидуально.
Инструкция: «Перед Вами на листе изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя, членов семьи в форме кружков и подпишите их имена».
Интерпретация результатов.
Авторами предложены критерии, по которым производится оценка результатов тестирования:
1) число членов семьи, попавших в площадь круга;
2) величина кружков;
3) расположение кружков относительно друг друга;
дистанция между ними.
Оценивая результат по первому критерию, исследователь сопоставляет число членов семьи, изображенных испытуемым, с реальным. Возможно, что член семьи, с которым испытуемый находится в конфликтных отношениях, не попадет в большой круг, он будет забыт. В то же время кто-то из посторонних лиц, животных, любимых предметов может быть изображен в качестве члена семьи.
Далее мы обращаем внимание на величину кружков. Больший по сравнению с другими кружок «Я» говорит о достаточной или завышенной самооценке, меньший — о пониженной самооценке. Величина кружков других членов семьи говорит об их значимости в глазах испытуемого.
Следует обратить внимание на расположение кружков в площади тесто поля круга и по отношению друг к другу (третий критерий). Расположение испытуемым своего кружка в центре круга может говорить об эгоцентрической направленности личности, а помещение себя внизу, в стороне от кружков, символизирующих других членов семьи, может указывать на переживание эмоциональной отверженности.
Наиболее значимые члены семьи изображаются испытуемым в виде больших по размеру кружочков в центре или в верхней части тестового поля.
Наконец, большую информацию можно получить, проанализировав расстояния между кружками (четвертый критерий). Удаленность одного кружка от других может говорить о конфликтных отношениях в семье, эмоциональном отвержении испытуемого. Своеобразное «слипание», когда кружки наслаиваются один на другой, соприкасаются или находятся друг в друге, говорит о недифференцированности «Я» у членов семьи, наличии симбиотических связей. В качестве примера можно привести тест матери девочки (рис. № 1), больной шизофренией (примерно в 3% случаев тестирования здоровых социально адаптируемых родителей встречается такой результат, который условно называется авторами «матрешкой»).
Рис. № 1 Лена — дочь, Петр — отец, Я — мать девочки
Другой пример иллюстрирует динамику семейных взаимоотношений в процессе семейной психотерапии.
В начале психотерапии мать изобразила себя, сына и своих родителей в одну «линию» (с мужем она в разводе). Интерпретируя результаты тестирования, можно сказать, что у испытуемой недостаточно дифференцированное отношение к членам семьи и опосредованное (через бабушку) отношение к отцу (рис. № 2):
Рис. № 2
При завершении семейной психотерапии мать мальчика сказала, что у нее «есть своя семья — это я и мой сын. К вам, родители, у меня есть уважение, но мои семейные дела для меня важней». Заключительная социограмма имела вид, приведенный на рис. № 3.
Рис. № 3
Использование теста «семейной социограммы» позволяет в считанные минуты в ситуации «здесь-и-теперь», до сеанса семейной психотерапии или во время сеанса, наглядно представить себе взаимоотношения в семье, а затем, показав свои бланки, обсудить, что получилось.
К примеру, пришедшие на сеанс терапии мать и сын рисуют семейные социограммы, которые отражают их видение взаимоотношений в семье – их взаимно друг с другом и с остальными членами семьи. В процессе интерпретации семейные социограммы сравниваются и выявляются их сходные взгляды на семейные взаимоотношения, а также нюансы, где наблюдается принципиальное различие. Обсуждение социограмм позволяет за короткое время выявить, где именно кроются наиболее травмирующие ребенка ситуации семейного мироустройства.
Методика «Семейной социограммы» и ее интерпретация также используется для оценки изменения семейных отношений в процессе психотерапии. Это позволяет выявить эффективность терапии и наглядно проанализировать, что именно поменялось в мировоззрении пациентов.
Семейные психологи могут применять метод семейной социограммы в более усложненном варианте. Так, испытуемому могут предложить нарисовать последовательно несколько вариантов семейной социограммы: стандартную социограмму, на которой изображены сам испытуемый и все члены его семьи; социограмму, на которой могут отсутствовать некоторые члены семьи и/или присутствовать объекты и люди, которые к семье не принадлежат; а также, социограммы, которые относятся к разным этапам жизненного цикла семьи. Такой подход дает возможность прояснить особенности взаимоотношений в разном семейном контексте, а также определить оптимальную, с точки зрения испытуемого, и реальную систему взаимоотношений. Сравнение и совместная интерпретация полученных семейных социограмм позволяет специалисту и клиенту увидеть проблему с разных сторон, что, в свою очередь, способствует постановке точного диагноза, лучшему осознанию трудной ситуации и эффективному поиску вариантов выхода из нее. Кроме этого, методика «Семейная социограмма» дает возможность выявления неосознанных аспектов взаимоотношений между членами семьи, что делает ее эффективным инструментом семейной диагностики, консультирования и психотерапии.
Задание по психологии. Первая методика. Семейная социограмма.
«Семейная
социограмма» относится к рисуночным
проективным методикам
(Эйдемиллер Э. Г., Черемисин О. В., 1990;
Эйдемиллер Э. Г., 1996; Системная
семейная психотерапия, 2002). Она позволяет
выявить положение
субъекта в
системе межличностных отношений и
характер
коммуникаций в семье —
прямой
или опосредованный.
Испытуемым дают
бланк с нарисованным кругом диаметром
110 мм (рис. 2.9).
Инструкция:
«На листе перед вами изображен круг.
Нарисуйте в нем самого
себя и членов своей семьи в форме кружков
и подпишите их именами». Члены
семьи выполняют это задание, не советуясь
друг с другом.
Критерии,
по которым производится оценка результатов
психодиагностики:
-
число членов
семьи, попавших в площадь круга; -
величина кружков;
-
расположение
кружков относительно друг друга; -
дистанция между
ними.
Оценивая
результат по первому критерию,
исследователь сопоставляет число членов
семьи, изображенных испытуемым, с реально
существующим. Возможно, что
родственник, с которым субъект находится
в конфликтных отношениях, не
попадет в большой круг, он будет «забыт».
В то же время кто-то из посторонних лиц,
животных, любимых предметов может быть
изображен в качестве члена семьи.
Далее
обращается внимание на величину кружков.
Больший, по сравнению с
другими, кружок «Я» говорит о достаточной
самооценке, меньший — о заниженной,
Величина кружков других членов семьи
говорит об их значимости в глазах
испытуемого.
Следует
обратить внимание на расположение
кружков в площади тестового поля и по
отношению друг к другу (третий критерий).
Расположение испытуемым своего кружка
в центре круга может говорить об
эгоцентрической направленности
личности, а размещение себя внизу, в
стороне от других членов семьи — на
переживание эмоциональной отверженности.
Наиболее
значимые члены семьи изображаются
испытуемым в виде больших по
размеру кружочков в центре или в верхней
части тестового поля.
Наконец,
определенную информацию можно получить,
проанализировав расстояния
между кружками (четвертый критерий).
Удаленность одного кружка от других
может говорить о конфликтных отношениях
в семье, эмоциональном отвержении
испытуемого. Своеобразное «слипание»,
когда кружки наслаиваются один
на другой, соприкасаются или находятся
друг в друге, свидетельствует о
недифференцированности
«Я» у членов семьи, наличии симбиотических
связей.
Рис.
2.9. Бланк проективной методики Рис.
2.10. Семейная социограмма матери девочки
Лены, (Лена —дочь,
Петр — отец, Я — мать девочки). Нахождение
членов семьи «друг в друге» говорит о
недифференцированности
«Я» у матери и наличии
симбиотических связей с мужем и дочерью
В
качестве примера приводим семейную
социограмму, выполненную матерью девочки
Лены, (рис. 2.10). Отметим, что подобный
результат,
условно названный «матрешкой», встречается
примерно в 3% случаев тестирования
здоровых и социально адаптированных
родителей.
Использование
«семейной социограммы» позволяет в
считанные минуты в ситуации
«здесь и теперь» во время консультации
или сеанса семейной психотерапии
наглядно представить взаимоотношения
членов семьи, а затем, рассмотрев бланки,
o6cудить,
что получилось (рис. 2.11).
Пример:
Семейные
социограммы Жени Т., 8 лет, и его мамы
(рис. 2.11)
Поводом
для обращения на консультацию к психологу
явились проблемы мальчика, которые
изложила мама: непослушание в школе
(«лежит на английском на парте») и дома
(«берет
у сестры без спросу фломастеры»);
трудности с уроками («делает уроки
часами, все время
отвлекается, меня всю трясет и даже
бабушка с ним не может справиться»);
реакции оппозиции
(«ложится на пол, стучит ногами, кричит,
рыдает, хлопает дверью»); дневной энурез.
На
своей социограмме Женя (рис. 2.11, А)
изобразил всех членов семьи, а также
собаку
и кошку (Ф — кот Филя, Ю — пес Юся. Я —
сам Женя Б — бабушка со стороны отца, Д
— сестра Дина, М — мама, П — папа). Это
показывает, что животных мальчик считает
такими
же полноправными членами семьи, как и
людей. Самый большой кружок —бабушка,
далее
— мама и папа, и это говорит об их
значимости в глазах Жени. Себя Женя
изобразил самым
маленьким кружком, что указывает на его
низкую самооценку. Кружки, обозначающие
бабушку и папу, слипаются, это
свидетельствует о тесных отношениях
между ними. Себя Женя поместил напротив
мамы, сестру Дину — напротив папы.
По-видимому, это может быть признаком
более близких отношений между мальчиком
и мамой, между девочкой и папой.
На
своей социограмме Женина мама в качестве
членов семьи нарисовала только людей.
Взрослые помещены «на одной линии», в
последовательности: жена, муж, свекровь.
Это
позволяет предположить, что мама общается
со своей свекровью опосредованно, через
мужа.
Кружки, изображающие мужа и свекровь,
слипаются, тогда как между женой и мужем
существует небольшое расстояние. Это
говорит о том, что, по мнению женщины,
ее муж находится со своей матерью в
более тесных отношениях, чем с ней самой.
Кружки,
обозначающие детей, слипаются с
материнским, возможно, женщина воспринимает
себя ближе к детям, чем ко взрослым
членам семьи.
А
Б
рис.
2.11. Семейные социограммы Жени Т. (А) и
его мамы (Б)
Анализ
и обсуждение социограмм выявили сходство
и различие в восприятии семейных
взаимоотношений между матерью и сыном.
Сходной оказалась на обоих рисунках
близость
между бабушкой (свекровью) и папой
(мужем). Основное различие проявилось
в отношениях
между супругами и детьми. Женя изобразил
себя ближе к маме, а сестру Дину, напротив,
ближе к папе. На социограмме его матери
эта особенность не отразилась, мать
показала,
что оба ребенка ей в равной степени
близки. Однако после знакомства с
рисунком сына
женщина согласилась, что его социограмма
более верна, что сын действительно ей
ближе,
чем дочь. «Наша семья, — сказала мама,
— делится на «успевающих» и «неуспевающих».
«Успевающие» — это свекровь, муж и дочка
Дина. А «неуспевающие» — мы с Женькой.
У нас всегда все получается не так, как
надо». Далее в беседе стало ясно, что
близость между
собой и сыном мать порой создает
специально, более или менее осознанно
ограждая Женю
от общения с отцом, жалея, опекая и тем
самым, подкрепляя его инфантильные
реакции.
Подсознательно мать все время боится,
что отец ненароком травмирует
«неуспевающего»
Женю мужскими требованиями и санкциями.
По
мнению С. И. Чаевой (1994), методика «Семейная
социограмма» дает возможность
экстернализации неосознаваемых аспектов
взаимоотношений между членами семьи,
что делает её эффективным инструментом
семейной диагностики, консультирования
и психотерапии.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 Бланк теста «Семейная социограмма»
Вариант № 1 «Реальная семья»
Инструкция. Перед Вами на листе круг. Нарисуйте в нем себя самого и членов своей семьи в форме кружков и надпишите их.
Ф. И.____________________Возраст ____________________
Вариант № 2 «Идеальная семья»
Инструкция. Перед Вами на листе круг. Нарисуйте в нем себя самого и желаемых членов своей идеальной семьи в форме кружков и надпишите их.
Рис. 1. Социограмма Андрея Р., 17 лет, реальная семья (А), идеальная семья (Б)
Рис. 2. Семейные социограммы Сергея Ч., 39 лет, реальная семья (А) с отсутствием в круге кружка самого Сергея; идеальная семья (Б)
Рис. 3. Социограмма Александра К., 16 лет, реальная семья (А) с отсутствием кружка самого Александра; идеальная семья (Б)
Рис. 4. Социограмма Антона К., 16 лет, реальная семья (А), идеальная семья (Б)
Рис. 5. Социограмма Александра К., 14 лет, реальная семья (А), идеальная семья (Б)
Рис. 6. Социограмма Дмитрия В., 35 лет, реальная семья (А), идеальная семья (Б)
Рис. 7. Социограмма Олега Д., 40 лет, реальная семья (А), идеальная семья (Б)
Рис. 8. Социограмма Максима К., 15 лет, реальная семья (А), идеальная семья (Б)
Рис. 9. Социограмма Евгения И., 38 лет, реальная семья (А), идеальная семья (Б)
Рис. 10. Социограмма Павла Ш., 40 лет, реальная семья (А), идеальная семья (Б)
Рис. 11. Социограмма Владимира Г., 40 лет, реальная семья (А), идеальная семья (Б)
Рис. 12. Социограмма Сергея П., 40 лет, реальная семья (А), идеальная семья (Б)
Рис. 13. Социограмма Сергея Ш., 16 лет, реальная семья (А), идеальная семья (Б)
Рис. 14. Социограмма Федора К., 15 лет, реальная семья (А), идеальная семья (Б)
Рис. 15. Социограмма Александра Ч., 38 лет, реальная семья (А), идеальная семья (Б)
Рис. 16. Социограмма Дмитрия А., 31 год, реальная семья (А), идеальная семья (Б)
Рис. 17. Социограмма Романа Ш., 15 лет, реальная семья (А) состоит из матери, отца, брата, который не изображен в круге, идеальная семья (Б)
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Приложение 1. Бланк структурированной опросной беседы
Приложение 1. Бланк структурированной опросной беседы
Личная информация («Расскажите, пожалуйста, вашу биографию».
Медицинская информация («Как вы сейчас себя чувствуете?)»
Исследовательская информация
Боевая часть
Завершающая беседа
Этап 1:____ + этап 2: _____ +
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Диагностико-психотерапевтическая процедура «Наивная семейная психология» (НСП)
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Диагностико-психотерапевтическая процедура «Наивная семейная психология» (НСП)
1. Психолог: «Сейчас мы будем изучать, хорошо ли вы знаете людей, умеете ли предвидеть их поступки, угадывать мысли, чувства, желания. Как вы сами считаете, хорошо ли вы знаете
КАК НАЙТИ ЖЕНУ ДЛЯ ГЕРЦОГА? Глава третья, подробней о проблеме теста (кто из какого сделан теста). А в сущности, продолжение разговора о типах
КАК НАЙТИ ЖЕНУ ДЛЯ ГЕРЦОГА?
Глава третья, подробней о проблеме теста (кто из какого сделан теста). А в сущности, продолжение разговора о типах
УКРАЛИ ЛИЧНОСТЬ, ИЛИ БЛИСТАТЕЛЬНАЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬПо натуре вы доверчивый человек, но жизнь научила вас осторожности. Лишь
Приложение В Результаты теста «Целеголик ли вы?»
Приложение В
Результаты теста «Целеголик ли вы?»
Вопрос № 1(баллы за эти ответы не засчитываются)Если вы ответили «совершенно согласен», значит, вы живете, очевидно, так, как это для вас лучше всего. Даже если при этом вы живете ради каких-то целей, не меняйте ничего в своей
БЛАНК ТЕСТА НА «ТОЛЩИНУ» ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ «КОЖИ»
БЛАНК ТЕСТА НА «ТОЛЩИНУ» ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ «КОЖИ»
Подсчет: в графе «Итого» вам необходимо получить сумму чисел, расположенных в выделенных вами клетках.Оценка: человек, который характеризуется средней «толщиной» своей психологической «кожи», набирает около 35 баллов;
БЛАНК ТЕСТА
БЛАНК ТЕСТА
Оценка: Если вы набрали 45 баллов и более, вы излишне агрессивны, чрезмерно жестки к другим людям. Вы надеетесь добиться успеха, не заботясь об интересах окружающих. Поэтому вас не удивляет неприязнь коллег, но при малейшей возможности вы стараетесь их за это
БЛАНК ТЕСТА
БЛАНК ТЕСТА
Подсчет: суммируйте полученные баллы –Оценка: вы набрали от 0 до 40 баллов. К сожалению, вы человек закомплексованный. Чем меньше вы набрали баллов, тем больше у вас комплексов и тем больше они затрудняют вам жизнь. В изрядной мере вы сами несете
БЛАНК ТЕСТА
БЛАНК ТЕСТА
Если вы набрали от 27 до 36 баллов: вы не справляетесь со своими бедами. Возможно, поэтому они вас так терзают. Вы замыкаетесь, нередко жалеете себя. Будь у вас волевой характер при ваших хороших задатках, вы успешно справлялись бы с трудностями и
БЛАНК ТЕСТА
БЛАНК ТЕСТА
БЛАНК ТЕСТА
БЛАНК ТЕСТА
Например, в пункте А значится: «Когда между людьми имеет место конфликт на почве идей, я отдаю предпочтение той стороне, которая…». Далее следует пять вариантов ответа: 1) устанавливает, определяет конфликт и пытается выразить его открыто; 2) лучше всех
БЛАНК ДЛЯ ОБСЧЕТА ТЕСТА: «СТИЛИ МЫШЛЕНИЯ»
БЛАНК ДЛЯ ОБСЧЕТА ТЕСТА: «СТИЛИ МЫШЛЕНИЯ»
Теперь проведите проверку: в сумме эти пять итоговых цифр («С», «И», «П», «А», «Р») должны составлять ровно 270 – ни больше и ни меньше. Если у вас этого числа не получается, значит, где-то вы допустили ошибку, так что все, или почти
БЛАНК ТЕСТА
БЛАНК ТЕСТА
БЛАНК ТЕСТА
БЛАНК ТЕСТА
БЛАНК ТЕСТА
БЛАНК ТЕСТА
Если же на вопросы этого теста ответит также и мистер (или миссис) «Х» (подставив, на сей раз, вместо «Х» вас), то вы сможете сравнить свои и его (ее) результаты (для этого в итоговой таблице оставлена специальная графа). Проводя сравнение, обратите внимание на
Социограмма дружеских отношений
Социограмма дружеских отношений
Учитель лучше узнает о том, каков социальный климат в его классе, если воспользуется методом социограммы.Пусть каждый ребенок выпишет на одном листке имена тех, с кем он играет (И), на другом – имена лучших друзей (ЛД), на третьем – имена