Как составить социологическое исследование семьи

Мне, в размышлении глубоком,

сказал
однажды Лизимах:

«Что зрячий зрит
здоровым оком,

Слепой не видит и в
очках!»

Козьма Прутков

5.1. Исследование диспозиций семейного
поведения.

5.2. Методика изучения совместимости
потребностей супругов.

5.3. Изучение диспозиций брачного
поведения.

5.4. Тесты по измерению удовлетворенности
браком.

5.5. Методы измерения репродуктивных
установок и мотивов, по-

требности в
детях, ценности семьи и детей.

5.6. Исследование социализационного
(родительского) поведения.

5.7. Методы изучения самосохранительного
поведения, ценностных

ориентации,
установок к здоровью и продолжительности
жизни.

Краткое содержание главы

В микросоциологии семьи изучение
семейного поведения состав-

ляет
сердцевину всех исследований. Анализ
закономерностей возник-

новения
результатов семейного поведения в целом
прослеживается по

траектории семейного
цикла. Когда же в центре внимания
ученого

оказываются отдельные
разновидности семейного поведения —
брач-

ного, репродуктивного,
социализационного, или родительского,
и са-

мосохранительного, то, как
правило, его интерес сосредоточивается

прежде
всего на процессах диспозиционной
регуляции поведения. В

рамках этого
дискурса особое место отводится
социально-психологи-

ческому механизму
определения ситуаций — той самой
движущей силе

поведения, которая
постоянно находится в поле зрения
социологов при

инструментальном
подходе. Семейная динамика, зависящая
от соот-

несения между собой потребностей
и результатов поведения, получа-

ет
свое направление в зависимости от оценки
возможностей и средств

достижения
целей диктуемой иерархией жизненных
ценностей семьи.

Лучше всего удается
измерить и объяснить эту динамику при
анализе

брачного и репродуктивного
поведения и намного сложнее —
социа-

лизационного и самосохранительного.
В данной главе излагаются в

основном
методы исследования (сбора, обработки
и анализа данных)

инструментального
свойства и связи с тем, что в практике
социологи-

ческих исследований
семейного поведения почти отсутствует
феноме-

нологический анализ личностных
значений семейной символики,
ин-

дивидуальных интерпретаций
взаимодействия отдельных Я с семейным

МЫ.
Причем методы исследования отдельных
элементов диспозици-

онной системы
поведения излагаются подробнее
применительно к тем

специфическим
видам семейного поведения, где их
измерение оказа-

лось обеспеченным
эмпирической информацией или
оригинальными

приемами. Так, степень
совместимости потребностей членов
семьи

описана в разделе брачного
поведения, техника фиксации установок
и

мотивов — в разделах репродуктивного
и самосохранительного пове-

дения,
процедуры исследования ценностей и
воздействия ценностных

ориентации
на воспитание детей — в разделе
социализационного пове-

дения. Самые
разработанные методики определения
согласованности

целей и результатов
поведения (в связи с наличием моделей
рутинного

и проблемного принятия
решений) относятся к области
репродуктив-

ного поведения личности
и супружеской пары. Техника семантичес-

кого
дифференциала описана в разделе
репродуктивного поведения, а

шкалы
страха смерти — в параграфе об
экзистенциальном поведении.

227

Семейное поведение, наряду с
межличностными взаимоотношени-

ями
и межпоколенными связями, составляет
основной предмет мик-

росоциологии
семьи. Под семейным поведением в этой
книге понима-

ются все те специфические
проявления социального поведения,
кото-

рые делают возможным
функционирование супружества —
родитель-

ства — родства. Это прежде
всего брачное, репродуктивное и
социали-

зационное поведение — те
разновидности семейного поведения,
кото-

рые предопределяют направленность
на заключение брака, на рожде-

ние и
социализацию детей в семье, В рамках
каждого из них предпола-

гается как
позитивное, так и негативное развитие
событий. Брачное по-

ведение может
закончиться разводом, репродуктивное
— абортом, а вос-

питание ребенка —
полным крахом. Тем не менее,
конституируют,

формируют эти виды
поведения позитивные аспекты действий,
о чем

говорит и их наименование,
закрепляющее просемейный (в противо-

вес
внесемейному) характер данной разновидности
человеческой жиз-

недеятельности.

К следующему виду семейного поведения
относятся все процес-

сы, события и
отношения, связанные с выживанием
отдельных чле-

нов семьи и с сохранением
семейной целостности, т. е. забота о
здо-

ровье и продлении сроков жизни.
Негативные моменты в этом пла-

не —
болезни, несчастные случаи, самоубийства,
преждевременные

смерти — также
являются признаками самосохранительного
или эк-

зистенциального поведения.
Само обращение к слову «поведение»

призвано
особо выделить роль индивидуальной и
семейной актив-

ности, важность
жизнеутверждающей стратегии в
сопоставлении с

отрицающей жизнь
суицидальной тенденцией. Семьи могут
отличать-

ся друг от друга своей
экзистенциальной практикой в том
смысле,

что все они, признавая ценность
жизни и здоровья, тем не менее

будут
в одних случаях обнаруживать стремление
к продлению срока

жизни, к последовательной
смене жизненных стадий, а в других

предпочитать такие символы престижа
и такие средства их достиже-

ния,
которые станут впоследствии ухудшать
здоровье и сокращать

сроки существования.

Обращение к поведенческой терминологии,
выбор термина «пове-

дение», а не
«деятельность» следует оценивать через
стремление охва-

тить не только
рациональные, целенаправленные виды
человеческих

действий, но и те, которые
не являются рациональными, а скорее
все-

го представляются импульсивными,
непреднамеренными, «машиналь-

ными»,
происходящими помимо воли человека.
Подход к семейному

поведению сквозь
призму принятия решений, выбора одной
альтерна-

тивы из нескольких раскрывает
в полной мере методологию инстру-

ментальности,
формирования конечных результатов как
следствий ра-

228

ционального выбора. Поведенческая
парадигма включает рациональ-

ное
принятие решений или рационально
осуществляемое социальное

действие,
но исходит из психологического определения
ситуаций, реа-

лизации тех или иных
потребностей, из учета также
неосознаваемых

индивидами побуждений.

Применение поведенческого подхода,
широко распространенное

в социальных
науках, в социологии и социальной
психологии, позво-

ляет осуществить
не только инструментальный срез данного
явления,

но и подойти к изучению
подспудных, имплицитных факторов, по
раз-

ным причинам не осознаваемых
адекватно, но реальных по своему

влиянию
на поведение. Вся масса внеинструментальных
(по отноше-

нию к итоговому результату
поведения) действий и отношений
стано-

вится благодаря поведенческой
ориентации доступной для исследова-

ния,
а не исключаемой из анализа, как это
происходит в теориях раци-

ональности.

Таким образом, поведенческая интерпретация
всего, что проис-

ходит в жизни семьи,
содержит в исходных предпосылках
возможность

изучения социально-символического
уклада семейного бытия. Есть

еще одно
преимущество поведенческого подхода
к изучению семьи.

Достаточная
разработанность структуры диспозиционной
регуляции

поведения обладает наряду
с возможностями содержательной
интер-

претации брачного или
репродуктивного поведения также
возможно-

стями измерения отдельных
элементов этой структуры.

Соседние файлы в предмете Социология

  • #
  • #
  • #
  • #

    10.07.202245.94 Кб0be025.chm

  • #
  • #
  • #

    10.07.202218.83 Кб0Bourdieu – Distinction. A Social Critique of the Judgement of Taste. pp. 328-330..chm

  • #
  • #
  • #
  • #

Методы
изучения семьи

Л.А.
Кожевникова

Поскольку
взаимодействие семьи и школьного учреждения играет важную роль в развитии
ребёнка, необходимо детальное изучение семьи.

В последние годы
усилилось внимание к изучению семьи как воспитательного института со стороны
педагогики, психологии, социологии и других наук. Однако возможности учёных в
исследовании ограничены в связи с тем, что семья представляет собой достаточно
закрытую ячейку общества, неохотно посвящающую посторонних во все тайны
жизнедеятельности, взаимоотношений, ценностей, которые она исповедует.

Методы изучения
семьи представляют собой инструменты, с помощью которых собираются,
анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются многие
взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания.

Среди методов
изучения семьи достаточно распространёнными стали социологические
методы:

социологические
опросы,

– интервьюирование и
анкетирование.

 Метод
интервью
требует создания условий, располагающих к искренности
респондентов. Продуктивность интервью возрастает, если оно проводится в
неформальной обстановке, контакты педагога и испытуемых окрашены личными
симпатиями.

Метод анкетирования
(письменный опрос)
позволяет собрать много данных,
интересующих педагога. Этот метод отличается известной гибкостью по возможности
получения и обработке полученного материала.

В работе по изучению
семьи необходимо использовать  контактное проведение анкетирования, т.е. сам
педагог организует анкетирование и собирает опросные листы.

 Изучение опыта
семейного воспитания реализуется с помощью различных методов, среди которых
наиболее распространёнными являются методы беседы и наблюдения.

Беседа отличается от
интервью большей свободой и в организации, и в содержании, более неформальной
атмосферой и отношениями между собеседниками. Но это не значит, что беседа не
должна быть организована заранее. В соответствии с намеченной целью педагог
продумывает план беседы, вычленяет ключевые вопросы. В ходе беседы можно
получить необходимые сведения о таких моментах домашнего воспитания, которые
для постороннего взгляда скрыты. Это гибкий, целенаправленный, оперативно
корректируемый метод. Беседа нужна для подтверждения, конкретизации или
опровержения каких-то гипотетических выводов, сделанных на основе
предварительного изучения опыта семейного воспитания с помощью других методов.
Для успешного проведения беседы надо обладать способностью располагать к себе,
вызвать доверие умением направлять разговор в нужное русло.

Педагогу важно
пользоваться методом эмпатического слушания (К. Роджерс, Т.
Гордон), суть которого – создание атмосферы заинтересованного разговора,
совместного поиска истины (а не утверждение своей правоты, как часто бывает в
массовой практике). Важным условием эмпатического слушания является выработка
наблюдательности. Педагог должен обращать внимание не только на слова
собеседника, их интонацию, но и на жесты, мимику. По выражению лица
собеседника, изменению отношения к задаваемым вопросам можно судить о
психологическом состоянии, поэтому необходимо проявлять такт, стремиться
сохранять доверительные отношения.

В процессе беседы
родители должны чувствовать, что у педагога нет иной цели, кроме оказания
помощи. Это будет способствовать росту доверия и повышать педагогическую
эффективность беседы. Следует проявлять осторожность в оценке личностных
качеств членов семьи, особенно ребёнка, уметь акцентировать положительные
свойства, создать определённую «педагогическую надежду» у родителей.

Наблюдение как метод
изучения семьи характеризуется целенаправленностью. Педагог заранее определяет,
с какой целью, когда, в какой ситуации предстоит наблюдать родителей, их
взаимодействие с ребёнком. Обычно это бывает в часы утреннего приёма и во время
ухода ребёнка из школы (легче в начальной школе). Наблюдательному педагогу
бросаются в глаза многие особенности взаимоотношений взрослого и ребёнка, по
которым можно судить о степени их эмоциональной привязанности, культуре
общения. По тому, о чём расспрашивают родители ребёнка вечером, какие наказы
дают ему утром, можно сделать вывод о приоритетах семейного воспитания, об
отношении к школьному учреждению. Показателен интерес родителей к детским
работам, советам и рекомендациям, помещенным на информационном стенде.

Педагог должен
использовать не только наблюдение со стороны, но и включённое
наблюдение
, т.е. создавать специальные ситуации:

-совместный труд;

-досуг;

-занятия с
родителями и детьми.

В процессе
включённого наблюдения педагог может увидеть те семейные стороны воспитания,
которые при внешнем наблюдении нередко бывают скрыты.

Следует помнить, что
в неформальной обстановке и взрослые, и дети
раскрываются разными своими гранями, поэтому рекомендуется вовлекать родителей,
других членов семьи:

– в подготовку и
проведение праздников, развлечений;

– в организацию
экскурсий.

Обычно в таких
ситуациях все взрослые чувствуют себя ответственными за детей (а не только за
своего ребёнка), их деятельность, безопасность, стараются активно проявить
себя, поэтому педагог видит многие воспитательные приёмы своих помощников, что
даёт основание судить о стиле, методах домашнего воспитания.

Анализ результатов
наблюдения, подкреплённый данными, полученными с помощью других методов,
прольёт свет на причину многих «плюсов» и «минусов» в развитии ребёнка, даст
возможность определить линии взаимодействия с семьёй, усилить свою
образовательную работу в классе по этому направлению. Изучение семьи должно
вестись последовательно, системно, поэтому необходимо наметить направления
работы, своеобразный план. В качестве примерного плана предлагаем
вам план, составленный с учётом рекомендаций учёных (В.В.Котырло и С.А.
Ладывир):

1. Состав семьи,
профессии, образовательный уровень родителей, других взрослых членов семьи,
принимающих участие в воспитании ребёнка.

2. Общая семейная
атмосфера, особенности взаимоотношений между членами семьи:

– дружелюбный тон
общения друг к другу;

– изменчивый,
противоречивый характер отношений;

– своеобразная
автономность каждого члена в семье.

3. Цель домашнего
воспитания ребёнка.

4. Степень осознания
родителями особой роли школьного периода  в формировании личности ребёнка.

5. Приоритеты семьи
в воспитании ребёнка: здоровье, развитие нравственных качеств, умственных,
художественных способностей,  образование ребёнка.

6. Уровень
психолого-педагогических знаний, практических умений родителей:

– наличие
определённых знаний и готовность к их пополнению, углублению;

– ограниченность
знаний и податливость к педагогическому просвещению;

– низкий уровень
знаний и негативное отношение к их приобретению.

7. Особенности
воспитательных воздействий:

– участие всех
взрослых в воспитании, степень согласованности воспитательной деятельности;


непоследовательность, несогласованность воспитания, наличие конфликтов по
поводу воспитания; член семьи, преимущественно выполняющий воспитательную
функцию;

– отсутствие
воспитания как целенаправленного воздействия, условий для полноценного развития
ребёнка.

8. Организация
современных форм деятельности в семье:

– общность во всех
семейных делах, вовлечение ребёнка в семейные дела, заботы;

– дифференциация
обязанностей среди взрослых, эпизодическое привлечение ребёнка к семейным
делам;

– разобщённость
взрослых в семейных делах, изоляция ребёнка от семейных дел и забот.

9. Отношение семьи к
школьному учреждению:

– высоко оценивают
образовательные возможности школы и готовы сотрудничать;

– настороженно и недоверчиво
относятся к школе, не видят необходимости сотрудничества;

– перекладывают все
воспитательные функции на школу, к сотрудничеству не готовы;

– безразлично
относятся к школе, к воспитанию собственного ребёнка.

Каждый педагог
должен помнить: по результатам единичного наблюдения делать выводы о специфике
домашнего воспитания нельзя: необходимо наблюдать изучаемое явление
многократно, в сходных и разных условиях.

Таким образом,
педагог изучает семью, опыт семейного воспитания, преследуя, прежде всего,
интересы ребёнка. На основе полученных материалов можно решать задачи
взаимодополнения семейного и школьного воспитания, повышения результативности и
того и другого.

Содержание
  1. Семья как социальный институт
  2. Основные социологические аспекты изучения семьи
  3. Эволюция социологии семьи
    1. В развитии социологии семьи выделяют несколько этапов:

Чем больше профайлер занимается составлением психологических портретов людей, чем больше общается и углубляется в профайлинг – тем больше он видит влияние семьи на индивидуума. В данной статье мы разберем это феномен.

Семья как социальный институт

Социология семьи является одной из старейших социальных дисциплин. И это понятно. Ведь ее объект изучения – социальный институт семьи – в истории человечества играет ведущую роль. Соответственно, научные труды, так или иначе описывающие и объясняющие формы общественной жизни, не могли не зафиксировать непреходящее значение семейно-родовой организации бытия.

Семья как бы вплетена в коренные основы жизнедеятельности и образует базовые предусловия функционирования социума путем физического и социокультурного замещения поколений благодаря рождению детей и поддержанию существования всех членов семьи. Без этого воспроизводства населения и социализации потомства невозможно восполнение всех социальных образований, обеспечение социальной жизни.

Вместе с тем, реализация основных функций семьи не есть следствие каких-либо биологических регуляторов или механизмов, а представляет собой результат специфических социальных процессов, происходящих в широком социальном контексте. Семья включает в себя разнородные компоненты, связанные с физиологическими процессами, с психологической динамикой взаимоотношений, с нормами и ценностями культуры, с экономическими условиями рынка и производства, с демографическими изменениями, с институтами армии, церкви, здравоохранения, правительственного управления и с историческими трансформациями в целом. В связи с этим, можно напомнить знаменитое отступление от марксизма одного из его основоположников Ф. Энгельса, который считал, что определяющим моментом в истории является “ступень развития” труда, с одной стороны, и с другой – семьи.

Разрушение крестьянского семейного хозяйства, семейная дезорганизация и крах родительского влияния на детей в городах сыграли, думается, не последнюю роль в кризисе нашего общества. Втягивание в сферу наемного труда на государственные предприятия поголовно всех женщин и мужчин трудоспособного возраста, ликвидация всех форм частного семейного производства и превращение семьи в ячейку бытового самообслуживания обескровило экономику страны, разрушило преемственность семейных поколений и низвело социализацию детей до элементарных контактов по поводу физиологического цикла жизни. Все это проявилось в нарушении баланса между личным (частным) и общественным (родовым), что сказывается на всех уровнях социальной структуры, обостряет социальные процессы. Во всяком случае, особенности уклада жизни, сложившиеся за последние 75 лет, наложились на общие тенденции семейных изменений и наряду с другими обстоятельствами привели к краху тоталитаризма. В этой связи подчеркнем, что семья в качестве социального института отнюдь не обречена на пассивность, а способна через изменение семейной и демографической структуры оказывать самостоятельное воздействия на ход социально-исторического развития.

Таким образом, проблема соотношения семьи с обществом и другими социальными институтами, а также взаимосвязи семьи и личности существовала всегда в человеческой цивилизации, и поэтому постоянно предпринимались попытки осмысления социального положения семьи. В социологии с ее специфическим подходом к изучению социального мира через взаимосвязь личного и общественного это осмысление осуществляется сквозь призму семейного посредничества: восприимчивость социальной системы к устремлениям личности и, наоборот, личности к интересам общества зависит от обоюдного учета ими потребностей семьи как целого. Исследование посреднической роли семьи и образует специфику социологического подхода к изучению семьи.

Основные социологические аспекты изучения семьи

Семья представляет собой сложное социальное образование и потому многозначное: с одной стороны, понятие социального института раскрывает значение семьи в широкой социальной перспективе во взаимосвязи с другими социальными институтами и с социальными процессами изменения, развития, модернизации; с другой стороны, понимание семьи как малой социальной группы сфокусировано на закономерностях становления, функционирования и распада семьи как автономной целостности.

Разграничение особенностей семьи как института и как группы позволяет рассматривать осуществление посреднической роли, так сказать, на макро- и микроуровнях анализа. Но это не означает вовсе удвоения предмета – это разные аспекты единого поля деятельности.

При изучении семьи как социально-психологической группы взаимосвязь личности и общества рассматривается на уровне первичных, межличностных отношений. Проводимые в рамках данного подхода эмпирические исследования взаимоотношений в семье концентрируются на взаимодействиях членов семьи в различных социальных и семейных ситуациях, на организации семейной жизни и факторах устойчивости семьи как группы. В наибольшей мере развитию этой традиции способствовали взгляды Э. Берджесса на семью как “единство взаимодействующих личностей”. Изучение семьи как социального института в своем развитии показало от ударения на эволюцию, происхождение семьи к интересу в области функций. В свою очередь, институционально-функциональный подход, исследующий факторы эффективного выполнения семейных функций, неизбежно пересекается с микроанализом семейной жизнедеятельности, позволяющим видеть как из многообразия результатов семейного поведения складываются “макротеяденции” изменения семьи.

В отечественной и зарубежной социологии постоянно предпринимаются попытки перебросить “мостик” между макро- и микросоциологией семьи, совместить подходы к семье как к институту и как к группе. Это не означает растворения социологического подхода в психологическом: речь идет о создании научных моделей, позволяющих на уровне общества отследить социально значимые результаты индивидуального и семейного поведения, а с другой стороны, на уровне семьи и личности установить социальную детерминированность ценностных ориентации, установок, мотивов и действий. И одним из вариантов интеграции институционального и микрогруппового подходов является работа в направлении анализа семьи как системы. Среди социологов, пытавшихся совместить “макроанализ” и “микроанализ” семьи, надо назвать прежде всего Т. Парсонса и К. Дэвиса.

Стабильность семьи зависит одновременно и от внешних, социокультурных влиянии, и от внутренних взаимодействий. Такова сущность семьи как социального феномена и проблема заключается в адекватности применяемых концептуальных схем и терминов. Следует избегать односторонности каждого из двух подходов и эклектического соединения их. Согласно Парсонсу семья не противостоит обществу, она его подсистема, обеспечивающая стабильность социума в целом благодаря установлению “инструментальных” отношении с другими социальными подсистемами и структурами, а также “экспрессивных” отношений внутри самой семьи, благодаря сохранению равновесия в межличностной динамике, сохранению интегративных тенденций.

По мнению К. Девиса, переход от традиционных форм семьи к современным связан, прежде всего, с трансформацией социокультурных норм высокой рождаемости и распространением социальных норм низкой рождаемости. Другими словами, в изменении системы ценностей и социальных норм брака и семьи, а не в замене жесткого внешнего давления, принуждения к семейной жизни внутренними силами сохранения брачно-семейной сплоченности следует видеть истоки семейных изменений. Причем распад ценностной системы, поддерживавший расширенную семью, не означает автоматического появления в нуклеарной семье такой “взаимной привязанности”, которая вне всяких внешних общественных влияний способна обеспечить общественно-значимые функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений.

Эволюция социологии семьи

В развитии социологии семьи выделяют несколько этапов:

  1. Первый этап – с античности до середины XIX века. В этот период доминировали чисто умозрительные представления о семье. Основной формой признавалась моногамная семья. Ее считали миниатюрным прообразом общества, а само общество понималось как разросшаяся вширь семья. Философы и историки, вплоть до Руссо, Кондорсе, Гегеля и Канта, выводили социальные отношения из семейных, конструируя теоретические схемы, в которых не находилось места для сравнительно-исторического анализа.
  2. Второй этап – с середины XIX века до начала XX века. В этот период тон в изучении семьи задавали антропологи и этнографы. Они опирались на широкий эмпирический материал, собранный в ходе полевых исследований и наблюдений примитивных обществ, а также в ходе сравнительно-исторического анализа.

Умозрительные схемы уступили место конкретным фактам. Складывается понятийный аппарат социологии семьи, главное место в котором занимают антропологические понятия, сохранившие свое значение до сегодняшнего дня. Моногамный брак уступил место групповому браку. Активно изучаются различные системы родства. Теоретическая дискуссия разворачивается по вопросу о соотношении патриархата и матриархата.

Первым нанес по умозрительным схемам швейцарский историк права Иоган Якоб Бахофен (1815 – 1887). Его классический труд “Материнское право” (1861) положил начало изучению истории семьи и проблемы матриархата. Он предположил, что моногамному браку предшествовали полигамные отношения между полами, а патриархату – период главенства женщин в жизни первобытного рода.

Независимо от И. Баховена к открытию материнского права пришел шотландский адвокат Дж. Мак-Леннан (1827 -1881). Рассматривая развитие семейной организации, он ввел в науку такие фундаментальные понятия, как эндогамия и экзогамия. По схеме Мак-Леннана, семья прошла в своем развитии три ступени – от промискуитета через материнское право к отцовскому праву. Мак-Леннан предположил: превращение первоначальных тотемических групп в экзогамные матрилинейные группы объясняется недостатком женщин, который возник из обычая умерщвлять новорожденных девочек. Отсюда следовали два возможных результата: либо захват женщин в других группах, т. е. экзогамия, либо же полиандрия. В свою очередь многомужество (полиандрия) развивалось в двух вариантах: мужья могли быть либо соплеменниками, либо братьями (тибетский случай). При экзогамии, равно как и при тибетской форме полиандрии, женщина живет вместе с родней мужа (или мужей), т. е. оказывается в большей или меньшей степени подчиненной мужчине. А при наирском варианте брака счет родства возможен лишь по матери, отсюда ведет свое начало материнское право.

Представление о групповых формах брака было свойственно и Дж. Леббоку (1834-1913), который рассматривал “общинный” и “коммунальный” брак как самую раннюю форму брачных отношений. Из нее через похищение женщины возникла экзогамия.

Теория матриархата подверглась критике со стороны приверженцев теории патриархата. Теория патриархата с тех пор стала господствующей в науке. По мнению Э. Гидденса, большинство антропологических исследований свидетельствует о том, что все в достаточной степени изученные общества были патриархальными, хотя степень и сущность господства мужчины везде различаются. Важное значение имел труд Л. Моргана “Древнее общество” (1887. в рус. перев. “Первобытное общество”, 1900), который оказал существенное влияние на развитие социологии семьи, особенно ее марксистского варианта. Работа Ф. Энгельса “Происхождение семьи, частной собственности и государства” (1884) целиком основана на работе Л. Моргана. Социологическое направление в изучении семьи представлено главным образом работами Э. Дюркгейма (“Введение в социологию семьи”, 1888), М. Вебера (“Супруга и мать в правовом развитии”, 1907), Ф. Мюллер-Лиера (“Семья”, 1911), У. Гудселла (“История брака и семьи”, 1915), С. Циммерман (“Семья и цивилизация”, 1917) и Ч. Кули (“Социальная организация”). В них окончательно закрепился отход от европейской и особенно американской социальной науки, от умозрительных схем в сторону конкретно-исторического управления семьей. Э. Дюркгейм сформулировал закон “контракции” (сжатия) семьи от обширного круга родственников ко все более узкой группе вплоть до так называемой “супружеской семьи”.

Дюркгейма наряду с Ф. Ле Пле и Э. Энгелем считают первооткрывателем семьи. Ле Пле первым предпринял конкретно-социологическое исследование семьи методом анализа бюджетов, а Энгель сформулировал зависимость между доходами семьи к ее расходами на предметы первой необходимости.

Заметный след в социологии семьи оставил французский методолог, теоретик исследователь Фредерик Ле Пле (1806-1882). Он подробно изучил особенности жизни семей в разных европейских странах и в разных социальных группах, монографически описывая условия и образ жизни каждого из 300 обследованных семейств. Результатом явилась типология семей.

В первом типе – в патриархальной семье – индивид подчинен общности, семья действует как единая и неделимая единица. Во втором типе – в корневой семье (сегодня ее называют нуклеарной) – все имущество переходит к одному наследнику, выбранному отцом. Остальные дети мигрируют, возвращаясь в родительское гнездо при жизненных неудачах. Третий тип – нестабильная семья – характерен в современном обществе, втянутом в процесс индустриализации и урбанизации. В нестабильной семье нет материальных средств, которые можно передать потомкам, родители и дети проживают врозь. Предложенная им техника поиска индикатора для измерения и диагностики социальных отношений получила широкое развитие в современной социологии семьи. Согласно наиболее известной классификации Г. Кристенсена (редактора “Антология по браку и семье”, 1967), первый период – до середины XIX века – назван периодом “социального дарвинизма”. Г. Кристенсен считает, что первый период посвящен изучению семейных традиций фольклора, философской и художественной литературы, а второй -обобщению в исторической и социокультурной перспективе эволюции института семьи. На самом деле умозрительные схемы преобладали на первом этапе, а на втором ученые обратились к конкретно-историческим и социологическим проблемам. Третий период – первая половина XX века – назван Г. Кристенсеном периодом “спонтанной науки”. В социологии семьи появляется большое число спекулятивных работ о роли семьи и одновременно накапливаются эмпирические данные о стадиях, формах и типах брачных отношений (выбор супруга, развод и т. д.). Появление спекулятивных работ свидетельствует о том, что конкретные факты не получили толкового теоретического осмысления. По мнению Уильяма Гуда, автора капитальной работы “Мировая революция и образы семьи” (1967), с момента опубликования книги Ф. Тенниса “Община и общество” (1887) и до настоящего времени никто из видных теоретиков не написал ни одной сколько-нибудь значительной работы по социологии семьи. Хотя Парсонс и Хоманс обратили на семью часть своей энергии, но никакой последовательной теории они не создали, полагая, что семья не поможет объяснить социальную структуру и другие институты общества.

Усилия социологов, особенно американских, в первой половине XX века были сосредоточены на социальной инженерии и оказании практической помощи в решении семейных конфликтов.

Если взять всю западную литературу по социологии семьи за последние 75 лет, писали Р. Хилл и Дж. Олдэс, то более половины ее появилось после 1955 г. Четвертый период – с середины XX века до настоящего времени – характеризуется планомерным построением теории и столь же планомерной организацией эмпирических исследований. Г. Кристенсен назвал его “периодом самосознания”. Показателен такой факт, свидетельствующий о переходе к организованным усилиям. В течение 1974-1975 гг. около 50 ученых из 25 университетов США приняли участие в очень крупном проекте – создании единой системы объяснительных теоретических моделей функционирования семьи.

Впервые в истории социологии семьи объединились основные центры, занятые в данной области. К этому времени социология семьи раздробилась на множество самостоятельных направлений и математических областей. Участники проекта выделили 24 сферы изучения семьи:семейная коммуникация, ролевое напряжение и конфликт, структура власти в семье, молодая семья, неполная семья и др. По расчетам специалистов, в США социология семьи включает несколько десятков тысяч работ. Наиболее известными специалистами в области социологии семьи в США являются И. Най, Л. Коттрелл, У. Гуд, К. Девис, У. Берр, Р. Хилл, Г. Кристенсен, И. Ранте, во Франции – А. Жирар, Л. Руссель, М. Бекам-бо.

В СССР социологические исследования семьи особенно активно проводились начиная со второй половины XX века, а точнее с середины 60-х годов. За период с 1968 по 1983 г. в стране опубликовано более 3 тыс. работ по семье. Наибольшее число работ посвящено вопросам репродуктивного поведения, совмещения профессиональных и семейных ролей работающих женщин, распределению власти и обязанностей в семье. Значительный массив данных введен в научный оборот Всесоюзным исследованием репродуктивных установок, проведенным в НИИ ЦСУ в 1969 г. В начале 80-х годов усилилось внимание специалистов к образу жизни семьи, эмоциональным отношениям супругов, конфликтам, распределению обязанностей, отношениям власти и авторитета, государственной помощи семье (включая деятельность служб семьи и семейных консультаций), теоретическим и методическим проблемам, молодым семьям, воспитанию детей в неблагополучных семьях, сексуальному и добрачному поведению. Одновременно сократилось количество публикаций по правовым аспектам брака, репродуктивным функциям семьи, профессиональной деятельности женщин. В начале 90-х годов наиболее популярными темами стали проституция, девиантное поведение, дети-сироты, покупной брак, самоубийства, наркомания, гомосексуальное поведение, нравственная подготовка к семейной жизни, городская многодетная семья, до – и послеродовая ситуация, женщины – предприниматели.

Наиболее крупный вклад в развитие социологии семьи внесли: Г. Харчев (теория), М. С. Мацковский (методология и методика), А. Н. Антонов (рождаемость), В. Сысенко (устойчивость брака), И. С. Голод (стабильность семьи), В. А. Борисов (потребность в детях), Д. Я. Кутсар (качество брака), Н. Г. Юркевич, М. Я. Соловьев, С. С. Седельников (мотивы и причины развода), Л. Гордон, Э. Клопов (жизненный цикл семьи), И. А. Герасимова (демографическая типология семей), В. Л. Ружже (типология семейных групп), Г. А. Вишневский (исторические типы рождаемости), И. В. Бестужев-Лада (прогнозирование семьи), А. Г. Волков (ожидаемая продолжительность брака), Н. В. Малярова (типология супружеских конфликтов), Т. Ж. Гурко (молодая семья), Э. К. Васильева (типология видов жизнедеятельности семьи), В. Б. Голофаст (функции семьи), И. С. Кон (сексуальное поведение), 3. А. Янкова (городская семья) и другие.

Автор Козлова Ксения Артуровна, руководитель Дуюн Анна Владимировна, Республика Хакасия, г. Черногорск

Введение.

…Cемья. Как много ведется о ней споров на страницах газет и журналов, какие разные порой прямо противоположные мнения высказываются. А какая должна быть семья и нужна ли она современному человеку? Если говорить языком социолога или демографа, то семьёй называется небольшая группа людей, объединённых родственными и супружескими связями, общим бюджетом и как правило- общим жильем. Но это только теоретическая схема. В реальной действительности каждая семья тесно связана с обществом, в котором она живет, с его экономикой, политикой, культурой, ориентирами, настроениями людей.

 На протяжении веков, столетий невозможно представить себе общество без семьи. Большинство людей имеют семьи, я тоже расту в полной семье, у меня есть мама и папа, дедушки и бабушки, мы счастливы от того, что мы вместе. 

Я В разные времена у разных народов существовали различные взгляды на семью, свое место в ней, место семьи в обществе, появлялось что-то новое, но вместе с этим оставалось, по сути, уникальным совпадением личностей обогащением человеческой души – живой, ищущей, развивающейся. Идеальная семья  немыслима без любви. Любовь – это тепло, нежность, радость. Это главная движущая сила развития человечества, то ради чего существуем все мы, то что подвигает человека к безрассудно- героическим поступкам. Моя семья тоже не исключение. 

“Я люблю, и значит, я живу…” (В.Высоцкий). Конечно же, во многих случаях в той или иной мере в некоторых семьях  любовь заменяют другие чувства (привычки, влечение, покорность судьбе и т.д.). Не стоит вырабатывать всеобщих канонов семейного благополучия: есть разные типы людей, разные традиции и нравы, и то, что подходит одним, совершенно не подходит другим. 

Но каждый человек ждет от своего брака какие-то положительные изменения в своей жизни. И если человеку почему-то чувство “любовь” оказалось недоступным, то это совсем не значит, что он будет не счастлив и духовно ограничен в своей жизни. Возможно, что люди, женившиеся по рассудку или по расчету, более уживутся вместе, и менее будут душевно взыскательны друг к другу. Судьба брака – и это исключительно важно – куда больше зависит не от чувств, с которыми люди женятся, а от их характера – доброты или не доброты, эгоизма или не эгоизма, радушие или равнодушия. Именно от этого зависит судьба их чувств, их семьи, их собственная судьба.

Подчеркивая актуальность моего исследования, для каждого человека, я хочу привести слова российского социолога И. Бестужева-Лада « Не трудно создать семью, как её сохранить…»  В своей работе  я расскажу о том, что собой представляет семья, о типах семейной организации, семейном законодательстве, рассмотрю типы семейных взаимоотношений, функции семьи и приведу результаты, проведенного мной социологического исследования.

Проблема исследования: Нужна ли семья современному человеку или эта форма стала не актуальной.

Объект исследования:

Молодежь – жители города Черногорска.

Предмет исследования:

Семья – как объект социологического исследования

Цель моего исследования:

Сбор и анализ социологических данных о семье, передача полученных знаний моим ровесникам.

Задачи моего исследования является:

1.Показать немаловажную роль семьи в современном обществе

2.Изучить, имеющуюся литературу по теме.

Приступая к теме, я выдвинула следующую гипотезу: можно ли предположить, что семья одна из наиболее приемлемых форм существования человеческого общества

В результате своей работы я планирую сделать следующие выводы:

1. Причины, по которым молодежь вступает в брак

2. Причины, по которым среди молодых семей происходят частые разводы.

Методы исследования:

1. Теоретический этап – изучение первоисточников.

2. Аналитический этап – анализ литературных произведений.

3. Сопоставление противоположных и сходных точек зрения, трактовок, выявление общего и различного в толковании понятий.

4. Синтез – обобщение материала.

5. Осознание и формирование выводов. Формирование собственной точки зрения на вопрос.

6. Апробация (практическое применение).

1. Семья, как объект социологического исследования

Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.

Брак – это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу их детям, своему потомству, родителям. 

Иными словами брак – это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля. zzБлаготворно влияет на человека лишь здоровая, благополучная семья, создание которой требует значительных усилий и определенных качеств личности. 

Семья – это сплав трех сердец: супружеской, родительской и детской. Любовь неотделима от долга, верности, самодисциплины, общности интересов и целей, ответственности, взаимного уважения. 

Существуют следующие общие принципы выделения типов семейной организации и семей. В зависимости от формы брака различают моно и полигамию. Моногамная семья – такая, где на одного мужчину приходится одна жена, в отличии от полигамии, которая трактуется как многоженство. В зависимости от структуры родственных связей выделяют различные типы семей.  [2] 

Наиболее распространенным типом является простая (нуклеарная) семья, представляющая собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. В настоящее время в нашей стране преобладают простые семьи, имеющие детей или без них. Сложные же семьи, состоящие из двух или более супружеских пар, составляют 4,3 % от всех семей в странах СНГ. 

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:

1) вступление в брак – образование семьи;

2) начало деторождения – рождение первого ребенка;

3) окончание деторождения – рождение последнего ребенка;

4) вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;

5) прекращение существования семьи – смерть одного из супругов.

Тип семьи определяется по следующим признакам:

– социально-классовый признак (например: семья рабочего, семья представителя бизнеса);

– по типу населения (городская, сельская);

– по национальному признаку (однонациональная, многонациональная);

– по времени существования;

– по количеству членов семьи;

Кроме того выделяются типы семьи по особым условиям семейной жизни, например студенческая семья, семья артистов и т.д. 

Союз мужчины и женщины должен удовлетворять не только биологические потребности, но и потребности эмоциональные, моральные и интеллектуальные. 

Лучшим возрастом для вступления в брак считается возраст от 20 до 24 лет. Прежде чем вступить в брак, нужно оценить общность жизненных интересов, уровень развития, серьезность намерений и глубину уважения и любви друг к другу. Необходимо начинать вырабатывать качества бережного отношения друг к другу еще до брака, в период знакомства.   [1] 

Только на такой основе можно построить нормальную семейную жизнь.

Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния.
Основным документом семейного законодательства является Семейный кодекс Российской Федерации.

Семейное законодательство устанавливает  условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признание его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.[5]

1.1 Семейные отношения

Семейные отношения имеют большое значение для здоровья людей. Благоприятный морально-психологический климат семьи положительно сказывается на здоровье ее членов. Статистика свидетельствует, что в таких семьях люди меньше болеют и дольше живут. 

В общем случае для обеспечения совместимости с другими людьми у человека должны быть три основных качества характера: способность критически относиться к себе, терпимость и доверие к другим.

Функции семьи и их взаимосвязь

Семья осуществляет ряд функции как общественного, так и
индивидуального характера. Я их назову:

 

Сфера семейной деятельности

Общественные функции

Индивидуальные функции

 

Репродуктивная

Биологическое воспроизводство общества

Удовлетворение потребности в детях

 

Воспитательная

Социализация молодого поколения

Удовлетворение потребности в родительстве.

 

Хозяйственно-бытовая

Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми

Получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других

 

Экономическая

Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособные членов общества

Получение материальных средств одними членами семьи от других

 

Сфера первичного социального контроля

Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах, ответственность и обязательства родителей перед детьми

Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за нарушение социальных норм в общественной жизни и семейных отношениях

 

Сфера духовного общения

Развитие личности членов семьи

Духовное взаимообогащение членов семьи

 

Социально-статусная

Предоставление социального статуса членам семьи. Воспроизводство социальной структуры

Удовлетворение потребности в социальном продвижении

 

Досуговая

Организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга

Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга

 

Эмоциональная

Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия

Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребности в личном счастье и любви

 

Сексуальная

Сексуальный контроль

Удовлетворение сексуальных потребностей

 
       

В полноценной нормальной семье все эти функции взаимосвязаны между собой.

2. Современная демографическая ситуация. Кризис семьи

Демографическая ситуация – самая острая проблема современной России.  Для решения этой проблемы предложено следующее:

1) снижение смертности за счёт

– усиление контроля безопасности дорожного движения;

– пресечение ввоза в страну суррогатной алкогольной продукции;

– выявление, профилактика и лечение сердечно-сосудистых

заболеваний

2) осуществление эффективной миграционной политики за счёт:

– привлечение из-за рубежа наших соотечественников, лучше, если это будут квалифицированные, образованные и законопослушные граждане;

3) повышение рождаемости за счёт:

– увеличение размера денежных пособий матерям до достижения ребёнком возраста до полутора лет, причём размер пособия увеличивается при увеличении числа детей;

– компенсация затрат на детское дошкольное воспитание, причём также, как и в первом случае размер компенсации увеличивается при увеличении числа детей;

– материальная поддержка семей, берущих на воспитание детей-сирот;

– увеличение стоимости родовых сертификатов;

– выплата единовременного пособия матерям.

Для реализации всего вышесказанного потребуется большая работа и большие деньги.  В современных условиях все заметнее становится кризис семьи как социального института общества, пути выхода из которого пока неясны. Кризис выражается в том, что семья все хуже реализует свои основные функции: организацию супружеской жизни, рождение и воспитание детей, воспроизводство населения и рабочей силы. Причины такого кризиса имеют общий характер для всех индустриальных государств, есть порождением индустриальной цивилизации. 

Семья особо чувствительна ко всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба, например безработице, росту цен и т. д.

zzПомимо падения рождаемости отмечается и такой негативный: факт в институте семьи, как увеличение числа разводов. Рассматриваются отрицательные последствия разводов: ухудшение воспитания детей, увеличение случаев их психических заболеваний, алкоголизм родителей, разрушение кровнородственных связей, ухудшение материального положения, дисгармония воспроизводства населения.[3]

2.1 Практическая часть

Социологи отмечают, что в современном обществе большинство молодёжи вступает в брак, не обдумав своё решение настолько серьёзно, насколько требует данный вопрос. Многие считают, что, получив паспорт, могут считать себя взрослыми и жить по своим правилам и принципам, не зависимо от родителей. Мало того, что часть из них вступает в брак, не достигнув совершеннолетия, но и без согласия родителей. Прожив некоторое время, молодые семьи разводятся. 

Практическая часть моей работы состояла в проведении социологического исследованиянатемубракаисемьи. 

В процессе исследования мне предстояло решить следующие задачи:

1. Выяснить главную причину вступления в брак;

2. Исследовать специфику отношения к браку со стороны девушек и парней;

3. Выяснить причины расторжения браков.

Z Объектом моего исследования являлись учащиеся 10- 11-х классов  МОУ Лицей, а так же жители города Черногорска в возрасте от 14 до 17 лет. Общее число респондентов составило 60 человек.

Предметом моего исследования являлось отношение учащихся старших классов к браку. 

 Мною была разработана анкета с возможными вариантами ответов. 

Образец анкеты, а также результаты анализа проведенного социологического исследования, для удобства восприятия, оформленные в виде диаграмм, представлены в приложении. 

Итак, результаты опроса показали, что число положительно относящихся к браку составляет 90% от числа всех респондентов. Остальные 10% пока не задумывались об этом. Хорошим результатом является то,  что отрицательно относящихся к браку, среди опрошенных – не было, по этому поводу можно сделать ряд выводов. 

На вопрос об отношении к браку с партнерами других национальностей мнение разделилось следующим образом: 37% опрошенных ответили, что это их не интересует, а 55% ответили, что для них это не главное. Остальные опрошенные (а именно 8%) затруднились ответить. Причина, как я считаю, в том, что многие еще не задумывались и не разговаривали с родителями на эту тему. 

Главной причиной вступления в брак 81% опрошенных считает любовь 

Очень интересный ответ я получила на 4-й вопрос: «Когда вы встретили свою первую любовь». При этом 42% ответили, что в школе, 45% опрошенных еще не встретили свою любовь.

Ни один из числа опрошенных не состоит в браке. Это не говорит о том, что они не нашли подходящую кандидатуру, а просто большинство считают необходимым сначала доучиться в школе, затем продолжить образование дальше, а уже потом вступать в брак.

Данное социологическое исследование показывает, что подходящий для большинства опрошенных брачный возраст составляет 20-30 лет, так ответило 83% девушек и 87% парней, но было и исключение – 13,3% юношей ответили – от 30 лет и старше. 

Для большинства опрошенных юношей социальное положение девушки их не интересует, так ответили 50%, но вот девушки к этому вопросу относятся по- другому, социальное положение не интересует всего лишь 30% из числа опрошенных девушек; 50% девушек ответили, что может это и лучше, но вообще нет. Никто из девушек не ответил, что для них имеет значение социальное положение парней; в отличие от юношей, из которых так ответили 27%.

Главой семьи, по мнению девушек, должны быть оба, так ответили 67% опрошенных, юноши придерживаются другой точки зрения – они считают, что главой семьи должен быть муж, так ответило 67%. Заметим, что никто из респондентов не считает, что главой семьи должна быть женщина. Главной причиной развода, по мнению респондентов, является измена, так ответило 42% опрошенных. 

Зарабатывать деньги, по мнению девушек, должны оба, так считают 83%. Юноши (60%) придерживаются мнения, что деньги должен зарабатывать мужчина. Заметим, что никто из респондентов не считает, что деньги должна зарабатывать женщина.

Среди опрошенных 89% считают, что самый приемлемый возраст для вступления в брак 20-30 лет, и всего лишь незначительная часть (8%) считают самым приемлемым возраст от 30 лет и старше. Положительно то, что всего 3% указали для этого возраст от 16-20 лет. 

К браку в раннем возрасте молодежь относится по-разному: 29% считают, что это нормально, 23% считают, что ранние браки не долгосрочны, 28% относятся отрицательно, остальные (20%) затруднились ответить.  (приложение 1)

Заключение

zzГлавной задачей моего исследования было выяснить причины, по которым молодежь вступает в брак в раннем возрасте, и по каким причинам, как считает молодежь, происходят частые разводы. 

Из опрошенных учащихся большинство относятся к браку со всей серьёзностью. Практически все респонденты единогласно назвали главную причины частых разводов – не сходство характеров, супружеская неверность, несходство характеров, отсутствие детей, насилие, исходящее от одного из супругов, вмешательство родственников одного из супругов, злоупотребление спиртными напитками одного из супругов.

Данные по разводам подтверждает официальная статистика, которую даёт ЗАГС  г. Черногорска. За последние три года (2007-2010 г)  было разведено 1188 пар, а заключили брат – 1957 пар.(приложение 2). Демографическая ситуация в городе за 2009 год рождаемость превысила смертность, а в 20010 наоборот смертность превысила рождаемость. (приложение 3) 

В заключение, я хотела бы сказать, почему я выбрала именно эту тему. Семья и брак – это вечная тема, также как и тема взаимоотношений Мужчины и Женщины, также как и тема Любви. Понятие семьи актуально во все времена. И кто бы что-то там – то ни говорил, что можно обойтись без семьи – я не согласна с этим утверждением.

Семья нужна. Для счастья, нравственного и физического здоровья человека. С семьёй связаны дорогие и близкие сердцу понятия, как Добро, Уют, Дом, Мать. Семья даёт опору чувствам, мечтам, надеждам, помогает осуществлению жизненных планов. Она готовит человека к жизни в обществе, учит трудиться, творить, любить своё дело, доводить до конца задуманное. Семья нужна не только человеку, но и обществу. Она способствует совершенствованию общественных отношений, воспитанию подрастающего поколения .

Список литературы

  • Мужское и женское. Исследования полового вопроса в изменяющемся мире. М., РОССПЭН, 2004, с. 174—188стр. [1]
  • Гребенников И. В. Основы семейной жизни: Учебн. пособие. М. : Просвещение, 1991.45-49.стр [2]
  • Добрынина О. А. Проблема формирования благоприятного социально-психологического климата семьи (на примере рабочих-металлургов): Дисс. … канд. психол. наук. Новокузнецк, 1992. 78-81стр. [3]
  • Торохтий В. С. Психологическое здоровье семьи и пути его изучения долголетие // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1996. № 3. С. 36 — 44стр. [4]
  • Шнейдер Л. Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер. — Изд. 3-е. М.: Академический Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2007. 67-71стр. [5]
Автор статьи

Наталья Николаевна Чувелева

Эксперт по предмету «Социология»

преподавательский стаж — 20 лет

Задать вопрос автору статьи

Семья как объект и предмет социологического анализа

Важнейшей составной частью становления социологии семьи является развитие ее научной базы, поиск ключевых теоретико-методологических принципов, на которых основывается социология. Данный процесс включает следующие направления:

  • выявление содержания и сущности социологии семьи как части общей социологии;
  • формирование и развитие представлений об объекте и предмете социологии семьи;
  • интерпретация структуры и уровней социологического знания о семье;
  • упорядочение представлений о понятиях и категориях социологии семьи;
  • выявление методологических путей развития социологии семьи, сравнение их преимуществ и достоинств, определение их соответствия реальным потребностям развития общества и науки.

Вопрос об объекте и предмете социологии семьи выступает важнейшим компонентом теоретической социологии.

Объект социологического анализа – социальная реальность, представляющая действительность социального мира, присутствующие в действительности социальные процессы и явления, а также действительность, сформированную человеком на основе изменений природы и включение ее качеств и свойств в содержательное социальное функционирование.

Предмет социологического анализа – воспроизведенная на абстрактном уровне эмпирическая реальность, полученная вследствие обнаружения наиболее важных, с точки зрения практики, отношений и закономерных связей этой реальности.

Замечание 1

Специфика социального анализа состоит в том, что в качестве объекта рассматривается деятельность самих субъектов познания. Люди одновременно выступают в качестве и субъектов, и реальных действующих лиц.

Объектом познания может выступать взаимодействие между субъектом и объектом познания. В самом объекте социального анализа присутствует его субъект.

«Социологический анализ семьи» 👇

В настоящее время существуют различные подходы в определении того, какие категории и понятия отражают содержание предмета социологического анализа:

  • социальное действие как форма проявления социальной жизни;
  • исторически определенные социальные системы, а также механизм их проявления;
  • действительное поведение людей, их сознательная деятельность;
  • социальные отношения и социальные общности и т.д.

Объективистская и субъективистская парадигмы семьи

Семья, с точки зрения объективистской парадигмы, рассматривается как объективная реальность, существующая сама по себе и не выводящаяся из свойств и качеств, присутствующих в обществе субъектов, а также развивающаяся по своим собственным законам.

Определение 1

Семья – социальная макроструктура, которая существует объективно и независимо от других индивидов, как результат прошлых действий людей, отделенный от них самих во времени. Это институциональный, социетальный уровень изучения семьи как социальной системы.

Согласно субъективистской парадигме, семья – это субъектно-поведенческая, социально-групповая структура, ее существование является взаимодействием между индивидами, входящими в данную группу. Ценностные установки участников, их интересы, особенности взаимодействия, специфика поведения предопределяют тип семьи. Поэтому основным объектом изучения являются субъекты социального действия.

В рамках субъективной парадигмы основное внимание направлено на изучение семьи как совокупности входящих в ее состав индивидов, основным объектом исследования выступают социальное поведение, сфера межличностных взаимодействий, повседневная деятельность индивидов, процессы социальной коммуникации, социальный статус человека и др. Это микросоциологический подход изучения семьи, направленный на рассмотрение каждого отдельного индивида.

В соответствии с социетальным и микросоциологическим подходами в социологии семья рассматривается как:

  • специфический тип социальных связей, социальная структура, осуществляющая определенные функции по отношению к индивидам и обществу в целом;
  • продукт исторического развития специфической формы деятельности;
  • психологически устойчивый продукт обмена деятельностью.

Социологический анализ семьи

Социологический подход к изучению семьи требует ее многомерного анализа в качестве независимой подсистемы общества, в единстве ее динамических и структурных характеристик.

Он включает: анализ семьи как социального института – изучение семьи в социетальном срезе; структурно-статусный анализ семьи как малой группы; анализ динамики социокультурных изменений на уровне совокупности разных семей и психосоциальной динамики семьи как малой группы.

Семья по линии социальной структуры рассматривается как институциональная подсистема общества, вступающая во взаимодействия с социальными институтами и обществом. На таком уровне фиксируются: социальные функции семьи, ее место в иерархии социума.

По линии социальной организации семья изучается в стратификационной структуре общества как источник социальной принадлежности в системе социальных ролей и статусов.

Анализ динамики изменений семьи позволяет сочетать внутрисемейные межличностные трансформации и перемены в семейной жизнедеятельности (трансляция семейных ценностей, опыта, норм, традиций, межпоколенная преемственность и др.), помогает подчеркнуть ценностно-смысловые аспекты передачи семейного опыта, межличностную и социокультурную символику происходящих изменений и совершающихся действий.

Обозначение предмета социологии семьи с помощью категорий «малая социальная группа» и «социальный институт» позволяет соединить макро- и микроуровни анализа семьи, когда учитывается социальное действие, социальный процесс и общие формы социальной организации.

Изучение семьи как малой социальной группы сконцентрировано на закономерностях функционирования, становления, распада семьи как автономной целостности, взаимосвязь общества и личности рассматривается на уровне межличностных, первичных отношений.

Изучение семьи как социального института показывает значение семьи в социальной перспективе во взаимоотношениях с иными социальными институтами и с социальными процессами развития и изменения.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Добавить комментарий