Часто, утомившись на работе или проведя целый день в компании друзей, мы говорим: «Ох, как я устал(а) от людей! Хочется уединиться…» И это совершенно нормальное желание каждого человека, ведь преизбыток социальных контактов ведет именно к этому. Однако не стоит забывать, что именно общение, вербальные и невербальные взаимодействия являются одним из важнейших «строительных материалов» нашей личности.
На нашем бесплатном курсе «Психология личности» мы приводим несколько определений этого понятия, наиболее распространенное и емкое из которых следующее: «Личность – это человек, обладающий определенным набором психологических свойств, на которых основываются его поступки, имеющие значение для общества; внутреннее отличие одного человека от других». Из этого определения совершенно очевидным становится, что внешнее проявление человека – это его поступки. Именно по ним мы можем понять, что собой представляет человек. И, конечно, каждый человек в конкретной ситуации ведет себя способом, присущим только ему.
Однако возможно ли понять хотя бы небольшую долю внутреннего мира человека, набор хотя бы некоторых его психологических черт, исходя из того, как он выглядит, говорит, ведет себя на публике, т.е. не взаимодействуя с ним тесно? Положительный ответ на данный вопрос дает такое направление психологии как профайлинг.
Профайлинг – это комплекс социально-психологических методик по диагностике личностных особенностей, скрываемых мотивов и оценке информации, основанной на невербальном, вербальном и субвербальном проявлении субъекта. Помимо этого, задачей профайлинга является прогнозирование сценариев развития ситуаций и отношений, поступков и общения личности [М. Арпентьева, 2016]. А понятие, тесно граничащее с профайлингом, – социально-психологический портрет личности.
Почему важно уметь составлять социально-психологический портрет личности? Можно ли научиться этому? Какова его структура? Чуть ниже обсудим именно эти вопросы.
Зачем вообще разбираться в других людях?
Довольно логичный вопрос, не так ли? Живем себе спокойно, пытаемся разобраться в себе, а тут еще и других изучай! Тем не менее уверяем вас: навык этот вам пригодится, и вот в чем здесь дело…
Общество – это социальная оболочка, в которую мы попадаем сразу после тела. Коммуникации составляют базу любого общества, ведь неслучайно у слов «общество» и «общение» одинаковый корень. Но общение – это тоже навык, которому нужно учиться, чтобы достигать эффективного взаимодействия, полезного для всех участников. Профайлинг как раз помогает узнать о личности как можно больше, распознать выгоды и угрозы, преимущества и риски, приносимые в результате данного взаимодействия. А составление социально-психологического портрета – первая ступень разбора личности.
Существует точка зрения, согласно которой невозможно составить социально-психологический портрет личности, основываясь только на коротком взаимодействии. Ильдар Зинуров, писатель и коуч, практикующий психолог современности, придерживается именно такой позиции и утверждает, что видеоролики с изучаемой знаменитой личностью, проезд в лифте каждое утро с соседом или лекции с преподавателем в вузе не могут служить полноценной базой для составления психологических портретов этих людей [И. Зинуров, 2019]. И безусловно, профайлинг – это не чудодейственная методика, помогающая прочитать человека за пару минут.
На самом деле это целая наука и, возможно, даже особенность отдельно взятой личности. Известно, что человек рождается с таким качеством как эмпатия (способность понять и уловить состояние другого человека, его эмоции и настроение), а это одно из основополагающих качеств любого профайлера. Кстати, часто профайлинг используется в сфере криминологии при расследовании преступлений, при составлении психологических портретов преступников.
Приведем примеры самых знаменитых профайлеров из истории криминологии:
- Роберт Ресслер. Или, как его еще называют, Шерлок Холмс 20 века. Ресслер был агентом ФБР, параллельно читал лекции по криминологии и написал несколько книг по психологии преступлений. В его работах можно увидеть множество описаний портретов убийц, насильников и других преступников. Образ Ресслера послужил прототипом персонажа Джека Кроуфорда в фильме «Молчание ягнят».
- Пол Экман. Профессор Калифорнийского университета в Сан-Франциско, один из самых известных американских психологов, Пол Экман является специалистом в сфере распознания лжи, а также классификации человеческих эмоций. Именно данная сфера научных исследований и интересов, безусловно, не оставляет в стороне и такие организации как ФБР, ЦРУ, крупные корпорации, в том числе анимационные студии Pixar и Industrial Light and Magic. Возможно, вы даже смотрели популярный сериал «Обмани меня», консультантом которого выступал ученый.
- Джо Наварро. Американский автор кубинского происхождения, также какое-то время являвшийся агентом ФБР. Наварро написал несколько книг по невербальному общению, главным образом специализируясь непосредственно на том, что стоит за словами говорящего. Будучи публичным оратором, Наварро консультирует людей, учит замечать то, что обычно не говорится, «читать» окружающих по языку тела.
Как видно, знания из области профайлинга помогают не только приобретать полезные навыки, связанные с коммуникациями, но и добиваться карьерного успеха. Зачастую корпорации приглашают профайлеров на собеседования, чтобы отобрать подходящего кандидата на вакансию, а государственные органы безопасности и вовсе охотятся на профессиональных профайлеров, дабы расследовать преступления с большей эффективностью. Поэтому умение составлять социально-психологический портрет личности как одно из ключевых направлений профайлинга может понадобиться вам в самых разных ситуациях [Ж. Ризабекова, 2020].
С биографиями и научными работами вышеуказанных авторов вы можете ознакомиться поближе сами, а мы поделимся с вами тем, из чего состоит социально-психологический портрет личности.
Структура социально-психологического портрета личности
Прежде чем разобраться в составляющих социально-психологического портрета личности, ответим на вопрос: «А что же это вообще такое?» Определение данного феномена следующее: комплексная психологическая оценка личности с пояснением к набору ее внутренних характеристик, а также потенциальных поступков в значимых ситуациях. Одной из важнейших характеристик является ее устойчивость, приводящая к последовательности действий, а также их предсказуемости [Л. Копырина, 2016].
Теперь можно более подробно поговорить о компонентах социально-психологического портрета человека. Всего в структуру портрета включается от 5 до 8 составляющих. Перечислим их и раскроем сущность самых главных.
Темперамент
Пожалуй, базовая вещь при составлении социально-психологического портрета личности. Темперамент – это своеобразная биологическая (определенная в результате врожденных качеств) настройка человека, проявляющаяся в наборе индивидуальных свойств психики, формирующих в совокупности определенный тип темперамента.
Многие врачи, ученые (Гиппократ, Гален, Э. Кречмер, У Шелдон, И. Павлов и т.д.) выдвигали различные теории относительно того, по каким критериям следует различать те или иные типы темперамента – от преобладающего «сока организма» (кровь, флегма, желчь, черная желчь) до особенностей протекания нервных процессов. Сегодня же научному психологическому миру известны четыре основных типа темперамента:
- сангвиник;
- холерик;
- флегматик;
- меланхолик.
Как отличить сангвиника от флегматика? Коротко опишем каждый из типов:
- Сангвиник. Активный человек с живой мимикой, энергичными движениями, с энтузиазмом вовлекающийся в новые процессы, умеющий посмеяться от души и передающий весь эмоциональный спектр на лице. Сангвиники работоспособны, находчивы, разговаривают в обычном или быстром темпе, могут не замечать слабых раздражителей (слабого света, тихого звука и т.п.), не склонны к однообразному настроению, по большей части экстравертивны.
- Холерик. Наиболее взрывной тип темперамента, нетерпеливый, несдержанный и в то же время довольно инертный, менее гибкий, нежели сангвиник. Холерик довольно упрямый, настойчивый, доказывает свою позицию вопреки контраргументам. Переключение внимания с одного вида деятельности на другой для холерика не так просто. В большей мере экстраверт нежели интроверт.
- Флегматик. Пассивный человек с небогатой мимикой и скудной жестикуляцией. Эмоциональная палитра флегматика не так красочна и разнообразна – его в целом не так просто побудить к проявлению чувств – налицо (и на лице) спокойствие и невозмутимость. Речь не отличается высокой скоростью. Переключение с одного вида работы на другой довольно затруднительно, тем не менее при погружении в работу флегматик показывает работоспособность и глубину. Терпеливость, усидчивость, самообладание, наличие инравертивности – все это свойственно флегматику.
- Меланхолик. Наибольший интроверт из всех типов темперамента. Самый ранимый и обидчивый, плаксивый и неуверенный в себе. Такому человеку не свойственна работоспособность, ему нужна поддержка и постоянная стимуляция. Меланхолик не располагает большим запасом энергии. Тихий голос, скованные и неуверенные движения, скудное эмоциональное оформление событий – вот такой портрет у меланхолика [Я. Стреляу, 1982].
Заметим, что нет людей с каким-то одним ярко выраженным типом темперамента – как правило, у людей бывает доминирующий тип, а все остальные (или некоторые) присутствуют в меньшей мере. Подумайте, какой тип темперамента выражен более всего у вас, и обязательно делитесь в комментариях, какие плюсы и минусы вы в нем находите.
Итак, определение типа темперамента – первый шаг на пути составления социально-психологического портрета личности. Далее поговорим о не менее важных пунктах.
Интеллект
Или, по-другому, способности (хотя в некоторых источниках данные понятия презентуются, как две разные компоненты социально-психологического портрета). Многие утверждают, что человек рождается с набором способностей, указывая на генетический способ получения интеллекта. Однако мы призываем вас не поддаваться на подобные провокации – человек рождается с задатками, и, только живя в обществе, он может превратить свои задатки в способности. Каким образом? Думаем, что и вы сами уже догадались… Конечно, развиваясь и работая над собой.
Таким образом, способности – это свойства личности, с развитием которых человек может добиться успеха при выполнении какой-либо деятельности. Они подразделяются на:
- общие (помогающие в любой деятельности, к примеру, развитая фантазия, хорошая зрительная память, умение подмечать мелочи и т.д.);
- специальные (помогающие в определенной сфере, к примеру, математические, физические, художественные и т.д.)
Интеллектуального человека не так просто подметить, а вот глупость всегда бывает видна, поэтому старайтесь искоренять любые ее проявления. Интеллект же определим как эффективность абсолютно любых реакций. Среди некоторых характеристик, свойственных интеллектуальному человеку, выделим следующие: любознательность, открытость к новым (зачастую нестандартным) знаниям, трудолюбие, развитый самоконтроль, наличие стратегического мышления, умение видеть связи и проводить параллели, адаптивность и т.д.
Сегодня создан ряд тестов, помогающих определить уровень интеллекта, тем не менее при встрече человека у нас не бывает возможности протестировать его. А вот заметить в работе указанные характеристики может быть более просто и порой эффективно.
Теперь перейдем к следующему пункту.
Характер
Описывая и составляя социально-психологический портрет, невозможно обойти стороной его такой принципиальный компонент как характер, представляющий собой совокупность психических свойств человека, проявляющихся в его поведении [В. Лукашевич, Е. Пронина, 2001]. Приведем основные типы характера, выделяемые в психологической науке:
- Гипертимный – активный, подвижный тип с постоянным желанием общения, развлечений, не переносящий одиночество и монотонность.
- Циклоидный – наиболее подверженный изменчивости настроения – от депрессии до вдохновленной работоспособности.
- Астено-невротический – постоянная усталость, желание отдохнуть наряду с постоянной интроспекцией и импульсивностью.
- Сенситивный – чувствительный, добродушный и отзывчивый, пытается услужить другим людям из-за чего они начинают им пользоваться.
- Психастенический – внимательное отслеживание жизненных событий и состояний, скрупулезность и повышенные требования к себе, отсюда самокритичность, но и надежность в отношениях с другими людьми.
- Шизоидный – закрытость, отрешенность от мира, низкий уровень эмпатии, необщительность, концентрация на любимом деле.
- Эпилептоидный – взрывной, импульсивный, гневный человек с постоянным намерением контроля.
- Истероидный – желание быть в центре внимания и событий, демонстрация превосходства, избыточная инициативность, активность и коммуникабельность.
- Неустойчивый – нетерпение контроля, отсутствие системности, непредсказуемость поведения, неупорядоченность, в какой-то степени асоциальность.
- Конформный – потребность в коллективе и социуме, с которым он сливается и не выделяется, и таким образом может добиться карьерных высот; не создает конфликтов, адаптируется к разным ситуациям.
- Лабильный – зависимость настроения от слов посторонних людей, похвала окрыляет и вдохновляет, а критика демотивирует и расстраивает [В. Степанова, 2017].
Указанные типы называются акцентуациями характера, что означает превалирование описанных качеств. Так же, как и с темпераментом, невозможно встретить личность исключительно с истероидным или другим типом характера; конечно же, они рассматриваются в сочетании с доминированием одной акцентуации.
Более подробно познакомиться с описаниями данных типов можно в видеоролике ниже:
А мы переходим к следующему компоненту психологического портрета.
Направленность
Формализуя направленность личности, следует указать, прежде всего, на мотивы, побуждающие ее к изменениям. Направленность, как можно заметить, не является стабильной и склонна к изменениям ввиду возраста, переоценки ситуаций, смены идеалов и даже мировоззрения.
Направленность личности также состоит из следующих компонентов:
- влечение – неосознанный мотив, зарождающееся желание с недостаточно четкой потребностью;
- желание – осознанная потребность в каком-то явлении, но недостаточная для побуждения к действию;
- стремление – мотив к достижению желаемого результата, выраженный в форме мечты, страсти, идеала и достаточный для активизации действий;
- интерес – мотив к познанию какого-то явления на базе положительного эмоционального фона;
- установка – неосознаваемая готовность личности воспринимать мир и реагировать на его явления под определенным углом;
- склонность – мотив, при котором личность испытывает выраженную потребность по реализации определенной деятельности;
- намерение – мотив, при котором человек не только предвосхищает результат, но и осознает и понимает средства его достижения;
- мировоззрение — совокупность общих представлений человека о мире, своем месте в этом мире, возможностях и способах воплощениях этих возможностей в действительность;
- убеждение – взгляд личности на какое-то явление, задающий направление ее поступкам.
Глядя на указанный список, можно заключить, что направленность личности – это исключительно ее мотивационная сфера, т.е. все то, что двигает человеком и побуждает его к действиям. Здесь также следует осознавать, что мы говорим о личной направленности, но при этом не стоит забывать и о существовании деловой направленности (мотивы, двигающие поведение группы, нацеленной на достижение определенного результата) [И. Шупейко, 2008].
Рассмотрим следующую составляющую социально-психологического портрета личности.
Чувства и эмоции
Невозможно понять, что из себя психологически представляет человек, если мы не понимаем его чувств. В состав данного структурного элемента социально-психологического портрета входят несколько позиций. Опишем каждую из них:
- Эмоции. Мгновенные реакции человека, возникающие в результате внешних и внутренних раздражителей. Эмоции относят к базовым реакциям (восторг, страх, удивление, разочарование, стыд и т.д.) Одним из признаков зрелой личности является умение контролировать свои эмоции, скрывать их в нужный момент (а профайлеры учатся распознавать даже такие скрытые эмоции, в чем зачастую и состоит большая сложность), выводить на новый уровень и развивать эмоциональный интеллект [А. Таежная, 2018].
- Чувства. Отношение человека к окружающему миру, событиям, людям. Чувство – это более комплексное понятие, базирующееся на эмоциях. К примеру, если мы на протяжении долгого периода испытываем положительные эмоции к кошке, появившейся во дворе месяц назад и живущей за счет того, что мы ее подкармливаем, то, вероятно, к ней может возникнуть более глубокое чувство, и возможно, мы даже заберем ее домой. Т.е. чувства также толкают нас на конкретные поступки.
- Настроение. Длительное влияние эмоций на личность, вытекающее в продолжительное психологическое состояние. Палитра настроения может меняться и в результате краткосрочных раздражителей, однако его главная характеристика – это продолжительность действия.
- Аффект. Краткосрочное эмоциональное состояние человека, характеризующееся крайним его выражением и вызванное сильным внешним раздражителем. В состоянии аффекта личность теряет самообладание, эмоции берут верх, зачастую проявляет агрессию, гнев, в некоторых случаях даже рукоприкладство. Следует категорически избегать ситуаций с аффектами, т.к. они вредны как для самой личности, так и для ее окружения.
- Стресс. Реакция организма на отрицательное воздействие окружающей среды. При таком состоянии мы теряем силы по борьбе с негативными раздражителями, эмоциональное спокойствие также покидает нас. Люди, справляющиеся со стрессом лучше остальных, обладают стрессоустойчивостью, что помогает им во взаимодействии с различными социальными группами [Znaika TV, 2017].
Рассмотренные пять пунктов составляют собирательное понятие чувств и эмоций. Отслеживание эмоций – процесс всегда непростой, потому что мы сами также склонны к переживанию чувств. Соответственно, настоящий профайлер старается быть максимально беспристрастным и объективным, чтобы не ошибиться при составлении психологического портрета того или иного человека.
Итак, резюмируя весь вышеизложенный материал, выделим главные компоненты структуры социально-психологического портрета личности еще раз:
- Темперамент
- Характер
- Интеллект (способности).
- Направленность личности.
- Чувства и эмоции [Х. Исраилова, 2018].
На основе данной структуры можно составлять портрет любого человека. Главное быть внимательным при выборе тех или иных позиций рассмотренных элементов, а также подтверждать свои выводы реальными доказательствами, быть уверенным в своей аргументации.
Кстати, наша онлайн-программа «Профайлинг», включающая множество полезных материалов, интерактивные упражнения, позволит вам за 5 недель овладеть навыком «чтения» людей. Вы сможете понимать их скрытые мотивы, анализировать жесты и мимику и, конечно, более успешно составлять социально-психологический портрет любого человека.
Бонус напоследок
В заключении приведем пример социально-психологического портрета конфликтной личности. Почему именно конфликтной? Потому что каждый эмоционально здоровый человек пытается избегать конфликтов, не ссориться и не ругаться по пустякам, а одним из действенных методов на этом пути является избегание конфликтных личностей. Поэтому давайте составим ее портрет, чтобы знать врага в лицо и быть на шаг вперед.
В психологической практике выделяется довольно широкий спектр конфликтных личностей, отличающихся друг от друга рядом признаков. Если вам интересно узнать об этой теме более подробно, советуем вам прочитать статью «Психологическая характеристика портрета конфликтной личности». Мы же опишем один из наиболее распространенных типов нарушителей спокойствия – жалобщиков.
Определяя тип темперамента жалобщика, безусловно, следует обращать внимание на индивидуальные особенности человека, однако зачастую это бывают холерики, гневающиеся на какие-то явления, например, поведение коллеги, условия труда, иерархию отношений и т.д.
В силу неустойчивого типа характера, такие люди иногда жалуются по причине эмоционального всплеска, т.к. они подвержены аффектам или дурному настроению. При этом интеллект такой личности может быть довольно развитым, за исключением того момента, что им сложно контролировать свои эмоции. Направленность личности жалобщика может иметь под собой положительную мотивацию – стремление к лучшим переменам, желание восстановить справедливость. Однако все данные мотивы могут быть выстроены на субъективных взглядах.
Вот такой короткий социально-психологический портрет может быть составлен на примере отдельно взятой личности. Надеемся, что портреты, составленные вами, будут более информативными, точными и развернутыми.
Желаем удачи и предлагаем пройти небольшой тест на проверку знаний, чтобы лучше закрепить материал:
Особое
место в социальной структуре общества
занимает человек. Он является основным,
первичным элементом этой структуры.
Без него нет и не может быть ни социальных
связей, ни социальных действий, ни
социальных отношений, ни социальных
институтов и организаций, ни социальных
общностей и групп. Человек одновременно
и субъект, и объект всех общественных
отношений.
В
обыденном сознании чаще всего такие
понятия, как «человек», «индивид»,
«индивидуальность», «личность»,
отождествляются. В социологии же, при
всей своей близости и взаимосвязи, они
четко разграничиваются. «Человек» –
это характеристика, подчеркивающая
принадлежность к такой исторически
развивающейся общности как человеческий
род, человечество. В этом смысле человек
– продукт природы, представитель особого
биологического рода. Понятие «индивид»
характеризует единичного, конкретного
представителя этого рода. Уникальность,
неповторимость индивида обозначается
категорией «индивидуальность».
Для
социологии важнейшее значение имеет
такая характеристика, как «личность»,
поскольку ее интересует человек не как
продукт природы, а как продукт общества.
Личность – это социальная характеристика
человека, отражающая воплощение в нем
системы социально значимых черт и
качеств данного общества. Другими
словами, личность – это типичный
представитель большой социальной группы
людей, носитель присущих этой группе
норм, традиций, ценностей, интересов,
отношений.
Личность
как субъект социальных отношений
характеризуется известной автономностью,
определенной степенью независимости
от общества, способностью противопоставить
себя обществу. Помимо этого личность
характеризуют такие показатели, как
самосознание, понимаемое как осознание
человеком себя как себя
в отличие от иного, т.е. других субъектов
и мира вообще,
самоанализ, самооценка и самоконтроль,
понимаемый как ответственность за свои
поступки.
Самосознание,
понимаемое как осознание личностью
своего «Я», трансформируется в жизненную
позицию личности, основу которой
составляют ценностные ориентации:
мировоззрение, социальные ценности,
идеалы, социальные нормы. Следует
отметить, что именно ценностные ориентации
составляют ядро личности. Система
ценностей биологически не наследуется:
она отсутствует у животных, практически
отсутствует у маленьких детей. Ценностные
ориентации передаются от родителей,
учителей, окружения ребенка и формируются
в систему ценностей человека, начиная
с детства.
Таким
образом, личность – это относительно
поздний продукт социального развития
человека. Это особое качество, приобретаемое
индивидом благодаря общественным
отношениям. То есть личностью не
рождается, ею становятся. Особенность
человека как представителя биологического
рода заключается в том, что в нем от
рождения запрограммирована возможность
превращения в личность. Однако эта
возможность не абсолютна. Изоляция
ребенка в силу различных причин в раннем
детстве от общества не будет препятствовать
его развитию как биологического существа.
Однако в социальном плане это будет
означать его гибель, поскольку
нереализованные в раннем детстве
возможности постепенно безвозвратно
утрачиваются.
Многомерная,
сложноорганизованная природа человека,
широта и многообразие его социальных
связей и отношений предопределяют
множество теоретических подходов в
понимании и объяснении этого феномена,
множество различных моделей и образов
человека в современной социологии.
Одной
из таких концепций является психодинамическая
теория личности 3. Фрейда (1856-1939). В основе
этой теории лежит идея о том, что личность
образуется тремя структурными
компонентами: ид (оно), эго (я) и суперэго
(сверх-Я). Сфера ид составляет инстинктивное
ядро личности. Мощные инстинкты,
находящиеся в сфере ид, требуют своей
реализации и определяют (прямо или
косвенно) поведение личности. Сфера эго
составляет рациональную часть личности,
т.е. сферу сознания, которое находится
в постоянном взаимодействии со сферой
ид, пытаясь предотвратить опасные,
дезадаптивные проявления двух базовых
инстинктов – сексуальный инстинкт,
трактуемый как инстинкт жизни, и
деструктивный, разрушительный инстинкт,
трактуемый как инстинкт смерти. Сфера
суперэго представляет собой сферу
морального «Я» личности и включает в
себя систему норм, ценностей, этических
представлений, вытекающих из требований
общества. Эта сфера является важнейшим
компонентом развивающейся личности и
формируется в процессе ее социализации.
Одной
из первых социально-психологических
теорий личности является теория
«зеркального Я», разработанная
американским социологом Чарльзом
Хортоном Кули (1864-1929).
В ее основе лежит идея о том, что человек
является существом биосоциальным. При
этом социальная сторона личности (в том
числе ее самосознание и система ценностей)
формируется под влиянием реакции либо
воображения о возможной реакции на ее
поведение окружающих людей.
Общество для человека – это своеобразное
зеркало («зеркальное-Я»), только отражаясь
в котором он способен понять и оценить
самого себя и свои действия. И как
отражение в зеркале дает образ физического
«Я», так восприятие реакции других
людей на его внешность и поведение дает
образ социального «Я».
Сам
механизм «зеркального Я» Ч. Кули объясняет
следующими принципами: 1. в процессе
взаимодействия друг с другом человек
способен представить, как он выглядят
в глазах других людей; 2. человек способен
представить (вообразить) характер оценки
себя другими; 3. человек развивает
самопредставление (самоощущение,
самооценку) в зависимости от того, как
он представляет мнение о себе других
людей. Следовательно, личностный
«Я-образ» формируется не столько
объективными фактами, сколько
социально-зеркальными: в какой мере
общество ценит человека, в такой мере
человек ценит себя сам. Так, например,
если девушке ее родители и знакомые
говорят, что она хороша собой, и это
утверждение повторяется достаточно
часто и разными людьми, то она, в конечном
счете, будет ощущать себя хорошенькой
и вести себя как соответствует красавице.
При этом хорошенькая девушка будет
чувствовать себя гадким утенком и вести
себя робко, неуверенно, если с раннего
возраста ее родители или знакомые будут
относиться к ней как к некрасивой.
Ч. Кули отмечал,
что в течение жизни индивиду неоднократно
приходится менять свою самоидентичность
– при переходе во взрослую жизнь, при
вступлении в брак, при перемене работы
и т.д. При этом он старается выбирать
круг общения с теми людьми, которые
поддерживают его самоидентификацию, и
избегает общаться с теми, кто ее не
разделяет.
Теория
«зеркального «Я» Ч. Кули была развита
Дж.Мидом (1863-1931) в его концепции «обобщенного
другого». В соответствии с ней, «обобщенный
другой» представляет собой всеобщие
ценности и стандарты поведения некоторой
группы, которые формируют у членов этой
группы индивидуальный «Я-образ». Индивид
в процессе общения как бы встает на
место других индивидов и представляет,
что они думают о нем. Он оценивает свои
действия и внешность в соответствии с
представляемыми оценками его «обобщенного
другого». В ходе подобного процесса
индивид, проходя последовательно все
стадии вхождения в другие роли, развивает
способность видеть свое собственное
поведение во взаимосвязи с другими
индивидами и ощущать на себе их реакции.
Осознание «обобщенного другого»
развивается через процессы «принятия
роли» и «исполнения роли».
Идеи
Дж. Мида легли в основу ролевой теории
личности, значительный вклад в разработку
которой внесли такие американские
социологи, как Р. Мертон (1910-2003), Т. Парсонс
(1902-1979). Эта теория исходит из того, что
основой социального поведения личности
в обществе являются требования,
предъявляемые ей обществом в целом или
определенной социальной группой этого
общества, в зависимости от ее социального
статуса. То есть ролевая теория личности
описывает социальное поведение личности
через такие понятия, как социальный
статус и социальная роль. В ней человек
предстает как совокупность социальных
ролей, выступающих в качестве поведенческой
стороны социального статуса.
Социальная роль
предполагает совокупность действий,
которые должен выполнять человек в
соответствии со своим социальным
статусом, а именно вид поведения,
направленный на выполнение прав и
обязанностей, предписанных конкретному
статусу. То есть социальная роль – это
динамическая сторона статуса, модель
поведения, ориентированная на конкретный
статус.
Социальная роль,
понимаемая как ожидаемое поведение,
формируется на основе следующих
компонентов: а) описание типа поведения,
соответствующего данной роли; б)
предписания (требования), связанные с
данным поведением; в) оценка выполнения
предписанной роли; г) санкция, т.е.
социальные последствия того или иного
поведения.
Каждый человек
одновременно обладает различными
социальными характеристиками, формирующими
его совокупный статус. Совокупность
ролей, вытекающих из совокупного статуса,
называется ролевым набором.
Каждая роль из
ролевого набора требует определенного
поведения. Как и социальные статусы,
социальные роли могут закрепляться
формально (например, в законе), а могут
носить и неформальный характер (например,
моральные нормы поведения).
Каждый человек в
различной степени отождествляет себя
со своими статусами и соответствующими
им ролями. Иногда отождествление с одним
из статусов становится настолько
сильным, что человек буквально сливается
с соответствующей ему ролью, перенося
стереотип поведения с одного статуса
на другие. Например, учитель, поучающий
всех подряд. Максимальное слияние с
ролью называется ролевой идентификацией.
Минимальное же слияние с ролью называется
дистанцированием от роли.
Обладая большим
или меньшим ролевым набором, соответствующим
статусному набору, человек не со всеми
ролями идентифицирует себя в равной
степени. Некоторые роли для человека
становятся личностно значимыми. Как
правило, это те роли, которые соответствуют
главному статусу. Их утрата воспринимается
человеком как личностная драма (например,
мужчина, кормилец семьи, теряет работу,
становится безработным). Большинство
же ролей не являются личностно значимыми,
их наличие или отсутствие не переживается
(например, роль покупателя, пешехода,
читателя и т.д.).
Социальная роль
не является чистой моделью поведения.
Необходимо выделять ролевое ожидание
– поведение, которое ожидают от человека
окружающие в соответствии с его социальным
статусом, и ролевое исполнение –
собственно поведение конкретного
индивида. Полного совпадения между
ролевым ожиданием и ролевым исполнением
не бывает. Требования социальной роли
каждым конкретным человеком интерпретируются
по-своему, результатом чего является
различная картина поведения индивидов,
обладающих одинаковым статусом. Таким
образом, социальный статус подчеркивает
сходство людей, а социальная роль – их
различие.
Существующие
границы ролевого поведения достаточно
жесткие, поскольку неадекватное
исполнение социальных ролей носителями
соответствующих социальных статусов
может привести к нарушению равновесия
общества как социальной системы. Однако
границы ролевого поведения не носят
абсолютный характер. Пределы, в рамках
которых варьируется допустимое поведение,
называется статусным диапазоном.
Обладая различными
статусными характеристиками, человек
во множестве ситуаций должен одновременно
исполнять несколько ролей. Как правило,
эти роли не противоречат друг другу и
их исполнение не создает дискомфорта
для человека. Однако в некоторых ситуациях
индивид сталкивается с необходимостью
удовлетворения требований двух или
более несовместимых или трудно совместимых
ролей (например, роль матери, хозяйки и
роль работницы, сотрудницы). В этом
случае возникает ролевой конфликт,
создающий стрессовую ситуацию. Для того
чтобы преодолеть ролевой конфликт,
человек должен сделать выбор между
противоречивыми ролями, определить для
себя, какая из ролей является более
важной.
В целях побуждения
индивидов к адекватному исполнению
социальной роли в обществе существует
целая система социального контроля,
представляющего собой особый механизм
поддержания общественного порядка и
стабильности общества. Основным
инструментом социального контроля
является система социальных санкций,
которые выступают в качестве главного
элемента социального регулирования,
поскольку именно они побуждают человека
к определенному типу поведения. Если
поведение кого-то нарушает требования,
предписанные данной социальной роли,
то со стороны общества следует негативная
оценка и соответствующие ей негативные
социальные санкции (например, осуждение
матери, не проявляющей должной заботы
о своих детях). И, наоборот, исполнение
социальной роли в соответствии с
общественными ожиданиями (например,
сын, трогательно заботящийся о престарелых
родителях) будет иметь следствием
позитивные социальные санкции в виде
одобрения, восхищения и т.д.
По форме реализации
социальные санкции могут быть двух
видов. Санкции, реализуемые непосредственно
социальной группой через её поведение
(осуждение, презрение, одобрение,
восхищение и т.д.), называются моральными.
Они основаны на традиционных нормах
социальной группы либо общества в целом
и не имеют правовых последствий. Помимо
этого, санкции могут быть юридическими
(правовыми). Они реализуются конкретными
социальными институтами (например,
органами государственной власти,
администрацией организаций и учреждений)
и имеют правовые последствия. Например,
опоздание на работу может иметь следствием
такую санкцию, как увольнение, а уклонение
от уплаты налогов – привлечение к
уголовной ответственности.
Включение индивида
в общество называется социализацией.
В процессе социализации индивид
приобретает социальную природу,
превращаясь из биологического существа
в социальное. Т.е. главное содержание
социализации – формирование личности,
становление социального «Я».
Понятие «социализация»
шире, чем понятия «образование»,
«воспитание». Образование предполагает
передачу определенной суммы знаний.
Воспитание понимается как система
целенаправленных, социально спланированных
действий, целью которых является
формирование у ребенка определенных
навыков, качеств характера. Социализация
включает и образование, и воспитание,
и, сверх того, совокупность стихийных,
никем не запланированных воздействий,
оказывающих влияние на становление
личности, на процесс ассимиляции
индивидов в социальные группы. Благодаря
социализации человек приобщается к
социальной жизни, получает и изменяет
свой социальный статус, овладевает
социальными ролями.
Таким
образом, социализация представляет
собой процесс усвоения образцов
социального поведения, социальных норм
и ценностей и освоения социальных ролей.
Следует обратить внимание на то, что в
ходе этого процесса социальные нормы
как предписания, требования, пожелания
определенного типа поведения усваиваются,
а социальные роли именно осваиваются
в результате каких-то практических
действий. Так, девочка, играя в куклы,
имитирует поведение своей матери,
осваивая, тем самым, соответствующую
социальную роль.
Социализация
– это длительный, многоактный процесс,
начинающийся в младенчестве и
продолжающийся на протяжении всей жизни
индивида. Связано это с тем, что на
протяжении его жизни меняется не только
он сам, его привычки, вкусы, пристрастия,
но и меняется общество. Социализация
позволяет индивиду адаптироваться к
этим изменениям.
Механизм процесса
социализации заключается в постоянном,
непрерывном, интенсивном взаимодействии
человека с окружающей его социальной
средой. В процессе социализации участвуют
и взаимодействуют две стороны – объект
социализации и субъект социализации.
Объект социализации – это тот, на кого
направлен сам процесс, т.е. отдельные
люди или группы людей. Субъект социализации
– это тот, кто осуществляет этот процесс.
В качестве субъекта социализации может
выступать отдельная личность, социальная
группа, социальный институт или
организация, которые называются агентами
социализации. Специфика процесса
социализации проявляется в том, что
один и тот же человек (например, отец) в
одной связи (по отношению к детям)
выступает как субъект социализации, а
в другой (по отношению к социальной
группе, в которую он входит) – как объект
социализации. Более того, в рамках одного
взаимодействия субъект (отец) не только
оказывает воздействие на объект
социализации (дети), но и сам испытывает
обратное воздействие последнего.
Социализация
бывает первичной и вторичной. Первичная
социализация осуществляется через
прямое воздействие на человека его
непосредственного окружения: семьи,
друзей, родственников и др., выступающих
в качестве ее агентов. Вторичная
социализация осуществляется через
опосредованное воздействие на индивида.
Ее агенты – представители государства,
руководители предприятий, вузов, средства
массовой информации и т.д.
Первичная
социализация наиболее интенсивно
осуществляется в первой половине жизни,
хотя в определенной степени сохраняется
и во второй. Вторичная социализация
приходится на вторую половину жизни
человека, когда он сталкивается с
формальными организациями и учреждениями.
Именно в сознательном возрасте они
влияют на человека особенно сильно. При
этом одно и то же лицо может быть агентом
как первичной, так и вторичной социализации.
Например, если между учителем и учеником
отношения носят доверительный характер,
то учитель будет выступать в качестве
агента первичной социализации. Если же
роль учителя исполняется формально, то
он становится агентом вторичной
социализации. Следовательно, первичная
социализация осуществляется в сфере
межличностных отношений, а вторичная
социализация – в сфере социальных
отношений.
По степени
завершенности процесс социализации
можно разделить на начинающуюся
социализацию, захватывающую первую
половину жизни человека, и завершающуюся,
которая относится ко второй половине
жизни. Начинающаяся социализация – в
основном область приписываемых статусов,
завершающаяся – сфера достигаемых.
На различных
этапах жизни человека социализация
имеет свои особенности. Поэтому процесс
социализации включает несколько
специфических стадий: детство, юность,
зрелость, старость. Количество и
продолжительность стадий социализации
в различных обществах неодинаковы.
Например, чем дольше длится процесс
обучения, тем больше времени уходит на
такую стадию социализации, как юность.
Сложность
и многообразие социальной жизни
проявляются в том, что она включает в
себя не только спокойное, стабильное,
правильное течение, но и отклонение от
него. Это находит свое выражение в
отклоняющемся от социальных норм
поведении, которое называется девиантным.
Существуют
различные теории, объясняющие девиацию:
биологические, психологические,
социологические, культурологические.
Сторонники
биологической теории девиации видят
главную причину отклонения поведения
индивида от принятых в обществе социальных
норм в его биологическом складе. Так,
еще в XIXв. итальянский врач Ч. Ломброзо
связал предрасположенность индивида
к делинквентному поведению с физиологическим
строением его организма. С точки зрения
Ч. Ломброзо выступающая нижняя челюсть
реденькая бородка, сниженная
чувствительность к боли являются
характерными признаками человека,
склонного к криминальному типу поведения.
Значительное
влияние на поведение человека
биологического фактора отмечал в своих
работах и американский психолог, врач
Х. Шелдон, который связывал девиантное
поведение с особенностями строения
тела. Он считал,
что как у собак некоторых пород имеется
склонность следовать определенным
образцам поведения, так и у людей
определенное строение тела означает
присутствие характерных личностных
черт. Опираясь на исследование поведения
двухсот юношей в центре реабилитации,
Х. Шелдон сделал вывод, что наиболее
склонны к девиации люди, чье тело
отличается силой и стройностью, хотя
они отнюдь не всегда становятся
преступниками.
Сторонники
психологического подхода связывают
причины девиантного поведения с
различными психическими отклонениями,
вызванными психологическими конфликтами,
проблемами, психическими травмами,
особенно пережитыми в детстве. Так,
основоположник психоанализа З. Фрейд
связывал девиацию с «умственными
дефектами», «дегенеративностью»,
«психопатией». Применительно к объяснению
криминогенного поведения он ввел понятие
«преступники
с чувством вины». В данном случае речь
идет о людях, которые, по мнению З.
Фрейда, желают, чтобы их поймали и
наказали потому, что они чувствуют себя
виноватыми из-за своего «влечения к
разрушению». Они уверены, что тюремное
заключение в какой-то мере помогло бы
им преодолеть это влечение.
Сторонники
социологических концепций причины
девиации видят в социальных и культурных
факторах. Впервые социологическое
объяснение сущности девиации было
предложено Э. Дюркгеймом в разработанной
им теории аномии (от греческого «аномос»,
т.е. беззаконный, безнормный). С точки
зрения Э. Дюркгейма, аномия – это такое
состояние общества, при котором старые
нормы себя изжили, а новые еще не
сложились. Результатом отсутствия в
обществе общепринятых норм и ценностей
становится его социальная дезорганизация.
Лишенные целей и смысла жизни люди
становятся равнодушными, отчужденными,
подверженными стрессам и тревожности,
что приводит к распространению девиантного
поведения.
Идеи
Э. Дюркгейма получили развитие у Р.
Мертона, видевшего
причину зарождения аномии в обществе
в появлении значительного числа
индивидов, которые не могут следовать
тем социальным нормам, которые они
одобряют. Он полагал,
что социальная дезорганизация общества
ведет к разрыву между культурными целями
и нормами общества и социально одобряемыми
средствами их достижения.
Социологический
же характер носит марксистская концепция
девиации, однако в ней акцент делается
ее классовых корнях. В соответствии с
этой концепцией главной причиной такой,
например, девиации, как преступность,
является сам уклад общественных
отношений, основанных на частной
собственности и антагонизме классов.
Отсюда делался вывод о том, что социализм,
ликвидировав частную собственность,
полностью устранит социальные причины
преступности.
Сторонники
культурологических теорий (Селин,
Миллер, Сутер-Ленд) делают акцент на
анализе культурных ценностей. В частности,
представители данного направления
считали, что корни девиации следует
искать в конфликтах между нормами
господствующей культуры и нормами
субкультуры, складывающейся в той или
иной социальной группе. С
точки зрения этих теорий, девиация имеет
место тогда, когда индивид идентифицирует
себя с субкультурой, нормы которой
противоречат нормам доминирующей
культуры.
В
широком смысле девиантное поведение
подразумевает любые поступки или
действия, не соответствующие принятым
в обществе нормам, причем как положительные
(героизм, альтруизм, самопожертвование,
высочайшая преданность), так и отрицательные
(пьянство, наркомания, предательство,
вандализм, хулиганство
и др.). Социологические исследования
показывают, что на каждую из этих групп
приходится 10-15% населения, в то время
как 70% составляют те, кто практически
не имеет отклонений от нормы.
Критерием
нормы или отклонения от нее считаются
принятые в данном обществе, в социальной
группе социальные нормы как исторически
сложившиеся правила допустимого
(общественно одобряемого) поведения
отдельного человека, социальной группы
или организации в соответствии с
ценностями определенной культуры.
Поэтому девиация носит относительный
характер: то, что для одного человека
или группы является отклонением, для
другого человека или группы – нормой.
Серьезные нарушения,
подпадающие под категорию противоправного
действия (т.е. преступления), называются
делинквентным поведением. Они носят
абсолютный характер и наказуемы в
соответствии с законом.
В
социальной жизни может возникнуть такая
ситуация, когда отклоняющееся поведение
распространяется на широкие социальные
слои, охватывает социальные институты.
Такое состояние называется социальной
аномией и означает полную разрегулированность
общества, иными словами, деформацию
всех структур общества, в том числе и
социальной. Это чаще всего бывает в
период глубоких кризисов, радикальных
реформ, войн, революций, стихийных
бедствий, носящих глобальный характер
и т.д. Причиной социальной аномии
становится разрушение принятых обществом
системы социальных ценностей и социальных
норм. Девиация, приобретающая всеобщий
характер, разрушает социальные институты
общества и угрожает, тем самым, не только
обществу вообще, но и лишает уверенности
и защищенности каждого его члена в
отдельности.
Ключевые
понятия темы:
человек,
индивид, личность, ролевая теория
личности, социальная роль, социальные
нормы, социальные санкции, ролевое
ожидание, ролевое исполнение, ролевая
идентификация, дистанцирование от роли,
ролевой конфликт, социализация, агенты
социализации, девиантное поведение,
делинквентное поведение, социальная
аномия.
Как составить социальный портрет
Умение составлять социальный портрет является неотъемлемой частью процесса обучения студентов социальных специальностей. Он может быть составлен на отдельную личность, на группу людей определенной специальности, на общественное явление или регион. Начинать тренировку своих умений необходимо с более общей категории, например, с социального портрета своего микрорайона.
Вам понадобится
- – карта-схема микрорайона;
- -отчетные документы администрации микрорайона;
- – информационные документы ЖКХ.
Инструкция
Рассмотрите карту-схему микрорайона, которая имеется в администрации района, или составьте самостоятельно: жилые дома, торговые точки, производственные объекты, образовательные учреждения и др.
Опишите природную среду. Важным показателем является характеристика зеленых насаждений в кв.м. и водной площади, если таковая имеется. Из документов или сводок СМИ опишите экологическое состояние района: уровень загрязнения воздуха, воды, радиологическую обстановку.
Изучите материальную среду. Подсчитайте количество научных и образовательных учреждений, производственных предприятий, учреждений службы быта и общественного питания. Наличие спортивных площадок во дворах уточняется через сведения ЖЭКов, ЖКХ.
Составьте характеристику жилого фонда в процентах: проживающие на государственной площади, ведомственной, кооперативной, индивидуальной, коммунальной, в общежитиях, а также число стоящих на учете по улучшению жилищных условий. Укажите степень удаленности района от центра города и насыщенность маршрутами общественного транспорта.
Представьте особенности населения по следующим составляющим:- число жителей микрорайона по возрастам;- средний возраст взрослого населения;- соотношение по полу: мужчины и женщины;- социальный состав: рабочие, служащие, интеллигенция, пенсионеры, домохозяйки и др.- уровень образования населения;- доля лиц трудоспособного возраста.
Выделите этническую специфику района, если таковая имеется, а также социокультурные традиции, ценности и религиознось народа. Отследите миграционные процессы: соотношение постоянно проживающего населения и приезжих.
Проведите исследование семей в районе. Подсчитайте их общее количество, а также – многодетных, неполных, опекунских, асоциальных, разведенных и др. Более подробно изучите молодые семьи со стажем совместной жизни до 3-х лет. Проживают ли самостоятельно или с родителями, имеют ли детей, нуждаются ли в дошкольных учреждениях. Особенно уделите внимание доходу в этих семьях: на уровне или ниже прожиточного минимума.
Сделайте обобщающие выводы в виде краткого изложения полученных данных в процентах, квадратных метрах и числовых показателях. Отметьте специфику района, отличающую его от остальных районов. Отметьте перспективы развития района: запланированные в документах и реально достигнутые за отчетный промежуток времени, который исследовали.
Обратите внимание
Дополнительно к социальному портрету района может быть приложен социальный портрет явления или личности, которые и определяют специфику данного территориального пространства: портрет торговых зон или портрет предпринимателя, проживающего в данном районе и ведущего активную социально значимую деятельность в районе.
Полезный совет
Составление социального портрета зависит от специфики интересов исследователя. Если интерес лежит в области изучения молодежи в районе, то акцент необходимо сделать на молодежные субкультуры, количество молодых людей, состоящих на учете в ИДН, количество вернувшихся из мест заключения, а также особенности проживания молодежи в семьях.
Источники:
- «Социология. Общий курс», А.И. Кравченко
- как составить др
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Лекции 6, 7. Социологическая характеристика личности План: 1. Индивид, личность, человек. Социологический аспект исследования личности. 2. Структура личности. Личность и деятельность. Социальные проблемы развития личности. Проблемы свободы и равенства личности. 3. Понятие социализации личности. Основные виды и типы личности.
1. Индивид, личность, человек. Социологический аспект исследования личности. • Социология личности – область изучения личности как социально типичного выражения системы общественных отношений и социально – типичного субъекта этих отношений. • Социология личности имеет своим предметом социально-исторические и социально-культурные типы личности, а также социально-типичного проявления ролевой структуры личности, являющейся отображением многообразных социальных связей и общественно необходимых функций, реализуемых индивидами.
• Социология личности исходит из принципа решающего значения объективных социальноэкономических и социально-культурных условий социализации личности, т. е. процесса ее формирования как социального субъекта, освоения общественных норм и ценностей, стереотипов социального поведения. • Личность, индивид, человек – эти близкие, но не тождественные понятия являются объектом различных наук: биологии и философии, антропологии и социологии, психологии и педагогики.
• Социологический анализ личности предполагает определение ее структуры. • Существует множество подходов к ее рассмотрению. • Известна концепция З. Фрейда, который выделил в структуре личности три элемента ОНО (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Супер – Эго). • Оно – это наше подсознание, невидимая часть айсберга, где господствуют бессознательные инстинкты. • По Фрейду, фундаментальными являются две потребности: либидозная и агрессивная.
• Я – это сознание, связанное с бессознательным, которое время от времени прорывается в него. • Эго стремится реализовать бессознательное в приемлемой для общества форме. • Сверх-Я – нравственные «цензор» , включающий совокупность моральных норм и принципов, внутренний контролер. • Поэтому наше сознание пребывает постоянном конфликте между проникающими в него бессознательными инстинктами, с одной стороны, и моральными запретами, диктуемыми Сверх-Я – с другой. • Механизмом разрешения этих конфликтов выступает сублимация (вытеснение) Оно.
• Идеи Фрейда долгое время считались у нас антинаучными. • Конечно, не во всем с ним можно согласиться, в частности, он гипертрофирует роль сексуального инстинкта. • Вместе с тем бесспорная заслуга Фрейда состоит в том, что он обосновал идею многоплановой структуры личности, поведение человека, где сочетается биологическое и социальное, где так много непознанного и, вероятно, до конца непознаваемого.
• Личность – наиболее сложный объект, поскольку она, находясь как бы на грани двух огромных миров – биологического и социального, вбирает всю их многоплановость и многомерность. • Общество как социальная система, социальные группы и институты не обладают такой степенью сложности, ибо они сугубо социальные образования. • Представляет интерес предложенная современными авторами структура личности, включающая три компонента: память, культура и деятельность. • Память включает знание и оперативную информацию; культура – социальные нормы и ценности; деятельность – практическую реализацию потребностей, интересов, желаний личности.
• В структуре личности находят свое отражение структура культуры, все ее уровни. • Обратим особое внимание на соотношение современное и традиционной культуры в структуре личности. • В кризисных экстремальных ситуациях, непосредственно затрагивающих «высший» культурный слой (современную культуру), может резко активизироваться традиционный слой, восходящий к далеким временам. • Это наблюдается в казахстанском обществе, когда в условиях расшатывания и резкой ломки идеологических и нравственных норм и ценностей советского периода происходит не просто оживление, а бурный рост интереса не только к религии, но и к магии, суевериям, астрологии и т. д.
• Социальная роль, выражая взаимосвязь личности и общества, позволяет уяснить их соотношение, проанализировать механизмы воздействия общества на личность и личности на общества. • Это проблема волнует мыслителей с древних времен, но однозначного ответа человечество не предложило до сих пор, да его, вероятно, и не может быть. • То, что личность зависит от общества, ясно. • Она просто не может существовать без него. • Но обладает ли она какими-то независимыми чертами? • И существует ли обратное влияние? • Если да, то в какой степени она может иметь общественную жизнь?
• Рассмотрим три разные концепции, представленные классиками социологии, – Э. Дюркгеймом и М. Вебером. • Отношение индивида и общества – одна из главных проблем социологии Э. Дюркгейма. • Он подчеркивает, что социальная реальность автономно по отношению к индивидуальной реальности, имеющей биопсихический характер. • Дюркгейм постоянно соотносит эти два вида реальности.
• Так, «индивидуальным фактам» он противопоставляет «социальные факты» , «индивидуальным представлениям» – «коллективные представления» , «индивидуальному сознанию» – «коллективное сознание» и т. д. • Это непосредственно связано с тем, как социолог видит сущность личности. • Для Дюркгейма она – двойственная реальность, в которой сосуществуют, взаимодействуют и борются две сущности: социальная и индивидуальная. • Причем социальное и индивидуальное не дополняют друга, не взаимопроникают, а именно противостоят.
• Все симпатии Дюркгейма на стороне первого. • Социальная реальность, «коллективные представления» , «коллективное сознание» полностью господствуют над всеми признаками индивидуального, над всем тем, что есть личность человека. • Общество в его интерпретации выступает как независимая, внешняя и принудительная сила в отношении индивида. • Оно представляет собой более богатую и большую реальность, чем индивид, доминирует над ним и создает его, являясь источником высших ценностей.
• Дюркгейм признает, что общество возникает в результате взаимодействия индивидов, но раз возникнув, оно начинает жить по своим собственным законам. • И теперь уже вся жизнь индивидов определяется социальной реальностью, влиять на которую они не могут или же влияют очень незначительно, не меняя сути социальных фактов. • Дюркгейм, таким образом, отдает предпочтение силе социальной реальности как объективно существующим и определяющим личность условиям.
• Иную позицию по этому вопросу занимает М. Вебер. • Он среди тех, кто придает огромное значение в развитии общества действиям (поведению) индивида. • Вебер видит в роли субъекта только отдельных индивидов. • Он не отрицает существование и необходимость изучения таких социальных образований, как «государство» , «акционерное общество» и т. п. • Но с точки зрения социологии эти образования только суть процесса и связи специфических действий отдельных людей, так лишь последние являются понятными для нас носителями действий, имеющих смысловую ориентацию.
• Вебер не исключает возможности использования в социологии понятий «семья» , «нация» , «государство» , но он требует не забывать, что эти формы коллективности реально не являются субъектами социального действия. • Этим коллективным социальным формам нельзя приписать волю или мышление. • Понятие «коллективная жизнь» и «коллективная воля» можно употреблять только условно, метафорически. • Социальным действием можно считать, по Веберу, только осмысленное, направленное на достижение ясно осознаваемых индивидов целей поведение. • Такой тип действия Вебер называет целерациональным.
• Осмысленное, целенаправленное действие и делает индивида субъектом социального действия. • Он отмежевывается от тех социологических теорий, которые в качестве исходной социальной реальности, субъектов социального действия берут социальные тотальности: «классы» , «общество» , «государство» и пр. • С этой позиции он критикует «органическую социологию» , рассматривающую общество как условный организм, в котором индивиды выступают в роли биологических клеток.
• Действие индивида, по Веберу, можно понять, так как оно осмысленно и целенаправлен, изучать его – занятие для социологов. • Действие же клетки – нет, так как оно лишено названных атрибутов, и это уже сфера биологии. • Но также нельзя понять и действия класса, народа, хотя вполне можно понять действия индивидов, составляющих класс, народ. • Для Вебера эти общие понятия слишком абстрактны. • Он противопоставляет им требования социологии считать субъектом социального действия индивида и изучать его.
2. Структура личности. Личность и деятельность. Социальные проблемы развития личности. Проблемы свободы и равенства личности. • Одним из центральных направлений социологии является исследование личности. • Это обуславливается рядом факторов: 1) личность является одним из главных субъектов общественных отношений; 2) функционирование общества невозможно без учета потребностей и интересов личности; 3) личность представляет собой индикатор общественного развития.
• Однако прежде чем приступать к рассмотрению личности, необходимо проанализировать такие близкие к этому понятию термины, как «человек» , «индивидуальность» . • Человек – это высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-экономической деятельности и культуры. • Индивид – отдельно взятый человек как представитель рода. • Индивидуальность – специфические природные и социальные качества, которые сложились у человека на основе унаследованных биологических предпосылок, его социального положения и воспитания.
• В процессе развития социологического знания сформировались различные подходы к рассмотрению и анализу личности. • Среди них можно выделить шесть основных подходов. 1. Диалектико-материалистический подход, согласно которому человек изначально есть существо социальное, а его становление как личности происходит под действием четырех факторов: биологии индивида, его социального окружения, воспитания и навыков самовоспитания.
2. Антропологический подход, при котором личность рассматривается как носитель общечеловеческих свойств, как родовое понятие, обозначающее представителя рода человеческого, совпадая, таким образом, с понятиями человека и индивида. 3. Нормативный подход, в рамках которого личность определяется как социальное существо, обладающее рядом положительных качеств, относящихся к сознанию и деятельностью.
4. Социологический подход, суть которого заключается в понимании каждого человека как личности, которая рассматривается как конкретное выражение сущности индивида, целостное воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества. 5. Персоналистический подход, в котором личность представляет собой совокупность психических реакций человека на мнение о нем окружающих, а главным механизмом ее формирования выступает «я – восприятие» . 6. Биолого-генетический подход предполагает, что поведение человека определяется его биопрограммой.
• Анализируя все указанные подходы, можно дать системное определение личности, которое должно строится на следующих принципах: 1) личность выступает одновременно субъектом и объектом как социальных, так и биологических отношений; 2) личность обладает определенной свободой выбора своего поведения, что обуславливается несовпадением социальных и биологических условий; 3) личность, будучи биосоциальным явлением, объединяет в себе как черты биологического рода человека, так и социальной общности, в которой она существует; 4) поведение личности зависит от ее неповторимых личностных характеристик, через которые преломляется общественный и личный жизненный опыт.
• Учитывая все эти принципы, личность можно определить как интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуальнонеповторимое. • Изучение и анализ личности как сложного социального явления предполагает выделение ее структуры. • Исходя из указанных особенностей личности как явления, можно выделить следующие элементы ее структуры: биологическое, психологическое и социальное.
• Биологический уровень включает в себя природные, общие по происхождению качества личности (строение тела, половозрастные особенности, темперамент и т. д. ). • Психологический уровень личности объединяет ее психологические особенности (чувства, воля, память, мышление). • Психологические особенности находятся в тесной взаимосвязи с наследственностью личности.
• Наконец, социальный уровень личности разделяется на три подуровня: 1) собственно-социологический (мотивы поведения, интересы личности, жизненный опыт, цели), этот подуровень тесно связан с общественным сознанием, которое объективно по отношению к каждому человеку, выступая как часть социальной среды, как материал для индивидуального сознания; 2) специфически-культурный (ценностные и иные установки, нормы поведения); 3) нравственный (мораль, нравственность).
• Особое внимание при исследовании личности как субъекта общественных отношений социологи уделяют внутренним детерминантам ее социального поведения. • К таким детерминантам относятся прежде всего потребности и интересы. • Потребности – это те формы взаимодействия с миром (материальные и духовные), необходимость которых обусловлена особенностями воспроизводства и развития его биологической, психологической, социальной определенности и которые осознаются, ощущаются человеком в какойлибо форме.
• Интересы – это осознанные потребности личности. • Потребности и интересы личности лежат в основе ее ценностного отношения к окружающему миру, в основе системы ее ценностей и ценностных ориентаций.
3. Понятие социализации личности. Основные виды и типы личности. • Процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества, к которому он принадлежит, называется социализацией. • Он включает в себя передачу и овладение знаниями, умениями, навыками, формирование ценностей, идеалов, норм и правил социального поведения.
• В социологической науке принято выделять два основных типа социализации: • первичная — усвоение норм и ценностей ребенком; • вторичная — усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком. • Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становление личности человека.
• Агенты социализации — это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. • Институты социализации — учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. • В зависимости от типа социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации.
• Агенты первичной социализации – родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. • Термин “первичная” относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека. • Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. • Термин “вторичная” описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека.
• Первичные институты социализации — это семья, школа, группа сверстников и т. д. • Вторичные институты — это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д. • Процесс социализации состоит из нескольких этапов, стадий: • Стадия адаптации (рождение — подростковый период). • На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание. • Появление желания выделить себя среди других — стадия идентификации.
• Стадия интеграции, внедрения в жизнь общества, которая может проходить либо благополучно, либо неблагополучно. • Трудовая стадия. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду. • Послетрудовая стадия (пожилой возраст). Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.
Стадии процесса социализации личности по Эриксону (1902 -1976): • Стадия младенчества (от 0 до 1, 5 года). • На этой стадии главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате у ребенка формируется базовое доверие к миру. • Динамика развития доверия зависит от матери. • Дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психологического развития ребенка.
• Стадия раннего детства (от 1, 5 до 4 лет). • Эта стадия связана с формированием автономии и независимости. • Ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя. • Общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки» .
• Стадия детства (от 4 до 6 лет). • На этой стадии ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. • Игра важна для ребенка, так как формирует инициативу, развивает творческие начала. • Ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и т. д. • Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.
• Стадия, связанная с младшим школьным возрастом (от 6 до 11 лет). • На этой стадии ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический этос (обычай, нрав, характер) культуры. • Если ребенок успешно овладевает знаниями, он верит в свои силы, уверен, спокоен. • Неудачи в школе приводят к появлению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потере интереса к учебе.
• Стадия отрочества (от 11 до 20 лет). На этой стадии формируется центральная форма эгоидентичности (личностного «Я» ). • Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения — вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к нему о самоопределении.
• Стадия юности (от 21 до 25 лет). • На этой стадии для человека становится актуальным поиск спутника жизни, сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. • Однако если диффузия (распространение) идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество.
• Стадия зрелости (от 25 до 55/60 лет). • На этой стадии развитие идентичности идет всю жизнь, ощущается воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. • На этой же стадии личность вкладывает себя в хороший, любимый труд, заботу о детях, удовлетворена своей жизнью.
• Стадия старости (старше 55/60 лет). • На этой стадии происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. • Человек «принимает» себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом завершении жизни, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.
• В целом можно выделить пять факторов, оказывающих влияние на процесс социализации: • биологическая наследственность; • физическое окружение; • культура, социальное окружение; • групповой опыт; • индивидуальный опыт.
• Биологическое наследие каждого человека поставляет “сырые материалы”, которые затем разнообразными способами преобразуются в личностные характеристики. • Именно благодаря биологическому фактору существует огромное разнообразие индивидуальностей. • Процесс социализации охватывает все слои общества
• В его рамках усвоение новых норм и ценностей взамен старых называется ресоциализацией, а утрата личностью навыков социального поведения — десоциализацией. • Отклонение в социализации принято называть девиацией. • Модель социализации определяется тем, каким ценностям привержено общество, какой тип социальных взаимодействий должен быть воспроизведен. • Социализация организуется так, чтобы обеспечить воспроизводство свойств социальной системы.
• Если главная ценность общества — свобода личности, оно и формирует такие условия. • Когда личности предоставляются определенные условия, она обучается самостоятельности и ответственности, уважению к своей и чужой индивидуальности. • Это проявляется повсеместно: в семье, школе, в вузе, на работе и др. • Причем, эта либеральная модель социализации предполагает органическое единство свободы и ответственности.
• Процесс социализации человека продолжается всю его жизнь, но особо интенсивно он протекает в молодые годы. Именно тогда создается фундамент духовного развития личности, что увеличивает значение качества воспитания, повышает ответственность общества, задающего определенную систему координат воспитательного процесса, который включает в себя формирование мировоззрения, опирающегося на общечеловеческие и духовные ценности.
• Социализация — сложный, жизненно важный процесс. • От него во многом зависит как индивид сумеет реализовать свои задатки, способности, состояться как личность.
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF
Понятия «социальный портрет» и «социологический портрет» стали применяться в социологической науке в 70-х годах прошлого столетия, когда составление аналогичного портрета было продуктивным для выявления общих характеристик какой-либо группы или класса. При создании социального портрета необходимо привлечь к исследованию наиболее обширную базу из большого числа респондентов. В советский период был составлен социальный портрет простого советского человека, что в последующем стало основой для написания книги «Советский простой человек: опыт социального портрета на рубеже 90-х» [1]. Следует отметить, что данное исследование основывалось на результатах масштабного социологического исследования, что поспособствовало наиболее близкому описанию советской личности. В настоящее время формирование портрета осуществляется на базе не только представителей одной группы, но и религии (О социальном портрете современного верующего) и национальности (Социальный портрет современного белоруса).
В социологической науке портрет применяется в исследовании отличительных сторон манеры и характера тех или иных представителей какой-либо группы. Касательно термина «социальный», то он представляет собой результат единых действий разных людей, которые проявляются во время их коммуникации и взаимоотношений. Категориями подобного рода социологического исследования являются социальный статус, где учитываются половозрастной характер, экономическо-материальное положение, а также социологическое влияние или так называемый авторитет или престиж, образ жизни, что охватывает качество жизни, потребление как культурных, так и жизненных благ и социальная роль, куда входят условия труда и объем властных полномочий. При рассмотрении материального состояния учитываются текущие доходы и уровень благосостояния, что охватывает предметы длительного пользования, в том числе движимое и недвижимое имущество. Следует отметить, что социальный портрет не является научным методом, а представляет собой алгоритм для сбора материала. В зависимости от цели исследования и поставленных задач социальный портрет может включать разные критерии.
Итак, социальный портрет – это комплекс обобщенных характеристик социальной группы, т.е. выявление общих и устойчивых характеристик портретируемой группы, которых можно достигнуть при помощи математических и компьютерных методов [2].
Актуальность. Введение в проблему. В эпоху постиндустриальной экономики и информационного общества образование становится одной из ключевых сфер экономической деятельности. Современное образовательное учреждение можно рассматривать как субъект рынка образовательных услуг – он конкурирует с другими участниками рынка, ему необходимо формировать свое позиционирование, разрабатывать комплекс маркетинга и т. д. В этой связи особую актуальность приобретает проведение различных видов поведенческих исследований, таких как например: составление портрета потребителя образовательных услуг. К потребителям образовательных услуг мы отнесем: абитуриентов, студентов, магистрантов, аспирантов, докторантов, работодателей, государство. Однако, в данном исследовании фокус внимания направлен на слушателей первого курса направления «Сервис» Высшей Школы Бизнеса Южного Федерального Университета.
Обозначенная актуальность позволяет сформулировать цель исследования, состоящую в построении портрета слушателя 1 курса Высшей Школы Бизнеса, направления «Сервис». Цель может быть детализирована на задачи:
Идентификация половозрастного состава группы, а также условий проживания;
Выявление социально-значимых мотивов обучения, а также факторов их определяющих;
Формирование выводов и заключения исследования.
Далее, исходя из логики исследования, раскроем задачи, поставленные выше. Портрет потребителя составляется в первую очередь для составления качественного коммерческого предложения, которое будет адресованным и направленным конкретной целевой аудитории. Применительно к сфере высшего образования понимание портрета потребителя позволяет повысить отдачу при обучении, за счет привлечения именно тех абитуриентов, которые обладают наивысшим потенциалом для овладения конкретными специальностями, что конечном счете положительно скажется на успешном позиционировании образовательного учреждения.
В качестве фокус группы выбраны студенты первого курса, направления «Сервис» Высшей Школы Бизнеса, численность которых составляет 36 человек. Причем большую половину слушателей составляют девушки. (66.7%) Рис.1
Рисунок 1
Рисунок 2
Что касается возрастного среза, то слушатели в возрасте 18-20 составляют почти 2/3 всех опрошенных (66,7%) Рис.2. Что является базовым возрастом для выпускников школы. Но, проведя дополнительные исследования, выявим, что треть составляют студенты колледжа.
Следует отметить, что жилищно-бытовые условия и место проживания также являются немаловажными критериями определения социального портрета современного студента. Согласно нашему исследованию, преобладающее большинство опрошенных проживают ещё у родителей (42,8%) Рис.3.
Рисунок 3
Рисунок 4
Для определения мотивов обучения составлена анкета, в которой слушателям предложили ответить на ряд вопросов.
Анализ показал: в качестве мотивов подавляющее число отметили интересную работу важнее нежели ценность диплома об образовании Южного Федерального Университета. (48%) Рис.4.
Рисунок 5
Важно узнать мнение о том, на что ориентировались слушатели при поступлении.
Рисунок 6
Анализ диаграммы показал, что в своем выборе студенты полагались, в основном, на собственные предпочтение (84%) Рис.5, что подтверждают мотивы обучения. Рис.4.
Первичный анализ качества образовательного процесса и социальной жизни показал, что около ¾ слушателей скорее положительно оценивают свой выбор (Рис.6).
Рисунок 7
Также, обучающиеся считают, что важным качеством для достижения успеха в жизни являются целеустремленность и трудолюбие (Рис. 7), что подтверждают проводимые ранее исследования о том, что успех достигается не за счет предрасположенных качеств, но и за счет приобретенных, таких, как: целеустремленность, трудолюбие, инициативность и т. п.
Рисунок 8
Для определения связи между базовыми типами личности слушателей и осуществляемым ими потребительским выбором специальности предпринята попытка использования инструмента методологии DISK. Метод показал, что 62% слушателей принадлежат к категории поведенческого типа- «С» по методологии DISC. Кроме того, интересным является тот факт, что 67% слушателей 3-го курса также относятся к группе «С». Соответственно, нашему социальному портрету присущи такие качества, как тактичность, дисциплинированность, практичность, точность, четкость, собранность, аккуратность, принципиальность пунктуальность, требовательность, дипломатичность, аккуратность и пр. Люди данной категории ориентированы на результат, обладают даром замечать и анализировать детали и факты. Их главный мотиватор- желание быть правым. Более всего они боятся ошибиться. Их главные ценности: логика, система, стандарты, правила, факты.
Заключение. Идентифицирован половозрастной состав слушателей 1 курса Высшей школы бизнеса, который показал, что средний возраст студента 18-19лет, возраст, в котором уже закончилось детство, но до зрелости еще далеко. Одним словом – молодость. Именно в этом возрасте наступает оптимальный баланс работоспособности и способности получать и накапливать новые знания. И в этом же возрасте молодые люди начинают поиски себя в обществе. Кроме возраста, у слушателей существенны различия и в условиях проживания. Более 40% опрошенных проживают с родителями.
Выявлены основные значимые мотивы поступления. Среди различных классификаций мотивов учебной деятельности выделили профессионально-познавательный мотив (в основе которого лежат как широкие познавательные потребности, так и интерес к знаниям, специфичным для будущей профессии), опираясь на собственные предпочтения. При выборе вуза слушатели ставили на первое место хорошее обучение выбранной профессии.
Приведенные социологические данные подтверждают, что современное студенчество, несмотря на многие сложившиеся в последние годы негативные тенденции в обществе, сохраняет присущий ему потенциал, готовность развиваться в сфере образования и науки.
Список литературы:
http://www.rusnauka.com/35_FPN_2014/Psihologia/13_18.doc.htm
http://www.maecaenas.ru/doc/2013_9_3.html