Робот подобрал для Вас материалы, похожие на этот. Посмотреть
Для студентов, проходящих педпрактику.
Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.
Социометрическая процедура может иметь целью:
а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.
Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.).
Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе.
Членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность обнаружить их симпатии и антипатии к лидерам, членов группы, которых группа не принимает. Исследователь зачитывает два вопроса: а) и б) и дает подопытным такую инструкцию: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого и второй». Потом исследователь зачитывает вопрос о личных отношениях и так же проводит инструктаж.
Примеры вопросов для изучения деловых отношений. (Задание: выбрать один из трех вариантов.)
1. а) кого из своих товарищей из группы Вы попросили бы в случае необходимости помочь Вам в подготовке к занятиям (в первую, вторую, третью очередь)?
б) кого из своих товарищей из группы Вы не хотели бы просить в случае необходимости предоставлять Вам помощь в подготовке к занятиям?
2. а) с кем Вы поехали бы в продолжительное путешествие?
б) Кого из членов своей группы Вы не взяли бы в путешествие?
3. а) кто из членов группы лучше исполнит функции лидера (старосты, профорга и т.д.)?
б) кому из членов группы тяжело будет исполнять обязанности лидера?
Примеры вопросов для изучения личных отношений. (Задание: выбрать один из трех вариантов.)
1. а) К кому в своей группе Вы обратились бы за советом в трудной жизненной ситуации?
б) с кем из группы Вам не хотелось бы ни о чем советоваться?
2. а) если бы все члены Вашей группы жили в общежитии, с кем из них Вам хотелось бы поселиться в одной комнате?
б) если бы всю Вашу группу переформировали, кого из ее членов Вы не хотели бы оставить в своей группе?
3. а) кого из группы Вы пригласили бы на день рождения?
б) кого из группы Вы не хотели бы видеть на своем дне рождения?
Полученные ответы обрабатывают математически и представляют в виде таблицы – социоматрицы.
Социоматрица (таблица). Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Пример дан в таблице (см. ниже).
Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений. Таблицы результатов заполняются в первую очередь, в отдельности по деловым и личным отношениям.
По вертикали записываются за номерами фамилии всех членов группы, которая изучается; по горизонтали — только их номер. На соответствующих пересечениях по горизонтали цифрами +1, +2, +3 обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый в первую, вторую, третью очередь, цифрами -1, -2, -3 — тех, кого подопытный не избирает в первую, вторую и третью очередь.
Взаимный положительный или отрицательный выбор обводится в таблице (независимо от очередности выбора). После того, как положительные и отрицательные выборы будут занесены в таблицу, надо подсчитать по вертикали алгебраическую сумму всех полученных каждым членом группы выборов (сумма выборов). Потом надо подсчитать сумму баллов для каждого члена группы, учитывая при этом, что выбор в первую очередь равняется +3 баллам (-3), во вторую — +2 (-2), в третью — +1(-1). После этого подсчитывается общая алгебраическая сумма, которая и определяет статус в группе.
Лидером в группе является тот, кто набрал наибольшую сумму баллов.
Предпочитаемые члены группы – набравшие также большое количество баллов, но меньшее, чем у лидера.
Пренебрегаемые члены группы – набравшие минимальное количество баллов (1-2).
Изолированные – получившие только отрицательные выборы.
По количеству отрицательных выборов можно также определить того, кто вызывает к себе наибольшие антипатии.
На основе социоматрицы строится социограмма — карта социометрических выборов.
Социограмма – графическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков (рис. ниже). Она даёт наглядное представление о внутригрупповой дифференциации членов группы на основе их статуса (популярности). Пример социограммы (карты групповой дифференциации), предложенной Я. Коломинским, см. ниже.
Социограмма состоит из нескольких окружностей, обычно равных количесву выборов. В центре социограммы размещаются лидеры, в следующих окружностях – остальные члены группы, по мере уменьшения количества выборов, полученных ими.
Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.
Анализ социограммы заключается в отыскании центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 и более членов.
Представляемые на социограммах данные нередко для получения более подробной информации о положении человека в системе внутригрупповых отношений дополняются числовыми показателями — индексами. Наиболее известный из них индекс групповой сплоченности, которую характеризует систему групповых отношений в целом. Его формула выглядит следующим образом:
На основе полученных данных требуется описать результаты исследования, дать рекомендации по улучшению психологического климата в классе.
Источник: psyfactor.org
Робот пришёл к выводу, что со статьёй “Социометрия: исследование межличностных отношений в группе” тематически связаны:
Для ссылки:
Социометрия: исследование межличностных отношений в группе [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/publ/18-1-0-261 (дата обращения: 19.05.2023).
- 1 Описание методики
- 2 Теоретические основы
- 3 История создания
- 4 Процедура проведения
- 4.1 1-й этап
- 4.2 2-й этап
- 4.3 3-й этап
- 4.3.1 Непараметрическая процедура
- 4.3.2 Параметрическая процедура
- 4.4 4-й этап
- 4.4.1 Пример социометрической карточки
- 4.4.2 Величины ограничения социометрических выборов
- 4.5 5-й этап
- 4.5.1 Варианты инструкций
- 4.6 6-й этап
- 5 Обработка результатов
- 5.1 Социометрическая матрица
- 5.2 Социограмма
- 5.3 Социометрические индексы
- 6 Интерпретация результатов
- 7 Стимульный материал
- 7.1 Варианты социометрических критериев (Вопросов)
- 8 Литература
Описание методики
Метод социометрических измерений или Социометрия используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Джекоб Морено.
Метод социомтерических измерений позволяет получить информацию о:
- социально-психологических отношениях в группе;
- статусе людей в группе;
- психологической совместимости и сплочённости в группе.
В общем виде задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.
Теоретические основы
Термин “Социометрия” возник в конце XIX в. в связи с описанием возможных способов измерения социального влияния одних групп людей на другие. Теоретическое и идеологическое обоснование социометрии как метода познания и измерения социальных явлений дал Я.(Дж).Л.Морено. Во-первых, социометрия есть общая теория социальных групп; во-вторых, социометрия означает всякое измерение всех социальных отношений; в-третьих, социометрией называется математическое изучение психологических свойств населения, экспериментальная техника и результаты, полученные при применении количественного и качественного метода. Объектом социометрической теории являются реально существующие малые социальные группы, имеющие достаточный опыт совместной групповой жизни. Предметная область социометрии – эмоциональные отношения людей в группах (симпатии, неприязнь, безразличие). Созданная на основе взглядов К.Маркса, О.Конта и 3.Фрейда, социометрия противопоставляется как бихевиоризму, наблюдающему лишь внешнее поведение людей, так и фрейдизму с его акцентом на внутренних, глубинных процессах человеческого поведения. По Морено, эмоциональные отношения людей в группах представляют атомистическую структуру структуру обществава, которая недоступна простому наблюдению и может быть вскрыта только с помощью социальной микроскопии. “Микросоциология, писал Морено, фактически возникла с появлением моей теории “социальной микроскопии”. В соединении с социометрическими приемами она положила начало теоретическим и практическим основам микросоциологии”. Изучение “первичных атомистических структур человеческих отношений” рассматривалось Морено как “предварительная и необходимая основная работа для большинства макросоциологических исследований”. Одно из центральных понятий этой теории – теле, – термин, означающий простейшую единицу чувства, передаваемую от одного индивида к другому, детерминирующую количество и успешность межличностных отношений, в которых они вступают.
Суть “общей теории социометрии” состоит в утверждении того, что социальные системы являются притягательно-отталкивающе-нейтральными системами, включающими в себя не только объективные, внешне проявляемые отношения (макроструктура), но и субъективные, эмоциональные отношения, часто невидимые внешне (микроструктура). Цель социометрической теории сформулировать законы эмоциональных отношений в группах.
Основные положения теории Морено
- Социальный атом общества – это не отдельный индивид, а их сосуществование;
- Закон социальной гравитации: сплочённость группы прямо пропорциональна влечению участников друг к другу;
- Социологический закон: высшие формы коллективной организации развиваются из простых форм;
- Социодинамический закон: внутри некоторых групп человеческие привязанности распространяются неравномерно.
История создания
Прикладная социометрия в виде специальной техники опроса и обработки данных (социометрический тест, социоматрицы, социограммы, социометрические индексы) была разработана в исследованиях по ликвидации различных конфликтов в малых группах. Она получила широкое применение среди социологов и социальных психологов во многих странах мира. Современные социологические и социально-психологические исследования малых групп и первичных (контактных) коллективов почти всегда включают в качестве основного или дополнительного метода социометрию.
Процедура проведения
Общая процедура проведения при социометрическом исследовании заключается в следующих этапах:
1-й этап
Определение целей и задач, гипотез исследования. Выбор объектов исследования.
2-й этап
Разработка социометрических критериев.
Социометрические критерии формируются в виде вопросов, ответы на которые и служат основанием для установления отношений в группе. Типы критериев:
- формальные/неформальные – Формальные критерии направлены на изучение взаимоотношений в ведущем виде деятельности группы. Неформальные – изучают неформальные отношения.
- двойные/одинарные – Двойные – изучают отношения партнёрства. Одинарные – изучают взаимоотношения лидерства и подчинённых.
- прогностические – позволяют измерить, на сколько верно картина взаимоотношений отражается в сознании самого индивида.
- сильные (или значимые)/слабые (незначимые) – Сильные выявляют наиболее глубокие, стабильные отношения, а слабые (незначимые) затрагивают поверхностные отношения.
Требования к критериям
- Ограниченное количество (3-4);
- логическая связь между собой;
- критерии должны вызывать интерес;
- смысл критериев должен быть понятен испытуемым;
- критерии должны быть сформулированы как можно более конкретно, лучше на основе реальной ситуации.
3-й этап
Выбор типа процедуры социометрического исследования.
Социометрия может проводится в двух вариантах:
Непараметрическая процедура
При использовании непараметрической процедуры проведения испытуемым предлагается ответить на вопросы без ограничения количества выборов, т.е. всех, кроме самого себя. Таким образом, по любому из предложенных критериев может быть выбрано (N-1) человек — основная константа социометрии, где N — количество человек в группе.
Для непараметрической процедуры константа одинакова, как для человека, делающего выбор, так и для человека, выбор получающего.
Достоинства непараметрической процедуры:
- позволяет выявить эмоциональную экспансивность каждого члена группы;
- при использовании данного типа процедуры проведения делается срез всего многообразия связей в групповой структуре.
Недостатки непараметрической процедуры:
- при ручной обработке результатов социометрии измерения возможны только в небольших группах (до 12 человек);
- существует большая вероятность получения случайного выбора из-за аморфной системы отношений выбирающего человека с окружающими или же из-за ложных ответов, с целью продемонстрировать нормальную лояльность к окружающим и к экспериментатору.
Параметрическая процедура
Данная процедура была разработана для снижения вероятности случайного выбора. Суть процедуры состоит в ограничении количества выборов каждого их участников (обычно, для групп в 22-25 участников минимальная величина «социометрического ограничения» должна выбираться в пределах 4-5 выборов). Величина ограничения – d – называется социометрическое ограничение или лимит выборов. Введением этой величины можно стандартизировать внешние условия выборов в группах разной численности. Для этого необходимо определять величину d по одинаковой для всех групп вероятности случайного выбора. Формулу определения такой вероятности предложили в свое время Дж. Морено и Е. Дженнингс:
где Р(А) — вероятность случайного события социометрического выбора, обычно выбирается в пределах [0,2-0,3];
N — число членов группы.
Достоинства параметрической процедуры:
- повышает надёжность полученных данных;
- облегчает статистическую обработку;
- позволяет стандартизировать условия выбора в группах различной численности;
- как следствие, появляется возможность сравнивать взаимоотношения в разных группах.
Недостатки непараметрической процедуры:
- не раскрывает всего многообразия взаимоотношений в группе;
- социометрическая структура группы в результате такого подхода будет отражать лишь наиболее типичные, «избранные» коммуникации. Введение «социометрического ограничения» не позволяет судить об эмоциональной экспансивности членов группы.
4-й этап
Разработка социометрической карточки или социометрической анкеты.
При проведении социометрии, возможны два варианта:
- I вариант – Социометрическое исследование является частью общего анкетирования. В таком случае социометрические критерии могут быть включены в общую систему отдельным разделом. Однако, при этом необходимо учитывать, что испытуемые в обязательном порядке должны подписывать свою анкету, а при выборе людей писать их фамилии.
- II вариант – Социометрия является предметом самостоятельного изучения. Тогда порядок составления карточки может быть таким:
- готовятся списки членов группы;
- каждый человек в группе идёт в списке под определённым номером – этот номер становится его шифром.
Затем готовится и сама карточка. Она должна содержать следующие элементы:
- заголовок;
- инструкцию – количество необходимых выборов и способ заполнения графы выборов;
- подписание карточки (разборчиво).
В ней каждый член группы Должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.) Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.
Пример социометрической карточки
В карточке каждый член группы должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.) Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.
Социометрическая карточка | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
№ | Тип | Критерии | Выборы | |||
1. | Работа |
а) Кого бы вы хотели выбрать своим бригадиром?
б) Кого бы вы не хотели выбрать своим бригадиром? |
||||
2. | Досуг |
а) Кого бы вы хотели пригласить на встречу Нового года?
б) Кого бы вы не хотели пригласить на встречу Нового года? |
При опросе без ограничения выборов в социометрической карточке после каждого критерия должна быть выделена графа, размеры которой позволили бы давать достаточно полные ответы. При опросе с ограничением выборов справа от каждого критерия на карточке чертится столько вертикальных граф, сколько выборов мы предполагаем разрешить в данной группе. Определение числа выборов для разных по численности групп, но с заранее заданной величиной Р(А) в пределах 0,14–0,25 можно произвести, пользуясь специальной таблицей:
Величины ограничения социометрических выборов
Число членов групп |
Социометрическое
ограничение d |
Вероятность
случайного выбора Р(А) |
---|---|---|
5–7
8–11 12–16 17–21 22–26 27–31 32–36 |
1
2 3 4 5 6 7 |
0,20–0,14
0,25–0,18 0,25–0,19 0,23–0,19 0,22–0,19 0,22–0,19 0,21–0,19 |
5-й этап
Непосредственно проведение социометрии. Она складывается из двух основных компонентов: инструкция и содержательные вопросы. Чаще всего психолог сам дает всем членам группы устную инструкцию и зачитывает вопросы, предлагая письменно ответить на них в специальных бланках (в них оставлено место для фамилии, стоят номера вопросов, под каждым вопросом — цифры от 1 до 5 в столбик) или просто на листе бумаги. В другом варианте психолог дает устную инструкцию, а затем раздает социометрические карточки, на которых есть краткая письменная инструкция, оставлено место для фамилии, сформулированы все вопросы и под каждым оставлено место для ответов. Преимущество второго варианта в том, что респонденты видят перед собой инструкцию постоянно, и это уменьшает (незначительно) число уточняющих вопросов.
В обоих случаях устная инструкция выполняет две очень важные функции: мотивирование участников и технические пояснения.
Мотивационная часть принципиально важна, именно она во многом определяет открытость участников опроса, их желание отвечать. Социометрическая процедура сама по себе является достаточно серьезным эмоциональным испытанием. Особенно для тех, кто занимает крайние статусные позиции: высокостатусных и непопулярных. Надо честно написать о том, кто тебе нравится и кто неприятен, зная, что в этот момент все остальные оценивают и тебя. Более того, свои высказывания надо обязательно подписать.
Снизить общую напряжённость ситуации можно и необходимо. С этой точки зрения важны следующие моменты.
- необходим доверительный контакт с группой.
- Стиль подачи инструкции: доброжелательный, неформальный, спокойный.
- Мягкое формулирование целей тестирования.
В технической части инструкции должны быть подчеркнуты следующие моменты:
- каждый заполняет свой лист самостоятельно, не советуясь ни с кем и не размышляя вслух над своими выборами;
- при заполнении необходимо учитывать всех членов группы, а не только присутствующих в данный момент (для облегчения можно написать на доске или дать участникам полные списки группы);
- при ответе настойчиво рекомендуется избегать вариантов типа «всех», «любого», «никого»; желательно во всех вопросах ограничиваться тем числом выборов, которые предложены психологом.
Варианты инструкций
Инструкция для школьников
«Мы с вами не раз обсуждали вопросы, касающиеся отношений в вашем классе, пытались разобраться, дружный он или нет, и если нет, то почему. Для того чтобы наша дальнейшая работа была интересной и полезной, мне важно понять, что же из себя представляет ваш класс. Для этого я хочу использовать методику с хитрым названием «социометрия». Она состоит из пяти вопросов. Сейчас вы получите тестовые бланки и прочтете их. Вопросы и простые и сложные одновременно. Они касаются вашего класса, отношений между ребятами и лично каждого из вас. Чтобы работа была не напрасной, очень важно отнестись к ней серьезно и при ответах быть максимально искренним. Конечно, вы можете не отвечать на вопросы, но в этом случае будет трудно дальше работать над формированием в классе доброжелательных, дружеских отношений. И еще. Работу надо обязательно подписать. Когда вы прочитаете вопросы, то поймете, что без подписи она теряет всякий смысл. Конечно, я могу пометить раздаваемые вам листы или провести графологическую экспертизу, но это недостойные методы.
Со своей стороны я гарантирую, что ваши листы с ответами не попадут в руки никому: ни вашим одноклассникам, ни педагогам, ни родителям. Их буду видеть только я. На общем классном собрании, на консилиуме педагогов мы будем обсуждать только общие данные. Если вам будет интересно мое мнение по поводу ваших личных ответов, приходите ко мне, поговорим в спокойной обстановке.
Теперь возьмите листы, читайте каждый вопрос и сразу же отвечайте. Советоваться, обсуждать вслух, заглядывать в лист соседа по парте неприлично: это же не контрольная по алгебре, а личная точка зрения каждого из вас, которой вы, кстати, не обязаны делиться с одноклассниками.
Итак, подпишите листок и начинайте отвечать. На все про все вам минут десять. Кто справится раньше — отдавайте мне лист и сразу выходите из класса».
Инструкция для студентов
«Уважаемые студенты. Ваша группа создана недавно, при её формировании не могли быть учтены ваши пожелания, поскольку вы были недостаточно хорошо знакомы друг с другом. За время, прошедшее с тех пор, группа сложилась. Вы лучше узнали друг друга, некоторые из вас стали друзьями, но не обошлось, вероятно, и без трений. Теперь мы хотели бы воспользоваться вашим опытом, чтобы в будущем переформировать учебные группы с учётом ваших пожеланий. С этой целью вам будет предложен ряд вопросов, на которые необходимо ответить правдиво. От искренности полученных ответов будет зависеть состав вновь организуемых групп. Просим отвечать самостоятельно, не советуясь друг с другом. Ваши ответы оглашению не подлежат».
6-й этап
Непосредственно обработка и интерпретация результатов
Обработка результатов
Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный(социометрическая матрица), графический(социограмма) и индексологический(социометрические индексы).
Социометрическая матрица
Социоматрица – это матрица связей, с помощью которой анализируются внутриколлективные отношения. В социоматрицу в форме числовых значений и символов заносится информация, полученная в ходе опроса.
Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов.
Основное достоинство социоматрицы – возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма – карта социометрических выборов (социометрическая карта), производится расчет социометрических индексов.
Социограмма
Социограмма – схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости (“щите”) с помощью специальных знаков.
Социограммы бывают двух типов:
- групповые
- индивидуальные
Первые изображают картину взаимоотношений в группе в целом, вторые – систему отношений, существующих у интересующего исследователя индивида с остальными членами его группы.
Групповые социограммы в свою очередь могут быть представлены в виде:
- конвенциональной социограммы – индивиды, составляющие группу, изображаются в виде кружочков, соединенных между собой стрелками, символизирующими социометрические выборы или отклонения.
- “социограммы-мишени” – представляет собой систему концентрических окружностей, количество которых равно максимальному количеству выборов, полученных в группе. Все члены группы располагаются на окружностях в соответствии с количеством полученных выборов. Вся социограмма-мишень делится на секторы по социально-демографическим характеристикам группы (пол, возраст и т. п.).
Индивидуальные социограммы применяют для более наглядного представления о положении отдельных лиц в группе, на которых изображают индивида в совокупности всех его связей с другими членами группы.
Социометрические индексы
Выделяют два типа социометрических индексов:
- персональные социометрические индексы;
- групповые социометрические индексы.
Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения.
Основными персональными социометрическими индексами являются:
- индекс социометрического статуса i-члена;
- индекс эмоциональной экспансивности j-члена;
- индекс объема интенсивности и концентрации взаимодействия ij-члена.
Символы i и j обозначают одного и того же члена группы, но в разных ролях:
- i – объект выбора;
- j – субъект выбора;
- ij – совмещение ролей.
Среди групповых социометрических индексов наиболее важными являются:
- индекс эмоциональной экспансивности группы;
- индекс психологической взаимности в группе (сплоченности группы);
Подробнее о социометрических индексах
Интерпретация результатов
Интерпретацию данных социометрии проводят анализируя полученные в ходе обработки данные: социоматрицу, социограммы, социометрические индексы.
Всесторонний анализ статуса индивида в группе также можно получить при помощи шести индексов, оценивающих количество: 1) сделанных выборов; 2) полученных выборов; 3) взаимных выборов; 4) полученных отклонений; 5) сделанных отклонений; 6) взаимных отклонений.
Приписывая каждому показателю знак «+» (если он выше среднего по группе) или «–» (если он ниже среднего по группе), можно получить закодированный социометрический профиль индивида. Например, профиль вида «+, +, +, –, +, –» будет свидетельствовать о том, что данный индивид отвергает многих в группе, но это обстоятельство не влияет на его популярность. Для каждого члена группы имеет значение не столько число выборов, сколько К удовлетворенности (Куд) своим положением в группе:
Куд =число взаимных выборов/число выборов, сделанных данным человеком
Так, если индивид хочет общаться с тремя конкретными людьми, а из этих троих никто не хочет общаться с этим человеком, то Куд = 0/3 = 0.
Коэффициент удовлетворенности может быть равен 0, а статус (количество полученных выборов) равен, например, 3 у одного и того же человека – эта ситуация свидетельствует о том, что человек взаимодействует не с теми, с кем ему хотелось бы. В результате социометрического эксперимента руководитель получает сведения не только о персональном положении каждого члена группы в системе межличностных взаимоотношений, но и обобщенную картину состояния этой системы. Характеризуется она особым диагностическим показателем – уровнем благополучия взаимоотношений (УБВ). УБВ группы может быть высоким, если «звезд» и «предпочитаемых» в сумме больше, чем «пренебрегаемых» и «изолированных» членов группы. Средний уровень благополучия группы фиксируется в случае примерного равенства («звезды» + «предпочитаемые») = («пренебрегаемые» + «изолированные» + «отверженные»). Низкий УБВ отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом. Важным диагностическим показателем считается «индекс изоляции» – процент людей, лишенных выборов в группе.
Стимульный материал
Варианты социометрических критериев (Вопросов)
Литература
- Морено Д.Л. Социометрия. М., 1958.
- Морено, Я. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. А. Боковикова. — М. : Академический Проект, 2001.
- Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. Л., 1970
- Основы психологии: Практикум/ Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001.
- Р.А.Золотовицкий. Социометрия Я.Л. Морено: мера общения // Социологические исследования. 2002. № 4. С. 103-113.
Социометрия — это метод количественного измерения отношений между людьми в реальных группах на основе взаимных симпатий. Он был разработан известным американским психиатром и социологом Джекобом Леви Морено.
С детьми дошкольного возраста очень важно проводить социометрию в игровой форме. Такая форма была разработана Коломинским Я. Л. Именно этот вариант социометрии и будет описан в этой статье. Игру с детьми можно назвать — «Подари подарок».
Содержание
- Суть игры «Подари подарок»
- Предварительная работа
- Процедура проведения
- Обработка результатов
- Заполнение социометрической матрицы
- Обработчик социометрии Дж. Морено
- Математические расчёты
- Составление социограммы
Суть игры «Подари подарок»
Детям необходимо подарить подарок своим одногруппникам, но сделать это нужно так, чтобы никто не узнал от кого он получил этот подарок. В коллективе детей от 25 до 35 человек каждый ребёнок должен сделать 4-5 выборов. Если в коллективе детей меньше 25 человек, то делается 3 выбора.
Предварительная работа
- Подготовить вырезанные из бумаги цветочки, сердечки или какие-нибудь другие предметы (их должно быть большое количество) и они должны быть одинаковыми по цвету и форме.
- Психолог при себе должен иметь список детей группы с фамилиями и именами, а также список детей на шкафчики.
Процедура проведения
Перед началом обследования психолог сообщает детям, что сейчас они будут играть в игру, где нужно будет дарить друг другу подарки, но только так, чтобы об этом никто не знал. После этого психолог предлагает детям по очереди выходить в раздевалку (регулировать этот процесс может воспитатель).
Психолог даёт ребёнку вырезанные картинки и предлагает их подарить ребятам из группы, положив ему в шкафчик (если ребёнок не знает, где находится шкафчик того или иного ребёнка, то психолог помогает ему его найти). При этом психолог фиксирует выборы ребёнка, отмечая их в социометрической матрице.
ВАЖНО! В конце исследования психологу необходимо проверить все шкафчики на наличие подарков и при отсутствие их в каком-либо шкафчике положить его самому.
Обработка результатов
Заполнение социометрической матрицы
Психологу необходимо перенести выборы детей в социометрическую матрицу, которая составляется следующим образом:
- По вертикали прописываем порядковый номер и фамилии и имена детей (это те, кто выбирает), а по горизонтали прописываем только порядковый номер (это те, кого выбирают). Далее проводится диагональ, которая вычеркивает те квадраты, в которых выбирающий мог бы отметить себя.
- В рядах отмечаются выборы, сделанные детьми, какими-либо обозначениями: крестиками, галочками и т.п.
- Внизу каждого столбца подсчитывается сумма выборов, полученных участником коллектива.
- Далее в социометрической матрице отмечаются взаимные выборы (например, когда испытуемый А выбирает испытуемого D, и тот, в свою очередь отвечает ему взаимностью, т.е. испытуемый D тоже выбирает испытуемого А). Взаимные выборы на социометрической матрице можно выделять кружками. Затем взаимные выборы подсчитываются в каждой строке и заносятся в строку «Сумма взаимных выборов» внизу каждого столбца.
Обработчик социометрии Дж. Морено
Для более удобной и быстрой обработки в моей копилке психолога есть Excel обработчик. Это таблица, которая позволяет рассчитать все данные и составить заключение по результатам.
Математические расчёты
Показатель | Формула | Выводы |
---|---|---|
Социометрический статус | Подсчитываем количество полученных ребёнком выборов. | I – «звезды» (5 и более выборов); II –«предпочитаемые» (3-4 выбора); III – «принятые» (1 -2 выбора); IV – «не принятые» (0 выборов). |
Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) | УБВ = (I+II)/кол-во детей в группе | УБВ = 40% и ниже — низкий уровень; УБВ = 40-50% — средний уровень; УБВ = 51% и выше — высокий уровень. |
Коэффициент взаимности (КВ) | Коэффициент взаимности (КВ) = число взаимных выборов разделить на число общих выборов и умножить на 100 % | К данному коэффициенту следует относиться внимательно, так как он может быть показателем действительной сплоченности, привязанности, дружбы, но может и свидетельствовать о фактической разобщенности группы на отдельные группировки. KB = 15-20 % — низкий уровень; KB = 21-30 % — средний уровень; KB = 31- 40 % — высокий уровень; KB = 40 % и выше — сверхвысокий уровень. |
Коэффициент удовлётворённости взаимоотношениями (КУ) | КУ (по группе) =кол-во детей, имеющих взаимные выборы /кол-во детей группы и умножить на 100%
КУ (по ребёнку) = кол-во, полученных взаимных выборов / кол-во, сделанных выборов и умножить на 100% |
КУ показывает насколько дети удовлетворены своими отношениями в группе. Показатели по группе: КУ =33 % и ниже — низкий уровень; КУ = 34-49 % — средний уровень; КУ = 50-65 % — высокий уровень; КУ = 66 % и выше — сверхвысокий уровень. Показатели по каждому отдельному ребёнку: КУ =25 % и ниже — низкий уровень; КУ = 25-50 % — средний уровень; КУ = 50 -75 % — высокий уровень; КУ = 76 % и выше — сверхвысокий уровень. |
Индекс изолированности (ИИ) | ИИ = IV/ кол-во детей в группе | ИИ =14% и ниже — низкий уровень; ИИ = 15-25% — средний уровень; ИИ = 26% и выше — высокий уровень. |
Составление социограммы
Групповую социограмму можно изобразить в виде радиальных окружностей. В центре которой помещаются «Звёзды», во втором круге — «Предпочитаемые», в третьем круге — «Принятые», в четвёртом круге — «Не принятые».
Мальчиков обозначают треугольником, девочек – кружком. Внутри треугольника или кружка пишут порядковый номер, обозначающий ребёнка.
На основе заполнения радиальной социограммы можно сделать предварительные выводы о групповой сплоченности коллектива. Если большинство значков сосредоточены в центре социограммы (1 и 2 окружности) это говорит о сплоченности данного коллектива, если большинство значков расположились на периферии (3 и 4 окружности) – это говорит о разобщенности данного коллектива. Если часть значков сосредоточены в центре, а часть на периферии, то можно сделать вывод о частичной сплоченности и частичной разобщенности коллектива или о том, что в целом разобщенном коллектива имеется сплоченное «ядро».
Таблица 7.
Образец заполнения социоматрицы
Фамилия |
Кого |
Отданные |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Kf |
К– |
Ко |
|
1 |
XXX |
+ |
+ |
0 |
+ |
+ |
– |
4 |
1 |
1 |
2. |
_ |
XXX |
+ |
+ |
– |
+ |
– |
3 |
3 |
0 |
3. |
+ |
+ |
XXX |
– |
0 |
0 |
0 |
2 |
1 |
3 |
4. |
+ |
+ |
– |
XXX |
– |
0 |
– |
2 |
3 |
1 |
5. |
_ |
+ |
– |
0 |
XXX |
– |
+ |
2 |
3 |
1 |
6. |
+ |
0 |
+ |
+ |
0 |
XXX |
0 |
3 |
0 |
3 |
7. |
+ |
_ |
– |
+ |
– |
-г |
XXX |
3 |
3 |
0 |
К |
4 |
4 |
3 |
3 |
1 |
3 |
1 |
19 |
||
К— |
2 |
1 |
3 |
1 |
3 |
1 |
3 |
14 |
||
Кn0 |
0 |
1 |
0 |
2 |
2 |
2 |
2 |
9 |
||
B3 |
2 |
2 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
Всего |
||
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
Всего |
Примечания:
Кп+
—
количество
полученных положительных выборов Кп_—
количество полученных отрицательных
выборов Кn0
— количество
полученных нейтральных выборов В3
— количество взаимных выборов: К++
— количество положительных выборов,
К—
— количество отрицательных выборов
Социоматрица
представляет собой таблицу, с помощью
которой анализируются результаты
социометрического опроса. Пример
заполнения социоматрицы приведён в
табл. 7. В данном случае использована
процедура множественного выбора: каждый
учащийся определял своё отношение к
каждому, обозначая его как положительное
(«+»), отрицательное («-») или нейтральное
(«О»).
2.4. Вычисление индивидуальных и групповых индексов
Количество выборов,
сделанных по социометрическому критерию
является основой для вычисления
индивидуальных и групповых индексов,
характеризующих структуру межличностных
отношений в группе и положение каждого
испытуемого в ней.
Индивидуальные
индексы:
а) социометрический
статус (Ист)
б) потребность в
общении (Иno)
Групповые индексы:
в) психологическая
совместимость (Исм)
г) групповое
единство (Иге)
д) групповая
разобщенность (Игр)
е) групповая
сплоченность (Игс)
где n
— число членов группы.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Содержание
- 1 Построение социометрической матрицы
- 2 Социометрическая матрица
- 3 Формулы расчёта
- 4 Пример процедуры расчётов
- 5 Таблица значений коэффициента асимметричности по Сальвосу
- 6 См. также
Построение социометрической матрицы
По данным опроса испытуемых вначале составляется социометрическая матрица, по горизонтали и по вертикали которой в одном и том же порядке перечислены фамилии всех членов исследуемой группы. Нижние строки и крайние правые столбцы матрицы являются итоговыми. Заполнение матрицы начинается с внесения в нее выборов, сделанных каждым человеком. Для этого в клетках пересечения строки соответствующего испытуемого со столбцами тех, кого он выбрал, проставляются соответственно цифры 1, 2, 3. Цифра 1 ставится в столбец того члена группы, который рассматриваемым испытуемым оказался выбранным в первую очередь; цифра 2 – в столбце того члена группы, который был выбран вторым и т.д. Аналогичным образом, но цифрами другого цвета, в матрице отмечаются отклонения (тех, с кем не хотели в дальнейшем взаимодействовать). Обычно все данные, касающиеся положительных выборов, отмечают в матрице красным цветом, а отклонения – синим. В матрицу заносятся также результаты ответов на третий и четвертый вопросы; когда испытуемый предполагает, что его выберет кто-либо, то в столбец этого человека проставляются красные скобки, а скобками синего цвета отмечаются предполагаемые отклонения.
Социометрическая матрица
Ф.И.О. | Иванов | Петров | Сидоров | … | ВС | ОС | ОВ | ОО |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Иванов | 2 | ( ) | ||||||
Петров | 1 | |||||||
Сидоров | 3 | ( ) | 1 2 | |||||
Обозначение
показателей |
||||||||
ВП | 2 | 1 | 0 | |||||
ОП | ||||||||
ОВ | ||||||||
ОС | ||||||||
ВВ | ||||||||
ВО |
В итоговых нижних строках и правых столбцах используются следующие обозначения:
- ВС – количество выборов, сделанных данным человеком;
- ОС – количество отклонений, сделанных данным человеком;
- ВП – сумма выборов, полученных данным человеком;
- ОП – сумма отклонений, полученных данным человеком;
- ОВ – количество ожидаемых выборов;
- ОО – количество ожидаемых отклонений;
- ВВ – количество взаимных выборов;
- ВО – количество взаимных отклонений.
В нижние строки матрицы заносятся результаты о количестве полученных выборов (независимо, в какую очередь – 1, 2, 3-ю) и отклонений, о количестве взаимных выборов и отклонений, о количестве ожидаемых от данного лица выборов и отклонений.
В крайние правые столбцы матрицы заносятся результаты о количестве сделанных выборов и отклонений, о количестве ожидаемых данным лицом выборов и отклонений.
Число выборов, полученных каждым человеком, является мерилом положения его в системе личных отношений, измеряет его «социометрический статус». Люди, которые получают наибольшее количество выборов, пользуются наибольшей популярностью, симпатией, их именуют «звездами». Обычно к группе «звезд» по числу полученных выборов относят тех, кто получает 6 и более выборов (если, по условиям опыта каждый член группы делал 3 выбора). Если человек получает среднее число выборов, его относят к категории «предпочитаемых», если меньше среднего числа выборов (1-2 выбора), то к категории «пренебрегаемых», если не получил ни одного выбора, то к категории «изолированных», если получил только отклонения – то к категории «отвергаемых».
С целью более достоверного выделения «звезд» и «пренебрегаемых» используют некоторые методы статистического анализа. В ходе статистического анализа полученного первичного материала устанавливают критические значения количества выборов, границы доверительного интервала, за пределами которого полученные выборы можно считать статистически достоверными. Эмпирические кривые распределения выборов часто асимметричны и апроксимируются биноминальным законом распределения. Экспериментальная ситуация социометрического обследования весьма близка к ситуации последовательных дихотомических выборов.
Формулы расчёта
Верхняя и нижняя критические границы рассчитываются по следующей общей формуле:
[math]mathbf{X}=mathbf bar{M}+{t bar{b}}[/math]
где Х – критическое значение количества V(М) выборов;
t – поправочный коэффициент, учитывающий отклонение эмпирического распределения от теоретического;
b – среднее отклонение;
M – среднее количество выборов, приходящихся на одного человека.
Коэффициент t определяется по специальной таблице на основе предварительного вычисления другого коэффициента ОD свидетельствующего о степени отклонения распределения выборов от случайного:
[math]O_text{D} = frac{ mathit{I} bar{p} – mathit{I} bar{q}}{bar{b}}[/math]
где p – оценка вероятности быть выбранным в данной группе;
q – оценка вероятности оказатьcя отвергнутым в данной группе;
b – отклонение количества полученных индивидами выборов от среднего их числа, приходящегося на одного члена группы;
p и q, в свою очередь, определяются при помощи следующих формул:
[math]bar{p} = frac{mathbf bar{M}}{(N-1)}[/math], [math]bar{q} = {1 – bar{p}}[/math]
где N – количество участников в группе;
M– среднее количество выборов, полученных одним участником.
M вычисляется при помощи формулы:
[math]bar{M} = sum_{i=1}^N frac{d}{(N-1)}[/math]
где d – общее количество выборов, сделанных членами данной группы.
b определяется по формуле:
[math]bar{b} = sqrt{{(N-1)}{cdot bar{p}}{cdot bar{q}}}[/math]
Пример процедуры расчётов
Проиллюстрируем процедуру расчетов. Исследовали группу в 31 человек, участники которой в общей сложности сделали 270 выборов. Найдем среднее количество выборов, приходящихся на одного человека в группе:
[math]bar{M} – frac{270}{300} = 9,0[/math]
Определим оценку вероятности быть избранным в данной группе:
[math]bar{p} = frac{9,0}{30} = 30[/math]
Вычислим среднее квадратное отклонение:
[math]bar{b} = sqrt{{30}{cdot 0,3}{cdot (1 – 0,3)}} = 2,51 [/math]
Подсчитаем коэффициент асимметричности:
[math]O_text{D} = frac{ 0,7 – 0,3}{2,51} = 0,16[/math]
Теперь по таблице определим величину t отдельно для правой и левой частей распределения. В левой части таблицы приведены значения для нижней границы доверительного интервала, а в правой – для верхней. Для обеих границ (верхней и нижней) значения даны для трех различных вероятностей допустимой ошибки:
[math]p le 0,05[/math]; [math]p le 0,01[/math]; [math]p le 0,001[/math];
Таблица значений коэффициента асимметричности по Сальвосу
Коэффициент
асимметричности ОD |
Вероятность ошибки p | Коэффициент
асимметричности ОD |
Вероятность ошибки p | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
0,05 | 0,01 | 0,001 | 0,05 | 0,01 | 0,001 | ||
0,0 | -1,64 | -2,33 | -3,09 | 0,0 | 1,64 | 2,33 | 3,09 |
0,1 | -1,62 | -2,25 | -2,95 | 0,1 | 1,67 | 2,40 | 3,23 |
0,2 | -1,59 | -2,18 | -2,81 | 0,2 | 1,70 | 2,47 | 3,38 |
0,3 | -1,56 | -2,10 | -2,67 | 0,3 | 1,73 | 2,54 | 3,52 |
0,4 | -1,52 | -2,03 | -2,53 | 0,4 | 1,75 | 2,62 | 3,67 |
0,5 | -1,49 | -1,95 | -2,40 | 0,5 | 1,77 | 2,69 | 3,81 |
0,6 | -1,46 | -1,88 | -2,27 | 0,6 | 1,80 | 2,76 | 3,96 |
0,7 | -1,42 | -1,81 | -2,14 | 0,7 | 1,82 | 2,83 | 4,10 |
0,8 | -1,39 | -1,73 | -2,00 | 0,8 | 1,84 | 2,89 | 4,24 |
0,9 | -1,35 | -1,66 | -1,90 | 0,9 | 1,86 | 2,96 | 4,39 |
1,0 | -1,32 | -1,59 | -1,79 | 1,0 | 1,88 | 3,02 | 4,53 |
1,1 | -1,28 | -1,52 | -1,68 | 1,1 | 1,89 | 3,09 | 4,67 |
Поскольку в таблице нет значения, равного 0,16, а есть только значения 0,1 и 0,2, то выберем поправочные коэффициенты, находящиеся между этими табличными значениями.
Для ОD=0,1 поправочный коэффициент составит (-1,62), а для ОD=0,2 – (-1,59). С учетом того, что реальное значение ОD=0,16, возьмем поправочный коэффициент t промежуточного значения и примем его равным (-1,60) (левая половина таблицы).
Проделав подобную операцию и в правой части таблицы, получим второй поправочный коэффициент 1,69, величина которого расположена между табличными значениями для ОD=0,1 и ОD=0,2. Верхнюю критическую границу вычислим, подставив в формулу значение t из правой части таблицы: Xверхн = 9,0 + 1,69 х 2,51 = 13,24.
Для определения нижней границы доверительного интервала используем значение t, взятое из левой части таблицы: Хнижн = 9,0 – 1,6 x 2,51 = 4,98.
В связи с тем, что количество полученных выборов – это всегда целое число, округлим полученные значения до целых чисел.
Теперь можно сделать вывод, что все испытуемые изученной группы, получившие 14 и более выборов, имеют высокий социометрический статус, являются «звездами», а испытуемые, получившие 4 и меньше выборов, – низкий статус, причем, утверждая это, допускаем ошибку не более 5 %.
Если допускать ошибку в 1 %, то из таблицы значения t берем иные:
Xверхн = 9,0 + 3,32 х 2,51 = 17,33; Хнижн = 9,0 – 2,84 x 2,51 = 1,87.
Округлим до целых чисел: Xверхн = 18; Хнижн = 1. Таким образом, допуская ошибку не более, чем на 1 %, можно утверждать, что лидерами являются только те, кто получил не менее 18 выборов, а низкий статус – у испытуемых, получивших меньше двух выборов.
Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов.
Основное достоинство социоматрицы – возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма – карта социометрических выборов (социометрическая карта), производится расчет социометрических индексов.
См. также
Социограмма | Социометрические индексы