Робот подготовил для Вас подборку материалов, близких к этой теме. Посмотреть
Для студентов, проходящих педпрактику.
Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.
Социометрическая процедура может иметь целью:
а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.
Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.).
Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе.
Членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность обнаружить их симпатии и антипатии к лидерам, членов группы, которых группа не принимает. Исследователь зачитывает два вопроса: а) и б) и дает подопытным такую инструкцию: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого и второй». Потом исследователь зачитывает вопрос о личных отношениях и так же проводит инструктаж.
Примеры вопросов для изучения деловых отношений. (Задание: выбрать один из трех вариантов.)
1. а) кого из своих товарищей из группы Вы попросили бы в случае необходимости помочь Вам в подготовке к занятиям (в первую, вторую, третью очередь)?
б) кого из своих товарищей из группы Вы не хотели бы просить в случае необходимости предоставлять Вам помощь в подготовке к занятиям?
2. а) с кем Вы поехали бы в продолжительное путешествие?
б) Кого из членов своей группы Вы не взяли бы в путешествие?
3. а) кто из членов группы лучше исполнит функции лидера (старосты, профорга и т.д.)?
б) кому из членов группы тяжело будет исполнять обязанности лидера?
Примеры вопросов для изучения личных отношений. (Задание: выбрать один из трех вариантов.)
1. а) К кому в своей группе Вы обратились бы за советом в трудной жизненной ситуации?
б) с кем из группы Вам не хотелось бы ни о чем советоваться?
2. а) если бы все члены Вашей группы жили в общежитии, с кем из них Вам хотелось бы поселиться в одной комнате?
б) если бы всю Вашу группу переформировали, кого из ее членов Вы не хотели бы оставить в своей группе?
3. а) кого из группы Вы пригласили бы на день рождения?
б) кого из группы Вы не хотели бы видеть на своем дне рождения?
Полученные ответы обрабатывают математически и представляют в виде таблицы – социоматрицы.
Социоматрица (таблица). Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Пример дан в таблице (см. ниже).
Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений. Таблицы результатов заполняются в первую очередь, в отдельности по деловым и личным отношениям.
По вертикали записываются за номерами фамилии всех членов группы, которая изучается; по горизонтали — только их номер. На соответствующих пересечениях по горизонтали цифрами +1, +2, +3 обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый в первую, вторую, третью очередь, цифрами -1, -2, -3 — тех, кого подопытный не избирает в первую, вторую и третью очередь.
Взаимный положительный или отрицательный выбор обводится в таблице (независимо от очередности выбора). После того, как положительные и отрицательные выборы будут занесены в таблицу, надо подсчитать по вертикали алгебраическую сумму всех полученных каждым членом группы выборов (сумма выборов). Потом надо подсчитать сумму баллов для каждого члена группы, учитывая при этом, что выбор в первую очередь равняется +3 баллам (-3), во вторую — +2 (-2), в третью — +1(-1). После этого подсчитывается общая алгебраическая сумма, которая и определяет статус в группе.
Лидером в группе является тот, кто набрал наибольшую сумму баллов.
Предпочитаемые члены группы – набравшие также большое количество баллов, но меньшее, чем у лидера.
Пренебрегаемые члены группы – набравшие минимальное количество баллов (1-2).
Изолированные – получившие только отрицательные выборы.
По количеству отрицательных выборов можно также определить того, кто вызывает к себе наибольшие антипатии.
На основе социоматрицы строится социограмма — карта социометрических выборов.
Социограмма – графическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков (рис. ниже). Она даёт наглядное представление о внутригрупповой дифференциации членов группы на основе их статуса (популярности). Пример социограммы (карты групповой дифференциации), предложенной Я. Коломинским, см. ниже.
Социограмма состоит из нескольких окружностей, обычно равных количесву выборов. В центре социограммы размещаются лидеры, в следующих окружностях – остальные члены группы, по мере уменьшения количества выборов, полученных ими.
Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.
Анализ социограммы заключается в отыскании центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 и более членов.
Представляемые на социограммах данные нередко для получения более подробной информации о положении человека в системе внутригрупповых отношений дополняются числовыми показателями — индексами. Наиболее известный из них индекс групповой сплоченности, которую характеризует систему групповых отношений в целом. Его формула выглядит следующим образом:
На основе полученных данных требуется описать результаты исследования, дать рекомендации по улучшению психологического климата в классе.
Источник: psyfactor.org
Подсказка робота: со статьёй “Социометрия: исследование межличностных отношений в группе” тематически связаны:
Для ссылки:
Социометрия: исследование межличностных отношений в группе [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/publ/18-1-0-261 (дата обращения: 15.05.2023).
- 1 Описание методики
- 2 Теоретические основы
- 3 История создания
- 4 Процедура проведения
- 4.1 1-й этап
- 4.2 2-й этап
- 4.3 3-й этап
- 4.3.1 Непараметрическая процедура
- 4.3.2 Параметрическая процедура
- 4.4 4-й этап
- 4.4.1 Пример социометрической карточки
- 4.4.2 Величины ограничения социометрических выборов
- 4.5 5-й этап
- 4.5.1 Варианты инструкций
- 4.6 6-й этап
- 5 Обработка результатов
- 5.1 Социометрическая матрица
- 5.2 Социограмма
- 5.3 Социометрические индексы
- 6 Интерпретация результатов
- 7 Стимульный материал
- 7.1 Варианты социометрических критериев (Вопросов)
- 8 Литература
Описание методики
Метод социометрических измерений или Социометрия используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Джекоб Морено.
Метод социомтерических измерений позволяет получить информацию о:
- социально-психологических отношениях в группе;
- статусе людей в группе;
- психологической совместимости и сплочённости в группе.
В общем виде задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.
Теоретические основы
Термин “Социометрия” возник в конце XIX в. в связи с описанием возможных способов измерения социального влияния одних групп людей на другие. Теоретическое и идеологическое обоснование социометрии как метода познания и измерения социальных явлений дал Я.(Дж).Л.Морено. Во-первых, социометрия есть общая теория социальных групп; во-вторых, социометрия означает всякое измерение всех социальных отношений; в-третьих, социометрией называется математическое изучение психологических свойств населения, экспериментальная техника и результаты, полученные при применении количественного и качественного метода. Объектом социометрической теории являются реально существующие малые социальные группы, имеющие достаточный опыт совместной групповой жизни. Предметная область социометрии – эмоциональные отношения людей в группах (симпатии, неприязнь, безразличие). Созданная на основе взглядов К.Маркса, О.Конта и 3.Фрейда, социометрия противопоставляется как бихевиоризму, наблюдающему лишь внешнее поведение людей, так и фрейдизму с его акцентом на внутренних, глубинных процессах человеческого поведения. По Морено, эмоциональные отношения людей в группах представляют атомистическую структуру структуру обществава, которая недоступна простому наблюдению и может быть вскрыта только с помощью социальной микроскопии. “Микросоциология, писал Морено, фактически возникла с появлением моей теории “социальной микроскопии”. В соединении с социометрическими приемами она положила начало теоретическим и практическим основам микросоциологии”. Изучение “первичных атомистических структур человеческих отношений” рассматривалось Морено как “предварительная и необходимая основная работа для большинства макросоциологических исследований”. Одно из центральных понятий этой теории – теле, – термин, означающий простейшую единицу чувства, передаваемую от одного индивида к другому, детерминирующую количество и успешность межличностных отношений, в которых они вступают.
Суть “общей теории социометрии” состоит в утверждении того, что социальные системы являются притягательно-отталкивающе-нейтральными системами, включающими в себя не только объективные, внешне проявляемые отношения (макроструктура), но и субъективные, эмоциональные отношения, часто невидимые внешне (микроструктура). Цель социометрической теории сформулировать законы эмоциональных отношений в группах.
Основные положения теории Морено
- Социальный атом общества – это не отдельный индивид, а их сосуществование;
- Закон социальной гравитации: сплочённость группы прямо пропорциональна влечению участников друг к другу;
- Социологический закон: высшие формы коллективной организации развиваются из простых форм;
- Социодинамический закон: внутри некоторых групп человеческие привязанности распространяются неравномерно.
История создания
Прикладная социометрия в виде специальной техники опроса и обработки данных (социометрический тест, социоматрицы, социограммы, социометрические индексы) была разработана в исследованиях по ликвидации различных конфликтов в малых группах. Она получила широкое применение среди социологов и социальных психологов во многих странах мира. Современные социологические и социально-психологические исследования малых групп и первичных (контактных) коллективов почти всегда включают в качестве основного или дополнительного метода социометрию.
Процедура проведения
Общая процедура проведения при социометрическом исследовании заключается в следующих этапах:
1-й этап
Определение целей и задач, гипотез исследования. Выбор объектов исследования.
2-й этап
Разработка социометрических критериев.
Социометрические критерии формируются в виде вопросов, ответы на которые и служат основанием для установления отношений в группе. Типы критериев:
- формальные/неформальные – Формальные критерии направлены на изучение взаимоотношений в ведущем виде деятельности группы. Неформальные – изучают неформальные отношения.
- двойные/одинарные – Двойные – изучают отношения партнёрства. Одинарные – изучают взаимоотношения лидерства и подчинённых.
- прогностические – позволяют измерить, на сколько верно картина взаимоотношений отражается в сознании самого индивида.
- сильные (или значимые)/слабые (незначимые) – Сильные выявляют наиболее глубокие, стабильные отношения, а слабые (незначимые) затрагивают поверхностные отношения.
Требования к критериям
- Ограниченное количество (3-4);
- логическая связь между собой;
- критерии должны вызывать интерес;
- смысл критериев должен быть понятен испытуемым;
- критерии должны быть сформулированы как можно более конкретно, лучше на основе реальной ситуации.
3-й этап
Выбор типа процедуры социометрического исследования.
Социометрия может проводится в двух вариантах:
Непараметрическая процедура
При использовании непараметрической процедуры проведения испытуемым предлагается ответить на вопросы без ограничения количества выборов, т.е. всех, кроме самого себя. Таким образом, по любому из предложенных критериев может быть выбрано (N-1) человек — основная константа социометрии, где N — количество человек в группе.
Для непараметрической процедуры константа одинакова, как для человека, делающего выбор, так и для человека, выбор получающего.
Достоинства непараметрической процедуры:
- позволяет выявить эмоциональную экспансивность каждого члена группы;
- при использовании данного типа процедуры проведения делается срез всего многообразия связей в групповой структуре.
Недостатки непараметрической процедуры:
- при ручной обработке результатов социометрии измерения возможны только в небольших группах (до 12 человек);
- существует большая вероятность получения случайного выбора из-за аморфной системы отношений выбирающего человека с окружающими или же из-за ложных ответов, с целью продемонстрировать нормальную лояльность к окружающим и к экспериментатору.
Параметрическая процедура
Данная процедура была разработана для снижения вероятности случайного выбора. Суть процедуры состоит в ограничении количества выборов каждого их участников (обычно, для групп в 22-25 участников минимальная величина «социометрического ограничения» должна выбираться в пределах 4-5 выборов). Величина ограничения – d – называется социометрическое ограничение или лимит выборов. Введением этой величины можно стандартизировать внешние условия выборов в группах разной численности. Для этого необходимо определять величину d по одинаковой для всех групп вероятности случайного выбора. Формулу определения такой вероятности предложили в свое время Дж. Морено и Е. Дженнингс:
где Р(А) — вероятность случайного события социометрического выбора, обычно выбирается в пределах [0,2-0,3];
N — число членов группы.
Достоинства параметрической процедуры:
- повышает надёжность полученных данных;
- облегчает статистическую обработку;
- позволяет стандартизировать условия выбора в группах различной численности;
- как следствие, появляется возможность сравнивать взаимоотношения в разных группах.
Недостатки непараметрической процедуры:
- не раскрывает всего многообразия взаимоотношений в группе;
- социометрическая структура группы в результате такого подхода будет отражать лишь наиболее типичные, «избранные» коммуникации. Введение «социометрического ограничения» не позволяет судить об эмоциональной экспансивности членов группы.
4-й этап
Разработка социометрической карточки или социометрической анкеты.
При проведении социометрии, возможны два варианта:
- I вариант – Социометрическое исследование является частью общего анкетирования. В таком случае социометрические критерии могут быть включены в общую систему отдельным разделом. Однако, при этом необходимо учитывать, что испытуемые в обязательном порядке должны подписывать свою анкету, а при выборе людей писать их фамилии.
- II вариант – Социометрия является предметом самостоятельного изучения. Тогда порядок составления карточки может быть таким:
- готовятся списки членов группы;
- каждый человек в группе идёт в списке под определённым номером – этот номер становится его шифром.
Затем готовится и сама карточка. Она должна содержать следующие элементы:
- заголовок;
- инструкцию – количество необходимых выборов и способ заполнения графы выборов;
- подписание карточки (разборчиво).
В ней каждый член группы Должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.) Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.
Пример социометрической карточки
В карточке каждый член группы должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.) Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.
Социометрическая карточка | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
№ | Тип | Критерии | Выборы | |||
1. | Работа |
а) Кого бы вы хотели выбрать своим бригадиром?
б) Кого бы вы не хотели выбрать своим бригадиром? |
||||
2. | Досуг |
а) Кого бы вы хотели пригласить на встречу Нового года?
б) Кого бы вы не хотели пригласить на встречу Нового года? |
При опросе без ограничения выборов в социометрической карточке после каждого критерия должна быть выделена графа, размеры которой позволили бы давать достаточно полные ответы. При опросе с ограничением выборов справа от каждого критерия на карточке чертится столько вертикальных граф, сколько выборов мы предполагаем разрешить в данной группе. Определение числа выборов для разных по численности групп, но с заранее заданной величиной Р(А) в пределах 0,14–0,25 можно произвести, пользуясь специальной таблицей:
Величины ограничения социометрических выборов
Число членов групп |
Социометрическое
ограничение d |
Вероятность
случайного выбора Р(А) |
---|---|---|
5–7
8–11 12–16 17–21 22–26 27–31 32–36 |
1
2 3 4 5 6 7 |
0,20–0,14
0,25–0,18 0,25–0,19 0,23–0,19 0,22–0,19 0,22–0,19 0,21–0,19 |
5-й этап
Непосредственно проведение социометрии. Она складывается из двух основных компонентов: инструкция и содержательные вопросы. Чаще всего психолог сам дает всем членам группы устную инструкцию и зачитывает вопросы, предлагая письменно ответить на них в специальных бланках (в них оставлено место для фамилии, стоят номера вопросов, под каждым вопросом — цифры от 1 до 5 в столбик) или просто на листе бумаги. В другом варианте психолог дает устную инструкцию, а затем раздает социометрические карточки, на которых есть краткая письменная инструкция, оставлено место для фамилии, сформулированы все вопросы и под каждым оставлено место для ответов. Преимущество второго варианта в том, что респонденты видят перед собой инструкцию постоянно, и это уменьшает (незначительно) число уточняющих вопросов.
В обоих случаях устная инструкция выполняет две очень важные функции: мотивирование участников и технические пояснения.
Мотивационная часть принципиально важна, именно она во многом определяет открытость участников опроса, их желание отвечать. Социометрическая процедура сама по себе является достаточно серьезным эмоциональным испытанием. Особенно для тех, кто занимает крайние статусные позиции: высокостатусных и непопулярных. Надо честно написать о том, кто тебе нравится и кто неприятен, зная, что в этот момент все остальные оценивают и тебя. Более того, свои высказывания надо обязательно подписать.
Снизить общую напряжённость ситуации можно и необходимо. С этой точки зрения важны следующие моменты.
- необходим доверительный контакт с группой.
- Стиль подачи инструкции: доброжелательный, неформальный, спокойный.
- Мягкое формулирование целей тестирования.
В технической части инструкции должны быть подчеркнуты следующие моменты:
- каждый заполняет свой лист самостоятельно, не советуясь ни с кем и не размышляя вслух над своими выборами;
- при заполнении необходимо учитывать всех членов группы, а не только присутствующих в данный момент (для облегчения можно написать на доске или дать участникам полные списки группы);
- при ответе настойчиво рекомендуется избегать вариантов типа «всех», «любого», «никого»; желательно во всех вопросах ограничиваться тем числом выборов, которые предложены психологом.
Варианты инструкций
Инструкция для школьников
«Мы с вами не раз обсуждали вопросы, касающиеся отношений в вашем классе, пытались разобраться, дружный он или нет, и если нет, то почему. Для того чтобы наша дальнейшая работа была интересной и полезной, мне важно понять, что же из себя представляет ваш класс. Для этого я хочу использовать методику с хитрым названием «социометрия». Она состоит из пяти вопросов. Сейчас вы получите тестовые бланки и прочтете их. Вопросы и простые и сложные одновременно. Они касаются вашего класса, отношений между ребятами и лично каждого из вас. Чтобы работа была не напрасной, очень важно отнестись к ней серьезно и при ответах быть максимально искренним. Конечно, вы можете не отвечать на вопросы, но в этом случае будет трудно дальше работать над формированием в классе доброжелательных, дружеских отношений. И еще. Работу надо обязательно подписать. Когда вы прочитаете вопросы, то поймете, что без подписи она теряет всякий смысл. Конечно, я могу пометить раздаваемые вам листы или провести графологическую экспертизу, но это недостойные методы.
Со своей стороны я гарантирую, что ваши листы с ответами не попадут в руки никому: ни вашим одноклассникам, ни педагогам, ни родителям. Их буду видеть только я. На общем классном собрании, на консилиуме педагогов мы будем обсуждать только общие данные. Если вам будет интересно мое мнение по поводу ваших личных ответов, приходите ко мне, поговорим в спокойной обстановке.
Теперь возьмите листы, читайте каждый вопрос и сразу же отвечайте. Советоваться, обсуждать вслух, заглядывать в лист соседа по парте неприлично: это же не контрольная по алгебре, а личная точка зрения каждого из вас, которой вы, кстати, не обязаны делиться с одноклассниками.
Итак, подпишите листок и начинайте отвечать. На все про все вам минут десять. Кто справится раньше — отдавайте мне лист и сразу выходите из класса».
Инструкция для студентов
«Уважаемые студенты. Ваша группа создана недавно, при её формировании не могли быть учтены ваши пожелания, поскольку вы были недостаточно хорошо знакомы друг с другом. За время, прошедшее с тех пор, группа сложилась. Вы лучше узнали друг друга, некоторые из вас стали друзьями, но не обошлось, вероятно, и без трений. Теперь мы хотели бы воспользоваться вашим опытом, чтобы в будущем переформировать учебные группы с учётом ваших пожеланий. С этой целью вам будет предложен ряд вопросов, на которые необходимо ответить правдиво. От искренности полученных ответов будет зависеть состав вновь организуемых групп. Просим отвечать самостоятельно, не советуясь друг с другом. Ваши ответы оглашению не подлежат».
6-й этап
Непосредственно обработка и интерпретация результатов
Обработка результатов
Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный(социометрическая матрица), графический(социограмма) и индексологический(социометрические индексы).
Социометрическая матрица
Социоматрица – это матрица связей, с помощью которой анализируются внутриколлективные отношения. В социоматрицу в форме числовых значений и символов заносится информация, полученная в ходе опроса.
Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов.
Основное достоинство социоматрицы – возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма – карта социометрических выборов (социометрическая карта), производится расчет социометрических индексов.
Социограмма
Социограмма – схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости (“щите”) с помощью специальных знаков.
Социограммы бывают двух типов:
- групповые
- индивидуальные
Первые изображают картину взаимоотношений в группе в целом, вторые – систему отношений, существующих у интересующего исследователя индивида с остальными членами его группы.
Групповые социограммы в свою очередь могут быть представлены в виде:
- конвенциональной социограммы – индивиды, составляющие группу, изображаются в виде кружочков, соединенных между собой стрелками, символизирующими социометрические выборы или отклонения.
- “социограммы-мишени” – представляет собой систему концентрических окружностей, количество которых равно максимальному количеству выборов, полученных в группе. Все члены группы располагаются на окружностях в соответствии с количеством полученных выборов. Вся социограмма-мишень делится на секторы по социально-демографическим характеристикам группы (пол, возраст и т. п.).
Индивидуальные социограммы применяют для более наглядного представления о положении отдельных лиц в группе, на которых изображают индивида в совокупности всех его связей с другими членами группы.
Социометрические индексы
Выделяют два типа социометрических индексов:
- персональные социометрические индексы;
- групповые социометрические индексы.
Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения.
Основными персональными социометрическими индексами являются:
- индекс социометрического статуса i-члена;
- индекс эмоциональной экспансивности j-члена;
- индекс объема интенсивности и концентрации взаимодействия ij-члена.
Символы i и j обозначают одного и того же члена группы, но в разных ролях:
- i – объект выбора;
- j – субъект выбора;
- ij – совмещение ролей.
Среди групповых социометрических индексов наиболее важными являются:
- индекс эмоциональной экспансивности группы;
- индекс психологической взаимности в группе (сплоченности группы);
Подробнее о социометрических индексах
Интерпретация результатов
Интерпретацию данных социометрии проводят анализируя полученные в ходе обработки данные: социоматрицу, социограммы, социометрические индексы.
Всесторонний анализ статуса индивида в группе также можно получить при помощи шести индексов, оценивающих количество: 1) сделанных выборов; 2) полученных выборов; 3) взаимных выборов; 4) полученных отклонений; 5) сделанных отклонений; 6) взаимных отклонений.
Приписывая каждому показателю знак «+» (если он выше среднего по группе) или «–» (если он ниже среднего по группе), можно получить закодированный социометрический профиль индивида. Например, профиль вида «+, +, +, –, +, –» будет свидетельствовать о том, что данный индивид отвергает многих в группе, но это обстоятельство не влияет на его популярность. Для каждого члена группы имеет значение не столько число выборов, сколько К удовлетворенности (Куд) своим положением в группе:
Куд =число взаимных выборов/число выборов, сделанных данным человеком
Так, если индивид хочет общаться с тремя конкретными людьми, а из этих троих никто не хочет общаться с этим человеком, то Куд = 0/3 = 0.
Коэффициент удовлетворенности может быть равен 0, а статус (количество полученных выборов) равен, например, 3 у одного и того же человека – эта ситуация свидетельствует о том, что человек взаимодействует не с теми, с кем ему хотелось бы. В результате социометрического эксперимента руководитель получает сведения не только о персональном положении каждого члена группы в системе межличностных взаимоотношений, но и обобщенную картину состояния этой системы. Характеризуется она особым диагностическим показателем – уровнем благополучия взаимоотношений (УБВ). УБВ группы может быть высоким, если «звезд» и «предпочитаемых» в сумме больше, чем «пренебрегаемых» и «изолированных» членов группы. Средний уровень благополучия группы фиксируется в случае примерного равенства («звезды» + «предпочитаемые») = («пренебрегаемые» + «изолированные» + «отверженные»). Низкий УБВ отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом. Важным диагностическим показателем считается «индекс изоляции» – процент людей, лишенных выборов в группе.
Стимульный материал
Варианты социометрических критериев (Вопросов)
Литература
- Морено Д.Л. Социометрия. М., 1958.
- Морено, Я. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. А. Боковикова. — М. : Академический Проект, 2001.
- Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. Л., 1970
- Основы психологии: Практикум/ Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001.
- Р.А.Золотовицкий. Социометрия Я.Л. Морено: мера общения // Социологические исследования. 2002. № 4. С. 103-113.
Социометрический
метод исследования группы
Метод социометрии (от лат.
«общество» и греч. «измеряю») применяется для диагностики межличностных
взаимоотношений в малых конкретных группах, существующих не меньше шести
месяцев.
Позволяет выявить:
1)
особенности
систем неформальных отношений в группе;
2)
степень
психологической совместимости конкретных людей;
3)
внутригрупповые
статусы участников процедуры;
4)
качество
психологической атмосферы группы в целом.
Основоположник социометрии – американский психиатр и
социальный психолог Якоб (Джекоб) Леви Морено (1892-1974). По его мнению,
психическое состояние, адекватность поведения человека во многом зависят от
занимаемого им положения в неформальной структуре малой группы. Недостаток
симпатий становится одновременно и следствием межличностных проблем, и их
источником. Согласно Морено, социометрия – способ первичной диагностики наличия
проблем во взаимоотношениях, а разработанные им методы психодрамы и социодрамы
– средства коррекции индивидуальных затруднений и дисгармоний.
Несомненное достоинство данного метода в том, что
внутригрупповые отношения получают конкретное выражение в виде таблиц, схем,
графиков, числовых величин. Однако все эти сведения не являются исчерпывающей
характеристикой группы, так как представляют собой лишь описание сложившихся
межличностных предпочтений, отношений симпатии и антипатии. Кроме того, из
всего многообразия неформальных отношений в группе выявляются только те,
которые отражены в формулировках предлагаемых вопросов. И наконец, социометрия
не позволяет установить мотивы выбора или отвержения одних членов группы
другими. Поэтому она обычно используется в комплексе с другими методиками
изучения малой группы.
Рассмотрим основные понятия и содержание диагностических
процедур социометрии.
Выбор – это единица измерения и анализа в социометрии.
Выражает индивидуальные установки человека относительно взаимодействия с
членами своей группы в определенных ситуациях. Является показателем симпатии
или антипатии.
В зависимости от вопроса социометрический выбор может
быть положительным (или прямым), отрицательным (или обратным) и нулевым
(отсутствие выбора).
Так, ответ на вопрос “Кого из членов группы Вы
пригласили бы домой на День Рождения?” – это и есть положительный выбор.
А ответ на вопрос “Кого из группы Вы не хотели бы иметь соседом но
квартире?” – выбор отрицательный. При этом подразумевается, что в
отношении тех, кто вообще не был упомянут при ответах, сделан нулевой выбор.
Как правило, один вопрос требует нескольких ответов
(выборов).
Социометрический критерий – так называется конкретная ситуация выбора,
которая формулируется в виде письменного или устного вопроса ко всем участникам
диагностической процедуры.
Разновидности критериев:
В зависимости от характера исследовательской задачи выделяют
критерии коммуникативные, направленные на выявление взаимоотношений в
группе (например, «Кого бы Вы выбрали для…»), и гностические,
выясняющие степень осознания человеком своих взаимоотношений с членами группы
(типа «Кто, по Вашему мнению, выбрал бы Вас…»).
По характеру выявляемых взаимоотношений
критерии подразделяются на двойные, предполагающие отношения партнерства,
равенства позиций выбирающего и выбираемых им (например, «С кем бы Вы не
согласились пойти в поход?»), и ординарные, связанные с установлением
иерархических отношений лидерства и подчинения («Кого бы Вы выбрали бригадиром
на субботнике?»).
По характеру ответов критерии могут быть предполагающими
положительные выборы (типа «Кого бы Вы выбрали для…?») или отрицательные выборы
(«Кого бы Вы отвергли при…?»).
По количеству ответов критерии подразделяют на
непараметрические, или без ограничения числа возможных выборов, и параметрические,
или с четким ограничением числа выборов.
Допустим, если в группе двадцать человек, то в первом
случае респондент имеет право выбрать от нуля
до девятнадцати из них (естественно, кроме себя самого), во втором же
случае ему предписывается не выходить за пределы определенного количества
выборов, скажем; от нуля до пяти человек.
Оптимальной величиной лимита выборов для школьного
класса при социометрии считается три-пять человек.
Основные требования к формулировкам социометрических критериев
заключаются в следующем:
–
смысл вопросов должен быть
предельно очевиден для всех членов группы, что требует от составителя учета
возрастных, интеллектуальных и иных особенностей респондентов;
–
все ситуации выборов
должны описываться максимально конкретно и точно (так, содержание критерия
“С кем бы Вы хотели вместе работать?” нуждается в непременном уточнении
(где? когда? и каком качестве? при каких условиях? и т.д.). Иначе различия в
понимании словосочетания “вместе работать” превратят вопрос в тот,
который обозначает для различных респондентов совершенно разные отношения);
–
необходимо, чтобы вопросы
вызывали определенный интерес у большинства респондентов, имели значимость для
них;
–
формулировки не должны
содержать в себе неоправданных ограничений выборов членов группы но интеллектуальным,
половым, физиологическим и другим признакам.
Социометрическая карточка (опросный лист, бланк анкеты) – это средство
получения информации от опрашиваемых. Именно на ней производятся регистрации
индивидуальных выборов. Если критерии не даны респондентам в устной форме, то
здесь же размещается и список критериев. Иногда на карточке присутствует и
краткая инструкция по заполнению.
При проведении социометрического обследования нет и не может быть
полной анонимности, иначе сама процедура окажется неэффективной. Поэтому
карточки должны подписываться респондентам.
Социометрическая карточка при параметрической процедуре может выглядеть
таким образом (рис. 1):
Ваша фамилия, имя, отчество
|
Кого из класса Вы хотели бы пригласить домой 1)_________________________________________________ 2)_________________________________________________ 3)_________________________________________________ |
Кого из класса Вы не пригласили бы к себе 1)_________________________________________________ 2)_________________________________________________ 3)_________________________________________________ |
Рис. 1. Пример
социометрической карточки при параметрической процедуре.
Желательно, чтобы социометрические карточки предъявлялись
респондентам в отпечатанном виде. Общее количество карточек соответствует
численности группы.
Процедура социометрического опроса обычно занимает 10-12 минут. При этом
респондентов размещают так, чтобы они могли работать самостоятельно, не
советуясь, друг с другом. Разговоры не допускаются. Необходимо, чтобы
участники опроса на всем его протяжении имели возможность видеть группу.
Важным условием проведения социометрии является предварительное
установление доброжелательных и достаточно доверительных отношений
исследователя и респондентов. Эффективность работы заметно повышается, если
исследователь держится приветливо и уверенно. В тонкости анализа информации
членов группы при этом не посвящает. Цель процедуры излагается в популярной
форме.
Опрашиваемые должны быть проинформированы о том, что
все результаты социометрии конфиденциальны. Заполненные карточки по окончании
работы собирает сам исследователь. Окончательные итоги обычно сообщаются
индивидуально, используя тактичность и доброжелательность.
При опросе нежелательно присутствие посторонних или
официальных лиц, так как это может исказить достоверность информации.
После того как карточки заполнены собраны, начинается
их обработка. Обычно она имеет три этапа: табличный, графический и
индексологический.
Первый этап обработки данных – составление первой и
второй социоматриц – таблиц, с помощью которой обобщаются результаты
опроса.
Все социометрические карточки надо
расположить по алфавиту. Результаты опроса из каждой карточки занести в
матрицу.
Приведем один из вариантов социоматрицы
(рис.2).
Кто выбирает |
Кого выбирают |
Отдано голосов |
Всего |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
+ |
– |
||
1 |
+ |
0 |
+ |
+ |
– |
– |
+ |
4 |
2 |
6 |
|
2 |
– |
– |
+ |
+ |
+ |
– |
+ |
4 |
3 |
7 |
|
3 |
– |
+ |
– |
+ |
0 |
– |
0 |
2 |
3 |
5 |
|
4 |
– |
+ |
0 |
0 |
0 |
– |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
5 |
+ |
+ |
+ |
– |
– |
– |
0 |
3 |
3 |
6 |
|
6 |
0 |
+ |
0 |
+ |
+ |
0 |
+ |
4 |
– |
4 |
|
7 |
+ |
– |
0 |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
1 |
6 |
|
8 |
+ |
– |
0 |
+ |
+ |
+ |
0 |
4 |
1 |
6 |
|
содержится + голосов – |
3 |
5 |
1 |
5 |
6 |
3 |
– |
4 |
27 |
||
3 |
2 |
1 |
2 |
– |
2 |
5 |
– |
15 |
|||
Всего |
6 |
7 |
2 |
7 |
6 |
5 |
5 |
4 |
Рис.2. Пример одного из вариантов составления первой
социоматрицы
+ – отношение симпатии (выбор)
– – отношение антипатии (отклонение)
0 – безразличие
Социоматрица может быть построена только по положительным
выборам (рис. 3). Взаимный положительный выбор обозначают крестиком,
заключенным в кружок.
Рис.3. Пример одного из вариантов составления первой
социоматрицы по положительным выборам
Для выявления микрогрупп на основе первой матрицы строят
вторую (рис. 4).
Рис.4. Пример одного из вариантов составления второй
социоматрицы
Порядок составления второй матрицы
следующий. Заготавливают такую же сетку, как и для первой матрицы. Из верхнего
угла в правый нижний проводят диагональ, перечеркивая расположенные по этой
линии клетки квадрата. Из первой матрицы выбирают любого члена группы, имеющего
взаимный положительный выбор. Его порядковый номер и фамилию заносят в первую
строчку матрицы. Этот же номер проставляют в первой колонке сверху (на рис. 2.
— 18 — Некрасов). Затем из первой матрицы выбирают тех, кто находится во
взаимном положительном выборе с занесенным в первую строчку. Его порядковый
номер и фамилию записывают во вторую строчку (на рис. 2 — 27 — Путьков). Этот
же номер заносят сверху во вторую колонку. В соответствующие клетки матрицы
записывают знак «Å». Следующий член группы, находящийся во взаимном положительном
выборе с № 18, записывают в третью строчку с сохранением его номера из первой
матрицы. Номер ставят в третью колонку. Знак «Å» проставляют в соответствующие клетки.
Выбор из первой матрицы надо продолжать до
полной исчерпанности взаимных положительных выборов у всех, кого заносят в
последующую строчку. Иначе говоря, должен замкнуться круг лиц со взаимным
положительным выбором. Того, кто не имеет взаимного положительного выбора,
записывают в конце матрицы. Микрогруппа может состоять из двух и более человек.
Чем больше выборов получает человек, тем
выше его положение в системе личных отношений (тем выше его социометрический
статус). Самую верхнюю ступеньку занимают те, кто получил наибольшее число
выборов – «звезды». Чтобы попасть в эту категорию, надо получить значительно
больше выборов, чем положено в среднем. Так, если каждый член группы мог в
среднем рассчитывать на 3 выбора, то те, кто получил 6 и более, попадают в
«звезды».
Ступенькой ниже располагаются те, кто
получил среднее и выше среднего число выборов. Это «принятые» или
«предпочитаемые».
Те, у кого число выборов ниже среднего, –
«пренебрегаемые»; лишенные выборов – «изолированные». Те, кто получил выборы
отрицательные попадают в число «отверженных».
На первой ступеньке оказывается не больше
3-4 человек группы (из расчета, что группа состоит из 30 человек); на второй –
10-12; на третьей – столько же. На последней ступеньке – «изолированные» –
может очутиться до 5 человек.
По этим количественным соотношениям можно
делать некоторые выводы о характере личных взаимоотношений. Так, соотношений числа
членов группы, которые находятся на первых двух ступеньках (они попали в зону
благополучного отношения), и числа лиц, занявших неблагоприятные – третью и
четвертую ступеньку, изменяет индекс УБВ – уровень благополучия
взаимоотношений. При высоком УБВ большинство членов группы находятся в хорошем
положении, при среднем – на верхних и низких ступеньках примерно равное число
людей, при низком – большинство на третьей и четвертой ступеньках.
Диагностическим показателем является
«индекс изоляции», который представляет собой процент изолированных, лишенных
выборов членов группы. Ясно, что при прочих равных условиях психологический
климат благоприятнее в тех группах и коллективах, где УБВ выше, а «индекс
изоляции» ниже определенной средней величины.
На основе
социоматрицы строится социограмма. Социограмма – это графическое
изображение отношений респондентов друг к другу при ответах на
социометрические критерии. Позволяет нагляднее выразить и глубже проанализировать
групповые взаимосвязи.
Обычно условные обозначения на социограмме выглядят
следующим образом (рис.5):
Рис. 5. Условные
обозначения на социограмме
Типы социограмм:
а) произвольного вида – показывает комбинацию
межличностных отношений с наиболее удобным для восприятия расположением членов
группы:
б) концентрическая, или “мишеневая” –
представляет изображение межличностных отношений в группе на фоне окружностей,
вписанных друг в друга, при этом обычно чем выше положительный статус
конкретного лица, тем ближе к центру кругов он располагается на схеме;
в) локограммного вида – в которой обследуемых заранее
обозначают на плоскости так, как они в реальности располагаются в том
помещении, где происходит основная деятельность группы.
Выбор тина социограммы определяется задачами
исследования. Социограмма произвольного вида представляет собой следующее
(рис.6):
Рис.6. Пример социограммы произвольного вида
Анализ социограммы начинается обычно с отыскания центральных, наиболее
влиятельных членов группы, затем – взаимных нар и группировок, объединяющих
людей, выбравших друг друга. Особое внимание обращают на наличие “отверженных”
или “изолированных” в группе, а также на несовпадающие по знаку
связи между ее отдельными членами.
Социометрические индексы служат для выявления количественных характеристик
отношений в группе. Различают индексы персональные (п.с.и.) и групповые
(г.с.и.).
Основными П.С.И. являются: индекс социометрического статуса (для
выбираемого), индекс эмоциональной экспансивности (для выбирающего).
Социометрический статус – это характеристика позиции члена группы, в
нем отражается степень влияния человека, потенциальная способность к
лидерству. Такой индекс может быть положительным и отрицательным.
Индекс положительного статуса определяется но формуле:
количество положительных выборов i –члена
группы
Сi+ =
———————————————————————-;
N – 1
где N –
численность группы.
Индекс
отрицательного статуса
определяется по формуле:
количество отрицательных выборов i –члена
группы
Сi– = ———————————————————————-;
N – 1
Эмоциональная экспансивность – характеристика потребности определять отношения
симпатии и антипатии к другим членам группы. Это существенная характеристика
степени общительности респондента.
Данный индекс может быть общим, положительным и отрицательным. Индекс
общей экспансивности рассчитываемся по формуле:
количество выборов, отданных i
–членом группы
Эi = ——————————————————————
N – 1
Аналогично исчисляются «+» и «-» индексы экспансивности. Следует
обратить внимание, что индекс экспансивности определяется только при
непараметрической процедуре социометрии.
К групповым социометрическим индексам относят
индекс психологической взаимности. Он характеризует во многом степень
групповой сплоченности. Более точно, он выражает «удельный вес» положительной
взаимности отношений в группе по отношению к теоретически возможной взаимности
(в %). Определяется по формуле:
100 Х+
ПВ = —————-;
½
N (N – 1)
где Х+ – число положительных взаимных связей в группе.
–
уровень благополучия
взаимоотношений:
количество лиц, находящихся в категории «звезд» и
«предпочитаемых»
УБВ= ———————————————————————————————;
количество лиц, находящихся в категории
«пренебрегаемых» и
«изолированных»
Методика социометрия
Цель: выявление
межличностных отношений в группе.
Ход
выполнения.
Перед началом опроса осуществляется
инструктаж тестируемой группы. В ходе
которого следует объяснить группе цель
исследования, подчеркнуть важность его
результатов для группы, показать, как
нужно выполнять задания, гарантировать
сохранение тайны ответов.
Результаты
тестирования не должны разглашаться в
группе, они могут быть представлены
только психологу и/или классному
руководителю.
Инструкция.
«При формировании Вашей группы,
естественно, не могли быть учтены Ваши
пожелания, поскольку Вы были недостаточно
знакомы друг с другом. Сейчас взаимоотношения
в группе достаточно определились, и для
Вас и для Вашего руководства выгодно
учитывать ваши пожелания при организации
деятельности вашего коллектива.
Постарайтесь быть искренними в ответах.
Исследователи гарантируют тайну
индивидуальных ответов».
Необходимо
постараться установить атмосферу
доверия в отношениях с группой. Отсутствие
доверия, подозрения в том, что результаты
опроса могут быть использованы во вред
испытуемому, приводит к отказу выполнять
задание в целом либо к отказу осуществить
негативный выбор.
После этого
переходят к опросу, которому подвергаются
все члены группы. Учащиеся записывают
фамилии одногруппников, выбранных ими
по тому или иному критерию, в опросный
лист и указывают свою фамилию. В процессе
опроса необходимо следить за тем, чтобы
ученики не общались между собой, постоянно
подчеркивать и напоминать об обязательности
ответов на все вопросы. Не следует
торопиться, подгонять с ответами. В то
же время, если испытуемые не имеют списка
членов группы, не следует препятствовать
визуальным контактам. Фамилии отсутствующих
желательно написать на доске.
Каждый учащийся
имеет право выбрать только трех человек.
Одни вопросы
(критерии выбора) направлены на выявление
эмоциональных связей, другие – деловых,
личностных.
Бланк социометрического опроса
Ф.И.О._____________________________группа___________________________
Ответьте на
поставленные вопросы, записав под каждым
из них три фамилии членов вашего класса
с учетом отсутствующих.
1.
Кого бы ты из группы пригласил на свой
день рождения?
а)
б)
в)
2.
Если вашу группу будут расформировывать,
с кем бы ты хотел продолжить совместно
учиться в новом коллективе?
а)
б)
в)
3.
С кем бы из своей группы ты пошел в
разведку?
а)
б)
в)
Обработка
полученных данных.
На основании результатов составляется
социоматрица по каждому критерию
(эмоциональный, деловой, личностный). В
социоматрице записывается список
группы, а в верхнюю строку – номера, под
которыми значатся фамилии учащихся. В
каждой строке против номеров учащихся,
выбранных данным испытуемым, ставятся
номера выборов (1, 2 или 3). Например,
поскольку Леонов выбрал 1) Алексееву,
2) Осипова и 3) Васильеву, то ставятся
соответствующие выбора на пересечении
седьмой строки со столбцами 1, 9 и 3.
Если учащиеся выбрали
друг друга, например, по данным приведенной
матрицы Алексеева выбрала №10 Орлова,
а Орлов выбрал №1 Алексееву, то эти два
выбора (с координатами (1,10) и (10,1)) обводятся
в кружок (взаимный выбор). В таблице они
показаны индексами. Номера мальчиков
обычно обводятся треугольниками, девочек
– кружками. Затем на отдельном листе
вычерчивается социограмма.
Социоматрица– это
таблица, в которую вносятся результаты
опроса.
Кто |
Кого |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
1. |
* |
1 |
2в |
||||||||
2. |
1 |
* |
2 |
3 |
|||||||
3. |
3 |
* |
2 |
1в |
|||||||
4. |
1 |
* |
2 |
3 |
|||||||
5. |
1 |
* |
2 |
3в |
|||||||
6. |
* |
2 |
3 |
||||||||
7. |
1 |
3в |
* |
2 |
|||||||
8. |
* |
1 |
|||||||||
9. |
2 |
1в |
* |
||||||||
10. |
1в |
2 |
3 |
* |
|||||||
11. |
2 |
1 |
3 |
* |
|||||||
Количество |
4 |
3 |
4 |
2 |
3 |
2 |
3 |
0 |
3 |
3 |
1 |
Количество |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
Для
вычисления «индекса групповой
сплоченности»- Сгр
, количество полученных взаимных выборов
(6), сравнивается с теоретически возможным
числом выборов = ½ N(N-1)
= ½ *11*(11-1)= 55
сумма
взаимных выборов 6
Сгр
= ——————————————————- =
——–
Общее число
возможных выборов в группе 55
Показатель
хорошей групповой сплоченности — 0,6 —
0,7
2. На основе
социоматрицы возможно построение
социограммы, которая делает возможным
наглядное представление социометрии
в виде схемы—«мишени».
Каждая
окружность в социограмме имеет свое
значение.
I)
Внутренний круг – это «зона звезд» в
которую попадают лидеры, набравшие
максимальное количество выборов.
II)
Второй круг – зона предпочитаемых, в
которую, входят лица, набравшие количество
выборов выше среднего показателя.
III)
Третий круг – зона принятых, в которую
вошли лица, набравшие выборов в количестве
ниже среднего показателя.
IV)
Четвертый круг – зона изолированных –
те, которые не получили ни одного выбора.
V)
Вне круга – вне группы, т.е. зона
отверженных – те, которые получили
отрицательные выборы.
Взаимный выбор
обозначают сплошной линией со стрелкой
(от того, кто выбрал, к тому, кого выбрал
он). Для большей наглядности или при
большом количестве учащихся в классе
указанные линии целесообразно вычерчивать
различными цветами. Номера формальных
лидеров (старосты и др.) заштриховывают.
Социограмма
наглядно представляет наличие группировок
в коллективе и взаимоотношения между
ними (симпатии, контакты).
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Содержание
- История
- Способ изучения
- Кем предложен
- Социометрические тезисы
- Социометрическая процедура
- Формы социометрической процедуры
- Результаты социометрии
- Критика
Социометрия – теория измерения межличностных отношений, автором которой является американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено. Реже социометрией называют методику изучения внутригрупповых связей и иерархии в малых группах.
Модифицированный вариант социометрии может применяться и для исследования более крупных групп, например, организаций или групп населения. Социометрия является прикладным методом как в психологии (социальная психология, психотерапия), так и в социологии.
История
В системе социальных наук особое место как объект исследования занимает малая группа. Внутри малой группы часто можно встретиться с конфликтными ситуациями и разногласиями, которые необходимо урегулировать.
Исследования, в которых в настоящее время применяются социометрические методы, болгарский социолог Л. Десев подразделяет на три области:
- а) динамическая, или «революционная социометрия», которая занимается группами в действии (представители – Дж. Л. Морено, X. Ф. 14нфельд, Э. X. Дженнингс);
- б) диагностическая социометрия, которая занимается классификацией социальных групп (представители – Дж. X. Крисуэлл, Дж. А. Ландберг, У. Бронфенореннер, М. Л. Нортуэй, Μ. Е. Бонней, Л. Д. Зелени, Ч. П. Лумис, Ф. Чэпин, Э. Богардус и др.);
- в) математическая социометрия (представители – П. Лазарсфельд, С. Ч. Додд, Л. Кац, Д. Стюарт и др.).
Социометрия в качестве системы прикладных методов для изучения отношений в малых группах нашла широкое применение среди зарубежных и отечественных ученых. Внедрение этого метода в исследования отечественных социологов и социальных психологов связано с именами E. С. Кузьмина, Я. Л. Коломинского, В. А. Ядова и др.
Социометрические методики исследования групп и первичных коллективов используются социальными психологами и социологами для исследований на предприятиях, в школах, вузах, спортивных коллективах, а также для формирования особых групп и коллективов, для которых проблема межличностных отношений и психологической совместимости имеет важное значение (например, космических экипажей, экипажей антарктических экспедиций).
Способ изучения
Одним из наиболее эффективных способов изучения отношений в малой группе является социометрический метод. С одной стороны, он предназначен для количественного определения предпочтений, безразличий или неприятий, которые получают индивиды в процессе межличностного общения и взаимодействия. С другой – данные социометрического анализа широко используют при исследовании самочувствия личности в группе, при определении структуры первичных групп, при исследовании способов и форм распределения авторитета и лидерства в малых группах, при диагностике уровня деловой активности и т. д.
Кем предложен
Метод для исследования отношений внутри группы предложил выпускник Венского университета Якоб Леви Морено. Работая в австрийском лагере для беженцев во время Первой мировой войны, он обратил внимание, что можно улучшить условия жизни переселенцев, если, при размещении людей по баракам, учитывать их национальность, веру и политические взгляды. Он даже написал соответствующее письмо министру внутренних дел, в котором назвал свой подход социометрией.
Социометрические тезисы
Люди родились из общения, и влияют друг на друга. Превратить старое социальное устройство в новое, является целью социометрического эксперимента и Дж. Морено выдвигает свои социометрические тезисы:
- Между собой все люди связаны, а человечество представляет собой органическое единство со своей собственной структурой. Социометрическая структура определяет все остальные – социальную, экономическую, психологическую, политическую и др. В социометрической структуре заключена самая мощная энергетика всех изменений человеческой реальности. Напряженность общества в той ли иной ситуации будет тем сильнее, чем сильнее различаются между собой социометрическая структура и внешнее общество;
- Социальная реальность складывается из субъективных реальностей человека, её нельзя исследовать объективно и кому-то преподнести. Экспериментатор, работающий с группой, должен на это время становиться частью этой группы;
- Социометрический метод работает с уникальной и неповторимой ситуацией, поэтому его нельзя считать ни психологическим, ни социологическим.
Социометрический метод:
- Ищет наиболее актуальную реальность для конкретной группы, то есть проводит диагностику группы;
- Любые понятия, привнесенные в социометрическую ситуацию её участниками, проверяет на реальность;
- Очерчивает границы ситуации, границы контракта.
- В любой группе и в каждой ситуации нельзя устранить неравномерность выборов. Каждая ситуация имеет свою социодинамику, то есть своих «звезд» и своих отверженных. В каждой группировке есть свои лидеры. Такие отверженные есть у всех народов и во все времена, Морено называет их «социометрический пролетариат». В своем обществе, в конечном итоге, он и страдает от экономической, расовой, политической, религиозной, психологической нищеты.
- Социометрия – это возможность совместного действия, а не просто ответ на вопрос – почему люди действуют так, а не иначе, выбирают тех, а не других. Социометрия Морена погружается во все отношения всех участников.
- Развитие социальных структур идет социогенетически. Социометрические методы дают возможность увидеть рудиментарные структуры отношений предшествующей формацией и будущей. Действуют они одновременно и могут сопротивляться не только изменениям, но и консервации. Социометрия может это увидеть и повлиять на дальнейшее развитие. Между тем, социометрия не утверждает и не навязывает ценностей, не оценивает их. Она может просто помочь проявлению реальных чувств, взгляду на себя и на других со стороны. Она не призывает – «Давайте жить дружно» и не примеряет людей ради самого мира. Социометрия делает отношения реалистичными и открытыми. В конечном счете, результаты социометрического эксперимента обязательно принесут пользу не только отдельным участникам, но и всей группе в целом.
- На первых порах социометрия становится важным делом конкретных людей именно здесь и сейчас. Эти «здесь» и «сейчас» множеством нитей связывают их с другими людьми не только выбором. Выбор – это, прежде всего, эмоционально чувственный канал, канал передачи любого человеческого содержания: знаний, энергии, верований и др. Это ещё и констатация социометрической ситуации и первый шаг по её изменению.
Социометрическая процедура
Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т. д.
Членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность обнаружить их симпатии и антипатии один до одного, к лидерам, членов группы, которых группа не принимает. Исследователь зачитывает два вопроса: а) и б) и дает подопытным такую инструкцию: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 – кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 – кого бы Вы выбрали, если бы не было первого и второй». Потом исследователь зачитывает вопрос о личных отношениях и так же проводит инструктаж.
Социометрическая процедура может иметь целью:
- измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
- выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
- обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.
Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.
Надежность процедуры зависит прежде всего от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.
С целью подтверждения достоверности ответов исследование может проводиться в группе несколько раз. Для повторного исследования берутся другие вопросы.
Примеры вопросов для изучения деловых отношений
- а) кого с своих товарищей из группы Вы попросили бы в случае необходимости предоставить помощь в подготовке к занятиям (в первую, вторую, третью очередь)?; б) кого из своих товарищей из группы Вы не хотели бы просить в случае необходимости предоставлять Вам помощь в подготовке к занятиям?
- а) с кем Вы поехали бы в продолжительную служебную командировку?; б) Кого из членов своей группы Вы не взяли бы в служебную командировку?
- а) кто из членов группы лучше исполнит функции лидера (старосты, профорга и т.д.)?; б) кому из членов группы тяжело будет исполнять обязанности лидера?
Примеры вопросов для изучения личных отношений
- а) К кому в своей группе Вы обратились бы за советом в трудной жизненной ситуации?; б) с кем из группы Вам не хотелось бы ни о чем советоваться?
- а) если бы все члены Вашей группы жили в общежитии, с кем из них Вам хотелось бы поселиться в одной комнате?; б) если бы всю Вашу группу переформировали, кого из ее членов Вы не хотели бы оставить в своей группе?
- а) кого из группы Вы пригласили бы на день рождения?; б) кого из группы Вы не хотели бы видеть на своем дне рождения?
Формы социометрической процедуры
- Непараметрическая процедура – испытуемому предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ограничения числа выборов испытуемого. Достоинства: возможность выявления так называемой эмоциональной экспансивности каждого члена группы, возможность сделать срез многообразия межличностных связей в групповой структуре. Недостатки: трудности анализа, большая вероятность получения случайного выбора.
- Параметрическая процедура – испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы. Достоинства: увеличивается надежность, облегчается статистическая обработка. Недостатки: невозможность раскрыть многообразие взаимоотношений в группе, можно выявить только наиболее субъективно значимые связи.
Результаты социометрии
Результаты, полученные с помощью социометрической процедуры, могут быть представлены графически в виде социограммы, матрицы и специальных числовых индексов.
Таблицы результатов социометрии заполняются в первую очередь, к тому же отдельно по деловым и личными отношениями.
По вертикали записываются по номерам фамилии всех членов группы, которая изучается; по горизонтали – только их номер. На соответствующих пересечениях цифрами 1, +2, +3 обозначают тех, кого выбрал каждый исследуемый в первую, вторую, третью очередь, цифрами 1, 2, -3 – тех, кого испытуемый не выбирает в первую, вторую и третью очередь .
Взаимный положительный или отрицательный выбор обводится в таблице кружком (независимо от очередности выбора). После того, как положительные и отрицательные выборы будут занесены в полученные каждым членом группы выборы (сумма выборов), тогда подсчитывают сумму баллов для каждого члена группы учитывая при этом, что выбор в первую очередь равен +3 баллам (-3), во вторую – 2 (-2), в третью – 1 (-1). После этого подсчитывается общая алгебраическая сумма, которая и определяет статус в группе.
Сплоченность группы
Групповая сплоченность высчитывается по формуле
где ∑ – сумма всех взаимных выборов в группе; n – количество членов группы.
Сплоченность группы тем выше, чем ближе к единице коэффициент сплоченности.
На основании данных социометрического анализа делаются выводы об уровне сплоченности группы; наличие группировок; их связи с лидерами; о взаимодействии лидеров между собой; соответствие выбранного актива группы реальном; наличие членов группы, которых группа не принимает, и изолированных.
Социометрическая таблица
№ | Фамилия | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | Абалкин | +1 | +2 | +3 | -1 | ||||||
2 | Эсторский | +1 | +3 | +2 | |||||||
3 | Каммерер | -1 | +1 | +2 | +3 | ||||||
4 | Бромберг | +2 | +1 | +3 | |||||||
5 | Глумова | +2 | +1 | +3 | -3 | -2 | |||||
6 | Сикорски | ||||||||||
7 | Атос-Сидоров | +1 | +3 | ||||||||
8 | Щекн-Итрч | +1 | +3 | +2 | |||||||
9 | Горн | +2 | +1 | +3 | -1 | ||||||
10 | Репнин | +2 | +1 | +3 | -1 | ||||||
Кол-во выборов | |||||||||||
Кол-во баллов | |||||||||||
Общая сумма |
Социограмма
Социограмма – это графическое изображение результатов, полученных с помощью социометрической методики при исследовании межличностных отношений. Она дает наглядное представление о внутригрупповой дифференциации членов малой социальной группы за их статусом (популярностью). С помощью специальных знаков и стрелок обозначают тип выбора (позитивный, негативный, односторонний, двухсторонний).
Социограмма наглядно показывает центральных, наиболее влиятельных членов группы, взаимные пары и группировки взаимосвязанных лиц, выбирающих друг друга. Чаще всего в социометрических результатах встречаются положительные группировки из 2-4 членов.
Социометрические индексы
Различают персональные социометрические индексы (П.С.И.) и групповые социометрические индексы (Г.С.И.). Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения. Основными П.С.И. являются: индекс социометрического статуса i-члена; эмоциональной экспансивности j-члена, объема, интенсивности и концентрации взаимодействия ij-члена. Символы i и j обозначают одно и то же лицо, но в разных ролях; i – выбираемый, j – он же выбирающий, ij – совмещение ролей.
Индекс социометрического статуса i-члена группы определяется по формуле:
где Сi – социометрический статус i-члена, R+ и R– – полученные i-членом выборы, Z – знак алгебраического суммирования числа полученных выборов i-члена, N– число членов группы.
Социометрический статус – это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т. е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Такое свойство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть измерено числом – индексом социометрического статуса.
Элементы социометрической структуры – это личности, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обменивается информацией и т. д. В то же время каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим поведением воздействует на свойства целого. Реализация этого воздействия протекает через различные социально-психологические формы взаимовлияния. Субъективную меру этого влияния подчеркивает величина
социометрического статуса. Но личность может влиять на других двояко – либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято говорить о положительном и отрицательном статусе. Статус тоже измеряет потенциальную способность человека к лидерству. Чтобы высчитать социометрический статус, необходимо воспользоваться данными социоматрицы.
Возможен также расчет С-положительного и С-отрицательного статуса в группах малой численности (N).
Индекс эмоциональной экспансивности j-члена группы высчитывается по формуле
где Ej – эмоциональная экспансивность j-члена, Rj – сделанные /членом выборы (+, -). С психологической точки зрения показатель экспансивности характеризует потребность личности в общении.
Из Г.С.И. наиболее важными являются: Индекс эмоциональной экспансивности группы и индекс психологической взаимности.
Индекс эмоциональной экспансивности группы высчитывается по формуле:
где Ag – экспансивность группы, N – число членов группы? Rj (+,-) – сделанные j-членом выборы. Индекс показывает среднюю активность группы при решении задачи социометрического теста (в расчете на каждого члена группы).
Индекс психологической взаимности («сплоченности группы») в группе высчитывается по формуле
Индекс сплоченности группы
где Gg – взаимность в группе по результатам положительных выборов, Аij+ – число положительных взаимных связей в группе N – число членов группы.
Критика
Сегодня социометрические методы, основанные на гуманистическом признании права свободной личности на свободный выбор, получили всеобщее признание теоретиков и практиков:
Л.И. Божович: «Перед нами работа, которую прежде всего характеризует добротность. Автор действительно является создателем нового направления в современной социальной психологии, которая связана с изучением личных взаимоотношений в группе и коллективе.Работа поражает обилием научных результатов.»
А.В. Петровский: «Обращение к социометрии-не есть дань моде: на сегодняшний день это один из немногих способов, посредством которого можно увидеть скрытую от непосредственного наблюдения систему межличностных взаимоотношений в коллективе. Социометрический метод как «экспресс-прием» изучения групп чрезвычайно удобен.»
Но не все социологи и психологи поддерживают этот метод, Я.Л. Коломенский: «Социометрия в ее некритическом использовании и служит исследованию не образования и сплочения коллектива, а анализу расслоения, разрушения коллектива. Результатом методологической дезориентации ученых и практиков в этом случае является поворот от изучения и использования закономерностей сплочения, консолидации, идейного психологического единства к непомерной гипертрофии фактов и способов расщепления коллектива, поисками лидеров и отвергаемых.»
Видео
Источники
https://ru.wikipedia.org/wiki/Социометрия
http://psyfactor.org/moreno.htm
http://psyfactor.org/lib/sociometriya_moreno.htm
http://www.nnre.ru/psihologija/shpargalka_po_socialnoi_psihologii/p16.php
https://studme.org/1356061525107/psihologiya/sotsiometriya_kak_metod_izucheniya_malyh_grupp