Как составить соцпроект

lines

Прежде всего

lines

lines

Как подать заявку на поддержку проекта

lines

lines

Как правильно заполнить заявку

lines

lines

Рекомендации по формированию бюджета проекта

lines

lines

Как отправить заполненную заявку

lines

lines

Какие документы приложить к заявке

lines

lines

Статусы заявки и обратная связь

lines

section navigation

Структура
раздела

Следующая статья

right arrow

Что такое социальный проект? У любого проекта есть два ключевых признака: ограниченность во времени и наличие заранее запланированного измеримого результата. Любую деятельность, которая соответствует этим признакам, можно считать проектом. Социальным считается такой проект, который направлен на решение социальной проблемы определенной целевой группы.

Социальный проект всегда направлен на решение конкретной социальной проблемы определенной целевой группы в заранее известные сроки. Подробно о том, как приступить к разработке социального проекта, руководство фонда и руководители проектов-победителей конкурсов президентских грантов рассказывают в бесплатном онлайн-курсе по социальному проектированию.

Пройдите курс, чтобы избежать типичных ошибок на этапе проектирования и узнать, какие проекты побеждают в конкурсе и почему. В этой статье мы поделимся с вами базовыми принципами социального проектирования.

Что такое социальное проектирование

Социальное проектирование — это механизм разработки и планирования социального проекта. Не путайте социальное проектирование с подготовкой заявки на грантовый конкурс.

Социальный проект — это комплекс действий и мероприятий, направленный на достижение цели, выполнение задач и получение заранее запланированных результатов для решения актуальной социальной проблемы. Проект всегда ограничен временем, территорией, командой и бюджетом.

Заявка на конкурс — это описание социального проекта по специальной форме, которую задает грантодатель. Заявку пишут с целью получить недостающие ресурсы на реализацию социального проекта. Это описание может и должно быть разным в зависимости от требований организации, которая распределяет гранты. Таким образом, один и тот же проект можно по-разному структурировать в заявку.

Фонд предлагает вам разделить процесс создания социального проекта на три этапа: изучение проблемы, разработка механизма решения проблемы и обеспечение проекта ресурсами. Рассказываем о каждом этапе по порядку.

1. Изучаем проблему

Социальный проект всегда начинается с людей, которые сталкиваются с определенной проблемой. Определите целевую группу своего проекта: людей, на решение или смягчение проблемы которых направлена деятельность в рамках проекта. Эти люди должны будут ощутить положительные изменения по его итогам.

Определитесь с географией проекта: на какой территории вы собираетесь работать — в одном районе города, в одном городе, в целой области?

Внимательно изучите проблему целевой группы и ее причины на территории реализации проекта. Пообщайтесь с представителями целевой группы, проведите небольшой опрос или анкетирование, обратитесь к сторонним исследованиям, официальной статистике и высказываниям представителей власти, которые касаются выбранной целевой группы на территории реализации проекта.

После того как вы поймете, для кого, из-за чего и на какой территории вы собираетесь работать, приступайте к поиску способов решения проблемы.

2. Разрабатываем механизм решения проблемы

Предложите решение конкретной проблемы определенной целевой группы на ограниченной территории: сформулируйте цель социального проекта. Точность формулировки цели во многом зависит от того, насколько точно вы определили проблему. 

Чтобы сформулировать цель проекта, сравните два состояния целевой группы: «есть сейчас» — негативное состояние, которое не устраивает целевую группу, — и «должно быть» — позитивное состояние, в котором целевая группа окажется после реализации вашего социального проекта. Достижение этого позитивного изменения и станет целью вашего социального проекта.

При постановке цели помните о том, что она должна быть:

  • достижима;
  • конкретна;
  • измерима;
  • реалистична;
  • ограничена во времени.

Чтобы оценить проект по завершении, подумайте о том, каких результатов вы хотели бы добиться. Количественные результаты — это количество представителей целевой группы, которые примут участие в мероприятиях проекта и ощутят позитивные изменения в процессе реализации вашего проекта. Качественные результаты — это конкретные изменения, которых вы добьетесь для выбранной целевой группы. Убедитесь, что запланировали ожидаемые результаты для всех целевых групп, которые вы выявили на первом этапе изучения проблемы. 

Ключевой этап в социальном проектировании — определить задачи и мероприятия проекта. Задача — это составляющая цели, которая помогает устранить конкретную причину существования проблемы. Мероприятия — это действия, которые вы предпримете, чтобы решить конкретную задачу. Для решения задачи всегда нужен комплекс мероприятий, поэтому задача всегда шире, чем мероприятие.

3. Обеспечиваем проект ресурсами

Реализация мероприятий проекта должна быть обеспечена материальными ресурсами и сильной командой. Опыт и навыки членов команды должны соответствовать специфике задач и обеспечивать выполнение всех мероприятий проекта.

Для того чтобы понять, какие финансовые ресурсы вам понадобятся, какие из них у вас уже есть и каких не хватает, а также увидеть, какие расходы вам придется понести, нужно составить бюджет проекта.  

Перечислите в бюджете все необходимые ресурсы и рассчитайте их стоимость. Каждая статья расходов должна быть обоснована, то есть связана с мероприятиями в рамках проекта, и реалистична, то есть связана с реальными ценами. Бюджет проекта должен обеспечить возможность реализации всех запланированных мероприятий в рамках проекта.

В бюджете важно предусмотреть административные расходы на сопровождение всего проекта: зарплату руководителя, вознаграждение бухгалтеру, расходы на связь, а также офисные, банковские и другие расходы.

Бюджет проекта состоит из средств гранта и софинансирования — собственного вклада организации и вклада партнеров. Собственный вклад — это те ресурсы, которые уже есть у организации и которые она готова вкладывать в проект. Вклад партнеров — это ресурсы, которые вы привлекли или планируете привлечь со стороны.

В бесплатном онлайн-курсе фонда по социальному проектированию руководство и эксперты фонда подробно разбирают каждый из этапов социального проектирования, в том числе рассказывают, как правильно представить проект в заявке на президентский грант.

Внутри курса — 10 видео-уроков по 2-6 минут на 2,5 часа со статьями, схемами и практическими заданиями. Пройдите курс, чтобы разработать сильный социальный проект и правильно представить его в виде заявки на конкурс.

Рекомендованные статьи

Центр поддержки > Подача заявки > Прежде всего

Почему нет смысла подавать заявку, не имея проекта

Муниципальное
автономное учреждение дополнительного образования

Детско-юношеская
спортивная школа Чайковского городского округа

ЧЕРНОВ МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ

КАК НАПИСАТЬ СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ,
РУКОВОДСТВО К СОЦИАЛЬНОМУ ДЕЙСТВИЮ.

Как написать и оформить проект? Шаги от «А» до «Я»:

1. Шаг №1: Определитесь с идеей, проанализируйте
проблему.

2. Шаг №2: Пишем цель проекта.

3 Шаг №3: Пишем задачи проекта.

4. Шаг №4: Проверяем цель и задачи по критерию
smart.

5. Шаг №5. Из задач строим логическую цепочку
действий.

6. Шаг № 6. Пишем план действий, график выполнения
работ.

7. Шаг №7. считаем, сколько будет стоить наш проект.

8. Шаг №8. Пишем результаты.

9. Шаг №9. оформляем проект.

Чайковский ноябрь 2019

АКТУАЛЬНОСТЬ

Воспитание
юного поколения является актуальным во все времена, а в период кризиса и
ограниченных ресурсов в бюджете, особенно в условиях продолжающихся изменений в
социально-экономической жизни России. В этот период особенно чувствуются
накопившиеся проблемы в сфере жизнедеятельности и защищенности детей и
подростков. Они вызывают обеспокоенность государства, которое понимает, что
традиционные формы работы через учреждения уже не дают того эффекта и даже если
только продолжая вливать деньги в социальную сферу и бюджет, социальная и
гражданская пассивность молодых людей стало повсеместным фактом. В настоящее
время оно представляет собой комплексное социально-педагогическое явление,
характеризующее состояние общества и влияющее на его развитие. «Нация уходит с
исторической сцены не только количественно, но и качественно» – делает вывод
академик В.П. Казначеев в своем выступлении на Международном симпозиуме
«проблемы геополитики и выживания нации России в 21 веке». Современная
действительность, с его высокими запросами к багажу достижений человека,
требует от педагогов реализовывать воспитательный процесс таким образом, чтобы
подрастающее поколение, реализуя свой  потенциал, умело достигать собственные
поставленные цели и справляться с жизненными трудностями. Передовая
педагогическая практика показывает удивительные примеры того, как можно в
наитруднейших условиях выступления на ответственных мероприятиях регулировать
свое состояние, мобилизовать собственную волевую активность и уметь добиваться
поставленных целей, оставаясь при этом добрым, чутким к людям, душевным и
внимательным в общении с ними, способным сопереживать их радостям и тревогам.

Умение
мобилизовать лучшие свои  качества в необходимых жизненных ситуациях необходимо
воспитывать уже с юного возраста. Этому движению может  способствовать
включение сотрудников и обучающихся МАУ ДО ДЮСШ ЧГО  в проектную деятельность,
реализующуюся в условиях социального партнерства МАУ ДО ДЮСШ ЧГО с одной
стороны  и ФМС «Фонд Чайковский», РОО федерация кекусинкай Пермского края
«Медведь» с другой через реализацию социально-значимых проектов. Анализ
ситуации показывает, что во многом благодаря активным действиям НКО с каждым
годом в РФ возрастает актуальность добровольчества и патриотизма как одного из
ключевых направлений развития человеческого потенциала, эффективного
инструмента развития гражданского общества.  Обращение внимания к социальному
партнерству не случайно, т.к. именно оно является наиболее действенным
механизмом решения профилактических и воспитательных задач в современных
условиях. Так как социальное партнерство – это иной опыт, другие формы
отношений и деятельности, когда взаимоотношения учреждения и НКО строится на
социальном диалоге, как совокупности переговоров, действий и договоренности
между партнерами в целях решения вопросов воспитания  качеств подростков.

Одним из
новых инструментов по поддержке просветительских инициатив стала система
грантов и субсидий. За счет грантов и  субсидий появилась возможность решать
различные проблемы, связанные с образовательной деятельностью.

Исследователи проблем воспитания подрастающего
поколения отмечают, что более эффективному включению школьников во внеурочную
деятельность способствует совместная деятельность в реализации социальных
проектов, как со своими сверстниками, так и с педагогами, родителями,
знаменитыми и успешными людьми, задействованными в этот процесс в качестве
волонтеров –добровольцев и патриотов (И. П. Иванов, Н. П. Аникеева, Р.С. Немов,
Н.Ф. Басов). Наиболее оптимальные условия для реализации
разностороннего воспитания во внеурочной деятельности складываются в рамках
объединений и организаций. Одной из успешных форм является волонтерское и
патриотическое движение в различных успешных НКО. Воспитание патриотизма и
добровольчества основывается на концепции внедрения системы социального
партнерства в педагогический процесс спортивной школы МАУ ДО ДЮСШ ЧГО (Л.И.
Лубышева, В.К. Бальсевич). В педагогике вопросы выявления и реализации
педагогических условий воспитания патриотизма и добровольческих качеств у
обучающихся в условиях спортивных секций и объединений недостаточно изучены.

Подростковый возраст привлек наше внимание как
период становления личности, ее формирования. Этот возрастной этап развития  
определяется как поисковый период, период активных проб, направленных на
осознание своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с
определением своего места в жизни, что требует от педагогов создание
благоприятных педагогических условий для личностного самовыражения и
самоопределения подростков

Роль социального партнерства в воспитании
добровольческих и патриотических качеств заключается в том, что она образует те
своеобразные потенциальные основы действий, в которых выражаются индивидуальные
патриотические и добровольческие особенности подростков.

Для достижения социальных, благотворительных,
культурных, образовательных, научных целей, для охраны здоровья граждан,
развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных потребностей
граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, оказания
юридической помощи, а также для иных целей, направленных на достижение
общественных благ, государство оказывает всестороннюю поддержку социальным
проектам в виде грантов. Основной грантодатель в России для НКО — это Фонд
президентских грантов (президентские гранты.рф).

Социальный проект — это комплекс мероприятий,
направленный в своём результате на решение социальной проблемы. Социальный
проект сглаживает или нейтрализует общественные проблемы и способствует
гармоничному развитию гражданского общества.

Какова
структура социального проекта?

Как правило,
обязательными элементами проекта являются:

1. Название проекта.

2.Аннотация проекта, то есть краткое описание
проекта, включающее «1) описание основной идеи и конкретных действий по
реализации проекта (без обоснования актуальности и социальной значимости); 2)
указание целевой аудитории; 3) наиболее значимые ожидаемые результаты; 4) для
долгосрочных проектов — обоснование выбора срока реализации (почему реализация
проекта невозможна или нецелесообразна в более короткие сроки)» (по
рекомендациям Фонда грантов Президента РФ).

3. География проекта.

4. Срок реализации проекта.

5. Обоснование социальной значимости проекта.

6. Целевые группы проекта.

7. Цель и задачи проекта.

8. Ожидаемые количественные и качественные
результаты проекта.

9. Бюджет проекта

10.Дорожная карта проекта (календарный план).

11.Команда проекта.

12.Информация об организации, от которой подаётся
заявка на грант.

Что такое проблема и как её сформулировать?

Проект лучше начинать не с поиска идеи (например,
у меня возникла идея создать курсы повышения квалификации для преподавателей
воскресных школ), а с поиска конкретной проблемы в социуме.

Социальная проблема — социальная ситуация,
которая идентифицируется обществом как трудная и нежелательная. Проблему нужно
решать. Проблема, как правило, ограничена кругом благополучателей и
географической территорией. Поэтому в формулировке и/или описании проблемы
желательно указать целевую аудиторию и географический охват (см. об этом
подробнее в следующих разделах инструкции).

Проблема — негативное явление. Поэтому
формулировка проблемы должна включать такие слова, как «нет», «отсутствует»,
«недостаточно», «низкий уровень» и пр.

Некорректно сказать, что «мы занимаемся проблемой
популяризации русского языка», так как распространение и продвижение родного
языка — это не проблема. Проблемой может стать: недостаточно развитое единое
открытое русскоязычное образовательное пространство; снижение популярности и
престижа русского языка и образования на русском языке в мировом пространстве;
уменьшение уровня владения русским языком как государственным языком и сужение
сферы его функционирования как средства международного общения; ухудшение
уровня преподавания русского языка как родного, неродного и иностранного и пр.

Основные требования, которым должен отвечать
проект:

      актуальность – причина, основания реализации
проекта должны соответствовать требованиям времени, отдельной целевой группы
или иным аспектам, объясняющим появление идеи проекта;

      время – проект должен быть ограниченным по
времени;

      ресурсы – проект должен иметь четкое описание
потребностей;

      оценка качества и результатов – шкала оценки
эффективности проекта определяется в соответствии с вашими целями, но
результаты, к которым вы стремитесь, должны быть четкими, поддающимися анализу
и осмыслению.

Как написать
и оформить проект? Шаги от «А» до «Я»

Шаг №1:
Определитесь с идеей, проанализируйте проблему.

      Что бы вы хотели изменить?

      Чего и каким способом (в самом общем плане) бы вы
хотели достичь?

      Какую проблему хотите решить?

      Вопросы для описания: Проанализируйте и опишите
проблему:

      Что – в чем заключается проблема?

      Где – насколько широко распространена?

      Когда – насколько долго существует?

      Сколько – какое количество людей затрагивает?

      На кого влияет? 

      Записали ответ → перешли к определению сферы
проектной деятельности, определению проблемы, над которой вы будете работать.

      Проанализировали проблему → определили, что
хотите изменить → возникла проектная идея → переход к детализации и описанию
проекта.

Шаг №2: Пишем
цель проекта.

      Цель — общее описание предполагаемых результатов
и ожиданий, наивысшая точка достижений, к которой стремится организация в ходе
реализации проекта. Цель — образ действий по достижению желаемого результата.

      Цель должна формулироваться так, чтобы её
достижение полностью решало возникшую проблему. Формулировка цели должна
опираться на формулировку проблемы. Можно сказать, что цель — это проблема
наоборот.

Сформулируйте цель своего проекта:     

Задайте вопросы для цели своего проекта:

Есть ли точное выражение того, что именно должно
быть в итоге реализации проекта?

Сможем ли мы увидеть и измерить результаты
проекта в целом и его отдельных частей?

Реальна ли поставленная цель? Возможно ли достижение
заявленной цели с учетом имеющихся ресурсов?

Какая польза или выгода будет получена в
результате достижения цели командой проекта, другими заинтересованными
сторонами?

Шаг №3: Пишем
задачи проекта.

Задачи проекта — это конкретные шаги, которые необходимо
выполнить для изменения существующей ситуации к лучшему, это шаги для
достижения цели.

Важно помнить! Задач может быть несколько, все
задачи — шаги к достижению цели, связанные между собой и связанные с целью
проекта.

Используйте глаголы. Например, если вам надо
построить дом, то задачами будет: заложить фундамент, возвести стены, построить
крышу, провести коммуникации, сделать внутреннюю отделку и т.д.

Проверьте. Задачи должны полностью «закрывать»
решение проблемы (поставленную цель).

Проанализируйте. Задачи должны быть
результативными (в итоге изменения после проекта складываются из конкретных
результатов).

Шаг №4:
Проверяем цель и задачи по критерию smart.

SMART –
система постановки целей

Без целей мы ничто. Не видя конца пути, по нему
невозможно двигаться. Не зная конечных результатов плана, невозможно составить
структуру дня. Если до этого ваши цели были абстрактными мечтами, настал момент
превратить их в осязаемую реальность. И для этого есть отличный инструмент.Знакомьтесь!
SMART – система постановки целей.

Что такое SMART?

SMART – это тот редкий случай, когда аббревиатура
соответствует содержимому. Перевод слова smart звучит с английского как
«умный». Планирование по-умному. Отличное название!

Само слово разбирается на простые и понятные
составляющие. Каждая буква наделена смыслом, и, вот секрет, пока не удастся
проникнуться сутью каждого термина, система смарт для постановки цели работать
не будет. Или плохо справится со своей функцией.

Почему так?

Потому что каждый элемент в этой системе имеет
значение: для осознания цели, для ее формирования и достижения. Более того, при
создании верной формулировки планируемых задач по «смарт» нередко происходит
трансформация проектов – вырисовываются ранее незамеченные важные аспекты,
нюансы, детали.

Займемся расшифровкой:

      S       Конкретность (specific)

      M      Измеримость  (measurable)

      A      Достижимость  (achievable)

      R       Выгодность (rewarding)

      T       Временные рамки  (time bound)

S – Specific. Конкретная цель
– половина успеха

Везде пишут: цели по системе смарт должны быть конкретными. Но
что это значит?

Все просто! Нужно четко осознавать, какой итог должен быть у
данной цели.

Не просто похудеть, а снизить объем талии до 60 см или увидеть
стрелку весов на 55 кг. Не поднять продажи предприятия, а достичь показателей
лучше аналогичного периода за прошлый год на 40%. Не «купить дом», а
«заработать 2 миллиона за полгода и приобрести дом в коттеджном поселке «ХХХ».

Если проект требует участия какого-то еще человек – сотрудника,
компаньона, руководителя, то очень важно получить обратную связь по
конкретизации цели. Иначе может случиться так, что тренер спортзала
ориентируется на достижение итогового веса, а вы стремитесь к точным объемам
своих форм!

Даже рассматривая примеры по системе смарт для постановки целей,
мы видим не абстрактный план, а четкую картинку. И это очень важно для запуска
работы подсознания, которое поняв, что нужно человек, начнет всячески
способствовать выполнению его желаний. Подкидывать правильные мысли,
стимулировать верные идеи, направлять по лучшему маршруту.

Если же вы верите во влияние Вселенной на нас, то можно
использовать и этот аргумент. Чем четче запрос к Вселенной, тем быстрее и
правильнее он будет реализован.

Получается, как не объясняй феномен SMART – везде сплошные
плюсы.

М – Measurable. Весы для
измерения целей

Второй важный нюанс.

Цели по системе SMART должны быть измеримыми. В них должны
присутствовать количественные или понятные качественные показатели, характеристики,
которые в итоге укажут, что цель достигнута.

Что можно использовать для измерения:

·        
деньги – рубли, евро, доллары, тугрики;

·        
доли, проценты, соотношения;

·        
отзывы или иные критерии внешней оценки;

·        
лайки, число подписчиков, «просмотрено» для статей;

·        
частоту действий – каждый второй пользователь кликает
«заказать»;

·        
время – ограниченность периодов;

·        
штрафы – мотивация «от обратного»;

·        
утверждение, согласование, одобрение – получение положительного
мнения специалиста или руководителя.

https://mn-zd.ru/wp-content/uploads/2017/12/%D1%81%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%822.jpg

Можно найти и совсем странные варианты измерения целей:

·        
«крестики» у вышивальщиц;

·        
оценки у школьников;

·        
конкурсы у преподавателей;

·        
количество блюд каждый день у хозяйки;

·        
«Помидорки» у занятого человека.

Все что можно измерить и оценить, должно быть измерено и
оценено.

Цели по системе SMART – примеры:

·        
похудеть на 10 кг

·        
напечатать 5 статьей за день

·        
знакомиться с 1 человеком в день

·        
получить согласование договора у юриста

Все примеры «обрублены», так как предназначены для демонстрации
только критерия «измеримости». Более точные ориентиры для целей по СМАРТ в
конце статьи.

А – Achievable. А достижима ли
мечта?

Предположим, вы, будучи обычным офисным работником или
домохозяйкой, поставили цель: через полгода получить одобрение комиссии для
полета на Луну. Конкретно? Измеримо? Все верно!

Достижимо? Вряд ли…

СМАРТ – не волшебная пилюля, которая переместит вас в волшебный
замок только за правильно сделанную формулировку.

https://mn-zd.ru/wp-content/uploads/2017/12/%D1%81%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%823.jpg

Это система, которая ориентируется на реальность бытия. А это
значит, что при обдумывании любых планов важно соотносить имеющиеся в наличии
ресурсы и возможности с желаемым результатом.

Вариантов оценки достижимости также много как самих целей и
способов их измерений. Это:

·        
материальные и моральные ресурсы;

·        
время;

·        
умения;

·        
знания;

·        
финансовые возможности;

·        
здоровье…

R – Relevant. Согласуем цель с
реальностью!

Интересный момент – согласование цели. С чем или кем ее нужно
«согласовывать»?

Со всем!

С реальностью…

С уже существующими планами…

С желаниями…

Что может получиться, если исключить этот пункт из планирования
по СМАРТ? Абсурд и полная невыполнимость сформулированных задач.

Плохо стыкуются цели: «выспаться», «бегать в 5 утра», «проводить
с мужем время после его возвращения с работы в 24-00». Или: «сокращения 80%
штата» и «выход на прибыль в 200% в сравнении с прошлым годом».

Если есть противоречия, то надо пересматривать и корректировать
планы.

T – Time-bound. Когда
оценивать результат?

Time-bound – «ограниченность во времени». Если у цели нет
конечных временных границ, то достигать ее можно бесконечно. Поэтому важно
ставить рамки, в течение которых желаемые планы должны быть реализованы.

Принято разделять цели:

·        
Краткосрочные – до 100 дней

·        
Среднесрочные – от квартала до года

·        
Долгосрочные – на период в 1 год и более

Интересный факт, но согласно SMART-системе цель должна быть не
просто ограниченной во времени, но и соотносимой с другими планами. Цепочка
следующая: долгосрочные мечты формулируют категорию среднесрочных дел, а те, в
свою очередь, дробятся на краткосрочные проекты.

Если проследить данную идею в обратной последовательности, то
виден путь маленьких шагов из сегодня к большой Мечте.

https://mn-zd.ru/wp-content/uploads/2017/12/%D1%81%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%825.jpg

SMART система постановки
целей: примеры

Как обещала, несколько примеров-ориентров, которые помогут
понять принципы формулирования своих желаний:

1.    Похудеть
с 65 до 60 кг за 100 дней

2.    Выйти
на доход в 100 000 в месяц к 1 мая 2015 года

3.    Писать
по 1 статье каждый день в течение квартала

4.    Отдохнуть
две недели в июне 2018 года в Италии и посетить Рим

5.    Поступить
на бесплатное отделение инженерного факультета УрФУ в 2020 году

6.    Выучить
500 испанских слов к 1 марта 2016 года

7.    Купить
новый автомобиль – синий хэтчбек Chevrolet Aveo – к декабрю текущего года

8.    Пройти
повторное обучение по SEO у Шахова – не позднее лета этого года

9.    Прочитать
и внедрить все статьи блога mn-zd.ru – до 1 сентября 2018 г.

10. Читать
раз в неделю по одной развивающей книги на тему коучинга, психологии,
тайм-менеджмента в течение полугода.

Шпаргалки SMART в картинках

Вопросы для формулирования целей по SMART

https://mn-zd.ru/wp-content/uploads/2017/12/%D1%81%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%82.jpg

Правильная постановка целей по системе SMART

https://mn-zd.ru/wp-content/uploads/2017/12/%D1%81%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%821.png

Шаг №5. Из
задач строим логическую цепочку действий.

Определили цель и задачи → Приступаем к
планированию: как все это будет.

Из каждой задачи строим логическую цепочку
действий: как мы добьемся результата. Иногда помогает нарисовать всю цепочку
действий и заданий, чтобы понять логику проекта по каждому из направлений.

Например, если мы говорим о строительстве дома
для семей молодых специалистов, то блоки задач у нас могут быть связаны с:

непосредственно строительством

согласованиями с органами государственной власти

с работой с целевой аудиторией – семьями молодых
специалистов

работой с прессой по PR проекта и события в целом.

Эта логическая цепочка поможет нам написать
план-график проекта в его логической последовательности.

Шаг № 6.
Пишем план действий, график выполнения работ.

Этап:

Вид деятельности

Сроки

         Ответственный

Подготовительный

Основной

Завершающий

      План реализации проекта. Пример №2

Действия

Сроки

Исполнители

Ресурсы

Результаты

Ответственные

      План реализации проекта. Пример №3

Направление

(блок, модуль)

Задача

Действия

Сроки

Исполнители

Ресурсы

Результаты

Ответственные

      Также полезно будет сделать сетевой план –
график.

Шаг №7.
считаем, сколько будет стоить наш проект.

Каждый этап реализации проекта требует
определенной затраты денежных средств и ресурсов:
сколько денег требуется для реализации проекта? На что они будут потрачены?
из каких источников предполагается получить деньги? Гранты, субсидии,
спонсорские средства, иное?

Этот раздел проекта должен очень точно
соотноситься с другими разделами проекта, особенно с механизмом реализации и
календарным планом проекта.

      Возможный
вариант сметы расходов в рамках проекта:

      №       Наименование
статей и расходов          Расчет суммы затрат         Финансовые затраты по
проекту

                                         Имеющиеся
средства        Запрашиваемые средства            Итого

                                                                

                                                                

      «Бюджет»
(смета) должен быть расписан по статьям.

      Основные
расходы:

      аренда
помещений и коммунальные платежи

      командировочные
и транспортные расходы

      оборудование

      связь
и коммуникации

      проведение
специальных мероприятий

      издательские
расходы

      расходные
материалы

      и
другие прямые расходы, которые непосредственно идут в рамках вашего проекта.

      «Прочие
расходы» — это необязательная статья, которая включается в бюджет, если имеются
расходы, не получившие отражения в других статьях. Данная статья должна быть
особенно тщательно аргументирована.

«Оплата труда» — включает непосредственно
заработную плату персонала проекта и привлекаемых на время по договору
специалистов, а также “Начисления налогов на доходы” – 35,8% от общего фонда
оплаты труда персонала и привлеченных специалистов.

Необходимо обратить особое внимание на три
последних столбца в бюджетной таблице: «имеющиеся средства», «запрашиваемые
средства», «итого». В столбце «имеющиеся средства» должны указываться те
средства, которые вы, ваша организация вкладываете в реализацию проекта.
Например: привлечение добровольцев в качестве персонала или привлеченных
специалистов — должно быть обязательно отражено в статье бюджета «оплата труда»
в столбце «имеется», причем, сумма будет соответствовать тем расходам, которые
понесла бы организация, если бы в реализации проекта вместо добровольцев
участвовали оплачиваемые специалисты.

Если организация, вы или спонсоры предоставляют
для реализации проекта какую-либо оргтехнику, то в столбце «имеется» стоит
указать её примерную стоимость с учетом срока эксплуатации.
В столбце «требуется» останется указать размер средств, которых недостает
организации для реализации проекта.

Шаг №8. Пишем
результаты.

При составлении плана действий и расчете бюджета
у нас может возникнуть понимание, что результаты могут быть еще больше, чем мы
планировали. Важно, чтобы наши результаты соответствовали цели проекта.

В проекте результаты можно прописывать текстом,
здесь мы предлагаем вам заполнить рабочий листок по определению результатов:

В проекте результаты можно прописывать текстом,
здесь мы предлагаем вам заполнить рабочий листок по определению результатов:

Задача №1

Напишите результаты по Задаче 1.

Задача №2

Напишите результаты по Задаче 2.

Задача №3

Напишите результаты по Задаче 3.

Задача №4

Напишите результаты по Задаче 4.

Задача №3

Напишите результаты по Задаче 3.

Задача №4

Напишите результаты по Задаче 4.

Напишите, как вы будете оценивать ваш проект,
методы оценки проекта – насколько он эффективен? Как вы поймете, что достигли результатов?

Количественный результат (что будет сделано?) —
фиксирует количество оказанных услуг, участников мероприятий, получателей
конкретной помощи, количество выпущенных книг и т.д.

      Качественный результат (что изменится?) — должен
отражать позитивные изменения, которые произойдут в результате проведения
мероприятий, оказания услуги и т.д.

      Эффективность — соизмеримы ли полученные
результаты с затраченными усилиями.

      Критериями оценки эффективности проекта являются
результаты, которые демонстрируют, насколько хорошо разработчики понимают, к
чему они стремятся, и как будут этого достигать.

Шаг №9.
оформляем проект.

Оформленный проект  обычно  содержит следующие
разделы:

Титульный лист: название проекта, авторы,
контактные данные (1 стр.)

Краткая аннотация проекта: кратко опишите вашу
идею (3-5 предложений), цели, результаты (не более 1 листа А4, 12-14 шрифт)

Подробное
описание проекта:

      Содержание проекта, обоснование.

      Актуальность проблемы, почему именно ваш проект
важен и нужен.

      Цели и задачи проекта.

      Целевая группа проекта: на кого рассчитан ваш
проект, для кого вы его делаете.

      Механизм реализации проекта: этапы,
содержательная деятельность, мероприятия и т.д.

      Календарный план реализации проекта (помните про
наглядность, графики приветствуются).

      Бюджет (смета).

      Конкретные ожидаемые результаты (количественные и
качественные), критерии и методы оценки результатов, эффект проекта в
долгосрочной перспективе.

      Возможное дальнейшее развитие проекта, если
предполагается.

      приложения (фото-материалы, схемы, эскизы и т.д.)

Оформление текста проекта также важно, как и его
содержание. Используйте крупный шрифт (не менее 12) и полуторный интервал.
Выделяйте главное, структурируйте текст, чтобы его было легче читать,
используйте заголовки и подзаголовки, жирные шрифты подчеркивания,
маркированные списки и т.д.

Если вам
необходимо сделать презентацию:

      на каждый раздел не более 1-2 слайдов;

      шрифт должен быть максимально крупным и читаемым
даже издалека, заголовок и текст слайдов презентации должны быть напечатаны
одним шрифтом, размер шрифта в презентации рекомендуется использовать не менее
20;

      анимацию, выплывающие заголовки и т.д.
рекомендуется использовать адекватно, не злоупотреблять;

      при использовании светлого фона шрифт должен быть
черного или очень темного оттенка других цветов (коричневый, синий); при
использовании темного цвета фона шрифт — белого цвета;

      изображения (фотографии, графика, инфографика),
используемые в презентации, должны быть четкими, крупными и размещены в
отдельных слайдах,

      если в оформлении фона есть графические символы
(логотип организации, логотипы партнеров и т.д.), текст слайда не должен
заходить на данный символ.

Вариант формы
проекта

      Титульный лист:

      название проекта

      авторы

      контактные данные

      Краткая аннотация проекта (1 лист)

      00

      Подробное описание проекта:

      Актуальность проблемы

      Цель

      Задачи

      Целевая группа

      Механизм реализации – деятельность в ходе проекта
(см. Пошаговую инструкцию)

      Календарный план реализации проекта

      Бюджет (смета)

      Конкретные ожидаемые результаты (количественные и
качественные), критерии оценки

      Возможное дальнейшее развитие проекта, если предполагается.

Исследование 
осуществляется и будет осуществляться  с 2019 — 2020 гг. и будет проходить в
несколько этапов:

I
этап (2019)

Будет
определяться актуальность и специфика проблем, создан ие инициативной группы по
написанию социальных проектов для участия а конкурсах грантов в рамках
внеурочной деятельности педагогов и обучающихся МАУ ДО ДЮСШ ЧГО, в том числе и
в условиях  социального партнерства и совместной реализации социально-значимых
проектов, мероприятий и акций реализуемых МАУ ДО ДЮСШ и НКО на основе
совместной деятельности;

II
этап (2019- 2020г.г.)

Будут
определены критерии и показатели социально гражданской воспитанности;
разработаны модель и методика воспитания социально активного и социально
ответственного человека; выявлен комплекс педагогических условий воспитания качеств
социальной ответсивенности и милосердия у  подростков, занимающихся в спортивных
объединениях МАУ ДО ДЮСШ ЧГО.

III
этап (2020-2021 г.г.)  
Будет реализован комплекс
педагогических условий и методик воспитания качеств  гражданина и патриота у  подростков,
занимающихся в  спортивных объединениях МАУ ДО ДЮСШ ЧГО; проведется формирующий
этап педагогического эксперимента; будут сформулированы выводы и практические
рекомендации.

Научная
новизна исследования
:

1.Будут 
выявлены и обоснованы педагогические условия воспитания  качеств социальной
ответственности и милосердия у педагогов и  подростков спортивной школы МАУ ДО
ДЮСШ ЧГО: проведение мероприятий, направленных на формирование у подростков
представлений об эталонном поведении социально ответственного человека. Организация
деятельности  педагогов и подростков,  создание воспитательных ситуаций, направленных
на формирование опыта поведения социально ответственного человека; обеспечение
взаимодействия всех компонентов педагогической системы «ученик – педагог –
тренер – детский спортивный коллектив – родитель – наставник-тьютер из числа
добровольцев  НКО» по созданию целостной воспитательной среды. Диагностика и
учет индивидуальных особенностей морально-волевой сферы подростков в воспитании
качеств социально ответственного человека.

2. Будет
разработана и обоснована модель воспитания качеств социально ответственного
человека  в рамках внеурочной деятельности. Модель будет  включать
последовательность ее основных структурных элементов: потребность общества в гражданской,
патриотической и добровольческой  воспитанности подрастающего поколения. Модель
диктует цель и задачи воспитания качеств социальной ответственности подростков,
в условиях  спортивных объединений МАУ ДО ДЮСШ ЧГО.  Принципы, исходящие из
конкретных целей и задач; критерии, определяющие направленность содержания и
процесса воспитательной работы (эмоционально-мотивационный,
когнитивно-деятельностный, опытно-поведенческий), реализующейся через
общественно-значимую и физкультурно-спортивную деятельность  спортивного
объединения; инструментарий, с помощью которого реализуется деятельность:
формы, методы и средства; результат. Модель является научно-теоретической
опорой процесса воспитания качеств социально ответственных  подростков,
занимающихся в  спортивных объединениях МАУ ДО ДЮСШ ЧГО.

3. Будет
разработана и опытно-экспериментальным путем проверена эффективность реализации
выявленных педагогических условий и методики воспитания качеств социально
ответственного  подростка в условиях  спортивного объединения МАУ ДО ДЮСШ ЧГО,
которая представлена тремя этапами: ценностно-направленный этап, этап развития качеств
социальной ответственности, этап совершенствования качеств социальной
ответственности. Главная цель реализации методики: повышение Гражданской, патриотической
и добровольческой воспитанности подростков посредством  формирования качеств
социальной ответственности, проявляющихся в соответствующем гражданском, патриотическом
и добровольческом поведении в необходимых жизненных ситуациях.

Теоретическая
значимость
исследования определяется тем, что:

1.
Категориальный аппарат общей педагогики дополнен такими понятиями, как
«социальное партнерство», «воспитательный потенциал педагогической деятельности
в рамках социального партнерства МАУ ДО ДЮСШ ЧГО и НКО», «педагог-тренер;
наставник-тьютер из числа добровольцев НКО»

2.
Теория педагогики дополнена разработанной моделью воспитания гражданских,
патриотических и добровольческих качеств подростков в условиях социального
партнерства МАУДО ДЮСШ ЧГО и НКО;

3.
Обоснован комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективность
воспитания гражданских, патриотических и добровольческих качеств  в условиях
социального партнерства МАУ ДО ДЮСШ ЧГО и НКО.

Практическая
значимость
исследования заключается в том, что:

1.
Выявленный комплекс педагогических условий и методика воспитания гражданских, патриотических
и добровольческих  качеств подростков в условиях социального партнерства МАУ ДО
ДЮСШ ЧГО и НКО будут  внедрены в педагогическую практику внеурочной
деятельности ряда общеобразовательных школ, учреждений дополнительного
образования   Чайковского городского округа.

2.
Разработанные практические рекомендации по воспитанию  качеств социальной
ответственности подростков предложены педагогам общего и дополнительного
образования, работающим с учетом требований новых образовательных стандартов
(ФГОС) в рамках внеурочной деятельности в спортивных объединений ДЮСШ,  в
секциях спортивных федераций (НКО).

 3. Будет предложен и будет
использоваться в практике учреждений дополнительного образования 
диагностический инструментарий по измерению уровня гражданской, патриотической
и добровольческой  мотивации, качеств социальной ответственности, опыта
гражданского, патриотического и добровольческого поведения как основных
показателей социальной воспитанности подрастающего поколения.

Материалы проведенного исследования
могут быть использованы в практике

внеурочной деятельности учреждений
общего и дополнительного образования   различных регионов Российской Федерации.

Достоверность
результатов,
полученных в исследовании, будет
обеспечиваться непротиворечивостью исходных теоретико-методологических
оснований; системным использованием эмпирических и теоретических методов,
соответствующих объекту, предмету, целям, задачам исследования; сочетанием
методов количественного и качественного анализа результатов
опытно-экспериментальной работы; применением в процессе обработке результатов
исследования методов математической статистики.

Личное
участие соискателя
состоит в выявлении и реализации
педагогических условий, модели, методики воспитания качеств социально
ответственного  подростка в рамках внеурочной деятельности в  спортивном
объединении ДЮСШ, проведении опытно-экспериментальной работы и ее руководстве.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К СОСТАВЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

Понятие социального проектирования

Социальное проектирование – это метод, позволяющий корректно создавать и реализовывать эффективные, социально ориентированные проектные идеи.

В этом смысле можно утверждать, что социальный проект – это решение социально значимой проблемы в чётко ограниченных временных рамках.

Социальный проект:

–  это универсальный инструмент для чёткого стратегического планирования вашей деятельности;

– это воплощение любой вашей идеи в реальность;

– это возможность рассчитывать свои шаги к достижению цели с точностью до дней;

– это умение правильно использовать  свои (всегда ограниченные) ресурсы и привлекать их из различных источников;

– это решение социально значимых проблем в вашем регионе (районе);

Из чего состоит проект?

проблема – цель – задачи – механизм реализации (методы, методики, технологии) – этапы реализации – бюджет – ожидаемые результаты

Если Вы научитесь правильно использовать эту формулу, считайте, что Вы на пути к Успеху!

Каждый этап – это логическое звено в построении социального проекта. Проблема должна быть обоснована  объективными данными,  представленными по итогам соответствующего исследования. Цель должна логично вытекать из проблемы. Задачи должны отображать пошаговые действия, а их решение должно быть выражено в виде конкретных количественных  и качественных результатов. Каждый метод – это способ, с помощью которого решается  определённая задача. Для реализации каждого этапа требуются необходимые ресурсы. Для того, чтобы оценить результат, нужны критерии оценки.

Модель социального проектирования можно рассмотреть через естественный рост и развитие растения (дерева).

Допустим, почва – это социальная среда, которую вы хотите каким-то образом изменить; корни – это выявленная вами  социальная проблема в данной среде. Далее мы ставим перед собой чёткую цель –  задаём направление роста дерева планирования. Соответственно, определяемся с чёткими задачами (конкретными шагами) и отвечаем на вопрос: «С помощью каких методов (крона дерева) мы достигнем решения поставленных задач?». В итоге мы получаем плоды своего труда (результаты), которые должны способствовать определённым изменениям в среде.

Теперь рассмотрим каждый пункт более подробно.

Постановка проблемы

Все проекты начинаются с идеи. Если есть идея – проект уже стоит на стадии замысла.

Не стоит недооценивать данную стадию проекта, ведь от неё зависит ваш успех социального проектирования. Лучше всего при инициации идеи отталкиваться от содержания проблемы, так как проект обусловлен наличием проблемной ситуации в той или иной сфере.

Проблема – это разница между реально существующей ситуацией и желаемым (необходимым) состоянием в рамках этого же процесса.

Самый важный раздел проекта. В нем должна быть представлена проблема, на решение которой направлен проект, и её анализ. При формулировании проблемы необходимо обратить внимание на то, что проблемы – это отсутствие чего-то, что-то негативное, приносящее вред, то, что требует изменения. Здесь важно продемонстрировать, что для авторов (соавторов, менеджеров) проекта понятны причины появления проблемы, для решения которой он и выполняется, но не фиксируются исключительно отрицательные последствия существующей проблемы.

Изложение проблемы должно быть не простым описанием, а сжатым анализом её факторов, подтверждённым количественными показателями. Эти показатели основаны  на ранее проведённых исследованиях (необходимо использовать достоверные источники информации). Зачастую, в разделе, посвящённом анализу проблемы, авторы проектов приводят многие разнообразные статистические данные, которые, во-первых, часто не соответствуют диагностируемой проблеме, поставленной цели и сформулированным задачам, а, во-вторых, являются неточными, недостоверными, тенденциозно и предвзято подобранными автором. Например, часто авторы представляют якобы катастрофические данные, но забывают упомянуть о их ярко выраженной положительной динамике (и правильно делают, иначе эксперт может посчитать предлагаемое вами в проекте решение неадекватным, либо всю мысленную конструкцию и вовсе квази- или псевдопроектом). Здесь важно продемонстрировать корректный подход к представлению информационных данных, о чём эксперт и делает вывод в этом содержательном блоке.

Принципиально важным является определение тех индикаторов, т.е. количественных и качественных показателей, которые в дальнейшем станут шкалой для измерения эффективности проекта.

Опишите, предпринимались ли ранее попытки осуществить подобного рода деятельность и насколько успешными они оказались. Обязательно укажите, как проект соотносится с вашей профессиональной деятельностью. Авторы должны показать знание проблем целевой группы проекта и наличие специалистов (кстати, необязательно, чтобы сам автор напрямую этим занимался: он может координировать работу всех специалистов проекта), которые смогут работать с этой целевой аудиторией.

В любом случае, проблема, над которой вы собираетесь работать, должна быть определена настолько конкретно, насколько это возможно.

Особо выделим следующие критерии оценки этого содержательного блока:

– актуальность решаемой социальной проблемы;

– диагностика возникновения и развития представленной проблемы;

– информированность участника о ранее предпринимавшихся мерах по её решению (результаты и последствия этих реализованных мер и мероприятий);

– соответствие решаемой проблемы содержанию предложенной номинации конкурса.

Цель проекта

Цель – наивысшая точка достижений, к которой стремится конкурсант в ходе реализации проекта.

Цель проекта – это то, что достигается посредством реализации проекта. Это может быть либо полное разрешение какой-то проблемы, что бывает достаточно редко, либо существенное снижение её остроты, которое является в дальнейшем предпосылкой её полного разрешения. Это значит, что в эту проблему автор закладывает свою ценностную основу,  определяющую и задачи, которые предстоит решить, и, что самое главное, методы, которые будут применяться автором.

Для оценки вашего варианта постановки цели была разработана следующая система критериев, основанная на популярном в социальном проектировании SMART-тесте:

– конкретность (посредством каких механизмов и технологий будет решаться предлагаемая проблема);

– измеримость (должен быть предусмотрен механизм измерения достигнутого результата, он должен быть ощутимым);

– значимость (следует предполагать максимально оптимальное её решение);

– степень социальной применимости варианта решения проблемы (адекватность условиям реализации проекта);

– инновационность (специфическая индивидуальность предполагаемых путей решения проблемы);

– достижимость;

– выгодность (сфокусированность на активном воздействии на проблему);

– ограниченность во времени (определение временного отрезка, в пределах которого будет достигнута цель при предполагаемых результатах).

Несмотря на всю сложность представленной системы критериев оценки, процесс формулирования цели является простым, достаточно следовать предложенной формуле:

Цель = вариант решения проблемы (измеримость) + посредством чего? (варианты: на основе чего? через что?) + для кого? (конкретная целевая группа) + применительно к каким условиям? + и в какой отрезок времени?

Целесообразно также отметить, что решение поставленной проблемы должно строиться не на основе создания какого-либо социального института, что является пассивным образом действий, а посредством его функционирования в указанном вами направлении (сфокусированность на активных действиях). Фактически цель – это ваше уникальное решение проблемы, для которого вы обладаете всеми необходимыми знаниями, опытом, ресурсами, формулируете действия по устранению негативного явления или его причин.

Все составные части проекта рассматриваются с точки зрения соответствия цели.

Задачи проекта

Задачи – конкретное описание того, что будет выполнено и достигнуто, частные результаты, этапы на пути к достижению цели.

При формулировании задач необходимо придерживаться следующего правила: решение всех перечисленных задач должно неизбежно приводить к достижению поставленной цели.

К сожалению, часто участники формулируют задачи крайне неудовлетворительно, хотя это, пожалуй, самый ответственный этап проектирования. Именно сформулированные задачи позволяют понять эксперту стратегию реализации авторской проектной идеи, а вовсе не цель (которая, несмотря на важность её постановки, в лучшем случае помогает определить направление дальнейшей деятельности). В связи с этим очень важным является вывод, на который следует обратить внимание конкурсантам: нет корректно сформулированных задач – нет и стратегии по реализации проектной идеи, что ставит под сомнение достижимость поставленной цели.

Наиболее часто встречающиеся ошибки:

– задача как действие (проведение какого-либо мероприятия);

– задача как деятельность (часто текущего характера);

– задача как метод;

– ненаправленность на достижение цели – задача сформулирована красиво и правильно, но её решение никак не приближает автора к достижению цели;

– дублирование и излишняя детализация задач.

И здесь мы сталкиваемся с высокой ценой аккуратного обращения с фразами, которые могут быть похожими, но иметь разный смысл.

С точки зрения оформления текста проекта, задачи лучше формулировать и перечислять в виде списка, а не излагать и описывать в повествовательной форме. Задачи формулируются в виде утверждений о действиях, ориентированных на результат, основанных на эффективности работы и поддающихся измерению в терминах. Если в проекте перечислен ряд задач, то все они должны быть связаны между собой и являться необходимыми и достаточными для достижения цели проекта.

Признаки верного формулирования задач:

–   логичное и последовательное следствие решения проблемы;

–   взаимосвязь с деятельностью по проекту и направленность на решение заявленной проблемы (причинно-следственная связь);

–  задачи сформулированы чётко и конкретно, выражены не общими словами, а в количественных и качественных индикаторах, которые могут стать показателями успешности выполнения проекта;

–  представляют собой конкретные промежуточные измеряемые этапы на пути реализации проекта.

Выполнение этих условий –и есть выполнение критериев, применяемых для оценки проектов в данном содержательном блоке.

Чем яснее и чётче (но не проще – это не всегда помогает) определены задачи, тем выше ваши шансы завершить проект успешно. Итак, определив алгоритм действий по решению представленной проблемы и возвращаясь к формулированию задач проекта, следует задать себе вопрос: для чего и зачем были предусмотрены вами эти действия? Данные вопросы необходимы при постановке задач проекта, если отталкиваться от этапов (фаз) проекта, то есть от содержания конкретных действий. Другой вариант формулирования задач: их определение основывается на предлагаемой автором стратегии реализации проекта. При таком подходе задачи должны удовлетворять SMART-тесту, что является чрезвычайно трудным для авторов, поэтому лучше отталкиваться от содержания фаз проекта.

Единого рецепта, видимо, нет, и вряд ли он предвидится: всё зависит от специфики решаемой проблемы. В любом случае, не следует поступать так, как принято в некоторых ведомствах и учреждениях России. То, что предшествует реализации проекта, выполняется формально и в спешке (задач как таковых нет), стадия разработки концепции нередко вообще не просматривается. Часто такие авторы думают, что главное ввязаться в бой, а там посмотрим. Подобная практика ведёт к непродуманной трате финансовых средств и материальных ресурсов, деморализует всю проектную команду, которая вынуждена нередко переделывать работу, не говоря уже о поломанных человеческих судьбах (ведь это социальный проект) и полностью дискредитованных методах работы, которые сами по себе могли бы являться перспективными.

Небольшая подсказка: рекомендуем авторам проектных идей при формулировании задач не применять такие слова как «поддерживать», «улучшать», «усиливать», «содействовать», «координировать», «перестраивать». Более подходящие слова: «подготовить», «распределить», «увеличить», «уменьшить», «организовать», «установить порядок». Иначе говоря, лучше избегать глаголов несовершенного вида и применять глаголы совершенного вида, так как именно они демонстрируют нацеленность автора на результат.

Механизм (методы) реализации проекта

Метод – это способ, при помощи которого достигается цель проекта.

Один из самых объёмных и подробных разделов проекта. Описание того, каким образом будет осуществляться проект.

В данном разделе описываются стратегия и методы достижения поставленных целей, а также механизм реализации проекта. Автор проекта должен ответить на вопросы: каким образом будут достигнуты намеченные цели, как будут выполняться поставленные задачи, кто будет осуществлять их решение, какие ресурсы будут при этом задействованы.

При описании методов необходимо обратить внимание на следующее:

– соответствие механизма реализации цели и задачам проекта;

– соответствие имеющихся ресурсов планируемой деятельности;

– соответствие деятельности заявленным результатам;

– реалистичность мероприятий, с учетом временных рамок и бюджета;

– инновационность;

– взаимосвязанность и взаимозависимость видов деятельности по проекту.

Отсюда следует, что в проекте важны не только и не столько гениальные идеи, сколько те методы, при помощи которых будет достигаться цель проекта. Средства никогда не могут оправдывать цель. Методы, которые предлагает проектировщик, – это те «дороги», которыми он собирается двигаться к намеченной цели. Неверно выбранный путь никогда не приводит к достижению какой бы то ни было благой цели.

Этапы реализации проекта

Поэтапный календарный план – это подробное описание всех видов деятельности и мероприятий с указанием сроков. При разработке этого раздела следует обратить внимание на следующие моменты:

– наличие плана – графика реализации проекта или поэтапного описания проекта: привязка к конкретным целевым группам, месту и времени (это можно сделать как в текстовом формате, так и в виде таблицы);

– реалистичность, выполнимость плана (его насыщенность, но не перенасыщенность);

– описание того, каковы виды деятельности, какие ресурсы необходимы для его проведения;

– возможность выполнения проекта в заявленные сроки.

В этой связи хотелось бы обратить внимание на то, что проект не должен сводиться к организации и проведению помпезных акций: эффект от них нулевой (практически всегда), однако средства израсходованы, но эти расходы ни на что не повлияли, ничего качественно не изменили.

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты – это конкретные результаты, которые предполагается достичь в ходе реализации проекта в количественном и качественном выражении. К описанию ожидаемых результатов необходимо подходить очень серьёзно и ответственно, поскольку они являются критериями эффективности проекта.

Основные характеристики результатов:

– соответствие результатов цели и задачам проекта;

– измеримость (это касается не только количественных, но и качественных показателей);

– реалистичность.

Главное: перечень ожидаемых результатов в целом должен соответствовать списку поставленных конкурсантом задач.

Вместе с тем, следует охарактеризовать некоторые элементы формулирования ожидаемых результатов:

– направленность не на предотвращение следствий проблем, а на устранение их причин;

– направленность действий на выработку у целевой группы способности к последующему самообеспечению;

– вовлечение в реализацию проекта представителей целевой группы.

Бюджет

Важным этапом создания социального проекта является описание бюджета. Каждый этап реализации проекта требует определённых затрат денежных средств и материальных ресурсов. Поэтому важно после описания методов и шагов точно просчитать, сколько будет стоить каждый метод и каждый шаг вашего проекта. Для того чтобы эксперт не задавал много вопросов, стоит после описания бюджета дать комментарии к бюджету, т.е. пояснить на что тратится та или иная сумма.

Таким образом, бюджет социального проекта должен обладать следующими свойствами:

– обоснованностью объёмов предполагаемых затрат;

– логичностью – взаимосвязанностью с запланированными мероприятиями и иными действиями, предусмотренными по проекту;

– соразмерностью масштабу проекта;

– соразмерностью опыту проектанта;

– эффективностью (прозрачностью) затрат.

В заключение хотелось бы заметить, что важным (но не необходимым) для самого конкурсанта является то, что им будет заявлено о его собственном опыте опыте реализации социальных проектов. Кроме того, проект, как нам это представляется, должен обладать свойством его тиражируемости на других территориях (условия, при которых он может быть тиражируемым, можно конкретизировать).

Добавить комментарий