Как составить соло на гитаре

Как придумать соло на гитареОчевидно, что сыграть полнометражное произведение технически гораздо сложнее, чем какие-либо короткие фрагменты (при приблизительно равной степени сложности материала). В свою очередь, неоспорим тот факт, что сыграть музыкально осмысленный фрагмент существенно сложнее, чем продемонстрировать под клик отдельные виды техник, используемых в нем, хотя многие этого не понимают.

Однако, если речь идет о творчестве, то зачастую придумать короткое и при этом музыкально содержательное соло под конкретный минус бывает сложнее, чем написать полнометражную композицию. Мало того, что разные минусовки «обязывают» подстраиваться под них стилистически, так еще и никто не отменял ограничения во времени. Вот есть, к примеру, 40 секунд — хоть тресни, надо уложиться и «сказать» все, что хотел за эти 40 секунд, если конечно, есть, что «сказать».

С моей точки зрения, лучшее соло на гитаре в составе композиции — это своего рода песня в песне. За примерами далеко ходить не надо: соло Brian May из Bohemian Rhapsody, Jimmy Page из Stairway to Heaven, Randy Rhoads из Crazy Train, Slash из Sweet Child O’ Mine и др. Думаю, никто не будет спорить с тем, что вышеперечисленные гитаристы сыграли одни из лучших гитарных соло всех времен. И все эти соло представляют из себя вполне сформированную запоминающуюся композицию. Пусть небольшую, но композицию, находящуюся при этом в составе песни.

В этой статье я хочу поделиться тем, как я придумываю соло на электрогитаре. Для этого в качестве примера возьмем абстрагированный от какого-либо произведения, довольно симпатичный, но при этом совершенно обыкновенный минус (желающие могут его скачать):

Видео с моим соло на данную минусовку смотрите в конце статьи

Такого рода минусовки я обычно делю на две части: «мелодическую» и «шредовую». Названия, конечно же, носят символический характер, в той же «шредовой» части абсолютно не обязательно безбашенно нарезать пассажи 32-ми нотами, свиповать, тэппить и пр.

«Мелодичная» часть гитарного соло

В основе «мелодичной» части, по логике вещей, должна лежать слушабельная, запоминаемая и напеваемая мелодия. На мой взгляд, лучшие гитарные соло отвечают этим требованиям. Послушайте, к примеру, соло John Petrucci из песни Another Day (Dream Theater) — невероятно красивое соло, слушая которое так и хочется подпеть. Поэтому лично я являюсь сторонником того, что мелодия должна придумываться именно голосом, т.к. это существенно повышает вероятность ее соответствия трем вышеназванным требованиям. Если же придумывать гитарой, то существует риск оказаться в ловушке ранее выученных фраз. Эти фразы совсем не обязательно «не в кассу», но они, совершенно точно, не будут новыми. А придумывание голосом увеличивает шансы на изобретение каких-то нестандартных для себя (собственноручно ранее не использованных) мелодических ходов.

Именно поэтому, работая над «мелодичной» частью, я откладываю гитару в сторону, включаю минусовку и просто напеваю на нее, что в голову взбредет. Появилась какая-то идея — беру в руки гитару и «перекладываю» на нее то, что только что напел голосом. После этого насыщаю фразу мелизматикой, характерными для гитары фишками (форшлаги, рывки, бенды, слайды, вибрато и пр.) и развиваю ее. В качестве примеров, приведу несколько своих соло, мелодии которых были придуманы именно голосом (в разных соло «мелодичная» часть располагается по-разному, как правило, либо в начале, либо в середине).

«Шредовая» часть гитарного соло

В «шредовой» же части в первую очередь эксплуатируется «словарный запас» гитариста, в который входят разученные им в ходе съема различных произведений фразы или же собственные «изобретения». Однако «шредовая» часть, конечно же, не должна превращаться в наглую и бездумную эксплуатацию выученных когда-то фрагментов. Сами клише ни в коем случае не возбраняются, но их обязательно надо адаптировать под конкретную ситуацию, а не пихать в одном и том же варианте, где попало.

В качестве примера использования «словарного запаса», основывающегося на различном материале, могу привести мое Reason Solo. Оно записано в 2012 году и на тот момент я вдоволь заслушивался Andy Timmons, снимал партии Nuno Bettencourt из композиции Extreme — Comfortably Dumb и кайфовал от одного из соло May Lian, которое было для меня отчасти эталоном. Влияние всех вышеперечисленных музыкантов можно услышать в Reason Solo не вооруженным ухом.

1. Фраза Andy Timmons из Cry For You (0.00 — 0.09 в Licks from Reason Solo) присутствует и в моем соло (0.06 — 0.11 в Reason Solo)

2. Фраза May Lian в одном из его соло (0.10 — 0.17 в Licks from Reason Solo) также использовалась в Reason Solo, правда, в несколько ином контексте (0.19 — 0.22 в Reason Solo)

3. Нисходящий пассаж Nuno Bettencourt из песни Comfortably Dumb (0.18 — 0.24 в Licks from Reason Solo) можно встретить в видоизмененном варианте в Reason Solo. Пассаж сыгран в другой позиции, кроме того, в отличие от Нуно, я не использовал блюзовую ноту. Тем не менее, сразу видно, откуда брошен камень (0.35 — 0.37 в Reason Solo) Не смотря на то, что все три вышеназванных гитариста довольно разноплановые, деликатное использование полученных от них фраз способно существенно скрасить гитарную партию. Само собой разумеется, чем больше различных произведений различных авторов да еще и в различных жанрах снял гитарист, тем больше у него «словарный запас». А следовательно и больше вариантов для построения интересных и красивых музыкальных конструкций.

Золотая середина в технике и теории

Но на мой взгляд, самое сложное в написании соло на гитаре — поиск золотой середины между «мелодичной» и «шредовой» частями. Например, если сильно увлечься построением мелодии, то в условиях ограниченного времени можно банально не успеть «сказать» все, что хотел. Минус подходит к концу, а развитие только начинается. В этом случае соло может получиться скучным и нудным. Не редкость и обратная ситуация — человек слету берет и начинает поливать гаммы-пентатоники вверх-вниз туда-сюда. Даже если он это делает технически безупречно, вряд ли это понравится кому-то, кроме его «единомышленников».

Кроме того, золотую середину надо соблюсти и в теоретическом плане. Бывает, что гитаристы настолько сильно привязываются к натуральному мажору/минору или же просто гоняют пентатонику, будто шаг влево-вправо будет караться расстрелом на месте. Или же некоторые музыканты слишком увлекаются экспериментами с ладами, не замечая, как их соло теряет свою привлекательность и тонет в потоке сомнительных созвучий.

Конечно же, все вышеизложенное не является истинной в последней инстанции, а лишь отражает мое субъективное мнение по данному вопросу. И чтобы не быть голословным, прилагаю видео со своим соло на прикрепленный выше минус. Здесь также «мелодичная часть» придумана исключительно голосом, в «шредовой» части присутствуют адаптированные в данный контекст фразы из моего «словарного запаса», а с точки зрения теории могу сказать, что в этом соло на электрогитаре используется натуральный минор, фригийский доминантный лад и дорийский минор с добавленной блюзовой нотой (тоника — ре).

Еще несколько моих соло

Одной из самых распространённых проблем гитаристов при сочинении соло является нехватка идей. Непонятно, что именно играть дальше, ведь хочется сделать соло ярким и запоминающимся. Преподаватель Том Хесс на своём сайте рассказал, как легко и быстро придумывать гитарные соло и улучшить навыки импровизации, отказавшись от вопроса «Что играть?». С разрешения автора SAMESOUND приводит адаптированный перевод заметки.


Очень часто гитаристы, придумывающие гитарные соло, сталкиваются с нехваткой идей для сочинения партии. Причин тому, как мне кажется, две:

  1. Гитаристы думают, что гитарное соло должно состоять из большого количества фрагментов и разнообразных фраз. Это миф.
  2. Сильная зацикленность на установке «Что играть?» вместо «Как играть?». Корень проблемы здесь в недостаточном развитии навыков фразировки у большинства гитаристов.

Долгосрочное решение проблемы поиска идей для сочинения соло требует смены мышления. Для начала перестаньте думать о том, как вы запилите что-то дикое и невероятное, что запомнится всем и каждому. Соло далеко не всегда история про скорость и сложность.

Примите тот факт, что яркое и запоминающееся соло ≠ сложное и насыщенное соло. Всё-таки исполнение важнее содержания.

Перестроить мышление поможет принцип получения большего от каждого известного вам гитарного соло. Благодаря этому принципу можно придумывать более интересные партии и улучшить общее звучание без глубокого изучения нового материала.

via GIPHY

Чтобы выжать максимум пользы из уже изученного материала, достаточно соблюдать простой алгоритм:

1 Найти бэк-трек

Найдите бэк-трек в любой тональности. Главное правило здесь — комфортность игры. В качестве бэк-трека можно придумать свою минусовку или скачать готовый бэк-трек в одном из соответствующих каталогов.

2 Вспомнить любую известную фразу

Вспомните любой отрывок из гитарного соло, которое вы изучали ранее. Желательно, чтобы отрывок был коротким и несложным для игры. Не прыгайте выше головы, пусть фраза будет в пределах ваших технических возможностей игры на гитаре.

3 Исполнить фразу с умом

Включите бэк-трек и играйте выбранную ранее гитарную фразу. Сыграв отрывок в первый раз под минус, не спешите изобретать совершенно новый пассаж. Для начала повторите фразу ещё несколько раз, а затем сыграйте её вариацию. Именно вариацию — фраза должна содержать небольшие изменения в нотах, но при этом оставаться собой.

Создать вариацию можно одним из следующих способов:

  • Изменить ритмику партии, не меняя её звуковое содержание. Все ноты в таком случае остаются неизменными.
  • Изменить содержание, сыграв партию на терцию или октаву выше. Ритмический рисунок фразы при этом остаётся тем, каким он был изначально.
  • Изменить окончание фразы, не изменяя остальных нот. К примеру, при длительности фразы в четыре такта можно менять ноты в каждом четвёртом или каждом втором такте.
  • Добавить украшений: вибрато, бендов, слайдов, хаммеров и пулов. Ритмика и состав звуков при этом не должны меняться.

Придумайте как минимум десять вариантов оригинального отрывка соло. Понятно, что в настоящем соло вы вряд ли когда-либо будете играть одну и ту же фразу в десяти вариациях, но цель здесь в другом. Я хочу, чтобы вы прошли через процесс исследования возможностей, доступных вам прямо сейчас.

Конечно, в реальном гитарном соло вы вряд ли будете играть один и тот же лик 10-ю похожими способами, но здесь я хочу, чтобы вы прошли через этот процесс намеренно и исследовали больше возможностей для импровизации, доступных вам на данный момент.

4 Выбрать новую фразу

После того, как одна из фраз будет сыграна во всех возможных и доступных вам вариациях, переходите к следующей. Можно взять ещё одну фразу из того же соло, откуда взялся первый отрывок, можно вспомнить другую партию.

5 Повторить с новой фразой

Повторите все действия, начиная с третьего шага. Играйте оригинальную партию, придумывайте вариации, используя новую ритмику или различные украшательства.

Гитарное соло

Предложенный алгоритм отличается от того, как большинство гитаристов придумывают партии соло-гитары или импровизируют. Вариации — один из самых действенных способов украсить партии, сделать их интереснее. Вместо того, чтобы впихнуть в свою импровизацию как можно больше разнообразных и несвязанных по смыслу фраз, можно обыгрывать основные идеи партии с помощью ритма, других интервалов или приёмов звукоизвлечения.

Предложенный мной метод позволяет получить больше из меньшего. Чтобы соло заиграло новыми красками и при этом не распухло от ненужных нот, достаточно чаще думать о том, как именно извлечь тот или иной звук. Можно не быть самым быстрым гитаристом в мире, но при этом придумывать и исполнять великолепные соло и яркие запоминающиеся импровизации только за счёт знания приёмов звукоизвлечения и умения грамотно их применить.

Кто-то решит, что описанный метод слишком прост, чтобы быть эффективным. Судить вам, но моя практика показывает, что он и прост, и эффективен одновременно. Я рассказывал его многим своим ученикам и спустя некоторое время все они значительно улучшили свои навыки импровизации и стали придумывать более интересные соло. Попробуйте и вы.

Сейчас читают


Download Article


Download Article

As a lead guitarist, guitar solos are the most memorable – and potentially most intimidating – things you do. When you’re just starting out, your solos will likely be mostly improvisation. But once you dive into writing songs, you’ll need to write a guitar solo that others can play as well. Most guitar solos are based around scales, with a few tricks to make them unique and personal.[1]

  1. Image titled Write a Song As a Gift Step 10

    1

    Identify the key of the song you want to write a solo for. If you’re writing a guitar solo you’re likely in contact with the musician who wrote the song. This means you can easily find out what key the song was written in and the chords that were used. Or if you have sheet music, you can simply look at the key signature.[2]

    • Fool around on your guitar as you listen to the song 2 or 3 times. This may give you some early ideas for key tones or short licks that sound good.
  2. Image titled Write a Guitar Solo Step 2

    2

    Determine which scale you want to use. Pentatonic scales include 5 notes of the regular scale, removing the 4th and 7th notes from each octave. The shape you make with your fretting hand can be moved up and down the neck to play the pentatonic scales of different keys.[3]

    • The Minor Pentatonic Scale is a versatile scale used in rock, blues, and pop songs, as well as some jazz music. For a song in E minor, you would play:
      E|———————0-3-|
      B|—————–0-3—–|
      G|————-0-2———|
      D|———0-2————-|
      A|—–0-2—————–|
      E|-0-3———————|
    • The Major Pentatonic Scale is happier and brighter than the minor pentatonic scale and can be used in similarly bright songs. For a song in E major, you would play:
      e|————————————-9–12–|
      B|——————————9–12———|
      G|———————–9–11—————-|
      D|—————-9–11———————–|
      A|———9–11——————————|
      E|–9–12————————————-|

    Advertisement

  3. Image titled Write a Guitar Solo Step 6

    3

    Improvise a little over the song. Playing over the song allows you to get comfortable with the chord changes and the general feel of the music. The pentatonic scale pattern sounds great over any chord change, so it frees you up to experiment a little and find something that sounds good.[4]

    • At this stage, you’re just playing around. Don’t put too much pressure on yourself to come up with the perfect solo on the spot. Just make a note of particular phrases you find that you really like.

    Tip: When playing over the song, play the root note of the chords to find the structure of the song on your fingerboard. This may also give you some ideas for riffs.

  4. Image titled Write a Guitar Solo Step 3

    4

    Choose simple whole notes to structure your solo. Try playing over the song again, and pick out 8 to 10 powerful notes that will serve as a sort of outline for your solo. Typically you’ll place these notes on or immediately after chord changes.[5]

    • These whole notes will become the basic rhythm of your solo. From this framework you can branch out and improvise a little in between, knowing you have these notes to return to.
  5. 5

    Find 4 or 5 motifs to connect listeners to the solo. A motif is a short 3- or 4-note phrase that you repeat several times throughout your solo. When you’re writing your solo, come up with 4 or 5 you can possibly use, so you can choose the one that works the best.[6]

    • Keep your motif distinct from the main thread of your solo. For example, if you’re using a phrase from the melody layered with a minor pentatonic scale, you might use a motif of 3 or 4 notes from the major pentatonic scale.
  6. 6

    Incorporate pieces of the melody. Using a 4 or 5 note lick from the melody helps your solo fit in seamlessly with the rest of the song. Start with the same notes as the melody, then play the lick again, adjusting 1 or 2 notes. Continue doing this 2 or 3 times until you end with a lick that sounds nothing like the original melody. Then you can return to the melody.[7]

    • Gradually changing the notes balances the new with the old, taking your listeners on a journey with your solo and then bringing them back to where they started.
    • Consider how the mood changes as you alter notes. For example, if you drop a couple of notes to minor tones, the phrase starts to sound ominous and you build tension before bringing it back around.
  7. 7

    Structure your solo as a story with a beginning, middle, and end. Start slow, including short phrases or pieces of the melody. Gradually build tension and drama through the middle, working up to the ending climax of your solo.[8]

    • Typically you want to end triumphantly, with the best phrase of the solo or a particularly fast set of notes. Then the other musicians will come back in to play the rest of the song where they left off.
  8. Advertisement

  1. Image titled Write a Guitar Solo Step 9

    1

    Use hammer-ons and pull-offs to play notes faster. Hammer-ons and pull-offs are two essential techniques to use if you’re soloing on guitar. With a hammer-on, you basically tap the string with your finger on a higher fret to play another note without strumming. A pull-off is the reverse, when you remove a finger on a higher fret so that the string plays a lower note.[9]

    • When done correctly, the 2 notes slur together, creating a smoother sound. And since you don’t have to strum each note separately, you can play much faster.
    • Combine the techniques and go back and forth between 2 notes for several beats to create a sort of trill in your solo. This works well at the end of phrases.
  2. Image titled Create a Unique Guitar Technique Intro

    2

    Mix in chords to bring power and drama to your solo. It’s commonly understood that lead guitarists play single notes rather than chords – but there’s no rule that says you can never play a chord just because you’re the lead guitarist. Use chords to add body to root notes in your solo or emphasize a particular phrase.[10]

    • For example, if you used whole notes to build the basic outline of the structure of your solo, you could play some or all of those notes as chords, then fill in with single notes in between.
  3. Image titled Write a Guitar Solo Step 11

    3

    Bend strings at the end of phrases. To bend a string, fret it with 2 fingers and pull it across the fingerboard. As the string gets tighter, the pitch will go up. Pull from your wrist to bend the string, using your fingers as levers. This puts less pressure on your fingers and wrist by distributing the effort.[11]

    • Don’t try to bend a string if it’s not in tune. You could break the string.
    • If you’ve never bent strings before, it’s a technique that will take some practice to get right. Play the note you want to bend, then the note you want to bend the string to. That way you’ll know when you’ve bent it far enough.
  4. Image titled Create a Unique Guitar Technique Step 9

    4

    Use vibrato to add emotion to your solo. Vibrato is a technique similar to string bending, except that you gently move the string up and down for a slight variation in pitch. Lock your fretting finger against the neck of your guitar to get a good pivot point, then wobble that finger up and down after strumming the note.[12]

    • Vibrato is more difficult on the outside strings, since you don’t want to pull the strings off the side of the neck.
    • Experiment with your vibrato, doing it at different speeds and bending the string at different distances. A small, slow vibrato is typically more appropriate for ballads while bending the string further and faster works well with rock songs.
  5. Image titled Write a Guitar Solo Step 8

    5

    Throw in ideas borrowed from other guitarists. Listen to guitarists you admire and watch their solo technique. If you see something you like, practice it and try to emulate it. The same goes for motifs or riffs that capture your attention.[13]

    • Simply copying others won’t make you a great guitarist. Once you’ve learned how to emulate someone else’s idea, play around with it and try to make it your own. All guitarists have influences, but the greatest have a signature style that builds on their influences rather than mimicking them.

    Tip: Borrowing a classic riff will bring a spark of recognition from your listeners, and can also bring a little humor to your solo – particularly if the feel of the riff is at odds with the overall feel of the song.

  6. Advertisement

  1. Image titled Be a Good Guitar Player Step 2Bullet1

    1

    Kick off with a string bend and a pick scrape. Many rock guitar solos start out with the classic wail produced by a bent string. As the sound from the bend starts to fade, scrape the 2 lower strings with your pick to add some power to your solo.[14]

    • To make the pick scrape sound best, start below your pickups and run your pick up the 2 lowest strings. Leave some space between your fingers and the edge of your pick so your pick maintains flexibility.
  2. Image titled Build Speed on the Guitar Step 3

    2

    Play a phrase from the melody in a different octave. Using this intro technique allows your solo to flow naturally from the song itself. Choose a phrase from the melody that you like and play it a couple of octaves higher, or a couple of octaves lower than it’s played in the song.[15]

    • Playing a phrase from the melody a couple of octaves lower can give your solo a more ominous tone while raising it a couple of octaves produces a brighter tone.
    • If you start with a phrase from the melody, you might also want to use a few notes from that same phrase as a motif running throughout your solo.

    Variation: Experiment with playing the phrase in a different mode than the song. For example, if the song is in G Major, you might start your solo with a phrase from the melody played in G Minor.

  3. 3

    Run up and down the pentatonic scale. Start your solo on a root note of the accompanying chord being played, then follow with the next 4 notes in the pentatonic scale for that key. Play the same 5 notes from highest to lowest to bring your solo back to its base.[16]

    • Practice with different rhythms to make this simple opening more interesting for your listeners.[17]
  4. Image titled Create a Unique Guitar Technique Step 4

    4

    Combine opening techniques to add personal flavor. Once you’ve become familiar with different opening techniques, work on combining 2 or more to create a distinctive signature opening. There’s no right or wrong way to do this – experiment until you find something you like.[18]

    • For example, you might start with a string bend, then pick scrape and move into a few bass notes of a phrase from the melody.
    • Listen to acclaimed professional guitarists as much as you can to get ideas for what combinations work well together.
  5. Advertisement

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

Video

  • Listen to solos written by famous guitarists you admire. Pay attention to the structure of the solo and how it tells a story. Learn how to play their solos to pick up some tricks you can incorporate into your own solos.[19]

  • Practice writing solos by putting on songs you like and improvising over them.

Advertisement

  • Leave room to breathe in your solo. If you pack in too many techniques and play a lot of notes extremely fast, you can potentially overwhelm your audience.

Advertisement

References

About This Article

Article SummaryX

To write a guitar solo, start by putting on the song you want to write a solo for and improvising over it with your guitar. Then, choose about 10 whole notes that sound good, and break them up into short 3- or 4-note motifs that you can repeat throughout the solo. You should also incorporate 4 or 5 notes from the melody of the song so your solo blends in seamlessly. Once you have a few motifs and snippets of the melody you want to use, arrange them like a story, with a beginning, middle, and end. To learn how to add flair to your guitar solo, scroll down!

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 381,239 times.

Reader Success Stories

  • Dave P.

    “As a pianist/orchestrator I’m tasked with writing out a guitar solo, originally notated with only chord…” more

Did this article help you?

Как сочинить гитарное соло

Подробности
Автор: JetNet
Просмотров: 10546
07.01.2019 20:30
Категория: Игра на гитаре

Содержание: [Скрыть]

    • 1. Изучаем гаммы и лады
    • 2.Музыкальная теория
    • 3.Как сочинить свое гитарное соло
    • 4.Сила импровизации
    • 5. 
    • 6.Постоянно занимайтесь и практикуйтесь!

Мега сочинитель соло 80 уровня

Гитарные соло это очень важный элемент в рок музыке, соответственно, вы как гитарист, обязаны знать как их играть и сочинять. Крутое соло поворачивает песню в новом направлении и также может быть очень запоминающимся, как припев.

Многие посредственные гитаристы при игре соло очень много внимания уделяют разным гитарным эффектам и трюкам. А легенды могут сочинить отлично звучащие соляки и без этого. Не зря же их называют “гитарными героями”. Они настолько талантливы, что способны высечь отменный звук своих соло с минимальным набором нот, эффектов и различных трюков.

Что же, как они вообще это делают? Может быть есть какой то гитарный ген? Или может они продали душу дьяволу, чтобы уметь так сочинять? Давайте попробуем в этом разобраться.

Одно я могу сказать точно: они очень усердно занимались и работали, чтобы достичь своего высокого уровня игры.

Мы же, в свою очередь, можем очень многому научиться у них. Хотя бы приблизиться к мастерству их игры, быть немного похожими.

Итак, чтобы сочинить крутое гитарное соло, нам нужны три вещи:

  1. Хорошо знать гриф. Вы должны свободно ориентироваться по нему и иметь хороший слух.
  2. Хорошо знать и разбираться в музыке, которую вы играете. То есть вы не сможете хорошо сыграть джазовое соло, если до этого не вылазили из роковых пентатонических запилов.
  3. Импровизируйте, пробуйте! Вполне вероятно, что что-то может получиться спонтанно.

 Изучаем гаммы и лады

Джо Сатриани

Чтобы более-менее сочинять даже самые простые соло, вам обязательно нужно знать самые основные лады. Хотя бы мажорный и минорный лад.

Знание позиций пентатоники, мажорного, минорного ладов, а также гармонического минора на грифе очень сильно вам поможет в сочинении своих собственных соло. Это просто самый необходимый минимум. Так что я советую вам не пренебрегать их изучением.

Кстати, есть такое неправильное мнение, будто знание ладов и музыкальной теории в целом, загоняет вас в рамки. То есть не дает вам свободы. Я считаю, что это полный бред. Знание теории вам лишь помогает быстрее находить нужные ноты, а все остальное сделают ваши пальцы и слух. Но и налегать на одно изучение гамм не стоит. Ищите золотую середину.

По мере тренировки ваших ушей, ваши пальцы сами будут находить нужные ноты на грифе. Например, при игре импровизаций под какую-либо аккордовую последовательность.

Изучение гамм и ладов также развивают вашу левую руку. По мере их изучения и построения на грифе, вы несомненно заметите, что стали быстрее и увереннее перемещаться по грифу гитары.

Музыкальная теория

Для новичков, процесс нахождения нужных нот на грифе кажется чем то феноменальным и фантастическим. Конечно же знание музыкальной теории, хотя бы поверхностное, очень сильно в этом поможет.

Теория музыки дает вам понимание того, почему одни ноты звучат хорошо, а другие плохо. Знание почему так происходит очень сильно упростит вам жизнь и ускорит ваше обучение искусству сочинения хорошего соло.

Многие диванные гитаристы могут утверждать, что изучать теорию не нужно и даже вредно. Аргументы у них одни и те же – “Слэш (здесь любое имя популярной рок звезды) нот не знает, а какие соло сочиняет!” Но кто знает какие усилия он для этого приложил и сколько времени затратил.

Вы можете долго и упорно эмпирическим путем выяснять какие ноты можно “тыкать” а какие нет. Или же просто один раз изучить законы музыки и сократить время обучения в разы. Решать только вам.

Соло гитарист

Как сочинить свое гитарное соло

Как правило, если вы играете в группе, то сопровождение сочиняется раньше соло. Если вы сочиняете песню один, то возможно, вы уже примерно представляете как оно должно звучать. Но все равно, сопровождение пишете раньше.

В этой части, я бы хотел дать небольшой совет, как сочинять соло в группе. Это чисто из личного опыта.

Первым делом вы должны хорошо быть знакомы с треком. Даже лучше самому сесть, сыграть его и записать. Вообще для гитариста, записывать самого себя, это очень важная вещь. Слушая себя со стороны, можно услышать то, чего не слышал ранее. Кстати, как это сделать с помощью компьютера и звуковой карты, читайте здесь: FAQ по записи трека и здесь: Программы для записи гитары.

После того, как у вас будет на руках запись, слушайте ее в течение некоторого времени. Вы должны, грубо говоря, привыкнуть к ней, знать каждые нюансы мелодики и композиции.

И наконец, просто импровизируйте под запись. Обязательно, записывайте все свои дубли и слушайте со стороны. Здесь вам очень поможет знание грифа и гамм.

Предпоследний этап – прослушка записанных дублей вашего будущего соло, отсекание неудачных моментов. Хорошие кусочки и фразы оставляем и если нужно дорабатываем. Шлифуем соло до идеального!

И наконец, записываем полученный результат, снова прослушиваем и наслаждаемся!

Сила импровизации

Неподражаемый Джимми Хендрикс

Еще один важная вещь для соло гитариста, это конечно, импровизация. Вы можете поразить группу наизусть выученным соло, но иметь навык импровизации под неизвестный трек, это еще более полезная вещь.

Так же умение импровизировать очень помогает когда вы забываете какой-либо кусочек вашего соло, например на концерте. А некоторые гитаристы идут еще дальше. Они вообще не особо любят что-то заучивать наизусть и очень часто импровизируют!

Искусство и умение импровизировать несомненно говорит о том, что гитара это во всех смыслах, продолжение рук гитариста. Он умеет извлекать ноты так же свободно, как говорить.

Постоянно занимайтесь и практикуйтесь!

Сочинение хорошего гитарного соло это не быстрый процесс. Торопиться здесь некуда. Ну только если у вас не дедлайн завтра. Хорошенько проработайте каждый момент, запишите себя, прослушайте. Если что-то не нравится, скорректируйте и повторите это снова. Не бойтесь импровизировать и изучать музыкальную теорию, это здорово поможет вам. Пользуйтесь советами из этой статьи и удачи в сочинении!


К

Красным цветом отмечены ноты активных аккордов, белым – ноты других аккордов. Все возможные ноты для импровизации и соло изображены в четырёх ладах второй позиции. 

Придумать «соляк» для ритма гитары, это приблизительно, то же самое, что и написать мелодию для вокала, по заранее известной аккордовой последовательности.

Соло, как и мелодия, должны иметь вступление, развитие, кульминацию и завершение. В отличие от мелодии для вокала, сольная партия инструмента допускает широкие скачки (свыше октавы) от одной ноты к другой. Это самые необходимые знание для понимания структуры соло.

Существует несколько способов построения соло партий:

Позиционный
Ладовый,
Внутриаккордовый (обыгрывание)
Контрапунктный
И др.

Давайте возьмём, самый простой способ – позиционный.

Суть данного способа очень проста. Вы берёте все аккорды, которые используются в песне, и помещаете их в одну позицию (в пределах 4-5 ладов), всех разом. На картинке отчётливо видно, что я, взяв последовательность аккордов из песни «Jingle Bells»:

G – C – G – A7 – D7
G – C – G – D7 – G

просто разместил их в одной удобной позиции №2.

Накладывая аккорды на аккорд, можно заметить, что некоторые ноты повторяются и сливаются в гармонию. Эти ноты мы и будем играть в нашем соло.

Не забудьте !!! только в начале каждого аккорда лучше начинать соло с основной ноты: для G (соль), для С (до), для D7 (ре) и для A7 (ля).

Всё. Теперь только вдохновение поможет создать шедевр.

Репетируйте, развивайтесь и совершенствуйтесь! 


Имя исполнителя

В. Зинчук – соло на электрогитаре.mp3

Добавить комментарий