Как составить спп с придаточным сравнения

Придаточное сравнительное предложение поясняет обозначенные в главном действия, состояния, предметы, признаки через сравнение с другими действиями, предметами, признаками.

Придаточные сравнительные отвечают на вопросы «Как?», «Подобно чему?»

Пример:

[Восторг его гас], (как гаснет свеча от сильного ветра) (А. Чехов).

Они присоединяются к главному предложению сравнительными союзами как, будто, как будто, словно, точно, что (разг.), подобно тому как (книжн.), как если бы и др.

Пример:

[Раскрытые глаза смотрели в небо]; [выражение их было такое], (как будто Дерсу что-то забыл и теперь силился вспомнить) (В. Арсеньев).

Придаточные сравнительные предложения относятся ко всему главному предложению в целом, к ним часто нельзя поставить вопрос. Этими признаками придаточные сравнительные отличаются от сходных по значению придаточных образа действия, меры и степени.

Пример:

ср.: «Лиза начала медленно опускаться, как будто ей нужно было что-то поднять с пола» (К. Федин). — «Я много раз видел ледоход, и всегда это было так, как будто какая-то сила нехотя ломала грязный лед» (В. Катаев).
В первом примере — придаточное сравнительное, во втором — образа и способа действия.

Придаточные сравнительные могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения.

Пример:

[Служите мне], (как вы ему служили) (А. Пушкин).

[С глухими звуками, (как будто кто-то бьёт ладонью по картонной коробке), рвутся гранаты] (Е. Первенцев).

(Чем ближе подходит дневная съёмка к концу), [тем ворчливее и бесцеремоннее делается землемер] (А. Куприн).

Особое место в системе сложноподчинённых предложений занимают также предложения с двойным союзом чем… тем. В них трудно разграничить главное и придаточное предложения, поскольку обе части не могут существовать самостоятельно. Традиционно придаточным предложением считается первая часть с частью союза чем, тогда как вторая часть (с частью союза тем) считается главным предложением.

Пример:

(Чем меньше женщину мы любим), [тем легче нравимся мы ей] (А. Пушкин).

Сравнительные придаточные предложения следует отличать от сравнительных оборотов, в составе которых отсутствует сказуемое.

Пример:

«Сосна, /как дерево смолистое/, почти не поддаётся гниению».

Часто смешивают сравнительный оборот с придаточным сравнительным, в котором опущено сказуемое, подсказываемое сказуемым главного предложения.

Пример:

[Серёжа рос в семье], (как трава (росла) в степи).

Чтобы научиться различать подобные конструкции, нужно понять, что в придаточном сравнительном имеются слова, относящиеся к опущенному сказуемому. Так, в данном предложении в степи — обстоятельство места, относящееся к сказуемому. В сравнительном обороте таких слов нет.

Пример:

«/Как стройный тополь/, носился он на буланом коне своём» (Н. Гоголь).

Придаточное сравнительное предложение — это зависимая часть, в которой сопоставляется явление, описанное в главном предложении, со сходным в чем-либо предметом.

Узнаем, что такое придаточное предложение сравнения, выявим его особенности. Научимся отличать придаточное сравнительное предложение от сравнительного оборота.

Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными

В составе сложноподчиненных предложений по смыслу различают обстоятельственные придаточные части. Среди обстоятельственных придаточных предложений укажем сравнительную придаточную часть. В таких сложных предложениях осуществляется сравнение, сопоставление явлений действительности на основе ассоциативных связей со сходным в чем-либо предметом, действием и пр.

Наступила тёмная ночь, словно бархатное чёрное покрывало опустилось на весь мир.

В этом предложении наступившая ночь с помощью придаточного предложения сравнения уподобляется бархатному покрывалу, которое опустилось на весь мир.

Придаточное сравнения

Придаточная часть сравнения, как правило, характеризует всё главное предложение.  Этот тип придаточных предложений присоединяется к главной части с помощью сравнительных подчинительных союзов:

  • как
  • словно
  • будто
  • как будто
  • точно
  • точно как
  • подобно тому как
  • как если бы.

Мы втроем начали беседовать, как будто век были знакомы (А. Пушкин).

Мы не спеша шли по лесу, оглядываясь и осматриваясь, точно впервые пришли сюда.

Подобно тому как первый луч солнца заиграл на окне, свет фар автомобиля озарил тёмный дом.

Придаточное сравнения и сравнительный оборот

Придаточные предложения сравнения могут находиться на любом месте по отношению к главной части. Особенностью сложного предложения с придаточным сравнения является то, что зависимая часть часто представляет собой неполное предложение с пропущенным сказуемым, которое легко восстанавливается из главной части. Это можно определить по наличию в придаточном предложении сравнения состава пропущенного сказуемого — дополнения или обстоятельства. По этим синтаксическим приметам научимся отличать неполное придаточное сравнения с союзом «как» от обычного сравнительного оборота, в котором нет грамматической основы.

Например, сравним предложения:

Сорт растений надо выбирать, как людей в экспедицию (К. Паустовский)

Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела (А. Пушкин)

Во втором предложении имеется несомненно сравнительный оборот с сравнительным союзом «как» (луна как пятно), а вот состав первого предложения заставит задуматься: сравнение это или сравнительная придаточная часть? Выберем ответ, что первое предложение является сложноподчиненным с придаточным сравнения, так как во второй его части пропущен глагол-сказуемое «выбирают» и имеется налицо состав сказуемого:

  • (выбирают кого?) людей — дополнение;
  • (выбирают куда?) в экспедицию — обстоятельство.

Прочтем примеры предложений из художественной литературы и определим неполные придаточные предложения сравнения.

Видеоурок

Примеры предложений

Исчезло счастье юных лет, как на лугах ваш лёгкий след (А. Пушкин).

И он своей огромною рукой схватил мою руку сверху, как хищная птица хватает добычу (В. Гаршин).

Князь Василий говорил всегда лениво, как актер говорит роль старой пьесы (Лев Толстой).

Корабли заблудились в густом тумане и шли, держась берега, как слепой держится за стенку.

Налево, как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная, фосфорическая полоска и потухла (А. Чехов).

Толпа подхватила её, как подхватывает широкий, бурный ручей маленькую щепку, и понесла, понесла неизвестно куда по течению (В. Осеева).

На мысу, над морем, белел песок, как будто чайки сели отдохнуть среди кудрявой зелени садов (К. Паустовский).

Прибрежные кусты склоняются над самой водой, точно хотят погладить её, но она не даётся и бежит всё дальше (В. Инбер).

Лес стоит молча, неподвижно, словно всматривается куда-то вдаль верхушками (Л. Леонов).

А небо все чернело, будто чугунная стена росла из-под земли (К. Паустовский).

Шлюпку швыряло, как пробку в водопаде (К. Паустовский).

Сквозь эту скважину просвечивало пламя свечи, проникавшей на улицу почти  с сознательностью взгляда, точно пламя подсматривало за едущими и кого-то поджидало (Борис Пастернак. Доктор Живаго).

Средняя оценка: 4.3.
Проголосовало: 35

Сложноподчинённые предложения со сравнительными
придаточными

Сравнительные
отношении в сложноподчинённых предложениях выражаются придаточной частью,
которая присоединяется к главной союзами
как, так же как, чем, будто, точно,
словно, как будто, подобно тому как.

Придаточные
сравнительные объясняют сущность явления, названного в главном предложении, и
отвечают на вопросы:
как? чем кто? чем что?

Например: Озеро так сверкало у наших ног (как?),
будто оно было действительно сделано из хрусталя. Лучше один раз увидеть,
(чем что?) чем сто раз услышать.

Примечания.

1. С придаточными
сравнительными не следует смешивать сравнительные обороты. Например:
Я ползу, как зверь, и только слышу, как
больно и громко стучит мое сердце (Пришв.); Вправо и влево от магистрального
канала, словно сучья и ветки от могучего ствола дуба, разрослись каналы
поменьше, густо опутали все поле (Мусат.). Сравнительные обороты отличаются
от сравнительных придаточных своим построением (в них нет признаков
отдельного простого предложения; они являются лишь членами предложения).

2. Сравнительные
обороты обычно выделяются запятыми.
Не выделяются обороты, используемые в
качестве сказуемого. Например: Ты меж сестер словно горлинка
белая промежду серых простых голубей (Н.); или обороты, тесно связанные по
смыслу со сказуемым (значение «в качестве»): Гамзат вышел из палатки, подошел
к стремени Умма-хана и принял его как хана (Л. Т.). Запятыми не выделяются и
сравнительные обороты, ставшие устойчивыми: бел как лунь, бубнит как
пономарь…

3. Близки к
сложноподчиненным предложениям со сравнительными придаточными предложения с
двойным союзом чем —тем, обозначающие сопоставление. Например: Чем
ближе к переднему краю, тем напряжённый и сдавленный воздух (Казак.).

Задание 191. Прочитайте
предложения, выделяя интонацией знаки препинания. Объясните значение каждого придаточного
предложения.

1. Книга об истории
возникновения денег была изложена так достоверно будто бы писатель был
участником описываемых событий. 2. Жители кишлака крепко верили в святую
чудодейственную силу родника “Чашма” и охраняли его как если бы он был самым
драгоценным талисманом на свете. 3. Имя Муканны вписано золотыми буквами в
летопись истории как яркий пример героизма и самопожертвования во имя своего
народа. 4. За приоритетное право владеть Шелковым путем между правителями шла
тяжёлая конкурентная тяжба подобная борьбе современных транзитных фирм за
экономически выгодную магистраль. 5. В 1877 году немецкий историк Рихтгофен в
своем труде “Китай” впервые употребил терминологическое определение “шёлковый
путь” для названия торгового пути по восточным странам как будто кроме шёлка
караваны не возили других товаров. 6. Расстояние Шелкового пути равное
двенадцати тысячам километров преодолевалось конечно же не так комфортно и
быстро как сегодня преодолевают расстояния на самолете поезде или автомобиле.

Задание 192. Перепишите
предложения, расставляя знаки препинания. Определите грамматическую основу
каждого предложения.

1. При упаковке товара
были приняты такие меры предосторожности как если бы товар намеревались
погружать в воду. 2. Условия контракта были соблюдены так как того требуют
международные нормы торговли. 3. Стороны должны в договоре заведомо детально
утвердить форс-мажорные обязательства так как по результатам непредвиденных
обстоятельств эксперты будут вынуждены заниматься тяжбой по подсчету убытков.

Запомните!

1.
Для выражения близкого сходства явлений в придаточных сравнительных
используются союзы как, так же как.

2.
Для указания на предполагаемое, отдаленное сходство явлений используются
союзы как будто, словно, точно, как если бы.

3.
Для выявления степени различия используется союз чем.

Задание 193. Составьте
сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными, указывающими на
достоверное сходство явлений.

1.…относиться с
уважением, как почитают ….

2. …беречь и
приумножать наследие народа, как это делали…

3. ..жить в мире и
согласии, как живут …

4.…быть крепкими духом
и телом, как …

5…уметь ориентироваться
в мире информации, как …

6…использовать
современные технические средства, так же как…

Конспект
Ключевые слова:
Придаточное сравнительное, сравнение, группы СПП по значению, союз, подчинительная связь

Основные понятия:
Придаточное сравнительное – это такое придаточное предложение, которое поясняет обозначенное в главном действие, состояние, предмет, признак через сравнение с другими действиями, предметами, признаками.

Пояснения:
1. Придаточное сравнительное – это придаточное, которое присоединяется к главному предложению с помощью союзов сравнения: как, будто, словно, точно. Придаточное сравнительное поясняет обозначенное в главном действие, состояние, предмет, признак через сравнение с другими действиями, предметами, признаками.
2. Придаточное сравнительные не следует путать со сравнительными оборотами, которые не содержат собственной грамматической основы, хотя передают похожее значение и присоединяются теми же союзами; со сказуемыми со значением сравнения.
3. Кроме придаточных сравнительных, союзы «как будто», «как» могут использоваться в СПП с придаточными изъяснительными и придаточными образа действия. Чтобы различить эти типы придаточных, необходимо правильно задать вопрос от главной части к придаточной.

Тема урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнения

Цель: формирование знаний об основных смысловых и структурных признаках сложноподчиненных предложений с придаточными сравнения

Задачи: сформировать лингвистические компетенции, пополнив знания о способах выражения сравнительных отношений;

научиться отличать сложноподчиненные предложения с придаточными сравнения от сравнительных оборотов;

формировать коммуникативные компетенции

Оборудование: учебник, раздаточный материал, слайдовая презентация

Тип урока: урок объяснения нового материала

Формы организации урока: индивидуальная, групповая и коллективная

Методы: словесные, практические, частично – поисковый

Ход урока:

1.Вводно – мотивационный этап.

Сегодня мы продолжим изучение типов СПП и познакомимся с новым видом придаточных. Но вначале повторим то, что нам уже стало известно.

2.Актуализация опорных знаний.

Слайд 2.

Самостоятельная работа.

Спишите предложения. Расставьте знаки препинания. Выделите грамматические основы, определите вид придаточного, постройте схемы.

И Таня входит в дом пустой где жил недавно наш герой. Солоха долго думала куда ей спрятать гостя. Едва девушка взялась за калитку родного дома силы покинули ее. Для того чтобы проложить тропку в глубоком снегу надо хорошо потрудиться. Гоголя мы узнаем в ту пору нашей жизни когда каждая страница жизни равноценна для нас пережитому событию.

3.Работа по теме урока

Рассказ о приемах сравнения (Слайд 3)

Способы выражения значения сравнения в русском языке.

Сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения

Чем ближе к грязи человек, тем выше задирает нос.

Наречие образа действия

Он поступил по-геройски

Сочетание глагола с существительным в форме творительного падежа

Радость ползет улиткой, у горя бешеный бег

Сочетание существительного и формы сравнительной степени прилагательного

Правда хорошо, а счастье лучше.

Словосочетания типа похож (на кого?), подобен(чему), напоминает (что?), кажется (каким?)

Ива у реки кажется печальной

Сравнительный оборот

Звезд этих в небе, как рыбы в прудах, хватит на всех с лихвою

Учитель: Нам необходимо научиться различать простое предложение, осложненное сравнительным оборотом, и сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения. Давайте сравним два предложения: (Слайд 4)

Даль, как настоящий художник, успел сделать дело своей жизни.

Впереди виднелась белая пелена, будто река вышла из берегов.

Выделите грамматические основы.

Даль, как настоящий художник, успел сделать дело своей жизни.

Впереди виднелась белая пелена, будто река вышла из берегов.

Учитель: Что вы можете сказать об этих предложениях? Дайте характеристику этим предложениям.

Учитель: Таким образом, сравнительное придаточное предложение поясняет обозначенное в главном действие, состояние, предмет, признак через сравнение с другими действиями, предметами, признаками.

Сравнительный оборот — член простого предложения — имеет значение приблизительного сходства, образного сравнения. В предложении сравнительный оборот чаще всего является обстоятельством образа действия. Целесообразно повторить постановку запятой перед союзом как. Для этого предлагается таблица, в которой представ лены самые типичные случаи.

Учитель: Обратимся к расстановке знаков препинания в простом предложении со сравнительным оборотом и в сложноподчиненном предложении. (Слайд 5)

Запятая в сравнительном обороте перед союзом как

ставится

не ставится

В простом предложении

1. Для выделения сравнительного оборота.

Вода блестела, как чёрное стекло.

2. Если оборот можно заменить придаточным причины. Сосна, как дерево смолистое, почти не гниёт.

3. При вводном предложении. Завтра, как сообщили по радио, будет дождь.

4. В выражениях

не что иное, как, не кто иной, как

Дождь в шахте не что иное, как подпочвенная вода. Это пришел не кто иной, как наш новый приятель

1. Если оборот является сказуемым или входит в его состав. Горы как пышные складки на богатой одежде земли.

2. Если оборот является устойчивым выражением. Береги мою сестру как зеницу ока.

3. Если оборот можно заменить оборотом со словом в качестве. Проводите меня через заставу как вашего слугу.

4. При двойном союзе как…,так и… Он не любил как физику, так и математику.

В сложном предложении

1. Перед придаточным

Мы видели, как тлели угли костра.

2. тогда как, словно как, между тем как перед всем сложным союзом в то время как

В то время как все собрались пить чай в саду, Митенька незаметно ушёл.

3. Закрепление.

А) Лингвистическая игра «Третье лишнее». Почему оно лишнее? (Слайд 6-8)

1. А. В долине неба синей – синей паслись, как овцы, облака.

В. Чем проще слово, тем оно точнее.

С. Льдины плыли и плыли, словно со всего моря стягивались в этот узкий пролив.

2. А. Благородство всем нравится, особенно если сопровождается скромностью.

В. Коль умеешь слушать правду, научись и говорить ее.

С. Чем человек умнее и добрее, тем более он замечает добра в людях.

3. А. В важных делах жизни надо спешить так, как будто бы от потери одной минуты должно было все погибнуть.

В. Дурные книжки могут так же испортить нас, как портят дурные товарищи.

С. Мы втроем начали беседовать, как будто век были знакомы.

Б) Объясните смысл записанных предложений.

Предложения для анализа: (Слайд 9)

1.Лучше замерзнуть на ходу, чем сгнить, сидя на месте.

2.Чем больше мы говорим о своих достоинствах, тем меньше в них верят.

3.Величие народа не измеряется его численностью, подобно тому как величие человека не измеряется его ростом.

В) Запишите предложения. Выделите грамматические основы. Определите вид придаточного, составьте схемы.

Как хозяин прядильной мастерской, Анна Павловна одним словом или перемещением заводила равномерную, приличную разговорную машину. Он сказал это ласково и вкрадчиво, как говорят с детьми, когда их будят. Шел Самгин осторожно, как весною ходят по хрупкому люду. Дедушка пел так, как поет простой народ. Егорушка почувствовал, как воз покачнулся и заскрипел. Месяц еще не вставал и только две звездочки, как два спасительных маяка, сверкали на темно-синем своде. Встреча представителей двух дружественных держав, как сообщают корреспонденты, прошла в теплой непринужденной обстановке. Максим Горький, как гениальный художник, пользуется мировой славой. Полярное небо промелькнуло, как его и не было. Дождь лил как из ведра.

6.Обобщение материала

Ответьте на вопросы: (Слайд 10)

1.На какие вопросы отвечают придаточные сравнения?

2.Какими союзами они присоединяются к главному предложению?

3.К чему относятся данные предложения?

4.Их позиция по отношению к главному?

5.Какова роль придаточных сравнения в речи?

Проверьте себя: (Слайд 11)

1.Вопросы придаточных сравнения: Как? Подобно чему? Как что? Как кто? Чем что? Чем кто?

2.Средства связи: союзы чем, как, будто, словно, точно, как бы, чем – тем, подобно тому как.

3.Придаточные сравнения относятся ко всему главному предложению.

4.Придаточные сравнения занимают любые позиции с предпочтением позиции после главного предложения.

5.Придаточные сравнения точнее, ярче, эмоциональнее выражают мысль говорящего.

7.Рефлексия (Слайд 12)

Обозначь свое участие в уроке.

1.Как еж в тумане к мишке шел, так я плутал по закоулкам темы.

2.Я был слепцом и вдруг прозрел, всё стало ясно и понятно.

3.Я в теме плавал (а), как рыба в воде, мне всё понятно и комфортно.

8.Домашнее задание (Слайд 13)

1. Стр. 100, упр. 161

2.Составьте 3 – 4 предложения, выразив в них сравнительные отношения любыми грамматическими средствами.

Добавить комментарий