Когда заказчик проводит закупку у единственного поставщика, он обязан включить в контракт расчет цены и обоснование необходимости такой закупки. В статье рассмотрим, как правильно составить обоснование и какие могут быть причины
Когда закупки у ЕП можно не обосновывать
К договорам, заключенным с единственным поставщиком, заказчик обязан приложить отчет. Такое правило установлено частями 3 и 4 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ. Но есть исключения для следующих закупок:
- работы, связанные с мобилизационной подготовкой;
- услуги по ликвидации последствий техногенных аварий, стихийных бедствий в том случае, если возникает необходимость оказания экстренной врачебной помощи;
- закупка объектов культурного наследия;
- поставка товаров или услуг, которые могут предоставить исключительно организации, имеющие отношение к уголовно-исполнительной системе;
- приобретение объектов литературы или искусств отдельных авторов;
- поставка электронных или печатных изданий;
- заключение контракта с компанией, которая предоставляет услуги по организации концертов или театральных спектаклей;
- услуги по управлению многоквартирным домом;
- ремонтные работы и услуги по содержанию нежилых помещений.
Полный перечень таких ситуаций содержится в статье 93 Федерального закона № 44-ФЗ. В остальных случаях нужно сформировать отчет, который становится неотъемлемой частью контракта.
Что включить в обоснование закупки у ЕП
Закон не устанавливает четких требований к форме и содержанию обоснования закупки у единственного поставщика (подробнее про закупку у ЕП читайте в статье). Однако в документе необходимо отразить:
- цель закупки товара, работы, услуги;
- описание объекта закупки;
- цену контракта;
- условия контракта и преимущества поставщика;
- причины, по которым невозможно провести конкурентную закупку;
- вывод о том, что нужно заключить контракт с конкретным единственным поставщиком.
К отчету можно приложить расчет, который подтвердит, что конкурентная закупка не сэкономит деньги заказчика.
Рекомендуем вебинар «Закупка у единственного поставщика: основания, порядок проведения, рекомендации». Закупки малого объема, способы закупок у единственного поставщика с учетом изменений в законодательстве, отчеты и экспертиза по итогам исполнения контракта.
5 причин обоснования закупки у ЕП
Если заказчик проводит закупку у единственного поставщика, то нужно доказать, что эта мера была результативной и эффективной. В обосновании можно указать следующие варианты:
- Срочность закупки. Объясните, почему время на закупку ограниченно и проводить конкурентные торги нецелесообразно.
- Отсутствие конкуренции. Поставщик является монополистом либо обладает авторскими правами в данном регионе. Привлечь поставщиков из других регионов нет возможности из-за малого объема или сокращенных сроков закупки.
- Невыгодность. Такую причину приводят, когда поставщики не заинтересованы снижать цену. Например, бывает, когда поставщик — единственный в регионе, а перевозка из другого региона нерентабельна.
- Отсутствие заинтересованности. Можно указать в случае, если поставщикам не интересна закупка. Доказательством могут быть ответы поставщиков на запросы заказчика.
- Распродажа. Поставщик объявил распродажу по ценам ниже рыночных, такое предложение очень выгодно и действует ограниченное время.
Оксана Шипунова, руководитель отдела обучения по направлению закупок в Корпоративной Академии Росатома:
«Составьте, утвердите и разместите отчет в ЕИС после того, как включите закупку в план-график, но до того, как опубликуете извещение или подпишете контракт. Федеральный закон № 44-ФЗ не предусматривает срок, в течение которого заказчик должен опубликовать отчет. Однако в ч. 3 ст. 93 сказано, что для того, чтобы заключить контракт, заказчик обязан обосновать закупку в отчете. Кроме того, в Федеральном законе № 44-ФЗ не определено, какой день считать датой составления отчета. Поэтому даты составления отчета и публикации в ЕИС могут совпадать».
Образец отчета об обосновании закупки у единственного поставщика
Отчет №______
Обоснование закупки у единственного поставщика
в соответствие с ч.3 ст.93 44-ФЗ
Наименование заказчика |
||
---|---|---|
Место нахождения |
||
Почтовый адрес |
||
Адрес электронной почты |
||
Номер контактного телефона |
||
Ответственное должностное лицо заказчика |
||
Предмет контракта |
Компьютерная программа для поиска, расчета и обоснования начальных (максимальных) цен контрактов в соответствие с требованиями нормативных актов «Калькулятор НМЦК» |
|
Способ закупки |
Закупка у единственного поставщика |
|
Цена контракта |
17 340 (Семнадцать тысяч триста сорок рублей) |
|
1. Обоснование невозможности (или нецелесообразности) использования иных способов определения поставщика) (ч.3 ст.93 44-ФЗ) |
Результатом использования программы является реализация заказчиком требований статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» к порядку определения и обоснования начальных (максимальных) цен контрактов. Применение программного продукта обеспечивает выполнение Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Приказом Минэкономразвития от 02.10.2013 № 567. Проведение расчета и обоснования начальных (максимальных) цен согласно пп.4) ст.11 Типового регламента контрактной службы, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631, с 01.01.2014 является обязанностью контрактной службы. Вывод: Выполнение требований законодательства и осуществление заказчиком уставной деятельности не может быть поставлено в зависимость от результатов закупочных процедур, проведение которых требует затрат времени, а итоги могут быть отрицательными. Заказчиком проведен анализ рынка с целью поиска идентичных или однородных товаров с аналогичными потребительскими свойствами. Поиск ценовой информации проведен в реестре контрактов официального сайта www.zakupki.gov.ru с использованием функции «Расширенный поиск» по поисковым словам «Программа для расчета начальных (максимальных) цен», «Расчет начальных (максимальных цен)». Результатов поисковой системой не найдено. Проведен также поиск продукции с аналогичными свойствами в сети «Интернет», в т.ч. в официальном реестре программ для ЭВМ www1.fips.ru/wps/wcm/connect/content_ru/ru/soft/ Федерального института промышленной собственности (ФИПС). Идентичные или однородные товары не найдены. Вывод: Выполнение требований законодательства и осуществление заказчиком уставной деятельности не может быть поставлено в зависимость от рыночной конъюктуры и отсутствия на рынке аналогичных продуктов. |
|
2. Обоснование цены (ч.3 ст.93 44-ФЗ) |
Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг. (ч.2 ст.22 44-ФЗ). Идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться. Однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. Данные получены на сайте поставщика http://www……. Вывод: Идентичные или однородные товары по результатам поиска (п.1) на рынке отсутствуют. На этом основании цена товара обоснована затратным методом на основании ч.10 ст.22 44-ФЗ по форме Приложения 4 к Приказу Минэкономразвития от 02.10.2014 № 567 |
|
3. Обоснование иных существенных условий контракта (ч.3 ст.93 44-ФЗ) |
Срок поставки программного продукта составляет 3 дня, поставка осуществляется с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», что не ставит ввод продукта в эксплуатацию в зависимость от работы организаций-перевозчиков и почтовых операторов. Лицом, передающим заказчику права на продукт, является разработчик. Предоставляемая в соответствие с договором гарантия исключает возможность нарушения работы или утрату им правовой актуальности. Вывод: Иные существенные условия контракта отвечают интересам заказчика |
|
«_____» ________________2017 г.
Руководитель контрактной службы/контрактный управляющий
________________________________ /___________________/
Расчет цены контракта на приобретение программы Калькулятор НМЦК затратным методом
Содержание работ (услуг) |
Трудоемкость, чел./мес. |
Стоимость единицы рабочего времени специалистов, руб./мес. |
Стоимость работ, руб. |
---|---|---|---|
Вид работ № 1: Анализ законодательства Российской Федерации в сфере закупок |
5 |
41 000,00 |
205 000,00 |
Вид работ № 2: Программная реализация процедуры расчета и обоснования НМЦК |
12 |
32 000,00 |
384 000,00 |
Вид работ № 3. Веб-визуализация системы поиска на ОС |
8 |
36 000,00 |
288 000,00 |
Вид работ № 4 Тестирование, контроль |
5 |
38 000,00 |
190 000,00 |
Вид работ № 5 Техническая поддержка и обслуживание, в т.ч. обновления |
15 |
27 000,00 |
405 000,00 |
Затраты на оплату труда работников, непосредственно занятых созданием программного продукта (ФОТ), руб. |
1 472 000 |
||
Отчисления в ПФ и внебюджетные фонды, 27% от ФОТ |
397 440 |
||
Материалы и программное обеспечение, руб. |
567 200 |
||
Оборудование и спецтехника, руб. |
428 360 |
||
Прочие прямые расходы, руб. |
514 000 |
||
Накладные расходы (40%) |
1 351 600 |
||
Себестоимость работ, руб. |
4 730 600 |
||
Прибыль (5%), руб. |
236 530 |
||
Общая стоимость, руб. |
4 967 130 |
||
Общая стоимость, скорректированная с учетом среднегодового индекса потребительских цен (1,061), руб. |
5 271 360 |
||
Расчетное количество экземпляров программы для внедрения заказчиками, шт. |
304 |
||
Стоимость экземпляра программы с обслуживанием на 2014 год |
17 340 |
Как разместить отчет в ЕИС
Чтобы разместить отчет об обосновании закупки в ЕИС, войдите в личный кабинет на сайте zakupki.gov.ru. В пункте меню «Отчеты заказчика» выберите блок «Отчеты», тип отчета — «Отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)». Заполните поля, которые предлагает система. Подпишите отчет электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика и опубликуйте.
Управление государственными и муниципальными закупками (144, 120, 40 ак. часов) – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.
В первую очередь эта тема будет полезной для заказчиков и специалистов отделов по закупкам. Однако поставщикам тоже нужно ознакомиться с этим материалом, чтобы расширить свой кругозор, уметь разговаривать с заказчиком на одном языке, а также понять, что такое обоснование закупки, как оно формируется, что влияет на составление этого документа, и почему он так важен.
За все время своего существования статья 18 44-ФЗ, которая регламентирует обоснование закупок, несколько раз обновлялась, последние изменения вступили в силу 1 января 2021 г., а некоторые положения и вовсе исчезли на сегодняшний день.
Давайте вместе разберемся в нововведениях и особенностях подготовки документа.
Что такое обоснование закупки?
С 1 мая 2019 г. были внесены изменения в ст.18 44-ФЗ на основании 71-ФЗ, который утвердил, что обоснованной является та закупка, которая осуществляется в рамках ст.19 (о нормировании в сфере закупок) и ст.22 44-ФЗ (об НМЦК в отношении контрактов с единственным поставщиком) (ч.1 ст.18 44-ФЗ). Так, были изменены пункты 1 и 4 ст.18, а п.2, 3 и 7 были упразднены полностью.
До этого времени обоснование закупок определялось как отдельный документ, указанный в приложении и подтверждающий, что планируемое мероприятие соответствует целям заказчика.
Заказчики должны уметь правильно составлять обоснование закупки в соответствии с требованиями и условиями контрактного законодательства. Проверку документа осуществляют уполномоченные органы власти, в том числе контролирующим органом может быть Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
Формирование обоснования зависит от нескольких факторов:
- вид конкретной процедуры;
- способ выбора поставщика;
- особенностей отрасли хозяйствования, в рамках которой проводится процедура.
Таким образом, 71-ФЗ от 01.05.2019 г. внес основные изменения в 44-ФЗ и определил новые правила, в том числе и в отношении обоснования закупок. Теперь у заказчиков нет необходимости обосновывать предмет торгов, способ проведения процедуры и НМЦК во всех документах планирования (обязанность обоснования НМЦК в закупочной документации осталась). Больше не нужно заполнять план закупок, так как этот документ был отменен. Составляется только план-график по новой форме.
Чем регулируется?
- 44-ФЗ;
- местными нормативными актами.
С 1 января 2016 г. действовало Постановление правительства № 555, которое устанавливало правила обоснования закупок для нужд государственных и муниципальных заказчиков, а также предлагало формы обоснования в помощь заказчикам.
Но с 1 января 2020 г. данное постановление утратило силу на основании Постановления Правительства РФ от 30.09.2019 г. № 1279, которое упразднило ряд нормативных документов и утвердило новую форму для составления и утверждения планов-графиков, а также внесения в них изменений и размещения в Единой информационной системе (ЕИС). Образец новой формы приведем ниже.
Таким образом, ст.18 44-ФЗ давала определение обоснования закупки, определяла условия для его формирования, в Постановлении № 555 было указано, в каком порядке заказчики должны составлять документ и по какой типовой форме (давался бланк документа), а местные власти определяли сроки подготовки документа и дополнительные требования к его содержанию.
Обоснование закупки наглядно показывало, как конкретное условие помогало достигать цели мероприятия. В ст.13 44-ФЗ были указаны эти цели, т.е. торги проводились для реализации:
- мероприятий государственных и муниципальных программ;
- международных обязательств, межгосударственных программ, исполняемых не в отношении государственных и муниципальных программ;
- иных функций и полномочий органов власти (органов местного самоуправления).
Например, целью мероприятия по возведению жилого массива будет реализация госпрограммы «Жилище», а целью процедуры по приобретению офисной техники и расходников – поддержание функционирования муниципального заказчика.
Важный момент! С 1 октября 2019 г. ст.13 44-ФЗ больше не действует на основании 152-ФЗ от 27.06.2019 г.
Какие условия нужно обосновывать?
У заказчиков осталась обязанность обосновывать закупку для плана-графика в отношении НМЦ контракта и способа выбора поставщика. При этом нужно руководствоваться рекомендациями, разработанными Минэкономразвития в приказе № 567.
Для плана закупок следовало обосновывать приобретение каждой позиции товара или каждой оказываемой услуги, а также выполнения объема работ каждого типа. Например, если процедура содержит в себе поставку и установку технических приборов, то обоснование готовилось по каждой группе аналогичных товаров и отдельно – для перечня работ по установке.
Порядок обоснования
Назовем этапы, которым следует в этом случае заказчик:
Шаг 1. Определиться с объектом закупки, в котором есть необходимость.
Шаг 2. Подготовить обоснование по каждому товару из списка (составлялось для плана закупки, на сегодняшний день его готовить не нужно).
Шаг 3. Осуществить поиск потенциальных подрядчиков.
Шаг 4. Определиться с порядком выбора исполнителя и НМЦ контракта.
Шаг 5. Подготовить план-график мероприятия на ближайший отчетный период.
Шаг 6. Заполнить обоснование для плана-графика по новой форме.
Чтобы сформировать обоснование для плана закупок заказчики должны были заполнить соответствующую таблицу, в которой приводился список объектов торгов (товаров, услуг или работ каждого вида). В данной форме прописывались следующие сведения:
- номер процедуры;
- названия товаров (работ, услуг);
- цель мероприятия;
- обоснование по каждой позиции;
- ссылки на нормативные документы;
- подпись уполномоченного сотрудникаи дата.
Вот, как выглядела форма обоснования при формировании и утверждении плана закупок, которую на сегодняшний день заказчики заполнять не должны:
Если торги проводились с целью приобретения товаров от иностранного производителя, то в обосновании указывалось, что на российском рынке такая продукция не представлена или отечественные товары не подходят по своим характеристикам под нужды заказчика.
Обоснование по каждой товарной позиции заполняется в зависимости от целей проводимых торгов и требований контрактного законодательства к товарам, работам и услугам, которые приобретают муниципальные или государственные заказчики. Эти требования сформулированы в ст.19 44-ФЗ о нормировании в сфере закупок.
Поиск поставщиков может осуществляться как посредством Единой информационной системы, так и через официальные веб-ресурсы организаций-поставщиков. Если потенциальных исполнителей больше одного, заказчик организовывает электронную процедуру (аукцион, конкурс и т.д.). Если в этой нише работает только один поставщик, то заказчик готовится проводить торги у единственного поставщика.
Затем следует этап подготовки обоснования для плана-графика, которое включает в себя следующие сведения:
- начальную стоимость контракта (НМЦК);
- методику обоснования цены;
- обоснование ценыпо выбранной методике;
- способ выбора подрядчикаи его обоснование;
- перечень особых требований к процедуре(при необходимости) и их обоснование.
Скачать бланк можно по ссылке.
Скачать образец заполнения бланка по ссылке.
Сроки составления документа
Как только заказчик получит на свой расчетный счет денежные средства из государственного бюджета на проведение торгов, он должен подготовить обоснование закупки в течение 10 дней, если целью торгов является реализация государственных программ или обеспечение функционирования бюджетных учреждений и органов власти.
В отношении закупок, осуществляемых муниципальными учреждениями, время формирования документа утверждается региональными властями, а заказчики составляют его в сроки, прописанные в местных нормативных актах.
Оценка обоснованности осуществления закупок
71-ФЗ от 01.05.2019 г. внес изменения в ч.4. ст.18 44-ФЗ, согласно которой оценка обоснованности осуществления закупок проводилась по результатам мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок. Затем слово «мониторинг» было упразднено, а в остальном формулировка данного положения осталась такой же.
В соответствии с ч.5 ст.18 44-ФЗ по результатам аудита и контроля в сфере закупок конкретная процедура может быть признана необоснованной.
Если запланированная процедура была признана необоснованной, то контролирующие инстанции, указанные в п.3 ч.1 ст.99 44-ФЗ (это органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), выдают предписания об устранении обнаруженных нарушений действующего законодательства и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и вводят штрафные санкции в отношении виновных лиц, нарушивших контрактное законодательство, в порядке, утвержденном КоАП РФ.
Обоснование закупки у единственного поставщика
Заказчик вправе проводить торги не только для всех желающих поставщиков, но и у единственного исполнителя. При этом такого исполнителя заказчик выбирает сам, основываясь на своих потребностях. В этом случае конкурентная борьба исключается. Составление обоснования по такому сценарию предполагает прохождение следующих этапов:
- Поиск организации, которая производит или поставляет/оказывает необходимые заказчику товары, работы или услуги.
- Анализ перспективности заключения контракта с тем или иным возможным исполнителем.
- Подготовка обоснования закупки у единственного поставщика.
Причинами заключения контракта без проведения конкурентной электронной процедуры могут быть:
- срочная необходимость в конкретных товарах или услугах;
- наличие только одного поставщика данных товаров (исполнителя услуг) в местности заказчика;
- особые условия у единственного подрядчика.
Эти причины указываются в закупочной документации.
Бывают ситуации, когда заказчик должен быстро среагировать и в кратчайшие сроки организовать торги (например, срочно требуется устранить последствия аварийного происшествия). В этом случае в обосновании необходимо сформулировать, что время, потраченное на проведение конкурентной процедуры, может негативно сказаться на ситуации и привести к серьезным нарушениям в работе предприятия заказчика. Поэтому оптимальным решением будет провести мероприятие для единственного поставщика, потому что оно значительно проще по подготовке и занимает меньше времени.
Если в местности заказчика представлен только один производитель необходимой продукции (или один подрядчик, способный выполнить работы), то в обосновании закупки отмечается, что транспортные расходы по доставке товаров от производителей из других регионов, в случае заключения с ними контракта, значительно повысят стоимость такого контракта.
С конца июля 2019 г. законодатели освободили заказчиков от обязанности обосновывать невозможность использования конкурентных видов процедур и выбор закупки у единственного исполнителя. Но в ч.4 ст.93 44-ФЗ описаны случаи, когда заказчик должен обосновывать НМЦ контракта, заключаемого с единственным поставщиком.
Обоснование НМЦК необходимо, если заказчик приобретает товары, работы или услуги у единственного поставщика в случаях, которые перечислены в ч.1 ст.93 44-ФЗ: по п. 3, 6, 9, 11, 12, 18, 22-23, 30-32, 34-35, 37-41, 46, 49.
При обосновании цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, заказчик должен руководствоваться одним из методов, утвержденных в ч.1 ст. 22 44-ФЗ.
В контрактном законодательстве представлены следующие методы обоснования НМЦК:
- метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
- нормативный;
- тарифный;
- проектно-сметный.
- затратный.
В большинстве случаев заказчики используют первый вариант. Применяя рыночный анализ, заказчик сравнивает цены на схожие или тождественные товары у разных поставщиков и рассчитывает среднюю цену в этой нише. Таких цен должно быть не менее 3-х, а разница между ними не должна достигать 33%.
Другие методы применяются, если метод сопоставимых рыночных цен использовать невозможно. Например, нормативный метод используется, если Правительство определило нормативы при определении предельной цены. Тарифные методы применяются, если товары, работы и услуги реализовываются по регулируемой цене. В случае проектно-сметного метода нужно вычислять стоимость на основании локального сметного расчета и чаще всего применяется при торгах на строительство.
И в заключение: заказчики обязаны обосновывать мероприятие согласно требованиям 44-ФЗ, а контролировать их действия должны соответствующие органы власти. Эти меры позволяют обеспечить прозрачность процедуры и проверить заказчика на соблюдение норм контрактного законодательства.
При формировании обоснования нужно руководствоваться действующими нормами контрактного законодательства и результатами аудита и контроля в сфере закупок.
Любая закупка, проведенная заказчиком по 44-ФЗ, должна быть обоснованной в соответствии с законодательством. В противном случае контролирующие органы привлекут ответственных лиц к административной ответственности.
Вот перечень признаков того, что госзакупка обоснована:
- соответствие правилам нормирования. Нормирование определено в ст. 19 44-ФЗ;
- соответствие правилам формирования НМЦК. Порядок формирования и обоснования НМЦК изложен в ст. 22 44-ФЗ.
Несмотря на то что план закупок остался в далеком прошлом и план-график претерпел существенные изменения за последнее время, заказчику все равно приходится обосновывать проведение всех процедур на каждом этапе финансово-экономической деятельности.
Обоснование на этапе планирования
Одним из принципов контрактной системы является планирование.
Но до размещения плана-графика бюджетное учреждение размещает план финансово-хозяйственной деятельности (ФХД). План ФХД является ключевым документом экономического планирования для автономных и бюджетных учреждений. Без утвержденного ПФХД деятельность организации бюджетной сферы недопустима.
На основании плана ФХД организация планирует и свою закупочную деятельность на ближайший период. Главный распорядитель утверждает бюджет на очередной и плановый периоды, а распорядитель доводит финансирование до подведомственных бюджетных учреждений. Заказчики-бюджетники формируют план-график на основании плана ФХД.
Подробнее:
- как связаны план-график по 44-ФЗ и план ФХД;
- заполняем план-график госзакупок;
- как заказчику принять лимиты бюджетных обязательств.
На основании заявок, служебных записок и т.д. выясняется потребность организации в тех или иных товарах, работах и услугах. Ответственными лицами организации, обычно это специалисты планово-экономического отдела, принимается решение в обоснованности потребностей на основании этих документов и показателей предыдущих годов. Есть ситуации, когда экономический отдел отказывает в приобретении чего-нибудь либо «режет заявку».
Вот пример, как обосновать необходимость обучения для сотрудников:
Обоснование при расчете НМЦК
После выяснения потребностей организации необходимо рассчитать затраты на приобретение товаров, работ, услуг, т.е. рассчитать НМЦК каждой закупки. Ключевые способы обоснования НМЦК перечислены и описаны в ст. 22 44-ФЗ:
- анализ рынка (метод сопоставимых рыночных цен);
- тарифный;
- проектно-сметный;
- затратный.
Вот пример, как написать обоснование закупки по 44-ФЗ при применении затратного метода обоснования НМЦК.
Обоснование в плане-графике
После предыдущих этапов заказчик переходит к формированию плана-графика. Теперь это единственный документ планирования, который необходимо формировать в ЕИС. План-график утверждается в течение 10 рабочих дней после (ч. 6, 7 ст. 16 Закона № 44-ФЗ, п. 12 Порядка № 1279) доведения лимитов бюджетных обязательств до государственного (муниципального) заказчика.
За нарушение сроков размещения плана-графика предусмотрена административная ответственность в виде штрафа для должностного лица — 50 000 руб., для юридического — 500 000 руб.
При определенных обстоятельствах необходимо вносить изменения в план-график, эти действия требуют обоснования. Вот что писать в обосновании при изменении плана закупки по 44-ФЗ:
- изменения были внесены в требования к товарам, работам, услугам (в т.ч. предельной цене) или нормативным затратам по ст. 19 44-ФЗ;
- изменения внесли в связи с уменьшением или увеличением доведенных до заказчика объема денежных обязательств;
- изменения произошли в показателях планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности госучреждений, ГУП и МУП;
- внесение корректировок в решения или соглашения о предоставлении субсидий;
- реализация решения, которое принято после обязательного общественного обсуждения госзакупки по ст. 20 44-ФЗ;
- отражение экономии, которая возникла в процессе определения поставщика;
- уточнение сведений о предмете торгов;
- исполнение предписания контрольных органов;
- признание конкурентной процедуры несостоявшейся.
Обоснование дополнительных технических характеристик
После публикации плана-графика публикуем извещения о проведении процедур. Одним из важных документов, прилагаемых к извещению, является описание объекта закупки. При описании объекта госзакупки заказчики обязаны руководствоваться правилами применения КТРУ.
В случае указания характеристик, которые не указаны в КТРУ, обязательно обоснование указания этих параметров. Вот пример:
А вот готовый пример, как обосновать закупку сувениров с дополнительными характеристиками от комитета госзаказа Тверской области (извещение № 0136500001122004970, 0136500001122004969, 0136500001122004968):
А описание объекта госзакупки администрации города Ноябрьска содержит пример обоснования для закупки мобильных с определенными техническими характеристиками (извещения № 0190300003722000732, 0329200062222006224).
Обоснование разделения закупки
Согласно Письму ФАС № ИА/100041/19 от 14.11.2019 и разъяснениям Минфина № 24-01-07/54275 от 08.06.2022 Закон о контрактной системе не накладывает ограничения и запреты на осуществление заказчиками закупок одноименных (однородных) товаров, работ, услуг у единственного поставщика по п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Есть ограничения в отношении закупок у ед. поставщика по п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93, содержащие максимальный размер цены заключаемого контракта.
Это письмо часто используют в качестве примера обоснования по разделению закупки на две части без нарушений.
Ограничения и запреты на осуществление заказчиками госзакупок одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика на основании п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не установлены.
Основной принцип, который главное соблюсти, — это принцип обеспечения конкуренции. В подобных процедурах принцип обеспечения конкуренции реализуется посредством установления в законе № 44-ФЗ требований к максимальной допустимой цене контракта, к максимальной стоимостной доле таких госзакупок от совокупного годового объема закупок заказчика, к их максимальному стоимостному объему в абсолютном выражении.