Как составить справочное пособие


У вас есть достаточный преподавательский опыт и знания, которыми вы хотели бы поделиться с другими? Учебная литература по вашей учебной дисциплине не удовлетворяет потребности студентов и преподавателей или вообще отсутствует? Все это может стать поводом для создания собственного учебного пособия. А сделать это сегодня довольно просто. В данной статье мы осветим основные этапы написания учебного пособия, его структуру и особенности.

Также рекомендуем:

Процесс издания книги в деталях

Учебное пособие и учебник: различия и связи

Чем учебное пособие отличается от учебника? Учебник — это основная учебная книга по какой-либо дисциплине, в которой изложены и систематизированы базовые знания в соответствии с учебной программой. В то же время учебное пособие является дополнением к учебнику и может охватывать как всю дисциплину, так и один или несколько разделов учебной программы. Учебное пособие дополняет, расширяет и углубляет информацию, изложенную в учебнике, помогает студентам лучше ее усвоить.

В учебник включается только апробированный и дидактически обработанный материал, а учебное пособие может содержать более новую и актуальную информацию, включать спорные вопросы, разные точки зрения. При этом учебное пособие должно удовлетворять следующим требованиям: оно не должно противоречить фундаментальным основам учебной дисциплины, изложенным в учебнике, и не должно его дублировать.

Учебное пособие выпускается более оперативно. Поэтому когда вводится новая дисциплина, то прежде всего по ней издается учебное пособие и только после апробации материала — учебник. Существуют учебные пособия, посвященные узкоспециализированным темам, спецкурсам. И учебник, и учебное пособие официально утверждаются в качестве данного вида издания.

Минимальный объем учебного пособия составляет 4 авторских листа (160 тыс. знаков с пробелами) и зависит от количества учебных часов.

Также рекомендуем

Листы: печатные, авторские и другие

С чего начать

Прежде всего необходимо определиться, для кого предназначено ваше пособие (для преподавателей или студентов, какого курса, по какой дисциплине), а также какова цель издания вашего пособия:

  • углубление теоретических знаний по предмету;
  • практическое изучение дисциплины;
  • самостоятельная работа студентов;
  • подготовка к экзамену;
  • написание контрольной, курсовой или дипломной работы и т. д.

Исходя из этих целей подберите материал, который ляжет в основу вашего учебного пособия.

Также рекомендуем:

Как искать информацию для научной статьи

Структура учебного пособия

Учебное пособие должно содержать следующие обязательные элементы: аннотацию, оглавление, введение, основную часть, заключение и библиографический список.

В качестве дополнительных элементов в учебное пособие включаются: предисловие, иллюстрации, словарь терминов, список условных сокращений.

Аннотация

Аннотация — это краткая текстовая презентация вашего учебного пособия, лучше всего браться за нее в самом конце, после того как само пособие полностью готово. Прочитав аннотацию, потенциальный читатель должен сразу понять, что за работа перед ним и чем она может быть ему интересна. Не забудьте в аннотации упомянуть, для кого предназначен ваш труд.

Также рекомендуем:

Как написать идеальную аннотацию к научной статье

Оглавление

В оглавление стоит включить заголовки всех уровней (обычно 2 или 3). Трехуровневое оглавление включает разделы, главы и параграфы, в двухуровневом отсутствуют параграфы. Чем детальнее оглавление, тем оно удобнее для читателей: они сразу увидят, какие именно вопросы рассматриваются в книге, и смогут быстрее их найти.

Введение

Во введении формулируют проблему, рассматриваемую в учебном пособии, указывают изложенные в нем темы, их актуальность, проблемность и дискуссионность. Также необходимо уделить внимание методологии и историографии вопроса, изложить цели и задачи учебного пособия. По своему типу задачи учебного пособия бывают контрольно-оценочные, обучающие, воспитательные, мотивирующие, развивающие и т. п. Можно обозначить и наиболее важные темы. Обязательно следует указать, каким учебным дисциплинам соответствует данное учебное пособие и на какую читательскую аудиторию оно рассчитано.

Основная часть

Основная часть учебного пособия делится, в свою очередь, на теоретическую и практическую части.

Теоретический материал и структура основной части должны полностью соответствовать государственному образовательному стандарту и учебной программе. Рекомендуется, например, в главе изложить материал одной зачетной единицы, а в параграфе — одну тему учебного плана.

Помните, что вы пишете учебную книгу, то есть книгу, предназначенную для тех, кто не разбирается в излагаемом вопросе, но желает в нем разобраться. Поэтому пишите простым, доступным языком, чтобы читатель сразу смог уловить суть проблемы и не тратил слишком много времени на постижение смысла. Если ваша аудитория — студенты, рассчитывайте, чтобы текст был понятен выпускнику школы, в противном случае никакой пользы ваша книга не принесет. Используя какой-либо новый термин, сразу же, не откладывая и не отсылая к сноскам или глоссарию, разъясняйте его смысл.



Например:

Психология управления возникла на стыке психологии и теории управления. Общая теория управления начала разрабатываться в недрах кибернетики и теории систем [Бандурка и др., 1998]. Кибернетика – наука об управлении, связи и переработке информации в биологических, технических и комплексных системах.

(Антонова Н. В. Психология управления: учебное пособие. М.: Издательский дом Государственного университета — Высшей школы экономики, 2010)

Теоретический материал разбавляйте подходящими примерами, органично включая их в текст.



Например:



Именно для анализа рассуждений и была создана Аристотелем (IV век до н.э.) первая система логики, названная силлогистикой. Она представляет собой простейшую, но вместе с тем наиболее часто используемую форму дедуктивных умозаключений, в которых заключение (вывод) получается из посылок по правилам логической дедукции. Заметим, что термин “дедукция” в переводе с латинского означает вывод.


Для пояснения сказанного обратимся к античному силлогизму:


Все люди смертны.


Кай — человек.


________________________________


Следовательно, Кай смертен.


Здесь, как и в других силлогизмах, умозаключение совершается от общего знания о некотором классе предметов и явлений к знанию частному и единичному. Сразу же подчеркнем, что в других случаях дедукция может осуществляться от частного к частному или от общего к общему.

(Рузавин Г. И. Логика и аргументация: учебное пособие для вузов. М.: Культура и спорт, 1997)

При первом упоминании аббревиатуры дайте ее расшифровку, а если таких аббревиатур встречается много, то вынесите их в словарь в конце пособия.

Лучшему усвоению материала помогает визуализация. Подумайте, как можно представить ваш материал в виде схем, диаграмм, графиков,

таблиц

. Не пренебрегайте включением в книгу рисунков и фотографий, если они будут уместны. Однако, не утяжеляйте текст ненужными иллюстрациями.

В отличие от монографии, в которой обязательно должна быть научная новизна и содержаться результаты авторских исследований, учебное пособие может быть простой компиляцией различных источников. Тем не менее, старайтесь излагать информацию своими словами, избегая обширного цитирования. Каждый параграф завершайте выводами.

Также рекомендуем:

Научный стиль

Еще одной особенностью учебного пособия и его главным отличием от монографии является наличие дидактического материала. Дидактический материал помогает эффективно усвоить учебный материал и творчески его применять.

Вопросы для закрепления материала являются неотъемлемой частью дидактических материалов. Составлять вопросы следует таким образом, чтобы они помогали студентам усвоить ключевые проблемы, выделить главное, а также стимулировали мыслительную деятельность. Составляйте вопросы так, чтобы они не повторяли дословно фразы из параграфа, а в последующих вопросах не содержались ответы на предыдущие.

Кроме вопросов, дидактический материал может включать:

  • таблицы;
  • задания для самостоятельной работы;
  • темы докладов, рефератов, курсовых работ;
  • упражнения;
  • тесты;
  • задачи;
  • списки дополнительной литературы по теме;
  • домашние контрольные работы и др.

Оптимальный объем дидактического материала — около трети общего объема учебного пособия.

Заключение

В заключении обобщается изложенная информация, выявляются нерешенные и труднорешаемые проблемы, даются рекомендации по дальнейшему изучению.

Библиографический список

Включите в такой список основную и дополнительную литературу, а также перечень интернет-ресурсов.

Также рекомендуем:

Как оформить список литературы

Оформление учебного пособия

Итак, текст учебного пособия написан, дидактический материал подготовлен. Теперь самое время передать рукопись на вычитку корректору. Даже если вы уверены в своей грамотности, это никогда не будет лишним. Скажете, зачем нужен корректор, если правописание может проверить программа Word? Не полагайтесь на нее: некоторые ошибки и опечатки под силу найти только профессионалу.

Перед передачей в печать еще раз просмотрите учебное пособие целиком, обращая особое внимание на единообразие оформления:

  • Оглавление. Убедитесь, что нумерация разделов, глав и параграфов единообразна и последовательна, а нумерация страниц, указанная в оглавлении, правильна.
  • Таблицы, рисунки, формулы и другие вспомогательные элементы. Их нумерация также должна быть единообразной и последовательной (если вы решили в нумерацию рисунков включать номер главы, убедитесь, что все рисунки пронумерованы правильно). На каждый такой элемент должна быть ссылка в тексте пособия.

Не стремитесь самостоятельно сделать оригинал-макет в редакторе Word, вы только зря потратите драгоценное время. Лучше доверить эту задачу профессиональному верстальщику, который использует профессиональное программное обеспечение и знает все тонкости российских ГОСТов.

Как напечатать учебное пособие

Автором учебного пособия может быть как один человек, так и коллектив авторов. Научным редактором должен быть специалист с ученой степенью, а рецензентами (их должно быть как минимум двое) — специалисты, работающие по данной проблеме или также имеющие ученую степень. К рецензированию пособий, предназначенных для внутривузовского использования, могут привлекаться специалисты смежных кафедр, а для пособий, претендующих на более широкое использование, — работающие в других организациях (

внешние рецензенты

).

Обязательно уточните в учебном или научном отделе своего вуза требования к учебным пособиям. В каждом учебном заведении приняты свои порядки и правила. В некоторых университетах нужно пройти через редакционно-издательский совет (РИС) и получить так называемый гриф, в других вузах этим вопросом занимаются учебно-методические комиссии (УМК). Возможно, потребуется виза ректора или одного из его заместителей. Вариантов множество, и к “бюрократической” части нужно подойти предельно внимательно.

Можете

предварительно посчитать

, сколько будет стоить издание учебного пособия. Не забывайте, что вам не обязательно заказывать большой тираж: иногда бывает вполне достаточно 20 экземпляров (16 из них отправятся в Российскую книжную палату, а четыре достанутся автору). В любое время, если возникнет необходимость, можно будет напечатать дополнительный тираж.

Осталось отправить файл с текстом учебного пособия в выбранное

издательство

– и процесс запущен. Редактор уточнит все необходимые детали, предложит на согласование два-три варианта обложки и сверстанный макет книги. А через пару недель вы получите готовый тираж.

Пусть ваши учебные пособия будут интересными и полезными!


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Учебное пособие — инструмент, который вы можете применить, чтобы исключить элемент стресса из своего учебного процесса. Когда у вас есть учебник, папка с множеством конспектов лекций, гора домашних заданий и рабочих тетрадей, может быть трудно решить, с чего начать. Но если выучить несколько особенностей форматирования, искать информацию в нужном месте и использовать учебное пособие, наилучшим образом используя пределы своих возможностей, вы сможете сделать обучение намного более эффективным. Интересно? Начните с Шага 1, чтобы узнать об этом больше.

  1. Изображение с названием Create Study Guides Step 1

    1

    Пусть форма соответствует содержанию. Есть много разных типов учебных пособий, и каждый из них имеет формат, соответствующий определенной цели и стилю обучения. Для чего бы вы его ни применяли, есть учебные пособия, подходящие не только данному учебному предмету, но и определенной цели обучения при изучении этого предмета. Структурируйте информацию в наиболее удобное в использовании именно вам учебное пособие.

    • Если вам легче учиться визуально, подумайте об использовании расцвеченных блоков в учебном пособии или используйте технику картографирования идей, чтобы выделить информацию и сделать ее легкодоступной.
    • Если у вас линейный ум, организуйте информацию хронологически или в алфавитном порядке, чтобы вы могли выучить что-то одно из ряда, и потом перейти к следующему.
    • Если вам нужна эмоциональная связь с материалом, чтобы его понимать, придайте своим записям повествовательную форму; так их будет легче учить. Переведите понятия с языка математики на язык повествования, рассказа, к которому можно чувствовать причастность, затем организуйте ваше учебное пособие как короткий рассказ, который вы можете изложить в деталях, чтобы запомнить применение формул.
    • Если вы можете быстро запоминать информацию, используйте формат, который поможет вам эффективно запоминать, например, в форме записи своим голосом словарных слов и определений, затем вновь прослушивайте на своем плеере весь день или создайте анимированные флэш-карточки и регулярно себя проверяйте.
  2. Изображение с названием Create Study Guides Step 2

    2

    Нарисуйте когнитивные карты, чтобы соединить основные идеи и расставить приоритеты в информации. При создании когнитивных карт каждую важную идею пишите в отдельном прямоугольнике, которые потом соединяйте в соответствии с их хронологией и важностью. Потом свяжите ветки связанной информации, производные от основных идей. Такой метод создания учебного пособия обеспечивает хорошую визуальную схему того, как сочетается друг с другом изучаемый материал в общую концепцию.

    • Пример когнитивной карты для параграфа из учебника истории о космических полетах может включать “Космическую гонку” как основной заголовок, от которого будут идти отдельные ветки для США и СССР, с ответвлением информации об отдельных запусках, проектах, удачах и неудачах.
    • Классический план, который вам время от времени требуется создать в заданиях по написанию эссе, это пример когнитивной карты. Если планы срабатывают у вас и организуют информацию так, что она становится полезной вам, составьте план изучаемой информации. Планы могут быть отличными учебными пособиями, но только если вам легко их писать. Если создание плана сопровождается стрессом, лучше выбрать другой подход.
    • Диаграммы технической информации могут помочь вам визуально представить процесс или выполняемые процедуры в виде последовательной череды обозначенных шагов. Она начинается с основной концепции и организуется слева направо таким образом, чтобы выделить важные ключевые факторы в том порядке, в котором они должны происходить.[1]
    • Временные шкалы удобны для выделения серии хронологических событий, и чаще всего используются для предметов типа истории, политики и биологии.[2]
  3. Изображение с названием Create Study Guides Step 3

    3

    Используйте схемы сравнений, чтобы выделить отличия в ключевых понятиях. Создавайте учебные пособия, используя схемы сравнений или таблицы, когда нужно сравнить и показать разницу в связанной группе идей. Вы можете использовать таблицы для создания четких параллелей в истории или биологии, или для того, чтобы сравнить разных писателей по литературе.

    • К примеру, в названиях колонок схемы сравнения особенностей разных видов растений, скорее всего, будут царство, семейство и род. Это поможет организовать информацию для быстрого сравнения и просмотра.
    • Вы также можете получить пользу от схемы сравнений при изучении литературы, выписывая имена героев рассказа в заголовки разных колонок, под которыми выписать их отличительные особенности или другую информацию. Подобным образом, информация из двух разных новелл может быть удобно структурирована в подобную таблицу.
  4. Изображение с названием Create Study Guides Step 4

    4

    Используйте флэш-карточки или карточки понятий, чтобы запомнить терминологию. Флэш-карточки обычно делают из пустых учетных карточек 13 x 18 см, и они могут содержать настолько много или настолько мало информации, как вы того захотите, потому это один из самых эффективных приемов запоминания отдельных слов, или определений отдельных понятий. Благодаря этому они наиболее эффективны в изучении иностранных языков и истории.[3]

    • Выпишите 1 ключевое понятие на лицевой стороне каждой карточки, а на обратной стороне напишите те факты и ключевые концепции, которые ассоциируются с этим фактом. Просматривайте карточки сами или попросите кого-то вразброс поспрашивать вас, используя эти карточки. Чтобы убедиться, что вы действительно запомнили то, что нужно, пройдитесь назад-вперед, начиная с лицевой стороны карточки, а потом с оборота. Это особенно хорошо работает при запоминании новых иностранных слов.
  5. Изображение с названием Create Study Guides Step 5

    5

    Напишите собственный образец теста в учебных целях. Написание примера теста может быть исключительным способом проанализировать информацию, по которой вас будут спрашивать, с двух точек зрения: если вы будете думать, что стоит включить в тест, вы будете думать как учитель, и если вы сможете предвидеть эти вопросы, вы будете на шаг впереди.

    • Попробуйте выяснить, будут ли вам давать тест с набором вариантов ответов, текстом, в котором нужно заполнить пробелы или нужно будет письменно ответить на вопросы. Подготовьтесь соответственно, выписывая вопросы того типа, с помощью которых вас будут проверять.
    • Многие учителя захотят снабдить вас старыми версиями теста, если таковые имеются, чтобы вы могли использовать их в качестве учебного пособия. В учебники часто включены образцы тестов, которые являются превосходным способом обучения. Хотя прохождение теста более одного раза может оказаться дополнительным стрессом, это может быть отличным способом обучения, и даже может навести вас на типы вопросов, которые будут в тесте.
  6. Изображение с названием Create Study Guides Step 6

    6

    Учитесь, используя много учебных пособий сразу. Создайте учебное пособие комбинированного типа, используя основные понятия и уточняющую информацию, которую вы отобрали из учебных материалов. Вы можете написать черновой вариант пособия на бумаге, от руки или с помощью компьютера, используя текстовый редактор, таблицу или специализированную программу по созданию учебных пособий, чтобы структурировать вашу информацию.

    • Некоторые студенты отмечают, что переписывание и структурирование информации от руки, если сравнивать с набором ее на компьютере, включает моторную память. В то время как электронное копирование записей не ведет к их запоминанию, активное чтение и переписывание информации может дважды помочь вам в учебе: вы читаете материал один раз, еще раз читаете, и третий раз читаете, когда пишете.[4]
    • Как вариант, если у вас трудночитаемый почерк или вы просто предпочитаете работать на компьютере, смело печатайте ваше учебное пособие, сделайте его для себя настолько графически-привлекательным, как вам хочется, распечатайте или читайте со своего мобильного устройства.

    Реклама

  1. Изображение с названием Create Study Guides Step 7

    1

    Спросите своего учителя о том, какая информация войдет в тест. Хорошо начинать учебу с разговора с учителем, инструктором, профессором или наставником, чтобы они направили ваши усилия и внимание на правильную точку. Если только это не было основной темой занятия, убедитесь, что вы выяснили, какая информация попадет в этот конкретный тест из того, что вы обсуждали, читали и проходили на занятии.

    • Некоторые предметы являются накопительными, подразумевая, что информация и навыки аккумулируются на уроках на протяжении семестра, в то время как по другим дисциплинам не будет проверок вплоть до проверки изложенного материала на финальном экзамене, или наоборот, регулярно опрашивая по отдельным темам или параграфам. Не забудьте спросить своего учителя о конкретном содержании будущего экзамена, к которому вы готовитесь, и учите только эту информацию.
    • Когда вы сомневаетесь, что именно учить, делайте упор на изучение новой информации или навыков. И хотя учителя могут любить подбрасывать старые вопросы, чтобы проверить вашу память, с большей вероятностью вас будут спрашивать только по последним параграфам, лекциям и данным. Большинство учителей не хотят вас подлавливать.
  2. Изображение с названием Create Study Guides Step 8

    2

    Пройдитесь по учебнику и другим материалам для чтения. В зависимости от того предмета, к которому вы готовитесь, скорее всего, самым важным источником информации будет учебник или подобная ему информация, заданная для чтения на это занятие. Во многих учебниках самые важные понятия, навыки и идеи будут заранее выделены жирным шрифтом или подобным образом, что делает их отличным источником для создания учебных пособий.

    • Перечитывайте материалы, чтобы выделить основные идеи для внесения в ваше учебное пособие. Когда просматриваете материалы, скорее всего, нет необходимости перечитывать каждое слово параграфа. Вместо этого, просмотрите основные понятия, чтобы освежить их в памяти, и выделите эту информацию для внесения ее в свое учебное пособие. Это, само по себе, является отличным первым шагом в подготовке к проверке знаний.
    • Посмотрите на краткое содержание главы или вопросы к главе, чтобы они навели вас на содержание вашего учебного пособия. Если в учебнике перечисляется список возможных вопросов или даны утверждения для проверки понимания прочитанного, скопируй те их в свои записи, чтобы включить в свое учебное пособие. Даже если ваш учитель не основывает тест на материалах учебника, повторное прохождение материала – это отличный способ повторить вопросы, которые он может задать.
  3. Изображение с названием Create Study Guides Step 9

    3

    Соберите и “переведите” свои записи, сделанные на занятии. Соедините воедино все записи, сделанные вами на этом занятии, включая все распечатки или иные дополнительные материалы, которым снабжал вас учитель. В зависимости от акцента и содержания занятий записи, сделанные на уроке, могут быть таким же важными, если даже не больше, как и учебник или другие обязательные к прочтению материалы.

    • Иногда, записи, сделанные на занятии, могут быть в беспорядке, сбивать с толку или иным образом быть сложными в использовании, в таких случаях учебное пособие будет включать все источники чистовой версией ваших записей с занятий. Найдите немного времени для копирования из своих записей, не слово-в-слово, а охватывая основные понятия и важные идеи, о которых говорил учитель. Приведите их к лаконичной форме для использования в своем учебном пособии.
    • Если писать конспекты у вас не очень хорошо получается, спросите одноклассников, можно ли вам просмотреть их записи, будучи с ними особенно аккуратным и возвращая своевременно. В будущем отплатите одолжением за одолжение, делая подобные записи и позволяя своим друзьям пользоваться ими для повторения пройденного.
  4. Изображение с названием Create Study Guides Step 10

    4

    Поищите дополнительные определения, объяснения и ресурсы. Иногда, для определенных предметов, внешний поиск может оказаться полезным, или даже необходимым. Если ваших записей и учебника недостаточно чтобы убедиться, что вы полностью понимаете понятие, технику или факт, проведите дополнительное исследование, чтобы прояснить важные термины, которых вы не понимаете. Исчерпывающее исследование определенного понятия обеспечит вас уникальной точкой зрения и его пониманием для теста.

    • Если вы готовитесь к итоговому экзамену, убедитесь, что вы собрали ваши предыдущие тесты, методические указания и раздаточные материалы. Из них получатся идеальные учебные пособия.
  5. Изображение с названием Create Study Guides Step 11

    5

    Сконцентрируйтесь на основных понятиях в каждой главе и лекции. Определите самые важные понятия в определенном разделе или главе, и убедитесь, что вы понимаете их – ценой более специфичной, но менее важной информации. В зависимости от предмета, некоторые специфические детали, такие как даты, формулы или определения могут быть важными, но техники или тема более важны.

    • Когда вы повторяете пройденное по математике или другим точным наукам, убедитесь, что вы запомнили необходимые формулы, если они будут требоваться, но важнее фокусироваться на применении этих формул. Понимайте, как использовать формулу и когда ее использовать. Понятие, стоящее за формулой, важнее, чем формула сама по себе. Этот подход также верен для физики, химии и других точных наук, в которых полезно делать конкретные примеры, которые являются приложением материала к реальным жизненным ситуациям.
    • Когда повторяете пройденное по литературе, убедитесь, что знаете имена всех действующих лиц из книги, по которой вас будут тестировать, но больше концентрируйтесь на сюжете, смысле рассказа, и других особенностях чтения, чем на отдельных деталях. Если вам нужно сослаться на “сестру главного героя” в сочинении по повести потому, что вы забыли ее имя, это будет не так важно для сочинения, если оно рассудительное и хорошо написано.
    • Когда повторяют пройденное по истории, часто тратят значительное время на запоминание ключевых фактов и терминов, но также важно понимать особенности исторического периода, который вы изучаете, и причины, по которым эти факты важны. Понимайте взаимосвязи между всеми именами и датами, и все у вас станет еще лучше.
  6. Изображение с названием Create Study Guides Step 12

    6

    Расставляйте приоритеты информации. Сожмите весь изучаемый материал в поддающиеся изучению блоки, что сделает учебу еще более удобной, чем поиск по всему параграфу. Используйте жирные заголовки для разных информационных блоков, и подумайте о возможности реорганизовать информацию в виде списка, чтобы она была легко и быстро доступна.

    • Выявите, объясните и продемонстрируйте связи между идеями и понятиями в подпунктах вашего учебного пособия или группируйте ваши учебные пособия в подборки, которые вы сможете изучать вместе. Если вы повторяете изученное для итогового экзамена по истории, может иметь смысл связать все военные блоки в одну подборку, или всю информацию о президентах, чтобы смотреть на схожие темы.

    Реклама

  1. Изображение с названием Create Study Guides Step 13

    1

    Включите в пособие все, что вам нужно, чтобы учиться, и носите его с собой все время. Если вы будете уверены, что все, что вам нужно для теста, внесено в ваше учебное пособие, вы сможете оставить свой учебник дома и вместо этого носить несколько листиков. Это особенно важно для экзаменов накопительного типа, в которых вас будут тестировать по большому объему информации. Просмотр каждой отдельной главы может быть громоздким делом, в то время как пройтись по своим записям будет быстрым и эффективным способом.

    • Вытащите свое учебное пособие, когда находитесь в транспорте или перед телевизором, и пробегитесь по нему взглядом. Чем чаще вы будете делать “круги почета” по тестируемому материалу, тем больше вы приблизитесь к его запоминанию.
  2. Изображение с названием Create Study Guides Step 14

    2

    Выделите сложный материал, чтобы еще раз к нему вернуться перед экзаменом. Если вам сложно запомнить конкретную формулу или разобраться в понятии, выделите их отдельным цветом, например, голубым, и продолжайте изучать остальной материал. Когда вы снова возьметесь за материалы, начните со всего, выделенного этим цветом, и убедитесь, что вы это поняли до того, как начался экзамен. Это может быть отличным способом напомнить себе не только о том, что вам нужно выучить, но поставит вам конкретные цели, которые нужно достигнуть в своем обучении.

  3. Изображение с названием Create Study Guides Step 15

    3

    Учитесь более чем в одном месте. Некоторые исследования показывают, что изменение места занятий может увеличить вашу способность к запоминанию материала. Другими словами, если вы учитесь только в своей спальне, может быть сложнее запомнить информацию, чем если вы учились намного в спальне, немного на заднем дворе, немного в школьной столовой.[5]

  4. Изображение с названием Create Study Guides Step 16

    4

    Занимайтесь по расписанию. Сделайте учебное пособие как можно раньше, и выделите достаточно времени, чтобы учиться по ним, перед тем, как на вас свалится тест. За несколько недель перед тестом, разделите свое время для изучения всех разных предметов и выделите свое место каждому изучаемому предмету, чтобы быть уверенными, что вам хватает времени на каждый отдельный блок информации. Не откладывайте все на последнюю минуту.

    • Если вы страдаете от стресса, беспокойства и имеете склонность паниковать перед тестированием, может быть особенно хорошей идеей своевременно выставить предельные сроки выучивания отдельных глав или тем. Если вы знаете, что вам нужно на этой неделе пройти первые два параграфа, перед тем, как преступать к третьему и четвертому на будущей неделе, значит, вы можете посвятить этому всю неделю, и в течение этого времени вы не сможете волноваться по поводу 3 и 4 глав.
    • Выделите учебе разные временные промежутки, и фокусируйтесь на одном предмете за раз. Не нужно переключаться туда и обратно между пятью разными предметами, пока вы не выучили все по первому.

    Реклама

Советы

  • Выделенные слова и определения из учебника часто являются ключевыми пунктами и хорошими показателями материала для учебного пособия.
  • Помните, что каждый тип пособия имеет свои сильные и слабые стороны и есть много разных стилей обучения. Потому, правильно подбирайте тип учебного пособия к нужному предмету или к разным стилям обучения, для чего может понадобиться использовать более одного типа пособий. К примеру, визуалам могут лучше всего подойти карты и диаграммы, в то время как слушателям могут более подойти карточки, с которых они смогут зачитывать вслух.
  • Постарайтесь быть как можно более лаконичными. Избегайте ненужной информации.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 26 241 раз.

Была ли эта статья полезной?

Слайд 1

Технология создания учебно-методического пособия Шепелева А.Н. ГБОУ №579

Слайд 2

Виды пособий Методическое пособие . Документ с подробным изложением оптимальной последовательности в изучении определенного учебного или научного материала. Методическое пособие основано на достоверных научных трудах по предмету, а также на практике и полученном опыте. Методическое пособие можно назвать изложением авторского мнения об эффективных способах реализации поставленных заданий

Слайд 3

Учебно-методическое пособие Содержит в своей структуре материал, который отличается от традиционных учебников и трудов ученых. Основной задачей такого пособия является предоставление информации об алгоритме выполнения заданий по данной дисциплине, представление о задачах, которые эта дисциплина изучает.

Слайд 4

Учебное пособие . Частичное и полное дополнение к учебнику. (Оно может быть посвящено не всей дисциплине, а лишь некоторым темам.) Данное издание обычно рекомендуется в помощь обучающимся для более качественного усвоения темы. Учебно-методические пособия по своему содержанию и структуре значительно отличаются от традиционных учебников и классических научных трудов. Основная задача пособия не столько предоставить учащимся необходимую информацию по изучаемой дисциплине, сколько объяснить, что с ней делать, как правильно выполнять учебные задачи. Поэтому к подготовке учебно-методических пособий всегда предъявляются особые требования

Слайд 5

Если вы приступаете к написанию учебно-методического пособия внимательно изучите рабочую учебную программу, по которой ведется обучение. структура вашего будущего пособия должна точно следовать программе и раскрывать те темы, которые в ней содержатся. в противном случае у учащихся будут возникать серьезные сложности при работе с материалом

Слайд 6

Инструкция по созданию пособия 1.Выбрать тему . Структурировать накопленные знания. Изучить историю проблемы. 2.Определить цели и задачи пособия Пособие должно соответствовать существующей учебной программе курса, для которого создается пособие. Цели и задачи должны быть впоследстви и отражены во «Введении» 3. Определить целевую группу . Стиль изложения будет зависеть от целевой аудитории

Слайд 7

4. Составить план (всего пособия/каждой главы.) Составить логическую схему перехода от одной темы к другой. Изложение материала в пособии должно соответствовать последовательности темам курса/программы. 5 . Продумать иллюстративный материал . Для лучшего усвоения материала дополните текст различными схемами, графиками, рисунками. Графическое представление информации намного облегчает ее восприятие и делает книгу менее скучной и однообразной. Кроме того, схематическое изображение часто проще запомнить

Слайд 8

6 . Составить список литературы. – дополните учебно-методическое пособие полным списком использованной литературы. – дайте к каждой теме небольшой перечень доступных научных работ, которые учащиеся могут использовать при самостоятельной подготовке к практическим занятиям. 7 . Редактировать готовый материал .

Слайд 9

План работы над пособием: Изучить материалы по теме пособия. Связать теорию с собственной практикой. Составить план. Продумать контрольные вопросы по поднятой теме. Текст дополнить иллюстрациями, диаграммами и фотографиями. Излагать материал простым и понятным языком. Указать список использованной литературы.

Слайд 10

Примеры учебных пособий Альбом представляет собой сборник обучающих упражнений, составленных опытными преподавателями. Каждое упражнение включает в себя фотографию модели, объяснение цели упражнения, перечисление необходимых материалов и еще целую серию фотографий с поэтапным описанием работы над картиной. Информативное предисловие к альбому и практические советы по его тематике окажут несомненную помощь человеку, который хочет овладеть искусством и техникой живописи.

Слайд 11

Примеры учебных пособий Упражнения по обучению чтению . Пособие включает в себя большое количество упражнений, направленных на обучению чтению на начальном этапе. Материал вводится постепенно и отрабатывается многократно. Пособие состоит из двух частей.

Слайд 12

Структура пособия Первая часть – чтение слов в закрытом типе слога; Вторая – чтение слов в открытом типе слога. Каждый урок первой части состоит из 4-6 заданий: 1.написать заглавную букву, 2.написать строчную, 3.написать звук, который обозначает буква в слоге, 4. прочитать слова с уже знакомыми буквами, 5.прочитать слова с буквосочетаниями, 6.прочитать слова повышенной степени трудности

Слайд 13

Урок 2: B b [ b ] Напиши заглавную букву. а – ___ b – ____ Напиши маленькую букву. А – ___ B – ____ 3. Напиши звуки, которые обозначает эта буква. А а [ ] B b [ ] 4. Прочитай. Запиши звуками. Запиши большими буквами. Bab [ ] ______

Слайд 14

2 ЧАСТЬ. Урок 28: A a 1.Напиши звуки, которые обозначает эта буква. A a [ ]- в закрытом слоге [ ]- в открытом слоге 2.Подчеркни слова, в которых А а стоит в открытом слоге. am fate gate lad hat ham late cake state mane pan 3. Прочитай . Kate bake cake date fate gate Jane Jake late lake mate make mane made plate same tame pale take name male state take lame rave base cape case fade taste wade wake waste wave save sale 4. Прочитай . Подчеркни букву Aa Man – mane gap – gape hat – hate Sam – same Bab – babe bat – bate mad – made pan – pane plan – plane

Как написать учебное пособие

Учебное пособие – это печатное издание, разработанное для помощи студентам в изучении какого-либо учебного предмета. От обычной научной литературы учебные пособия отличаются тем, что не только содержат теоретический материал, но и включают разнообразные практические задания и вопросы. Многие преподаватели, читающие лекционные курсы, часто сталкиваются с необходимостью написания учебных пособий для более качественного усвоения студентами пройденного материала.

Как написать учебное пособие

Инструкция

Независимо от предмета и курса любое учебное пособие должно отвечать ряду требований. Прежде всего оно должно соответствовать существующей учебной программе того курса, для которого готовится пособие. Поэтому, прежде чем приступать к созданию пособия, определите основные цели изучаемого курса в подготовке специалиста. Обозначьте задачи обучения и воспитания, которые должны быть решены в процессе преподавания. Впоследствии эти сведения вы должны сформулировать во “Введении” вашего пособия.

Составьте четкую структуру учебного пособия. Помните, что изложенный в нем теоретический материал должен соответствовать учебной программе курса, разработанной на основе государственного образовательного стандарта. Очень важно, чтобы последовательность изложения материала в учебном пособии соответствовала последовательности лекционного курса и темам программы. В противном случае у студентов могут возникать трудности с поиском и усвоением необходимых сведений.

Работая над теоретическим материалом каждой главы, помните, что информация должна быть изложена максимально доступным, понятным языком. Желательно избегать чрезмерного злоупотребления специальными терминами и сложносочиненными предложениями. Важно, чтобы после ознакомления с текстом, у студентов оставалась ясное понимание прочитанного. Все используемые специальные или иностранные термины должны иметь расшифровку и пояснения.

Учебное пособие предполагает не только изложение теоретического материала, но и помощь учащимся в подготовке к практическим занятиям. Поэтому каждую тему вашего учебного пособия вы должны сопроводить перечнем вопросов для самопроверки и списком научных трудов, отражающих данную проблематику. Желательно также включить в каждую главу возможные темы рефератов и докладов. При этом каждая теоретическая тема (глава) в конце должна содержать четко сформулированные выводы из изложенного материала.

Каждое учебное пособие должно быть оформлено с соблюдением всех требований, принятых в научной литературе и типографике. Проследите за правильностью и полнотой оформления всех сносок, приложений и схем, включенных в пособие. Особое внимание уделите общему списку литературы, помещенному в конце пособия. Каждое издание в нем должно содержать полные данные о его авторах, названии, дате выхода и издательстве. Эти сведения в будущем будут очень полезны студентам при самостоятельной работе с курсом.

Полезный совет

Графики и схемы значительно облегчают восприятие и усвоение теоретического материала. Не пренебрегайте возможностями, которые представляют таблицы, схемы и рисунки. Они не только украсят вашу работу, но и помогут студентам лучше понять изложенные сведения.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.


    Библиографические пособия: виды и типы пособий, технология создания : методическая консультация  / МБУК «ЦБС городского округа город Выкса», методико-библиографический отдел; сост. Е.С.Ухарская; отв. за вып. Н.В.Куницына. – Выкса, 2017.
Содержание
Предисловие………………………………………………………………………3
Виды библиографических пособий ……………………………………………4
Типы библиографических пособий ……………………………………………9
Технология составления библиографического пособия …………………..14
Список источников ……………………………………………………………..15

Предисловие

Библиографическое обслуживание включает активное использование библиографических пособий в раскрытии и пропаганде фондов, индивидуальной и массовой работе с читателями.

Библиотеки выпускают широкий круг информационно-библиографической продукции для разных категорий пользователей, ориентируясь на их читательские запросы и потребности, учитывая возрастные особенности. Предпосылкой к созданию служат юбилейные даты известных писателей, деятелей, событий, литературные, культурные и политические события, реклама и продвижение книг одной серии или издательства, информационная поддержка и сопровождение массовых мероприятий и др.

Согласно ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография: Термины и определения» библиографическое пособие (БП) – это упорядоченное множество библиографических записей. То есть наличие библиографического списка или библиографической записи отличает библиографическое пособие от информационного.

Библиографическое пособие является основной формой существования библиографической информации.

Библиографические пособия классифицируются по видам и типам.
Виды библиографических пособий
Библиографические пособия делятся на виды по различным признакам:
1. По функциональному (целевому и читательскому) назначению:
Государственный библиографический указатель информирует о выпускаемых в стране документах на основе государственной регистрации. Все документы, выходящие в свет в России, учитываются в Российской книжной палате (филиал ИТАР-ТАСС). РКП выпускает систему государственных указателей: «Книги России» (с 2015 г., старое название «Книжная летопись»), «Российские изоиздания» (с 2015 г., старое название «Летопись изоизданий»), «Статьи из российских журналов» (с 2015 г., старое название «Летопись журнальных статей» и др.). Государственные библиографические указатели РКП не имеют конкретного читательского адреса и выполняют следующие функции: учетно-регистрационную, информационную и поисковую.
Все остальные пособия, кроме государственных, входят в группу специальных БП.
Специальное библиографическое пособие – это библиографическое пособие конкретного целевого и читательского назначения.
Научно-вспомогательное БП – это специальное библиографическое пособие, предназначенное в помощь научно-исследовательской деятельности. Центрами по составлению научно-вспомогательных БП являются научные библиотеки, информационные центры, научно-исследовательские центры. Цель научно-вспомогательных БП – удовлетворение информационных потребностей ученых, исследователей и специалистов высшей квалификации. Пример: «Писатели зарубежных стран».
Профессионально-производственные БП – это специальное БП, предназначенное специалистам различных областей («Новая литература в помощь учителю математики»).
Рекомендательное БП отражает документы, рекомендуемые определенным категориям читателей и отобранные по соответствующим содержательным и качественным критериям. Рекомендательное БП рассчитано на читателей неспециалистов. Они отражают литературу в помощь образованию, самообразованию, воспитанию. Составляются для читателей-детей, а также для определенных категорий взрослых читателей. Разновидностью рекомендательных БП является популярное БП.
Популярное БП предназначено для удовлетворения познавательных интересов широких кругов читателей. Популярное пособие очень похоже на рекомендательное, но не имеет конкретного читательского адреса. Главный центр рекомендательной и популярной библиографии – Российская государственная библиотека («Книгочей», «Панорама веков», «Зарубежный детектив ХХ века» и т.д.).
Издательские БП отражают печатную продукцию, выпущенную или намеченную к выпуску, одним или несколькими издательствами. Российские коммерческие и государственные издательства выпускают БП информационно-рекламного характера: план выпуска литературы издательства, каталог издательства, каталог-проспект издательства и др.
Книготорговое БП отражает документы в целях содействия сбыту печатной продукции (носит торговый характер). Выпускаются книготорговыми организациями.
2. В зависимости от содержания отражаемых документов:
Универсальное БП отражает документы по всем отраслям знания (независимо от отраслевой принадлежности документа).
Отраслевое БП отражает документы по определенной отрасли знания или области практической деятельности.
Тематическое БП находится внутри какой-то отрасли (рекомендательный список «Наш друг-компьютер», «Новые книги по местному самоуправлению»).
Персональное БП – пособия, посвященные одному лицу («Максим Горький в печати родного края»).
Биобиблиографическое БП содержит биографические сведения о лице или лицах, а также библиографическую информацию о их произведениях и литературы о них («Писатели-горьковчане»).
Страноведческое БП отражает документы о какой-либо стране или ряде стран («Путешествие по Европе»).
Краеведческое БП отражает документы, связанные по содержанию с определенной местностью, краем, страной.
Центром по составлению КБП для взрослых является Нижегородская областная универсальная научная библиотека (НГОУНБ). Для детей НГОДБ. Пример: Универсальный текущий краеведческий указатель «Литература о Нижегородской области».
3. В зависимости от времени издания отражаемых документов:
Текущее БП выходит регулярно и отражает вновь появляющиеся документы. Текущее БП является периодическим библиографическим изданием. Как правило имеет нумерацию («Киги России», ежеквартальный указатель «Литература о Нижегородской области»).
Ретроспективное БП отражает документы, вышедшие за определенный период времени в прошлом («Писатели-горьковчане», «Максим Горький в печати родного края»).
Перспективное БП отражает документы, намеченные к выпуску. Перспективными являются все планы выпуска литературы издательств.
4. По полноте отражения документов:
Регистрационное БП отражает документы с максимальной или исчерпывающей полнотой, в соответствии с определенными формальными критериями. Все государственные указатели Российской книжной палаты являются регистрационными. Многие научно-вспомогательные БП являются регистрационными. В том числе пособие национальной репертуарной библиографии.
Выборочное БП отражает документы, отобранные по каким-либо критериям (содержательным, качественным). Все рекомендательные и популярные пособия являются выборочными.
5. В зависимости от способа библиографической характеристики документов:
Сигнальное БП – все или большинство библиографических записей состоит только из библиографического описания.
Аннотированное БП – все или большинство библиографических записей включают аннотации.
Реферативное БП – все или большинство библиографических записей включают реферат.
По формам библиографические пособия бывают:
рукописная (машинописная);
несамостоятельная издательская (внутрикнижные, внутрижурнальные, внутригазетные, прикнижные, пристатейные пособия);
карточная (каталоги и картотеки);
машиночитаемая (электронные базы и банки данных);
библиографическое издание (пособие, изданное типографским способом).
Пособия, отражающие отдельные виды изданий
Информационные бюллетени новых книг.
Бюллетень новых поступлений – текущее библиографическое пособие, регулярно информирующее читателей о новых документах, поступивших в библиотеку. Материал в пособии размещается в систематическом порядке согласно схеме ББК. Библиографическая запись состоит из библиографического описания, на непонятные заглавия дается справочная аннотация, после библиографического описания указываются сиглы подразделения библиотеки. На полях с левой стороны от библиографической записи указывается шифр хранения книги в библиотеке. Бюллетень снабжается кратким предисловием, в котором раскрываются цель издания, принципы построения, правила оформления заказов из единого фонда ЦБС, условные сокращения. Одно из важнейших требований к бюллетеням – оперативность их издания. Оптимальный вариант – ежемесячное издание, но может быть и квартальное.
Краеведческие библиографические пособия.
В массовых библиотеках широко практикуют составление списков, буклетов краеведческой тематики. Этой работе присуща своя специфика. При отборе материалов следует учитывать связь произведений с краем – его прошлым и настоящим, с жизнью и деятельностью людей, живших и живущих в крае.
К краеведческим пособиям, как правило, составляются именные, географические, персональные, тематические и другие вспомогательные указатели. Наиболее значимыми являются географический и персональный вспомогательные указатели. Объектами отображения в таких пособиях являются любые носители информации: книги, фрагменты книг, статьи из местной и центральной печати, фотодокументы, картографические материалы. Отличием данных работ является широкое отображение статей из местной периодической печати. Составителям краеведческих пособий необходимо осуществлять отбор многочисленных газетных публикаций.
Аннотирование произведений краеведческого характера тоже имеет свои особенности. Составляются преимущественно аналитические аннотации, в которых важно не просто сообщить факты, имена, географические названия, упомянутые в произведениях, но и привести сведения, наиболее интересные с точки зрения изучения края, можно использовать также метод цитирования, перепечатки небольших текстов из редких и не всегда доступных документных источников.
Биобиблиографические пособия краеведческого содержания. По тематике это часто пособия, посвященные историческим, общественно-политическим деятелям, представителям искусства и других областей и сфер. Отбор имен осуществляется по следующим принципам: уроженцы края; личности, определенные периоды жизни которых прошли в данном крае; личности, которые признают, что данный край оказал влияние на их жизнь и деятельность. Также могут отображаться деятели, посещение которыми населенного пункта или региона оказало заметное влияние на его развитие.
Календари знаменательных и памятных дат. Основная задача данных пособий – отобразить фактографические и библиографические сведения о значительных региональных событиях, юбилеях, которые празднуются в текущем году. В структуру календаря входят предисловие, список дат, основная часть, вспомогательные указатели. Основная часть вмещает текстовые справки по датам, а также фактографические, статистические, библиографические и другие материалы. После каждой текстовойсправки дается список литературы – 5-10 названий наиболее значимых и новых публикаций, а также архивных документов и т.д. Могут составляться вспомогательные указатели именной (персоналий) и географический.
Библиографическая хроника. Материалы группируются в хронологической последовательности событий. Выбираются события и факты важные для изучения данного региона (юбилейность дат не имеет значения). Объектом отображения могут быть факты и события любого происхождения, в том числе и те, которые не празднуются, но память о них важна для местной истории (даты великих пожаров и др.). Для заглавий используется дата и название события или факта. После заглавия размещается фактографическая справка или используется текст – фрагмент из документов. Особое значение имеет цитирование воспоминаний, которые передают неповторимое восприятие событий. В конце справки приводится список литературы.
                                     Типы библиографических пособий
Существует шесть основных типов библиографических пособий: библиографический указатель, библиографический список, библиографический обзор, библиографический каталог, библиографическая картотека и библиографическая база данных.
Библиографические пособия также можно разделить на две группы: пособия крупных и пособия малых форм.
Крупными формами признано считать библиографические указатели, путеводители, очерки и обзоры, библиографические антологии и энциклопедии.
Малые формы библиографии – списки литературы, памятки, закладки, листовки, планы чтения, буклеты, флаеры.
Библиографический указатель – это библиографическое пособие со сложной структурой. Сложность структуры предполагает наличие предисловия, содержания, вспомогательных указателей и других сопроводительных материалов. Разновидности библиографических указателей: библиографический справочник, библиографический путеводитель, библиографическая энциклопедия.
Путеводитель. Особый жанр библиографического пособия, который отражает библиографическую продукцию и помогает пользователю ориентироваться в основных источниках информации, т.е. проще говоря – это указатели библиографических пособий. Например, вы решили создать путеводитель к 150-летию А.П. Чехова. В него войдут все ранее вышедшие библиографические указатели, списки литературы, пристатейные списки, справочники, электронные ресурсы, в т.ч. и сайты Интернет, т.е. все источники, где можно найти информацию о Чехове. Путеводители могут быть как в печатной, так и в электронной форме (виртуальные путеводители). Разновидностью виртуального путеводителя являются размещенные на сайтах библиотек навигаторы по электронным информационным ресурсам (иногда рубрика на сайте называется «Полезная ссылка» и т.д.). Это очень сложный тип библиографического пособия, поэтому прежде чем называть пособие путеводителем подумайте, соответствует ли он данной форме.
Библиографический обзор – это связное повествование о документах. В обзоре даётся характеристика нескольких документов в виде связного рассказа, текста с обязательным логическим переходом от одного документа к другому. Разновидность библиографического обзора – библиографический очерк, беседа о книгах. Различаются по назначению (информационные, рекомендательные) и по содержанию (универсальные, отраслевые, тематические, персональные). В библиографических обзорах характеристика произведений дополняется необходимыми пояснениями и фактическими сведениями. Целевое и читательское назначение, содержание темы и другие особенности определяют количество произведений, о которых дается информация в обзоре. Основная часть – это рассказ о документах. Обязательно составляются краткие тексты, которые объединяют все части обзора в целостное повествование. В текстах-связках можно подчеркнуть сходство произведений или, наоборот, различия между ними (по масштабам отражаемых событий, по глубине раскрытия темы, по жанру и т.д.). Иногда соединительным текстом служит аннотация.
Библиографический очерк. Это художественно- публицистическое произведение, близкое к рассказу. Посвящается важному историческому явлению, событию, судьбе конкретного человека. Помогает полно и всесторонне познакомиться с определенными событиями, самостоятельно осмыслить их. Тема очерка должна быть интересной, иметь отношение к современной жизни или нести новые сведения о прошедших событиях. Представляет собой краткое изложение разных материалов: критических статей, рецензий, воспоминаний, литературно-художественных произведений и т.д. Количество источников зависит от темы очерка, но для его создания необходимо отобрать наиболее существенные, желательно 7-10 книг, статей. Каждый источник изучается, из него 24 выделяются мысли, факты, фрагменты, цитаты. Потом все объединяется в одну цепь пересказа. В конце очерка дается список литературы, на основе которого готовится библиографический очерк. Перечень книг указывается в алфавитном порядке авторов. Аннотации не приводятся, т.к. содержание книг раскрыто в тексте очерка.
Беседа (рассказ) о книгах – жанр рекомендательного библиографического пособия. Напоминает по форме те устные беседы, которые проводят библиотекари на абонементе. Цель бесед — заинтересовать читателей определенной группы актуальными вопросами, помочь в изучении наиболее доступной и интересной литературы по какой-либо теме, произведений того или иного писателя. При этом характеризуется сама тема или творчество писателя, показывается их значение, а затем рекомендуются книги и статьи по каждому вопросу
Библиографическая антология. Включает собрания стихов, поэтических произведений, может посвящаться поэтическим произведениям о крае. Адресована в первую очередь любителям художественной литературы. В антологии размещаются стихотворения, фрагменты произведений, биографии поэтов, высказывания критиков. Принято отображать большой период времени. Библиографическая информация сочетается с фактографической, фактографические материалы размещаются в начале разделов и глав. Списки литературы даются в конце разделов, не аннотируются, т.к. по ходу текстов разделов идут ссылки на литературу.
В библиотеках в последнее время приобрели популярность именно малые формы рекомендательной библиографии. Они оперативны, помогают своевременно донести до читателя информацию о новой литературе, писателях, учебных заведениях, обо всем, что интересно молодому пользователю. Наряду с печатными источниками указываются виртуальные адреса, включается дополнительная фактографическая информация. При составлении пособий «малой формы» нужно учитывать, что они оформляются красочно, должны быть снабжены обширными рекомендательными аннотациями, написанными живо и занимательно.
Библиографический список – это библиографическое пособие, состоящее из совокупности библиографических записей небольшого объема, с простой структурой, понятной пользователю, не имеет справочного аппарата. В качестве синонима используется термин «список литературы». Информационные списки отражают новую литературу или включают сведения о произведениях, по узкой, конкретной теме или вопросу. Они составляются с целью регулярного оповещения читателей о новых поступлениях в фонды библиотеки. Библиографический список, как и любое другое пособие, должен содержать название, указание на форму пособия, выходные данные, год издания. В старых учебниках говорилось, что объем списка не должен превышать 20 названий, но сейчас конкретных цифр не приводится.
Почему нам нравятся списки?
1. Список заранее сообщает, какой объём информации мы получим. Если мы с самого начала знаем, сколько пунктов в списке, человеку проще принять решение, стоит ли его читать.
2. Список подаёт нам информацию в упорядоченном виде. Нашему мозгу проще её анализировать.
3. Список привлекательнее для глаза, чем сплошной текст.
4. Списки помогают нам познавать мир. Писатель Умберто Эко однажды заметил: «Культура хочет понять бесконечность и создать порядок. Коллекции в музеях, списки и каталоги, энциклопедии и словари – это наш способ объять необъятное».
(Конникова М. Почему нам нравятся списки? // Психология. – 2014. – № 95 (март). – С. 41.)
Вариантами библиографических списков являются памятки читателю, книжные закладки и др. малые формы пособия.
Библиографическая закладка – одна из малых форм рекомендательной библиографии, цель которой – пробудить читательский интерес к определенной книге, автору или теме. Библиографическая закладка представляет собой полосу бумаги разного размера (чаще узкую). На одной стороне закладки помещается название и изображение обложки книги, к которой она составлена (заглавная книга), а на обратной стороне содержится информация о других изданиях, близких к ней по тематике или жанру, которые имеются в фонде или список других произведений этого же автора. Наряду с художественной литературой закладка может включать и научно-популярную литературу по этой же теме. Формат закладки: ширина – 5 – 8 см, высота – 25 -30 см. В закладке дается обычно до 10 названий. Здесь можно использовать не только индивидуальные, но и групповые аннотации, тексты, связывающие книги между собой.
Информационная закладка отличается от библиографической отсутствием рекомендательного списка. Если информационная закладка посвящена молодому писателю, то она, как правило, содержит информацию об этом писателе, его фотографию, фото обложки его книги, небольшой отрывок из произведения. Желательно, чтобы в информационной закладке указывалось наличие данной книги в фонде библиотеки и/или ссылка на интернет-ресурс, с которого взята информация. Закладка близка к плану чтения, но, в отличие от него, отталкивается не от темы, а от конкретной книги.
Библиографическая памятка – жанр рекламно-библиографического рекомендательного пособия малой формы, посвященного обычно определенному историческому событию или лицу, чаще всего в связи с его юбилеем. Содержит библиографическую информацию в виде списка или беседы о книгах, а также фактические сведения по теме. Цель памятки – познакомить с основными произведениями определенного лица и помочь в изучении его жизни и творчества.
План чтения. Существует три вида индивидуального планового чтения:
«типовые планы чтения», которые создают в библиотеках на основе анализа наиболее часто повторяющихся интересов пользователей;
списки литературы типа «Что читать дальше»;
наиболее подготовленные читатели вместе с библиотекарями на основе рекомендательных указателей литературы и других библиографических изданий составляют для себя индивидуальный план чтения.
Рекомендательный список литературы имеет более сложную структуру, чем библиографический, сочетает оперативность и краткость информации с элементами рекомендации, служит для популяризации литературы по наиболее актуальным темам. В соответствии с читательским и целевым назначением отбираются печатные и электронные документы, опубликованные в течение последних лет. Объем обычного рекомендательного списка невелик – 15-20 названий книг и статей. Обязательно должны быть: предисловие, можно давать вводный текст к разделам пособия (если они есть). Аннотации должны быть четкими, краткими, продуманными. Чаще всего включаются произведения, рассчитанные на читателей определенной возрастной группы.
Структура рекомендательного списка внутри раздела может предусматривать следующее деление: книги, материалы периодической печати в алфавите авторов и произведений, информация сети Интернет, мультимедийные издания.
К рекомендательному списку дается краткое предисловие, а к каждому разделу – небольшие вводные тексты или цитаты, объясняющие суть раздела. Рекомендательные пособия являются необходимым элементом общения библиотекаря с читателем, основой руководства чтением. Рекомендательные списки можно оформлять в виде буклета.
Буклетом называют согнутое (сфальцованное) в один или несколько раз «гармошкой», треугольником, «домиком» многокрасочное, хорошо иллюстрированное издание.
Применительно к библиотечной специфике выделяют различные жанры буклета: посвященные самой библиотеке, какому-либо значимому направлению деятельности или крупному мероприятию.
Вместе с рекламным текстом в буклетах помещаются красочные фотографии, иллюстрации. Буклеты издаются на самой лучшей бумаге, они очень престижны. Их обязательно вручают на различных мероприятиях, презентациях, открытии выставок и т.п. Эти пособия включают самую лаконичную характеристику технических сторон работы библиотеки, содержат сжатую информацию практического характера.
Буклет выполняет функцию путеводителя по библиотеке, информируя посетителей о ресурсах и услугах библиотеки.
Большое распространение приобрели также такие информационно-библиографические пособия как дайджесты, тематические подборки, досье, аналитические обзоры, эссе, в которых важное значение принадлежит тексту: аннотациям, вводным текстам к разделам, связующим текстам. В некоторых пособиях фактографические данные выполняют не меньшую роль, чем библиографические. Фактографические фрагменты текстов пишутся популярным стилем, что обеспечивает их доступность, подготавливает читателя к восприятию библиографического материала.
Тематические подборки, дайджесты, досье составляются при одновременном действии двух условий: устойчивом читательском интересе к какой-либо проблеме и отсутствии обобщающих книжных публикаций по ней, рассредоточении информации по широкому кругу источников.
Основные этапы составления тематической подборки:
ознакомление с темой, составление рубрикатора;
выявление литературы по теме, составление библиографического списка;
копирование текстов микродокументов, отраженных в списке;
группировка текстов документов;
оформление оглавления тематической подборки и списка просмотренных источников, написание предисловия.
Структура тематической подборки:
титульный лист, на котором помимо темы указываются хронологические границы отбора документов или год начала 26 выявления информации, если тематическая подборка пополняется новыми материалами;
оглавление;
краткое предисловие (от составителя);
определенным образом сгруппированные копии текстов документов, а часто и иллюстрированный материал;
библиографический список, отражающий всю выявленную литературу (а не только включенную в подборку в виде копий);
список просмотренных источников.
Дайджест. Основная функция дайджеста – донести до читателя только главные идеи и факты, которые содержатся в источнике. В библиотеках дайджест применяется в сфере фактографического обслуживания. Дайджесты могут содержать аналитические обзоры, статистические данные, фрагменты текстов публикаций, официальные и нормативные документы, подобранные по определенной теме и др. Каждый фрагмент, извлеченный из текста, сопровождается ссылкой на описание документа в целом.
Отличие дайджестов от указателей состоит в том, что при составлении указателей группируют документы, а при составлении дайджестов – фрагменты текстов. Для дайджестов характерны: узость тематики, различие аспектов рассмотрения проблемы, несовпадение точек зрения различных авторов и т.д.
Просматриваются при отборе материала как книжные, периодические издания, так и интернет – публикации.
Структура дайджеста имеет следующий вид:
Титульный лист.
Оглавление.
Предисловие (от составителя) или обращение (к читателям).
Основной текст, обычно разделенный на параграфы (разделы и подразделы).
Список использованной литературы.
приложения (иллюстрированный материал – таблицы, графики, диаграммы, раскрывающие основной текст);
словарь основных терминов (в случае необходимости).
Дайджесты создаются как в печатной, так и в электронной формах и предоставляются читателям в предпочтительном для них варианте. В электронном варианте дайджеста для удобства пользователей предусматриваются гиперссылки.
Электронные пособия. Пособия в электронной форме имеют больше возможностей, чем в печатной. К таким возможностям можно отнести наличие гиперссылок, способность к быстрому обновлению.
Технология составления библиографического пособия
Составление библиографических пособий – одно из важнейших направлений деятельности библиотек по библиографированию документов. Объем работы по составлению библиографических пособий находится в прямой зависимости от типологических особенностей библиотеки. Чем крупнее библиотека, тем разнообразнее и масштабнее ее деятельность в этом направлении.
Работа по составлению библиографических пособий складывается из подготовительного, основного и заключительного этапов. При создании пособий с простой структурой отдельные этапы или их составные звенья могут опускаться либо значительно упрощаться.
Подготовительный этап
Выбор темы пособия (тема определяется читательскими запросами, появлением новой информации), определяется вид и тип будущего пособия. Составляется план-проспект пособия: устанавливается читательский адрес, определяется примерная структура пособия. Выявление произведений печати. В процессе изучения книг и статей осуществляется окончательный отбор. Определяется примерная структура справочного аппарата, вспомогательных указателей.
Основной этап
Подразделяется на аналитический и синтетический подэтапы.
Аналитический подэтап. Цель этого этапа: подготовить библиографические записи о документах в соответствии с определенной в плане-проспекте структурой и методическими требованиями пособия. Аналитический этап предусматривает работу с каждым документом. На этом этапе осуществляется библиографический отбор, т.е. подбор наиболее ценной литературы по вашей тематике, подходящей по целевому и читательскому назначению
– сведения о каждом произведении печати записываются на карточки (так удобнее);
– распределяете литературу по рубрикам; – по возможности нужно все документы просмотреть, т.к. заглавия порой бывают слепые, проверить библиографическое описание документов. Если книга многоаспектная, ее разумнее поместить в общий раздел, а в других сделать ссылки;
– аннотирование документов (в соответствии с назначением различаются справочные и рекомендательные аннотации).
Синтетический подэтап. На этом этапе проводится обобщение. Определяется способ библиографической группировки (алфавит авторов и заглавий, тематическая группировка, систематическая группировка).
Заключительный этап. Включает подготовку справочного аппарата (предисловие, вступительная статья, вспомогательные указатели, приложения, оглавление, методические советы), редактирование и оформление библиографического пособия (титульный лист, информация на обороте титульного листа).
Художественное оформление библиографических пособий предполагает широкое использование различных иллюстративных материалов: фотокопий обложек или титульных листов наиболее интересных и значительных изданий, фотографий, портретов.
Яркая выразительная обложка украшает пособие и привлекает к нему внимание читателей. Особое значение это имеет в рекомендательных пособиях. Не следует забывать, что элементы внешнего оформления должны раскрывать основное содержание пособия, а если оно серийное, то необходимо выдерживать единые принципы художественного оформления во всех выпусках серии.
Список источников
1. Абросимова Н.В. Библиографическая деятельность библиотеки: учебно-практическое пособие. – Санкт-Петербург: Профессия, 2013. – 160 с. – (Азбука библиотечной профессии).
2. Диомидова Г.Н. Библиографоведение: учебник для средних профессиональных учебных заведений. – Санкт-Петербург: Профессия, 2002. – 288 с. – (Библиотека).
3. Коготков Д.Я. Библиографическая деятельность библиотеки: организация, технология, управление: учебник / Д.Я.Коготков. – Санкт-Петербург: Профессия, 2004. – 304 с.
4. Справочник библиографа / науч.ред. Г.Ф.Гордукалова. – 4-е изд., испр. и доп. – Санкт-Петербург: Профессия, 2014. – 768 с.
                                                                                                                           СКАЧАТЬ

Добавить комментарий