Как составить сравнение гиперболы

Как отличить сравнение от других тропов

Здравствуйте
Эх, я бы не ставил двойки ученикам в школе, когда они не могут точно определить
троп («стилистическая фигура, слово или выражение, используемое в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи»).
Возьмите, к примеру, выражение «холодный взгляд». «Эпитет!» – тянет руку отличница. Правильно и… не совсем правильно: еще и антитеза, и метафора, и сравнение, конечно.
Писателям важны не столько теоретические знания, сколько практика: как правильно сформулировать сравнение, чтобы точнее передать то, что хочется или необходимо.

И все же – именно для практического применения – важно четкое понимание, чем сравнение (его вид) отличается от другого тропа.

Классификация сравнений по соотношению с другими тропами

Как отличить сравнение от других тропов

1. Метафорическое сравнение
«Метафора – это скрытое сравнение» – знаем мы еще со школы. В отличие от тождества в метафоре, сравнение основано на подобии. Метафорическое сравнение может быть прямым и косвенным, при этом условным. Так, движения ветра разные люди по-разному с чем-то сравнят. Это и интересно: метафоричное сравнение помогает передать собственный субъективный взгляд.

Разволновался ветер, начертил змеиным хвостом полукруги на песке.

Как отличить сравнение от других тропов

2. Метонимическое сравнение, напротив, содержит объективно существующее сходство, подобие по одному или нескольким признакам.

Когда сквозь серое марево в небе появляется желтый, словно топленое масло, ломоть солнца, все вокруг искрится – хоть глаза закрывай. (Почему зима такая длинная, А. Ладо)

Как отличить сравнение от других тропов

3. Гиперболическое сравнение
Гипербола близка к сравнению. Устойчивые сравнительные обороты часто построены на гиперболе:
сильный как бык,
толстый как бочка,
хитрый как лиса,
голоден как волк
свиреп как зверь
лицо круглое как луна
и др.

Сравнительное выражение может быть гиперболическим, если необходимо не просто показать сходство, а выразить эмоцию.

«Печаль моя светла…» – в таком хотелось стиле,
Да только не простить предавших без утрат.
Я смог бы всё принять, когда б им заплатили,
А так вот, на лету, обидней во сто крат.
(«Фото на стене», А. Ладо)

Как отличить сравнение от других тропов

4. Сравнение-литота
В свою очередь литота дает возможность построить сравнение на преуменьшении с той же целью: вызвать определенную эмоцию.

Капельками слез падал тихий дождик, покрывал листья блестящей росой.

Устойчивые сравнительные обороты так же часто построены на литоте, как и на гиперболе:
умный как утка
беден как церковная мышь
нос курносый как пуговка
легкая как перышко
худой как жердь
и др.

Как отличить сравнение от других тропов

5. Сравнение-эпитет
Некоторые эпитеты могут одновременно являться сравнением, как выражение «холодный взгляд», о котором я уже упоминал.
Сладчайший воздух
Горячий снег
Камнепадный голос
Смертельная обида
Вкусное слово…

Интересно, что чем «оксюмороннее» эпитет, тем больше в нем сравнения.

— Сейчас поглядим, кто же захватил жителей Замка, — невозмутимый, спокойный Джа нацепил новенький древний монокль, раскрыл огромный фолиант, заелозил по страницам черным когтем… (Графоманьолочка в Синей стране, А. Ладо)

Словесный поток – конфетный, радужный, блестящий, как стеклышко под солнцем, – был настолько силен, что Альмонд с трудом вынырнул из него, выдохнул и, уловив паузу, в свою очередь обрушил на эльфа не менее занимательные сюжеты, словно влился в теплое озеро Тиновых видений холодным ручейком осторожности. (Давай покрасим радугу, А. Ладо)

6. Аналогия
Аналогия – слово многозначное. В том числе это особое сравнение, оно требует отдельного разговора. В рамках нашей темы скажу только, что

аналогия – это сравнение, в котором идея или вещь сравнивается с чем-то, что отличается от нее. Цель состоит в том, чтобы объяснить эту идею или вещь, сравнивая ее с чем-то знакомым.

Аналогия – развернутое сравнение. Она помогает писателю не только высказать новую идею (концепцию), но и объяснить ее при помощи понятий, которые уже известны. Например, аналогия часта в научной и другой фантастике.

За три дня на Чироке звероловы выяснили, что мулты не растут выше тридцати-тридцати пяти сантиметров. Ветврач Тарасов ночь просидел в «гнезде» туземцев. Большие мулты за это время не изменились, а вот сантиметровые стали к утру с булавочную головку, к обеду же снова подросли. Стружи исследованиям не мешали, но и не оставляли Василия Кузьмича одного ни на минуту. Во всем космосе, кроме двух землянских лягушек, у которых головастики больше родителей, нет ничего подобного. За возможность исследовать пару мултов научники вывернут карманы, а уж если удастся сторговать десяток… (Здесь был Мёбиус, А. Ладо)

В заключение я расскажу о типичных ошибках, которые возникают при написании сравнений, и напомню о важных правилах.

Другие статьи о языке в подборке

© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература

Гипербола — это художественный троп, который состоит в чрезмерном преувеличении каких-либо качественных или количественных свойств предметов, явлений, процессов.

Узнаем, что такое гипербола в художественной литературе. Приведем примеры использования гиперболы в произведениях русских писателей и поэтов. Сначала выясним, что этот термин по своему происхождению является  греческим: hyperbole — это  буквально значит «преувеличение». Начальная часть  гипер- является частью многих слов и переводится как «сверх», «над», «выше нормы», например:

гипертония,  гиперактивность, гипертрофия, гиперемия.

Одним из средств усиления эмоционально-оценочного и расширения смыслового диапазона слова, увеличения яркости опосредственного отражения изображаемой действительности, образности и выразительности речи являются художественные тропы:

эпитеты, метафоры, метонимия, синекдоха, литота, ирония, перифраза, аллегория и, наконец, гипербола.

В художественной литературе словом «гипербола» называют приём, состоящий в намеренном преувеличении каких-либо качеств или свойств, явлений, процессов с целью создания яркого и впечатляющего образа,  например:

  • реки крови;
  • вечно опаздываете;
  • горы трупов;
  • сто лет не виделись;
  • напугать до смерти;
  • сто раз говорила;
  • миллион извинений;
  • море поспевшей пшеницы;
  • целую вечность жду;
  • весь день простояла;
  • хоть залейся;
  • дом за тысячу километров;
  • постоянно опаздывает.

Гипербола - это...

Гипербола часто встречается в устном народном творчестве, например в былинах: Илья Муромец берёт в руки «шалыгу железную, да которая была весу ровно сто пудов»,
 Да куда ни махнёт, улица падёт,
А назад отмахнёт — переулицы…

В художественной литературе многие писатели применяют гиперболу с целью усиления выразительности, создания образной характеристики героя, яркого и индивидуального представления о нём. С помощью этого образного тропа проявляется авторское отношение к персонажу, создаётся общее впечатление от высказывания.

Примеры использования гиперболы в художественной литературе

Понаблюдаем, как этот художественный троп эффективно применяли в своем творчестве русские писатели и поэты.

И сосна до звезд достаёт. (О. Мандельштам)

Во сне дворник сделался тяжелым, как комод. (И.Ильф и Е. Петров)

Быть может, качеств ваших тьму, любуясь ими, вы придали ему; не грешен он ни в чём, вы во сто раз грешнее. (А.С. Грибоедов)

Редкая птица долетит до середины Днепра. (Н.В. Гоголь)

Порядочный человек от вас за тридевять земель убежать готов. (Ф.Достоевский)

Миллион терзаний (А.С. Грибоедов «Горе от ума»).

Намеренное преувеличение с целью создания гротеска использует писатель Н.В. Гоголь в повести «Тарас Бульба»:

Бурсаки вдруг преобразились: на них явились, вместо прежних запачканных сапогов, сафьянные красные, с серебряными подковами;  шаровары шириной в Черное море, с тысячью складок и со сборами…»

К гиперболе часто прибегал поэт В.В. Маяковский:

Намозолив от пятилетнего сидения тазы, крепкие, как умывальники.

Любовь мою, как апостол во время оно, по тысяче тысяч разнесу дорог.

Видеоурок: Гипербола

Тест

Средняя оценка: 4.3.
Проголосовало: 59

Гипербола (в риторике) — это стилистический приём, способ описания чего-либо с явным преувеличением, при котором кто-то или что-то представляется больше, лучше, ярче (и т. д.), чем в реальности. Например: 100 лет не виделись, горы трупов.

Гипербола (в математике) — это две кривые, которые похожи на бесконечные луки, зеркально повторяющие друг друга.

Гипербола (в математике)

Слово гипербола пришло в русский язык из польского (hiperbola). Которое, в свою очередь, пришло из латинского (hyperbola — преувеличение) от греческого (ὑπερβολή) — буквально означает «бросок за пределы» (hyper — за предел, bole — бросок).

Примеры гиперболы в речи и литературе

Примеры в обиходе

Мы часто используем гиперболы в разговоре. Например:

  • миллион извинений;
  • реки крови;
  • горы трупов;
  • ждать целую вечность;
  • море слёз;
  • сто раз повторял(а);
  • напугать до смерти.

Примеры из литературы

Но и писатели любят использовать этот приём преувеличения в своих литературных произведениях. Например:

«Редкая птица долетит до середины Днепра». «Вечера на хуторе близ Диканьки», Н. В. Гоголь

«Чуден Днепр при тихой погоде… без меры в ширину, без конца в длину…». «Вечера на хуторе близ Диканьки», Н. В. Гоголь

«И сосна до звезды достает». «За гремучую доблесть грядущих веков…», О. Э. Мандельштам

Примеры гипербол в английском языке

“It was so cold, I saw polar bears wearing hats and jackets” (“Было так холодно: я видел белых медведей в шапках и куртках”);

“We’re so poor we don’t have two cents to rub together” (“Мы так бедны, что у нас нет и двух центов, чтобы потереть вместе”);

“His brain is the size of a pea” (“У него мозг размером с горошину”).

Гипербола – что это в литературе: примеры из художественных произведений, способы определения

Русская литература пестрит разнообразными речевыми оборотами. Для того, чтобы сделать речь более яркой и выразительной, люди часто используют образные средства языка и стилистические приемы: метафору, сравнение, инверсию и другие. Каждый в своей жизни при чтении той или иной литературы наверняка встречался с таким понятием как гипербола, даже не подозревая о значении этого термина.

Использование в литературе

Гиперболы в литературе очень любят использовать все без исключения писатели. Делают они это для того, чтобы украсить свои произведения, сделав их более эмоциональными, яркими, наполненными.

И это совсем не удивительно, ведь без этой стилистической фигуры и ей подобных любое произведение было бы пустым, скучным и абсолютно неинтересным. Навряд ли такие произведения захватили бы внимание читателя, будоража его воображение, вызывая в нем многочисленные яркие эмоции.

Гипербола же, в свою очередь, как раз и помогает добиться таких необходимых эффектов. Так что такое гипербола в русском языке? Это художественное средство изображения, основанное на чрезмерном преувеличении действительности.

Совет! Еще одно определение гиперболы – это преувеличение именно до неправдоподобности, поэтому очень важно помнить и иметь в виду, что её не нужно понимать буквально!

Для чего нужна гипербола?

Гипербола в литературе позволяет авторам передавать читателю свои эмоции, тем самым позволяя красочней представить ситуацию. Эти стилистические фигуры, которые достаточно просто отличить от любого другого речевого приема, нужны, чтобы привлечь внимание, позволить прочувствовать все эмоции, которыми хотел поделиться писатель.

Они освобождают читателя от рамок реальности и приписывают сверхъестественные характеристики природным явлениям и людям. Гипербола в литературе играет отнюдь не последнюю роль, так как она делает нашу речь более живой, и позволяет прочувствовать эмоциональное и душевное состояние рассказчика или автора текста.

Это позволяет им четко и правильно передать словесную атмосферу рассказа. Функция гиперболы как приема — придавать яркости, эмоциональности и убедительности тексту. Также ее часто используют писатели-юмористы для создания в своих произведениях комических образов для персонажей, позволяя фантазии читателя оживить их в своем воображении.

Это интересно! Как определить и что такое строфа в стихотворении

Как найти гиперболу в тексте?

Выполнить задание «найдите в тексте гиперболы » достаточно просто, так как среди всех других речевых оборотов они выделяются тем, что в них имеются явные преувеличения. Примеры употребления: «у этой девушки от удивления были глаза размером с блюдца» или, «эта собака была размером со слона».

Все эти фразы являются видимым преувеличением действительности, ведь вы не встретите на улице девушку с такими большими глазами или же собаку размером со слона, ведь таковых попросту нет и не может быть в природе. Это самые простые примеры использования рассматриваемого стилистического приема в русском литературном языке.

Внимание! Чтобы найти в тексте гиперболу, достаточно обратить свое внимание на явное значительное преувеличение.

Что такое гипербола в Русском языке?

Лингвистика именует какое-либо излишнее преувеличение свойств, качеств, явлений или действий для формирования эффектного и привлекающего внимание создаваемого образа гиперболой. Она используется не только в литературном языке.

В обычной разговорной речи она также является частым гостем. Отличием первого варианта применения от второго заключается в том, что в своей речи человек использует уже существующие высказывания, а писатель стремится создать свое, эксклюзивное высказывание, для того чтобы выделить собственное произведение из множества других.

Примеры

Примеры гиперболы из художественной и разговорной речи:

  • «реки крови»;
  • «вечно опаздываете»;
  • «горы трупов»;
  • «сто лет не виделись»;
  • «напугать до смерти»;
  • «сто раз говорила»;
  • «миллион извинений»;
  • «море поспевшей пшеницы»;
  • «жду уже целую вечность»;
  • «целый день простояла»;
  • «хоть залейся»;
  • «дом за тысячу километров»;
  • «извечно опаздывает».

Примеры в художественной литературе

Можно сказать, что все классические произведения держатся на передаче эмоций автора читателю, который перемещает его в созданную собой ситуацию. Гипербола в литературе, в классических произведениях очень активно использовалась многими известными авторами:

  1. «В сто сорок солнц закат пылал» – Маяковский.
  2. «И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел» – Лермонтов.
  3. «Шаровары, шириной с Черное море» – Гоголь.

Примеры предложений с употреблением гиперболы в литературе можно перечислять практически бесконечно, ведь в ней их находится великое множество. Чтобы проверить себя, возьмите любую книгу и найдите в тексте гиперболы.

Гиперболизация

Что же такое гиперболизация? Для чего этот прием нужен? Это процесс создания гиперболы. При этом происходит намеренное, чрезмерное преувеличение каких-либо качеств и свойств предмета, понятия или же явления.

Важным моментом также является то, что после процесса гиперболизации предмет, на который было направленно её действие, приобретает качественно совершенно новый образ.

Замечательным примером могут послужить многие сказочные персонажи, например, такие как Мальчик-с-пальчик или великан Гулливер. Роль гиперболы в русском языке неоценима, это неотделимая часть нашего богатого на эмоции русского языка.

Источник: https://uchim.guru/literatura/chto-takoe-giperbola-eto-v-literature-osobyj-hudozhestvennyj-priem-primery-predlozhenij.html

Тропы

Гипербола считается тропом. Троп — это выразительный оборот речи, в котором автор использует слово/выражение в переносном значении либо сопоставляет предметы и явления, которые каким-то образом переплетаются между собой по смыслу.

Главные виды тропов, которые существуют в русском языке:

  • аллегория (иносказание, выражение абстрактных идей конкретными);
  • гипербола (явное преувеличение);
  • дисфемизм (замена одного слова другим, более вульгарным);
  • ирония (скрытая тонкая насмешка);
  • каламбур (шутка с игрой разных значений одного слова либо словами, схожими по звучанию);
  • литота (сильное преуменьшение либо двойное отрицание);
  • метафора (переносное значение, сравнение и перенос с одного предмета на другой);
  • метонимия (переименование одного слова другим; существует логическая связь замены);
  • оксюморон (постановка слов противоположного значения бок о бок, создавая парадокс);
  • олицетворение (одушевление, сравнение чего-то неодушевлённого с живым);
  • перифраз (иносказание);
  • сарказм (негативная ирония);
  • синекдоха (узкое понятие заменяется более широким или наоборот);
  • сравнение (сравниваются два предмета, часто присутствуют союзы «как», «будто» и другие);
  • эвфемизм (замена социально непристойных/неудобных слов на более мягкие);
  • эпитет (прилагательное, наречие, причастие или глагол, которые выразительно описывают что-то).

Смотрите подробнее про Метафору и Эпитет.

Что такое гипербола в русском языке

Стилистический прием, название которого заимствовано у древнегреческого языка и переводится как «преувеличение», присутствует в классических и современных произведениях наряду с метафорой, эпитетом, метонимией, синекдохой и т.д. Что такое гипербола в литературе? Это намеренное преувеличение свойств явлений, предметов. Языковое средство используется в русской разговорной речи для эмоционального усиления, когда идет не просто передача сухих сведений, подчеркивается личная оценка происходящего.

Речевая фигура была излюбленным средством выражения авторов народных сказаний, былин. Стилистическим приемом широко пользовались писатели, произведения которых стали классикой литературы. Наглядное усиление содержат юмористические и сатирические рассказы, поэтическое творчество. Преувеличение употребляется везде, где требуется выделить тот или иной факт реальности.

Гипербола в математике

Гипербола — это множество точек плоскости, для которых модуль разности расстояний от двух данных точек (F1 и F2 на рисунке, называемых фокусами гиперболы) — это величина постоянная и меньшая, чем расстояние между фокусами.

Гипербола

F1 и F2 — фокусы гиперболы.

Из определения гиперболы мы знаем, что модуль разности расстояний от фокусов гиперболы — это величина постоянная, это означает:

фокусы гиперболы

|MF1 − MF2| = константа; т. е. расстояние от (M до F1) минус (M до F2) всегда будет постоянной величиной (константой; постоянной; цифрой с определённым числовым значением).

Каноническое уравнение гиперболы

Каноническое уравнение гиперболы выглядит так:

Каноническое уравнение гиперболы

где a и b — длины полуосей (действительной и мнимой); т. е. a = расстояние от 0 до а и b = расстояние от 0 до b, как показано на этом рисунке:

Гипербола

Примечание: уравнение аналогично каноническому уравнению эллипса: x²/a² + y²/b² = 1, разница в сложении вместо вычитания.

Эксцентриситет гиперболы

Эксцентриситет (обычно обозначаемый буквой е) показывает, насколько гипербола является «некривой», т. е. чем он ближе к 1, тем более вытянут её прямоугольник в направлении оси (меньше углы, образуемые асимптотами) и тем больше эта гипербола будет «растягиваться» вдоль своей действительной оси.

Эксцентриситет гиперболы всегда больше 1.

Эксцентриситет гиперболы

(величина отрезка F1F2 = 2c; c = расстояние от нуля до F1 и, соответственно, от нуля до F2 )

M — точка на кривой;

F1— это фокус;

N — точка на директрисе (отрезок MN перпендикулярен директрисе).

Эксцентриситет (обозначамый буквой е) является соотношением MF1/MN и имеет формулу:

Эксцентриситет гиперболы формула

Для чего используется преувеличение в литературе

Гипербола цепляет внимание, оказывает будоражащее действие на воображение, заставляет по-новому взглянуть на факты реальности, почувствовать их значимость, особую роль. Преувеличение преодолевает границы, установленные правдоподобием, наделяет человека, предмет или природное явление сверхъестественными характеристиками. Выразительное средство подчеркивает условность мира, созданного писателем. Что такое гипербола в литературе? Прием указывает на отношение автора к изображаемому – возвышенное, идеалистичное или, наоборот, насмешливое.

Лексические гиперболы

Гипербола часто сочетается с другими стилистическими приёмами, придавая им соответствующую окраску: гиперболические сравнения, метафоры и т. п. («волны вставали горами»). Гипербола свойственна и риторическому, ораторскому стилю, как средство патетического подъёма, равно как и романтическому стилю, где пафос соприкасается с иронией. Из русских авторов к гиперболе особенно склонён Гоголь, из поэтов — Маяковский. Гипербола (риторика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Гипербола.

Чтобы ясно понять, что такое гиперболы в литературе нужно знать способы реализации усиления, присущие тексту художественного произведения. Фразеологические гиперболы в литературе представляют собой устойчивые выражения.

Язык, как явление, часто использует одни и те же слова для обозначения различных понятий. Гипербола — образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения какого-либо предмета, явления. Гипербола может быть идеализирующей и уничтожающей.

Для выражения гиперболы используются языковые средства: слова, сочетания слов и предложения.

Гипербола может быть определена как коническое сечение с эксцентриситетом, большим единицы. Гиперболы Под этим названием известен в аналитической геометрии ряд кривых линий. 1) Г. второго порядка, или так называемая Аполлониева гипербола. Гиперболы в Библии ГИПЕ́РБОЛЫ (греч. ὑπερβολή — преувеличение) В БИБЛИИ, художеств.

Наиболее часто гиперболы можно встретить в былинах. В результате образуются гиперболические сравнения, метафоры, олицетворения. Чтобы подчеркнуть выражаемую мысль и усилить эффект от сказанного в литературе применяют гиперболу. Гиперболой принято называть умышленное преувеличение в литературном произведении для усиления эффекта восприятия.

Чтобы речь была более яркой и выразительной, люди используют образные средства языка и стилистические приемы: метафору, сравнение, инверсию и другие.

Гипербола (литература)

Гипе́рбола

(_gr. ὑπερβολή , «переход, преувеличение») — стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли, например «я говорил это тысячу раз» или «нам еды на полгода хватит».

Гипербола часто сочетается с другими стилистическими приёмами, придавая им соответствующую окраску: гиперболические сравнения, метафоры и т. п. («волны вставали горами»). Изображаемый характер или ситуация также могут быть гиперболическими. Гипербола свойственна и риторическому, ораторскому стилю, как средство патетического подъёма, равно как и романтическому стилю , где пафос соприкасается с иронией. Из русских авторов к гиперболе особенно склонён Гоголь , из поэтов — Маяковский .

Примеры

Фразеологизмы и крылатые слова

* «море слёз» * «быстрый как молния», «молниеносный» * «многочисленный как песок на берегу моря» * «мы не виделись уже сто лет!» * «(Пьяному) море по колено [а лужа — по уши] » * «кто старое помянет — тому глаз вон! А кто забудет-оба!»

Античные примеры

Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю.

::::Архимед (др.греч. : Dos moipu sto, kai tan gan kinas.)
Гиперболические метафоры в Евангелии

* «Почему же ты смотришь на соломинку в глазу твоего брата, а в своем глазу не замечаешь бревна?» (Евангелие от Матфея 7:1-3). В этой образной картине критически настроенный человек предлагает вынуть соломинку из «глаза» своего ближнего. Критик хочет сказать, что его ближний не видит ясно и поэтому не способен судить здраво, тогда как самому критику здраво судить мешает целое бревно. * В другом случае Иисус осудил фарисеев за то, что они «поводыри слепые, отцеживающие комара, а верблюда проглатывающие» (Евангелие от Матфея 23:24). Кроме того, Иисус знал, что фарисеи процеживали вино через ткань. Эти поборники правил поступали так для того, чтобы случайно не проглотить комара и не стать из-за этого церемониально нечистыми . В то же время они, образно говоря, проглатывали верблюда, который тоже считался нечистым (Книга Левит 11:4, 21-24). * «Вера с [крошечное] горчичное зерно», которая могла бы передвинуть гору,- способ подчеркнуть, что даже небольшая вера может сделать многое (Евангелие от Матфея 17:20). * Верблюд пытается пройти через игольное ушко — также гипербола Иисуса Христа , которая наглядно показывает, насколько трудно приходится богатому человеку, ведя материалистический образ жизни, пытаться служить Богу. (Евангелие от Матфея 19:24).

Классики марксизма

Какая глыба, а? Какой матёрый человечище!

::::В.И.Ленин — «Лев Толстой как зеркало русской революции» (1908)::::В.И.Ленин — «Три источника и три составные части марксизма» (Июль — ноябрь 1914 г.)
Проза

…У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно было бы поместить весь двор с амбаром и строениями…

::::Н.Гоголь — повесть «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (1835)

Миллион козацких шапок высыпал вдруг на площадь…
За одну рукоять моей сабли дают мне лучший табун и три тысячи овец.

::::Н.Гоголь — повесть «Тарас Бульба» (1835)

И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры… можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров!

::::Н.Гоголь — комедия «Ревизор» (1851)
Стихи, песни

И будь я негром преклонных годов, и то б без унынья и лени, я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин .

::::Владимир Маяковский — поэма «Владимир Ильич Ленин» (1925)

Я волком бы выгрыз бюрократизм. К мандатам почтения нету…

::::Владимир Маяковский — «Стихи о советском паспорте» (1929)

На медведя я, друзья, выйду без испуга, Если с другом буду я, а медведь — без друга.

::::Песня из к/ф «По секрету всему свету». Муз: В.Шаинского , сл.М.Танича

О нашей встрече — что там говорить, Я ждал её, как ждут стихийных бедствий
, Но мы с тобою сразу стали жить, Не опасаясь пагубных последствий! «(2 раза) » … О чем просила — делал мигом я, Мне
каждый час
хотелось сделать
ночью брачной
, Из-за тебя
под поезд прыгал я
, Но, слава богу, не совсем удачно… «(2 раза) «

…И если б ты ждала меня в тот год, Когда меня отправили на «дачу » [Дача

— нары (Уголовный жаргон)
] , — Я б для тебя украл весь небосвод
И две
звезды Кремлёвские
в придачу! «(2 раза) «

И я клянусь — последний буду гад! — Не ври, не пей — и я прощу измену! И подарю тебе Большой театр

И
Малую спортивную арену
! «(2 раза) «

А вот теперь я к встрече не готов — Боюсь тебя, боюсь ночей интимных, Как жители японских городов Боятся повторенья Хиросимы

. «(2 раза) »

:::: Владимир Высоцкий ,
Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Гипербола (литература)» в других словарях:

    — (греч. υπερβολη) стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, имеющего целью усиление выразительности, напр. «я говорил это тысячу раз». Гипербола часто сочетается с другими стилистическими приемами, придавая им соответствующую… … Литературная энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Гипербола. Гипербола и её фокусы … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Гипербола. Гипербола (из др. греч. ὑπερβολή «переход; чрезмерность, избыток; преувеличение») стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и… … Википедия

    Гипербола и её фокусы Гипербола геометрическое место точек M Евклидовой плоскости, для которых абсолютное значение разности расстояний от M до двух выделенных точек F1 и F2 (называемых фокусами) постоянно, то есть | | F1M | − | F2M | | = C… … Википедия

    Исламоведение Разделы История Ранний ислам Философия Ранняя Современная Эсхатология Теология Концепция Бога Таухид Мистицизм Юриспруденция … Википедия

Слово гипербола

— математико-лингвистическое. Так получилось, что одним словом обозначаются сразу два понятия из совершенно разных, можно даже сказать противоположных по своей сути, наук.

Гипербола в математике

— кривая, относящаяся к числу конических сечений.

Гипербола в литературе

— фигура преувеличения.

Математическая гипербола

В математике гипербола встречается гораздо реже, чем её собратья: парабола и эллипс. Более точное определение гиперболы математической будет таким:

Гипербола

— это такие точки на плоскости, разность которых до двух выбранных точек (или, как их ещё называют,
фокусов гиперболы
) представляет собой постоянную величину.

Точно также, как и в случаях с эллипсом, подобная величина обозначается через

, а расстояние между фокусами — через

.

Гипербола состоит из двух совершенно одинаковых частей. Это её характерная черта. Также у неё есть прямые, к которым устремляется гипербола, когда уходит в бесконечность. Эти прямые получили название асимптоты.

Точно так же, как эллипс

,
гипербола
имеет оптическое свойство. Это означает, что луч, который вышел из одного фокуса, после отражения двигается, словно он вышел из другого фокуса.

В математике термин «гипербола»

появился ещё до нашей эры. Его ввёл древнегреческий математик
Аполлоний Пергский
, живший в период с 262 по 190 годы до нашей эры.

Существует несколько типов гипербол.

Равнобочной

называют такую гиперболу, у которой а=b . Такая гипербола описывается в прямоугольной системе координат уравнением
xy = a²/2
, а её фокусы находятся в точках
(а;а)
и
(-а;-а)
.

Также существуют гиперболы, непосредственно связанные с треугольниками. Так, гипербола Енжабека

представляет собой кривую, которая является изогонально сопряженной прямой Эйлера, а
гипербола Киперта
— это кривая, которая изогонально сопряжена прямой, проходящей через центр описанной окружности и точку Лемуана соответствующего треугольника.

В чем разница гиперболы и других литературных приемов?

Гипербола имеет сходство и с другими стилистическими приемами, такими как

  • метафора,
  • гротеск,
  • сравнение.

Тем не менее у этих языковых средств имеются отличия. Так, например, гротеск является одним из видов

  • художественной образности,
  • контраста реальности и фантастики,
  • уродства и красоты,

что помогает создать комичный образ.

Для сравнения предметов или явлений используются приемы:

  • метафора,
  • сравнение.

Гипербола в литературе тоже является средством для сравнения, но в более преувеличенном формате. Например:

  • уши как у слона,
  • ноги как у жирафа,
  • шея как у страуса,
  • миллион раз ему объясняли и т. д.

У гиперболы в литературе имеется и противоположный прием, который тоже сравнивает явления, но в уменьшительную сторону. Он называется литот. Пример:

  • рукой подать,
  • мальчик с пальчик.

Разновидности

Есть несколько типов гипербол в русском языке:

  • Лексические. Преувеличение достигается путем использования слов «совершенно», «все», «абсолютно». Например, совершенно бесполезный человек, это всем давно известно.
  • Метафорические. Это запоминающееся сравнение. Например, лес рук, золотые горы.
  • Фразеологические. Использование Например, козе понятно.
  • Количественные. Использование числительных: миллион дел, тысячи идей.

Все эти типы преувеличений могут использоваться носителями языка неосознанно, не воспринимаясь как художественно-стилистический прием.

Гипербола — что это такое? Определение, значение, перевод

1) Гипербола в литературе это художественный приём, который заключается в намеренном преувеличении масштабов явления с целью придания фразе большей выразительности и эмоционального накала. Гипербола похожа на параболу, но отличается от неё формальным определением.

Художественная убедительность и многозначность гиперболы тем весомее, чем яснее представляет себе читатель конкретную сущность образа или ситуации. К слову, ту же цель может преследовать и преуменьшение, литота, которую можно рассматривать как разновидность гиперболы, как гипербола в литературе «со знаком минус». Здесь гипербола в литературе обретает символическое звучание, наводит на мысль о личности в неволе у множества ничтожных страстей и обстоятельств… Именно в сатирическом произведении гипербола чаще всего уместна и художественно оправданна. Однако гипербола в литературе, даже и «осмеивающая», может и не быть явно сатирической.

Например: Мы не виделись сто лет,- «сто лет» в данном случае является гиперболой (преувеличением количества), поскольку придает речи эмоциональность и употребляется, конечно же, в переносном смысле. Гиперболу часто путают со сравнением и метафорой, потому как они тоже, часто, сравнивают два предмета. Главное отличие: гипербола – это всегда преувеличение. Например: Его ноги были огромны, как баржа. Пример выглядит как сравнение, но, вспомнив, сколько весит баржа, Вы увидите преувеличение и соответственно – гиперболу в данном случае.

Любое писательский труд содержит некоторое количество специальных стилистических приемов, например, таких как метафора, сравнение, гротеск или гипербола. Сравнение и метафора так же, как и гипербола, сравнивают предметы и явления, но гипербола – всегда преувеличение. Помните, гипербола в литературе – это образное выражение, поэтому не стоит понимать его буквально.

В последнее время гипербола /литота активно используется в языке рекламы. Общепризнано, что гипербола – это преувеличение. 6. Иначе говоря, они не соответствуют дефинициям гиперболы. Одно из следствий – признать, что гипербола нехарактерна для разговорной речи, что она живет только в сфере литературно-художественного творчества.

Что такое гипербола, примеры из литературы и повседневной жизни

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Все мы в жизни хоть раз говорили или слышали подобные выражение (а кто-то и не раз): ВЕЧНО ОПАЗДЫВАЕТЕ или СТО ЛЕТ НЕ ВИДЕЛИСЬ.

И мало кто задумывался, что эти фразы лишены какого-то здравого смысла. Так, человек просто не может «вечно опаздывать». И не может кто-то не видиться «сто лет», хотя бы потому, что люди редко так долго живут.

Пример гиперболы - преувеличение рыба о размере пойманной рыбы

Подобные преувеличения в русском языке называются гиперболами и именно о них пойдет речь в этой публикации.

Гипербола — это красивое преувеличение

Само это слово греческое – «hyperbole» и обозначает оно «чрезмерность, избыток, преувеличение».

Гипербола – это одно из средств усиления эмоциональной оценки, заключающееся в чрезмерном преувеличении каких-либо явлений, качеств, свойств или процессов. Благодаря этому создается более впечатляющий образ.

Причем часто преувеличение доходит до совершенно непостижимых понятий, иногда даже граничащих с абсурдом. Любой иностранец, если будет переводить такие словосочетания дословно, будет явно озадачен. Мы же давно к ним привыкли, и воспринимаем их как совершенно нормальные.

Вот примеры наиболее часто используемых в обиходе гипербол:

НАПУГАТЬ ДО СМЕРТИ
ТЫСЯЧА ИЗВИНЕНИЙ
ХОТЬ ЗАЛЕЙСЯ
РЕКИ КРОВИ
ГОРЫ ТРУПОВ
ЖДУ ЦЕЛУЮ ВЕЧНОСТЬ
ЕХАТЬ ЗА ТЫСЯЧУ КИЛОМЕТРОВ
ВЕСЬ ДЕНЬ ПРОСТОЯЛА
КУЧА ДЕНЕГ
ПИР НА ВЕСЬ МИР
МОРЕ СЛЕЗ
НЕ ВИДЕЛИСЬ 100 ЛЕТ
ОКЕАН СТРАСТЕЙ
ВЕСИТ СТО ПУДОВ
ЗАДУШИТЬ В ОБЪЯТЬЯХ
ИСПУГАТЬСЯ ДО СМЕРТИ

Все перечисленные выражения мы постоянно используем в разговорной речи. И ради эксперимента просто попробуйте разобрать их дословно и увидите, насколько некоторые из них смешны, а порой и абсурдны.

Ну, например, «хоть залейся» — это должно быть такое количество жидкости, чтобы ее хватило на целый бассейн, в который можно было бы погрузиться с головой. Хотя на самом деле мы этим выражением просто хотим сказать, что напитков у нас много — даже больше чем нужно.

Или фраза «куча денег» на самом ведь деле обозначает просто хорошее финансовое состояние, а не то, что человек собрал все свои сбережения и давай их складывать в одну кучу.

Куча денег

А выражение «ехать за тысячу километров» мы употребляем, ни когда речь идет о реальном расстоянии, например, от Москвы до Волгограда или Ростова-на-Дону. А просто в значении «далеко», хотя на самом деле в реальных цифрах там расстояние может быть всего в несколько километров.

И так можно «развенчать» абсолютно любую гиперболу. Но делать этого не стоит. Они и не должны означать абсолютную правду, их задача – наиболее живописно охарактеризовать конкретную ситуацию или мысль, усиливая ее эмоциональный окрас.

Примеры гипербол в художественной литературе

На самом деле подобные преувеличения – это очень старый литературный прием. Он использовался еще в русских былинах, а это было без малого тысячу лет назад. С помощью гипербол многократно усиливали силу богатырей и их противников.

Сон богатырский длился 12 ДНЕЙ (ну не может человек спать почти две недели)

На пути богатыря стояли силы несметные – ВОЛК ИХ ЗА ДЕНЬ НЕ ОБЕЖИТ, ВОРОН ЗА ДЕНЬ НЕ ОБЛЕТИТ (это сколько врагов должно быть – миллион?)

Махнет богатырь рукой – СРЕДИ ВРАГОВ УЛИЦА, махнет другой – ПЕРЕУЛОК (то есть одним ударом богатырь убивает сразу несколько десятков)

Взял Илья Муромец палицу ВЕСОМ СТО ПУДОВ (тут надо понимать, что сто пудов – это полторы тонны)

Соловей-разбойник свистит – ЛЕС К ЗЕМЛЕ КЛОНИТСЯ, а ЛЮДИ МЕРТВЫМИ ПАДАЮТ (ну тут совсем что-то из разряда сказки)

Три богатыря

Точно такие же гиперболы встречаются и в «Слове о полку Игореве». Например:

«Русичи червлеными щитами перегородили широкие поля, ища себе честь, а князю славы» или «Войско такое, что можно Волгу веслами расплескать, а Дон вычерпать шлемами».

Среди писателей больше всего гипербол встречается у Николая Васильевича Гоголя. Преувеличения есть практически в каждом его известном произведении. Вот, например, он описывает реку Днепр:

Редкая птица долетит до середины Днепра.
Днепр как дорога без конца в длину и без меры в ширину.

Или использует преувеличения в своих сатирических произведениях, вкладывая их в уста героев:

В муку бы вас все стер! (Городничий)
Тридцать пять тысяч одних курьеров… Меня сам государственный совет боится. (Хлестаков)

А в «Мертвых душах» есть такие слова: «Бесчисленны человеческие страсти как морские пески».

Гоголь

Гиперболы использует практически любой писатель или поэт. С их помощью они, например, более красочно описывают характер героев произведений или показывают свое авторское отношение к ним.

Причем писатели зачастую не используют уже устоявшиеся выражения, а стараются придумать что-то свое.

Вот еще примеры гипербол в литературе:

  1. И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел (Лермонтов)
  2. Закат пылал во сто сорок солнц (Маяковский)
  3. Миллион терзаний (Грибоедов)
  4. Порядочный человек за вас за тридевять земель готов убежать (Достоевский)
  5. И сосна до звезд достает (Мандельштам)
  6. Во сне дворник стал тяжелым как комод (Ильф и Петров)

Примеры гипербол в рекламе

Конечно, мимо такого интересного приема, который позволяет усилить реальное значение слов, не могли пройти и рекламщики. Масса слоганов основана на этом принципе. Ведь задача – привлечь внимание клиента, обещая при этом «золотые горы» и всячески подчеркивая уникальность товара:

  1. Вкус на грани возможного (жевательная резинка «Стиморол»)
  2. Контроль над стихией (кроссовки «Адидас»)
  3. Король салатов (майонез «Оливьез»)

В создании рекламных роликов также часто используется принцип гиперболы. Например, серия знаменитых видео про батончики «Сникерс» со слоганом «Ты не ты, когда голоден». Там, где различные персонажи превращаются в совершенно других людей и начинают творить всякие глупости, и только шоколадный батончик способен вернуть их в привычную русло.

Комик

В этих роликах явно гиперболизировано (сильно преувеличено) чувство голода и «чудодейственная» сила самого «Сникерса».

Ну и самый простой пример гипербол, который применяют в рекламе, это выражения типа «самый лучший», «самый стильный», «самый комфортный» и так далее, а про цены, наоборот, говорят «самые низкие».

Вместо заключения

Придать большую выразительность и эмоциональную окраску любому выражению можно не только с помощью гиперболы. Есть в русском языке прием, который является ее полной противоположностью. Он не преувеличивает, а, наоборот, уменьшает значение.

Не успеешь глазом моргнуть, а годы уже пролетели.

Называется такой прием «литота». Об этом подробно – в нашей следующей статье.

Сравнение– это словесное выражение,
в котором одно явление уподобляется
другому. В нем всегда есть 2 компонента
(объект-то,что сравнивается; средство-то,с
чем сравнивается) и результативный
вывод компонента. Виды сравнений:
1.простые (содержать лаконичные
характеристики) 2.сложные (дают развернутые
характеристики). Также в сравнении может
быть заключено противопоставление,
отрицание. Сравнения могут носить и
негативный характер. Языковые средства,
формирующие сравнение: 1.союзы 2.с помощью
падежных форм (творительный падеж
существительного) 3.определение в форме
приложения. 4.определение в форме
причастного оборота, оборота с
прилагательным, придаточным определительным.
5.обстоятельство. сравнение порождает
метафору, метонимию, синекдоху, гиперболу,
литоту, символ, параллелизм, антитезу.

Гипербола– художественное
преувеличение тех или иных свойств
изображаемого предмета или явления.
Гипербола, с т.з. метода, востребована,
конечно, в первую очередь романтизму,
но не только. Она прекрасно существует
и в реализме, и в символизме, и в
классицизме. С т.з. типов содержания,
гипербола, в первую очередь, связана с
комическим, но не только. Гипербола
всегда несет в себе важную социальную,
историческую…информацию. Категорически
нельзя смешивать гиперболу с гротеском:
гротеск вообще не является тропом, это
особый тип изобразительности. (понятие
возникло в эпоху романтизма от слова
«грота» – причудливый).

Литота– троп, обратный гиперболе,
преуменьшение признака предмета. Она
так же, как и гипербола, напрямую не
связана ни с определенным творческим
методом, ни с определенным типом
художественного содержания. Кроме того,
в обыденной речи используется масса,
как стертых гипербол, так и стертых
литот.

28. Аллегория. Символ. Ирония.

Аллегория– иносказательное
изображение какого-либо отвлеченного,
абстрактного понятия при помощи
конкретного предметного образа. В
отличие от символа, аллегория достаточно
прямолинейна (если художник показывает
в частном всеобщее, то это символ, а если
во всеобщем частное, то это аллегория).
Виды аллегорий:ребус– это знак,
рисунок вместо слов, графическое
представление некой загадки.Герб– знак рода, государства, города,
воспроизводимый на знаменах, монетах,
печатях.Девиз– краткое изречение,
в котором, содержится главная мысль
индивидуальной или общественной
жизнедеятельности.Эмблема
условное изображение идеи или понятия.
Басня изобилуетЗоомофорной аллегорией(пчела – аллегория трудолюбия, собака
– верности). Значимо в искусстве
представленаРастительная аллегория(виноград – знак дарованной природой
пищи). Аллегорический смысл в истории
мир.худ.культуры приобрели определенные
физические явления и субстанции (огонь,
воздух, вода).в качестве аллегории могут
выступать предметные образы (так образ
пустогонаполненного сосуда представляет
собой однозначную нравственно-этическую
оценку формы и содержания).исторические
аллегории
– это когда определенное
понятие воплощается художниками в
конкретике изображения реального
исторического события (басня «волк на
псарне» – иносказательное представление
наполеоновского нашествия и изгнания
захватчика из России). Аллегория прямо
ни с одним творческим методом не связана.
Разными творческими методами в условиях
определенных литературно-художественных
направлений востребованы разные виды
и формы аллегоричности (классицизм –
мифологические аллегории; романтизм –
аллегория, прорастающая символами;
реализм – аллегория используется для
обличения каких-либо последствий,
средством политического иносказания).

Символ. – слово или предмет, условно
обозначающий сущность какого-либо
явления. Различия между аллегорией и
символом заключаются в эстетических
природах закрепления, а также в принципах
и формах его наращения. Символ связан
со сравнением, может проявляться в
метафоре, эпитете, гиперболе… символическое
значение портретов (1.в полный рост –
демонстрирует движение и пластику;
2.поясной потрет – демонстрирует руки;
3.крупный портрет – лицо человека).
Значима символика имени в произведениях
(Куприн «гранатовый браслет» – Вера).
Цветовая символика – источником
восприятия цвета является физическая
природа явления. Цветовая символика
разных культур может быть разнообразной
(черный цвет в европейских культурах –
олицетворение скорби, белый – счастье,
радость. А в восточных – наоборот).

Обычно Иронияотносят ктропам,
реже — кфигурам
стилистическим
. Намёк на
притворство, «ключ» кИрониясодержится обычно не в самом выражении,
а в контексте или интонации, а иногда —
лишь в ситуации высказывания.Ирония— одно из важнейших стилистических
средствюмора,сатиры,гротеска.
Когда ироническая насмешка становится
злой, едкой издёвкой, её называютсарказмом.

 
2) В эстетике — видкомического,
идейно-эмоциональная оценка, элементарной
моделью или прообразом которой служит
структурно-экспрессивный принцип
речевой, стилистическойИронияИроническое отношение предполагает
превосходство или снисхождение,
скептицизм или насмешку, нарочито
запрятанные, но определяющие собой
стиль художественного или публицистического
произведения («Похвала Глупости» Эразма
Роттердамского) или организацию
образности (характера, сюжета, всего
произведения, например в «Волшебной
горе» Т. Манна). «Скрытность» насмешки,
маска «серьёзности» отличаютИронияот юмора и особенно — от сатиры.

 
СмыслИрониякак эстетической
категории в разные эпохи существенно
видоизменялся. Античности свойственна,
например, «сократовская ирония»,
выражавшая философский принцип сомнения
и одновременно способ обнаружения
истины. Сократ притворялся единомышленником
оппонента, поддакивал ему и незаметно
доводил его взгляд до абсурда, обнаруживая
ограниченность как будто бы очевидных
для здравого смысла истин. В античном
театре встречается и так называемая
трагическаяИронияИрониясудьбы»), теоретически осознанная в
новое время: герой уверен в себе и не
ведает (в отличие от зрителя), что именно
его поступки подготавливают его
собственную гибель (классический пример
— «Царь Эдип» Софокла, а позже —
«Валленштейн» Ф. Шиллера). Такую «Ирониясудьбы» нередко называют «объективнойИрония», а применительно к
самой реальности — «Иронияистории» (Гегель).

  Развёрнутое
теоретическое обоснование и разнообразное
художественное претворениеИронияполучила в романтизме (теория — у Ф.Шлегеля,
К. В. Ф.Зольгера;
художественная практика: Л.Тик,
Э. Т. А.ГофманвГермании,Дж.Байронв Англии, А.МюссевоФранции).РомантическаяИронияподчёркивает
относительность всяких ограничительных
по смыслу и значению сторон жизни —
бытовая косность, сословная узость,
идиотизм замкнутых в себе ремёсел и
профессий изображаются как нечто
добровольное, шутки ради принятое на
себя людьми.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Добавить комментарий