Как составить сравнительную таблицу по чтению

Сравнительные таблицы по литературе

Пояснительная записка

Сравнительные таблицы – эффективный способ систематизировать, обобщить и проверить знания обучающихся. При заполнении таблицы студенты работают с текстом, анализируют изученный материал, выбирают важное, сравнивают и делают выводы, при этом развивается мышление и речь. Таблицы позволяют в сжатом виде, наглядно представить мировоззрение литературных персонажей, их поведение, выявить их сходство, различие или противоположность. Таблицы сопровождаются вопросами и указаниями на главы произведений, цитаты из которых должны быть использованы.

Заполнение сравнительных таблиц представляет собой второй уровень освоения изучаемого материала, а умение сравнивать и делать выводы – третий, в связи с чем результаты работы можно четко дифференцировать. Все обучающиеся выполняют это задание самостоятельно, опираясь на записи в конспекте и на прочитанный текст.

Кроме того, таблицы используются в качестве заданий для отстающих (неуспевающих) студентов при выставлении дифференцированного зачета по дисциплине в конце 1 курса обучения.  

                  А. Н. Островский «Гроза»

                 Признание Катерины в измене

Какие причины (обстоятельства) заставили Катерину признаться в измене?

Какая из этих причин самая главная и почему?

«Отцы  и  дети»  И.С. Тургенев

Базаров и П.П. Кирсанов

1. Заполните таблицу, пользуясь цитатами.

2. Сравните этих героев и сделайте вывод.

3. В чем заключается смысл названия романа?

П.П. Кирсанов

Базаров

1. Внешний вид

2. Происхождение

3. Образ  жизни

4. Мировоззрение

а) отношение  к  искусству и науке

б) отношение к аристократам

 в) отношение  к  народу

г) отношение к нигилизму

«Отцы  и  дети»  И.С. Тургенев

Поведение противников в споре (глава ХХ)

Заполните таблицу, пользуясь цитатами

Кто победил в споре и почему?

«Преступление и наказание»  Ф.М. Достоевский

             Преступление Раскольникова (часть 1, глава 6-7)

Используя цитаты, заполните таблицу

Замысел преступления

Результат преступления

Сравните замысел и результат и сделайте вывод:

 «Преступление и наказание»  Ф.М. Достоевский

Теория  Раскольникова о двух разрядах людей

1. Заполните таблицу, пользуясь цитатами (часть 3, глава 5).

2. К каким последствиям могут привести подобные теории?

3. Объясните связь этой теории с преступлением Раскольникова.

4. Как эта теория опровергается в романе?

1 разряд

2  разряд

1. Названия

2. Количество

3. Права  и  обязанности

4. Предназна-чение

«Преступление и наказание»  Ф.М. Достоевский

             Двойники Раскольникова. А.И. Свидригайлов

Сравните персонажей и сделайте вывод:

«Преступление и наказание»  Ф.М. Достоевский

             Двойники Раскольникова. Соня Мармеладова

Сравните персонажей и сделайте вывод:

 «Война  и  мир»  Л.Н. Толстой                                                                                          Светское  общество,  Ростовы,  Болконские

1. Заполните таблицу, пользуясь цитатами.

2. Сравните эти общественные группы и сделайте вывод.

Светское  общество

Ростовы

Болконские

1.Поведение,взаимо-отношения с людьми

2.Образ  жизни

3.Соблюде-ние этикета

4. Язык

5. Отношение  к  народу, слугам

6. Жизненные ценности

«Война  и  мир»  Л.Н. Толстой

Мировоззрение Андрея  Болконского

Заполните таблицу, пользуясь цитатами (том I, часть III, главы XVI, XIX).  

До  ранения под Аустерлицем

После  ранения

Отношение  к  войне

Отношение  к  Наполеону

Мечты и цели

Сравните мировоззрение персонажа и сделайте вывод:

«Война  и  мир»  Л.Н. Толстой

Кутузов и Наполеон

Кутузов

Наполеон

Внешний вид

Поведение

Отношение  к  солдатам, армии

Цели

Кто из них, по мнению Толстого, настоящий полководец и почему?

«Вишнёвый сад»  А.П. Чехов

Дворянство – Лопахин

1. Заполните таблицу, пользуясь цитатами.

2. Сравните этих героев и сделайте вывод.

3. В чем заключается смысл названия пьесы?

Раневская, Гаев

Лопахин

1. Прошлое

2. Отношение к деньгам

3. Образ  жизни

4. План спасения сада

5. Основные качества

6. Результаты, итоги

Как правильно сравнить два произведения по литературному чтению?

Odessitka
[107K]

6 лет назад 

Задание по литературе для 1 класса Как сравнить два произведения по литературе?

В первом классе не делают глубокого сравнительного анализа литературных произведений. Поэтому для того чтобы сравнить два произведения ученикам требуется выполнить лишь несколько действий, например по такому плану:

  1. Указать автора произведения. Если это сказка, то подчеркнуть авторская она или народная.
  2. Указать жанр произведения. Например рассказ, сказка, стихотворение.
  3. Указать главных героев.
  4. Указать главную мысль, как вы ее понимаете.
  5. Указать общие черты произведений. Например время года, похожие события, похожие герои, похожая ситуация.
  6. Указать различия между произведениями.
  7. Указать какие чувства вызвало прочитанное произведение.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

комментировать

в избранное

ссылка

отблагодарить

Татья­на Нег
[77.6K]

6 лет назад 

Чтобы сравнить два произведения по литературе (хотя в 1 классе какая может быть литература?), нужно найти общее между этими произведениями и различия. Пусть ребенок вначале перечислит, что объединяет эти произведения (тема, главная мысль, герои, время года и т.д.). А потом расскажет, чем эти два произведения отличаются друг от друга.

комментировать

в избранное

ссылка

отблагодарить

Odess­itka
[107K]

5 лет назад 

Как правильно сравнить два произведения в 1 класса.

Сперва сравниваем жанр произведений. Например одно произведение научно-популярный текст, другое рассказ.

Указываем авторов произведений. Например одну сказку написал Маршак, другую народ.

Указываем сходства в сюжете, в главных героях. Например рассказ о кошках.

Указываем различия в произведениях. Например в первом описано приключения молодого кота, во втором дано описание образа жизни кошки.

комментировать

в избранное

ссылка

отблагодарить

Знаете ответ?

Компоненты сравнительной характеристики

Сравнительная характеристика, на наш взгляд, – одно из интереснейших заданий в литературе. Она помогает не только лучше понять героев, но выяснить причины их сходства и различия. Данная работа хорошо тренирует логическое мышление школьников.

Сравнительную характеристику литературных персонажей можно оформить в виде таблицы или сочинения. мы рекомендуем раскрыть в работе следующие пункты:

  1. Общая характеристика литературного произведения (автор и название произведение; краткая характеристика эпохи, когда было написано произведение; тема и идея литературного произведения; особенности композиции; авторская позиция).
  2. Система образов. Место противопоставляемых героев в ряду других персонажей произведения. Например, в основе образной системы романа «Отцы и дети» лежит противостояние двух социальных групп — дворян-либералов и разночинцев-демократов (материалистов). А сюжет построен на конфликте между двумя персонажами: идейным нигилистом Евгением Базаровым и аристократом Петром Петровичем Кирсановым.  
  3. Выявление того, что сближает героев, дает основание для их сравнения (возраст, образование, социальное положение и т.д.): Остап и Андрий – родные братья, которые всю жизнь находились рядом: вместе росли, воспитывались и учились, но одинаковые условия не повлияли на формирование подобных характеров, так как в них изначально были заложены различные черты. Общее у них было только одно – мечта о воинской славе и ратных подвигах.
  4. Определение критериев, которые могут стать основой для противопоставления героев. К примеру, Илья Обломов и Андрей Шольц были совершенно разными людьми, несмотря на то, что дружили. Проследив становление их образов, становится понятно, что в основе формирования их характеров лежит кардинально противоположное воспитание. Поэтому одним из главных критериев сравнительной характеристики должно быть именно воспитание, а также семейные взаимоотношения.
  5. Противопоставление персонажей на основе выделенных критериев (сравнение их поступков, целей, образа жизни, внешности, качеств характера, которые они проявляют в сходных ситуациях).
  6. Выявление роли противопоставляемых литературных героев в реализации авторского замысла. В качестве примера давайте рассмотрим роман И.А. Гончарова «Обломов», который был написан в переломный для российского общества период, когда на смену старым феодальным, истинно русским устоям приходили новые, буржуазные, европейские ценности. На момент создания произведения общество делилось на два лагеря – тех, кто придерживался старых устоев и сторонников обновлений. Концепция этого противостояния легла в основу противопоставления Обломова и Штольца в романе. На примере двух этих героев Гончаров пытается проанализировать, как по причине разного воспитания и образования выходцы из одного социального строя, развивавшиеся в одну эпоху и в схожих условиях, стали абсолютно непохожими личностями.

План сравнительной характеристики героев произведения

Данный план поможет вам не забыть пункты, которые нужно учесть при анализе героев. Конечно, автор может не давать информацию в произведении по всем данным пунктам, поэтому действовать нужно из контекста.

  1. Место и роль героев в сюжете произведения (кто есть кто).
  2. Возраст, социальное положение.
  3. Портрет героев – анализ описания внешности героев, выделение наиболее значимых деталей.
  4. Индивидуальные черты героев: характер, манера поведения, мировоззрение, образ жизни, отношение к жизни, любовь, семья.
  5. Образование.
  6. Жизненные ценности героев (духовные или материальные), стремления в жизни.
  7. Речевая характеристика – анализ речи героев (как говорят, какие слова используют, выразительна ли их речь, вежливы ли они). Сравнение особенностей речи героев.
  8. Поступки героев: какие черты героев раскрываются в их поступках. Сопоставление поведения героев в разных ситуациях.
  9. Самооценка героев.
  10. Степень участия и их роль в конфликте.
  11. В каких поступках, мыслях и действиях лучше всего раскрывается характер героя?
  12. Отношение автора литературного произведения к героям: в чём выражается, дает ли автор прямую оценку героям или позволяет читателю самостоятельно делать вывод.
  13. Отношение автора сочинения к данным персонажам: кто понравился больше, почему.

Сравнительная характеристика в виде таблицы

Сравнительная характеристика в виде таблицы делается достаточно просто. Ее можно оформить в электронном виде или записать в рабочую тетрадь. Часто сравнительные таблицы в тетради создаются без линий, обозначающих границы. В таком случае характеристики героев записываются просто в разные колонки.

Чаще всего, таблица сравнительной характеристики состоит из трех колонок: 1-я – критерии по которым происходит сравнений, 2-я – первый персонаж, участвующий в сравнении, 3-я – второй персонаж, участвующий в сравнении.

Критериев для сравнения героев литературных произведений может быть, сколько угодно. Главное, выбрать те, которые наиболее полно раскроют образ каждого из персонажей. И важно помнить о том, что каждая сравнительная характеристика должна оканчиваться выводом.

План 1-й персонаж 2-й персонаж
Возраст
Социальный статус, положение в обществе
Внешность
Черты характера
Образование
Образ жизни
Любовь
Семья
Жизненные ценности
Мечты
Увлечения
Речевые особенности
Поступки
Самооценка
Роль в произведении
Отношение автора
Личное отношение
Вывод

Сравнительная характеристика в виде сочинения

Мы рекомендуем при написании сравнительной характеристики придерживаться примерно следующего плана:

1. Вступление. Выявление основания для сравнения героев.

Вступительная часть сочинения вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Как правило, она занимает не более 20% всего текста. Можно описать название темы сочинения, раскрыть суть названия, задаться вопросом, ответ на который будет раскрыт в содержательной части и резюмирован в заключении.

Виды вступлений к сочинению в жанре сравнительной характеристики:

  1. история  создания  произведения;
  2. связь произведения с  исторической ситуацией эпохи;
  3. критическая  оценка  произведения,  образов  героев;
  4. суждение  о теме   сочинения,  её  актуальности;
  5. рассуждение  по  поводу  подходящих к теме  высказываний;
  6. введение оценки  персонажей,  которая  затем   детализируется  в тексте;
  7. личностное  отношение  пишущего  к  писателю  или его  персонажам  и др.

Особенность вступления сравнительной характеристики заключается в том, что в оно должно содержать четкий и внятный тезис – почему вы сравниваете сравниваемое.  Сравнение должно подчеркивать что-то, что объясняет сходство или различие сравниваемых объектов, и в тезисе это «что-то» должно быть отражено.

2. Основная часть. Сравнение (сопоставление или противопоставление) героев.

  • 1 вариант: охарактеризовать героев по очереди, затем обобщить свои наблюдения.
  • 2-й вариант: сравнить героев по разным параметрам (происхождение, социальное положение, образование, черты характера, взгляды и т.д.)

Рекомендуется начать сравнение с очевидных вещей. Сначала необходимо сравнить самые простые характеристики героев: возраст, внешность, происхождение, образование, социальный статус, материальный достаток и др. Далее обратите внимание на черты характера. Один герой – веселый, романтичный, честный. Другой – эгоистичный циник, заботящийся только о собственном благополучии.

Обязательно остановитесь на отношении к жизни и к людям, например, к окружающим. Один – устал от жизни (Евгений Онегин), другой до самого конца не устает ее познавать, действовать (Евгений Базаров). Один герой готов понять каждого человека (Соня Мармеладова), другой – думает только о себе (Раскольников).

Очень важно сравнить, как ведут себя герои произведений в одной и той же ситуации. Война: Андрей Болконский отправляется в действующую армию, Пьер Безухов уходит в ополчение.

Вы также можете сравнить, как ведут себя герои в похожих ситуациях. Татьяна Ларина осталась верна своему мужу, даже когда Евгений Онегин предложил ей свою любовь: «Но я другому отдана; Я буду век ему верна». Этот выбор помог ей сохранить честь и достоинство. Анна Каренина же посчитала любовь важнее супружеской верности нелюбимому мужу, и это сгубило ее. Катерина не выдержала жизни с человеком, которого не любила и покончила с собой.

Важно не упустить сравнения убеждений героев, их философской позиции. Раскольников рассуждает о том, имеет ли он права на поступок и идет на преступление. Базаров считает, что человек сам хозяин своей судьбы и главное – труд. Стоит обратить внимание и на отношения героев с другими персонажами.

Сопоставляя образы, следует учитывать:

  • их сходство и различие;
  • какая проблематика, какие конфликты объединяют героев или сталкивают друг с другом;
  • можно ли увидеть за столкновением героев более общий конфликт, значимый для писателя: не просто два человека, а две эпохи, две социальные силы, «век нынешний и век минувший», дворяне и разночинцы и т.д.

! При сравнении нужно обратить внимание на художественные средства и приемы, которые использует автор, а также использовать цитаты !

3. Заключение. Подведение итогов сравнительной характеристики.

В конце сочинения всегда подводятся итоги, к которым привела сравнительная характеристика. Необходимо объяснить, в чём был смысл сравнения, к каким выводам автор хотел привести читателя, заставив сравнить героев. Также следует выразить ваше отношение к каждому из героев: кто понравился больше, почему.

Виды  заключений:

  1. обобщение  с использованием  цитатных  характеристик персонажей;
  2. выражение пишущим своего отношения к образам сравниваемых персонажей;
  3. размышления  о  значении  произведения в  жизни  общества;
  4. размышления о типичности  образов  персонажей  произведения и др.

Каких героев можно сравнивать?

Чаще всего сочинения приходится писать на основе литературных произведений. Приходится работать с двумя героями одной или разных книг. В рамках одного романа можно сравнить Наташу Ростову и Мари Болконскую. Также можно взять Пьера Безухова и Андрея Болконского – двух закадычных друзей. Персонажи с разных произведений: Анна Каренина и Наташа Ростова, Евгений Онегин и Григорий Печорин.

Формулировки тем для сравнительной характеристики

Формулировки тем могут быть достаточно традиционными: «Евгений Онегин и Владимир Ленский в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин», а могут содержать и некий новый поворот: «Базаров и Николай Кирсанов. Значение образов в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». В любом случае главное слово в формулировке, определяющее композицию такого сочинения – союз «и».

Общие советы по написанию

Анализ текста, речи, штрихов к портрету и «говорящих» деталей – аргументы для сравнения. Необходимо обратить особое внимание на те художественные средства, с помощью которых автор изображает своего героя. Это могут быть сравнения, эпитеты, особенности лексики, относящейся к герою, детали, создающие настроение. В художественном произведении ничего случайного не бывает. Часто сравнительная характеристика приводит нас к новому, неожиданному видению, казалось бы, хорошо знакомого. Сравнивая различных, противоположных по качествам характера персонажей, мы порой обнаруживаем их сходство, и наоборот: во внешне сходных героях – глубокое различие.

Сравнивая, обращайте внимание на то, главный это герой (герои) или второстепенный, на место, которое занимают герои в композиции произведения. Очень важно отметить динамику образа, т. е. то, как изменяется (и изменяется ли) герой на протяжении всего художественного произведения. Завершая свое сочинение, не забудьте о главном: расскажите о том, к какому результату, выводу привело вас сравнение. Определите, как к этим героям относитесь вы.

Избегайте ошибок и речевых недочетов:

  1. Не употребляйте без острой необходимости какое-либо слово дважды в одном предложении.
    • Ошибка: Григорий Печорин – главный герой романа «Герой нашего времени». В данном предложении дважды повторяется слово «герой».
    • Как исправить: Григорий Печорин – центральная фигура романа «Герой нашего времени».
    • Ошибка: Анна Каренина – главная героиня романа «Анна Каренина». В данном предложении дважды повторяется имя и фамилия главной героини.
    • Как исправить: Анна Каренина – главная героиня одноименного романа Л.Н. Толстого.
  2. Не определяйте отношение автора литературного произведения к своему герою одним словом: «хорошо» или «плохо». Необходимо доказать свои мысли конкретными примерами. К примеру, если автору нравится персонаж, он, описывая его, будет использовать слова, в которых без труда можно заметить сочувствие, сострадание к герою или восхищение им. Авторское отношение к герою может быть и двойственным. В таком случае, необходимо пояснить причины.
  3. В заключении следует подвести итог всему, о чём шла речь в основной части. Необходимо выразить свою позицию – отношению к герою. Не следует писать: «Этот герой мне нравится», «Он мне не симпатичен» – это слишком поверхностно. Нужно грамотно выразить свою позицию и обосновать её.

Вместо заключения

Сравнительная характеристика – один из самых популярных сегодня типов школьных сочинений. По сути, это сочинение-рассуждение, основанное на сравнении двух персонажей из одного или разных произведений. Сравнительная характеристика часто помогает по-новому увидеть, казалось бы, известных героев. Во вступлении к такому сочинению определяется проблема, над которой будет происходить дальнейшая работа, ведь важно не сравнение само по себе. Сравнение персонажей – только способ более глубокого понимания произведения, постижения авторского замысла, путь решения какого-то остро стоящего вопроса.

Даниил Романович | Просмотров: 2.6k

Название

Автор

Недостатки

Достоинства

Методы и приемы

Метод объяснительного чтения

Ушинский К.Д.

Дробление на части мешало целостному восприятию произведения, а также противоречит психологии ребенка, уничтожает воспитательное воздействие литературы на формирующуюся личность

Прочувствованно могло быть только такое произведение, которое совершенно понятно и понято

1) Подготовка к восприятию произведения;

2) Подкрепление чтения катехизической беседой;

3) Включение УНТ в программу обучения чтению;

4) Соединение наглядного обучения с обучением родному языку;

5) Использование логического и эстетического видов чтения.

Л. Н. Толстой

«Переходная литература» помогает ребенку перейти от чтения знакомых слов и жанров к чтению художественных произведений.

Постепенное чтение способствует росту понимания, прочитанного и формированию умения читать сознательно

1) Объяснять незнакомые слова во время чтения не нужно

2) Создание «переходной» литературы

3) Соединение механического и постепенного чтения приводит к успехам в сознательном чтении

В. П. Шереметевский

Система Шереметевского должна способствовать осмысленному восприятию литературного произведения

1) Подборка коротких рассказов, насыщенных движением и действием

2) Вопросы должны носить предупредительный характер

3) Чтение должно сопровождаться обменом мыслями, свободной беседой

Развитие метода в последующие годы

1) Создание методов объяснительного чтения:

А) Традиционное направление (Чтение – средство сообщения учащимися реальных знаний).

Б) Направление для представителей которого главным было нравственное воздействие произведения на учеников

В) Направление, предполагающее развитие логического мышления

  • Разложение текста на части

  • Составление плана

  • Логическая переработка текста для пересказа

Метод объяснительного чтения

Н.Ф. Бунаков

Дробление на части мешало целостному восприятию произведения, а также противоречит психологии ребенка, уничтожает воспитательное воздействие литературы на формирующуюся личность

Объяснительное чтение расширяет круг понятий и знаний учеников, учит всестороннему полному пониманию читаемого, действует на нравственное развитие

1) 3 части объяснительного чтения

1. Чтение

2. Катехизация

3. Отчет о прочитанном

2) Структура урока чтения деловых статей и художественных произведений

3) Чтение вслух учителем с дальнейшим разбором целого по частям

К.В. Ельницкий

Объяснительное чтение раскрывает перед учеником в произведении то, что в нем действительно содержится

1) Чтение учащихся про себя («втихомолку»)

2) Пересказ изложенного в 1 лице, от 3 лица

3) Описание внешнего вида героя

4) Составление внутренней характеристики героя

Д. И. Тихомиров

К концу курса начальной школы дети должны приобрести навык «толкового чтения» – приобрести определенный круг знаний, постичь смысл произведения

1) Создание логических методов и приемов

В. П. Вахтеров

Художественное произведение переживается как новое «поэтическое» знание о мире

1) Предметные уроки должны предшествовать урокам чтения

2) Рельефное выставление воспитывающих образов

Метод воспитательного чтения

Ц. П. Балталон

Воспитательное чтение помогает овладеть сознательным чтением, может явиться способом сообщения знаний из разных областей науки, может стать первой ступенью в осознанном чтении художественного произведения

Урок по методу воспитательного чтения:

1) Чтение произведения учителем

2) Заметки о прочитанном детьми

3) Составление детьми плана рассказа

4) Урок – беседа

5) Обмен впечатлениями

6) Воспроизведение основных эпизодов

7) Комментарии учителя

8) Оценка жизненных явлений в тексте

9) Письменное изложение прочитанного

Метод литературно – художественного чтения

А. Я. Острогорский

Цель этого метода – эстетическое воспитание детей, формирование эстетического вкуса, активизация интереса к литературе как искусства слову

1) Исключение текстов познавательного характера

2) Предъявлялись образцы русской литературы

(Пушкин, Гоголь, Лермонтов и т.д.)

3) Предлагались лучшие произведения поэтов близкой эпохи (Бальмонт, Брюсов, Блок и т.д.)

4) Не включали в обучение книги «текущей» литературы

Задания на уроке:

1) Рассмотреть пословицу с двух сторон: буквально и поэтически

2) Написать сочинение на какую-то тему

Метод творческого чтения

С.И. Абакумов

Ребенку предоставлялась возможность не словом объяснять прочитанное, а в конкретном деле – лепке, рисовании, выпиливании, шитье и пр.

1) Чтение по ролям

2) Инсценировка произведений

3) Чтение наизусть произведения с применением жестов, телодвижений, расположения в группах

3) Чтение с описанием действий, поз, выражением лиц, интонации, костюмов и т.д.

4) Подбор к текстам рисунков

5) Иллюстрирование

6) Пантомимизация предложений

7) Составление сценариев

Составьте в тетради таблицу «Сходство и различия народных и литературных сказок»

reshalka.com

ГДЗ Литературное чтение 4 класс (часть 2) Климанова. Проверьте себя (стр.68-70). Номер №3

Решение

Сходства народных и литературных сказок Различия народных и литературных сказок
Вымышленные события. У литературных сказок есть автор, а народные сказки создавались народом.
Троекратные повторы. Текст литературных сказок записан и не изменяется, а народные сказки могут менять вариант своего текста.
Положительные и отрицательные герои. В литературных сказках используются средства художественной выразительности, а в народных простой текст.
Волшебные предметы и помощники. В народных сказках есть присказка, зачин и концовка, а в литературных этого может и не быть.
Добро побеждает зло.

Добавить комментарий