МБОУ «СШ № 32 им. С.А. Лавочкина» города Смоленска, учитель химии Иванова Л.Е.
Сравнительные таблицы на уроках химии
№ п/п |
Тема |
Класс |
Название таблицы |
Этап использования |
1 |
Атомы химических элементов |
8 |
«СТРОЕНИЕ АТОМА» |
Контроль |
2 |
Изменения, происходящие с веществами |
8 |
«ТИПЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ» |
Закрепление, повторение |
3 |
Изменения, происходящие с веществами |
8 |
«СПОСОБЫ РАЗДЕЛЕНИЯ СМЕСЕЙ» |
ИНМ |
4 |
Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена |
8 |
«ЭЛЕКТРОПРОВОДНЫЕ СВОЙСТВА ВЕЩЕСТ» |
ИНМ |
5 |
Введение |
9 |
«ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ СТРОЕНИЯ И СВОЙСТВ АТОМОВ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ» |
Закрепление, обобщение |
6 |
Металлы |
9, 11 |
«СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ МЕТАЛЛОВ» |
ИНМ, закрепление, обобщение |
7 |
Неметаллы |
9 |
«ГАЛОГЕНЫ» |
ИНМ |
8 |
Неметаллы |
9 |
«КИСЛОРОД. СЕРА» |
ИНМ |
9 |
Неметаллы |
9 |
«СОЕДИНЕНИЯ СЕРЫ» |
ИНМ |
10 |
Неметаллы |
9 |
«АЗОТ. ФОСФОР» |
ИНМ |
11 |
Неметаллы |
9 |
«ОКСИДЫ УГЛЕРОДА» |
ИНМ |
12 |
Органическая химия |
10 |
«СТРОЕНИЕ МОЛЕКУЛ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕВСТВ» |
Закрепление, обобщение |
13 |
Строение вещества |
11 |
«СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА» |
Контроль |
14 |
Химические реакции |
11 |
«ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ» |
Закрепление |
Примечание: ИНМ – изучение нового материала.
Таблица «СТРОЕНИЕ АТОМА»
Номер химического элемента |
V |
V |
V |
V |
V |
Химический знак |
|||||
Число протонов в ядре |
|||||
Число нейтронов в ядре |
|||||
Общее число электронов |
|||||
Число электронов на внешнем слое |
|||||
Число энергетических уровней |
|||||
Число неспаренных электронов |
|||||
Металл/ неметалл |
Примечание: таблица предлагается в готовом виде; номера химических элементов (V) учитель указывает по своему усмотрению. Количество элементов для описания также определяется учителем.
Таблица «ТИПЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ»
Название типа реакции |
Схема |
Пример реакции |
Изменение степеней окисления Э |
Таблица «СПОСОБЫ РАЗДЕЛЕНИЯ СМЕСЕЙ»
Название способа |
Вид смеси однород/неоднород |
На чем основан способ разделения |
Примеры смесей |
Отстаивание |
|||
Фильтрование |
|||
Выпаривание |
|||
Дистилляция |
|||
Перегонка |
|||
Действие магнитом |
|||
… |
Примечание: таблица предлагается в готовом виде и дополняется необходимым количество способов разделения.
Таблица «ЭЛЕКТРОПРОВОДНЫЕ СВОЙСТВА ВЕЩЕСТ»
Вариант 1
Вещество |
Агрегатное состояние |
Наличие эл. тока |
Условия возникновения электрического тока: наличие … |
Тип связи |
|
заряженных частиц |
условий для движения |
||||
Н2О (дистиллированная) |
|||||
Поваренная соль |
|||||
Поваренная соль |
|||||
Сахар, С12Н22О11 |
|||||
Сахар, С12Н22О11 |
|||||
Соляная кислота, НСl |
|||||
Гидроксид натрия, NaOH |
|||||
Н2О, (водопроводная) |
Таблица «ЭЛЕКТРОПРОВОДНЫЕ СВОЙСТВА ВЕЩЕСТ»
Вариант 2
Вещество |
Наличие эл. тока |
Тип связи |
Наличие заряженных частиц |
Наличие условий для движения |
H2O (дистиллир.) |
||||
NaCl |
||||
NaCl |
||||
C12H22O11 |
||||
C12H22O11 |
||||
HCl |
||||
NaOH |
||||
H2O (водопровод.) |
Примечание: таблица составляется и комментируется во время урока по ходу выполнения демонстрационного эксперимента; агрегатное состояние веществ указывается учащимися на уроке.
Таблица «ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ
СТРОЕНИЯ И СВОЙСТВ АТОМОВ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ»
Признак сравнения |
По периоду с увеличением порядкового номера |
По группе с увеличением порядкового номера |
Строение атома |
||
Заряд ядра |
||
Число электронов на внешнем слое |
||
Число энергетических уровней |
||
Радиус атома |
||
Свойства атома |
||
Электроотрицательность |
||
Окислительные свойства |
||
Восстановительные свойства |
||
Металлические свойства |
||
Неметаллические свойства |
||
Свойства оксидов и гидроксидов |
||
Основные |
||
Кислотные |
Таблица «СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ МЕТАЛЛОВ»
Название способа получения |
Пиро-металлургический |
Электро- металлургический |
Гидро- металлургический |
Исходное сырье |
|||
Восстановитель(и) |
|||
Предварительная подготовка сырья |
|||
Условия проведения процесса |
|||
Примеры металлов |
Таблица «ГАЛОГЕНЫ»
Порядковый номер |
9 |
17 |
35 |
53 |
Химический знак |
||||
Формула простого вещества |
||||
Агрегатное состояние |
||||
Цвет |
||||
Типичные степени окисления |
||||
Способы получения |
||||
Качественная реакция на галогенид-ион (сокращен-ное ионное уравнение, признак реакции) |
Таблица «КИСЛОРОД. СЕРА»
Химический элемент |
КИСЛОРОД |
СЕРА |
Заряд ядра |
||
Число ȇ на внешнем слое |
||
Число электронных слоев в атоме |
||
Возможные степени окисления |
||
Аллотропные модификации |
||
О2 |
S |
|
Агрегатное состояние |
||
М, г/моль |
||
Растворимость в воде |
||
Биологическое действие |
||
Способы получения |
||
Взаимодействие с водородом ( уравнение реакции) |
||
Окислитель в реакциях ( уравнение реакции) |
||
Восстановитель в реакциях ( уравнение реакции) |
Таблица «СОЕДИНЕНИЯ СЕРЫ»
Признаки сравнения |
Оксид серы (IV) |
Оксид серы (VI) |
Сероводород |
1. Молекурярная формула |
|||
2. Название |
|||
3. Молярная масса |
|||
3. Агрегатное состояние |
|||
4. Запах, цвет |
|||
5. Биологическое действие |
|||
6. Отношение к воде (+ уравнение реакции) |
|||
7. Взаимодействие с кислородом ( уравнение реакции) |
|||
10. Получение |
|||
11. Применение |
Таблица «АЗОТ. ФОСФОР»
Химический элемент |
АЗОТ |
ФОСФОР |
Химический знак |
||
Заряд ядра |
||
Число ȇ на внешнем слое |
||
Возможные степени окисления |
||
Наличие аллотропных модификаций |
||
Формула простого вещества |
||
Агрегатное состояние |
||
М, г/моль |
||
Нахождение в природе |
||
Биологическое действие |
||
Оксиды и водородные соединения (формулы) |
||
Окислитель в реакциях ( уравнение реакции) |
||
Восстановитель в реакциях ( уравнение реакции) |
Таблица «ОКСИДЫ УГЛЕРОДА»
Признаки сравнения |
Оксид углерода (II) |
Оксид углерода (IV) |
Вывод |
1. Молекурярная формула |
|||
2. Название |
|||
3. Тип химической связи |
|||
4. * Структурная формула |
|||
5. Агрегатное состояние |
|||
6. Молярная масса |
|||
7. Растворимость в воде |
|||
8.Кислотно-основный характер |
|||
9. Окислительно-восстановителные свойства |
|||
10. Получение |
|||
11. Применение |
|||
12. Биологическое действие |
Таблица «СТРОЕНИЕ МОЛЕКУЛ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕВСТВ»
Тип гибридизации атома углерода |
sp3 |
sp2 |
sp |
Число гибридных облаков |
|||
Число негибридных облаков |
|||
Валентный угол |
|||
Форма молекулы |
|||
Длина связи -С–С– |
|||
Число π-связей в молекуле |
|||
Примеры молекул углеводородов |
|||
Примеры молекул веществ, содержащий кислород |
|||
Примеры молекул веществ, содержащий азот |
|||
*Примеры молекул неорганических веществ с тем же типом гибриди-зации атома |
Таблица «СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА»
Формула вещества |
V |
V |
V |
Название вещества |
|||
Класс вещества |
|||
Тип химической связи |
|||
Тип кристаллической решетки |
|||
Агрегатное состояние |
|||
Растворимость в воде |
|||
Тип гибридизации атома – С (для орг. вещества) |
|||
Форма молекулы |
Примечание: таблица предлагается в готовом виде; формулы веществ (V), 1-го органического и 2-х неорганических, учитель указывает по своему усмотрению.
Таблица «ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ»
Соль образована |
Гидролиз протекает по … |
Избыток [H+] , [OH–] |
Характер среды |
pH |
Цвет индикатора |
|
катион |
анион |
|||||
Дидактические материалы
Углеводороды
сравнительная характеристика |
углеводороды |
||||
алканы |
циклоалканы |
алкены |
алкадиены |
алкины |
|
Определение |
Насыщенные углеводороды, σ-связью |
Насыщенные углеродороды с |
Ненасыщенные углеводороды, |
Ненасыщенные |
Ненасыщенные |
Общая |
СnH2n+2 |
СnH2n |
СnH2n |
СnH2n–2 |
СnH2n–2 |
Виды |
Структурная изомерия |
Структурная изомерия Межклассовая изомерия |
Структурная изомерия Межклассовая изомерия Пространственная изомерия |
Структурная изомерия Межклассовая изомерия |
Структурная изомерия Межклассовая изомерия |
Получение |
CH3COONa+NaOH→CH4+Na2CO3 CH3-CH=CH2 2CH3Br |
Br-(CH2)4-Br
Pt |
CH3-CH2-Br H2SO4 C2H5OH CH2-CH-CH3+Mg→CH2=CH-CH3 Br Br + MgBr2 t, CH3-CH3 |
CH3-CH2-CH2-CH3 t, ZnO, 2C2H5OH |
Br-CH2-CH2-Br CaC2+2H2O |
Химические |
CH4 + CH4 + CH3-CH2-CH2-CH3 t C8H18 t 2CH4 → CH4 + |
СH2
H2C Ni, t C6H12 |
CH2=CH2 CH2=CH2 CH2=CH2 3CH2=CH2 OH OH CH2=CH2 nCH2=CH2 |
CH2= →CH2-CH-CH=CH2 Br Br (1,2 CH2= →CH2-CH=CH-CH2 Br (1,4 n CH2= → (-CH2-CH=CH-CH2-)n nCH2= CH3 → (-CH2-CH=CH-CH2-)n |
+Br2 CH≡CH → CH=CH CH3-C≡CH → CH3-C-CH3 CI2 +H2 CH≡CH → CH2=CH2 CH≡CH+ H2O→CH3COH CH3-C≡CH+ C, 600◦C O 3CH≡CH → |
Ароматические углеводороды
Сравнительная характеристика |
бензол |
толуол |
|||
Получение |
СН2
Н2С Н2С СН2
Н2С Н2С C, 600◦C 3CH≡CH ацетилен |
СН
НС НС СН2
Н2С Н2С |
|||
Химические |
+ + + C2H5CI + + 3H2 hν + 3CI2 CI CI |
СH3 СH3 + +
CH3 O2N NO2 + NO2 CH3 hν + CH3 [O] → бензойная кислота |
Алканы |
Алкены |
Алкины |
Алкадиены |
Циклоалканы |
Арены |
|
Общая формула |
CnH2n+2 (n≥1) |
CnH2n (n≥2) |
CnH2n-2 (n≥2) |
CnH2n-2 (n≥3) |
CnH2n (n≥3) |
CnH2n-6 (n≥6) |
Особен-ности строения |
Все связи одинарные С-С σ-связи |
Есть двойная связь С=С (связи: σ,1-π) |
Есть тройная связь С≡С (σ,2-π связи) |
Есть две двойных связи между атомами углерода (σ,2-π связи) |
Есть цикл σ-связи |
/бензольное кольцо/ |
Тип гибриди-зации ключевых атомов углерода |
sp3 тетраэдрическое строение угол связи 109, 28ₒ |
sp2 плоское строение угол связи 120ₒ |
sp линейное строение угол связи 180ₒ |
sp2 или sp |
sp3 |
sp2 единая система сопряжённых связей, плоское строение угол связи 120ₒ |
Суффикс в названии |
-ан |
-ен (-илен) |
-ин |
-диен |
Цикло-…..ан |
Тривиальные названия ……бензол или фенил- |
Пример |
C3H8 CH3-CH2-CH3 пропан |
C3H6 CH2=CH-CH3 пропен (пропилен) |
C3H4 CH≡C-CH3 пропин |
C3H4 CH2=C=CH2 пропадиен |
С6Н12 – циклогексан |
С6Н6 – бензол С6Н5 СН3 – толуол /метилбензол/ |
Виды изомерии |
-Углеродного скелета (с С4) |
-Углеродного скелета (с С4) -Положения = связи (с С4) – Межклассовая с циклоалканами (с С3) -Геометрическая изомерия (цис, транс) |
-Углеродного скелета (с С4) -Положения ≡ связи (с С4) -Межклассовая с алкадиенами (с С3) |
-Углеродного скелета (с С5) -Взаимного положения = связей (с С4) -Межклассовая с алкинами (с С3) -Геометрическая изомерия (цис, транс) |
-Углеродного скелета (размер цикла и положение заместителей) -Межклассовая с алкенами (с С3) Геометрическая- |
У бензола и толуола – нет. У гомологов (с С8) –изомерия углеродного скелета (заместителей и их взаимного положения в кольце) |
Физичес-кие свойства |
С1-С4-газы, С5-С15 –жидкости с запахом, с С16 –твёрдые вещества. |
С2-С4-газы, С5-С16 –жидкости, с С17 –твёрдые вещества. малорастворимы в воде |
С2-С4-газы, С5-С16 –жидкости, с С17 –твёрдые вещества. малорастворимы в воде |
Бутадиен -1,3 – газ Изопрен – легкокипящая жидкость |
С3-С4-газы, С5-С13 –жидкости, с С14 –твёрдые вещества. |
Первые члены ряда – бесцветные легкокипящие жидкости |
Алканы |
Алкены |
Алкины |
Алкадиены |
Циклоалканы |
Арены |
|
Типичные химичес-кие реакции |
1.Радикальное замещение (с галогенами, азотной и серной кислотами) 2.Дегидрирование 3. Крекинг 4. Горение 5. Изомеризация |
1. Присоединение по двойной связи (водорода, галогенов, воды, галогеноводородов) 2. Полимеризация 3. Окисление (полное – горение, неполное окисление KMnO4) |
1. Присоединение (водорода, галогенов, воды, галогеноводородов) 2. Ди-, тримеризация 3. Окисление (полное – горение, неполное окисление KMnO4) 4. Замещение Н, стоящего у тройной связи на атомы металлов (слабые кислотные свойства) |
1. Присоединение (водорода, галогенов, воды, галогеноводородов) 2. Полимеризация (образуются синтетические каучуки) 3. Окисление (полное – горение, неполное) |
1. Для малых циклов (С3-С4) характерны реакции присоединения (сходство с алкенами), для больших – реакции замещения (сходство с алканами). 2. Дегидрирование (образуются ароматические УВ) 3. Горение |
1. Электрофильное замещение (с галогенами, азотной и серной кислотами, галогеналканами) Возможно присоединение водорода 2. Возможно присоединение водорода 3. Окисление (полное – горение, неполное окисление KMnO4 (кроме бензола)) |
Отноше-ние к раствору KMnO4 |
Не реагируют |
Обесцвечивание |
Обесцвечивание |
Обесцвечивание |
Не реагируют |
Окисление заместителей в цикле (бензол не реагирует) |
Отноше-ние к бромной воде |
Не реагируют |
Обесцвечивание |
Обесцвечивание |
Обесцвечивание |
Устойчивы |
Не реагируют |
Взаимодействие с галогенами |
Радикальное замещение |
Присоединение |
Присоединение |
Присоединение |
У малых – присоединение, у больших – замещение. |
Электрофильное (по кольцу) или радикальное (по боковой цепи) замещение |
Каталити-ческое присоеди-нение водорода |
Нет |
Да |
Да |
Да |
Да, для малых циклов |
Да |
Возможность получения полимеров |
Нет |
Да |
Да |
Да |
Нет |
Нет |
Новые программы и учебники ориентируют нас на
достижение органического единства обучения и
развития учащихся. Задача учителя – не только
вооружить школьников знаниями и практическими
умениями, но и мыслительными операциями.
Одной из важнейших умственных операций, с
помощью которых приобретаются знания, является
сравнение. В логическом плане сравнение
представляется как основа обобщения – с одной
стороны, и как единство таких логических
операций, как анализ и синтез, с другой. Но чтобы
сформировать сравнение у учащихся как прием их
умственной деятельности, необходимо
использовать сравнение как прием обучения
(дидактический прием). Использование сравнения
как дидактического приема является непременным
условием формирования у школьников
аналитико-синтетической деятельности.
Использование сравнения в процессе обучения
рассматривалось К.Д.Ушинским, И.Г.Песталоцци,
Я.А.Коменским. Российские ученые углубили и
конкретизировали понимание роли сравнения и
возможности его применения. “Важным
дидактическим приемом формирования понятий, –
отмечает Г.И.Щукина, – являются сравнения,
помогающие глубже понять сходство и различие
между предметами и явлениями”. По мнению
Л.В.Занкова, сравнение более точно и верно
определяет своеобразные черты объекта.
Сравнение, как и каждый прием, формируется
поэтапно. Если рассматривать этапы как
последовательные, взаимосвязанные действия, то
прием сравнения можно определить следующим
образом: сравнение – это учебная работа и прием
мышления, в процессе осуществления которых
умственная деятельность учащихся направлена на:
• выявление признаков, по которым можно
сопоставлять явления, вещества или другие
заданные объекты;
• установление сходства или различия между ними;
• обобщение результатов сравнения в виде вывода.
Формирование приема сравнения и простейших
видов обобщения я начинаю на одном из первых
уроков в 8 классе при изучении физических свойств
веществ. Специально выделяю время на уроке для
ознакомления учащихся с приемом сравнения,
кратко определив его следующим образом:
сравнение – это установление сходства или
различия между веществами, явлениями или другими
заданными объектами. Здесь я рассказываю о
значении приема и его видах:
а) при неполном сравнении по признакам сходства
или по признакам различия;
б) при полном сравнении с выявлением, как
признаков сходства, так и признаков различия.
Знание приема лучше усваивается учащимися,
если они пользуются планом действия, который я
предлагаю оформить им в виде таблицы:
План действий |
|||
---|---|---|---|
Установление |
Сравнение признаков |
Обобщение |
|
Первого вещества |
Второго вещества |
||
Для сокращения времени на изображение таблицы
в тетрадях при ее неоднократном использовании
учащимися предлагаю оформить ее следующим
образом:
Сравнение веществ (явлений)
Общие признаки |
Признаки веществ |
Обобщения, |
|
---|---|---|---|
I |
II |
||
В зависимости от задания вывод учащиеся делают
на основе неполного или полного сравнения или
наиболее существенных признаков, по которым
сопоставляются и противопоставляются изучаемые
объекты.
Использование, особенно на первых занятиях,
данного плана, в котором отражены все этапы
формирования приема сравнения, способствует
быстрому запоминанию учащимися необходимого
порядка действий.
На этом же уроке сначала с моей помощью, а потом
самостоятельно учащиеся выполняют задания,
сравнивая свойства хорошо известных им веществ
(соли и сахара, мела и угля, воды и подсолнечного
масла, железа и серы, меди и алюминия и т.д.), и
отвечают по предложенному плану устно или
письменно. В необходимых случаях использую
средства наглядности и ТСО.
Однако, знание приема еще не есть умение.
Умение, по моему мнению, может быть
сформированным лишь тогда, когда на последующих
занятиях учащиеся легко и с достаточной
самостоятельностью, учитывая все этапы действия,
могут применять знания и выполнять аналогичные и
более сложные задания. В 8 классах в качестве
таких заданий я предлагаю сравнение простых и
сложных веществ, чистых веществ и смесей, типов
химических реакций и т.п., например, водорода и
кислорода, озона и кислорода, серы и железа, смеси
серы с железом, реакции соединения и разложения и
др.
Развитие умения требует более длительного
времени, чем формирование его, и осуществляется в
основном с помощью заданий нарастающей
трудности, в условии которых предусмотрен более
глубокий и широкий перенос знаний, а также
большая самостоятельность действий в
установлении различных видов взаимосвязей в
учебном материале. Усложнение заданий с
использованием приема сравнения я осуществляю в
нескольких направлениях, которые в общем виде
выглядят так:
Варианты усложнения на различных
этапах
формирования приема сравнения
Варианты возрастания степени трудности заданий |
Формирование и |
||
---|---|---|---|
I этап – |
II этап – |
III этап – |
|
1 |
перечень |
сравнение двух |
вывод в |
2 |
перечень |
сравнение групп |
вывод в |
3 |
перечень |
сравнение по |
вывод по |
Я приведу примеры некоторых заданий, приняв для
них следующую нумерацию: I-1; I-2; I-3; II-1; II-2; II-3; III-1 и
т.д. Римская цифра в данном обозначении
соответствует определенному этапу формирования
приема, а арабская цифра указывает степень
трудности задания, уровень задания и уровень
выполняемого при решении задания действия, или,
иначе, меньший по значению арабской цифрой
обозначен более легкий вариант задания, больший
по значению цифрой – задание повышенной
трудности. Таким образом, по номеру я легко могу
определить степень трудности задания и
произвести отбор нужных для работы задач,
например:
I-1. Сравните (устно) свойства: а) серы и углы; б)
меди и цинка; в) кислорода и углекислого газа.
Запишите ответ о сравнении одной пары веществ в
таблицу. При выполнении задания учтите, где
требуется указать следующие признаки сравнения:
агрегатное состояние, кристаллическую или
аморфную структуру вещества, плотность, цвет,
блеск, прозрачность, запах, растворимость, вкус,
температуру плавления или кипения, плотность,
тепло- или электропроводность.
I-2. В сосудах без этикеток даны: а) порошок серы и
железа; б) сахарная пудра и крахмал; в) поваренная
соль и нафталин; г) алюминий (расплавленный) и
ртуть. По каким характерным признакам можно
различить эти вещества?
I-3. В сахарную пудру попала угольная пыль.
Перечислите все операции, которые вы должны были
бы последовательно выполнять, чтобы очистить
сахар.
II-1. Укажите несколько сходных физических
свойств алюминия и меди, благодаря которым эти
металлы находят одинаковое применение.
II-2. Прочитайте по учебнику химии материал
“Химические элементы”. Сравните свойства
металлов и неметаллов. Для этого сначала
сопоставьте между собой свойства трех выбранных
вами металлов, затем – свойства трех неметаллов
(устно); после чего осуществите
противопоставление свойств данных групп
металлов и неметаллов по наиболее характерным
признакам (II-III). Ответ и сделанные вами выводы
запишите в таблицу.
При выполнении вышеперечисленных заданий я
предлагаю учащимся заполнить следующую таблицу:
Сравнение физических свойств и
металлов и неметаллов
Признаки сравнения |
Характерные физические |
Выводы | |
---|---|---|---|
металлов 1… |
неметаллов 1… |
||
Агрегатное состояние Кристаллическая структура Цвет Блеск Прозрачность Ковкость Теплопроводность Электропроводность Плотность Температура кипения Температура плавления |
1… 2… 3… |
1… 2… 3… |
В чем сходство данных металлов с неметаллами? В чем их различие? По каким наиболее характерным признакам можно отнести данное вещество к неметаллам? |
III-1. Перечислите признаки: а) сходства; б)
отличия реакций соединения и замещения, учитывая
количество взятых и полученных веществ, а также
являются ли эти вещества простыми или сложными.
Сравните реакции разложения и замещения.
III-2. В бесцветный раствор сулемы опустили
медную пластинку. Допишите уравнение
соответствующей реакции HgCl2 + Cu > ? если
известно, что при этом получаются новые простые и
сложные вещества. Какие признаки реакции можно
предположить в данном случае?
III-3. Сравните реакции разложения и замещения.
Отметьте, в чем некоторое сходство между ними.
Какие признаки указывают на существенное
отличие данных реакций?
Некоторые из приведенных выше заданий применяю
на различных этапах обучения приему. В этом
случае и нумерацию заданий делаю тройную и более
сложную. Каждый этап формирования сравнения у
учащихся, особенно это наблюдается в 8-х классах,
имеет свои трудности.
I этап – формирование умения различать
признаки, явления. Восьмиклассники еще не
умеют выделять существенные признаки. Они
нередко производят сравнение по одному (причем
несущественному) признаку. Например, указывают
на сходство металлов и неметаллов по вкусу,
физическому состоянию, а электропроводность и
теплопроводность не отмечают. Признаком
сходства сахара и поваренной соли называют
отсутствие запаха, а о их растворимости и
кристаллической структуре забывают.
Довольно часто учащиеся сравнивают вещества
или явления по несопоставимым признакам. Так, при
сравнении двух предложенных веществ были даны
ответы: “Медь красного цвета, а алюминий
серебристого” (спутан цвет и блеск); “Вода
бесцветная, а подсолнечное масло темное” (цвет и
оттенок); “Масло жирное, а вода пресная”
(жирность и вкус); “Соль состоит из мелких, как
крупа, кристаллов, а сахар бывает кусковой” и т.п.
Избегать подобных ошибок учащимся помогает
работа по плану сравнения и упражнения, в которых
сначала сравнение осуществляется по готовому
перечню признаков с использованием средств
наглядности или без них, затем с использованием
перечня признаков, который вспоминается и
частично устанавливается учащимися, и, наконец,
сравнение с использованием перечня признаков,
самостоятельно выявленных учащимися, или
сравнение по выявленным существенным признакам.
II этап – формирование и развитие умения
сравнивать. Учащиеся 8-х классов легко
запоминают виды сравнений: сопоставление,
противопоставление, полное и неполное сравнение.
Они довольно легко овладевают сравнением двух
веществ по предложенному плану. Но на уроках
химии чаще приходится сравнивать группы веществ
или два вещества по нескольким признакам. Этому
необходимо обучать учащихся специально.
Если учащиеся испытывают затруднения при
сравнении групп веществ, я рекомендую им такой
порядок работы. Сначала сравнить между собой 2-3
вещества, принадлежащих к каждой из групп,
выявить наиболее характерные признаки сходства
между ними, а потом устанавливать признаки
сходства и различия между группами. Такие
упражнения я предлагаю при изучении металлов и
неметаллов, сравнении состава и свойств оксидов,
кислот, оснований, а также при обобщении
материала и повторении классификации
неорганических соединений.
Учащиеся, имеющие недостаточные знания и
умения применять приемы умственных действий,
осуществляют сравнение не только по
несопоставимым признакам, но и тем, которые не
предусмотрены в задании. Так, сравнивая
физические свойства серы и железа, некоторые
учащиеся отвечали: “Сера и железо – простые
вещества, твердые, но отличаются цветом”
(противопоставление состава и агрегатного
состояния физическим свойствам); или: “Большие
кусочки серы и железа тонут, а маленькие плавают
на воде” (неправильный вывод о плотности веществ
в результате ошибочных наблюдений); или: “Сера
ядовита, а железо нет, сера горит, а железо нет.
Сера применяется в порохе, а железо нет” (вместо
противопоставления физических свойств ссылки на
химические свойства и применение). В подобных
случаях учащимся разъясняю, что их ответ не на
вопрос задания и не может быть учтен.
III этап – формирование приемов обобщения. Учащиеся
8-х классов затрудняются в обобщении материала.
Нередко вместо вывода после сравнения веществ
или явлений они вновь перечисляют установленные
ранее признаки сходства или отличия. В этом
случае для формирования умения сравнивать и
делать обобщения на основе сравнения я использую
задания нарастающей трудности; а) задания, в
которых выводы являются ответами на контрольные
вопросы; б) задания, в которых слово “вывод”
напоминает обобщение, и, наконец, в) задания, в
которых предусмотрено самостоятельное
обобщение учебного материала учащимися.
Умение сделать вывод в результате сравнения по
существенным признакам легче формируется, когда
в задании четко определен перечень сравниваемых
признаков. В отдельных случаях перечень
сравниваемых признаков даю учащимся в готовом
виде или предварительно составленный учащимися
с некоторой моей помощью. Поясняю сказанное
примерами заданий и ответов учащихся.
Задание 1. Сопоставьте физические
свойства водорода и кислорода, ответ допишите в
таблицу.
Сравнение физических свойств водорода
и кислорода
Признаки |
Cопоставление |
Выводы |
|
---|---|---|---|
водород |
кислород |
||
Задание 2. Противопоставьте
химические свойства водорода и кислорода,
запишите ответ в таблицу.
Сравнение химических свойств водорода
и кислорода
Признаки |
Противопоставление |
Выводы |
|
---|---|---|---|
водород |
кислород |
||
Таким образом, сравнение как прием
мыслительной деятельности может формироваться
двумя путями. Первый путь – стихийный,
определяемый такой постановкой учебного
процесса, когда сравнение не выступает как
специальный предмет усвоения, становление этого
приема идет по ходу усвоения знаний, в процессе
решения задач. Опыт показывает, что обучение идет
вторым путем: через систему заданий, требующих от
учащихся систематического использования
усложняющегося по своему содержанию сравнения.
Любой прием мыслительной деятельности должен
быть, прежде всего, многократно использован в
объяснении учителя, в учебных текстах. Однако
этого мало. Прием формируется только на основе
упражнений и творческих заданий, собственной
деятельности обучаемых. Вот почему мы не только
широко используем данный прием при объяснении,
но и разработали систему специальных заданий, в
которых сравнение, будучи необходимым способом
деятельности, по усвоению конкретного материала,
выступало бы и как особый предмет усвоения.
Характеристика | Алканы | Алкены | Алкины | Алкадиены | Циклоалканы | Арены |
---|---|---|---|---|---|---|
Общая формула | CnH2n+2 | CnH2n | CnH2n-2 | CnH2n-2 | CnH2n | CnH2n-6 |
Строение | sp³-гибридизация — 4 электронных облака направлены в вершины тетраэдра под углами 109°28′. Тип углеродной связи — σ-связи | sp²-гибридизация, валентный угол 120°.Тип углеродной связи — π-связи. lc-c — 0,134 нм. | sp-гибридизациия, молекула плоская (180°), тройная связь, lc-c — 0,120 нм. | lc-c — 0,132 нм – 0,148 нм, 2 или более π-связей. У каждого атома три гибридные sp²-орбитали. | sp³-гибридизация, валентный угол около 100° lc-c — 0,154 нм. | Строение молекулы бензола (6 р-электронов, n = 1), Валентный угол 120° lc-c — 0,140 нм, молекула плоская (6 π | σ) |
Изомерия | Изомерия углеродного скелета, возможна оптическая изомерия | Изомерия углеродного скелета, положения двойной связи, межклассовая и пространственная | Изомерия углеродного скелета, положения тройной связи, межклассовая | Изомерия углеродного скелета, положения двойной связи, межклассовая и цис-транс-изомерия | Изомерия углеродного скелета, положения двойной связи, межклассовая и цис-транс-изомерия | Изомерия боковых цепей, а также их взаимного положения в бензольном ядре |
Химические свойства | реакции замещения (галогенирование, нитрирование), окисления, радикальное галогенирование CH4 + Cl2 → CH3Cl + HCl (хлорметан), горения, отщепления (дегидрирование) | Реакции присоединения (гидрирование, галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация), горения | Реакции присоединения (гидрирование, галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация), горения | Реакции присоединения | Для колец из 3-4 атомов углерода – раскрытие кольца | Реакции электрофильного замещения |
Физические свойства | С CH4 до C4H10 — газы; с C5H12 до C16H34 — жидкости; после C16H34 — твёрдые тела. | С C2H4 до C4H8 — газы; с C5H10 до C17H34 — жидкости, после C18H36 — твёрдые тела. | Алкины по своим физическим свойствам напоминают соответствующие алкены | Бутадиен — газ (t кип −4,5 °C), изопрен — жидкость, кипящая при 36 °C, диметилбутадиен — жидкость, кипящая при 70 °C. Изопрен и другие диеновые углеводороды способны полимеризоваться в каучук | С C3H6 до C4H8 — газы; с C5H10 до C16H32 — жидкости; после C17H34 — твёрдые тела. | Все ароматические соединения — твердые или жидкие вещества. Отличаются от алифатических и алициклических аналогов высокими показателями преломления и поглощения в близкой УФ и видимой области спектра |
Получение | Восстановление галогенпроизводных алканов, восстановление спиртов, восстановление карбонильных соединений, гидрирование непредельных углеводородов, Реакция Вюрца. | Каталитический и высокотемпературный крекинг углеводородов нефти и природного газа, реакции дегидратации соответствующих спиртов, дегидрогалогенирование и дегалогенирование соответствующих галогенпроизводных | Основным промышленным способом получения ацетилена является электро- или термокрекинг метана. Пиролиз природного газа и карбидный метод. | Постадийное дегидрирование алканов, дегидрирование спиртов. | Гидрирование ароматических углеводородов, отщепление двух атомов галогена от дигалогеналканов | Дегидрирование циклогексана, тримеризация ацетилена, выделение из нефти |
|
В этой статье не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. |