Как составить ссп в русском языке

Сложносочиненное предложение – что это такое понятным языком, как отличить его от простого и сложного и как правильно построить его схему

Предложение с несколькими грамматическими основами, которые связаны друг с другом союзами.

2 541

Сложносочиненное предложение – что это такое понятным языком

Сложносочиненное предложение – это, прежде всего, сложное предложение. То есть грамматических основ в нем две или более. «Сочиненное» – значит части у него соединяются «сочинительными» союзами. Части сложносочиненных предложений всегда равноправны, то есть от одной части нельзя задать вопрос к другой.

Отличительные признаки сложносочиненных предложений

Сначала научимся отличать эти грамматические конструкции от простых предложений с однородными членами.

Поясню разницу сразу на трех примерах:

  1. В эту ночь ветер неистово выл в проводах и врывался в печные трубы. Тут одно подлежащее – «ветер» и при нем два сказуемых: ветер (что делал?) выл, врывался. Предложение простое, однако оно осложнено однородными сказуемыми.
  2. Флейты, гобои и скрипки слились в одном звуке. Тут три подлежащих и при них одно сказуемое: (что?) флейты, гобои, скрипки (что сделали?) слились. Тоже простое предложение, которое осложняют однородные подлежащие.
  3. Кот мурлыкал, а хомячок спал. Вот это уже предложение сложное, потому что в нем две грамматические основы. Первая представлена подлежащим «кот» и сказуемым «мурлыкал», вторая – хомячком, который спал. Смотрим, как связаны части этой конструкции – между ними сочинительный союз «и». Делаем вывод – предложение сложносочиненное.

Как отличить сложносочиненное от сложноподчиненного

Две стратегии. Первая – по союзам. Есть союзы сочинительные (и, а, но, однако, ни – ни, то ли – то ли), есть подчинительные (что, когда, потому что).

У меня выходила статья про союзы, где я приводил вот эту классификацию и давал советы по запоминанию – прочитайте.

Мне лично запоминать союзы не нравится. Более простой способ – попробовать задать вопрос от одной части к другой. Если он задается – то предложение сложноподчиненное, а если нет – сложносочиненное. Сравните:

  1. Когда начался дождь, мы укрылись в маленькой хижине. Мы укрылись в хижине (когда?), когда начался дождь – сложноподчиненное предложение, потому что можно задать вопрос от одной части к другой.
  2. Начался дождь и мы решили укрыться в хижине. Вопрос от одной части к другой ну никак не задается – части предложения равноправные, оно сложносочиненное.
  3. Я не пошел в школу, потому что начался снегопад. Я не пошел в школу (почему?), потому что начался снегопад – вопрос задается, предложение сложноподчиненное.
  4. Я хотел пойти в школу, но начался снегопад – вопрос от одной части к другой не задается, конструкция сложносочиненная.

Вот так. И если у вас предложение сложносочиненное, то и союз в нем однозначно сочинительный. А если сложноподчиненное – то подчинительный.

Как отличить сложносочиненную конструкцию от бессоюзной

В бессоюзной нет союза. Части связываются просто с помощью интонации. Сравните три примера:

  1. Весь день шел снег, дул сильный северный ветер – бессоюзное предложение, потому что между частями «шел снег» и «дул ветер» нет союза.
  2. Весь день шел снег и дул сильный ветер – сложносочиненное предложение, ибо между частями теперь появился союз «и».
  3. Шел снег, но ветра не было – тоже сложносочиненное.

А как быть, если у вас в предложении три части и первая со второй связана бессоюзно, а вторая с третьей – союзно? Например: «Шел снег, дул ветер и море набрасывалось на черные скалы»?

В этом случае надо сказать, что перед нами «сложная синтаксическая конструкция», или, сокращенно, ССК. ССК – это как раз когда в предложении разные типы связи. То есть и бессоюзность, и союзность.

Вот еще один пример: «Начиналась буря, ветер крепчал, и море словно наполнялось злобой, которая готова была выплеснуться на наш корабль». Тут у нас:

  1. БСП (бессоюзное сложное предложение): «начиналась буря, ветер крепчал».
  2. ССП (сложносочиненное): ветер крепчал и море наполнялось злобой.
  3. СПП (сложноподчиненное): море наполнялось злобой (какой?), которая готова была выплеснуться.

Это тоже ССК. По другому и не скажешь, потому что тут все три возможных типа связи.

Как составить схему сложносочиненного предложения

Запомните, что если оно сложносочиненное, то скобки всегда квадратные. Круглые скобки бывают только в сложноподчиненном предложении.

Пример: «В аквариуме плавали рыбки, а кот зорко следил за ними». Схема будет такая:

Сложносочиненное предложение

Обратите внимание, знаки ставятся между скобками, союз тоже отмечается на схеме. В конце предложения ставится точка.

Еще момент. Как быть, если какое-то предложение у вас осложнено? Например: «Я сидел дома, учил уроки, а мои друзья веселились на улице».

Смотрите. По правилам русского языка осложнение простых предложений мы на схеме не отмечаем. Схема нужна для того, чтобы понять структуру сложного предложения. Поэтому схема этого предложения будет точно такая же, как и предыдущего:

Осложненное сложносочиненное предложение

Но. Иногда учителя велят показывать осложнения на схемах. Мол, чтобы дети лучше их запоминали. Тогда придется это делать:

Схема, которая понравится вашей учительнице

Подробнее об этом читайте в моей статье про осложненное предложение. Я рассказываю там про все пять осложнителей и учу отмечать их на схемах.

Полезные материалы по теме

Прочитайте другие мои статьи по синтаксису. Я стараюсь там все разжевывать и объяснять на примерах, чтобы вам было понятно:

  1. Что такое словосочетание.
  2. Предложение.
  3. Простое предложение.
  4. Главные члены предложения.
  5. Второстепенные члены предложения.

Подпишитесь на мою рассылку. Я буду писать статьи по русскому языку еще примерно полгода, рассылка позволит мне присылать вам свежие материалы.

Посмотрите подборки курсов для подготовки к ЕГЭ, ОГЭ и ВПР. Большая часть курсов проводится в групповом формате, преподают лучшие учителя России. Готовиться можно из дома, не надо тратить время на дорогу до репетитора. Цены приемлемые.

Еще там есть бесплатные справочники для скачивания. Они очень классные, я сам подбирал.

Напишите, пожалуйста, комментарий к статье. Скажите, что вам нравится и что не нравится. Мне важнее знать, что НЕ нравится. Критикуйте смело, чтобы я мог сделать этот текст лучше.

Спасибо.

( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

Оцените статью

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.

Сложносочинённое предложение — это два и более равноправных простых предложения с сочинительной связью между ними. Приведем примеры сложносочиненных предложений из художественной литературы с разными видами сочинительных союзов.

Сложносочиненное предложение

Одно сообщение может содержать в себе два и более простых предложений, объединенных общей смысловой целостностью и интонационной законченностью. Такое сообщение назовем сложным предложением. Оно, как и простое предложение, является единицей речи и оформляется при помощи интонации и порядка слов.

Если в нем два и более простых предложений соединены сочинительными союзами, то назовем его сложносочиненным. В нем содержится несколько равноправных по смыслу грамматических основ, соединенных сочинительными союзами.


Определение

Сложное предложение, состоящее из нескольких равноправных по смыслу предикативных частей, соединенных сочинительными союзами, называется сложносочинённым.


Что такое сложносочиненное предложение

Между простыми предложениями, входящих в состав сложносочиненного предложения, существует сочинительная связь, которая осуществляется с помощью союзов:

  • соединительных;
  • противительных;
  • разделительных.

Сочинительные союзы

Сочинительные союзы в сложносочиненном предложении

Соединительные союзы

Соединительные союзы «и», «да» (в значении «и»), «да и», «тоже», «также», «ни…ни» соединяют простые предложения, в которых сообщается о фактах, явлениях действительности, происходящих одновременно или следующих друг за другом. В сложносочиненных предложениях наиболее употребителен союз «и», который соединяет как однородные члены предложения в составе простого,  так и простые предложения в составе сложных.

Прошла зима, и в конце апреля пара острокрылых птичек прилетела и стала носиться вокруг старого гнёздышка (К. Ушинский).

В этом сложном предложении выделим две грамматические основы:

  • зима прошла;
  • пара птичек прилетела и стала носиться.

Две грамматические (предикативные) равноправные части соединены сочинительным союзом «и». Значит, это сложносочиненное предложение (в дальнейшем ССП).

В ССП с повторяющимся союзом «и» существует определенная последовательность событий, совершающихся одновременно,  к  тому же  усиливается утверждение или отрицание, например:

И чёрные скалы ожили на белом листе, и море било в них тысячью тяжелых батарей, и высоко в небо взлетали брызги.

Союз «да» равноценен сочинительному союзу «и».

Осталась от прежнего высокая белая колокольня, да по-прежнему вьётся-бежит среди зелёных лугов знакомая наезженная дорога (И. Соколов-Микитов).

Сочинительный союз «да и» обладает значением присоединения, например:

Ничьего не прошу сожаленья, да и некому будет жалеть (Н. Некрасов).

Союзы «тоже», «также» близки по значению к союзу «и», но могут в контексте иметь дополнительное значение тождества, уподобления. Указанные союзы располагаются внутри второго простого предложения, например:

Но вот конюшня опустела, деревья тоже разошлись (Н. Заболоцкий).

На ярмарку собралось много мастеров из ближних городков, были также гости из соседних государств.

В ССП повторяющийся союз «ни…ни» употребляется при перечислении с отрицанием, например:

Ни ветерок не потянет, ни воробушек не чиликнет, ни ласточка не прощебечет (П. Мельников-Печерский).

Сложносочиненные предложения с соединительными союзами

Противительные союзы

В ССП два простых предложения могут быть соединены противительными союзами:

  • а;
  • но;
  • да (в значении «но»);
  • однако;
  • зато;
  • же.

С их помощью выражаются отношения сопоставления или противопоставления одного явления другому. Сопоставление выражают союзы «а» и «же», например:

На Бронной уже зажглись фонари, а над Патриаршими светила золотая луна (М. Булгаков).

Маквала вдруг спохватилась и унеслась в дом, Нина же еще долго сидела на каменной скамейке под платаном (А. Казбеги).

Союз «зато» имеет значение возмещения, например:

Левая нога не сгибалась, зато правая прыгала, как у детского щелкуна (М. Булгаков)

Союзы «но», «да», «однако» выражают  уступительные отношения между простыми предложениями в составе СПП, например:

Раскольников проснулся на следующий день поздно, однако сон не подкрепил его (Ф. Достоевский).

Собак — хватает, да они не злые (А. Фадеев).

Месяца не было, но звезды ярко светили в черном небе (Лев Толстой).

Сложносочиненные предложения с противительными союзами

Разделительные союзы

Части СПП, связанные разделительными союзами «или», «либо», «то…то», «не то…не то», содержат в себе сообщение о событиях или явлениях, которые исключают друг друга, несовместимы в одно и то же время или чередуются, попеременно сменяя друг друга.

Сложные предложения с разделительными союзами могут также выражать отношения выбора или предположения.

Примеры предложений

Либо я устрою все по-прежнему, либо я его на дуэль вызову (И. Тургенев).

Не то это было раннее утро, не то уже наступал вечер (А. Фадеев).

То падал как будто туман, то вдруг припускал косой, крупный дождь (Лев Толстой).

Сложносочиненные предложения с разделительными союзами



Видео «Сложносочинённое предложение»

Схема сложносочиненного предложения


Схема сложносочиненного предложения

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 566.

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 566.

Составление схемы сложного предложения необходимо не только для того, чтобы выполнить данную часть задания по синтаксическому разбору, но и для того, чтобы понять, по какому принципу построено предложение. Кроме прочего, это необходимо еще и для того, чтобы все знаки препинания были расставлены верно. Все это касается, конечно, и сложносочиненного предложения, составление схемы которого может представлять определенные трудности для учащихся. Чтобы составить его схему правильно, нужно учесть ряд важных моментов.

Опыт работы учителем русского языка и литературы – 27 лет.

Схема сложносочиненного предложения: этапы ее составления

Для начала нужно определиться с тем, сколько частей входит в разбираемую синтаксическую единицу и каким образом они связаны, то есть найти все грамматические основы, а также сочинительные союзы, которые служат для связи простых предложений в общее сложное.

Сочинительные союзы могут быть не только простыми, но и составными, так что их части могут находиться в разных частях предложения.

Когда будут определены границы частей сложносочиненного предложения, можно приступать к составлению схемы. Поскольку все части в этой синтаксической единице равноправны, они обозначаются квадратными скобками. При этом и знак препинания, и союз выносятся за скобки.

Примеры составления схемы сложносочиненного предложения

Проще всего данный материал рассмотреть на примерах – несколько будут приведены ниже.

Она старалась не плакать, но чувства были слишком сильными. В этом предложении две грамматические основы, а значит, две части, которые связаны между собой сочинительным союзом но, перед которым стоит запятая. Следовательно, схема данного предложения будет выглядеть следующим образом: […], но […]. Это самый простой пример.

Вот более сложное предложение. Фиалки уже отцветали, а на смену им готовились прийти яркие и ароматные тюльпаны – и разносящий по степи их запах ветер был первым предвестником перемен. В данном предложении три грамматические основы, а значит, три равноправные части. При этом во второй использован сочинительный союз а, перед которым стоит запятая, а в третьем – сочинительный союз и, перед которым стоит тире. Следовательно, схема этого сложносочиненного предложения будет такой: […], а […] – и […].

Рассмотренные примеры сложносочиненных предложений со схемами показывают, как важно внимательно подходить к вопросу их составления.

Составление схемы сложносочиненного предложения: важные моменты

Сложносочиненные предложения с разрывом конструкции – большая редкость, поэтому при составлении схемы следует быть внимательнее: возможно, речь идет не о разрыве конструкции, а о двух разных частях предложения.

Обычно в сложносочиненном предложении используется такой знак препинания, как запятая, однако если оно достаточно объемное, то между несколькими частями может ставиться и точка с запятой. Тире же хоть и используется, но все же достаточно редко.

Заключение

Что мы узнали?

Непосредственно перед составлением схемы сложносочиненного предложения необходимо проделать подготовительную работу по определению количества частей, из которых состоит синтаксическая единица. Кроме того, необходимо определить, с помощью каких синтаксических союзов эти части связаны и какие между ними стоят знаки препинания. Поскольку части сложносочиненного предложения равноправны, на схеме они обозначаются квадратными скобками, между которыми ставится соответствующий знак препинания, а после него – сочинительный союз. При составлении схемы очень важно проявить внимательность и правильно определить границы предложений.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

  • Nonna Alehina

    8/10

  • Sasha Milekhin

    9/10

  • Людмила Новицкая

    9/10

  • Лиза Лузина

    10/10

  • Сергей Ефремов

    9/10

Оценка статьи

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 566.


А какая ваша оценка?

§1. Общие понятия

Сложносочинёнными называются предложения, части которых независимы, равноправны и соединены сочинительной синтаксической связью, выраженной сочинительными союзами.

Пример:

Тебе нравится демонстрировать свои преимущества, но люди этого не любят.

Схема: (…), но (…).

Сложносочинённые предложения обычно обозначаются так: ССП.

Сочинительная связь выражена сочинительными союзами. Они определяют характер смысловых отношений в ССП.

Тренер заболел, и занятия перенесли.

(соединительный союз и, в предложении выражена последовательность действий, обусловленная как причина и следствие)

Разлука с любимыми тяжела, но она легче жизни с нелюбимыми.

(противительный союз но, в предложении выражено противопоставление)

Не то он заболел, не то мать оставила его дома помочь по хозяйству.

(разделительный союз не то… не то, в предложении выражено взаимоисключение)

§2. Классификация сложносочинённых предложений

Классификация ССП строится на использовании в них союзов и их значении.

ССП делятся на следующие виды:

  1. ССП с соединительными союзами и, да (в значении и), ни… ни, как, так и выражают или одновременность событий, о которых говорится в частях ССП, либо отношения причины или следствия:

    Анна не отвечала, и пауза затянулась.

    (одновременность действий)

  2. ССП с противительными союзами а, но, да (в значении но),однако, зато, же, в то время как, между тем как, тогда как выражают сопоставление или противопоставление:

    Анна не отвечала, однако я её не торопил.

    (сопоставление)

  3. ССП с разделительными союзами или(иль), либо, то… то, то ли… то ли, не то… не то выражают чередование или взаимоисключение:

    Возможно, мы соберёмся к вам, или лучше вы приезжайте к нам на дачу.

    (взаимоисключение)

  4. ССП с присоединительными союзами да и, причём, тоже, также указывают на дополнительную информацию:

    Она выражала свои чувства прямо, я также был прост и прям в обращении.

  5. ССП с пояснительными союзами то есть, а именно содержат пояснение:

    Ваша статья нас не заинтересовала, то есть мы не будем её публиковать.

  6. ССП с градационными союзами не только… но и, не то чтобы… но и выражают соотношение по значимости:

    Мне не то чтобы всё надоело, но и мириться дальше с происходящим я не собиралась.

Схемы ССП:

Анна не отвечала, и пауза затянулась.

[…], и […].

Мне не то чтобы всё надоело, но и мириться дальше с происходящим я не собиралась.

[…не то чтобы…], но и […]

Пунктуация в сложносочинённом предложении.

Проба сил 

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы. 

Итоговый тест

  1. Верно ли, что ССП называются такие сложные предложения, части которых независимы, равноправны и соединены сочинительной синтаксической связью, выраженной подчинительными союзами?

    • да
    • нет
  2. Верно ли, что сочинительная связи в ССП выражена сочинительными союзами и союзными словами?

    • да
    • нет
  3. Верно ли, что сочинительные союзы выражают не только характер синтаксической связи, но и смысловые отношения в ССП?

    • да
    • нет
  4. Сколько типов ССП?

    • один
    • два
    • три
    • четыре
    • пять
    • шесть
  5. Определи вид ССП: Занавес раскрылся, и актёры вышли на поклоны.

    • ССП с пояснительным союзом
    • ССП с присоединительным союзом
    • ССП с соединительным союзом
  6. Определи вид ССП: Занавес раскрылся, но никто не вышел на сцену.

    • ССП с соединительным союзом
    • ССП с противительным союзом
    • ССП с градационным союзом
  7. Определи вид ССП: То Машу собирались отправить на юг к бабушке, то она сама вдруг решила поехать в Москву.

    • ССП с противительным союзом
    • ССП с разделительным союзом
    • ССП с пояснительным союзом
  8. Определи вид ССП: Машу собрались отправить на юг к бабушке, причём никто ей об этом не сказал.

    • ССП с присоединительным союзом
    • ССП с соединительным союзом
    • ССП с противительным союзом
  9. Определи вид ССП: Машу собрались отправить на юг к бабушке, то есть в Москве на лето она не останется.

    • ССП с присоединительным союзом
    • ССП с пояснительным союзом
    • ССП с градационным союзом
  10. Определи вид ССП: Маша не то чтобы отказалась ехать, но и оставаться дома ей явно не хотелось.

    • ССП с разделительным союзом
    • ССП с противительным союзом
    • СПП с градационным союзом

Правильные ответы:

  1. нет
  2. нет
  3. да
  4. шесть
  5. ССП с соединительным союзом
  6. ССП с противительным союзом
  7. ССП с разделительным союзом
  8. ССП с присоединительным союзом
  9. ССП с пояснительным союзом
  10. СПП с градационным союзом

Смотрите также

  • Морфология. Союз
  • Глава 16. Пунктуация в сложносочинённом предложении
  • Глава 19. Пунктуация в предложениях с разными видами синтаксической связи

Тематический практикум ОГЭ 2023

NEW -40%

ТОП орфографических ошибок в сочинении ЕГЭ

-20%

ТОП пунктуационных ошибок в сочинении ЕГЭ

-20%

ТОП речевых ошибок в сочинении ЕГЭ

-30%

Сочинение ЕГЭ 2023 на 24 балла

Интерактивное пособие для подготовки к сочинению

-30%

АНАЛИЗ ТЕКСТА

Пособие “Анализ текста. Задание 1-3, 22-26 ЕГЭ”

-50%

300+ аргументов к итоговому

Навигатор-ЕГЭ 2023. Сочинение

Интерактивный чек-лист

-50%

Навигатор-ЕГЭ 2023. Тест

Интерактивный чек-лист

-50%

Учимся формулировать

проблему, комментарий, авторскую позицию, обоснование

-30%

Исключения и трудности ЕГЭ

ИСКЛЮЧИТЬ/ЗАМЕНИТЬ

300+ заданий 6 ЕГЭ

-50%

200+ аргументов для сочинения ОГЭ

-30%

ОГЭ-навигатор 2023

Чек-лист подготовки к ОГЭ по русскому языку 2023

СКИДКА

1000 НАРЕЧИЙ

Слитно, раздельно, через дефис

-50%

Проверка сочинения ЕГЭ

Сложносочиненное предложение (ССП) – сочинительная связь, примеры.

netology

Содержание:

Сложносочинёнными называются такие СП, части которых соединены сочинительными союзами и грамматически не зависят друг от друга, т.е. находятся в отношениях равноправия, равнозначности.

Части сложносочиненного предложения образуют смысловое, структурное и интонационное целое. 

Признаки ССП:

  • самостоятельность частей сложного предложения
  • наличие сочинительных союзов, которые выступают как основное средство связи между частями сложного предложения и занимают закрепленную позицию между ними
  • интонация (противопоставления, перечисления и др.)

Сочинительные союзы, за крайне редкими исключениями (прежде всего это союз же), стоят между частями сложного предложения, не входя в их состав. Соответственно, при инверсии (нарушении порядка) частей союзы или их части остаются на своем месте.

Значения союзов в ССП:

  • соединительные союзы указывают на то, что ситуации происходили, происходят или будут происходить.: Раскрыты окна. Веет теплый ветер, и лёгкий пар клубится у реки, / И шумно солнцу радуются дети, / И думают о жизни старики (М. Исаковский); 
  • противительные союзы обозначаются сопоставление ситуаций или указывают на несоответствия: Арбузом спелым пахнут зори, а день антоновкой пропах (Н. Рыленков); Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят (Ф. Тютчев); 
  • разделительные союзы указывают на то, что возможно каждое из описываемых событий: Милый край! То снимет шапку ёлка, то берёзка рукавом тряхнёт; 
  • пояснительные союзы указывают на сходство соотнесённых ситуаций: Николай был одет по-дорожному, то есть штаны были всунуты в сапоги (Л. Толстой); 
  • присоединительные союзы подчёркивают добавочный или второстепенный характер информации, заключённой во второй части: У него было много книг, и все такие дорогие, редкие книги (Ф. Достоевский). 

Соединительные отношения – значение логической однородности, то есть перечисления, одновременности или последовательности событий. Общим для этих действий является соотнесенность с конкретным временным моментом, но при этом одно действие не вытекает из другого.

Пример:
Все влюблены, и все крылаты, / И все поют стихи Булата / На этом береге туманном (Ю. М.).

Одновременность событий отражена в сложносочиненном предложении с помощью глаголов несовершенного вида либо нулевых глаголов-связок в составном именном сказуемом, как в приведенном примере. Это же значение может относиться и к передаче состояний, признаков, осуществляемой словами категории состояния: И скучно и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды… (Л.).

Последовательность действий выражается с помощью глаголов совершенного вида: Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге (Л.).

Средства связи в ССП с соединительными отношениями: сочинительные союзы: и, да=и, повторяющиеся и…и, ни…ни, тоже, также.

Одиночный или повторяющийся союз и — самый частотный при передаче перечисления (Всё слышатся жалобные звуки, и не разберешь,
ставня ли это ноет на своих ржавых петлях, или летят журавли…
). Типично употребление предложений с этим союзом в повествовательных и описательных контекстах художественной речи, когда создается картина окружающего мира, передаются ощущения автора или персонажа.

Союз и часто используется для соединения предложений, фиксирующих быструю смену событий. (Были блистательные бодрые дни на
футбольном поле, запах земли и травы, волнение важного состязания; и вот вырывается и близится знаменитый форвард противника, и ведёт новый жёлтый мяч, и вот бьет с пушечной силой ‒ и жужжит в пальцах огонь от отклонённого удара (Наб.).

Союз да в значении и носит разговорный характер: Ты завтра с отцом к ней поедешь, да приласкайся хорошенько: ты моложе ее (Л. Т.).

Союз ни… ни используется, чтобы показать взаимное исключение перечисляемых сообщений: Ни солнца мне не виден свет, / Ни для корней моих простору нет, / Ни ветеркам вокруг меня свободы (Кр.).

Союзы тоже и также привносят в предложение оттенок сопоставления и присоединения; кроме того, они могут располагаться не между

частями предложения, а внутри них, после слов, которые вступают в сопоставление с первой частью, ‒ или перед ними в случае инверсии: Снегу было мало, снежных буранов тоже (Акс.); Живущих в этой местности помещиков было очень мало; очень мало было также дворовых
и грамотных (Л. Т.).

  • Прозрачный лес один чернеет, / И ель сквозь иней зеленеет, / И речка подо льдом блестит (А. Пушкин); 
  • Сыпались звёзды, да иглы звенели (С. Щипачёв); 
  • Ни солнца мне не виден свет, / Ни для корней моих простору нет, / Ни ветеркам вокруг меня свободы… (И. Крылов); 
  • Странный старичок говорил очень протяжно, звук его голоса также изумил меня (И. Тургенев). 
  • Однозвучно гремит колокольчик, / И дорога пылится слегка (И. Макаров); 
  • Черёмуха душистая развесившись стоит, и зелень золотистая на солнышке горит (С. Есенин); 
  • Шумели деревья, и по небу мчались клочки туч (М. Горький). 
  • Парадные двери были заперты, и всё спало (Л. Толстой); 
  • Дни проходили за днями, и каждый день был похож на предыдущий (Ф. Достоевский). 
  • Парадные двери были заперты, и всё спало (Л. Толстой); 
  • Я выстрелил, и в то же мгновение в нескольких шагах от меня раздался крик (И. Тургенев); 
  • Вдруг таинственной прохладой повеяло из глубины, и потом громадный глухарь порхнул из куста (Л. Леонов); 
  • Толпа перед ним расступилась, и в тот же миг он увидел её (А. Куприн). 
  • Гроза омыла Москву 29 апреля, и стал сладостен воздух, и душа как-то смягчилась, и жить захотелось (М. Булгаков);
  • Душой весны природа ожила, / И блещет всё в торжественном покое (Ф.Тютчев); 
  • Начинало темнеть, и на небе замигали звёзды (А. Чехов); 

Разделительные отношения указывают на чередование явлений, на выбор одного из возможных вариантов, будь то предположения о происходящем или рассуждения о будущем.

Средства связи в ССП с разделительными отношениями: разделительные союзы или, либо (одиночных и повторяющихся), ли… или, то ли… то ли, не то… не то, а также то… то.

Одиночный союз или, повторяющиеся или… или, ли… или нейтральны в выражении выбора: В самом ли деле он уверовал, или величественная церемония совершенного таинства потрясла его и возбудила художественную восприимчивость его натуры, но он твердо и, говорят, с большим чувством произнес несколько слов прямо вразрез многому из его прежних убеждений (Дост.).

Союз иль рассматривается как разговорный и почти устаревший, в современных текстах он встречается крайне редко: Для счастия души,
поверьте мне, друзья, иль слишком мало всех, иль одного довольно (П.); 

Союзы то ли… то ли, не то… не то выражают неуверенность автора: И я уж и не знаю: то ли я его люблю, то ли мне его жалко (Шукш.); — Ах Илья, Илья! Не то смеяться, не то плакать (Гонч.).

Своеобразие союза то… то заключается в том, что он не передает отношения выбора, а описывает чередование действий: Ей то казалось,
что дочь ее спит рядом с ней, и она отодвигалась, шарила по постели рукой, то слышался невнятный шепот: «Мама, пить» (Ш.).

  • Мы подолгу беседовали и подолгу молчали, или же она играла мне на рояле (А. Чехов); 
  • Либо моя речь произвела сильное впечатление, либо и без того у колонистов накипело (А. Макаренко); 
  • То солнце тусклое блестит, / То туча чёрная висит (Н. Некрасов); 
  • Не то было раннее утро, / не то уж наступил вечер (Г. Семёнов). 
  • Лишь изредка на канавках позвякивали орудия, или ржала артиллерийская лошадь, или хриплым голосом кричал рассерженный начальник на своих подчинённых (Л. Толстой). 
  • Иль у сокола крылья связаны, / Иль пути ему все заказаны (А. Кольцов) 
  • У него не было никакого страха, или, вернее, страх остался позади и гнал его вперёд (К. Федин); 
  • То тут, то там изредка вспорхнёт испуганная нами птица или зацокает бекас (Г. Федосеев); 
  • Там всё-таки глядишь, облачко проплывёт, непохожее на другое, или солнце вдруг заиграет лучами (Г. Марков); 
  • Подумайте лучше, или я вынужден буду принять меры (В. Шукшин); 
  • Может, шагу прибавить или силёнок нет? (К. Симонов); 
  • Мне придётся серьёзно заняться английским языком, или я не смогу поступить на факультет иностранных языков;
  • Либо пан, либо пропал (пословица); 
  • Их остановили на дороге, либо они остановились сами и толковали о житейских вопросах (К. Федин). 
  • Над редкими лесами тянулся дымок: то ли костры разводили солдаты, то ли дотлевали загоревшиеся во время боя рощи (Ю. Бондарев); 
  • То ли шелест колоса, / Трепет ветерка, / То ли гладит волосы / Тёплая рука (А. Сурков). 
  • То ли я перестану понимать людей, то ли они меня (И. Бунин) 
  • Её поведение трудно понять: она то весёлая и спокойная, то вдруг ей ничего не хочется делать (А. Толстой); 
  • А за окном, увы, весна. То косо налетит снежок, то нет его, и солнце на обеденном столе (М. Булгаков); 
  • То надобно соседей навестить, / То на охоту ехать с соколами, / То на войну нелёгкая несёт (А. Пушкин); 
  • То у него сонливый вид, / То он свистит, глаза прищуря, / То сам прорваться норовит (А. Твардовский) 

Противительные отношения – значение противоречия между сообщениями, содержащимися в первой и во второй частях.

Средства связи в ССП с противительными отношениями: союзы а, но, да, однако, зато, а то, не то, а не то, же.

Наиболее очевидно противительные отношения представлены союзом но: Заседатель ваш… он, конечно, человек сведущий, но от него
такой запах, как будто бы он сейчас вышел из винокуренного завода (Г.)
— несоответствие данной сначала положительной характеристики

данному потом отрицательному факту. Еще пример: Вишневый сад ваш продается за долги, на двадцать второе августа назначены торги, но вы не беспокойтесь, моя дорогая, спите себе спокойно, выход есть… (Ч.) — возникает «нестыковка» между сообщением о неприятностях, ожидающих Раневскую, и «утешительными» словами Лопахина.

Союз да в смысловом отношении синонимичен но, однако носит разговорный характер и часто используется при передаче прямой речи:

Надо бы их разбудить, да Варвара Михайловна не велела (Ч.); Какое-то масло, ваше высокоблагородие, клали его в кашу, да не годится, так и дерет рот, а пахнет оно хорошо (Купр.); Оно, разумеется, князь Андрей не дитя, и без него обойдется, да против воли в семью входить нехорошо (Л. Т.). Этот союз типичен для классической художественной литературы; в современных текстах он встречается редко.

Союз однако, наоборот, придает книжность контексту (кроме того, он имеет дополнительное значение ограничения): Бунин замолчал на несколько лет, однако эти годы имели для него важное значение (Л. Никулин).  

Противоречие суждений с оттенком противопоставления выражается союзом а: Оно, пожалуй, барство-то ‒ как оспа… и выздоровеет человек, а знаки-то остаются… (М. Г.); Многие в свое время смеялись над Солоухиным, а мне вот очень нравится обращение «сударь» (В. Акс.).

Союз зато имеет особое значение — возместительное: первая часть обычно содержит отрицание факта или негативную характеристику,

а вторая — в противовес — дает сведения со знаком плюс: Имя забылось, зато твердо отпечаталось в памяти ощущение плотных плеч, секундная вороватая ласка в потемках гардеробной, среди мягких шуб… (Триф.). В парадных комнатах она только дулась; зато у себя, перед своею горничной, она разражалась иногда такою бранью, что чепец прыгал у ней на голове вместе с накладкой (Т.).

  • По ягоды меня водили птицы, / А белки по орехи и грибы (Н. Рыленков); 
  • Федя никогда не плакал, зато находило на него временами дикое упрямство (И. Тургенев); 
  • Разница в годах была слишком значительная, но тем не менее он сделал ей предложение (М. Зощенко); 
  • Природа действует стихийно, человек же сознательно (Л. Леонов) 
  • В эту зиму мне было двадцать лет, а ему шестьдесят (И. Бунин); 
  • Два дня пролежал он в дивизионном медсанбате, а затем его перевезли на левый берег (Л. Гроссман).
  • Мать расположилась с детьми в карьере, а отец – в кибитке (С. Аксаков) 
  • В книгах сказки, а в жизни только проза есть (А. Блок). 
  • Бричка ехала прямо, а мельница почему-то стала уходить влево (А. Чехов); 
  • Слёзы выступили у него на глаза, а всё лицо расцветало радостью (И. Тургенев); 
  • Уже давно рассвело, а лампа всё горела коптящим бессильным огоньком (А. Фадеев). 
  • Надя давно уже встала и давно уже гуляла в саду, а всё ещё тянется утро (А. Чехов); 
  • Рассказывайте что хотите, а я всё-таки женюсь и буду жить счастливо (А. Островский); 
  • Матушка поминутно плакала, здоровье её становилось день ото дня всё хуже, она, видимо, чахла, а между тем мы с ней работали с утра до ночи (Ф. Достоевский). 
  • Вечерело уже, а шторм лютовал и не собирался отдыхать (А. Платонов); 
  • Вот и огонёк разгорелся, а напарника моего всё нет и нет (В. Астафьев); 
  • Но время шло, а ревущий грохот не ослабевал (Л. Гроссман). 
  • Берёзы распустились, дубы же стояли обнажёнными (А. Чехов); 
  • Публике он совсем не нравился, мне же лично князёк был до крайности симпатичен своими несчастьями и неудачами (А.Чехов); 
  • Варенька, рассматривая даль, всё вспоминала что-то, Ипполит же зачем-то считал пятна грязи на её платье (М.Горький); 
  • Мать села на скамейку возле брата и вдруг зарыдала, отец же махнул рукой и быстро пошёл прочь (И.Бунин); 
  • Прежде Емельян служил в певчих, имел замечательный голос, теперь же он обратился в мужика (А. Чехов). 
  • Труд кормит, лень же портит. 
  • Правее горы казались положе, но дальше по горизонту снова громоздятся их приметные вершины (Д. Гранин); 
  • Конечно, в ту минуту в самолёте Крылову было не до того, но сейчас он не мог не думать об этом (Д. Гранин); 
  • На губах явилась довольно тихая улыбка, однако в морщинах щёк ещё дрожали слёзы (М. Горький);
  • Ах, милый, я луну любила, да это уж давно прошло (А. Островский);
  • В короткие зимние дни здесь рано спускается сумрак, зато в начале лета неделями длятся немеркнущие белые ночи (А. Сладков); 
  • Избы не больно казисты, зато перед каждой избой садик с яблонями и вишнями (Ю. Нагибин). 
  • После пережитого напряжения у Ивана Ивановича дрожали руки и ноги, зато на душе отлегло (В. Овечкин);

Добавить комментарий