Как составить stand up

standupЛюбите стендап настолько, что хотите овладеть им? Мы решили вам помочь и составили пошаговое руководство по подготовке стендап-шоу. Вы узнаете, где искать идеи для шуток, как писать биты и стендаперские акты, как репетировать и что нужно для удачного выступления.

«Сторителлинг» – один из основных приемов, который используется в этом жанре выступлений. Приглашаем вас на эту программу, чтобы освоить метод и использовать не только для юмористических выступлений, но и в любой сфере жизни, начиная от общения с друзьями и заканчивая публичными выступлениями.

1

Собирайте идеи

Этим вы должны заниматься постоянно. Носите с собой блокнот и записывайте туда все, что приходит в голову: готовые шутки, идеи для них, просто идиотские ситуации, которые со временем можно превратить во что-то смешное. Скорее всего, 90% из них не пригодятся. Но зато «промывка идей» принесет вам 10% самородков. Из них вы и будете строить свое выступление.

Где еще брать темы для шуток

  • Шутите над тем, что сами считаете смешным. Ваши шутки должны быть эмоциональными. Вы сами должны смеяться с них. Искренне и по-настоящему. Поэтому не делайте упор на коммерчески выгодные темы. Смейтесь над тем, над чем хочется.
  • Шутите над  собой. Самонасмешка – это, пожалуй, самый эффективный способ быстро установить связь с аудиторией. Смейтесь над собой, и вас будут воспринимать не заносчивым снобом, а своим веселым парнем. Это даст слушателям позитивную установку на все ваше выступление.
  • Выбирайте распространенные и известные темы. Если ваши шутки будут слишком специфическими, вы рискуете остаться непонятым и услышать эту зловещую тишину.
  • Смотрите других комиков. Это не значит, что вы будете заниматься плагиатом. Ищите интересные темы, углубляйтесь, шутите над самими стендаперами или манерой их выступления. Учиться у лучших не зазорно – помните об этом.

2

Пишите шутки

Следующий этап – создание шуток на основе заготовленного материала. И для этого вам нужно знать общую структуру элементарной единицы юмора. Комики выделяют в ней две основных составляющих: setup (установка) и punchline (кульминация). Сетап создает в голове у зрителя определенную картинку, а панчлайн разрушает ее, при этом вызывая удивление и смех.

Вот, к примеру, шутка британского комика Милтона Джона:
«Познакомился в Интернете с девушкой, выложил шариками у нее под окном: «Ты выйдешь за меня?» Потом увидел ее лицо, и вопрос сдулся сам собой».

Думаем, вы сами легко догадаетесь, где здесь что. Важно помнить, что установка должна содержать относительно достоверные факты. Ее задача – не удивлять, а усыпить бдительность слушателя. Чем больший контраст между сетапом и панчлайном, тем смешнее получится шутка.

Важный совет: если дело идет туго, попробуйте придумывать шутки в компании с кем-либо еще. Это даст приток новых идей и поможет посмотреть на свои творения со стороны.

3

Создайте монолог

Даже если у вас будет добрая сотня искрометных шуток (на языке стендаперов они называются «биты»), этого недостаточно, чтобы подойти к микрофону. Вы должны написать монолог («act» по англоязычной терминологии). Некое связное повествование из шуток, объединенных одной или несколькими темами. Ваше первое выступление не должно длиться больше 3-х минут (именно столько времени дают на открытых микрофонах), причем на каждую минуту отводите не более 5-6 шуток.

Вот как может выглядеть схема такого выступления:

  1. Сложности с общественным транспортом;
  2. Работа и тупой босс;
  3. Вечер пятницы;
  4. Ночь пятницы.

Что касается переходов между подтемами, то это вопрос вашей фантазии. Вы можете делать их как плавными, так и резко менять тему.
Совет новичкам: Начинайте с общих и нейтральных тем и лишь затем переходите к чему-то более острому и откровенному. В будущем вы сможете нарушить этот принцип, но сначала нужно заслужить доверие зрителей.

4

Репетиция

Итак, вы написали свой монолог. Вы даже возможно продемонстрировали его нескольким особо доверенным людям, и он показался им забавным. Потом вы его выучили. Что ж, пришло время репетировать. Лучше делать это не самому, а с напарником, который даст вам обратную связь. Также можно записать черновое выступление на видео, а потом проанализировать все ошибки. Не тренируйтесь перед зеркалом – в реальности вы будете смотреть на других людей, а не на любимого себя.

Обязательно проверьте время выступления. Будьте готовы, что в реальности все может пойти не так. Оставьте про запас несколько шуток, или же наоборот, подумайте, как сократить монолог при необходимости.
Придумайте план Б на случай, если шутка не зайдет. Конечно, можно рассчитывать на импровизацию. Но вам ведь ничего не мешает сделать это заранее, да?

Главная цель репетиции – отработать подачу шуток. Самый смешной стендап можно загубить просто унылым видом лица. Вы сами должны проявлять эмоции, чтобы вызвать их у зрителей.

Репетиция – это не залог успеха, а способ повысить свою уверенность. Даже самые знаменитые комики иногда забывали слова прямо во время выступления. Это нормально. Сделайте вид, что все так и задумано, попробуйте пошутить над этим или просто двигайтесь дальше. Возьмите с собой небольшую шпаргалку, на случай если что-то вылетит из головы.

5

Выступление

Вы проделали большую работу, готовились и через несколько секунд ваш выход. И первая проблема, с которой вы столкнетесь – волнение. Вот, что говорит по этому поводу стендап-тренер Джуди Картер: «Не пытайтесь перестать нервничать просто измените свое отношение к этому. Может быть, нервничать смешно, а быть спокойным и уверенным в себе скучно?…Если вы беспокоитесь, что у вас пересохнет во рту, возьмите с собой воду. Если ущипнуть себя за щеку, слюна тоже выделится, но лучше сделайте это до выхода на сцену».
Вы поняли посыл, да? От этого нет таблетки. Просто забейте или превратите это в шутку.

Будьте готовы импровизировать. Удачная шутка, основанная на происходящем в момент выступления (или до него), помогает быстро установить контакт с аудиторией. Что делать, когда кто-то уже пошутил на выбранную вами тему? Если вы не хотите, прятаться в тени чьей-то славы, лучше отказаться от части вашего выступления. Кстати, именно для этого вам и понадобится план Б.

Заканчивайте ваш выход самой смешной (даже физиологичной или сексуальной) шуткой. Или даже тогда, когда вы вдруг сорвали ошеломительные аплодисменты, а в запасе еще полминуты. Принцип простой – уходите на пике славы. Но вежливо. Четко обозначьте конец выступления и попрощайтесь.
А дальше? Ну, как хотите. Несравненная Джуди Картер предлагает напиться.

Полезная литература по теме

  • Библия Комедии — Джуди Картер: книга научит структуре стендап-шуток и даст понять, что стендап — это не дар небес, а ремесло, которое можно освоить.
  • Пошаговое руководство по созданию комедийного шоу — Грег Дин: эта книга проведет вас по всем этапам создания стендап-шоу – от идеи до подготовки выступления и репетиций.
  • Джон Мэкс «Как быть смешным»: не совсем о стендапе, но о шутках. Как их придумывать, как рассказывать и вообще как развивать чувство юмора.
  • The Comic Toolbox: How to Be Funny Even If You’re Not — John Vorhaus: книга о психологии стендаперства. В ней вы узнаете о психологических трюках, которые помогают мотивировать, настраивать себя на рабочий лад и заряжать других людей.

В течение последних десяти лет стендап обрел обширную популярность в России — запущены многочисленные проекты, в которых выступают как профессиональные комики, так и новички. Порой попасть на стендап можно, зайдя в ближайший бар: там в атмосфере угрюмой неловкости будут проверять свои шутки будущие звезды сцены. А часто стендап даже ближе, чем вы думаете: на рабочем совещании, на первом свидании, везде, где нужно рассказать о себе и неплохо бы сделать это смешно. Мы пообщались с преподавателями Школы стендапа ЦИМермана и участниками «StandUp ЦИМермана» Амбарцумом Симонянцем и Виталием Щанниковым и узнали, как написать смешной материал для стендапа.

Амбарцум Симонянц

Актер, стендап-комик, участник «StandUp ЦИМермана», преподаватель Школы стендапа ЦИМермана

Виталий Щанников

Актер, стендап-комик, участник «StandUp ЦИМермана», преподаватель Школы стендапа ЦИМермана

С чего начинается стендап

Стендап — это вид комедии, в котором комик общается напрямую с залом, рассказывая шутки или истории. Стендап не обязательно подразумевает линейный сторителлинг, когда комик рассказывает одну большую смешную историю, это может быть несколько забавных эпизодов и шуток. Но в основе всего — каждой истории и каждой шутки — лежит парадокс. Именно от него зависит, будет ли слышен смех в конце тоннеля.

Парадокс в комедии — это ситуация нестыковки, когда ожидание и реальность не совпадают или когда сосуществуют две абсолютно несовместимые вещи. Именно несовпадение вызывает реакцию смеха. По этому же принципу строятся мемы, когда авторы подсвечивают парадоксы и тем самым вызывают у зрителя реакцию «До чего же жизненно!». Например: «Бабушка в детстве говорила, что детям нужны домашние животные, но когда мы с братом завели вшей, она в тот же день залила их уксусом».

Как и где искать парадокс?

«Первое, что нужно знать, — это что парадоксы окружают нас всегда и везде. Наша жизнь — это один большой парадокс, особенно жизнь в России. Она часто вызывает много вопросов, которые не поддаются логическому объяснению. Главное — научиться подмечать такие моменты и фиксировать их, например, в заметки телефона, а затем подсвечивать их в комедийном ключе», — отвечает Амбарцум Симонянц.

Важной составляющей стендапа также являются истории. Особенно ценятся истории провалов, серьезных или дурацких, но таких, с которыми может столкнуться любой человек. Это может быть история о том, как к стирающемуся белому белью случайно попал красный носок или как вы перепутали чаты и мем про ужасного босса ушел в диалог с начальством.

«Все самое глупое, что происходит с вами, становится отличным поводом для шуток. Этот закон по-другому звучит как „Публика любит неудачников“. В тот момент, когда комик начинает рассказывать о своих провалах, он становится ближе к зрителю, это уже не коуч на TED Talks, а скорее друг, с которым вы рассказываете друг другу смешные истории.

Например, одна учащаяся нашей школы стендапа рассказывала о том, что она работает кладовщиком на предприятии и 15 лет живет с бывшим мужем, потому что она хороший кладовщик и знает, что на производстве все может пригодиться», — объясняет Виталий Щанников.

В стендап-комедии распространено множество техник и приемов, которые позволяют конструировать емкие и хлесткие шутки, подсвечивать парадоксы и делать их еще смешнее. Вот несколько приемов, которые можно использовать:

Трехходовка

Этот прием позволяет углубить и подчеркнуть парадокс, лежащий в основе шутки. В шутке с использованием трехходовки, как правило, происходит перечисление трех объектов, которые можно в контексте поместить в одну группу, но третий объект очень сильно выбивается, и именно из-за этого зритель смеется. Например: «Мы сразу поняли, что это любовь: у нас совпали ценности, планы на будущее и детские травмы».

Десятый ответ на вопрос

Вы наверняка слышали шутки в формате «вопрос — ответ». Например: «Когда стоит заводить своих детей? — Когда от вас перестают сбегать чужие». Это довольно кропотливый формат, но он часто стоит потраченных усилий. Для отработки такой шутки запишите вопрос — первую часть шутки — и затем дайте к нему 10 ответов в комедийном ключе.

Сравнение

В этом приеме смешной эффект достигается за счет сравнения двух вещей, между которыми на первый взгляд мало общего. Сравнение становится связующей ниточкой, а иногда и самим парадоксом. Например: «У меня настолько высокий рост, что даже мама не помнит, как выглядит мое лицо».

Приемов гораздо больше, опытные комики часто сочетают их между собой, но иногда только правильно сконструированных шуток недостаточно.

Актуальные статьи и подборки в вашем смартфоне. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и получайте все материалы, которые выходят на нашем сайте.

Как сделать так, чтобы люди смеялись?

Порой бывает, что шутки кажутся смешными ровно до тех пор, пока они не озвучены. С этим сталкиваются как новички, так и профессионалы, и от молчания слушателей не застрахован никто. И в этот момент начинается период, когда свободное творчество сменяется кропотливой, ювелирной работой по корректировке шуток, использованию новых приемов и слов, потому что если шутка не будет улучшена, то она просто не будет никому нужна.

«У стендапа в целом довольно гибкие правила, и непреложных законов там мало. Мы советуем своим ученикам строить повествование по принципу от частного к общему, чтобы они начинали шутить о чем-то близком и знакомом им, постепенно цепляя темы, актуальные для всех.

В целом работа комика заключается в том, чтобы находить компромисс между тем, что смешно только ему, и тем, что считает смешным аудитория. Если человек не захочет искать этот компромисс, то он может стать так называемым альтернативным комиком — это когда над его шутками смеется пара друзей, ну и мама гордится. В целом комик все равно должен находиться в поиске баланса, но найти его без практики невозможно. А практика — это периодические выступления на различных площадках и на открытых микрофонах. К сожалению, другого способа узнать, что будет смешно, кроме как выступить перед публикой, не существует», — объясняет Амбарцум Симонянц.

Регулярные выступления позволяют не только отшлифовать материал до идеального состояния. Они также тренируют навык публичных выступлений и общения с аудиторией, который впоследствии может пригодиться и на других публичных выступлениях, например на деловых презентациях, бизнес-конференциях или встрече с друзьями.

Большинство моих подписчиков знает, что кроме научной журналистики я также занимаюсь стендапом. Пришел я в стендап в 2017 году, не имея цели стать комиком или шоуменом. Хотел просто подкачать навык публичных выступлений. Да и из зоны комфорта временами выбираться полезно. Особенно если ты типичный книжный червь, которым я на тот момент и являлся.

Стендап затянул. Мне очень понравилась возможность быть на сцене, взаимодействовать с живой аудиторией. В эпоху интернета и гаджетов это уникальная и редкая возможность.

Мне часто пишут с просьбой рассказать, как устроен стендап. Как он выглядит в тексте и по каким законам пишется. Поэтому решил написать серию материалов, в котором расскажу и про стендап и про то, по каким законам пишутся шутки.

Что такое стендап

Стендап – юмористический монолог, который создают по определенным канонам. В последние годы стендап стал очень популярным в России. Стендап-комики становятся лидерами мнений. Их зовут на интервью, их много показывают по телевизору.

А главное – попасть в стендап максимально просто. Не нужно, как, например, музыканту, учиться много лет в музыкальной школе, затем в консерватории. И после нескольких лет сцены начинать карьеру.

В стендапе – ты просто пишешь монолог, выходишь с ним и выступаешь. И если у тебя получилось смешно и интересно – начинаешь карьеру стендап-комика.

В чем же уникальность стендапа, как жанра и как выглядит его структура?

В этой статье мы разберем, как складывается логика стендап-монолога. И не будем разбирать, как писать шутки. Шутки тоже пишутся по определенным канонам и про это у меня уже выходили (и выйдут еще) отдельные материалы, ссылки на которые вы найдете в конце статьи.

Откровенность. Насколько стендаперы правдивы

В стендапе ты рассказываешь о себе. О своих внутренних проблемах. О том, с чем сталкиваешься в жизни и как это преодолеваешь. Причем необязательно побеждаешь трудности – ты можешь и проиграть. Главное, чтобы это было смешно и интересно.

Много ли здесь правды? У хороших опытных комиков своей личной правды много. Это потому, что искренние выступления лучше работают на аудиторию. Гораздо проще рассказать, как есть, чем придумать ситуацию.

Откровенность – сближает. Твои проблемы найдут отражение в сердцах других людей, в этом и сила стендап-монолога.

Но если рассказывать о жизни один в один, как есть – то никто слушать это не будет. Серо и скучно. Поэтому комики приукрашивают действительность обычными художественными методами: метафорами, гиперболами, яркими эпитетами и т п.

Важную роль играют шутки. Они как раз могут уже выходить за пределы реализма.

Вступление в стендапе

Когда выходишь на эстраду

Стремиться нужно к одному.

Всем рассказать немедля надо,

Кто ты зачем и почему.

Аркадий Велюров, “Покровские ворота”

Для начала важно рассказать аудитории – кто вы. Они же понятия не имеют, каковы ваши взгляды на мир. Чем вы занимаетесь. Пока вы этого не сделаете, у публики будет немой вопрос.

Это легко известным комикам. Все примерно знают, что представляет из себя Алексей Щербаков или Юлия Ахмедова. Так уж устроен человек. А начинающие стендаперы должны быстро ввести аудиторию в курс дела.

Вот как когда-то начинали резиденты шоу “Стендап на ТНТ”

2 года, 6 месяцев и 15 дней назад мы с моей девушкой поженились. А вас не удивляет, что мужчина так хорошо помнит дату? Я помню по двум причинам. Во-первых, это значимый день. Во-вторых, я каждый месяц вношу 8200 экспресс-кредита, который взял на эту свадьбу. Стас Старовойтов

Сразу понятно, что за проблемы у человека и что он за персонаж, о чем будет шутить. Аналогично и Тимур Каргинов:

“Здарова хачики! Вы – все хачики!” Именно с такой фразой ко мне и моим друзьям обратился на днях в ресторане полковник полиции.

Не стоит слишком загружаться этой задачей и пытаться написать гениальную первую шутку. Просто в одном предложении опишите себя. Задача вступления – чтобы зритель понял, кто вы такой.

Как выбрать тему для стендапа

Первое правило – ее точно не стоит выдумывать. Тему нужно искать в своей жизни. Здесь нужно обратить на вещи, людей, ситуации, к которым вы испытываете следующие эмоции:

Бесит;

Раздражает;

Грустно;

Трудно;

Странно;

Страшно.

Как видите, все эмоции негативные. Увы, это особенность комедии.

Весь семейный юмор строится на очень плохих воспоминаниях. Семейный юмор — это когда одному смешно от того, что второй бесится.

Стас Старовойтов

Классический пример – Пьер Ришар, который играл недотеп, которые попадали в дурацкие ситуации.

Структура стендапа

В 2001 году американский стендап-комик Джуди Картер выпустила книгу “Библия комедии”, где описала структуру стендап выступления. По этой схеме написано много монологов. Если всерьез хотите заниматься стендапом, то стоит прочесть эту книгу. Я изложу структуру в упрощенном варианте.

Стендап-монолог состоит из тематических блоков. Каждый блок условно можно разделить на четыре части:

Заход (в книге называется сетап. Здесь и далее в скобках буду добавлять книжную англоязычную версию названий).

Заход – это не смешная часть. Он должен объяснить вашу позицию и трудность, с которой вы столкнулись. В нем обязательно нужно выразить отношение к предмету.

Например, нормальный заход:

Мне 41 год, а у меня на работе – одна молодежь. Мне трудно выстраивать общение с ними.

Видна ситуация и проблема.

Важно, чтобы заход содержал парадокс. То есть у него было две противоположные грани. Как пример выше, парадокс: взрослый человек и молодежь.

Или, как выше я упоминал Пьере Ришара – режиссеры постоянно запихивали героя-недотепу в опасные ситуации, которые были для него максимально парадоксальны.

Парадокс бывает между желанием и действительностью. Например, Юлия Ахмедова рассказывает, что ей интересно построить отношения. Но не получается.

Девушка хочет отношений – у девушки нет отношений. Парадокс!

Если бы она говорила от лица девушки, которая чайлдфри, которой неинтересны традиционные ценности – семья и т п, то парадокса бы не было. И слушать ее было бы неинтересно.

Отыгрыш (act out). Это прямая речь или история, иллюстрирующая вашу проблему.

Просто ни один парень не будет листать в пятницу вечером список контактов и такой: “О, а вызвоню ка я эту больную на голову”

Юлия Ахмедова

То есть вы просто показываете диалог, сценку или просто прямую речь с той проблемой, что вы задали в заходе.

Я решил теперь во всем поддакивать жене. Она говорит:

-Давай будем брать только самарскую гречку, она лучше!

-Думаю да!

-Как думаешь, челку надо подстричь?

-Думаю да!

Стас Старовойтов

Выверт (Mix). Это ассоциация на ту проблему, что вы обозначили.

Часто начинается фразой: “Это все равно, что…” или “Не бывает так, что…”

Тут важно, чтобы ассоциация была меткой.

“У меня не растет борода. Я не знаю, что такое трехдневная щетина. Я знаю, что такое десятидневный пух. Если я целую девушку – она думает, что пришел кот”. Слава Комиссаренко

Здесь выверт-ассоциация у Славы – предложение про кота.

Еще вариант – помещение героя в максимально неудобные для него условия. Классический пример из комедии – “Детсадовский полицейский”, когда брутального Шварценеггера заставили заниматься максимально небрутальным делом – воспитывать толпу детей.

Например, как продолжил свою тему Слава Комиссаренко, что ему грустно, что не растет борода. Он поместил себя в ситуацию, когда борода будет смотреться максимально важным атрибутом:

“Представьте, а если бы я решил стать батюшкой! Кто станет доверять безбородому батюшке! Как может отпустить грехи человек, который не может даже отпустить бороду?”

Если в заходе вы должны быть максимально реалистичны, то здесь – наоборот, можно максимально выдумывать.

Например, Сергей Детков (стендап-комик у которого с рождения только одна рука) рассуждал, как он был бы вратарем в футболе.

Отыгрыш на выверт (Mix act out). Вы придумали фантастическую ситуацию в выверте? Сделайте к ней такую же живую сценку, прямую речь, как вы сделали в обычном отыгрыше.

А теперь давайте посмотрим целый блок через призму этой структуры. Вот фрагмент выступления Дмитрия Романова:

Что такое стендап. И как его пишут

Трудно ходить с такой прической, всех раздражаешь. Прихожу в кино, сажусь и все время сзади себя слышу:

“Черт, блин, почему именно здесь!”

Иногда меня просят поменяться, но я не меняюсь. Один раз попробовал, пересел со второго на третий ряд, потом с четвертого попросили…к середине фильма я сидел уже в 17-ом ряду.

Я заложник своей прически. Я такой вечный пляжный чувак. Я не могу прийти в офис и такой:

-Мы рассмотрели ваше инвестиционное предложение.

Я могу прийти в офис и крикнуть:

-Я принес всем доски для серфинга!

Как из блоков складывать целый монолог

Важно найти общее со зрителями и вызывать у них доверие.

Довольно эффективная схема:

1. Шутка на вас, как на главного героя вашего стендапа. Тут лучше обшутить то, что в первую очередь бросается в глаза. Например, я крупногабаритный человек и обычно начинаю с шутки про внешность.

Если у вас внешность ничем не примечательна, можно пошутить на эту тему, как, например, коллеги вас постоянно путают, забывают – здоровались с вами или нет.

2. Тема про детство. Детьми были все и эта тема сближает. Плюс дети у всех вызывают теплые чувства. Можно вспомнить трудности из детства. В каком районе жили, сложности взаимоотношений с родителями и т п.

3. Тема, в которой вы – эксперт. Это любая тема, в которой ваши знания превосходят уровень среднего обывателя. Сюда подходит работа, хобби, какие-то кружки, в которые ходили в детстве.

Необязательно быть оперным певцом, чтобы рассуждать в стендапе о музыке. Достаточно, если вы увлекались этим в юности и вам дорого это занятие. Все равно у вас больше знаний и наблюдений, чем у обычного человека. Так поделитесь с ним, ему же интересно, как утроена жизнь у представителей других профессий!

4. Отношения. Тема, знакомая и близкая всем. Вечная. Здесь главное – не рассказывать бородатых тем. Искать уникальный взгляд. Интересные наблюдения за женой/мужем. Изящные способы решать конфликты. Странные ситуации, в которые вы вместе попадали или когда познакомились.

Финал необязательно должен быть акцентированным. Хорошо, если удалось придумать какую-то итоговую, философскую шутку. Но можно просто завершить на финальной шутке блока.

Если у вас нет шуток на одну из этих тем – не страшно. У вас и все выступление может быть посвящено одной теме. Многие строят весь стендап, например, на тему своей работы. Или отношений.

Обманчиво просто. Или подводные камни стендапа

Начать выступать в стендапе максимально просто. Записываешься, как комик, на какой-нибудь открытый микрофон и выходишь, рассказываешь свой монолог зрителям. Делаешь это регулярно, смешно и интересно – тебя замечают. И ты получаешь доступ к концертам, гастролям. Ходишь на кастинги, чтобы получить доступ к телеэфирам.

Но это обманчивая простота. Многие комики годами штурмуют открытые микрофоны, а все также остаются за пределами большой сцены.

Обычно когда начинаешь учиться чему-то новому, то все идет просто. Соревнуешься с такими же по классу ученикам. Например, когда я занялся шахматами, в первом турнире я играл с новичками. Выиграв турнир я попал в следующий – где играли четвертые разряды и т п. И только, достигнув КМС я столкнулся с реальными трудностями.

В стендапе все наоборот. Сложно именно начать, пройти первые 20-30 открытых микрофонов. Потому что тебя не знает публика, как многих других комиков. Ты ищешь подходы к зрителю. А заодно преодолеваешь свой страх публичных выступлений – в начале он есть у всех.

Как сказал популярный оратор Радислав Гандапас:

В нас живет первобытный страх. Если бы в древние времена ты бы оказался перед толпой незнакомых людей, то первое действие – бежать, это опасно!

Мандраж перед выходом на сцену есть даже у опытных комиков. Но с опытом ты его не замечаешь, а, наоборот, используешь в своих целях, для энергии – как полезный всплеск адреналина.

Взрослые темы

Стендап часто упрекают за обилие грязных тем формата 18+. У Жванецкого и прочих юмористов прошлого подобных шуток не было, не говоря уже о мате. А в стендапе это чуть ли не обязаловка.

Стендап и правда – более свободный и нецензурируемый жанр. Главный цензор здесь – сам зритель.

Комики несут на сцену и в телевизор то, над чем смеются люди. Продюсеры не пропустят в телевизор материал, если не убедятся, что он смешной. Перед съемками мы по 20-30 раз обкатываем материал перед живой аудиторией. И на ТВ его возьмут только если все шутки вызвали реакцию зала.

У меня, к примеру, в стендапе есть научно-популярные темы. Но на них зрители смеются примерно лишь в 70% случаев. Этого недостаточно, чтобы взяли на ТВ. Поэтому гораздо чаще в ТВ попадают мои монологи про семью, отношения, работу и т п.

А над грязными темами зритель смеется в 90%++ случаев. Потому комики, у которых много такого юмора, с большей вероятностью пронесут этот материал на ТВ. Может быть у этого комика были классные шутки про пушистых котят и то, как он зачитывался в детстве Тютчевым. Но зритель сам выбрал юмор другого типа.

Но все зависит от самого комика. Лично мне рассказывать грязные шутки просто не очень комфортно, поэтому я стараюсь их избегать. Да, это простой и легкий способ вызвать смех. С другой стороны, зрители в душе это понимают и отношение к комику, который шутит только на грязные темы вряд ли будет уважительным.

Зритель постепенно взрослеет и умнеет. Остается надеяться, что грязные темы уже не будут так веселить народ. И на первый план выйдут комики с тонким художественным вкусом.

Стендап VS эстрада

Замечательные юмористы прошлого – Михаил Жванецкий, Михаил Задорнов, Ян Арлазоров, а также – из современных – Павел Воля, строго говоря стендаперами не являются. Это эстрадные юмористы. Они редко рассказывают о личном, и много – от лица персонажа. Или отвлеченные от себя истории.

Эстрадные монологи – сейчас практически забытый жанр. А жаль. У юмористов прошлого нам точно есть чему поучиться. Они использовали тонкий юмор, яркие художественные ходы и этим достигали сердца зрителя.

Современному стендапу точно есть чему у них поучиться!

Мои стендапы:

Шоу Stand Up Battle Павла Воли:

Стендап-шоу “Взрослые люди” на телеканале 360:

Материалы по теме:

Как быстро придумать шутку с помощью каламбура

Как сделать классную шутку с помощью ассоциации

Почему одним нравится Comedy Club, а другим – «Кривое зеркало»?

ОБНОВЛЕНО. 19.04.2023

Спасибо за Ваш интерес к моей статье. Она была написана в 2018 году и с тех пор была просмотрена более 45.000 раз!

Сейчас, глядя на эту страницу, мне очень хочется многое переписать, а за кое-что из написанного даже немного стыдновато 🙂 Но, я нашел для себя оправдание, чтобы оставить ее в первозданном виде: статья была написана для новичков! В 2018 году я еще “вот так воспринимал написание выступления”, потому что сам недавно начал выступать. С тех пор содержание моих рассказов про начало выступления в стендапе существенно поменялось, но писать какие-то более сложные и глубокие вещи, особенно для тех, кто делает свои первые шаги в стендап комедии – не стоит.

Шаги, описанные выше – идеально подходят для вашего первого выступления! Что вы будете делать в комедии дальше – зависит от вас!

Если бы вы хотели увидеть продолжение, так сказать – “продвинутые рекомендации” – напишите нам в сообщения группы: https://vk.com/standup51Да, мы также будем рады любому вашему донату на развитие комедии в Мурманске https://vk.com/donut/standup51


Download Article


Download Article

If your family and friends have told you that you are a funny person, you may have considered trying stand-up comedy. If you’re interested, writing stand-up is definitely something you can learn to do! We’ve put together this article to provide you with answers to some of the most common questions people have about writing jokes.

  1. Image titled Write Stand Up Comedy Step 1

    1

    Get personal. Stand-up comedy is often more funny when the jokes are about personal issues, feelings, or opinions. Think of yourself as the main character in your act and use real life, personal experiences to help you come up with topics for your jokes.[1]

    • Think about things you love, things you dislike, and things that annoy you.
    • For example, if you have a love of Renaissance festivals, think about whether you always wear a costume that gets you funny looks in public or if there are certain “types” of people who attend the festivals that you could describe in a funny way.
    • If you dislike subway rides, describe how annoying the subway is – people sitting too close, a couple making out in the corner, the one guy who always has his music playing without headphones.
  2. Image titled Write Stand Up Comedy Step 2

    2

    Build on a story. If you’ve already got a funny story you like to tell, use it for the base of your jokes. Build on it by telling jokes or other stories that are related.[2]

    • For example, if you have a really funny story about going to a theme park, use that as your base story. Then write other jokes related to theme parks – they could be about the food, waiting in line, or dealing with kids.

    Advertisement

  3. Image titled Write Stand Up Comedy Step 3

    3

    Use the news as inspiration. Look for news stories that strike you as particularly ridiculous or funny or outrageous. Then make it personal using the following formula: “X happened in the news. If I did that/if that happened to me…” and fill in the rest.[3]

    • Not everything that comes out of this exercise will be funny, but you’ll occasionally get some good stuff!
    • For example, if you see a news story about politicians behaving badly, you could use that. You could start the joke by saying something like: “Senator Smith just spent $100,000 on a private plane for his wife. If I spent $100,000 on a private plane I’d have a plane but no wife.”
  4. Advertisement

  1. Image titled Write Stand Up Comedy Step 4

    1

    Record your thoughts on the go. Carry a small notebook with you (or download a notes app to your smartphone) and take note of what you find funny. You might want to write down something someone says, or something that happens to you or someone else. It can be great material for a joke.[4]

    • For example, if you see someone pushing a grocery cart into a store and almost trip and it makes you laugh, pull out your notebook and write down everything about the scene that made it funny, such as how the person looked and how they reacted to almost tripping.
    • You can also record yourself saying jokes into your smartphone’s voice recorder.
    • Review everything you record at least once a week to retrieve your ideas.
  2. Image titled Write Stand Up Comedy Step 5

    2

    Write down everything you can think of about a certain topic. Don’t try to force yourself to be funny, just write down whatever comes to mind. Set a timer for 5 or 10 minutes and write until the timer goes off.[5]

    • For example, choose the topic of travelling and write down as many funny thoughts, feelings, and stories you have about trips you’ve been on or travelling in general.
  3. Image titled Write Stand Up Comedy Step 6

    3

    Draft a few jokes based on your brainstorming. In your free-writing, you might have written down funny words, weird stories you forgot about, or even questions. All of these things can be the good foundation for jokes. Pick 1 or 2 things you like best and write out a joke based on them – your first draft should be about 250 words.[6]

    • For example, if you wrote down a bunch of funny thoughts about travelling, pick 1-2 of the funniest ideas and expand them into full length jokes with a beginning, a middle, and an end. Make sure the jokes have obvious punchlines to get people laughing.
    • You might start a joke by saying something like: “So I was on a plane to Mexico last week, and the lady next to me fell asleep and started to…”
  4. Advertisement

  1. Image titled Write Stand Up Comedy Step 7

    1

    Revise jokes to make them short enough to fit together in a routine. Once you’ve got some individual jokes drafted, cut them from 250 words to 100, then to 50, then to 25. This forces you to get to the nugget of what’s funny in your jokes. It also helps you get rid of unnecessary context or buildup, which can distract your audience.[7]

    • Comedian Jerry Seinfeld recommends compressing shorter jokes together because it helps the laughter build up. When people don’t have time to stop laughing between jokes, the laughter in the room just keeps getting bigger and bigger.
  2. Image titled Write Stand Up Comedy Step 8

    2

    Come up with more similarly-themed jokes to fill in your routine script. Think about the topics your current jokes are about and then think of more funny emotions and images related to those topics. Write additional jokes around these ideas to fill in your comedy routine script.[8]

    • For example, if you already have a couple of jokes about waiting in the lobby of the dentist’s office, try to imagine what it looks like there and how it makes you feel to come up with a few more jokes that fit into your set.
    • You could say something like: “By the way, what’s with every dentist’s office having a fish tank? How did that get started? Fish don’t even have teeth!”
  3. Image titled Write Stand Up Comedy Step 9

    3

    Assemble your jokes into a logical sequence. Put similar jokes one after the other. Create connections between different jokes to string them together in a way that makes sense.[9]

    • For example if you have 4-5 jokes about portable toilets, say those one after another, then lead into your story about a weird experience you had in an airport bathroom by saying something like: “Speaking of toilets, this one time I was in an airport bathroom and…” From there, you can move onto some more airport jokes or jokes about other public places.
  4. Advertisement

  1. Image titled Write Stand Up Comedy Step 10

    1

    Tell 2-4 jokes in the first minute. Start with your second-best joke and from there continue to tell a few more of your shorter jokes. Unless you’re a really well-known comic, the audience is going to be waiting to be impressed by you. To grab their attention and impress them right away, start your second-best joke. It’s quick and easy and will make your audience laugh right away.[10]

    • The more laughs you can get at the beginning of your set, the better your set can turn out. It’s also a chance to establish your tone – are your jokes sarcastic, or self-deprecating? Do you deliver in a monotone or with a lot of energy? Let your audience get to know you as soon as possible.
  2. Image titled Write Stand Up Comedy Step 11

    2

    Try to keep your jokes under 45 seconds for the next 3 minutes. This keeps your audience engaged. If you have a great joke that’s over 45 seconds long, make sure it’s written to have a couple of punchlines along the way. That keeps your audience laughing and sets them up for the big punchline at the end.[11]

    • The most important thing for the middle part of your set is that it flows. This is where having jokes in a logical order with good transitions between them is really helpful.
  3. Image titled Write Stand Up Comedy Step 12

    3

    End with your best joke in the last minute. You used your second best joke to open your set to get the audience laughing quickly, so now end your set with your best joke. You want to leave the audience laughing, and ending with your best joke will make your set more memorable.[12]

    • When you’re actually delivering your set in real life, don’t forget to repeat your name and thank the audience before you walk off stage.
    • You can also end by bringing back a punchline from earlier. For example, if you had a joke at the beginning of your set about spending Christmas with your mother-in-law, you can say something like: “And that’s why I’ll never go to my mother-in-law’s for Christmas again!”
  4. Advertisement

  1. Image titled Write Stand Up Comedy Step 13

    1

    Practice jokes in front of small audiences. This is a great way for amateur comedians to get a feel for what works and what doesn’t work. Gather a few friends or family members together or go to a small open mic night and deliver a set to your audience. Watch carefully how people react to each joke.[13]

    • A good thing about practicing in front of people you know before you move onto comedy events is that you can ask them for feedback, too.
  2. Image titled Write Stand Up Comedy Step 14

    2

    Move on from jokes that don’t work. If you tell a joke that bombs – no one laughs and the audience is just staring at you (or worse yet, they boo) – shake it off and move on. If you get too caught up in one joke failing, the rest of your jokes might also fail because you’re delivering them with the same energy or personality. Every comic bombs from time to time – it’s okay![14]

    • As you perform your comedy more, you start to learn when a joke isn’t going to work in real time by watching your audience’s reactions. Then, you can cut the joke short or modify it to try and get a laugh. This is called “editing on the fly.”
  3. Image titled Write Stand Up Comedy Step 15

    3

    Work on shaping your comedic persona. Creating a unique comedic persona, or style, for yourself makes it easier to write jokes. Try to determine what your style is and focus your joke writing on writing from this point of view.[15]

    • For instance, maybe you’re a shy, self-deprecating type of guy, or perhaps you’re a self-confident girl who doesn’t take you-know-what from anyone.
    • If you decide your persona is going to be making fun of yourself, you can start jokes with things like: “So the other day I confirmed what I’ve known for a while now – I’m really bad at sports.”
  4. Advertisement

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

References

About This Article

Thanks to all authors for creating a page that has been read 90,316 times.

Did this article help you?

Get all the best how-tos!

Sign up for wikiHow’s weekly email newsletter

Subscribe

You’re all set!

Добавить комментарий