Как составить статью по гражданскому праву

Сегодня мы
поговорим о том, как правильно писать
статьи по юриспруденции. Раскроем
наиболее часто встречающиеся ошибки,
ответим на часто задаваемые вопросы и
тем самым поможем вам повысить качество
работ.

Почему именно юриспруденция?

Юриспруденция
– довольно популярная область для
молодежи. Речь идет не только о выборе
факультета для поступления. Как научное
направление она тоже привлекает немало
начинающих исследователей. Причем не
только тех, кто учил право с первого
курса. Некоторые приходят в нее осознанно,
имея за плечами непрофильное высшее
образование.


Журнал «Молодой
ученый» наглядно подтверждает, насколько
интересна юриспруденция в качестве
сферы исследования. Обычно мы отводим
под нее отдельную часть выпуска. Иногда
статей бывает так много, что они охватывают
несколько частей номера.

Но большое
количество статей имеет и обратную
сторону. Оно дает возможность выявить
основные ошибки начинающих ученых. Чем
больше работ, тем четче тенденция.
Поэтому мы решили написать инструкцию
по написанию юридических статей.
Надеемся, эту информацию наши читатели
используют при работе над новыми
исследованиями.


Теоретическая база

Мы не будем
повторять с опытными (и не очень) юристами
тему «Источники права». Однако отметим,
что источники информации для научной
статьи в этой сфере можно разделить на
такие категории:

  1. Нормативно-правовые
    акты РФ. Это основа всей юриспруденции
    в целом и научных статей в частности.
  2. Нормативно-правовые
    акты зарубежных стран. Они нужны не
    только тем, кто трудится в области
    сравнительного правоведения. Иностранные
    законы нередко помогают указать на
    пробелы в отечественном праве и
    подсказывают перспективные направления
    работы.
  3. Монографии
    и научные статьи. Хотя юридические
    исследования в идеале носят прикладной
    характер, без прочной теоретической
    базы не обойтись. Фундаментальные труды
    правоведов позволяют соблюсти принцип
    доказательности, столь важный для
    научного знания.
  4. Судебная
    практика. Рассматривая какой-либо
    вопрос правоприменения, важно подкреплять
    свою точку зрения примерами из практики.
    Она поможет подтвердить или опровергнуть
    гипотезу, обнаружить противоречивость
    рассматриваемой правовой нормы, выявить
    пробел в праве. Опираясь на судебную
    практику, удастся соблюсти принцип
    эмпирической проверяемости, не менее
    важный для научного знания.

Без зарубежных
нормативно-правовых актов в ряде
исследований обойтись можно. Например,
если они посвящены анализу существующей
судебной практики в РФ по изучаемой
проблеме. Но остальные три категории
источников должны использоваться
обязательно для придания результатам
исследования свойств настоящего научного
знания.

Правила цитирования нормативно-правовых
актов

Про

оформление
списка литературы


мы писали
немало. Однако самым сложным вопросом
остается цитирование нормативно правовых
актов. По многочисленным просьбам
молодых ученых останавливаемся на нем
подробно.

Из пункта
5.2.5.9 (стр. 26)

ГОСТ
Р 7.0.100-2018


мы узнаем, что
библиографическое описание такого рода
источника должно включать:

  • название;
  • дату
    принятия или введения;
  • информацию
    о документе, вместо которого принят
    описываемый документ.

Однако
далее, на стр. 110, где приведены примеры
ссылок, мы обнаруживаем, что указывать
нужно также место принятия, место
опубликования, количество страниц и
экземпляров.



СОВЕТ!

Если определение места опубликования
вызывает трудности, всегда можно
сослаться на

Собрание
законодательства РФ


.
Зная год выхода и номер нормативно-правового
акта, на сайте легко найти нужный номер
и страницу СЗ РФ.


Пример

:
Федеральный закон от 26.10.2002 №127-ФЗ «О
несостоятельности (банкротстве)» // СЗ
РФ. 2002. №43. Ст. 4190.

Сразу
возникает вопрос, как тогда цитировать
материалы судебной практики? Их в виде
сборников и бюллетеней не печатают. Но
секрет – в том, что журналы, как правило,
не просят включать судебные постановления
в список литературы. Обычно достаточно
бывает подстрочных сносок. Главное –
указать вид постановления, дату вынесения,
принявший его суд и номер дела.

Особенности формулировки названия

Общие
принципы формулирования названий
научных статей мы обсуждали неоднократно.
Сосредоточимся на выигрышных конструкциях,
актуальных именно для юридических
исследований:

  1. «Сравнительный
    анализ…». Показывает, что автор поработал
    самостоятельно, а не просто переписал
    главу из учебника, рассмотрел вопрос
    в контексте разных правовых систем,
    временных отрезков или теоретических
    подходов.
  2. «Анализ
    судебной практики по вопросу…». Сразу
    указывает на эмпирическую базу. Также
    заставляет предположить новизну
    результатов (если практика – за последние
    несколько лет) и личное участие автора
    (каждый сам выбирает интересные дела).
  3. «Проблемы
    правоприменительной практики в области…
    и их решение». Наводит на мысль, что
    автор потрудился как над поиском этих
    проблем, так и над совершенствованием
    действующего законодательства. А это
    уже очевидная новизна.
  4. «Совершенствование
    правовых механизмов…». Этим автор
    покажет себя как ученый-практик,
    стремящийся внести свой вклад в развитие
    выбранной отрасли права.

На наш
взгляд, в названиях юридических статей
проще всего отразить эмпирическую базу
и не поставить при этом под сомнение
общезначимость результатов.

Особенности введения

Во введении

к юридической статье должны быть те же
самые компоненты, что и в любых других.
Обратим внимание на содержание некоторых
из них. Ведь очень часто в редакцию
поступают материалы, не имеющие введений
вовсе. Вероятно, авторы не вполне
понимают, что именно нужно написать.

Универсальных
целей исследования нет. Здесь вам
придется подумать самостоятельно.
Именно автор статьи должен сообщить,
для чего он ее пишет и для чего другим
ее читать. Главное – не лениться это
указать. Мы же сосредоточимся на
компонентах введения, которые действительно
могут вызвать трудности.

Чем обосновать актуальность

Новые
общественные отношения появляются не
так часто, однако это случается. Так, за
последние годы мы познакомились с новыми
преступлениями и правонарушениями,
таким как склонение к самоубийству и
несоблюдение правил поведения при ЧС.
Само отсутствие исследований по теме
или необходимость анализа первых попыток
правоприменения – уже достойное
обоснование актуальности.

Если же в
вашей сфере таких нововведений ждать
не приходится, можно обратиться к:

  • реформированию
    законодательства (актуальным поправкам
    к уже известным нормам);
  • неопределенности
    судебной практики;
  • разъяснениям
    правоприменения, данным Верховным
    судом (особенно если они противоречат
    позиции, которой долго придерживались
    суды низших инстанций);
  • резонансным
    решениям / приговорам.

Качественным
обоснованием актуальности становится
ситуация с утрачиванием силы одним
законом и введением другого взамен
него. То есть появление нового
нормативно-правового акта, регулирующего
уже хорошо изученные общественные
отношения, по умолчанию создает почву
для научной работы.

Объект и предмет статьи по юриспруденции

Задача их
правильной формулировки сложна во всех
отраслях науки. Однако если однажды
запомнить базу, в дальнейшем проблем
не возникнет.

Объектом
юридического исследования обычно
являются:

  • общественные
    отношения или правоотношения;
  • деятельность
    по регулированию этих отношений;
  • правовые
    институты;
  • правовые
    нормы.

Предмет
должен отражать свойства объекта, его
существенные характеристики. В
юриспруденции это может быть развитие
правоотношения, функционирование
правового института в заданных условиях,
закономерности правового регулирования
отношений, элементы правового механизма
защиты прав и т.п.

Особенности аннотации

О цели уже
было сказано выше. Результаты и выводы
автор формулирует в соответствии с тем,
к чему пришел по итогам исследования.
Отметим лишь, что в качестве результатов
стоит упомянуть:

  • подтверждение
    или опровержение гипотезы;
  • выявление
    закономерности или тенденции;
  • вскрытое
    противоречие в правоприменительной
    практике или между двумя нормативно-правовыми
    актами;
  • обнаруженный
    пробел в праве.

То есть
результатом является то, к чему вы
пришли, изучив теоретическую базу.
Выводы же являются личными умозаключениями
автора. Поэтому эти два компонента так
важно разграничить.



СОВЕТ!

Общей фразы о наличии в статье выводов
недостаточно. Это и так подразумевается
в любой научной работе. Желательно хотя
бы вкратце эти выводы описать.

Самое
сложное в аннотации – правильно
охарактеризовать методологическую
базу. С этой трудностью «гуманитарии»
сталкиваются чаще, чем «технари», для
которых используемые методы более
очевидны. Юристы обычно прибегают к
таким методам:

  • историко-правовому;
  • системно-деятельностному;
  • формально-юридическому;
  • диалектическому;
  • сравнительному
    анализу;
  • структурному
    анализу;
  • лингвистическому
    анализу;
  • логическому
    анализу;
  • синтезу;
  • дедукции;
  • индукции.

Большим
плюсом будет указание метода толкования
правовых норм, если автор в исследовании
предлагает их оригинальную трактовку.

Всю
теоретическую основу перечислять ни к
чему. Достаточно сообщить, к каким
категориям источников вы обращались.

Особенности заключения

Как показывает
практика изучения статей молодых ученых,
поступающих в редакцию, в разделе
«Юриспруденция» чаще всего обнаруживаются
заключения, достойные похвалы. Здесь
совсем не сложно сделать выводы,
отвечающие основным требованиям:

  • являющиеся
    результатом собственного исследования
    автора;
  • характеризующиеся
    научной новизной;
  • обладающие
    практической ценностью.

Рассмотрим
самые удачные выводы юридических статей
– и вы поймете, почему это правда.

Самые выигрышные выводы

Таковыми
мы считаем предложения по внесению
изменений в действующее законодательство.
Решение – довольно универсальное и
заслуживает внимания, поскольку
выдвигаемые поправки:

  • выступают
    результатом исследовательского и
    аналитического труда автора;
  • являются
    емкими и конкретными выводами, сделанными
    по итогам проведенной работы;
  • обладают
    научной новизной: предлагаются впервые
    и имеют целью совершенствование объекта
    исследования;
  • несут в
    себе практическую ценность, так как
    реально могут быть использованы в
    юриспруденции.

Масштабы
поправок могут быть любыми – от расширения
подпункта новым абзацем до дополнения
закона или кодекса полноценной статьей.
Не возбраняется и предложение проекта
нового нормативно-правового акта, если
работа автора была столь глубокой.

Теоретическая ценность или практическая?

В юриспруденции
много направлений: одни носят ярко
выраженный теоретический характер,
другие – сугубо практический, а третьи
совмещают черты обоих. Так, в статье по
теории государства и права или истории
правовых учений явно лучше искать
теоретическую значимость. Ее результаты
пополнят имеющуюся базу знаний: углубят,
детализируют, дадут новый взгляд на
структуру объекта.

Статья по
отраслевым юридическим наукам может
обладать и теоретической, и практической
ценностью. Например, первая может
выразиться в выявлении пробела в праве,
а вторая – в предложении изменений к
законодательству, устраняющих этот
пробел.



СОВЕТ!

На первый взгляд, практическую ценность
в юридической статье найти проще, чем
теоретическую. Однако, где есть
практическая, всегда найдется и
теоретическая. Любое предлагаемое
изменение правоприменительной практики
и поправка к закону неизбежно пополняет
теоретическую базу.

Характеризуя
ценность работы, стоит отталкиваться
от поставленной цели. Она на старте
работы задает направление исследования.
Качественная формулировка подсказывает,
что намерен сделать автор: пересмотреть
/ дополнить / детализировать теоретические
положения или повлиять на практическую
сферу юриспруденции.

Минимальный набор ключевых слов

Ключевые
слова наши молодые ученые обычно
подбирают хорошо. Но часто встречается
недочет – малое их количество. Обычно
требуется привести от 5 до 10 ключевых
фраз. Для тех, кому не хватает фантазии,
даем подсказки, как набрать необходимый
минимум:

  1. Отрасль
    права («гражданское право», «уголовное
    право», «административное право»). Этот
    ключ укажет на отраслевую принадлежность
    статьи.
  2. Подотрасль
    права («жилищное право», «авторское
    право», «избирательное право»). Этот
    ключ сузит область поиска для ученых
    с более узкой специализацией.
  3. Объект
    исследования. Часто он выражается не
    одним-двумя словами, а сложным
    предложением. Из этого предложения и
    нужно взять основные фразы («трудовые
    отношения», «права работников»,
    «равенство прав работников»).
  4. Предмет
    исследования. Предмет отражает свойства
    объекта, условия его рассмотрения, что
    дает еще несколько ключевых слов
    («развитие …», «механизм функционирования
    …», «привлечение к ответственности…»).

Так уже
набирается не менее 6-8 ключевых фраз.
Но не забываем и о специфической
терминологии. Здесь нужно отталкиваться
от содержания статьи. Обязательно нужно
отразить термины, которым даются
оригинальные авторские определения.

Как не нужно писать юридическую статью

Приступая
к написанию научной работы, нужно
помнить, что это не реферат и даже не
курсовая. Текст ради текста не прибавит
вам веса в научном мире. Поэтому хотелось
бы предостеречь вас двух главных ошибок.


Ошибка
1.

Пересказ главы учебника или раздела
законодательства. Сказав то, что всем
и так давно известно, вы не вносите
вклада в науку. Если вы исследуете,
например, арендные отношения, недостаточно
переписать главу 34 ГК РФ. Нужно дать
анализ нормам, сопоставить с судебной
практикой, разъяснениями Верховного
суда и сделать собственные выводы.


Ошибка
2.

Резюме теории вместо выводов.
Некоторые авторы соблюдают требование
о наличии заключения формально. Вместо
положений и рекомендаций, сформулированных
по результатам исследования, они просто
выражают основную мысль вышесказанного
в двух-трех фразах. Но вывод – это от
слова «выводить». Следовательно, то,
что должно быть в заключении, не столь
очевидно.

Не будем в
очередной раз напоминать, что у статьи
должны быть мета-данные, что ее нужно
писать научным языком, воздерживаться
от эмоций и не употреблять жаргонизмы
и вульгаризмы.

Надеемся,
что после выхода этого материала нас
ждет кардинальное улучшение качества
поступающих статей по юриспруденции!

Review

on the article of Shapsugov Damir Yusufovich, Doctor of Law, Professor, Head of the Department of theory and history of state and law of the South-Russian Institute of Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

«THE RATIO OF SCIENCE OF POSITIVE LAW AND A GENUINE SCIENCE OF LAW: ONE MORE FACET OF THE CRISIS»

Abstract

This review attempts to analyze the theses of Shapsugov Damir Yusufovich on the causes of crisis phenomena within the modern legal science and the reasonableness of his proposals for dealing with this crisis.

Key words: The science of positive law, the true science of law, philosophy of law, legal theory, legal epistemology, legal knowledge crisis.

References

1. Ugolovniy kodeks Rossiyskoy Federacii 13.06.1996 N 63-FZ/”Sobranie zakonodatelstva RF”, 17.06.1996, N 25, st. 2954.

2. Postanovlenie Konstitucionnogo suda RF 22 aprelia 2014 № 13-P “Po delu o proverke konstitucionnosti chasti 5 i 7 stati 12.16, chasti 1.2 stati 12.17, chastey 5 i 6 stati 12.19 i chasti 2 stati 12.28 Kodeksa Rossiyskoy Federacii ob administrativnysh pravonarusheniyash v svyazi s zaprosom gruppy deputatov Gosudarstvennoy Dumy”// “Sobranit zakonodatelstva RF”, 28.01.2013, N 4, st. 304.

3. Postanovlenie Konstitucionnogo suda RF 14.05.2012 N 11-P “Po delu o proverke konstitucionnosti polojenia abzatca 2 chasti 1 stati 446 Grajdanskoprocessualnogo kodeksa v svsvazi s jalobami gragdan F.X. Gumerovoy i Yu.A. Shikunova”// ” Sobranit zakonodatelstva RF “, 21.05.2012, N 21, st. 2697.

4. Oblastnoy zakon Rostovskoy oblasni 12.05.1996 N 18-ZS “Ob usloviyax I poradke registracii braka nesovershennoletnix gragdan Rostovskoy oblasti”/ “Nashe vremia”, N 98 – 99, 06.06.1996.

5. Shapsugov D.Y. Sootnoshenie nauki pozitivnogo prava i podlinnoy nauki o prave: eshe odna gran krizisa yuridicheskoy nauki // Severo-Kavkazskiy yuridicheskiy vestnik. 2016. № 1.

КАК ПРАВИЛЬНО НАПИСАТЬ НАУЧНУЮ ИЛИ АКАДЕМИЧЕСКУЮ РАБОТУ ПО ГРАЖДАНСКОМУ ПРАВУ

Волков доктор юридических наук, профессор кафедры

Александр Викторович гражданско-правовых дисциплин Московской

академии экономики и права, управляющий партнер Адвокатского бюро Ирбис, адвокат (117105, Россия, г. Москва, Варшавское шоссе, 23) E-mail: irbisadvokat@gmail.com

Аннотация

Статья посвящена структуре и методологии написания академической или научной работы по гражданскому праву, соблюдение которых, позволяет должным образом отразить основные научные подходы, взгляды, позиции или концепции юристов и самого автора по конкретной теме. Показано, что научно-познавательная деятельность автора научной работы должна совершаться с целью получения нового знания в области гражданского права путем решения конкретных методологических задач.

В исследовании выделяются и описываются содержание и характерные особенности всех частей научной работы по гражданскому праву, раскрывается проблема «кон-

груэнтности» понятий, приводятся логические приемы и примеры должных и неприемлемых формулировок вводных слов и понятий в тексте научной работы.

Ключевые слова: структура, методология, научная работа, научное познание, объект исследования, план работы.

Юридическое образование последние 20 лет под коммерческим нажимом претерпело существенные изменения и далеко не в самую лучшую сторону. Юридический негативизм из-за высокого уровня коррупции в стране выливается в нежелание разбираться сначала в теории права, затем в нормах права, и даже в руководящих разъяснениях Верховного суда Российской Федерации. Работа юриста (и особенно судей) все чаще сводится к поиску близкой к своему вопросу судебной практики и бездумному копированию вычитанных в ней обоснований.

В то время как весь правовой мир движется от прецедентного архаичного права к гибкому нормативному регулированию, российское право (и особенно гражданское) деградирует в направлении квази-прецедентного. Если практический спор новый и по нему нет существующей практики, то у суда подобное положение дел вызывает полный профессиональный шок, на фоне которого быстро выявляются все пробелы образования (например, что по договору займа его предметом могут быть не только деньги, или что предмет займа передается в собственность, а не на хранение как в банковском вкладе, или что при виндикации не оценивается цепочка сделок и т.п.). Невозможность подключения теоретических знаний и анализа заканчивается плачевными судебными решениями, переоценить которые очень трудно. Поэтому научное мышление у любого юриста должно начинать формироваться в ВУЗе и не заканчиваться на протяжении всей карьеры, обеспечивая своему носителю непрерывный рост правового образования.

В гражданском праве, как и в любой области знаний, развитие его содержания обеспечивается за счет научных изысканий, направленных на поиск и приращение новых знаний в избранном для исследования сегменте права. Соответственно, любой научный (академический) труд по гражданскому праву – это форматированная по форме и содержанию научная работа, отражающая основные научные подходы, взгляды, позиции или концепции юристов и самого автора по конкретной теме с целью получения нового знания в области гражданского права путем решения конкретных научных задач.

Как правило, научное познание осуществляется (в упрощенном виде) с помощью трех мыслительных операций: анализ объекта исследования, его классификация на группы (подгруппы и т.д.), синтез нового знания на базе двух предыдущих операций. Именно в результате синтеза должна достигаться (проявляться) цель научного исследования. Научно изучать что-либо – это значит постоянно выявлять причинно-следственную связь: причина – явление – следствие.

Предопределенность внутренней структуры любой академической работы или диссертации по гражданскому праву также имеет немаловажное значение, поскольку является одним из уровней отражения авторской научной концепции и позволяет читающим его работу лицам быстрее усвоить ее суть и найти в ней правовой смысл. Тем не менее, соотношение таких частей научной (академической) работы как актуальность и название темы, объект и предмет исследования, его цели и задачи, оглавление и положения, предлагаемые как личный научный (академический) результат автора, вызывают зачастую ряд сложностей, разрешению которых и посвящена настоящая статья.

Любая академическая либо научная работа начинается с избрания интересующей темы и составления плана исследования, которые должны быть с одной стороны актуальны и интересны с научной точки зрения, с другой – отвечать признакам целостности, системности и полной смысловой связанности. В тексте работы недопустимы такие малопонятные для гражданского права термины, как «лакуна», «формальная легитимация», «типоло-гизация», или устаревшие термины типа «бестелесная вещь», «соседское право», или про-

сто бытовая речь. Все используемые новые понятия и суждения должны носить однозначный характер, исключающий двусмысленность и неопределенность (например, тема «Национальное законодательство как источник семейного права» не позволяет определить -речь идет о законодательстве РФ или другой страны, да и общий смысл полон загадок).

Стиль научной речи – это безличный монолог, в неэмоциональной форме, без негативных оценок и унижений, но с полной опорой на принятый в юридической науке терминологический аппарат. Название работы должно быть ясным, недвусмысленным, не содержать подводных камней и отвечать правилам рациональности и этичности. Например, недопустимы такие наименования работы как “Право собственности на диких животных” или «Правовая регламентация сексуальных услуг по законодательству РФ», или «Права на результат репродуктивной функции мужчины и женщины» и т. п.

Избранная тема должна относиться к области гражданского права и не заходить в другие отрасли права. Например, тема “Процедура медиации по гражданскому праву” в действительности касается процессуального права, а тема “Правовые отношения спортсмена и спортивного клуба” чаще всего касается их отношений на базе трудового (хотя и специфичного) контракта, а тема «Российское лыжное право» совсем сомнительна.

Если сформулированная тема будет слишком широка (например, когда исследуется «система чего-то»), то возникает большой риск невозможности ее всестороннего раскрытия в одной научной работе и, следовательно, риск появления претензии к ее полноте. Если слишком узка, то на избранную тему можно не набрать научного материала и получить упрек в ее неактуальности и научной малозначительности, хотя звучит оригинально.

Еще более сложную задачу представляет собой составление плана научной (академической) работы, синусоида которого всегда должна отражать зависимость: «От общего к частному и от частного к общему». Тенденция, когда исследовательская научная работа начинается с бурного анализа современных норм права, крайне настораживает в отношении серьезности научного подхода автора и в наличии у него собственных результатов исследования. Основательная академическая или научная работа начинается, если не с философии (что очень верно), то, как минимум, с истории зарождения и развития объекта исследования (чаще всего с римского права, затем европейского законодательства, русского и советского).

Игнорирование этого этапа научного исследования в 90 процентов случаев ведет к тому, что автор, не изучив прошлый опыт и не уяснив «тренд» отношений по избранному объекту исследования, не в состоянии осознать суть современных правоотношений и в результате не понимает, откуда он пришел и самое главное – куда можно и нужно двигаться в своих исследованиях. Отсюда, попытка с ходу произвести анализ современных норм права, как правило, оканчивается банальным их пересказом или сравнением и слабыми попытками мгновенно модернизировать современный закон (впрочем, никому неинтересными, а иногда и вредными). Вектор исследования всегда начинается с анализа прошлого опыта и через настоящий опыт указывает на будущие перспективы.

Не стоит впадать и в другую крайность, когда диссертант стремится перечислить в работе все научные взгляды или факты в их хронологической последовательности, показывая несвязанный по смыслу плюрализм мнений, не увязав их с сутью своего исследования. При этом в нормах научной этики принято уважительно относиться к любому научному взгляду, а их критика не должна содержать отрицательные оценки и тем более переходить на личность (Например: «Эта позиция уже устарела…», «Автор неадекватно оценивает нормы права.», «Автору следует поучиться у.», «Законодателю нужно учитывать.» и т.п.). Друга убедить легче, чем врага. Необходимо помнить и знаменитое высказывание французского мыслителя Мишеля Монтеня: «Тому, кто не постиг науки добра, всякая наука приносит лишь вред» [1. С. 30].

Основные правила аргументирования всегда построены на использовании основных правил логического доказательства и опровержения. Только соблюдая их, можно тактично

и успешно вести полемику на страницах диссертационной работы. При этом операция опровержения доводов оппонентов выполняется, как правило, тремя способами: критикой тезиса, критикой аргументов и критикой демонстрации.

Критика тезиса оппонента обычно производится путем сведения выдвинутого им положения к абсурду: «допустим, что автор прав и его правовой подход является истинным, но в этом случае из него вытекает определенное следствие». При этом ложные следствия всегда свидетельствуют о ложности их основания. (Пример: «Допустим, что субъективное право ничем не ограничено, но в таком случае не существовало бы юридических обязанностей. Это абсурд»). При косвенном опровержении тезиса оппонента необходимо тщательно аргументировать свое суждение и на базе этого делать вывод о ложности суждения оппонента. Правда косвенным способом можно пользоваться, если «третьего не дано».

Критика аргументов состоит в попытке доказать ложность или сомнительность правовых доводов оппонента, положенных им в обоснование своей позиции. Обоснование сомнения в правильности аргументов противника индуцируется и на тезис, который вытекает из этих аргументов, что существенно ослабляет позиции оппонента. (Например, «субъективное гражданское право – это предоставленная законом конкретная правовая возможность в конкретных правовых отношениях конкретному субъекту. Закон не содержит правомочий на недобросовестные действия ни для кого. Следовательно, тезис о возможности злоупотребления субъективным гражданским правом ложен»).

Критика демонстрации основана на «подвешивании» в воздухе тезиса оппонента, когда в его рассуждении нет юридической связи между основанием и умозаключением, то есть оно становится необоснованным. (Например, «злоупотребление правом – есть мера морального поведения лица. Следовательно, злоупотребление правом находится за пределами гражданского права. Однако ничтожные сделки тоже находятся за пределами гражданского права. Следовательно, они не подлежат регулированию?»).

При этом как критика аргументов, так и критика демонстрации сами по себе лишь разрушают доказательство. Заявлять о том, что тем самым опровергается и сам тезис противоположной стороны, нельзя. О нем можно лишь сказать, что он требует нового обоснования, так как опирается на неубедительные доводы (аргументы), или доводы (аргументы) не имеют прямого отношения к тезису.

Следующий сектор исследования, если вернуться к структуре работы, должен отражать теоретический опыт современных ученых и самого автора о теме работы. При этом зачастую авторы работ скатываются в хронологический анализ судебной практики или избирательный анализ самих норм права (объясняя свой метод прикладным характером своей работы), в то время как анализу подлежат теоретические позиции по избранному объекту изучения в виде существующих доктрин, концепций, взглядов, идей, подходов, обоснованных мнений. (В гражданском праве, как нам представляется, научная работа не может иметь прикладной характер, поскольку современное право – это система идеальных понятий, отражающих и регулирующих отношения людей, а не наблюдающих и анализирующих физические явления, чем занимаются естественные науки. Прикладной характер, в частности, диссертации, строится на уже внедренном использовании полученных автором научных результатов. А в праве даже высшие судебные инстанции из конгломерата огромной и часто противоречивой судебной практики лишь на основе ранее приобретенных теоретических воззрений и посредством теоретических инструментов вырабатывают пути преодоления правовых пробелов и тупиков. Поэтому в диссертации по юридической специальности, имеющей теоретическое значение, хотя должны приводиться сведения об использовании научных выводов автора, однако без анализа теоретических знаний обойтись невозможно).

Выработка авторского научного подхода к интересующей проблеме путем постоянного выявления причинно-следственных связей внутри и вне объекта анализа позволяет квалифицированно выявить признаки исследуемого явления, причем как общие, объеди-

няющие его с родом отношений, так и специфичные, выделяющие его в качестве видового признака. На основании анализа признаков того или иного явления и сравнения их с похожими признаками в сходных или пограничных правовых режимах устанавливаются отличительные черты, особенности, индивидуальный характер объекта исследования. Вторая часть (глава) академической или научной работы обычно завершается синтезом собственных правовых терминов, правовых определений, правовых подходов, которые, в свою очередь, объединяются в стройную, логичную, обоснованную авторскую концепцию относительно объекта исследования.

Третья часть (глава) академической или научной работы, как правило, посвящается классификации объекта исследования и выявлению противоречий между теоретическими подходами и реальной жизнью и на базе этого выработке собственных предложений. При этом необходимо помнить, что «работающие» нормы права не есть доказательство правильности или неправильности той или иной гражданско-правовой концепции или даже простой правовой конструкции. С точки зрения науки права практика далеко не всегда критерий истины, поскольку она (практика) всего лишь отражает либо не отражает существующие научные подходы. Конечно, практика выявляет слабые стороны или даже пробелы в научных знаниях и, более того, задает часто направление для научных изысканий, но все-таки, на наш взгляд, не имеет решающего значения для науки права. Создаваемые конструкции гражданского права должны быть шире практической жизни, то есть быть гибкими и заключать в себе модель не только настоящих отношений, но и будущих. Прогностическая функция науки черпает свои свойства из приобретенного и усвоенного опыта и, отсюда, понимания вектора развития права. Именно в этом состоит ее основной смысл -увидеть будущие правоотношения и опередить время путем создания вместимых, но не размытых новых правовых конструкций.

Итак, если вернуться к третьей главе исследования, то сравнение авторского подхода и судебной практики по интересующим правоотношениям позволяет выявить слабые стороны действующего законодательства и задуматься об их изменении. Однако это совсем не означает, что законодателя необходимо выставлять клиническим идиотом, а себя – непризнанным гением и на этом основании предлагать десятки изменений в действующее законодательство. Во-первых, система права очень болезненно относится к изменению ее подсистем, поскольку неизвестно куда «выстрелит» та или иная непродуманная и не взвешенная со всех сторон корректировка норм права. Во-вторых, большое количество предложений часто свидетельствует о поверхностном подходе самого автора научного труда, которому нечего предложить в плане личного научного достижения. В-третьих, корректировка судебной практики может быть осуществлена и через внесение изменений в тексты руководящих постановлений Пленумов ВС РФ, информационных писем, обзоров, через принятие значимых «преюдициальных» решений судов и другими «мягкими» методами, позволяющими не травмировать без лишней необходимости действующие правовые нормы новыми редакциями.

Текст любой научной работы отличается прежде всего своей логичностью, а текст юридического исследования базируется исключительно на правилах логики, так как стандартные нормы права – это по своей сути есть логический силлогизм (если – то – иначе). Поэтому знание юридических законов логики дает реальный инструмент для анализа изучаемых понятий и выявления в них значимых признаков и последствий, и самое главное, придает уверенность исследователю в справедливости своих выводов и повышает их убедительность в глазах оппонентов.

Так в логическом законе тождества находится правило, согласно которому предмет мысли в пределах одного рассуждения должен сохраняться неизменным, то есть недопустимо подменять один предмет описания другим. (Например, юридическая деятельность квалифицируется согласно ст. 2 ГК РФ по конечным сделкам, то есть по тем, где извлекается доход, а не по тем, где закупаются товары по сделкам-издержкам (экономическая дея-

тельность). Поэтому завод, производящий алюминий, относится к металлургическим производствам, а не к горнорудным из-за того, что покупает глинозем в качестве сырья).

Важный логический закон – закон непротиворечия, согласно которому не могут быть истинными две мысли, одна из которых что-то утверждает, а другая то же самое отрицает. (Например: «Злоупотребление обязанностями, в отличие от злоупотребления правом, невозможно, однако на практике встречается все чаще».) Этот прием чаще всего используется в юридических доказательствах и является сильнейшим аргументом против любых утверждений. В то же время этот закон не работает в разных правоотношениях и в различное время. (Например: «Права и обязанности – юридические средства, следовательно, и те, и другие могут содержаться только в законе»).

В научной работе не стоит игнорировать и логический закон исключения третьего, где из двух непротиворечащих друг другу суждений автора одно всегда ложно, а другое -истинно. Из двух противоречащих друг другу суждений нельзя искать третье – нечто среднее и изобретать тем самым «новый велосипед». (Например: «Право собственности -это самая полная свобода распоряжения своим имуществом. Эта свобода ограничена правами окружающих лиц. Следовательно, в праве есть только «квази-свобода», т.е. ее видимость, условность»).

Наиболее важным требованием к юридическим суждениям и к научным выводам является закон достаточного основания. Каждое юридическое суждение должно быть всесторонне обоснованно с учетом разных точек зрения и подходов, подтверждающих истинность научной мысли. (Например: «Собственник согласно ст. 209 ГК РФ имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом. Но это не есть достаточное основание, чтобы он мог с помощью него причинять вред другим лицам. В частности, злоупотребление правом опирается внешне на формальное право, но в действительности не имеет достаточного юридического основания для его реализации в конкретных правоотношениях в силу положений ст. ст. 1 и 10 ГК РФ»).

Из ряда научных суждений, имеющих достаточное основание, производится умозаключение, то есть происходит мыслительная операция по созданию нового юридического суждения (юридической конструкции), определенным образом сведенным с исходными. В гражданском праве так создаются полноценные научные определения того или иного понятия. (например, «злоупотребление правом – это формальное правопользование в условиях правовой неопределенности и т.д.», «отказ в защите права – это…», «добросовестность – это…»). Умозаключения, а не перечисление исходных фактов, как правило, и дают тот прирост научных знаний, который помещает автор исследования в положения, выносимые на защиту.

По способу образования этих емких выводов умозаключения подразделяют на дедуктивные и индуктивные, а также умозаключения по аналогии и редуктивные. Мыслительная работа юриста, как правило, протекает в пределах первых двух форм (от общего к частному (дедуктивная) и от частного к общему (индуктивная)). Так индукция на основании научных взглядов, практических позиций и других фактов подготавливает почву для уяснения причин проблемного состояния предмета изучения и путей преодоления этого состояния, а дедукция теоретически обосновывает полученные индуктивным путем выводы, отсекает ненужные и превращает их в ту или иную юридическую конструкцию. При этом выводы по аналогии (а тем более редуктивные) надо производить с большой осторожностью, поскольку в гражданских правоотношениях этим приемом часто заменяют неспособность (или нежелание) уяснять специальные правовые режимы[2. С. 9]. Выводы по аналогии подлежат обязательной перепроверке: действительно ли уместно сравнение правоотношений и нет ли между ними существенного различия.

В завершении исследования (в заключении) всегда формулируются основные выводы по академической или научной работе на базе тех подвыводов, которые должны быть лаконично сформулированы в конце каждого параграфа и в конце каждой главы. Нелишне помнить, что плагиат легко выявляется специальными программами. Поэтому абсолютно

во всех случаях автор работы обязан ссылаться на автора и (или) источник заимствования материалов или отдельных результатов [3].

Чтобы правильно написать научную работу, нужно уметь подать «товар лицом», т.е. в общей характеристике каждой работы необходимо обеспечить полную «конгруэнтность» изученных правоотношений, отраженных в названии работы, плане работы, в поставленных задачах, в подаче научной новизны и в раскрытии выносимых на защиту положений.

В связи с этим, очень важно предельно четко предварительно сформулировать название темы работы, объект и предмет исследования, основную ее цель и задачи. При формулировании объекта исследования недопустимо путать его с предметом исследования. Объект – это то явление или процесс, которые породили проблемную ситуацию (например, злоупотребление правом как правонарушение, требующее урегулирования). А предмет исследования – это все, что находится в границах объекта исследования под определенным углом зрения (т.е. научные подходы, взгляды, концепции, законодательство, практика о злоупотреблении правом). При этом постановка научной проблемы (если она ставится) предполагает решение конкретной теоретической или практической задачи.

Целью работы по гражданскому праву не может служить изменение законодательства РФ, поскольку это не цель науки, а всего лишь ее мотив, причем один из многих. Цель научной работы всегда заключается в выработке и построении новых теоретических положений. Именно поэтому предложения об изменении законодательства не рекомендуется включать в положения, выносимые на защиту.

Если вернуться к проблеме «конгруэнтности» понятий в оглавлении, в задачах, в новизне и в положениях на защиту, то, как правило, в задачах содержатся следующие формулировки:

– рассмотреть в философско-правовом и историко-логическом контекстах природу и назначение таких-то норм;

– обосновать природу тех или иных гражданских прав и определить местонахождение объекта исследования в науке гражданского права;

– исследовать структуру субъективного гражданского права и на основании этого расширить его классические характеристики;

– изучить связь идеи объекта исследования с системой права в целом и ее системой правонарушений в частности;

– выявить место объекта исследования в системе гражданско-правового регулирования, роль и соотношение с другими сходными правовыми режимами;

– выявить объективные и субъективные признаки для квалификации объекта исследования и на основе этого вывести научное гражданско-правовое определение такого-то понятия;

– выявить особенности и условия применения последствий за.;

– найти соотношение объекта исследования с ближайшими юридическими институтами, как то.;

– классифицировать формы, виды, средства объекта исследования;

– обобщить правоприменительную практику и подготовить конкретные рекомендации по совершенствованию действующего законодательства по объекту исследования;

При этом в задачах не рекомендуется «выявлять проблему объекта исследования» («проблемы» раскрываются в разделе актуальность) или «анализировать что-либо», или «исследовать что-либо» без привязки к конкретному результату-цели. В задачах не должно быть экстравагантных или не имеющих отношение к теме задач, таких как: «обосновать невозможность выработать определение такого-то понятия». Все задачи должны органично исходить из сути каждого параграфа и главы в целом, так же, как и названия параграфов должны отражать название глав, которые, в свою очередь, находятся строго в рамках избранной темы работы.

«Живым» подтверждением решения поставленных исследователем задач и цели в целом являются научная новизна и положения, предлагаемые автором на защиту. В научной новизне кратко описываются новые конструкции гражданского права, созданные самим автором. В тексте раздела «научная новизна» используются такие вводные слова, как: «по-новому исследуются и раскрываются.», «изучаются связанные с ней проблемы и создается собственная концепция.», «впервые выявляются и исследуются квалифицирующие признаки, формы и виды.», «дается современное гражданско-правовое определение понятия.», «определяется место объекта исследования в системе правового регулирования.», «с новой стороны раскрываются последствия.», «впервые раскрываются понятия.», «выявляются и классифицируются средства.», и другие аналогичные формулировки.

В положениях на защиту в предельно лаконичной, утверждающей форме (уже без вышеприведенных вводных слов) формулируются основные научные личные достижения автора исследования. («Диссертация должна быть написана автором самостоятельно, обладать внутренним единством, содержать новые научные результаты и положения, выдвигаемые для публичной защиты, и свидетельствовать о личном вкладе автора диссертации в науку» [4]).

С точки зрения обоснования личного вклада в науку гражданского права в положениях, выносимых на защиту, недопустимы такие слова как «по нашему мнению.», «как нам кажется.», «предлагается подумать.», «было бы верным (или целесообразным).», «доказано, что.», «определено, что.», «аргументировано, что.» и т.п. Утверждение или перечисление каких-либо фактов или мнений (чаще всего банальных и никому не интересных) не могут составлять суть проведенного исследования, в отличие от созданных самим автором юридических конструкций. Поэтому в положениях, выносимых на защиту в качестве научных результатов, раскрываются векторы движения правоотношений и их место в современном праве, выводятся правовые термины и приводятся научные юридические понятия, раскрываются и разбиваются по различным группам и классифицируются признаки объекта исследования, приводятся результаты сравнения и дифференции со сходными правовыми решениями, синтезируются научные определения, приводятся модели правовых режимов, аргументированные идеи, концепции по авторским подходам, делаются конкретные научные выводы из обобщения правовых подходов, включая судебную практику.

В положениях, выносимых на защиту, используются, например, такие вводные слова, как: «развитие гражданского права (с римского права до современного) обусловлено.»; «правовой смысл объекта исследования определяется.»; «суть субъективного гражданского права в этой параллели состоит в том, что.»; «объект исследования представляет собой.»; «с точки зрения объекта исследования.»; «имеет определяющее значение то,.»; «содержание концепции состоит в.»; «следует различать.»; «субъективное гражданское право по объекту исследования – это.»; «к действиям, определяемым ст._ГК

РФ, могут относиться.»; «классификацию объектов исследования образуют следующие правомочия.» и т.д.

И только после 9 – 12 положений, предложенных на защиту, можно (но не обязательно) предложить 1 – меры по совершенствованию действующего законодательства.

Итак, общий вывод. Избирая в качестве объекта исследования, как правило, тот или иной конкретный правовой режим (80 % научных работ по гражданскому праву начинаются со слов «правовая регламентация.», «правовой режим.», «правовые отношения в сфере.») следует помнить, что реальным объектом научного изучения являются не только и не столько конкретные нормы права или их совокупность в том или ином виде, а, в первую очередь, существующие научные конструкции гражданского права и выработка на их основе собственных, новых положений в качестве прироста и реальной ценности к существующим знаниям в данном сегменте права. При этом предложенные автором работы решения должны быть аргументированы и оценены по сравнению с другими известными решениями [5]. Приведенные аргументы должны быть выверены и дозированы, построены на базе, в том числе сильных позиций ваших предшественников и противников. При этом

недопустимо путать факты и мнения и действовать по принципу «если факты не подходят под мою теорию, то тем хуже для фактов». Это ничего, кроме неизбежных разочарований, дать не сможет.

Литература

1. Монтень М. «Опыты. Избранные главы» / Пер. с фр.; сост., вступ. ст. Г.К. Кошкова; примеч. Н. Мавлевич. М.: Правда, 1991 (I, 25).

2. Примечание: В ином случае в положениях на защиту появляются такие выводы: «Договор поставки не является разновидностью договора купли-продажи, что подтверждается нормами, которые применимы только к поставке и не регламентируют отношения сторон при купле-продаже». (Филатова М.А. Гражданско-правовое регулирование договора поставки: Автореф. Дис.. .канд.юрид. наук. М. 2012. С.9)

3. См.: Положение о присуждении ученых степеней (Утв. Постановлением Правительства РФ от 24 сентября 2013 г. № 842 «О порядке присуждения ученых степеней» (с изменениями и дополнениями)), п. 14 // СПС ГАРАНТ // URL: http://base.garant.ru/184128/

4. Положение о присуждении ученых степеней (Утв. Постановлением Правительства РФ от 24 сентября 2013 г. № 842 «О порядке присуждения ученых степеней» (с изменениями и дополнениями)), п. 10 Раздел II // СПС ГАРАНТ // URL: http://base.garant.ru/184128/

5. См. п. 10 Раздел II Положения о присуждении ученых степеней (Утв. Постановлением Правительства РФ от 24 сентября 2013 г. № 842 «О порядке присуждения ученых степеней» (с изменениями и дополнениями)) // СПС ГАРАНТ // URL: http://base.garant.ru/184128/

Volkov Alexander Victorovich, Doctor of Law, professor of civil law disciplines of the Moscow Academy of Economics and Law, managing partner of the advocate bureau «Irbis», advocate.

E-mail: irbisadvokat@gmail.com

HOW TO WRITE A SCIENTIFIC OR ACADEMIC WORK IN CIVIL LAW.

Abstract

The article is devoted to the structure and methodology of writing an academic or research in civil law, the observance of which had adequately reflect the basic scientific approaches, views, position, or the concept of lawyers and the author on a specific subject. It is shown that the author’s research and educational activities of scientific work must be performed in order to obtain new knowledge in the field of civil law by addressing the specific methodological problems.

The article highlightes and describes the contents and characteristics of all parts of the research in civil law, revealed the problem of “congruence” of concepts, techniques and logic examples of proper and unacceptable wording of the introductory words and concepts in the text of the scientific work.

Keywords: Structure, methodology, scientific work, scientific knowledge, the object of study, the work plan

References

1. Monten’M. «Opyty. Izbrannye glavy» / Per. s fr.; sost, vstup. st. G.K. Koshkova; primech. N. Mavlevich. M.: Pravda, 1991 (I,25) S. 30.

2. Primechanie: V inom sluchae v polozheniyah na zaschitu poyavlyayutsya takie vyvody: «Dogovor postavki ne yavlyaetsya raznovidnostiu dogovora kupli-prodazhi, chto pod-tverzhdaetsya normami, kotorye primenimy tol’ko k postavke i ne reglamentiruyut otnosheniya storon pri kuple-prodazhe». (Filatova M.A. Grazhdansko-pravovoe re-gulirovanie dogovora postavki: Avtoref. Dis.kand.yurid. nauk. M. 2012. S.9)

3. Sm.: Polozhenie o prisuzhdenii uchenyh stepeney (Utv. Postanovleniem Pravitel’stva RF ot 24 sentyabrya 2013 g. № 842 «O poryadke prisuzhdeniya uchenyh stepeney» (s izmeneniyami i dopolneniyami)), p. 14 // SPS GARANT // URL: http://base.garant.ru/184128/

4. Polozhenie o prisuzhdenii uchenyh stepeney (Utv. Postanovleniem Pravitel’stva RF ot 24 sentyabrya 2013 g. № 842 «O poryadke prisuzhdeniya uchenyh stepeney» (s izmeneniyami i dopolneniyami)), p. 10 Razdel II // SPS GARANT // URL: http://base.garant.ru/184128/

5. Sm. p. 10 Razdel II Polozheniya o prisuzhdenii uchenyh stepeney (Utv. Postanovle-niem Pravitel’stva RF ot 24 sentyabrya 2013 g. № 842 «O poryadke prisuzhdeniya uche-nyh stepeney» (s izmeneniyami i dopolneniyami)) // SPS GARANT // URL: http://base.garant.ru/184128/

УДК 343.2/.7

СРАВНИТЕЛЬНОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО КАК ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ МАГИСТРАМИ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ЮЖНО-РОССИЙСКОГО ИНСТИТУТА УПРАВЛЕНИЯ РАНХиГС

Лазарева кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-

Наталья Юрьевна правовых дисциплин, Южно-Российский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54) E-mail: lazareva_77@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация

В статье представлен общий анализ сравнительного уголовного права как науки и учебной дисциплины (понятие, предмет, метод). Обозначены основные этапы становления сравнительного правоведения в сфере уголовного права, обоснована значимость изучения в юридических вузах.

Ключевые слова: сравнительное правоведение, сравнительное уголовное право, правовые системы.

Исследование институтов уголовного права зарубежных стран в условиях расширения международных связей как никогда востребовано, а потому включение дисциплины «Сравнительное уголовное право» в число обязательных дисциплин для изучения магистрами уголовно-правовой специальности вполне объяснимо и понятно. По мнению известного американского компаративиста Кристофера Осакве, в мире, в котором все является взаимосвязанным и истинная природа любого феномена познается лишь в его соотношении с другими, мыслить без сравнения немыслимо. В юриспруденции данная аксиома становится закономерностью [1. С. 70]. Действительно, взгляд на собственное уголовное законодательство через призму зарубежного опыта позволяет четче увидеть существующие погрешности и пробелы в нем или, напротив, по достоинству оценить передовые отечественные уголовно-правовые институты, которые следовало бы взять на вооружение зарубежным законодателям. Иными словами, подобное сравнение дает возможность не только познакомиться с зарубежным уголовным законодательством, но и лучше узнать отечественное уголовное законодательство и совершенствовать его. Критический взгляд на собственное и зарубежное уголовное законодательство путем сопоставления основных уголовно-правовых институтов – в этом и состоит ценность сравнительного уголовного права как науки.

Написание статей по юриспруденции и их публикация в рецензируемых научных журналах – это возможность поделиться с читательской аудиторией новыми открытиями в области развития фундаментальных и прикладных задач этой науки.

Особенности выбора юридической темы для публикации в научных журналах

Все издательства по юриспруденции предназначены для преподавателей вузов и профессиональных юристов, поэтому такие издательства принимают к публикации только научные статьи с аргументированными результатами проведенных исследований.

Список примерных вариантов тем, актуальных для написания статей по юриспруденции.

  1. Развитие тенденций современного законодательства в условиях кризиса
  2. Исследования в области смежных дисциплин (пример – право/политология, социология, психология, философия)
  3. Методы улучшения борьбы с терроризмом
  4. Способы решения юридических проблем в отдельных социальных группах или национальных правовых системах.

Чтобы донести результаты проведенных юридических исследований на международном уровне, автору рекомендуется публикация в научных журналах Scopus. Такой подход пойдет молодым ученым, изучающим быстрые смены современных информационных технологий и способным быстро проанализировать и обобщить полученные материалы в интересную научную статью по юриспруденции.

Совет!

Если вы не хотите, чтобы рецензенты выставили негативную оценку о вашей статье, обязательно ознакомьтесь с содержанием опубликованных документов и проанализируйте научную политику издательства.

Развернутый план составления научной статьи по юриспруденции

научный план статьи по юриспруденции

Структура научной статьи состоит из нескольких элементов – это заголовок, аннотация, ключевые словосочетания, введение, основная часть, выводы (заключение, анализ проделанной работы), список использованных источников. Рассмотрим подробно каждый из них.

Заголовок

Основные цели заголовка – это отображение содержания статьи и привлечение внимания потенциального читателя. Он составляется в научном стиле, как и сам документ.

Аннотация

Этот структурный элемент обязателен для публикации статьи по юриспруденции, так как является ее сжатой характеристикой. Содержательность и краткость – главные показатели хорошей аннотации. Рекомендуемый объем – до 4-5 предложений. Здесь указываются сведения об авторе работы, сжато описывается проблема, цели исследования и сделанные выводы.

Ключевые словосочетания

Задача «ключей» — упростить поиск написанной научной работы в библиографических базах данных, поэтому желательно употребить основные результаты, положения и термины, указанные в статье.

Введение

В данной части читатель кратко знакомится с предметом юридического исследования, методами решения проблемы и формулировкой гипотезы.

Основная часть

Это – самый главный раздел статьи по юриспруденции. Цель автора – поэтапно отобразить процесс исследования и высказать аргументированную позицию в пределах выбранной темы. Приветствуется использование графиков, диаграмм, таблиц и других наглядных материалов.

Заключение

В завершающей части работы, объективно описываются достижения. Читатель анализирует прочитанную информацию, самостоятельно оценивает ее качество и делает свои выводы.

Список использованных источников

В этой части автор указывает ссылки на используемую или цитируемую литературу.

Возможные сложности в написании научной статьи по юриспруденции

Возможные сложности при написании работ по юриспруденции

Составляя научную статью по юриспруденции, многие авторы допускают несколько типичных ошибок.

Сухость при изложении информации

Если статья узкоспециализированная и в содержании много специфических терминов, упростить понимание изложенной информации помогут наглядные материалы. Таблицы, схемы, иллюстрации и графики сделают сухой текст интереснее и понятнее. Основное требование – соответствие содержанию статьи, так как несоблюдение этого правила будет вносить диссонанс в общую структуру документа.

Отсутствие полезных сведений

Научная статья должна содержать только полезные материалы, раскрывающие суть проблемы выбранного направления в юриспруденции. Если рассматриваемая тема очень обширна, автору рекомендуется критически проработать структуру документа и выдавать информацию порционно – такой подход не запутает читателя и поможет ему сделать правильные выводы после прочтения.

Двоякая трактовка нормативных актов

При описании ситуаций, требующих обязательного упоминания законодательных актов, автор четко указывает сложные правовые моменты, а также приводит примеры их решения, подкрепляя их ссылкой на соответствующие нормативные документы.

Если вы понимаете, что не справитесь с поставленной задачей в установленные сроки или возникают сложности с составлением структуры текста, обращайтесь к авторам компании «Диссертация».

Рецензия на статью по юриспруденции: структура, требования к документу

оформление статьи по юриспруденции

Рецензия на научные статьи по юриспруденции выстраивается по определенной структуре – это название документа (рецензия), сведения об авторе (ФИО, должность/ученая степень, место учебы/работы) и статье (указывается полное название).

Рекомендации по составлению структуры основного текста:

  • анализ актуальности темы исследования;
  • положительные/отрицательные стороны статьи;
  • выводы по проделанной работе;
  • рекомендации (предоставляется допуск к публикации или нет);
  • информация о рецензенте (ФИО, ученая степень, место работы, должность, подпись, гербовая печать).

Примечание. При составлении содержания документа, важно придерживаться грамотного структурного распределения текста. Пример – актуальность работы, рекомендации излагаются в одном абзаце, достоинства/недостатки описываются в несколько десятков предложений.

Согласно требованиям ГОСТ к оформлению рецензии, объем документа не должен превышать 4500 знаков без пробелов (2 напечатанных страницы с использованием шрифта Times New Roman, 12 кегель).

Компания «Диссертация» поможет в написании научных статей по юриспруденции, а также любой другой тематике. Штат профессиональных авторов с кандидатской/докторской ученой степенью гарантирует высококачественные, уникальные тексты со строгим соблюдением требований ВАК и ГОСТ. Мы гарантируем конфиденциальность всем заказчикам. Будем рады помочь вам.

Была ли полезна статья?

Спасибо, ваш ответ принят

Как мы пишем работы

  • Оформление заявки

    Оформление заявки

    Вы оформляете заказ по написанию студенческих работ, указываете тему, предмет, прикладываете дополнительную информацию.

  • Оформление договора

    Оформление договора

    Вносите за заказ полную оплату или предоплату в размере 50 %.

  • Оплата заказа

    Оплата заказа

    После получения оплаты автор немедленно приступает к выполнению вашей работы согласно полученным требованиям.

  • Заказ в работе

    Заказ в работе

    Автор сдает первоначальный вариант заказчику, после чего вносит необходимые правки в течение выбранного вами гарантийного срока.

Оформить заявку

Гарантии выполнения заказа

  • На протяжении выбранного вами гарантийного срока вы можете вернуть потраченные деньги, если качество написанной под заказ студенческой работы вас не устроит или не будет соответствовать требованиям учебного заведения.

  • Перед сдачей клиенту, каждая работа проходит тщательную проверку на плагиат по выбранному вами сервису.

  • Написанием работ занимаются только опытные авторы, которые хорошо знают тонкости учебной дисциплины и имеют практический опыт в отрасли.

  • Мы строго храним тайну сотрудничества между агентством по написанию студенческих работ и клиентом.

Наши гарантии

Отзывы авторов

Узнать стоимость работы за 1
минуту

Отзывы наших клиентов

Узнайте почему выбирают студенты:

  • Учусь в аспирантуре, активно занимаюсь научной деятельностью. Собрала много интересного исследовательского материала, который собираюсь использовать в будущей диссертации. А пока заказала на портале fastfine.ru научные статьи на основе собранных данных. Пойдут мне в зачет при защите диссертации.

  • Хочу поступать в зарубежную магистратуру. Предпочтение там обычно отдают тем, кто занимается научной работой, имеет публикации. Решил подстраховаться и опубликовать пару статей по темам, над которыми работал для научных конференций. Отдал собранный мною материал специалистам студенческого сервиса ФастФайн, на выходе получил две статьи, которые были у меня приняты для публикации.

  • Все силы отдал написанию диссертации, а для написания научной статьи никак не получалось найти время. Материала нашел много, но на этом все и закончилось. Понял, что мне никак не разорваться, поумерил свои амбиции и попросту заказал статью у профессиональных исполнителей в FastFine. Пришлось немного понервничать, так как специалист по моей узкой тематике был занят. Но на следующий день менеджер сообщила, что подобрали автора для меня нашли. Им оказался кандидат наук. Он занимался одно время моей темой, поэтому мы сразу нашли общий язык. Автор учел все мои пожелания, был очень внимателен. Статья получилась на высоком научном уровне, и в то же время написана вполне доступным для понимания языком. Вот что значит профессионал! Спасибо fastfine за отличный сервис.

Заказать статью по гражданскому праву по выгодной цене

Удовольствие жизни студента состоит в бурной жизненных принципов молодых людей. Правда, привычные радости с самого начала учебы в университете портятся жестким режимом учебы, который многим учащимся создает помехи при попытке подыскать работу, чтобы получить наличные на проживание и на расходы на учебу (что сильно уместно для иногородних молодых людей).

Рвение к науке дается так мучительно, что улетучиваются даже самые мощные физические силы и стремление на написание разного рода контрольных работ. Стремительный темп учебной деятельности не дает возможности в срок окончить такую работу, как научная статья по предмету «Гражданское право».

Научная статья по гражданскому праву на заказ как моментальное решение проблем

Именно с целью оказания посильной пользы молодым специалистам была образована наша организация, где всякий сможет быстро заказать статью по гражданскому праву или любой другой вид работ.

С нами вас ждет тишина и покой. Ваше спокойствие является нашей гарантией. Вашу статью вы получите в оговоренный заранее период.

|

Почему нас любят тысячи клиентов?

  1. Полная анонимность. Можете быть уверены, что все личные данные и особенности заявки не раскрываются посторонним лицам.
  2. Надзор за проведением создания научной статьи по предмету «Гражданское право». Вы всегда можете отслеживать написание статьи на каждом шаге ее выполнения. Сразу после оформления заказа вы получаете индивидуального помощника, который будет быстро связываться с вами насчет малейшего изменения в процессе выполнения заказа.
  3. Дальнейшее тестирование специалистами. Сразу после выполнения работы статья поступит к независимому профессионалу, который осуществит аудит и проверит ее по новому, после этого напишет личное суждение о ее соблюдении с тематикой, указанным ранее требованиям и нормам оформления.
  4. Предельная оригинальность. Вам выдается научная статья по гражданскому праву, которая не один раз проверялась инструментом «Антиплагиат», поэтому уникальность работы будет превышать 70%.
  5. Поддержка написанной научной статьи до момента ее сдачи. Если после сдачи работы педагог сделает выговор, корректировки и отдаст на доработку, наши сотрудники сделают ее полностью БЕСПЛАТНО! Надо будет только получить рецензию руководителя.

Для оформления заказа «Статья по гражданскому праву» Вам совершенно нет необходимости лично приезжать к нам в офис – достаточно послать заявку на написание на нашей страничке или позвонить нашим кол-операторам по указанным телефонам.

Помощь в написании учебной работы по предметам

  • Менеджмент организации

  • История

  • Педагогика

  • Право

  • Юриспруденция

  • Бухгалтерский учет и аудит

В чем проблема? На самом деле Вы еще не придумали статью. У Вас есть одна или несколько конкретных мыслей, но Вы не знаете, чем их окружить.

Первый и необходимый шаг — создание структуры будущей статьи. Составьте опорный (а лучше — максимально подробный) план, о каких вопросах и проблемах Вы хотите рассказать своим читателям.

Зачем нужно подробно прорабатывать план?

Сравните два плана для статьи «Что делать, если на вас завели уголовное дело?»:

1. Введение 1. Введение: как определить, законно ли завели уголовное дело?
2. Основная часть 2. Признаки преступления, оговоренные законом.
3. Ответ на часто задаваемый вопрос 3. Как составить жалобу по оспариванию постановления о возбуждении уголовного дела?
4.  Ответ на часто задаваемый вопрос 4. Можно ли защищать себя в суде самостоятельно?
5. Пример из личной практики 5. Привести пример на основе дела Петрова.
6. Заключение 6. Заключение: несколько слов о том,
что, если дело уже заведено, значит,
в наличии все признаки.

И первый, и второй формально являются планами. Но по какому из них будет легче написать текст? Ответ очевиден – по более развернутому. Имея четкую структуру статьи и набросав основные тезисы заранее, Вы избежите ступора перед белым листом, и дела пойдут значительно быстрее : )

План юридической статьи: о чем писать в каждом пункте?

Важно понимать, что структура статьи — это только опора, первый шаг перед началом долгого пути к получению желаемого результата. А чтобы этот результат удовлетворил Вас и заинтересовал ваших читателей, важно с должным вниманием отнестись к каждому следующему этапу написания статьи. Разберем типовую структуру юридической статьи с примерами.

1. Придумайте заголовок

заголовок

Некоторые юристы считают, что раз их статьи — сугубо информационные, деловые, то неважно, каким будет заголовок. Это совершенно не так!

Даже читателя, который ищет проблему из «скучной» сферы юриспруденции, нужно привлечь именно на свой сайт (не забывайте, что поисковик выдаст и сайты конкурентов!).

Какие шаблоны работают?

    1. «Секретная» информация («Как получить кредит под рекордные 5%?»)
    2. Вопрос по проблеме («Не знаете, как оформить дарственную на квартиру?»)
    3. Ограниченное предложение («Только до декабря этого года можно вступить в госпрограмму…»)
    4. Новость («С 2017 года изменится законодательство в сфере жилищного права»)
    5. Советы и ответы («5 способов отсудить алименты у бывшего мужа»)

Помните:  создавая «кричащий» заголовок важно не перешагнуть черту, за которой находятся дешевые «сенсации» желтых газет. Не обещайте читателю то, чего не может быть на самом деле. В сфере юриспруденции это недопустимый подход!

2. Напишите вступление

пишем вступление

Вступление — это несколько предложений, которые должны мотивировать посетителя продолжить читать материал. От того, насколько удачным получатся эти первые фразы, будет зависеть, останется ли пользователь на сайте.

С чего начать текст?

  1. Цитата классика или афоризм. Умная, хоть и чужая мысль, внушит читателю уверенность, что дальше он прочитает не менее гениальный материал. Но крайне важно, чтобы цитата была непосредственно связана с текстом статьи.
  2. Анекдот. Едкая ирония на злобу дня не помешает даже серьезной юридической статье.
  3. Случай из практики. Хорошим ходом будет подводка вроде: «Ко мне обратился клиент, у которого была вот такая проблема. Он попытался решить ее таким способом. Какую ошибку допустил мой клиент? Разберемся».

Важно! Не пишите во вступлении прямой ответ на вопрос, поставленный в заголовке. То есть, например, если тема статьи «Какие нужны документы, чтобы подать на алименты?», а в первом абзаце текста Вы их все перечислите, читатель не получит мотивации читать вашу статью дальше.

3. Обозначьте проблему

обозначить проблему

Тезисно и четко обозначьте, какую проблему будет решать Ваша статья. Помните, что посетитель сайта должен увидеть свою проблему в Вашем тексте. Если этого не произошло, он сразу прекратит чтение.

Предлагаем несколько профессиональных приемов, как обозначить проблему читателю:

    1. Противопоставление
      Хороший вариант, подстегивающий человека задуматься и прочитать экспертное мнение.
      Ключевая формулировка: «С одной стороны, … А с другой — … Давайте разберемся, как лучше».
    2. Правда для узкого круга
      Люди любят чувствовать себя особенными. Предложите им «секретную информацию».
      Ключевая формулировка: «Большинство думает, что… А на самом деле…».
    3. Вариативность решения
      Единственно верное решение не всегда бывает привлекательным. Покажите читателю, что Вы готовы найти подход именно для него.
      Ключевая формулировка: «Проблема имеет несколько путей решения…»
    4. Интересный статистический факт
      Клиенту важно понимать:
      — он не одинок в своей проблеме;
      — статья перед ним — серьезный источник, которому можно доверять.
      Подкрепите уверенность читателя цифрами и фактами.
      Ключевые формулировки: «Ежегодно с этой проблемой сталкиваются … жителей страны»; «Среди всех судебных разбирательств на долю … споров приходится … процентов».

Для каждого текста старайтесь найти новый подход к описанию проблемы — такой, который заинтересует читателя. Не замыкайтесь на одном шаблоне, строча статьи как под копирку — посетители это сразу заметят.

4. Объясните суть проблемы

объясните суть пробемы

На каждом из этапов помните, что Ваша цель — донести информацию читателю, который не имеет никакого отношения к юриспруденции.

Следовательно, Ваша задача — переложить информацию с юридического языка на понятный обывателю.

Обязательно свяжите проблему, описываемую в статье, с личным опытом, приведите конкретные примеры для пояснения отдельных ситуаций. Если получится, переложите ситуацию из узкоспециализированной сферы на жизненный пример. То есть: не «клиент взял кредит для открытия бизнеса под 25%», а «Иван Семенович занял у соседа мешок картошки, обещая осенью, собрав урожай, вернуть соседу мешок картошки и еще четверть».

Совет! Не забудьте добавить в текст картинки, а лучше — схемы или диаграммы. Они визуализируют информацию и упрощают чтение. Помните: «книжка с картинками» всегда интереснее!

Дмитрий Засухин

Нужны клиенты в практику?
Скачайте видео-курс по привлечению клиентов БЕСПЛАТНО!

Скачать

5. Опишите свою точку зрения на проблему, дайте оценку

Своя оценка

Вспомним основные задачи, которые решает блог, о них мы уже писали в нашей предыдущей статье – сео продвижение сайта и подтверждение вашей экспертности.

Не теряйте возможности высказать вашу току зрения на описываемую проблему. Читатель заинтересован в получении оценки ситуации от специалиста, исходя из его опыта и практики. Продемонстрируйте вашим читателям свой профессионализм.

6. Дайте план решения проблемы

план решения проблемы

Возвращаясь к уже сказанному: читатель всегда идет за четким ответом на свой вопрос. Если он не получает такового, просто закрывает страницу.

Даже если Вы пишете статью с целью направить читателя обратиться к своим услугам, пары фраз про «обратитесь к специалисту» будет недостаточно. В контексте реальной обозначенной проблемы это будет просто «вода».

Какого плана ждет читатель? Зависит от темы статьи.

Отталкиваясь от заголовка, т.е. от предполагаемого вопроса или проблемы, составьте алгоритм действий:

    1. Какие риски следует оценить при принятии решения?
    2. Какие нужны документы?
    3. В какую инстанцию обращаться?
    4. Как составить заявление (письмо, жалобу)? (В этом пункте по возможности необходимо дать готовый шаблон либо описать, что именно должно быть прописано в тексте официального письма.)
    5. Стоит ли обращаться к юристу и зачем? (В контексте этого пункта Вы как раз и можете привести доводы, почему необходима помощь профессионала, т.е. Ваша.

Все это — общедоступная информация. Вы не отберете у себя хлеб, предоставив читателю подробную инструкцию, что и как делать. Наоборот, еще раз подчеркнете, что хорошо понимаете суть процесса, видите его изнутри.

Правда в том, что большинство людей адекватно оценивает уровень своей юридической грамотности, а точнее безграмотности. Они не собираются самостоятельно защищаться в суде, но и признавать себя профанами не хотят. Именно экспертные статьи и статьи-инструкции убеждают потенциальных клиентов стать реальными.

7. Подведите итог

подведите итоги

Заключение — не менее значимая часть текста, чем вступление. Читателю важно увидеть итоговый четкий вывод: какое решение выбрать.

Если же в заголовке не обозначался конкретный вопрос, то в заключении тезисно повторите основные моменты статьи и Ваш взгляд на ситуацию.

Полезный совет: Не спешите выкладывать готовый материал на сайт, дайте тексту «полежать». Отвлекитесь на обед, прогулку или погрузитесь в работу. А спустя несколько часов (а лучше даже через сутки) перечитайте статью еще раз, причем постарайтесь сделать это так, будто видите ее впервые. Это поможет найти не только ошибки и опечатки, но и исправить «корявые» фразы, убрать смысловые повторы

Добавить комментарий