Как составить стихотворение по метафоре

Памятка. Стихотворение
по метафоре –
 нерифмованное стихотворение,
состоящие из 6 строк, в которых отражены характеристики предмета в определенной
последовательности:

1 – цвет;

2 – вкус;

3 – запах;

4 – внешний вид;

5 – звук;

По материалам заданий составьте
видео-коллаж «Символы Донбасса».

–       Презентация
«Символы Донбасса».

1.                     ПАЛЬМА
МЕРЦАЛОВА

Чудо – творение радости гения,
Мыслей – фантазий , мечты вдохновения-
Славного мастера смелое детище-
Редкий шедевр всему человечеству !

Дар ремесла дан в изгибах и линиях –

 
Дерзость и кротость, мощь и величие.
Нежность металла – волшебная магия
Вечного творчества – “пальма” Мерцалова !

Пальмовый ствол – стройный , ветвей изящество –
Высшая ценность непреходящего –

 
Наперекор и стихиям , и времени
К миру любви в бесконечном стремлении !

Символ успеха , надежд процветания,
Всечеловеческой сферы познания –

 
Мудрость металла – великая магия
Чудо творения – “пальма” Мерцалова !

Владимир Туков

2.                                                                                                                                                Сий
минерал ежели не нам, то нашим детям зело полезен будет.

Петр I

Черный камень! Черней арапа!

Он в огне – словно кровь из ран,

Распылясь золотистым крапом,

Опалил по краям кафтан!

В лисьей балке, на скользком кряже,

Отмахнув с лица мошкару,

Сквозь шиповник, как вол в упряжке,

Царь обратно ушел в Москву.

Он могущественными руками,

Мир и сечу верша второпях,

Не забыл про горючий камень,

Что лежал в Донецких степях.

Страсть к открытью сильней проказы,

Тверже власти и скипетра

Затемняла ямки подглазий

И вздувала виски Петра.

Но не взять твердыни нахрапом,

Ломом, заступом и венцом!

Распылясь золотистым крапом,

Пламенеют костры на Донцом!

Виктор Бороте

3.                                  САУР-МОГИЛА

Гремел в те дни пальбою «Миус-фронт»,

Земля отцов пожарами дымила.

Казался шатким даже горизонт,

Ходила ходуном Саур-Могила.

Раскат боев нещадно нарастал.

Вся степь стонала от смертельной боли.

Неистово свирепствовал металл

И след кровавый оставлял на поле…

Уходят вдаль года. И дочь, и сын

Спешат сюда героям поклониться.

Саур-Могила! Над тобою синь

Пускай всегда лучами золотится.

Михаил Ртищев

4.         Стихотворение
о Донецке.

5.                   …И
все же как приятно знать,

Что где-то есть души подспорье –

Мое родное Святогорье,

Где в рощах сказка багреца

Озарена прощальным бликом.

И догорает у Донца

Закат в молчании великом.

Б.Белаш

6.                   Мечту
разорвало в клочья,

Как будто снарядом тело.

Сегодняшней страшной ночью,

К счастью оставшись целым,

Понял, не будет мира,

И жаркое будет лето…

В сторонке не отсидеться,

В подвале не отлежаться.

За жизнь, за счастливое детство.

Люди! Надо сражаться!

Оформить коллаж «10
причин, по которым я люблю Донбасс». 

Время поэтов. А ваш ребенок писал «стихи по метафоре»?

Учите детей писать стихи. Это удивительное и очень полезное времяпровождение с ребенком. Полезное, потому что расширяет общий кругозор и мыслительные способности детей, обогащает словарный запас, совершенствует фонематическое восприятие.

Удивительное, потому что за этим занятием становится ближе и понятнее внутренний мир ребенка, его видение происходящего, яркие и порой весьма неожиданные образы, которыми наполнена вселенная по имени «Детство».

Срифмовать несколько строчек может любой малыш. Природа заботливо позаботилась о том, чтобы возраст до семи лет стал «золотым периодом» в развитии речи: это время быстрого обучения, когда ребенок, как губка, впитывает каждое услышанное слово. Он чувствует язык, не зазубривает, а легко, будто играючи усваивает лексику, грамматику, законы построения фразы.

Рифмоплетство у ребят в крови!

Помните носовское «Я поэт, зовусь я Цветик, от меня вам всем приветик!»?

Или знаменитую песенку «33 коровы». Так вот, большинство детей те самые «волшебники слова». Послушав, как мама бормочет под нос: «Дом – сом- ком – бим-бом!», они уже через десять минут насочиняют вам множество веселой абракадабры.

Время поэтов. А ваш ребенок писал «стихи по метафоре»?

Будьте готовы и к следующему этапу, когда слова, которые звучат похоже, окажутся частью сюжета: веселого или драматического. Юный поэт обязательно привнесет собственную идею: ведь так интереснее, правда?

«Кошка-мошка», которые устраивали малыша в самом начале, вдруг обрастут подробностями и станут похожи на настоящий стих.

«Смотрите: мошка
большая как кошка».

«Наша кошка
Съела мошку».

Останется завести блокнот и скрупулезно записывать.

«Мы веселые прыгуны!
Мы допрыгнем до луны!
Мышка, ежик, Дед Мороз…
Он подарки всем принес!»
(Кирилл С., 6 лет)

Время поэтов. А ваш ребенок писал «стихи по метафоре»?

Зима. Ура. Ура! Ура!!!
Мне на санках кататься пора!
(Егор М., 6 лет)

Время поэтов. А ваш ребенок писал «стихи по метафоре»?

Или даже близкое к «Ай да Пушкин» (поверьте, дети смелы в оценке собственного творчества):

Я почти Пушкин! Я – поэт!
Дайте поэту побольше котлет!
(Даня Щ., 6 лет)

Время поэтов. А ваш ребенок писал «стихи по метафоре»?

Такие строки еще долго будут радовать и вас, и ребенка. Они легки, забавны и… поверхностны. А чтобы перейти от рифмоплетства к стихам нужна глубина.

Уникальное умение, дар через слово показать мир таким, каким его видишь, слышишь, чувствуешь именно ты, дано истинным поэтам и… детям.

Конечно, не стоит ожидать от дошкольника хрестоматийного

“Звёзды меркнут и гаснут, в огне облака, белый пар по лугам расстилается. По зеркальной воде, по кудрям лозняка от зари алый свет разливается” (И.С. Никитин).

И все же именно дети могут создать образ, близкий к описанному. Потому что тонко, совершенно по-особенному воспринимают происходящее. Среди детей нет прагматиков, и почти всегда есть фантазеры.

А значит, оставим в покое рифму. Перед нами стоит задача куда более трудная: сложить метафору, речевой оборот, который присущ настоящим стихах. Подметить сходство предмета, явления, понятия и соотнести его с чем-то совершенно иным.

Попробуйте написать с ребенком СТИХОТВОРЕНИЕ. Нерифмованное, но очень красивое, наполненное особостью поэтическое речи.

Результат удивит и даже шокирует вас. Знакомьтесь, папы и мамы, это ребенок. В суете будней многие из нас даже не подозревали, насколько богат его внутренний мир.

Итак, как же пишется стихотворение «по метафоре»?

Выберите предмет или явление, о котором будете рассуждать. Что-то достойное запечатления на бумаге и хорошо известное ребенку. Например, радуга, облака, листопад.

Время поэтов. А ваш ребенок писал «стихи по метафоре»?

Подумайте, можете ли сами подобрать хотя бы три-четыре переносных значения данного слова, сравнить его с чем или кем-либо, не используя связок «словно», «будто» и «как». Скажем, облака – это «белогривые лошадки», «овечки», «сахарная вата», «странники». Получилось? Тогда зовем малыша и вместе с ним пробуем последовательно ответить на шесть вопросов.

1. ЦВЕТ.

2. ВКУС.

3. ЗАПАХ.

4. ВНЕШНОСТЬ.

5. ЗВУК.

6. КАЧЕСТВО ПЕРЕЖИВАНИЙ (ЧТО ЧУВСТВУЕШЬ?)

Предмет, о котором вы думаете, какого он цвета? Очевидно, что облака белые. Но белые как что? Снег? Тогда облака – это белые сугробы. Морская пена? Говорим: облака – это синеватые волны с белыми барашками.

А если бы вы могли попробовать облако на вкус, какое бы оно было? Для кого-то облака – это вкус молока и солнца, а кто-то уверяет, что они напоминают сметану… И так далее.

Не бойтесь предлагать варианты, проявите инициативу, устройте настоящий «мозговой штурм». Самую интересную мысль обязательно запишите. И хотя вы были активным участником дискуссии, постарайтесь, чтобы «лучшей» оказалась все-таки детская мысль. Впрочем, едва ребенок поймет, что оригинальность и фантазия поощряются, подыгрывать вам уже не придется.

Подобное стихотворение можно писать и с группой дошкольников: садитесь за общим столом и внимательно слушаете, что предлагает каждый. Принцип тот же: записывается самая яркая идея, только, выбирать сложнееJ

А теперь, когда у вас есть шесть ответов, прочитайте их. Красиво, не так ли? Перед вами – образ, который видят Поэты.

Время поэтов. А ваш ребенок писал «стихи по метафоре»?

И немного волшебства. Эти стихи дети сочинили в преддверии Нового года. Того самого, который один на всех, но свой у каждого. Убедитесь сами.

«Новый год» (Тимофей Б.)

Новый год белый, как чистый лист.

Новый год – это вкус праздничного торта.

Новый год пахнет елкой.

Новый год похож на тысячу горящих огней.

Он шуршит как подарочная упаковка.

Новый год – это ожидание чуда.

Время поэтов. А ваш ребенок писал «стихи по метафоре»?

«Новый год» (Матвей Б.)

Новый год белый, как первый снег.

И сладкий, как конфета.

Новый год пахнет свежестью.

Новый год сверкает и переливается.

Новый год скрипит как свежий снег под ногами.

Новый год – это красота и счастье.

Время поэтов. А ваш ребенок писал «стихи по метафоре»?

С праздником всех, друзья. Со старым Новым годом!

P.S. В качестве примера групповой работы – «Зима».

Время поэтов. А ваш ребенок писал «стихи по метафоре»?

«Зима» (Глеб С., Вера Ф., Арсений и Тимур Т.)

Зима как чистый белый лист.

Зима – это вкус мороженого и ледяной воды.

Зима пахнет апельсинами, конфетами, елкой.

Зима похожа на сундук с сокровищами:
в нем снег – серебро, а иней – бриллианты.

Зима – это скрип снега и ветер за окном.

Зима – это веселье и радость.

«Зима» (Кирилл С., Матвей Б., Тимофей Б., Егор М.)

Зима – это цвет облаков, которые опустились на землю.

У зимы вкус горькой рябины и сосульки, которая хрустит на зубах.

Зима пахнет пушистой шубой, морозом, тяжелым, мокрым снегом.

Зима похожа на «Белый квадрат». Это искусство.

Зима – это звон колокольчиков на новогодней елке.

Зима – это веселье и длинные праздники.

P.P.S. И – одно из моих любимых. Вдохновившая и вдохновляющая многих тема. «Осень».

Время поэтов. А ваш ребенок писал «стихи по метафоре»?

«Осень» (Кирилл И., Кирилл С., Тимофей Б., Матвей Б., Юля Х.)

Осень – это цвет солнца и жухлой травы.

Осень – это вкус сладких яблок и горькой рябины, вкус лимона и микстуры.

Осень – это запах дождя и опавших листьев, запах шарлотки.

Осень похожа на яркие краски.

Осень – это стук дождя по стеклу и шуршание листьев под ногами.

Осень – это красота и счастье бегать по лужам, это яркость.

Искренне надеюсь, что после прочтения этой статьи что-то красивое вдохновит и вас. По крайней мере попробуйте)))

Время поэтов. А ваш ребенок писал «стихи по метафоре»?

Примечание. При оформлении материала использовались картины Виктории Кирдий. Иллюстрации из открытого доступа.

                              Для выразительности поэтической речи важно правильно подбирать слова, использовать синонимы, антонимы, фразеологизмы, иногда – архаизмы, диалектизмы, разговорную лексику и др. Существуют ещё так называемые тропы – слова и выражения, употребляемые в переносном значении.

МЕТАФОРА – перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков (работа кипит, лес рук, снежная каша). Пример метафоры:

И, может быть, на мой закат печальный
Блеснёт любовь улыбкою прощальной.
(А. С. Пушкин)

Метафора явля­ет­ся одним из самых рас­про­стра­нён­ных худо­же­ствен­ных тро­пов в лите­ра­ту­ре. Она воз­ни­ка­ет из срав­не­ния, сопо­став­ле­ния ново­го пред­ме­та с уже извест­ным и выде­ле­ния общих их при­зна­ков. Чтобы появи­лась мета­фо­ра, сле­ду­ет най­ти точ­ки сопри­кос­но­ве­ния двух пред­ме­тов или явле­ний в чем-то, напри­мер:

  • озе­ро как зер­ка­ло — зер­ка­ло озе­ра;
  • руки как золо­то — золо­тые руки;

Именно поэто­му мета­фо­ру счи­та­ют скры­тым срав­не­ни­ем, в кото­ром отоб­ра­жа­ют­ся как посто­ян­ные, так и вре­мен­ные, пре­хо­дя­щие, слу­чай­ные сход­ства пред­ме­тов. Но в отли­чие от срав­не­ния мета­фо­ра выра­жа­ет усто­яв­ши­е­ся сход­ства пред­ме­тов. Например, в осно­ве мета­фо­ри­че­ской свя­зи зна­че­ний суще­стви­тель­но­го «нос» лежит сход­ство пред­ме­тов по фор­ме и рас­по­ло­же­нию в про­стран­стве:

  1. часть лица чело­ве­ка, мор­ды живот­но­го;
  2. высту­па­ю­щая часть чай­ни­ка, кув­ши­на;
  3. перед­няя часть ступ­ни, обу­ви и чул­ка;

На осно­ве внеш­не­го сход­ства полу­чи­ли оди­на­ко­вые наиме­но­ва­ния швей­ная и хирур­ги­че­ская игла, лист хвой­но­го дере­ва и игла неко­то­рых живот­ных.

Метафоричными явля­ют­ся свя­зи живот­ное — чело­век и отсю­да воз­ник­шие наиме­но­ва­ния людей в пере­нос­ном смыс­ле: баран, осёл, сви­нья.

Общность при­зна­ка дела­ют воз­мож­ным и такие пере­но­сы при­зна­ка лица на пред­мет:

  • без­молв­ная жен­щи­на — без­молв­ная ули­ца;
  • дели­кат­ный чело­век — дели­кат­ный вопрос;
  • бой­кий маль­чик — бой­кий спор;

.

Перенос зна­че­ния одно­го сло­ва на дру­гой, то есть воз­ник­но­ве­ние мета­фо­ры, свя­зан с их сход­ством:

  1. подо­бие фор­мы: дам­ская шляп­ка — шляп­ка гвоз­дя;
  2. цве­то­вая бли­зость: золо­тое коль­цо — золо­тая листва;
  3. общ­ность функ­ции: двор­ни­ки рас­чи­сти­ли снег — авто­мо­биль­ные двор­ни­ки;
  4. похо­жесть в рас­по­ло­же­нии: подош­ва обу­ви — подош­ва горы.

Примеры метафор:

Нам доро­га твоя отва­га, огнём душа твоя пол­на. (М.Ю. Лермонтов) 

Пора золо­тая была, да сокры­лась. (А.Кольцов)

Осень жиз­ни, как и осень года, надо бла­го­дар­но при­ни­мать. (Э. Рязанов)

Луна будет улы­бать­ся весь вечер. (А. Чехов)

Тоска необъ­ят­ная жра­ла его, и безы­мян­ный червь точил его серд­це. (Н. Гоголь)

Прапорщики воткну­лись гла­за­ми в царя. (А. Толстой)

Использованы материалы интернета:

Понятие о тропах. Творческая мастерская Алкоры http://stihi.ru/2016/09/22/4658
Тропы в литературе. Таблица с примерами https://russkiiyazyk.ru/leksika/tropy.html
Метафора: Теория и практика https://multiurok.ru/files/metafora-teriia-i-praktika.html   и другие

Задание 1 Найдите метафоры в следующих текстах.

1) Отсталых туч над нами пролетает
Последняя толпа.
Прозрачный их отрезок мягко тает
У лунного серпа.
(А. А. Фет)

2) Вся в пыли торчит щетина
Придорожного хвоща.
(Саша Черный)

3) Топи да болота, синий плат небес.
(С. А. Есенин)

4) Равнодушен я стал к лачугам,
И очажный огонь мне не мил,
Даже яблонь осеннюю вьюгу
Я за бедность полей разлюбил.
(С. Есенин)

5) Ель рукавом мне тропинку завесила. (А.А.Фет)

6) Я вспоминаю, сердцем посветлев,
Какой я был взволнованный и юный!
И пусть стихов серебряные струны
Продолжат свой тоскующий напев.
(Н.Рубцов)

7) Пусть солнце на пашнях венчает обильные всходы
Старинной короной своих восходящих лучей!
(Н.Рубцов)

Задание 2. Поделитесь стихотворением, в котором есть примеры метафоры.

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата 07.01.2016
Формат docx
Изображения Нет

Поделитесь с коллегами:

Памятка. Стихотворение по метафоре – нерифмованное стихотворение, состоящие из 6 строк, в которых отражены характеристики предмета в определенной последовательности:

1 – цвет;

2 – вкус;

3 – запах;

4 – внешний вид;

5 – звук;

По материалам заданий составьте видео-коллаж «Символы Донбасса».

– Презентация «Символы Донбасса».

1. ПАЛЬМА МЕРЦАЛОВА

Чудо – творение радости гения,
Мыслей – фантазий , мечты вдохновения-
Славного мастера смелое детище-
Редкий шедевр всему человечеству !

Дар ремесла дан в изгибах и линиях –
Дерзость и кротость, мощь и величие.
Нежность металла – волшебная магия
Вечного творчества – “пальма” Мерцалова !

Пальмовый ствол – стройный , ветвей изящество –
Высшая ценность непреходящего –
Наперекор и стихиям , и времени
К миру любви в бесконечном стремлении !

Символ успеха , надежд процветания,
Всечеловеческой сферы познания –
Мудрость металла – великая магия
Чудо творения – “пальма” Мерцалова !

Владимир Туков

2. Сий минерал ежели не нам, то нашим детям зело полезен будет.

Петр I

Черный камень! Черней арапа!

Он в огне – словно кровь из ран,

Распылясь золотистым крапом,

Опалил по краям кафтан!

В лисьей балке, на скользком кряже,

Отмахнув с лица мошкару,

Сквозь шиповник, как вол в упряжке,

Царь обратно ушел в Москву.

Он могущественными руками,

Мир и сечу верша второпях,

Не забыл про горючий камень,

Что лежал в Донецких степях.

Страсть к открытью сильней проказы,

Тверже власти и скипетра

Затемняла ямки подглазий

И вздувала виски Петра.

Но не взять твердыни нахрапом,

Ломом, заступом и венцом!

Распылясь золотистым крапом,

Пламенеют костры на Донцом!

Виктор Бороте

3. САУР-МОГИЛА

Гремел в те дни пальбою «Миус-фронт»,

Земля отцов пожарами дымила.

Казался шатким даже горизонт,

Ходила ходуном Саур-Могила.

Раскат боев нещадно нарастал.

Вся степь стонала от смертельной боли.

Неистово свирепствовал металл

И след кровавый оставлял на поле…

Уходят вдаль года. И дочь, и сын

Спешат сюда героям поклониться.

Саур-Могила! Над тобою синь

Пускай всегда лучами золотится.

Михаил Ртищев

4. Стихотворение о Донецке.

5. …И все же как приятно знать,

Что где-то есть души подспорье –

Мое родное Святогорье,

Где в рощах сказка багреца

Озарена прощальным бликом.

И догорает у Донца

Закат в молчании великом.

Б.Белаш

6. Мечту разорвало в клочья,

Как будто снарядом тело.

Сегодняшней страшной ночью,

К счастью оставшись целым,

Понял, не будет мира,

И жаркое будет лето…

В сторонке не отсидеться,

В подвале не отлежаться.

За жизнь, за счастливое детство.

Люди! Надо сражаться!

Оформить коллаж «10 причин, по которым я люблю Донбасс».

Метафора (от греч. metaphorá – «перенос») – одно из средств художественной выразительности. Ее суть – переложение свойств одного предмета на другой на основании сходства этих свойств.

Метафора, являясь иносказанием, близка к сравнению, и зачастую метафоры действительно можно «переделать» в сравнения. Однако, в отличие от сравнения, метафоре характерны больший лаконизм и некая недосказанность. Такое умолчание помогает метафоре выполнять в тексте роль «активатора» читательского восприятия.

Метафора рождает единый и запоминающийся образ, размывая границы между используемыми понятиями. Все эти качества помогают метафоре наиболее ярко проявлять себя в поэзии, где объем произведения относительно мал и требует максимальной концентрации для выражения своей главной идеи.

В этой статье мы рассмотрим ряд примеров использования метафоры в стихах разных поэтов, а также разберемся, зачем метафора используется в поэзии.

Оттенок ультрамарина - стихи о любви и жизни Данила Рудого

Читать на ЛитРес

Примеры метафоры в стихах русских поэтов XIX века

Лирике пушкинской эпохи свойственны размышления на темы жизни, смерти, любви, творчества и природы. Обратившись к метафорам, можно увидеть, что жизнь, например, отражена в образе дороги, странствия. Также проводятся параллели течения жизни с явлениями природы: расцвет и увядание, весна и заря, осень и закат, возникновение гроз и бурь.

Так водит нас судьба вдоль жизненных путей,

В невольном странствии не ведаем мы сами –

Куда лежит наш путь и что вдали нас ждет…

(П. А. Плетнев)

***

И, может быть, на мой закат печальный

Блеснет любовь улыбкою прощальной…

(А. С. Пушкин)

Любовь представлена метафорами «огонь», «пламень»:

И, полный страстным ожиданьем,

Он тает сердцем, он горит»

(А. С. Пушкин)

Природа тесно связана с представлениями о небе – «бездна», «океан»:

И птицы реют голосисто

В воздушной бездне голубой

(Ф. И. Тютчев)

***

На воздушном океане

Без руля и без ветрил,

Тихо плавают в тумане

Хоры стройные светил 

(М. Ю. Лермонтов)

Кроме того, природа зачастую персонифицируется, вероятно, отсылая к мифологическому образу богини Флоры:

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года…

(А. С. Пушкин)

Пушкин также широко использовал метафоры для раскрытия психологического состояния своих героев:

Онегину всё было ново;

Он охладительное слово

В устах старался удержать…

***

Того змея воспоминаний,

Того раскаянье грызёт…

В основе метафор у Фета лежит восприятие явлений как чего-то звучащего, музыкального: «излучистый припев реки», «звездный хор», «слышу, как сердце цветет».

Метафоры Тютчева строятся на сопоставлении природы (внешнего) и состояния души (внутреннего):

Поток сгустился и тускнеет,

И прячется под твердым льдом,

И гаснет цвет, и звук немеет

В оцепененье ледяном, –

Лишь жизнь бессмертную ключа

Сковать всесильный хлад не может:

Она все льется – и, журча,

Молчанье мертвое тревожит.

В стихотворении проводится параллель между замерзшим источником и душой человека, которая, подобно потоку, «убита хладом бытия».

Примеры метафоры в стихах русских поэтов XX века

Метафоры в поэзии XX века звучат несколько иначе. Необычностью метафор отличается поэзия Маяковского. Связано это в первую очередь с эпохой, в которую создавались его стихи – время потрясений и культурного сдвига в искусстве, поиск обновленного поэтического языка.

Многие из его метафор основаны на визуальных образах: «розы столиц в лепестках площадей». Во вступлении к поэме «Во весь голос» поэзия уподобляется строю войск:

Стихи стоят свинцово-тяжело,
готовые и к смерти, и к бессмертной славе
Поэмы замерли, к жерлу прижав жерло
нацеленных зияющих заглавий.

Военные, кровавые, навеянные революцией метафоры – отличительная особенность стихов Маяковского: «баррикады сердец и душ», «окровавленный сердца лоскут». Также Маяковским используется прием одушевления неживого, в частности – города и городских улиц:

Рыжие дьяволы, вздымались автомобили,

над самым ухом взрывая гудки.

***

Улица корчится безъязыкая…

Городские, урбанистические пейзажи становятся более живыми, чем люди, их населяющие:

По мостовой
моей души изъезженной

шаги помешанных
вьют жестких фраз пяты…

У современника Маяковского – Есенина – напротив, метафоры совсем другие, образы тесно связаны с природой, крестьянской жизнью: «снег черемухи», «красные крылья заката», «мельница – бревенчатая птица», «дремлют в тумане плетни».

Метафору в поэтическом творчестве Цветаевой можно определить как одну из главных особенностей ее стихов. Природа у Цветаевой воплощает живительную силу: «беседую с ветром», «ветра поцелуи», «зоркая ночь», «лес – моя колыбель».

Метафоричность – базовый эстетический принцип раннего творчества Пастернака. Его поэтические образы строятся на приеме метафорического оживления:

Ночи сигают до брезгу

Через заборы на мускулах,

Возятся в вязах, падают,

Не удержавшись с деревьев,

Вскакивают: за оградою

Север злодейств сереет.

Отличает стихи Пастернака от других коллег-поэтов метафора-абсурд, в основном присущая прозе: «час похож на таракана», «был мак, как обморок, глубок». В таких метафорах понятия «абстрактное» и «конкретное» зачастую меняются местами.

Примеры метафоры в стихах зарубежных поэтов

Среди признанных классиков мастером использования метафор был Шекспир. В его сонетах это – мощное стилистическое средство. Метафоры нередко являются основой его художественных образов. С их помощью происходит переосмысление реальности, раскрывается скрытый смысл вещей.

Так, сонет 18 целиком представляет расширенную аналогию между возлюбленной лирического героя и ясностью летнего дня:

Сравню ли с летним днем твои черты?

Но ты милей, умеренней и краше.

Ломает буря майские цветы,

И так недолговечно лето наше!

В сонете 146 так говорится о душе человека:

Моя душа, ядро земли греховной…

А в сонете 73 смерть уподобляется вечернему сумраку:

Во мне ты видишь тот вечерний час,

Когда поблек на западе закат

И купол неба, отнятый у нас,

Подобьем смерти – сумраком объят.

Поэт-романтик Джон Китс сравнивает процесс написания стихов с посевом и жатвой зерна:

Порою мысль покинуть мир страшна,

Не сжав пером раздумий зрелых зёрна,

И не засыпав книги дополна,

Как гумна, щедрой жатвой стихотворной

А вот как надежда уподобляется птичьему пению в стихотворении американской поэтессы Эмили Дикинсон:

Пернатая надежда
В душе свивает кров –
Звучит без края и конца
Мотив ее без слов.

Поль Верлен, французский символист, в своем стихотворении «Тоска» проводит аналогию жизни лирического героя, отданной на волю случая, с брошенным в море судном:

Моя душа скользит по воле бурных волн…

Зачем метафора используется в поэзии?

В литературе использование метафор всегда подчинено определенному намерению. Ниже мы рассмотрим 10 функций метафоры в поэзии. Однако, похожим образом это средство художественной выразительности может использоваться и в других типах литературы.

  1. Проведение параллелей 

Смысл, заключенный в метафоре, рождает неочевидную связь между двумя объектами, порой различными по своей сути. Тем самым читателю дается возможность по-иному взглянуть на поднятую тему, увидеть сходство между двумя явлениями.

  1. Создание запоминающегося образа

Метафоры, встречающиеся в поэзии, иногда абсурдны и даже могут шокировать. Но это помогает читателю лучше запомнить тот образ, который хотел донести автор.

  1. Эстетизация содержания

Метафора просто-напросто – это прекрасный язык, развивающий навык чтения между строк. Она может сделать стихотворение красивым и изящным, или же забавным; может оживить его.

  1. Придание глубины смыслу

Данный стилистический прием придает силу поэтическому языку тем, что обращается к читательскому воображению, способствуя лучшему пониманию стихотворения. Метафора делает сложные вопросы более понятными, помогает связать их с чем-то привычным, уже знакомым.

  1. Обращение к чувствам

Метафоры апеллируют к чувствам читателя, особенно к зрительному восприятию. Поэтому метафоры делают поэтические образы более яркими, а также рождают новые образы, соединяя между собой разные понятия.

  1. Создание двусмысленности

Наличие метафоры в стихотворении создает двусмысленность. Поэт может скрыть истинный смысл своих слов за метафорой. Значения метафор могут быть поняты только определенной аудиторией с определенным бэкграундом. Поэтому значение конкретной метафоры у каждого поэта может быть своим собственным. Читатель же, разгадав задумку автора, получает от стихотворения больше удовольствия.

  1. Выработка критического мышления

Метафоры могут подтолкнуть читателя мыслить за пределами буквального смысла стихотворения. Следовательно, использование метафор в поэзии может способствовать появлению дискуссий и критики, а в споре, как известно, рождается истина.

  1. Погружение в идею

Метафоры используются для более детального погружения в какую-то идею, мысль. Через уподобление предмет сравнения притягивает больше внимания, усиливается его роль в стихотворении.

  1. Создание символов

Поскольку метафоры – это сравнения, один объект начинает символизировать другой или даже несколько. Таким образом, читатель становится соучастником процесса их разгадывания.

  1. Использование в роли эвфемизма

Поэт может использовать неочевидные понятия для обозначения переживаний или объектов, при этом не называя их явно, потому что они могут считаться оскорбительными или грубыми. Например, метафоры часто используются при описании эротических переживаний или политической критики.

Роль метафоры в стихотворении может быть различной. Главное в том, что ее «разгадка» призвана помочь читателю лучше понять художественный замысел автора.

Добавить комментарий