Как составить стихотворение своими словами

Как научиться писать стихи. 10 советов начинающим

Здравствуйте, дорогие читатели!

Для начала, представлюсь. Меня зовут Александр Окропиридзе. Физик по образованию. Являюсь членом московского Клуба юмористов и сатириков “Чёртова Дюжина”. Был лауреатом ряда поэтических конкурсов и фестивалей.

Но вот набрался наглости написать статью с практическими советами для начинающих. Несогласным предлагаю поделиться с читателями своими публикациями.

________________________

Итак, с чего, по моему мнению, следует стартовать в стихосложении:
С ритма? Рифмы?

Ан, нет!

1.

Нужно обнаружить в себе желание высказаться, возможно, в свой собственный адрес, возможно, в адрес потенциального читателя.

Часто в стихах от первого лица действует или повествует литературный герой, которого ни в коем случае не следует путать с автором. Но этот герой частенько является авторским “alter ego” – его отражением, внутренним голосом или собеседником.

Очень важно обнаружить в себе мысли, которые захочется передать читателям… (в законченном или достаточном объеме для начала творческого процесса). Большинство сетевых стихов наделено главным своим недостатком: отсутствием вразумительной авторской мысли. И это, по-моему, основной “бич”, напрочь обесценивающий результат.

Редким исключением может являться пейзажная лирика – словесная картина. Но этой “продукцией” настолько завалены литературные сайты, что, говоря “коммерческим языком”, предложение намного опережает спрос. А, как известно, если в стакан с чаем добавлять сахара больше, чем хочется, то наступает отвращение к напитку. Посему я не буду советовать новичкам начинать с пейзажной лирики и пугать читателей потоком плохо перевариваемого контента. Отыщите в себе иные, волнующие вас темы.

___________________________________

Ну, вот, наконец, мы дошли до ритма с рифмой. И тут я вас снова огорошу… Я не стану излагать теоретические основы поэтического искусства. На эту тему написано много достойнейшей литературы, и её легко найти в сети с помощью Яндекса. К тому же большинство из нас знакомо с поэзией не понаслышке, буквально, с детского сада. А, значит, основные понятия давно заложены в умах. Но я дам ряд практических советов новичкам.

Но вот важный вопрос:
какую роль играют ритм и рифма в стихотворении?

Самый короткий ответ, приходящий на ум таков:
ритм и рифма – это “специи”, “усилители вкуса” для прозаического текста, творящие из него поэтическое блюдо.

К слову, в поэзии существуют “свободные стихи”, то есть стихи без очевидного ритма и рифмы. А поскольку они практически лишены вышеуказанного “усилителя вкуса”, то на автора накладывается дополнительная нагрузка по насыщению текста достоинствами литературного плана. В итоге, можно сказать, что традиционные стихи – с ритмом и рифмой – это короткий путь к сердцу читателя и не стоит игнорировать их силу и притягательность.

2.

Совет по ритму:
начинайте творить с двусложных стихов, а точнее с ямба, коим, например, написан пушкинский роман в стихах “Евгений Онегин”. Все помнят:

“Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог…”

Формальный ритмический рисунок (ямба) данного отрывка таков:

_ / _ / _ / _ / _
_ / _ / _ / _ /
_ / _ / _ / _ / _
_ / _ / _ / _ /

Здесь каждый безударный слог обозначен как “

_“,
а ударный слог – как “
/“.

Одна такая повторяющаяся пара “_ /” – называется стопой. В одной стопе – одно ударение.

Как видите, в каждой строке 4 ударения, а значит 4 стопы ( _/ _/ _/ _/ ). На конце первой и третьей строки можно обнаружить по маленькому безударному довеску “_“, который на подсчёт не влияет. Таким образом, перед вами 4-х стопный ямб.

Как обнаружить в своём стихотворении ритмическую ошибку?

Читайте свои стихи вслух, ритмично, нараспев, согласно схеме
акцентируя голосом все слоги, соответствующие знаку “/“. И если в ваше творение закралась ритмическая ошибка (лишние или недостающие слоги), то неожиданно “законное ударение” в том или ином слове обернётся безударным местом, а это обязательно покоробит ваш слух (если вы, конечно, носители чистого русского языка).

Итак, благодаря ямбу вам легче будет подбирать/укладывать слова в строки.

Старайтесь придерживаться на всём протяжении стихотворения постоянной длины для соответствующих рифмованных строк, выраженной в количестве стоп или слогов. Если, конечно, обратного не требует жанр или ваш обоснованный литературный приём.

Так, например в приведенном отрывке количество слогов в строках таково:
9
8
9
8

Почувствовали ритм? Так должно быть и далее: 9-8, 9-8, 9-8, 9-8…

И пусть Вас не пугают все эти “чёрточки” (_ /) и циферки (9, 8), поскольку они лишь помогают схематически отображать и контролировать ритм, но большинство из нас ритм чувствует.

Есть ещё один способ, помогающий не сбиться. Попробуйте подобрать мелодию под свои стихи и напевайте её в процессе творчества. Например, “

мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог…” легко ложится на мелодию (будете смеяться) Марка Бернеса “Шаланды, полные кефали, в Одессу Костя приводил…“.

Правда Пушкин далее не повторяет эту схему и строит свою уникальную “онегинскую строфу”. Но эти опыты пока не для новичка.

3.

Совет по рифме:а)
Существуют сложные, богатые звучанием рифмы. Например: “
колется – успокоятся“. При этом они бывают более или менее корректными. Чтобы “набить руку” в стихосложении советую для начала придерживаться точных рифм с максимально совпадающими окончаниями и не слишком далеко от них удаляться. Как вам ни покажется странным, но писать точными рифмами довольно сложно. Вы же себя таким образом будете ограничивать в вариациях (в падежах, окончаниях). Но это дисциплинирует стихотворца и уберегает его от рифм некорректных.

Освоив такой способ, можете переходить к рифмам более сложным.б)
Старайтесь не злоупотреблять глагольной рифмой. Глагольная рифма сама по себе ещё не беда – беда её засилье и тривиальность. Последние проистекают от простоты её подбора. Особенно раздражают слух зарифмованные глаголы неопределённой формы. “Кид
аться – смеяться – ругаться – целоваться – “… Такие рифмы производят угнетающее впечатление ограниченного словарного запаса. Из той же категории рифмы вроде: “пришёл – зашёл – нашёл – ушёл – “… Разнообразьте таковую хотя бы существительным, например, “козёл” – и будет счастье :).

в)
Если вдруг вам не отвертеться, и применение глагольной рифмы неизбежно, постарайтесь привнести в концовку строк хотя бы минимальное разнообразие. Пусть, к примеру, рифмующиеся слова будут разной длины по количеству слогов. Например: “шла” (1 слог) и “заволокла” (4 слога).

г)
Не используйте в рифме однокоренные слова. Классический образец такой рифмы и любимая многими сетевая цитата: “ботинок – полуботинок”. Кто только уже над этим не посмеялся.

Здесь есть и исключения: слова одинаковые или близко звучащие, но разные по смыслу (т.н. омонимы). Такая рифма, пожалуй, может даже украсить стихи, привнося в них игру слов. Например: “брак” (семейный союз) и “брак” (плохое качество).
_________

Если вы испытываете трудности с подбором рифмы, используйте, например, генератор рифм онлайн.

4.

На ранней стадии не пишите длинных стихотворений. Придет умение – оттянитесь вволю. Научитесь выражать свою мысль коротко и ёмко (лапидарно). Лапидарность стихов – важнейшая характеристика. А разводить седьмую воду на киселе может практически каждый.

Избегайте прямых и косвенных тавтологий (повторений). Они – типичные враги лапидарности.

5.

Научитесь писать свои стихи с конца!
Как так?

Выделите в ваших замыслах главную, итоговую мысль (если таковая имеется) и вложите её в заключительное четверостишие (или двустишие). А далее, руководствуясь пунктом (5) как можно ловчее, не добавляя лишней “воды”, допишите предыдущие строки и строфы, необходимые для описания всего процесса от предпосылок до уже сочиненного финала. Не всегда всё получается гладко, но стихотворчество – это такой процесс, который очень удачно описал Маяковский:

“Поэзия — та же добыча радия.
В грамм добыча, в годы труды.
Изводишь единого слова ради
Тысячи тонн словесной руды”.

“Ударная концовка” – удачное завершение для стихотворения, поэтому и главная ваша мысль не должна быть посредственной, невнятной, вторичной… Уж, постарайтесь, не разочаруйте своих читателей! 😉

Есть стихотворцы, вполне удачно пишущие и без таких приёмов. Вполне возможно, что они всё исполняют интуитивно. Или хватает таланта вне зависимости от изначальной мысли всегда найти удачное продолжение и отменную концовку.

Мой же совет лишь тем, кто его ищет.

6.

Как было замечено в предыдущем пункте, удачная концовка – важнейший элемент ваших будущих произведений. Но здесь я усилю требования следующим призывом:

Если в стихотворении несколько четверостиший (строф), то подойдите к ним с такими же требованиями, как и к финалу. То есть 6-ой пункт – это тот же 5-ый пункт, но творчески применённый к каждому четверостишию в составе стихотворения. А именно:

а) выделяйте для себя основную мысль каждого четверостишия;
б) ставьте строку или строки с этой мыслью в конец четверостишия;
в) и лапидарно дополняйте “сюжетной подводкой” рифмованных (по отношению к концовке) строк.

Если пункт (в) исполнен некачественно, то это непременно будет отмечено продвинутым читателем.
______________

Рассмотрим для примера четверостишие Георгия Фрумкера:

“В нас часто проявляется плебейство…
Ну, что ж, один — атлет, другой — Атлант.
Несовместимы Гений и Злодейство,
Но совместимы зависть и талант.”

Главная его мысль в двух последних строках:

“Несовместимы Гений и Злодейство,
Но совместимы зависть и талант.”

И если вам удастся произвести на свет столь удачную мысль, соблюдая ритм (в данном случае это 5-стопный ямб), то поставьте её на место двух последних строк четверостишия, а далее будьте изобретательны в подборе двух первых строк (с учётом ритма и рифмы). Если, скажем, не подберёте нужных рифм, то перефразируйте главную мысль так, чтобы изменить окончания, и повторите творческий процесс заново.

А если вы оказались внимательными, то наверняка заметили, что даже в главной мысли ключевые слова поставлены в конец строк! Я имею ввиду “Гений и Злодейство” и “зависть и талант”. То есть принцип “всё важное — в конец” соблюдён на всех уровнях. Это — “высший пилотаж” в исполнении Фрумкера. И если, например, в пейзажной лирике это не столь важно, то в остроумных, юмористических стихах этот принцип один из основных.

7.

Безусловно, при сочинении строк вы столкнётесь с трудностями попадания в ритм. Будьте гибче в выражении мыслей, дабы иметь по возможности больше вариантов. Начинающий поэт чаще всего определяет почти безальтернативные опорные (основные) смысловые слова и благополучного ритма ради начинает дополнять их мусором из коротких (одно- и двусложных) слов: предлогов, междометий и даже жаргонных восклицаний. Эти слова “для вставки”, как правило уродуют стихи и бросаются в глаза понимающим читателям.

В итоге совет: пишите строки по возможности “длинными” словами, избегая многочисленных односложных слов-заполнителей. Естественно, “длинные” слова не должны быть длинными в буквальном понимании. Они должны быть “достаточными” для строки. При этом, как минимум, исполнены эстетики, присущей богатому русскому языку.

8.

Старайтесь не писать простыми и примитивными предложениями, при которых одна законченная мысль соответствует в точности одной строке. Это самый легкий и не самый удачный способ стихосложения (и мыслеобразования). Укладывайте простые предложения в сложные. Используйте причастные, деепричастные обороты.

9.

Используйте метафоры (но не “перегибая палку”). Русская поэзия славится своей метафоричностью, образностью. Используйте изысканные слова, эпитеты, определения из литературного лексикона (если, конечно, он согласно замыслу не противоречат лексикону вашего литературного героя).

Не описывайте действие/сюжет словами просторечными или элементарными (если, конечно, это не прямая речь литературного героя). Так, например: “герой сказал – героиня сказала – он ей сказал – она ему сказала – он ответил громче – она ответила примирительно…”. Или: “он вошел, походил по дому, затем вышел и пошел в лес. Походил там полдня, затем из лесу вышел… был сильный мороз”.

Только у слова “сказать” в русском языке найдется под 100 слов-синонимов и выражений. Пользуйтесь словарями, например,

этим словарём синонимов. А вот небольшой словарь эпитетов.

Русский язык богат синонимами, оборотами, эпитетами. Используйте их ради создания богатого послевкусия в пику пресности и косноязычию.

Помните также, что метафора – это яркое сравнение. То есть некое явление сопоставляется с иным ярким, “поэтически сочным” образом… А не наоборот. Иначе стихи блекнут, вместо того, чтобы гореть ярче.

10.

Не соединяйте различные плохо совместимые стили в одном стихотворении. Не мешайте “высокое” с “низким”. Если, конечно, это не юмористическое произведение, где игра “высокого” с “низким” может быть элементом юмора или сатиры.
____________________

Вот и все 10 советов.

Если бы сам всегда соответствовал своим же советам, то, возможно, стал бы вторым пушкиным ;). Но за много лет, как минимум, познал ценность этих идей. Их понимание выручало меня не раз. А в целом мне ещё учится и учиться… Впрочем, как и всем, желающим хорошо писать стихи.

Успехов в творчестве!


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Написание стихотворений сводится к отражению состояния вашего внутреннего мира или мира вокруг вас. Стихи можно писать о чем угодно, начиная от любви и утраты и заканчивая заржавевшими воротами старой фермы. С другой стороны, стихосложение может казаться трудной задачей, особенно если вы не относите себя к людям, одаренным творческим даром или способным сыпать поэтическими идеями налево и направо. Тем не менее, с хорошим вдохновением и правильным подходом даже вы будете в состоянии написать стихотворение, которым можно будет с гордостью поделиться с одноклассниками или друзьями.

  1. Изображение с названием Write a Poem Step 1

    1

    Выполняйте письменные упражнения. Стихотворение может начаться совсем с небольшого отрывка либо даже с одной строчки или двух, которые возникнут в голове сами собой, либо с визуальной картины, которая просто не выходит у вас из головы. Найти вдохновение для написания стихотворения можно с помощью выполнения письменных упражнений и использования наблюдений за окружающим миром. Как только у вас появится вдохновение, с ним вам станет проще оформлять свои мысли в соответствующие стихотворные строки.[1]

    • Например, можно прибегнуть к фрирайтингу и записывать все возникающие в голове идеи. Затем полученные строки или образы из своих записей можно использовать в качестве источников вдохновения для написания своего стихотворения. Кроме того, можно использовать не только собственные идеи, но и применять чьи-то еще готовые идеи.
    • Также можно прибегнуть к таким техникам мозгового штурма, как подготовка ментальной карты или составление списка образов или идей. Эти техники способны сгенерировать столь необходимое вам вдохновение для стихосложения.
  2. Изображение с названием Write a Poem Step 2

    2

    Вдохновляйтесь окружающим миром и близкими вам людьми. Получить вдохновение можно от прогулки по окрестностям или от посещения любимого вами места в своем городе. Можно пронаблюдать за людьми, которые сидят на лавочках в парке или прогуливаются по пешеходной площади, чтобы использовать увиденные моменты в качестве идей для своего стихотворения.

    • Можно попробовать написать стихотворение о человеке, который играет важную роль в вашей жизни, например, о матери или о своем лучшем друге. Сам человек может быть источником вдохновения для стихотворения, в котором будут описываться его личные качества или индивидуальные черты.
  3. Изображение с названием Write a Poem Step 3

    3

    Выберите конкретную тему или идею. Начать стихотворение можно с выбора конкретной темы или идеи, которая кажется вам привлекательной или интересной. Если вы выберете конкретную тему или идею, вокруг которой будет строиться ваше стихотворение, то стихотворение обретет четко поставленную цель. Благодаря этому, вам станет проще сузить круг образов и описаний, которые можно будет использовать в стихотворении.[2]

    • Например, можно принять решение написать стихотворение на тему “любви и дружбы”. После этого можно попытаться вспомнить конкретные моменты из личной жизни, когда вы испытывали к кому-то дружеские или любовные чувства, а также попробовать охарактеризовать саму любовь и дружбу на основе своих взаимоотношений с другими людьми.
    • Выбирая тему или идею, старайтесь придерживаться конкретики, так как это поможет сделать ваше стихотворение менее расплывчатым и непонятным. Например, вместо того чтобы брать настолько широкую тему, как “утрата”, попробуйте взять нечто более узкое, например, “утрата ребенка” или “потеря лучшего друга”.
  4. Изображение с названием Write a Poem Step 4

    4

    Выберите поэтическую форму. Задайте направление своему творчеству, выбрав для него конкретную поэтическую форму. Существует много различных поэтических форм, которые можно использовать, начиная от белого стиха и заканчивая сонетами и рифмованными двустишиями. Выберите одну поэтическую форму и придерживайтесь ее на протяжении всего стихотворения, чтобы оно выглядело связным произведением в глазах читателя.[3]

    • Можно выбрать такую краткую поэтическую форму, как хайку, синквейн или графические стихи. Затем можно попробовать поэкспериментировать с выбранной формой и даже получить удовольствие от преодоления трудностей, связанных с конкретной поэтической формой.
    • Также можно склониться к более забавным и игривым поэтическим формам, как лимерики (шутливые пятистрочия), если перед вами стоит задача написать веселое стихотворение. Либо можно обратиться к более лиричным поэтическим формам, таким как сонеты, баллады или рифмованные двустишия, чтобы написать более драматичное или романтичное стихотворение.
  5. Изображение с названием Write a Poem Step 5

    5

    Почитайте примеры поэзии. Чтобы лучше понять, каким образом пишут стихи другие авторы, можно ознакомиться с примерами их творчества. У вас есть возможность почитать стихи той же поэтической формы, которая вас интересует или стихи с той же тематикой и похожими идеями, которые вас вдохновляют. Также можно обратиться к стихам широко известных “классиков”, чтобы лучше прочувствовать жанр поэзии. Например, можно почитать следующее:

    • “Руслана и Людмилу” Александра Сергеевича Пушкина[4]
      ;
    • “Бородино” Михаила Юрьевича Лермонтова[5]
      ;
    • “Кому на Руси жить хорошо” Николая Алексеевича Некрасова[6]
      ;
    • “Василия Теркина” Александра Трифоновича Твардовского[7]
      ;
    • “Радуницу” Сергея Александровича Есенина[8]
      ;
    • “Избранные стихи” Ивана Алексеевича Бунина[9]
      ;
    • “Стихи о советском паспорте” Владимира Владимировича Маяковского[10]
      .
  1. Изображение с названием Write a Poem Step 6

    1

    Используйте конкретные образы. Избегайте абстрактной образности и придерживайтесь конкретного описания людей, мест и предметов в своем стихотворении. Всегда необходимо стараться описывать вещи с помощью пяти чувств: вкуса, обоняния, осязания, зрения и слуха. Конкретная образность позволит читателю погрузиться в мир вашего стихотворения и оживить читаемые строки в воображении.[11]

    • Например, вместо того чтобы описывать чувства или картины абстрактными словами, используйте для этого конкретные слова. Вместо фразы “Меня переполняло счастье” можно воспользоваться более точными словами, чтобы создать конкретные образы, например фразой “Улыбка моя засияла пожаром”.
  2. Изображение с названием Write a Poem Step 7

    2

    Применяйте литературные приемы. Такие литературные приемы, как метафоры и сравнения, добавляют стихам разнообразие и глубину. С их помощью можно сделать ваше стихотворение особенным в глазах читателя и нарисовать для него детальную картину. Постарайтесь использовать в стихотворении различные литературные приемы, чтобы оно не состояло исключительно из метафор или только из сравнений.[12]

    • Метафора — необычный способ сравнения одного предмета с другим. Например, как во фразе “Я был пташкой на проводе”.
    • Обычное сопоставление сравнивает один объект с другим при помощи союзов “словно”, “как” и им подобным. Например, “Одинока, как ворона в поле” или “Мое сердце, словно сцена пустая”.
    • Также можно попробовать воспользоваться таким литературным приемом, как персонификация, когда объект или идея описываются с помощью человеческих качеств и черт. Например, “Машина утонула, словно камень” или “Моя любовь, как буря в стакане воды”.
  3. Изображение с названием Write a Poem Step 8

    3

    Пишите так, чтобы строки хорошо звучали. Стихи предназначены для того, чтобы их читали вслух, поэтому их необходимо писать с учетом звучания. Сочинение стихов с оглядкой на звучание будет влиять на их структуру, а также на используемые слова. Обратите внимание на то, как каждая строка перетекает в другую, как постановка отдельных слов рядом друг с другом создает определенные звуки или ритмы.[13]

    • Например, можно сопоставить звучание слов “сияет” и “блещет”. Слово “сияет” в целом звучит более мягко и на слух создает ощущение теплоты и мягкости. Слово же “блещет” содержит в себе шипящий звук. Это придает ему более резкое и ритмичное звучание.
  4. Изображение с названием Write a Poem Step 9

    4

    Избегайте клише. Ваши стихи получатся заметно более мощными, если вы откажетесь от использования клише, являющихся фразами, которые стали настолько знакомы широкой публике, что уже давно утратили свой первоначальный смысл. Проявите творческий подход к описаниям и образам в своем стихотворении, чтобы читатель был удивлен и заинтригован вашим слогом. Если вам кажется, что определенная фраза или образное выражение могут оказаться слишком знакомыми читателю, замените их чем-то более уникальным.[14]

    • Например, вы могли обратить внимание, что в ваше стихотворение при описании человека затесалась фраза “Занята, словно пчелка”. В таком случае можно попытаться заменить ее более уникальным аналогом, например, фразой “Руки ее не сидели без дела” или “На кухне ей не было равных”.
  1. Изображение с названием Write a Poem Step 10

    1

    Перечитайте стихотворение вслух. Как только у вас будет готов черновой вариант стихотворения, его потребуется самостоятельно прочитать вслух. Обратите внимание на звучание строк. Посмотрите, насколько хорошо одна строка перетекает в другую. Держите под рукой ручку, чтобы у вас была возможность отметить любые строки или слова, которые кажутся спутанными или странными по звучанию.[15]

    • Также можно прочитать стихотворение вслух для других людей, включая друзей, родственников или партнеров. Попросите их дать отзыв на стихотворение после первого прослушивания. Узнайте, нет ли таких фраз или строк, которые им кажутся сбивчивыми или непонятными.
  2. Изображение с названием Write a Poem Step 11

    2

    Соберите отзывы о своем стихотворении. Своим стихотворением можно также поделиться с другими поэтами, чтобы получить их отзывы и улучшить произведение. Со своей стороны вы можете вступить в группу начинающих поэтов и совместно работать над вашим творчеством. Либо можно записаться на уроки поэзии, где вы будете работать совместно с преподавателем и другими начинающими поэтами с целью усовершенствовать свои навыки. Получив отзывы о своем стихотворении от сверстников, можно использовать их для редактирования произведения.[16]

  3. Изображение с названием Write a Poem Step 12

    3

    Отредактируйте стихотворение. Когда соберете достаточно отзывов о своем стихотворении, необходимо будет отредактировать его, чтобы оно приобрело наилучший вид. На основе отзывов исключите из стихотворения сбивчивые и непонятные строки. С готовностью идите на “удаление дражайших строк”, не держитесь за красивые фразы лишь ради того, чтобы просто включить их в стихотворение. Убедитесь в том, что каждая строка вносит свой вклад в цель, тему или идею стихотворения.[17]

    • Дополнительно необходимо пройтись по стихотворению и избавить его от клише и известных фраз. Также необходимо проследить за тем, чтобы в стихотворении была соблюдена орфография и грамматика.

Об этой статье

Эту страницу просматривали 256 725 раз.

Была ли эта статья полезной?

Берете любое слово. Например, слово «потерял». Какую рифму можно придумать к этому слову? Например, «поменял», «восхвалял», «изменял», «желал», «плутал», «скакал», «таскал», «вмещал», «нырял», «знал», «гулял», «вонял», «завял», «фырчал», «изумлял», «изучал», «проверял», «помял», «возвращал», «предвещал», «умилял», «приручал», «укреплял», «разрыхлял», «сообщал», «настоял», «замял», «сиял», «гонял», «валял», «зазвучал» и т. д. и т. п. Сотни слов можно придумать в рифму (кстати, придумывание рифм — само по себе отличное хобби и упражнение для ума в свободное время).

Как написать стихотворение?

Фото: olly, Shutterstock.com

Берём, к примеру, слово «гулял». Итак, у нас есть парная рифма — «потерял» и «гулял». Пробуем построить из этих двух слов предложение. Думай: «потерял» и «гулял»… Кто на это способен? Это должно быть какое-то живое существо — человек, олень, изюбрь, жираф, барсук, бегемот, осёл, хорёк, суслик, шакал, длиннохоботный долгоносик, леопард, кот… Возьмём, к примеру, кота.

Итак, рифмуем. Что получается?

Однажды кот … потерял,
Когда … гулял.

Что кот мог потерять? И где он мог гулять? Допустим, вот так:

Однажды кот свой хвостик потерял,
Когда во тьме ночной по улице гулял.

Или:

Однажды кот терпенье потерял,
Когда по крыше с кошечкой гулял.

Или, например, вот так:

Однажды кот котёнка потерял, —
Котёнок просто взял и убежал…

Как написать стихотворение?

Фото: sipa, pixabay.com

Нет, это слишком грустно. Остановимся лучше на первом варианте. И придумаем продолжение. Итак…

Однажды кот свой хвостик потерял,
Когда во тьме ночной по улице гулял.

Каким может быть продолжение? Раз он что-то потерял, значит, он должен что-то найти. Берём слово «нашёл». Придумываем к нему рифму. Например, «вошёл», «подошёл», «зашёл», «перешёл», «ушёл»… Подходящих рифм мало.

Берём тогда другое слово. Думаем: когда, где и как кот мог что-то найти? Например, раз он гулял ночью, значит мог найти свой хвостик утром или днём. К слову «утром» подобрать рифму ещё сложнее.

Пойдём на хитрость. С чем ассоциируется утро? С рассветом, восходом солнца, светом, зарёй… Возьмём последнее слово — «заря». Какие рифмы можно подобрать? Например, «беря», «деря», «благодаря», «декабря», «дикаря», «монастыря», «секретаря», «главаря», «снегиря», «фонаря», «горя», «боготворя», «зря»…

Возьмём парную рифму — «заря» и «зря». И получим:

Но вот … заря
Нашёлся … зря.

Итак… Подставляем нужные слова и получаем:

Но вот на небе вспыхнула заря —
Нашёлся хвостик. День прошёл не зря.

Или:

Но вот взошла на небосвод заря —
Нашёлся хвостик. Плакал кот наш зря.

Или вот так:

Но вот при свете утренней зари —
Нашёлся хвостик, чёрт его дери…

Итак, получилось четверостишие:

Однажды кот свой хвостик потерял,
Когда во тьме ночной по улице гулял.
Но вот при свете утренней зари
Нашёлся хвостик, чёрт его дери…

15 апреля 2012 г. (Ставьте под каждым своим стихотворением дату написания — так будет удобнее потом сортировать стихи, если их будет много.)

Как видите, в стихосложении нет ничего сложного.

  • Придумайте некую ситуацию и ищите ключевые слова, которые можно зарифмовать.
  • А потом — просто добавляйте к зарифмованным словам уточняющие и связывающие их воедино словосочетания.

И не слушайте высоколобых литературоведов, которые утверждают, что нормальные поэты так стихи не пишут. Если есть желание сочинять стихи — обязательно пишите. Это очень способствует развитию речи.

как правильно сочинять стихи, с чего надо начинать?



Ученик

(100),
закрыт



10 лет назад

Blue Angel

Профи

(828)


12 лет назад

Стихи не пробует писать только ленивый. В моменты грусти и отчаяния, радости и веселья каждый пытается выразить свои эмоции посредством рифмованных строчек. Как получить из этого настоящее стихотворение, чтоб после написания не комкать лист и не выбрасывать его в урну?

Начнём с того, что же такое стихотворение? Прежде всего, стихотворный жанр от всей другой литературы отличает рифма. По крайней мере, так обстоят дела с теми стихами, к которым мы привыкли. Именно благодаря зарифмованности строк, стихи легко запоминаются, и их можно петь под музыку. Рифма – это что-то вроде эха, когда конец строчки удалённо отзывается концу предыдущей. Например: «Скажите мне – почему, я доверилась ему» . В данном случае рифма между словами «почему» и «чему» называется точной, так как слова отличается лишь на две буквы и имеют несколько одинаковых слогов. Достаточно проблематично всегда использовать лишь точную рифму, потому что количество слов с одинаковыми слогами ограничено и они всегда могут подходить по смыслу. На помощь приходит неточная рифма. «Нельзя находиться в клетке со львицей» – это двустишие с неточной рифмой, но, тем не менее, оно звучит и не режет ухо. Умение использовать неточную рифму – один из залогов успешного написания стиха.

Рифма может рождаться не только за счёт концовок слов. Известны способы рифмовки посредством первых слов строчек – «На улице, когда увидишь лица старых друзей» . Использование такой рифмы уже предполагает серьёзный уровень мастерства стихосложения.

Следующим немаловажным фактором написания стихотворения является ритм. Различают несколько основных ритмов, самые известные из них хорей и ямб. Для того чтобы понять, чем они различаются, надо знать, что такое стихотворная стопа и что такое стихотворное ударение.
Стопа может состоять из одного слова, из двух, из половины слова и даже из полутора слов – главное, что это действительно как бы шажки или следы, которые повторяются на протяжении длины одного стиха. У хорея и ямба эти шажки двусложные – состоят из двух слогов. Вот, к примеру, возьмем две строчки известного стихотворения: «Eхал грeка чeрез рeку, Вuдит грeка в рeке рaк» . Здесь четыре двусложных стопы в каждой строке. И ударение в каждой из четырех стоп падает на ее начало, на первый слог. Такой вид (метр) стиха, когда стопа состоит из двух слогов, а ударение падает на первый слог называется хореем. А по числу стоп в стихе определяют его размер. То есть стихотворение о греке и раке написано четырехстопным хореем. А может быть и пяти-, шестистопный.
В стихотворениях, написанных ямбом, стопы тоже состоят из двух слогов, но ямб отличается от хорея тем, что в этом метре стиха ударение падает на конец каждой стопы, на ее второй слог. А по числу таких стоп в строке тоже выделяют, соответственно, трехстопный, четырехстопный, пятистопный или еще столько-то-стопный ямб.

Ямб и хорей состоят из двусложных стоп, но бывают стопы и трехсложные, когда стихотворные ударения (их иначе называют «сильными местами» в стихе) отделены друг от друга двумя слогами.
Если ударение падает на первый слог трехсложной стопы, такой метр стиха называют дактиль. Если ударение в трехсложной стопе падает на ее средний (второй) слог, то метр стиха – амфибрахий. Если ударение падает на последний, третий, слог трехсложной стопы, метр стиха называется анапест.

Для украшения стиха часто использую эпитеты, метафоры, аллитерации и т. д.

Помните, стихотворение – это капля романтики в отношении между мужчиной и девушкой. Подарите любимому человеку четверостишье, и увидите счастье в его глазах.

Софья Смирнова

Ученик

(105)


6 лет назад

Здравствуйте) Хочу написать не много, но понятно. Я сама пишу стихотворения, именно поэтому я хочу поделиться своим опытом и навыком. для начала просто расслабься. Нужно понять, что тебе по правде нравится сочинять стихи. Начинай с обычных и простых рифм. Такие как: День-пень, дом-золотом. Если не можешь придумать рифму, то посмотри, что нибудь в интернете. Сочиняй строки по смыслу и с рифмой. Позже если будет получатся, постарайся придумывать более сложные рифмы. в стихотворении не мало важна грамотность. Почитай правила на разные темы. А если у тебя все отлично с русским языком, то смело начинай творить!! Вообщем всем удачи)) Спасибо, за внимание))

Ольга Козенкова

Ученик

(188)


5 лет назад

сочинять стихи может каждый. не надо напрягаться просто первое слово которое придет в голову может стать началом стиха. стих может не понравиться. к стиху надо относиться вдумчиво . допустим я пришла к коту домой стало весело со мной . это не стих . это просто ерунда.
1. сначала подумай о чем будешь писать стих.
2.рифмуй слова подходящие по смыслу.
3.добавь глаголы, прилагательные, предлоги.
4.придумай название по смыслу (стих может быть без названия).
5.наслаждайся своим стихом.

Как писать сильно и стильно: советы начинающим поэтам

О художественном вкусе, сильной и слабой рифме и о том, почему технически идеальные строки — это не гарантия отклика в душе читателя.

Как писать сильно и стильно: советы начинающим поэтам

Александра Ардова

Поэтесса, автор сборника «Счастье. Отрочество. Юность».

Что значит «сильно» и «стильно»

Сильно — это так, чтобы в голове читателя потом эти строки вертелись. Чтобы стихи учили наизусть и ими спасались. Чтобы каждое стихотворение для читателя было микроозарением, зацепкой на пути к чему-то высокому.

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,

Оттого что лес — моя колыбель, и могила — лес.

Марина Цветаева

Стильно — это примерно как с одеждой. Такое стихотворение подходит темпераменту и жизненному опыту автора, описанный образ — целостный, ничто из него не выбивается. Его приятно читать другим, и другие хотят написать так же. Стильные стихи соответствуют времени, но останутся актуальными и в «следующем сезоне». В общем, вы или в леопардовых лосинах, или в добротном пальто.

Текст регистратора в загсе про «корабли любви» и «два хрупких сосуда» не стильный. Стихи с открыток к юбилею — в большинстве случаев тоже.

Потому что такие строки должны быть универсальны, обращены одновременно ко всему населению РФ. А стильный текст можно составить лишь для более узкой аудитории. (К слову, если слова и стильные, и «для всех» — это уже гениально, классика.)

А ещё мне нравится фраза, которая встречается в соцсетях: «Есть только один критерий: есть мурашки — нет мурашек. Всё. И так во всём».

Что необходимо для создания хороших стихов

Как и любому профессионалу, поэту необходимо владеть «матчастью». Что можно сделать, чтобы ваши стихи не пролистнули в ленте?

1. Использовать богатую рифму

Не глагольную, не морфемную.

  • «Ходила — заводила» — не очень хорошо.
    «Ходила — кадило» — хорошо.
  • «Мурлыча — хныча» — не очень хорошо.
    «Мурлыча — добыча» (как у Марины Цветаевой) — хорошо.

В идеале рифмующиеся слова должны быть разными частями речи. Если это существительные, то они должны находиться в разных падежах.

Возьмём два блока рифмующихся слов: «Простого — пустого — холостого» и «Простого — из Ростова — Льва Толстого». В обоих случаях рифмы точны (совпадают звуки не только начиная с ударного, но и до него). Но второй пример интереснее из-за того, что употреблены разные части речи или разные падежи.

2. Всегда считать слоги

Да, существует много примеров удачного использования свободного размера. Но это могут позволить себе лишь опытные поэты.

он в ботинках, она на цыпочках, босиком

у неё в руке босоножка со сломанным каблуком

он хохочет так, что едва не давится кадыком

Вера Полозкова

Обычно сразу понятно, кто использует свободный стихотворный размер осознанно, а кто — по неопытности. Художники-абстракционисты владели академической школой. Если всё же хочется писать концептуальные стихотворения, сначала нужно освоить классические приёмы.

3. Придумывать честные метафоры

Когда человек рассказывает вам о том, как прошёл его день, сразу понятно, рисуется он или говорит искренне. Ведёт себя излишне пафосно или приветлив с вами. В стихах это тоже заметно. Метафора должна быть «вынута» изнутри, а не взята со стороны. Она должна быть уникальной, ненадоевшей. Должна дарить приятную прохладу или тёплую надежду.

  • «И воск слезами с ночника на платье капал» (Борис Пастернак).
  • «Осень жизни, как и осень года, надо благодарно принимать» (Эльдар Рязанов).

В обоих случаях метафора легко «вдыхается», а ещё передаёт атмосферу происходящего: от освещения и температуры воздуха до глубоких чувств героев.

4. Подружить язык и замысел

Есть такое упражнение для графических дизайнеров (дизайн — мой основной род деятельности): например, курсивным шрифтом с завитками набрать слова «с юбилеем» и «терминатор».

Понятно, для какого слова гарнитура подходит, а для какого стоит её поменять. То же самое со смыслом и формой.

Подружить язык и мысль поможет умение интуитивно пропускать через себя слова. Надо визуализировать ту музыку, что остаётся в ушах во время прочтения стихотворения вслух, и сравнить со смыслом.

Имеет значение и размер (философский дактиль, оставляющий послевкусие, или уверенный яркий хорей), и фонетика, и даже места, в которых можно сделать вдох при прочтении. И здесь же стоит проверить, нет ли в стихотворении нелепых, выпадающих слов.

Как развивать художественный вкус

Как обычно бывает в жизни, вышеперечисленные правила неоднозначны, имеют границы применения и множество исключений, и просто вызубрить их не получится. Чтобы применять стихотворные законы на практике, необходимо обладать художественным вкусом. Как его развить?

1. Не пренебрегайте образованием

Это самый простой способ. Хорошие вузы обычно так прокачивают мозг, что даже далёкий от творчества человек может легко отличить настоящее искусство от китча.

2. Читайте хорошие книги

Проникнитесь философией русских и зарубежных классиков. Впитайте в себя язык. Прикиньте, как глубоко вам придётся нырять.

3. Смотрите и слушайте

Знание живописи и музыки не менее важно. Если вы вдохновитесь и впоследствии напишете стихи по впечатлениям о картине или симфонии, это не будет плагиатом. А если будете ориентироваться на известных поэтов, читатель легко это заметит.

4. Общайтесь с интересными людьми

Харизматичные и сильные люди помогают своему кругу общения развиваться. В том числе это касается и художественного вкуса.

Ещё 6 советов из личного опыта

1. Изучайте музыкальную грамоту

Учитесь чувствовать разные стихотворные размеры, проживайте паузы, дирижируйте собственными строками. Тогда вы вправе будете сказать, что у ваших стихотворений есть мелодия.

2. Учите иностранные языки

Необходимо знать значения основных заимствованных корней, чтобы не попасть впросак. Начинающие поэты с пеной у рта рассказывают, как плохо рифмовать «ботинки» и «полуботинки», и тут же рифмуют «вояж» и «саквояж».

3. Не пишите так, как уже написали до вас

Не делайте открытие Америки из того, что и так чувствует каждый адекватный человек. Подумайте дважды, когда, налив себе какао и закутавшись в плед, сядете писать про осень. Мыслите уникально, так, как никто в мире. Ни Пушкин, ни Цветаева, ни Полозкова.

4. Продвигайтесь искренне и ненавязчиво

Не печатайтесь в платных коллективных сборниках: их никто не читает, кроме опубликовавшихся поэтов. Не участвуйте в сомнительных квартирниках, где участников больше, чем зрителей. Не кичитесь членством в литературных союзах: всё равно туда сейчас берут всех. Не пишите нарочито хвалебные рецензии другим поэтам в надежде, что в ответ похвалят и вас.

Для начала достаточно пары ваших лучших стихотворений на личной странице. Если строки удачные, обязательно найдутся люди, которые скажут: «Да это же гениально, я буду про тебя всем рассказывать». Ведите свой блог аккуратно и с уважением к читателю.

5. Живите в гармонии с миром

Случается, что и вкус у поэта хороший, и слоги он посчитал, но пресловутых мурашек у читателя нет. Я считаю, каждое стихотворение на какую-то долю написано высшими силами, космосом. И с этим самым космосом автору необходимо наладить связь. Здесь, к сожалению, нет универсальных рецептов. По опыту — нужно жить в гармонии с собой и окружающим миром, быть восприимчивым и внимательным.

6. Проверяйте, ценна ли высказанная вами мысль

Будет ли она так же важна в прозе, а не в стихах? Если убрать форму, останется ли содержание?


Советы получились предостерегающими. На самом деле, если и ум, и сердце работают в полную силу, то всё получится.

Хорошо писать — это полезный навык, а выработать его не так сложно. Лучший путь — через «Инициал», бесплатный и крутой курс писательского мастерства от редакторов Лайфхакера. Вас ждёт теория, много примеров и домашки. Справитесь — будет легче выполнить тестовое задание и стать нашим автором. Подписывайтесь!

Читайте также 🧐

  • Как развить креативность с помощью фрирайтинга
  • Как стать писателем: 50 советов признанных мастеров
  • «Перечитайте рукопись, приготовьтесь к позору и шлите её редакторам»: интервью с писателем Алексеем Сальниковым

Добавить комментарий