Как составить стратегический план исследования

В
зависимости от целей и задач исследования,
состояния знания об изучаемом объекте,
а также ряда других факторов в каждом
конкретном случае разра­батывается
своя собственная стратегия исследовательского
поиска, определяющая последовательность
операций, осуществляемых со­циологом.

Состояние
знания об изучаемом объекте определяет
характер плана: поисковый, описательный
и экспериментальный.

Поисковый
план социологического исследования
применяется в тех случаях, когда нет
ясного представления о проблеме или
объ­екте исследования. Цель плана —
формулировка проблемы. В той области,
где еще мало соответствующей научной
литературы или ее вовсе нет, исследование
начинается с общего поиска. В процессе
поискового исследования формулируется
проблема, определяется основной набор
исследовательских средств — методик
исследования, порядок их применения,
очередность задач, подлежащих решению,
с точки зрения их важности. Нередко
обнаруживается, что выдви­нутые задачи
слишком широки, а имеющихся знаний и
техниче­ских средств для их решения
недостаточно.

Поисковый
план предполагает три основных этапа
работы, изу­чение документа», опросы
экспертов и осуществление наблюдений.

Прежде
всего рекомендуется просмотреть всю
имеющуюся лите­ратуру по избранной
теме, не забывая смежные области
исследова­ния. При этом составляется
возможно более полная библиография.

Опрос
экспертов
— специалистов-ученых и
специалистов-практи­ков — дает
возможность получить дополнительные
знания об изуча­емом социальном
объекте и сформулировать несколько
первичных гипотез. Рекомендуется заранее
составить список лиц и учрежде­ний,
к которым необходимо обратиться за
консультацией.

Наблюдение— завершающий этап поиска. К этому
моменту со­циолог уже располагает
некоторой информацией об изучаемом
объ­екте. Поисковое наблюдение не
формализовано, имеется лишь пере­чень
вопросов для изучения, но отсутствует
пока детальное чтение вопросов по
пунктам.

Работа
по поисковому плану завершается ясной
и четкой фор­мулировкой проблемы и
выдвижением гипотезы.

Поисковый
план следует отличать от такой
исследовательской процедуры, как
пилотажное исследование. Цель поискового
плана, как мы уже отмечали, формулировка
проблемы и выдвижение гипо­тез. Цель
пилотажного (пробного) исследования —
проверка мето­дик, которую можно
осуществлять при любом стратегическом
плане.

Описательный
план социологического исследования
применяется в тех случаях, когда имеющиеся
знания о проблеме позволяют выде­лить
объект и сформулировать описательную
гипотезу, т. е. гипоте­зу о
структурно-функциональных связях и
классификационных ха­рактеристиках
изучаемого социального объекта. Цель
плана состоит в том, чтобы проверить
эту гипотезу и в случае ее подтверждения
получить точные качественно-количественные
характеристики изу­чаемого объекта.
Здесь необходимы строгость эмпирической
интер­претации понятий и точность
фиксирования данных.

При
описательном плане исследования
недостаточно изучения литературы,
неформализованного наблюдения и
интервью. В данном случае обычно –
применяется другой набор исследовательских
средств: выборочное или монографическое
обследование, опрос, cтaтистический
анализ полученных данных и др.

Нередко
к исследованиям по описательному плану
предъявля­ются претензии в связи с
тем, что они не раскрывают причинно-следственных
связей или дают тривиальные результаты.
Однако то, что известно на уровне здравого
смысла, еще не является научно доказанным.
Исследование по описательному, плану
помогает упо­рядочению зачастую
известных фактов, установлению соотношения
между ними — иногда в количественной
форме.

Описательный
план исследования имеет вполне
обоснованную научную ценность, если он
обеспечивает довольно полное и строгое
описание изучаемого социального объекта
вне зависимости от того, что результаты
исследования не отвечают на вопрос о
причинно-следственных связях изучаемого
объекта. Такое исследование за­канчивается
классификацией эмпирических данных,
относящихся к структуре объекта.

Экспериментальный
план социологического исследования
при­меняется в тех случаях, когда
имеющиеся знания об объекте позво­ляют
сформулировать объяснительную гипотезу.Цель плана — установить причинно-следственные
связи в объекте, раскрыть не только
структуру последнего, но и причины,
обусловливающие его функционирование
или развитие.
Элементы экспериментального
плана фактически присутствуют в
описательном плане. Явно пли неявно
социолог стремится разработать
классификационные и струк­турно-функциональные
гипотезы, опираясь хотя бы на чисто
интуитивные представления о некоторых
причинно-следственных связях изучаемых
социальных объектов. После того как
завершена работа по описательному
плану, возникают более четкие и ясные
объяс­нительные гипотезы. И здесь
открывается возможность осуществить
эксперимент, т. е. не только зафиксировать
наличие связей, но и определить их
направленность.

В
реальной практике социологических
исследований редко бы­вает так, чтобы
один из трех описанных типов стратегического
пла­на существовал в чистом виде.
Иногда в одном исследовании соче­таются
все три плана: начинается оно с поиска,
потом идет выдви­жение описательных
гипотез, а затем уже следует уяснение
при­чинно-следственных связей путем
реализации экспериментального плана
исследования.

Помимо
вышеназванных стратегических планов,
социологи ис­пользуют ряд специфических
исследовательских стратегий.

Монографическое
исследование нацелено на изучение
какого- либо социального явления или
процесса на одном объекте, взятом в
качестве представителя целого класса
подобных объектов.

133В
качестве примера можно назвать
исследование социальных проблем развития
рабочего класса в Горьком4,
процессов социаль­ных изменений в
колхозном крестьянстве на примере села
Копанка5,
изучение процессов формирования и
функционирования общественного мнения
в условиях социализма в Таганроге6.
Города Горький, Таганрог, село Копанка
рассматриваются здесь в качестве
типичных.

Сравнительные
исследования.
Сравнение и сопоставление
явле­ний и процессов — один из важнейших
моментов практически лю­бого
социологического исследования. Однако
в ряде случаев срав­нение выступает
как специальная задача, и тогда выделяютдва основных вида сравнительных
исследований — территориальные и
временные.

Стратегии
временных исследований ориентированы
на изучение развития явлений и процессов
во времени. Здесь следует различать
три главные стратегии.

Панельные
исследования.
В этом случае изучаются
изменения во времени одних и тех же
объектов, принадлежащих некоторой
со­вокупности (индивидов, семей и
т.д.). Например, если в первый момент
базовое исследование включало выборочной
опрос школьни­ков десятых классов,
то при повторении его через 10 лет мы
обя­заны найти этих, теперь уже бывших
школьников и опросить их вновь. В
результате мы имеем возможность
зафиксировать как ин­дивидуальные
изменения, так и изменения во всех
социальных группах в целом.

Трендовые
(или повторные) исследования
ориентированы на изу­чение изменений
данной социальной группы как определенной
це­лостности. В отличие от панельного
исследования при повторном опросе нет
нужды сохранять в выборке тех же самых
индивидов по изучаемой совокупности.
Необходимо обеспечить лишь их
при­надлежность к определенной
социальной группе.

Когортные
исследования
изучают более специфические
совокуп­ности (когорты) в течение
определенного времени. Типичной когор­той
является группа людей, родившихся в
один и тот же год. Тогда задачей изучения
может быть периодический опрос этой
когорты при достижении ее членами 18,
20, 30 и т.д. лет. В таком исследо­вании
в выборку каждый раз могут попадать
различные индивиды, однако все они
должны принадлежать одной и той же
когорте.

Методический
план исследования
организует
методический ин­струментарий
исследования — методы сбора, обработки
и анализа социальной информации.

Выбор
методов сбора информации.
Каждое
социологическое ис­следование — это
уникальное сочетание объекта и предмета
изуче­ния, целей и задач стратегического
плана и соответственно методов
исследования. Чаще всего социологу не
удается отыскать готовый набор
исследовательских средств и схему их
применения. В таких случаях ему приходится
опираться на свой опыт и отыскивать
оригинальное решение. От его умения
находить такие средства, ко­торые
позволяли бы изучить данную социальную
проблему, во мно­гом зависит успех
социологического исследования.

Часть
программы, посвященная характеристике
методик сбора информации, не может быть
простым перечислением приемов
иссле­дования. Именно в этой части
программы следует обеспечить нераз­рывное
единство рабочих понятий и рабочих
гипотез не только со способами сбора
информации, но и со способами ее дальнейшей
об­работки.
Для этого следует
обосновать соответствующий выбор
ме­тодов и методик в соответствии с
гипотезами и заранее продумать возможные
способы обработки и анализа собранного
материала так, чтобы они давали информацию,
необходимую для проверки именно данной
гипотезы, чтобы они в этом смысле были
«привязаны» к ги­потезе.

В
каждой отдельном исследовании
разрабатывается одна или не­сколько
специфических процедур сбора информации:
описываются методы, методики сбора,
способы и порядок их применения.

Так,
в социологическом исследовании
«Показатели социального развития
советского общества», проведенном ИСИ
АН СССР, выде­лялось два направления:
1) изучение объективных показателей,
отражающих содержание и характер труда;
2) исследование субъек­тивных показателей
развития различных социальных,
професси­ональных и возрастных групп
работающего населения в условиях НТР.
Для каждого направления выделялся ряд
специфических про­цедур, в рамках
каждой из которых была разработана
специальная методика— анализ
государственной и ведомственной
статистики, экспертная оценка условий
труда на рабочем месте респондента,
выборочный опрос работающего населения.

Описание
процедур в программе исследования
дается не как простое перечисление
используемых методик, а в соотношении
с каждым отдельным теоретическим
разделом работы. По ходу из­ложения
обязательных методических и технических
приемов соци­олог перепроверяет общую
теоретическую концепцию исследования
с точки зрения того, возможно ли с помощью
данных средств полу­чить именно ту
информацию, которая необходима для
подтвержде­ния или опровержения
выдвинутых гипотез.

Описание
методов анализа.
Методологически
грамотное исследо­вание всегда
предусматривает в программе перспективу
дальней­шей обработай и анализа
полученной информации. Социологическое
исследование не сводится только к сбору
данных. Цель его — дать научно обоснованную
интерпретацию фактов, а это, в свою
очередь, подразумевает необходимость
обработки собранных данных на осно­вании
заранее разработанной схемы.Методологическая часть про­граммы
связывается с процедурой не только
через средства сбора информации.
Формулируя гипотезу, социолог должен
одновременно предусмотреть, как собрать
материал, как его обработать и
проанализировать, опираясь на гипотезу.
Первичный материал — это массив данных,
полученных при по­мощи методов сбора,
предусмотренных в программе
социологическо­го исследования. Сам
по себе массив данных трудно обозрим и
не пригоден для теоретического анализа.
Первичная обработка упоря­дочивает,
классифицирует эмпирический материал,
придавая ему обозримый вид.

В
данной части программы должна быть
намечена схема приме­нения средств
обработки в соответствии с задачами
исследования. Важно, чтобы обработка
данных и их теоретическая интерпретация
были приспособлены к выдвинутым
гипотезам, чтобы все эти шаги были не
разрозненными операциями, а элементами
единого исследо­вательского процесса.

Чтобы
знать и понимать, что может, а чего не
может дать ма­шина, социолог должен
представлять себе возможности ЭВМ,
налич­ного программного обеспечения
для конкретной ЭВМ, возможности разработки
дополнительных программ.

План
обработки первичной информации
предусматривает выбор соответствующих
математических методов ее обработки,
технических средств и места обработки.

Соседние файлы в папке workbook.rtf

  • #
  • #
Автор статьи

Денис Александрович Борисенко

Эксперт по предмету «Социология»

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Социологическое исследование — это осуществление специальных логических и методологических, и организационно-технических процедур с целью получения научных знаний о тех или иных социальных явлениях.

Этапы социологического исследования

Все работы, выполняемые при осуществлении какого-то определенного социологического исследования можно разделить на три основных этапа:

  • подготовительный этап;
  • оперативно-процедурный этап;
  • результирующий этап.

Подготовительный этап исследования — это формирование общей программы и плана социологического исследования.

На основе общей программы могут быть сформированы какие-то более конкретные программы выбраны методы анализа, сбора, обработки информации, а также созданы все необходимые средства и инструменты для дальнейшей работы.

На самом деле, это очень важный этап в социологическом исследовании, так как от его грамотного осуществления зависят результаты, да и успешность самого социологическое исследование в целом.

Следующий этап называется оперативно-процедурным. На этом этапе осуществляется воздействие на объект исследования. Такое воздействие происходит в виде использования каких-то определенных процедур с помощью заранее подготовленных инструментов. Иначе говоря, осуществляется само эмпирическое исследование. Главной целью здесь является сбор сведений об исследуемом объекте.

Последний этап называется результирующим. В него входит обобщение всех полученных данных, обработка, разработка рекомендаций, анализ, обобщение полученных результатов действий, оценка эффективности применения того или иного метода.

Социологическое исследование завершается формированием научного отчета, исходя из всех полученных результатов. Важно, что для работы социолога в сфере исследований огромную роль играет общая программа социологического исследования.

«Стратегический план социологического исследования » 👇

Определение 2

Программой социологического исследования является документ, который содержит в себе все методические и методологические предпосылки поиска, гипотезы исследования, а также логическую последовательности методов для их проверки и правила осуществляемой процедуры.

Программа социологического исследования — это главная часть отчета об исследовании, в котором указывается вся полученная информация и результаты исследования. Стоит отметить, что формирование общей программы исследования всегда делается поэтапно, последовательно.

Целью социологического исследования является такая модель ожидаемого результата исследования, которая может быть реализована только с помощью проведения самого исследования. Сама цель исследования способна определять основную ориентацию социолога на решение прикладных, теоретических или методических проблем.

Задачей социологического исследования является некая система каких-то определенных требований, которые предъявляются к анализу и решению сформированной проблемы. Задачи исследования находят те вопросы, на которые социолог должен узнать ответ для того, чтобы осуществить цели социологического исследования.

Следует отметить, что по отношению к цели задачи выступают необходимым средством ее осуществления. Задачи носят инструментальный характер. Иначе говоря, именно задачи способны указывать потенциальные возможности достижения цели при помощи различных процедур исследования.

Стратегический план исследования и его виды

Исследование может быть проведено успешно, если его методологический раздел будет тщательно разработан. Успешность того или иного социологического исследования зависит еще и от формирования и внедрения в процесс исследования методико-процедурной части программы исследования.

Социолог всегда обращает внимание на наличие данных об исследуемом объекте, причем еще до начала самого исследования. И именно на основе таких знаний и формируются гипотезы социологического исследования. А к гипотезам уже в дальнейшем формируют цели и задачи исследования, а также его стратегический план.

Выделяют три вида стратегического плана:

  • разведывательный;
  • аналитический;
  • экспериментальный.

Разведывательный план используется в том случае, когда нет ясных представлений об объекте и предмете исследования. В таком случае данный вид плана ставит перед собой цель, которая заключается в поиске и уточнении проблемы, формировании гипотез.

Данная процедура осуществляется в три этапа:

  • тщательное изучение документов;
  • проведение бесед с различными экспертами;
  • наблюдение за теми, кто знаком с определенной проблемной ситуацией.

Аналитический план используется в том случае, если данные о проблеме помогают определить объект исследования и сформировать описательную гипотезу. Целью данного плана считается проверка гипотезы и формирование точные количественных характеристик изучаемого объекта.

Экспериментальный план используется тогда, когда знания об объекте позволяют сформировать объяснительную гипотезу. Из этого вытекает и цель плана — найти причинно-следственные связи в объекте. А самым надежным способом достижения такой цели считается проведение эксперимента.

Нельзя не отметить, что существует еще и рабочий план социологического исследования, который формируется на основе стратегического плана. Он способен отражать самые главные процедурные мероприятия. Вообще, тщательно разработанный рабочий план считается весомым фактором успешности социологического исследования.

Можно сделать вывод, что применение полученных знаний может осуществлять молодым специалистом. Он это делает за формирование и проведение социологического исследования какой-то определенной проблемной ситуации, которая появляется по месту его работы. Именно это дает возможность точно и правильно представить главные характеристики труда, узнать работников, познать запросы и потребности работников. А это намного облегчит работу молодого специалиста. К тому же, это даст ему возможность владеть ситуацией, войти в трудовой коллектив, находить перспективы и принимать решения, которые научно обоснованы.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Стратегический план исследования – это план, зависящий от состояния знаний об объекте и предмете исследования и, следовательно, от возможности формулирования гипотез эмпирического исследования. Это стратегия поиска, которая определяет последовательность операций, осуществляемых исследователем.

Основная предпосылка для выбора принципиального плана – состояние наших знаний к моменту сбора эмпирических данных.

В соответствии с целью и задачами исследования различают четыре основных варианта стратегии исследовательского поиска:

План-разведка или формулятивный план

Основания для принятия данного плана: отсутствие предварительной информации об объекте и невозможность сформулировать какие-либо гипотезы.

Цель исследования по этому плану: выявление проблем, формулировка гипотез на основе структурирования предмета исследования.

Особенности выборки: изучение по возможности «полярных» случаев (групп, организаций, условий деятельности).

В новой области исследования, где литература весьма скудна или ее вовсе нет и объект не знаком, исследование начинается с общей разведки.

Три стадии плана:

  1. Изучение имеющейся литературы.

  2. Беседы с компетентными лицами, а именно специалистами, работающими над аналогичными проблемами, и практиками, занятыми в изучаемой области.

  3. Завершающая стадия – разведывательное наблюдение. Оно не формализовано, имеется лишь перечень вопросов для изучения, но пока отсутствует детальное (формализованное) членение их по пунктам.

Методы: анализ литературы, беседа с экспертами, разведывательное наблюдение.

По итогу плана имеем: четко сформулированные проблемы, определенные цели и задачи их изучения, основные гипотезы. План предваряет переход к описательной и аналитической стадиям исследования.

Описательный или дескриптивный план

Основания для принятия данного плана: наличие данных для формулировки описательных, структурных гипотез.

Цель исследования по этому плану: качественно-количественное описание объекта, его свойств, состояний.

Особенности выборки: представительная (репрезентативная) выборка, или сплошное обследование на объекте.

Главное отличие описательного плана от формулятивного заключается в том, что все элементы, подлежащие описанию, должны быть заранее определены в классификационных и структурных гипотезах. Следовательно, необходима строгость в эмпирической интерпретации понятий и регистрации данных. Сбор информации по описательному плану проводится на основе либо монографического, либо выборочного исследования. При втором способе необходимы расчеты допустимой ошибки выборки и других статистических показателей надежности описания.

По итогу плана имеем: классификацию данных в рамках поставленных задач (вопросов), детальное описание структуры предмета с минимально необходимой интерпретацией установленных фактов. Описание, как и любой иной тип исследования, не может быть чисто фактуальным, без всяких методологических предпосылок. Огромную роль играет здесь обоснованность группировки эмпирического материала.

Аналитическо-экспериментальный план

Основания для принятия данного плана: наличие данных для формулировки объяснительных гипотез.

Цель исследования по этому плану: выявление функциональных и причинных взаимосвязей, прогноз.

Особенности выборки: целевая аналитическая выборка по задачам исследования и гипотезам о причинных связях.

Аналитико-экспериментальный план используется как стратегия исследования, если тщательно продуманы объяснительные гипотезы.

Социальный эксперимент осуществляется либо путем целенаправленного воздействия на реальные объекты (натурный эксперимент), либо с помощью особого анализа информации об объектах, которые в этом случае ставятся в экспериментальные условия лишь мысленно. Мысленный эксперимент иногда можно провести на материалах, полученных по описательному плану, если имеется достаточно полная информация, удовлетворяющая требованиям объяснительных гипотез. И в этом случае мы имеем дело с экспериментально-аналитическим, или псевдоэкспериментальным, вариантом плана исследования.

План повторно-сравнительного исследования

Основания для принятия данного плана: наличие данных об объектах и процессах за предшествующий период.

Цель исследования по этому плану: выявление общности и специфики социальных явлений в сравниваемых объектах и тенденций социальных изменений во времени.

Особенности выборки: повторение модели выборки «базового» исследования.

План повторно-сравнительного исследования в отличие от трех предыдущих применяется для выявле­ния тенденций социальных процессов и предполагает сопоставление данных в определенном временном ин­тервале. Сравнительные исследования проводятся так­же и в рамках одного временного интервала для того, чтобы установить общность и специфику социальных проблем в региональном, социально-культурном и дру­гих разрезах.

Успех исследования зависит не только от того, насколько тщательно был разработан методологический раздел программы, но и от успешной разработки и внедрения  методико-процедурного раздела программы, и в первую очередь – стратегического плана исследования.

На начальной стадии исследования важно обратить внимание на количество информации об исследуемом объекте. Именно на основании имеющихся знаний об объекте к моменту сбора эмпирических данных разрабатываются рабочие гипотезы исследования. В соответствии с этими гипотезами, целями, задачами исследователь строит стратегический (принципиальный) план  исследовательской работы.

Различают три варианта стратегического плана:

1) разведывательный (поисковый); 2) аналитический (описательный); 3) экспериментальный.

Рассмотрим каждый вариант плана в отдельности.

Разведывательный вариант плана. Он применяется в том случае, если об объекте и предмете исследования нет ясных, четких представлений, т.е. нет возможности выдвинуть научную гипотезу. В данном случае цель плана – уточнение проблемы и формулировка гипотез. Разведывательный план  применяется в той области исследования, где нет совсем или очень мало нужной литературы. Исследование начинается с «разведки». Этот прием более чем какой-либо другой позволяет четко и ясно сформулировать проблему, определить основной набор исследовательских средств – методик и техник исследования, порядок их применения.

Разведывательный план предполагает проведение исследования в три этапа.

1) Изучение документов, серьезная переработка всей имеющейся по проблеме литературы, как отечественной, так и зарубежной.

2) Проведение интервью с экспертами (специалистами-теоретиками, специалистами-практиками) с целью получения дополнительных знаний об изучаемом объекте, что поможет  сформулировать несколько рабочих гипотез.

3) Наблюдение – завершающий этап плана. Разведывательное наблюдение не формализовано. Уже имеется перечень вопросов для изучения, но отсутствует детальное формализованное чтение вопросов по пунктам.

Работа по разведывательному плану завершается ясной и четкой формулировкой проблемы. Его нельзя путать с пилотажным исследованием, которое осуществляется для проверки методик исследования, т.е. они выполняют разные функции.

Аналитический (описательный) вид плана используется тогда, когда имеющиеся знания об исследуемой проблеме позволяют выделить объект исследования и сформулировать описательную гипотезу, т.е. гипотезу о структурно-функциональных связях и классификационных характеристиках  изучаемого социального объекта. Цель плана – проверить эту описательную гипотезу и в случае ее подтверждения получить точные качественно-количественные характеристики изучаемого объекта.

При аналитическом плане исследования недостаточно тех методов работы, которые полностью удовлетворяли исследователя при разведывательном плане. В данном случае необходимо проводить выборочное или монографическое обследование, анкетирование, группировку, корреляционный анализ полученных данных. Разработка аналитического плана заканчивается классификацией  данных, характеризующих объект исследования.

Третьим  вариантом стратегического плана исследования является экспериментальный план. Он применяется тогда, когда имеющиеся знания об объекте исследования позволяют сформулировать объяснительную гипотезу. Отсюда цель плана – установить причинно-следственные связи в объекте. Наиболее надежным методом достижения этой цели является проведение социального эксперимента.

Схематически связь типа стратегического плана, типа гипотезы, цели и методов исследования можно представить следующей таблицей.

Таблица 4.1

Тип стратегического плана

Тип гипотезы

Возможные методики и техники

Цель исследования

1 Разведывательный (поисковый)    

изучение документов, интервью, наблюдение

формулирование проблемы и описательной гипотезы

2 Аналитический (описательный)

описательная

статистика, выборочное или монографическое обследование, корреляционный анализ, анкетирование

определение качественно-количественных характеристик объекта, формулирование объяснительной гипотезы

3 Экспериментальный

объяснитель-ная

эксперимент

определение причинно-следственных связей в объекте

Обязательной  составной частью программы социального исследования является выбор методов сбора, обработки и анализа социальной информации.

Программа конкретного социального исследования считается полноценной тогда, когда в ней не дано простое перечисление методов сбора первичной социальной информации, а показано, почему выбраны именно эти, а не другие методы; продемонстрирована связь методов сбора информации с целями, задачами и гипотезами исследования. Например, если использовался метод анкетирования, необходимо указать в программе, что для решения такой-то задачи и подтверждения такой-то гипотезы был разработан такой-то блок вопросов анкеты.

Наряду с программой проведения  конкретного социального исследования для более четкого выделения отдельных процедур исследования разрабатывается  рабочий план, который включает в себя сетевой график проведения всех работ, связанных с исследованием. Рабочий план призван упорядочить основные этапы исследования в соответствии с его программой, календарными сроками, затратами, необходимыми для достижения конечных целей исследования.

Рабочий план шире программы исследования. Основными задачами при его разработке являются: определение этапов исследования; расчет людских сил, необходимых для успешного проведения научной работы; расчет временных интервалов для проведения каждого этапа и всего исследования в целом; организация координации взаимодействия различных частей исследования; организация эмпирического исследования.

Основные части рабочего плана – это пилотажное исследование, полевое обследование, подготовка данных для обработки, обработка данных, их анализ и интерпретация, составление отчета.

Пилотажное исследование проводится при использовании новых методик и предшествует основному исследованию. Чаще всего оно проводится с целью проверки инструментария – анкет, опросных листов, бланков интервьюеров.

Полевое обследование  — это изучение объекта в естественных, «полевых» условиях. Оно является основным источником сбора первичной социальной информации.

Подготовка данных для обработки и обработка данных – это приведение в определенную систему полученного материала, классификация его. При большом объеме первичную информацию обрабатывают на ЭВМ.

Итоги исследования отражаются в отчете. Это письменный документ, в котором в систематизированной и наглядной форме излагаются результаты проведенного исследования.

Составной частью рабочего плана является  сетевой график  исследования. В нем отражается, кто, когда и что делает, т.е. в нем четко зафиксирована схема: работа – исполнитель – время.

Стратегический план и его варианты

Успех исследования зависит не только от тщательности разработки методологического раздела, но и от выработки и внедрения в процесс исследования методико-процедурной части методического раздела программы социологического исследования.

Перед тем, как начать исследование, социолог обращает внимание на наличие информации об исследуемом объекте. Именно на основе знаний об объекте перед сбором эмпирических данных разрабатываются гипотезы социологического исследования. Соответственно к ним, а также целей и задач, строят стратегический план социологического исследования. Существует три варианта стратегического плана:

1) поисковый;

2) аналитический;

3) экспертный.

Поисковый вариант

Поисковый вариант плана применяют в том случае, когда об объекте и предмете исследования нет ясных представлений. Тогда такая разновидность стратегического плана имеет целью уточнение проблемы и формулировка гипотез.

Конкретно эта процедура имеет три этапа:

1) изучение документов (в первую очередь имеющейся литературы по данной проблеме, с составлением графика обработки литературы, посещением библиотек и т.д.);

2) проведение интервью с экспертами (специалистами-учеными и специалистами-практиками с составлением списка соответствующих лиц и графиком их опроса);

3) наблюдение за носителями проблемной ситуации (в нашем случае – рабочими и представителями администрации). Работа над поисковым плану завершается четкой формулировкой проблемы исследования.

Аналитический вариант

Аналитический (описательный) вид плана применяют тогда, когда знания о проблеме позволяют определить объект исследования и сформулировать описательную гипотезу. Цель плана – проверить эту гипотезу и получить точные количественно-качественные характеристики исследуемого объекта. Здесь может быть уже недостаточно методов, использованных в поисковом плане. А значит, предстоит запланировать разработку выборочной совокупности, проведение анкетирования и т.д. Разработка аналитического плана завершается классификацией данных, характеризующих объект исследования.

Экспериментальный вариант

Экспериментальный план применяют тогда, когда знания об объекте дают возможность сформулировать объяснительную гипотезу. Отсюда цель плана – установить причинно-следственные связи в объекте. Самым надежным методом достижения этой цели является проведение эксперимента. С. Вовканич справедливо отмечает, что в практике социологических исследований изредка бывает, чтобы один из трех приведенных типов плана существовал в чистом виде: достаточно часто в одном исследовании сочетаются все три плана.

Рабочий план

Рабочий план исследования составляется на базе стратегического плана и отражает основные процедурные мероприятия. Практика свидетельствует, что детально разработанный рабочий план – весомый фактор достижения успеха исследования. Он позволяет заранее предусмотреть и точно определить объем научных, организационных и финансовых затрат, придает исследованию ритмичность на всех этапах его проведения.

Структура рабочего плана

Структурными компонентами рабочего плана социологического исследования, его этапы и различные по видам и формам научно-исследовательские и организационно-технические процедуры и операции. Все они могут быть сгруппированы в плане соответственно последовательности их осуществления. Покажем это на примере проведения исследования причин возникновения конфликтной ситуации между рабочими и администрацией на определенном предприятии. Отметим, что мы подадим только названия этапов и возможных мер, тогда как графы “сроки”, “ответственные за выполнение” и “примечания” может конкретно разработать исполнитель.

Примерный рабочий план и его этапы:

1. ЭТАП ПОДГОТОВКИ К ПОЛЕВОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ

1.1. Обсуждение и утверждение программы социологического исследования.

1.2. Составление проекта выборки и бланк ее корректировки.

1.3. Разработка инструкций для группы, которая будет осуществлять сбор первичной социологической информации.

1.4. Тиражирование (печать и размножение) методического инструментария для проведения пробного (пилотажного) исследования.

1.6. Проведение пробного исследования.

1.6. Анализ результатов пробного исследования.

1.7. Внесение корректив в программу, методические документы и инструкции относительно опроса в соответствии с итогами пробного исследования.

1.8. Тиражирование методического инструментария для массового сбора информации.

1.9. Формирование группы сбора первичной информации (анкетерів). 1.10. Инструктаж и обучение анкетерів.

2. ЭТАП ПОЛЕВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Согласование организационных вопросов полевого исследования с представителями цехов и служб предприятия.

2.2. Подготовка респондентов к исследованию.

2.3. Проведение полевого исследования (массового сбора первичной информации).

3. ПОДГОТОВКА ПЕРВИЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ДО ЕЕ ОБРАБОТКИ И ОБРАБОТКИ НА КОМПЬЮТЕРАХ

3.1. Разработка инструкции для выбраковки неправильно заполненных анкет.

3.2. Выбраковка непригодных для обработки анкет.

3.3. Выписки полученных ответов на открытые вопросы для их последующей типологизации.

3.4. Разработка инструкции по кодированию открытых вопросов.

3.5. Кодирование открытых вопросов.

3.6. Составление программы для компьютера или адаптация уже существующих программ обработки полученной информации.

3.7. Перенос полученной информации из анкет в компьютер.

3.8. Обработка первичной социологической информации на компьютере.

4. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ, ФОРМУЛИРОВАНИЕ ВЫВОДОВ И РЕКОМЕНДАЦИЙ

4.1. Анализ результатов исследования и подготовка предварительного отчета.

4.2. Научно-практическое обсуждение предварительного отчета, выводов и рекомендаций по итогам исследования.

4.3. Доработка и утверждение окончательного отчета, выводов и рекомендаций по итогам исследования.

4.4. Подготовка и утверждение аналитической справки по итогам исследования для органов управления и заинтересованных сторон.

Конечно, исследовательская группа может вносить определенные изменения и дополнения к настоящему примерного рабочего плана, которые вытекают из конкретной цели, задач и гипотез исследования, но перечень необходимых исследовательских операций и процедур в целом остается неизменным.

Выводы

Итак, реализация полученных знаний с теоретической социологии может быть осуществлена молодым специалистом за организацию и проведение социологического исследования той или иной проблемной ситуации, которая возникает по его месту работы. Это даст возможность четко представить основные характеристики труда, ближе познать работников, ознакомиться с их запросами и потребностями. Согласитесь, что это намного облегчит деятельность молодого специалиста, даст ему возможность войти в трудовой коллектив, глубоко владеть ситуацией, видеть перспективы и принимать научно обоснованные решения.

Добавить комментарий