1. Образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры, если иное не установлено федеральными законами.
2. Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (филиалы, представительства, отделения, факультеты, институты, центры, кафедры, подготовительные отделения и курсы, научно-исследовательские, методические и учебно-методические подразделения, лаборатории, конструкторские бюро, учебно-производственные комплексы, учебные и учебно-производственные мастерские, клиники, учебно-опытные хозяйства, учебные полигоны, учебные базы практики, учебно-демонстрационные центры, учебные театры, выставочные залы, учебные цирковые манежи, учебные танцевальные и оперные студии, учебные концертные залы, художественно-творческие мастерские, библиотеки, музеи, спортивные клубы, студенческие спортивные клубы, школьные спортивные клубы, общежития, интернаты, психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся, и иные предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации структурные подразделения).
(в ред. Федерального закона от 21.11.2022 N 449-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1. Учебно-производственные комплексы создаются в образовательных организациях в целях организации практической подготовки обучающихся по основным профессиональным образовательным программам, основным программам профессионального обучения, дополнительным профессиональным программам, предоставления работы временного характера обучающимся и выпускникам, а также производства товаров, выполнения работ и оказания услуг с использованием материально-технической базы таких организаций по профилю реализуемых ими образовательных программ.
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 21.11.2022 N 449-ФЗ)
3. Утратил силу с 1 июля 2020 года. – Федеральный закон от 02.12.2019 N 403-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Структурные подразделения образовательной организации, в том числе филиалы и представительства, не являются юридическими лицами и действуют на основании устава образовательной организации и положения о соответствующем структурном подразделении, утвержденного в порядке, установленном уставом образовательной организации. Осуществление образовательной деятельности в представительстве образовательной организации запрещается.
5. Филиал образовательной организации создается и ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
6. Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о ликвидации филиала государственной и (или) муниципальной дошкольной образовательной организации либо общеобразовательной организации осуществляется в порядке, установленном частями 11 и 12 статьи 22 настоящего Федерального закона.
7. Филиалы федеральных государственных образовательных организаций высшего образования создаются и ликвидируются учредителем по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Создание филиалов государственных образовательных организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, или муниципальных образовательных организаций на территории другого субъекта Российской Федерации или территории муниципального образования осуществляется по согласованию соответственно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, по месту нахождения создаваемого филиала.
9. Представительство образовательной организации открывается и закрывается образовательной организацией.
10. Создание или ликвидация филиала либо представительства образовательной организации на территории иностранного государства осуществляется в соответствии с законодательством иностранного государства по месту нахождения филиала или представительства, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.
11. Финансово-хозяйственная деятельность образовательной организации по месту нахождения ее филиала или представительства, расположенных на территории иностранного государства, осуществляется в соответствии с законодательством этого иностранного государства.
12. В государственных и муниципальных образовательных организациях создание и деятельность политических партий, религиозных организаций (объединений) не допускаются.
Одному
руководителю сегодня невозможно решить
все управленческие задачи, поэтому
возникает необходимость построения
организационной структуры образовательного
учреждения.
Организационной
структурой принято называть способ
разделения общей цели на подцели и
распределение последних между подсистемами
или элементами. Определяя организационную
структуру, субъект управления
регламентирует полномочия и ответственность
участников совместной деятельности, а
также правила их взаимодействия по
вертикали и горизонтали.
С
точки зрения управления образовательное
учреждение, как и любая социальная
система, могут быть структурированы на
субъект и объект управления. К субъекту
управления относятся все те лица и
социальные группы, которые организуют
процесс управления. Те лица и группы,
которым адресуются управляющие
воздействия, выступают в качестве
объектов управления. Поскольку в
социальных системах управление связано
с людьми, оно принимает форму руководства.
Субъектов управления принято называть
руководителями и руководящими органами,
а объектов управления – исполнителями
(подчиненными), или исполнительными
органами.
Педагогическая
система есть “множество взаимосвязанных
структурных и функциональных компонентов,
подчиненных целям воспитания, образования
и обучения подрастающего поколения и
взрослых людей” (Н.В. Кузьмина).
Внутренняя
организационная структура системы
определяется не только ее целевым
назначением, но и способами сечения
системы, т.е. критериями, которые
принимаются в качестве ведущих
структурообразующих факторов. Например,
при целевом разбиении организации ее
многоypoвневая структура будет
соответствовать иерархии или “дереву
целей”.
При
многоуровневой иерархической структуре
управления одни и те же лица или органы
могут выступать одновременно и объектом
управления по отношению к вышестоящему
лицу или органу и в качестве субъекта
управления по отношению к нижестоящим
лицам.
Структура
такой системы, как школа – многообразна,
полиструктурна, в ней функционирует
огромное количество структур различного
рода, которые можно сгруппировать в
четыре основные группы.
1)
Структура материально-учебной базы
школы, т.е. способ связи таких элементов,
как школьные здания, мебель, технический
инвентарь, учебно-наглядные пособия,
технические средства обучения и т.д.
2)
Структура общешкольного коллектива,
включающая:
структуру
педагогического коллектива, в которой
выделяются методические комиссии по
предметам, предметные кафедры, воспитатели,
различные неформальные группы и т.д.;
структуру
ученического коллектива, состоящую из
коллективов классов начального, среднего
и старшего звеньев, различных ученических
объединений в соответствии с интересами
учащихся;
структуру
вспомогательного персонала школы;
структуру
управленческого аппарата (организационная
структура управления).
3)
Процессуальные структуры – наиболее
подвижные, динамичные, проявляющиеся
в деятельности людей. Процессуальных
структур в школе огромное количество,
начиная от структуры каждого урока до
инновационного процесса. Системообразующим,
объединяющим, подчиняющим все остальные,
является учебно-воспитательный процесс.
4)
Последний блок в общешкольной структуре
– наиболее сложный и менее изученный –
её духовная структура. Это её философия,
миссия, политика и стратегия, организационная
культура.
Организационная
культура – это система представлений,
ценностей и образцов поведения,
разделяемая всеми его членами, задающих
ориентиры их поведения и действий, а
также знаково-символическая система
(мифология, обряды и ритуалы, герои
организации, организационные табу, язык
общения и лозунги) [5].
При
рассмотрении управляющей системы школы
обычно выделяют состав её субъектов,
набор управленческих функций,
организационную структуру управления
(их иерархическое строение, управленческие
связи и отношения, подчиненность и
соподчиненность по уровням, звеньям и
блокам).
Организационную
структуру управляющей системы обычно
изображают в виде схемы, модели, называемой
органиграммой, где, кроме субъектов,
показаны связи между ними: кто кому
подчиняется (отношения субординации),
кто с кем взаимодействует на равных
(отношения координации).
Существует
несколько видов организационных структур
управления образовательным учреждением:
линейная, функциональная,
линейно-функциональная, дивизиональная,
проектная и матричная. Рассмотрим
основные из них.
Линейная
– представляет последовательность
(иерархию) индивидуальных и коллективных
субъектов, выстроенных в порядке
подчинения сверху вниз, т.е. в отношениях
субординации;
Функциональная,
где субъекты выстраиваются в соответствии
со своими функциональными обязанностями,
где указываются связи координации;
Линейно-функциональная
оргструктура, где связи и отношения
субъектов характеризуются одновременно
и субординацией и координацией, т.е.
развиты и по вертикали и по горизонтали;
для
школ, перешедших в режим развития, наряду
с линейно-функциональной действует ещё
и матричная структура, в которой
представлены различные смешанные
субъекты управления (творческие группы,
оргкомитеты, исследовательские коллективы
и др.), которые создаются временно для
решения той или иной инновационной
задачи, проблемы.
Наиболее
часто встречающаяся в практике
организационная структура образовательного
учреждения – линейно-функциональная
структура (Приложение 1).
Говоря
об организационных структурах управления
образовательным учреждением нельзя не
сказать об уровнях управляющей системы.
Структура управляющей системы большинства
образовательных учреждений представлена
4-мя уровнями управления (вертикальная
структура):
Первый
уровень – директор школы, руководители
совета школы, ученического комитета,
общественных объединений. Этот уровень
определяет стратегические направления
развития школы.
Второй
уровень – заместители директора школы,
школьный психолог, организатор детского
движения, помощник директора школы по
административно-хозяйственной части,
а также органы и объединения, участвующие
в самоуправлении. Эти субъекты осуществляют
тактическое управление образовательным
учреждением.
Третий
уровень – учителя, воспитатели, классные
руководители, выполняющие оперативные
управленческие функции по отношению к
учащимся и родителям, детским объединениям,
кружкам в системе внеучебной деятельности.
Четвертый
уровень – соуправление – учащиеся, органы
классного и общешкольного ученического
самоуправления. Выделение данного
уровня подчеркивает субъект – субъективный
характер отношений между учителями и
учениками.
Каждый
нижестоящий уровень субъекта управления
является одновременно и объектом
управления по отношению к вышестоящему
уровню (Приложение 2). На каждом из них
по горизонтали разворачивается своя
структура органов, объединений, советов
и т.п.
Пятый
и шестой уровни в структуре управления
могут появиться, если объединяются
несколько образовательных учреждений
(уровень генерального директора), а
также когда какой-то орган (например,
совет учредителей, попечительский
совет, школьная конференция и др.).
Субъекты данного уровня наделены правом
назначать и снимать директора, распределять
финансы, менять предназначение и
структуру школы.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Скачать материал
без ожидания
Скачать материал
без ожидания
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Курсы повышения квалификации: «Организационно-психологические аспекты
управления образовательной организацией»
Итоговая практико-значимая работа
Тема: «Организационная структура управления образовательной организацией»
Руководитель: Рыков Сергей Леонидович,
доктор педагогических наук, профессор кафедры образовательного менеджмента АСОУАвтор: слушатель курсов повышения квалификации «Организационно-психологические аспекты управления образовательной организацией» Короник Татьяна Александровна,
директор МБОУ Купавинской СОШ №22,
Ногинский муниципальный район -
2 слайд
Цель работы: изучение современной структуры управления образовательной организацией.
Объект изучения: структура управления образовательной организацией.
Предмет: процесс организации и управления образовательным учреждением и его влияние на эффективность управления педагогическим коллективом.
Задачи:
1. Изучить научную, методологическую литературу, материалы СМИ по данному направлению;
2. Определить понятия: «управление образовательной организацией», «структура управления образовательной организацией»;
3. Выявить функции и принципы управления образовательным учреждением;
4. Рассмотреть структуру управления образовательным учреждением; -
3 слайд
Введение
Управление образовательной организацией – это научно обоснованное воздействие на коллектив педагогов, обслуживающего персонала, детей, родителей и общественность, направленное на рациональное использование времени и сил преподавателей и учащихся в учебно-воспитательном процессе с целью углублённого изучения учебных предметов, нравственного воспитания, всестороннего развития личности и подготовки к сознательному выбору профессии. -
4 слайд
Вопросы управления рассматривали:
Розанов В.А.,
Лазарев В.С.,
Поташник М.М.,
Фриш Г.Л.,
Пидкасистый П. И.,
Сластенин В.А.,
Рогов Е. И.,
Конаржевский Ю.А.,
Шамова Т.И. и мн.др. -
5 слайд
Система управления образовательным учреждением
Процесс управления – общая деятельность людей для достижения определенных результатов.
Управление – систематическое воздействие субъекта управленческой деятельности на социальный объект, в качестве какового может выступать общество в целом, его отдельная сфера (например, экономическая или социальная), отдельное предприятие, фирма и т.п., с тем, чтобы обеспечить их целостность, нормальное функционирование, динамическое равновесие с окружающей средой и достижение намеченной цели.
Образовательное учреждение – социальная организация, представляющая собой систему совместной деятельности людей (педагогов, учащихся, родителей). -
6 слайд
Понятие «управление»
Пидкасистый П.И. считает, что управление – процесс воздействия на систему в целях перевода ее в новое состояние на основе использования присущих этой системе объективных законов.
В.А. Сластенин пишет, что «под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации”. А внутришкольное управление, по его мнению, представляет собой “целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата”.
По Розанову В.А., управление – это система скоординированных мероприятий (мер), направленных на достижение значимых целей. -
7 слайд
Функции управления образовательной организацией
По Т.И. Шамовой, управленческие функции – это виды деятельности, которые осуществляет управляющий. Каждая функция представляет собой процесс, так как состоит из серии взаимосвязанных действий.
М. М.Поташник отмечает, что различают общие функции управления (управленческие действия: планирование, организация, руководство, контроль, анализ и др.), и конкретные функции (управленческое действие названо не само по себе, а вместе с объектом, на который оно направлено: например, планирование работы с педагогическими кадрами, контроль качества образования и т.д.).
Лазарев В.С. выделяет среди них планирование, организацию, руководство и контроль,
Сластенин В.А. к ним добавляет педагогический анализ, целеполагание, регулирование.
А.М. Моисеев, кандидат педагогических наук, выделяет три группы функций управления образовательным учреждением: функции управления поддержания стабильного функционирования образовательным учреждением; функции управления развитием школы и инновационными процессами; функции управления функционированием и саморазвитием внутришкольного управления включают в себя действия по отношению к самой системе управления образовательным учреждением. -
8 слайд
Анализ как функция управления образовательной организацией
Анализ
относительно обособленный этап (стадия) познавательной управленческой деятельности, суть которого – творческое изучение, систематизация, обобщение и оценка разнообразной информации о социально-экономических условиях, реализации правовой образовательной политики, удовлетворения общественных потребностей, опыта сложившейся практики управления на всех уровнях.
Виды анализа
Параметрический;
Тематический;
Итоговый. -
9 слайд
Целеполагание и планирование как функция управления школой
Процесс управления любой педагогической системой предполагает целеполагание (постановку целей) и планирование (принятие решений).
Виды планов
Перспективный;
Годовой;
Текущий. -
10 слайд
Функция организации в управлении образовательной организацией
Организация деятельности – это одна из функций управления, предназначенная для создания реальной системы людских и технических, финансовых, материальных и других ресурсов, дающая возможность людям эффективно взаимодействовать и работать вместе для достижения общих целей. -
11 слайд
Функции руководства
Руководство
Совокупность действий, совершаемых субъектом управления для обеспечения всех этих условий, называют руководством. При реализации функции руководства решаются следующие основные задачи:1) подбор, расстановка и оценка кадров, постановка задач перед исполнителями;
2) анализ и регулирование социально-психологического климата в коллективе;
3) стимулирование продуктивной деятельности подчиненных и их саморазвития;
4) создание условий для профессионального роста подчиненных. -
12 слайд
Контроль как функция управления образовательной организацией
Контроль
один из этапов управления, состоящий в выявлении отклонений величины фактических параметров управляемой системы от нормативов, служащих критериями оценки (цели, законодательные нормы), в измерении, оценке результатов выполнения программы.
Методы
Изучение документации;
Наблюдение;
Беседы;
Анкетирование;
Хронометрирование;
Диагностика;
Устный и письменный контроль. -
13 слайд
Организационная структура управления образовательной организацией
Структура
способ разделения общей цели на подцели и распределение последних между подсистемами или элементами.
Участники
Субъект управления – лица и социальные группы, которые организуют процесс управления. Объект – лица и группы, которым адресуются управляющие воздействия. -
14 слайд
Основные группы структур
1) структура материально-учебной базы
2) структура общешкольного коллектива
3) процессуальные структуры
4) духовная структура -
15 слайд
Виды организационных структур
Линейная;
Функциональная;
Линейно-функциональная оргструктура;
Матричная;
Вертикальная -
16 слайд
Уровни управления
Первый уровень – директор школы, руководители совета школы, ученического комитета, общественных объединений
Второй уровень – заместители директора школы, школьный психолог, организатор детского движения, помощник директора школы по административно-хозяйственной части, а также органы и объединения, участвующие в самоуправлении.
Третий уровень – учителя, воспитатели, классные руководители, выполняющие оперативные управленческие функции по отношению к учащимся и родителям, детским объединениям, кружкам в системе внеурочной деятельности.
Четвертый уровень – самоуправление – учащиеся, органы классного и общешкольного ученического самоуправления
Пятый и шестой уровни в структуре управления могут появиться, если объединяются несколько образовательных учреждений (уровень генерального директора), а также когда какой-то орган (например, совет учредителей, попечительский совет, школьная конференция и др.). -
17 слайд
Управление школой осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Уставом школы на принципах демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья человека, свободного развития личности. К управлению школой привлекаются все участники образовательного процесса:
– педагоги (общее собрание трудового коллектива, педагогический совет, Управляющий Совет школы);
– родители (классные родительские комитеты, Общешкольный родительский комитет, Управляющий Совет школы);
– учащиеся (Совет старшеклассников, Управляющий Совет школы).
Формами самоуправления школы являются:
Педагогический совет школы, общее собрание трудового коллектива,
управляющий Совет школы, ученическое самоуправление. -
18 слайд
Выводы
1). Под управлением образовательным учреждением понимается систематическое, планомерное, сознательное и целенаправленное взаимодействие субъектов управления различного уровня в целях обеспечения эффективной деятельности образовательного учреждения.
2). Система управления образовательным учреждением – это совокупность скоординированных, взаимосвязанных между собой мероприятий, направленных на достижение значимой цели организации. К таким мероприятиям относятся управленческие функции, реализация принципов и применение эффективных методов управления.
3). Среди функций управления образовательным учреждением основными являются анализ, целеполагание и планирование, организацию, руководство, контроль и регулирование. Данные функции имеют специфическую для образовательного учреждения направленность и являются особыми, относительно самостоятельными видами деятельности, последовательно взаимосвязанными друг с другом этапами, полный состав которых образует единый управленческий цикл.
4). В практике работы образовательных учреждений учитываются как общие, так и специфические принципы управления. К специфическим принципам относятся: сочетание интересов детского и взрослого коллективов, педагогическая направленность управленческой деятельности в школе, принцип нормативности, принцип объективности, единство педагогических позиций, сочетание государственных и общественных начал.
5). Существует несколько видов организационных структур управления образовательным учреждением: линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизиональная, проектная и матричная. Наиболее часто встречающаяся в современной практике организационная структура образовательного учреждения – линейно-функциональная структура. -
19 слайд
Проблемы, требующие решения
– проблема управленческой политики в условиях реальной конкуренции образовательных учреждений;
– проблема перехода к открытой и мобильной образовательной системе;
– проблема привлечения и удержания квалифицированных кадров;
– проблема изыскания дополнительных средств и ресурсов модернизации;
– проблема создания условий, обеспечивающих адекватное времени качество образования;
– проблема информационного обеспечения и обмена и др. -
20 слайд
Список использованной литературы
Бабетов А., Калужская М. Коммуникативная среда школы: опыт организации: Сборник методических материалов к образовательной программе повышения квалификации “Управление школой на основе коммуникативных технологий”. – Екатеринбург: КОРИФЕЙ, 2011.
Велков И.Г. Личность руководителя и стиль управления. – М., 2012.
Евдокимова М.В. Понятие управления и педагогического менеджмента. Великий Новгород, 2013.
Журавлев А.Л. Социально-психологические проблемы управления // Прикладные проблемы социальной психологии. – М., 1983.
Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. М.: Центр “Педагогический поиск”, 2011,.
Кульневич В.Н. Критерии оценки управления качеством процесса образования. Управление качеством образования в муниципальном образовательном пространстве. Доклад на областной августовской конференции. – Ростов н/Д, 2011.
Моисеев А.М. Функции управления школой.
direktor/products/praktika/articles/2004-5/moiseev. doc.
Педагогика / В.А. Сластенин, И. Ф, Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-пресс, 2014.
Пикельная В.С. Теоретические основы управления. – М., 1990.
Поташник М., Моисеев А. Управление современной школой // Директор школы. – 2013. – №6.
Розанова В. А, Психология управления. – М., 2012.
Секреты умелого руководителя /Составитель И.В. Липсиц. – М., 2011. -
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 251 937 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
-
Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 10.01.2018
- 359
- 0
- 10.01.2018
- 495
- 3
- 10.01.2018
- 1012
- 9
- 10.01.2018
- 406
- 0
- 10.01.2018
- 1172
- 16
- 10.01.2018
- 652
- 0
- 10.01.2018
- 5249
- 28
- 10.01.2018
- 462
- 0
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
-
Курс профессиональной переподготовки «Безопасность и антитеррористическая защищенность объектов (территорий) образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Методика проведения электронного аукциона по 44-ФЗ»
-
Курс повышения квалификации «Конкурентоспособность образовательных организаций»
-
Курс повышения квалификации «Содержательные аспекты профессионального и личностного развития педагогических работников в рамках реализации профессионального стандарта»
-
Курс повышения квалификации «Анализ финансово-хозяйственной деятельности в образовании»
-
Курс повышения квалификации «Современный менеджмент образовательной организации в условиях реализации ФГОС СПО по ТОП-50»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности структурного подразделения в сфере профессионального образования»
-
Курс повышения квалификации «Эффективные технологии разработки управленческих решений в образовании»
-
Курс повышения квалификации «Особенности управления бизнес-процессами в практике образовательных организаций»
-
Курс повышения квалификации «Применение социальных медиа в обучении»
-
Курс повышения квалификации «Философия управления»
-
Курс повышения квалификации «Экономическое планирование деятельности образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Система оптимизации взаимоотношений родитель-воспитатель, администрация-воспитатель, воспитатель-воспитатель»
Перед нами открываются просторы новой темы, в которой, уже пройдя сложный путь понимания образовательной организации как системы, мы нацеливаемся на освоение знаний о структуре организации (учреждения).
На первый взгляд может показаться, что детально углубляться в изучение этого вопроса нет никакой необходимости. Ведь все мы — и нынешние работники образовательных организаций; и родители, приводящие к нам своих детей; и начальство, нас проверяющее — когда-то сами были воспитанниками и учениками, проходя «сквозь» эту структуру в течение дошкольного и школьного периодов своего детства. Так что, как устроены школа, или детский сад, или учреждение дополнительного образования, знают все. Очевидно, именно поэтому, минуя такое важное понятие, как структура организации, мы сразу же приступаем к разработке структуры управления организацией, дабы представить, кто является, согласно Закону об образовании в РФ, «единоличным исполнительным органом управления», т. е. руководителем, а кто его заместителями, и по каким вопросам к кому обращаться.
При этом мы не всегда отдаем себе отчет в том, что именно структура организации является основой построения структуры управления.
Организация составляет основу мира менеджеров, она является причиной, обуславливающей существование менеджмента. Поэтому начнем изучение менеджмента, усвоив сначала, что такое организация и почему ею нужно управлять [1].
М. Х. Мескон и др
На практике же, когда структура организации подразумевается «по умолчанию», с нами и приключаются различные коллизии. Не имея четкой и детализированной структуры организации, а поверхностно подразумевая о ее существовании «в общем и целом», мы выстраиваем неэффективное управление, порой «забывая» вменить в обязанность должностному лицу, органу управления тот или иной объект, или вид работ. А бывает и наоборот, когда один и тот же элемент организационной структуры как «дитя у семи нянек», управляется всеми и никто при этом не несет ответственности за результат.
Важнейшая предпосылка эффективного функционирования организаций — от ремонтных мастерских до автомобилестроительных компаний, от полицейских участков до кабинета министров — дизайн (проектирование) их структур [2].
Генри Минцберг
Во избежание ошибок и ставя перед собой задачу создания эффективной системы управления в ОО, мы должны разработать понятную всем участникам образовательного процесса и совместной деятельности организационную структуру образовательной организации, или, избегая тавтологии, — структуру образовательной организации, которая должна стать эффективным инструментом решения задач деятельности ОО.
Организационные структуры должны стать частью инструментария менеджера.
<…> Менеджмент должен научиться выявлять, выстраивать и проверять на практике организационные структуры, которые соответствуют поставленным задачам [3].
Питер Друкер
В широком смысле задача менеджеров … состоит в том, чтобы выбрать ту структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации, а также воздействующим на нее внутренним и внешним факторам. «Наилучшая» структурa — это та, которая наилучшим образом позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и, таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью [4].
М. Х. Мескон и др
Таким образом, ставя перед собой задачу проектирования и реализации эффективной в условиях конкретного образовательного учреждения системы управления, мы должны, стартовав с системных позиций исследования образовательных организаций, пройти путь от выстраивания организационной структуры ОО, соответствующей целям ее деятельности, — к структуре управления ОО.
А путь и далёк, и долог,
И нельзя повернуть нам назад…
Из песни «Геологи» А.Пахмутовой и Н. Добронравова
Припев многими любимой песни начинается словами «Держись, геолог! Крепись, геолог!». С этими же напутствиями стойкости мы обратимся к самим себе, поскольку путь освоения теории не бывает простым. И эти же напутствия порождают еще одну важную для нас установку. Держись — крепко удерживай основу знаний, обретаемых на далеком и долгом пути (в течение всей профессиональной жизни!) изучения теории и исследования практики образовательных организаций.
Это важно потому, что теории организации и менеджмента относятся к наукам, «вышедшим» из практики, в которых теоретически обобщается вековой опыт организации и управления. А уж мы, педагоги, не понаслышке знаем о сложности обобщения как универсального учебного действия. Недаром же, именно трудами называют результаты теоретических исследований. А вот теперь потрудиться в обобщении образовательной практики придется и нам самим.
Поэтому с уважением относясь к накопленному человечеством опыту организации и управления, обобщенному в теориях организации и менеджмента, мы начинаем открывать «ворота научных понятий» [5], осмысливая и осознавая вопросы теории организации и менеджмента, преломляя их в реальной практике образовательных организаций.
Учитывая, что в процессе изучения теоретических основ организационной структуры образовательной организации, мы закладываем фундамент знаний, необходимых для проектирования эффективной структуры управления ОО, будем надеяться, что и время, и силы на это найдутся.
Задумывались ли вы, почему одними из самых сложных вопросов управленческой деятельности является постановка задач и последующее планирование по структурным единицам ОО? Что же происходит с нами, порой даже опытными руководителями, знающими свои организации «как свои пять пальцев», но затрудняющимися перевести цели ОО в четко поставленные задачи всем подразделениям структуры ОО? Где и в чем мы «тормозим»?
Почему завершающая часть анализа, переводящая выявленные проблемы в задачи, и планирование работы ОО, представляющее разложение поставленных задач на действия со сроками и ответственными за их реализацию, становятся для большинства из нас камнем преткновения?
А причиной этих сугубо управленческих проблем чаще всего является отсутствие понимания организационной структуры ОО.
В практике деятельности каждой ОО уже давно сложились такие структурные единицы организации и управления, как педагогический совет, методические объединения, малые педсоветы, экзаменационные комиссии и т. д., и т. п. Добавим к ним канцелярию, бухгалтерию, административно-хозяйственную часть, столовую (пищеблок), библиотеку, учебную часть и многие, многие другие объекты внутреннего устройства образовательной организации.
И планирование из года в год мы разрабатываем по удобному для нас образцу, расставляя соответствующие объектам дела, действия и мероприятия по календарным периодам учебного года:
Но каждый раз, приступая к планированию, мы все же испытываем затруднения, сталкиваясь и с вопросами отбора объектов, и с выбором соответствующих действий… И главное, в попытке «соединить» анализ с планированием, нам трудно дается вопрос «перевода» задач деятельности образовательной организации, вытекающих из анализа, в четко спланированные действия по объектам.
И чего греха таить, что, столкнувшись с такими препятствиями, мы особенно не утруждаем себя в поисках причин затруднений, а просто повторяем прошлогодний план, внося в него лишь небольшие изменения в датах и ответственных.
На самом же деле эти затруднения, в первую очередь, связаны с отсутствием понимания организационной структуры нашей образовательной организации, отсутствием знания принципов ее формирования под задачи деятельности ОО:
Однако затруднения, с которыми мы сталкиваемся в процессе анализа и планирования — это лишь верхняя часть айсберга проблем управленческой практики. И эта «глыба» проблем и затруднений образуется «с малого», когда мы сталкиваемся с тремя основными вопросами: Кто? Что? И для чего? должен делать в образовательной организации, решаем их именно в этом порядке, и, к сожалению, часто забываем о последнем вопросе.
Решая задачи определения четкого функционала и при этом, постоянно сталкиваясь с проблемами недостижения целей организации, мы, «набив шишки», возвращаем на повестку дня третий вопрос — «Для чего?».
Стоит ли говорить о том, что, решая эти проблемы именно так, мы «ходим по кругу», пытаясь осуществить связи между вопросами по отдельности, при этом считая разработку функционала (кто что должен делать?) главной и основной, но все же остаемся далекими от целостного понимания сути организации как объединения людей для достижения совместных целей.
Обратившись к теории организации, мы получим принципиально другое видение приоритетов и порядка согласования этих важных вопросов, которое нам станет понятным при обращении к принципам структурирования организаций. Пока же представим их в общем виде так:
Другое видение, другой подход, другие возможности осмысления, проектирования и организации ОО… Может быть стоит все-таки найти время на изучение теории?
Да и выбор-то у нас небольшой: либо продолжаем растрачивать силы на преодоление из года в год одних и тех же организационных и управленческих проблем, корень которых кроится в неэффективности организационной структуры ОО. Либо находим время и силы на освоение теоретических вопросов, разъясняющих принципы построения оргструктур. И затем, вооруженные этими знаниями как важным инструментарием управленцев, проектируем свою, индивидуальную организационную структуру ОО, на основе которой и выстраиваем систему управления ОО.
Однако прежде чем мы начнем погружение в теорию вопросов структуры организации, будем помнить, что теория — это не рецепт прямого действия и уж тем более, не рецепт «пудинга быстрого приготовления» (Э.Деминг), и в процессе ее изучения и «преломления» теории в практической ситуации конкретной ОО мы можем столкнуться с определенными трудностями. В ставшей классической для менеджеров книге Генри Минцберга очень точно отражены сложности, с которыми сталкиваются управленцы, пытаясь от погружения в основы методологии и теории управления, перейти к практике и нахождению ответов на реальные вопросы проектирования структуры организации.
Менеджмент накопил немало знаний, но отнюдь не в удобной для занятых созданием организационных структур менеджеров… форме. Тем более что практики нередко игнорируют обширную, основанную большей частью на систематических эмпирических исследованиях литературу по структурированию организаций.
Тому есть две причины. Во-первых, она представляет собой главным образом статьи и книги, написанные в академическом стиле, ориентированные, прежде всего, на ученых. Пытаясь разобраться в используемой терминологии, практик обнаруживает, что по большей части в этих работах говорится о том, что есть, а не о том, как должно быть; другими словами, анализируется существующее положение дел, а не принципы построения эффективной организации. Во-вторых, несмотря на обширность посвященной данной теме литературы и многочисленность представленных точек зрения, в них отсутствует синтез. Никакие другие источники не дадут практику столь же глубокого понимания проблемы; но ему придется «перелопатить» сотни томов, чтобы уловить, о чем же, собственно, идет речь. Но даже и тогда читателю самому предстоит заняться синтезом. Выводы исследователей противоречивы, а попыток согласовать позиции почти не предпринимается. Поэтому, даже имей вы терпение изучить все эти работы, вы запутаетесь еще больше [6].
Генри Минцберг
Итак, получив «заряд мотивации» (для чего нам, практикам, нужны организационные структуры?) и заинтригованные иным видением (что же изменит другой подход в нашей организационно-управленческой деятельности в ОО?), но и не без доли опаски (а вдруг и правда, «перелопатив» сотню томов, запутаемся еще больше?), мы начинаем наш разговор о структуре организации.
Структура есть строение, устройство организации, проявляющееся как единство состава и взаиморасположения частей, специфический способ их соединения, особая упорядоченность взаимосвязей, которые должны ее сохранять, форма распределения различных видов деятельности между компонентами. Только нечто расчлененное может иметь структуру [7].
В. Р. Веснин
Читая данное определение, мы, теперь вооруженные системными знаниями о структуре [8], не испытываем сложности в понимании главных вопросов структуры организации данной темы: необходимо представить устройство ОО, предварительно выделив состав частей и их взаиморасположение в структуре организации, и определить способы и особенности связей, соединяющих эти части в структуре ОО. Иными словами, сначала разделяем, а затем по законам структуры соединяем эти части между собой.
Казалось бы, нет ничего нового, и мы можем приступать к работе. Но…
Но структура организации отражает не только ее внутреннее строение. Можно говорить и о внешней структуре, образуемой направлениями ее взаимодействия со средой [9].
В. Р. Веснин
Случалось ли вам недоумевать, на какие только разносторонние внешние запросы, напрямую не касающиеся основной образовательной деятельности, должна реагировать образовательная организация? То с поликлиникой надо взаимодействовать, то в военкомат списки призывников готовить, то участвовать в благоустройстве микрорайона, то организовывать на своей территории выборы, то … и т. д., и т. п.
И помилуй нас Бог, «забыть» о взаимодействии с такими структурами, как региональные и муниципальные органы исполнительной власти, прокуратура, казначейство и налоговая инспекция, Госпожнадзор и Госсанэпидемнадзор, инспекции по охране труда и техники безопасности, и многими, многими другими.
Что уж говорить о том, что для развития основной образовательной деятельности мы налаживаем сотрудничество с ближайшими библиотеками, домами творчества, спортивно-оздоровительными организациями, вузами и организациями среднего профессионального образования и т. д., и т. п.
И для того, чтобы это разноплановое взаимодействие осуществлялось на должном уровне, в структуре образовательной организации должно быть обеспечено соответствие между внешней структурой, образуемой направлениями взаимодействия ОО со средой, и ее внутренним устройством.
К данной схеме мы еще вернемся в наших рассуждениях, когда, составляя внутреннюю структуру ОО, будем определять ее соответствия с направлениями внешнего взаимодействия образовательного учреждения.
Итак, что же представляет собой внутренняя структура организации?
Многокомпонентность организации позволяет говорить о нескольких «срезах» ее структуры.
Во-первых, об общей структуре … [10]
В. Р. Веснин
Для начала мы делаем важный вывод о том, что представление структуры организации будет многоликим, зависящим от того, под каким ракурсом рассматривается организация. Если мы хотим «охватить» всю организацию, то речь пойдет об общей структуре ОО, в которой мы выделим основные организационные единицы учреждения, опираясь на основные компоненты системы образовательной организации. Если речь идет об отдельных компонентах или сочетании 2-х или нескольких компонентов, то такой «срез» может представлять одну из областей «тематической» структуры образовательной организации.
Многокомпонентность организации позволяет говорить о нескольких «срезах» ее структуры.
— во-первых, об общей структуре …;
— во-вторых, производственной структуре…;
— в-третьих, организационной структуре управления…;
— в-четвертых, технологической структуре…;
— в-пятых, социальной структуре…;
— в-шестых, социотехнической структуре…;
— в-седьмых, экономической структуре…;
— в-восьмых, информационной структуре…;
— в-девятых, организационно-правовой структуре…[11]
В. Р. Веснин
Да, подобный список мотивации не прибавляет, но и огульности в отрицании нужности тех или иных структур для образовательной организации допускать нельзя. Поэтому не будем делать скоропалительных выводов, а лучше разберемся в том, что означает каждый вид структуры организации, для каких задач создается та или иная структура, и подходит ли она для образовательных организаций.
Это, с одной стороны, снимет напряженность и отторжение предстоящей деятельности, а во-вторых, позволит представить задачи и поэтапность проектирования структур образовательной организации. Для этого вначале сосредоточим внимание на первых трех видах структур организации: общей структуре, производственной структуре и организационной управленческой структуре.
Общая структура — упорядоченная совокупность «всех организационных единиц с точки зрения их расположения, выполняемых в процессе осуществления своей деятельности функций» [12].
В. Р. Веснин
Вот так, сделав только первый шаг в понимании структуры образовательной организации, мы сразу же наталкиваемся на трудности, связанные со спецификой наших организаций как образовательных.
Речь идет, прежде всего, о том, что в теории обобщаются вопросы структуры организаций, в которых «действующими лицами» являются только работники. Отсюда и понятный любому что-либо производящему и/или оказывающему какие-либо услуги предприятию, фирме, учреждению, подход к пониманию организационных единиц как официально установленных в организации групп работников.
Основным элементом общей структуры организации являются подразделения, которые представляют собой официальные группы работников, ответственных за выполнение определенного набора производственных, финансовых, управленческих и иных функций, направленных на достижение целей организации, обособившиеся в процессе разделения труда. Подразделения могут быть производственными и функциональными. Они различаются статусом, числом работающих, величиной располагаемых материальных и финансовых ресурсов [13].
В. Р. Веснин
В образовательных организациях все сложнее, поскольку специфика основной деятельности (ФЗ-273, Ст.2, п.18) накладывает свой отпечаток на общую структуру наших организаций — организаций, осуществляющих образовательную деятельность (ОООД) [14].
Мы уже говорили об этой специфике образовательных организаций, рассматривая трудовую организацию как компонент системы ОО [15], в котором помимо трудового коллектива выделяли два важнейших системопорождающих элемента — контингент обучающихся и контингент родителей (лиц, их заменяющих) как законных представителей несовершеннолетних обучающихся.
§
Напомним, что процедура приема граждан на обучение по образовательным программам дошкольного образования [16] (образовательная организация заключает договор об образовании по образовательным программам дошкольного образования с родителями (законными представителями) ребенка) и по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования [17] заканчивается распорядительным актом о приеме/зачислении ребенка в образовательную организацию.
Теперь же, рассматривая общую структуру ОО, мы должны представить состав этих компонентов с организационной точки зрения, т. е. установить, как и каким образом эти принятые на работу и зачисленные в ОО «действующие лица» со-организованы в нашем учреждении и в какие организационные группы они объединены.
Но для этого необходимо определиться с организационными принципами их разделения и выделения на их основе организационных единиц в каждом из элементов, будь то трудовой коллектив, контингент обучающихся и родителей обучающихся, представляющих в ОО интересы своих несовершеннолетних детей.
Вопрос не только в том, что представляют собой организационные единицы при разделении контингента обучающихся (в большинстве случаев это будут классы/группы), а в том, на каком основании эти единицы выделяются. В качестве примера, забегая вперед в содержание следующей темы, мы можем назвать помимо классов и дошкольных групп, сформированных по возрастному принципу, и другие виды организационных единиц контингента обучающихся в ОООД. К ним относятся: группы дополнительного образования, ГПД (группы продленного дня), группы кратковременного пребывания в ДОУ и в городском лагере, выездные группы и т. д., и т. п., в которых реализуются другие принципы организации детских объединений.
Поэтому, готовясь к следующей теме нашего разговора, в которой мы, вооружившись теорией, законодательством, практикой ОО и …карандашом, начнем проектировать структуру ОО, выделим вопросы, обобщающие опыт практики ОО, ответы на которые нам будут необходимы.
И в их число включаем позиции, связанные с определением и уточнением различных вариантов объединений обучающихся и родителей, которые существуют в ОО, и задумываемся о принципах, на основе которых проводится выделение таких организационных единиц.
Специфика наших организаций как образовательных действует и в части выделения организационных единиц и в самом трудовом коллективе.
Задумывались ли вы, какой длинный «организационный путь» приходится нам порой проходить?
Сначала «борьба» за наличие формального штатного расписания с перечнем необходимых должностей и окладов…
Затем ликвидация вакансий и прием работников на соответствующие должности …
Потом расстановка имеющихся кадров по задачам деятельности ОО…
А далее трудный и порой мучительный процесс организации формальных групп работников в слаженно действующие команды единомышленников на пути к осуществлению нашей организационной мечты: создания коллектива участников совместной деятельности, направленной на достижение целей организации…
Поэтому от формального состава трудового коллектива образовательной организации, разделенного на функциональные группы работников, до слаженно действующего коллектива, объединенного достижением целей организации, как говорил Скалозуб в «Горе от ума», — «дистанция огромного размера».
И в процессе этого сложного «организационного пути» нам предстоит из групп работников ОООД, выполняющих определенные функции, обособленных в процессе разделения труда, создавать и другие группы-объединения по задачам, стоящим перед образовательной организацией.
И все это потребует детального разговора не только о традиционных принципах структурирования трудовых организаций (департаментализации, вертикального и горизонтального разделения труда и т. д.), но и о разработке некоей примерной типологии организационных элементов структуры в образовательной организации и выбору каждой ОООД с учетом специфики ее условий конкретных элементов структуры.
Готовясь к следующей теме, давайте вспомним и «возьмем на карандаш», привычные (созданные, работающие) структурные (конструкционные) элементы наших образовательных организаций.
У кого-то это будут структурные подразделения, утвержденные локальными актами (как правило, это Положение о структурном подразделении), например, дошкольное отделение в ОООД.
Во многих образовательных организациях привычно утвердились названия «часть» («учебная часть», «АХЧ» — административно-хозяйственная часть», медицинская часть); «служба» (служба охраны труда и техники безопасности, служба безопасности, психологическая служба и т. д.); «центр» (спортивно-оздоровительный центр, центр мониторинга и качества, методический центр и т. д.).
Добавьте сюда ранее упомянутые: канцелярию, бухгалтерию, столовую (пищеблок), библиотеку. А если в ОООД есть музей, театр, хор и т. д., это тоже надо не только «взять на карандаш», но и задуматься о том, что собой представляют в структуре нашей образовательной организации все эти «департаменты» (department — англ. — отдел; отделение), и по какому принципу они выделены.
Задумывались ли над тем, от чего мы в своей управленческой практике больше всего «страдаем»? Мы «тонем» в потоке фактов, объектов, ситуаций… Пытаемся устанавливать единичные причины и усматривать некоторые следствия, но масштаб задач и дел таков, что «объять необъятное» становится все труднее, сложнее и … невозможнее. Наверное, именно поэтому мы стараемся облегчить нашу разноплановую и многотрудную управленческую жизнь «методом упрощений», сводя сложное к простому, решая задачи на уровне конкретных ситуаций.
И не задумываемся о том, что освоение универсальных учебных действий, которыми мы теперь так озадачены при введении ФГОС, требуется и нам самим в нашей профессиональной практике. Сейчас мы ведем речь об обобщении как одном из трудных универсальных мыслительных действий, развивающем нашу профессиональную способность переходить от частного к более общему, от единичных объектов/фактов к сути явления. А затем, «с высоты» обобщения по-новому, по-другому увидеть в прежде разрозненном наборе проявление закономерностей.
Считая выделение принципов, на основе которых выстраивается структура образовательной организации «излишней теоретической морокой для практика», мы не только погрязнем в сложности нашего объекта структурирования. Мы еще и увеличим эту сложность, «выкапывая» в опыте деятельности ОООД все большее количество структурных единиц, а иногда и создавая их там, где практической необходимости в них нет. А набрав «нужное» количество единиц, соединив их стрелками, создадим очередное «месиво» из элементов, гордо назвав свое спроектированное детище «структурой организации».
Вот так и рождаются структуры ради структуры, создаваемые «по принципу красоты» и практически не нужные в работе, а используемые лишь для оформления стендов, сайтов и т. д.
А впадая в другую крайность, руководствуясь «принципом простоты» (идя не от сложного к простому, а подменяя сложное простым), «не загружая лишним», создаем упрощенное видение организации и управления.
Задаваясь вопросом о том, как правильно разрабатывать структуру образовательной организации, мы выберем следующий путь движения от важных вопросов теории организации через обобщение практики деятельности образовательных организаций к отбору принципов структурирования, отражающих специфику деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и выбору организационных структур, учитывающих индивидуальность каждой образовательной организации.
Оставить практику в покое… А бывает ли у практики покой?
Оставить практику в покое от навязывания теории… Об этом мечтают те, кто не видит смысла в теоретических «изысках», а опирается на собственное понимание ситуации и свой опыт, считая, что теория «витает в облаках», а практика работает «на земле». Вот только жить и работать без атмосферы на «голой земле», без необходимого воздушного пространства вряд ли кто-то захочет, но и находиться без реальной жизненной опоры то же не следует. Поэтому не будем пренебрегать ни одним, ни другим, создавая в реальной практике атмосферу творческого исследования того, что создали (сотворили) и еще будем создавать (творить) в наших образовательных организациях.
Теорию от практики отличает лишь опыт. Что есть теория? Опыт, накопленный предыдущими поколениями. Что есть практика? Опыт, который мы приобретаем сами.
Не следует пренебрегать ни одним, ни другим. Практика, не подкрепленная теорией, никогда не будет достаточно эффективна, о чем бы ни шла речь. Будь то работа полководца или кузнеца, мастером с большой буквы сможет стать лишь тот, кто усвоил обе эти составляющие [18].
Валерий Афанасьев. Стальная опора
Итак, берем на заметку, что в процессе разработки структуры образовательной организации мы должны будем создать (спроектировать) общую структуру ОООД как упорядоченную совокупность организационных единиц, которая в образовательных организациях будет иметь свою особенность, и отражать их специфику как организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
А теперь, продолжая знакомство с многоплановым взглядом на структуру, обратимся к следующей, которая в теории организации называется производственной.
Многокомпонентность организации позволяет говорить о нескольких «срезах» ее структуры.
— во-первых, об общей структуре …;
— во-вторых, производственной структуре — упорядоченной совокупности связанных между собой центров, потребляющих и распределяющих материальные и информационные потоки [19];
— в-третьих, …
Производственная структура является одним из важнейших представлений об устройстве организации (предприятия, фирмы и т. д.). Но образование относится к непроизводственной сфере. Поэтому, на первый взгляд, исходя из названия, этот вид структуры для образовательных организаций явно не подходит. Однако не будем делать скоропалительных выводов, а задумаемся над тем, что же лежит в основе, простите за тавтологию, организации образовательной организации. Чтобы избежать однозвучия, обозначим этот вопрос более привычными в практике терминами: что лежит в основе организации устройства школы/детского сада/дома творчества и т. д.?
И без запинки любой руководитель, педагог и родитель скажет, что в детском саду воспитываются дети дошкольного возраста, переходя из младшей группы в среднюю, затем в старшую и подготовительную группы. Из детского сада дети идут в школу, сначала в начальную (1–4 классы), затем в среднюю (5–9 классы), а потом в старшую (10–11 классы). И в дошкольном, и в школьном возрасте дети имеют возможность дополнительно заниматься в различных кружках, секциях, клубах, объединениях, соответствующих их интересам, потребностям, способностям.
Очень трудно приживается в нашем сознании определение этого «непроизводства» как образовательной услуги.
Очень трудно переводить ценностно-смысловые задачи образования личности ребенка в дошкольном и школьном периоде детства на формальный язык теории организации и теории управления в образовательных организациях, где и решаются задачи дошкольного и общего образования.
Очень трудно оперировать понятием «образовательная услуга», когда речь идет о сложном проникновении в тайны внутреннего закона развития каждого ребенка, обучающегося и воспитывающегося в нашей образовательной организации.
Главная задача заключается в том, чтобы определить, развивается ли ребенок в соответствии с внутренним законом его развития. Внутренний закон заключается в возникновении новых задач на основе развившихся возможностей [20].
Д. Б. Эльконин
Очень трудно связать нормативные и экономические категории в непроизводственной сфере образования с ценностями и смыслами образования как социокультурного ресурса развития личности и общества. Воистину, прав А. С. Пушкин: «лед и пламень не столь различны меж собой сперва взаимной разнотой…».
Очень трудно назвать производством услуг создание мира взаимодействия между ребенком и взрослым в процессе образовательной деятельности, невозможно представить себе процесс взращивания личности как оказание услуг по образовательным потребностям.
Однако с какой легкостью, откинув все эти «душещипательные ценности», мы переходим в работе образовательной организации на сугубо производственный язык:
Производство |
Образовательная организация |
программа |
образовательная программа |
план |
учебный план |
ресурсы |
финансы, кадры, учебники, оборудование и т. д. |
отчет о выполнении плана |
«не счесть отчетов …» |
оценка качества выпущенной продукции |
оценка качества образования |
Не счесть алмазов в каменных пещерах,
Не счесть жемчужин в море полуденном…
Ария индийского гостя из оперы Римского-Корсакова «Садко»
Не счесть отчетов в недрах управленья,
Не счесть оценок в море циклограммном
Великого Надзора за образованьем…
Вот так, обнаруживая сходство образовательных организаций со всеми другими, мы с легкостью, и особо не задумываясь о миссии и ценностно-смысловых основах образования, переносим общие вопросы производственной структуры в непроизводственную сферу, создавая из образовательных организаций «фабрики» по производству «умников и умниц» посредством оказания им образовательных услуг.
А если добавить к этой легкости и современную терминологию, в которой процесс по созданию продукта и оказанию услуги называется «бизнес-процессом», то уж тем более все встает на свои места в «производственном понимании» непроизводственной сферы!
Бизнес-процесс — это совокупность взаимосвязанных мероприятий или задач, направленных на создание определённого продукта или услуги для потребителей. В качестве графического описания деятельности применяются блок-схемы бизнес-процессов [21].
Только вот не замечаем мы подмены смысла, когда, не зная точного перевода, легко заимствуем иностранные термины.
Бизнес (англ. business) в первом значении означает дело, занятие; работу (ср. busy — деятельный; занятой), а только во втором — предпринимательскую деятельность, коммерцию. Да и с пониманием термина «сервис», все обстоит не так просто и однозначно. Нам, воспринимающим сервис в значении обслуживание, трудно себе представить, что в обозначении государственной, дипломатической или военной службы в английском языке употребляется именно это слово, поскольку в первом значении «service» означает службу, занятие, работу.
Служить бы рад, прислуживаться тошно!
А. С. Грибоедов
Поэтому давайте, правильно и со смыслом употребляя иностранные термины, переведем официальный язык теории организации, терминология которой в значительной мере заимствована из английского, на «язык родных осин».
Вот еще светило мира,
Кетчер, друг шампанских вин,
Перепёр он нам Шекспира
На язык родных осин.
Эпиграмма И. С. Тургенева
И. С. Тургеневым навеянное:
Как-бы нам переиначить
«На язык родных осин»:
Бизнес, сервис, и в придачу,
Менеджмент и процессѝнг.
И первым вопросом «перевода» становится смысл понятия производственного (бизнес) процесса, лежащего в основе понимания аналогичной по названию структуры в теории организации.
И вот с позиций такого перевода все встает на свои места, поскольку главным делом образовательных организаций является образовательная деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана (ФЗ-273, Ст.2, п.18). А «главным процессом», в ходе которого достигаются цели ОООД, является именно образовательный процесс!
Образовательный процесс — организованное взаимодействие учителя и учеников для достижения образовательных целей [22].
Образовательный процесс — это специально организованное, развивающееся во времени и рамках определенной педагогической системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение целей и задач воспитания, обучения, образования и развития личности [23].
Следовательно, говоря о «производственном» процессе и «производственной» структуре ОООД, мы ведем речь именно об образовательном процессе в ОУ и об образовательной структуре наших учреждений. Но, чтобы не употреблять режущий слух работников образования термин «производственная структура», давайте определимся с названием этой, соответствующей по смыслу производственной, но при этом особенной структуры для образовательных организаций, исходя из сущности главного процесса, реализующего задачи основной деятельности ОООД.
И выбор названия этой соответствующей структуры мы осуществим по аналогии с названием «производственная структура», которая представляет собой упорядоченную совокупность связанных между собой центров, различных ступеней и звеньев производства. Ведь в процессе осуществления основной образовательной деятельности в наших организациях выделяются центры реализации задач основного и дополнительного образования, инклюзивного образования. И выстраивается образовательный процесс по ступеням, соответствующим уровням образования — от дошкольного к среднему полному. И реализуется процесс образования по различным предметным «звеньям» и межпредметным, метапредметным объединениям.
Поэтому мы можем со всей уверенностью сказать, что в образовательных организациях, принадлежащих к непроизводственной сфере, существует и своя «непроизводственная», а именно — образовательная структура.
Готовясь к следующей теме, где мы будем подробно рассматривать подходы и принципы проектирования образовательной структуры, нам необходимо уже сейчас обобщить практику деятельности нашей, конкретной образовательной организации.
У кого-то образовательная структура будет представлена всеми ступенями образования, у кого-то, например, в гимназиях и лицеях, только двумя «верхними» ступенями, а в каких-то ОО она может ограничиваться только начальной, или только средней ступенью.
Для образовательных организаций, реализующих задачи основного образования в выше представленных ступенях, будут реализовываться и задачи дополнительного, и задачи инклюзивного образования. А в образовательных организациях дополнительного образования детей — только соответствующие программы и, если ОО ставит перед собой такие задачи, и инклюзивного образования.
Именно так, поскольку образовательные программы представляют собой комплекс основных характеристик образования определенного уровня и направленности и необходимых организационно-педагогических условий, то они найдут свое отражение в структуре образовательной организации.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
Статья 27. Структура образовательной организации
2. Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществлениеобразовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся.
Образовательная структура ОО будет представлять собой организационно представленные формы реализации образовательного процесса, регламентируемого образовательной программой ОО.
Однако осуществить выполнение задач образовательного процесса наши организации не смогут, если в их структуре не представлена деятельность, реализующая вспомогательные, обеспечивающие функции.
Такие позиции полностью совпадают с теорией организации, согласно которой производственная структура включает основные и вспомогательные участки.
В отличие от общей структуры производственная структура представляет собой форму организации производственного процесса, [в котором] выполняются основные, вспомогательные и обслуживающие процессы….В зависимости от характера участия в производственном процессе участки делятся на основные и вспомогательные. Основные участки могут быть организованы по технологическому или предметному принципу [24].
Поэтому, «соединяя» теорию организации с практикой, обратимся к уже известной нам схеме функций, которые выполняет образовательная организация: организационной, педагогической, образовательной и обеспечивающей [25]. Мы можем рассматривать «непроизводственную» структуру ОО как форму организации основного процесса для наших образовательных организаций — образовательного процесса и процесса обеспечения, в котором реализуются задачи помощи и обслуживания образовательного процесса (а мы ранее говорили о роли вспоможения/вспомоществования обеспечивающей функции в реализации других функций ОО).
И поскольку организация образовательного процесса и процесса его обеспечения является «основой основ» деятельности ОО, то, следуя желанию не употреблять термин «производство» в отношении образовательных организаций, используем в названии структуры подходящее ей по смыслу определение — основная структура ОО.
Итак, под основной структурой ОО (аналог производственной структуры в организациях, занимающихся производством товаров и услуг) мы будем понимать структуру, включающую образовательную и вспомогательную структуры ОО.
Каждая из этих структур будет представлять совокупность организационных составляющих (а об этом мы будем вести подробный разговор в следующих темах) образовательного процесса, реализующего задачи образовательной и педагогической деятельности в ОО, и процесса их обеспечения, а точнее создания необходимых условий для функционирования и развития образовательного процесса в ОО.
Если еще не иссяк заряд оптимизма, то можно уже сейчас, готовясь к последующим темам, обобщить опыт практики нашей конкретной организации и представить набор организационных составляющих, помогающих в реализации образовательного процесса в ОО.
Мы постоянно проводим аналогии с терминами в области производства и бизнеса, но у нас остался вопрос, связанный с сервисом и услугами, терминология которого прочно вошла в нашу образовательную жизнь, называя то, чем мы занимаемся в ОО, оказанием образовательных услуг.
В отечественном образовании категория «образовательная услуга» стала широко использоваться в постсоветский период, но отсутствие целостной концепции развития сферы образовательных услуг не позволяет говорить об однозначности понимания данного термина. <…>
Образовательная услуга — это:
— комплекс таких услуг, которые непосредственно связаны с реализацией главных целей образования, осуществлением его миссии;
— совокупность результатов образовательного процесса и сопутствующих ему вспомогательных процессов, представленная … образовательным учреждением … и непосредственно направленная на удовлетворение установленных и предполагаемых образовательных потребностей конкретного потребителя;
— т.д. [26].
Мы уже говорили о том, что трудно дается нам представление миссии образовательных организаций как ценностно-смысловое определение общей направленности деятельности ОО (ради кого и ради чего существует и работает наша школа, наш детский садик, наш центр дополнительного образования и т. д.) с восприятием необходимости рассматривать деятельность ОО как оказание образовательных услуг, направленных на удовлетворение образовательных потребностей.
Если деятельность ОО определять как образовательную услугу, то образовательную организацию вслед за этим можно назвать «слугой двух господ»: государства и семьи…
И речь здесь идет не только о столкновении различных идеологий и подходов к образованию, сколько о нашей методологической компетентности, позволяющей видеть, различать разные категории и оперировать ими в процессе проектирования целей и задач образовательной организации.
Связывать услуги с самим процессом труда как таковым — это коренная методологическая ошибка… услуга — экономическая категория, поэтому ее критериальная характеристика находится в сфере экономических отношений по поводу деятельности, а не в самом процессе труда как таковом [27].
В. С. Коляго
В одну телегу впрячь неможно
Коня и трепетную лань.
Забылся я неосторожно:
Теперь плачу безумства дань…
А. С. Пушкин. Полтава.
Вот и мы бываем предельно неосторожны, «впрягая в одну телегу» и экономическую, и ценностно-смысловую, этическую категорию понятия «услуга». И в этом случае в реальности нашей жизни мы платим «безумства дань», когда коммерциализация образования выходит на первый план и когда эффективность образовательной организации начинают измерять по сугубо экономическим критериям отношения результатов и затрат.
И мы «забываемся неосторожно», имея дело с таким сложным мироустройством как образование, путая и сложно переплетая в своей многотрудной управленческой деятельности экономическую категорию «услуга» и этическую категорию «служение», пытаемся найти баланс, осуществляя попытки «впрячь коня и трепетную лань» в изменившихся условиях деятельности образовательных организаций.
Почти по А. С. Пушкину:
«Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво»:
Но экономика внедряется лукаво,
И обретаем мы коммерции черты…
В суматохе будней и проблем отыскания финансовых средств обеспечения ОО нам некогда задумываться о том, что услуга может рассматриваться в ином контексте, когда речь идет о действии, приносящем помощь, пользу другому [28].
Как часто приходится нам отвечать на вопросы родителей о том, какие у нас в ОО программы, кто и как учит, кто и как занимается с детьми? Всех интересует, что есть у нас такого, что отличает нашу школу, наш детский сад, дом творчества и т. д. от других образовательных организаций? И мы с гордостью рассказываем о своих образовательных программах и достижениях наших детей и педагогов, и представляя их на своих сайтах.
При этом мы стараемся не употреблять словосочетание «образовательная услуга», а чаще всего говорим о том, что наша образовательная организация предоставляет детям возможность и условия осваивать те или программы, заниматься в различных кружках и секциях, принимать участие в разнообразных делах и т. д. Поэтому нам порой бывает гораздо легче принять установку на то, что образовательные услуги — это спектр возможностей и условий, которые мы предоставляем детям и их родителям, заботящимся о разнообразии и качестве получаемого детьми образования.
И именно эта установка позволяет нам говорить о миссии образовательной организации как служении делу образования детей, об услуге как действиях всего коллектива нашей ОО, приносящих помощь, оказывающих поддержку детям и содействие родителям в процессе становления личности их детей в дошкольном и школьном периоде детства.
И именно это позволяет нам соединить теорию организации, в которой рассматриваются вопросы миссии организации и целей производства с «непроизводственной» практикой образовательных организаций, выстраивая через однокоренные слова «служение-служба-услуга» связь между миссией ОО, объединениями людей для достижения целей и организацией образовательного процесса, направленного на достижение планируемых результатов образования.
Все вышесказанное позволяет нам рассматривать услуги не только как экономическую категорию, а главное, как действия, направленные на помощь и поддержку другим.
Услуга в дружбе — вещь святая!
Вот, если б дело шло о деньгах, речь иная …
И. А. Крылов. Басня «Бочка»
И вот теперь, не путая служение с услужением и воспринимая услуги как действия во благо других, определим службу, во-первых, как несение возложенных обязанностей и выполнение взятых на себя обязательств.
Наша служба и трудна, и не видна,
И на первый взгляд, кому-то не важна,
Нам же радостные лица наших чад
Греют сердце, словно тысяча наград.
А во-вторых, возвращаясь к вопросу организационной структуры, определим службы как организационные объединения участников, создаваемые как эффективные инструменты достижения целей организации и решения задач совместной деятельности.
А за координацию всех этих служб (подразделений, частей, центров, отделов и т. д.) в организации отвечает управление, которое то же обладает структурой.
Многокомпонентность организации позволяет говорить о нескольких «срезах» ее структуры.
— во-первых, об общей структуре …;
— во-вторых, производственной структуре…;
— в-третьих, организационной структуре управления — упорядоченной совокупности управленческих подразделений, должностей, функций;
— в-четвертых, … [29]
В. Р. Веснин
Детальный разговор о структуре управления образовательной организацией с выделением в ней органов управления и должностных/назначенных/выборных лиц с их функционалом у нас еще впереди, а пока для понимания терминологии и представления того, как выделенные планы («срезы») структуры организации взаимосвязаны между собой, обратим внимание на следующую позицию теории.
Общая структура есть синтез производственной и управленческой структур [30].
В. Р. Веснин
Переводим эту позицию на язык практики образовательных организаций, где место производственной структуры в ОО занимает названная нами основная структура, включающая образовательную и вспомогательную структуры. Мы можем теперь, опираясь на имеющиеся знания о функциях ОО, не только выделить составляющие общей структуры образовательной организации, но и понять логику ее проектирования, продиктованную взаимосвязью между этими составляющими структуры.
Но прежде, чем мы приступим к проектированию образовательной структуры (с которой все должно начинаться!), а затем и вспомогательной, давайте завершим общий экскурс по другим видениям структуры организации.
Многокомпонентность организации позволяет говорить о нескольких «срезах» ее структуры.
— во-первых, об общей структуре …
— во-вторых, производственной структуре…
— в-третьих, организационной структуре управления …
— в-четвертых, технологической структуре — внутреннем строении материально-энергетических потоков, составе и соотношении используемого оборудования;
— в-пятых, социальной структуре — соотношении отдельных групп работников (например, рабочих, служащих, руководителей, специалистов и пр.);
— в-шестых, социотехнической структуре — соотношении рабочих мест, представляющих собой единство производственной и социальной структуры;
— в-седьмых, экономической структуре — соотношении отдельных элементов основного и оборотного капитала, финансовых потоков;
— в-восьмых, информационной структуре, характеризующейся относительным расположением источников и получателей информации, составом и соотношением ее носителей, конфигурацией информационных сетей;
— в-девятых, организационно-правовой структуре, как обезличенной системе связей и норм [31].
В. Р. Веснин
В том или ином варианте, каждый из представленных «тематических» срезов структуры организации может быть и в образовательных организациях.
В технологической структуре ОО мы можем выделять образовательные, педагогические и управленческие технологии. Рассматривая объекты вспомогательной деятельности, в частности материально-технического обеспечения, мы вправе выделять учебное, игровое, вспомогательное, офисное и т. д. оборудование, которым обладает и которое необходимо ОО.
Говоря о социальной структуре, мы постоянно работаем с данными о численности детей и работников ОО, о составе администрации ОО, педагогического и учебно-вспомогательного персонала ОО, их квалификации.
Представляя социотехническую структуру, чаще всего говорят об организации рабочих мест, что немало важно и для образовательных организаций. А нам в образовательных учреждениях эта структура тем более важна тем, что в процессе ее разработки мы обращаемся к вопросам организации эргономичных условий для обучающихся (воспитанников), где проходят их учебные и развивающие занятия, места проведения досуговой деятельности.
Работая с экономической структурой образовательных организаций, мы указываем на соотношение и объемы бюджетного и внебюджетного финансирования ОО.
Трудно переоценить важность информационной структуры, которая, по существу, является основой эффективного управления и управления качеством деятельности ОО.
И, наконец, организационно-правовая структура ОО, представляющая собой упорядоченную систему нормативно-правового обеспечения образовательной организации, является основой устойчивого функционирования деятельности ОО.
Таким образом, все вышеперечисленные «срезы» структуры организации отражают те или иные задачи деятельности в ОО. И мы будем к этим позициям обращаться, но пока на повестке дня стоит главный для нас вопрос, определяющий, с одной стороны, общие для всех организаций принципы построения структуры, а с другой стороны, представление уникальной специфики каждой образовательной организации — ее образовательной структуры. С этой темы мы и начнем следующий разговор.
Литература
[1]. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. — М: Дело, 2002. — 704 с., С. 31.
[2]. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации / Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. — СПб.: Питер, 2004. — 512 с., С. 6.
[3]. Друкер, Питер, Ф. Энциклопедия менеджмента. Пер. с англ. — М. : Издательский дом «Вильямс», 2004. — 432 с., С. 103,104
[4]. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. — М: Дело, 2002. — 704 с., С. 331.
[5]. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр.соч. -М., 1982, Т.2, С.220.
[6]. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации / Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. — СПб.: Питер, 2004. — 512 с., С. 6.
[7]. Веснин В. Р. Теория организации: учеб. -М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. -272 с., С. 152.
[8]. Асмолова (Плахова) Л. М. Говорим о структуре и выявляем «законы» строения системы ОО [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://edumsko.ru/consultation/management/govorim_o_strukture_i_vyyavlyaem_zakony_stroeniya_sistemy_oo/
[9]. Веснин В. Р. Теория организации: учеб. -М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. -272 с., С. 152.
[10]. Там же, С. 152–153.
[11]. Там же.
[12]. Там же.
[13]. Там же.
[14]. Порядок приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, п.1. /Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014 г. № 32.
[15]. Асмолова (Плахова) Л. М. Из чего же, из чего же, из чего же состоит система образовательной организации. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://edumsko.ru/consultation/management/iz_chego_zhe_iz_chego_zhe_iz_chego_zhe_sostoit_sistema_obrazovatelnoj_organizacii/
[16]. Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 апреля 2014 г. № 293
[17]. Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014 г. № 32.
[18]. Афанасьев В. Стальная опора [Электронный ресурс] Цитаты-инфо — Режим доступа. — URL: http://citaty.info/book/valerii-afanasev-stalnaya-opora
[19]. Веснин В. Р. Теория организации: учеб. -М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. -272 с., С. 153.
[20]. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., Педагогика, 1989, с. 560, C. 493
[21]. Бизнес-процесс. [Электронный ресурс] Википедия — Режим доступа. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Бизнес-процесс
[22]. Образовательный процесс / Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии / Под ред. М. В. Гамезо. — М.: Педагогическое общество России, 2001. -128 с. [Электронный ресурс] Словари и энциклопедии на Академике — Режим доступа. — URL: http://educational_psychology.academic.ru/196/Образовательный_процесс
[23]. Образовательный процесс [Электронный ресурс] Студопедия — Режим доступа. — URL: http://studopedia.ru/3_71793_obrazovatelniy-protsess-v-dou.html
[24]. Васильева Н.А., Матеуш Т.А., Миронов М. Г. Экономика предприятия: конспект лекций. -М.: Высшее образование, 2008. — 191 с., С. 21–22.
[25]. Асмолова (Плахова) Л. М. Функции образовательной организации: от целей к их выполнению [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://edumsko.ru/consultation/management/funkcii_obrazovatelnoj_organizacii_ot_celej_k_ih_vypolneniyu/
[26]. Обручникова А.А., Гладилина И. П. Развитие современных образовательных услуг в деятельности общественных организаций // Современные проблемы науки и образования. — 2011. — № 6;
URL: www.science-education.ru/100–5317 (дата обращения: 30.07.2015).
[27]. Понятие «Услуга» в законодательстве РФ [Электронный ресурс] Юридическая консультация и услуги юриста- Режим доступа. — URL: http://www.slugainternet.com/uslugazakon-42.html
[28]. Услуга / Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. — М.: Русский язык, 2000. [Электронный ресурс] Электронный словарь www.efremova.info. — Режим доступа. — URL: http://www.efremova.info/word/usluga.html#.Vc7pRfntmko
[29]. Веснин В. Р. Теория организации: учеб. -М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. -272 с., С. 152–153.
[30]. Там же.
[31]. Там же.
[32]. Эргономика / Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009. [Электронный ресурс] Словари и энциклопедии на Академике — Режим доступа. — URL: http://methodological_terms.academic.ru/2394/ЭРГОНОМИКА
-
Художник —
Владимир Алексеев -
15.10.2015
-
Все консультации автора