Показываем на примерах, как сделать хорошее портфолио дизайнера, чтобы привлечь клиентов и работодателей.
Читайте полную версию статьи с примерами бесплатных шаблонов в блоге Canva.
Портфолио дизайнера — не просто сборник ваших работ. Это способ продемонстрировать заинтересованному лицу, как вы можете решить его проблему и почему нужно выбрать именно вас. Хорошее портфолио поможет найти новых клиентов или получить заветную работу.
В создании портфолио есть много нюансов, которые нужно учесть: как соблюсти права, в каком контексте презентовать дизайн, как отобрать и описать проекты. Надеемся, что наши советы помогут вам сделать сильное и запоминающееся портфолио, чтобы достичь поставленных целей.
01. Начните с постановки задачи.
От того, как вы ее сформулируете, зависит выбор и оформление работ, рассказ о себе и даже стилистика портфолио дизайнера. Вот несколько возможных целей:
- устроиться на работу в конкретную дизайн-студию или агентство;
- показать, что вы открыты предложениям о работе;
- найти клиентов среди компаний или предпринимателей;
- поступить в учебное заведение или на курсы.
- найти арт-директора или партнера для новых проектов.
Подумайте, кто будет смотреть ваше портфолио и чего он ожидает там увидеть. То, что интересно работодателю, редко волнует клиента, а HR не обратит внимание на многое из того, что увидит коллега.
02. Выберите нужное направление.
Если ваша цель — получить работу в конкретной компании, проанализируйте проекты, которые она делает, и выберите из своих работ те, что наиболее соответствуют этому направлению. Если студия занимается digital-дизайном, а в вашем портфолио будет только айдентика, для работодателя это будет как минимум странно.
Изучите нюансы работы дизайнера в разных областях. Например, кому-то может показаться, что портфолио иллюстратора и концепт-артиста довольно схожи. Но на самом деле это не так.
Иллюстратору важно отполировать рисунки, при этом готовые изображения могут стоять поодиночке и рассказывать каждый свою историю. Портфолио концепт-артиста — это наборы многочисленных вариантов персонажей, пусть даже в виде грубых набросков. Тут важно показать разнообразие и умение сделать большую подборку концептов за малое время.
03. Покажите, с какими задачами вы имели дело и как их решили.
Если вы создаете портфолио, чтобы найти клиентов, продемонстрируйте реальные задачи. Заказчик ищет в портфолио дизайнера примеры, похожие на то, что нужно ему. Хорошо, если с первого взгляда на ваши работы будет понятно, как они меняют восприятие продукта, бренда или услуги.
Например, в портфолио Кэрола Банача представлены его муралы, благодаря которым преображаются интерьеры офисов, кафе и других помещений. В его копилке постеры, иллюстрации и принты для Икеа, Adobe, Huawei Honor, Samsung, The Washington Post.
04. Переключите мышление с «соискателя» на «профессионала».
Клиенты ждут, что вы объясните им ценность услуг и дадите решения проблем. Ваше портфолио должно показывать вас как эксперта, а не учащегося.
Хизер Шоу разрабатывает дизайн брошюр, каталогов, визитных карточек, книг, годовых отчетов, презентаций в Powerpoint и Keynote, адаптивных сайтов, приложений — словом, всего, что нужно ее клиентам. На страницах портфолио она говорит как профи с большим опытом работы, помогающей бизнесу.
«Если вы хотите показать годовой финансовый отчет тремстам человек в темной комнате при 26 градусах в 8 часов утра, вам лучше представить убийственную презентацию. Если не хотите сойти с ума, работая над ней, напишите мне по электронной почте» — пишет Хизер в одном из своих кейсов.
05. Учитесь у дизайн-студий и креативных агентств.
У известных студий и агентств вы найдете привлекающее клиентов портфолио. Их кейсы демонстрируют высокий уровень мастерства и сплоченную работу над клиентской задачей. Например, в портфолио креативного агентства Red Keds про каждый кейс снят ролик, «продающий» проект.
Обратите внимание на подачу: студии всегда демонстрируют полезное действие и результаты своих работ.
6. Если нет клиентских проектов, добавьте свои.
Если вы только начинаете путь, собрать минимальное портфолио дизайнера все равно нужно: без него вы проиграете тем соискателям, у которых оно уже есть. Есть несколько идей, где взять проекты для портфолио новичку.
Одна из них — сделать собственный проект: плакат, навигацию или визитки. Даже небольшое улучшение может иметь полезное действие, если решает жизненную задачу.
Например, Илья Бирман разработал наносхему московского метро для Эпл-часов. Полноценную схему тоже сделал Илья, но в данном случае это не так важно. Наносхема — просто картинка с изображением части всей схемы, которую устанавливают на экран часов. Благодаря ей можно быстро вспомнить, сколько остановок ехать до пересадки внутри кольца.
07. Придумайте клиента или обновите существующий дизайн.
Еще один способ наполнить портфолио дизайнера — обновить старый дизайн реальной компании или даже несуществующего клиента. Составьте себе бриф, сформулируйте задачу — и решите ее.
Работа многих крутых дизайнеров начиналась с выдуманных или бесплатных работ. Например, Артемий Лебедев делал визитки, которых ему не заказывали, а дизайнер Эндрю Ким из Сеула придумал новый брендинг для Microsoft, после чего его наняли работать в компанию. Там Эндрю разработал дизайн Xbox One S, а затем ушел в Tesla Motors.
08. Участвуйте в конкурсах.
Это еще один источник работ для портфолио дизайнера. Если победите, вас ждет признание и награда, но в любом случае это хороший опыт в начале карьеры.
В интернете можно найти много актуальных дизайнерских конкурсов. Некоторые ресурсы собирают их в удобные подборки.
На сайте 99designs.com можно поучаствовать в конкурсах на дизайн для реальных заказчиков: клиенты составляют брифы и платят деньги победителям.
09. Учитесь и добавляйте в портфолио учебные работы.
Если возможности пройти полноценное обучение нет, посещайте курсы известных дизайнеров: на хорошем курсе всегда есть практическая часть, где можно сделать одну из первых работ.
Например, мастер-класс «Большая переверстка» Игоря Штанга проходит регулярно в Москве, Санкт-Петербурге и других городах. За два дня Игорь научит делать дизайн из текста с помощью алгоритма верстки, разработанного им самим.
10. Выполняйте тестовые задания.
Откликайтесь на вакансии, которые публикуют дизайн-студии. Даже если вы не пройдете на выбранное место, работа может занять достойное место на вашем сайте.
Актуальные вакансии публикуют в телеграм-каналах: DesignHunters,Норм работа, Антирабство, Охотник за головами и других.
11. Сделайте благотворительный дизайн.
Участвуйте в благотворительных акциях: помогите с дизайном бесплатно знакомому или организации. Результат не только обогатит ваше портфолио новой работой, но и продемонстрирует ваши ценности, что в некоторых случаях не менее важно.
На сайте IT-волонтер регулярно размещают объявления о поиске графических дизайнеров и иллюстраторов для решения простых социальных задач. Взамен вы получите упоминание в соцсетях, благодарность и новый кейс.
12. Пять крутых работ лучше, чем 20 посредственных.
Когда цель ясна и опыт наработан, можно приступать к дизайну самого портфолио. И тут главное — сделать правильный выбор. Идеальный объем портфолио — 5–7 сильных проектов, которые полностью раскрывают ваши умения и соответствуют выбранному направлению.
Даже если вы опытный дизайнер со стажем, необязательно публиковать все работы и кейсы. Вряд ли кто-то, кроме ваших близких, будет проводить часы на вашем сайте, изучая все проекты.
Павел Нолберт — графический дизайнер, иллюстратор, фотограф, создавший десятки интересных работ. Но в портфолио Нолберта — только самые сильные проекты в рамках одной стилевой концепции.
13. Плохой дизайн нельзя вылечить хорошей презентацией.
Отбирайте для портфолио только те работы, которые полностью соответствуют вашим представлениям о хорошем дизайне. Если среди клиентских проектов таких пока нет, придумайте идеального клиента и нарисуйте макет для него.
На будущее: не делайте таких вещей, которые вам будет стыдно разместить в своем портфолио.
14. Покажите те работы, которые вы хотели бы делать и дальше.
Если до этого вы решали 5 неинтересных задач и одну действительно стоящую, лучше рассказать именно о ней. Со временем таких работ наберется несколько и каждая будет «на вес золота».
15. Выберите формат размещения портфолио.
Проще всего разместить портфолио на платформе для дизайнеров. Но есть и другие варианты: PDF, видео, промостраница или целый сайт.
Формат зависит от вашей задачи, направления, в котором вы работаете, и количества кейсов в портфолио. Например, motion-дизайнер может оформить портфолио в формате видео о завершенных проектах.
Для поступления на курсы достаточно простой статичной страницы с кратким описанием опыта, а большое универсальное портфолио лучше сделать в формате многостраничника.
16. Зарегистрируйтесь на Behance.
Это самая известная платформа для портфолио дизайнера. Работы там хранятся в папках-проектах. У сайта мощное комьюнити: ваши труды заметят и оценят коллеги по цеху. Кроме того, Биханс регулярно проводит конкурсы, фестивали и встречи.
Другие площадки для размещения портфолио: Dribbble.com, Dropr.com, Carbonmade.com, Flickr.com, Adobe Portfolio.
Оскар Рамос — чилийский иллюстратор и дизайнер персонажей. Значки в его портфолио на Бехансе указывают, в каких галереях выставлены работы. Качественная завершенная работа может попасть в одну или несколько галерей, тем самым увеличивая ваши шансы на внимание комьюнити и работодателей.
17. Соберите сайт на конструкторе.
Можно создать сайт с портфолио в одном из конструкторов: Readymag, Tilda, Squarespace, Вордпрессе.
Как правило, на этих ресурсах предоставляют не только инструмент для создания сайтов, но и бесплатный хостинг. Для начала лучше собрать минимальное жизнеспособное портфолио, которое будет отвечать вашим целям, а уже потом работать над отдельным сайтом на своем домене.
Анастасия Кобытева разместила свои работы в формате лендинга на Редимаге. В портфолио дизайнера каждое направление оформлено по-своему. В разделе иллюстраций Анастасия удачно использовала анимацию, подчеркнув игривый характер работы.
Больше интересных и вдохновляющих примеров портфолио на Редимаге можно найти в разделе Explore
18. Для печати: портфолио в PDF.
Можно сверстать портфолио в графическом редакторе и сохранить в PDF. Такой вариант можно прикрепить вложением к письму или распечатать и принести с собой на собеседованием. В России эта практика не очень распространена, хотя некоторые дизайнеры и даже студии распространяют информацию о своих проектах именно в формате PDF.
19. Продумайте структуру.
Если делаете собственный сайт, решите, из каких разделов он будет состоять, в каком порядке будут представлены работы.
Позаботьтесь, чтобы ваш уровень и знания были понятны с первого взгляда. Работодатель обычно просматривает десятки портфолио в поисках лучшего дизайнера — он не будет тратить время на то, чтобы найти на вашей странице подходящий кейс.
Если хотите продемонстрировать, что вы открыты разным предложениям, можно создать более универсальное портфолио, но в этом случае полезно сгруппировать работы по направлениям. HR-у или клиенту будет проще сориентироваться и найти то, что нужно.
Хороший прием, которым пользуются студии: наряду с отдельными проектами для вдумчивого рассмотрения сделать шоурил — короткий видеоролик о вас и вашей работе для тех, кто хочет быстро оценить уровень и сэкономить время.
20. Подумайте о целевом действии.
Держа в голове задачу портфолио, не забудьте разместить информацию о том, как с вами связаться, на видном месте, например, закрепив номер телефона или электронный адрес вверху сайта.
В портфолио дизайнера Ольги Зоновой контактная информация находится внизу страницы, а фото закреплено вместе с именем и ссылками на соцсети.
21. Сделайте карточки похожими.
Если в портфолио для каждого проекта вы делаете отдельную страницу или слайда, продумайте структуру каждой карточки и повторяйте ее для всех работ. Это поможет пользователю быстро сориентироваться и найти нужную информацию в любом кейсе.
Минимальная структура карточки: несколько фотографий плюс описание проекта. Вместо фотографий может быть видеоролик, как, например, сделали на сайте Студии Олега Чулакова.
22. Расскажите историю.
Сопроводите работы рассказом о том, какую задачу решали, какую пользу принес ваш дизайн. Может, вы сделали логотип более запоминаемым или помогли компании с позиционированием.
Некоторые считают, что хороший дизайн говорит сам за себя. Это так, но правда и то, что рассказ о дизайне повышает доверие, вовлекает в историю и увеличивает время, проведенное на вашем сайте. Обратите внимание: ведущие дизайнерские студии редко оставляют свои кейсы без текстового сопровождения.
В описании постарайтесь ответить на вопросы:
- Какая задача передо мной была?
- Как я ее решил(а)?
- Как это изменило восприятие продукта / бренда?
Не нужно вдаваться в детали — важно выделить главную идею, «фишку» дизайна. Например, в Бюро Горбунова разработали название и логотип компании для сервиса покупки и продажи электрического кабеля. Фишка дизайна — «гибкий» логотип, который в зависимости от контекста может принимать разные формы. На странице портфолио логотип растягивается при прокрутке и по-разному гнется на фото.
23. Добавьте драматургии.
В портфолио полезно показать не только результат работы, но и как вы к нему шли. Процесс создания продемонстрирует вашу открытость, особенно если вы покажете самые острые моменты взаимодействия с арт-директором или клиентом.
Ведущие дизайн-студии используют прием «Корзины»: показывают, какие идеи и варианты дизайна остались за бортом, и объясняют, почему.
Минимальная история о процессе — это расположенные рядом с фото конечного продукта наброски. Контраст грубого скетча и четкого логотипа создает мощный эффект.
24. Представьте клиента.
Дизайнер гордится не только своей работой, но и сотрудничеством с другими людьми. Если вы относитесь к заказчикам с уважением и заботой, новые клиенты оценят это и захотят работать с вами. Не беритесь за проекты компаний, которые не соответствуют вашим ценностям и моральным нормам.
В карточке проекта можно кратко рассказать, в чем суть работы клиента. Это поможет лучше понять ваш кейс. Если все и так понятно из контекста, можно ограничиться ссылкой на сайт заказчика, как это делает Ариана Шпаниер, графический дизайнер, креативный директор, иллюстратор и художник. Из каждого кейса ее портфолио можно перейти на сайт клиента или проекта, в котором она участвовала.
25. Покажите результаты: метрики, кейсы.
Классно, когда результат работы дизайнера измерим, но даже если нет, важно сказать о том, чего удалось достичь. Это покажет потенциальным заказчикам, что ваш подход к работе основательный и профессиональный.
Например, если разрабатывали навигацию, напишите, стало ли участникам проще находить нужное место. Получите обратную связь от заказчика и его клиентов. Даже если ваш дизайн кому-то не нравится, это не значит, что он не работает.
26. Расскажите о себе.
В рассказе о себе полезно ответить на потенциальные вопросы заказчика или работодателя, например, рассказать, что вы работаете по договору или что ищете только удаленную работу.
Не пишите о себе слишком много личного: полезное действие вашего рассказа — показать, что вы подходящий кандидат на выполнение заказа или на получение работы в нужной компании.
Показывайте не себя, а то, чем можете быть полезным. Сравните: «Я графический дизайнер, занимаюсь дизайном упаковки» — «Я помогаю сделать бренд более узнаваемым и продавать больше с помощью дизайна упаковки продукта».
27. Дополните портфолио дизайнера отзывами и рекомендациями.
Запишите отзывы тех, кто работал с вами раньше. Хорошо, если это будут не общие фразы вроде «Иван хороший дизайнер», а описание ваших конкретных заслуг в том или ином проекте.
28. Приятные мелочи.
Если вы продумали грамотную структуру и собрали в портфолио все необходимое, можно продумать дополнительные точки вовлечения аудитории во взаимодействие с вашим сайтом.
Неожиданные сюрпризы и «пасхалки» приятно удивляют и делают сайт запоминающимся. Например, в портфолио амстердамской студии Bolden есть виджет, меняющий «погоду» на сайте и язык приветствия на первом экране.
29. Степень проработки и «украшения» портфолио зависит от задачи.
Если вам нужно срочно откликнуться на вакансию в студии, достаточно скриншотов векторных макетов. Опытный арт-директор оценит ваши способности даже по ним.
Для конечного клиента важен контекст: распечатанные и сфотографированные плакаты, готовые визитки. Клиент будет «примерять» ваш дизайн к своему бизнесу и задаче — постарайтесь, чтобы сделать это было легко.
30. Не усложняйте.
Оформить портфолио нужно так, чтобы его дизайн не отвлекал внимания от самих работ. Простая композиция и сдержанный фон помогут показать главное — ваш опыт.
Не меняйте шрифты, фон и элементы навигации от проекта к проекту. Излишнее украшательство может сбить с толку и затруднить знакомство с вашими работами. О сочетаниях и выборе шрифтовых пар читайте в нашей статье.
31. Показывайте работу в контексте.
Показывайте результаты работы так, как они пригодятся в жизни: навигационные таблички — на здании, логотип — на визитках, ручках, футболках, персонажей — в окружении, принты — на одежде, а экраны — в рамке браузера.
В сети можно найти много мокапов для разной графики, как, например, эти «мятые» плакаты, которые использовал дизайнер из Будапешта Атилла Тот, разрабатывая айдентику для эскейп-квеста Cryptex в Чехии.
Постарайтесь создать реальный контекст: покажите продукт в той среде, где он будет использоваться. Вместо безликой стены поставьте фото реального интерьера или улицы.
32. Управляйте вниманием того, кто будет смотреть ваши работы.
Показывайте проект в виде связного рассказа, делайте комментарии к изображениям, чтобы акцентировать детали.
Используйте принцип контраста: выделяйте заголовки, применяйте (к месту) фактоиды, главные и второстепенные иллюстрации, подписи и основную колонку текста. Ваше портфолио не меньше, чем ваши работы, показывает, насколько хорошо вы знакомы с базовыми правилами композиции и верстки.
В портфолио Стефани Бруклер композиция кадра удачно взаимодействует с композицией экрана, а массивный шрифт на визитках создает контраст с утонченными линиями окружения.
33. Используйте фотографии в высоком разрешении.
Мыльные снимки выглядят неаккуратно и ухудшают впечатление от просмотра.
В портфолио Димы Кашталяна, иллюстратора и уличного художника из Минска, на фото видны отдельные штрихи изографа. И хотя многие работы черно-белые, они выглядят глубокими и живыми благодаря высокому качеству фотографий.
34. Осторожнее с анимацией.
Анимация не везде уместна и может сбить читателя с пути изучения ваших работ. Для начала лучше сделать статичное портфолио, и только потом дозированно анимировать отдельные элементы.
Анимация пригодится, когда нужно показать продукт, который в реальности не статичен. Например, упаковку, книгу, набор открыток и т. д. В анимации такой продукт будет выглядеть более выпукло и реалистично.
Также с помощью анимации можно «оживить» страницу, сделав ее выразительнее.
В портфолио Саши Юдашкина много анимированных элементов, которые оживляют графические объекты
35. Покажите крупные планы.
Ворсинки на бумаге визиток или края газеты, для которой вы делали верстку — все это создает настроение и делает портфолио сильнее.
36. Правильно пользуйтесь фотостоками.
Если для оформления кейсов в портфолио вам нужны стоковые изображения, выбирайте те, что не выглядят фальшиво. Если клиент почувствует фальшь, это может его оттолкнуть.
Сейчас в интернете становится все больше мест, где можно скачать профессиональные фотографии высокого разрешения под лицензией Creative Commons. Один из таких архивов — фотосток Pexels от Canva. Фоторедакторы специально отбирают для него такие снимки, в которых человек и его окружение выглядят максимально естественно.
Если нужны стильные бесплатные иконки, их можно скачать на сайте Сергея Чикина. Здесь есть пиктограммы практически на любую тему. Проект Чикина 365 иконок сам по себе интересный: это одновременно и ресурс, и портфолио.
37. Проверьте текст перед публикацией.
Грамматические ошибки могут повлиять на общее впечатление от вашего портфолио, а стоп-слова затруднят понимание текста.
Прочитайте текст вслух, лучше всего знакомому. Убрать стилистические излишки поможет сервис Главред.
Многие дизайнеры в борьбе за лаконичность портфолио достигают предела. Например, у итальянского арт-директора и бренд-дизайнера Алессандро Скарпеллини в портфолио нет вообще никакого текста: на экране мелькают фотографии проектов, а курсор превращается в крестик.
38. Оттипографьте текст.
Висячие предлоги или тире в начале строки тоже могут навредить портфолио дизайнера. Сделать текст аккуратным и красивым можно с помощью типографа, или установив раскладку Бирмана.
Внимание к типографике — один из важных скиллов графического дизайнера, продемонстрируйте его в портфолио.
39. Вдохновляйтесь портфолио других дизайнеров.
Анализируйте задачи, замечайте удачные приемы и структуру, чтобы сделать свое портфолио сильнее.
Лета Собирайски — графический дизайнер. Благодаря характерному языку Лета вошла в топ-20 лучших молодых дизайнеров 2014 года по версии Print Magazine. Стилистика ее портфолио отражает и поддерживает яркий и смелый характер самих работ. В то же время в каждом из кейсов есть вся полезная информация о проекте.
40. Спросите совета со стороны.
После публикации портфолио не время расслабляться! Отправьте ссылку на сайт или документ коллеге или другу, чтобы узнать, какое впечатление производит ваше портфолио на других. Попросите зрителей рассказать, какие работы больше понравились и почему, в каком порядке их смотрели, что привлекло наибольшее внимание.
Можно узнать мнение профессионалов, например, задать вопрос в Советах Бюро Горбунова. Это поможет вам вовремя заметить ошибки и исправить их до отправки портфолио работодателю или клиенту.
41. Заявите о себе.
Создать портфолио — лишь первый шаг на пути к заветной цели. Нужно, чтобы его увидели потенциальные клиенты или работодатели. Для этого открыто заявите о себе: напишите пост в соцсетях, предложите порекомендовать вас тем, с кем вы работали.
Знакомьтесь с потенциальными заказчиками на конференциях, митапах, презентациях, учебных курсах. Не бойтесь отказа: это лишь очередной способ спросить, как вам улучшить свои навыки, чтобы стать востребованным специалистом.
Не забудьте добавить ссылку на портфолио в свое резюме.
42. Напишите сопроводительное письмо.
Если отправляете ссылку на портфолио работодателю, расскажите в письме, почему вы подойдете — ответьте на пункты требований вакансии.
Если предлагаете услугу клиенту, опишите, как вы решали подобные задачи раньше. В этом случае заказчик будет знать, на что ему смотреть в портфолио.
43. Подготовьте рассказ для личной встречи.
Подумайте о том, что вы можете рассказать о своих проектах в ходе личной встречи: углубиться в детали или показать другие примеры работ. Будет нелепо, если на собеседовании вы начнете описывать очевидное, поэтому нужно заранее продумать, какую историю рассказать.
Будьте честны: заявляйте в портфолио только о том, что сможете пояснить при личной встрече или повторить в работе с новым клиентом.
44. Подумайте о физическом воплощении портфолио.
Альбом с изображениями работ может рассказать о вас больше, чем сайт, особенно если вы хотите пройти собеседование в печатном издательстве. Размер, вес, текстура, выбор материала и другие полиграфические нюансы будут не менее важны, чем сам контент.
Портфолио перуанского дизайнера Рауля Паско стало известным миру благодаря его интерактивной форме: при открытии альбома его обложка превращается в голову робота. Такой формат точно запомнится тем, кто будет с ним взаимодействовать.
45. Позаботьтесь об авторских правах заранее.
Авторские права нельзя передать. Если вы фрилансер и по договору передали права на результат своей работы другому человеку или компании, у вас по-прежнему сохраняются авторские права на них. Это значит, что вы можете разместить работу в портфолио, если при этом не нарушите коммерческую тайну. Чтобы не было конфликтов, лучше заранее прописать эти условия в договоре, например, так: «Клиент разрешает Исполнителю использовать Результаты работ в портфолио в том виде, в котором они были приняты клиентом».
46. Персональные данные защищены.
Если в портфолио вы публикуете личную информацию, например, телефоны на визитках, нужно получить разрешение владельца. Другой вариант — заменить личные данные вымышленными.
Но клиенты обычно, наоборот, заинтересованы в публикации визиток с реальными именами и телефонами — это дополнительная возможность получить контакт с аудиторией, среди которой могут быть потенциальные заказчики или партнеры.
47. Одна работа может лежать в нескольких портфолио.
Вы можете опубликовать в своем портфолио дизайн, сделанный фрилансером, с указанием его авторства. Это право компаний, нанимающих субподрядчиков для выполнения заказа.
К примеру, если компания верстает сайты, а дизайном занимается фрилансер, проект может быть как в портфолио фрилансера, так и в портфолио компании. Для этого компания должна заключить договор с фрилансером на передачу исключительных прав в полном объеме.
48. Всегда упоминайте соавторов.
Дизайнер обязан упомянуть, если его работа — часть коллективного творчества. Это профессионально, этично и показывает вашу способность работать в команде.
49. Обновляйте портфолио.
Находите время, чтобы добавлять новые проекты и редактировать информацию о себе. Работодатель может зайти на ваш сайт через полгода. Если портфолио дизайнера или студии выглядит мертвым, это плохой знак.
Хорошая идея — пересобирать портфолио под каждую задачу. Пусть работодатель или клиент увидит первыми те работы, которые сразу ответят на его вопросы и покажут вас как лучшего соискателя или подрядчика.
50. Будьте актуальными.
Не храните в портфолио старые работы, не отражающие ваш уровень.
Большинство скриншотов, размещенных в этой статье, уже через год станут неактуальными: дизайнеры выберут новые работы и переоформят свои сайты. Самообразование и актуальность — сильные стороны любого профессионала, и они тоже должны найти отражение в вашем портфолио.
ВРЕМЯ ПРОСМОТРА
1 ч. 46 мин.
Многие дизайнеры стараются показать в портфолио все работы, которые они когда-либо делали. Это большая ошибка. Во-первых, уровень ваших первых работ наверняка будет низким. Во-вторых, портфолио должно продавать вас, быть ярким, сочным и показывать вас в выгодном свете.
Главная задача портфолио — привести к вам потенциального заказчика для начала диалога. Нужно создать поток входящих заявок, предложений о работе, чтобы вы могли выбрать для себя лучшее. Это практически единственный способ перестать работать за копейки и начать получать нормальные заказы.
Первое, с чего следует начать — это с ежедневного просмотра лучших портфолио на Behance. Небольшой секрет: не все работы в портфолио дизайнеров являются реальными. Часто это либо тендерные, либо непринятые, либо несуществующие работы. Но они генерируют огромное количество входящих запросов, а это именно то, что нам нужно.
Второе — создайте референс-листы на Pinterest. Для этого вбейте в строку поиска «web design» и сохраните понравившиеся работы на свою доску. Pinterest хорош тем, что он показывает не только самые последние работы, но и те, которые набрали наибольшее количество лайков или попали в другие доски. Таким образом вы увидите в выдаче историю лучших изображений за все время.
Просматривайте работы, которые собирают самое большое количество лайков и отзывов, в ежедневном режиме. Делайте для себя выводы, почему именно эти работы вышли в лидеры.
Слова про сказку следует понимать не только в переносном смысле. Около 30% работ в портфолио дизайнеров — несуществующие работы. Это наброски, макеты, фейки и так далее. Наша задача — показать себя с выгодной стороны, собрать лайки и комментарии.
Зачем нужны фейки? Часто дизайнеры задают на семинарах такой вопрос: «Как выкладывать в портфолио сайты, за которые платят реальные клиенты вроде магазина запчастей или товаров для рыбалки?» Действительно, это проблема, потому что на таких проектах обычно много скучных страниц. Эти сайты не для Behance.
Делайте фейки. Возьмите продукт, который вам нравится, который вы любите. Например, фотоаппараты Leica. Сделайте фейковый лендинг фотоаппаратов. Возьмите новую коллекцию купальников Victoria’s Secret. Сделайте лендинг для нее. Сделайте новую концепцию сайта Nike. И не важно, что Nike наплевать на вашу концепцию, а Victoria’s Secret, может быть, никогда не узнает о вашем существовании. Главное, что это один из лучших способов разгона своего портфолио.
Не забывайте вовремя снимать с публикации старые работы, чтобы они не портили внешний вид портфолио. Помните, что заказчик смотрит несколько первых работ. Показывайте только самые лучшие.
Превью должно быть сочным и ярким. Это очень важно для Behance, поскольку от качества превью зависит количество просмотров. Хорошее превью — это ювелирная работа. Человек листает ленту и вдруг в серой массе видит вашу яркую обложку, на которую хочется кликнуть. Цель достигнута!
Даже если вам удалось «продать» посетителю обложку кейса в вашем аккаунте на Behance, не стоит забывать и о его содержании. Здесь дизайнеры часто ленятся: показывают ту же обложку, только в большом размере. Это неправильно: всегда старайтесь подать кейс в виде истории. При этом не забывайте, что оптимальная длина кейса —16 000 пикселей.
Учитывайте, что глазу человека надо расслабляться при просмотре, поэтому делайте кейс контрастным: спокойная страница, например, со списком вакансий, и яркая страница. Не забывайте вставлять интерактивные элементы, например, GIF-изображения. Выполнить эти правила несложно, а польза для портфолио большая.
В кейсах обращайте особое внимание на макропланы и детали. Попробуйте использовать крупные шрифты, интегрируйте их в фотокомпозицию. До сих пор это — популярный и актуальный прием. Подобные мелочи сделают ваш кейс особенным.
Можно ответить в духе Яндекса: «делайте крутые сайты…», но с Behance немного легче. Решение о выводе в топ (добавлении ачивки или шильдика Featured) редакция Behance принимает по многим параметрам, и один из них — анимационная вставка. Обычно все выигрышные кейсы делают с анимационными вставками и видеороликами.
Шильдик Featured на Behance — мечта многих дизайнеров. Это не только признание мастерства, но и возможность получать большие и денежные заказы от крупных студий и частных лиц.
Чтобы стать известным на Behance, дизайнер должен придерживаться следующих правил:
- Делать портфолио ярким и красочным.
- Правильно оформлять превью.
- Регулярно убирать старые работы.
- Делать фейковые работы для крупных брендов.
- Соблюдать длину портфолио в 16000 пикселей.
- Рассказывать историю кейса, а не просто загружать картинки.
- Обращать внимание на макропланы и детали.
- Просматривать чужие работы в ежедневном режиме и учиться у лучших.
О том, как назначить цену за работу, построить отношения с заказчиком и что предпочесть — офис или фриланс, читайте в этом материале. А ещё больше полезных советов о том, как собрать и оформить портфолио — здесь.
Дизайнер обязательно должен иметь портфолио с примерами работ. Это идеальный способ показать заказчикам уровень вашего мастерства. Дизайн — не та сфера, где достаточно продемонстрировать резюме, рассказать на словах о своем опыте и получить при этом выгодный заказ.
В статье расскажем, как дизайнеру создать портфолио, что в нем указывать, как его оформить и в чем. Разберём множество наглядных примеров представления работ.
Реклама: 2VtzqvSTRwm
Читайте также: 10 курсов по веб-дизайну
Портфолио дизайнера — как создать и оформить, где размещать
Ваши работы — это уже 90% успеха портфолио. Но их нужно оформить и правильно презентовать себя. Если графический, веб или UX/UI-дизайнер не может создать качественное визуально привлекательное портфолио — это повод усомниться в его способностях.
Сбор и подготовка материала для портфолио
Если у вас еще нет портфолио, возможно вам кажется, что это дело 5 минут — у меня столько работ, сяду сегодня вечерком и забабахаю себе такое портфолио! Но нужно подойти серьезно к процессу: собрать свои работы, отобрать из них лучшие (а не выкладывать все подряд), подготовить к размещению, оформить.
Сбор:
- Собрать все работы, которые у вас есть.
- Выбрать работы, которые вы хотите разместить (несколько самых лучших). Если размещаетесь в соцсетях или площадках для дизайнеров, тогда не ограничивайте количество — там чем больше, тем лучше. А вот на личном сайте все работы вряд ли будут просматривать.
- Обсудить с клиентами, можно ли публиковать сделанный дизайн.
- Получить обратную связь по дизайну и добавить отзыв заказчика на страницу работы.
*Если у вас еще нет клиентов или их мало, можно пройти курсы по дизайну — в процессе обучения у вас будет несколько готовых работ для портфолио. Также можно создать работы специально для портфолио — тогда не придется спрашивать разрешение у заказчика. Но наличие хотя бы нескольких реальных кейсов с отзывами будет плюсом (которые можно показать, например, добавив ссылку на сайт заказчика).
Подготовка:
- Рассортировать выбранные работы по разделам (если работаете в нескольких направлениях). Это нужно, если размещаете разделы с работами на своем сайте или сервисе/площадке, который подразумевает разделы. Для Инстаграм сортировать можно разве что для актуальных сторис.
- Привести работы к единому формату. Например, если размещаете в виде картинок на своем сайте — сделать одинаковый размер картинок. Если в Инстаграм — кадрировать так, чтобы самое главное попало в кадр.
- Если размещаете портфолио на своем сайте, и картинки или анимация получаются слишком тяжелые — нужно их сжать или настроить ленивую загрузку изображений на сайте (Lazy Load). Иначе контент может тормозить работу сайта, а это будет раздражать его посетителей — потенциальных заказчиков.
- Оформить каждую работу для портфолио — написать тип работы (логотип, макет, редизайн старого сайта), название проекта или компании, для которой создавался дизайн, можно добавить краткую историю (какой смысл вложен в работу или какая задача перед вами стояла), за какой срок сделана работа (если помните, конечно), в каком году (необязательно).
- Оформить или подумать, как оформить отзывы. Если размещаете их на своем сайте — это может быть отдельно оформленный блок с цитатой. Если размещаете отзывы в соцсетях — можно в виде скринов (например, в актуальных сторис, если это Инстаграм).
Это интересно: Этапы разработки айдентики
Где дизайнеру разместить портфолио
Можно выбрать один вариант или совместить, если хотите получать больше заказов. Правда учитывайте, что можно не справиться с потоком заданий от нескольких заказчиков.
На своем сайте. Это самый удобный вариант, так как вы не ограничены возможностями чужих площадок. Если умеете создавать и оформлять сайты, то результат зависит от вашей фантазии и навыков.
Если не умеете делать сайты, то не обязательно идти на курсы веб-разработчиков, можно создать красивый лендинг с портфолио на конструкторе. Вот пара вариантов:
uKit — плюс в том, что есть множество готовых, стильных шаблонов, которые можно переделать под себя. При выборе шаблона, просто введите в поиск [портфолио] и выберите нужный вариант.
Вот как может выглядеть ваше портфолио на одном из шаблонов:
Nethouse — ещё один конструктор, где можно развернуть своё портфолио. Выбор шаблонов здесь меньше, но любой из них можно легко переделать под портфолио. Также, есть бесплатный тариф и функции магазина.
В сервисах для размещения портфолио. Вместо сайта можно использовать сервисы для создания портфолио: Portfeel и Portfoliobox.
На онлайн-площадках. Must-have площадки для размещения дизайнерского портфолио это Behance и Dribbble. Даже если у вас есть личный сайт, на них все равно стоит разместить свои работы. Особенно, если планируете работать с зарубежными заказчиками. Это не только площадки для демонстрации работ, но и для поиска клиентов.
В соцсетях. Презентовать себя и найти заказчиков можно и через соцсети. Для дизайнеров (особенно графических) две идеальных площадки — это Instagram и Pinterest. Есть еще малоизвестный аналог Пинтереста — Savee.it. Его можно использовать для демонстрации работ потенциальным заказчикам.
Как оформить сайт с портфолио дизайнера
В дополнение к страничке в соцсетях (или профилю на Behance) можно сделать свой сайт (но не обязательно). С сайтом вы будете выглядеть профессионалом + на нем можно сразу указать расценки и красиво упаковать примеры в разделы. Заказчик может найти работы в интересующем его разделе (например, только логотипы), а не просматривать все работы подряд. Если беретесь за сайт — он должен быть качественным.
Какие разделы нужно обязательно добавить на сайт с портфолио
1. Блок «О вас». Ваше имя, фото (по желанию), направление дизайна, информация о вас (опыт, достижения, образование).
С сайта дизайнера Яны Ходкиной:
2. Примеры работ. В зависимости от направления дизайна это могут быть картинки или видео. Если занимаетесь веб-дизайном, дополнительно стоит указать ссылки на проекты, над которыми работали.
Совет: размещайте примеры в высоком разрешении, чтобы заказчик мог рассмотреть детали. Для вдохновения поищите работы известных дизайнеров и креативных агентств.
3. Ваше направление дизайна. Помимо глобального направления (графический дизайн, веб-дизайн, дизайн интерьеров, UX-дизайн и так далее) стоит указать, чем конкретно вы занимаетесь. Например, в том же графическом дизайне можно создавать дизайн упаковки, оформлять баннеры и обложки для соцсетей, отрисовывать постеры, делать рекламные креативы.
4. Прайс. Распишите цены за конкретную услугу либо за час работы, если у вас почасовая ставка.
5. Контакты. Напишите, как с вами можно связаться и в какое время.
6. Бриф. Можно сразу создать анкету для потенциальных заказчиков, где они смогут описать, что конкретно требуется сделать. Это сэкономит время вам и заказчику в будущем.
Как оформить раздел «Портфолио» на сайте
Есть несколько способов оформления:
— если работ немного, можно выложить их все подряд, например, в виде плитки. Под работой можно указать название или краткое описание (или чтобы высвечивалось при наведении на нее).
— если работ много, и они разного направления, лучше рассортировать по разделам. На примере сайта Яны Ходкиной — можно посмотреть все работы или нажать на конкретный раздел в верхней панели меню.
Если нажать на картинку с разделом, например на логотипы, то открывается отдельная страница с этими логотипами. Оформлены в виде галереи-слайдера + список.
*В начале каждого раздела добавьте краткое описание.
— креативный способ оформления. Зависит от вашей фантазии и навыков веб-дизайна. Можно выбрать нестандартный шаблон для портфолио или придумать свою уникальную фишку и реализовать с помощью веб-дизайнера. Примеры креативного оформления в разделе ниже — обратите внимание на портфолио BuzzWorthyStudio, ToyFight, Shantell Martin.
Примеры оформления портфолио дизайнера
В отличие от других специальностей, где допустимо простое оформление портфолио или даже его отсутствие, дизайнер должен все делать максимально качественно.
Примеры красивого оформления дизайнерского портфолио (на личном сайте или сайте студии):
#1. Liz Grant.
#2. BuzzWorthyStudio. Это сайт студии графического дизайна, но тут есть интересная задумка, которую вы можете реализовать в своем портфолио. На сайте список полупрозрачных слов — это названия проектов (крупным шрифтом). Если навести мышку на название, оно становится ярко белым, а на заднем плане появляется сама работа.
#3. ToyFight. Это тоже студия. Фишка оформления — когда нажимаешь на название проекта, то можно не только посмотреть все работы, связанные с ним, но и подробную историю. Про бренд, как создавалась концепция дизайна, какая идея заложена в него. Смотрится очень профессионально и дорого.
#4. Shantell Martin. Дизайнер с креативным подходом. Здесь интересно то, что у специалиста есть свой уникальный стиль, как в работах, так и в оформлении сайта-портфолио. Страница с работами оформлена с бесконечной прокруткой — справа картинка не двигается, а слева работы появляются по мере скроллинга.
Если нажать на конкретную работу, открывается отдельная страница. На ней название, краткое описание проекта и фотографии, как создавался дизайн.
Фото в процессе работы над дизайном:
Как можно оформить портфолио в соцсетях (на примере Инстаграм):
@interfacely — UX и web-дизайнеры.
@robertgabrielb. Тут интересно посмотреть, как дизайнер визуализировал свою фишку — использование каллиграфии в графическом дизайне и фотографии.
@beandbear_graphicdesign — дизайнер логотипов. У него пока мало подписчиков, но можно посмотреть идею — использование мокапов для более презентабельной визуализации своих работ.
*Не забудьте указать информацию о себе в разделе «Описание» или «Биография». Также можно указать контакты и прикрепить ссылку на прайс.
В виде презентации. Для отправки в электронном виде потенциальным заказчикам. Для оформления можно использовать PowerPoint, Keynote (если у вас Макбук), Google Slides.
Печатный вариант. Если бываете на живых встречах и мероприятиях, связанных с дизайном, можно дополнительно распечатать портфолио и показывать его потенциальным клиентам.
Заключение
Портфолио дизайнера — это визитная карточка, которая скажет о нем гораздо больше, чем резюме. Вы можете быть новичком, но талантливым и создавать уникальные дизайны, непохожие на другие. И тогда заказчикам будет все равно, какой у вас опыт и образование.
Невозможно понять, что дизайнер — специалист, не взглянув на его работы. Советуем создать портфолио и со временем его обновлять — по мере появления новых достойных кейсов. Если сможете придумать свою уникальную фишку и отразите это в портфолио — будете на два шага впереди конкурентов.
Полезные статьи:
- Чем отличается UX и UI-дизайн
- ТОП-10 конструкторов сайтов
- Лучшие книги по веб-дизайну
- Как сделать логотип самостоятельно
Представлюсь. Ольга, руководитель малого бизнеса, региональное брендинговое агентство «Ан2». Сама занимаюсь отбором и собеседованием дизайнеров. Команда агентства — дюжина человек. Мы в постоянном поиске дизайнеров, отбираем по портфолио, приглашаем на собеседование.
12-летний опыт найма позволяет мне вынести вердикт уже на основании первого письма соискателя. С 99-процентной точностью я знаю, стоит ли брать человека на работу. Критерий один — думает ли дизайнер о пользе работодателя. Если нет, то вряд ли дизайнер будет думать о выгоде клиента. Критерий второй — эстетика в оформлении портфолио. Критерий третий — понимание себя и своих компетенций в резюме.
Портфолио
Пишите на общую почту или почту HR-отдела. Не пишите руководителю в личку. Даже если нашли руководителя в соцсетях. Если не ответят, позвоните секретарю.
Хорошему портфолио и внятному резюме рады, даже если нет вакансии. Если не отвечают, значит, вакансии нет, портфолио не впечатлило, некогда или письмо попало в спам.
Подготовьте портфолио в удобном формате. Идеально залить на на behance, fl, Dribble или на другие подобные сайты.
Другой вариант — соберите презентацию в нетяжелый PDF-файл или в онлайн-презентацию, которую можно отправить ссылкой. Один файл скачать легко или можно посмотреть сразу через браузер.
Дайте информативное название с фамилией и именем и словом портфолио: «Андреева Ольга портфолио графического дизайнера.pdf».
Презентация не должна весить 500 метров. Не для офсетной печати файл готовите, а для просмотра на экране. Достаточно разрешения 100-150 dpi.
Страшный сон — архив в 700 метров с кучей папок и джипегов с названием «портфолио.rar». Архив нужно качать, потом ходить по папкам и смотреть отсортированные джипеги. Это прошлый век, но до сих пор получаю такую красоту. Шлют не только возрастные дизайнеры с завода, но и молодёжь.
Портфолио показывает подход к работе. Небрежная вёрстка, отсутствие структуры, воздуха, красоты вызывают один вопрос — вы точно хотите быть дизайнером? Дизайнер — это удобно, читаемо и красиво.
Оформите портфолио со вкусом. У всех он разный. Помните — чем меньше визуального мусора, тем лучше будут смотреться кейсы.
Мусор — это фоны, узорчики, цветочки и листочки, яркие плашки, которые отвлекают от работ. Мусором являются кучерявые шрифты, которые невозможно прочитать. Вся ненужная информация — мусор.
Покажите умение верстать и ёмко доносить смысл. Не умеете — учитесь. Благо, несложно найти, у кого учиться и где посмотреть образцы оформления кейсов.
Если не умеете хулиганить в вёрстке, сверстайте аккуратно. Советы по вёрстке текста есть на сайте Ан2.
Сделайте краткие аннотации проектов. Особенно тех, где работа шла в команде с фотографом, иллюстратором или вы перевёрстывали чужой дизайн. Уважайте авторское право.
А что делать, если портфолио отсутствует? Вы — студент, дизайнер-любитель и т. д. Соберите ученические работы. Сделайте проекты в стол или бесплатно для друзей.
Резюме
Резюме тоже назовите информативно «Андреева Ольга. Резюме графического дизайнера.doc».
Пишите, пожалуйста, правду: что умеете, а что нет. Начинающий — так и пишите. Все мы когда-то начинали. Пишите, чем владеете, что изучаете. Я бы честно написала в резюме, что интересно, а что будете делать только с сильной голодухи, но лучше к танку этому вас не подпускать.
Пишу про себя: «Люблю решать сложные творческие задачи с элементами организации и управления, а рутинную работу я не могу долго делать. Только на морально волевых качествах».
Может, вы как раз дополните команду умением аккуратно верстать и делать техдизайн.
Штампов «дружелюбие» и «стрессоустойчивость» лучше избегать. Это разбивается ситуационными вопросами. Когда спрашиваешь: «Что будете делать, если руководитель подходит и орёт на вас матом?» По ответу понятна степень стрессоустойчивости.
Круто выделить навыки, которые прокачаны, которые развиты на троечку с плюсом, которые хотите развить. Круто рассказать про слабости — виды работ, не доставляющие удовольствия, которые никогда не прокачаешь хорошо.
Это легко написать, когда себя понимаешь. Если такой раздел внести в резюме, то вы сэкономите время на ненужных собеседованиях.
Я выделила для себя такие навыки:
-
Креатив, концепции;
-
Маркетинговое мышление;
- Скетчинг, визуализация идей;
- Айдентика;
- Вёрстка;
- Технический дизайн;
- Анимация;
- Умение понятно делать чертежи, схемы;
- Инфографика;
- Понимание особенностей производства и умение работать с полиграфией, вебом, соцсетями, наружкой, сувенирами, выставками и т.д.;
- Типографика, леттеринг;
- Другое…
Что ждет на собеседовании
К собеседованию надо готовиться. Почитайте статьи о самых распространённых вопросах на собеседовании. Выделите трудные вопросы. И спокойно подумайте, что ответить.
Собеседование надо превратить в диалог, а не в допрос — поэтому подготовьте вопросы с вашей стороны.
Перед собеседованием лучше настроиться, найти в себе спокойное состояние, в котором адекватно оцениваешь, что происходит. Чтобы ответить на вопросы, которые для вас внезапны, к которым не готовы, попросите время подумать. Это нормально.
Но к базовым вопросам лучше подготовиться заранее. Не надо впустую тратить время. Удивляет, когда человек не понимает себя и свои потребности.
Распространенные вопросы
1. Что важно получить на новом рабочем месте
Думаете, какой распространённый ответ? Развития. И для многих за этим словом нет ничего твёрдого.
На уточняющий вопрос: «А какого развития хочется?», большинство затрудняется ответить.
Хотите, чтобы работодатель решил, куда вас развивать? Мечтаете попасть в среду, где развитие неизбежно, так как сидя дома лучше сериал посмотреть, чем обучающий ролик? Подумайте заранее, пожалуйста. Это важно — честно себе ответить.
Может, лучше тихо отсидеть 6-8 часов и уйти домой: к борщу, дивану и кино.Это нормально, если за эти 6-8 часов сделать что-то, окупающее зарплату. Решить часть задач компании.
Отсидеть, ничего не сделать и зарплату получить — это не в малый бизнес. В Ан2, например, у дизайнеров сделка, и по зарплате будет видна степень вовлечённости в проекты.
2. Спросят про профессиональные умения
Лучше не врать, так как это очень легко проверить.
Например: «Я отлично знаю фотошоп». Я: «Если нужно выделить зелёный укроп, лежащий на цветной клетчатой скатерти, каким способом сделаете?» И большинство дизайнеров отвечают: «Путями». Поздравляю, есть чему учиться.
3. Личностные качества
Сильные и слабые. Лучше избегать воды — сказать кратко и конкретно. А для краткости нужна подготовка. Знаете, как удивляет ответ соискателя: «Каждый раз затрудняюсь ответить на этот вопрос».
Расскажите о себе, как о человеке, личности. Работать предстоит с людьми, а не с роботами.
Круто, если рассказ о себе будет показывать то самое развитие. Чем увлекаетесь, что любите слушать, читать, смотреть. Какие курсы проходите. Как любите работать: в тишине, нужен коллектив, любите движуху или чтобы почти не трогали.
4. Опишите, что любите делать, а что нет
Невозможно всё делать хорошо. Это удобно — понимать ресурсы дизайнера. Это поможет найти работу, где будет интересно и комфортно.
Понятно, что вы не будете 100% делать то, что нравится. Но если будет хотя бы 60% — это уже удача.
5. Любимые вопросы рекрутёров — цели и планы на будущее
Кем себя видите через 5-10-15 лет. Да, вы не обязаны делиться планами на будущее. Нанимателю хотелось бы года 2-3 идти в одном направлении.
Пример: соискатель планирует через полгода переехать в Москву, мотивация при поиске работы — прокачать опыт, наработать портфолио. Наставники будут вкладываться в вас полгода, а вы потом: «Пока, я в Москву». Имеете право, но лучше честно предупредить и дать выбор работодателю. Мораль. Будьте честны с собой и работодателем. Лучше не получить оффер там, где не справишься, и не тратить своё время и время коллег.
Соискатель уровня бог
Понимает задачи бизнеса. Предварительно посмотрел сайт работодателя, уточнил специализацию. Рассказывает, чем может быть полезен компании. Это проактивная позиция.
Когда сотрудник думает категориями пользы бизнеса и своего вклада в эту пользу. Таких мало. Очень. Большинство ждёт, что только когда придёт — получит то самое долгожданное развитие.
Сорри, если жёстко получилось, зато честно. С теми, кто приходит работу работать, творить и делать крутые проекты, мы живём долго и счастливо. И начинающие ребята через год-два двигают крутые проекты.
Портфолио для дизайнера — самый наглядный показатель его навыков
графический дизайнер и автор блога
Привет! На связи графический дизайнер Дмитрия Сугак. Сегодня я затрону важную для новичков тему — создание портфолио мечты. «Что в этом сложного? Отправил потенциальному клиенту свои работы и готово», — можете подумать вы. И будете не правы! Ведь при таком подходе искать заказчиков намного дольше и сложнее.
Содержание статьи
ЗАЧЕМ ДИЗАЙНЕРУ ПОРТФОЛИО?
Портфолио дизайнера — это его лицо. По тому, насколько профессионально специалист оформил кейсы, можно сделать выводы о его чувстве стиля, организованности, серьёзности. Запомните одно важное правило: от того, какими работами вы наполняете портфолио, зависит то, какими будут ваши заказчики, с какими запросами они обратятся и какую стоимость дизайна предложат.
Главная трудность для многих новичков — это поиск первых клиентов. Но поверьте, найти дизайнера тоже непросто. Что появилось раньше: кейс или клиент? Загадка наравне с курицей и яйцом. К счастью, существуют хитрости, которые помогут разорвать этот порочный круг.
КАК СОЗДАТЬ ПОРТФОЛИО, ЕСЛИ У ВАС НЕТ КЛИЕНТОВ
Способ №1
Сделать дизайн для себя. Этот метод 100% пойдет вам на пользу, ведь вы не только получите +1 кейс, но и оформите соцсети, разработаете свой фирменный стиль, лендинг, который выделит вас среди конкурентов. Но не забывайте, что составить техническое задание для самого себя может быть сложнее, чем получить готовое.
Иногда установленные клиентом рамки позволяют выполнить задачу быстрее и качественнее. Кстати, если захотите предложить платные услуги дизайнера друзьям или родственникам, имейте в виду, что это не всегда хорошо кончается. Да, вы получите +1 работу и отзыв, но заработаете меньше, чем могли бы. Ведь если вашим близким что-то не понравится, вы вряд ли вы будете брать с них деньги за дополнительные правки.
Оформление сообщества в ВК @dmi.design (дизайнер – Дмитрия Сугак)
Лента для соцсетей @dmi.design (дизайнер – Дмитрия Сугак)
Способ №2
Сделать дизайн для вымышленного клиента или ненастоящей фирмы. Сложность та же — придется подключить фантазию и самостоятельно разработать задачу. В этом случае главное не «намудрить». Всё, как в дизайне: чем визуально проще, тем лучше. Не изобретайте велосипед и отталкивайтесь от той сферы, в которой хотите найти реальных заказчиков. Например, если планируете сотрудничать с компаниями из бьюти сферы, публиковать в портфолио сайт или визитку для транспортной компании — не самая удачная идея.
Я рекомендую этот вариант дизайнерам карточек товаров для маркетплейсов. Выберите любое из миллионов изделий в интернете, удалите фон и разработайте продающий дизайн. А если вы еще не знаете, как дизайнер может зарабатывать, сотрудничая с онлайн-магазинами, ищите информацию на моем авторском курсе. Маркетплейсы активно развиваются, поэтому каждый второй продавец в 2023 году ищет дизайнера.
Способ №3
Сделать редизайн для известного бренда. Выберите компанию, которая у всех на слуху: Apple, Netflix, McDonald’s, L’Oréal, Nike или H&M. Не бойтесь масштабов. Вы можете выбрать любой бренд, чьими товарами пользуетесь сами. Снова отталкивайтесь от ниши, с которой хотите сотрудничать в будущем (хотя бы в ближайшем).
У многих корпораций дизайн не менялся годами, поэтому вашей фантазии точно будет где разгуляться. Если вы качественно выполните оригинальную задумку для бизнес-гиганта, то существенно увеличите шанс стать заметным в широких кругах. Метод отлично подойдет разработчикам логотипов, айдентики, рекламных баннеров. Дизайнеры сайтов тоже могут присмотреться к этому варианту.
Способ №4
Сделайте дизайн на конкурсной основе. Предлагаю поискать интересные флешмобы и марафоны, в которых вы посоревнуетесь с другими дизайнерами, получите отзывы и пополните портфолио.
У этого способа немало преимуществ:
- вам не нужно придумывать техническое задание;
- ваш дизайн могут опубликовать блогеры, публичные творческие личности или организаторы конкурса, а это значительно повысит узнаваемость;
- вы можете выиграть и получить денежный приз или даже работу.
Часто студии дизайна пользуются таким методом для поиска талантливых сотрудников. Если же вам понравился конкурс, который уже завершен, это не мешает взять за основу своего кейса интересное техническое задание и выполнить его для практики.
частые ошибки новичков дизайнеров
1. Работают бесплатно, только ради кейса. Никогда не слушайте внутреннего самозванца, который считает вас недостаточно профессиональным специалистом! Если вы уже потратили деньги и время на обучение, не стоит месяцами прятаться от работы. Ищите реальных заказчиков, чтобы у вас был опыт общения с клиентами. Вы можете называть невысокую стоимость, но не работайте бесплатно, потому что так вы обесцениваете свои навыки.
Даже если у вас нет оформленного портфолио и вы пока не умеете делать продуманные дизайн-макеты, но владеете каким-то графическим редактором (знаете базовый функционал), вы уже можете быть полезны клиенту. Кому-то, например, нужен исполнитель, который просто вырежет фон на 500 фотографиях или добавит текст на готовое изображение.
2. Присылают портфолио набором картинок. Такое портфолио неудобно просматривать из-за отсутствия структуры, поэтому клиент, скорее всего, испытает раздражение и не сможет по достоинству оценить ваши умения. По той же причине считается непрофессиональным отправлять документы в формате PDF или архивированные файлы, которые потенциальный заказчик должен сохранить и распаковать.
Так делать не нужно. Клиенту неудобно это смотреть
Архивы не всегда можно посмотреть, а скачивать их никто не будет
3. Делают дизайн ради дизайна. Если вы хотите создать презентацию или сайт со своими работами, не забывайте о функционале. Визуально ярко и красочно ещё не значит хорошо. Покажите, что своим дизайном вы сможете закрыть боли клиента, решить задачи его бизнеса.
4. Не добавляют призыв к действию. Вы замечали, что дизайнеры на Behance в конце каждого кейса оставляют данные соцсетей, почту или номер телефона? Это важно, но недостаточно. Всего лишь одна фраза «Обращайтесь за дизайном» или «Приходите на консультацию» увеличит конверсию откликов на 5-10%. А дизайнеры сайтов могут разнообразить свои кейсы кнопкой с целевым действием или формой для связи.
Пример призыва к действию на Behance
5. Позиционируют себя как учеников. Можете себе представить, чтобы крупная студия дизайна взяла новичка на крутой проект? Это неперспективно, ведь любому клиенту нужен быстрый и качественный результат. Поэтому презентовать себя как дизайнера, который «готов учиться и работать бесплатно», — заведомо проигрышная стратегия. Чтобы к вам не относились, как к новичку, продемонстрируйте свою ценность, докажите экспертность крутыми кейсами и уверенным описанием. Это значительно увеличит шансы на успех!
Не обесценивайте свой труд. Профессионалы никогда не будут работать бесплатно
На что заказчик обращает внимание в портфолио дизайнера?
- Профессиональные умения. По работам дизайнера можно оценить и теоретические знания (композиции, типографики, колористики), и владение профессиональными программами, такими как пакет Adobe или Figma. Удачно составленное портфолио для дизайнера играет ключевую роль. Навыки и креативный подход часто ценятся больше многолетнего опыта.
- Позиционирование. Прежде чем добавить в портфолио очередную работу, подумайте, какую аудиторию она привлечет. Например, вы можете показать, что вы многофункциональный специалист: создаете и логотипы, и презентации, и визитки. Тогда к вам будут обращаться с разными задачами. Второй вариант — загрузить однотипные проекты из разных ниш. Если вы разрабатываете только сайты, но можете сделать их как для садовника, так и для визажиста — продемонстрируйте свою гибкость в портфолио. И последний способ — публиковать однотипные работы в одной нише, но доведенные до идеала. Так вы проявите себя как настоящего профи.
- Соответствие вакансии. Потенциальный клиент оценит ваш фирменный стиль работы, целевую аудиторию, темы и виды созданных проектов. Не забывайте, что вам будет проще работать с задачей по душе, и не бойтесь отказов. Они не показатель профессионализма, а лишь признак того, что с конкретной фирмой вам не по пути.
Старайтесь избегать разговорный язык и сленг, когда пишете клиенту. Он может вас не понять
И дополнительный лайфхак от меня: приносите пользу людям. Это запустит «сарафанное радио» и привлечет больше лояльных клиентов. Создали иконки для актуальных историй, коллекцию картинок, полезный сервис или канал в Telegram — поделитесь этим с аудиторией. Пока вы считаете, что недостойны внимания, кто-то благодарит дизайнера за доску вдохновения на Pinterest!
Где разместить портфолио?
С наполнением продающего портфолио для дизайнера разобрались, теперь поговорим о формах его подачи. Самые действенные из них:
1. Личный сайт. Эффектный вариант продвижения. Для презентации своих работ достаточно создать лендинг объемом до 10 блоков с одним целевым действием (заказ услуги). Графические дизайнеры могут «сконструировать» сайт из готовых блоков на Tilda, а веб-дизайнеры — в полной мере продемонстрировать свои навыки верстки.
2. Создание профиля на Behance или Dribble. Это известные каждому дизайнеру сервисы для публикации творческих работ. В них можно вдохновляться профилями единомышленников, оформлять подписки, выкладывать собственные проекты с возможностью получить лайки и комментарии.
3. Социальные сети. Универсальный способ продвижения любого вида услуг, включая услуги дизайнера. Вы можете завести блог и выкладывать там работы, делиться полезными лайфхаками в дизайне и рассказать о нюансах профессии. Это позволит привлечь больше подписчиков. Плюсы продвижения в соцсетях — разные форматы контакта с потенциальными клиентами (директ, сторис, посты, рилз) и возможность запускать таргетированную рекламу на конкретную целевую аудиторию.
Если вы создаете ВК группу, разбейте ваши работы по папкам, чтобы их удобно было просматривать
Надеюсь, вы нашли для себя полезные инсайты по созданию портфолио мечты, которое выгодно презентует вас среди других дизайнеров. Желаю всем новичкам удачи в продвижении!
Обучаем дизайну с нуля до профи
Освойте востребованную онлайн профессию с нуля и перейдите на фриланс
Мы создаем авторские онлайн курсы и обучаем перспективным онлайн профессиям. Уже более 400 наших учеников сейчас зарабатывают на фрилансе.
Лучший курс по инфографике для маркетплейсов Wildberries, Ozon и Яндекс.Маркет
Этот курс для вас, если вы хотите изучить дизайн и зарабатывать онлайн на любимом деле. Никаких знаний не требуется, обучение полностью с нуля. После курса вы сможете делать качественный дизайн и работать с заказчиками на фрилансе.
Короткий интенсив по инфографике для МП
Только практика, без теории. Вы всего за 1-2 дня освоите бесплатный графический редактор Figma и сделаете свою первую серию карточек. Есть обратная связь от куратора или от автора обучения.
Короткий интенсив по дизайну постов-каруселей для соцсетей
На интенсиве вы научитесь делать полезные посты-карусели для соцсетей и освоите функционал бесплатного редактора Figma с нуля. Посты-карусели очень популярны, так как с их помощью можно бесплатно продвигаться в соцсетях.