Муниципальное
образование Тюльганский район Оренбургской области
Отдел
образования администрации Тюльганского района
Муниципальное
бюджетное образовательное учреждение
«Разномойская
средняя общеобразовательная школа»
Муниципальный
фестиваль-конкурс семейных проектов
«Отечество
у нас – одна Россия» среди учащихся 4-5 классов с участием родителей
Исследовательский проект
«Моя родословная.
Создание генеалогического дерева»
Авторы
проекта:
ученик
5 класса МБОУ «Разномойская СОШ»
Кинжалеев
Нурлан, семья
Кинжалеевых: отец –
Исатай, мама –Гульбаршин,
сестры
– Акслу и Асель
Руководитель
проекта:
С.А.
Шевченко, учитель модуля «Светская этика»
Село
Разномойка
2016
г.
Аннотация
Знать свою родословную – правило хорошего тона. Генеалогическое
дерево рода, художественно оформленное в красивую рамку, всегда висело на самом
видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой
род.
Мне хотелось больше узнать о своих родных и предках, о семейных
традициях, узнать историю возникновения своей фамилии, создать генеалогическое
древо.
Цель работы – изучить
родословную моей семьи.
Методы исследования:
1.
Опрос
родственников.
2.
Изучение
семейных архивов, документов, фотографий и интересных эпизодов из жизни
представителей моего рода.
3.
Анкетирование.
4.
Сравнительно-сопоставительный анализ полученной информации
Выводы.
Я вырасту, и родословная, составленная
мной, будет передаваться из поколения в поколение моими детьми, внуками и т.д.,
значит, память о нашем роде будет бессмертной.
Таким образом, благодаря этому
проекту я смогу:
– изучить происхождение своей
фамилии, историю своего рода;
– узнать о судьбах своих предков;
– лучше понять историю своей
страны;
– научиться брать интервью;
размещать материалы на сайте;
– познакомиться с основами
учебно-исследовательской деятельности;
И, наконец, еще один результат
работы над проектом – укрепление родственных отношений.
Содержание
Аннотация _______________________________2
Введение ________________________________4
– 6
Основная часть.
I раздел. Что такое
генеалогия. Как построить генеалогическое древо_____________________7 – 9
II раздел. История фамилии Кинжалеевы
____10 – 11
III раздел. История моей семьи_____________12
– 17
Заключение_____________________________18
Список литературы ______________________19
Приложение
____________________________20 – 29
Введение
« Человеку важно знать свои корни — отдельному человеку, семье, народу — тогда
и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая
нас земля и легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой
жизни”.
Василий
Песков
Россия вступила в третье тысячелетие, мы
не можем не задавать себе вопросов: какой будет она в XXI веке? Какой будет
российская семья? Какой будет человек? И здесь, как мне кажется, для нас бесценным
сокровищем является опыт наших предков, живая нить преемственности поколений.
Родина, Отчизна, Отечество. Эти слова мы
произносим с гордостью и пишем их с большой буквы. Спроси у друзей и родных,
что такое Родина, и ты получишь разные ответы. Одни скажут, что Родина – место,
где родился, вторые скажут, что это родной дом, где сделал первый шаг и сказал
первое слово. Третьи скажут, что Родина начинается с близких нам людей – мамы и
папы, братьев и сестёр, родственников и друзей. Для многих Родина берёт начало
с отчего дома. Отчий дом- значит отцовский. Это слово от того же корня, что и
слово «Отечество». Они близки и по значению: Отечество – земля наших отцов,
отчий дом – дом нашего отца. Каким бы ни был наш дом, где бы он не находился, он
всегда будет нам дорог и близок.
Ни одно дерево не
может вырасти красивым и крепким, не опираясь при этом на свои величавые корни.
Так и человек не может стать достойным сыном своего отечества, не зная
родословной своей семьи.
В данной работе я
хочу рассказать о родословной моей семьи. Я выбрал эту тему, так как актуальность
её очевидна. Незнание своей родословной – это неуважение к своим корням.
Ещё А.С. Пушкин писал: «Неуважение к предкам есть первый признак
безнравственности ».
В настоящее время
интерес к генеалогии вновь усиливается. Все чаще человека волнует прошлое его
предков, личная и общественная жизнь тех, кто дал начало роду, выходцем из
которого он является.
Я – не исключение.
Еще будучи совсем маленьким, я постоянно просил маму и бабушку рассказать мне
об их мамах и бабушках. Тогда я, конечно, не понимал, что интересуюсь
генеалогической проблемой. Но сейчас, когда ко мне пришло осознание того, что я
живу в большой, дружной семье, решил сам выяснить: кто я? откуда я? Приступая к
составлению генеалогической схемы своей семьи, я поставил перед собой
следующую цель – изучить родословную моей семьи.
Задачи работы:
1. Узнать:
– что такое генеалогия,
– как составляются родословные,
2. Собрать материал:
– об истории своего рода,
– о жизни, профессиях, достижениях
моих предков,
3. Оформить собранные материалы в
виде родословной семьи Кинжалеевых.
4. Создать виртуальную родословную
на сайте, разместить на нем документы, фотографии по теме проекта.
Методы исследования:
1.
Опрос
родственников.
2.
Изучение
семейных архивов, документов, фотографий и интересных эпизодов из жизни
представителей моего рода.
3.
Анкетирование.
4.
Сравнительно-сопоставительный
анализ полученной информации.
Предмет
исследования:
семья Кинжалеевых
Проектная
деятельность с использованием медео – системы.
Тип
проекта:
информационно – исследовательский, ребёнок-субъект проектирования; внутри
школы; при участии детей и взрослых; коллективный, долгосрочный.
Объект
исследования:
родословная семьи Кинжалеевых.
Новизна
проекта и практическая значимость состоит в том, что родословная
составляется в вирьтуальном пространстве (в интернете на сайте, посвященном
генеалогии «MyHeritage»). Таким образом, с результатом моего проекта может
ознакомиться любой желающий.
Характеристика проекта
Проект:
– информационный, поскольку собиралась информация о моих предках
в разные периоды истории;
– практико-ориентированный, так как был создан профиль на сайте «MyHeritage»,
на котором размещены все собранные материалы:
– надпредметный, во-первых, потому что занимался его реализацией
во внеурочной деятельности;
– средней продолжительности, так как работа над ним велась около
2-х месяцев.
Этапы проекта
1. Анкетирование среди одноклассников «Что я знаю об истории своей
семьи?».
2. Постановка цели и задач проекта.
3. Поиск материалов об истории своей семьи: документов, писем,
фотографий и т.д.
4. Проведение интервью с членами семьи.
5. Написание истории семьи.
6. Знакомство с основами генеалогии.
7. Оформление родословной (рисунок)
8. Создание виртуальной родословной.
10. Презентация своей родословной в классе.
11. Обсуждение виртуальной родословной. Планирование дальнейшей
деятельности по проекту
Ресурсное обеспечение проекта
Проект реализуется за счет личностных ресурсов семьи Кинжалеевых.
Из материально-технических ресурсов требуется наличие в дома и в
школе компьютеров с выходом в интернет. Никаких дополнительных материальных
вложений проект не требует.
Раздел
I
Что
такое генеалогия.
Как
построить генеалогическое древо.
Генеалогия –
специальная или вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением
и составлением родословных, выяснением происхождения отдельных родов, семей и
лиц, выявлением их родственных связей в тесном единстве с установлением
основных биографических фактов и данных о деятельности, социальном статусе и
собственности.
Возникла
генеалогия из практических потребностей правящих классов, нуждающихся в
закреплении своих родственных отношений по целому ряду причин. Знание
родословия потребовалось для определения места лица на лестнице социальной
иерархии. Оно было также необходимо для наследственного права, причём не только
в области наследования имущества, но и власти (династическое право). В области
архивного дела генеалогия также открывает большие возможности для розыска новых
документов, хранящихся у населения. В этом случае речь идёт об установлении
ныне живущих потомков известных деятелей прошлого и людей из их окружения.
Родословная, или,
как говорили раньше, родословие, – это последовательный перечень поколений
людей твоего рода.
В прошлом
генеалогии родословные были достоянием только привилегированной горстки
аристократов. А всей массе простого народа «предков не полагалось». Но как раз именно
миллионы людей вправе гордиться своими предками, трудом которых создано
богатство Родины.
В генеалогии
различают восходящие и нисходящие родословные в зависимости от того, кто
является исходной главной персоной. Традиционно большинство родословных
являются нисходящими и выводятся от наиболее древнего известного предка.
Родословную
можно оформить тремя различными способами: в виде родословного древа, в виде
таблицы или в виде поколенной росписи. Выбор варианта в основном зависит от
предпочтений создателя, а так же от наличия доступной информации. Родословная
таблица – это схематическое изображение рода, включающее в себя имена и даты
жизни его членов. Таблицы можно построить вертикальные, горизонтальные и даже
круговые, сути их содержания это не меняет.
Близко по
смыслу и структуре к таблице родословное древо. В данном случае его корнем
будет служить основатель рода, обычно это самый отдаленный известный предок. А
стволом, листьями и кроной – его потомки. Родословное древо так же содержит в
основном только имена и даты жизни – смерти.
Мы в
семье выбрали оформление родословной в виде нисходящего родословного дерева.
Многие народы
считают святой обязанностью знать свою родословную, как минимум, до пятого
колена. Так в Китае перед восточным новым годом семья собирается за праздничным
столом и вспоминает предков вплоть до пятого колена. Народы Горного Алтая знают
свою генеалогию до седьмого колена.
Но все ли знают
историю своей семьи? Я решил провести анкетирование учеников 5-6 классов нашей
школы на тему «История моей семьи».
Результаты данного
опроса вы видите ниже.
1. Знаком ли ты с историей своей семьи?
2. Кто тебе её рассказал?
3. Есть ли в вашей семье «Генеалогическое
древо»?
Как сохранить родословную на века и сделать
так, чтобы родные и близкие по всему миру имели доступ к генеалогическому
древу, могли уточнять родословную, добавлять в нее сведения, фотография и
документы?
Значительно облегчит эти задачи ресурс
MyHeritage с богатым набором инструментов для построения семейного древа. Это
международный проект, объединяющий семейные сайты пользователей со всего мира.
Программное обеспечение предоставляет
уникальные возможности:
-создать собственный семейный сайт и
администрировать его, добавляя важную информацию, приглашая родственников в
качестве новых участников-пользователей;
-самостоятельно или совместно с
родственниками построить генеалогическое дерево;
-распечатать его в виде графика или
постера, выбрав форму на свой вкус.
Вывод
Проанализировав
результаты анкетирования, мы можем сделать вывод, что в большинстве случаев
дети знакомы с историей своей семьи в первую очередь от бабушек и дедушек,
потом уже от своих родителей. Но родословную своей семьи практически имеют
единицы. А сейчас очень много интернет-ресурсов, позволяющих создать
родословное древо, не выходя из дома.
Раздел II
История
фамилии Кинжалеевы
До
середины 19 века на Руси человек с фамилией был чем-то диковинным. Повсеместно
фамилии стали появляться в 1861 году, после отмены крепостного права, когда
крестьяне перестали быть собственностью помещиков. Вот тогда и возникла
насущная потребность иметь фамилию. До середины 19 века фамилии встречались
только среди крестьян северных районов России. Немного позже фамилии начали
появляться и у московской знати.
Многие
связывают возникновение фамилии с тем моментом, когда князь, лишившись своего
удела, сохранял его за своими потомками в качестве прозвища.
Фамилии же
бывших крепостных крестьян часто формировались от фамилий их бывших
хозяев-помещиков, от названий населенных пунктов, где они проживали, но чаще
всего – от рода занятий, из отчества (Степановы, Михайловы, Федоровы), или от
уличного прозвища (Верещагины, Безруковы, Морозовы).
После
военной реформы 1874 года, с введением всеобщей воинской повинности, произошло
юридическое оформление фамилий крестьянства.
А
всероссийской переписью населения 1874 года они были закреплены. Окончательно
прижились фамилии в нашей стране только к 30-м годам прошлого века.
Казахская фамилия (каз. Қазақ тегі) —
первая часть современного казахского имени.
У древних казахов
было только имя, и по прошествии некоторого времени к нему добавлялось
какое-нибудь слово, характеризовавшее его. Например, Богенбай был батыром,
значит он звался Богенбай-батыр, Бухар был великим жырау, значит Бухар-жырау,
или Балуан-шолак, от того что он был шолак — без руки, то есть их
социальный статус давал им полное имя.
В настоящее время
родовые имена имеют неофициальное хождение и, как правило, сообщаются только
близким людям.
Фамилия Кинжалеевы в 50% случаев имеет
русское происхождение, в 5% — украинское, в 10% — белорусское, в 30%
происходит из языков народов России (татарского, мордовского, башкирского и
т.д.), в 5% случаев происходит из болгарского или сербского языков.
В любом случае эта фамилия образована от
имени, прозвища, рода занятий или места жительства дальнего предка человека по
мужской линии.
Существует целая группа фамилий,
образованных от названия оружия и воинских предметов. Возможно, мой предок,
получивший фамилию Кинжалеев, хорошо владел кинжалом, или изготавливал его, или
был воином. Есть версия, что фамилия Кинжалеев означает «целеустремленный,
добивающийся цели».
III раздел
История
моей семьи.
Приступая
к работе над родословной, я не ставил задачу подробно изучить биографию каждого
члена семьи. Для меня важнее было рассмотрение родственных связей, поэтому я
решил ограничиться лишь краткими сведениями из жизни моих родных. Помогали мне
собирать информацию, составлять родословное древо мои родные: папа, мама,
бабушки и дедушки. Даже мои родные сестры увлеклись этим проектом и решили
выяснить значение имен наших предков (Приложение 1)
К
сожалению, собрать информацию обо всех членах семьи мне не удалось. Дело в том,
что некоторых родных уже нет в живых, не сохранились и их документы, которые
могли бы кое-что рассказать о своих владельцах, бабушки и дедушки тоже обладают
далеко не полной информацией относительно биографии их предшественников. Однако
то, что удалось выяснить, – великая ценность, которую необходимо хранить в
памяти нашей семьи.
Народ –
это огромное дерево, на котором не сосчитать листьев. Каждое дерево имеет
корни, без корней его повалил бы даже слабый ветерок. Корни – это то, чем мы жили
вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Я думаю, что человеку важно знать свои
корни, культуру, быт, обычаи своего народа, традиции, язык.
Собранный
материал распределен на несколько групп в зависимости от того, какую фамилию
имеют члены рода.
Предки
по папиной линии.
Дедушка и бабушка (по папиной линии)
Кинжалеев Бисенбай Шортбаевич и Надыршина
Закия Арыслановна
Хочу рассказать
про своих бабушку и дедушку по папиной линии Кинжалиева Бисенбая Шортбаевича
и Надыршину Закию Арыслановну.
Мой дедушка родился в 1924 году в
Беляевском районе, в семье он был одним ребенком. Жил вместе со своей мамой
Маулёй и бабушкой Акслу. Дедушку своего я не помню, но знаю о нём из рассказов
родителей и родственников. Мой дедушка хорошо играл на казахском народном
инструменте – домбре, знал очень много песен и красиво
пел.
Бабушка
Закия родилась в 1929 году в деревне «Киньябизово» республики Башкиртостан. В
семье кроме неё было ещё двое братишек: Надыршин Талгат Арысланович рожденный
1930 году, Надыршин Фаргат Арысланович рожденный 1949 года. Её отец, Арыслан
Аллагулыевич, был богобоязненным человеком, мулла.
Бабушка Закия рассказывала, как тяжело
жилось. Работали они ещё они тогда детьми, пололи поля, убирали и возили на
быках. Быками управлять было тяжело, а лошадей в деревне не осталось, всех
забрали на войну. Также она рассказывала о том, чтобы не умереть с голоду её
папа, т.е. мой прадедушка, ходил по деревне и помогал односельчанам зарезать
овцу или выполнить какую-то работу по хозяйству и за свой труд приносил муку
(или другие продукты). Поэтому у них в доме всегда была еда, дети не голодали.
Встретились бабушка с дедушкой в 1946
году, в этом же году они поженились. Жили на хуторе «Максимовка», возле
Разномойки, сейчас его уже нет. Моя бабушка ухаживала за своей свекровью и
бабушкой своего мужа несколько лет. Было трудно, потому что прабабушка была
слепой, но моя бабушка во всем ей помогала.
Дедушка был пастухом, бабушка работала
телятницей, потом почтальоном. У них было 11 детей, из них 9 осталось в живых:
трое мальчиков и шесть девочек, среди всех мой папа – самый младший.
В 1979 году дедушки не стало, и бабушка
Закия осталась одна с детьми на руках. Было трудно, но она не сдалась, подняла
всех детей на ноги, выдала замуж дочерей и женила сыновей. Сейчас у неё 28
внуков и 18 правнуков. Бабуля жили вместе с нами, смотрела за мной и моими
сестрами. В 2007 году её не стало, моей сестре было 6 лет, мне 3 года, а
младшей сестренке было всего 3 месяца. Я всегда буду помнить о бабушке Закие и
о дедушке Бисенбае, мы всегда посещаем их могилы и содержим их в чистоте. Я желаю,
чтобы те тяжелые времена, в которых жили мои предки, не возвращались. Хочу,
чтобы был мир на земле.
Предки
по маминой линии
Прадедушка и прабабушка (по маминой линии
со стороны отца)
Чембулатов Каташ Каирович и Мукашова Мария
Акимовна
Мой прадедушка по папиной линии –
Чембулатов Каташ Каирович родился в 1927 году, а моя прабабушка – Мукашова
Мария Акимовна родилась 1 августа 1936 года. Поженились они в августе 1953
года, жили в селе Екатеринославка. Прадедушка работал скотником, а прабабушка
работала на разных работах. В 1954 году 15 января родился мой дедушка,
Чембулатов Жаумбай Каташевич. Он быль первым в семье, после появилось двое
братишек и три сестрички.
Прадедушка Каташ умер 19 октября 2006
года. Прабабушка сейчас живет в поселке Тюльган.
Прадедушка и прабабушка (по маминой линии
со стороны матери)
Тажмухаметов Саган
Калматаевич и Бралина Минзифа Кунанкужевна
Поженились прадедушка Саган (род. 3
августа 1931 года) и прабабушка Мензифа (род. 27 августа 1927 года) в 1950
году, жили в деревне Дубняк. Прадедушка работал трактористом – комбайнером, был
очень уважаемым человеком за честность и трудолюбие, имел много медалей и
грамот, награжден: «Орденом Ленина» в 1977 году, имел звание «Кавалер Ордена
Трудового Красного Знамена» за освоение целины.
Моя прабабушка работала дояркой, это очень
нелегкий труд, кроме этого успевала смотреть за детьми и хозяйством. У моих прабабушки
и прадедушки было 8 детей: двое мальчиков и шесть девочек.
Дедушка и
бабушка (по маминой линии)
Чембулатов Жаумбай Каташевич и
Тажмухаметова Айман Сагановна
Мой дедушка Жаунбай по профессии шофер,
также трудился и на тракторе. Моя бабушка Айман Сагановна, рожденная 16 августа
1959 года в семье Тажмухалитова Сагана Калматаевича и Бралиной Мензифы
Кунакужевны
Моя бабушка Айман вышла замуж за моего
дедушку Жаумбая 28 марта 1978 года, сейчас они живут и здравствуют на х.
Калинино, в 2013 году они вышли на заслуженную пенсию.
В их в семье было трое детей, моя мама –
самая старшая, родилась первая 14 февраля 1982 года.
Мои
родители.
Папа Кинжалеев Исатай Бисенбаевич и мама
Чембулатова Гульбаршин Жаумбаевна
Мой папа Кинжалеев Исатай Бисенбаевич родился
1 января 1974 года. Поженились мама с папой 14 августа 1999 года и живут вместе
17 лет. Нас в семье трое: моя сестра Акслу (13 декабря 2001 года), я, Нурлан,
родился 13 января 2004 года, а моя сестренка Асель – 23 сентября 2007 года.
Мы с 1999 по 2009 годы жили на х.Новый Турай, после
переехали в село Разномойка. Моя мама – домохозяйка, папа занимается конным
спортом: купил на Чувашском конном заводе жеребенком кобылку Конвенцию и
обучил, ей сейчас пять лет, у нее есть собственный паспорт (Приложение 2) На
этой лошади мой папа занимает призовые места на различных скачках: в Башкирии,
в Оренбургской области, на ипподроме г. Оренбурга. В 2015 году он занимал
первые, вторые, третьи места, у папы много дипломов (Приложение 3) Третье место,
самое почетное, папа выиграл на Всероссийском сабантуе в Татарской Каргале на
Конвенции. Медалей у папы также не счесть (Приложение 4)
Мы разводим скот, занимаемся сельским
хозяйством всей дружной семьей.
Результатом моего проекта явилось
генеалогическое древо семьи Кинжалеевых
Генеалогическое
древо (рисунок)
Генеалогическое
древо (медиа)
Виртуальное
генеалогическое древо
https://www.myheritage.com/FP/ancestors.php?s=340097331&lang=RU&root=1500003&skin=4&details=2&generations=4&type=1
Заключение
Изучение родословной – это настоящее
исследование. Изучая историю своего рода, своей семьи, я узнал много нового,
интересного о жизни и исторических событиях, соответствующих каждому поколению.
Я совершил увлекательное путешествие в далекое прошлое.
Я думаю, чтобы любить свою семью,
своих предков, надо знать историю рода, ее радостные и трагические страницы.
Я точно знаю, что на этом моя работа не
окончена, наш род продолжает жить и процветать, а значит, надо будет постоянно
дополнять родовое дерево.
Я горжусь своей семьёй, своими предками.
Список
литературы
1. Воспоминания
родных и близких.
2. Фото и
документы из семейного архива.
3.
Интернет-ресурсы
Приложение
1
Значение имени Гульбаршин
казахское имя, комбинация имен Гуль+Баршин=”парчовый
цветок”
Значение
имени
Исатай
имя Иса (Иисус) в
переводе с еврейского языка означает «с нами Бог». Словом тай в казахском
народе пользуются при ласковом обращении к своим детям.
Значение имени Айман
арабское имя (أيمن)
“удачливый, благословенный, правая рука, правый, находящийся справа,
счастливый”.
Значение имени
Минзифа
тюркское имя, комбинация Мин+Зифа=”красивая
родинка”.
Значение имени Каташ
Каташ – мужское имя, возможно,
произошло от katashi, с древнекуийского наречия.
Значение имени Закия
арабское имя (زكية) от (ذكي)
“умная”.
Значение имени Мауля
татарское имя: августейшая особа,
властелин, повелитель, царь, бог, творящий добро
Значение
имени Арыслан
возможно, произошло от arislan, с
древнегреческого языка.
Значение имени Маура
возможно, произошло от maura, с
тюркского праязыка.
Значение имени Мария
происходит от древнееврейского
имени Мариам, которое означает “отвергнутая” и “печальная”.
Православная версия перевода этого имени – “госпожа”.
Значение имени Акслу
казахское имя, комбинация Ак+Сұлу=”белая
красота”
Значение имени Асе́ль
имеет
древнетюркские корни и в переводе означает «мед», «сладкая»
Значение имени
Нурлан
происходит из арабского языка и
означает «сверкающий», в переносном смысле: свет, лучи солнца. В казахском
языке «Нурлан» означает свет или солнце.
Приложение
2
Приложение
3
Приложение
4
Часто школьникам задают творческое домашнее задание – нарисовать свое генеалогическое дерево. Конечно, без помощи взрослых тут не обойтись. Часто к процессу подключаются все ближайшие родственники, вспоминая общими усилиями своих предков. Перед тем как нарисовать семейное дерево ребенку в школу, взрослым следует подробно разобраться в связях между поколениями.
Задание ребенку нарисовать семейное дерево своими руками, как нельзя лучше позволяет узнать корни своего рода. Нынешнее поколение особо не интересуется своими предками, которые, уходя из жизни, навсегда забирают с собой ценную для всего рода информацию.
Для того чтобы выполнить работу потребуется минимум материалов – фломастеры или карандаши и по возможности фото. Чаще всего семейное дерево, дополненное фотографиями делают детям младших классов или в садик –требования минимальны, достаточно вспомнить ближайших родственников, изображения которых наверняка найдутся в альбомах или на цифровых носителях.
Старшеклассникам предлагают копнуть поглубже, и максимально достоверно отобразить информацию, с датами рождения, смерти и кратким описанием жизненного пути предков. Очень редко у кого сохранились старинные фотографии, а посему, лучше всю информацию отобразить в рамочке произвольной формы.
Конечно же, основная задача в создании генеалогического дерева ложится на плечи родителей, но ребенок обязательно должен участвовать в творческом процессе. Таким образом, он не только поможет раскрашивать рисунок, но и больше проникнется кровными узами:
Память рода – это не только фотографии, так можно сказать про любую бережно хранимую фамильную вещицу. Старинный угольный самовар на современном столе смотрится… приятно. Но совсем другое дело, если за историей самовара стоят живые истории предков! Поэтому есть смысл завести привычку: записывать рассказы бабушек и дедушек, мам и пап, прабабушек и прадедушек, дядюшек и тетушек. Правнуки могут и не успеть лично познакомиться с прадедами. Но молодое поколение всё равно сможет узнать их, если сохранились аудио или видеозаписи, на которых родственники остаются живыми и здоровыми, рассказывающими о своей жизни.
Создаём основу родословной
Именно так, в живом общении, записывают информацию профессиональные этнографы. А как создать ту самую основу, на которую можно надеть одежды устных рассказов, семейных преданий? Где взять информацию, узнать точные даты, имена и должности? Ответ прост – в архивах, а помощь можно найти в социальных сетях, где активно работает множество групп любителей генеалогии.
Как нарисовать генеалогическое древо
У начинающих исследователей возможны трудности, связанные с графически правильным оформлением информации. Поэтому сегодня коснёмся именно этой темы.
Прежде всего, определитесь, кто будет «конечным потребителем» информации. С психологической точки зрения, важно начинать знакомить ребенка с вопросами его родословной с самого раннего детства, детсадовского и даже ясельного возраста, постепенно меняя форму подачи информации.
Именно для ребенка дошкольного или младшего школьного возраста больше подойдёт «художественный» вариант родословного древа, когда рисуется настоящее дерево, настоящие листочки на его ветвях. Впрочем, не обязательно рисовать — варианты оформления зависят от индивидуальных вкусов, творческих предпочтений и фантазии, можно скачать из сети и готовый шаблон.
” Но вот тут возникает проблема – большинство схем генеалогических дерев не верны!
Например, посмотрите вот на такую схему, которую мы нашли в Интернете
Внешне она выглядит понятной для ребенка, но даже малыш может задать логичный вопрос: «Почему я – корень, а из меня растут ветви «мама» и «папа»? Ведь на самом деле все наоборот!»
” Действительно, наоборот! Общая закономерность построения родословных дерев состоит в том, что в корнях изображают первых из известных нам предков, самых далеких по времени от нас.
Генеалогическое древо английской королевы Виктории
” Другое правило научной генеалогии — деревья строятся по мужской линии.
К примеру, дети женщин, вышедших замуж, изображаются на дереве их отца, то есть мужа этой женщины, на родословном древе родительской семьи этой женщины они не отмечаются.
Важно: именно по мужской линии в нашей традиции строятся все виды фиксации родословия: и родословные схемы, и поколенные росписи, и уже описанные родословные деревья. Остальное в оформлении родословного древа – дело творчества.
” На родословном древе про каждого человека следует написать фамилию, имя, отчество, дату рождения и смерти, если человека уже нет в живых.
Как построить родословную схему
Принцип построения родословной схемы в общих чертах напоминает работу с генеалогическим древом. Творчества, естественно, меньше, — нет живописности, художественности родословного древа.
” А вот с точки зрения пространственной организации информации есть важные отличия: родословное древо строится обязательно снизу вверх, а схема может быть восходящей (снизу вверх), нисходящей (сверху вниз) и даже боковой (слева направо).
Поколенная роспись
На мой взгляд, для взрослого человека, ведущего родословные изыскания, наиболее удобная форма фиксации новой информации — поколенная роспись. Для подростков умение составлять поколенные росписи может стать ещё и ярким дополнением к курсу истории России.
Итак, поколенная роспись привлекательна именно тем, что позволяет совершенно безболезненно вносить дополнения про любого человека, не нарушая структуры и оформления. Другое её преимущество в том, что именно поколенная роспись позволяет записывать абсолютно любую имеющуюся информацию о человеке. Стандартизация в ней касается лишь структуры расположения родственников.
Поясню это на примере – фрагменте поколенной росписи Захаровых.
Аппетит приходит во время еды. Вполне возможно, занявшись этим летом вместе с ребёнком составлением генеалогического дерева или поколенной росписи, вы захотите задать свои вопросы. В Новосибирске с 1994 года существует общественная организация – Новосибирское историко-родословное общество, объединяющее единомышленников и оказывающее методическую помощь при составлении родословной. Общество представлено группой в социальной сети ВКонтакте >>>>
Интересно? Оставьте ссылку на эту статью в социальных сетях!
Рисуем семейное дерево поэтапно
- Шаг 1
Рисуем простым карандашом на середине листа толстый ствол дерева и его общую форму листвы. Делаем его как можно больше.
Шаг 2
Прорисуем детальнее ствол, добавляя изгибы. Чуть выше рисуем ветки дерева, которые время от времени выглядывают из-за листвы. Добавим овалы и разбросаем их по дереву. Каждый овал имеет оправу. Внутри них будут размещены фото родственников.
Шаг 3
У ствола дерева рисуем раскрытый папирус, на котором пишем крупными буквами «Семья». Края папируса должны сворачиваться внутрь. Под каждым овалом (место, где будут находиться фото) добавим маленькие папирусы. На них можно написать имена. Края листвы прорисуем волнистой линией.
Шаг 4
Контуры дерева выделим черной ручкой.
Шаг 5
Ствол и ветки генеалогического дерева семьи прорисуем светло-коричневым и темно-коричневым цветом. Листва будет окрашена в салатовый и зеленый цвет.
Шаг 6
Простым карандашом добавим немного тени на папирусах, начиная от внешних краев к середине.
Шаг 7
Теперь понятно, как нарисовать генеалогическое дерево семьи.
Как нарисовать родословное дерево просто для детей
- Шаг 1
Рисуем посередине листа большой овал и расположим его горизонтально. Снизу добавим контур ствола родословного дерева.
Шаг 2
Прорисуем ствол и ветки дерева. Делаем ствол крупным с резкими линиями, что придают ему фактуру.
Шаг 3
Далее добавим листву. Волнистыми линиями покажем границы дерева. На поверхности дерева добавляем разного размера овалы. Сверху будут большие, а к низу – меньше.
Шаг 4
Черной гелиевой ручкой нужно показать контуры нашего родословного дерева.
Шаг 5
Светло-коричневым карандашом зарисуем полностью ствол и ветки дерева. Листья прорисуем с помощью салатового и зеленого цвета.
Шаг 6
Черным маркером обведем еще раз рисунок, чтобы он стал выразительнее.
Шаг 7
В пустые овалы можно вклеить фотографии семьи. А так же можно оставить немного места, чтобы в будущем прикреплять фото новых членов семьи. Теперь мы знаем, как нарисовать родословное дерево просто для детей.
Как просто нарисовать фамильное древо
- Шаг 1
Рисуем поляну и столб древа
Шаг 2
Рисуем овалы, в которые можно приклеить фото вашего члена семьи
Шаг 3
Раскрашиваем листочки и обводим черной ручкой.
Шаг 4
Под овальчиками пишем надписи: мама,папа,бабушка по маминой линии,дедушка по маминой линии, бабушка по папиной линии, дедушка по папиной л нии. Раскрашиваем столб и поляну
Шаг 5
И чтоб не было так скучно нарисуем падающие листочки. Птичек над деревом, и бабочек
Как просто нарисовать семейное дерево
- Шаг 1
Для начала набросаем основу дерева с примерным расположением рамок для фото.
Шаг 2
Прорисовываем дерево, ветки и фоторамки на нём. Попытайтесь сделать эго как можно закрученей.
Шаг 3
Далее добавляем листики на ветки. Не забудьте о листиках на сучках.
Шаг 4
Обводим все получившееся чёрной ручкой или маркером.
Шаг 5
Дорисовываем цветочки. Это очень легко сделать.
Шаг 6
Красим кору дерева коричневым и жёлтым. Чтобы дерево было ярче.
Шаг 7
Красим рамки и пространство в них жёлтым.
Шаг 8
Докрашиваем листья и в общем все зелёные места, цветы и фон. Готово!
Как легко нарисовать генеалогическое древо
- Шаг 1
Для начала нарисуем примерное очертание веток дерева.
Шаг 2
Далее прорисуем их полностью, делая их как можно интереснее и закрученей.
Шаг 3
Далее нарисуем места для фото и подписи членов семьи.
Шаг 4
Затем прорисовываем листики по всему дереву.
Шаг 5
Обводим все получившееся чёрной ручкой или маркером.
Шаг 6
Раскрашываем кору дерева коричневым и жёлтым.
Шаг 7
Докрашиваем оставшиеся детали и фон. Готово!
Рисуем семейное генеалогическое древо с птичками для детей поэтапно
Оригинал
- Шаг 1
Рисуем контур самого дерева.
Шаг 2
Прорисовываем рамочки на дереве и ствол.
Шаг 3
Шаг 4
Рисуем листочки на дереве.
Шаг 5
Пишем моя семья)
Шаг 6
И берём цветные ручки и обводим ими наше древо.
Шаг 7
Приступаем к разукраске. Берём тёмно зелёный карандаш и разукрашиваем им часть листьев.
Шаг 8
Берём зелёный карандаш и разукрашиваем им ещё листья на нашем дереве.
Шаг 9
Берём розовый и Фиолетовый карандаш и разукрашиваем ими наделись моя семья.
Шаг 10
Завершающим этапом мы берём коричневый карандаш и разукрашиваем им ствол. И берём серый карандаш и разукрашиваем им птичку. И всё))) наше семейное генеалогическое древо с птичками для детей готово))) всем удачи ^.^
Рисуем генеалогическое древо семьи
Оригинал
- Шаг 1
Для начала рисуем схему для дерево.
Шаг 2
Теперь аккуратно прорисовываем ствол и листья.
Шаг 3
Теперь прорисовываем ленточки
Шаг 4
Обводим все черной ручкой и стираем лишнее.
Шаг 5
Раскрашиваем листья зеленым.
Шаг 6
Теперь темно зеленым делаем тени.
Шаг 7
Теперь желтым цветом делаем светлые места.
Шаг 8
Светло коричневым раскрашиваем ствол.
Шаг 9
Темно коричневым делаем тени на стволе.
Шаг 10
Теперь желтым делаем тени на ленточках.
Шаг 11
Оранжевым затемняем тени.
Шаг 12
Последний шаг. белой ручкой можете сделать блики и вот наше дерево готово.
«>
Обновлено: 20.05.2023
создание условий для познавательной и конструктивной деятельности детей в ходе знакомства с генеалогическим деревом.
• учить составлять связные рассказы о своей семье на основании генеалогического древа;
Материалы и оборудование: макет генеалогического древа; кувшин с водой для игры;
Предварительная работа: Заучивание имени, отчества, профессии и места работы родителей, бабушек и дедушек.
3. Рассматривание семейных альбомов с фотографиями.
7. Подготовка детьми рассказов о членах своей семьи по схеме.
Ход совместной деятельности
1. Организационный момент.
– Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод.
Покажите свои ладошки.
Потрите их друг о дружку.
Прижмите свои ладони к сердцу. Что вы чувствуете? (ответы детей)
-Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладоши своим родным и близким людям и говорим:
Утро настает, солнышко встает.
Мы собираемся, в добрый путь отправляемся.
Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
2. Основная часть
Воспитатель: Как вы думаете, что такое семья? (ответы детей)
– Кто может быть членом семьи, чужие люди или только родственники?
(только родственники) .
– Как живут члены одной семьи, вместе или отдельно?
(вместе, дедушка с бабушкой могут жить отдельно) .
-Все ли члены семьи живут в одно время? Докажите.
Раз, два, три, четыре
Кто живет у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре, пять
Вас могу пересчитать;
Папа, мама, брат, сестра.
Бабушка и дедушка,
Кошка Мурка, два котенка
Мой сверчок, щегол и я
Вот и вся моя семья!
Дети садятся на места. На мольберте модель генеалогического древа.
Рассматривание генеалогического древа.
– Дети, посмотрите, на мольберте дерево. Какой величины листочки вверху, а какие внизу?
Вверху – маленькие. А внизу – большие. Сверху размещается ваш портрет иваших родных братьев и сестёр.
-Следующее поколение вашей семьи – ваши родители – это кто? Мамы и папы. Они родились раньше вас.
-До мам и пап было поколение бабушек и дедушек. Они жили ещё раньше.
-А у кого есть прабабушки и прадедушки?
– Ребята, ваша семья как это дерево, и каждый член семьи – листочек.
-Кто ещё является членами Вашей семьи? (ответы детей)
-У меня есть кувшин с волшебной водой доброты. Она поможет нам ещё лучше относиться к членам своей семьи и делать добрые дела.
–Дети, подойдём все к кувшину. Каждый из вас может сказать воде пожелания своей семье. Вода находится на нашей Земле повсюду. Где бы ни находились члены вашей семьи, они обязательно получат ваши прекрасные пожелания.
Дети по – очереди желают своей семье всего самого хорошего.
-Вода получила от вас очень хорошую энергию.
Воспитатель раздает всем волшебную водичку и дети пьют.
Воспитатель: Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение? (ответы детей)
– Я желаю вам и вашим семья всегда быть в отличном настроение, всегда помогать и поддерживать друг друга, а главное любить и уважать своих близких.
способствовать развитию познавательного интереса к происхождению своего имени, фамилии и составлению родословного дерева, привлекая к данной работе родителей и других родственников учащихся.
- Научить учащихся составлять родословную своей семьи. Показать основы для дальнейшего изучения истории поколений.
- Развивать потребность узнавать историю своей семьи. Развивать гражданственность и патриотизм.
- Воспитать уважение к отцу и матери, родным, чувство ответственности к своей семье.
Подготовка к классному часу:
Классный руководитель: У всех людей есть имена. Это кажется настолько естественным, что об этом никто не задумывается. А ведь между рождением ребенка и получением имени проходит время.
Учащиеся предварительно получают домашнее задание: составить свое генеалогическое древо и узнать о значении своего имени и фамилии. Учащиеся поочередно рассказывают о происхождении своих имен и записывают в анкету.
Чтобы понять важность имени в жизни человека, можно просто обратиться к прямому смыслу этого слова – имя, имею, имение. У древних славян существовал обычай, когда ребенку давали самые непритязательные имена, допустим Кривоногий или Рыжий, однако при посвящении во взрослую жизнь человек сам должен был добыть себе имя в бою, состязании, труде или иных занятиях. Где и получал свое настоящее имя.
Оказывается, если спящего человека окликнуть по имени, то он обязательно либо проснется, либо заворочается.
А как вы считаете, подходит ли вам ваше имя? Почему?
Это еще не фамилии, а указание места, откуда они.
Затем фамилии стали указывать на то, чей он ребенок. Так, русский первопечатник Иван Федоров, т. е. он сын Федора.
Только потом, спустя много лет, фамилии стали закрепляться за родами.
Как вы думаете, от чего образовались фамилии?
От личных имен; от названий мест, от профессий, от названий зверей, от внешнего вида человека и т. п.
А теперь поговорим об именах. Многие из имен, которые мы традиционно считаем русскими, пришли к нам вместе с христианской религией. Собственно, славянских имен среди них очень мало, в основном греческие, латинские, древнееврейские.
А сейчас мы узнаем, знаете ли вы свои имена, отчества, имена своих бабушек, дедушек. И откуда появилось название древо жизни и что оно означает.
Дерево – царь растительного мира. Еще в древности, когда сам человек был еще не образован, он обожествил дерево, поклонившись жизненной силе, красоте и загадочной энергии. Молясь священному дереву, человек задабривал его подарками, украшал цветами, лентами, а со временем полотенцами с вышитыми узорами. Космичность дерева запечатлелась и в орнаментах, и в былинах, и в сказках.
Свою родословную можно дополнить, добавив много интересного о своей семье, о себе самом. Используйте семейные документы, письма, фотографии, обратите внимание на даты, место жительства. Подробно опросите всех родственников – что не помнит один, может помнить другой.
МОУ СОШ п. Тарбагатай Петровск – Забайкальского района
Конспект занятия кружка
Тема: Моя родословная.
Создание генеалогического дерева.
Составил: Савченко Валентина Михайловна,
учитель начальных классов
МОУ СОШ п. Тарбагатай
Петровск – Забайкальского района
Конспект занятия
Тема: Моя родословная. Создание генеалогического дерева.
Цель: создать условия для формирования исследовательских компетенций учащихся в процессе
семьи и составления генеалогического древа; показать, что каждый
человек является частью семьи, а семья – это часть общества.
фамилий, научить составлять генеалогическое древо семьи;
2.Развивать интерес к истории своей семьи, семейным ценностям, родословной; показать, что
история их семьи являются частью истории страны.
4.Способствовать развитию творческих инициатив детей и родителей по изучению фактов из
истории семьи, исследовательских умений и навыков.
5.Воспитывать уважение, чувство любви к близким людям и чувство гордости за свою семью.
Форма проведения: круглый стол.
Участники: учащиеся 1 – 5классы.
-технология личностно-ориентированного обучения
– технологии развивающего обучения
Методы: проблемный, частично – поисковый, исследовательский.
Способы организации: индивидуальный, фронтальный, групповой.
Основные понятия: генеалогия, семья, предки, поколение, род, родословная, потомки
детские презентации, презентация учителя по теме занятия; карточки для словарной работы,
словари, анкеты о семье, у детей шаблоны родословного дерева и материал о семье, картинки
яблочек, клей, фломастеры, салфетки, памятки о родственных связях; древо для класса.
Предварительная работа: рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседа по
фотографиям; рассказы детей о членах своей семьи; разучивание индивидуальных стихов;
подготовка плоскостных изображений деревьев и фотографий членов семей; совместная работа
Ход занятия.
1.Организационный момент.
гостеприимном школьном доме за круглым столом. Давайте, ребята, возьмемся за руки и
поприветствуем друг друга.
«Собрались мы в дружный круг.
Я- твой друг, и ты -мой друг.
Крепко за руки возьмемся
(Дети садятся на свои места)
Учитель. Ребята, мы сегодня снова собрались все вместе за большим круглым столом как одна
большая дружная семья. А что такое семья? (ответы детей) Посмотрим на слайд
Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут
радоваться твоим успехам больше всех на свете.
Что общего у людей, живущих одной семьей? (ответы детей) Посмотрим на слайд
В семье любят друг друга, заботятся друг о друге, состоят в родственных связях, живут
вместе, ведут общее хозяйство.
Учитель. Все мы живем в семьях, любим и гордимся своими близкими. Нет человека, который
бы появился на свет сам по себе, у каждого есть родители, бабушки, дедушки. Но мы забываем,
что наши родственники – это близкие и далекие предки, люди, которые жили много лет назад, и,
сказали об этом А.С. Пушкин и Василий Песцов.
« … Человеку важно знать свои корни — отдельному человеку, семье, народу — тогда и
воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и
3.Введение в тему занятия.
Разговор о семье мы с вами начали на первом занятии нашей лаборатории. Вам нужно было
ответить на вопросы, которые вызвали у вас затруднение.
Проблемные вопросы. Что означает слово семья? Что означают ваша фамилия и имя? Что
такое родословная? Как составить генеалогическое дерево семьи?
Какую же проблему вы сформулировали? Мы не можем сказать, что такое семья, что такое
родословная, что означают наши имена и фамилии, и не знаем, как составить генеалогическое
дерево семьи. На основании этой проблемы была определена тема наших занятий.
Тема: Моя родословная. Создание генеалогического дерева.
Для решения проблемы вы сформулировали предположения. Назовите их.
Предположение: нужно при помощи методов исследовательской деятельности изучить историю
своей семьи, узнать свою родословную и научиться составлять генеалогическое дерево. Исходя
из данного предположения, сформулируйте гипотезу исследования.
Гипотеза: если я изучу историю своей семьи, узнаю свою родословную, научусь составлять
генеалогическое дерево моей семьи, то мне будет понятно мое происхождение, и я смогу
гордиться своею семьей.
Для подтверждения гипотезы мы решили
Какую же цель исследования мы поставили перед собой?
Цель: используя методы исследовательской деятельности, изучить родословную своей семьи и
составить генеалогическое древо семьи.
Был составлен план исследования.
1.Провести опрос в семье о родственниках, чьи имена помнят родители, бабушки и дедушки.
2.Изучить семейные альбомы, семейные документы.
3.Изучить семейные традиции, обычаи, реликвии и предметы быта.
презентацию (по выбору)
5.Создать герб своей семьи.
6.Составить генеалогическое древо своей семьи.
Определены задачи.
2.Обобщить информацию о семье, собранную в результате самостоятельного исследования.
3.Составить генеалогическое древо своей семьи.
4.Представить результаты своего исследования по изучению родословной семьи
Учитель. «Хочешь все знать о своей семье?
Кто твои предки? Жили где?
Чем занимались и о чем мечтали?
Что за поступки в жизни совершали?
Вопросов много, так что поспеши,
4.Основная часть.
Что же вам предстоит узнать на сегодняшнем занятии?
Что такое генеалогия? Что такое родословная? Что такое род? По какой линии ведется
родословная? Что указывается в родословной? Источники, которые помогают воссоздать
Готовясь к сегодняшнему занятию, вы уже провели большую работу. Каждый из вас был
исследователем, историком, литератором, лингвистом, художником, практиком.
Какими источниками информации вы пользовались?
(рассказы родственников, семейный
архив, интернет)
Словарная работа. (Работа в группах по выбору)
Учитель. Открывать новое мы начнем с нахождения значения слов, которые помогут нам в
договорились между собой, кто работает со словарями, кто на компьютерах.
Самостоятельная работа.
Слова: родословная, род, предок, поколение, семья, генеалогия,
генеалогическое (родословное) древо, потомки, родоначальник. Проверка по слайду
Обобщение информации, собранной в процессе самостоятельного исследования.
Учитель. В ходе исследования вы собрали много интересной информации. Поделитесь с нами.
Оказывается, каждого новорожденного человечество ждет в течение полутора веков и готовится
физическое развитие детей.
Рассказы детей об истории появления имён и фамилий.
Дети встают в круг, берутся за руки и называют себя, коротко объясняя значение своего имени и
5.Практическая часть. Создание родословного древа.
Учитель. Фамильная гордость, интерес к своему происхождению, мотивирует человека для
знакомы. Каким оно бывает?
Восходящее семейное древо начинается с потомков и идет к
истокам, то есть к предкам. Нисходящее семейное древо, наоборот, берет свое начало с предков
и продолжается потомками.
Учитель. Рассказывая об истории семьи, люди используют родословное дерево. Почему же
дерево? Как вы думаете, ребята?
Ученик. Да, испокон веков дерево было спутником русского человека, кормильцем и надежным
укрытием. Образ дерева дорог и близок каждому. Чем дерево напоминает смену поколений в
роду? (Семя, корни, ствол, листики, плоды)
Учитель. Деревья
самостоятельного исследования вы собрали интересную информацию о своей семье, которая
вам потребуется для составления родословного древа.
Составление родословных.
Дети составляют родословные на компьютерах и на бумажных заготовками древа по выбору.
6. Защита родословных. Организация выставки.
Я не просто живу, я подобно реке
Начинаюсь в затерянном далеке.
Но всему вопреки, вьется ниточка кровная.
Выступления детей по группам: с заготовками древа, на компьютере, показ презентаций.
План выступления:
историю….поколений. У меня есть…….(перечислить родственников, которые есть на древе)
Дополнительные вопросы: Сколько поколений насчитывает твоя родословная? Какие фамилии
поддерживаете с ними отношения? В честь кого тебя назвали? Есть ли в вашей родословной
династии какой-либо профессии? О чем мечтаешь ты? Что вы любите делать вместе? Какие
песни поют в вашей семье? Какие книги читаете вместе? В какие игры играете? Есть ли
награды, памятные сувениры, книги, фотографии, старинные вещи, которые сохранились от
7.Обобщение информации о родственниках и о семье.
Учитель. Сколько же родственников в вашей семье? Какие родственные связи вы теперь знаете?
Ребята, поделитесь информацией о своих родственниках.
Дети рассказывают о своих родственниках. (У каждого словарь родственных связей)
Учитель. А какие традиции есть в ваших семьях? Я знаю, что вы нашли много интересных
пословиц о семье. Назовите их. Что же мы должны сделать для сохранения своей семьи, своей
родословной? (Помнить своих предков, традиции семьи, передавать эту память
следующему поколению)
А как история вашей семьи связана с историей нашей малой Родины и с историей страны?
Ученик. «Каждый из нас частичка нашей огромной страны. У нашей Родины есть прошлое, есть
прошлое и у семьях. Значит, история нашей семьи является частью истории страны. Наши
8. Итог. Чтобы подвести итог нашего занятия, я предлагаю вернуться к той проблеме и гипотезе,
которые мы сформулировали в начале нашего исследования. Доказали ли мы гипотезу? Сможете
ли вы теперь ответить на проблемные вопросы, которые поставили перед собой в начале нашего
исследования? (Дети читают вопросы и отвечают на них)
Учитель. Вот и подошла к концу наша встреча за круглым семейным столом. Но ведь мы с
вами тоже одна большая семья, так давайте создадим родословное дерево нашей школьной
семьи. У вас лежат фигурки яблочек, напишите на них свои имена и прикрепите на наше древо.
Кем будете вы? А кто будет внизу? ( прикрепляют слова: учитель, родители) Дети пишут свои
Учитель. Спасибо за работу, ребята. Я верю, что семейная история, которую вы узнали, помогла
вам взглянуть на себя со стороны, узнать что-то такое, чем вы будете гордиться. Берегите свою
родословную, чтобы следующее поколение знало, откуда оно родом и кто их предки. Одной
мы связаны судьбой.
Одной судьбой, единой кровью.
Потомки станут нам с тобой
Надеждой, верой и любовью.
И дух наш, продолжая жить,
Во внуков, правнуков вольется.
И никогда не оборвется веков связующая нить.
Вручаются именные медальки. Занятие завершено.
1. Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках окружающего мира /Т.В. Гусева / Ж.
2. В.К.Самсонов. Твоя родословная – М.: Салон-Пресс, 2008
4. Рыжова Н.А. Методика составления родословной. – М.: Просвещение, 1999.
6. Источники информации для детей: интернет, семейные архивы, рассказы родственников.
– знать, что сделал каждый конкретный предок для своей страны, для своей семьи.
Домашнее задание:
1. Составить родословную своего рода, семьи.
4. Собрать пословицы о семье.
Лексическая работа со словами: ПАМЯТЬ, ПАМЯТНИК, РОДОСЛОВНАЯ.
Ход урока.
I Слово учителя.
Любовь к Родине начинается с семьи. Вряд ли кто- нибудь будет спорить с этой истиной. Без крепкой, счастливой семьи не будет России. Будущее есть только там, где уважают старших, где на лучших национальных традициях воспитывают детей. Наша Родина- это ведь не только территория на карте мира, расстояние между пограничными столбами. Это наша общая история, уходящая своими корнями вглубь веков, история всех жителей России и каждой отдельной семьи. Наша родина- это ещё и родовая память.
Неумолимо течёт время. Уходит старшее поколение. Но ещё не поздно обратиться к тем, кто помнит старое время, не поздно записать их рассказы и оставить в своей семье как самую дорогую реликвию. (Л. К. Полежаев, губернатор Омской области).
Мы плохо знаем свои корни. Это наша беда. Ведь фамильная гордость, интерес к истокам собственной родословной – это ветви одного дерева. Нельзя жить, не зная родства, нельзя изучать историю Родины в отрыве от истории родного края. Мы, омичи, жители Омской области, гордимся, что являемся земляками Д. М. Карбышева, Чокана Валиханова, Тимофея Белозёрова, Вали Бархатовой и многих других. В истории Отечества много известных имён. Но как много в истории имён рядовых. Среди них – имена наших прадедов и дедов, людей, передавших нам по родословной цепочке свои черты, достоинства, слабости… История рода, сохранившаяся в воспоминаниях и документах, – часть истории нашей Родины.
Родословные книги в прошлом вели знатные дворяне. Они гордились древностью своего происхождения, верной службой дедов и прадедов, за которую их жаловал царь, дорожили честью фамилии.
70 лет советской власти настойчиво заставляли людей нашей страны забыть свои родные гнёзда, отказаться от своих родственников, сменить унаследованные фамилии, национальности. Сегодня мы сделаем первый шаг к составлению родословных своих семей. Начнём разговор с выявления лексического значения слов ПАМЯТЬ, ПАМЯТНИК, РОДОСЛОВНАЯ, РОДНЯ, РОДИНА.
1. Записать в тетрадь значение по толковому словарю, составить словосочетания, предложения
2. Выделить корень в словах память, памятник – недаром эти слова имеют общий корень – памят -.
4. Рассказ о памятнике матери Анастасии Акатьевне Ларионовой.
II. Проверка домашнего задания.
Вопрос: Как и почему тебя назвали?
– Что означает моё имя?
– Почему родители выбрали именно это имя?)
( объяснение слова родословная – род, славить; слово о роде)
2-3 ученика зачитывают свои родословные.
ИТОГ- оформить вместе с родителями семейный альбом.
IY. Семейные традиции.
1. Какое значение имеет слово ТРАДИЦИЯ?( см. в толковом словаре)
2. Какие традиции есть в вашей семье? (2-3 ученика зачитывают сочинения – миниатюры о семейных традициях).
Y. Викторина- игра.
Кто больше назовёт пословиц или поговорок о семье.
ИТОГ УРОКА:
Сегодня мы сделали первый шаг к познанию истории своей семьи, рода. Из поколения в поколение передаются вести из прошлого той или иной семьи. Некоторые факты теряются, забываются, но не забывается сама история. Надо возрождать своё прошлое, чтобы из уст в уста, из поколения в поколение передавались истории нашего рождения, нашего подъёма. Надо спешить узнать свою родословную, надо застать тех бабушек и дедушек, которые с удовольствием поведают нам истории своих прадедов бабок. СПЕШИТЕ!
Полную информацию смотрите в файле.
Содержимое разработки
Название работы: Методическая разработка открытого урока.
Сведения об участнике конкурса: Фролова Ольга Васильевна, учитель русского языка и литературы.
Контактный телефон: 5-94-47.
( 7 класс).
Цели урока:
воспитать в детях чувство ответственности перед памятью;
научить помнить свои корни, имена своих прародителей;
знать, что сделал каждый конкретный предок для своей страны, для своей семьи.
Домашнее задание:
Составить родословную своего рода, семьи.
Собрать пословицы о семье.
Лексическая работа со словами: ПАМЯТЬ, ПАМЯТНИК, РОДОСЛОВНАЯ.
« Человек должен знать и чтить своих предков.
Ход урока.
I Слово учителя.
Любовь к Родине начинается с семьи. Вряд ли кто- нибудь будет спорить с этой истиной. Без крепкой, счастливой семьи не будет России. Будущее есть только там, где уважают старших, где на лучших национальных традициях воспитывают детей. Наша Родина- это ведь не только территория на карте мира, расстояние между пограничными столбами. Это наша общая история, уходящая своими корнями вглубь веков, история всех жителей России и каждой отдельной семьи. Наша родина- это ещё и родовая память.
Неумолимо течёт время. Уходит старшее поколение. Но ещё не поздно обратиться к тем, кто помнит старое время, не поздно записать их рассказы и оставить в своей семье как самую дорогую реликвию.( Л.К. Полежаев, губернатор Омской области).
Мы плохо знаем свои корни. Это наша беда. Ведь фамильная гордость, интерес к истокам собственной родословной – это ветви одного дерева. Нельзя жить, не зная родства, нельзя изучать историю Родины в отрыве от истории родного края. Мы, омичи, жители Омской области, гордимся, что являемся земляками Д.М. Карбышева, Чокана Валиханова, Тимофея Белозёрова, Вали Бархатовой и многих других. В истории Отечества много известных имён. Но как много в истории имён рядовых. Среди них – имена наших прадедов и дедов, людей, передавших нам по родословной цепочке свои черты, достоинства, слабости… История рода, сохранившаяся в воспоминаниях и документах,- часть истории нашей Родины.
Родословные книги в прошлом вели знатные дворяне. Они гордились древностью своего происхождения, верной службой дедов и прадедов, за которую их жаловал царь, дорожили честью фамилии.
70 лет советской власти настойчиво заставляли людей нашей страны забыть свои родные гнёзда, отказаться от своих родственников, сменить унаследованные фамилии, национальности. Сегодня мы сделаем первый шаг к составлению родословных своих семей. Начнём разговор с выявления лексического значения слов ПАМЯТЬ, ПАМЯТНИК, РОДОСЛОВНАЯ, РОДНЯ, РОДИНА.
Записать в тетрадь значение по толковому словарю, составить словосочетания, предложения
Выделить корень в словах память, памятник– недаром эти слова имеют общий корень- памят-.
Рассказ о памятнике матери Анастасии Акатьевне Ларионовой.
II. Проверка домашнего задания.
Вопрос: Как и почему тебя назвали?
( Выступления ребят:
Что означает моё имя?
Почему родители выбрали именно это имя?)
( объяснение слова родословная – род, славить; слово о роде)
2-3 ученика зачитывают свои родословные.
ИТОГ- оформить вместе с родителями семейный альбом.
IY. Семейные традиции.
Какое значение имеет слово ТРАДИЦИЯ?( см. в толковом словаре)
Какие традиции есть в вашей семье? (2-3 ученика зачитывают сочинения- миниатюры о семейных традициях).
Y. Викторина- игра.
Кто больше назовёт пословиц или поговорок о семье.
ИТОГ УРОКА:
Сегодня мы сделали первый шаг к познанию истории своей семьи, рода. Из поколения в поколение передаются вести из прошлого той или иной семьи. Некоторые факты теряются, забываются, но не забывается сама история. Надо возрождать своё прошлое, чтобы из уст в уста, из поколения в поколение передавались истории нашего рождения, нашего подъёма. Надо спешить узнать свою родословную, надо застать тех бабушек и дедушек, которые с удовольствием поведают нам истории своих прадедов бабок. СПЕШИТЕ!
Семейным альбомом всегда дорожите,
Его как реликвию нужно хранить.
На самое видное место кладите,
Чтоб прошлое в памяти вмиг воскресить!
Приложение 1 .
1.История моего имени.
Что я знаю о своём имени? В разных языках оно звучит по-разному:
Иван- русский язык; Жан- французский; Джон- английский; Хуан- испанский; Иоганн- немецкий, Ян- польский; Юхан- финский, Иоанн- итальянский.
Многие известные люди XX века тоже носят это имя: Иван Козловский, Иван Лапиков, Иван Демидов и другие.
Моё имя на венгерском звучит как Шандор.
По гороскопу я- скорпион.
Родился я в год дракона по восточному календарю.
Черты характера скорпиона: темпераментный, жёсткий, энергичный, раздражительный.
Приложение 2.
История нашего рода.
«Помнить прошлое.
Жить настоящим.
Много ещё сменится поколений, пройдут века, и наши потомки будут интересоваться своим происхождением: откуда идут их корни, кто их предки, какие это были люди. Родословная нужна человеку. И мы оставим свой след во времени.
На одном из уроков русского языка моя мама (она работает учителем) дала задание: составить родословную. Это задание заинтересовало всю семью. В один из вечеров мы взяли тетрадь и карандаш и стали записывать всё, что смогли вспомнить о своих предках.
По материнской линии в нашей семье две фамилии: Крюковы- Решетовы. Крюковы все живут в Пензе и Пензенской области. По национальности- мордва. В семье моего прадеда было 12 детей. Двое погибли во время Великой Отечественной войны. Младший Пётр- полковник милиции в отставке. Мой дед, Крюков Василий Петрович, в 1954 году приехал из Пензы на целину в село Молодёжное Нововаршавского района. Работал на тракторе, комбайне, механиком. Был награждён областной почётной грамотой, поездкой в Москву на ВДНХа. Здесь встретил свою судьбу- мою бабушку Валю. Они поженились в 1955 году и прожили вместе 31 год.
Решетовы. До 1949 года жили на Украине в городе Днепропетровске. По национальности- украинцы. Во время войны три года жили в оккупации. В бабушкиной семье было пятеро детей. Старший брат Александр во время войны был в подпольной организации. Младшему брату был один год. Дед Василий служил в армии с 1941 по 1945 год. Был ранен, лежал в госпитале. Умер в 1947 году. Во время Первой мировой войны был на фронте, попал в плен, был в Австрии.
По отцовской линии в семье четыре фамилии: Фролов- Синюткин ( по деду),Карпечины- Войновы ( по бабушке).Фроловы приехали из Ярославской губернии, а Синюткины жили в д. Кирово. Карпечины переехали из с. Крестики Оконешниковского района. Войновы- коренные жители с. Малый Атмасс.
У нас большая и дружная семья.
Родословную составил Фролов Александр, ученик 7 класса.
Медет 2000год.( в настоящее время студент 2 курса Омского государственного педагогического университета, ф-т информатики)
Читайте также:
- Конспект рухливої гри для дітей молодшого віку
- Конспект урока работы с первоисточниками культурно историческими аналогами
- Конспект по бегу 7 класс
- Какие бывают марши конспект
- Конспект занятия памятники героям вов
Конспект занятия
«Всему начало – отчий дом!»
Цель: Способствовать формированию у детей представления о семье как частичке своего рода.
Задачи: – воспитывать доброе и бережное отношение к своим близким;
– стимулировать познавательный интерес через составление родословной;
– развивать потребность узнавать историю своей семьи.
Методическое обеспечение занятия:
Кроссворд
Загадки
Плакат «Всему начало – отчий дом»
Памятка родителям
Материально-техническое обеспечение занятия:
Фломастеры, проектор, доска классная, магнитофон
Предварительная работа. Поиск в словарях слов «семья», «родственники», «родословная».
Ход занятия
(учащиеся разделены на 2 группы за столами)
Воспитатель: Здравствуйте! Улыбнемся друг другу! Начнем наше занятие с разгадывания загадок. (загадки о членах семьи)
– У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за всё простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помним о своей семье, о близких нам людях: о родителях, сёстрах и братьях, бабушках и дедушках. Давайте послушаем хорошие стихи. (читают учащиеся)
-Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ – родительский дом
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи!
Воспитатель: Скажите, на какую тему мы с вами будем сегодня разговаривать? (ответы детей: о семье, о родном доме…).
+ – Прозвучали в стихах слова «семейный круг», «корни» – Почему говорят, что дерево держится корнями, а человек своей родословной? (обсуждение, ответы
– Давайте поговорим о семье. Вы всё знаете о членах своей семьи? Что бы вам хотелось узнать о своей семье? (ответы детей: кто мои предки, в какие годы жили и т.д.) Запишите на лист бумаги вопросы, на которые вы бы хотели найти сегодня ответ.
– Для чего человеку семья? Думаю, каждый ответит по-своему (ответы учащихся), но наверняка прозвучит одна простая и верная мысль – для счастья.
Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья.
Где, как не в семье, получает человек то, к чему стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим или любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят.
Где, как не в семье, человек получает заряд любви и бодрости, сил творческих и духовных, без которых он не может нормально жить и работать. Семья – самое главное в жизни каждого человека. Это близкие люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.
+ – Нередко мы становимся в тупик при определении названий родственных связей.
Знаете ли вы родственные связи? (кроссворд) За правильный ответ команда получает букву или слог, который в конце занятия будет служить подсказкой к одному заданию.
-(группы решают кроссворд на ватмане А3) вывешиваются на доску магнитами. Проверьте правильность (ответы на слайде). (выдаются слоги).
– Молодцы! Еще знаете как родственников называют? Если подумать, ещё много можно вспомнить родственников. И ко всем нужно относиться с уважением. Ведь это ваши родные люди, ваша родня.
Или эти люди будут называться семьей?
+ – Какое определение дается слову «семья»? (отвечают, что написано в словарях)
– Разграничим понятия «семья» и «родня». Семья, по С. Ожегову, — это группа живущих вместе родственников. Все остальные, даже отделившиеся дети, будут роднёй.
А что же такое род? Какие однокоренные слова вы можете подобрать к этому слову? (ответы учащихся).
Род в русском языке — корень самых главных в жизни человека взаимосвязанных понятий: родители, рождать, родня, родина, народ, природа, родник, урожай, плодородие…
Есть мудрое выражение: «Где одному не справиться, там род поддержит». Что эти слова означают для каждого из нас? (ответы детей: позвать в трудной ситуации и др.)
Род — это связь членов семьи, произошедших от одного родоначальника. Принадлежность к роду частенько определяет судьбу («на роду написано»), долю, какие-то устойчивые черты характера («он родом таков»).
– Какое понятие шире, семья или род? (ответы детей).
Многие века на Руси было принято при первом знакомстве вопрошать: «Чей ты, какого роду?» В русских сказках и былинах обращаются к молодцу: «Ты скажись, молодец, родом-племенем». Т.е. обязательно каждый человек должен был знать свой род на несколько поколений, знать свои корни.
А знаете ли вы своих предков? Сколько поколений можете назвать? (ответы)
Да и взрослые тоже не могут похвалиться хорошим знанием своих корней. Поэт В. Чурсин с горечью писал:
Мы предками вряд ли гордимся своими —
Не помним глубинных, исконных корней:
О прадеде знаю одно только имя —Илья, да ещё, что имел шесть детей.
+ Нам с детства знакомы слова «род» и «слово». А если их объединить, то получим слово «родословная».
+ Зачем человеку надо знать свою родословную? (обсуждение, ответы)
Вам знакомы такие слова «Генеалогия, родословное древо?» Что же это такое? (ответы детей).
Генеалогическое древо – родословная семьи, это изображение в виде дерева. Само по себе генеалогическое дерево хорошо тем, что помогает в простой и краткой форме сохранить память об основных событиях в семье, о своих предках. Красиво оформленное родословное древо может дополнить семейный альбом каждой семьи, стать оригинальным украшением интерьера.
Знать свое генеалогическое древо всегда считалось необходимым для своего развития, ведь человек без прошлого не имеет будущего. Генеалогическое древо составлялось самыми старшими в роду людьми, а потом передавалось из поколения в поколение. Семейное дерево всегда было и будет главной ценностью в семье, т. к. ничто не может быть ценнее памяти о своем роде, о тех, от кого мы произошли.
– Давайте и мы с вами начнем проект по составлению своей родословной, чтобы в будущем передать их своим потомкам. (Раздаю карту проекта).
+ Начнем нашу работу по проекту прямо сейчас, с первого пункта. (записывают ФИО, даты рождения себя, братьев, сестер, родителей и т.д., известных им в данный момент). (на слайдах примеры родословных)
– Как вы захотите оформить свое древо, это вы решите дома, возможно с помощью родителей. Я могу предложить 2 способа: 1) Нарисовать дерево. (допускается расположение родоначальника как сверху, так и снизу).
2) Воспользоваться интернетом. (показываю мое древо). Здесь есть ссылка на сайт, где можно оформить генеалогическое древо.
Домашнее задание. 1) Дома с родителями и другими вашими родственниками вы оформите свое древо любым способом. И чтобы ваша совместная работа стала слаженной, передайте родителям эти памятки. (Приложение). Кроме того, подготовьте небольшой рассказ о том, как вам работалось, что было интересно, в чем трудности. Какие чувства вы переживали. 2) Найти пословицы о семье.
+ Заключительное слово. На слайде вы видите геометрические фигуры. Каждая фигура означает слог или букву в пословице. За правильные ответы вы получили эти слоги-подсказки. Расшифруйте пословицу.
Вернемся к задачам, которые вы ставили перед собой в начале занятия. Нашли ответы? Я желаю вам успешной работы над проектом, а на следующем занятии вам предстоит защита своей работы (объясняю по карте проекта,2 лист).
+ Рефлексия. Ответьте на любой из вопросов:
Я сегодня почувствовал….
Мне запомнилось…..
Мне захотелось сделать…..
Я понял, что……
Спасибо! На этом наше занятие заканчивается. Берегите свою семью! Помните, что счастье ваших близких зависит от вас!
Использование творческих поделок в процессе обучения не редкость, поэтому в садике или младших классах школы ребенок может получить задание изобразить генеалогическое древо. Изучение этой темы помогает детям ознакомиться со своей родословной и изучить семейные связи, способствует формированию социальной ответственности.
Простые мастер-классы помогут понять, как нарисовать семейное дерево и легко справиться с заданием, оформив визуально подачу большого объема информации. На одном рисунке удастся собрать несколько поколений одной семьи и такая поделка станет гордостью родителей и самого ребенка.
Рисуем генеалогическое дерево вместе с детьми
Познавая окружающий мир дети стремятся впитать максимум полезной информации, которая становится основой их дальнейшего развития. Выполнение творческого задания поможет освоить техники рисования, структурирования данных и даст возможность прикоснуться к истории наряду с другими преимуществами:
- совместное времяпрепровождение и полное погружение в процесс знакомства с родственниками и близкими;
- возвращение к истокам своего рода, при этом можно вспомнить много интересных жизненных историй и ситуаций;
- систематизация знаний и снимков родственников, изготовление отличной поделки для украшения домашнего интерьера.
Рисунок, выполненный в любой технике можно дополнить датами рождения родственников, что поможет никогда не забывать про памятные даты. Допускается дополнение генеалогического дерева фотографиями, которые приклеиваются к красиво украшенному дереву в процессе оформления поделки.
Изображение нисходящего генеалогического дерева
Для такого рисунка лучше всего подходит схематическая техника, применяемая при составлении генеалогического дерева. Лучше всего начать рисование с верхнего кря листа и постепенно дополнять картинку, используя знания о собственных родственных связях:
- альбомный лист следует расположить горизонтально по длине и в самом верху нарисовать круг, здесь будет записан прадед, как основатель семьи;
- следующие круги рисуются ниже, в них нужно вписать дедушек и бабушек, детей основателя рода, и соединить их прямыми линиями с верхним кругом;
- в третьем верху ряду изображаются круги, куда вписываются мама и папа ребенка, его дяди и тети по отцовской и материнской линии, являющиеся двоюродными родными;
- последний ряд заполняется самыми близкими родственниками, именами сестер и братьев, в схеме их подписывают как двоюродных родственников.
Если заполнять такое схематическое дерево вместе с ребёнком можно досконально изучить все родственные связи в одной семье. Лучше всего составить схему отдельно для родных по материнской и отцовской линии, а затем их объединить на одном, большом рисунке, помогая детям понять, насколько большой является их семья.
Восходящее дерево с красивым оформлением для детей
Нарисовать красивое и оригинальное генеалогическое дерево можно совместно с детьми, вовлекая их в творческий процесс. Для этого необходимо предварительно составить схематическое изображение и внести в него данные о всех родных, после чего приступать к основной работе:
- на листе бумаги, простым карандашом рисуется ствол дерева с раскидистыми ветками;
- ветки дорисовываются в несколько слоев, внизу изображаются более толстые ветви;
- на каждом уровне следует дорисовать определенное количество кругов для надписи имен;
- в кружки вписываются имена родственников в восходящем порядке от деда или прадеда;
- на ветках можно с ребенком изобразить листочки и доверить ребенку их разукрашивание;
- очертания ствола прорисовываются коричневым фломастером, листочки будут зеленым;
- на финальном этапе рисования листья и ствол с ветками разукрашиваются карандашами.
В таком рисунке будут присутствовать природные мотивы и ребенок изучая его сможет получить ответы на интересующие его вопросы по поводу родственных связей. Попутно, родители смогут ему объяснить, что каждый человек, это часть общества и вся планета, это наш общий дом, где живут много семей.
Генеалогическое дерево без надписей для самых маленьких
С малышами рисовать семейное дерево очень интересно и это отличное времяпрепровождение для всей семьи. Даже при минимальных навыках в рисовании, родители смогут изобразить красивое дерево, а ребенок поможет его разукрасить, при этом следует действовать поэтапно:
- простым карандашом посреди листа рисуется ствол дерева, крону можно обозначить большой окружностью с волнообразными границами;
- в месте соединения кроны и ствола прорисовываются ветки, тянущиеся вверх и частично покрывающие крону, выглядывая из-за листвы;
- теперь можно добавить овалы и разбросать их по кроне, овалы лучше рисовать с оправой и свободным местом для подписи вклеенного фото;
- овалы размещаются не в произвольном порядке, их важно разместить так, чтобы визуально можно было рассмотреть горизонтальные ряды;
- по центру ствола можно пририсовать табличку, в нее вписывается надпись “Моя семья”, объемные буквы легко зарисует сам малыш;
- контуры дерева и веток ребенок может прорисовать темно-коричневым фломастером, а кря кроны легко выделить насыщенным зеленым цветом;
- на финальных этапах украшения поделки ребенок с помощью карандашей разукрашивает рисунок, оставляя овалы и места для подписи белыми;
- после того, как рисунок готов, можно вклеить фото родственников по восходящей схеме, если фото нет, можно просто подписать пустые овалы.
Если ребенок не умеет писать и читать, семейное дерево лучше не заполнять, а украсить его фотографиями родственников. Но на будущее, рекомендуется под фото оставить свободное место, куда малыш, научившийся писать сможет внести имена людей, запоминая свою родню.
Схематичное изображение генеалогического дерева отлично подходит для презентации в школе или для использования в творческом конкурсе. Если придумать красивое оформление для рисунка, дополнить его фотографиями и тематическими картинками, можно украсить этой поделкой детскую комнату или гостиную.