Как составить свои комиксы

Комиксы

Как создать комикс? 5 шагов к рисованной истории

7 октября 2019
173 595 просмотров

Многие дети любят рисовать, а кто-то даже пробует создать собственный комикс. Поначалу кажется, что всего-то нужно сочинить историю, придумать героев, разделить страничку на блоки и действовать. Все так, но процесс гораздо интереснее и сложнее. В графическом романе «Правила выживания в школе» тема рисованных историй звучит дважды: сначала в сюжете, а потом — в рекомендациях автора в конце книги. Решили поделиться последними: вот секреты иллюстратора Светланы Шмаковой.

Шаг 1. Сценарий



Правила выживания в школе

Прежде чем рисовать, нужно сделать заметки по визуальному ряду, сюжетам и диалогам. Подумайте, какие эмоции будут испытывать герои, как выглядеть, каким тоном говорить, какие стилистические особенности речи будут у каждого из них.

Вот пример и готовые иллюстрации из комикса:

Пеппи, драматично: «Я не могу-у-у-у-у-у-у-у… Он меня, наверное, ненави-и-и-и-и-идит… Я боюсь смотреть ему в глаза-а-а-а…»

Мистер Рамирез опирается на свой стол, говорит раздраженно: «Мисс Торрес, я позвал всех участников кружка рисования не для того, чтобы обсуждать ваши проблемы!»

Дженсон, в ужасе: «Про пятна на Солнце?! Они наконец…»

Мистер Рамирез, раздраженно: «Нет, не про пятна на Солнце, Дженсон! Сядь на место!»

Шаг 2. Раскадровка

Как говорит Светлана, она делает ее очень приблизительной, иногда это просто наброски людей с ручками-палочками. На этом этапе иллюстратор разрабатывает позы персонажей, расположение панелей, речевые пузыри и сам сценарий. Обычно рисует на листах для принтера формата А4 — их легко найти.

Шаг 3. Карандаш

Сначала рисуйте карандашом. Рисовать можно на обычной бумаге. Старайтесь не привязываться к своим инструментам, на случай, если они потеряются. Бумагу и карандаш легко найти в любом канцелярском магазине, дома или в школе.

Шаг 4. Обводка

Многие художники предпочитают обводить тушью нарисованные карандашом черновики. Светлана поступает иначе — сканирует рисунки и применяет non photo blue фильтр. Затем распечатывает и обводит тушью (так у иллюстратора сохраняются страницы и в карандаше, и в туши). Обводка после non photo blue хороша тем, что при сканировании в Bitmap/BSW-режиме голубой не проявляется. Поэтому подтирать карандашные линии не придется.

Когда обведенные страницы отсканированы, можно раскрасить их в графическом редакторе. Попробуйте использовать планшет для рисования и графическую программу.

Еще 2 хитрости

1. Когда рисуете обстановку, подумайте, как она соотносится с героями. Так, в комиксе «Правила выживания в школе» кабинеты кружка рисования и научного кружка соответствуют характеру преподавателей.

Вот кабинет мистера Рамиреза — симпатичного, рассеянного, непостоянного, творческого человека.

А это — кабинет естественных наук. Здесь порядок и чистота, что соответствует характеру мисс Тобинс — самого рационального и организованного человека, которого вы только встречали.

2. Продумывайте второстепенных героев: их истории, заморочки, мечты. В этом комиксе мы часто видим ребят из двух кружков и сотрудников школьной газеты. Так, Марибелла Самсон — талантливая и уверенная в себе ученица, которая готова бороться за право участвовать в фестивале школьных кружков. А Дженсон Грэм — смешной парень со странностями, которого беспокоят пятна на солнце и история о роботах школьной столовой, которые вышли из подчинения.

Короткие советы тем, кто учится рисовать



Комикс, который научит тебя рисовать

Если юный художник еще не успел отработать навыки рисования, стоит потратить на это время. Например, можно поучиться вместе с Дэвидом — героем книги «Комикс, который научит тебя рисовать» (от художника Марка Крилли). Вот несколько коротких советов:

  • Обращайте внимание на форму предмета, который рисуете.
  • Соблюдайте пропорции.
  • Измеряйте на глаз. Например, когда рисуете ремешок часов, подумайте: сколько бы циферблатов поместилось с одной и с другой стороны?
  • Замечайте ошибки.
  • Не давите сильно на карандаш (потом замучаетесь стирать:-))
  • Обращайте внимание на негативное пространство — пространство между или вокруг объекта/объектов рисунка.
  • Показывайте объем с помощью штриховки (когда нужно добавить тень, беритесь за кончик карандаша и наклоняйте его под острым углом к бумаге, ускорьтесь, чтобы штрихи выглядели увереннее).
  • Не рисуйте контур сразу, а делайте набросок — не нужно углубляться в детали, изобразите основные формы. Начинать с деталей рискованно: можно изобразить их точно, а пропорции исказить, или техника изменится в процессе рисунка и верхняя часть будет отличаться от нижней. Смысл в том, чтобы одновременно работать над всеми элементами рисунка.
  • Чтобы нарисовать тени, найдите источник света. Тени будут там, куда он не достает. Обращайте внимание на насыщенность теней.

Вот еще один совет: первый комикс вполне можно нарисовать без компьютерных программ и сканирования. Обводите контуры гелевой ручкой, раскрашивайте иллюстрации прямо на бумаге, воспользуйтесь цветными карандашами или фломастерами. А когда почувствуете, что дело пошло, используйте профессиональные средства.

По материалам книг «Правила выживания в школе», «Комикс, который научит тебя рисовать»

Обложка поста — иллюстрация из книги «Правила выживания в школе»


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Комиксы легко вызывают у нас широкий спектр эмоций. Будь то смех, грусть, интрига, восторг или другие эмоции — силу, которой обладают эти истории в картинках, нельзя отрицать. Создание собственного комикса может стать полезным опытом. Кроме того, нарисовать комикс гораздо легче, чем вы думаете. Если у вас есть идея, просто следуйте следующим шагам, чтобы воплотить ее в реальность.

  1. Изображение с названием Make a Comic Step 1

    1

    Выпишите основные положения. Грубо говоря, комикс — это обычная история, изложенная в виде последовательных картинок. А значит, комикс не сильно отличается от других форм написания историй, которые должны соответствовать определенным условиям.

    • Начало. Каждая история должна с чего-то начинаться. Даже если ваша история рисуется на белом фоне, это уже что-то. Для начала вам нужно определиться с фоном, на котором будут происходить действия персонажей. В зависимости от истории, фон может стать неотъемлемой частью рассказа.
    • Персонажи. Вам нужны действующие лица для вашей истории. Ваши персонажи развивают события, проговаривают диалоги, они — это связующее звено с читателем. Развивайте историю своих персонажей с течением времени. Это особенно важно для долгоиграющих историй.
    • Конфликт. Для развития каждой истории нужен конфликт. Это основа истории, причина, объясняющая действия главного героя. Конфликт может быть простым, как проверка электронной почты, или охватывающим вселенские масштабы со спасением всех миров.
    • Тематика. Тематика зависит от читательской аудитории. Если вы пишете смешную историю, какие шутки будут уместны? Если пишете любовную историю, какой урок любви можно вынести из этого?
    • Атмосфера. Это энергетика вашего комикса. Вы пишете комедию? Или ваша история больше похожа на драму? Может, вы хотите рисовать картинки, охватывающие актуальные проблемы? Возможности бесконечны. Совместите комедию и драму, напишите роман с ноткой триллера.
    • Передавайте атмосферу при помощи диалогов, вставок текста и наглядно.
  2. Изображение с названием Make a Comic Step 2

    2

    Пишите о том, что знаете. Это один из лучших способов сделать комикс правдоподобнее. Это также поможет вам не потерять себя в процессе создания и убережет от слепого копирования уже имеющихся комиксов. [1]

  3. Изображение с названием Make a Comic Step 3

    3

    Выберите стиль. Так как вы создаете комикс, внешний вид будет первым, на что обратит внимание читатель. Выберите стиль, который будет сочетать характер вашей истории и картинки у вас в голове.

    • Экспериментируйте с несколькими стилями, пока не найдете подходящий. Существует множество популярных стилей, которые вы можете использовать для практики, чтобы потом адаптировать под себя. Например:
      • аниме/манга;
      • капитан Америка;
      • иллюстрации;
      • черно-белый;
      • графика;
      • комикс.
    • Драме обычно требуется больше наглядности, нежели комедии. Хотя, как и в любом правиле, здесь тоже существуют свои исключения.
  4. Изображение с названием Make a Comic Step 4

    4

    Выберите формат. Обычно это однокадровые, многокадровые или книжки-комиксы. Экспериментируйте с разными форматами, пока вы не найдете тот, который подходит для расстановки персонажей, следует сюжетной линии и соответствует фону.

    • Однокадровые комиксы — типичный пример комедии. Для этих комиксов не нужно много приготовлений. Шутка основана на одном-двух предложениях в диалоге. Обычно такие комиксы освещают актуальные проблемы или новости, имеют политический контекст.
    • Многокадровые комиксы — это линия последовательных картинок. Хотя не существует ограничений или правил о длине ленты, обычно она включает в себя 2–4 кадра с парой реплик в каждом. Это наиболее популярный вид комиксов, так как у них есть сюжетная линия, однако достаточно короткая, чтобы выпускать комиксы регулярно.
    • Книжки-комиксы или графические новеллы требуют большего содержания сюжета на странице и обычно повествуют долгие, более связные истории.

    Реклама

  1. Изображение с названием Make a Comic Step 5

    1

    Напишите сценарий. Длина и количество деталей будет зависеть от стиля вашего комикса. В однокадровом комиксе достаточно пары реплик. Однако все равно стоит все записать, чтобы оценить, как будет читаться история.

    • Разбейте сценарий на фрагменты в рамках. Каждая рамка — отдельная сцена. Так, вы сможете управлять течением истории.
    • Убедитесь, что диалог не заполняет бо́льшую часть рамки. Комиксы основаны на визуальном восприятии, поэтому большинство действий должно быть передано при помощи картинок.[2]
  2. Изображение с названием Make a Comic Step 6

    2

    Набросайте эскизы рамок. Не вдавайтесь в детали, точные размеры и соблюдение качества. Это всего лишь набросок. Так, вы сможете визуализировать сценарий.[3]

    • Обратите внимание на расположение персонажей в рамке, на место действия и то, как уместить диалог в процессе рисования.
    • Сделав набросок, подумайте, стоит ли менять порядок картинок или же необходимо внести другие изменения.
  3. Изображение с названием Make a Comic Step 7

    3

    Убедитесь, что рамки расположены удобно для чтения. Всегда помните, что читатели двигаются слева направо и сверху вниз. Используйте разные размеры и формы рамок, чтобы помочь читателю следовать сюжету.

  4. Изображение с названием Make a Comic Step 8

    4

    Поэкспериментируйте с разным использованием текста. Помимо диалогов, текст также может быть внесен и другими способами. Например:

    • текстовое облачко для мыслей персонажа;
    • прямоугольники помогают рассказчику указать место действия или описать другие важные детали;
    • звук можно проиллюстрировать с использованием нарисованных нот;
    • восклицания можно поместить за рамки речи, чтобы добавить эмоциональности.
  5. Изображение с названием Make a Comic Step 9

    5

    Подумайте, каждый ли кадр имеет значение. В фильмах вам необязательно сохранять сцены, не имеющие отношения к сюжету или развязке. В комиксах то же самое. Не бойтесь удалять, менять или корректировать сомнительные кадры.

  6. Изображение с названием Make a Comic Step 10

    6

    Поэкспериментируйте со структурой рамок. Многие успешные идеи проваливаются из-за оформления. Не бойтесь исследовать или пробовать различные оформления. Главное, помните, они должны соответствовать духу вашей истории.

    Реклама

  1. Изображение с названием Make a Comic Step 11

    1

    Создайте рамки. Используйте линейку для создания рамки. Используйте подходящую бумагу. Для панелей с нестандартными углами и тех, что не вписываются в общий контекст, используйте отдельные листы. Вы сможете объединить их после сканирования.

    • Если вы создаете комикс для газеты, уточните необходимые размеры как для рамок, так и для всего комикса. Возможно, вам придется рисовать в двойном размере, что потребует прорисовки больших деталей.[4]
    • Интернет-комиксы могут быть любых размеров, однако вам стоит учитывать размеры среднестатистических мониторов, чтобы у читателя не возникло проблем при просмотре. Ориентируйтесь на разрешение 1024x 768.
      • Большинство читателей не любит скролить вправо или влево, чтобы увидеть весь комикс. Помните об этом при его создании. Двигаться сверху вниз более приемлемо.
  2. Изображение с названием Make a Comic Step 12

    2

    Начните добавлять содержание в рамки. Рисуйте так, чтобы в последствие было легко стереть или исправить детали. Продолжайте до тех пор, пока не придете к финальному завершению.

    • Убедитесь, что вы оставили достаточно места для диалога. Обозначьте облачка, прямоугольники и другие тестовые оформления.
  3. Изображение с названием Make a Comic Step 13

    3

    Обведите финальный вариант. Большинство создателей комиксов обводит карандаш ручкой. После чего карандаш стирают. Не торопитесь и тщательно отредактируйте работу.

    • Добавьте диалоги, если вы хотите сделать текст рукописным. Внесите необходимые коррективы при добавлении. Возможно, у вас появятся новые идеи, когда вы будете переносить все на комиксы. Хорошенько все продумайте.
  4. Изображение с названием Make a Comic Step 14

    4

    Отсканируйте комикс. Закончив обводить, вы можете отсканировать комикс на свой компьютер. Это поможет вам добавить печатные диалоги, а также внести цвета на картинки, если захотите. Кроме того, так его будет проще опубликовать онлайн.

    • Сканируйте в разрешении 600 DPI (точек на дюйм). Так, ваши рисованные линии не будут повреждены.[5]
    • Если ваш комикс слишком большой, чтобы отсканировать его за раз, сканируйте по частям, а затем соедините их при помощи фотошопа.
    • При сканировании черно-белых изображений, не забудьте выбрать опцию «градация серого». Особенно эта функция важна для рисунков, где много теней.
  5. Изображение с названием Make a Comic Step 15

    5

    Подчистите изображение. Как только вы отсканировали комикс, вы можете удалить мелкие ошибки про помощи Photoshop. Кроме того, вы можете добавить дополнительные тени или толстые линии.

  6. Изображение с названием Make a Comic Step 16

    6

    Создайте собственный шрифт. Один из способов выделить свой комикс на фоне остальных — использовать персональный шрифт. В интернете можно найти множество доступных программ для создания личного шрифта. Одна из наиболее популярных — FontCreator.

    • При создании шрифта учитывайте как визуальный, так и письменный стили. Вы можете использовать разные шрифты для каждого персонажа, однако чрезмерная вариация шрифтов, скорее всего, будет лишь отвлекать и раздражать.
  7. Изображение с названием Make a Comic Step 17

    7

    Добавьте диалоговые окна и текстовые облака в Photoshop.

    • Сначала сверху идет слой с текстом, затем речевое облако и следом ваш рисунок.
    • Перейдите в параметры наложения слоя с речевым облаком, кликнув по нему правой кнопкой мыши и выбрав нужный пункт. Разные режимы позволяют придать облаку разный контур. Выберите «Обводка» и выставьте следующие параметры:
      • размер: 2 пикс.;
      • положение: внутри;
      • режим наложения: нормальный;
      • непрозрачность: 100 %;
      • тип обводки: цвет;
      • цвет: черный.
    • Введите текст на текстовом слое. Этот текст будет внутри речевого облака. Вы можете использовать свой шрифт или шрифт из перечня имеющихся. Comic Sans наиболее популярен.
    • Выберите слой с речевым облаком. Используйте инструмент «Овальная область» для создания облака вокруг введенного текста. Поместите курсор в центре текста, и, удерживая клавишу Alt, равномерно растяните область выделения.
    • Используйте инструмент «Прямолинейное лассо». Зажмите клавишу Shift и создайте остроугольный треугольник в выбранной области.
    • Передний фон залейте белым.
    • Нажмите Alt+Del, чтобы заполнить выделенную область на слое с речевым облаком. Автоматически будет создан контур; на этом работу над речевым облаком можно считать завершенной.
  8. Изображение с названием Make a Comic Step 18

    8

    Раскрасьте комикс. Это необязательно — многие успешные комиксы нарисованы в черно-белом варианте. Вы можете как раскрасить комикс вручную, так и использовать цифровые технологии после сканирования.

    • Все больше и больше комиксов раскрашивают при помощи электронных программ.
    • Помните, что читатель охватывает всю картинку целиком. Как комикс, так и рамку. Старайтесь придерживаться единой цветовой гаммы, чтобы рамки не отвлекали взгляд.
    • Используйте шкалы для выбора цвета, чтобы убедиться, что цвета выглядят гармонично.
      • Противоположные друг другу цвета на шкале представляют высокий контраст. Их сочетание в комиксе должно быть сведено к минимуму.
      • Сходные цвета находятся рядом друг с другом, и обычно их сочетание приятно для глаз.
      • Троичные цвета расположены равномерно на шкале. Обычно один из них используется в качестве доминантного цвета, а два других вспомогательные.[6]

    Реклама

  1. Изображение с названием Make a Comic Step 19

    1

    Загрузите изображение на сайт и распространите ссылку. Лучше всего выбрать бесплатный хостинг, если вы хотите, чтобы вашу картинку увидели только друзья и родственники.

    • Отправьте ссылку кому захотите, сделайте запись в социальной сети вместе со ссылкой. Найдите специальный форум и поделитесь ссылкой с участниками.
  2. Изображение с названием Make a Comic Step 20

    2

    Создайте профиль на DeviantArt. DeviantArt — это один из самых популярных сайтов, где люди выкладывают свои работы. Там вы найдете целые секции, посвященные мультфильмам и комиксам. После того как вы опубликуете комикс, поклонники могут оставить свои комментарии, предоставив вам шанс взаимодействовать с аудиторией.

    • Вы также можете общаться с другими художниками на сайте, которые могут дать вам новые идеи или советы для вашего будущего творчества.
  3. Изображение с названием Make a Comic Step 21

    3

    Создайте собственную интернет-страничку. Если у вас имеется достаточно материала, чтобы поделиться им с миром, создайте свою страничку. Конечно, это будет отнимать время и требует упорства и много работы над продвижением, чтобы получить ощутимые плоды.

    • Ваш сайт должен быть хорошо оформлен. В противном случае читателям будет неинтересно, и вы потеряете свою аудиторию. Выделите время на изучение веб-дизайна и информации о стиле и оформлении сайтов с комиксами.
    • Потратьтесь на профессиональный дизайн сайта. Это дешевле, чем вам кажется, особенно если вы выберете начинающего дизайнера. Вы можете поискать желающих на сайте DeviantArt, заодно изучив работы человека.
    • Часто обновляйте контент. Вся суть в том, чтобы заставить людей возвращаться. Установите для себя распорядок. Если читатели будут знать, когда появится обновление, они будут чаще возвращаться и без рекламы с вашей стороны.
    • Общайтесь со своими читателями. Ведите блог, помимо простого выкладывания комиксов. Отвечайте на вопросы и комментарии читателей. Так, вы построите крепкую связь со своими поклонниками, которые обеспечат вам дополнительную рекламу.
  4. Изображение с названием Make a Comic Step 22

    4

    Отправьте комикс в агентство печати. Если считаете, что ваша работа достойна печати в газете или журнале, поговорите с агентством. Однако не забывайте, что конкуренция очень высока.[7]

  5. Изображение с названием Make a Comic Step 23

    5

    Отправьте комикс в издательство. Если вы рассматриваете свою работу в качестве традиционной книжки-комикса или графического рассказа, обратитесь в издательство. Однако помните, что поначалу вам нужно создать себе имя, чтобы ваши работы были на виду и на слуху. В противном случае вас, скорее всего, не воспримут серьезно.

  6. Изображение с названием Make a Comic Step 24

    6

    Опубликуйте сами свой комикс. Эта тенденция становится все более популярной. Вам может помочь Amazon’s CreateSpace.

    Реклама

Советы

  • Поищите вдохновение в любимых комиксах.
  • Проверьте орфографию! Если вы не уверены в написании в того или иного слова, сверьтесь со словарем. Вы также можете использовать специальные программы для проверки написания.
  • Рисуйте то, что у вас лучше всего получается. Это лучше и проще, нежели стараться нарисовать то, что не пробовали раньше.
  • Составьте план перед началом работы. Сделайте несколько эскизов и набросков, прежде чем сразу перебегать к концовке.
  • Вы можете сделать свой комикс как усложненным, так и очень простым. В конце концов, это же вы создатель!
  • Не расстраивайтесь, если ваш первый комикс не оправдал ваши ожидания. Все приходит с практикой!
  • Поделитесь с кем-нибудь своей идеей. Порой второе мнение помогает выявить незаметные упущения, а дельные предположения и советы могут помочь сделать комикс лучше. Иногда создатели комиксов так увлекаются, что не замечают очевидных вещей.
  • Придерживайтесь своей аудитории. Если вы создаете комикс для подростков, не заканчивайте детской концовкой. И наоборот.
  • Если вы планируете рисовать одного и того же персонажа из раза в раз, не усложняйте его. Так будет проще не только вам, но и читателям.
  • Для практики начните с небольших комиксов. Для начала отлично подойдут фанфики — в них не нужно придумывать новых героев и развитие сюжета. Однако и для них понадобятся навыки письма, форматирования и рисования.

Реклама

Предупреждения

  • Порой необходимо какое-то время, чтобы ваш комикс заметили. Не сдавайтесь слишком быстро!
  • Будьте осторожны и не копируйте в наглую чью-то идею! Одно дело вдохновляться чьими-то работами, а другое — присваивать их себе. Будьте изобретательны!

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 221 460 раз.

Была ли эта статья полезной?

От прессы до художественной литературы и отмененных сезонов телешоу — современные комиксы попадают в центр внимания в любой области. Они могут быть смелыми, забавными или откровенными и не меньше любых других форм искусства обладают той нарративной силой, что может заставить вас плакать и смеяться или же разбить вам сердце.

В прошлом сильно недооцененный и пренебрегаемый жанр, сегодня комикс переживает настоящий ренессанс в современной культуре — во многом благодаря огромному успеху супергеройских блокбастеров. Эта статья написана по мотивам мастер-класса Нила Геймана, автора одного из самых популярных комиксов «Песочный человек». Вы узнаете, как написать собственную книгу комиксов с полезными советами на каждом этапе: от скрипта вашего будущего комикса до раскадровки и рисования.

Нил Гейман

Что такое книга комиксов?

Комиксы — это визуальная форма сторителлинга, в которой изображения соседствуют с текстом. Они чаще всего представлены в виде последовательного ряда рамок, в каждой из которых происходит одно сюжетное действие (например, один момент, один вид или заявочный план вашей истории). 

Этот вид искусства по своей природе располагает к инновациям и художественному самовыражению, позволяя авторам экспериментировать на каждой странице.

Нил Гейман, популярный писатель и автор нескольких книг комиксов, говорит: «Когда вы работаете с комиксами, то попадаете на принципиально иную территорию… Здесь вы можете использовать изображения и слова, чтобы сказать читателю то, что невозможно передать ни в прозе, ни в кино».

Когда книги комиксов впервые стали популярными?

Так называемый золотой век комиксов пришелся на 1930–1950-е годы, когда в каноне жанра прочно обосновались супергерои. В эту эпоху появились самые знаменитые персонажи комиксов, такие как Супермен, Бэтмен, Человек-Паук, Капитан Америка, Чудо-женщина и многие другие.

После Второй мировой войны супергерои вышли за пределы комикса и населили такие жанры, как роман, вестерн и научная фантастика.

В современную эпоху (с 1980-х годов) комиксы переживают настоящий бум, поскольку независимые издатели и интернет позволили прежде неизвестным авторам найти свою аудиторию.

Разворот из комикса Нила Геймана «Песочный человек»

Какие элементы включает в себя хорошая книга комиксов?

Книга комиксов — это чаще всего сложный комплекс элементов, которые позволяют вам рассказать историю.

  • Панель (англ. Panel). Это одна иллюстрация на странице, обычно ограниченная рамкой. Книга комиксов состоит из одной или множества панелей. Каждая из них движет историю вперед, изображая персонажей в действии или диалоге.  
  • Канавка (англ. Gutter). Это пространство между панелями. Канавки могут быть широкими или узкими и влияют на то, насколько легко будет читать каждую страницу.
  • Ряд (англ. Tier). Набор панелей, расположенных в один ряд.
  • Полосной кадр (англ. Splash page). Изображение на всю страницу, которое чаще всего расположено в начале комикса, чтобы представить историю и задать определенные настроение и сеттинг.
  • Разворот (англ. Spread). Иллюстрация, которая занимает больше одной страницы.
  • Авторский текст (англ. Caption). Специальный блок в стороне от панели, в котором обычно авторский голос дает контекст происходящего.
  • Пузырь/шар (англ. Speech bubble/balloon). Здесь помещаются реплики персонажей. У каждого пузыря есть свой «хвост», который указывает на говорящего.

Что нужно для создания комикса?

Хотя вполне возможно создать книгу комиксов самому, это довольно редкий талант. Писать комиксы — тяжелая и требовательная работа. Большая часть авторов создают историю, а затем работают с другими мастерами, чтобы превратить ее в полноценный комикс.

Вот пример людей, которые могут принимать участие в создании комикса:

  • Писатель. Писатель создает такие элементы истории, как сюжет, сеттинг, герои, конфликт и диалоги. Он также подготавливает черновик и скрипт, на основе которых работают другие мастера.
  • Редактор. Каждому хорошему писателю нужен редактор. В идеале последний должен хорошо знать автора и понимать его цели, но также и предлагать взвешенную критику, особенно если что-то в истории требует корректировки.
  • Художник. Художник переводит инструкции писателя на язык иллюстраций. У него есть возможность придать более тонкое измерение простым указаниям. Например, строчка «герой смотрит прочь» может быть передана миллиардами различных способов: с грустным выражением лица, с лицом в тени или, возможно, слегка наклоненной головой персонажа. Таким образом художник сообщает авторскому сценарию свою креативную интерпретацию.
  • Художник-шрифтовик. Шрифтовик передает историю через разные шрифты и каллиграфию. Подзаголовки, звуковые эффекты, диалоги внутри пузырей — все это часть работы шрифтовика. Он также окрашивает чернилами карандашные линии художника.
  • Художник-колорист. После того, как история нарисована и окрашена чернилами, колорист заполняет черные и белые линии цветами. На заре комиксов это делалось при помощи кисточки и красок. Сегодня некоторые колористы все еще делают все своими руками, тогда как другие перешли на цифровые средства: оба варианта одинаково хороши, все зависит от индивидуального стиля и предпочтений.

10 примеров великих комиксов

  • «Action Comics» (№ 1, 1938), издательство DC Comics
  • «Two-Fisted Tales» (№ 25, 1951), Харви Курцман
  • «The Acme Novelty Library» (№6, 1965), Крис Уэр 
  • «Fantastic Four» (№51, 1966), Стэн Ли и Джек Кирби
  • «Watchmen» (1986), Алан Мур (на русском «Хранители», издательство «Азбука-Аттикус»)
  • «Maus» (1980), Арт Шпигельман (на русском «Маус», издательство Corpus)
  • «The Sandman: Preludes and Nocturnes» (1989), Нил Гейман (на русском «Песочный человек», издательство «Азбука-Аттикус»)
  • «The Walking Dead» (2003), Роберт Киркман (на русском «Ходящие мертвецы», издательство «Комильфо»)
  • «Fun Home» (2006), Элисон Бекдел (на русском «Веселый дом», издательство «Бумкнига»)
  • «Lumberjanes» (№1, 2014), Грейс Эллис и Ноэль Стивенсон (на русском «Дровосечки», издательство «Boom! Studios»)

Как придумать идею для комикса за четыре шага

В независимости от того, ищете ли вы идею для небольшого комикса или целой книги, попробуйте для вдохновения использовать эти советы.

1. Подумайте о небольшой истории, которая будет особенно хорошо работать визуально. Вам потребуются динамичные и простые моменты, герои, которые больше и «круче», чем в простой жизни, и много диалогов. Если вы уже работаете над романом, то попробуйте в качестве креативного упражнения приспособить ваших героев и сеттинг под форму комикса.

2. Затем набросайте черновую структуру вашего комикса. Придумайте цепляющее начало, главные сюжетные точки, кульминацию и разрешение конфликта.

3. Напишите короткие биографии ваших главных героев. Кто они? Чего они хотят? В чем их сила и слабость? Где они начинают и где заканчивают в вашей истории? С каким главным конфликтом они сталкиваются и как они его преодолевают?

4. Подумайте о необычных обстоятельствах и таких мощных и эмоционально заряженных сюжетах, как любовь, смерть, ярость, добро, зло. Как они будут представлены в вашем комиксе?

Как структурировать комикс в три акта

Как фильмы и другие нарративные формы, большинство комиксов следуют трехчастной структуре:

  • Первый акт. Представление центральных героев, а также сеттинга, настроения и главного конфликта вашего комикса.
  • Второй акт. Развитие героев, индивидуальные сюжетные арки, неудачи, вызовы, обучение и кульминация.
  • Третий акт. Разрешение конфликта после кульминации, в ходе испытания герои претерпевают значительные изменения и получают некоторый опыт.

Наброски к новому комиксу Нила Геймана

Как набросать комикс за шесть шагов

Этот пошаговый гайд по созданию комикса предлагает в своем мастер-классе признанный автор, обладатель многих наград Нил Гейман.

1. Подготовьте бумагу. Возьмите пачку (страниц пятнадцать) и соедините их на манер книги комикса.

2. Пронумеруйте страницы. Это поможет вам понять, что должно идти на каждой странице. После того, как вы наметите начало и конец, вам будет легче ориентироваться в оставшейся части.

3. Определите ударные точки вашей истории. Для начала отведите каждой такой точке по одной странице, хотя некоторые сильные эпизоды могут занимать несколько страниц. Набросайте узловые моменты истории на каждой странице.

4. Превратите ударные точки в панели. Начиная с первой страницы, определите, как вы будете использовать каждую панель для того, чтобы рассказать определенную часть истории. Помните о том, сколько и какой информации вы должны рассказать на каждой странице, и постарайтесь распределить пространство соответствующим образом (попробуйте поиграть с размерами панелей и дать больше места ударным эпизодам, особенно вводным, и меньше места — тем сценам, что не требуют большого количества деталей).

5. Набросайте основное действие и напишите диалоги. Этот черновой вариант увидите вы и только вы: это могут быть схематичные человечки или символы, главное, чтобы вы сами понимали их значение и что должно быть в каждой панели. Подумайте, что должно быть в ваших диалогах, чтобы они помогали читателю органично переходить от одной панели к другой. В каждой панели добавьте сопроводительные подписи к картинкам.

6. Напишите сценарий! Используя миниатюры как стартовую точку, напишите полный сценарий истории, который затем когда-то окажется в руках художника. Следуйте от одной панели к другой, связывая друг с другом различные точки зрения, сцены, описания героев и диалоги. Представьте, что этот сценарий — ваше письмо художнику, в котором вы даете всю информацию, которая нужна ему для того, чтобы перевести на визуальный язык ту историю, что пока находится только в вашей голове.

Комиксы с каждым годом набирают популярность, и совершенно разные люди примыкают к этой сфере, пробуя нарисовать что-то свое. Мы попросили отечественных художников рассказать о том, какие трудности ждут начинающих авторов, желающих создать свой комикс.

Создание комикса — это очень кропотливая работа, которая требует от человека комплексоного подхода. Не зацикливаться на мелочах, а стараться воспринимать все этапы подготовки и работы одинаково, потому что комикс — это совокупность всех его частей, а не только рисунок или его сюжет.

Мы попросили двух отечественных художников на основе своего опыта рассказать о том, как создаются комиксы. Дмитрий Феоктистов и Евгений Францев — художники, которые работали над отечественным комиксом-вестерном «Фронтир» (кстати, недавно у нас вышло интервьюс Дмитрием, посвященное этой работе).

Учимся рисовать комиксы: экспресс-курс и советы художников - фото 1

Дмитрий Феоктистов

На что в первую очередь стоит обращать внимание перед работой над комиксом

Когда возникает желание создать комикс, главная задача — помнить, что комикс это не набор рисунков, а история, которая должна быть рассказана.

Поэтому крайне важно в начале работы иметь точное понимание развития истории. Не важно, короткая она или длинная. На крайний случай желательно иметь хотя бы раскадровку будущего комикса. Отдельный момент, который очень важно отметить — процесс создания комикса занимает большое количество времени, и психологическая готовность к такой работе тоже необходима.

Комикс — это история, и поэтому очень важно, чтобы она была интересной.

Интересной историю не сделают необычные локации или стильный рисунок. Главное — крутые и необычные персонажи. Мне кажется, что любые огрехи в технике и исполнении читатели могут простить, если им было интересно наблюдать за развитием персонажей, их приключениями и действиями. В ином случае у вас получится либо набор красивых картинок, либо же сухая и скучная история.

Многие говорят, что художник лучше рисует то, что ему интереснее и ближе всего. С одной стороны — это абсолютная правда, с другой — каждая история имеет свою атмосферу и изюминку.

И вот как раз процесс «вхождения» — самый интересный в работе над комиксом. Прочувствовать атмосферу комикса, персонажей, сделать самую дикую фантазию реальностью — это задача каждого художника комиксов. И тут, как и в любом творческом процессе, новые и непонятные задачи дают гораздо больше пользы, чем зазубенные и привычные сюжеты и декорации. В свое время я проводил безумное количество времени в поисках различных референсов — от выбора типажей бывалых проституток до номерных знаков штата Иллинойс. Так что не стоит смотреть историю браузера художников комиксов!

С чего начинается работа над комиксом

Каждый комикс начинается с идеи. Иногда у тебя в голове появляется какая-то сцена или событие, которое тянет за собой весь остальной материал. Иногда это образ главного героя.

Если говорить о работе над готовым чужим сценарием, то практически одновременно идут процессы поиска дизайна персонажей и раскадровка будущего комикса.

Зачастую при работе над готовым сценарием художник и сценарист создают творческий дуэт. В своей работе я еще не сталкивался с жесткими ограничениями над сценарием — ни с отечественными, ни с зарубежными авторами. Но очень важно не забывать, что главная задача художника — нарисовать, а не написать. И каждая правка, каждое изменение должно все же опираться на реальные основания, а не быть только капризом художника. Хотя и такое бывает!

Чтобы комикс было удобно читать — его панели нужно удобно расположить. Грубо говоря, еще на этапе раскадровки вы сами должны испытать каждую страницу. Идите глазами по панелям, по пузырям текста, прослеживая путь взгляда вашего читателя.

Есть огромное количество пособий от известных художников, но без большого опыта чтения комиксов вы не сможете решать подобную задачу на интуитивном уровне.

С появлением персональных компьютеров все немного изменилось — раньше текст в пузырях для комиксов писался вручную и приклеивался к готовым компасным страницам. Сейчас же, леттеринг стал практически поголовно цифровым процессом. Осталось очень мало авторов, которые берут текст в свои руки, в прямом и переносном смысле. Но это не меняет необходимости помнить о тексте при рисовании комикса. Я на первых комиксах периодически забывал об этом и приходилось менять композицию сцены или даже перерисовать ту или иную панель.

Степень проработки рисунка и его, скажем так, академичности — вопрос сугубо технический.

Почти каждый художник комиксов рисует в уникальном стиле, даже если основывается на опыте других художников. Если вы рисуете стрип с мультяшными, плоскими персонажами, то полностью проработанные фоны с тенями и полутенями будут смотреться тяжеловесно. Если же вы, как и я, пытаетесь работать в более реалистичном стиле — тени будут являться обязательным фактором, придающим рисунку объем и живость. Опять же, есть большое количество мэтров, которые рисуют тенями, а не линиями. Комиксы тем и прекрасны, что позволяют цвести тысяче цветов.

Как лучше работать новичкам

Я не сторонник жестких разделений на «цифру» и «традишку». В идеале — несмотря на различия инструментария — нужно уметь работать любым способом.

Но, положа руку на сердце, при всей моей любви к олдскульным инструментам — цифра сейчас становится доступнее и проще для работы над комиксами и иллюстрацией. Хорошая бумага, профессиональный инструмент и необходимость пространства для работы и хранения могут стать серьезной проблемой и строкой расходов для новичка. Надо понимать, что комиксы — это жесткие дедлайны, и с цифровыми инструментами их выдерживать намного проще.

Вне зависимости от того, на бумаге вы рисуете или на планшете — подготовка к печати будет производиться цифровым способом.

Для своей работы я пользуюсь Adobe Photoshop. Его мне вполне хватает для подготовки отсканированных страниц к печати. В свое время пробовал Sai — программа интересная и довольно удобная, поскольку именно рисовать в Photoshop для меня оказалось не очень удобно.

Важные этапы при создании комикса

(редакция)

Для начала, как выше отметил Дмитрий, вам нужно выбрать тему комикса и придумать историю, в которой вы сможете рассказать все, что хотите. Не стоит бояться вставить в комикс что-то лишнее. При работе вы сами уберете все ненужное, оставив только то, что соответствует вашему видению этой истории.

Дальше нужно составить план комикса. Это может быть как классический план, так и план в виде набросков. На этом этапе вам не нужно продумывать расположение панелей комикса, так как планирование расположения панелей на каждой из страниц будет позднее.

Решите — каким будет объем вашего комикса. Будет ли это веб-комикс, комикс-ваншот или начало большой серии. От размеров вашей истории зависит ее темп, количество панелей на странице и последовательность чтения.

Грубо говоря, в крупной серии сценаристы и художники могут позволить уделить целый разворот какому-то одному кадру. В ваншотах это сложнее, так как вы ограничены в объеме комикса.

Когда у вас есть история и ее примерный план, то вам нужно ответить на главный вопрос — способны ли вы сами реализовать его?

И здесь речь не о качестве вашего рисунка — некоторые комиксы притягивают своим минимализмом. Речь именно о соответствии ваших умений тематике вашего комикса. Уверены ли вы, что сможете нарисовать его таким, каким задумали?

Если вы определились со всем указанным выше и уже начали работу, то самое время убедиться, что вы не забыли все важные элементы: главных героев, фоны, место под пузыри с текстом и звуки.

Учимся рисовать комиксы: экспресс-курс и советы художников - фото 2

Если вы традиционный художник, то вам нужно пространство с хорошим освещением и просторным столом, где вы сможете работать. Комиксы не рисуются за компьютером и на коленке.

Ваша задача создать себе максимально комфортные условия для работы, в которых вы сможете настроиться на правильную волну и творить.

Если же вы предпочитаете рисовать в электронном виде, то вам может помочь графический планшет и хороший монитор. Например, мониторы линейки Ultrawide LG (наш обзор). Почему именно они?

  • Самое главное — у этой линейки отличная диагональ — от 29 дюймов (29UM59-P) до 38 (38UC99-W). Широкий угол обзора — до 178 градусов по вертикали и горизонтали — позволит вам держать на мониторе параллельно несколько открытых вкладок, которые помогут при работе над комиксом. Например, учебник по изобразительному искусству, ваш план-раскадровку, графический редактор — все это одновременно будет открыто на экране;
  • Разрешение экрана до 3840×1600 позволит вам не только умещать все необходимые для работы над комиксами программы параллельно на рабочем столе, но и держать вашу работу в максимально большом формате, чтобы можно было прорисовать все мелкие детали и фоны на панелях комикса;
  • Максимальная яркость экрана — 300 кд/м2, а контрастность — 1000:1, динамическая, и это вполне стандартные показатели, при которых вы получите отличный баланс белого и черного, а также яркие цвета, что, согласитесь, очень важно для художников. Кстати, все мониторы линейки Ultrawide LG с антибликовым покрытием, так что вы можете без проблем работать при любом освещении.

Галерея Учимся рисовать комиксы: экспресс-курс и советы художников - 2 фото

Евгений Францев

На что в первую очередь стоит обращать внимание перед работой над комиксом

Комиксы — вещь комплексная. Как часы — один винтик не вертится, и они стоят. Так и тут: если какой-то элемент сделан плохо или не производит нужного эффекта, то и комикс не работает. Как в кино — если в драматичной сцене будет играть веселая музыка, то зритель вряд ли заплачет или посочувствует героям фильма. Поэтому готовиться надо по-максимуму. Записать все идеи, заточить карандаши, запастись тушью. Хотя все учесть, конечно, невозможно.

Комиксы — это созерцательный вид искусства, поэтому визуал очень важен. Но если у комикса нет идеи, то не спасет и он.

Нужно понимать, что ты хочешь от своего комикса — вокруг чего будет крутиться сюжет, какие будут персонажи, какой будет история и как она будет выглядеть на бумаге. Даже если комикс делает ставку на картинку, это не значит, что все остальное отходит на второй план и можно меньше заморачиваться, например, с сюжетом.

Хороший художник хорошо рисует и то, что любит, и то, что не любит.

Потому что это его работа, и он должен относиться к ней ответственно. Конечно, приятно рисовать то, что сердцу ближе, но у заказчика комикса идеи и пожелания могут быть самые разные, и нужно их учитывать. А еще чем больше рисуешь — особенно в разных стилях — тем больше прокачиваешься. Но это не значит, что художники соглашаются на любую работу.

С чего начинается работа над комиксом

Самая важная часть комикса — это идея. Ее основой может стать все что угодно — от просмотренного фильма до закорючки на бумажке.

Но работа должна быть последовательной. Нельзя спонтанно менять внешний вид, характер, цели героя. Сценарий должен быть прописан от и до. Дизайны должны быть законченными, а раскадровка — понятной. В процессе чистовой отрисовки все еще может поменяться. Могут возникнуть новые идеи, которые повлияют на внешний вид комикса или на сюжет.

Забавно, что иногда крутые сцены рождаются из курьезов — например, невнимательности художника. В первой книге «Фронтира» в истории с доктором-злодеем Баффало должен был выбить дверь и закончить сцену в доме. Но я в процессе чтения сценария подумал, что дверь должен вышибать доктор — из помещения наружу. В итоге я сделал крутой разворот с этой сценой — и она вошла в финальную версию комикса.

Некоторые заказчики требуют беспрекословно следовать сценарию. А кто-то дает художнику свободу — главное, чтобы идеи не вредили повествованию.

Почти во все комиксы, над которыми я работал, я вносил какие-то изменения. В итоге они пошли только на пользу истории.

Художник — это и режиссер, и оператор. Он должен показывать то, что важно для продвижения сюжета, а не просто рисовать героя в эффектных позах. А если художник нарисовал крутой разворот, который никак не виляет на визуальное повествование — то это ошибка.

Учимся рисовать комиксы: экспресс-курс и советы художников - фото 3

Как лучше работать новичкам

Сложно ответить однозначно. Многие известные художники — ветераны и молодые — работают на бумаге. А кто-то, наоборот, в цифре. Кто-то комбинирует одно с другим: рисует на компьютере раскадровку, а распечатывает и обводит уже на бумаге.

Я всем советую начинать рисовать на бумаге: четче понимаешь формы предметов, объем, пропорции, перспективу. Это поможет рисовать в цифре в будущем. Но если кто-то принципиально хочет рисовать только в цифре — пусть делает.

Если работаешь над комиксом на бумаге — можно сразу рисовать пузыри от руки. А можно оставить для них место и добавить на компьютере в конце работы. Нельзя про них забывать.

Важно следить за пространством панели: там должна быть не только крутая картинка, но и место для текста. Иногда, конечно, хочется, чтобы пузырей не было. Чтобы все, что рисуешь, говорило само за себя или просто не нуждалось в словах.

Порядок панелей всегда ведет взгляд читателя. Это могут быть движения героев в определенном направлении или геометрические направляющие в задниках. Умение ненавязчиво вести читателя — это большое мастерство. А если приходится рисовать стрелочки — что-то пошло не так. Мне вообще сложно представить хороший комикс без теней. Без фонов еще можно, но не без теней. Майк Миньола, Френк Миллер мастерски пользуются тенями и создают с их помощью нужную атмосферу.

Ничего лучше Photoshop для обработки изображений пока не придумали. Еще хорошие редакторы — Manga Studio и более современный Clip Studio: они заточены специально под художников комиксов и манги, а еще у них много инструментов для анимации. Художники пробуют разные редакторы и выбирают для себя самые удобные. Мне, например, нравится Photoshop.

Учимся рисовать комиксы: экспресс-курс и советы художников - фото 4

Как донести ваш комикс до читателя

(редакция)

Сегодня существует множество способов показать свою работу. Главное — понять, насколько вы в ней уверены.

Если вы хотите издать свой комикс, чтобы он продавался в магазинах, то вам предварительно стоит дать его почитать не близким и друзьям, а совершенно посторонним людям, которые смогут максимально критично оценить ваш труд. И только после этого вам нужно решить, будет ваш комикс платным или бесплатным

Для бесплатной публикации вы можете использовать:

  • «ВКонтакте» — крупнейшая отечественная социальная сеть позволит вам как создать свое сообщество, посвященное вашему комиксу, так и использовать чужие, соответствующие тематике. Например, группу «Русские комиксы»;
  • Сайт «Авторский комикс» — самый большой в России и СНГ сайт, посвященный веб-комиксам. Здесь есть как новички, так и матерые художники, написавшие уже не один десяток комиксов. Есть и другие сайты подобного типа. Например, «Комиксолет»;
  • DeviantArt— самое крупное международное сообщество для художников. Вы можете публиковать там как фрагменты, так и полноценные страницы комиксов.

Для платной публикации вам стоит обратиться к издательствам комиксов:

  • Bubble. У крупнейшего российского издателя отечественных комиксов есть импринт — Bubble Visions, который выпускает готовые работы. Чтобы заинтересовать их комиксом, вы должны полностью его нарисовать;
  • Parallel Comics. Это издательство выпускает сборники отечественных комиксов, в которые у вас есть шанс попасть, если вы сможете заинтересовать составителей. Кстати, интервью с одним из них можно почитать вот тут.
  • Другие издательства. «Комильфо», «Белый Единорог», «КомФедерация», «Live Bubbles», «SPB Comics», «Комикс Паблишер» и другие. С каждым из них индивидуальные условия, и у вас есть шанс заинтересовать издателей, но это будет нелегко. Рынок отечественных комиксов сейчас не в лучшем состоянии.

Всем привет! Меня зовут Женя, в интернете я больше известна как turbo_errin.

Пару лет назад я выпустила свой первый, маленький комикс под названием «Драка века». А совсем недавно вышел мой первый серьезный комикс под названием «Клава и последняя жизнь».

В этой статье я расскажу про свой опыт создания и издания комикса. Как я делала всё, пункт за пунктом. Надеюсь, это кому-то поможет!

Погнали! 🙂

Комикс «Клава и последняя жизнь». Фото магазина комиксов «Маяк»

1. История

Это САМЫЙ ВАЖНЫЙ ЭТАП, на него необходимо обратить пристальное внимание! Каким бы качественным ни был рисунок, без хорошей основы комикс получится скучным.

Перед началом работы я обычно думаю, подходит ли формат комикса для моей истории? Может она будет смотреться выгоднее в виде рассказа, текстовой шутки или стендапа? Формат комикса отлично подходит для историй с яркой визуальной составляющей, когда происходящее легче нарисовать, чем описывать словами.

Почему я решила делать комикс:

  • его можно сделать в одиночку;
  • в моих руках лучшие спецэффекты мира, любые декорации и реквизит;
  • в моём распоряжении лучшие актёры мира, которые никогда не взбунтуются и не запросят дополнительный гонорар 🙂

2. Скелет сценария

Не получится сразу сесть и написать готовый сценарий с крутыми шутками и сюжетными поворотами. Во всяком случае, у меня не получается.

Поэтому я советую сначала набросать намеренно плохой скелет истории.

На этом этапе не важна логика или красота изложения — главное как можно скорее избавиться от пустого листа перед глазами! Мой принцип был такой: накидать базу, над которой впоследствии можно работать, чтобы было, что исправлять и улучшать.

Черновой скелет:

  • Клава (так зовут мою главную героиню) находит магическую консоль;
  • она косячит и мир рушится;
  • она исправляет ошибки и уезжает с принцем на белом коне.

Далее черновой сценарий нужно развить: какие-то пункты дополнить, а те, которые не продвигают сюжет или не знакомят читателя с важными персонажами — беспощадно ВЫРЕЗАТЬ! Нам потом это ещё и рисовать придется! Так что чем меньше лишнего, тем лучше 🙂

Не такой уж и черновой скелет:

  • Клава общается с незнакомцами и проявляет свои особенности;
  • Клава находит магическую игровую консоль, но не знает, что она магическая;
  • Клава ест и играет с котом (вычеркнуть);
  • Клава играет в эту консоль;
  • она опаздывает на работу и её увольняют;
  • она страдает (вычеркнуть). Она злится
  • она ссорится с друзьями и всех ненавидит;
  • теперь она страдает;
  • Клава играет в консоль и вдруг понимает, что она магическая;
  • Клава встречается с соседкой, которой потом никогда не будет в комиксе (вычеркнуть);
  • происходят магические события, которым Клава сначала рада, а потом пытается их отменить и исправить.

3. Готовый сценарий

Теперь можно тщательно прописать сценарий, с диалогами и прочими плюхами. Этот этап у меня не очень получается 🙂

Поэтому я стремлюсь показывать, вместо того чтобы рассказывать. В общем, я советую не размусоливать в диалогах то, что может быть понятно из иллюстраций.

На первом кадре текст дублирует иллюстрацию, на втором нет

Чтобы хоть как то облегчить себе работу над диалогами, я придумала каждому герою свою фишку, как они разговаривают и почему так.

Например, босс Клавы очень боится оскорбить окружающих, поэтому перед каждой фразой делает вежливые реверансы, пытаясь сгладить острые углы. Он очень нервничает и потеет, постоянно вытирает лоб и чешет затылок. А один из друзей Клавы не умеет играть в настолки, но сам себя считает супер стратегом, так что его бестолковая уверенность прослеживается во всех его фразах. И так далее.

4. Критика

Я советую дать почитать готовый сценарий своим друзьям И ВРАГАМ. Чем больше критики, тем лучше. У меня обычно так: первые две секунды после критики мне хочется обидеться, а потом я анализирую отзыв и пытаюсь понять, могу ли я исправить то, что людям не понравилось.

Обычно прошу быть очень строгими ко мне, плохой отзыв в конечном итоге гораздо полезнее хорошего. Есть, конечно, чрезмерно токсичные люди, которые не дают никакой полезной информации, просто гадят в душу и всё… но с ними ничего не поделаешь. Для себя я решила, что лучше с ними, чем без них.

5. Черновая раскадровка

Один из самых креативных этапов разработки комикса! Это наброски карандашом всех сцен комикса.

Я делаю их очень маленькими, например, на листе А4 я уместила восемь страниц! То есть каждая из них в четыре раза меньше конечного результата. Некоторые делают наоборот и рисуют раскадровку больше, чем итоговые страницы, но мне удобнее так.

Разбивать страничку на кадры — это целое искусство! Для каких-то комиксов подойдут квадратные кадры одинакового размера, но я старалась сделать их разными и следовать принципу «чем меньше деталек в кадре, тем сам кадр меньше». Я часто ошибалась с этим моментом, и в маленьком кадре у меня был детальный общий план города, а в огромном кадре на пол страницы красовалась крупная рожа главной героини 🙂

ВАЖНО! Старайтесь уместить на каждой страничке или развороте хотя бы один общий план, с детально прорисованным фоном. Это нужно для того, чтобы напомнить читателю о месте действия, помочь ориентироваться в пространстве и передать атмосферу сцены. Читатель может не обратить на это внимание, но его мозг — обратит и скажет «спасибо».

Во время раскадровки я заметила такую закономерность: на одну страницу сценария у меня приходится 4-5 страниц комикса. Но, безусловно, у всех это будет по-разному.

Западные комиксы читаются как книги, слева направо и затем вниз на следующую строку и так далее. Но! Будет идеально, если содержание каждого кадра укажет читателю, куда смотреть дальше. Это называется айфлоу, и у меня самой с этим проблемы. Я всегда держала перед глазами комикс «Шансы» Брайана Ли О`Мейли, смотрела, как он располагает кадры и делала похожим образом. Не самый лучший способ, но мне помогло!

6. Лайн

Это самый долгий и трудоёмкий этап, по крайней мере, для меня. Вам надо будет как-то перенести раскадровки в компьютер… У меня нет сканера, так что я просто сфотографировала всё на телефон. Вы можете рисовать чистовой лайн и от руки… но я вообще не представляю, как это возможно. При работе на компьютере можно в любой момент нажать «отменить», и об ошибке никто не узнает! Можно переставлять кадры местами или даже копировать один и тот же кадр в разные места комикса, хе хе хе, НО ЛУЧШЕ ЭТИМ НЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЯТЬ.

Немного технических подробностей. Я рисовала комикс в программе Photoshop, размер страницы у меня был 210х148 мм плюс внутри были поля, чтобы страничка не прилипала к краям и было место для подрезки кадра. 300 dpi, режим CMYK для обложки и градации серого для основных страниц.

Из типографии комикс вышел размером 198x144x9 мм, где 9 мм — это толщина комикса, то есть при рисовании обложки вам нужно учитывать это для ширины корешка 🙂

И ещё. Жуткая правда про общие планы в том… что Я НЕНАВИЖУ ИХ РИСОВАТЬ!

Это долго и муторно, а читатель пробегает по таким кадрам за пять секунд. Промучившись с честным расчетом перспектив и прорисовкой всяких деталек на зданиях я нашла такой вот чит: замоделить самые важные локации в 3D, с кубами вместо мебели и прочего.

Даже если сцена — это просто набор кубов, можно перемещать камеру между ними, выбрать нужный ракурс, и тогда не придётся беспокоится насчет построения перспективы! Так гораздо веселее и самое главное — быстрее.

Квартира Клавы в 3D. Проработана более тщательно, так как в ней Клава проводит много времени

Не для всех стилей нужна правильная перспектива и далеко не все умеют моделить, но общие планы нужны в любом случае. Можно использовать фотографии как референсы, но в таком случае я советую брать за основу кадры из мультиков или других комиксов. В них работа по минимализации реальности до самых важных элементов уже проделана за вас!

И не забудьте расставить текст в кадре перед началом отрисовки, так вы поймёте сколько примерно места он занимает.

7. Покрас (не лампас)

После этого я приступила к покраске. Я не очень дружу с цветом и тенями, у меня они занимают СЛИШКОМ много времени. Поэтому решила сделать свой комикс чёрно-белым, с оттенками серого! Для этого использовала разные скринтоны (ряды точек разного диаметра, в зависимости от толщины которых меняется степень серости). На бумаге они выглядят очень стильно, я их обожаю! Данный этап не очень долгий, но о-о-о-о-о-о-о-чень скучный. К счастью, это почти конец, комикс ПОЧТИ ГОТОВ!

8. Полировка

После этого я советую распечатать все странички, собрать их в папку, и впервые насладиться вашим творением. Я, к примеру, побегала с папкой на вытянутых руках по комнате и начала перечитывать комикс снова и снова. И так сто раз! Пока не возненавидела, и тогда стала отмечать прямо в нём что хочу изменить.

На этом этапе можно снова подключить друзей, врагов, и прочих диванных экспертов! Они с радостью расскажут, как надо было бы сделать, какие огрехи увидеть ещё в самом начале разработки и так далее 🙂

9. Издание

Чтобы найти издателя, можно отправить пару интересных сцен из комикса издателям на почту с кратким описанием, либо собрать весь комикс в pdf и также отослать. Или всё вместе: маленькая, но яркая сцена из комикса, которой вы гордитесь, вероятнее побудит издателя прочитать весь комикс, чем просто приложенный pdf.

Вот только у меня не было этой статьи, когда я искала издателя…

Поэтому я распечатала весь комикс на офисном принтере, сшила его нитками (так как 108 страниц — это слишком толсто для степлера) и поехала на фестиваль Бигфест летом 2018-го. Там я выловила издателей на фестивале, поболтала, вручила им свои самодельные версии комикса и поехала домой ждать ответа.

Издательство «Комфедерация» ответило быстрее всех! Там мне предложили сотрудничество, и комикс «Клава и последняя жизнь» увидел свет осенью 2018 года.

Будьте готовы, что издатель попросит нарисовать пару альтернативных обложек для лимитированных изданий. Я прохладно отношусь к такому, но коллекционерам нравится! На Микрокомиконе они иногда покупали и подписывали для себя все доступные варианты обложек.

Кстати о подписях. Будет круто, если вы сделаете для этих целей специальное место, где они будут смотреться красиво и уместно. А ещё милоты добавляет, если на форзаце тоже что-нибудь нарисовать.

На прошедшем в Питере Микрокомиконе я впервые сидела на аллее авторов, выступала на сцене, подписывала книжки и всё такое! Это уже не имеет дело к созданию комикса, но это важная эмоциональная точка в его разработке. Очень важно правильно отпраздновать завершение этого долгого пути, а как это сделать — личное дело каждого!

На этом я с вами прощаюсь, а сама буду думать дальше, как продвигать комикс. Если есть идеи — пишите в комментариях 🙂

Я желаю вам всем удачи и смелости, не бойтесь написать плохой сценарий и ошибиться, никто про это не узнает кроме вас! Не откладывайте ничего «на понедельник», начинайте прямо сейчас.

Всем пока!

Добавить комментарий