Юлия Лайши
Эксперт по предмету «Экономика»
преподавательский стаж — 5 лет
Задать вопрос автору статьи
Понятие бюджета государства
Определение 1
Государственный бюджет – это совокупность смет, охватывающих финансирование всех органов, ведомств и учреждений официальной власти, а также программ, реформ и иных политических действий.
Сущность бюджета заключается в балансе доходов и расходов определенного субъекта хозяйствования. Регулирование со стороны государства влияет на создание и развитие сильной социально-экономической системы общественных отношений. Для того, чтобы иметь возможность влиять на экономику страны, государство управляет денежными средствами бюджета. Средства бюджета государства формируются за счет обязательных платежей, проводимых всеми субъектами хозяйствования, расположенными на территории страны, за ее пределами, а также иностранными экономическими агентами при осуществлении импорта продукции и услуг.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Получить скидку 3 000 ₽
Средства бюджета государства идут на обеспечение работы аппарата управления. С его помощью осуществляется финансирование политических решений, реформ и преобразований в различных сферах жизни общества. Кроме того, государственный бюджет предоставляет доступ к общественным товарам и услугам для широкого круга потребителей.
Государственный бюджет России регулируется Бюджетным кодексом РФ. Его средства формируются децентрализованным и централизованным способом, при этом основным субъектом отношений выступает государство. Можно сказать, что бюджет государства представляет собой движение денег и отношения, которые складываются в процессе их распределения. Бюджет обеспечивает не только работу государственного аппарата управления, но и способствует экономическому росту и развитию.
Российская система бюджета имеет три уровня:
- Местный или муниципальный бюджет.
- Региональный бюджет и территориальные внебюджетные фонды государства.
- Федеральный бюджет и внебюджетные фонды федерального уровня.
Процесс распределения бюджетных денег связан с эффективным использованием совокупного национального дохода. Средства используются для удовлетворения потребностей общества. Распределение средств бюджета распространяется на территориальные образования, отрасли народного хозяйства. Бюджет государства составляет базу финансовой системы страны.
«План государственного бюджета» 👇
Органы, ответственные за разработку государственного бюджета
Сигналом к началу разработки бюджета государства является решение Президента, принимаемое перед началом работы Правительства РФ. Он обращается с ежегодным посланием к Парламенту, а далее начинается работа по созданию бюджета на следующий календарный год. Непосредственным составлением проекта занимаются Министерство финансов РФ, а также Министерство экономического развития. Для создания плана проводится предварительный анализ, составляются прогнозы по территориальным образованиям и отраслям народного хозяйства, разрабатывается баланс финансов на текущий момент.
Правительством России вносится на рассмотрение Думы проект бюджета федерального уровня не позднее 1 октября. Проект бюджета государства на будущий год рассматривается в трех чтениях:
- В процессе первого чтения принимаются общие положения. В этот период не вносятся изменения, способные повлиять на размер профицита или дефицита бюджета. Дума имеет право отклонить проект.
- Утверждение бюджета государства по каждому разделу.
- Утверждение бюджета по каждому подразделу.
После того, как федеральный бюджет утверждается Думой, это решение одобряется Советом Федерации. Далее бюджет отправляется на подпись к Президенту. В случае, если на одном из этапов происходит отклонение проекта, то он направляется в согласительную комиссию на доработку. Одним из участников этой комиссии является представитель Президента.
Исполнение бюджета начинается с 1 января. Оно осуществляется Министерством финансов, которое является главным распорядителем и администратором бюджетных средств. Кассовые операции и ведение счетов выполняется Федеральным казначейством. Оно обладает исключительным правом открывать и закрывать счета федерального бюджета, а также присваивать им определенные режимы. Исполнение бюджета завершается 31 декабря.
Итогом исполнения бюджета государства является принятие федерального закона, в котором содержатся данные о фактических расходах и доходах за прошедший период.
План бюджета государства
Бюджет государства представляет собой финансовый план, обладающий силой закона. С его помощью осуществляется перераспределение финансовых и денежных средств внутри страны. Он формируется за счет доходов, поступающих из налогов, косвенных налогов и акцизов, таможенных платежей и пошлин, налогов различных уровней. Расходы идут на обеспечение нужд промышленности, социальной политики, неприбыльных отраслей народного хозяйства, науку, образование, здравоохранение, культуру и так далее.
Особую статью доходов бюджета составляют неналоговые поступления, к которым относят:
- Использование муниципальной и государственной собственности.
- Продажа собственности государства, муниципалитета.
- Платные услуги государства.
- Компенсации и штрафы.
- Финансовая помощь, бюджетные ссуды от других уровней бюджета.
- Арендные платежи.
- Проценты по остаткам средств бюджета на счетах банков.
Доходы могут быть собственными и регулирующими. Собственные закреплены за соответствующим уровнем бюджета. Регулирующие складываются из налогов местного значения.
План государственного бюджета включает в себя расчет доходов и расходов. Движение его средств направлено на решение задач по изменению объема производства, инвестиций, реальных доходов. Так же средства бюджета применяются для регулирования безработицы, денежной массы, процента, курса валют, размера государственного долга и инфляции.
Основными требованиями к планированию бюджета можно назвать отсутствие жесткой привязки доходов к расходам и наоборот. Обязательно сохраняется иерархия бюджетов для обеспечения движения финансов, сохранения их автономности. В бюджет включаются все расходы и доходы, которые государство способно регулировать.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Понятие государственного бюджета
Государственный бюджет — это главный финансовый документ доходов и расходов государства, который утверждается парламентом на следующий год. В нем принято указывать все источники доходной и расходной части бюджета.
Другими словами, государственный бюджет — это текущий счет, на который поступают доходы и с которого оплачиваются расходы.
Функции государственного бюджета:
- перераспределение доходов;
- стимулирование и рост экономики;
- социальная поддержка населения;
- обеспечение национальной безопасности через финансирование армии, спецслужб и других правоохранительных органов.
Цель государственного бюджета — финансировать проекты государственного значения, обеспечивать национальную безопасность.
Структура государственного бюджета состоит из таких уровней:
-
Государственный бюджет и учет федеральных внебюджетных фондов.
-
Фонды субъектов Российской Федерации и учет территориальных внебюджетных государственных ресурсов.
-
Бюджеты местного самоуправления (муниципальные).
Получай лайфхаки, статьи, видео и чек-листы по обучению на почту
Узнай, какие профессии будущего тебе подойдут
Пройди тест — и мы покажем, кем ты можешь стать, а ещё пришлём подробный гайд, как реализовать себя уже сейчас
Госбюджет по странам мира
Посмотрим статистику и узнаем, у каких стран самый большой бюджет.
Приглашаем учеников 8 и 9 классов на курсы подготовки к ОГЭ по обществознанию в онлайн-школу Skysmart!
Топ-10 стран с самым большим бюджетом
Десять государств с самым большим госбюджетом (в $ млрд, 2019 год):
-
США — 3422.
-
Китай — 2948.
-
Германия — 1334.
-
Франция — 1252.
-
Великобритания — 1066.
-
Япония — 933.
-
Италия — 845.
-
Бразилия — 616.
-
Канада — 550.
-
Австралия — 445.
Россия находится в этом списке на 15 месте.
Части государственного бюджета
Государственный бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной.
Доходная часть бюджета — все поступления в государственную казну: налоги, таможенные сборы, дивиденды госкомпаний, займы от размещения облигаций и др.
Расходная часть бюджета — все расходы, которые финансируются из государственной казны: зарплаты бюджетникам, социальные выплаты, строительство дорог, расходы на медицину, спорт, армию, полицию и др.
Узнаем больше, из чего складываются доходы и расходы государственного бюджета.
Доходы государственного бюджета
Доход семейного бюджета состоит из зарплаты, пособий, пенсий, дополнительного дохода, единовременной продажи части имущества, полученных кредитов, наследства и других факторов.
В целом госбюджет похож на семейный, только его масштабы намного значительней. Для удобства его планируют на три года и вносят по мере необходимости корректировки.
Структура доходной части государственного бюджета:
-
Налоги — НДС, подоходный налог, налог на прибыль, налог на собственность и др.
-
Неналоговые поступления — штрафы, административные сборы.
-
Доходы от операций с капиталом — продажа основного капитала, доход с продажи земли, доход с продажи государственных запасов, капитальные трансферты из негосударственных источников.
-
Эмиссия денег.
-
Кредиты и займы — размещение бондов, кредиты МВФ, ЕБРР, Всемирного банка и др.
-
Приватизация госсобственности.
-
Дивиденды от компаний, акционером в которых является государство.
-
Прибыль от деятельности государственных компаний.
Расходы государственного бюджета
Классификация расходов по целям:
- экономические;
- социальные;
- военные;
- внешнеполитические;
- внешнеэкономические;
- содержание управленческого аппарата.
Из чего состоят расходы государственного бюджета:
-
Зарплата работников бюджетной сферы (полицейские, военнослужащие, медики государственных больниц).
-
Социальные выплаты и монетизация льгот (пособия по безработице, помощь многодетным семьям, ветеранам).
-
Закупки государством товаров и услуг.
-
Транзакции из государственного в частный сектор.
-
Обслуживание госдолга (погашение кредитов, бондов, выплата процентов по ним).
-
Обеспечение безопасности государства (финансирование армии, правоохранительных органов).
-
Представительские расходы (расходы на содержание посольств и других представительств за рубежом).
-
Строительство дорог и других объектов инфраструктуры государственного значения.
-
Пополнение золотовалютных резервов.
-
Расходы на медицину, спорт, государственные СМИ.
Дефицит и профицит госбюджета
Дефицитный бюджет — расходы бюджета выше доходов. Дефицит — разность издержек и доходов бюджета.
Профицитный бюджет – доходы бюджета выше затрат. Профицит — разность доходов и издержек бюджета.
Большинство стран тратит больше, чем зарабатывает. Сам по себе дефицит бюджета не так страшен для развития экономики и динамики жизненного уровня населения. Даже самые экономически развитые страны зачастую имеют дефицитный бюджет (от 10 до 30%). Например, США в минусе почти на 0,9 миллиардов долларов, Китай — на 475 миллиардов долларов.
Внутренние долги — кредиты внутри страны у фирм и домашних хозяйств через выпуск ценных бумаг (облигации займа).
Внешние долги — у иностранных государств, иностранных банков и у международных организаций.
Что делать государству при дефиците госбюджета:
- сократить расходы (уменьшить зарплату бюджетникам, сократить пособия, отменить льготы, свернуть финансирование социальных и инфраструктурных проектов);
- нарастить внешний долг через получение кредитов или выпуск облигаций;
- опустошить ЗВР (золотовалютный резерв).
Что делать государству, если возник профицит:
- увеличить расходы через рост зарплат и пособий, дополнительно финансировать важные социальные и инфраструктурные проекты;
- перебросить излишек средств на следующий год;
- купить золото или иностранную валюту.
Топ-10 стран с дефицитом бюджета
Удивительно, но даже такие экономические гиганты, как США и Китай, не могут свести бюджет без дефицита. При этом американцы предпочитают не прибегать к помощи ЗВР. Вместо траты своих золотовалютных резервов они выбирают наращивать внешний долг.
При оценке дефицита и профицита бюджета экономисты чаще всего сравнивают параметры с ВВП, чтобы отразить, какую нагрузку он несет для экономики.
Топ-10 стран с бюджетным дефицитом (в процентах к ВВП за 2017 год):
-
Венесуэла: −38,1.
-
Бруней: −21,6.
-
Оман: −13,0.
-
Бахрейн: −11,3.
-
Алжир: −10,6.
-
Куба: −10,1.
-
Египет: −9,8.
-
Катар: −8,1.
-
Таиланд: −8,0.
-
Бразилия: −7,8.
Топ-10 стран с профицитом бюджета
Топ-10 стран с бюджетным профицитом (в процентах к ВВП за 2017 год):
1. Макао +7,2.
2. Норвегия +4,2.
3. Лихтенштейн +1,6.
4. Гонконг +1,0.
5-6. Швеция и Исландия +0,9.
7-8. Германия и Новая Зеландия +0,7.
9-10. Южная Корея и Нидерланды +0,6.
Близко к первой десятке расположилась Беларусь (11-е место) с профицитом госбюджета +0,5%.
Госбюджет РФ
В таблице отразили государственный бюджет Российской Федерации.
За разработку госбюджета РФ отвечает правительство РФ, а Госдума утверждает смету за три шага:
-
Первое чтение — утверждение основных параметров бюджета.
-
Второе чтение — утверждение бюджета по разделам.
-
Третье чтение — утверждение бюджета по подразделам.
Рассмотрим структуру доходов и расходов бюджета РФ на примере 2018 года:
- Основные доходы (в процентах):
24% — доходы нефтегазового сектора;
20% — страховые взносы;
16% — НДС;
11% — налог на прибыль;
10% — налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
4% — акцизы;
2% — ввозные пошлины.
- Основные расходы (в процентах):
35% — социальная сфера;
15% — оборона и безопасность;
11% — образование;
10% — здравоохранение.
Зачем нужно знание бюджета
Данные государственного бюджета — это то, на что тратит деньги государство, за счет чего наполняет бюджет, есть ли дефицит и каков его размер.
Знание бюджета необходимо:
- для политиков и чиновников у власти, чтобы объяснять избирателям, на что они тратят деньги, которые принадлежат народу;
- для Центрального банка, чтобы повышать или понижать ключевую ставку, которая влияет на размер кредитов для населения и бизнеса, а значит, и ставку по сберегательным и депозитным счетам;
- для валютного рынка (форекс и биржи), так как страна с высоким дефицитом бюджета начнет тратить ЗВР, а это может спровоцировать девальвацию национальной валюты к доллару США, евро, британскому фунту, иене, швейцарскому франку и другим мировым резервным валютам;
- для финансовых доноров (МВФ, Всемирный банк, ЕБРР и др.), которые могут предоставить кредит при соблюдении определенных условий;
- для фондового рынка — не нужно ли пересмотреть котировки основных национальных ценных бумаг и деривативов;
- для инвесторов и акционеров — доходность их инвестиций в долларах и евро может измениться из-за девальвации национальных фиатных денег;
- для инвестиционных фондов, частных инвестиций, всевозможных инвестиционных портфелей, фондов доверительного управления (ДУ), биржевых фондов (ETF), ПИФов, хедж-фондов, поскольку возрастает риск оттока капитала (финансовых активов и квазиденег).
При значительном дефиците бюджета падает привлекательность и цены государственных и муниципальных бондов, фондовых индексов, обыкновенных акций, депозитарных расписок, варрантов, векселей в листинге на местной фондовой бирже;
Если обобщить, показатели госбюджета — один из ключевых макроэкономических показателей вместе с данными о ВВП, внешнем долге, инфляции, ЗВР, уровне безработицы и других перспектив той или иной страны.
Основой для
разработки бюджета являются: бюджетное
послание Президента РФ, прогноз
социально-экономического развития
страны на планируемый год, сводный
финансовый баланс, разрабатываемый в
Министерстве
экономического развития России,
долгосрочные
федеральные целевые программы, уровень
инфляции, налоговое законодательство
и проч.
Федеральный бюджет
формируется в два этапа.
На первом этапе
федеральные органы исполнительной
власти разрабатывают условия экономического
и социального развития на планируемый
год, в которых отражены главные
макроэкономические показатели состояния
экономики.
После одобрения
этих условий Минфин РФ разрабатывает
основные характеристики бюджета (объем
доходов и расходов бюджета, дефицит и
профицит бюджета); распределение расходов
по функциональной классификации.
Бюджетный процесс
— это регламентируемая нормами права
деятельность органов государственной
власти, органов местного самоуправления
и участников бюджетного процесса по
составлению и рассмотрению проектов
бюджетов, проектов бюджетов государственных
внебюджетных фондов, утверждению и
исполнению бюджетов и бюджетов
государственных внебюджетных фондов,
а также по контролю за их исполнением.
Бюджетный
процесс
включает четыре стадии бюджетной
деятельности:
-
составление
проектов бюджетов; -
рассмотрение и
утверждение бюджетов; -
исполнение
бюджетов; -
составление
отчетов об исполнении бюджетов и их
утверждение.
Участники
бюджетного процесса в РФ
Участниками
бюджетного процесса
являются определенные действующим
законодательством субъекты управления
бюджетной сферой и получатели бюджетных
средств, имеющие отношение к разработке
проекта, рассмотрению, утверждению
закона (решения) о бюджете на очередной
год, а также к его исполнению и контролю
за процессом исполнения с позиций норм
действующего бюджетного законодательства.
Бюджетным кодексом
РФ определены следующие участники
бюджетного процесса:
Президент РФ.
Президент обращается к Федеральному
Собранию с Бюджетным посланием. Установлен
порядок, в соответствии с которым
названное послание должно быть направлено
в соответствующие органы не позднее
марта года, предшествующею бюджетному.
Бюджетное послание Президента РФ
определено как предусмотренный
Конституцией РФ и Бюджетным кодексом
РФ официальный документ, направляемый
в палаты парламента и Правительству РФ
с изложением основных задач и приоритетов
бюджетной политики государства на
очередной бюджетный год. Президент как
участник бюджетного процесса фактически
определяет приоритеты бюджетной
политики. При этом внимательно изучаются
предложения других участников бюджетного
процесса — правительства, Счетной
палаты РФ и других органов. Как участник
бюджетного процесса Президент страны
в последней инстанции подписывает
законы о федеральном бюджете на очередной
год, федеральные законы о бюджетах
государственных внебюджетных фондов,
а также законы об исполнении бюджетов.
Федеральное
Собрание РФ (парламент), т.е. его обе
палаты — Государственная Дума и Совет
Федерации, а также органы законодательной
(представительной) власти на местах.
Парламент страны и органы законодательной
(представительной) власти на местах
принимают (утверждают) бюджеты
соответствующих уровней, а также законы
(решения) об исполнении бюджетов. Именно
в этой сфере реально проявляется
публичный финансовый менеджмент,
содержанием которого является открытое
детальное обсуждение всех параметров
бюджета с точки зрения их соответствия
расходным обязательствам и основным
приоритетам бюджетной политики,
регулирование значительных потоков
финансовых ресурсов, превышающих треть
объема ВВП — путем утверждения бюджета
по доходам и расходам.
Правительство РФ.
правительства субъектов Федерации,
органы исполнительной власти на местах,
ответственные за разработку и исполнение
бюджетов. Правительство РФ, в частности,
в соответствии с Конституцией РФ и
Федеральным конституционным законом
«О Правительстве Российской Федерации»
выступает как орган, ответственный за
конкретизацию бюджетной политики в
проекте закона о бюджете на очередной
гол. Оно осуществляет руководство
министерствами и ведомствами, отвечающими
за составление бюджета и его исполнение.
Аналогична роль органов исполнительной
власти на местах.
Министерства и
ведомства, ответственные за разработку
проекта бюджета, ведомства, являющиеся
субъектами бюджетного планирования, а
также соответствующие органы на местах.
Особое место среди министерств занимают
Министерство экономического развития
РФ, ответственное за разработку
макроэкономических прогнозов, а также
Министерство финансов РФ, которое от
имени и по поручению Правительства РФ
разрабатывает проект закона о бюджете
и осуществляет подготовку для Правительства
РФ предложений по внесению изменений
в бюджетное законодательство. Правительство
является субъектом права законодательной
инициативы.
Органы, администрирующие
исполнение бюджета но доходам. В России
такие органы определены Бюджетным
кодексом РФ, согласно которому каждый
вид дохода имеет закрепленного за ним
администратора, отвечающего за
своевременность и полноту поступлений
доходов в бюджет, а также за возврат
излишне перечисленных в бюджет доходов.
Федеральное
Казначейство и его органы на местах,
осуществляющие кассовое исполнение
бюджета. Это наиболее активные участники
бюджетного процесса, не только занимающиеся
исполнением бюджета, но и ответственные
за составление отчетов об исполнении
бюджетов и осуществляющие разработку
рекомендаций, вытекающих из результатов
исполнения бюджетов.
Органы, осуществляющие
банковское обслуживание исполнения
бюджета — Центральный банк (Банк России)
и его структуры на местах. В исключительных
случаях допускается исполнение бюджета
коммерческими банками, что было нормой
в период, когда подобных ограничений
не было. Но так называемые уполномоченные
банки в 90-е годы активно использовали
бюджетные средства в своих интересах,
задерживая их поступление в бюджетный
сектор. Эта негативная тенденция
постепенно была преодолена.
Главные распорядители,
распорядители и получатели бюджетных
средств, составляющие организационное
единство бюджетной сферы. Именно в их
адреса поступают на счета в банках
бюджетные средства. Поэтому они
ответственны за законность, целевое и
эффективное использование бюджетных
средств.
Счетная палата
РФ, контрольно-счетные органы субъектов
Федерации, осуществляющие предварительный,
последующий и текущий финансовый
контроль, в том числе в форме экспертизы
качества разработки и исполнения
бюджета. Они осуществляют финансовый
контроль законности, целевого и
эффективного использования бюджетных
средств.
Иные органы,
получающие бюджетные средства для
выполнения заказов в интересах развития
бюджетной сферы. В качестве примера
можно назвать крупные коммерческие
организации, поставляющие дня бюджетной
сферы товары, выполняющие работы и
оказывающие услуги на основе госзаказов
и заключенных контрактов и в связи с
этим получающие в значительных объемах
бюджетные средства.
Стадии бюджетного
процесса в РФ
Последовательное
осуществление бюджетного процесса
происходит поэтапно. Эти этапы принято
называть стадиями. На федеральном уровне
бюджетный процесс охватывает следующие
стадии:
-
Разработка проекта
бюджета (Минфином) в соответствии с
постановлением Правительства РФ. -
Внесение на
рассмотрение и рассмотрение проекта
бюджета. -
Утверждение
проекта бюджета. -
Исполнение бюджета
по доходам и расходам. -
Рассмотрение и
утверждение закона об исполнении
бюджета. -
Очевидна определенная
цикличность бюджетного процесса.
Его полный цикл
начинается с Бюджетного послания
Президента РФ и завершается принятием
закона об исполнении бюджета. С начала
очередного года до его конца проект
закона о бюджете разрабатывается,
вносится на рассмотрение, рассматривается
и утверждается. Весь следующий год
бюджет исполняется. И еще один год
практически уходит на подготовку,
рассмотрение и утверждение отчета об
исполнении бюджета, который в форме
закона принимается спустя некоторое
время после принятия закона о бюджете
на следующий год. Например, проект закона
о федеральном бюджете на 2011 г. составлялся
с начала 2010 г. и к концу года он должен
был быть принят. Согласно сложившейся
практике внесения
в парламент проекта закона об исполнении
бюджета за 2010 г. отчет следовало внести
в парламент не позднее июня 2011 г.
(фактически он ежегодно вносится с
опозданием — вместе с проектом закона
на очередной год), а принят он может быть
лишь в конце года. Таким образом, бюджетный
цикл длится около трех лет.
Разработка проекта
федерального бюджета связана с бюджетным
планированием. Основные контуры этою
процесса схематично представлены на
рис. 1.
Основные процедуры
публичного бюджетного процесса,
предусмотренные в Бюджетном кодексе
РФ, определяются как бюджетные чтения.
По 2005 г. включительно бюджеты принимались
по ранее утвержденной схеме — в рамках
четырех бюджетных чтений. 22 мая 2004 г.
было принято постановление Правительства
РФ № 249 «О мерах по повышению результативности
бюджетных расходов», которым была
утверждена Концепция реформирования
бюджетного процесса, предусматривающая
три бюджетных чтения. В процессе бюджетной
реформы (2004-2006 гг.) должен был состояться
переход к практике трех бюджетных чтений
(в связи с делением расходов бюджетов
на установленные и вновь принимаемые,
что предполагает обязательность
включения в расходы бюджетов объемов
финансирования, вытекающих из установленных
реестрами расходных обязательств
величин). Очевидно, что сокращение числа
бюджетных чтений (три вместо четырех)
связано с тем, что начиная с 2005 г. расходы
бюджетов поделены на установленные и
вновь принимаемые, и поэтому отпала
необходимость в дискуссиях по расходам,
которые закреплены нормативными
правовыми актами и подлежат финансированию.
Однако федеральный
бюджет на 2007 г. и последующие годы
принимался с использованием процедуры
«нулевого» чтения (проект обсуждался
в Правительстве РФ с участием членов
Совета Федерации и депутатов Государственной
Думы).
Рис. 1. Разработка
проекта закона о федеральном бюджете
После внесения
проекта закона о федеральном бюджете
на рассмотрение парламента и принятие
его к рассмотрению в рамках первого
чтения (длящегося 30 дней) принимается
и одобряется (или не одобряется) концепция
проекта закона о бюджете. Концепция
бюджета — принципиальная модель проекта
бюджета на очередной год как отражение
основных приоритетов бюджетной политики
государства (соответственно Российской
Федерации и субъектов Российской
Федерации) и муниципальных образований.
Концепция бюджета формируется в строгом
соответствии с Бюджетным кодексом РФ,
в котором определен круг проблем,
находящих отражение в проекте закона
о бюджете, т.е. установлен формат закона
о бюджете в русле реализации установок
бюджетной политики:
-
объем, состав и
структура доходов и расходов федерального
бюджета в соответствии с бюджетной
классификацией, а также их отношение
к ВВП; -
отсутствие или
наличие дефицита (профицита) бюджета
и его объем; -
источники покрытия
дефицита, в том числе внутренние и
внешние, а значит, объем внутренних и
внешних заимствований для покрытия
дефицита; -
предельные объемы
государственного внутреннего и внешнего
долга на конец бюджетного года; -
инвестиционная
направленность расходов бюджета и
структурные изменения в доходах и
расходах бюджета по разделам функциональной
классификации; -
объем межбюджетных
трансфертов и принципы оказания регионам
финансовой помощи.
Возможны ситуации,
когда после внесения проекта закона о
федеральном бюджете на очередной год
изыскиваются возможности получения
дополнительных доходов. Соответственно
корректируются и расходы. Примером
может быть бюджет на 2011 г., первоначально
определенные и окончательно сформировавшиеся
параметры которого представлены в табл.
1.
Таблица 1. Изменение
показателей бюджета в бюджетном процессе
2010 г., млрд руб.
Федеральный |
|||
По |
Установленная |
Утверждено |
|
Доходы |
7783,0 |
7875,0 |
8844,6я* |
Расходы |
10 |
10 |
10 |
Дефицит |
2429.0 |
2381,0 |
1814.0 |
* Предлагалось
возмещение расходов МЧС. связанных с
финансированием мер по борьбе с пожарами
летом 2010 г. (около 10,7 млрд руб.); увеличение
расходов по разделу «Национальная
экономика- на транспортное строительство
в связи с проведением в г. Сочи Олимпийских
игр — 37.4 млрд руб.
** Доходы федерального
бюджета на 2011 г. утверждены как
прогнозируемые при уровне инфляции
6.5% и объеме ВВП 50 389 млрд руб.
Источник: Федеральный
закон от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЭ -О
федеральном бюджете на 2011 год и на
плановый период 2012 и 2013 годов».
Во время
первого чтения
неприемлемость концепции бюджета может
быть основанием отклонения проекта
бюджета и возвращения его в Правительство
РФ на доработку. Возможна постановка
вопроса о доверии Правительству РФ.
Весьма существенно
то, что основные положения предыдущего
бюджетного чтения в дальнейшем не
пересматриваются, а только детализируются.
Естественно, что во
втором чтении
в рамках утвержденной в первом чтении
обшей суммы расходов бюджета утверждаются
направления расходования бюджетных
средств по разделам функциональной
классификации, утверждаются размеры
фонда финансовой поддержки субъектов
Федерации и принимаются многочисленные
поправки по статьям расходов.
До внесения
изменений в Бюджетный кодекс РФ в рамках
третьего
чтения
детализировались направления расходования
средств по подразделам функциональной
классификации, рассматривались и
утверждались программы внутренних и
внешних заимствований, основные
показатели государственного оборонного
заказа, Федеральной адресной инвестиционной
программы, перечень законодательных
актов, нормы которых отменяются или
приостанавливаются на очередной год,
поскольку в бюджете не предусмотрены
средства на их реализацию.
В
четвертом чтении
закон о бюджете должен был приниматься
в целом — с учетом лингвистической
экспертизы и «снятия» возможных
противоречий в его содержании.
В действующем
порядке рассмотрения и принятия закона
о бюджете в трех чтениях практически
объединены основные процедуры прежних
второго и третьего чтений. В соответствии
со ст. 201-207 Б К РФ
в первом чтении
утверждаю гея основные характеристики
проекта бюджета и условно утверждаемые
расходы по разделам, подразделам, целевым
статьям и видам расходов бюджета. При
этом не допускается изменение объема
доходов и расходов бюджета без
соответствующего заключения Правительства
РФ. Но проект может быть отклонен с
возвратом на доработку с соответствующим
продолжением работы над проектом
Согласительной комиссии — согласно
рекомендациям комитетов Государственной
Думы, с учетом заключения Совета
Федерации.
Во втором чтении
(после внесения изменений в Бюджетный
кодекс и сокращения числа чтений с
четырех до трех) рассматриваются и
утверждаются все приложения к проекту
бюджета, в которых определены перечни
главных администраторов доходов бюджета,
главных администраторов источников
финансирования дефицита, расходы по
разделам, подразделам, целевым статьям
и видам расходов бюджета, которые принято
считать функциональными расходами (за
исключением условно утверждаемых
расходов, которые утверждены в первом
чтении) — в пределах общего объема
расходов, утвержденных в первом чтении.
На этой стадии утверждаются программы
государственных внутренних и внешних
заимствований, программа предоставления
государственных гарантий, расходы по
долгосрочным целевым программам.
Согласно Федеральному
закону от 9 апреля 2009 г. № 58-ФЗ «О внесении
изменений в Бюджетный кодекс Российской
Федерации и отдельные законодательные
акты Российской Федерации» предусматривалось
утверждение на этой стадии объема
межбюджетных трансфертов государственным
внебюджетным фондам в пределах обшего
объема расходов бюджета.
В третьем чтении
с учетом результатов первого и второго
чтений рассматривается и утверждается
ведомственная структура расходов
бюджета — с соответствующими поправками.
Закон о бюджете на очередной год и на
плановый период принимается в целом и
направляется на рассмотрение Совета
Федерации, после чего — на рассмотрение
Президенту РФ. Статья 210 БК РФ предусматривает
возможность отклонения закона Президентом
РФ. В таком случае он направляется в
согласительную комиссию с обязательным
участием в ней представителя Президента
РФ.
Внесение изменений
в порядок проведения бюджетных чтений
позволяет на месяц сократить этот
процесс и иметь принятый бюджет за месяц
до начала бюджетного года. На первой
стадии работы в новом режиме, совпавшей
с финансовым кризисом, «ускорение»
бюджетного процесса было сопряжено и
с негативными последствиями. В условиях
кризиса чрезвычайно трудным является
составление прогноза, на котором
базируются все бюджетные расчеты. Это
выливалось в недостаточную обоснованность
проекта со всеми изъянами «ускорения».
Как уже отмечалось,
новым явлением российской практики
бюджетного процесса начиная с 2006 г.
стало обсуждение проекта закона о
федеральном бюджете в рамках «нулевого»
чтения — до внесения проекта закона на
рассмотрение парламента в целях более
взвешенного учета предложений депутатов
на стадии работы над проектом закона о
бюджете.
Нулевое чтение
Бюджетным кодексом РФ не предусмотрено.
Оно практикуется прежде всего в связи
с просчетами при разработке
макроэкономических прогнозов и
соответствующем занижении доходов и
расходов в проекте бюджета на очередной
год. В рамках «нулевого» чтения, как
правило, вскрываются не учтенные при
составлении проекта бюджета резервы
увеличения расходов бюджета. В частности,
при обсуждении проекта бюджета на 2007
г. в августе 2006 г. бюджет по расходам был
скорректирован в сторону увеличения
на 50 млрд руб. Заметим, что в конечном
счете они составили 5463,5 млрд руб.
Уточнение составило менее 1% к расходам.
Очевидно, что такая практика не вполне
оправдывает себя. Вместе с тем «нулевое»
чтение является одной из форм популяризации
деятельности той фракции в парламенте,
которая имеет большинство. Обычно
результаты обсуждения проекта закона
о бюджете преподносятся как заслуга
доминирующей фракции, которая представляет
внесение изменений в проект бюджета в
качестве свидетельства заботы об
избирателях. Роль фракции представляется
тем значительнее, чем больше предложений
правительство учтет в рамках нулевого
чтения.
В результате
завершения бюджетной реформы и реального
сокращения числа бюджетных чтений до
трех бюджетный процесс в России формально
имеет много общего с бюджетным процессом
в Германии, где также практикуется три
чтения.
Первое чтение
происходит в форме совещания докладчиков,
которыми являются представители
бюджетного комитета парламента
(Бундестаг), отвечающие за определенные
участки работы. На этой стадии решаются
основные вопросы консенсуса между
правительственной партией и оппозицией.
Докладчики и содокладчики оформляют
письменные предложения, которые должны
быть учтены. Согласованные позиции
обсуждаются на пленарном заседании, на
котором официально одобряется проект
закона о бюджете и бюджетного плана.
Во втором чтении
с учетом всех обсуждений на заседаниях
бюджетного комитета и встречи канцлера
с лидерами оппозиции тот и другой проект
могут быть уточнены.
В рамках третьего
чтения принимается заключительный
текст закона о бюджете как база утверждения
бюджетного плана. Ни одна норма последнего,
имеющая финансовые последствия, не
принимается без одобрения правительством,
что снижает активность депутатов в
навязывании правительству ранее не
финансировавшихся расходов. После
принятия закона о бюджете он направляется
Бундесрату, который не обязан его
официально одобрять, но имеет право
вето, если находит какие-либо проблемные
вопросы. В таком случае создается
согласительная комиссия из представителей
правительства, Бундестага и Бундесрата,
принимающая решение о внесении изменений
в закон. Конституционные основы
финансово-бюджетного регулирования
достаточно полно представлены в ст.
104а-115 Основного закона. Основные положения
о бюджетном устройстве и бюджетном
процессе представлены в Положении о
федеральном бюджете от 19 августа 1969 г.
с последующими существенными изменениями
с учетом реалий объединения Западной
и Восточной Германии, которое потребовало
радикальной реорганизации межбюджетных
трансфертов депрессивным территориям.
Кстати, таковыми оказались земли прежней
ГДР, на территории которой в период
трансформационных процессов резко
снизился объем производства, реальностью
стали массовая безработица, резкое
снижение уровня жизни. В Германии, как
и в России, трансформационный процесс
существенно усилил социальное расслоение.
Именно поэтому бюджетный процесс, как
и в России, остро политизирован и
социально напряжен, поскольку депутатам
парламента от депрессивных земель
приходится вострой полемике добиваться
корректировки доли соответствующей
территории в бюджете.
Функции Министерства
финансов РФ:
• составление
прогноза консолидированного бюджета;
• разработка
проектов нормативов отчислений
федеральных налогов и сборов;
• определение
размеров дотаций и субвенций из
федерального бюджета;
• разработка
проекта федерального бюджета и
представление его на рассмотрение
Правительству РФ.
На этом же этапе
Правительство РФ рассматривает следующие
предложения:
• о соотношении
между величиной прожиточного минимума
и минимальным размером оплаты труда;
• о минимальном
размере пенсий по старости, стипендий,
пособий и других обязательных социальных
выплат;
• о порядке
индексации заработной платы работников
бюджетной сферы;
• о денежном
содержании федеральных государственных
служащих;
• денежного
довольствия военнослужащих.
Правительство РФ
не позднее
7 месяцев
до начала финансового года доводит до
представительных и исполнительных
органов власти республик в составе
Федерации указания об особенностях
расчётов к проектам бюджетов, не позднее
чем за
4,5 месяца
доводит до субъектов Федерации нормативы
отчислений от регулирующих доходов,
дотаций и субвенций и целевое назначение.
В конце этого этапа
Минфин России направляет бюджетные
проектировки федеральным органам
исполнительной власти для распределения
по конкретным получателям средств и
уведомляет органы исполнительной власти
субъектов РФ о методике формирования
межбюджетных отношений.
На втором этапе
федеральные органы исполнительной
власти:
• производят
распределение предельных объемов
бюджетных средств по показателям
экономической и функциональной
классификации расходов бюджета и по
получателям бюджетных средств;
• разрабатывают
предложения о проведении структурных
преобразований в своих отраслях
деятельности, об отмене или приостановлении
действия некоторых нормативно-правовых
актов;
• формируют
перечень федеральных целевых программ,
подлежащих финансированию из средств
федерального бюджета.
В случае, если у
бюджетополучателей имеются разногласия
по показателям бюджета, то проблемные
вопросы выносятся на рассмотрение
Межведомственной правительственной
комиссии, возглавляемой Министром
финансов.
Все работы по
подготовке и согласованию показателей
проекта бюджета должны быть завершены
до
15 июля
года, предшествующего планируемому.
Правительство РФ
с
15 июля по
15 августа
рассматривает:
• прогноз
социально-экономического развития РФ
на очередной финансовый год:
• проект федерального
бюджета и проекты бюджетов внебюджетных
фондов;
• проект
перспективного финансового плана;
• утверждает
проект федерального закона о федеральном
бюджете для внесения его в Государственную
думу.
Каждый человек и каждая семья постоянно тратят и стараются заработать деньги. Самые продвинутые ведут семейный и личный бюджет — считают и планируют свои расходы и доходы. Каждое государство делает это в обязательном порядке. Бюджет — главный финансовый документ страны. Рассказываем, как он устроен и почему об этом полезно знать каждому взрослому человеку
Что такое государственный бюджет
Для эффективного управления доходами и расходами государство планирует их заранее.
Государственный бюджет — это сводный план доходов и расходов страны. В России государственный и региональные бюджеты составляют на 3 года. Отвечает за формирование госбюджета Министерство финансов.
Из чего состоит консолидированный бюджет России
Общий, или, как его принято называть, консолидированный бюджет России состоит из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Как устроены расходы бюджета
Все расходы государственного бюджета расписаны по разделам и 97 подразделам. В каждом подразделе указано, на какие цели направляются конкретные суммы.
Рассмотрим на примере консолидированного бюджета России за 2020 год, как распределяются бюджетные расходы.
36% расходной части бюджета 2020 года были направлены на социальную политику (пенсии, пособия, охрана семьи и детства), 14% на национальную экономику, 12% на здравоохранение, 10% на образование, 7% на оборону, 6% на общегосударственные вопросы, не входящие в другие разделы, 4% на ЖКХ, 2% на обслуживание государственного долга, 1% на культуру, и 2% — это иные расходы (на СМИ, охрану окружающей среды, переводы средств между бюджетами разного уровня и другое).
Кроме того, существуют закрытые, засекреченные расходы. Причём такие расходы могут находиться не только в разделе, относящемся к обороне, но и в гражданских областях бюджета — например, в разделе «национальная экономика».
Как формируются доходы бюджета
Доходы бюджета состоят из налогов, штрафов (в том числе тех, которые платят автомобилисты за нарушение правил), административных платежей и сборов, доходов от продажи активов (приватизации предприятий) и безвозмездных поступлений — грантов и пожертвований.
Рассмотрим на примере консолидированного бюджета за 2020 год, как формируются бюджетные доходы.
83,55% — налоговые доходы. Из них 25,9% — налоги на прибыль, а из этой суммы примерно половина — налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Так что примерно 11% доходов бюджета России формируется за счёт налогов, взимаемых с доходов граждан. 12,72% — неналоговые доходы (те самые штрафы и сборы), 3,73% — безвозмездные поступления.
Кроме того, отдельно от доходов определяются источники финансирования дефицита бюджета. Это поступления денег в бюджет, которые или покрывают разницу в том случае, когда расходы бюджета превышают его доходы, или идут на погашение прежних долгов государства.
Если расходы бюджета превышают доходы, бюджет называется дефицитным. Если доходы выше расходов — профицитным.
В отличие от человека, для государства ощутимое превышение доходов над расходами скорее плохо, чем хорошо. Если у государства в конце года осталось много свободных, непотраченных бюджетных денег — значит, не были профинансированы и реализованы какие‑то важные проекты.
А значительный дефицит бюджета означает, что государство в какой-то момент может оказаться не в состоянии исполнять свои обязательства, и тогда произойдёт дефолт. В России это случилось в августе 1998 года.
Государство всегда заранее определяет источники покрытия дефицита бюджета. Это могут быть займы в виде государственных ценных бумаг (например, облигации федерального займа), кредиты международных финансовых организаций (например, Международного валютного фонда), кредиты одного уровня бюджета другому (например, федерального бюджета региональному) и другие.
Зачем обычному человеку знать об основных параметрах государственного бюджета
Это особенно важно для бюджетников — работников госпредприятий, вузов, школ и больниц, для пенсионеров. Понимая, что означает та или иная статья бюджета, вы можете определить, какие последствия повлечёт любое изменение закона или правил бюджетных выплат лично для вас. Можно понять, какие профессии и отрасли государство считает наиболее важными для себя, и учиться или переучиваться, исходя из этого. Можно сравнить заложенные в бюджет прогнозы инфляции с другими прогнозами и отложить покупку недвижимости — либо, наоборот, купить её заранее.
Знание устройства государственного бюджета — способ лучше понимать мир вокруг себя и принимать более взвешенные и осознанные решения.
Где смотреть информацию о государственном бюджете
Начать изучение государственных финансов лучше всего с посещения сайта http://budget.gov.ru/epbs/. Это единый портал бюджетной системы Российской Федерации «Электронный бюджет», информационная платформа Минфина России. Здесь вы найдёте все открытые данные о государственном бюджете нашей страны. Например, даже далёкий от финансовых тонкостей человек может легко изучить на нём расходы и доходы бюджета по регионам с помощью графического интерфейса.
Кроме того, полезно зайти на сайт Федерального казначейства https://roskazna.gov.ru/. Здесь вы найдёте витрины данных и различные новости, касающиеся государственных финансов.
Узнать много интересного про бюджет можно и с помощью государственного проекта «Бюджет для граждан». Туда загружают данные разные ведомства. Например, «Бюджет для граждан» Минфина России рассказывает о федеральном бюджете, а «Бюджет для граждан» от правительства Москвы — о московском. Такой проект есть в каждом регионе.
2023 год Россия начинает с одним из самых сложных за последнее время федеральных бюджетов.
Планируется, что по итогам года расходы страны превысят ее доходы почти на 3 триллиона рублей. Рекордные суммы потратят на армию и силовые структуры. А дефицит будут покрывать за счет ранее накопленных резервов и наращивания госдолга.
В российском Минфине, где верстался бюджет, его назвали самым сложным за последние годы. Планировать доходы и расходы пришлось в условиях геополитического кризиса и санкций. Ограничения, введенные против России, могут помешать наполнению государственной казны. А события вокруг Украины создают дополнительную нагрузку на расходную часть. Некоторые эксперты называют этот бюджет мобилизационным или оборонным. А еще он станет самым закрытым за всю современную российскую историю. Засекречена почти четверть всех расходов.
Рассмотрим основные параметры бюджета, который многое говорит о перспективах российской экономики.
Каким получился федеральный бюджет
Федеральный бюджет принято называть главным финансовым документом страны. У него статус федерального закона, и документ утверждается президентом. В России бюджеты трехлетние, то есть доходы и расходы у нас планируются сразу на 3 года вперед. Соответственно, новый бюджет — это план на 2023—2025 годы.
Согласно закону, доходы российского бюджета в 2023 году составят 26,1 трлн рублей, в 2024 — 27,2 трлн, в 2025 — 28 трлн рублей. Расходы планируются в объеме 29,1 трлн в 2023 году, 29,4 трлн — в 2024 и 29,2 трлн — в 2025 году.
Из этих чисел следует, что ближайшие три года российский бюджет будет дефицитным. То есть плановых поступлений не хватит на утвержденный перечень расходов. Так, в 2023 году дефицит составит 2,9 трлн рублей, в 2024 — 2,2 трлн, а в 2025 — 1,3 трлн. Чтобы закрыть все потребности, правительству придется искать дополнительные источники финансирования.
Впрочем, для России отрицательный баланс бюджета не редкость. За последние 10 лет лишь трижды доходы страны превышали расходы.
Несмотря на трехлетний формат федерального бюджета, мы уделим основное внимание 2023 году. Чем ближе горизонт планирования, тем вероятнее, что намеченные цели будут реализованы.
Как будут формироваться доходы бюджета
Больше трети российского бюджета будет сформировано за счет нефтегазовых поступлений. Это доходы от экспортных пошлин и налогообложения предприятий нефтегазового сектора. Они пополнят казну почти на 9 трлн рублей. Исторически это главная часть доходов страны, что характеризует нашу экономику как сырьевую.
Еще 7 трлн в 2023 году даст внутренний налог на добавленную стоимость (НДС), почти 3,5 трлн — импортный НДС. Налог на прибыль принесет 1,6 трлн рублей. Внутренние и импортные акцизы — еще 1,2 трлн, пошлины — 0,7 трлн.
А вот доля налога на доходы физических лиц (НДФЛ), который мы платим со своей зарплаты, в федеральном бюджете ничтожно мала. Но лишь потому, что НДФЛ в России оседает в регионах и муниципалитетах, согласно бюджетному кодексу.
Структура ожидаемых доходов федерального бюджета РФ в 2023 году, трлн рублей
Нефтегазовые доходы | 8,94 |
Оборотные налоги и сборы | 12,64 |
Налоги на прибыль/доходы | 1,79 |
Прочие доходы | 2,79 |
Оборотные налоги и сборы
12,64
Налоги на прибыль/доходы
1,79
Планируется, что в последующем доля нефтегазовых доходов в бюджете страны будет уменьшаться — с 34% в 2023 году до 30% в 2025 году. Для сравнения: в 2022 на фоне рекордных мировых цен на энергоресурсы бюджет России более чем на 40% состоял из доходов от нефти и газа, а годом ранее — на 36%.
Сокращать эту сырьевую зависимость придется не по своей воле. Прогноз основан на том, что цены на энергоресурсы будут снижаться. В дальнейшем появится еще один фактор: структура добычи в России должна измениться в пользу льготных режимов налогообложения, то есть нагрузка на добывающий сектор ослабнет.
Доля нефтегазовых доходов в структуре российского бюджета
2021 | 35,8% |
2022 | 42,1% |
2023 | 34,2% |
2024 | 31,8% |
2025 | 30,3% |
Пока же газовики и нефтяники будут нести повышенное налоговое бремя. А вместе с ними еще ряд секторов промышленности, где в поисках источников пополнения бюджета власти обнаружили сверхдоходы.
Так, за счет дополнительного налогообложения добывающих отраслей в ближайшие три года бюджет пополнится на 3 трлн рублей. Часть таких мер будет действовать недолго, как, например, повышенная ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на уголь, которую ввели до конца 1 квартала 2023 года. А вот повышенный НДПИ на природный газ введен на весь трехлетний период.
В результате в 2023 году только за счет дополнительных налогов и пошлин на газовиков власти планируют добрать в бюджет почти 0,5 трлн рублей. А налоговая нагрузка на производителей угля и удобрений вырастет на 150 млрд рублей. В декабре стало известно, что также под повышенный налог подпадут и производители алмазов.
Такой прием, как внезапное повышение налоговых изъятий в сырьевых отраслях, российское правительство использует не впервые. В 2021 году фискальную нагрузку увеличили для металлургов, получивших сверхдоходы от роста мировых цен.
В Минфине это называют изъятием «части сырьевой сверхренты». Определяя размеры дополнительных налогов, там отталкиваются от «величины нормальной доходности» за предыдущие периоды и прогнозов рыночной конъюнктуры в будущем.
Появились и более экзотические методы пополнения государственной казны. Например, акциз на сахаросодержащие безалкогольные напитки. С июля 2023 года производители сладкой газировки начнут платить государству 7 Р за каждый литр продукции. Это будет ежегодно давать бюджету дополнительные 35 млрд.
Рынок воспринял эту новость негативно. Часть игроков уже заявила, что сократит инвестиции и увеличит отпускные цены. Так что платить за новый акциз, судя по всему, придется рядовым российским потребителям.
Рассматриваются и другие непопулярные меры. По данным РБК, иностранные компании из недружественных стран, которые хотят продать бизнес в России, должны будут уплатить в бюджет не менее 10% от суммы сделки. А Bloomberg пишет о планах собрать еще несколько десятков миллиардов рублей с госкомпаний в качестве дополнительных дивидендов.
Как будет расходоваться федеральный бюджет
В 2023 году Россия планирует потратить 29 трлн рублей федеральных бюджетных денег. Это на 4,3 трлн больше, чем в 2021 году. То есть государство существенно наращивает расходы в сравнении с докризисными периодами.
Армия и силовые структуры. Главная особенность нового бюджета — повышенные расходы на оборону и безопасность. В совокупности они составят больше 9 трлн рублей. Это почти втрое больше, чем объем планируемых трат на всю национальную экономику. И на 60% больше, чем факт расходов на аналогичные статьи в 2021 году.
Распределение бюджета по основным блокам расходов, трлн рублей
Социальная политика | 7,34 |
Национальная оборона | 4,98 |
Нацбезопасность и правоохранительная деятельность | 4,42 |
Национальная экономика | 3,51 |
Общегосударственные вопросы | 1,99 |
Обслуживание государственного долга | 1,52 |
Здравоохранение | 1,47 |
Образование | 1,39 |
Межбюджетные трансферты | 1,09 |
ЖКХ | 0,6 |
Охрана окружающей среды | 0,34 |
Культура, кинематография | 0,2 |
СМИ | 0,12 |
Физкультура и спорт | 0,07 |
Национальная оборона
4,98
Нацбезопасность и правоохранительная деятельность
4,42
Национальная экономика
3,51
Общегосударственные вопросы
1,99
Обслуживание государственного долга
1,52
Межбюджетные трансферты
1,09
Охрана окружающей среды
0,34
Культура, кинематография
0,2
Социальная политика. В сравнении с предыдущими годами заметно вырос не только оборонный бюджет и расходы на силовиков. Почти на триллион рублей увеличиваются траты на социальную политику. Всего в этом блоке заложено 7,3 трлн рублей. Сюда входят различные пенсионные и социальные выплаты и прочие обязательства государства перед россиянами. В их числе, к примеру, новое универсальное детское пособие, которое, по оценкам властей, будут получать семьи, воспитывающие 10 млн детей. Только на них из бюджета планируется потратить 1,7 трлн рублей.
К слову, это больше, чем выделено на всю отрасль здравоохранения в 2023 году, которой достанется 1,5 трлн рублей. Расходы на образование составят 1,4 трлн.
Скромные числа объясняются тем, что текущая деятельность как медицинских, так и образовательных учреждений не финансируется из федерального бюджета.
Так, поликлиники и больницы работают в основном за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования, который пополняется отчислениями из заработков россиян. А значительная часть финансирования школ и детских садов идет из местных и региональных бюджетов.
Федеральные деньги направляются главным образом на программы развития и ввод в эксплуатацию новых объектов. Например, в 2023 году за счет бюджета запланировано строительство 5 тысяч школ и ремонт зданий 2,7 тысячи медицинских организаций.
В бюджете предусмотрены индексация пенсий, маткапитала, зарплат бюджетников, рост прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда (МРОТ). В целом социальные расходы занимают около трети затрат государственной казны. То есть примерно столько же, сколько на армию и безопасность.
Показатели иллюстрируют смену государственных приоритетов. При стремительном росте расходов на нацбезопасность и оборону траты на экономику существенно сокращаются.
Экономика. Экономическим инициативам уготовано более скромное место. Этот блок похудел сильнее остальных — на 800 млрд рублей по сравнению с бюджетом 2022 года.
Сокращается финансирование нацпроектов «Цифровая экономика», «Малое и среднее предпринимательство», «Туризм и индустрия гостеприимства». На развитие промышленности по соответствующей госпрограмме планируют потратить 1,2 трлн рублей. 400 млрд предусмотрено на поддержку АПК. Всего на национальную экономику в 2023 году выделено 3,5 трлн рублей.
Одной из провозглашенных целей бюджетного стимулирования экономики стала технологическая независимость страны. На развитие современных технологий власти намерены выделить 1,7 трлн рублей, тратить которые начнут в 2023 году. Деньги пойдут на «создание современной научно-производственной базы по ключевым направлениям импортозамещения».
Секретные статьи. Еще одна особенность нового бюджета — его повышенная закрытость. В документе детализировано лишь 77% объема расходов. То есть почти четверть всех федеральных денег потратят по секретным и сверхсекретным статьям.
Как подсчитали «Ведомости», речь идет о 6,5 трлн рублей. Часть этих денег пойдет на восстановление и интеграцию новых территорий. О том, что эти деньги заложены в бюджет, власти неоднократно заявляли. Но в бюджете соответствующие расходы решено не показывать.
В целом бюджет 2023 года будет самым закрытым за всю современную российскую историю. Предыдущий максимум был зафиксирован после присоединения Крыма в 2015 году, когда засекретили 21% расходов.
Как будет работать бюджетное правило
До февральских событий в России действовало бюджетное правило, которое помогало удерживать курс рубля относительно стабильным и обеспечивало управляемость бюджетной политики. В 2022 году после заморозки российских валютных резервов правило действовать по факту перестало. А с 2023 года решено использовать принципиально новый механизм.
Как было. При росте цен на российскую нефть свыше определенного порога — в начале 2022 года он составлял 44 $ за баррель — все получаемые сверхдоходы направлялись в Фонд национального благосостояния (ФНБ).
Это правило решало сразу две задачи. Во-первых, ограничивало объем бюджетных расходов, чтобы избежать перегрева экономики деньгами, который чреват высокой инфляцией.
А во-вторых, позволяло снизить влияние нефтяных цен на обменный курс рубля. Деньги ФНБ направлялись на покупку иностранной валюты, что сокращало ее предложение на рынке и не давало рублю переукрепляться.
При дешевой нефти, когда рубль, напротив, становился уязвимым, механизм работал в обратную сторону: валюту из ФНБ продавали, а вырученные деньги направляли в казну для компенсации недополученных доходов.
В итоге российский бюджет был управляемым как при высоких, так и при низких мировых ценах на углеводороды. Бюджетное правило сглаживало эту волатильность, выступая своего рода демпфером.
Как стало. При отсутствии возможности покупать резервную валюту для пополнения ФНБ бюджетное правило в прежнем виде потеряло смысл. Необходимость ограничения расходов тоже стала неактуальной: появилось слишком много новых потребностей, закрывать которые оказалось важнее, чем блюсти бюджетный баланс.
Новый механизм, который приняли в ноябре, отменяет все прежние настройки с ценой отсечения и вводит фиксированный объем нефтегазовых доходов бюджета, который позволительно тратить. На ближайшие три года этот потолок определен в сумме 8 трлн рублей. С 2026 года он будет ежегодно индексироваться на 4%.
Это значит, что поступления от сырьевиков будут расходоваться при любой цене на нефть. До той поры, пока их объем в годовом выражении не превысит 8 трлн, доходы будут считаться «базовыми». А все, что поступит свыше, назовут «сверхдоходами» и отправят в резерв. Правда, исходя из прогнозов трехлетнего бюджета, отправлять в кубышку почти ничего не придется. С 2023 по 2025 год нефтегазовые доходы планируются в пределах 8,5—8,9 трлн рублей в год.
Еще одно важное изменение касается возможности тратить сверхдоходы. Запрета на их использование теперь фактически нет. Предельный объем трат бюджета ограничили суммой четырех составляющих:
- Базовые нефтегазовые доходы, то есть 8 трлн рублей.
- Прочие поступления — все, что кроме нефти и газа.
- Расходы на обслуживание госдолга.
- Сальдо предоставления бюджетных кредитов.
То есть сверхдоходами можно без ограничений финансировать долги государства. И уже если и эти расходы они перекроют с лихвой, тогда остаток будет неприкосновенным.
Более того, в 2023 и 2024 годах потолок расходов решили еще немного сдвинуть вверх — на 2,9 и 1,6 трлн рублей соответственно. Это позволит финансировать заложенный в бюджете на эти годы дефицит.
Таким образом, обновленные бюджетные правила заработают в России в полной мере только в 2025 году.
Как будут финансировать дефицит
Дефицит федерального бюджета по итогам 2023 года составит 2,9 трлн рублей. Для его финансирования есть два основных источника.
Фонд национального благосостояния. Ровно такую же сумму — 2,9 трлн рублей — планируется изъять из денег ФНБ. Эту опцию правительство разрешило себе, инициировав смягчение норм бюджетного кодекса. Если раньше подтягивать деньги из фонда можно было только в объеме недополученных доходов при низких ценах на нефть, то теперь это ограничение снято как минимум на два года.
Интересно и то, как проводится списание денег со счетов ФНБ, учитывая, что его активы в валюте недружественных стран сейчас заморожены. Сообщения о расходовании резервов, в том числе заблокированных, появляются регулярно.
Так, в ноябре 2022 года Минфин отчитался о продаже 2,3 млрд евро, 1,7 млрд фунтов стерлингов и 78,5 млрд японских иен, что позволило пополнить госказну на 300 млрд рублей.
Разгадка в том, что такие операции проводятся сейчас без реальных расчетов в валюте, которые невозможны без посредничества иностранных банков. Банк России, хранящий деньги ФНБ, просто номинально переписывает валюту со счетов Минфина на свои, а правительству зачисляет реальные рубли. По сути, это эмиссия: в оборот вводится дополнительный объем денег, поскольку на валютный рынок ни фунты, ни евро не поступают.
В резервах страны также велика доля китайской валюты, которую можно тратить в обычном режиме, продавая юани на бирже. С их расходованием прежде осторожничали. Но в январе 2023 года ЦБ и Минфин решили распечатать и эту кубышку на фоне дешевеющей нефти. Пополнять ФНБ тоже будут в основном в юанях, если в будущем для этого найдется достаточно сверхдоходов.
Государственные заимствования. Еще один заявленный источник финансирования бюджетного дефицита — государственные заимствования, которые должны помочь сохранить деньги ФНБ.
Доступ к внешнему долговому рынку у России по понятным причинам сейчас сильно ограничен, так что пользоваться предстоит рынком внутренним. В 2023 году планируется размещение государственных ценных бумаг на 2,5 трлн рублей, в 2024 году объем составит 3,4 трлн, в 2025 — примерно столько же.
В январе Минфин начал плановое размещение ОФЗ. По итогам первого аукциона удалось привлечь 41 млрд рублей. План на первый квартал — 800 млрд. Эксперты оценили спрос на госбумаги как невысокий, поскольку инвесторы проявляют осторожность из-за выросших инфляционных рисков.
В перспективе для расширения потенциальной аудитории покупателей рассматривается создание новых инструментов, например бескупонных ОФЗ. Предполагается, что они могут заинтересовать людей с невысокими доходами в качестве инструмента для долгосрочных сбережений.
Что будет с экономикой
Показатели федерального бюджета рассчитываются на основе прогнозов развития российской экономики. Минфин взял за основу социально-экономический прогноз Минэкономразвития на предстоящие три года. От того, насколько он окажется точным, зависит исполнимость бюджета. Поэтому имеет смысл заглянуть в прогноз и узнать его основные параметры.
Валовой внутренний продукт. После снижения в 2022 году на 2,9% спад экономики должен замедлиться. В 2023 году ВВП снизится на 0,8%, а в 2024 и 2025 должен уже расти на 2,6% в год. В денежном выражении показатель увеличится за три года на 25 трлн рублей — до 170,6 трлн в 2025 году.
Валютный курс. Среднегодовой курс рубля к доллару ожидается в диапазоне от 68,3 до 72,2 Р. То есть власть верит, что национальная валюта сохранит устойчивость в течение всего трехлетнего срока.
Инфляция. После инфляции в районе 12% в 2022 году авторы прогноза ждут ее более чем двукратного снижения в 2023 году — до 5,5%. Это близко к нижней границе ожиданий ЦБ, который анонсировал рост цен в диапазоне 5—7% по итогам этого года. Правительство и регулятор едины в убеждении, что в дальнейшем инфляция устаканится на целевом уровне 4%.
Инвестиции. Планируется, что вложения в российскую экономику за 3 года превысят 88 трлн рублей. Из них инвестиции почти 27 трлн должны быть профинансированы в 2023 году. Это на 4 трлн рублей больше, чем в досанкционном 2021 году, так что и эти планы можно считать весьма оптимистичными.
Внешняя торговля. С высоких показателей 2022 года в 581 млрд долларов российский экспорт сократится на 8% и будет балансировать в районе 530 млрд в течение трех лет. В первую очередь это связано с ожидаемым снижением мировых цен на нефть и газ. Импорт, напротив, будет расти. В 2023 году — на 11%, а далее — на 5—6% в год.
Получается, что федеральный бюджет на ближайшие три года сверстан с учетом крепкого рубля, бодрого роста инвестиций, относительно высоких цен на нефть и стабильно низкой инфляции. При значимом отклонении от этой оптимистичной картины параметры придется пересматривать.
Сбудутся ли прогнозы
О многочисленных рисках неисполнения принятого бюджета в своем заключении к его проекту высказались аудиторы из Счетной палаты. Они не согласились с прогнозами инфляции, объемов экспорта и импорта, а главное, сочли завышенной оценку будущего потребительского спроса.
По замыслу авторов бюджета, устойчивый рост потребления должен стимулировать российскую экономику. Планируется, что каждый год россияне будут тратить на 3—4% больше, чем в предыдущем году, — и это в реальном выражении, то есть с учетом инфляции.
Прогноз основан на предполагаемом увеличении доходов людей и росте кредитования. Но по факту в условиях неопределенности эти ожидания могут не оправдаться, предупредили аудиторы. Люди стали гораздо более склонны сберегать деньги, а не тратить их, обрастая новыми кредитами.
Экспорт нефти и нефтепродуктов также может не принести планируемых доходов в казну. В Счетной палате считают, что авторы бюджета недооценили последствия санкций и высокую вероятность рецессии в мировой экономике, которая всегда сбивает цены на сырьевые ресурсы.
Опасения аудиторов нашли подтверждение уже в декабре 2022 года. По данным Минфина, средняя цена на российскую нефть с ноябрьских 66 $ за баррель опустилась до 50 $. А по отдельным январским контрактам она стоила уже около 42 $. При таких ценах в 2023 году нефтегазовые доходы бюджета могут оказаться на четверть ниже планируемого объема, увеличив дефицит еще на 2 трлн рублей.
Реальность таких перспектив косвенно подтверждается данными об исполнении бюджета 2022 года. Если еще осенью в бюджетном пакете фигурировал дефицит в размере 1,3 трлн рублей, то уже в декабре Минфин признал, что его реальный размер составит 2% ВВП, то есть 2,9 трлн.
А вскоре стало известно, что и это не финальные числа. Расходы бюджета превысили его доходы на 3,3 трлн рублей. То есть всего за несколько месяцев, прошедших от оценки до факта, сумма изменилась в 2,5 раза. Это красноречиво говорит о качестве прогнозов Минфина в текущих условиях.
В целом, как считают эксперты, многие показатели федерального бюджета носят откровенно целевой характер. Это значит, что за основу берутся скорее желаемые результаты, а не объективные прогнозы с учетом всех возможных рисков.
Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique.