Как составить свой психоанализ

Психоанализ самостоятельно

Психоанализ самостоятельно в контексте статьи — это 28 вопросов, которые должен периодически задавать себе каждый, кто хочет всегда быть на гребне волны. Представленные ниже вопросы помогают навести порядок в голове и настроить свое бессознательное так, чтобы при любых обстоятельствах принимать решения, которые ведут к успеху. Причем эти вопросы полезно задавать себе и успешным, и менее успешным людям. При успешном положении дел такой самоанализ поможет минимизировать возможные ошибки в делах и не провалиться. При затруднениях — поможет найти правильный выход и достичь вершин. Вы сможете понять себя, понять, что делаете не так и дальше идти уже правильным путем.

Несмотря на то, что предложенный самоанализ — полезная штучка, все же не перебарщивайте с ним. Чрезмерное увлечение им может завести не туда. К тому же, для того, чтобы получить нужный результат необходимо быть максимально честным самим с собой, что мало у кого получается сразу с непривычки без помощи специалиста. Также, не факт, что Вы правильно поймете, правильно интерпретируете все Ваши ответы на предложенные вопросы. Поэтому не торопитесь, не заморачивайтесь, а просто следуйте инструкции и потихонечку анализируйте полученный в результате опроса самого себя материал. При затруднениях, при возникновении тревоги обязательно следует обратиться к психологу или психотерапевту.

Задавайте себе вопросы постепенно, не все сразу, а по сериям. Обдумывайте ответы на каждую серию вопросов (3 – 5 вопросов из списка) не менее 2 – 3 дней. Записывайте любые ответы (в блокнот, на диктофон и т.п.), которые Вам будут приходить в голову в течение этих дней. Проанализируйте полученные ответы. Затем приступайте к следующей серии вопросов.

  1. На сколько лет Вы себя ощущаете?
  2. Что лучше: жалеть о том, что сделано или о том, что мог бы сделать и так и не попробовал?
  3. Каких дел в Вашей жизни больше: тех, что Вы любите делать или тех, что не любите? Почему?
  4. Чего в Вашей жизни больше: разговоров или реальных дел?
  5. Если бы совершенно все было возможно, что бы Вы изменили в своей жизни? Распределите ответы в порядке важности. Что у Вас стоит на первом месте? Что Вам мешает сделать это?
  6. Чем бы Вы хотели заняться даже в том случае, если Вам самим придется платить за возможность заниматься этим делом?
  7. Вы действительно верите в то, что делаете, верите, что у Вас получится, или пытаетесь верить?
  8. Если бы Вам осталось жить пару месяцев, что бы Вы изменили в своей жизни?
  9. Что в этой жизни Вы делаете не так, как другие? Что в Вас особенного?
  10. Есть ли в Вашей жизни то, что Вам уже не нужно и пора отпустить?
  11. Если Вы вызвали лифт, и он уже едет к Вам. Ускорит ли его прибытие то, что Вы будете продолжать нажимать на кнопку вызова лифта?
  12. За что Вы можете поблагодарить жизнь?
  13. Что Вы будете делать, если Ваш страх стал реальным?
  14. Вспомните то, что Вас сильно расстроило лет 5 назад? Какое значение для Вас это событие имеет сейчас?
  15. Какое у Вас в ближайшее время было самое счастливое воспоминание? А 10 лет назад?
  16. Что позволит Вам чувствовать себя уверенным самодостаточным человеком?
  17. Какие пять шагов Вы готовы сделать уже сейчас для достижения своей цели?
  18. Если Вы сейчас рискнете сделать то, что хочется Вам. Что Вы теряете?
  19. Можно ли точно знать, что добро, а что —зло? Аргументируйте.
  20. Если бы Вы сейчас получили в подарок очень крупную сумму денег, которой Вам бы хватило на безбедное проживание до конца своих дней. Вы бы бросили свою нынешнюю работу?
  21. Что для Вас важнее: иметь высокооплачиваемую работу, на которую уходит практически все Ваше время или иметь менее оплачиваемую работу, но которая Вам нравится, и которая оставляет много свободного времени для другого?
  22. Если бы у Вас была возможность навестить только одного человека из тех, кого Вы знаете, к кому Вы пойдете?
  23. Вы живете или существуете?
  24. Боитесь ли Вы совершать ошибки? Почему? Вспомните, какие ошибки Вас хоть чему-то научили?
  25. Если бы Вы знали, что Вас никто не осудит, что бы Вы изменили в своей жизни?
  26. Что Вы любите? Ваши лакомства? Интересы? Любимые занятия?
  27. Вы идете по жизни туда, куда сами хотите идти или кто-то Вас ведет по своей дороге?
  28. Чего Вы хотите? Зачем Вам это? Что Вы можете сделать уже сейчас для достижения этого?

Оставить комментарий

Анализ себя — это не картинка из тревожного артхаусного кино. На самом же деле в понятие «анализ себя» входят не только неудачные диалоги и неловкие сцены, но и решения, которые мы принимаем, установки и цели, которые мы себе задаем. Часто мы не можем поставить цели верно из-за того, что мы считаем себя лучше или хуже, чем есть на самом деле. Рассказываем, что делать, чтобы ставить цели правильно и миновать фрустрацию.

Постановка целей: при чем тут самообман?

Самообман — одна из форм психологической защиты личности. Американский психоаналитик и психотерапевт Рой Шефер в своем труде «Новый язык для психоанализа» описывает самообман как способ «неосознанной защиты» от неприятных или вызывающих стыд переживаний (открытий). Посредством самообмана человек стремится выглядеть лучше и в своих глазах, и в глазах общества. Именно это мешает ему впоследствии грамотно ставить цели.

Иногда, чтобы соответствовать собственным ожиданиям и взглядам общества, человек занимает абсолютно невыгодную для себя позицию: начинает заниматься тем, что не нравится, берет на себя слишком сложные задачи, не дает себе остановиться и отдохнуть. Сам по себе «самообман» — выражение ненаучное, примерно как «токсичность». Под ярлыком самообмана скрывается несколько разных стратегий действия.

Синдром постоянной занятости

Когда человек с головой погружается в работу, а если у него нет возможности работать — он прокрастинирует. Такой трудоголизм помогает отвлечься от сильных потрясений (например, от разлуки, болезни и потери близких). «Работа не оставляет времени на депрессию», при этом она, возможно, не будет приносить удовольствия, а просто станет поедать время жизни, которое иначе было бы наполнено болью или тревогой.

Как справиться? Признать источник настоящей тревоги и встретиться с ним лицом к лицу. Если причина такого состояния — стресс, то вам нужно завершить цикл стресса, пройти через него, как через туннель. Возможно, вам понадобится помощь специалиста.

Отрицание действительности

«Я хороший специалист, мне не нужно дополнительное образование, и вовсе не важно, что моя индустрия постоянно развивается» — это пример отрицания действительности. Некоторые люди считают, что признание собственных недостатков или запрос на получение новых навыков сделает их менее уважаемыми, понизит градус профессионализма. Однако это не так.

Помните: обращаясь за помощью и признавая собственные недочеты, вы открываете новые точки роста для себя как для личности и профессионала.

Рационализация

«Если бы мне нравилась эта работа, результаты были бы лучше, но я пока просто набираю опыт, и лучше предложения я не найду» — попахивает отчаянием, с которым может столкнуться любой человек. Кто-то уверенно шагнет в неизвестность и отправится на поиски новой работы, а кто-то менее решительный (что тоже нормально!) станет объяснять свое присутствие на нелюбимой работе. Рационализация, как пупырчатая пленка, обматывает неприятные факты так, чтобы они не слишком выпирали и травмировали нас в очередной раз.

Проекция

Когда человек винит в неприятных обстоятельствах не себя и внешние обстоятельства, а окружающих людей. «Родители сказали мне пойти учиться на врача, а я хотел стать иллюстратором детских книг» — примерно так звучит проекция. Но ответственность за решения человека всегда будет лежать на нем, и зачастую на дне такого самообмана лежит неготовность брать ее на себя.

Нарушение обязательств «в кредит»

Например, человек решает бегать каждое утро, но пропускает тренировки, обещая наверстать в следующий раз. Пробежать в два раза больше, отказаться от сладкого «в наказание». Если ему не удается выполнить новое обязательство, он испытывает фрустрацию. Часто это состояние возникает из-за изначально завышенной планки.

Важно ставить себе цели и задачи, ориентируясь только на свое состояние, не оглядываясь на чужие установки.

Воодушевляясь самой целью, человек начинает жить в идеальной картинке и забывает о реальных действиях. Профессор маркетинга из Школы бизнеса при Висконсинском университете Робин Таннер говорил, что люди представляют свое будущее идеальным и полагают, что когда-нибудь у них будет гораздо больше времени и сил, чтобы выполнить все задуманное. Они ждут подходящего момента, но он может не наступить, потому что сам человек не сделал ни одного шага навстречу ему.

В процессе самообмана человек не просто попадает в иллюзорный мир, но и создает воображаемую лучшую версию себя. Как следствие, он не принимает себя настоящего, не прислушивается к себе, ставит ложные цели, не получает удовольствия от работы и не стремится реализовать себя.

Качественный анализ себя начинается с признания своих истинных желаний, а не навязанных со стороны или построенных в соответствии с идеальной картинкой. Для достижения своих целей необходимо отбросить иллюзии и работать с собой настоящим. Поэтому в первую очередь нужно научиться не обманывать себя.

Как перестать обманывать себя

Отказаться от самообмана — длительная работа, которая в некоторых случаях требует помощи психотерапевта. Однако первые шаги к тому, чтобы наконец избавиться от этой привычки, можно сделать и самостоятельно.

  1. Начните замечать моменты, когда вы лжете сами себе. Вы не идете на тренировку действительно потому, что у вас нет времени, или вы просто не хотите? Если второе, то с чем связано это нежелание? Возможно, вам требуется отдых и организм сигнализирует об этом, а возможно, вам нужно сменить программу тренировок и не убиваться на кардио.

  2. Допустите возможность того, что вы не идеальны (и никто не идеален). У вас есть не только сильные стороны, ваши слабости — ваши точки роста, и не нужно пытаться их задавить и скрыть.

  3. Задавайте себе вопросы «Чего я хочу?» и «Чего мне не хватает для реализации?» как можно чаще. Например, вы хотите получить повышение на работе, но вам не хватает определенных навыков. Тогда стоит обсудить со своим руководителем возможность обучения для повышения квалификации.

  4. Продумывайте различные сценарии развития событий. Иногда человек обманывает себя, потому что боится негативных последствий. Подумайте, что самое худшее может случиться в той или иной ситуации и как вы поступите, — либо вы поймете, что жизнь не закончится даже при самом худшем сценарии развития событий, либо придумаете план Б.

  5. Будьте менее критичны к себе. Если вы склонны к чрезмерной самокритике, то самообман — это защита от самого себя. Например, если вы сорвались с диеты, подумайте не о том, как поругать себя, а как компенсировать «случайно» съеденное пирожное.

  6. Признавайте, если вы берете на себя слишком много. Умение говорить «нет» — важный навык и инструмент счастья. Некоторые из нас стремятся взять на себя больше, чем могут нести. Спросите себя: есть ли у вас время или энергия, чтобы взяться за задачу? Сможете ли вы ее довести до конца?

  7. Не игнорируйте собственные чувства. Если вы испытываете тревогу, грусть, дискомфорт, замечайте их и ищите причины. Например, если эти ощущения возникают на работе, возможно, это сигнал о том, что у вас не налажена коммуникация в команде или вы выполняете не совсем подходящие для вас задачи.

Даже если человек создает свой иллюзорный мир, он в конце концов разрушится. Из-за самообмана люди оказываются не на своем месте в личной жизни и на работе, что, в свою очередь, тормозит процесс развития и не позволяет построить подходящую траекторию развития. Только избавившись от иллюзий и приняв свои недостатки, вы сможете расти личностно и профессионально.

Сам себе психолог — такое возможно?

«Познай самого себя», «Помоги себе сам», «Психология для чайников»… Сотни изданий и статей, тесты и интервью уверяют нас, что мы можем сами себе помочь… как психологи. Да, это так, подтверждают специалисты, но не в любой ситуации и лишь до определенного момента.

«Зачем только нужны эти психологи?» Действительно, с какой стати мы должны делиться своими самыми личными, самыми сокровенными секретами с чужим человеком, да еще и платить ему за это, когда книжные прилавки завалены бестселлерами, обещающими нам «открыть свое истинное «Я» или «избавиться от скрытых психологических проблем»? Разве нельзя, хорошенько подготовившись, помочь себе самому?

Не так-то это просто, охлаждает наш пыл психоаналитик Жерар Бонне (Gerard Bonnet): «Не надейтесь стать собственным психоаналитиком, поскольку для этой позиции нужно отстраниться от самого себя, что довольно трудно сделать. Зато вполне возможно провести самостоятельную работу, если вы согласитесь выпустить на свободу свое бессознательное и работать с теми знаками, которые оно подает». Как это сделать?

Ищите симптомы

Подобная техника лежит в основе всего психоанализа. Именно отталкиваясь от самоанализа, а точнее, от одного из своих снов, вошедшего в историю под названием «Сновидение об инъекции Ирме», Зигмунд Фрейд в июле 1895 года вывел свою теорию сновидений.

Мы прекрасно можем воспользоваться этой техникой и применить ее к себе, используя все симптомы, которые открывает нам бессознательное: не только сны, но и дела, которые мы забыли сделать, оговорки, описки, оплошности, вдруг вырвавшиеся слова, странные случаи — все, что происходит с нами довольно часто.

Лучше записывать в дневнике все, что происходит, в максимально свободной манере, не заботясь о стиле или о связности

«Нужно регулярно посвящать этому определенное время, — уточняет Жерар Бонне. — Хотя бы 3-4 раза в неделю, лучше всего по утрам, едва проснувшись, мы должны вспомнить предыдущий день, обратив особое внимание на сны, на упущения, на показавшиеся странными эпизоды. Лучше записывать в дневнике все, что происходит, в максимально свободной манере, думая об ассоциациях и не заботясь о стиле или о какой бы то ни было связности. Потом мы можем отправляться на работу, чтобы вечером или на следующий день утром вернуться к написанному и спокойно поразмышлять над ним, чтобы увидеть связь и смысл событий более ясно».

Между 20 и 30 годами Леон, которому сейчас 38 лет, начал тщательно записывать свои сны в тетрадку, а затем добавлять к ним свободные ассоциации, которые у него возникали. «В 26 лет со мной произошло нечто необычайное, — рассказывает он. — Я несколько раз пытался сдать экзамен на водительские права, и все напрасно. И вот однажды ночью мне приснилось, что я лечу по шоссе на красной машине и кого-то обгоняю. Обогнав во второй раз, я почувствовал необыкновенное блаженство! Я проснулся с этим сладостным ощущением. Прокручивая в голове невероятно четкий образ, я сказал себе, что могу это сделать. Как будто мое бессознательное отдало мне приказ. И спустя несколько месяцев я действительно уже ездил за рулем красной машины!»

Что произошло? Какой «щелчок» вызвал подобное изменение? На сей раз даже не потребовалось сложного толкования или символического анализа сновидений, поскольку Леону оказалось достаточно самого простого, поверхностного объяснения, которое он дал себе сам.

Освободиться важнее, чем найти объяснение

Часто нами управляет сильное желание прояснить свои действия, промахи, сновидения. Многие психологи считают это ошибкой. Не всегда в этом есть необходимость. Иногда достаточно бывает освободиться от образа, «изгнать» его, не пытаясь объяснить, — и симптом исчезает. Изменения происходят не потому, что мы думаем, будто разобрались в себе.

Дело не в том, чтобы точно интерпретировать сигналы бессознательного, гораздо важнее освободить его от тех образов, которые бесконечно возникают в нашей голове. Наше бессознательное стремится всего лишь быть услышанным. Оно командует нами без нашего ведома, когда хочет отправить сообщение нашему сознанию.

Не следует погружаться слишком глубоко в себя: мы быстро встретимся со снисходительностью к самим себе

40-летняя Марианна долгое время верила, что ее ночные страхи и несчастливые романы — результат сложных отношений с отсутствующим отцом: «Я все рассматривала через призму этих отношений и строила такие же невротические отношения с «неподходящими» мужчинами. И вот однажды мне приснилось, что бабушка по отцовской линии, у которой я жила в юности, протягивает ко мне руки и плачет. Утром, когда я записывала сон, картина наших с ней сложных отношений вдруг стала для меня совершенно очевидной. Здесь нечего было понимать. Это была волна, поднявшаяся изнутри, которая меня сначала захлестнула, а потом освободила».

Бесполезно терзаться, спрашивая себя, подходит ли наше объяснение к тому или иному нашему проявлению. «Фрейд вначале был полностью сконцентрирован на толкованиях сновидений, а в конце пришел к выводу, что важно только свободное выражение идей», — замечает Жерар Бонне. Он считает, что хорошо проведенный самоанализ должен привести к положительным результатам. «Наш разум освобождается, мы можем избавиться от множества симптомов, таких как обсессивно-компульсивное поведение, которое влияет на наши отношения с другими людьми».

Самоанализ имеет пределы

Но у этого упражнения есть свои границы. Психоаналитик Ален Ванье (Alain Vanier) считает, что не следует погружаться слишком глубоко в себя: «Мы быстро встретимся с препятствиями и с неизбежной снисходительностью к самим себе. В психоанализе мы исходим из жалобы, и лечение заключается в том, чтобы направить нас туда, где болит, именно туда, где мы выстроили барьеры, чтобы никогда туда не заглядывать. В этом месте и будет суть проблемы».

Лицом к лицу с собой мы стараемся не видеть те странности, которые могут застать нас врасплох

То, что притаилось в самой глубине бессознательного, что составляет его сердцевину? — это именно то, чему наше сознание, наше собственное «Я» не осмелится взглянуть в лицо: зона подавленных еще в детстве страданий, невыразимых для каждого из нас, даже для того, кого жизнь с тех пор только баловала. Как можно это вынести — отправиться изучать свои раны, вскрывать их, прикасаться к ним, надавливать на больные места, которые мы спрятали под покрывалом неврозов, странных привычек или маний?

«Лицом к лицу с собой мы стараемся не видеть те странности, которые могут застать нас врасплох: удивительные оговорки, загадочные сны. Мы всегда найдем повод этого не видеть — всякий повод будет для этого хорош. Потому-то роль психотерапевта или психоаналитика так важна: они помогают нам преодолеть собственные внутренние границы, сделать то, что нам не под силу в одиночку», — заключает Ален Ванье. «С другой стороны, — добавляет Жерар Бонне, — если мы занимаемся самоанализом до, во время или даже после курса терапии, его эффективность будет во много раз больше». Так что самопомощь и курс психотерапии не исключают друг друга, а расширяют наши возможности работать над собой.

Источник фотографий:Getty Images

В данном разделе мною размещена информация, которая поможет вам создать адекватное представление о психоаналитическом процессе и своём месте в нём.

Успех психоанализа — это всегда плод усилий двух человек: психоаналитика и клиента. Клиент без психоаналитика не сможет сориентироваться в том, что с ним происходит и правильно сформулировать свою проблему, а психоаналитик, проводящий анализ без участиях клиента, напоминает врача, который лечит больного, рассказывая ему основы общей анатомии.

Практика показывает, что, как бы ни был подготовлен теоретически клиент к прохождению психоанализа, он слабо представляет себе реальный психоаналитический процесс. Вместе с тем технология психоанализа требует активного участия клиента в психоаналитическом процессе, что предполагает понимание им сути происходящего.

Подготовка клиента к прохождению психоанализа является одним из обязательных этапов установления рабочего альянса между клиентом и психоаналитиком. В данном разделе помещён материал, который, с одной стороны, облегчит мне задачу подготовки моего клиента и сэкономит аналитическое время, а, с другой стороны, снизит негативное предожидание, испытываемого человеком перед незнакомой лечебной процедурой.

С историей психоанализа я вас знакомить не буду, потому что это, по сути, пустая информация, которая может вызвать только ваше справедливое раздражение. Насколько я понимаю, вам нужно знать, что надо делать, чтобы решить конкретные проблемы, а не историю метода.

Несколько слов о возможности самоанализа

Возможно ли самостоятельно, без помощи психоаналитика, проделать путь в глубины своего подсознания. Очевидно, что возможно, иначе психоанализа не было бы. Психоаналитики, писатели, философы, с разным успехом и на разную глубину опускались (или поднимались) в собственные глубины. Однако лечение своей психики и исследование своей психики — это не одно и тоже. Проблема самоанализа, собственно, и состоит в том, что задача, стоящая перед клиентом, не “копнуть” себя, а вылечиться. Копнуть-то можно, а вылечиться нет.

Невозможность самоанализа обусловлена тем, что причина психических проблем принципиально недоступна для мысли клиента. Она находится в его бессознательном, то есть там, куда сознанию хода нет. Причём клиент сам её туда и вытеснил из сознания, и прикладывает все свои усилия, чтобы она оставалась в бессознательном состоянии. Данное усилие называется вытеснением.

Здесь уместно ввести понятия “вытеснения патогенного события” (патогенным событием в психоанализе называют — крайне неприятное для субъекта переживание) и “сопротивления анализу”. Они являются одними из основных психоаналитических понятий, которые должен освоить клиент.

Вытеснение

Если не вдаваться в тонкости процесса вытеснения, то вытеснением патогенного события можно назвать процесс его забывания. Вытесненное событие как будто пропадает из прошлого, его как будто нет и никогда не было.

Говоря “вытеснение” вместо “забывание”, мы акцентируем внимание на значительном усилии, которое прикладывает человек для того, чтобы вытеснить из сознания некое патогенное событие.

Понятие вытеснения доступно нам и на бытовом уровне. Мы говорим: “Я смотрю телевизор, чтобы забыться, чтобы не думать о плохом”, “я пошла на концерт, чтобы отвлечься”, “я пью водку, чтобы забыться”, “для того чтобы придти в себя, мне нужно сменить обстановку”, “когда я выговорюсь, мне станет легче” и пр. На житейском уровне нам доступна простая рефлексия, что мы занимаемся чем-то, чтобы в голове не было чего-то плохого, и это истинная цель данного занятия.

Сопротивление клиента анализу

Человек прикладывает все свои возможности для того, чтобы некое патогенное событие вытеснить из сознания, а психоаналитик хочет вернуть его в сознание, потому что только так можно избавиться от заявленных клиентом проблем (симптомов). Разумеется, клиент будет сопротивляться усилиям аналитика.

Сопротивление, по сути, говорит о том, что клиент не готов к появлению вытесненной им проблемы, он ещё слишком слаб и недостаточно вооружён, чтобы встретиться с проблемой лицом к лицу.

Анализ, вообще, трепетно относится ко всем психическим реакциям клиента, понимая, что все они естественны и, следовательно, целесообразны. Сопротивление клиента анализу — не исключение. Если клиент борется с аналитиком, значит, он не может не бороться, и аналитик с пониманием относится к этому. Правда, иногда сопротивление клиента принимает неприемлемую для конкретного аналитика форму, индуцируя его собственные бессознательные проблемы; в этом случае анализ сталкивается с “контрпереносом”, под которым понимается эмоциональная реакция аналитика на сопротивление своего клиента. Если аналитик не сможет справиться с контрпереносом, то анализ можно считать законченным: сильный эмоциональный фон не даст ему возможность спокойно думать над проблемами своего клиента, а думать надо — именно спокойно. Именно поэтому аналитик должен сам пройти психоанализ; психика аналитика должна быть “чистой”, в противном случае психоанализ “потонет” в контрпереносе.

“Всплытие” из бессознательного каждой новой проблемы сопровождается всплеском сопротивления клиента, таким образом, всплеск сопротивления сигнализирует аналитику, что проблема на подходе в сознание.

На сопротивление, так же как и на вытеснение, клиент бросает все имеющиеся у него ресурсы, и это ресурсы иногда оказываются более значительными, нежели возможности аналитика. В этом случае, сопротивление клиента оказывается непреодолимым для данного аналитика и анализ заканчивается. Клиент вынужден искать себе аналитика посильнее.

Главным показателем успешности сопротивления клиента является его состояние комфорта в анализе. Как не парадоксально, но состояние комфорта клиента в анализе говорит об успешности его сопротивления анализу.

Если клиенту комфортно общаться с аналитиком, значит, он успешно “водит его за нос”. Комфортное состояние, вызывается, собственно, подсознательной уверенностью клиента, что он контролирует анализ и не даст аналитику приблизиться к своим проблемам. Сопротивление имеет мериаду форм, часто аналитику требуется проделать большую интеллектуальную работу, чтобы понять, как именно клиенту удаётся уводить его от проблем и как с этим бороться.

Какова задача психоанализа

Задача, которую ставит перед анализом клиент, понятна — проблемы должны исчезнуть. Эта же задача, соответственно, стоит и перед аналитиком.

Для решения, поставленной клиентом задачи, аналитику необходимо сделать нечто (психоанализ), чтобы в прошлое клиента перестало его беспокоить. Когда в прошлом клиента не останется ни одной ситуации, которые бы он не отторгал, как невозможные для себя, психические проблемы клиента исчезнут сами собой.

Говоря в психоаналитических терминах, задача, стоящая перед аналитиком, состоит в том, чтобы перевести проблему (некая невозможная для клиента ситуация в прошлом) из бессознательного состояния в сознание, сделать её доступной для “взрослой” критики клиента.

Вытесняемая клиентом проблема возникла перед ним в детстве, соответственно, формулировал он её, будучи ребёнком, соответственно, сформулировал он её не правильно (строго говоря, неправильная формулировка проблемы — и есть реальная проблема). Для разрешения проблемы необходимо вновь оказаться в проблемной (патогенной) ситуации и сформулировать проблему правильно (“по-взрослому”).

Что представляет собой психоанализ по форме

Психоанализ представляет собой особым образом структурированное общение аналитика и клиента с жёстким регламентом и правилами.

Сразу хочу оговориться, что ничего шаманского или аномального в психоаналитической процедуре нет. Вся процедура достаточно прозрачна, и логична, и, если так можно выразиться, изящна.

Любой человек, рассказывая о себе и своей жизни, представляет ситуацию в выгодном для себя свете, то есть рассказывает не то, что есть, а так, как ему хочется, чтобы было. Впрочем, эта истина не нова и всем известна. Психоанализу же принадлежит открытие, что человек самостоятельно, в нормальном режиме жизни, лишён самой возможности рассказывать о себе то, что есть на самом деле. Оказалось, что мышление человека, по своей природе, призвано “вывернуть” ситуацию, как выгодно человеку.

Рассказ клиента невольно уводит аналитика от истинной проблемы, задача же аналитика поставить именно истинную проблему. Возникшее противоречие призвана решить аналитическая процедура, которая структурирует общения аналитика с клиентом таким образом, что истинная проблема становится доступной для наблюдения.

Так, например, в анализе существует жёсткое правило закрытости любой информации касающейся как личной жизни аналитика, так и его эстетических, сексуальных, политических, религиозных и прочих предпочтений. Для успеха анализа, клиент ничего не должен знать об аналитике, кроме его профессионального статуса, то есть, кроме того, что он “настоящий” психоаналитик.

Это правило достаточно дискомфортно для клиента, и в обычной жизни общение на таких условиях невозможно. Анализ специально ставит клиента в такие дискомфортные условия, чтобы спровоцировать феномен, так называемого теневого переноса, который состоит в том, что, встречаясь с незнакомой и недоопределимой ситуацией, психика начинает выкидывать в “голову” страшилки, то есть ситуации, с которыми человек боится встретиться. Эти “страшилки” как раз и являются истинными проблемами, с которыми надо работать. Теневой перенос удобен для анализа тем, что это рефлекторная реакция, не поддающаяся контролю сознания, и если в обществе аналитика клиента охватывает страх, то он становится доступен для анализа, минуя желание клиента.

В общественном сознании образ психоаналитика характеризуется эмоциональной нейтральностью, которая обеспечивается в частности бородой, делающей эмоциональные колебания совершенно недоступной для наблюдения. Этот стереотип, навязываемый кинематографом, не соответствует реальности. Аналитик стремится сделать свои эмоции доступными для клиента, потому что клиент в них крайне нуждается. Для успеха анализа клиент, как минимум, должен видеть, что аналитик принимает его таким, каким он есть, и эта реакция приятия естественная.

Аналитик и клиент находятся в состоянии очень тонкого эмоционального взаимодействия. Эмоциональные реакции аналитика, как вызывают проблему клиента из бессознательного (реакция переноса), так и стабилизируют его психику, делают её готовой к встрече с этой проблемой. Бородатый, эмоционально нейтральный аналитик так же абсурден, как и пианист, играющий в варежках.

Клиент располагаетсях в кресле наискось от аналитика, на расстоянии, удобном для “психоаналитического” общения (около 1,5–2 метров). В течение сессии клиент может инстинктивно менять данное расстояние, то наклоняясь к аналитику, то откидываясь на спинку кресла.

Аналитическая кушетка, как и бородатый аналитик, относится больше к разряду общественных стереотипов, навязанных кинематографом, нежели к реальной психоаналитической технологии. Справедливости ради надо сказать, что некоторые психоаналитики эксплуатируют данный стереотип, надеясь предстать перед клиентом “настоящим” психоаналитиком.

Для понимания происходящего аналитик должен иметь возможность видеть все тонкие эмоциональные реакции клиента, а клиент, в свою очередь, должен иметь возможность опереться на эмоциональные реакции аналитика. Положение, занимаемое клиентом на кушетке, не позволяет ни того, ни другого.

Если есть возможность, то аналитик стремится работать дома или в специально снятой квартире. Такое предпочтение обусловлено тем, что самое востребованное и дорогое аналитическое время приходится на вечерние часы, когда официальные учреждения закрываются.

В помещении, в котором проходит анализ, никого, кроме аналитика и клиента, нет, происходящее никто не видит и не слышит. Правило конфиденциальности соблюдается аналитиком неукоснительно.

Психоаналитик “лечит” только словом, психоанализ — это принципиально “разговорный” метод. Никаких таблеток. Как я уже говорил, проблема заключается в том, что ребёнок неправильно сформулировал некую незнакомую для него ситуацию, и, благодаря этой неправильной формулировке, незнакомая ситуация приобрела патогенный характер. Задача психоанализа — найти эти “неправильные” слова и заменить их “правильными” словами.

Психоанализ не терпит тактильного контакта между клиентом и психоаналитиком, поэтому никаких рукопожатий и прочих прикосновений.

Что представляет собой психоанализ по сути

Анализ, по сути, есть процедура создающая условия, при которых вытесненные проблемы появляются в сознании, где они распадаются под действием принципа реальности.

Технология создания данных условий и есть, собственно, психоанализ.

Без психоаналитической процедуры бессознательные, то есть реальные проблемы клиента никогда не “всплывут” в его голове, что лишает его возможности избавиться от них.

Бессознательные проблемы появляется в сознании клиента постепенно. Ближайшая к сознанию проблема самая простая для клиента, последняя в очереди, самая удалённая от сознания, это самая сложная проблема.

Ближайшая к сознанию проблема находится в подсознании человека и составляет контекст, происходящего в его сознании “действа” или “текста”. Проще говоря, подсознательная проблема, или проблема, находящаяся в подсознании, определяет то, что и как человек думает, чувствует, определяет его эмоции, непосредственные реакции и пр.

Задача психоаналитика, читая “текст” сознания клиента, понять, какая проблема стоит за данным “текстом”, точно сформулировать данную проблему и перевести её в сознание клиента, то есть сделать её очевидной для него.

Может ли сам клиент попасть в своё подсознание и встретиться с проблемой, которая беспокоит его на данный момент. Очевидно, что может. Подсознательная проблема, в отличие от бессознательной, доступна для осознания. Проблема, однако, состоит в том, что клиент лишён возможности правильно сформулировать проблему (в этом проблема самоанализа). А правильная формулировка, и в этом смысл психоанализа, это формулировка, дающая возможность решить проблему.

Неправильно сформулированная проблема не решаема, правильно сформулированная проблема решаема. Строго говоря, правильно сформулированная проблема перестаёт быть проблемой. В этом изящество психоанализа. Достаточно правильно сформулировать проблему, чтобы она исчезла.

Правильная формулировка проблемы принципиально отличается от “страшной” формулировки. “Страшная” формулировка, она потому и страшная, что неправильная, а “правильная” формулировка, она потому и правильная, что делает проблему разрешимой для клиента и потому не страшной.

Клиент не знает, как реально звучит его проблема, он только предчувствует, на уровне онтологической интуиции, что проблема не такова, какой ему кажется, что она не может быть такова. И именно эта интуиция направляет его к психоаналитику, чтобы тот нашёл возможность подтвердить её.

Клиент потому и не лезет в своё подсознание, хотя и может теоретически сделать это, что предчувствует встречу с нерешаемой для себя проблемой. Эту работу делает за него психоаналитик.

Анализируя “текст” сознания клиента по определённому алгоритму, психоаналитик достраивает контекст (проблему) происходящего перед его глазами и делает это таким образом, что подсознательная проблема становится решаемой.

Выводя проблему из подсознания, психоаналитик освобождает “место” в подсознании, которое тут же занимает следующая проблема, “поднимаясь” из бессознательного. Так постепенно бессознательное очищается, и пациент выздоравливает.

Реально психоанализ заканчивается, когда уходят основные психотические симптомы, и клиент возвращает себе ощущение контроля над своей психикой.

Задание клиента на аналитическую сессию

Задание клиента на аналитическую сессию естественно вытекает из сути психоаналитического процесса.

Для того чтобы избавиться от психических проблем, клиенту нужно донести до психоаналитика “текст” своего сознания, так как анализируется именно “текст” сознания.

“Текст” сознания — это то, что происходит с человеком в данный момент времени: его мысли, чувства, эмоции, ассоциации, рефлекторные психические реакции и пр., одним словом, всё, что с ним происходит.

Часть этого “текста” аналитик считывает сам, наблюдая за клиентом во время сессии. Визуальная часть “текста” сознания очень важна, так как она не может быть скрыта клиентом и практически не корректируется сопротивлением.

Другая часть “текста” сознания — это течение мысли и актуальное состояние чувственно-эмоциональной сферы. Донести эту часть “текста” до аналитика — задача клиента. Аналитик бы и рад взять эту работу на себя, да не может, в голову к клиенту не залезешь.

Для выполнения этого задания клиенту необходимо рассказывать всё, что с ним происходит, полностью, исключая цензуру.

Необходимость говорить всё, что происходит в “голове”, без каких-либо исключений, — это принципиальное требование анализа.

От клиента требуется простой рассказ о своей актуальной душевной жизни.

Психоанализу никак не обойтись без анализа снов клиента. Сны являются, по сути, текстом подсознания. Предоставляя для анализа свои сны, клиент позволяет психоаналитику увидеть своё подсознание непосредственно, минуя анализ “текста” сознания.

Сны печатаются или записываются клиентом на отдельном листе. Во время записи сна цензура должна быть устранена. Текст сна представляет собой подробное и последовательное его описание, включая описание изменения эмоционального состояния во время сна.

Психоанализ требует от клиента спонтанности и непосредственности в поведении и выражении своих эмоций. Однако соблюдать при этом некий гигиенический минимум контроля необходимо, психоаналитик тоже человек, и ничего человеческое ему не чуждо.

Оплата

Оплата аналитических сессий деньгами является элементом психоаналитической технологии. Бесплатный анализ — это нонсенс.

Необходимость оплаты аналитических сессий, часто значительной для клиента, вносит в его представление о мире принцип реальности, который удерживает психику от соскальзывания в бред.

Во время анализа клиент неосознанно строит свои отношения с аналитиком, как со своим отцом (матерью), сам при этом превращаясь в ребёнка. Данное явление получило название “переноса”. Если аналитик мужчина, то на него переносится образ отца, если аналитик женщина, то образ матери.

Психоанализ, во многом, есть анализ индивидуальных особенностей этого переноса. Если аналитик будет работать бесплатно, то клиент спутает его со своим родителем окончательно, впадёт в “детство” и потеряет саму возможность посмотреть на эти отношения со стороны.

Психоанализ — это дорогая процедура, с этим ничего не поделаешь, аналитиков мало. Другое дело, что финансовые возможности людей разные, и то, что дорого для одного, то не составляет труда для другого.

Режим оплаты, представленный в аналитическом договоре, наиболее оптимален, он блокирует ряд специфических сопротивлений возникающих на почве финансовых отношений между аналитиком и клиентом, что значительно повышает эффективность анализа.

Обязательность посещения клиентом всех предоставляемых психоаналитиком сессий и обязательность их оплаты — правило, введеное ещё Фрейдом. Не могу с ним не согласиться, практика показывает, что только таким образом можно сохранить психоанализ для клиента, любое отклонение от данного правила перерастает в непреодолимое сопротивление колиента психоанализу и, в конечном итоге, приводит к его развалу.

метки: Группа, Человек, Лидер, Супер, Деятельность, Руководство, Власть, Чувство

Что же такое психоанализ?

Во-первых, психоанализ – метод лечения, и в настоящее время почти все психоаналитики – врачи. Психоаналитик пытается снять симптомы пациента, освободив его от ненужных сомнений, неоправданного чувства вины, мучительных самообвинений, ложных суждений и неразумных порывов. Кроме этого, он ставит себе целью не просто успокоить пациента, но и распутать его личность. Но аналитик – всего лишь руководитель и наблюдатель, ответственность же за результат всего процесса несет в конечном счете пациент.

Во-вторых, – это метод научного наблюдения и изучения личности, а в особенности желаний, импульсов, мотивов, сновидений, фантазий, раннего развития и эмоциональных расстройств.

В-третьих, – это система научной психологии, то есть наблюдения и представления психоанализа можно использовать, пытаясь предсказать человеческое поведение и исход человеческих отношений, таких, как брак и отношения между родителями и детьми.

Как проводится психоанализ?

Процесс психоанализа состоит в изучении и реорганизации личности; делается это для того, чтобы индивид мог хранить свои напряжения с меньшими затруднениями, пока не придет время их снять. Необходимо сделать подсознательное сознательным и привести под наблюдение неудовлетворенные напряжения. Считается, что для того, чтобы полностью провести этот процесс, он должен длиться по меньшей мере год и составлять от трех до шести сеансов в неделю каждый продолжительностью около часа. Если исследование длится менее года или число сеансов меньше трех в неделю, эффективное проведение процесса почти невозможно.

Для проведения психоаналитического сеанса пациент укладывается на кушетку, а аналитик садится у него в головах, чтобы быть вне поля зрения. Благодаря этому психика пациента может работать не отвлекаясь. В свою очередь, такой способ избавляет от излишней напряженности врача: не находясь под непрерывным наблюдением, он может лучше сосредоточиться на том, что говорит пациент.

Применяется так называемый метод свободных ассоциаций. Это значит, что свободное выражение свободного течения представлений не сдерживается и не меняется обычной цензурой сознания (представлениями о вежливости, стыде, самоуважении).

В состоянии свободной ассоциации психика пациента часто переполняется желаниями, чувствами, упреками, воспоминаниями, фантазиями, суждениями и новыми точками зрения, и все это возникает на первый взгляд в полном беспорядке. Однако вопреки кажущейся путанице и бессвязности, каждое высказывание и каждый жест имеют свое значение в связи с тем или иным неудовлетворенным напряжением. Час за часом, день за днем из беспорядочной паутины мыслей начинают выявляться значения и связи. В течение длительного периода могут постепенно развиться некоторые центральные темы, относящиеся к ряду неудовлетворенных с раннего детства, давно похороненных в подсознании и недоступных сознательному распознаванию напряжений, которые и составляют основу структуры личности пациента, источник всех его симптомов и ассоциаций.

9 стр., 4343 слов

Методы изучения психики детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.

… нарушения.   Методы изучения психики детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. Методы психологического обследования складываются из методов сбора информации и методов ее обработки. Сбор … отражающая воз­можности усвоения школьной программы, а также особенности личности ребенка. Анализ психопатологических проявлений дает возможность выделять дополнительные психопатологические …

Позиция аналитика по отношению к пациенту должна быть строго нейтральна. Главная работа аналитика состоит в некотором смысле в том, что он каждый раз указывает пациенту, когда тот себя обманывает; поэтому врач должен все время сохранять самокритическую позицию, исключающую какие-либо проявления симпатии и негодования к пациенту, что дало бы тому возможность обманывать врача и самого себя. Нежелательная эмоциональная установка аналитика по отношению к пациенту называется контрпереносом.

Часто возникает вопрос, может ли психоанализ кому-нибудь повредить? Самая большая опасность – это лечить пациента, находящегося на грани психоза, если аналитик не отдает себе отчета в его подлинном состоянии. Аналитик должен также соблюдать осторожность в различении неврозов от некоторых болезней мозга и гормональных расстройств.

По материалам книги Э. Берна

4. Что такое истерия с психоаналитической точки зрения? Ее роль в открытии психоанализа Фрейдом.

5. Каковы методы психоанализа? Как вы понимаете talkingcure?

6. Раскройте содержание используемых Фрейдом понятий: сознание, бессознательное, симптом, сопротивление, вытеснение, сублимация. Покажите их взаимосвязь.

Симптом — Основные понятия психоанализа.

В узком смысле симптом — это проявление заболевания, выраженное в жалобах пациента. В психоанализе речь идет, как правило, о психических, психогенных симптомах. 3. Фрейд уделял значительное внимание рассмотрению природы психических симптомов и механизмам их образования и главный вред симптомов видел в душевных затратах, которые имеют место у психически больного человека и которые впоследствии приходится осуществлять для их преодоления. С его точки зрения, симптомы — это производное бессознательных процессов, в которых значительную роль играют подавленные, вытесненные сексуальные влечения и желания человека.

В различных работах Фрейда рассматриваются разные пути образования невротических симтомов — они могут представлять собой специфическое выражение перверсных влечений, проявляющихся в воображаемых намерениях и поступках; быть осадками аффективных переживаний, тех психических травм, которые больные пережили в детстве; это своего рода компромисс между несогласованными психическими процессами — он повторяет вид инфантильного удовлетворения, но искаженного и вызывающего ощущение страдания. Важное значение в процессе образования симптомов принадлежит фантазии. Несмотря на общую картину, формирование симптомов зависит от характера психического заболевания. Конкретные механизмы образования симптомов различны при истерии, неврозе навязчивых состояний и иных психических заболеваниях.

13 стр., 6368 слов

Личность человека в компьютеризированном мире

… породнились с ними. И хотя компьютер нуждается в человеке, но и человек сейчас напрямую “связан” с компьютером. Компьютерная и … люди которые сами не сталкивались с данной проблемой только по наслышке (по фильмам, книгам и таким же статьям), как бы описывают “личность … отдельно.  Хакеры или “хацкеры”? Сайт fbi.gov хакнули сразу: Супер кулхацкер послал им заразу. Жаль, не создал он дискету-бутявку …

При аналитической терапии работа включает в себя два этапа. На первом этапе либидо оттесняется от симптомов и находит свое выражение в переносе, концентрируясь на аналитике. На втором — усилия аналитика сосредоточиваются на новом симптоме (неврозе переноса) с целью освобождения либидо от него.

7. Какова структура личности по Фрейду (две модели).

Третья модель психики (Ж. Лакан)

Теория личности З.Фрейда

Фрейд проявил радикальный подход к изучению людей. Вместо того, чтобы ставить в центр психической жизни человека сознание, он сравнил его с айсбергом, ничтожно малая часть которого выступает над поверхностью воды, остальная, большая часть айсберга есть бессознательная.

С представленной моделью психики Фрейд связывает структуру личности. Структура личности включает три компонента:

— супер-эго (сверх – я);

— эго (я);

— ид (оно).

«Супер-эго» – сознательная часть, представляет собой систему ценностей, норм и этики, приобретенную в процессе социализации личности. В узком значении можно сказать, что «супер-эго» это мораль и совесть человека. Появляется в возрасте 3-5 лет. «Супер-эго» конфликтует с компонентом «ид».

«Эго» — является посредником между «супер-эго» и «ид». «Эго» стремится выразить и удовлетворить желания, идущие с «ид» в соответствии с нормами и требованиями «сверх-я». Таким образом «эго» разрешает конфликт между этими структурами и вносит в поведение человека разумность. При этом «Эго» руководствуется принципом реальности, цель которого – сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до подходящего момента, приемлемого для «супер-эго». Принцип реальности дает возможность индивидууму тормозить, постепенно давать выход энергии «ид» в рамках социальных ограничений и совести человека, выпускает энергию бессознательных инстинктов косвенно, искажая их до неузнаваемости для сознания .

Эго включает механизмы психических защит, которые помогают человеку спасаться от тревоги и боли.

«Ид» — целиком бессознательная часть личности, представляет собой инстинктивные и врожденные аспекты личности. Эти биологически обусловленные побуждения (проистекают из биологических потребностей) наполняют наше поведение энергией. Энергия «ид» ищет разрядку по принципу удовольствия, стремиться разрядиться немедленно. Таким образом, мотивация человека полностью основана на энергии (инстинкты), производимой телесными потребностями.

8. Почему так важны для психоанализа сновидения? Что такое работа сновидения (искажение, сгущение и смещение), каково отношение скрытого и явного содержания сновидений?

9. Аналитическая психология К. Г. Юнга. Психотипы и основные психические функции по К. Г. Юнгу.

Теория личности К.Г.Юнга

Юнг посвятил свою жизнь изучению бессознательных влечений. Однако, в отличие от Фрейда, Юнг утверждал, что содержимое бессознательного есть нечто большее, чем подавленные сексуальные или агрессивные побуждения. Согласно аналитической психологии Юнга, индивидуумы мотивированы интрапсихическими силами и образами, происхождение которых уходит в глубь истоков эволюции. Это врожденное бессознательное содержит имеющий глубокие корни духовный материал, который объясняет присущее всему человечеству стремление к творческому выражению.

3 стр., 1090 слов

Понятие о личности человека в психологии

… с 7 до старости)   Понятие о личности человека в психологии Для психологического анализа важны следующие аспекты: … привычки). 4. направленность личности – высший уровень, иерархически связанный ряд. 1) желание, влечение, склонность 2) идеалы 3) индивидуальная … разрядки во внешней среде. Эго – исполнительный орган личности. 3. Супер эго (сверх я) – представляет интернализованную версию …

Юнг предложил свою концепцию личности. Он утверждал, что личность состоит из трех взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного.

— эго является основой нашего самосознания.

— личное бессознательное вмещает в себя личностную информацию, которая уже подавлена или забыта. Здесь находятся эмоционально заряженные мысли, чувства и воспоминания, вынесенные из личного и родового (наследственного) опыта.

— коллективное бессознательное представляет собой хранилище памяти человечества. Юнг говорил: «в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума».

10. Основные психические процессы. Ощущение и восприятие.

Понятие «ощущения»

Ощущения –это процесс отражения в сознании отдельных признаков и свойств предметов, явлений при их непосредственном воздействии на органы.

Виды ощущений: Зрительные, слуховые, двигательные, осязательные, органические, обонятельные, вкусовые, вибрационные, болевые.

Понятие «восприятие»

Восприятие –это процесс познания окружающего мира в виде целостных предметов и явлений. Свойства восприятия: предметность, целостность, константивность, категоричность.

11. Основные психические процессы. Внимание и память.

Речь и язык, виды и функции речи

Речь это процесс использования языка с целью прежде всего общения людей между собой.

Виды речи: Внутрення и внешняя (письменная, устная (диалогическая и монологическая)

Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказу от них.

Функция сообщения состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз.

Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможности общения.

Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.

13. Психологическая структура личности. Теория черт.

14. Психологическая структура личности. Теория типов.

15. Темперамент. Основное понятие. Типы темперамента и их характеристики.

Темперамент –это особенности психики, объясняющие образ действия человека в той или иной ситуации. Отражает динамическую, а не содержательную сторону психической деятельности.

Виды темперамента :

· холерик(безудержный, неуравновешенный, подвижный, большая жизненная энергия),

· сангвиник(живой, сильный, уравновешенный, легко приспосабливающийся),

· флегматик(инертный, сильный, спокойный, медлительный),

· меланхолик(слабый, пассивный, с высокой чувствительностью).

Тип темперамента в зависимости от свойств личности:

· Экстроверсия -интроверсия

· Нератизм- эмоциональная стабильность ( айзинг)

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

… трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в … весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить … неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так …

Экстравертам свойственны общительность, стремление быть среди людей, высокая социальная адаптированность, гибкость поведения.

Интровертам присущи необщительность, уход в себя, богатый внутренний мир, социальная пассивность, склонность к самоанализу.

16. Акцентуации характера.

Акцентуация – это дисгармоничность развития характера, гипертрофированная выраженность отдельных его черт что обуславливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет адаптацию в некоторых специфических ситуациях.

Выраженность акцентуаций может быть различной – от легких вариантов, едва заметных ближайшему окружению, до крайних вариантов. Обычно в юношеском возрасте акцентуация исчезает. Если не исчезла, да еще и представлена в крайней форме, то, скорее всего речь уже идет о болезни – психопатии.

Психопатия – это аномалия характера (при сохранении интеллекта человека), которая проявляется в дисгармоничности психических свойств человека и в неадекватности его реакций на внешние раздражители. В результате резко нарушаются взаимоотношения с людьми; психопаты могут быть социально опасны..

Классификация акцентуаций (и психопатий):

Гипертимический тип (гиперактивный).Людей этого типа отличает большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, иногда недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать.

Экзальтированный тип (лабильный).Особенная черта этих личностей – бурная эмоцианальная реакция на происходящее, способность к восторгу, восхищению, а также улыбчивость, ощущение счастья, радости, наслаждения. Эти чувства у них возникают по причине, которая у других людей не вызывает большого подъема. Они легко переходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние — от печальных.

Циклотимный тип (циклоидный).Характеризуется сменой гипертимных и дистимических состояний. Свойственны частые смены настроения, а также зависимость от внешних событий. В период подъема выражено желание иметь друзей, быть в компании, высокоактивны. В период спада – плохое настроение, отсутствует желание общаться и заниматься деятельностью.

Демонстративный тип (истероидный).Этот тип людей характеризуется демонстративностью, легкостью в установлении контактов. Склонен к фантазированию, лживости и притворству, направленным на приукрашивание своей персоны, авантюризму, артистизму и позерству. Им движет стремление к лидерству, потребность в признании, одобрении, жажда постоянного внимания к своей персоне, жажда власти, похвалы; перспектива быть незамеченным отягощает его.

Застревающий тип.Этим людям свойственны умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Основной чертой является склонность к аффектам (правдолюбие, болезненная обидчивость, ревность, подозрительность), инертность как в их проявлении, так и в мышлении и в моторике.

Эмотивный тип (эмоциональный).Для них характерны эмоциональность, повышенная чувствительность, тревожность, болтливость, глубокие реакции в области тонких чувств. Наиболее сильно выраженная черта — гуманность, доброта, сопереживание другим людям, отзывчивость, мягкосердечность.

5 стр., 2405 слов

Различия поведения между этническими группами современных людей.

… умеренно выражая эмоциональность, спокойствие, рассудительность; определенная степень замкнутости в полиэтнических группах, иногда – настороженное отношение к представителям других национальностей; высокая … проявляться в жестоких формах по отношению к оскорбившему их человеку. К национально-психологическим особенностям узбековотносятся решительность, обдуманность, доверчивость, доброжелательность, …

Возбудимый тип (эпилептоидный).Для этого типа характерны недостаточная самоуправляемость, ослабление контроля над своими влечениями и побуждениями. Им свойственны повышенная импульсивность, грубость, угрюмость, гневливость, агрессивность, склонность к хамству и брани,

Педантичный тип.Этот тип людей характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов. Они «тяжелы на подъем», нерешительны и осторожны, долго переживают травмирующие события. В конфликты вступают редко, и в них они скорее пассивная, чем активная сторона. В то же время очень сильно реагируют на любые проявления нарушения порядка. Они консервативны, пунктуальны, аккуратны, особое внимание уделяют чистоте и порядку, скрупулезны, добросовестны, склонны жестко следовать плану.

Дистимичный тип.Эти люди заметно отличаются серьезностью, даже подавленностью настроения, медлительностью, слабостью волевых усилий. Постоянно понижено настроение. Для них характерно пессимистическое отношение к будущему, заниженная самооценка, а также низкая контактность, немногословность в беседах.

Тревожный тип (психастенический).Людям данного типа свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость, крайняя нерешительность, пугливость, неуверенность в себе. Они сторонятся шумных и бойких сверстников, испытывают чувство робости и застенчивости, тяжело переживают экзамены, проверки.

17. Психология развития. Что такое комплекс неполноценности?

18. Жизненные сценарии. Э. Берн.

19. Жизненные позиции.

20. Символический интеракционизм. Общая характеристика направления.

21. Какие закономерности выявил эксперимент Цимбардо?

22. Дж Г. Мид. «Я» и «меня» в структуре личности.

23. Феномен взятия на себя роли в символическоминтеракционизме. Понятие обобщенного Другого

24. Стадия зеркала Ж. Лакана. Основные положения.

25. Драматургическая концепция И. Гофмана. Основные положения.

26. Понятия циничного и честного актера у Гофмана.

27. Что такое девиантное поведение?

28. Понятие нормы и отклонения. Как они конструируются?

29. Влияние символическогоинтеракционизма: «Атипсихиатрия» (Р. Лэйинг).

30. Деловая игра как метод социальной психологии.

Человек в течение жизни непосредственно общается с людьми, реализуя свою социальную сущность. Это общение происходит в группах и коллективах.

Группа – это сообщество, состоящее из двух и более человек, взаимодействующих и влияющих друг на друга.

Группа – это общность людей, вступающих в общение между собой.

Группы могут быть классифицированы по разным основаниям. Различают следующие виды малых групп:

По принципу и способу возникновения различают формальные и неформальные группы, условные и реальные.

Формальные – специально организованные, юридически оформленные, имеющие официально заданную структуру (учебная группа).

Неформальные – образованные сами по себе, на основании личностных предпочтений ( группа приятелей).

Условные – это условно-статистические конструкции, объединенные по какому-то общему признаку, например, по возрасту, полу и т.д.

Реальные – группы, в которых люди находятся в повседневной жизни и деятельности. Они бывают естественными и лабораторными.

6 стр., 2545 слов

Методика организации практической работы учащихся в малых группах

… Учащиеся разбиваются на разнородные по уровню обученности группы по 3-4 человека, определяется лидер (руководитель, бригадир), распределяются роли каждого участника группы. Лидер распределяет виды и объемы работы для каждого …

По времени существования группы можно разделить на: постоянные, временные и случайные.

По признаку отношения личности к группе выделяют референтные и нереферентные группы. Референтная (эталонная) группа – это реально существуемая или воображаемая группа, взгляды, нормы, ценности которой служат образцом для личности. Нереферентная группа – не значимая для личности группа, c ее нормами, эталонами, оценками личность не считается.

По количеству человек:

— большие (толпа) – более 100 человек;

— средние – от 30 до 100 человек;

— малые – от 2 до 30 человек.

В поэтапном формировании малых групп можно выделить четыре уровня развития: номинальная группа (диффузная), группа-ассоциация, группа-корпорация, коллектив.

Номинальная группа — только что сложившаяся группа, в которой еще нет внутренней структуры отношений, коммуникаций, власти.

Группа — ассоциация — возникла внутренняя структура взаимоотношений, есть лидеры и большое количество группировок; высокая конкуренция среди членов группы.

Группа – корпорация — в ней хорошо организована внутренняя структура коммуникаций, власти и отношений, сплоченность, общие цели деятельности, благоприятный социально-психологический климат. Но члены данной группы стремятся, чтобы только им было хорошо, выражен групповой эгоизм.

Коллектив (единство) – это группа людей, объединенных общей деятельностью, цель и задачи которой является общественно значимыми.

Всякий коллектив – это группа, но не всякая группа может называться коллективом.

Основные признаки коллектива: общественная значимость целей и задач деятельности, высокая сплоченность, самоуправляемость, благоприятный социально-психологический климат (преобладающий позитивный психологический настрой членов группы по отношению друг и к руководителю), восприимчивость к нововведениям и к сотрудничеству с другими коллективами.

Коллектив – это высшая форма объединения людей, создающая наиболее благоприятные условия для совместной деятельности.

Психология толпы

Основатели социальной психологии Габриель Тард, автор книги «Законы подражания» (1890) и Густав Лебон «Психология масс» (1895), дали четкую характеристику психологии толпы и человека как части толпы, массы.

Какие же изменения, по их мнению, происходят с человеком, когда он находится среди массы людей?

Включение личности в массу ведет к обезличенности, к тому, что индивид усредняется, теряет свои личные качества. Он как бы деградирует во время нахождения в толпе, снижается его критичность, исчезает личная ответственность и страх, появляется уверенность и чувство повышенной мощи, поэтому в толпе человек не оценивает величину реальной опасности. У людей повышается внушаемость. В толпе чувства доминируют над разумом. Толпа импульсивна и агрессивна. В толпе высокая заражаемость эмоций и действий – они быстро передаются от одного человека другим.

Толпа – это первобытное стадо, которое нуждается в сильном, властном и авторитетном лидере. Она подчинится тому, кто назовется ее вожаком, заявит об уважении и любви к собравшимся. Нужно уметь разговаривать с толпой: речь должна быть эмоциональной и простой, не терять контакт глаз с людьми, обещать и говорить то, что хочет слышать толпа, ведь она жаждет иллюзий. Толпа нуждается в любви лидера и может пойти на любые жертвы, если он призовет.

2 стр., 941 слов

Качества и черты личности лидера

… состоя в следующем: – выявлена категориальная структура представлений о перспективном руководителе-лидере железнодорожной отрасли современных руководителей, занимающих разный должностной уровень в РЖД; – … в системе железно дорожного транспорта; – показано, что лидерский потенциал руководителя-лидера как субъект системы “человек – профессиональная среда-общество” претерпевает изменения реальных …

Находится в толпе небезопасно, так как на время нахождения в толпе у людей меняется психика.

Понятие «лидерство» и «руководство» в группе

Социальное управление группой необходимо осуществлять через различные феномены межличностного влияния (лидерство и руководство).

Приведем характеристику каждого из них.

Лидерство в группе – это процесс межличностного влияния. Лидера порождают не столько личные качества или их особое сочетание, сколько структура взаимоотношений в данной конкретной группе. Эта система межличностных связей формируется и определяется целями группы, ценностями и нормами, в ней сформировавшимися. И именно на основе этих ценностей и целей выдвигается конкретный лидер группы. Лидер как бы олицетворяет систему предпочитаемых группой целей и ценностей, является их носителем, активным проводником в жизнь. За ним признается право вести за собой, быть последней инстанцией в оценке различных групповых ситуаций и обстоятельств.

В практике лидер часто определяется через систему социометрических выборов как наиболее эмоционально предпочитаемый член группы. Это не всегда оправданный подход. В социальной психологии известно, что социометрическая звезда не всегда является лидером. Так, «звезда» может быть охарактеризована как «душа группы», центр ее эмоционального притяжения. Это человек, к которому тянутся в общении, чувствуют себя комфортно рядом с ним. Лидер – это лицо, облеченное властью, имеющее авторитет и право на влияние и оценку.

Интересно, что в силу своей направленности на определенную сферу жизнедеятельности группы тот или иной лидер всегда находится как бы в оппозиции либо к членам группы, ориентированным на общение, либо к задачам и целям группы. Лидер, ориентированный на эффективность выполнения групповой цели, вынужден идти на ухудшение взаимоотношений с членами группы, которыми общегрупповые цели полностью или частично не принимаются.

В любой реальной группе может одновременно существовать несколько разноплановых лидеров, занимая в ней свои собственные «экологические» ниши и не вступая друг с другом в серьезные противоречия. Это тем более возможно, что внутри каждой из двух выделенных сфер может происходить еще более глубокая дифференциация лидерских ролей. Так, внутри инструментального лидерства можно выявить лидера-организатора, лидера-инициатора, лидера-эрудита, лидера-мастера, лидера-скептика и т.д. А среди экспрессивных лидеров существуют: лидер эмоционального напряжения (социометрическая «звезда»), лидер-генератор эмоционального настоя и т.д.

В целом, чем выше уровень развития группы, тем больше в ней может быть различных проявлений процесса лидерского влияния.

Руководстводругая форма реализации социального управления в малой группе. Руководство можно определить как процесс управления группой, осуществляемый руководителем как посредником социального контроля и власти на основе правовых полномочий и норм более широкой социальной общности, в которую включена данная малая группа.

21 стр., 10162 слов

Руководство по организации деятельности психолого-медико-педагогических …

… в системе образования Российской Федерации» и проекта положения о ПМПК, предоставленного руководителям ПМПК на Всероссийском семинаре-совещании в Санкт-Петербурге, проходившем 18 … своей деятельности органами управления образованием и образовательными учреждениями»; ·        данное Руководство также призвано помочь в организации деятельности ПМПК.   Цель ПМПК …

То есть с одной стороны, руководство и лидерство решают однопорядковые близкие задачи: стимулированные группы, нацеливание ее на выполнение определенных задач, поиск средств для их эффективного решения. С другой стороны. Лидерство представляет собой психологическую характеристику поведения определенных членов группы, а руководство является социальной характеристикой отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления – подчинения.

В руководстве малой группой всегда присутствуют два пласта, два аспекта – формально-правовой аспект власти, который может быть назван «администрированием», и психологический аспект власти, который во многом сближает руководителя с неформальным лидером по способам воздействия на членов группы. Однако, несмотря на то, что в своей психологической сущности феномены руководства и лидерства достаточно близки, чаще всего лидер и руководитель группы имеют различную ориентацию: руководитель всецело направлен на задачу, а лидер больше ориентирован на внутренние интересы группы. В этом случае, если экспрессивный лидер становится формальным руководителем, он либо разваливает групповую деятельность, либо вынужден переориентироваться на инструментальные функции, вступив в конфликт с группой. То есть, он либо не становится руководителем, либо перестает быть лидером.

Таким образом, основным инструментом психологического влияния руководителя на группу является его авторитет. Возникает вопрос, отчего зависит величина, степень авторитетности руководителя? Выделим ряд психологических факторов. К ним можно отнести некоторые личностные особенности, организаторский и мотивационный потенциал (способность лидировать в качестве лидера-организатора и лидера-мотиватора), ценностная привлекательность личности руководителя для членов группы и, наиболее существенный фактор – стиль управления, реализуемый руководителем. Остановимся на этом последнем факторе.

Принято выделять три основные модели руководства, различающиеся по важнейшим составляющим стиля управления группой со стороны руководителя – авторитарный, демократический, попустительский.

Преимущества авторитарной модели состоят в ее структурной простоте и возможностях оперативного использования, а так же в том, что она закрывает и защищает руководителя в психологическом плане. Существенными недостатками этой модели является пассивность подчиненных, их лицемерие по отношению к целям деятельности и руководителю. Кроме того, авторитарная модель внутренне конфликтна, так как опирается на давление и диктат, что время от времени будет взрывать группу изнутри через бурные, сложно разрешимые конфликты.

Несомненными преимуществами демократической модели являются ее прогрессивность, экономичность и гуманность, которые выражаются в возможности решать сложные групповые задачи небольшим числом подчиненных, обладающих высокой квалификацией, в хорошем взаимопонимании между руководителем и подчиненными, низкой конфликтности группы и управляемости ее конфликтов, свободном развитии группы в целом и ее отдельных членов. Трудно говорить о недостатках такой модели, логичнее отметить, что в своей реализации она сталкивается с рядом трудностей.

Добавить комментарий