Как составить свой рациональный режим дня

Правильный режим дняКак правильно составить режим дня – одна из самых важных тем здорового образа жизни. Каждый человек сталкивается с необходимостью распределять свое время. Иногда, как в случае с работой, это необходимость. Иногда, например, при планировании максимально продуктивного времяпрепровождения или отдыха, это целесообразность.

Правильный режим дня подразумевает рациональное использование времени сна, личной гигиены, питания, работы, отдыха, занятий спортом и физической активности. Планирование распорядка дня и следование ему делает человека дисциплинированным, развивает организованность и целенаправленность. В результате чего вырабатывается и режим жизни, в котором минимизированы затраты времени и энергии на несущественные вещи.

В данном уроке будут даны ответы на вопросы о правильном распорядке дня, особенностях влияния биологических ритмов на активность и эффективность деятельности человека, основных подходах и методиках составления режима дня для разных людей: мужчин и женщин разных профессий, взрослых, студентов и школьников.

Содержание:

  • Что такое режим дня
  • Биологические ритмы и распорядок дня
  • Совы и жаворонки
  • Составляющие режима дня
  • Как спланировать свой режим дня
  • Проверочный тест

Что такое режим дня

Начнем с определения:

Режим дня – продуманный распорядок действий на день, планирование времени с целью его рационального и максимально эффективного распределения.

Как говорилось выше, распорядок имеет большое значение для самодисциплины и организованности любого человека, а также он важен для многих других прикладных аспектов нашей жизни. К примеру, режим дня играет не последнюю роль в построении тренировочных программ, составлении диет и организации правильного питания в целом, выборе самых продуктивных часов нашей жизни для работы или творчества.

Мейсон Карри в своей книге «Режим гения: Распорядок дня великих людей» приводит следующую аналогию режиму дня:

«В умелых руках режим дня – точно откалиброванный механизм, позволяющий наилучшим образом использовать наши ограниченные ресурсы: прежде всего, время, которого нам более всего не хватает, а также силу воли, самодисциплину, оптимизм. Упорядоченный режим – словно колея, по которой в хорошем темпе движутся умственные силы…»

Режим дня нужен для того, чтобы время не пользовалось нашей рассеянностью (см. эпиграф). Каждый человек сталкивался в своей деятельности со спешкой, ощущением аморфности времени, неразберихой в личных и рабочих делах. Мы не всегда можем отчетливо сказать, сколько времени потратили на то или иное занятие, поскольку не считаем необходимым постоянно контролировать использование своего времени. Однако именно распорядок всего дня целиком помогает наиболее разумно и эффективно распределить свое время. Кроме того, без навыка успешного планирования своего дня человек не научится строить и более долгосрочные планы, тем более что спланировать свой дневной график полностью не так сложно, ведь:

День как минимальная единица для планирования максимально удобен в силу легкой обозримости.
Если какая-то попытка не удалась, можно перестроиться и изменить режим на следующий день.

Отметим также тот факт, что употребление эпитета «правильный» по отношению к режиму дня в некоторой мере условно. Индивидуально для каждого человека понятие правильного распорядка может быть разным и зависеть от многих факторов: работы, привычек, особенностей организма. Но, как утверждают эксперты (психологи и медики), физиологические аспекты функционирования основных жизненных систем людей идентичны [Wedemeyer G. A., 1996]. На основе этого возможно составить универсальный, содержащий общие рекомендации режим, который в той или иной мере подойдет каждому. Опираясь на предложенные рекомендации с учетом своих индивидуальных потребностей, можно выработать распорядок суток, который оптимально подойдет именно вам.

Биологические ритмы и распорядок дня

Без учета суточных биологических ритмов организма человеку вряд ли удастся составить организованный и эффективный режим дня [Nature, 2009]. Например, если человек, привыкший обычно просыпаться в 7 утра, один день будет спать до 4 дня, после пробуждения он, скорее всего, будет чувствовать усталость, разбитость, замедление темпов активности. Такое состояние возникает в результате игнорирования особенностей биологических ритмов, биологических часов и циркадных ритмов.

Биологические ритмы (биоритмы) – периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений в живых организмах, от которых зависит их функциональность.

Биоритмы бывают внутренними (эндогенными), зависящими от биологических часов организма, и внешними (экзогенными), которые проявляются в синхронизации внутренних циклов (смена сна и бодрствования) с внешними раздражителями (смена дня и ночи). В плане составления режима дня нас больше всего интересуют циркадные ритмы – циклические колебания интенсивности различных биологических процессов, связанные со сменой дня и ночи, период которых приблизительно равен 24 часам [«Комсомольская правда», 2016].

Многие исследователи до недавнего времени относили изучение биоритмов к неакадемическому направлению физиологии, но благодаря последним исследованиям ситуация несколько изменилась. Так, в человеческом мозге обнаружили крошечный кластер в гипоталамусе размером примерно 20000 нейронов, который контролирует многие циркадные ритмы организма. Известный как супрахиазматическое ядро (SCN), этот центр выполняет работу внутреннего кардиостимулятора тела и влияет на биоритмы человека [Moore R. Y., 2001].

Совы и жаворонки

Психологи часто обращаются к известному разделению людей в зависимости от периода их активности на «сов» и «жаворонков». Первым тяжело вставать рано утром, а пик их активности приходится на вечерние и ночные часы. Вторые, наоборот, утром деятельны, а к вечеру быстро теряют запасы энергии. Интересно, что во многих странах Африки практически нет «сов», связано это с тем, что многие поселки и города не электрифицированы, а значит, когда солнце садится, местная жизнь замирает.

Предложенная классификация довольно условна, поскольку, как показывает практика, нормальный здоровый человек при желании постепенно может изменить свой тип бодрствования без вреда для организма. Главное – наличие силы воли и правильно выбранной стратегии.

К примеру, многим политикам, бизнесменам, спортсменам, которые много путешествуют по всему миру, часто приходится перестраивать свои циркадные ритмы в соответствии с разницей во времени между городами, чтобы не терять эффективности в работе при смене часовых поясов. На практике даже выработаны специальные рекомендации, которые помогут максимально безболезненно перестроить свой режим после смены часового пояса. Для этого вам следует:

1 Спланировать первые дни приезда так, чтобы, по возможности, психологическая и физическая нагрузки были минимальными.
2 Употреблять за два дня до полета только легкую пищу, исключить алкогольные напитки, а также непривычные для вас блюда, и по возможности воздержаться от курения.
3 Учесть, что с востока на запад лучше лететь утренним или дневным рейсом, а с запада на восток вечерним.
4 За 3-5 дней до вылета постепенно перестроить свой режим в соответствии с часовым поясом того места, куда вы собираетесь лететь.
5 Если предстоит полет на запад, старайтесь ложиться спать и вставать попозже. При путешествии в восточном направлении засыпать нужно раньше, а просыпаться рано утром.

Часто людям даже не приходится подключать свою силу воли для изменения режима активности, поскольку организм человека способен самостоятельно адаптироваться к меняющимся внешним условиям. К примеру, обычные школьники, как правило, ходят на занятия к 8.30 в течение долгого периода обучения. С годами организм школьника привыкает следовать заданному циркадному ритму, то есть активно работать в первой половине дня. Однако если после окончания школы выпускник поступает в университет на вечернее отделение, где занятия проходят во вторую смену, организму приходится подстраиваться под новое расписание. Со временем биологические часы студента естественным образом адаптируются к новой системе без особых усилий с его стороны.

Знание закономерностей работы биологических часов поможет правильно спланировать день. Ниже приведен примерный расчет периодов активности разных систем среднестатистического человека по часам:

04:00. Начало циркадного ритма. В это время организм выделяет в кровь стрессовый гормон кортизол, который запускает механизмы основных функций и отвечает за нашу активность. Именно этот гормон помогает проснуться людям, которые предпочитают вставать рано.

05:00-06:00. Пробуждение организма. В этот период ускоряется обмен веществ, повышается уровень аминокислот и сахара, которые не позволяют человеку крепко спать под утро.

07:00-09:00. Идеальное время для легкой физической нагрузки, когда можно быстро привести расслабленный после сна организм в тонус. В это время хорошо работает пищеварительная система: усвоение полезных веществ происходит быстрее, что помогает эффективно перерабатывать пищу и преобразовывать ее в энергию.

09:00-10:00. Период, когда осваивается энергия, полученная от приема пищи. В течение этого времени человек способен хорошо справляться с заданиями на внимание и сообразительность, а также успешно использовать кратковременную память.

10:00-12:00. Первый пик работоспособности, период максимальной умственной активности. В это время человек хорошо справляется с задачами, требующими повышенной концентрации.

12:00-14:00. Время ухудшения работоспособности, когда необходимо дать отдых уставшему мозгу. Этот период подходит для перерыва на обед, поскольку работа пищеварительного тракта ускоряется, кровь отходит к желудку, умственная активность организма снижается.

14:00-16:00. Это время лучше посвятить спокойному перевариванию съеденного, так как организм пребывает в состоянии легкой усталости после обеда.

16:00-18:00. Второй пик активности и работоспособности. Организм получил энергию от пищи, все системы вновь работают в полном режиме.

18:00-20:00. Лучшее время для ужина, полученную еду организм успеет переварить до утра. После приема пищи можно прогуляться или спустя час заняться физическими упражнениями, отправиться на тренировку.

20:00-21:00. Это время подходит для занятий спортом, посещения секций, общения.

21:00-22:00. Период, когда возрастает способность мозга к запоминанию. В это время есть не рекомендуется.

22:00. Начало фазы сна. В организме запускаются восстановительные процессы, выделяются гормоны молодости. Тело переходит в состояние отдыха.

23:00-01:00. В это время процесс обмена веществ максимально замедляется, снижается температура тела и частота пульса. Наступает фаза глубокого сна, когда наш организм лучше всего отдыхает.

02:00-03:00. Период, когда все химические реакции замедлены, гормоны практически не вырабатываются. Отсутствие сна в это время может привести к ухудшению состояния и настроения в течение всего дня.

Примечание: в холодное время года происходит незначительное смещение описанных процессов физиологической активности во времени вперед.

Тест «Жаворонок или сова»

Предлагаем вам пройти тест на определение того, являетесь вы совой, жаворонком или голубем. Это может помочь вам определить, в какое время суток вы наиболее продуктивны, и скорректировать ваш режим дня в зависимости от этого.

Составляющие режима дня

Мы уже говорили, что предложить универсальный распорядок дня, который бы подошел каждому невозможно. При составлении расписания учитываются многие личные факторы, но существуют и пункты которым обязательно должны следовать все. Это необходимые условия для всех, кто хочет вести здоровый образ жизни и быть здоровым.

1

Сон

Реалии современного мира таковы, что многие люди либо отводят сну недостаточное количество времени, либо регулярно спят больше, чем это требуется для организма. В обоих случаях это негативно влияет на физическое состояние человека и на его деятельность. Четкий режим дня и правильно отведенное время на сон позволяют всем системам жизнеобеспечения человека восстановиться и отдохнуть, а также помогают избежать расстройств сна и нервной системы [MedicalNewsToday, 2019, Ho L., 2020].

Итак, идеальным временем для сна считается период с 23.00 до 7.00 утра [Healthline, 2019]. В среднем взрослый человек должен спать около 7-8 часов в сутки, хотя известно множество случаев, когда люди спали гораздо меньше (3-6 часов в сутки), но чувствовали себя прекрасно и эффективно выполняли свою работу. Среди знаменитых успешных малоспящих людей стоит отметить Юлия Цезаря, Леонардо да Винчи, Бенджамина Франклина, Наполеона Бонапарта, Томаса Джефферсона, Сальвадора Дали, Николу Тесла, Томаса Эдисона, Уинстона Черчилля и Маргарет Тетчер.

Однако не стоит прибегать к крайним случаям и пренебрегать здоровым сном вовсе. В ходе некоторых клинических экспериментов наблюдались единичные случаи, когда люди не спали больше 250 часов подряд. К концу этого отрезка времени врачи отмечали у пациентов расстройство внимания, невозможность фокусировки зрения на предмете дольше 20 секунд, нарушение психомоторики. Большого вреда здоровью такие эксперименты не приносили, но выбивали организм человека из привычного состояния на несколько дней.

Для многих людей, желающих выровнять свой график и научиться ложиться пораньше, актуальным является вопрос «как уснуть» в запланированное время. Вот некоторые рекомендации:

  • Вместо просмотра по телевизору детективных сериалов или серфинга в Интернете перед сном лучше почитать книгу.
  • За несколько часов до сна стоит позаниматься физическими упражнениями, бегом, просто пройтись.
  • Не следует есть тяжелую пищу на ночь.
  • Перед сном полезно проветривать помещение.
  • Таким образом составить свой распорядок дня, чтобы во время отхода ко сну организм чувствовал усталость.

Даже если долго не получается уснуть вечером, с утра все равно нужно встать в запланированное время. Вы не выспитесь один день, но уже в следующую ночь сможете заснуть раньше.

2

Приемы пищи

Каждому известна фраза «чтобы жить, нужно питаться», однако питаться нужно правильно. Детально о правильном питании и всем, что с ним связано, мы поговорим в следующем уроке, здесь отметим лишь несколько важных нюансов. Еда – топливо для организма. С ней мы получаем не только энергию на день, которая расходуется на умственную и физическую деятельность, но и обеспечиваем организм нужными витаминами и микроэлементами. Именно поэтому важно питаться регулярно и полноценно, необходимость применения диеты обязательно должна быть согласована со специалистом, который поможет составить оптимальное меню с учетом физиологических потребностей организма.

3

Отдых

Восстановление сил и работоспособности организма происходит не только во время сна, но и в период активности организма. Во время работы человеку также нужен отдых, поскольку постоянно поддерживать трудоспособность на высоком уровне невозможно. Не тратьте свой обеденный перерыв на выполнение работы, лучше отдохните, и скоро вы сможете взяться за дело с новыми силами и работать более продуктивно и эффективно.

После работы также важно отдохнуть. Если весь день вы работаете за компьютером, по возвращении домой проведите вечер без него. Уделите время чтению, общению с родными и близкими, самообразованию.

4

Работа

Каждому из нас приходится работать: школьникам – ходить на занятия и делать уроки, студентам – посещать лекции и семинары, готовиться к экзаменам, взрослым – строить карьеру и зарабатывать на жизнь. Умение спланировать свое рабочее время является важной частью режима дня в целом. Методики самоменеджмента, управления временем, а также рекомендации для повышения личной эффективности на работе и вне ее вы сможете найти в статьях специальной рубрики нашего блога «Time-management».

5

Физические нагрузки

Это рекомендованная составляющая дня для всех, кто заботится о своем здоровье. Задуматься о тренировках нужно в первую очередь тем, чья работа ограничивает двигательную активность организма на протяжении всего дня. Даже если у вас нет возможности записаться в тренажерный зал или ходить в бассейн, можно заниматься дома или на площадках во дворах и школах. При наличии медицинских противопоказаний вместо занятий спортом можно практиковать легкие прогулки на свежем воздухе после еды. Подробно о роли физической активности в здоровом образе жизни читайте в этом уроке.

6

Психическое равновесие

Как говорится, «в здоровом теле здоровый дух», но верно и обратное. Если человек спокоен и удовлетворен жизнью, получает удовольствие от работы – значит, и соблюдать режим дня ему проще. Чтобы разобраться в себе, мы сделали специальный курс «Самопознание», который позволит разобраться в себе, понять свои сильные и слабые стороны. Узнайте подробнее. 

Как спланировать свой режим дня

Так выглядело расписание дня Бенджамина Франклина, размещенное им в своей «Автобиографии»:

пример правильного режима

(изображение сделано на основе фрагмента книги М. Карри)

Ниже приведены некоторые рекомендации по составлению вашего режима дня.

Как составить режим дня взрослого

При составлении режима дня ориентируйтесь на следующие пункты:

1

Расписание старайтесь не только продумывать, но и записывать. Пользуйтесь специальными программами, ежедневником или просто запишите его на лист бумаги. Письменно составленный режим дня будет не только напоминать о делах, но и служить молчаливым укором, если что-либо из запланированного не будет выполнено.

2

Важно, чтобы сначала в режим было включено только то, что вы действительно делаете на протяжении дня. Проще говоря, в расписание стоит вносить пункты, которые вы выполните наверняка, например, встанете в 7, чтобы собраться, позавтракать и, с учетом дороги, к 9 быть на работе. Если же вы только хотите сходить в тренажерный зал после работы, но еще ни разу не делали этого, не стоит такой пункт вносить в план дня. Позже, когда идею удастся реализовать, режим можно будет скорректировать. Помните, что приучить себя к следованию распорядку, а, следовательно, и самодисциплине, можно, только выполняя реальные пункты расписания.

3

В разных составляющих своего режима (в первую очередь это касается работы) ранжируйте задачи. Ставьте выполнение сложных заданий вначале и в таком же порядке выполняйте.

4

Старайтесь учитывать физиологические потребности своего организма, о которых говорилось выше. Соблюдайте личную гигиену, не засиживайтесь допоздна, принимайте пищу в одно и то же время.

5

Важно также, чтобы несколько дней после принятия решения о начале составления режима вы начали отмечать промежутки времени, затрачиваемые на те или иные действия. Выведите среднестатистический показатель того, сколько времени у вас занимает завтрак, дорога на работу, ответ на письма электронной почты, общение с коллегами и прочее. На основе полученных данных и нужно составить первый режим дня. Употребление характеристики «первый» не случайно – в будущем, скорее всего, вы будете неоднократно корректировать свой режим, и важно научиться во время этого процесса опираться на конкретные временные рамки, а не на субъективные ощущения затрачиваемого времени.

Очевидно, что режим дня составляется в соответствии с занятостью на работе, которая более-менее определена. Тем не менее важно планировать не только рабочее время, но и отдых, время на домашние заботы и прочие дела. Это порой трудно сделать, но со временем вы научитесь.

Как составить режим дня школьника (подростка)

Здесь тоже есть несколько основных моментов:

1

Первое, с чего стоит начать, – проведение «полевого этапа». Некоторое время нужно потратить на наблюдение: сколько времени занимает дорога в школу, на секцию, подготовка домашнего занятия и т. д. Если школьник составляет свой режим самостоятельно, полученные данные нужно согласовать с родителями, которые помогут учесть особенности возраста и отвести достаточное время на отдых.

2

Школьное образование построено с учетом педагогических, психологических методик, нюансов возраста. Количество уроков, факультативов даются в таком объеме, чтоб не перегружать школьника. Но время отдыха нужно спланировать отдельно.

3

Недопустимо большую часть свободного времени проводить за просмотром телевизора или компьютерными играми. Эта проблема решается записью в секции и кружки, выполнением отведенных родителями обязанностей по дому и прочими более полезными делами.

4

Выполнение ребенком распорядка дня первое время важно мотивировать. Здесь все зависит от родителей.

5

Для учащихся начальной школы нужно обязательно отвести время для дневного сна. Старшеклассникам можно ложиться спать немного позже, как и самостоятельно вносить коррективы в свой распорядок в соответствии с занятостью. Для подготовки письменных домашних заданий лучше всего подходит отрезок между 16.00 и 18.00. Читать книги и учебники лучше вечером.

Ниже приведен один из вариантов почасового режима дня школьника 3 класса, одобренный педиатрами:

  • 7:00. Подъем.
  • 7:00-7:30. Зарядка, умывание.
  • 7:30-7:45. Завтрак.
  • 8:30-13:05. Занятия в школе.
  • 13:30-14:00. Обед.
  • 14:00-15:45. Подвижные игры, прогулки, времяпровождение на свежем воздухе.
  • 15:45-16:00. Полдник.
  • 16:00-18:00. Самоподготовка, домашнее задание.
  • 18:00-19:00. Свободное время, отдых.
  • 19:00-19:30. Ужин.
  • 19:30-20:00. Свободное время, работа по дому.
  • 20:00-20:30. Вечерняя прогулка.
  • 20:30-21:00. Подготовка ко сну.
  • 21:00. Сон.

И в заключение еще один вариант.

Как cоставить режим дня студента

Составить режим дня для студента помогут следующие рекомендации:

1

Начните со сбора и анализа информации о затрачиваемом времени. Если режим дня составлялся еще во время учебы в школе, то кардинально в распорядке студента дневного отделения ничего не изменится.

2

По сравнению со школьниками, у студентов зачастую возрастают объемы получаемой информации и время для самоподготовки. Стоит учесть при этом, что умственная деятельность должна чередоваться с физической и времяпровождением на свежем воздухе – для сохранения здоровья эти пункты не стоит исключать из расписания.

3

Деятельность студента связана с постоянным напряжением умственных сил, и чтобы использовать их плодотворно, нужно помнить не только о чередовании труда и отдыха, но и о некоторых других особенностях. В работу нужно входить постепенно, сначала повторяя уже известный материал и лишь потом принимаясь за изучение нового.

4

Режим дня на время сессии нужно составлять отдельно. Подготовку следует начинать в те же временные отрезки, что и происходят пары на протяжении семестра – мозг уже привык к активности в такое время. Особое внимание стоит уделить питанию и отдыху.

5

Правильно составленный и продуманный режим дня, как бы его ни было трудно придерживаться первое время, скоро приведет к выработке динамического стереотипа, что сделает следование распорядку более легким.

Опросы и наблюдения показывают, что у тех студентов, кто составляет режим дня, остается до 5 часов свободного времени на личные интересы. Следование распорядку позволит сохранить в деятельности здоровый баланс: не тратить всё время на «зубрежку» с одной стороны, но и не гулять, постоянно отсыпаясь на парах – с другой.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

А далее поговорим о правильном питании.

У большинства взрослых людей режим дня нарушен: кто-то ложится спать ночью, с трудом просыпаясь утром; кто-то ложится спать вечером, но просыпается ночью, из-за чего продуктивность следующего дня снижена. Если соблюдать правильный режим дня, то проблем с быстрым засыпанием и ранним подъёмом не будет. Кроме того, организм будет бодрым и здоровым, а день – продуктивным.

Раннее утро. 4:00 – 6:00. Ранним утром могут вставать закаленные духом и телом люди, которые осуществляют пробежку, делают зарядку или гимнастику, принимают контрастный душ. При соблюдении режима дня встать ранним утром не составит труда и останется время на выполнении творческих задач, рисование, сочинение стихов, музыки.

Утро. 6:00 – 8:00. В такое время встают большинство, ограничивая время на зарядку, посещение ванной комнаты, завтрака. Утренний завтрак должен быть обязательно. Ошибочное мнение – обходиться без завтрака или вместо него выпивать чашку кофе и выкуривать сигарету, а кашу заменять стаканом чая и бутербродом. Это отрицательно сказывается на пищеварительной системе и общем самочувствии в целом.

Первая половина дня. 8:00 – 12:00. Самое время для продуктивной работы. После утренней зарядки и здорового завтрака появляется огромная энергия и сила для выполнения важных дел. Активность мозга в данное время на высоте, с лёгкостью создаются проекты, выполняются самые важные задания, осуществляется больше операций. Рутинную работу лучше отложить на вторую половину дня.

Время перерыва, обед. 12:00 – 14:00. После насыщенной работы самое время осуществить перерыв и пообедать. В обед можно принимать тяжелую пищу: супы, мясо, рыбу, жаренное. Здоровый, плотный обед даст энергию на следующую половину дня. В обеденный перерыв работу стоит отложить. Главная задача в этот промежуток времени – утолить голод и отдохнуть, так как активность мозга и тела пойдет на спад. Пользы от деятельности организма во время обеденного перерыва мало, так как все силы направлены на переваривание пищи и усвоение питательных веществ.

Вторая половина дня. 14:00 – 18:00. Данное время подходит для насыщенной работы, особенно для рутинных дел. Во второй половине дня энергия и работоспособность у большинства людей идёт на спад. К концу этого периода завершается рабочий день и рабочие дела, начинается подготовка к отдыху.

Вечер. 18:00 – 22:00. Вечером лучше заниматься домашними делами: поиграть с детьми, почитать книгу, заняться саморазвитием или прогулками. Не стоит в данное время нагружать себя чрезмерной работой (особенно производственными делами, не выполненными в течение рабочего дня). Лучше снизить темп, отдыхать или проводить время в спокойной обстановке. Поужинать можно с 18:00 до 20:00 часов. Главное – не есть за 2 – 3 часа до сна, чтобы организм ночью отдыхал, а не перерабатывал пищу.

Сон. 21:00 – 6:00. Приступать к сну лучше с 21::00 до 24:00 часов – это время начала промежутка здорового и полезного сна. Если ложиться позднее, то утром будет ощущаться усталость и вялость, а работоспособность будет стремиться к нулю. Естественно, для полноценного сна необходимо создать максимум условий (снизить информационную и интеллектуальную нагрузку, физическую активность, проветрить помещение и т.д.). Если ложиться спать в 21.00, то легко можно проснуться в 4 – 5 утра, если ложиться в 22:00 – 23:00, то выспаться можно уже к 6 – 7 часам утра.

К сожалению, режим дня взрослому поддерживать зачастую сложно в силу многих причин, но стремиться к этому всё-таки стоит. Наладив режим, можно с успехом решать повседневные задачи и сохранять своё здоровье на должном уровне.

Консилиум ученых со всего мира предоставил идеальный распорядок дня. Исследователи уверены: если следовать ему ежедневно, здоровье улучшится, вы станете более энергичными и наконец-то почувствуете себя счастливыми. Ну а если вы давно хотели похудеть, новое расписание поможет сделать это! Пригодится оно и тем, кто желает установить мировой рекорд по долголетию.

Когда нужно просыпаться, какое время идеально для завтрака, а когда надо встретиться с друзьями? Идеальное расписание дня, составленное на основе суточных биоритмов и потребностей организма, диктует MedAboutMe, а обсуждают его — врачи.

7.22-7.30 — пробуждение

Просыпаться рано утром многим из нас не хочется, а ученые и не настаивают. Специалисты пришли к выводу, что слишком раннее пробуждение скажется не только на самочувствии, заставляя нас весь день ходить «сонной мухой», но и на здоровье. Особенно опасно открывать глаза по звонку будильника с 5.22 до 7.22. В это время в организме повышен уровень гормона стресса — кортизола. Но если жизнь сказала «надо», это можно пережить!

Ученые рекомендуют сразу по пробуждению выпить стакан чистой воды. Эта простая мера предупредит обезвоживание и уменьшит вероятность возникновения запоров.

7.30 — утренний интим или зарядка

7.30 — утренний секс или зарядка

Половина восьмого утра — идеальное время для любовных утех. Как говорится в известной рекламе: «И пусть весь мир подождет!». Именно в эти минуты в организме наблюдается всплеск эмоциональной активности. Ученые признают, что женщина может получить яркий организм и… забеременеть.

Если партнера по каким-то причинам на второй половине кровати не нашлось, не нужно расстраиваться. Тело требует разминки! Особенно, если у него парочка лишних килограммов.

Ученые рекомендуют 30 минут посвятить кардио-нагрузке. Упражнения, укрепляющие сердечно-сосудистую систему — то, что нужно перед завтраком. Исследования, опубликованные в британском журнале Nutrition, показали, что люди сжигают на 20% больше жира, если выполняют упражнения утром на пустой желудок. Физическая нагрузка уменьшает уровень кортизола в крови и помогает сжечь жиры.

8.10 — питательный завтрак

Если вы хотите подкрепиться, знайте — ваш час настал! Завтрак нужен всем и он не ограничивается чашкой кофе. В это время желудок готов поглощать пищу и расходовать питательные вещества из нее во благо всего организма.

Лучшая пища для бодрого утра — белковая. Исследователи Purdue University обнаружили, что высокобелковый завтрак позволяет чувствовать себя сытыми дольше. А значит, приготовьте порцию творога со свежими ягодами или фруктами или выберите злаки с ломтиком мяса или рыбы. Организм вам скажет «спасибо!».

9.00 — время серьезных дел

Работающие люди в это время берут «пятилетку», учат детей в школе и строят дома. Кстати, правильно делают! Потому что это — идеальное время для серьезных дел. Работа мозга находится на пике активности, вы с легкостью можете решить любые задачи, а энергии у вас — хоть отбавляй!

10.10-10.30 — перекус

10.10-10.30 — перекус

В 10.10 ученые советуют задуматься о перекусе. Исследователи декламируют небольшое снижение энергии, а маленькая порция фруктов, ягод или орехов вернет жизненные силы.

Если вы боретесь с лишними килограммами, специалисты по здоровому образу жизни — доктор Трэвис Сторк и Питер Мур советуют в качестве перекуса выбрать стакан йогурта или молока. Исследование 2007-го года показывает, что пища, богатая на кальций, помогает ускорить потерю веса.

11.30 — прогулка

Прогулка в середине дня — роскошь, доступная не всем. Но если у вас есть возможность включить ее в свой насыщенный график — воспользуйтесь ею! В Mayo Clinic обнаружили, что стройные люди проходят в среднем на 5 километров больше, чем тучные люди.

«Если вы не можете покинуть пределы рабочего офиса, хотя бы разомнитесь», — советует доктор Эшли Кофф, диетолог.

13.00-14.15 — обед

13.00-14.15 — обед

Идеальное время для обеда — промежуток между 13.00 и 14.15. В этот час с хвостиком ко всем приходит ощущение вялости и сонливости. И даже трудоголики борются с желанием поспать, в 5-й раз проверяя громоздкий отчет. Не стоит себя насиловать, отправляйтесь на обед!

Старайтесь выбирать полезную пищу! Без грамотно составленного рациона следование идеальному распорядку дня не даст плоды. Лучшие варианты обеда — это первое, второе блюдо и напиток. Причем, начинать всегда следует с жидкой пищи — например, супа или борща, а затем переходить к более плотной трапезе. В летнее время предпочтительны овощные рагу и запеканки, всевозможные салаты на основе сезонных плодов.

Тем, кто худеет, исследование, опубликованное в журнале Nutrition, настоятельно советует полюбить зеленый чай. Катехины, содержащиеся в нем, способствуют уменьшению жировых отложений. Конечно, при условии, что вы не переедаете!

16.00 — полдник

Нужен ли вам полдник, подскажет ваш аппетит. Некоторые люди обходятся без него. Но специалисты все же считают, что надо перекусить хотя бы яблоком. А если у вас запланирована фитнес-тренировка на вечер, обязательно съешьте что-то более существенное.

«Вы можете выбрать натуральный йогурт с отрубями, банан со столовой ложкой арахисового или миндального масла или съесть 25-30 граммов темного шоколада с 70% какао-бобов. Хороший шоколад насыщает организм полифенолами и антиоксидантами, это помогает снизить артериальное давление и держать ваш мозг активным», — комментирует доктор Эшли Кофф.

17.00 — релаксация, встречи с друзьями

Начиная с 17.00, в организме замедляются все процессы, следовательно, вы чувствуете себя уставшими. Желательно хотя бы 15 минут уделить себе — можно помедитировать, просто расслабиться, составить список дел на следующий день.

После 17.00 можно планировать и встречи с друзьями. Кстати, алкоголь в это время не так быстро поступает в кровь, что позволяет немного «растянуть удовольствие». Но стоит напомнить, что частое употребление спиртных напитков чревато для здоровья, даже если речь идет о бокале качественного вина.

19.00 — фитнес

19.00 — фитнес

В 7 часов вечера тело готово к активной нагрузке. Это идеальное время для занятия, независимо от выбранного вами вида спорта. Девушки могут заняться аэробикой, пилатесом, плаванием или йогой, а мужчины предпочесть тренажерный зал и силовые нагрузки. Главное — провести это время с пользой!

При цейтноте специалисты советуют посвятить 30 минут высокоинтервальной круговой тренировке. Если вы будете так делать 3 раза в неделю, ваши мышцы придут в тонус, повысится выносливость и работоспособность.

Ну а если вы в это время только покидаете рабочее место, по крайней мере, выйдите на одну остановку раньше из общественного транспорта и пройдитесь до дома пешком.

После 19.30 — ужин

Ужин нужно планировать не позднее, чем за 2 часа до сна. По мнению ученых, это гарантирует вам продолжительный, спокойный и полноценный ночной отдых. Идеальная формула ужина — 2 кулака отварных, тушеных или свежих овощей и ломтик мяса, размером с ладонь без учета пальцев. Но вы можете выбрать и другие варианты!

Комментарий эксперта

Брук Алперт, доктор наук, специалист по здоровому питанию

Начните трапезу с супа. Исследования показывают, что люди, которые так делали, в целом меньше съедали во время ужина, таким образом, предупреждая переедание.

Выпейте чашку нежирного мясного или овощного бульона. На второе можете выбрать 100-120 граммов тушеного лосося — это надежный источник постного белка и Омега-3 жирных кислот. Сочетайте его с овощами или злаками — например, половиной чашки коричневого риса или соте, приготовленного на основе брокколи и шпината.

Еще одним вариантом второго блюда на ужин может стать паста из твердых сортов пшеницы в томатном соусе и котлета из индейки.

22.30-23.00 — сон

Спите не менее 7-8 часов в сутки! Таким образом, вы существенно уменьшите вероятность многих проблем со здоровьем. Ученые связывают частые недосыпания с повышением рисков развития диабета, высокого кровяного давления и ожирения. Не говоря уже о том, что вы просто будете чувствовать себя вялыми и уставшими.

Идеальный ритуал отхождения ко сну выглядит так: выпейте стакан прохладной воды и оставьте себе время для расслабления — это может быть принятие ароматической ванны или чтение в постели. Сладких снов!

Комментарий эксперта

Елена Кален, диетолог, эксперт в психологии снижения веса

Чтобы пробудиться утром, важно начать день с зарядки. Какая физическая активность принесет максимум удовольствия и пользы, вам подскажет тело. Когда просыпаетесь, задайте себе следующие вопросы:

  1. Что больше всего сейчас нуждается в движении? Это могут быть ноги, руки или спина, мышцы шеи — тело вам подскажет.
  2. Какое именно движение подойдет мне сегодня: легкая растяжка или хочется пробежаться, попрыгать на скакалке или размять суставы?

После зарядки примите душ, желательно контрастный — это бодрит и заряжает энергией на весь день.

При планировании рабочего дня выберите несколько задач, выполнив которые вы точно будете уверены, что день прошел не зря. Эти дела лучше всего сделать до обеда, таким образом, вы избавите себя от стресса, связанного с давлением времени, и будете чувствовать себя спокойно и удовлетворенно.

В середине дня очень хорошо вздремнуть 15-20 мин, это восстанавливает затраченную энергию и помогает оставаться бодрым и отдохнувшим всю вторую половину дня.

Для тех, кто свой идеальный день не представляет без спорта, отмечу, что последние результаты исследования Чикагского университета, показали, что тренировки дают наилучшие результаты, если их ставить на позднее дневного или раннего вечернего времени, примерно в 16.00-18.00 часов, т.к. в этот период тело наиболее гибкое и выносливое.

Важно помнить, что начинать спортивные занятия нужно не раньше, чем через 1.5 часа после приема пищи и есть не раньше чем через 40 минут после окончания тренировки.

На ваш завтрашний день сильно влияет сон. Чтобы вечером легко заснуть и хорошо выспаться и восстановиться, оградите себя как минимум за час до сна от голубого света смартфона, компьютера или экрана телевизора. Идеально потратить этот час на чтение книги, ванну, можно выпить расслабляющий травяной чай.

Режим дня

Режим дня

Режим дня – это определенный распорядок труда, отдыха, гигиены, питания и сна.

Это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, рациональную организацию различных видов деятельности, а также самодисциплину и добровольное выполнение принятых на себя обязательств. Он приучает каждого к организованности и разумному использованию своего времени.

Установить единый распорядок дня для всех, естественно невозможно, но основные его моменты должны соблюдаться каждым.

Все 24 часа в сутки распределяются таким образом – 8 часов работы, 8 часов отдыха (активного) и 8 часов сна. Проанализируйте свой режим дня, научитесь ценить время и использовать его для улучшения своего здоровья.

Человеческий организм в определенное время суток имеет периоды активности. Режим дня важен как для взрослых, так и для детей. Особенно полезен режим дня детям школьного возраста. С его помощью можно контролировать баланс труда и отдыха, избегать перегрузок, грамотно чередовать периоды физической и умственной активности.

Польза режима дня в полноценном отдыхе, повышении качества сна, улучшении работы иммунной системы, нормализации функционирования нервной системы, стабилизации психологического состояния, достаточной физической активности, улучшении работы внутренних органов, улучшении усвоения пищи, а также в увеличении свободного времени.

Условия для эффективного режима дня:

Просыпайтесь и засыпайте ежедневно в одно и тоже время

Привычка ложиться спать в одно и то же время способствует быстрому засыпанию, организм лучше восстанавливает силы. Главное правило – засыпать и просыпаться надо в разные дни. Это значит, что до 00:00 вы уже должны спать. Норма продолжительности сна зависит от возраста, но при этом есть и коротко- и длинно спящие люди, поэтому необходимо ориентироваться на состояние во время пробуждения. Средняя норма сна взрослого 7-8 часов. С возрастом потребность во сне уменьшается.

Смещение засыпания или пробуждения на два или более часа называется «социальным джетлагом». Под понятием «социальный джетлаг»
подразумевается асинхронное взаимодействие биологических часов человека с окружающим ритмом жизни, возникающее в основном в результате интенсивной работы. В основе последствий социального джетлага лежит хроническое ограничение сна, вызванное социальными факторами, а также широким использованием электронных продуктов и интенсивного круглосуточного графика работы. Люди, работающие в сменном графике, состоят в зоне риска.

В среднем люди с недосыпом потребляют на 385 ккал больше, чем те, кто высыпается. Нехватка сна нарушает циркадные ритмы, гормональную регуляцию лептина (отвечает за чувство сытости) и грелина (контролирует ощущение голода).

В наше время недосып и некачественный сон становятся существенной проблемой. Они провоцируют ожирение, замедление мышления, нарушают структуру воспоминаний.

Здоровый и качественный сон необходим. Но у каждого он должен быть в свое время.

Занимайтесь регулярно утренней гимнастикой

Утренняя гимнастика-это прекрасный способ правильно начать свой день. Простые упражнения подходят для людей любого пола и возраста. Для того, чтобы тело оставалось в тонусе, и дольше сохранялись молодость и здоровье, утреннюю гимнастику нужно делать ежедневно.

Даже небольшая, но регулярная физическая нагрузка положительно влияет на тонус мышц, пищеварительный тракт и кровообращение. Активность будет полезна любому человеку, насыщая организм кислородом. Гимнастику утром необходимо делать и пожилым. Комплекс упражнений может отличаться, но тут главное регулярность. Зарядка улучшит метаболизм и поможет избежать проблем с суставами. Весь комплекс упражнений не занимает дольше 15 минут, однако обладает огромной пользой для человека. Утренняя гимнастика особенно эффективно насыщает организм кислородом в проветриваемом помещении.

Результат от гимнастики не заставит себя долго ждать, особенно если постепенно и регулярно увеличивать нагрузку. Вы будете меньше простужаться, чаще улыбаться, чувствовать позитив и поддерживать все системы организма в отличном состоянии. Помимо утренней гимнастики необходимы регулярные занятия спортом и физическим трудом.

Принимайте пищу в установленное время

Прием пищи в определенное время способствует хорошему аппетиту и помогает лучшему усвоению пищи. Если человек находит оптимальный для себя режим питания и изо дня в день придерживается его, это помогает хорошему пищеварению, усвоению еды и метаболизму, и в целом улучшает самочувствие.

Соблюдайте определенное количество приемов пищи в течение суток. Единого расписания, идеально подходящего для всех, не существует, но в среднем рекомендуется принимать пищу 3-5 раз в день. Например, первый завтрак, второй завтрак, обед, полдник и ужин, или количество приемов пищи сократить до трех. Реже двух раз в сутки принимать пищу, как правило, не рекомендуют. Оптимальным обычно считают четырехразовое питание в одно и то же время.

Распределите рацион в течение дня. Работа органов, участвующих в пищеварении, в течение суток неодинакова. Больше всего желудочного сока, расщепляющего пищу, приходится на утро и день. Максимум его выделения отмечается в середине дня, а минимум в ночные часы. Поэтому 2/3 общего количества суточного рациона лучше съедать за завтраком и обедом и около 1/3 за ужином.

Время приема пищи зависит от индивидуальных биоритмов. Люди, которые встают рано («жаворонки») нередко просыпаются голодными, а «совам» может потребоваться 1,5-2 часа, чтобы задуматься о завтраке. Но и тем, и другим стоит не ограничиваться чашкой кофе, а позаботиться о том, чтобы завтрак был полноценным, с белками и жирами. Время обеда и ужина, соответственно, у разных людей тоже будет разным. Не рекомендуют есть позже, чем за 2-3 часа до отхода ко сну. Ночью пищеварительная система не слишком активна.

Соблюдайте интервалы между приемами пищи. Интервалы нужны, чтобы еда, попавшая в организм, спокойно прошла так называемый пищеварительный цикл, не перемешиваясь с вновь поступающими порциями. Обычно от времени попадания еды в желудок до момента ее продвижения в кишечник проходит 3-4 часа. Это среднее время и считается оптимальным в качестве перерыва между приемами пищи. Слишком длинные перерывы, дольше 5 часов, как правило, тоже вредны (за исключением ночного сна).

Учитывайте время, затраченное на прием пищи. Вредно есть на бегу, торопясь, и наоборот, растягивая время приема пищи на несколько часов (сидя у телевизора). Стоит постараться выделять для приема пищи 15-20 или 30 минут.

Режим питания — это не только еда в одно и то же время, но и соблюдение многих других рекомендаций. Начните с чего-то одного. Не заставляйте себя строго следовать увиденным графикам и схемам, но и не отрицайте их полностью. Прислушивайтесь к себе, и вы поймете, когда для вас оптимально садиться за стол, а когда привыкните, нормализуйте и другие аспекты.

Чередуйте умственную активность с физической

Оптимально делать это по схеме: 1,5 часа умственного труда, затем 15 минут физической активности. Причем не имеет значения, какой вид нагрузки это будет (обычная зарядка, танцы или йога). Выбирайте то, что вам нравится. Кроме кратковременных перерывов, используйте прогулки на свежем воздухе продолжительностью, примерно, по часу. Это поможет насытить кислородом ваш организм. Во время отдыха воздержитесь от просмотра фильмов или передач. Лишняя информация еще больше напрягает мозг.

Соблюдайте правила личной гигиены

Мойтесь ежедневно теплой водой (37-38 градусов). Через кожный покров человека за неделю выделяется до 300 г сала и до 7 литров пота. Чтобы защитные свойства кожи не нарушались, необходимо эти выделения регулярно смывать. Если этим пренебрегать создаются благоприятные условия для размножения болезнетворных микробов, грибков и других вредных микроорганизмов. Применять мочалку необходимо не реже одного раза в неделю. Следите за чистотой рук и ногтей. Грязь, содержащая болезнетворные микробы может попасть с рук в рот через пищу. Руки нужно мыть до посещения туалета и обязательно после туалета, перед едой, после контакта с животными. В дороге воспользуйтесь влажной салфеткой или антисептиком. Ноги нужно мыть каждый день прохладной водой и мылом. Холодная вода уменьшает потоотделение. Голову необходимо мыть по мере загрязнения. Не стоит мыть волосы очень горячей водой. При расчесывании волос недопустимо использование чужих расчесок. Чистить зубы необходимо ежедневно утром и вечером. Нельзя пользоваться зубной щеткой другого человека. После приема пищи обязательно полощите рот. При появлении первых признаков заболевания зубов или десен незамедлительно обращайтесь к стоматологу. Посещайте стоматолога не реже двух раз в год.

Соблюдайте чистоту во всех вещах (одежда, обувь, место сна)

Нательное белье необходимо менять ежедневно, после каждого мытья. Носки, гольфы, чулки, колготки меняются ежедневно. Одежду необходимо регулярно стирать. Недопустимо ношение чужой одежды и обуви. Одежда и обувь должны соответствовать климатическим условиям. Желательно отдавать предпочтение одежде из натуральных тканей, и обуви из натуральных материалов. Покрой одежды и обуви должен учитывать анатомические особенности и соответствовать размеру человека. У каждого члена семьи должны быть свое полотенце и своя постель. Постельное белье необходимо менять еженедельно. Спальное место должно быть удобным для сна.

Перед сном необходимо проветривать спальное помещение. Старайтесь не допускать на постель домашних животных.

Распорядок дня в любом возрасте помогает сформировать полезные для здоровья привычки.

Формирование позитивного отношения к режиму дня, как и воспитание любых гигиенических навыков, нужно начинать с детства. От детей нужно мягко требовать выполнения режима ежедневно, без принуждения. Составить режим дня с учетом особенностей семьи и интересов ребенка не столь трудно. Физиологический режим дня обоснован выработкой условных рефлексов, которые со временем закрепляются подчас на всю жизнь в виде устойчивых навыков и привычек и оказывают положительное влияние на человека. Некоторые пункты время от времени могут выпадать из этого списка. Но стоит помнить, что исключение отдыха, пищи и гигиены из распорядка дня может принести вред здоровью.

  • Авторы
  • Научный руководитель
  • Файлы
  • Литература


Лячина А.В.

1


1 МАОУ «СОШ № 14», 4 «В» класс

Лячина О.А. (, ЧОУ ДПО «Институт Строй-бизнес»)

1. Бароненко В.А. Культура здоровья студента / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. – М.: Альфа-М, 2003. – 417 с.

2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.

3. Бреус Т.К., Чибисов С.М., Баевский Р.М., Шебзухов К.В. Хроноструктура биоритмов сердца и внешней среды. – М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 2002. – 232 с.

4. Жданова Ю.В., Назаренко В.М. Формирование здорового образа жизни // Биология в школе. – 2006. – №2.

5. Забавина С.В. Влияние режима дня на здоровье учащихся // Сайт «Биология. Первое сентября».

6. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10–11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. – М.: Дрофа, 2010. – 368 с.

7. Хильдебрандт Г. Хронобиология и хрономедицина / Г. Хильдебрандт, М. Мозер, М. Лехофер. – М.: Арнебия, 2006. – 144 с.

8. Энциклопедия для детей. Том 18. Человек. Ч. 1. Происхождение и природа человека. Как работает тело. Искусство быть здоровым / Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2002. – 464 с.

9. FB.ru: http://fb.ru/article/43258/pravilnyiy-rejim-dnya-zalog-zdorovya-i-dolgoletiya.

10. FB.ru: http://fb.ru/article/232567/idealnyiy-den—kakoy-on.

Современная жизнь диктует ребёнку активный образ жизни. Всё более усложняющаяся школьная программа, эксперименты взрослых по улучшению образования увеличивают нагрузку на детей. Дополнительные занятия: плавание, танцы, музыка, рисование и другие занимают много времени. Человек из последних сил старается всё успеть, не спит ночами, днями и получает результат – снижается иммунитет, начинаются частые заболевания. В последние годы состояние здоровья учащихся ухудшается. Растёт число хронических заболевания, стрессовых и депрессивных состояний, физических отклонений подростков. Эти негативные процессы могут быть обусловлены нарушениями режима дня. При соблюдении режима дня образуются условные рефлексы. Например: установленное время пребывания ребенка на свежем воздухе создает у него привычку гулять именно в эти часы, привычка ложиться спать и вставать в одно и то же время способствует быстрому засыпанию и пробуждению. Актуальность темы обусловлена тем, что состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность и успеваемость ребёнка в школе зависит от того, насколько правильно организован режим дня школьника.

Цель исследования – выяснить значение режима дня младшего школьника для поддержания здоровья и работоспособности.

Задачи:

– сформировать представления о режиме дня и его компонентах;

– развивать познавательное отношение и интерес к изучаемой теме;

– воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.

Объект исследования – режим дня.

Предмет исследования – отношение младших школьников к режиму дня.

Методы исследования:

1. Обработка литературных источников.

2. Анкетирование учащихся.

3. Статистическая обработка результатов.

1. Режим дня, как один из элементов здорового образа жизни и его влияние на организм

1.1. Основные элементы здорового образа жизни

Многим кажется, что здоровье будет постоянно, что оно будет всегда. Большая часть людей пользуется своим здоровьем, а не производит и поддерживает его, негативное влияние вносит также и загрязнение окружающей среды, и высокие уровни стрессовых состояний. Однако общеизвестно, что главной и самой серьёзной причиной являются нерациональный образ жизни, неоптимальное использование достижений в науках о человеке, о его резервах, физических возможностях.

Здоровье человека зависит от:

– состояния медицины – на 10 %;

– влияния экологических факторов – на 20–25 %;

– генетических факторов – на 20 %;

– условий и образа жизни – на 50 %.

liach-1.tif

Здоровый образ жизни усиливает адаптацию возможностей организма, способствует восстановлению, поддержанию и развитию его резервов, а так же выполнению нагрузок.

Одним из факторов, влияющих на среднюю продолжительность жизни человека, считается уровень культуры и благосостояния общества, а физическая культура – часть общей культуры.

Важнейшим правилом сохранения здоровья – является соблюдение правильно организованного режима дня!

1.2. Режим дня и биоритмы человека

Современная жизнь диктует человеку активный образ жизни, несмотря на то, что в его организме заложена собственная программа жизни – биологические ритмы. Распорядок дня для здорового образа жизни связан с этим явлением. Всё живое на земле подвержено влиянию биоритмов.

liach-2.tif

Биоритмы – это периодическая динамика интенсивности физиологических процессов. У человека с ними могут быть связаны и психоэмоциональные колебания. Ритмы поддерживают функционирование нашего организма. Механизм биоритмов сложен, нужно знать, что биоритмы – «внутренние часы», обеспечивающие развитие и гармонию жизни в постоянно изменяющихся условиях окружающей среды.

Суточные ритмы человека

Время суток, ч.

Состояние человека

1–5

Фаза замедления биоритмов.

5–9

Повышение психической активности, сердце работает с полной нагрузкой.

10–13

Повышение активности, период мобилизации всех сил.

14

Энергетический спад, организм нуждается в отдыхе.

15–17

Время подъёма активности, максимальная частота сердечных сокращений.

18–20

Психическая стабильность на нуле, скорость реакции организма минимальная.

21

Время нормализации психического состояния, продуктивного запоминания текстов, обострения памяти.

22–24

Организм готовится к отдыху, работа по восстановлению клеток.

Между ритмом жизни и здоровьем прямая и тесная связь. Ритм – это бодрость и высокая работоспособность, нарушение ритма – потеря здоровья. Можно увидеть колебания биоритмов в течение суток и года.

В течение суток: динамика работоспособности формируется физиологией.

Исследования показали, что: 8.00–12.00 – наибольшая работоспособность у человека, с 2.00 до 16.00 – период наименьшей работоспособности. Кроме того, суточные биоритмы сказываются на отдельных сторонах работоспособности. Например, выяснилось, что в первой половине дня (до 13.00) лучше удаются действия, связанные с выносливостью, с запоминанием бессмысленной информации, во второй (до 21.00) – с гибкостью. При этом время 13.00 и 21.00 – это критические точки, когда физическая нагрузка становится вредной для системы кровообращения.

Изменение работоспособности в течение суток представлено на рис. 1.

Динамика недельной работоспособности определяется психологическими механизмами, то есть «усталостью от работы».

В течение недели: понедельник-вторник – вхождение в рабочий режим «врабатывание»; среда-четверг- устойчивая работоспособность; пятница-суббота – период снижения результатов и работоспособности.

Соблюдение режима дня позволяет рационально планировать свои дела максимально приблизив их к биологическим возможностям организма.

Режим дня – это правильное распределение времени на работу и отдых или можно сказать – это рациональное распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток.

liach-3.tif

liach-6.tif

Рис. 1. Динамика работоспособности

1.3. Соблюдение режима дня и последствия его нарушения

Чтоб здоровье сохранить

Организм свой укрепить

Знает вся моя семья

Должен быть режим у дня!

liach-5.tif

Для младших школьников соблюдение режима дня имеет особое значение. Необходимо приучаться соблюдать режим дня. Это понятие включает в себя следующие моменты:

1) достаточный и полноценный сон со строго установленным временем подъема и отхода ко сну;

2) рациональное питание в одни и те же часы;

3) определенное время для приготовления уроков, отдыха на свежем воздухе, занятий физическими упражнениями, свободных занятий и помощи семье.

Соблюдение режима дня способствует:

– нормальному росту и развитию детей;

– повышению иммунитета;

– здоровому сну;

– правильному пищеварению;

– восстановлению нервной системы;

– высокой работоспособности;

– бодрое состояние в течение длительного времени;

– помогает выработать полезные привычки и навыки;

– способствует укреплению воли.

Несоблюдение режима дня приводит к:

– чрезмерным нагрузкам;

– отставанию в физическом и умственном развитии;

– неврозам;

– заболеваниям сердечно-сосудистой системы;

– быстрому переутомлению;

Отсутствие четкого, строго соблюдаемого режима самым неблагоприятным образом влияет на организм. Работоспособность уменьшается, успеваемость снижается, а с течением времени появляются и признаки расстройства здоровья. Соблюдая режим дня – мы формируем условные рефлексы следования здоровому образу жизни и внутренне готовим организм к выполнению определённых видов работы.

Например, если мы в одно и то же время делаем уроки, организм привыкает и к этому времени вырабатывает способность собраться, сконцентрироваться, происходит не только психологический, но физиологический настрой – усиливается дыхание, кровообращение, активность мозга, это позволяет быстрее и лучше выполнить необходимое задание.

Если питаемся в одно и то же время, происходит интенсивное выделение пищеварительного сока, повышается перистальтика кишечника, что повышает эффективность пищеварения. Усвоение питательных веществ, в данном случае максимальное, что особенно важно для растущего организма. Если человек ежедневно, в одно и то же время ложится спать и просыпается, завтракает и обедает, выполняет утреннюю гимнастику, проводит закаливающие процедуры, что вырабатывает рефлекс на время, этих действия формируют динамический стереотип нервных процессов в коре головного мозга.

Важна последовательная повторяемость действий в определённое время. Таковы биологические и физиологические основы режима дня.

Нужно помнить, что состояние организма зависит от колебательных ритмических явлений внешней среды – смены света и темноты, метеофакторов, смены времени года, солнечной активности на примере магнитного поля земли.

1.4. Определение и структура рационального режима дня

Необходимо учитывать вышеперечисленные факторы и соблюдать простые, но необходимые требования:

– выполнение различных видов деятельности строго в определенное время;

– рациональное чередование работы и отдыха;

– регулярное и полноценное питание, не менее 3 раз в день и в одни и те же часы;

– занятия целенаправленной двигательной (физической) нагрузкой, не менее 6 часов в неделю;

– пребывание на чистом воздухе, не менее 2–3 часов в день;

– строгое соблюдение гигиены сна, не менее 8 часов в сутки, желательно ночной сон в одно и то же время.

В табл. 1. представлена примерная структура режима дня для школьников разной возрастной категории.

Таблица 1

Режим дня школьника

пп

Пункты режима дня

Возраст (класс)

7–9 лет

(1–4класс)

10–12 лет (5–7класс)

13–14 лет (8–9класс)

15–16 лет (10–11класс)

1.

Подъём

7.00

7.00

7.00

7.00

2.

Утренние гигиенические процедуры (умывание, чистка зубов), одевание, уборка постели, гимнастика

7.00–7.30

7.00–7.30

7.00–7.30

7.00–7.30

3.

Завтрак

7.30–7.50

7.30–7.50

7.30–7.50

7.30–7.50

4.

Дорога в школу

7.50–8.20

7.50–8.20

7.50–8.20

7.50–8.20

5.

Занятия в школе

8.30–12.30

8.30–13.30

8.30–14.00

8.30–14.30

6.

Дорога из школы

12.30–13.00

13.30–14.00

14.00–14.30

14.30–15.00

7.

Обед

13.00–13.30

14.00–14.30

14.30–15.00

15.00–15.30

8.

Отдых

13.30–14.30

14.30–15.00

9.

Прогулка на воздухе

14.30–16.30

15.00–16.30

15.00–17.00

15.30–17.00

10.

Выполнение уроков

16.30–17.30

16.30–18.30

17.00–19.30

17.00–20.00

11.

Прогулка на воздухе

17.30–19.00

18.30–19.30

19.30–20.30

20.00–21.00

12.

Ужин, свободное время

19.00–20.00

19.30–20.30

20.30–21.00

21.00–21.30

13.

Вечерний туалет

20.00–20.30

20.30–21.00

21.00–22.00

21.30–22.00

14.

Сон

20.30–7.00

21.00–7.00

22.00–7.00

22.00–7.00

Так как многие школы стараются по возможности перейти на обучение всех классов в первую смену, данная структура режима дня для школьников обучающихся в первую смену.

Для обучающихся во вторую смену первые 3 пункта должны остаться без изменения, а остальные корректируются в зависимости от начала занятий в школе. Пункты режима дня в вечернее время (п.11–п.14) желательно так же оставить без изменения.

2. Практическая часть

2.1. Анкетирование учащихся и анализ полученных данных

Для анализа отношения школьников к соблюдению режима дня нами была разработана анкета и опрошены учащиеся нашей школы МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14».

Пример анкеты представлен в приложении 1.

По результатам анкетирования было выявлено, что лишь в семьях 61 % опрошенных школьников составляется распорядок дня. Из них, только в 30 % соблюдается выполнение пунктов распорядка дня регулярно, 61 % следует им иногда. В большинстве случаев, в семьях школьников младшего звена за соблюдением режима дня следят родители (рис. 2).

В старшем звене конечно большая часть школьников контролируют себя сами, так как начинают понимать важность соблюдения режима дня. Соблюдение режима дня способствует тому, что дети просыпаются в хорошем настроении, выспавшись, что способствует положительному настрою на весь день и помогает справиться с школьными нагрузками (рис. 3, 4).

liach-7.tif

Рис. 2. Контроль за соблюдением режима дня

liach-8.tif

Рис. 3. Время засыпания и состояние после сна

liach-9.tif

Рис. 4. Степень усталости от школьных занятий и время их выполнения

Повышению степени адаптации к нагрузкам способствуют:

• перемена вида деятельности,

• физическая активность,

• регулярные прогулки на свежем воздухе (рис. 5).

liach-10.tif

Рис. 5. Смена видов деятельности

Большинство опрошенных (83 %) считают, что соблюдение режима дня очень важно, так как способствует повышению работоспособности, степени усваивания информации и улучшению физического и психического здоровья школьника.

2.2. Выводы и рекомендации по итогам проведённого исследования

По результатам исследования можно сделать вывод, что большинство учащихся знакомы с понятием режима дня и 83 % считают важным его соблюдение но лишь 30 % удаётся это сделать.

Режим позволяет поддерживать высокий уровень работоспособности, избегать неоправданных нервных и психических перенапряжений, успешно управлять своими эмоциями.

Подведя итоги анкетирования для учащихся младших классов рекомендуется:

• просыпаться рано (7.00 первая смена – 9.00 вторая смена);

• соблюдать оптимальный двигательный режим (утром зарядка, в течение

• дня ежедневные прогулки общей продолжительностью 2,5 – 3,5 часа);

• завтрак обязательно должен быть горячим и плотным (каши, творог),

• обед в 13 – 14 часов, ужин – не позднее 19.30, должен быть легче завтрака.

• вернувшись из школы, обязательный отдых 1–1,5 часа;

• при выполнении уроков необходимо делать перерывы через каждые 25–30 минут, для восстановления работоспособности, желательно с физ. минуткой;

• 1,5 – 2 часа свободного времени ребенок может использовать для занятий по интересам (чтение, рисование, игра, просмотр телепередач);

• продолжительность сна должна быть не менее 9–10,5 часов.

Для младших школьников соблюдение режима дня имеет особое значение. Если у ребёнка отмечается раздражительность, беспокойство, плохой аппетит, нарушение сна, то причина чаще всего заключается именно в несоблюдении режима дня. Примерный режим дня для школьников разных классов представлен в приложении 2.

Заключение

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одно из основных составляющих крепкого здоровья – режим дня. Ответственность за своё здоровье в отношении школьников младшего звена должны воспитывать родители, показывая собственным примером стремление к здоровому образу жизни, одним из элементов которого является соблюдение режима дня. Для школьников старшего возраста культура здорового образа жизни должна стать стилем жизни. Режим приучает к организованности и дисциплине, учит рационально распределять свое время, способствует продуктивности труда и отдыха.

Приложение 1

Пример анкеты

Анкета для учащихся

Составляется ли в Вашей семье распорядок дня?

• да

• нет

Соблюдают ли в Вашей семье пункты распорядка дня?

• да

• нет

• иногда

Соблюдаете ли Вы режим дня?

• да

• нет

• иногда

Кто в Вашей семье контролирует соблюдение режима дня?

• мама

• папа

• я сам (сама)

• никто

В какое время Вы просыпаетесь?

• 7.00

• 8.00

• 9.00

• 10.00

В каком состоянии Вы просыпаетесь?

• в хорошем настроении

• выспавшись

• часто не высыпаюсь

• в плохом настроении

Делаете ли Вы утром зарядку?

• да

• нет

• иногда

Какие утренние процедуры Вы проводите?

• умывание

• чистка зубов

• душ

• (обтирание и др.)

Завтракаете ли Вы перед школой?

• да

• нет

• иногда

Устаёте ли Вы в школе на уроках?

• да

• нет

Сколько времени занимает прогулка на свежем воздухе?

• менее 30 минут

• 30 минут

• 1 час

• более 1 часа

Какие кружки Вы посещаете?

• танцы

• плавание

• спортивные секции

• муз. школа

• школа ин. языков

• ________________

Много ли времени уходит на выполнение домашних заданий?

• менее 30 минут

• 30 минут

• 1 час

• более 1 часа

Делаете ли Вы перерывы при выполнении домашнего задания?

• да

• нет

15. Отводится ли время на вечерний отдых?

• да

• нет

В какое время Вы ужинаете?

• 17.00

• 18.00

• 19.00

• 20.00

• 21.00

• 22.00

Как Вы проводите время перед сном?

• читаю

• смотрю телевизор

• ___________________

• играю

• общаюсь с семьёй

Как проходит подготовка ко сну?

• подготовка одежды в школу

• планирование следующего дня

• гигиенические процедуры

• анализ прошедшего дня

• _______________________________________________________________

19. В какое время Вы ложитесь спать?

• 22.00

• 24.00

• 23.00

• 01.00

Сколько времени проводите за просмотром телевизора, работой за компьютером?

• 30 минут

• 1 -1,5 часа

• 1,5 -2 часа

• более 2 часов

Как часто Вы планируете свой день?

• каждый день

• не планирую

• иногда

• ___________________

Считаете ли Вы важным соблюдение режима дня?

• да

• нет

Ваш возраст: ______________________

Приложение 2

Образец памятки ученику

Режим дня школьника начальной школы 1–4 класса

liach-11.tif

liach-12.tif

liach-13.tif

liach-14.tif


Библиографическая ссылка

Лячина А.В. РЕЖИМ ДНЯ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗМ // Старт в науке. – 2019. – № 1-2.
;

URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1378 (дата обращения: 23.05.2023).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Добавить комментарий