Сегодняшний текст для тех, кто только-только входит в индустрию и пока не знает с чего там все начинается. Будем говорить о том, куда и кому нести свои сокровенные исписанные бумаженьки с самыми оригинальными идеями, как не споткнуться на первой кочке, пока их несешь, и как красиво вставать из некрасивой позы, если все-таки споткнулся.
Допустим, вы не спали несколько ночей подряд, думали всякие думы, и вот, наконец, в вашей голове зародилась идея сериала.
Итак, что будем делать, чтобы превратить этот маленький идейный эмбриончик в настоящий сериал и еще получить за это много (ну, или хоть сколько-нибудь) денег?
1. Идем питчить!
Что еще за питчинг?!
Выделяют питчинг продюсера и сценариста. Продюсеры, как правило, сами уже все знают, поэтому мы будем смотреть на ситуацию глазами сценариста и разбирать её со стороны человека, близкого к творчеству, но далёкого от бизнеса. В идеале вам нужно будет научиться совмещать в себе и то, и другое.
Питчинг — это предложение своей идеи заинтересованным лицам через её презентацию.
Хороший питчинг — это всё то же самое, только в форме вкусного (простите за это слово) «спектакля», шоу, сдобренное неподдельной страстью и обаянием автора идеи.
Чë туда нести-то?!
Смотря куда идёте. Можно попробовать податься на всякие международные фестивали или словить удачу и попасть на питчинг местного «Кинотавра», можно пойти учиться в какую-нибудь киношколу и обзавестись там нужными связями и рекомендациями, можно просто рассылать письма на адреса различных киностудий и продюсеров и не терять надежды.
Например, так выглядит «входной пакет документов» кинокомпании «Амедиа»:
-
анкета участника (есть у них на сайте);
-
эссе (мотивационное письмо);
-
заявка (название проекта, формат, количество и хронометраж серий, предполагаемый канал для показа, описание героев, основного конфликта, сюжета, любая дополнительная информация — референсы, идеальная команда, включая актеров на главные роли, и т. д.).
Не так давно буквально залетел на рынок сервис PREMIER, и вот уже в этом году Premier Studios вместе со школой «Свободное кино» организовали свой питчинг сериалов «Поворотный пункт». Сам питчинг пройдёт в ноябре, но прием заявок закрыли ещё в начале октября. Ребята типа серьёзные и потому представили достаточно обширный, но при этом конкретный перечень требований к заявкам. К примеру, просят они вот что: серий должно быть ровно восемь, длина каждой от 48 до 60 минут, жанров дают несколько на выбор (и, кстати, там вообще нет комедий), аудитория ограничена возрастом 14-44, и даже референсы они сами предоставили. Им нравятся «Звоните ДиКаприо», «Половое воспитание», «Острые козырьки» и др. Ну, вкус хороший, это радует.
Документы они хотят такие:
-
заявка;
-
синопсис сезона;
-
сценарий пилота;
-
презентация (жанр, формат, содержание кратко, мудборд, референсы, команда, личная сверхзадача участника).
Ребята с амбициями, и вроде как с деньгами, а значит, несмотря на то, что заявку подавать уже поздно, последить за проектом всё-таки будет полезно.
Кстати, вот вам кое-что из актуального: прямо сейчас вы можете подать заявку на «Санкт-Петербургский питчинг дебютантов — 2020». Помимо кино, там есть и категория про сериалы. Сразу несколько нюансов: как видно из названия мероприятия — вход только для молодых и горячих (читай, «дебютантов»), рассматриваются работы, съемки которых предполагается осуществлять исключительно на территории Питера и области, ну и подать вашу заявку можно до 25 октября. Об остальных моментиках прочитаете сами, мне лень, ссылку оставляю, успевайте.
В общем, смотрите: требования ко «входу» у всех разные, но примерно одинаковые (!). Если же вы решили идти более сложным путём и не бомбить почту, а отправились питчить вживую, прямо на арену, так сказать, ну или просто дошли до того этапа, когда питчинга в режиме офлайн уже не избежать, то этот вариант, конечно же, требует большей подготовки и смелости.
Можно как-то подготовиться к питчингу, чтобы меньше там тупить?
Нужно!
-
Определите заранее, почему ваш сериал важен с культурной точки зрения, почему он актуален именно сегодня, и почему это важно именно для вас, в чем личная заинтересованнось и одержимость идеей.
-
Исследуйте рынок (обязательно!). Это даст вам понимание того, кому точно может быть интересен ваш продукт и куда именно его стоит нести.
-
Вспомните, на каких каналах/площадках вы видели контент, похожий на ваш, посмотрите, что они показывают сегодня.
-
Оцените рекламу, которую крутят на этих площадках, и с помощью этого, примерно определитесь с их аудиторией и её характеристиками.
-
Посмотрите, что там показывают в прайм-тайм, что имеет высокие рейтинги. На основании полученной информации делайте выводы о том, какого контента ждёт и ищет этот канал, и оценит ли он ваш несомненно талантливый продукт.
-
Определите и максимально изучите свой жанр: вдоль, поперек, по диагонали, крестиком, ноликом, в прошлом, настоящем и будущем.
-
Ну и, конечно, соберите инфу о тех, кому будете питчить. Об их характере, вкусах, интересах и повадках (чтобы вы были готовы на случай, если в вас что-нибудь полетит из рук недовольного продюсера).
А как не проспать питчинг и вовремя принести свою заявку?
Ставьте будильник под каждый конкретный.
А если серьёзно, то просто нужно постоянно следить за индустрией. История с питчингами в России только начинает развиваться, и в отличие от забугорного рынка, у нас пока нет явно выделенного сезона таких мероприятий.
НМГ и СТС Медиа в этом году проводили финал «Питч Лаб» в июле, в 2019 — аж в декабре, а в 2018 — в июне.
«Кинотавр» и Молодёжный центр Союза Кинематографистов РФ проводят свои мероприятия в июне, Premier Studios в этом году принимали заявки до октября.
Видео-сервисы в целом сейчас круто набирают обороты и, скорее всего, в ближайшем будущем каждый из них будет стремиться сформировать свой продакшн. Поэтому готовьтесь и просто держите руку на пульсе. А ноги в тепле.
Ну а вообще, рассылать свои творения по почтам вам никто не мешает, и вы можете делать это в любое время года, в любой понравившийся месяц и в любой день недели. И даже в ретроградный Меркурий (но здесь лучше воздержаться).
Ещё советы по питчингу будут?
Ага.
-
Если решили питчить сразу в несколько мест, готовьте для каждого отдельный питч с акцентом на то, чего ожидает конкретный покупатель. Короче, адаптируйтесь.
-
Старайтесь выделиться с помощью визуала и прочих прикольных штук. Напоминаю, питчинг — это шоу!
-
Помните, что время питчинга ограничено.
-
Накидайте несколько предложений по тотальному вовлечению зрителей (не забываем, что многоплатформенность в тренде и сами тренды тоже в тренде).
-
Почитайте книги по успешному питчингу, например, труды Нила Ландау.
2. Аутлининг
Если питч произвёл впечатление и вами заинтересовались, то дальше вас могут попросить предоставить более подробную информацию о проекте.
Аутлининг — это дословно «очерчивание контуров».
По сути, на данном этапе важные ребята ждут подробную сценарную заявку (если её не было ранее) и литературный сценарий (по-другому — сценарный план, эпизодник). Здесь необходимо будет наметить основную линию развития единого действия, определить, как именно пойдёт повествование, знать, какая сцена будет открывать серию и сезон, что будет в середине, и каким будет финал.
3. Пишем сценарий пилота
Если с прошлым этапом вы справились на ура, вас попросят написать сценарий пилотной серии (кстати, аутлининга может и не быть совсем, или же он может быть совмещён сразу с этим пунктом).
Пилот — это тестовый эпизод, тестовая серия.
О нюансах сценарного дела в этой статье не рассказать, поэтому разбирайтесь сами. Ну или ждите, пока я решу написать об этом.
4. Кастинг и съёмка пилота
Что ж, если вы дошли до этого этапа с первого раза, вы либо везунчик, либо талантище, либо сын маминой подруги.
Итак, получив заказ на съёмку пилота, вы получаете ещё кучу работы и двойной запас нервов в подарок! (нет)
Здесь вам нужно будет собрать команду, если вы, конечно, не решите быть единственным актёром в своем сериале и снимать себя, дорогую селебушку, на фронталку. Неплохо бы заполучить режиссёра, оператора и продюсера и скинуть на них решение всех остальных проблем, связанных с подбором актеров, аппаратурой, и прочими приблудами, необходимыми для нормального функционирования процесса. Помните, что есть бюджет, и он всегда ограничен, поэтому сильно не разгоняйтесь и тренируйте быструю реакцию, чтобы нажать на тормоз в случае необходимости.
5. Пилот готов!
После того, как пилотная серия готова, её будут демонстрировать руководству продакшена. А потом, скорее всего, фокус-группам. И возможно, даже нескольким фокус-группам: в одной соберут обычных зрителей, чтобы оценить возможный коммерческий успех сериала, в другой — профессионалов индустрии, способных дать дельную критику. Есть вариант и смешанных фокус-групп.
По итогам такого маркетингового исследования специалисты способны определить:
-
перспективы будущего сериала;
-
вероятностные рейтинги;
-
реакцию на сюжет, мир, персонажей, их характеры, и необходимость внесения изменений в эти области, добавления других персонажей, замены актеров;
-
изъяны монтажа, цветового и светового решения оформления сериала и т. д.
Пилотная серия — срез сериала в целом. По итогам просмотра может быть принято решение о пересъёмке пилота или вовсе о закрытии этого ларца. Также могут попросить доснять дополнительные пилотные серии, или она будет такой крутой, что с вами сразу же подпишут любые контракты без лишних вопросов и заплатят большие деньги, скрученные толстыми резинками.
6. Апфронтинг
Если пилот зашёл, куда нужно, и также прекрасно вышел, то далее следует этап апфронта.
Апфронт — это презентация вашего пилота потенциальным рекламодателям.
Этим занимаются уже сотрудники стороны заказчика, вам тут нужно просто сидеть, ждать и что-нибудь покуривать (курение вредит здоровью, поэтому, если можете, — не покуривайте).
7. Ура! Сериал!
Тут разрешается сильно радоваться. Ваш сериал решили запустить в производство!
Собственно, делайте то же, что делали на этапе написания пилота, только лучше. Ещё будьте готовы к тому, что полем своего боя придется делиться: тут появится уже целая команда сценаристов, которые заберут на себя часть вашего хлеба, но и работы тоже.
От редакции MyShows: «Это статья из рассылки для сериаломанов Telescope. Подписывайтесь, чтобы раз в неделю получать письмо».
Издательство «Альпина нон-фикшн» перевело на русский книгу голливудского сценариста и преподавателя Памелы Дуглас «Искусство сериала: Как стать успешным автором на TV». Она построена на основе учебного плана, по которому Дуглас работает со своими студентами (и ручается за его эффективность). «Теории и практики» публикуют фрагмент с ее советами о том, как писать сценарий пилотной серии и покорить продюсера за первые 10 страниц.
Кто бы ни писал сценарий пилотной серии, этот человек автоматически становится участником проекта, а иногда включается в список его создателей. Это гарантирует ему роялти за каждый эпизод, и отныне его имя навечно останется на экране, даже если он давно покинул проект. Не обольщайтесь, вам вряд ли удастся стать таким счастливчиком, только если ваш сценарий не станет стилеобразующим для всего проекта. Возможно, пилот уже написан? Если вы рискнете предложить свой вариант, то поставите продюсера перед выбором: обидеть вас отказом или согласиться. Ситуация неоднозначная, продюсеру неприятно просить вас пожертвовать собственным пилотным сценарием ради чужого. Однако, если вы поставите под удар весь проект ради пилотной серии, которая существует только в вашем воображении, вас действительно ждут неприятности.
Есть целый ряд профессиональных сценаристов, построивших карьеры на пилотных сценариях чужих сериалов. Они четко представляют себе, из каких ингредиентов состоит пилотный сценарий, держат в уме успешные примеры прошлых лет и знают, как угодить продюсерам телеканала. Такие специалисты получают до $500000 за сценарий часовой серии, но еженедельно писать сценарии эпизодов будущего сериала предстоит не им. Выходит, что, принимая решение, руководство канала оценивает приукрашенную версию сериала, которая может иметь мало общего с последующими сериями. Похоже на недобросовестную рекламу, когда покупают одного сценариста, а пишут в итоге другие.
Но допустим, телеканалу вы понравились, руководству пришлись по душе ваш неповторимый писательский стиль, глубокое проникновение в субкультуру, юмор и страсть. А возможно, вы просто дешевле стоите: $30000 за пилотный сценарий вместо полумиллиона. Теперь представители телеканала звонят в студию, сотрудники которой звонят продюсеру, который связывается с вашим агентом, и вы заключаете контракт.
Итак, с чего начнем? Пилотные серии бывают двух видов: основанные на предыстории или на непрерывном сюжете. Пилот с предысторией начинается с ретроспективы, а сюжет движет задача или ситуация, с которой главный герой пытается справиться на протяжении сериала. Например, сериал «Хорошая жена» начинается с судьбоносного для героини Алисии Флоррик события, когда ее мужа, окружного прокурора, снимают с должности и сажают в тюрьму. Оставшись с детьми на руках, Алисия решает вернуться к профессии адвоката. В адвокатской конторе она встречает людей, с которыми у нее завязываются отношения, пока она пытается освоиться с новой ролью в семье. Так элементы процедурала и сериала закладываются с пилотной серии, основанной на исходной предпосылке.
Действие сериала «Северная сторона» (Northern Exposure) начинается в Нью-Йорке, когда выпускника медицинского колледжа Джоэла Флэшмана отправляют работать врачом в городок Сисели на Аляске. Герой всеми силами противится такой перспективе, но вскоре мы видим, как он сидит и смотрит в окно поезда, который привозит героя в замерзшее местечко, где его встречает лось. Осваивая вслед за Джоэлом новый мир, мы знакомимся с персонажами, с которыми у него завязываются отношения, и их собственные сюжетные линии становятся частью общего сюжета.
В пилоте с непрерывным, продолжающимся сюжетом мир сериала остается неизменным, а персонажи с самого начала занимают четко определенные позиции. В этом случае стоит задача раскрыть их характеры и взаимоотношения без вмешательства внешних обстоятельств, как в случае с Алисией и Джоэлом. Примером пилота с непрерывным сюжетом может служить сериал «Скорая помощь», в котором показан обычный рабочий день в реанимационном отделении чикагской больницы. Появляются новые персонажи: медсестра Кэрол Хатуэй на носилках и юный интерн, доктор Джон Картер, но все основные герои сериала с самого начала действуют. То же самое можно сказать о сериалах «Большая любовь», «Прослушка», «Безумцы» и многих других.
Пилотная серия сериала «Подпольная империя», который начинается с того, что в 1920 г. бутлегеры в Атлантик-Сити празднуют принятие сухого закона, или сериала «Во все тяжкие», где в самом начале главный герой узнает о своей неизлечимой болезни, использует внешний повод, чтобы запустить отношения между персонажами на новый виток. Таким образом, их пилотные серии содержат элементы обоих типов.
Какой бы способ вы ни избрали, вам потребуются определенные навыки. В дополнение к писательскому мастерству, под которым подразумеваются умение нагнетать напряжение перед промежуточными кульминациями и создавать сложные, противоречивые персонажи, пилот потребует таланта к разработке экспозиции. Вы должны рассказать неподготовленному зрителю правила мира, в котором живут ваши герои, наметить движущие силы для длительного развития сюжета («трамплины»), не забыть о предыстории персонажей, чтобы зрители понимали происходящее на экране. Ваши герои должны очаровать их. Или, говоря проще, ваш пилот должен заставить их включить телевизор ради просмотра второй серии.
Некоторые технические приемы здесь схожи с написанием киносценария, ведь кинозритель поначалу тоже ничего не знает о героях. Однако с кино проще, чем с сериалами: если зрители уже купили билеты и сидят в темном зале, они готовы дать сюжету время на раскачку. На телевидении вы должны захватить их с первых минут, иначе они защелкают пультами. Используйте все, что знаете о способах ввода нового персонажа в театре, но закручивайте сюжет сразу. Ваша экспозиция не должна быть тяжеловесной (будьте кратки, помните, что действие лучше объяснения, используйте визуальные приемы, дробите их, сделайте экспозицию естественной частью сюжета, а не формальной вставкой и т. д.). Если главные герои будут так же полны энергии, как описано в заявке, которую вы презентовали, пилотный сценарий имеет шансы на успех.
Как бы там ни было, примерно 50 страниц должны быть предъявлены телеканалу ко Дню благодарения. Вы не раз переделаете их вместе с вашим продюсером, да и в студии захотят его прочесть. Все боятся провала, поэтому, если ваш сценарий не устроит всех заинтересованных лиц на 100%, наймут другого сценариста для пилота, который станет вашим соавтором. Итак, весь октябрь и ноябрь вы и остальные сценаристы без устали переписываете сценарии. И вот ваш пилот готов. Город замирает в ожидании. […]
Вначале было слово. Берясь за пилотный сценарий, вы становитесь создателем вселенной, которая включает пейзажи, людей, их противоречивые желания, опасности, которым они подвергаются, и т. д. И всегда в центре вашего мира тайны, такие запутанные, что для их раскрытия требуется от 88 до 100 часов. Тем не менее большинство сценаристов начинают работу не с этого откровения и даже не с героев. И в отличие от киносценариев, сюжетная линия, в рамках которой герои растут и меняются, не стоит на повестке дня сценариста в первый день работы.
Создайте «мир»
Многие сценаристы начинают с полного мысленного погружения в локацию, где им предстоит обитать годами. Создатель жесткой и реалистичной городской драмы «Прослушка» Дэвид Саймон настаивает, что его сериал — о Балтиморе. Каждый сезон фокусируется на одной теме, например школьное образование или средства массовой информации, но создатель утверждает, что его вдохновляла не возможность показать торговцев наркотиками, полицейских или тинейджеров с разрывающим душу реализмом, а Балтимор.
Для Саймона пилот возникает из географии и социально-экономических предпосылок. Иногда «мир» привязан к загадке, проблеме или герою гораздо сильнее, чем к местности. Никто не станет утверждать, что «Доктор Хаус» — сериал про Чикаго. Мир Хауса заключен в его диагностическом отделении, а внутри этого мира сюжетом движет необходимость героя преодолеть «мир боли» (его собственной). И никто не перепутает больницу, где работает Хаус, с больницей из «Скорой помощи», хотя обе расположены в Чикаго. Клиники из «Анатомии страсти» или из «Медсестры Джеки» тоже находятся в больших городах, хотя претендуют на собственные миры. Попробуйте найти отличия между «мирами» «Анатомии страсти», «Медсестры Джеки», «Доктора Хауса» и «Скорой помощи».
Соавтор «Остаться в живых» Дэймон Линделоф тоже начал создавать свой мир с места: таинственного острова, где самолет терпит крушение. Впрочем, сам он думает, что большинство сериалов начинаются с миров попроще: «Когда мы говорим о телевизионных шоу, то не должны забывать о формате, а формат — это и есть мир сериала. Больница, юридическая фирма, полицейский участок — с этих миров начинаются телесериалы. Вы знаете, какие истории заселяют такие миры. Мир посложнее — космический корабль, который бороздит просторы галактики, или необитаемый остров, причем зритель должен знать, что герою оттуда не выбраться.
Вопрос в том, кто будет взаимодействовать внутри этих миров. Это то, чем хорошее шоу про полицейских отличается от плохого сериала про полицейских, а хороший сериал про врачей от плохого сериала про врачей. Все врачи лечат пациентов, но вопрос в том, кто они. Оптимистичный сериал вроде «Анатомии страсти» сильно отличается от «Скорой по-мощи», но только благодаря героям. Если бы не герои, они были бы неотличимы друг от друга».
Во втором издании этой книги Линделоф подробно рассказал о том, как создавался пилот сериала «Остаться в живых». Если хотите прочесть его целиком, посетите сайт. Здесь я приведу отрывок, в котором он рассказывает о зарождении проекта: «Обычно пилотный сезон начинается летом, когда студии скупают у сценаристов идеи. Затем сценаристы отправляются писать аутлайны и драфты. Перед Рождеством телеканалы и студии собирают драфты, чтобы в январе объявить о том, какие шоу запускаются в производство.
Тем не менее в конце января, когда все пилоты уже отобраны, президент ABC Ллойд Браун заявил, что хочет делать сериал о людях на необитаемом острове. Джей Джей Абрамс и я независимо друг от друга (тогда мы не были знакомы) ответили, что эта идея не подходит для сериала. Это не драматическое произведение. Разве «Последний герой» (Survivor) не реалити-шоу? Это игровая программа. Но Ллойд настаивал. У него была мечта, ему хотелось новизны. В те времена ABC мучительно пыталась найти удачный проект. Несколько лет у них не появлялось заметных сериалов, и они занимали 4-е место в рейтинге телеканалов. Каждый год они выпускали сериалы про полицейских, врачей и адвокатов — им захотелось смены декораций. Как профессионал Ллойд понимал, что на телевидении еще не было ничего подобного.
Он предоставил нам полную свободу. Я позвонил Джей Джею, хотя считал идею Ллойда худшей на свете — мне казалось, она не годится для сериала. Я сказал ему, что, если он возьмется делать сериал, ему не обойтись без громадного актерского ансамбля, и ему придется иметь дело со сложной многофигурной пьесой, и он ничего не будешь знать о героях. Может быть, стоит использовать флэшбеки, инсценировав истории героев до катастрофы. Таким образом, предстоит делать сразу два фильма: о том, что происходит после крушения самолета, и о том, что было до него. Мы понятия не имели, как такое делается. И я сказал ему, что это будет по-настоящему странный сериал. Вроде историй из «Сумеречной зоны». Здесь будут сюжетные повороты и перевертыши, и внутренний конфликт, рождающий противостояние персонажей».
Найдите «трамплины» в сюжете
Допустим, мысленно вы уже переселились в ваш новый дом — мир сериала. Что дальше? Писать? Нет, еще не время, хотя никто не мешает вам делать заметки. Сейчас вы должны представить себе, что заставляет ваш мир вертеться. Эта задача не ограничивается пилотной серией, вы должны найти «мотор», который будет двигать вперед действие. Персонажи сами приходят со своими проблемами? Но проблемы проблемам рознь, и они не всегда требуют вмешательства полицейских, юристов или врачей. Это могут быть проблемы в отношениях, встречи с представителями иных галактик или измерений, как в сериалах «Грань» или «Событие» (The Event), борьба героев с внутренними демонами, как в сериалах «Декстер» или «Безумцы». Если персонажи будут заняты решением некоей задачи, которая провоцирует конфликт, а внутри историй будут заложены внешние и внутренние опасности, вы сразу найдете «трамплины». Наличие потенциала для будущих историй отличает пилот от прочих текстов, которые пишутся для телеэкрана.
Заселите ваш мир
Теперь, когда вы поняли, как ваш сериал функционирует внутри проработанного мира, следующая задача — найти персонажей. Я умышленно говорю «найти», а не «ввести» или даже «создать», потому что, если ваш мир хорошо продуман, в нем уже живут ваши герои. Если у вас есть только три, четыре или пять персонажей, придется вернуться на ступень назад и поглубже покопаться в вашем мире. Это не значит, что вы должны знать всех без исключения персонажей большого ансамбля или что в процессе работы над сценарием они не возникнут сами и не скажут вам «привет». Для сценариста это всегда приятный сюрприз, но я не советую новичкам связываться с большим ансамблем. Несколько тщательно прописанных персонажей — уже много.
На этой стадии некоторые сценаристы придумывают персонажам биографии. Другие записывают сцены, фразы или образы, которые заставят героя «выстрелить». Однажды я писала пилот, в котором мне требовалось «промаркировать» (изобразить) героиню для презентации проекта. Я увидела, как в сумерках она несется по окраине Лос-Анджелеса на потрепанном кабриолете, босой ногой давя на педали и подпрыгивая задницей на сиденье в такт «Mustang Sally». В другом видении, ближе и ярче, она слизывала соус для курицы с оберточной бумаги, а владелец мотеля колотил в дверь. Только одно из этих видений осталось в сценарии, но оба помогли мне увидеть героиню на раннем этапе работы. […]
Составьте план
Допустим, у вас есть мир сериала, «трамплины» и главные персонажи. Вы уже совсем близко к цели — написанию пилотного сценария. Только помните, что до того, как ваш пилот оценят зрители, вы должны покорить читателей, поэтому первые 10 (или меньше) страниц — решающие. Незачем ждать 88-й или 22-й серии, чтобы потрясти аудиторию. Пусть предвкушения охватят ее с самого начала.
Как создать атмосферу ожидания? Ответьте на главный вопрос драмы: тревожит (или забавляет) нас судьба главной героини? Чего ей так отчаянно хочется? Кто или что противостоит ей? Каковы ее шансы на победу или поражение? После чего закрутите действие, чтобы мы чувствовали: героиня близка к цели. А теперь резким движением выдерните коврик! Оказывается, не все так просто, продолжение следует.
Разумеется, я очень сильно упрощаю. Смысл в том, что вы должны с первых страниц так закрутить действие, чтобы мы испытали сочувствие хотя бы к одному из персонажей, и, кроме того, заявить франшизу. Я не советую вам описывать мир вашего шоу. Не менее важно, чем создать мир — недаром мы с этого начали, — заставить мир «дышать». Он должен производить впечатление живого, а не «сделанного». Мир вашего шоу и есть ваше шоу. Это место, где живут ваши персонажи. Если нужны объяснения, значит, что-то в вашем сериале пошло не так.
Наконец вы готовы составить план вашего пилота, как и любой последующей серии. Сколько в ней актов? Четыре? Пять? А тизер? Поразмыслите над таблицей и анализом структуры серии. Раз уж вы являетесь создателем сериала, вам придется делать выбор (по крайней мере, до тех пор, пока не вмешается телеканал, впрочем, считайте его вмешательство удачей). Затем беритесь за аутлайн, первый драфт, редактуру и финальные правки.
Давным-давно пилоты писались для себя в надежде, что когда-нибудь по ним снимут сериал. Теперь агенты и продюсеры читают их. А порой по этим сценариям даже снимают сериалы. Поскольку существует такая возможность, я попросила мою коллегу Джорджию Джефрис поделиться опытом написания пилотных серий.
Использованы кадры из сериалов «Игры престолов» (Game of Thrones), «Молодой папа» (The Young Pope), «История служанки» (The Handmaid’s Tale), «Черное зеркало» (Black Mirror), «Американские боги» (American Gods)
Самая большая ошибка авторов в написании сценариев – это начинать с плохой идеи. На самом деле, “плохая” – неподходящее слово. Другое слово более уместно. “Добротная”. В таких идеях нет ничего особенного. Это обычно, скучно и лишено воображения.
И всё же 90% материалов, которые я получаю, по-прежнему неубедительны и безжизненны. Что в этом отстойно, так это то, что ваш сценарий обречён ещё до того, как вы напишите хоть слово.
Я наблюдал, как это происходит слишком много раз. Авторы переставляют слова, предложения, сцены, последовательности событий, персонажей, логлайн, и всё это в надежде, что их “идея” внезапно заработает.
Так что же такое хорошая идея? Ну, конечно, здесь присутствует субъективность. Но, люди знают, когда им предложили хорошую идею. Хорошие идеи кажутся оригинальными и полными потенциала, они вдохновляют.
Плохие же идеи кажутся шаблонными и недоделанными, они не разжигают фантазию читающего. Критерии довольно расплывчаты. Но не волнуйтесь, потому что я дам вам десять советов, которые вы можете использовать, чтобы придумывать хорошие идеи для фильмов. Готовы? Давайте начнём.
1) Пробуйте, снова и снова – это может показаться глупым советом, но это не так. Я бы сказал, что половина идей, которые отвергают, плохи просто потому, что автор не старается.
Становится очевидно, что они быстро пришли к этой идее и не продумали её до конца. Идея должна быть проверена в бою. Сравните её, по крайней мере, с десятью другими идеями, над которыми вы работали раньше, и убедитесь, что она стала в этой борьбе явным победителем.
Каждый раз, когда вам приходит в голову какая-то идея, спрашивайте себя, разжигает ли она вашу фантазию или похожа на другие существующие идеи?
Генерация идей для фильмов – самая конкурентная арена на свете. ВСЕ думают, что у них есть отличная идея для фильма, а это значит, что вы соревнуетесь с миллиардами идей.
Если вы не стараетесь изо всех сил, я гарантирую вам, что ваша идея будет плоха. Вот пример действительно хорошо продуманной идеи.
“Вечное сияние чистого разума” – После того, как романтические отношения пары терпят неудачу, они проходят процедуру стирания воспоминаний друг о друге, но понимают, что они совершили ошибку. Теперь они должны вернуться в каждое воспоминание в своих отношениях, чтобы не забыть друг друга навсегда.
2) Свежий взгляд / новый угол – Один из самых простых способов для меня определить опытного сценариста по сравнению с новичком – это свежий взгляд на старую историю.
Новички всё ещё находятся в том состоянии ума, когда они переписывают фильмы, на которых выросли. Опытные авторы понимают, что для того, чтобы произвести впечатление, они должны найти новый подход к фильмам, на которых выросли.
Одним из лучших примеров этого является фильм “Помни”, который взял старый нуар-детектив и перевернул его с ног на голову.
“Помни” – Мужчина с кратковременной потерей памяти наносит татуировки на своё тело с деталями убийства своей жены, чтобы найти человека, который её убил.
3) Ясность – хорошая идея – это та, в которой все элементы сочетаются чётко и гармонично. Идея проста для понимания, и вы сразу же можете представить себе фильм.
Я читал много идей, в которых автор бросает в нас множество кусочков головоломки, но кусочки не сходятся воедино. Я дам вам две идеи романтической комедии, чтобы объяснить, что я имею в виду: одна с чёткой и мощной идеей, другая с туманной и сумбурной.
“Красотка” – Бизнесмен, который скрывает свои эмоций, для самой крупной сделки в своей жизни нанимает сумасбродную девушку лёгкого поведения, чтобы она целую неделю притворялась его подругой, но неожиданно между ними вспыхивает роман.
“Алоха” – Пилот военно-воздушных сил возвращается на Гавайи, чтобы наблюдать за запуском сверхсекретного военного спутника, пытаясь восстановить отношения со своей недавно помолвленной бывшей девушкой, а также завести роман с женщиной из компании, которой было поручено следить за ним.
“Красотка” выигрывает с большим запасом.
4) Сложный / интересный главный герой – “Меня не интересуют фильмы о супергероях или хай-концепты. Значит ли это, что я провалился?” Нет, это не так. Но, если у вас нет очень востребованной идеи, вам лучше иметь неотразимого и сложного главного или ключевого второстепенного персонажа.
Ваш персонаж теперь станет вашим центром истории. Поэтому, если они не кажутся интересными, это означает, что вы не развлекаете зрителя. Что ещё остается? Вы собираетесь удивить нас своей ловкой способностью скрывать экспозицию? Ну, такое…
“Стрингер” – хороший пример фильма без сильной концепции, но с интересным героем.
“Стрингер” – Луи Блум, неприятный социопат–одиночка с даром продавца, совершенствует работу ночного журналиста – записывая на плёнку несчастные происшествия и продаёт их в новостных шоу – рискуя каждую ночь, чтобы быть лучшим в этой области.
5) Ирония – Ещё один способ придумать отличную идею – использовать иронию.
Самая основная форма киноиронии состоит в том, чтобы сделать вашего героя полной противоположностью тому, что от него требуется. Помня об этом вы не напишите историю об атеисте, который основал свою собственную группу поддержки атеизма.
Вы бы написали историю об атеисте, который устраивается на работу христианским проповедником, чтобы свести концы с концами. Поскольку ирония – такой мощный элемент в продвижении идей, это ещё один простой способ отделить опытных авторов от новичков.
“Социальная сеть” – Асоциальный первокурсник Гарварда, у которого нет друзей создаёт единственную и крупнейшую социальную сеть друзей в истории.
6) Необычный элемент – включите “необычный элемент” в свою историю, который выделяется как красная роза в пустыне. Даже если ваша идея не идеальна, необычность привлечёт внимание читателя.
Допустим, вы хотите написать фильм о выживании. Вы можете написать о человеке, застрявшем на спасательном плоту после того, как его лодка затонула. Но здесь нет “необычного элемента”. Или вы можете придумать что-то вроде этого…
“Жизнь Пи” – Когда тонет корабль, который перевозит животных из зоопарка в новую страну, маленький мальчик оказывается в спасательной шлюпке с опасным тигром.
7) Плохо подготовленный главный герой – Один из самых простых способов сделать вашу идею более интересной – включить главного героя, который крайне плохо подготовлен для выполнения поставленной задачи. Это сделает персонажа АУТСАЙДЕРОМ, что является одним из наиболее продаваемых элементов в создании идеи.
И действительно, это касается сути того, что делает любую историю хорошей, а именно того, что путешествие должно быть трудным. Что может быть лучше, чем сделать главного героя настолько плохо подготовленным к этому путешествию, насколько это возможно?
“Король говорит!” – Король Англии, страдающий безудержным заиканием, должен преодолеть свой дефект речи, чтобы произнести самую важную речь в истории, которая вдохновит мир остановить Адольфа Гитлера.
8) Основной источник конфликта – идея фильма без конфликта – это не идея фильма. Это только начало. Одна из причин, по которой “Хэнкок” так быстро забывался, заключалась в том, что авторы развили только начало идеи – супергерой-пьяница. Требовался сильный конфликт, чтобы превратить задумку в полностью воплощённую идею.
“Убийство в Восточном экспрессе” – Когда убийство происходит во время длительной поездки на роскошном поезде, детектив должен найти убийцу среди 13 подозреваемых, прежде чем убийца нанесёт новый удар. (конфликт заключается в расследовании).
9) Смешивание жанров – это один из старейших приёмов в придумывании свежих идей. Вы просто берёте один жанр и смешиваете его с другим.
Поскольку большинство авторов склонны придерживаться одной жанровой линии, франкенштейновские результаты смешения жанров могут привести интересным и необычным идеям.
Некоторые из наиболее распространенных смешанных жанров – это ужасы и научная фантастика, комедии и научная фантастика, триллеры и ужасы. Но не останавливайтесь на достигнутом. Станьте странным, если нужно.
Смешайте мюзикл с вестерном. Смешайте экшн и фильм нуар. По крайней мере, у вас будет идея, которая будет отличаться от всего шаблонного мусора, который придумывают остальные.
И вот дополнительный совет: чем меньше два жанра сочетаются, тем более уникальной будет идея. Например, смешивание жанров романтики и серийного убийцы.
“Мир Дикого Запада” (смешивает жанр вестерна и научной фантастики) – Неисправность робота создает хаос в парке развлечений будущего, который позволяет его посетителям жить на искусственно построенном Старом Западе.
10) Относительно высокие ставки – Есть причина, по которой я использовал здесь слово “относительно”. Это потому, что не каждый фильм посвящен спасению вселенной, да и не должен быть таким.
Но важность путешествия вашего героя должна содержать последствия, связанные с этим путешествием. В противном случае ваша идея прозвучит незначительной.
Одна из причин, по которой фильм “Дикая” не стал хитом, заключалась в том, что не было понятных ставок. Девушка идёт по тропе, чтобы найти себя. Что произойдёт, если она не найдёт себя? Эээ… она расстроится?
Относительных ставок в этом фильме не существует. “Славное будущее“, ещё один инди-фильм, основанный на персонажах, наоборот, был полон ставок.
“Славное будущее” – Девочка-подросток, пережившая самую ужасную аварию школьного автобуса в истории страны, является ключевым свидетелем в коллективном иске против штата, но не уверена, что хочет рассказать правду о том, что произошло в тот день.
Теперь она у вас, ребята! Дорожная карта для всех ваших будущих идей фильма. Я призываю вас практиковать эти советы и делиться результатами в разделе комментариев.
by Carson Reeves
Автор перевода: Сергей Литвинов.
Переведено в образовательных целях.
Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь в instagram и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.
Ребята, записывайтесь на наш обновлённый сценарный онлайн-курс , а мы поможем вам написать сценарий (начало 17 января 2022)
3 месяца практики и живого общения по вашим проектам!
Результат: сценарий пилота или полнометражного фильма + полный “сценарный пакет” для презентации проекта продюсерам и кинокомпаниям.
Курс подойдёт:
- начинающим авторам;
- стендап-комикам, которые хотят работать в сценарных группах;
- режиссёрам, которые хотят сами писать сценарии;
- редакторам, которые хотят рассказывать свои истории;
- сценаристам, которые пишут 2-3 проект, но нуждаются в поддержке;
- актёрам, которые хотят написать потрясающих героев и сыграть их;
- писателям, которые мечтают увидеть свои книги на экране;
- всем, кто хочет освоить сторителлинг
По выходным на курсе мы проводим КиноКлуб – место, где мы вместе с вами разбираем фильмы и пилоты сериалов.
Сейчас мы работаем с несколькими ведущими продакшенами страны, и лучших авторов нашего курса заберём к себе в команду. Подробности в по ссылке ниже:
Make Russian Film Great Again!
Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.
Как написать комедийный сериал
Продюсер Мария Савиных об особенностях создания сценария в самом жизнеутверждающем телевизионном жанре
Мария Савиных — креативный продюсер, девелопмент-продюсер. Долгое время работала продюсером на канале ТНТ, а также возглавляла комедийный отдел Sony Pictures Television. Участвовала в создании ситкома «Счастливы вместе» (2006—2009) и комедийного сериала «Восьмидесятые» (2016).
Автор интенсива «Как написать комедийный сериал» образовательного проекта «Факультет».
Смех — неотъемлемая часть нашей жизни. Даже если вы не собираетесь становиться успешным комедийным сценаристом или бомбить со сцены в жанре стэндапа, научиться шутить — достойная задача. Умение пошутить помогает разрешать конфликты, налаживать знакомства и проходить собеседования.
Можно ли развить чувство юмора? Как раскрыть и развить свой комедийный потенциал? Существует ли инструментарий, который можно использовать в различных ситуациях, чтобы добиться комедийного эффекта? Хорошая новость для всех заключается в том, что да, можно научиться быть смешным. Вторая хорошая новость предназначена для сценаристов — в основе комедии лежит драма. Третья хорошая новость снова для всех — от смеха худеют. Смейтесь чаще!
Итак, вы решили написать сценарий комедийного сериала. С чего начать? Начать нужно, как полагается, с себя. Чтобы написать свою комедию, нужно изучить, какой тип юмора близок именно вам.
Запишите 25 шуток, которые вас очень смешат
Они могут быть откуда угодно — анекдот, друг сказал, прочитали в интернете или в детской книжке. Понимание вкусовых предпочтений в юморе поможет вам обрести уникальный голос в комедии. Посмотрите стэндап, чтобы определить, чей юмор вам ближе — саркастичный, злой и интеллектуальный юмор Джорджа Карлина или физический, гэговый, добрый юмор Стива Мартина, например.
Заведите записную книжку
Вообще любому сценаристу, а комедийному особенно, стоит носить с собой маленькую записную книжку. В неё можно записывать:
- шутки, которые заставили вас посмеяться;
- неправильно употребляемые слова, вроде слова «подокойник», вместо «подоконник»;
- забавные или интересные фразы реальных людей;
- смешные фамилии;
- жизненные ситуации, в которых есть место смешному, и тому подобное.
Эти записные книжки могут стать прекрасным источником шуток в ваших диалогах и помогут в создании комедийной ситуации. Также существует множество творческих упражнений, направленных на развитие чувства юмора. Если вы всерьёз решили прокачать свою комедийную мышцу, нужно ежедневно тренироваться. Много упражнений описано, например, в книге Джуди Картер «Библия комедии. Standup».
Определитесь, какую комедию хотите написать
После того, как вы разобрались, что смешит именно вас, какой тип юмора вам подходит, самое время определиться с тем, какую именно комедию вы хотите написать.
Телевизионная комедия делится на следующие типы:
- Мультикамерная комедия или ситком. Ситком — это сокращение от «ситуационная комедия», а так как любой вид комедии может быть ситуационным, название условное. Речь идёт о ситкоме, снятом в построенном павильоне с использованием нескольких камер, чаще всего четырёх. В Америке на съёмках присутствует живая аудитория и смех записывается прямо на площадке. В России попытки использовать на съёмках ситкомов живую аудиторию не прижились. В сериях прокладывается закадровый смех на этапе озвучивания. Структура ситкома чаще всего подразумевает два акта и две основные линии. За рубежом популярность этого жанра постоянно переживает взлёты и падения. Несмотря на относительно высокую скорость и дешевизну производства, а также отличную повторяемость, сейчас этот жанр не слишком востребован.
Съёмочная площадка сериала «Счастливы вместе»
- Однокамерная комедия или синглкэм. Это получасовая комедия, которая не обязательно снимается одной камерой. Их может быть две и даже три. Отличие от ситкома заключается в том, что действие происходит в локациях. Также, если в ситкоме герои почти не меняются от серии к серии, то в этих историях возможны прозрения героев и их постепенное изменение. Сами истории жизненные, часто лирические и даже драматические. Юмор ситуативный, рождается в основном за счёт интересного или необычного взгляда героев на мир. Юмор менее плотный, чем в ситкоме, где насыщенность шутками очень велика. Структура получасовой комедии чаще всего подразумевает три акта и три линии. По тональности синглкэмы очень сильно отличаются. Сравните, например, сериал 30 Rock («Студия 30»), в котором характеры являются чуть более выпуклыми, чем обычные люди, а плотность юмора почти не уступает ситкому, и сериал Love («Любовь»), в котором рассказана жизненная история романтических отношений двух очень реалистичных персонажей.
- Драмеди. По хронометражу это часовая история. Точнее от 45-ти до 52-х минут. В драмеди упор делается на серьёзные, часто драматические события. Иногда комедия происходит только во второстепенной сюжетной линии.
Однокамерные получасовые комедии и драмеди сейчас на пике популярности, как в России, так и за рубежом. В таких историях вам, как сценаристу, нужно очень чётко понимать, какую историю вы рассказываете, о чём ваш сериал. Это может показаться банальным, однако большинство структурных и прочих проблем кроется именно в неполном понимании сценаристом истории, которую он рассказывает. Стоит разбирать сериалы, которые вам нравятся, чтобы понять, как именно они структурированы, как действуют полюбившиеся персонажи.
Кадр из сериала «Студия 30»
Изучите приёмы создания комедии
И вот вы решили, какую историю вам хотелось бы рассказать. Записываете и понимаете, что в ней есть всё, кроме собственно комедии. Знакомо? Попытаемся разобраться, откуда берётся комедия.
Комедийная предпосылка / Разрыв шаблона
Основа всех комедийных основ — комедийная предпосылка. Это пропасть между реальной реальностью и комической реальностью. Слом между тем, что ожидается и тем, что происходит на самом деле. В этом самом разрыве и кроется комедия. Комедийная предпосылка содержится в большинстве комедийных структур, от самых крупных, вроде идеи для сериала, до малых и конкретных, вроде каламбура.
Переписка в интернете:
— Помогите найти минус песни Земфиры «Припевочка».
— Хорошая песня, минусов нет.
Мы ожидаем, что слово «минус» относится к записи музыки песни без слов. Это наша реальная реальность. Но внезапно ответ на вопрос переворачивает значение слова минус в его другое значение — недостаток чего-либо. Нам смешно от того, что мы не ожидали такого исхода или развития ситуации.
Сцена из сериала «Уилл и Грейс»
Тут она протягивает руку с эклером и говорит: «Хочешь укусить?»
Ну, я её и укусил.
В реальной реальности она протягивала ему эклер для укуса, в комической реальности он понял её буквально и укусил за руку. Что, конечно, многое говорит нам о характере самого персонажа, который, положим, не умеет считывать признаки флирта.
Чтобы ломать шаблоны стало для вас привычным занятием, нужно много практиковаться. Через некоторое время такой взгляд на вещи станет привычным образом мышления. Ищите что-то, что нарушает ожидания. Присматривайтесь к самым обыденным ситуациям с мыслью о том, как нарушить их привычный ход. Переворачивайте с ног на голову ход мыслей, обстоятельства, место действия, объект действия и способ действия.
Сцена из сериала «Теория большого взрыва»
Рыба без воды
Ещё один часто используемый комедийный приём, который может помочь вам придумать идею для своей комедии. «Рыба без воды» — это когда ваш герой оказывается в совершенно непривычной для себя ситуации, новом окружении, на неизведанной для себя территории. В основе лежит всё тот же разрыв шаблона:
- 12-летний мальчик в одночасье становится взрослым мужчиной (фильм Big/«Большой»).
- Игроман и мелкий жулик скрывается от бандитов под личиной благочестивого пастора (сериал Impastor/«Самозванец»).
- Обычный заправщик на бензоколонке становится директором телеканала (сериал «Мылодрама»).
Чем больше пропасть между реальным миром вашего героя и новым миром, в который он попадает, тем ярче будут комедийные моменты истории.
Этот приём можно использовать и более локально, на уровне одной сцены. Поместите своего героя в крайне непривычную для него ситуацию. Например, простого парня с окраины на званый ужин в высших кругах, и у вас моментально появится повод для комедии.
Монтаж Гиллигана
Очень простой, но не менее эффективный приём называется «Монтаж Гиллигана». Суть этого инструмента проста: в одной сцене показываем героя, который как максимально категорично заявляет, что не будет что-либо делать/что-либо с ним не произойдёт. В следующей сцене (чаще всего эти сцены следуют друг за другом) показываем, что герой именно это и делает/именно это с ним и происходит.
«Я никогда, ни за что на свете не стану прыгать с парашютом». В следующей сцене кричащий от ужаса герой летит вниз с парашютом.
В лирической комедии «Москва слезам не верит», например, есть сцена в которой Катя полна решимости насчёт своей внезапной беременности: «Ребёнка не будет». В следующей сцене она стоит с дочкой на крыльце роддома.
Кадр из фильма «Москва слезам не верит»
Актуализация
Ещё один часто используемый в комедии приём. Актуализация — это когда кто-либо выполняет что-либо буквально, как ему говорят.
Два охотника выходят из леса, и один из них вдруг падает на землю. Кажется, он не дышит. Другой охотник хватает телефон и вызывает 911. Задыхаясь от волнения, кричит в трубку: «Мой друг мёртв! Что мне делать?». Оператор отвечает: «Успокойтесь, мы вам поможем. Сначала давайте удостоверимся, что ваш друг действительно мёртв». Некоторое время в трубке тишина, потом слышится выстрел. Охотник говорит диспетчеру: «Ладно, он мёртв, что теперь?».
То есть охотник в буквальном смысле убедился, что другой мёртв — он в него выстрелил.
Какие приёмы помогут шутить в тексте
Так как вы сценарист, ваши шутки будут оценивать прежде всего в сценарии, то есть в тексте. Для создания юмора в тексте пригодится следующее:
Каламбур
Каламбур — это шутка, построенная на игре слов. Например:
- Материя бесконечна, но её всё время не хватает кому-то на штаны (Г. Малкин)
- Лучше синица в руках, чем утка под кроватью (Н. Фоменко)
Гипербола
Гипербола нарочитое преувеличение. Может быть использовано для выражения или подчёркивания чувств говорящего. Пример из сериала «Друзья»:
— Извини, но я такой! Я позитивно настроен!
— Нет, это я позитивно настроена. А ты, как Санта Клаус под кайфом (пауза) в Диснейленде, с девицей в обнимку.
Чем сильнее вы раздуваете гиперболу, чем больше выходите за пределы разумного, тем смешнее будет ваш текст или сцена.
Сравнение
Для того, что сравнение сработало для комического эффекта, оно должно быть как можно более конкретным.
- Хорошая речь должна быть как женская юбка: достаточно длинная, чтобы закрыть тему и достаточно короткая, чтобы возбудить интерес (У. Черчилль)
- Мой мозг похож на мой браузер: 20 вкладок открыто, 4 зависли, и я никак не пойму откуда эта музыка.
Помимо создания комедийного эффекта, сравнения также очень обогащают речь персонажа. По тому, какие сравнения приводит персонаж, можно сказать многое об уровне его интеллекта, его интересах и даже о его характере.
- Есть только одна вещь, которую я ненавижу больше лжи. Обезжиренное молоко. Это просто вода, притворяющаяся молоком (Рон Свонсон, сериал «Парки и зоны отдыха»)
- — Шелдон, ты серьёзно думаешь, что дойдёт до драки?
— А что, похоже, что эти кулаки здесь доят невидимую корову? (сериал «Теория Большого Взрыва»)
Сравнение, использованное Шелдоном, смешит, потому что эти два действия — водить кулаками как в боксе и доить корову — действительно невероятно похожи. Однако сравнение неочевидно, оно оригинальное, а это дорогого стоит.
Кадр из сериала «Теория большого взрыва»
Метафора
Метафора — это приём, который заключается в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-нибудь аналогии, сходства, сравнения.
В этой сцене из сериала «Друзья» Рейчел пытается объяснить отцу почему она не вышла замуж:
Рейчел: Ну папочка, послушай! Это как… если бы… всю мою жизнь все вокруг постоянно твердили: «Ты — туфля! Ты — туфля! Ты — туфля! Ты — туфля!» А сегодня я просто остановилась и сказала: «Что если я не хочу быть туфлей? Что если я хочу быть… сумочкой, понимаешь? Или… шляпкой?» Нет, я не говорю, что хочу, чтобы ты купил мне шляпку, я говорю, что я и есть шляпка. Это метафора, папа!
Росс: Понятно откуда тут проблемы.
Комедийный эффект достигается также за счёт самих образов, которые Рейчел выбрала в качестве аналогии, при том, что эти образы чётко отражают ценности Рейчел.
Этот инструмент может употребляться не только в тексте. С помощью метафоры в отношениях можно строить и комедийную сцену.
Существуют устоявшиеся представления о том, как разворачивается сцена, например, разрыва в отношениях между мужчиной и женщиной. В фильме «Мачо и ботан – 2» нам показывают ссору лучших друзей. И эта сцена обыграна как сцена расставания двух любовников, что порождает комедийный эффект. Можно обыгрывать поведение двух взрослых людей, как поведение взрослого и ребёнка. Сын и отец ведут себя как пожилая супружеская пара, которые друг другу осточертели, но не могут расстаться и тому подобное.
Предположим, что всё прошло очень успешно, и вы написали пилот своего комедийного сериала. Как же понять, что шутки, которые вы написали, смешные? Увы, не существует другого пути, кроме как протестировать их. Прочтите свой сценарий друзьям и знакомым, посмотрите на их реакцию, попробуйте использовать шутки из сценария в жизни. Пожалуйста, не расстраивайтесь, если кто-то не смеётся. Даже у самых великих комедиантов шутки не всегда заходят с первого раза.
Практикуйтесь, чаще используйте комедийные приёмы и всё получится!
Текст: Мария Савиных
Обложка: кадр из сериала «Друзья»
5 марта 2019
В связи с некоторой разницей между славянским и европейским менталитетом, среднестатистический житель СНГ, который родился в СССР, пережил перестройку, лихие 90-е и сложные 2000-ные, имеет очень занимательное представление о сериалах. Дело тут в том, что для Союза сериалы сводились к “Санта Барбаре” и “Рабыне Изауре” и, соответственно, по определению своему не могли нести какой-нибудь глубокий драматический смысл. Конечно, были исключения из правил, и “17 мгновений весны” тому яркий пример. Но, он только подтверждает правило.
И, конечно, наш народ привык к сериалам с большим количеством серий, минимум смысла и долгими паузами. Для сериального производства наших каналов совершенно в порядке вещей, что главный герой от скуки впадает в кому или неожиданно покидает водевиль, когда ему заблагорассудится.
Несложно себе представить, как пишутся сценарии к подобным сериалам. Что-то вроде: “помнишь нас была серия где они провели ночь вместе – она конечно же, забеременела и в этой серии должна упасть в обморок… Что? Ну и что, что в предыдущем сериале было также – все равно никто этого не вспомнит – это было 420 серий назад и в другом сериале, и она уже в коме”.
Однако, на территории Европы и Америки дела обстоят несколько иначе. Многосерийные фильмы считаются не меньшим искусством, нежели просто кинофильмы, и денег зачастую тратят на них немало.
К счастью, зрительская аудитория меняется, и более уникальные по смыслу и форме сериалы становятся популярными.
Эта статья призвана помочь людям, что хотят привнести что-то новое в телеиндустрию своей или какой-нибудь другой страны и просто разобраться в современном сериалопроизводстве.
Современные сериалы (если мы не мечем мини сериалы с одной историей на один сезон типа “Фарго” или даже “Американская история ужасов”) сделаны приблизительно по одному шаблону (что не мешает им при этом отличаться друг от друга).
Что такое сериал?
Начнём с общего понятия. Сериал, каждая серия которого повествует о своей маленькой истории со своим логическим началом, серединой и концом и чаще всего представляет собой какое-то расследование, или раскрытие тайны, или просто приключение, называется процедурал (собственно, от слова procedural – процедурный).
Яркими примерами можно назвать такие сериалы как “Доктор Хаус”, “Сверхъестественное”, “Белый воротничок” и подобные сериалы.
Ведь если обратить внимание, можно заметить некоторую постоянную последовательность (процедуру) в этих сериалах. Возьмём, например, “Доктора Хауса” (как самый наглядный пример). В начале каждой серии у будущего пациента случается приступ мистической неизвестной болезни, дальше Хаус не очень хочет брать пациента – он для него не интересный. Однако, случается какой-то из ряда вон выходящий случай (проявляется симптом) и отношение героя Хью Лори к пациенту кардинально меняется. Дальше последуют несколько неудачных попыток и примерно за 6-8 минут до конца серии на главного героя снизойдёт озарение (причём настигнет оно его во время исполнения какого нибудь обыденного действия) и казалось в бы безвыходной ситуации неожиданно возникнет выход (вот такой вот каламбур).
И так в каждой серии. По таким сериалам очень легко понимать весь процесс написания сериала.
Команда
С самого начала нужно понимать, что над подобного рода проектами работает не один сценарист. Их целая команда во главе с главным – шоураннером.
Шоураннер – сценарист, что разрабатывает основную акру сериала. Например, Эрик Крипке (шоураннер сериала “Сверхъестественное” в 1-5 сезоне) продумывал основную историю всего сезона (ДАЛЕЕ СПОЙЛЕР, если вы ещё не смотрели): 1-й сезон – братья ищут своего отца, который в свою очередь ищет демона, убившего их мать; 2-й сезон – Сэм, оказывается, был непростым ребёнком и вполне вероятно, что его могущество может навредить всему человечеству; 3-й сезон – как избежать продажи души в ад; 4-й – как предотвратить начало Апокалипсиса ну и 5-й сезон рассказывает о том, как закончить уже начавшийся Апокалипсис.
Он также ответственный за развитие персонажей в сериале. И это не мешает быть ему и сценаристом некоторых эпизодов, но в основном эту работу выполняет кто-то другой из его сценарной команды.
Остальные сценаристы ответственны за отдельные эпизоды и за то, чтобы они вписывались в общую историю и общее логическое развитие.
Каждая серия, несмотря на то, что рассказывает отдельную историю все равно открывает ещё один виток развития основной арки всего сериала.
Бутылочный эпизод
Однако, существуют также и серии, что кажутся не связанными со всем сериалом – эдакое отступление от истории в пользу того, чтобы раскрыть персонажей лучше или же немного повеселить публику. Такие серии называются бутылочными.
Бутылочный эпизод – ещё совсем новый термин, и среди теоретиков точное обозначение ещё не устоялось. Некоторые считают, что бутылочный эпизод, это тот, что не содержит в себе много персонажей или же на него было выделено маленькое количество денег. Кто-то считает, что этот эпизод – просто отдельная история.
Моё же мнение, бутылочный эпизод – это камерный эпизод с минимумом персонажей (в основном только главными), что просто раскрывает внутренний мир героев чуточку лучше и не влияет на развитие сюжета.
Чтоб понять на примере предлагаю вспомнить серию “Во все тяжкие” о том, как главные герои были закрыты в лаборатории и пытались убить там муху. Исход этой серии никак не повлиял на ход событий сериала, актёров во всей серии всего 2 штуки, и межличностные отношения в этой серии заиграли с новой силой.
Или же вспомнить серию из “Доктора Хауса”, что режиссировал сам Хью Лори – персонажи заперты в больнице в связи с пропажей ребёнка.
Структура серии
Итак, мы знаем из чего состоит сериал. Теперь предлагаю опуститься на уровень ниже – из чего же состоит серия подобного сериала.
Начнём, пожалуй, с самого начала.
В современных сериалах практически все серии начинаются не с титров, как это принято в российских, например, а с тизера.
Именно в этот момент первая жертва падёт от рук маньяка, у героя проявится какой-нибудь симптом, или же сверхъестественная тварь кого-то скушает.
В этой части ничего по сути не проясняется – нас просто сразу же окунают в гущу событий, и уже в процессе серии объясняют кто, что, как и почему.
Далее идёт заставка сериала и после нее уже экспозиция.
Вообще, в среднестатистическом сериале и кинофильме чаще всего присутствует три акта (пятиактной схемы повествования обычно придерживается Стивен Спилберг, например). По этому можно предположить, что экспозиция входит в первый акт.
Все акты состоят из маленьких эпизодов – каждый из которых несёт в себе какую-то цель и смысл. В современном сериале, что идёт один телевизионный час (42-52 минуты на сериал, остальное реклама), серия состоит из 24-26 драматических эпизодов, то есть, соответственно, из приблизительно 36 сцен.
Дальше предлагаю вам достаточно простую схему, что поможет определиться с тем, в какой последовательности писать серию.
Начнём с начала.
АКТ 1
Экспозиция. Представляем место действия, героя, род занятий и окружение.
Эпизод 1. Появляется антагонист – он ничего ярко выраженного плохого может и не делать, просто упоминаться или появляться в кадре, чтобы обозначить точки конфликта.
Эпизод 2. Собственно, описать конфликт – можно на словах, можно во флешбеках (если они уместны), можно в действии.
Эпизод 3. подробно углубляемся в окружение – если это больница, то тогда спокойно можно знакомить с помощниками главного героя – врачами, с начальством и особенностями отношения персонажей к главному герою (вспоминаем “Доктор Хаус”).
Эпизод 4-6. Закладываются крючки для дальнейшего действия (в случаях сериалов, похожих на “Доктор Хаус”, нам рассказывают постороннюю историю, что потом выведет нас правильный ответ в конце или же станет ребром ближе к кульминации).
Далее предполагаем рекламу. Понятное дело, что перед рекламой должно произойти какое-то действие, заставляющее человека, что смотрит трансляцию, не переключить канал – крючок.
АКТ 2
Эпизод 1-6. Мелкие конфликты на фоне развития событий и действия то усугубляют, то улучшают ситуацию. По окончанию этих эпизодов у вас должна появиться точка перегиба (все плохо и назад пути нет).
Опять предполагаем рекламу. А после возвращаемся к повествованию.
Эпизод 7-12. Ситуация настолько накаляется, что становится опасной для жизни. Люди умирают или при смерти, преступления грозят стать масштабными и дело близится к главной схватке с антагонистом (с человеком, существом или явлением – неважно).
К 12-му эпизоду мы подходим с кульминацией – это самая высокая точка сопереживания – ваш герой или проиграет и умрёт или выиграет и получит катарсис. И, в самом интересном месте…
Реклама. Обычно, по статистике, это самый удачный момент для рекламодателей – зритель согласен на любую рекламу, любого размера, лишь бы узнать чем кончится серия.
АКТ3
Эпизод 1-6. Развязка.
Падение со скалы вниз, победа над болезнью, победа над собой – все, что приведёт историю к логическому завершению, входит в развязку.
В этих же эпизодах необходимо подвести итог всех остальных сюжетных линий серии и в самом конце, возможно, оставить крючок на следующую серию, или же создать эффект “вот это поворот!” для общей арки сериала.
Из остального хочется ещё отметить – в сериях обычно разрабатывается 2 сюжетных линии – вспомогательная и основная, и только по второй нужно повести историю по дороге к кульминации.
Также советуют использовать не линейное повествование – человек устаёт смотреть только на одну линию. Максимальное время, когда можно рассказывать историю по порядку – 7 минут (2.5 эпизода), и обычно их используют в экспозиции. Далее рекомендуется использовать параллельное повествование – переплетать сюжетные линии, иногда включать какие-то “бутылочные” сцены.
Ну и напоследок – минимум полезной статистики
- 7 секунд у вас на то, чтобы задержать внимание зрителя.
- 5 минут, чтобы у аудитории сложилось впечатление о вашем творении (это, кстати, действует и на продюсеров при просмотре материала).
Что же, надеюсь, хоть что-то полезное вы отсюда почерпнули. Ждём, когда же у нас появится нормальный телевизионный оригинальный (не купленный и адаптированный формат) контент и надеемся на лучшее.
Всего хорошего.
Превью: Depositphotos
Читайте также:
Основы кинопроизводства: игровое и документальное кино
Как правильно оформить сценарий
Снимаем успешный интернет сериал. Совет от профессионалов