Как придумать легенду
В отличие от сказки, легенда связана с реальной историей и реальной местностью. События, описанные в ней, обязательно проецируются на реальность. Это фантастическое событие реального события или явления. Она может быть как самостоятельным литературным произведением, так и основой для театрализации или ролевой игры. Довольно часто легенда становится составляющей частью образа жизнеописания несуществующей личности.
Инструкция
Найдите привязку к реальности. Это может быть интересный природный объект, необычный бытовой предмет, старая книга и многое другое. Вообще-то основой для легенды может стать абсолютно все. Ведь даже простой алюминиевой ложкой мог пользоваться человек, совершивший какой-нибудь подвиг.
Подумайте, вокруг чего будет разворачиваться ваша легенда. Это может быть, например, событие. Вы должны выбрать для него очевидца. Это должен быть достаточно известный и авторитетный для ваших будущих читателей или слушателей человек. Таким авторитетом может быть правитель, известный исследователь, знаменитый путешественник или кто-то из их ближайшего окружения. Например, “однажды царь Петр Алексеевич проезжал по берегу моря и увидел падающий с неба камень”. После того, как камень упал, в земле образовался котлован, который со временем превратился в поросшую травой ложбину. При этом желательно знать характер предполагаемого очевидца. Он должен был обратить внимание на подобное явление.
У события может быть предыстория – цепь других событий, достаточно ярких для того, чтобы запомниться. Это может быть вражеское нашествие, голодный год, приезд известного человека и т.п. Например, однажды в голодный год шаман принес в дар богам дохлого оленя. Боги разгневались и превратили шамана в скалу, а оленя – в болото, откуда и происходит его название – Оленье болото, и местные жители туда не ходят. Легенда, основанная на событии, обычно им и заканчивается. Она достаточно короткая и не содержит подробностей.
Можно придумать героя легенды. Он должен быть средоточием многих положительных качеств. Но для остроты сюжета можно добавить к его образу некоторые недостатки. Это может быть великий могучий воин, у которого есть некоторые слабости. Или писаная красавица, не отличающаяся сообразительностью.
Подумайте, какие силы могли противостоять вашему герою. Любая легенда строится на противоборстве таких сил. Победа доброго начала над злым в легенде никогда не бывает полной и окончательной. Спорный момент, до конца не разрешенный легендой, в конечном итоге превращается во вневременной памятник или артефакт. Это может быть созвездие на небе, река, северное сияние или другое природное явление.
Введите компонент посредника. В этой роли могут выступать боги, волшебники, чудища. Они договариваются с героем о цене его успеха. Посредником может быть неодушевленный предмет, в том числе сам артефакт легенды. Он выполняет просьбу героя, но просит что-то взамен – часть тела, черту характера, самое дорогое или то, чего герой у себя дома не знает. При этом отнятое тоже может стать частью легенды, превратившись в ручей или звезду в небе.
Составьте сюжетную линию. Сюжет легенды выглядит как короткое и понятное действие. Это может быть битва героя с чудовищем, похищение красавицы, попытка добыть сокровище. Результат должен быть неоднозначен. За победу приходится платить серьезную цену, за приобретенный артефакт – что-то потерять. Главные герои не обязательно остаются в живых. При этом потеря может опять же материализоваться в природный объект, явление или артефакт, которые и демонстрируют зрителям как еще одно доказательство существования легенды. Таким образом осуществляется круговой принцип, когда повод к повествованию является одновременно доказательством его реальности.
Обратите внимание
Вы должны сразу принять условие, что легенда не является объектом авторского права и может многократно изменяться и дополняться другими людьми. В этом реализуется фольклорный принцип ее существования и передачи во времени.
Источники:
- придумайте легенду
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
В статье представлены картины польского сюрреалиста Томаша Ален Копера
Пишем легенду
А в далеком далеке
Мячик плавает в реке…
(«Мой 20 век»)
Содержание:
1. Что такое «легенда»
2. Отличие легенды от сказки и мифа
3. Виды (типы) легенд и их основные темы
4. Особенности построения и языка легенды
1. Что такое «легенда»?
Легенда… Какой автор не мечтает написать легенду? Почти все. Но вот что удивительно – мечтать мечтают, а пишут, в итоге, единицы.
Перелопатив наш архив, я нашел совсем немного произведений, в названиях которых есть слово «легенда»: «Легенды о Хаанстальге», Алекс-Джейн Коул; Эрхэ – легенды о безумном некроманте, о Звездном Мастере, о Гильдии Палачей, «Mondengel. Легенда о Ночном Хищнике», Darkflight, прямой отсыл к легенде имеет рассказ Демонио «Любовь после гроба»… У большинства авторов легенда чаще всего является «не своей», собственно, тоже написана по фендому.
Почему так? Знаний не хватает, или же фантазии?
Я попытался разобраться, что же такое «легенда»? Чем она отличается от других произведений? И для начала, естественно, полез в словари. Полез и… один за другим откладывал в сторону БЭС, современный толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой, толковый словарь живого великорусского языка В. Даля, другие словари – Ожегова, Ушакова… даже Википедия не оставила меня удовлетворенным.
Во всех словарях я нашел самые простые определения, в принципе, не дающие писателям необходимые ориентиры.
Все они, конечно, упоминали о переводе слова «легенда» с латинского как «то, что нужно читать»; все они говорили о многозначности слова, о его широком и узком смысле; о поэтичности сказаний, о многообразии жанров, о… В общем, в узком понимании все в словарях сводится к пониманию легенды в ее историческо-литературном развитии, а в широком, что легенда – это «недостоверное повествование о фактах реальной действительности».
Ни на один из своих вопросов я так и не получил ответа. А вопросы эти, я уверен, волнуют любого писателя:
1. Что же такое легенда и каковы ее основные признаки?
2. Чем легенда отличается от сказки, а, тем более, от мифа?
3. Каковы основные жанры и темы легенд?
4. Какие виды и типы легенд бывают?
5. Что же такое – современная легенда?
6. Есть ли отличия строения, формы легенды, ее языка от других произведений?
Поэтому мне пришлось просмотреть кучу книг, в результате я получил кое-какие ответы и, не претендуя на ученость, хочу поделиться с вами тем, что мне показалось интересным, а главное – проливающим свет на темноту незнания.
Итак, возьмем любое словарное определение и будем от него отталкиваться:
Легенда [легенда] ж. 1) а) Поэтическое фантастическое сказание (обычно религиозного содержания). б) Фантастический рассказ, поэтическое предание о каком-л. событии или лице. 2) Инструментальная пьеса повествовательного характера, часто воплощающая музыкальными средствами какое-л. народное предание. 3) То, что кажется невероятным; вымысел, выдумка. 4) Вымышленная с целью конспирации биография разведчика. 5) перен. Надпись на монете. 6) перен. Пояснительный текст и совокупность условных знаков к плану, рисунку, карте и т.п. (Современный толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой)
Вот уж действительно, что только не называют легендой! Это и:
Апокриф Байки Благочестивые сказания Бывальщины Былички Городские легенды Духовный стих |
Жития Жития святых Криминальные истории Мифы Назидательная повесть Поверье Поучения |
Предания Сказания Сказания о чудесах Сказки Христианская повесть Церковные сказания и т.д. |
Самое большое сходство у легенды и, конечно, предания. Главное отличие: историческая достоверность в предании больше, чем в легенде. Чаще же авторы путаются – а что же перед ними: сказка, миф или легенда?
2. Отличие легенды от сказки и мифа
У сказки и легенды много общего: волшебство и волшебные превращения, чудеса и чудо; помощь третьих сверхъестественных или божественных сил; повторяющиеся сюжеты, темы; даже языковые приемы и средства – образность, гиперболизация, могут быть похожими слова зачина и концовки, хотя в легенде они не закреплены, – но есть и принципиальные различия. Давайте на них посмотрим:
Сказка | Легенда |
Основа сказки – фантастический вымысел, не связанный с реальными событиями. | Основа легенды – реальность. Даже если вся легенда – чистая фантазия – это как бы то, что могло бы быть в реальности. |
В сказке всегда есть очевидный нравственно-поучительный подтекст, который формирует мораль, правила «общежития». | Мораль легенды больше направлена на формирование поведения человека в конкретной ситуации и часто подается как философская идея. |
Сюжет сказки строится по выработанным веками устойчивым законам. Самый простой: зачин, испытание с троекратным повтором (скажем, огонь, вода и медные трубы), счастливая концовка с победой добра над злом. | Сюжет легенды неустойчив, близок к последовательному ходу события в реальности. |
Сказка легко классифицируется по жанру: волшебная, бытовая, о животных. | Легенда настолько разножанровая, что ее классифицируют по содержанию, то есть по той теме, которую она раскрывает: топонимическая, христианская, социально-утопическая и т.д. |
Сказка может носить развлекательный характер, быть своеобразной забавой, потехой. | Легенда развлечением бывает редко, чаще она рассказывает о серьезном, о том, что «следует прочитать» и сделать выводы. |
Еще более тонка грань между легендой и мифом. Многие ученые не разделяют эти понятия. Однако мне удалось все же выделить в их трудах некоторые различия между мифом и легендой:
Миф | Легенда |
Главное в мифе – это отражение представлений человека об устройстве мира, причем при наличии третьей силы (к примеру, божественной), которая властвует над человеком и миром. | В легенде это тоже есть в виде символического обобщения, но все же не является главным. |
Цепь событий в мифах протекает, как правило, в большом временном промежутке, охватывает значительный хронологический период (к примеру, повествование о 12 подвигах Геракла). | Легенда, как правило, рассказывает об одном событии, она эпизодична, поэтому ее часто называют «приуроченной», ученые говорят о том, что легенда – это произведение, в котором осуществлен переход от мифического времени к историческому. |
Важная тема мифов – противопоставление бессмертности богов и смертности человека. Мифы сакральны. | Герои легенд, как правило, смертны (даже в легендах о святых, или если герои получают покровительство каких-то сил). Легенда менее сакральна. |
Мифы могут говорить о мире и людях вообще, обобщенно. | Легенды чаще принадлежат культуре какого-то народа. |
Мифы – сами по себе своего рода канон, ритуальная система, культовая. | Легенда же, опираясь на канон, имея его в виду, при этом может быть неканоничной и претендовать на большую истину. Потому ученые часто называют легенду «перекодировкой» представлений, а еще говорят о ее маргинальном характере, то есть о «пограничности», не связанной непосредственно с культом. |
3. Виды (типы) легенд и их основные темы
Классифицировать легенды очень сложно. Прежде всего, выделяют тематические группы легенд, но единой классификации нет, тут ученые основываются на каких-то аспектах, традициях, специфике, времени и прочем.
Я попробовал «собрать» виды легенд, основываясь на тех темах, которые в них воплощаются. Конечно, я это все собирал без привязки ко времени, далеко не все темы назвал (так что везде можно ставить «и т.д.»), наверняка упустил многое, но, надеюсь, что все-таки какое общее видение сложилось и вам пригодится.
Вид (тип) | Основные темы |
Мифологические легенды
– устные народные произведения сюжетного характера, основанные на древних дохристианских представлениях, которые со временем утратили свою мировоззренческую основу и приобрели чисто символические художественные значения. |
|
Антропоморфичные легенды: с очеловечиванием предметов или явлений – солнца, ветра, воды, духов леса, реки, болезней, судьбы и т.д. | Помощь или вред одухотворенных сил природы человеку. Явление болезни и избавление от нее. Взаимоотношения человека и судьбы. |
Зооморфичные легенды: о превращении человека в животное и наоборот. | Легенды про оборотней. Легенды про мудрых животных. Тема пленения человека животным (к примеру, жертвоприношение девы дракону). Тема обретения настоящей судьбы (к примеру, в Царевне-лягушке). Тема наказания человека превращением в животное. Тема избавления человека от тяжкой судьбы путем превращения. |
Тератоморфные легенды: о чудовищах и человеке. | Легенды о вампирах. Легенды о драконах или многоглавых змеях. |
Этиологические легенды: повествующие о происхождении природных явлений, флоры и фауны (более не божественного, как в мифах, начала, а человеческого). | Тема о фантастическо-реальном происхождении озера, горы, неба, молнии и т.д. Тема наказания или награды за любовь, ухода от людей (переход в природное состояние, к примеру, легенда о цветке Иван-да-марья). Тема воплощения человеческих эмоций в природное состояние. Тема материнской любви (или жены), ее пролитых слез по детям, мужу. Тема перехода в природное состояние с возможностью приносить помощь или вредить. |
Демонологические легенды: об отношениях человека с силами зла. | Тема о лютой смерти. Тема о возвращении мертвых к живым. Темы о русалках (об упырях). Тема о нанесении вреда живым за нарушение традиций и ритуалов. Тема о мести духов за какую-то вину живых. Тема о людях, которые наделены сверхъестественными качествами: о колдунах, чернокнижниках, знахарях, ведьмах, ворожеях, провидцах и т.д. |
Легенды о загробной жизни: о жизни человека после смерти. | Тема о помощи духов мертвых. Темы о домовых, о защите дома. Темы об охране мертвыми каких-то объектов (о духах-хозяевах). Тема передачи мудрости, знания от духов живым. |
Апокрифические легенды
– прозаические произведения церковно-религиозного содержания, созданные на основе мотивов и образов библейской и апокрифической литературы при наличии языческих представлений и фантазии народа. |
|
Ветхозаветные | |
Космогонические легенды | Происхождение вселенной, мира. Темы о дуальности (добром и злом начале) высших сил. Темы борьбы Бога и Сатаны. |
Антропогенические легенды | Темы о создании мужчины и женщины. Темы о вмешательстве Сатаны в создание человека. |
Антропологические легенды | Жизнь первых людей. Темы о рае. Темы и мировом дереве (древе жизни). Темы о первородном грехе. Темы об изгнании из рая. Темы об отношении человека с Богом и Сатаной. Темы о потопе. Темы о змееборстве и т.д. |
Ономатологические легенды | Темы происхождения имен. Темы происхождения названий. |
Этногенические легенды | Темы происхождения народов, наций (Сыновья Ноя, Вавилонская башня, история сыновей Иакова и 12 колен и т.д.). |
Новозаветные | |
Христианские | Темы о предательстве веры. Темы о потопе, Ное и переосмысление их в новой концепции спасения. Темы о суде Соломона. О Моисее и т.д. |
Христологичные | Все темы о Христе. О Христе и Богородице. |
Агиографические легенды | Темы о жизни и делах святых. О чудесных деяниях святых. Темы о днях памяти, о ритуалах. |
Геортологические легенды | Темы о происхождении праздников. О работе и отдыхе людей. |
Эсхатологические легенды | Темы о конце мира. Темы о борьбе добра и зла. Темы страшного суда и т.д. |
Исторически-героические легенды
– это легенды, связанные с реальными событиями истории. |
|
Топонимические легенды (этимологические, ономатологические) | Темы о происхождении названий, имен географических объектов и предметов: расселенных племен, об огне, городов, поселений, названий местности и прочего. |
Топографические легенды | Темы о происхождении морей, рек, озер, скал, гор, перевалов, дорог, какой-то местности и т.д. |
Героические | Темы о героях и их деяниях. О богатырях. О битвах, о доблести в бою. О пленении и выходе из плена. О героях со сверхъестественной силой. |
Социально-утопические легенды
– легенды о простой жизни человека и ожиданиях будущего. |
|
Эсхатологические | Темы о будущем, связанные с верой. О Фаусте. О переустройстве мира. |
Утопические | Темы о счастливой стране или счастливом месте (Эльдорадо). О потерянных странах (Атлантида). Об утопическом богатстве, благополучии. О герое-освободителе. О справедливом царе. |
Социальные | Темы избавления от страданий. О справедливости. О соблюдении или нарушении традиций, ритуалов. О конце света. О культурном герое. |
Семейные легенды | Темы об отношениях жены и мужа, сына и матери, брата и сестры, свекрови и невестки, тещи и зятя и прочее. О Казанове, Дон Жуане и т.д. |
Сатирические легенды | Темы о богатых и бедных. О бытовых проблемах. О равенстве и неравенстве, свободе и несвободе и т.д. |
Современные легенды
– еще не устоявшееся, но уже обладающее определенными чертами понятие, легенды о современной жизни, вместе с тем и «возвращающие» старые темы в современной обработке. |
|
Исторически-героические легенды – переосмысляющие прошлое | Темы переосмысления исторических событий и действий героев, к примеру, легенды о Суворове, Чапае, о случаях во время ВОВ и т.д. |
Исторически-социальные легенды | О жизни в прошлом, например, в СССР. Об освоении новых территорий, земель. О появлении новых городов. О бедных и богатых. О заговорах и тайных обществах. О социальных экспериментах. О страхах общества. О власти и простом человеке и т.д. |
Современные сказки | О чудесных происшествиях с человеком. О Фениксе, о Синей птице. Про Золушку и принца на белом коне. О нахождении неожиданных подарков судьбы. Темы о современных приметах и суевериях. О спрятанных и найденных кладах. О вампирах, домовых, барабашках и прочем… |
Бывальщины, былички | Рыбацкие или охотничьи легенды. Темы о флоре и фауне в ее современном состоянии. Легенды по типу «это было с кем-то». |
Криминальные истории | О похищении людей. О противостоянии групп. Об успешных и неуспешных преступниках. О маньяках. Темы предупреждения об опасности и прочее. |
«Индустриальные» легенды | Темы о секретных технологиях, технике. Темы о влиянии техники и технологий на людей. Темы возвращения к природе. Темы роботехники и захвата мира роботами. Экологические темы и т.д. |
«Уфологические» и тератоморфные легенды | Легенды о пришельцах, о тарелочках. О Бермудском треугольнике. О необъяснимой пропаже людей и предметов. О необъяснимых событиях, явлениях. О таинственном влиянии какого-то места на человека. О Несси или Чужом и прочее… |
«Разрушающие» легенды | К ним относятся рассказы, пытающиеся разрушить прежние мифы и легенды |
Городская (урбанистическая) легенда | Все темы современных легенд могут воплощаться в городской легенде, но есть и специфические темы: О подземных городах, лабиринтах и бункерах, Легенды о происхождении улицы, площади, памятника, О городских героях (или негероях), О пропаже или нахождении людей, О таинственных домах и лифтах, О каких-то необычных местах в городе, О таинственных автобусах и автомобилях, О жизни разных слоев населения, об известных людях («утки»), О волшебных магазинчиках, Об экстрасенсах, гадалках, цыганках и прочее… |
4. Особенности построения и языка легенды
Форма легенды неустойчива, свободна. Отчасти это потому, что пересказ легенды допускал импровизацию, а сказки или мифа – нет. Сохраняя древние сюжеты, темы, легенда «рассказывала» их с точки зрения того времени, в котором она возникала.
Легенда – прозаический эпический жанр, повествование о прошлых событиях (хотя есть и исключения, например, духовный стих). Однако чаще всего – это небольшой рассказ или маленькая повесть.
И все же у нее есть сложившиеся веками правила построения.
Зачин легенды может быть вполне сказочным, построенным по сказочным формулам:
«Жили-были…»,
«В некотором царстве, в некотором государстве…» и т.д.
Но чаще рассказчик сразу упоминает о прошлом:
«Давным-давно это было…»,
«Дело было в старину…»,
«Когда-то в одном городе…»,
«Когда деревья были большими…» и прочее.
Иногда рассказчик обращается к авторитетным лицам, которые якобы подтверждают достоверность сказанного, и ведет повествование как бы «по чужим словам»:
«Один старик мне рассказывал…»,
«Было это с одним моим приятелем (знакомым, ученым)…»,
«Умные люди поговаривают, что…».
Особенно это характерно для современных легенд, которые рассказывают о недалеком прошлом. Буквально – о «вчера». Гораздо реже рассказчик начинает легенду словами:
«Я сам это видел…»,
«Я тому свидетель…», хотя и такой зачин может быть.
Интересен зачин в форме вопроса:
«Знаешь ли ты о Литейном переулке?»,
«Вы были на Синем озере?»,
«Почему есть черные лебеди?»,
«Вы слышали о…?» и т.д.
Основная часть легенды, как правило, либо малоэпизодна, а чаще – одноэпизодна.
Если это небольшая цепь эпизодов, показывающих развитие действия, они не имеют четкой обязательной последовательности, как в сказке, а лишь служат для показа события. В небольшом рассказе – в центре один эпизод, вокруг которого все и складывается.
Автор старается убедить в достоверности происходящего, даже если это очевидная фантастика, сам верит в то, что говорит. При этом в отличие от сказки, используется феномен «чуда», а не «чудес, волшебства».
Развязка может быть
– ожидаемой (например, в легендах, рассказывающих о деяниях героев, великих людей, о подвигах, битвах);
– «переломной», меняющей все: «С тех пор Иван стал совсем другим…», «С того дня…»;
– вовсе неожиданной: «А все не так вышло…», «Вдруг смотрит…!»
Концовка легенды тоже неустойчива.
Иногда она представляет собой результат действий, событий: «Вот так все и случилось…», «Люди сохранили это в памяти…», «Жизнь с тех пор изменилась…», «С тех пор лебеди черные…» и т.д.
Она может быть и в виде закрепления какого-то правила: «Больше туда они не ходили…», «Правильно сделал…», «Всем урок…».
Мораль, нравоучение могут быть в контексте – как некий вывод, который должен сделать слушатель, читатель, но могут быть и открытыми, прямыми: «А не нужно было лезть…», «Грех это…» и т.д.
Современная легенда тоже сохраняет древнейшие особенности построения, меняются события, герои и, конечно, язык, но основы – остаются.
Для языка легенды характерны:
– смена повествования, стиль речи (от простого, до высокого);
– олицетворение;
– антитеза (в том числе, социальная);
– фантазия и юмор;
– гипербола (воспринимается как реальность)
– символизм образов (в том числе элементы древних «табу», запретов, правил, ритуалов, традиций);
– антропорфичность (все о человеке)));
– анимизм (вера в душу одушевленность всего и вся);
– инициация (переход на какой-то новый уровень мышления, развития, статуса, способностей и прочего);
– метаморфоза (превращение, перевоплощение)
На мой взгляд, легенда – самое «народное» произведение, своеобразное зеркало времени, людского понимания и объяснения реальности. Она бессмертна. И я уверен, что все важные события века прошедшего и века будущего отразятся в легендах.
Пишите легенды. Удачи вам.
Что стоит почитать:
Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства.
Афанасьев А.Н. Народные русские легенды.
Драгоманов М.И. Малорусские народные предания и рассказы.
Веселовский А.Н., Опыты по истории развития христианской легенды.
Пропп В.Я., Фольклор и действительность.
Морохин В.Н. Прозаические жанры русского фольклора.
Опубликовано: 29.01.2017
Использовано изображение с сайта http://sf.co.ua/
Легенды – казалось бы это просто истории, которые люди передают друг другу, иногда на протяжении поколений. Некоторые из них правдивы, некоторые немного приукрашены подробностями, а некоторые вполне рядовые события преподносят так, что совершенно искажают их смысл. Однако, в фэнтези к легендам относятся более трепетно. Если путь героя – это загадка, то где искать подсказки как не в легендах?
На самом деле, мы итак используем легенды довольно часто. «Меч предназначения лежит в гробнице Короля Гробнара, скрытой в толще Ястребиной горы», «достичь Острова Мертвых можно с помощью компаса капитана Летучего Голландца» — все это не кажется нам чем-то необычным. С другой стороны, «легенды» в таком духе, настоящими легендами (строго говоря) не являются вовсе. Это руководство к действию – пойди, найди, используй. Ничуть не сложнее, чем «дойдете до остановки, слева будет красное здание, обогните его справа и вы на месте».
Настоящая, хорошая легенда, строится по немного другому принципу. Она состоит будто из трех «слоев» или уровней восприятия, каждый из которых имеет свои особенности:
Содержание
- 1 Базовый уровень «Ну, это просто сказки» (вы слышите легенду).
- 2 Порог: «Хм, это довольно странно..» (вы исследуете легенду).
- 3 Развязка: «Они существуют!» (вы понимаете, что здесь правда, а что вымысел).
- 4 Легенда о золотом короле (Пример)
- 4.1 Базовый уровень
- 4.2 Порог
- 4.3 Развязка
- 5 Заключительное слово
Базовый уровень «Ну, это просто сказки» (вы слышите легенду).
На этом этапе легенда вообще не отличается от баек и сказок слышимых в дороге. Это, и есть «байка», где правда скрыта под толстым слоем выдумок. Особенности этого этапа:
- В легенде довольно пространно рассказывается о необычном явлении
- Легенда дает направление поисков и туманные подсказки
- Легенда включает ряд удивительных подробностей, которые «цепляют» и не позволяют вам с уверенностью сказать, что все это просто небылица.
- Тем не менее, выглядит легенда так фантастично, что вы не можете просто взять и принять её за истину.
- Легенда – цельный рассказ, не требующий каких-то особых уточнений. Но, только на первый взгляд.
Для большей части людей, на этом этапе легенда кончается. Рассказ интересный, занятный, с моралью. Все в нем понятно и задумываться об его содеражнии не стоит. Можно пересказывать дальше.
Порог: «Хм, это довольно странно..» (вы исследуете легенду).
Второй этап открывается только тем, кто всерьез заинтересовался легендой и решил немного больше узнать о ней. Такой слушатель будто бы переступает невидимый порог и новые открытия уже не позволяют ему относится к легенде как к очередной басенке.
- Какие-то вещи, казавшиеся ранее чистой выдумкой, вдруг обретают новый смысл.
- Подсказки (вновь открывшиеся или уже знакомые) указывают на то, что существуют другие, более важные подсказки.
- При уточнении косвенных подробностей легенды, они вдруг оказываются вполне правдивыми.
Развязка: «Они существуют!» (вы понимаете, что здесь правда, а что вымысел).
Собрав достаточно «улик» вы, наконец, можете посмотреть на ситуацию со всех сторон и четко разложить легенду на правду и вымысел. Вновь переступая «порог», вы видите картину такой, какая она есть на самом деле.
- Вы получаете не подсказки, а ответы на вопросы.
- Вы с большой долей вероятности можете сказать что здесь правда, а что нет.
Легенда о золотом короле (Пример)
В давние времена, было на земле одно царство, где правил очень жадный, алчный и гордый король. Царство это было могущественным и торговало с соседями мехами и рыбой – благо столица стояла на большой реке, а кругом до самых дальних гор, были сплошные леса. Всего у жителей царства было в избытке, а денег — ух, денег там крутилось столько, что даже крыши царского дворца были из чистого золота и сияли в солнечный день так, что видно было за много верст. Но богатство короля его и сгубило – однажды сияние золота заметил свирепый дракон, прилетел и сжег все без остатка.
Хотел дракон завладеть сокровищами, да уж больно перестарался – от жара дыхания, золото потекло с крыш ручьями и король, не желая расставаться с нажитым непосильным трудом богатством, встал прямо под раскаленный поток металла… Дракон улетел, царства не стало, выжившие люди королевства разбрелись кто куда. Осталось только пепелище и руины, а в центре – золотая фигура царя с поднятыми вверх руками, как напоминание потомкам о том, до чего может довести людская жадность.
Базовый уровень
Такая вот назидательная байка. На первый взгляд, в ней нет ничего правдивого, все что мы имеем это:
- Сияющие крыши из золота.
- Дракон.
- Богатый торговый город на берегу большой реки.
- Жадный царь и его посмертная золотая статуя в полный рост.
Если немного расспросить о легенде, то выяснится:
- Легенду рассказал старик проходивший через городок, по виду – обычный странник.
- Про сияющие крыши народ слышал и ранее, но не от местных, а от людей с запада.
- Единственная крупная река в окрестностях расположена не так уж и близко, в двух днях пути на запад.
В конечном итоге, сказка пока остается сказкой, хотя не все элементы совсем уж сказочные – некоторые факты вроде бы подтверждаются другими рассказами.
Порог
Заинтересовавшись историей, герои отправляются в архив, библиотеку или муниципалитет. Выясняется, что:
- Примерно лет 50 назад здесь появились переселенцы, оставившие родину (их город назывался Капаран, или Самарам. Они ещё говорили «светлый») то ли из-за войны, то ли из-за каких-то страшных бедствий. Про дракона никто и ничего не говорил, да и вообще, таких тварей отродясь не видали.
- Как вариант, в их руки попадает старая карта, на которой обозначен город на реке неподалеку, о котором никто из них не слышал. Он называется Сиятельный Карадан.
- Как вариант: они находят того самого рассказчика и тот расскажет им примерно тоже, что и выше, только город назовет правильно, а вот на присутствии дракона будет настаивать однозначно.
Далее можно наведаться к переселенцам (ту же самую функцию может выполнить визит к кому-то из местных мудрецов или магов), которые расскажут, что знают:
- Их предки раньше жили в торговом городе, который в один прекрасный день был охвачен пожаром. Уточнить они ничего не могут – то ли напали враги, то ли в городе случился бунт. Результат был одинаково печальным. В общих чертах они могут описать как добраться до тех мест (никто из них там не был, все со слов родителей).
- Место это было благодатным и богатым.
Итак, герои собираются в путешествие и через два дня оказываются в дикой местности, примерно в тех местах, где и должен располагаться загадочный город. После блужданий туда-сюда в течение некоторого времени (возможно несколько столкновений с обитателями дикой местности), им удается отыскать старую дорогу, давно заросшую травой. Следуя по ней, они продвигаются вперед и натыкаются на избушку отшельника. Древний старец уже готов отдать богу душу, но перед смертью удовлетворяет любопытство путешественников:
- Сам он – последний оставшийся в живых житель Сиятельного Карадана.
- Городом в свое время управлял мудрый царь, который, однако же, с течением времени спятил и стал жадным до неприличия. Все доходы он запирал под замок, подданных обложил непомерными податями. Однажды в городе вспыхнул бунт и царь, к тому времени, совершенно обезумевший, своими руками поджог дворец. Пламя разгорелось и перекинулось на другие постройки. Многие погибли в огне, а оставшиеся собрали нехитрые пожитки и разбрелись кто куда.
- Царь был не только жадным, но и гордым и любил пускать пыль в глаза. Поэтому крыши всех заметных строений в городе были покрыты… начищенной медью, а не золотом, а один из царских слуг все время трудился в поте лица, чтобы поддерживать их блеск и вызывать завистливые взгляды прохожих путников.
Куда же делось золото и было ли оно? Теперь, когда герои знают, что легенда основана на реальных событиях им остается сделать только шаг, чтоб распутать клубок.
Развязка
Теперь, герои легко находят руины Сиятельного Карадана: за прошедшее время они основательно заросли травой и лесом и если не знать точно, куда идти, ни за что их не найдешь. Отыскав среди руин обвалившиеся руины царского дворца, герои находят полу-заваленный камнями лаз, ведущий внутрь. Как следует пошарившись по руинам, отыскав пару безделушек (возможно сразившись с гигантской летучей мышью или крысой), герои наконец попадают в то место, что когда-то было тронным залом и видят ужасную картину:
Посреди серых камней и покрытых сажей плит, лежит сверкая боками статуя Молоха – восточного бога возбуждающего в людях жадность и гордость. Она сделана из чистого золота, источником которого, вероятно, послужила казна Сиятельного Карадана и деньги его жителей. Сверху на статуе, будто жадно обнимая её мертвыми руками, лежит ветхий скелет – по всей видимости это всё, что осталось от царя, собственными руками, а вернее, собственной жадностью приведший вотчину в полное запустение.
В ту же секунду глаза скелета вспыхивают адским огнем – злой дух овладевший им при жизни, не оставил тело даже после смерти. Вперед, герои!
Заключительное слово
Вот так простая легенда, по мере «раскручивания» превратилась в настоящее приключение. Вообще, на месте легенды могла оказаться любая история и даже любимые мной слухи. Фактически, все что требуется на начальном этапе – внести в историю побольше интересных фантастических «наворотов». Дальше история будет раскручиваться сама. Тот же дракон – заявив его в самом начале, я оставил для себя удобную лазейку. Я могу его использовать… а могу и не использовать. Это моя запасная карта в рукаве – она «не сыграет» до самого «Порога», а за это время, посмотрев на то, что думают игроки, как они реагируют на подробности, заинтересованы ли они в «жёстком» столкновении, я могу решить по какому сценарию будет разворачиваться раскрутка легенды.
Если вместо того, чтоб сказать «город был уничтожен огнем дракона», я сказал бы «город был уничтожен огнем дракона сражавшегося с гигантской человекообразной обезьяной», это нисколько не испортило бы основной легенды, а все что осталось бы у меня – не одна, а две карты в рукаве.
Как придумать легенду на урок литературы в школу?
Анонимный вопрос
17 мая 2018 · 17,0 K
Всем привет! Моему сыну в школе задали придумать легенду. Так вот, почитав на разных сайтах примеры легенд, я обратилась к миру природы. Вот есть “плакучая” ива.. Можно сочинить легенду о том, почему она “плакучая”)
11,3 K
Комментировать ответ…Комментировать…
Мне кажется что нужно подумать о том что нет в реальной жизни. Попробуйте подумать о своих снах и написать то что вам приснилось ваш сон может быть не повторимый. Желаю удачи😘
13,3 K
Комментировать ответ…Комментировать…
Надо по думать главного героя и всё что с ним связано например кошка что она любит,чем увлекается,и как произошло её происхождение,какие бывают кошки, где они могут обетать или кто у них враг
9,6 K
Комментировать ответ…Комментировать…
Надо по думать главного героя и всё что с ним связано например кошка что она любит,чем увлекается,и как произошло её происхождение,какие бывают кошки, где они могут обетать или кто у них враг
10,2 K
Комментировать ответ…Комментировать…
В отличие от сказки, легенда связана с реальной историей и реальной местностью. События, описанные в ней, обязательно проецируются на реальность. Это фантастическое событие реального события или явления. Она может быть как самостоятельным литературным произведением, так и основой для театрализации или ролевой игры. Довольно часто легенда становится составляющей частью образа жизнеописания несуществующей личности.
- Как придумать легенду
- Как написать предание
- Какие есть мифы
Вам будет интересно:Как рисовать мангу для начинающих
Вопрос «помогите найти книгу » – 1 ответ
Инструкция
Найдите привязку к реальности. Это может быть интересный природный объект, необычный бытовой предмет, старая книга и многое другое. Вообще-то основой для легенды может стать абсолютно все. Ведь даже простой алюминиевой ложкой мог пользоваться человек, совершивший какой-нибудь подвиг.
Подумайте, вокруг чего будет разворачиваться ваша легенда. Это может быть, например, событие. Вы должны выбрать для него очевидца. Это должен быть достаточно известный и авторитетный для ваших будущих читателей или слушателей человек. Таким авторитетом может быть правитель, известный исследователь, знаменитый путешественник или кто-то из их ближайшего окружения. Например, “однажды царь Петр Алексеевич проезжал по берегу моря и увидел падающий с неба камень”. После того, как камень упал, в земле образовался котлован, который со временем превратился в поросшую травой ложбину. При этом желательно знать характер предполагаемого очевидца. Он должен был обратить внимание на подобное явление.
У события может быть предыстория – цепь других событий, достаточно ярких для того, чтобы запомниться. Это может быть вражеское нашествие, голодный год, приезд известного человека и т.п. Например, однажды в голодный год шаман принес в дар богам дохлого оленя. Боги разгневались и превратили шамана в скалу, а оленя – в болото, откуда и происходит его название – Оленье болото, и местные жители туда не ходят. Легенда, основанная на событии, обычно им и заканчивается. Она достаточно короткая и не содержит подробностей.
Можно придумать героя легенды. Он должен быть средоточием многих положительных качеств. Но для остроты сюжета можно добавить к его образу некоторые недостатки. Это может быть великий могучий воин, у которого есть некоторые слабости. Или писаная красавица, не отличающаяся сообразительностью.
Подумайте, какие силы могли противостоять вашему герою. Любая легенда строится на противоборстве таких сил. Победа доброго начала над злым в легенде никогда не бывает полной и окончательной. Спорный момент, до конца не разрешенный легендой, в конечном итоге превращается во вневременной памятник или артефакт. Это может быть созвездие на небе, река, северное сияние или другое природное явление.
Введите компонент посредника. В этой роли могут выступать боги, волшебники, чудища. Они договариваются с героем о цене его успеха. Посредником может быть неодушевленный предмет, в том числе сам артефакт легенды. Он выполняет просьбу героя, но просит что-то взамен – часть тела, черту характера, самое дорогое или то, чего герой у себя дома не знает. При этом отнятое тоже может стать частью легенды, превратившись в ручей или звезду в небе.
Составьте сюжетную линию. Сюжет легенды выглядит как короткое и понятное действие. Это может быть битва героя с чудовищем, похищение красавицы, попытка добыть сокровище. Результат должен быть неоднозначен. За победу приходится платить серьезную цену, за приобретенный артефакт – что-то потерять. Главные герои не обязательно остаются в живых. При этом потеря может опять же материализоваться в природный объект, явление или артефакт, которые и демонстрируют зрителям как еще одно доказательство существования легенды. Таким образом осуществляется круговой принцип, когда повод к повествованию является одновременно доказательством его реальности.
Обратите внимание Вы должны сразу принять условие, что легенда не является объектом авторского права и может многократно изменяться и дополняться другими людьми. В этом реализуется фольклорный принцип ее существования и передачи во времени.
Источник
Жду ваши вопросы и мнения в комментариях