Как составить свою педагогическую концепцию

Каждому учителю однажды приходится остановиться, взглянуть на свой труд со стороны, осмыслить его и … совсем не вдруг, понять, что в его работе есть то главное, вокруг чего строится его собственная педагогическая деятельность. Мне тоже в какой-то момент стало важным сформулировать свои интуитивные поиски, и родилась моя педагогическая концепция…  «Каждый охотник желает знать…» или «История, рассказанная семижды».

Семь дней недели, семь цветов радуги и семь нот, объединившие семь глав работы,  помогли выразить мне свои педагогические воззрения, принципы, идеи и понятия, продемонстрировать «милые «мелочи» – те методические и дидактические находки, которые позволяют активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке, способствуют их интеллектуальному развитию  и оживляют, «очеловечивают» процесс обучения.

Почему я выбрала такую форму выражения собственных взглядов, идей и педагогического кредо?

Наверное,  потому что отношусь к своему труду, как к творчеству и, организуя повседневную работу, стремлюсь находить «необычное» в «привычном», «обыденном», «знакомом», открывать их взаимосвязь и новые грани.

 И еще потому,  что, на мой взгляд, в эти семь глав мне удалось уместить основные составляющие той деятельности, которая позволяет успешно решать задачи современного образования младших школьников.

Удивительное число семь! Вы не задумывались?!

Разве случайно в русском языке существуют:

И «у семи нянек …», и «семь пятниц…», и «за семью печатями…», и «семь раз отмерь…».

А семь чудес света и происхождение понятия «семья»?!

И эти цвета радуги и спектра – «каждый охотник желает знать…», которые переплелись тесно и неразрывно: красный, оранжевый, желтый…

И эта музыка – всего семь нот, рождающих непостижимые звуки.

Или семь планет, сопутствующих Земле.

Семь дней недели, и у каждого свой цвет, свой звук, свое назначение…

Глава I. ПОНЕДЕЛЬНИК. ДОводы и обоснование (теоретические основы, принципы, понятия)                                                      

Уметь взглянуть критично, вой труд осмыслить лично, и обобщить практично.

Глава II. ВТОРНИК. Реализация (механизм реализации, приемы, методический и дидактический инструментарий, контроль и оценка).                   

Школьные уроки как дороги,

По ним шагать и в зной, и в снегопад…

Глава III. СРЕДА. МИлые «мелочи» (находки, сказки, игровые приемы и подходы).

Когда не ладятся дела, мне помогают чудеса (из переосмысленного)

Глава IV. ЧЕТВЕРГ. Факты (примеры детских творческих работ).

Факты, еще раз факты,  и ничего кроме фактов.

 Глава V. ПЯТНИЦА. СОЛЬ или  идея концепции.

В мои года уж можно сметь  свои суждения иметь…

(прожитое)

Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта общения и взаимодействия, сотрудничества в разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.  Не случайно в  стандарте общего образования особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Общиться или общаться  по словарю Даля – «приобщаться, соединяться, быть заодно, быть соединяему, знаться, водиться, обращаться, дружиться,  давать кому-то долю, участье». Труднее сказать более полно и точно.

Общение детей строится в разных областях человеческого общежития:

на бытовом уровне в семье

в неформальном коллективе сверстников

во взаимодействии со старшими и младшими

в ходе выполнения различных социальных ролей

в процессе деловое общение в коллективе классе, группы

в учебном диалоге

в области личных человеческих отношений – эмоциональное общение

Но в любом случае речь идет о реализации потребности человека в получении обратной связи, в подтверждении своей значимости,  в достижении собственных целей. Первые уроки общения ребенок получает с рождения

Научить общению можно только во взаимодействии. В ходе общения происходит:

демонстрация общепринятых норм и правил общения

обсуждение сиюминутных ситуаций, корректировка и рекомендации

создание ситуаций, требующих разного по форме и уровню общения

Лучшим приемом обучения общению  является личный пример родителей, учителей, сверстников, пример литературных героев, отражение современной действительности в СМИ и телевидении.

Общение, как средство достижения  коллективного успеха, может и должно являться сильным педагогическим средством развития, воспитания и обучения,  т. е. обучение должно строиться на основе активного общения,  возникающего в ситуации необходимости решения общей задачи – овладения знаниями, умениями и навыками, которые позволят ребенку в дальнейшем реализоваться, простроить отношения с другими участниками совместной деятельности.

Глава VI. СУББОТА. Ляпы и не только (опыт творческих отчетов по итогам года обучения).                                                          

«Дайте, дайте человеку то,  в чем он нуждается, –

чувство собственной значительности»

Дейл Карнеги

Одним из приемов работы в этом направлении можно считать создание определенных микрогрупп учащихся (бригад, звеньев, отрядов ит.д.), когда перед ними ставится задача совместной деятельности по достижению определенного совместного  результата  с обязательной оценкой личного вклада каждого в общее дело. Цель этой работы – научить детей взаимодействовать, показать возможности коллективного труда, взаимное обогащение знаниями и умениями, формировать навыки учебного полилога, решать конкретные проблемы общения в деятельности. Так, бригады простраивают свои отношения в процессе дежурства, оформления газет, совместных сообщений, подготовки к классным часам, праздникам, соревнованиям. На уроках изучения нового материала и обобщения знаний одна из форм – работа в бригадах, решение разных учебных  задач,  распределение работ, определение алгоритма взаимодействия. Так родилась идея активной формы итоговой аттестации учащихся, требующая применения коммуникативных навыков,  – творческие отчеты в конце учебного года, обязательным условием которых является коллективность, создание возможности проявить себя и оценка деятельности каждого.

Глава VII. ВОСКРЕСЕНЬЕ. СИтуация успеха.

Когда не ладятся дела, мне помогает похвала

(из прочитанного)

Только участие в разных видах деятельности позволяет выбирать, а если деятельность привлекает, то возникает естественное желание относиться к происходящему творчески, и, значит, настанет день и место, когда ребенок сможет испытать на себе бремя и славу лидерства, первенства, победительства, успеха!

Так открывается дорога к социализации: если ребенок много видел, много понял,во многом поучаствовал, научился выбирать,  взаимодействовать, вступать в разумные компромиссы, если он признал превосходство и великий знак культуры  как основы бытия, и хочет, и может войти в общество и попытаться добавить своих красок к общественной картине мира, если он не боится внешней среды и готов к сотрудничеству – вот и есть человек!

Как написать педагогическую концепцию

Концепция – это система взглядов на явления, происходящие в мире и затрагивающие жизнь каждого человека. Таким образом, педагогическая концепция – это определенное направление в педагогике, своеобразная программа обучения и воспитания, основанная на личных воззрениях, опыте, профессиональных качествах учителя.

Как написать педагогическую концепцию

Инструкция

Прежде всего, четко определите, как вы понимаете отношения в системе «учитель – дети». Ведь есть учителя (и их немало), которые являются рьяными поборниками строгой дисциплины. Для них педагог всегда прав уже потому, что он – взрослый, у него больше профессиональных знаний, житейского опыта, и он лучше знает, что нужно детям. Другие придерживаются более либеральных взглядов: конечно, дисциплина в школе нужна, но в разумных пределах, а к детям можно иногда и прислушаться, ведь они тоже члены общества. Третьи утверждают, что чем меньше ограничена свобода ребенка в школе, тем лучше, а учителя должны понять, что детский мир в корне отличается от взрослого, поэтому лучше в него не лезть без крайней необходимости.

Исходя из понимания этого вопроса, выстройте второй пункт своей концепции: как добиться, чтобы ученики не только в полном объеме усвоили предмет, но и изучали его охотно, то есть с энтузиазмом. С помощью каких методик, дополнительных материалов вы будете его преподавать, и как будете проверять степень усвоения. Все это зависит от возраста учеников и степени их подготовленности.

И, наконец, главный пункт: как стать для ученика по-настоящему авторитетным человеком, с которого он захочет брать пример, с которым сможет посоветоваться в трудную минуту или ломая голову над каким-нибудь важным вопросом. Ведь учитель – не только человек, дающий знания, это еще наставник, воспитатель. Одним словом, задача учителя в том, чтобы не только обучить детей своему предмету, но и добиться, чтобы они уважали и даже любили своего педагога.

Видео по теме

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Автор: Зариева Татьяна Евгеньевна

“Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь”

Василий Осипович Ключевский

Я, Зариева Татьяна Евгеньевна, семь лет работаю преподавателем специальных дисциплин в ГОУ СПО «Калтанский многопрофильный техникум».

Педагогическая концепция каждого учителя – это его собственные соображения и выводы по поводу воспитания и образования тех, кого он обучает. Она не может быть оторвана от реальной жизни и реальных условий, в которых развивается и получает образование будущий специалист. Сегодня нам, нашей стране нужны физически и морально здоровые с нравственными устоями личности, которые смогут ставить цели и достигать их. Независимо от преподаваемого предмета педагог должен воспитывать именно такие  личности, а, вернее, учить, как стать личностью, которая сможет поставить нужные цели и не побоятся сложностей, связанных с их достижением.

Моя концепция основывается на любви к тем, кого учу. Ведь каждый из них – это личность со своим маршрутом достижения успеха.

Действительность требует поиска новых методов и приѐмов в работе, заставляет задуматься над тем, как поддержать у студентов интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока, поэтому веду поиски новых эффективных технологий, подходов в обучении, которые активизировали бы мыслительную деятельность обучающихся, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.

«Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут им постигать. Не судите о способностях по легкости усвоения. Успешнее и дальше идет тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию – вот главное мерило», – писал Антуан де Сент-Экзюпери.

Мне повезло, что я встретила на своем профессиональном пути Учителя Учителей – доктора педагогических  наук, профессора Губанову Маргариту Ивановну. Посещая курсы повышения квалификации, на которых преподавала Маргарита Ивановна, уяснила для себя, что человек – уникальная личность и именно это является одним из основных постулатов личностно-ориентированного обучения.

Когда я знакомлюсь со своими первокурсниками, то понимаю, что мы все находимся в начальной точке пути, и каждый из нас знает, что нам придется столкнуться со многими сложностями, но если мы будем вместе, то обязательно дойдем до победного финиша. Главное признать  уникальность каждого студента и его индивидуальную учебную деятельность. Моя роль состоит не только в передаче знаний, умений и навыков, но и организации такой образовательной среды, которая позволяет студенту опираться на свой потенциал и соответствующую технологию обучения. Со своими учениками веду совместную образовательную деятельность, которая направлена на индивидуальную самореализацию студента и развитие его личностных качеств.

Разделяю слова К.Д. Ушинского «Люди, сильные в теории, но беспомощные на практике, мало на что пригодны». Ведь если студенты имеют только лишь знания по предмету, но не умеют применять их на практике, то и весь процесс обучения можно назвать пустой тратой времени.

На первом месте в моей педагогической деятельности я ставлю цель – всестороннее развитие личности студента, и, конечно же, самого преподавателя. Преподаватель должен постоянно развиваться. Он должен не только углублять свои знания по преподаваемому им предмету, не только изучать методическую литературу по предмету, но и расширять свой кругозор, стремиться всегда к новым познаниям, и не только в своей профессии.

Преподаватель должен руководствоваться девизом, что учитель должен не учить учащегося, а научить учиться. Преподаватель должен создать такую мотивацию к обучению, чтобы студент сам, по собственной инициативе стремился к новым знаниям и вместе с тем делился своими знаниями с окружающими. Преподаватель должен быть опытным консультантом, под умелым руководством которого студенты приобретают знания, умения и навыки.

В личностно- ориентированном обучении выделяю следующие принципы:

– учитель признает уникальность каждого ученика;

– каждый ученик и учитель должны понимать уникальность любого другого человека;

– каждый ученик должен уметь взаимодействовать с другими учениками на основе гуманных отношений;

– любой изучаемый материал представляю в виде системы задач, различным образом связанных с жизненно-смысловой сферой студента.

Я всегда помню, что каждый мой студент – человек со своими мыслями, взглядами, настроениями и вкусами. Я помню о том, что не я пришла их учить, а они пришли ко мне учиться.

Моя педагогическая философия предельно проста: педагог должен уважать студента, видеть в нём личность, воспитывать в студентах активную жизненную позицию, открывать перед ними добро и красоту, быть неравнодушными к проблемам окружающих, научить ориентироваться в современной жизни.

Считаю, что главная задача моей педагогической деятельности – не только дать определённую сумму знаний, но и показать их практическую ценность и необходимость для адаптации в дальнейшей жизни.

Преподаватель – это профессия, требующая от человека, посвятившего ей жизнь, неиссякаемой жизненной энергии, большого творческого потенциала, душевной щедрости, безграничной любви к детям и верности своему делу.

Нужно всегда помнить, что ни одна педагогическая концепция не будет существовать, если не соблюдать главный принцип – любить и уважать своих обучающихся, воспринимать их такими, какие они есть!

Моя
педагогическая концепция

Проживи одну свою и тысячу
жизней своих учеников – и ты
проживёшь вечность…

 1.Вступление.    

      Учитель начальных классов – профессия особая. Большая
ответственность и большая любовь. Без любви к своему делу, без любви к детям
невозможно быть хорошим учителем. Педагог без любви к ребенку – все равно, что
певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета.Здесь нельзя
не вспомнить слова Российского историка Василия Осиповича Ключевского: «Чтобы
быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех,
кому преподаешь».

Профессия учителя, которую я выбрала, одна из самых важных
и трудных. Это именно то, что приносит мне радость и удовлетворение, особенно,
когда видишь глаза детей, добрые и наивные, которые смотрят с любовью и
безграничным уважением. Хочется отдать им всё.

      Учителем начальных классов я работаю
22 года, в Миякитамакской  школе-11 лет. За это время многое изменилось. Даже
старенькое каменное здание школы превратилось в прекрасный двухэтажный храм
науки. В нашей школе обучаются  больше 100 детей.

2.
Актуальность выбора педагогической концепции.

       В
настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной
политике образования. Все, что включает в себя понятие “современная
школа” устаревает так же быстро, как мобильные телефоны. Образовательный и
профессиональный стандарты предъявляют высокие требования к современным детям и
педагогам. Время изменяет не только урок, но и педагога, а с ним модифицируется
и характер педагогической деятельности. То есть происходит модернизация
образования, а соответственно и преподавать в современной школе нужно
по-современному Путеводной звездой для меня являются слова доктора
педагогических наук Надежды Егоровны Щурковой «Урок, оснащающий ребенка
знаниями, не приближает его к счастью жизни. Урок, возвышающий ребенка до
осмысления истины, способствует движению к счастью. Знания ценностны лишь как
средство постижения тайн жизни и средство обрести свободу выбора в
строительстве собственной судьбы». Именно такие уроки, влияют на целостное
развитие личности и отвечают современным требованиям к образованию.

Бесспорно,
у каждого учителя складывается своя педагогическая философия и система
мировоззрения, которую он старается привить ребёнку. Моя же концепция
основывается на любви к профессии, любви к детям. Ведь каждый из них – это
личность со своим маршрутом достижения успеха.

Цель
моей педагогической концепции
– развитие ценностного,
познавательного и коммуникативного потенциала личности каждого обучающегося.

Мои
основные педагогические задачи и принципы:

  • Люби детей и будь терпима.
  • Доброта – это золотой ключик,
    подходящий к любой двери.
  • Что ни делай, – делай это
    добросовестно.
  • Высшее проявление
    педагогической успешности – улыбка на лицах детей.
  • Учитель учит других до тех
    пор, пока учится сам.

Среди
них нет более или менее важных, главных и второстепенных. Они взаимодействуют
и, каждый из них, является отдельным звеном единой системы воспитания и
обучения.

3.
Для реализации педагогической концепции применяю:

1.
Принцип гуманизации предполагает развитие ребенка, ориентацию на успех,
изменение отношений в системе «учитель – ученик» (установления связей
сотрудничества).

2.
Принцип деятельности предполагает активное включение ребенка в учебно-
познавательную деятельность. Формирование личности, ученика и продвижение его в
развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в
процессе его собственной деятельности, направленной на “открытие” им
нового знания.

3.
Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности
всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание атмосферы, которая
расковывает детей, и в которой они чувствуют себя “как дома”.

4.
Принцип вариативности предполагает развитие у обучающихся вариативного
мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и
умения осуществлять систематический перебор вариантов.

4.
В работе использую технологии для развития личности каждого обучающегося
класса:

Здоровьесберегающие
и здровьеразвивающие технологии
на уровне не только овладения
умениями и навыками, но и формирования у каждого обучающегося внутренней
потребности гармоничного здоровья как важнейшей человеческой ценности. Это
уроки здоровья, физкультминутки на уроках, эмоциональные разгрузки, физминутки
для глаз, тематические прогулки, участие в проектах,.

В
“Концепции модернизации Российского образования” говорится: “Развивающемуся
обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди,
которые могут самостоятельно принимать решения». Очень точно подметил Роджер
Левин “Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не
ставим перед ними проблемы, которые надо решить”.
Моей первостепенной задачей
является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную
ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный
способ, обосновав своё решение. Работая с детьми, стараюсь не давать детям
знания в готовом виде, а применяю проблемно – диалогическую технологию.
Обучающийся на уроке не пассивный слушатель, а исследователь, организатор своей
деятельности. Он активно участвует в каждом шаге обучения: принимает учебную
задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает и проверяет гипотезы. Учебная
проблема часто формулируется обучающимися, а не дается в готовом виде. Суть
поиска решения учебной проблемы проста: посредством диалога помогаю обучающимся
самостоятельно «открыть» новые знания. Такие знания гораздо легче и прочнее
усваиваются, чем знания, преподнесенные обучающимся в готовом виде.

«Открытие»
окрыляет ребенка, ведь, совершая его, дети выступают не как исполнители, а как
творцы. Это способствует «раскрытию» его личности, положительно влияет на ее
развитие. Поэтому на моих уроках дети учатся творить, мечтать, добывать знания
самостоятельно. Я учу детей оценивать работу товарища и свою собственную,
радоваться успехам и творчески подходить к выполнению заданий.

 Компьютерные
технологии
помогают поднять учебный процесс на качественно новый уровень:
способствуют расширению возможностей подачи учебного материала, тем самым
существенно повышая интерес к предмету. На разных этапах урока компьютер может
выполнять различные дидактические функции: актуализации необходимых для
усвоения знаний, наглядное предъявление дидактического материала, тренинг
умений и навыков, их контроль. Моих учеников привлекает новизна проведения
уроков с использованием мультимедийных презентаций. Это одно из средств,
помогающих усвоить учебный материал детям с различными типами восприятия и
переработки информации.

 В
основе реализации ФГОС лежит системно-деятельностный подход,
предполагающий внедрение в практику обучения проектной и исследовательской
деятельности
. Считаю, что технология проектной деятельности открывает
новые возможности для создания интереса обучающегося как к индивидуальному
творчеству, так и к коллективному. Работа над учебными проектами и формирование
исследовательских навыков способствует развитию ответственности, адаптивности,
творческой активности и любознательности, коммуникативных умений,
направленности на саморазвитие и сотрудничество. Наиболее эффективные это уроки
– исследования, мини – исследования, исследование в домашнем задании, проект по
теме, исследовательские работы, представляемые на конкурсах,
научно-практических конференциях.

Вышеперечисленные
технологии способствуют целостному развитию личности моих учеников. На уроках
пробую себя как учитель-сценарист, режиссер, партнёр. А с целью эффективности
образовательного процесса применяю фронтальную, индивидуальную, коллективную, самостоятельную
формы работы.

    Учитель начальных классов является главным проводником
в храм науки. В эти годы дети необычайно любознательны, непосредственны, быстро
впитывают в себя новое, интересное. Вся работа моя строится с учётом личности
ребёнка, его потенциала и возможностей. Педагогическая диагностика позволяет
мне выбирать оптимальные формы и методы работы, варьировать их применительно к
каждому ребёнку. Главной задачей в процессе обучения считаю выработку
положительных эмоций, чтобы никто не чувствовал себя обделённым вниманием,
чтобы каждый ребёнок смог ответить несколько раз, чтобы он получил поддержку
своим усилиям словом, взглядом, прикосновением. Главное в своём педагогическом
почерке, я считаю, умение поощрять любознательность, заложенную в каждом
ребёнке.
 Первые шаги ребёнка в школе очень нелегки. И поэтому я
стараюсь увлечь ребят радостью познания, умением и желанием трудиться. Часто
вспоминаю слова Я. Корчака: “Уважайте незнание ребёнка”, напоминаю детям о том,
что не стыдно не знать, а стыдно не спрашивать. И мои питомцы охотно учатся,
умеют самостоятельно работать, радостны.

     В области математики уделяю
значительное внимание формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих
случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений. Много времени отвожу
обучению решению текстовых задач, стараюсь, чтобы каждый урок математики,
проведённый мною, остался у них в памяти, понравился, был познавательным и,
конечно, занимателен. Занимательности на уроке отвожу одно из главных мест и
считаю, что без этого урок скучен, неинтересен ребятам. Этот предмет трудный,
но дети его с нетерпением ждут. «Изюминка» моих уроков математики – устный
счёт. Во время устного счёта дети настраиваются на ход урока. На урок
«приходят» различные герои сказок со своими заданиями. Дети с большим интересом
включаются в урок и он проходит быстро, интересно и даёт хороший результат.

     На уроках чтения
работаю над формированием и развитием у учащихся речевых навыков, главным из
которых является навык чтения. Параллельно с развитием беглого чтения в течение
всех лет ведётся целенаправленная работа:

         –
над умением постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное;

        –
над развитием у детей способности полноценно воспринимать художественное
произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

        –
над расширением кругозора детей через чтение книг различных жанров,
разнообразных по содержанию и тематике;

        –
над обогащением нравственно-эстетического опыта ребёнка.

        Детям
нравятся уроки чтения. Интерес к чтению прививаю с первых уроков обучения
грамоте. Разнообразные формы и методы обучения грамоте приносят большой успех и
хорошие результаты.

     Основная задача уроков
русского языка – развитие школьника, как личности, полноценно владеющей устной
и письменной речью. Большое внимание уделяю формированию каллиграфических,
орфографических и пунктуационных навыков; работаю над обогащением словарного
запаса; толкованием слов; обращаюсь к истокам слова. Вместе с ребятами подбираем
однокоренные слова, синонимы, антонимы; разбираем фразеологизмы. Детям очень
нравится выполнять творческие работы. Многие любят писать сочинения, изложения
с элементами сочинения – быть в роли автора. Вместе с ними анализируем работы,
отмечаем удачные моменты, исправляем недостатки. Огромное внимание уделяю
письму под диктовку. Это и слуховые, зрительно-слуховые, графические, свободные
диктанты, проводимые на уроках. При изучении различных орфографических правил
использую элемент занимательности в виде игр, загадок, стихотворений, развивая
словесно-логическое мышление.

Учебный курс «Окружающий мир» сложный, но
интересный. Этот предмет рассматривает широкий круг вопросов: от элементарных
правил личной гигиены до знаний нашей планеты, о странах и народах мира. Дети
любят этот предмет, так как на уроках ученики ведут наблюдения за явлениями
природы, выполняют практические работы и простейшие опыты. На уроках
окружающего мира проводим беседы, дидактические игры, экскурсии, учебные
прогулки. Занятия проводим и на улице, и в помещении. Вся эта деятельность
дополняется раскрашиванием, рисованием, конструированием, лепкой, а дети
 всё это делают с большим удовольствием. На уроках использую
дифференцированные методы, вариативные задания, самоконтроль, взаимоконтроль.
Также пробую индивидуальную, групповую, коллективную деятельность на уроке. Учу
своих детей от простого к сложному, учу тому, без чего в жизни человеку не
обойтись, умело вовлекаю детей в активный учебный процесс. Применяемые
разнообразные методы обучения подчинены главной задаче – формированию
самостоятельности, желанию учиться, добывать новые знания, поддерживанию
высокой работоспособности.

        Каждый
учитель начальных классов, как известно, является классным руководителем.
Задача классного руководителя не только обучать, но и воспитывать. Я воспитываю
детей и на уроках и во время проведения различных внеклассных мероприятий. За
годы работы провела много интересных мероприятий. Это разнообразные утренники,
конкурсы, беседы, КВН и многое другое. Все дети принимают в них активное
участие и с большим удовольствием.

     Стараюсь, чтобы дети
любили меня, но не «сюсюканьем», а строгостью и лаской, разумностью и
добросовестным трудом.  

5.Выводы:

 
 
Важно помочь каждому ребенку, посредством урочной и внеурочной
деятельности, раскрыть все заложенные в нем задатки. Пройти вместе с ним путь,
на котором он не только будет «открывать» для себя новые знания, новые грани
мира, но и «откроет» самого себя, поймет и осознает свою уникальность, свои роль
и место в окружающем его мире.

     Я
стараюсь достичь той тонкой грани взаимопонимания, при которой дети видят в
учителе не только наставника, но и друга, при этом, не теряя к нему уважения,
как к старшему и как к педагогу. Эта цель кажется недостижимой, но ведь и самый
легкий и самый тяжелый путь начинаются с первого шага. Каждый день, на каждом
уроке создаю условия для саморазвития ребенка, расширяю пространство
самореализации личности.

    Дальнейшая задача воспитания –
сплочение коллектива и развитие самоуправления в классе. В процессе обучения
буду больше уделять дифференцированному подходу, развитию самостоятельности и
творческих способностей у учащихся. Добиваться этого буду повышением
эффективности каждого урока и работой над улучшением качества обучения. Буду
продолжать работу над своей педагогической проблемой и темой самообразования.

     Учитель, сколько бы
лет не работал в школе, должен подходить к своей работе творчески. Но у каждого
учителя свой стиль, свой почерк. Я считаю, что в целом результативность в
работе зависит от личных компонентов учителя: от его навыков, от эрудиции (чем
больше знает и умеет учитель, тем больше знают и умеют его ученики), от опыта и
индивидуальных способностей и даже эмоциональной окраски уроков.

     И как бы не сердился порой учитель на
своих учеников, он должен помнить слова В. Розова «Доброта – вещь удивительная,
она сближает, как ничто другое, она тот язык, на котором всякий захочет
разговаривать». Я ни разу не пожалела, что стала учителем. Школа – моя жизнь, а
дети – моя радость.

     Ребёнок
это наше будущее, будущее нашей страны. Воспитывая детей, мне бы хотелось
видеть их счастливыми, уверенными в себе, твердо идущими к поставленной цели,
умеющими самореализовываться, подготовленными к жизни в современном
информационном веке. Поразмыслив обо всём, прихожу к выводу, что я счастливый
человек: у меня есть замечательная дочь, любимая профессия….

И
завтра я опять иду в школу.

И
жизнь продолжается…

Моя педагогическая концепция.

Свою педагогическую концепцию я представлю в виде пирамиды. Слово «пирамида», в дословном переводе с греческого означает «огонь, который внутри». Под «огнём»  понимается  наличие энергетического потока как внутри, так и снаружи пирамиды, который благотворно влияет на окружающий мир.

Я надеюсь, что моя «педагогическая» пирамида приведёт к вершине успешного становления личности каждого моего ученика.

XXI век породил взрыв новой информации. Расширение пространства знаний, объём информации, её многопрофильность сделали очевидным тот факт, что всё знать и уметь невозможно. Сегодня ценность является не там, где мир воспринимается по схеме: знаю – не знаю, умею – не умею,  владею – не владею, а там, где есть тезис: ищу и нахожу, думаю и узнаю, тренируюсь и делаю. На первый план выходит личность ученика.

Ключевой целью образования XXI века признаётся создание условий для становление таких качеств, как умение жить, умение жить вместе, умение работать, умение учиться.

   В свою очередь иными становятся и задачи учителя – не учить, а побудить, не оценить,  а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестаёт быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником интеллектуального и духовного импульса, побуждающего к действию.

Своё предназначение как учителя я вижу в том, чтобы помочь детям выбрать ту дорогу, которая позволит им интегрироваться в зрелую жизнь, максимально реализовать себя, быть успешными и самостоятельными.

Поэтому основную задачу начальной школы можно сформулировать следующим образом: создание оптимальных условий для личностной самореализации каждого учащегося. Это возможно, если учебный процесс нацелен на становление ученического сообщества, способного сорганизоваться для совместной постановки и решения учебных задач.

Моя педагогическая «пирамида» строится из 4 основных блоков:

– гуманно-личностный подход к ребёнку;

– деятельностный подход в обучении;

– учебное сотрудничество;

– ниформационно-коммуникационные технологии.

Гуманно-личностный подход к ребёнку объединяет следующие идеи (по Г.К. Селевко – И.К. Тихомировой):

– видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать её, понимать, принимать, верить в неё;

– создавать такую обстановку учения, в которой каждый ученик чувствовал бы себя личностью, ощущал бы внимание к нему;

– исключить принуждение, а также всякое выделение отставания и других недостатков ребёнка, принимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба личному достоинству ребёнка;

– организовывать «атмосферу успеха», помогать детям учиться победно, обретать уверенность в своих силах и способностях.

– учить школьника видеть личность как в самом себе, так и в каждом из окружающих, развивать сознание причастности к своему коллективу и к социальному целому;

– завоёвывать уважение и доверие учеников, для чего относится к себе самому как к личности и быть личностью.

Педагогика начальной ступени должна быть сугубо оптимистичной. Школьная жизнь должна стать для каждого смыслом его собственной жизни. Главный метод гуманно-личностного похода – доставлять ребёнку радость в общении с учителем. Для этого используются следующие приёмы:

– приём «глаза в глаза»;

– приём «смех»;

– приём гласности;

– закон взаимности – пусть педагог всегда спешит к детям, радуется встречи с ними, тогда и дети будут спешить в школу и от всего сердца радоваться каждой встрече;

– доброе слово – лекарство- дело не в словах, а в тоне, каким они произносятся;

– знамёна романтики;

– речевое воспитание. К сожалению, вежливые, приветливые, ласковые слова употребляют реже, чем грубые, обидные, бранные. Усваивая речевую грязь, дети усваивают и нравственную.

– Его величество – вопрос;

– улыбка.

Ш. А. Амонашвили сказал: «О, урок, ты – солнце!» Принципы «солнечного» урока.

1. Принцип продолжения жизни ребёнка на уроке.

2. Положительный эмоциональный настрой.

3. Установление деловых отношений с детьми.

4. Ведение урока в соответствующем темпе.

5. Очеловечивание знаний,  приоритет развития ума.

6. Сотрудничество.

7. Творчество.

8. Игры-учёбы.

Содержанием и высшей ценностью современной модели общества становится свободный и творческий человек, яркая индивидуальность, раскрывающаяся в разнообразных видах деятельности и в общении. Вот почему на уроках я стремлюсь системно включать своих учеников в учебную деятельность, где протекают процессы мотивации, построения и коррекции способов действий, реализации нормы и рефлексии, самоконтроля и самооценки, коммуникативного взаимодействия. При этом выделяются четыре типа уроков в зависимости от их целей:

– уроки открытия нового знания;

– уроки рефлексии;

– уроки общеметодологической направленности;

– уроки развивающего контроля.

На уроках первого типа организуется процесс самостоятельного построения учащимися нового знания. На уроках рефлексии школьники закрепляют полученные знания и умения, одновременно учатся выявлять причины своих ошибок и корректировать их. Уроки общеметодологической направленности посвящены структурированию и систематизации изучаемого материала, а также освоению алгоритмов обобщенных способов действий. Целью уроков развивающего контроля является не только контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов, но и формирование умения контролировать собственную деятельность.

Технология проведения уроков каждого типа реализует деятельностный метод обучения. Так, технология деятельностного метода введения нового знания включает в себя следующие шаги

Мотивация к учебной деятельности.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Постановка учебной задачи (выявление места и причины затруднения).

«Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Включение в систему знаний и повторение.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Организация образовательной среды в учебном процессе по ТДМ обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознаёт при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему её норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует успешному формированию его общекультурных, деятельностных способностей и общеучебных умений.

Принцип непрерывности означает преемственность между всеми этапами обучения на уровне технологии, содержания и методики с учётом возрастных психологических особенностей развития детей.

Принцип целостности предполагает формирование у учащихся обобщённого системного представления о мире.

Принцип минимакса заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоении на уровне социально безопасного  минимума (государственного образовательного стандарта).

Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов  учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

Принцип вариативности связан с формированием у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.

Обучение на основе деятельностного подхода соответствует современным требованиям к образованию:

Общая культура и эрудиция ребенка, способность самостоятельно применять и добывать знания, готовность жить и правильно действовать в изменяющихся жизненных ситуациях.

Сформированность ведущей деятельности младшего школьника, наличие таких качеств, как самостоятельность, инициативность, деловитость, ответственность, готовность к дальнейшему образованию.

Учебное сотрудничество.

Умеющий учиться – это  тот, кто умеет вступать в учебные отношения с любым источником знаний, умений, навыков: с книгой, кинофильмом, с лектором, с любым умелым и знающим человеком.

В начальной школе таким источником становится учитель, который создаёт ситуацию «открытого незнания» через постановку учебной задачи. Ученик и учитель становятся сотрудниками для решения учебной задачи, их отношения строятся как взаимодействие равноправных субъектов образовательного процесса. Умение сотрудничать с учителем – вот тот начальный уровень развития умения учиться, который должен быть достигнут младшими школьниками.

Осмысленность обучения в начальной школе обусловлена взаимоотношениями в учебном коллективе. Установлено, что усвоение универсальных способов действий требует от учащихся умения посмотреть на себя и свои действия со стороны, внутренней смены позиции, объективного отношения к действиям других участников совместной работы, то есть продуктивного сотрудничества друг с другом. Организуя групповую или парную работу на уроке, учитель ставит детей перед необходимостью договориться об общем способе действия и согласовать свои точки зрения.

Отношение к себе как субъекту собственных знаний порождает инициативность ребёнка в учебной работе – стремление отстаивать свои убеждения или целенаправленно менять их. Так возникает умение совершенствовать, учить самого себя. Это значит строить отношения с самим собой, как с «другими»: вчера думавшим не так, как сегодня, умевшим меньше, не понимавшим того, что сегодня стало понятно.

Современный ЧЕЛО – ВЕК – это лицо XXI века. А XXI век  – это век нового информационного пространства. Ведущим источником информации является персональный компьютер. В то же время персональный компьютер – это увлекательная игрушка, в которую дети могут играть без перерыва. Школа просто обязана использовать уникальную возможность перевода игровых интересов в познавательные, тем самым способствуя формированию образовательного идеала XXI века.

Информационно-компьютерные технологии могут осуществляться в трёх вариантах.

Как проникающая – применение ИКТ на отдельных темах, разделах, для отдельных дидактических задач.

Как основная – определяющая, наиболее значимая из всех применяемых технологий.

Как монотехнология – когда всё обучение опирается на применение ИКТ.

В условиях начальной школы мы считаем наиболее рационально применения проникающего варианта ИКТ. В данном случае ИКТ помогают более чётко и наглядно оформить учебный материал, сделать его максимально удобным для усвоения. Применение ИКТ не столько способствуют наполнению ученика знаниями, сколько развитию познавательного интереса и умения оперировать полученными знаниями.

Ещё более убедительными мы считаем аргументы «за» применение компьютерных технологий через соотнесение потребностей человека (в соответствии с иерархической теорией потребностей А. Маслоу) с возможностями компьютера.                                                                                                        

Сама пирамида – классификация   внутренних  потребностей человека.

Слева –  их трактовка,  и  мотивы, которые  формируются  по мере  удовлетворения  потребностей низшего  уровня.  

 

Справа – как  обучение с применением КТ  способствует  этому  самому  удовлетворению, что приводит к развитию мотивов высшего уровня, а это, в свою очередь, к   развитию   личностных   характеристик  ребенка.

Таким образом, можно увидеть, как включение ИКТ в процесс обучения помогает способствовать становлению человека, способного проявить себя в различных видах деятельности, имеющего внутренний потенциал и способность к самосовершенствованию.

Такова моя педагогическая концепция. Мой педагогический опыт совсем ещё невелик, поэтому «я и творить, и натворить умею». Мастерство учителя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд. И ради моих учеников, а также вместе с ними я буду стремиться к вершине этого мастерства, ориентируясь не на план урока и не на модные тенденции, а на глаза детей.

Добавить комментарий