Перейти к контенту
Продукты
Время чтения 1 мин.Просмотры 3.5к.
Если поставить современного дошкольника рядом с ребенком из 18 века, то по внешнему облику мы не увидим особой разницы, а вот если посмотреть на характер жизни, то здесь уже видна ощутимая разница. Это касается почти всех сфер жизни. На нынешнего ребенка помимо многих обязанностей и повышенной нагрузки в плане знаний, упала еще и такая проблема, как вредная пища. Но что такое вредная пища, а что здоровая хорошо понимает взрослый, а для малыша еда бывает вкусной и не вкусной. И для того, чтобы объяснить своему отпрыску какие категории продуктов бывают, чем они отличаются, и какую опасность в себе несут, воспользуйтесь картинками пищевой пирамиды из этой статьи.
Картинка пищевой пирамиды.
Пирамида правильной еды.
Пищевая пирамида для дошкольника.
С наглядными примерами и подписями.
Пирамида питания.
Для плаката.
Слайд 2Человек есть то, что он ест.
Г. Гейне
Слайд 3 Установлено ухудшение состояния здоровья и снижение функциональных возможностей современных детей по
сравнению с их сверстниками второй половины XX века.
Выявлены причины выраженного утомления школьников от образовательных нагрузок:
увеличение объёма материала из-за уменьшения учебной недели;
интенсификация процесса обучения;
нарушение питания детей и подростков.
Слайд 4Неправильное и неполноценное горячее питание детей и подростков было отмечено как
основной и самый мощный здоровьеразрушающий фактор.
Слайд 5 Неправильное питание
создаёт большой дефицит микроэлементов и витаминов в организме ребёнка, снижает
функциональные резервы организма,
способствует высокому эмоциональному напряжению, несформированности коммуникативных качеств (отсюда раздражительность, агрессия или, наоборот, обидчивость, плаксивость), распространённости появления вредных привычек.
Слайд 6Несбалансированное питание служит одной из причин развития у детей и подростков
хронических заболеваний.
Ведущие места занимают болезни костно-мышечной системы, глаз, органов пищеварения.
По мере взросления детей распространённость гастритов возрастает
в 19 раз,
заболеваний щитовидной железы – в 6 раз.
Слайд 7Здоровое питание –
– это питание, сбалансированное по
соотношению углеводы – белки – жиры, содержащее достаточно витаминов и минералов.
Современная модель рационального питания имеет вид пирамиды: продукты в ней располагаются от основания к вершине по мере убывания их полезности. Ориентируясь на нее, Вы сможете составлять сбалансированный рацион на каждый день.
Слайд 8Первый кирпич пищевой пирамиды – зерновой
Основание пирамиды образуют цельнозерновые продукты,
значение которых часто недооценивается и содержание которых в нашем меню, как правило, недостаточное. Признайтесь, часто ли Вы едите каши – гречневую, овсяную, хлеб из муки грубого помола, макароны из пшеницы твердых сортов? А их в ежедневном рационе должно быть от 6 до 9 порций! 1 порция зерновых продуктов – это 1 ломтик цельнозернового хлеба или 1,5 чашки приготовленной пасты, или 1,5 чашки приготовленного риса.
Слайд 9Крупы (гречка, неочищенный рис, овсянка) содержат много витаминов А и Е,
к тому же в них витамины не разрушаются со временем так интенсивно, как в овощах и фруктах. Конечно, определенный процент населения ест на завтрак мюсли, но все же стоит подумать о том, чтобы вернуть такие традиционные блюда, как каши с различными добавками – грибами, тыквой, репой. Это не только вкусно, но и крайне полезно.
Обратите внимание: сюда не входят источники “пустых” углеводов,
которые присутствуют
в нашем питании:
белый хлеб, булки, торты.
Слайд 10Кирпичи 2 и 3 – овощной и фруктовый.
Следующий уровень пирамиды
– овощи и фрукты (2 отдельные группы).
Овощей в дневном рационе должно быть в среднем 5 порций.
Фруктов – от 3 до 5.
1 порция фруктов – это 1 средний фрукт (апельсин, яблоко) или 1 чашка нарезанных фруктов, или 1,5 чашки сока, или 1 чашка сухофруктов. Как источник витамина С рекомендуется отвар из сухих плодов шиповника, листовая зелень, красный перец, замороженная черная смородина, цитрусовые и квашеная капуста.
Слайд 11Кирпич 4 пищевой пирамиды – мясной
В рационе обязательно должны присутствовать
высоко протеиновые продукты, содержащие незаменимые аминокислоты: нежирное мясо, птица, рыба.
К этой же группе диетологами отнесен творог.
В мясе содержится железо, витамины группы В (в основном в свинине). Сосиски, сардельки, вареные колбасы сюда не входят – мяса в них не так много, а вот жира и калорий – предостаточно!
Слайд 12Кирпич 5 пищевой пирамиды – молочный
Молочные продукты – источник витаминов
А и Е. Поддержать иммунитет помогут кисломолочные продукты, содержащие живые бифидо- и лактобактерии, необходимые для профилактики дисбактериоза кишечника. Молочных продуктов в ежедневном рационе должно быть 2 порции (1 порция – 1 чашка обезжиренного молока или обезжиренного йогурта, кефира). Обратите внимание: ограничивайте поступление продуктов, содержащих много животных жиров, как источника скрытого жира (сыры, мороженое, сметану, жирные соусы, майонез).
Слайд 13Кирпич 6 пищевой пирамиды – жиросодержащий, но не жирный
На самом
верху пирамиды – группа жиросодержащих продуктов, куда входят орехи, животные и растительные масла. Последние – источник полезных для сердца полиненасыщенных жирных кислот. Включено в эту группу сливочное масло, но его потребление должно быть ограничено.
Слайд 14Школьнику необходим 4-5-разовый приём пищи в течение суток, при этом интервал
между приёмами не должен превышать 3,5-4 часа. В течение учебного дня школьнику нужно получить до 55-60% суточной калорийности рациона. Поэтому ребёнку в школе необходимо полноценное горячее питание.
Замена горячей пищи буфетной продукцией ведёт к резкому снижению поступления в организм важных питательных веществ.
Если прислушиваться к советам по правильному питанию для школьников, то ваш ребенок будет хорошо учиться и всегда находиться в прекрасном расположении духа.
Составьте свою пищевую пирамиду и на ее основе — дневной рацион
Задумайся о своем питании. Составьте свою пищевую пирамиду и на ее основе — дневной рацион.
Ответ
Пирамида здорового питания
Опубликовано: 12.07.2018
Обновлено: 12.07.2018
Технологическая карта урока
Учитель: Москвина Татьяна Николаевна (ГБОУ СОШ № 285 Красносельского района Санкт-Петербурга)
Предмет: Технология. Технологии ведения дома (девочки)
Класс: 5
Автор УМК: Н.В. Синица, В.Д. Симоненко
Раздел: Кулинария
Тема урока: Здоровое питание. Пищевая пирамида. Меню (2 спаренных урока – 90 минут)
Тип урока: Общеметодологической направленности
Дидактические средства обучения: Учебник, иллюстративный материал, компьютер, плакат «Пищевые вещества», мультимедийная презентация «Рациональное питание – залог здоровья и долголетия»
Цели урока – как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид формируемых универсальных учебных действий |
Учебные действия |
Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные |
|
понимание, узнавание, обоснованное применение |
Познавательные |
|
самостоятельное действие учащихся на основе усвоенного алгоритма действий |
Регулятивные |
|
совместные (групповые) действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля |
Коммуникативные |
|
совместные (групповые) действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля |
Личностные |
|
самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм |
Организационная структура урока
Этап урока, время этапа |
Задачи этапа |
Методы, приёмы обучения |
Формы учебного взаимо-действия |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД и предметные действия |
Оганизацион-ный этап
|
1.Настроить учащихся на работу по предмету |
Фронталь-ная |
1.Приветствует учащихся 2.Санкционирует подготов-ку учащихся класса к уроку и осуществляет проверку |
1.Приветствуют учителя 2.Выполняют подготовку к уроку |
Личностные УУД: – овладевать установ-ками, нормами и пра-вилами научной орга-низации умственного и физического труда |
|
Мотивацион-но-целевой этап
|
1.Формиро-вать личност-ный мотив учения |
Беседа |
Фронталь-ная |
1.Предлагает ответить на вопросы: – Для чего человеку нужна пища? – Вся ли пища, которую мы едим, приносит пользу нашему организму? – Когда пища может стать опасной для здоровья человека? – Какие пищевые питатель-ные вещества, входящие в продукты питания вы знаете? – Сколько раз в день надо питаться человеку? 2.Объясняет, что отвечая на вопросы, мы пришли к мнению о необходимости здорового питания. Проблема – выяснить, что означает понятие «здоровое питание» |
1.Отвечают на поставленные вопросы 2.Высказывают мнения о понятии «здоровое питание» («мозговой штурм», звёздочка) |
Познавательные УУД: – устанавливать причинно-следствен-ные связи; Регулятивные УУД: – определять цель дальнейшей деятель-ности Коммуникативные УУД: – слушать других, быть готовым изме-нить свою точку зрения Личностные УУД: – формировать позна-вательный интерес к предметной деятель-ности; – осознавать необхо-димость в новых зна-ниях и их использова-нии в жизни |
Ориентиро-вочный этап
|
1.Организо-вать само-стоятельное планирование |
Беседа |
Групповая, фронталь-ная |
Задаёт вопрос о способах получения нового знания, необходимого для решения проблемы |
Называют известные им способы получения нового знания и определяют после-довательность действий |
Регулятивные УУД: – планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата |
Поисково-ис-следователь-ский этап
Перемена
|
1.Организо-вать поиск решения проблемы |
Исследо-вание |
Фронталь-ная |
1.Предлагает найти и про-вести анализ информации в учебнике 2. ПОКАЗ: плакат «Пищевые вещест-ва», мультимедийная презентация «Рациональное питание – залог здоровья и долголетия» 3. Актуализирует получен-ные знания о пищевых питательных веществах 4. Актуализирует получен-ные знания о правилах здорового питания и понятии «пищевая пирамида» |
1.Читают текст учебника и анализируют его § 6 стр. 37 – 42 2.Смотрят презентацию 3. Делают записи в тетрадь 4. Делают записи в тетрадь |
Познавательные УУД: – искать, выделять и анализировать необхо-димую информацию Личностные УУД: – формировать позна-вательный интерес к предметной деятель-ности; – осознавать необхо-димость в новых зна-ниях и их использова-нии в жизни |
Практический этап
|
1.Организо-вать практи-ческую работу |
Объясни-тельно-иллюстративный, практи-ческий |
Фронталь-ная, индиви-дуальная |
Предлагает учащимся соста-вить меню сбалансирован-ного завтрака, с учетом правил составления меню (см. ресурсный материал) |
Выполняют варианты меню завтрака в тетрадях |
Познавательные УУД: – практическое освое-ние учащимися основ здорового питания и составления меню |
Рефлексивно-оценочный этап
|
1.Оценивать свою способ-ность и готовность к труду, в конкретной предметной деятельности 2.Самооценка |
Метод «незакон-ченных высказы-ваний» |
Индиви-дуальная, групповая, фронталь-ная |
1.Создает атмосферу эмоционального комфорта и предлагает представить варианты меню завтрака 2.Задаёт вопрос о возможных трудностях при составлении меню 3. Предлагает закончить фразы: «Я сегодня узнала……» « Я сегодня научилась….» 4.Сообщает, что на следую-щий урок надо принести оформленное меню завтрака |
1.Представляют варианты меню завтрака 2.Проговаривают возможные трудности при составлении меню 3. Дают ответы на сформулированное начало фраз 4.Делают записи в дневник |
Регулятивные УУД: – анализировать процесс составления меню Коммуникативные УУД: – осуществлять учеб-ное сотрудничество Личностные УУД: – обеспечивать контроль и само-контроль |
Ресурсный материал к уроку
Слово «меню» — французского происхождения, оно обозначает нечто тонкое, изящное. На обеденный стол перед Людовиком XIV как напоминание о том, что было приказано приготовить поварам, ставили красиво оформленную табличку, именовавшуюся «ла карт де меню плезир», то есть «список утонченного удовольствия». В России это слово стало использоваться в XIX веке благодаря поваренным книгам, где публиковались так называемые «рекомендательные меню», то есть подбор блюд на неделю или день, для приема гостей.
Принципы составления меню
- Блюда перечисляются в последовательности приема пищи
- Меню — это «визитная карточка» приятно, когда оно красиво оформлено
- Меню должно быть удобно, читать, поэтому названия блюд пишут в столбик
Порядок расположения блюд в меню
- Холодные закуски
- Блюда из рыбы и морепродуктов (икра, малосольная рыба и т. д.)
- Блюда из овощей (ассорти из свежих овощей, маринованные овощи и т. д.)
- Салаты (овощные, рыбные, мясные)
- Закуски из мяса и птицы («мясная тарелка», рулет из курицы и т. д.)
- Кисломолочные закуски («сырная тарелка», сливочное масло с паприкой и т. д.)
- Горячие закуски
- Блюда из рыбы и морепродуктов (блинные рулеты с рыбой и т.д.)
- Блюда из мяса (горячие бутерброды с курицей, ветчиной и т.д.)
- Овощные закуски (запеченные овощи)
- Мучные, яичные блюда (омлет, пирожки)
- Супы
- Прозрачные
- Пюреобразные
- Заправочные (борщ, щи, солянка)
- Холодные (окрошка, свекольник)
- Горячие основные блюда
- Блюда из рыбы и морепродуктов
- Блюда из мяса
- Овощные блюда
- Мучные, яичные блюда
- Гарниры, соусы
- Десерты
- Горячие (суфле)
- Холодные (мороженое)
- Мучные (пирожное)
- Горячие напитки
- Холодные напитки
- Хлебобулочные изделия.
Технология, 5 класс
Урок 21. Основы здорового питания
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Понятия кулинария и питание.
- Пищевые вещества, необходимые человеку: белки, жиры углеводы, минеральные соли, витамины и вода.
- Принципы рационального питания.
Тезаурус:
Кулинария – искусство приготовления пищи.
Питание – процесс потребления и усвоения организмом питательных веществ, необходимых для роста, развития, поддержания жизнедеятельности и работоспособности.
Рациональное питание (от лат. – разумный) – это питание с наибольшей пользой для здоровья и жизнедеятельности человека.
Пищевой рацион – набор пищевых продуктов, необходимый человеку на определённый период времени (на день, на неделю)
Режим питания – это время и число приёмов пищи.
Калорийность (энергетическая ценность) – количество энергии, которое содержится в питательных веществах, получаемых человеком с пищей.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / [В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова и др.]; под ред. В.М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2017.
2. Лагутина Л.А., Лагутина С.В. Блюда из яиц: Сборник кулинарных рецептов. – М.: Феникс, 2006. – 224 с.
3. Лагутина Л.А., Лагутина С.В. Бутерброды: Сборник кулинарных рецептов. – М.: Феникс, 2011. – 224 с.
4. Лагутина Л.А., Лагутина С.В. Каши: Сборник кулинарных рецептов. – М.: Феникс, 2006. – 224 с.
5. Плотникова Т.В. Завтрак, обед, ужин за 5 минут.– М.: Феникс, 2011.– 219с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Как говорил древнегреческий философ Сократ: «Мы живём не для того чтобы есть, а едим для того чтобы жить.» Все живые организмы нуждаются в пище. Человек употребляет в пищу продукты, которые в пищеварительной системе проходят сложные изменения и превращения. В результате этих преобразований часть пищи постепенно превращается в вещества самого организма, то есть усваивается, часть расходуется в виде энергии на осуществление процессов жизнедеятельности, а неусвоенные продукты выводятся из организма.
Чтобы сохранить своё здоровье, человеку нужно правильно питаться.
Научиться правильно готовить полноценную здоровую пищу помогает наука о питании – кулинария – это искусство приготовления вкусной и здоровой пищи.
Питание – процесс потребления и усвоения организмом питательных веществ, необходимых для роста, развития, поддержания жизнедеятельности и работоспособности.
Питательными веществами являются белки, жиры и углеводы. Человеку также необходимо получать минеральные соли, воду и витамины. Для правильной организации питания очень важно определить значение для человека питательных веществ.
Белки – незаменимая часть рациона питания человека, потому что каждая клетка организма состоит главным образом из белков. Белки бывают животного происхождения, большое количество которых содержится в мясе, рыбе, молоке, яйцах, и растительного происхождения источниками которых являются горох, соя, авокадо, грибы и другие продукты. Белки необходимы для роста и восстановления тканей, обеспечивают сопротивляемость организма к инфекциям, благодаря им сокращаются наши мышцы.
Жиры и углеводы – это источники энергии для организма. Организму человека необходимы продукты питания, содержащие жиры как животного происхождения – например, сливочное масло, сало, сметана, сыр, так и растительного происхождения – это орехи, подсолнечное, оливковое масло. Жиры регулируют проникновение в клетки воды, солей и других важнейших веществ, предохраняют кожу от высыхания, защищают организм от переохлаждения.
Углеводы составляют главную часть рациона питания человека. Они содержатся в хлебе, кондитерских изделиях, сахаре, мёде, фруктах, крупах, картофеле, макаронных изделиях.
Витамины повышают сопротивляемость организма к болезням, влияют на состояние кожи, волос, зрения. В зависимости от того, в какой среде витамины лучше усваиваются организмом, их делят на водорастворимые – витамин С, витамины группы В, РР, и жирорастворимые – такие как А, D, Е, К. Витамины содержатся в продуктах животного и растительного происхождения. Для здоровья человека вредны как недостаток витаминов, так и их переизбыток. Недостаток витаминов называется гиповитаминозом, а их избыток – гипервитаминозом. Полное отсутствие витаминов носит название «авитаминоз». Витамины легко разрушаются в продуктах питания при неправильном режиме их обработки, долгом хранении. Поэтому, чтобы сохранить витамины важно соблюдать условия хранения продуктов питания и правильно выбирать способ их приготовления.
Минеральные вещества регулируют обмен веществ в организме. Потребность в минеральных веществах, например, в кальции, магнии, фосфоре, железе покрывается полностью, если пища состоит из разнообразных продуктов животного и растительного происхождения.
Вода составляет в среднем 65 % массы тела человека. Вода является средой для осуществления всех процессов, идущих в клетках организма. Потеря 20 % воды приводит к смерти организма. Воду мы потребляем в виде жидкостей, а также в составе пищи.
Питание с наибольшей пользой для здоровья и жизнедеятельности человека называют рациональным. Оно состоит из трёх принципов: соблюдение режима питания, умеренность в употреблении пищи и разнообразие.
Режим питания – это время и число приёмов пищи. Обратим внимание, что принимать пищу необходимо в одно и то же время! Тогда организм человека успевает подготовиться – вырабатывает слюну, желудочный сок и желчь, необходимые для переваривания и усвоения пищи.
Пищевой рацион человека должен покрывать энергетические затраты организма: переедание также вредно для организма, как и недоедание.
Калорийностью или энергетической ценностью называется количество энергии, которое содержится в питательных веществах, получаемых человеком с пищей. Эта энергия измеряется в калориях и килокалориях. Один грамм различных питательных веществ даёт организму определённое количество энергии: Так 1 грамм белков или 1 грамм углеводов содержит 4 килокалории, а 1 грамм жиров – 9 килокалорий.
Для детей и взрослых установлены нормы суточной потребности в пищевых веществах и энергии, которые зависят от физической и умственной нагрузки. Если суточную калорийность пищи принять за 100 %, то на завтрак должно приходиться примерно 30 % от общей калорийности суточного рациона, на обед – 45 %, на полдник – 10 % и на ужин – 15 %.
Пищевой рацион человека должен быть разнообразным. В ежедневном меню рекомендуется употреблять одинаковое количество белков и жиров – примерно 25– 30 %, и 40– 50 % углеводов.
Принципы здорового питания схематически изображаются в виде пирамиды питания. Продукты, помещённые в основании пирамиды, следует употреблять в пищу как можно чаще. Продукты, находящихся на вершине пирамиды, употреблять в ограниченных количествах или избегать их.
Для питания человек использует продукты животного происхождения – мясо, рыбу, яйца, молочные продукты, и растительного происхождения – хлеб и крупы, овощи, фрукты, грибы, ягоды, орехи, а также воду и соль. Ещё мы добавляем в пищу вещества, выпускаемые химической промышленностью – соду, уксус, ароматизаторы, пищевые добавки. Одни продукты питания мы употребляем в пищу в сыром виде, другие требуют кулинарной обработки.
И конечно, очень важны условия приёма пищи. Они способствуют не только хорошему аппетиту, лучшему усвоению пищи, но и повышению настроения, а также развитию навыков общения.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Подчеркните продукты животного происхождения.
Сахар
Хлеб
Овощи
Яйца
Молоко, кефир
Мёд
Рыба
Фрукты
Орехи
Мясо
Сыр
Крупа
Ответ: яйца, молоко, кефир, мёд, рыба, мясо, сыр.
Пояснение: Пища животного происхождения – это пища, которую человек получает непосредственно от животных или в процессе её дальнейшей переработки.
Задание 2. Ответьте на вопросы, чтобы увидеть принципы рационального питания.
1. Сколько процентов от общей калорийности суточного рациона должно приходиться на завтрак?
2. Сколько процентов от общей калорийности суточного рациона должно приходиться на обед?
3. Сколько процентов от общей калорийности суточного рациона должно приходиться на полдник?
4. Сколько процентов от общей калорийности суточного рациона должно приходиться на ужин?
Ответ: 30, 45, 10, 15