Как составить свою статью для научного журнала



Вы студент?! Тогда начните с этой статьи:



Как студенту написать первую научную статью. Инструкция


Научные статьи пишут студенты, аспиранты и состоявшиеся ученые.

Публикация научных статей


— обязательная часть работы над диссертацией.
Цель данной статьи — ответить на основные вопросы, возникающие у
человека, который впервые столкнулся с необходимостью написания научной
статьи. В статье будет рассмотрен процесс работы над такой статьей.

Что такое научная статья

Прежде всего, определимся, что такое научная статья. Научная статья
рассматривает одну или несколько взаимосвязанных проблем той или иной
тематики. Можно сказать, что научная статья — это полноценное
мини-исследование по определенной узкой теме.

Выделяют следующие виды научных статей:

  1. Научно-теоретические — описывающие результаты исследований,
    выполненных на основе теоретического поиска и объяснения явлений и их
    закономерностей.
  2. Научно-практические (эмпирические) — построенные на основе экспериментов и реального опыта.
  3. Обзорные — посвященные анализу научных достижений в определенной области за последние несколько лет.

Научная статья предполагает изложение собственных выводов и
промежуточных или окончательных результатов своего научного
исследования, экспериментальной или аналитической деятельности. Такая
статья должна содержать авторские разработки, выводы, рекомендации.

Это означает, что, прежде всего, научная статья должна обладать
эффектом новизны: изложенные в ней результаты не должны быть ранее
опубликованы. Публикуя научную статью, автор закрепляет за собой
приоритет в выбранной области исследования.

С чего начать

Если вы готовите статью для определенного издания, журнала, сборника,
следует, в первую очередь, изучить требования к принимаемым в него
статьям: объем, оформление, круг тем. Например, требования к статьям,
которые предъявляет журнал “Молодой ученый”, достаточно просты и
понятны. Ознакомиться с ними можно

здесь

.

Затем можно поразмышлять над темой статьи. Для начала пересмотрите
уже имеющийся у вас материал и подумайте, как его можно использовать для
написания статьи. Чем более узко и специализированно представлена тема
статьи, тем лучше. Не старайтесь объять необъятное. Тема должна быть
актуальной для науки и интересной именно вам.

Определив тему, набросайте приблизительный план статьи, подумайте,
как и в какой последовательности изложить материал. Теперь следует
определиться, каких материалов вам не хватает для полноценных и
аргументированных выводов.

Отправляйтесь в лабораторию, архивы, библиотеку, чтобы собрать
недостающие сведения, провести дополнительные эксперименты. Обязательно
обратите внимание на новые публикации по вашей теме, появившиеся за
последние год-два. Перелистайте научные журналы, сборники конференций,
журналы, газеты. Содержание статьи должно быть актуальным и основываться
на позднейших наработках других исследователей.

Также рекомендуем:


Как искать информацию для научной статьи

Собрав необходимый материал, сгруппируйте его, проанализируйте и
обобщите. Для лучшего восприятия объема проведенной работы и результатов
вашей деятельности представьте материал в наглядной форме: составьте
схемы, диаграммы, графики, таблицы. Это поможет не только вам самим
систематизировать полученную информацию, но и вашим читателям лучше
понять вас и использовать ваш материал в своей деятельности.

Также рекомендуем:

Как интеллект-карты помогут вам написать научную статью

Не знаете, с чего начать писать сам текст? Начните с середины.
Сначала просто запишите все, что пришло вам в голову. Не старайтесь
сразу подобрать нужные слова и правильные фразы, главное — сформировать
скелет будущей статьи. Отложите написанный текст на несколько дней. Все
это время ваш мозг будет продолжать трудиться, и когда вы снова откроете
файл со своими записями, работа пойдет гораздо быстрее.
Сначала напишите основную часть статьи, затем выводы и введение, а после
этого приступайте к заголовку, аннотации и ключевым словам.

Также рекомендуем:

Как усадить себя за научную статью? Секреты продуктивности

Структура научной статьи

Научная статья состоит из следующих основных частей: название статьи
(заголовок), аннотация, ключевые слова, введение, основная часть,
заключение (выводы, анализ, обобщение, критика), список литературы.

Рассмотрим особенности каждой из них.


Заголовок

Заголовок статьи должен выполнять две задачи: отражать содержание
статьи и привлекать интерес читателей. Так же, как и сам текст статьи,
заголовок пишется в научном стиле и максимально корректно отражает ее
содержание.


Также рекомендуем:

Как придумать хорошее название для научной статьи

Желательно включить в заголовок несколько ключевых слов, относящихся к
сути вопроса. При публикации такой статьи в Интернете или в электронном
каталоге библиотеки заголовок с использованием ключевых слов повышает
шансы, что ваши статьи будут найдены интересующимися данной проблемой.
Длина заголовка статьи не должна превышать 10–12 слов.

Примеры удачных заголовков, которые хорошо раскрывают суть научной статьи:


«Математическое моделирование отрывных течений на основе нестационарных уравнений Навье-Стокса»

«Исследование потерь при распространении радиосигнала сотовой связи на основе статистических моделей»

«Научная деятельность как необходимое условие продуктивности развития индивидуального стиля преподавателя вуза»

Ошибки при составлении заголовка:

1. Заголовок статьи слишком общий и охватывает гораздо более широкий
круг вопросов, чем сам текст статьи. Заголовок должен быть как можно
более конкретным. Например:

«Работа педагога»

;

«Коучинг»

— примеры плохих заголовков.


«Коучинг как инструмент эффективного обучения и развития персонала»

;

«Из опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста»

— примеры хороших заголовков

2. Заголовок не отражает сути рассматриваемого вопроса и вводит читателя в заблуждение.

3. Сенсационный заголовок. Такие заголовки хороши в рекламных и новостных текстах, но для научной статьи они не годятся. Пример:

«Засорение окружающей среды — как мы за это расплачиваемся»

— плохой заголовок.


«Методика расчета платы за экологический ущерб, нанесенный антропогенным воздействием»

— хороший.

Если рассматриваемый вопрос не нов и не раз поднимался в научных
работах, но вы вносите свой вклад в разработку темы или рассматриваете
лишь некоторые аспекты проблемы, то можно начать заголовок со слов: «К
вопросу о…», «К проблеме…», «К анализу…».


Аннотация

За заголовком следует аннотация — сжатая характеристика статьи.
Наличие аннотации не обязательно, но желательно. Аннотация должна быть
краткой, но при этом содержательной. Рекомендуемый размер аннотации — не
более 500 символов, т.е. 4-5 предложений. В аннотации дается информация
об авторе/авторах статьи, кратко освещается научная проблема, цели и
основные авторские выводы в сокращенной форме. Также в аннотации
отражается научная новизна статьи.

Также рекомендуем:

Как написать идеальную аннотацию к научной статье

Аннотация не должна содержать заимствований (цитат), общеизвестных
фактов, подробностей. Она должна быть написана простым, понятным языком,
короткими предложениями, в безличной форме (рассмотрены, раскрыты,
измерены, установлено и т. д.).

Аннотация выполняет две основные задачи:

  • она помогает читателю сориентироваться в огромном объеме информации,
    где далеко не все представляет для него интерес; на основе аннотации
    потенциальный читатель решает, стоит ли читать саму статью;
  • служит для поиска информации в автоматизированных поисковых системах.

Пример аннотации:


В статье раскрывается понятие политической социализации как
процесса включения индивида в политическую культуру общества. Даются
определения разновидностей политической социализации (прямая, косвенная,
стихийная, латентная, партикулярная, прагматичная, унифицирующая,
разобщающая и т. д.) Делается вывод, что политическая социализация как
социокультурное явление может быть успешно проанализирована только с
учетом ряда условий, включая динамический характер анализа и специфику
базовых установок.


Ключевые слова

Ключевые слова — своего рода поисковый ключ к статье.
Библиографические базы данных обеспечивают поиск по ключевым словам.
Ключевые слова могут отражать основные положения, результаты, термины.
Они должны представлять определенную ценность для выражения содержания
статьи и для ее поиска. Кроме понятий, отражающих главную тему статьи,
используйте понятия, отражающие побочную тему. В качестве ключевых слов
могут выступать как отдельные слова, так и словосочетания. Обычно
достаточно подобрать 5–10 ключевых слов.

Например, для статьи с названием

«Дискуссионные моменты интерпретации экспрессивности как категории лексикологии»

будут уместны такие ключевые слова:

лексическая семантика, семантические признаки, коннотация, экспрессивная единица

.

Обязательно попробуйте экспериментальный сервис автоматического формирования ключевых слов!

Автоматическое формирование ключевых слов научной статьи


Введение

Во введении следует познакомить с объектом и предметом исследования,
изложить используемые методы исследования (оборудование, параметры
измерений и т. д.), сформулировать гипотезу. Не лишним будет отразить
результаты работы предшественников, что выяснено, что требует выяснения.
Здесь же можно дать ссылки на предыдущие исследования для погружения в
тему.


Основная часть

Основная часть — самый обширный и важный раздел научной статьи. В ней
поэтапно раскрывается процесс исследования, излагаются рассуждения,
которые позволили сделать выводы. Если статья написана по результатам
экспериментов, опытов, необходимо эти эксперименты детально описать,
отразить стадии и промежуточные результаты. Если какие-то эксперименты
оказались неудачными, о них тоже следует рассказать, раскрыв условия,
повлиявшие на неудачный исход и методы устранения недостатков.

Все исследования представляются по возможности в наглядной форме.
Здесь уместны схемы, таблицы, графики, диаграммы, графические модели,
формулы, фотографии. Таблицы должны быть снабжены заголовками, а
графический материал — подрисуночными подписями. Каждый такой элемент
должен быть непосредственно связан с текстом статьи, в тексте статьи
должна содержаться ссылка на него.


Выводы

В этом разделе в тезисной форме публикуются основные достижения
автора. Все выводы должны быть объективны, публиковаться как есть, без
авторской интерпретации. Это позволяет читателям оценить качество
полученных данных и делать на их основе собственные выводы.

Также вы можете предложить свой анализ полученных результатов, а
также изложить субъективный взгляд на значение проведенной работы.


Список литературы

В этом разделе приведены ссылки на цитируемые или упоминаемые в тексте статьи работы.


Также рекомендуем:

Как оформить список литературы

Научный стиль изложения

Для научного стиля изложения характерны целостность, связность,
смысловая законченность. Логическим переходам и связности текста
способствуют такие слова, как «с другой стороны», «таким образом», «на
самом деле», «конечно», «действительно».

Для научной статьи характерно наличие большого количества фактов и
доказательств и отсутствие неясностей и разночтений. Неуместно в тексте
научной статьи выражать какие-либо эмоции.

Приступая к написанию научной статьи, представьте себе того, для кого
вы ее пишете. Трудные и малопонятные для вашей аудитории места
снабжайте комментариями, но здесь важно соблюсти баланс и не начать
объяснять элементарные и известные истины.

В научном языке используется книжная, нейтральная лексика, а также
специальная терминология. Весь материал излагайте в строгой
последовательности, каждый вывод подкрепляйте доказательствами и
аргументируйте научными положениями.

Не используйте необоснованных заимствований, а те, которые требуются
вам для подкрепления своих мыслей, оформляйте в виде цитат со ссылками
на первоисточник. Не забывайте делить текст на абзацы. Если статья
обширна, используйте подзаголовки. Такая статья легче воспринимается.


Также рекомендуем:

Стиль научной статьи

Перед отправкой

Когда текст готов, перечитайте его еще раз, обратите внимание на
логику изложения, грамотность, убедитесь, что вы нигде не отклонились от
темы.

Если есть возможность, еще раз отложите статью на несколько дней, а потом снова перечитайте ее свежим взглядом.


Проверьте, соответствует ли статья следующим требованиям:

  • Заголовок

    отражает содержание

  • В статье есть введение, основная часть, выводы
  • Есть

    ссылки на литературу

  • Все заимствования оформлены в виде

    цитат

    , отсутствует

    плагиат

    (для проверки на плагиат можно пользоваться такими интернет-сервисами,
    как antiplagiat.ru)

  • Соблюдается

    научный стиль

  • Выполняются

    правила оформления

Теперь можно отправлять!

Опубликовать статью в журнале

Для большей наглядности предлагаем почитать,

как
написать научную статью по юриспруденции

.

Как написать научную статью без паники и слез?

Научная статья – это законченное произведение, освещающее результаты научно-исследовательской деятельности автора. Наличие публикаций является обязательным требований для получения ряда стипендий, а также при соискании ученой степени или квалификации.

Как написать научную статью

С чего начать написание научной статьи?

Перед тем, как приступить к написанию научной статьи, следует определиться с темой исследования (если она еще по каким-либо причинам не выбрана), расписать план текста, а также выбрать, в какие журналы ее можно отправить.

Выбор темы для научной статьи

Перед публикацией редакторы будут проверять содержание текста. Хорошая научная статья в обязательном порядке должна отвечать трем требованиям:

· Актуальность – значимость исследования для современного уровня развития науки и техники;

· Новизна – научная статья должна предлагать новые решения, отличающиеся от всего того, что было предложено раньше;

· Значимость – результаты работы должны быть применимы к решению реальных задач на производстве, в экономике и т.д.

Выбор темы для научной статьи следует проводить с учетом всех перечисленных требований.

Источники вдохновения автора могут быть самыми разнообразными. Специалисты технических отраслей традиционно начинают написание работы с патентного анализа. Для этого используются такие источники, как Google Patents и ФИПС. С помощью этих сайтов можно оценить эволюцию того или иного направления и выявить закономерности, по которым развивается отрасли. Исходя из этого, специалист может найти проблемы, которые до сих пор не решены, и предложить собственные варианты их решения. Это и будет темой научно-исследовательской работы.

При поиске темы и материала для исследования также можно воспользоваться научной литературой, диссертациями и научными статьями других авторов. С текстами диссертаций можно ознакомиться на электронных ресурсах ВАК и РГБ, тогда как научные статьи представлены в базах РИНЦ и Scopus.

Изучая собранные материалы, следует сохранять бдительность. Так, многие патенты не имеют никакой ценности, а оформлены авторами «для галочки». Зачастую это касается патентов, правообладателем которых выступают образовательные учреждения.

Некоторые научные статьи также могут плохо отражать современный уровень научно-технического прогресса, либо иметь низкое качество проработки исследований. В этом плане предпочтительными являются статьи из базы Scopus – в научном сообществе он имеет больший вес, охватывает большую аудиторию и требования к работам здесь предъявляются повышенные.
Вдохновение при написании научной статьи можно искать и в смежных дисциплинах, начиная биологией и медициной, заканчивая кинематографом и литературой. Может пригодиться и собственный опыт решения тех или иных задач. Но, опять же, любая идея требует тщательной проверки на предмет новизны и актуальности (здесь снова поможет патентный поиск и анализ научных статей).

Составление плана статьи

План научной статьи

Для большинства изданий план научной статьи остается одинаковым и содержит следующие элементы:

· Аннотация – включает краткую информацию о работе и печатается на первом листе (писать аннотацию рекомендуется в последнюю очередь);

· Ключевые слова – основные термины работы, по которым текст можно будет найти в базе данных;

· Тело статьи – состоит из вступления (описывает актуальность и новизну работы, может давать краткий экскурс в рассматриваемую проблему), основной части (в которой рассматривается теория, проводится анализ других научных работ, а также описываются проделанные автором исследования) и заключения (здесь делаются вывод и описываются результаты исследования).

· Список источников – содержит список литературы и других источников, использованных при написании статьи).

Несмотря на то, что план научной статьи в большинстве случаев остается одинаковым, автору следует подумать о проработке и наполнении каждой отдельной части.

Научные статьи, в большинстве своем, пишутся под надзором научного руководителя. Поэтому, после выбора темы и составления плана работы, следует согласовать их у преподавателя. Постоянное обсуждение результатов с куратором позволит избежать многих ошибок в дальнейшем.

Как выбрать подходящий научный журнал?

Как и в случае с темой статьи, выбор журналов для публикаций следует проводить вместе с преподавателем. Издание подбирается, исходя из целей студента и его уровня подготовки.

Если публикация нужна учащемуся для получения зачета или повышенной стипендии – достаточно будет опубликовать работу в сборниках, входящих в базу РИНЦ. РИНЦ – это национальная база данных научного цитирования. В нее входит более 12 миллионов публикаций, а также около 6000 российских журналов. Журналы, включенные в РИНЦ, публикует каждый крупный ВУЗ. Обычно это сборники трудов студенческих научно-технических конференций, которые университеты проводят ежегодно. Уровень работ в таких изданиях относительно невысокий, поэтому любой студент без труда может оформить одну, а иногда и несколько публикаций. Тем не менее, статья должна отвечать всем требованиям, описанным выше.

Журналы из базы Scopus имеют больший вес и лучший охват аудитории за счет международного статуса. Данный индекс охватывает 23500 рецензируемых изданий (среди которых 500 – российские), 148000 книг и 600 книжных серий, 28000000 патентов, а также 8000000 докладов научных конференций. Для публикации в журналах из списков Scopus потребуется перевести статью на английский язык.

Если исследование имеет хорошую научную основу, а соискателю нужны публикации для получения ученой степени, следует выбирать журналы, включенные в рейтинг ВАК. В этом случае существенно повышается ценность статьи, как и требования к публикуемому материалу.

Требования к оформлению

Как правило, каждое издание устанавливает собственные рекомендации к оформлению публикуемых работ. Определяться могут любые параметры документа – от формата листа до шрифта. Несоблюдение этих требований может привести к тому, что научную статью попросту вернут автору.

Тем не менее, большинство организаций ориентируются на единый стандарт оформления, описанный в ГОСТ 2.105-95, ГОСТ 7.32-2001 и ряде других стандартов.

Текст

Согласно стандарту, печатный текст оформляется шрифтом Times New Roman высотой 14 пт (также допустимо использования шрифта Arial размером 14 пт). Цвет текста при этом обязательно должен быть черным, а формат листа – А4 (в отдельных случаях допускается использование формата А5 – соответствующее требование должно быть указано редакцией журнала).

Следует настроить поля по всем четырем сторонам листа. Отступ с левой стороны составляет не менее 30 мм, с правой – не менее 10 мм, сверху и снизу требуется отступить не менее 20 мм. Абзацные отступы должны быть одинаковыми для всего документа и равны 15-17 мм. Межстрочный интервал – одинарный.

Перечисления в научной статье могут быть оформлены в виде списка. В этом случае перед каждой позицией ставится тире, а следующая позиция начинается с новой строки. Если в дальнейшем автор планирует ссылаться на пункты списка – вместо тире ставится строчная буква со скобкой. Если же требуется детализировать каждый из пунктов, допустимо использовать арабские цифры со скобкой. Пример:

а) …

1) …
2) …

б) …

Если заголовок научной статьи не помещается в одну строку, при разбивке следует сохранять смысловое деление. Нельзя оставлять предлоги и союзы на предыдущей строке.

Содержание

Стандарты регламентируют не только оформление документа, но и его содержание. В первую очередь статья должна соответствовать научному стилю. Особенностями этого стиля являются логичность, обобщенность и отвлеченность, а также соблюдение терминологии.

Важно также использовать речевые обороты, характерные для научной литературы. Если какое-то требование является обязательным – рекомендуется применять слова «должен», «следует», «запрещается» и т.д.

Необходимо применять в тексте научно-технические термины, установленные стандартами (при их отсутствии пользуются общепринятыми терминами технической литературы). При этом важно следить за соответствием величины и единиц ее измерения. Например, если речь идет о весе объекта, единицей измерения должны быть Ньютоны, а не килограммы (последние используются для обозначения массы).

В тексте научной статьи не допускается применение профессионализмов и оборотов разговорной речи. Для обозначения одного и того же объекта также запрещается использовать синонимичные термины. Если в тексте используются сокращения, они должны либо соответствовать ГОСТ 7.12-93 и правилам русской орфографии, либо быть приведены в виде отдельного списка перед перечнем терминов.

Формулы, рисунки и таблицы

В тексте научной статьи допускается использование формул, математических уравнений и химических реакций. Все они переносятся на отдельную строку и выделяются как минимум одной пустой строкой сверху и снизу. Если в тексте встречается несколько формул подряд, их следует отделять друг от друга запятой. Кроме того, после формулы требуется привести расшифровку каждого символа. Расшифровка переносится на следующую строку и начинается со слова «где».
Чтобы облегчить восприятие информации в тексте, допустимо использовать таблицы. Над каждой таблицей в левой части страницы пишут ее обозначение по образцу:

Таблица 1 – Название таблицы

Таблицу можно размещать под текстом, в котором дана ссылка на таблицу; на следующей странице после ссылки; либо в конце документа.
Рисунки и другие графические материалы могут использоваться для наглядного отображения приведенной информации. Как и таблицы, рисунки располагают после текстовой ссылки, либо на следующей странице. При этом обозначение рисунка располагается не сверху, а снизу от рисунка по образцу:

Рисунок 1 – Название рисунка

Нумерация иллюстраций и таблиц ведется арабскими цифрами.

Секреты написания хорошей научной статьи

При написании статьи следует обратить внимание на несколько моментов, способных оказать существенное влияние на качество итоговой работы.

Вникните в тему

Чтобы написать по-настоящему хорошую статью, следует изучить большое количество материала по теме. В этом плане патентный поиск остается одним из мощнейших инструментов. Например, с помощью патентов можно полностью проследить историю появления и модернизации того или иного механизма либо технологии. Такой подход позволяет не просто написать качественную работу, но и стать отличным специалистом в своей отрасли.

Найдите научного руководителя

Как правило, преподаватели принимают минимальное участие в написании научных статей. Тем не менее, они могут ответить на любые возникшие вопросы, указать на ошибки, помочь с выбором темы и журнала для публикации статьи. Поэтому никогда не стоит пренебрегать помощью кураторов.

Следите за объемом текста

Каждый сборник определяет свои требования по минимальному и максимальному количеству страниц в научной статье. Эти требования необходимо соблюдать, в противном случае материал не опубликуют.
Зачастую объемы исследовательских работы существенно превышают ограничения, установленные редакцией журнала. В этом случае можно действовать двумя способами:

1. Разбить одну научную статью на несколько. Если в работе рассмотрено сразу несколько проблем, следует раздробить ее на несколько отдельных статей. Это позволит более детально рассмотреть отдельные грани вопроса, а также добавить в собственное резюме дополнительные публикации.

2. Убрать все лишнее. Автор может избавиться от обширного введения, перейдя сразу к описанию хода и результатов исследования.
Если же статье не хватает объема, то в нее, напротив, можно добавить подробный обзор теории или существующих в отрасли проблем – с примерами и иллюстрациями.

Подумайте о соавторстве

Большинство сборников и журналов допускают написание научной статьи не одним, а несколькими исследователями. Как правило, количество соавторов ограничено тремя (причем иногда научного руководителя также упоминают в качестве соавтора текста).

Наличие соавторов может иметь как свои преимущества, так и недостатки. Основным достоинством такого подхода остается возможность более детально проработать исследование (некоторые эксперименты попросту невозможно провести без ассистента или напарника). Партнер также может предложить новые идеи для выполнения работы.

С другой стороны, при оформлении стипендий не учитывается реальный вклад каждого из участников – количество страниц работы попросту делится на количество авторов. Кроме того, некомпетентные или плохо мотивированные напарники могут не просто оказаться бесполезными, но даже замедлить написания статьи. Поэтому в качестве соавторов следует выбирать только наиболее надежных студентов.

Убедитесь в соблюдении требований редакции

Требования научной редакции

Насколько бы актуальным и проработанным не было исследование, редакция журнала не примет научную статью, если она не соответствует всем требованиям. Поэтому на каждом этапе создания текста следует сверяться с тем, что написано в регламенте (либо подгонять уже готовую научную статью под эти условия).

Соблюдайте нормы языка и требования уникальности

Грамотная речь не просто показывает образованность автора, но и позволяет читателю быстрее разобраться в сути описываемых проблем. Поэтому перед отправкой статьи следует несколько раз вычитать текст. Это позволит избежать логических, грамматических, лексических и орфографических ошибок.
Кроме того, следует убедиться в уникальности текста. Скопированные из открытых источников куски текста приведут к тому, что работу так же отклонят.

Отправляйте научную статью заранее

Определиться с журналами для публикации следует на самых ранних этапах написания текста – это позволит заблаговременно определить дедлайны. Отправлять статью следует хотя бы за несколько дней до истечения срока подачи заявок. В случае, если редакция не примет текст, это позволит исправить замечания и повторно отправить работу.

Заключение

В заключение можно привести еще несколько рекомендаций, которые помогут написать качественную научную статью.

1. Выбирайте только те темы, с которыми вам будет интересно работать. Слепое следование идеям соавторов или научного руководителя может привести к тому, что желание продолжать исследование быстро пропадет.

2. Не забывайте сохранять ссылки на источники по мере написания научной статьи. Это существенно упростит оформление раздела «Список использованных источников».

3. Проверяйте информацию из источников. Любую информацию следует перепроверять. Даже книги и публикации авторитетных авторов могут содержать непреднамеренные ошибки и опечатки.

4. Заранее проработайте порядок проведения исследования. Зная план дальнейших действий, выполнить работу и написать по ней научную статью будет гораздо проще.

5. Расскажите об актуальности и новизне исследования. Во вступительной части следует прямым текстом расписать причины актуальности и новизны работы. Это поможет читателю сразу оценить значимость работы. В заключении можно указать, как результаты исследования могут быть использованы на практике, а также предложить возможные пути для дальнейшего изучения вопроса (либо модернизации технологии).

6. Пообщайтесь со специалистами. Общение с экспертами поможет лучше понять отрасль, узнать о тенденциях ее развития и современных проблемах, разобраться в используемых технологиях и написать качественную научную статью.

Написать хорошую научную статью достаточно просто. Гораздо сложнее – провести полноценное исследование, которое ляжет в основу этой статьи.

Как написать научную статью и опубликовать ее

Рекомендации от преподавателей московских вузов

Поступаете ли вы в магистратуру, готовитесь ли к конференции, подаете ли заявку на грант – вам потребуются опубликованные научные статьи. Как правильно их написать и опубликовать в научных журналах, нам рассказали преподаватели крупных московских вузов – НИУ ВШЭ, МГИМО, РЭУ им. Г В. Плеханова.

КонсультантПлюс: Зачем студенту уметь писать научные статьи? Где ему этот навык может пригодиться? Где требуются опубликованные научные статьи?

Ирина Александровна Емелькина, д.ю.н., профессор департамента дисциплин частного права НИУ «Высшая школа экономики», академический руководитель магистерской программы «Адвокат по гражданским и уголовным делам»: Уметь писать научные статьи – очень полезный навык, который пригодится студенту как в учебе, так и в будущей профессиональной деятельности.

Во-первых, уже в процессе обучения в бакалавриате необходимо формировать собственное портфолио, которое включает различные достижения студента во время его учебы в вузе. Наличие опубликованных научных статей значительно повышает рейтинг студента. Многие вузы еще на выходе на защиту выпускной квалификационной работы при оценке учитывают наличие опубликованных статей.

Во-вторых, для поступления в магистратуру часто при расчете проходного балла в критериях устанавливается такой параметр как наличие опубликованных статей. Например, в Высшей школе экономики при поступлении на магистерскую программу «Адвокат по гражданским и уголовным делам» мы в критериях портфолио установили такой параметр как публикации в научных журналах в области юриспруденции и оцениваем представленную публикацию до 10 баллов в зависимости от рейтинга журнала.

Это существенный момент, поскольку повышает шансы абитуриента поступить в престижный вуз на бюджетное место. Я своим студентам на курсе «Гражданское право» советую уже на начальном этапе задуматься о дальнейшей своей судьбе, о выборе направления магистратуры и, соответственно, о необходимости начать исследование и попробовать облечь собственные научные выводы в форму научной статьи. Это позволит в процессе учебы собрать свое портфолио.

Особо подчеркну, что при поступлении в аспирантуру наличие опубликованных научных статей обязательно.

В-третьих, сегодня существует развитая система финансирования научных исследований в виде грантов, выделяемых различными фондами и иными организациями, а также вузами. При заполнении заявки на грант один из обязательных пунктов – наличие у претендента публикаций.

Екатерина Юрьевна Воронова, заведующая кафедрой учета, статистики и аудита МГИМО: Умение писать научные статьи необходимо тем студентам, которые собираются заниматься научной работой. Публикации в изданиях из списка Высшей аттестационной комиссии (ВАК) требуются при поступлении в аспирантуру.

Научные работы желательны и для тех, кто выбрал для себя практическую деятельность: написание статей способствует развитию навыков работы с документами, повышает аналитические способности и общий интеллектуальный уровень.

Турищева Татьяна Борисовна к.э.н., доцент кафедры «Бухгалтерский учет и налогообложение» Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова: К сожалению, не все студенты понимают важность публикации научных статей. Это одна из ступеней научной карьеры.

Во-первых, написание научной статьи повышает грамотность и развивает логическое, критическое мышление. Вы учитесь обрабатывать, систематизировать и анализировать большой объем информации, четко и ясно выражать, аргументировать свою собственную позицию. Данные навыки ценятся в любой профессиональной сфере.

Во-вторых, углубленное изучение определенных вопросов позволит студенту, наряду с крупными специалистами в той или иной сфере, участвовать в научных дискуссиях, конференциях, форумах и семинарах. Большое количество научных наработок может перерасти в проект, грант и даже в книгу, чем может похвастаться не каждый научный деятель. Кроме того, действительно ценные по содержанию научные статьи являются настоящим вкладом в развитие науки.

В-третьих, написание статей является одним из основных критериев отбора в магистратуру и аспирантуру, поэтому если вы определились со своим будущим направлением, то не стоит затягивать. В большинстве случаев написать статью с первого раза не получится, необходимы тренировки.

В-четвертых, даже если вы не хотите связывать свою будущую профессию с наукой, не собираетесь поступать в магистратуру, аспирантуру, становиться преподавателем, то написание статьи может помочь в самореализации.

За статьи студенты могут получить денежные вознаграждения (различные стипендии), вы можете стать обладателем звания стипендиата, которое поможет в дальнейшем продвигаться по карьерной лестнице. Например, один студент, став обладателем медали РАН и стипендиатом благотворительного фонда им. В. Потанина, после окончания университета, когда все деньги от стипендий уже давно были потрачены, открыл свое собственное дело, а в офисе оборудовал стену со своими грамотами и достижениями. На вопрос «зачем?», он отвечает, что это вызывает больше доверия к нему как к профессионалу.

Наличие хорошей публикации — один из основных критериев, по которому вас будут оценивать, если вы соберетесь перед дипломом полгода стажироваться по специальности в другом регионе, городе, вузе или просто планируете попасть в аспирантуру.

Если подытожить все сказанное, то можно сделать однозначный вывод – публиковаться студентам нужно, чтобы о вас узнали как можно больше в научной и общественной среде. А еще за публикацию можно деньги получить и направить их на реализацию проекта и для дальнейшего развития. А без публикации, ее обсуждения, критики или одобрения развития не произойдет.

Когда статья опубликована, она становится доступной. Ее могут прочитать все желающие, кто интересуется этой тематикой. Ее читают такие же молодые ученые, как и вы. Если работу признают успешной, то авторитет ваш вырастет. При публикации в зарубежных изданиях есть шанс получить оценку еще и международного научного сообщества.

КонсультантПлюс: С чего нужно начинать написание научной статьи? Как выбрать тему? Какой должна быть структура, оформление?

И.А. Емелькина (НИУ ВШЭ): Структура статьи, требования к ее оформлению, как правило, определяются журналом или специальным изданием (сборником статей, сборником тезисов конференции и т.п.). Исходя из собственного опыта, могу сказать, что требования редсоветов, как правило, сводятся к двум основным подходам к структуре: с разделением на отдельные разделы или без специального выделения самостоятельных частей.

Российские журналы часто не устанавливают требования о разделении статьи на отдельные части со специальным названием. Зарубежные журналы, напротив, требуют создания четкой структуры с обозначением отдельных частей работы. Даже при загрузке в электронном режиме статьи на сайт зарубежного журнала, в том числе рецензируемого в Scopus или Web of Science, часто требуется загружать отдельным файлом каждый раздел работы.

В рамках статьи рекомендуется осветить:

  • актуальность проблемы, которую студент будет разрешать;
  • основную гипотезу, которую он будет доказывать при ее написании;
  • содержание проблемы;
  • какие существуют в современной доктрине или существовали ранее подходы к ее разрешению;
  • описать, в чем состоят недостатки и преимущества имеющихся по этому вопросу концепций;
  • какое практическое применение имеет разрешение проблемы и с каким трудностями сталкивается правоприменение в рамках исследуемой проблемы.

Наиболее важными в статье являются авторские выводы, к которым исследователь пришел в ходе анализа, и его предложения по разрешению задачи, которую он поставил в начале исследования.

Сегодня наука стремительно развивается, и студенты часто затрудняются при написании статьи, спрашивают у руководителя, что еще можно написать по этой теме, когда так много по ней уже всего опубликовано. Поэтому надо скрупулезно оценить важность проблематики, и, если вопрос уже хорошо изучен, предложены решения, то, наверное, не стоит брать эту тему. С другой стороны, по многим актуальным аспектам написаны сотни работ, но меняются социальные и экономические отношения – проблема вновь поднимается, возникают коллизии и пробелы в законе, которые нужно изучить. И тогда хорошо в качестве вывода предложить собственный подход к разрешению проблемы, показать, что в нем нового по сравнению с существующими, и обосновать.

Особую актуальность имеет исследование введенных в законодательство или предлагаемых к введению новых правовых институтов, в том числе заимствованных из зарубежных правопорядков. Можно подготовить интересную сравнительно-правовую статью.

Научная статья – это исследование наиболее актуальных проблем. Поэтому при выборе темы студент должен провести анализ проблем, которые он обнаружил при чтении литературы, при разрешении практического кейса. Актуальные проблемы можно найти и в практической деятельности, если студент уже начал работать: консультирует клиентов, ездит в суд, составляет договоры и т.п. О современных проблемах говорят и преподаватели на лекциях, семинарах, при консультировании.

Посоветую студентам выбирать тему исходя из собственных научных интересов и предпочтений, чтобы заниматься изучением той области, в которой хотелось бы дальше заниматься профессионально. Кому-то по душе уголовное или налоговое право, а кто-то видит себя специалистом по гражданскому или трудовому праву, в области международного права или криминологии.

При таком подходе появится настоящий научный исследовательский интерес и придет вдохновение. Не надо забывать, что написание статьи – это еще и творческий процесс!

Е.Ю. Воронова (МГИМО): Статья должна быть по теме исследования, над которым студент планирует работать в аспирантуре. На подготовительном этапе желательно ознакомиться с другими работами по выбранной проблематике. Структура работы и оформление статьи зависят от требований журнала, в котором студент собирается публиковать статью.

Т.Б. Турищева (РЭУ им. Г.В. Плеханова): Написание научной статьи – дело трудоемкое, требующее значительных временных и интеллектуальных затрат. Принимаясь за статью, вы можете  быть в растерянности, не зная с чего начать. Кто-то сначала пишет аннотацию (краткое резюме), другой пропишет материалы и методы, третий начинает с выводов, а кто-то готовит иллюстрации и таблицы, отображающие результаты работы. Это каркас работы, вокруг которого будет строиться повествование. Не важно, с чего начнете вы: все неоднократно придется переделывать. Но есть несколько моментов, на которые стоит обратить внимание.

Аннотация (abstract) часто пишется раньше других разделов. Аннотации нужны для заявок на гранты, их требуют для регистрации на конференции. Пишут их, как правило, задолго до появления финальной версии научной работы и собственно статьи, которая подведет все итоги и обобщит. Это нормально: постановка проблемы становится ясна намного раньше, чем бывает сформулировано ее решение и перепроверены все доказательства. Чтобы ваша работа была доступна для поиска и качественно индексировалась поисковыми движками, ваш abstract должен содержать все релевантные ключевые слова (теги).

Научные статьи все чаще печатают в интернет-изданиях, не имеющих бумажной версии, а свежие работы, как правило, ищут по ключевым терминам, поэтому включение релевантных тегов в название статьи и аннотацию крайне важно. Чем чаще вашу работу будут находить, тем большую известность приобретут ваши идеи и находки, тем чаще на нее будут ссылаться, таким образом повышая ваш индекс цитируемости. Если вы не являетесь ученым с мировым именем и хотите, чтобы вашу работу заметили, стройте резюме так, чтобы именно ваша статья выдавалась в ответ на поисковые запросы вашего потенциального читателя. Ваша статья должна находиться по списку тегов, на которые можно подписаться. Кажется, это трудно, но все приходит с практикой.

Язык и стиль. Перед написанием статьи полезно ознакомиться с работами других, более опытных авторов. А когда написали, покажите ее научному руководителю или людям, которые могут оценить ее с точки зрения русского языка: филологам, лингвистам, журналистам. Они могут не понять сути вашего исследования, но увидят, последовательно ли изложены мысли, есть ли в тексте четкость, логичность, гармония. Самостоятельно это сделать бывает сложнее, чем кажется на первый взгляд. Все-таки «правильные слова в правильном порядке» — это уже поэзия. А в научной статье очень важно изложить мысль понятно, поэтому стоит прислушаться к опыту тех, кто работает со словом.

В процессе написания думайте, что еще следует из гипотезы, ищите связи, аналогии, развивайте свои выводы. Это позволит сделать интереснее изложение и расположит читателя. Искусству писать стройные понятные тексты можно научиться!

Заголовок. Как статью вы назовете, так она и поплывет. Выпуская свое творение в свободное плавание, необходимо помнить, что судьба его во многом зависит от заголовка. Во-первых, он должен соответствовать теме, а во-вторых, содержать, как и аннотация, важные ключевые слова, по которым легко можно найти вашу работу. Ориентируйтесь на круг ваших потенциальных читателей,  в названии упомяните более общий вывод/тему вашей работы и не увлекайтесь сокращениями. Название должно звучать убедительно и весомо, вызывать интерес и любопытство.

Русский или английский. Считается, что международная, уважаемая наука выступает на английском языке. Некоторые ученые принципиально публикуются исключительно в отечественных журналах на родном языке, чтобы поднять престиж издания до международного уровня. К сожалению, они жертвуют своим рейтингом: международное научное сообщество не знает русского языка, не сможет прочитать их работу и оценить их вклад.

Но если вы поставили перед собой маленькую, простую и ясную задачу, допустим, в рамках курсовой или дипломной работы, хорошо с ней справились, но результаты недостаточно новы или существенны для публикации в высокоцитируемом/конкурентном журнале, такую работу логично напечатать в отечественном издании. К тому же, в российских журналах требования к публикациям ниже.

Индекс цитирования и импакт-фактор. Степень «научной великости» напрямую зависит от количества публикаций и их цитирования. Так чем же руководствоваться при выборе издания? Прежде всего, учитывайте тематику журнала, а также различные индексы и рейтинги. Важно найти такой или такие журналы, которые наиболее подходят под тематику вашего исследования.

Затем стоит адекватно оценить уровень значимости и качество вашей работы, сравнив ее с другими статьями в данном издании, и подумать, действительно ли заинтересуются редакторы журнала вашей работой. Также важно обратить внимание на индекс цитирования и импакт-фактор (IF), который равен среднему количеству ссылок на статью в данном журнале за два года. Именно по IF журнала, в котором статья опубликована, будут оценивать вашу успешность.

Количество читателей у журналов с высоким IF выше, а значит, о вашей работе узнает больше ученых.

Индекс цитирования и импакт-фактор чрезвычайно важны, но в некоторых случаях целесообразнее отдать свою статью в журнал с меньшим показателем. Это касается тематических изданий, которые могут иметь большое влияние, но при этом импакт-фактор небольшой величины, а также ситуаций, когда важнее напечатать работу раньше, чем это сделает ваш конкурент.

Литература. Дурным тоном считается:

  • ссылаться на работы только одного-двух авторов (например, себя или научного руководителя);
  • ссылаться на слишком малое число работ;
  • ссылаться только на очень старые работы;
  • ссылаться на работы, которых автор ни разу не видел;
  • вообще ни на что не ссылаться.

КонсультантПлюс: Обязателен ли при написании статьи научный руководитель, какова его роль?

И.А. Емелькина (НИУ ВШЭ): Желательно, чтобы научную работу студент проводил под руководством научного руководителя. Научный руководитель – человек опытный и, конечно, студенту надо этот опыт использовать по максимуму. Руководствоваться его рекомендациями, критическими замечаниями, знать его научные труды. Я работала со студентами, которые самостоятельно выбрали научную проблематику и приходили целенаправленно. Такой студент должен обосновать свой интерес и показать собственный потенциал для того, чтобы руководитель ему поверил и взялся за руководство предложенной темой. Если видишь, что у студента глаза горят, он взахлеб рассказывает, чем занимается и как видит свою работу, то работать с таким учеником будет удовольствием.

Между руководителем и учеником выстраиваются партнерские отношения, предполагающие совместную выработку стратегии. Однако, очевидно, что руководитель лишь направляет студента, а научные идеи и авторство будет раздельное. Могут быть и статьи в соавторстве руководителя и студента (как раздельном, так и нет). Однако если потом студент выходит на защиту научной работы в магистратуре или аспирантуре, ему нужно доказать свое авторство, отсутствие заимствования у руководителя и раздельность идей. Недавно был случай: автор защищенной диссертации в экспертном совете ВАК не смог доказать отсутствие заимствования на опубликованные в соавторстве с руководителем статьи и его обвинили в плагиате.

Е.Ю. Воронова (МГИМО): Научный руководитель желателен. Как минимум, он может подсказать, какие работы следует прочитать студенту.

Т.Б. Турищева (РЭУ им. Г.В. Плеханова): Научный руководитель играет важную роль, т.к. он имеет глубокие научные знания по своей специальности, обладает богатым опытом научной работы, ее организации. Он помогает студенту в любых вопросах, начиная от выбора и постановки цели статьи и заканчивая помощью в подготовке и опубликовании самой статьи.

Это очень значимо, т.к. при написании и публикации первой статьи молодые ученые испытывают серьезные затруднения, часто психологического характера: страх, неуверенность или, как это еще называют, паралич перфекциониста. Научный руководитель поможет студенту приобрести навыки исследователя, вникнуть в теоретические и практические аспекты, расширить источники и максимально раскрыть тему работы.

К тому же, авторитет научного руководителя может внести свой вклад в положительную оценку работы студента.

КонсультантПлюс: Как выбрать научный журнал для публикации научной статьи? Какие журналы считаются авторитетными в научных кругах? Как опубликовать в них статью? Стоит ли публиковать научные статьи за фиксированную плату в научных журналах?

И.А. Емелькина (НИУ ВШЭ): При выборе журнала необходимо учесть его тематику и профиль. Например, в сфере юриспруденции представлен большой перечень журналов, в том числе гражданско-правовой направленности: «Вестник гражданского права», «Вестник экономического правосудия», «Закон», «Гражданское право», «Нотариус», «Наследственное право» и др. Есть журналы уголовно-правого профиля, в сфере конституционного или международного права и т.д. Многие журналы публикуют статьи по разным областям исследований (разнопрофильные), надо смотреть, какие рубрики они предлагают. Это, например, журналы «Законодательство», «Правоведение», «Юрист», «Законы России».

Журналы, которые я перечислила, имеют высокий рейтинг. И, как правило, в них публикуют статьи, в которых у студента имеется серьезный научный задел. Часто студенту тяжело получить рекомендацию для такого журнала. Но это высокая планка, к которой надо стремиться. Опубликованная статья в высокорейтинговом журнале открывает перед молодым исследователем путь в научную среду. Фамилия автора хорошей научной статьи запомнится, его будут знать, будут ссылаться, у автора появится собственный индекс научного цитирования.

Рейтинг журнала можно посмотреть по индексации в РИНЦ, а также на сайте в eLIBRARY.RU.

Особую категорию занимают журналы, включенные в так называемый перечень ВАК, т.е. рекомендованные Высшей аттестационной комиссией для опубликования научных работ для присвоения ученой степени. Наличие статьи в журнале ВАК нужно при поступлении в аспирантуру. В ВШЭ даже при поступлении на отдельные магистерские программы присваивается высокий бал за статью в журнале ВАК.

Но на первых этапах научной работы надо попробовать отправить статью в более популярные в студенческих кругах сборники статей (тезисы конференций) отдельного вуза или факультета, в журналы, предлагаемые для опубликования студенческих статей или статей магистрантов.

Отдельные вузы сейчас формируют свой собственный перечень журналов, публикация в которых учитывается при поступлении в аспирантуру, а при выходе на защиту кандидатской диссертации дает дополнительные баллы для портфолио. Например, в ВШЭ есть белый список и черный список журналов, публикация в последнем не учитывается вообще. Кстати, одним из критериев включения журнала в черный список является взимание платы с автора за публикацию. Поэтому, если журнал устанавливает тарифы за публикацию, подумайте, стоит ли отдавать в такое издание свою статью.

Е.Ю. Воронова (МГИМО): Вопрос непростой. С одной стороны, студенту следует ориентироваться на перечень журналов ВАК. С другой, многие вузы рассылают преподавателям списки журналов, включенных в перечень ВАК, публиковаться в которых не следует.

Т.Б. Турищева (РЭУ им. Г.В. Плеханова): Студентам не рекомендуется начинать с публикации в серьезных научных изданиях. Их обязательно рецензируют профессионалы. Поэтому шансы, что вашу статью одобрят, да и еще с первого раза, очень малы. Но она может быть проверена и отправлена на доработку. Это неплохо.

Для студентов-бакалавров лучше начать публиковаться в изданиях своего учебного заведения. Как правило, в любом вузе есть свои издания: журналы, газеты, вестники. Если таких изданий нет, можно самостоятельно присоединиться к публикациям другого учебного заведения или научной организации. В общем, там, где принимают работы студентов и аспирантов. Об этом можно узнать и по месту учебы. На кафедры поступает официальная информация о разных изданиях, принимающих статьи студентов и аспирантов вузов. Студенты-магистранты и аспиранты могут также опубликовать свои статьи в сборнике научных трудов. Они могут быть как самостоятельными выпусками, так и по результатам проведенных научных конференций. Такие мероприятия проводятся довольно часто, нужно просто знать место проведения и вовремя успеть подать свою работу в этот сборник.

Для начала можно взяться за публикацию тезисов доклада в сборнике материалов студенческих научно-технических конференций. Поскольку к таким публикациям предъявляются не слишком большие требования, то это очень хорошая возможность попрактиковаться для приобретения опыта написания статей.

Существуют также и интернет-конференции, имеющие свои электронные сборники материалов. Участие и в тех, и в других конференциях помогает найти журналы для публикации статей.

Публикация во всех перечисленных изданиях довольно проста и доступна для авторов, поскольку для этого не нужны слишком большие научные познания. Главное – правильно выбрать издание, где вы хотите опубликоваться. Для этого нужно честно оценить уровень своей статьи и определиться с целью вашей публикации. Например, это может быть статья для получения баллов по какому-то предмету для сдачи зачета либо экзамена.

Когда вы решите все эти вопросы, можно смело браться за написание статьи.

Магистрантам, аспирантам лучше публиковаться в ВАКовских изданиях. Существует перечень журналов ВАК, в которых могут публиковаться результаты диссертационных работ на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук. Лучше искать такой список на официальном сайте, поскольку в него периодически вносят изменения. Если это не ВАКовское издание, то в России, например, рекомендуют, чтобы журнал был включен в базу РИНЦ и чтобы он был официально зарегистрирован в России и имел международную регистрацию с присвоением ISSN.

Научная деятельность ценится всегда и везде. Молодым научным деятелям необходимо развиваться и двигать научный прогресс вперед. Их исследования могут помочь другим создавать свои методы, методики, теории и т.д.Многие научные журналы публикуют статьи на платной основе, поскольку они не поступают в продажу. Они выкупаются либо самими авторами, либо заинтересованными лицами. А вузы публикуют свои журналы иногда бесплатно.

КонсультантПлюс: Какие еще полезные рекомендации можете дать студентам, которые хотели бы научиться писать хорошие научные статьи?

И. А. Емелькина (НИУ ВШЭ): Я бы хотела порекомендовать студентам не относиться к научной статье, как к какой-то отдельной сфере деятельности. Статья – это лишь часть образовательного процесса. Например, при обсуждении на семинаре конкретного практического кейса студенты совместно с преподавателем обнаружили ряд коллизий и пробелов в практике применения закона. При анализе подходов к разрешению спора надо руководствоваться не только тем, что предлагают суды в судебных решениях, а несколько расширить кругозор – прочитать, что предлагают эксперты-ученые в монографиях, учебниках, научных статьях и т.д.

Я также рекомендую активно использовать материалы сайтов профессиональной юридической направленности, где публикуют аналитику по насущным правовым проблемам. Собранную информацию можно использовать при написании своих эссе, рефератов, курсовых работ. Постепенно появится материал и для интересной научной статьи. Дальше это ВКР или магистерская работа.

Навыки, полученные при написания статьи, будут полезны и в дальнейшей профессиональной деятельности: у юриста очень много письменной работы. Это не только договорная или судебно-претензионная работа, но и составление различных экспертных заключений, для многих, возможно, законотворческая работа, пояснительные записки к проектам нормативных актов и др. Очевидно, что в практике используется деловой стиль, элементы которого вы отрабатываете в учебном процессе и при написании научных работ.

Е.Ю. Воронова (МГИМО): Чем больше пишешь, тем лучше получается.

Т.Б. Турищева (РЭУ им. Г.В. Плеханова): Студент, а уж тем более магистрант, аспирант – это потенциальный ученый. А как же может существовать ученый, если результаты его теоретических или практических исследований никому не известны, они не подвергаются обсуждению и никто не может ими воспользоваться? Только если вашим трудам дается оценка научным сообществом, вы с уверенностью можете считать себя ученым. Но кроме оценки важны еще и неординарность статьи и ее полезность.

Не нужно писать просто для себя. Если это научный труд/результаты исследований, то без публикации где-либо они не могут таковыми называться. Это будут работы, которые никто не читал и не проверял. Они недоступны другим исследователям. Они не могут иметь ценность.

Если вы желаете строить научную карьеру, то все, что вы придумали, изобрели, необходимо представить на суд отечественных и/или зарубежных ученых. Итогом этого суда станет либо принятие/подтверждение, либо опровержение публикации.Опубликованные работы сравнивают с другими подобными. Их могут использовать при составлении проектов будущих исследований или создании новых концепций. Возможно даже ваши наработки кто-то использует в своих трудах по данной тематике и доработает их.

А можно посмотреть с другой стороны. Известно, что каждому ученому не просто хочется сделать открытие, но и чтобы о нем узнало как можно больше людей. Сделать это возможно только при помощи публикации, где автор раскрывает со всех сторон суть предмета своих исследований.

Опубликованная статья — мерило вашей зрелости и профессионализма как ученого. Она показывает, что вы можете поставить и решить нетривиальную научную проблему. Поскольку научная статья — это публикация новых результатов, она также отражает способность находить новые вопросы и/или нестандартные пути решения уже существующих.Какие бы вы великие ни были, если вы про это никому не расскажете, про это никто и не узнает. И смысл данной фразы не сводится к известной поговорке «сам себя не похвалишь— никто не похвалит». Для других ученых и специалистов ваши находки могут иметь большую ценность и повлиять на их исследования. Но если их не публиковать, научное сообщество может не узнать о значимом открытии.

Публикация статей в уважаемых научных журналах — не просто средство создания хорошего имиджа ученого, это неотъемлемая составляющая его деятельности, играющая исключительную роль в его карьере.

Студенческие вопросы

Чтобы написать научную статью, необходимо помнить об основных правилах: актуальность, новизна и уникальность. Мы привели основные принципы написания научной статьи по гуманитарным предметам: экономике, психологии, истории, юриспруденции и т.п. Также вы узнаете, как опубликовать научную статью в научном журнале.

Научная статья – это произведение, отражающее результаты исследовательской деятельности автора (авторов). Для научных статей характерны сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Информация излагается четко, конкретно, детально.

Написание научной статьи по гуманитарным дисциплинам, по экономике, педагогике, философии или социологии ничем не отличается друг от друга.

В любой научной статье необходимо описать актуальность и новизну исследования, цель и задачи, выводы.

Актуальность – описание существующих проблемы темы, которой посвящена научная статья.

Новизна – отличие вашей научной статьи от работ других авторов. В большинстве случаев авторы пишут научные статьи на популярные темы, к примеру – “Проблемы развития малого предпринимательства в России”. Задача автора – изучить научные работы других авторов, определить тот аспект проблемы, который они не раскрыли и попытаться раскрыть его в вашей научной статье (в основной части работы).

Цель – ответ на вопрос: “что мы хотим сделать?”. Постановку цели необходимо делать после определения новизны. К примеру, другие авторы не использовали математические методы анализа при изучении проблемы малого бизнеса и поэтому данные ими прогнозы нельзя считать адекватными. В этом случае, можно поставить цель – определить проблемы с помощью экономико-математических методов, что позволит построить достоверный прогноз на несколько лет вперед.

Задачи – действия, необходимые для достижения цели. Исходя из предыдущего примера, можно сформировать такие задачи:

  1. актуализация статистических данных за период такой-то такой-то;
  2. построение математической модели;
  3. оценка адекватности мат. модели при помощи различных критериев оценки;
  4. построение прогноза на 2 периода вперед.

В целом, задачи отвечают на вопрос: “что нужно сделать, чтобы достигнуть цели?”.

Читайте также – Как составить цель и задачи исследования

Выводы – описание результатов исследования, резюме всего, что написали в основной части. Выводы нужно сформировать таким образом, чтобы доказать, что поставленные цели и задачи были реализованы, что получен результат, и он имеет ценность (экономическую, общественную, отраслевую и т.д.).

Внимание! Это были базовые знания по написанию научной статьи. Далее вы подробно ознакомитесь со структурой научной статьи, узнаете, как написать вводную, основную и заключительную части, а также не менее полезные знания, без которых написание научной статьи невозможно.

С чего начать написание научной статьи

Чтобы написать статью лаконично и в логической последовательности, работу необходимо структурировать.

Структура научной статьи

Существует традиционный подход к структурированию статьи. Его лучше придерживаться, чтобы повысить шансы на публикацию.

Структура научной статьи следующая:

  • заголовок статьи;
  • сведения об авторах;
  • аннотация;
  • ключевые слова;
  • введение;
  • основная часть;
  • заключение, выводы;
  • список использованной литературы.

Содержание статьи зависит от выбранной темы.

Читайте также – Общепринятая структура научной статьи по типу IMRAD

Выберете тему для научной статьи

Выбор темы для исследования – очень ответственный момент. Тема должна быть актуальной, соответствовать новым тенденциям. Просмотр статей в интернете – самый распространенный и удобный способ для анализа информации и выбора темы.

Любой исследовательский процесс – это процесс творческий. Поэтому тема должна быть для вас интересна и увлекательна. Обычно объем научной статьи составляет 8–10 страниц, поэтому выбранная тема должна быть узконаправленной, затрагивать конкретную проблему.

При использовании материалов из интернета помните, что информация, представленная в сети, часто носит рекламный характер. Для общего изучения заинтересовавшего вас вопроса, расширения собственного кругозора и выбора направления исследований этот метод вполне подходит. Однако для написания текста статьи используйте только специальную литературу.

Определившись с темой, составьте примерный план статьи.

Если вам нужна тема научной статьи, но вы не можете ее сформулировать, просто посмотрите примеры наших тем и сформулируйте их чуть по-другому – Посмотреть примеры научных тем

Напишите и согласуйте план (конспект) научной статьи с научным руководителем

Коротко изложите основные тезисы вашей работы. Это поможет выстроить информацию в логической последовательности, не упустить важные моменты, позволит легче структурировать текст, выделить разделы.

Согласование плана нужно для того, чтобы не переписывать научную статью несколько раз. План – это своего рода задача. Задача должна быть поставлена четко и ясно.

Напишите план, укажите, что будет в основной части (например, актуальность и пару слов о ней), опишите, как вы видите основную часть (например, каких авторов будете исследовать, какое исследование проведете), напишите структуру выводов (например, что самое важное нужно подчеркнуть в конце научной статьи).

После согласования плана, переходите к следующему этапу – поиску научного журнала для публикации научной статьи.

Посмотрите пример идеального плана научной статьи, который мы разрабатывали несколько лет. Подходит под многие научные темы. Включает в себя аналитическое содержание (без цифр и математических расчетов).

Пример научной статьи в docСкачать план (конспект) научной статьи

Научный журнал для публикации научной статьи – виды журналов, определяем подходящий для нашей работы

Существует несколько типов научных журналов. Для студентов достаточно, чтобы издание входило в перечень РИНЦ (Российский индекс научного цитирования). Аспирантам необходимо публиковаться в ВАК.

Авторитетными считаются издания, внесенные в перечень Высшей аттестационной комиссии (ВАК). Список таких изданий (отечественных и зарубежных) размещен на официальном сайте ВАК. Мы посвятили целую статью, посвященную журналам ВАК 2016 года.

Можно опубликовать статью в одном из сборников научных трудов, которые издаются самостоятельно или по результатам проведения научно-технических конференций (НТК), к ним относятся Международные и Российские научные конференции. Они проходят достаточно часто и стоимость публикации в среднем 100-150 рублей за страницу, однако встречаются и бесплатные конференции.

Читайте также – Зачем студенту выступать на научных конференциях – 10 причин

Для более широкого круга читателей предназначены периодические печатные издания (журналы).

Следует помнить, что научные статьи, которые публикуются в научных изданиях, предназначены для специалистов. Поэтому такого рода публикации проходят обязательное рецензирование, причем рецензия может оказаться отрицательной. В этом случае статья будет возвращена на исправление и доработку.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Как выбрать научный журнал для публикации научной статьи – несколько полезных советов

Чтобы правильно выбрать научный журнал, определите цели публикации (набрать баллы для зачета или защитить диссертацию), а также объективно оцените уровень своей подготовки.

Студентам не стоит сразу претендовать на публикацию в престижном журнале. Высока вероятность получения отрицательной рецензии, замечания по которой вы не сможете быстро исправить. В итоге только потеряете время.

Лучше начать с публикации тезисов докладов в сборнике материалов студенческих научно-технических конференций (СНТК). Требования к таким публикациям невысокие, то есть можно потренироваться, набить руку.

Другой вариант – выбрать издание собственного ВУЗа (как правило, это «Вестники»). Также можно принять участие в интернет-конференции и опубликовать статью в электронном сборнике материалов этой конференции.

Публикация в вышеперечисленных изданиях не требует глубокий научной познаний, как правило конференции выставляют одинаково-простые требования к авторам:

  1. уровень уникальности работы не менее 70%;
  2. объем работы в страницах от 3 или от 5 листов машинописного текста ( Times New Romans 14, полуторка);
  3. количество списка использованных источников и ссылок в тексте от 5;
  4. количество соавторов – не более 3-х.

После того, как вы выбрали журнал, приступайте непосредственно к работе над статьей.

Читайте также – Где можно опубликовать научную статью студенту, магистранту и аспиранту – еще и бесплатно?

Требования к оформлению научной статьи – каким должен быть размер шрифта, отступов и прочее

Не стоит забывать про такой важный аспект, как требования к оформлению научной статьи. Работам, не отвечающим требованиям научного издания будет отказано в публикации, на корректировку работы может уйти время, и вы можете опоздать с публикацией.

Как правило, авторы могут оформлять работу согласно ГОСТу от 2008 года, однако некоторые издания выставляют свои требования к оформлению.

Стандартный шрифт, используемый в научной статье – Timew New Romans, размер 14, межстрочный интервал полуторный (1.5), абзацевый отступ 1.5 см. Списки могут быть оформлены в цифр и точек.

Таблицы выравниваются по середине листа, заголовок таблицы выравнивается по правому краю и ставится над таблицей. В начале заголовка ставится слово “Таблица” с порядковым номером вложения.

Другое дело с рисунками, они выравниваются по середине, но подписи к рисункам ставятся под ними и также выравниваются по середине. Подписи начинаются со слова “Рисунок” и порядкового номера изображения.

Схемы, диаграммы и графики лучше всего оформлять в виде рисунков, так вы точно не ошибетесь.

Таким образом можно оформить практически любую научную статью. В любом случае, научные издания оговаривают требования к оформлению научных работ у себя на сайте или пишут их в информационном письме к конференции.

Примеры научных статей студентов (шаблоны)

Как пишется хорошая научная статья студента – секреты написания

Можно выделить несколько аспектов, знание которых поможет написать хорошую научную статью и успешно опубликовать ее. Для студентов это консультации специалистов, привлечение соавторов, знание терминологии и строгое соблюдения требований научного издания.

Проконсультируйтесь с преподавателем

Если это ваш первый опыт написания статьи, то желательно проконсультироваться с преподавателями в своем вузе и выбрать руководителя. В помощи вам никто не откажет. Желание студента заниматься научной деятельностью и написать статью всегда приветствуется.

Консультант или руководитель не только поможет вам в проведении исследований и написании статьи, но и посоветует научное издание для публикации.

Привлеките соавторов

Довольно перспективным является вариант написания статьи в соавторстве. Коллективная работа, во-первых, интересна для самих авторов, а во-вторых, обычно получается более качественной. В соавторы можно взять преподавателя, аспиранта или студента.

Не забывайте употреблять термины и определения

Свободное владение терминологией – очень важный аспект. Все термины должны соответствовать действующим нормативно-правовым актам. Давать определения нужно только для тех понятий, которые вы предлагаете ввести впервые, или если определения этих понятий отсутствуют в отечественной нормативной базе.

Проследите за оформлением научной статьи

Если правила оформления не будут соблюдены, статью не опубликуют.

Всегда внимательно читайте правила оформления статей, так как в разных изданиях требования сильно отличаются. Обращайте внимание на формат страницы (обычно А4 или А5), поля, вид и размер шрифта, междустрочный интервал, абзацный отступ, оформление таблиц и подрисуночных подписей. Иногда в таблицах шрифт может отличаться от шрифта основного текста. Обратите на это внимание.

Проверьте статью на грамотность и уникальность. Обязательно!

Несколько раз перечитайте статью. Исправьте грамматические и стилистические ошибки. Если не уверены, что сможете сделать это самостоятельно, попросите помощи у других или используйте интернет-ресурсы. После правки перечитайте статью еще раз.

Уникальность – наиболее значимый критерий. Работы с уникальностью ниже 80% не принимаются к публикации. Некоторые журналы выставляют более жесткие требования и не принимают работы, уникальность которых  ниже 90%. Проверьте научную статью на уникальность с помощью онлайн сервисов: антиплагиат.ру и текст.ру – они наиболее точные.

Помните! В том месте, где вы делаете ссылку на какого-либо автора или его работу (в виде квадратных скобок), плагиат допускается.

Проверить уникальность научной статьи можно на сайте antiplagiat.ru, а также воспользоваться программой проверки плагиата от etxt.ru (скачать).

Не забудьте про сроки подачи заявки на публикацию статьи

Строго соблюдайте сроки представления статей в редакционную коллегию. Сроки назначаются из расчета, что, во-первых, ваша статья должна пройти рецензирование, во-вторых, в случае отрицательной рецензии вы должны успеть исправить замечания.

И еще несколько полезных советов, чтобы написать хорошую научную статью

  • выбирайте актуальную тему для проведения исследований;
  • выбирайте руководителя или консультанта, являющегося специалистом в данной области;
  • обосновывайте актуальность исследований путем критического анализа работ других авторов;
  • делайте ссылки на авторитетные источники;
  • перед написанием статьи составьте для себя примерный план основной части;
  • структурируйте статью по общепринятым нормам;
  • пишите текст грамотным языком, используя правильную терминологию;
  • не перегружайте статью лишней информацией общего характера (не «лейте воду»);
  • подчеркивайте научную новизну полученных результатов;
  • показывайте преимущества вашей разработки по сравнению с существующими аналогами;
  • в заключении отмечайте практическую значимость разработки и экономический эффект от ее применения;
  • привлекайте к работе соавторов;
  • выбирайте научное издание для публикации с учетом уровня вашего исследования;
  • строго соблюдайте требования по оформлению статьи;
  • несколько раз перечитайте готовую статью, исправьте ошибки и неточности;
  • подавайте материалы в редколлегию не позднее назначенного срока;
  • устраняйте все замечания рецензента;
  • проверяйте работу на уникальность перед отправкой на публикацию.

После написания научной статьи, вам необходимо отправить ее на публикацию. Для этого, необходимо подобрать подходящий научный журнал. Читайте далее – Где опубликовать научную статью

Как написать научную статью для публикации в научном журнале? Таким вопросом задается каждый молодой ученый после получения своих первых научных результатов. И как оказывается, не всякому этот процесс дается легко. Нередко, направив свою первую статью в журнал, авторы получают отказ в публикации.

Недостаточно просто описать полученные вами результаты, необходимо четко и ясно прописать актуальность работы, цель, научную новизну и т. п. Рецензенты научных журналов обращают внимание именно на эти пункты.

Давайте разберем, что и как должно быть написано в статье для успешного прохождения этапа рецензирования.

Содержание статьи

  • 1. Как написать научную статью для публикации в журнале?
  • 2. Предмет исследования
  • 3. Методология
  • 4. Актуальность
  • 5. Научная новизна
  • 6. Стиль, структура, содержание статьи
  • 7. Библиография
  • 8. Апелляция к оппонентам
  • 9. Выводы, интерес читательской аудитории
  • Заключение

1. Как написать научную статью для публикации в журнале?

Авторам научных публикаций можно предложить следующий, разработанный мной алгоритм действий, позволяющий уточнить теоретико-практическое содержание проведенного исследования и обойти возможные «острые углы» при получении рецензии специалиста на публикуемую работу. Для составления этого алгоритма я использовала собственный опыт рецензирования научных статей.

2. Предмет исследования

Авторы должны хорошо понимать свою предметную область и уметь отчетливо донести до читателя результаты своей работы. Ошибкой является использование общих формулировок, касающихся всей науки в целом (например, «содержание народной педагогики, на примере татарской народной педагогики»). вместо конкретных тезисов и постулатов.

Другим негативным примером является понимание слова «предмет» буквальным образом. Что такое книга? Предмет! Отлично, автор выбирает, например, в качестве предмета исследования книгу Эма Гриффина «Коммуникация: теории и практики». Такие курьезы тоже могут быть возможны. В качестве положительного примера предмета исследования, к которому не возникнет нареканий, можно взять следующий: «процесс формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования». При этом соотношение объекта и предмета исследования должно учитывать их иерархию, так, например, в нашем положительном примере объект шире, чем предмет, и объектом является «образовательный процесс в сельских школах».

3. Методология

Исследователи могут указать основу своего исследования на философском, общенаучном и частнонаучном уровне. Ошибкой является указание преимуществ использования различных техник и технологий вместо указания теоретического базиса исследования.

Пример: «проводится анализ положительного влияния летнего танцевального лагеря на развитие танцевальных способностей детей». Часто вместо методологии авторы указывают совокупность методов исследования, например: «анализ методологических основ профессиональной деятельности преподавателей вузов, рабочих программ и методических пособий для подготовки и переподготовки преподавателей, обобщение педагогического опыта использования современных web-инструментов в качестве одного из средств повышения профессиональной эффективности, беседы с преподавателями по данной проблеме исследования». Методология – это не набор методов исследования, а его теоретическая основа, то есть те теории, которые предшествовали рождению нового знания.

В качестве хорошего «образца», поясняющего на примере суть указанного требования, может быть следующая формулировка: «методологической основой исследования являются теория систем (П.К. Анохин, К.В. Судаков), теории деятельности (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев)».

Подробнее прочитайте статьи про методы и методологию научного исследования.

4. Актуальность

В статье авторы обязательно должны указывать важность и значительность рассматриваемой проблемы именно для настоящего момента. Ошибкой является указание пользы исследования безотносительно к любым временным промежуткам.

Пример неудачной формулировки: «реализация индивидуального подхода в обучении – объективно обусловленное закономерностями развития человека требование к организации учебно-воспитательного процесса».

Напротив, удачным примером, можно назвать следующее утверждение: «Актуальность исследования заключается в том, что существует потребность в разработке педагогических условий для успешной адаптации участников программ международной академической мобильности».

Особенно важно подчеркнуть, что актуальность исследования выбранной темы определяется наличием противоречий, которые и должны быть разрешены в результате проведения исследования. Перечень противоречий можно описать перед формулировкой актуальности исследования.

5. Научная новизна

Авторы в своих статьях должны четко указать, в чем отличие их работы от аналогичных исследований в той же предметной области. Научная новизна – так называемое сердце всего исследования, его основной стержень. Если нет новизны, то ценность исследования теряется.

Некоторые авторы пытаются приурочить что-то известное к какому-либо новому поводу. Например, в статье к юбилею ученого приводилась его биография, однако научной новизной перечень биографических фактов из его жизни и деятельности не обладает. Соответственно, историко-биографический обзор не может считаться научным исследованием ввиду того, что перечень известных фактов в честь юбилея не имеет ничего нового по отношению к уже известному.

Рассмотрим другой случай. Итак, в статье на тему «интерактивный метод обучения в дистанционном образовании» автор приводит целый раздел с описанием научной новизны. Однако, внимательно изучив этот раздел, никак нельзя выяснить – что именно нового предлагает автор. Основная мысль, которая дается, ­– студентам всего лишь необходимо звонить по скайпу. Причем скайп – не новый, и не разработан автором статьи. Применить его, как техническое средство – можно, но в чем именно содержание методики его использования? В том, чтобы студенты самостоятельно разговаривали при пассивном участии преподавателя? Так они между собой могут поговорить, и по телефону, и по другим мессенджерам, и без участия преподавателя. То есть автор пытается сделать новую комбинацию известного (возможности телекоммуникации) и известного (возможности обучения), и выдать это за новую технологию обучения.

Хорошим примером научной новизны может быть следующее: «предложена модель готовности учащихся к получению профессионального образования, раскрыто содержание показателей (индикаторов состояния данной готовности), сформулированы критерии (признаки, на основании которых формируется оценка уровня развития показателей готовности), охарактеризованы педагогические условия, учитывающие специфику функционирования сельских школ, спроектирована система формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования».

6. Стиль, структура, содержание статьи

Стиль публикуемой статьи должен быть научно-публицистический, а сама структура статьи должна соответствовать внутренней логике повествования.

Содержание статьи должно последовательно раскрываться по смыслу и соответствовать названию. Часто случается, что авторы уделяют недостаточное внимание формулировке названия статьи, отчего оно может быть либо слишком общим, не отражающим содержание статьи, либо слишком длинным и перегруженным по смыслу.

Стиль статьи должен быть научным, даже академичным. В нем должна выражаться на достаточном теоретическом уровне идея, доступная для восприятия читателем. Структура статьи должна отражать логику решения поставленных задач. Содержание статьи должно соответствовать названию и нести в себе не только жанровый интерес, связанный со стилем изложения авторских идей, но и научную новизну исследования.

Положительная рецензия может быть такой: «В содержании статьи приводятся наиболее популярные на сегодняшний момент конкретные примеры web-инструментов. Статья написана понятным языком, название соответствует содержанию. Выбранная структура статьи позволяет раскрыть основную мысль авторов». Или, например, такой вариант: «Стиль статьи научный, статья разбита на смысловые блоки, представленные как озаглавленные подразделы. Содержание статьи соответствует названию, логика исследования четкая, разбиение на блоки понятно читателю и отражает динамику развития авторской идеи».

Одной из ошибок в гуманитарных исследованиях является использование не точных литературных формулировок, просторечий: «много тому подобного полезного и близкого», «провидение, в неисповедимых своих решениях».

7. Библиография

Как ни странно, в 95% случаев у авторов в этом разделе встречаются ошибки в оформлении. Список литературы должен соответствовать не только формальным правилам оформления, но и заявленной теме исследования, содержать как новую, так и фундаментальную литературу. Часто список литературы может быть не отсортирован по алфавиту. Следует отметить, что некоторые источники могут начинаться с инициалов автора, а не с фамилии, что затрудняет ранжирование списка источников по алфавиту, ведь некоторые авторы упускают это в своей работе.

Очень часто авторы не знают, как правильно оформить ссылку на Интернет-ресурсы, и поэтому статьи имеют не верно оформленные ссылки на электронные документы. ГОСТ по оформлению литературы содержит множество примеров оформления списка литературы, включая электронные ссылки.

Рецензенты, как правило, очень хорошо знают правила оформления литературы, и надеяться автору, что рецензент этого не заметит, фактически бесполезно. Поэтому нужно обязательно потратить время на оформление литературы по текущим правилам, кроме того, некоторые издательства имеют свои правила оформления списка литературы, с этим тоже необходимо познакомиться, прежде, чем направлять статью на рецензирование.

Кроме того, вместо нумерации по алфавиту авторы могут выставить список литературы в порядке их научного приоритета. Однако, и в этом случае, могут быть казусы следующего типа. Рассмотрим рецензию на такую работу: «Библиография содержит 16 источников, и начинается она с ссылки на Википедию. Нет общего мнения, насколько корректно и правомочно использовать в качестве первого источника в списке литературы информацию с Википедии, так как это открытый для редактирования ресурс. Это означает, что редактировать статьи на Википедии могут все пользователи интернета. В целом этот ресурс использовать не запрещено, хотя достоверность информации определяется теми людьми, кто анонимно вносит правки в статьи. Кроме того, автор может сделать ссылку на статью, которая впоследствии может изменится по содержанию после правок. Формально использование Википедии не запрещается, главное, оформить библиографический источник по правилам оформления электронных документов, как веб-страницу».

8. Апелляция к оппонентам

Авторы текста могут использовать обращение к первоисточникам идей, декларируемых как базис для собственного исследования. Ошибкой при этом является не достаточная корректность обращения к оппонентам по данной обсуждаемой теме.

Например, автор приводит собственную адаптацию интерактивного метода обучения в дистанционном образовании, который он считает общеизвестным и называет его «метод Пилы», но при этом не указывает авторов этого метода, и где этот метод был опубликован. Таким образом, читатель, не знакомый с этим методом, затрудняется понимать, что именно является известным, а что новым в интерпретации или использовании этого метода.

Приведем вариант положительной рецензии: «Апелляция к оппонентам заявлена на примере широкого и подробного анализа литературы, в том числе и авторов, которые не были упомянуты в списке литературы, но имеющих широкое признание в научной среде. Поэтому широта осмысления научно-теоретического опыта была достаточной в данной статье для постановки проблемы и формирования выводов. В том числе широкая экспериментальная база не позволяет сомневаться в их достоверности».

Еще одним удачным примером является всестороннее рассмотрение известного, разработанного другими авторами материала, при этом путем анализа и синтеза получается новое знание. К примеру, положительный вариант рецензии может быть таким: «Апелляция к оппонентам выражена при обращении к работам В.Д. Менделеевича, в которых указано его мнение относительно исследуемых понятий, при чем автор пишет, что «однако, на наш взгляд, в современной психологической науке следует разделить понятия «зависимость» и «привычка»»».

9. Выводы, интерес читательской аудитории

Результаты исследования должны иметь вывод, выраженный в четкой и доступной форме. Необходимо указать область применения результатов исследования, и какой круг вопросов остался открытым.

Задача рецензента – найти и оценить вывод. Ошибкой является «спрятать» вывод по всему тексту статьи. И не вина рецензента, если он не сможет обнаружить вывод по статье – ведь вместо автора он этого делать не обязан, а читатель тем более.

Научная статья не является художественным произведением, которое побуждает задуматься, и искать множество смыслов, и формулировок. Статья требует единой выдержки в ясной смысловой концепции и четкости формулировок. Даже если раздел озаглавить словом «выводы», но не сделать вывод, это тоже бессмысленно и не рационально, рецензента этим не проведешь.

По сути, любой тезис может являться правомерным при достаточной доказательной базе, и любой вывод может иметь право на существование. В этом и заключается право автора иметь свою точку зрения в научном мире. Куда хуже, не иметь своего мнения, и прятаться за общими фразами об актуальности и развитии каких-либо туманно описанных «инноваций».

Заключение

После ознакомления с материалом, надеюсь, у вас не возникнет вопроса, как написать научную статью для публикации в журнале. Если ваша статья обладает четкой конкретикой, логикой и соответствует указанным выше пунктам, то она будет представлять интерес для широкой читательской аудитории и будет рекомендована рецензентами к печати.

kak-napisat-nauchnuyu-statyu-dlya-publikacii-Kaleeva-Zhanna
Калеева Жанна Григорьевна, к.пед.н.
Профессор Российской Академии Естествознания
Заслуженный работник науки и образования

Статья на Дзен

Присоединяйтесь, чтобы моментально узнавать о новых статьях в нашем научном блоге, акциях и получать только полезные материалы!

Добавить комментарий