Как составить связанный рассказ

Составьте связанный рассказ на тему :

“Как сварить суп (борщ и т.

Д. )”

Используйте различные способы выражения советов.

Вы открыли страницу вопроса Составьте связанный рассказ на тему :”Как сварить суп (борщ и т?. Он относится к категории
Русский язык. Уровень сложности вопроса – для учащихся 5 – 9 классов.
Удобный и простой интерфейс сайта поможет найти максимально исчерпывающие
ответы по интересующей теме. Чтобы получить наиболее развернутый ответ,
можно просмотреть другие, похожие вопросы в категории Русский язык,
воспользовавшись поисковой системой, или ознакомиться с ответами других
пользователей. Для расширения границ поиска создайте новый вопрос, используя
ключевые слова. Введите его в строку, нажав кнопку вверху.

пособие для начинающих авторов

Как написать рассказ:

Разбираясь, как написать рассказ, помните: коротко — не значит легко. Малые формы требуют не меньшей отдачи, чем роман-эпопея. Надеемся, мы вас не напугали, потому что у нас есть подробные рецепты для создания хорошего рассказа.

Как научиться писать рассказы

Костяк любого хорошего рассказа — это:

  • четко выраженная сюжетная линия;
  • наглядность (читатель должен как можно ярче визуализировать написанное);
  • максимум одна проблема, которую нужно разрешить как можно более впечатляющее;
  • персонажей должно быть не много.

Все это нужно изложить максимум на паре десятков страниц, не отпуская читателя до самой последней буквы.
Запомнили? Тогда идем дальше, искать содержание для формы.

Как найти идеи для рассказа

Идеи для творчества мы извлекаем из мира вокруг нас: эмоциональных переживаний, своего опыта или опыта других людей. Идея может прийти даже во сне.

Заведите несколько полезных привычек:

  • Записывайте все, что приходит вам в голову.
  • Будьте в курсе всего актуального: читайте книги и новости, смотрите художественные и документальные фильмы, сериалы. Из них можно почерпнуть идеи для развития сюжета.
  • Вдохновляйтесь изобразительным искусством, прислушивайтесь к своим мыслям, рассматривая картины, инсталляции и фотографии.
  • Записывайтесь на семинары и вебинары профессионалов, обсуждайте литературу на форумах, знакомьтесь с единомышленниками.

Лишних идей не бывает, а идеи, которые не задокументировали, — все равно что мертвые. Записывайте их в блокнот, в приложение на смартфоне, ручкой, карандашом, голосом.

Творческое подсознание не дремлет, но иногда заходит в тупик. Пробежавшись по накопленным заметкам, вы поможете ему выхватить Ту Самую идею, пусть и казавшуюся ерундой на момент записи.

  • Михаил Булгаков оставлял пометки на манжетах рубашки..

  • Анатоль Франс писал на салфетках и не делал культа из бумаги. Он пользовался для набросков скатертями, своей одеждой, визитками, конвертами, документами.

  • Иммануил Кант писал в чужих книгах между строк.

  • Фрэнсис Скотт Фицджеральд писал на обрывках бумаги.

  • СМИ, историческая литература, дневники

От писательского ступора никто не застрахован, но мир вокруг нас не дает расслабиться. Научитесь использовать информацию, которая вас окружает.

Медийное пространство принято ругать, но оно так и ломится от сюжетов! Мировые новости, исповеди YouTube блогеров, ток-шоу, криминальные хроники. СМИ как пещера Алладина, где вместо драгоценностей идеи для рассказов.

Не бойтесь высказываться по остросоциальным вопросам. Полемика — топливо для мыслительного процесса.

Наконец можно в буквальном смысле подглядеть в чужие записи. Не бойтесь, мы не предлагаем нарушить право на тайну переписки. Множество дневников, писем и мемуаров исторических личностей опубликованы официально. Иногда достаточно небольшой заметки или дневниковой записи, чтобы великий человек, сам того не зная, вдохновил начинающего автора.

Рассказ должен показать воображению читателю мини-фильм: хронометраж ограничен, зато история должна запомниться навсегда. Слова — не кадры, но их можно сделать кинематографичным. Помогут визуальные референсы.

Найти их можно на сайтах типа Pinterest или We Heart It. Здесь легко коллекционировать и сортировать изображения, которые ассоциируются у вас с персонажами, сюжетными линиями, атмосферой истории. Правильная картинка придет на помощь «режиссуре».

  • Книги по писательскому мастерству

Опытные авторы не подскажут волшебную формулу писательства, но поделятся своими секретами.

Стоит прочитать:

  • «Слово живое и мертвое» Норы Галь. Легендарная советская переводчица-литературовед разбирает типичные ошибки писателей и дает советы начинающим. Например, не рекомендует увлекаться заимствованными словами, смешивать стили и «бояться» глаголов.
  • «Живой как жизнь»Корнея Чуковского — книга об истории и культуре слова. Поможет выжечь из текста канцеляризмы, сделать его живым.
  • «Высокое искусство» — здесь Чуковский обстоятельно разбирает ритмику слов, синтаксис, логику повествования и юмор в художественных произведениях.
  • «Как писать книги» Стивена Кинга, пожалуй, одно из самых рекомендуемых пособий для начинающих писателей и не зря. Мастер ужаса и саспенса раскрывает секреты своей впечатляющей продуктивности, учит самокритике и упорству.
  • «50 приемов письма» Роя Кларка — книга о поиске авторского стиля. Подскажет, какие базовые практические навыки стоит оттачивать и совершенствовать.
  • «С первой фразы» Лизы Крон — не только подробное пособие для авторов. Крон объясняет как работают процессы, с помощью которых мы сочиняем истории. В книге есть даже про нейрофизиологию.
  • «Расскажи себя» Елены Трусковой — легкий, интересный и мотивирующий сборник из 30 заданий для начинающих писателей.

Чтобы рассказ стал рассказом, в нем должны быть:

  • главный герой;
  • время действия;
  • сюжет;
  • конфликт;
  • тема.

Считается, что тема должна быть близка автору, но это не обязательное требование. Например, Ганс Христиан Андерсен написал много чудесных сказок для юных читателей, но при этом не слишком любил детей.

И все же авторам-дебютантом будет легче начать с рассказов, основанных на личном опыте. Например:

  • Будни врачей, описанные для немедиков. Правдиво, с толикой профессионального цинизма и огромной долей человечности. (Андрей Ломачинский, «Записки судмедэксперта»);

  • Записки молодых родители, пишущих для других родителей и не только. Честный взгляд на то, как появление ребенка меняет жизнь.(Надежда Папудогло, «Тыжемать»)

  • Мемуары военных и моряков, приправленные уникальным армейским и флотским юмором (Сергей Проценко, «ЧП гарнизонного масштаба»);

  • Воспоминания следователей, криминалистов, частных сыщиков. (Джон Дуглас «Охотник за разумом. Особый отдел ФБР по расследованию серийных убийств»).

  • Истории спортсменов, тренеров, писателей, артистов. (Лучиано Фернике «Футбольные байки»).

  • Истории от представителей профессий, которые многими кажутся специфическими и редкими. (Павел «Паштет» Белянский «Я работаю на кладбище»).

Проще всего описывать отдельные случаи, оформляя их в небольшие рассказы, из которых потом может получиться сборник.

Еще один прием — объединить обычных людей и необычный жанр. Примеры сюжетов:

  • Учительница литературы, выживающая в зомби-апокалипсисе (Дэн Симмонс «Фотография класса за этот год»).

  • Стеснительный фантазер, встречающий в кафе черта в женском обличье (Владимир Набоков «Сказка»).

  • Молодая пара, с которыми начинает разговаривать их еще не родившийся ребенок (Рэй Брэдбери «Помнишь Сашу?»).

  • Книголюб, которому случайно прислали электронную «читалку» из параллельной вселенной (Стивен Кинг «Ур»).

Скорее всего, вы уже в общих чертах представляете себе главного героя. Он должен оставаться в центре повествования от первой до последней страницы: таков принцип рассказа. Поэтому познакомьтесь с персонажем поближе, используя старый, но проверенный способ — анкету.

Четыре главных графы:

  • Внешность и привычки. Иногда достаточно пары-тройки черт. Скажем, упоминания того, что герой грызет ногти или носит только зеленое. И все, он уже не аморфный незнакомец.

  • Поступки. Ничто не говорит о человеке лучше, чем его поступки. Покажите, как герой ведет себя в той или иной ситуации, как реагирует на сюрпризы, неприятные новости, проявление любви и т. д.

  • Речь. У каждого она уникальна. Громко или тихо разговаривает ваш персонаж? Низким или высоким тембром? А может, у него есть акцент? Любимая присказка?

  • Мысли. Иногда они совпадают с тем, что герой говорит вслух. А иногда — нет. К тому же у него наверняка есть тайные воспоминания, желания, надежды и страхи.

Такое описание поможет понять мотивы героя, создаст у читателя ощущение сопричастности, заставит сопереживать, даже если он не во всем согласен с персонажем.

Главного героя нужно противопоставить, а вот чему или кому — решать вам. Вот несколько распространенных примеров конфликта:

  • против другого персонажа;
  • против Бога (богов);
  • против самого себя;
  • против природы;
  • против общества;
  • против техники или технопрогресса.

Чем ярче вы представите себе эпоху, период или мир рассказа, их особенности и нравы, тем лучше построите ландшафт вокруг героя.

Однако не нужно пускаться в подробности и детально описывать место действия. Например, вместо того, чтобы расписывать, как далеко находилась городская церковь и в каком плачевном состоянии пребывала, сразу опишите долгий путь героя к воскресной мессе и покосившийся купол храма, который виден из-за поворота.

Полезно будет изучить или хотя бы получить общее представление о специфической лексике, быте, флоре и фауне местности, в которой происходит действие. Прочтите несколько произведений близких эпох, историческую литературу. Приправьте рассказ реалистичными деталями, которые вызовут интерес и доверие читателя. Например, опишите традиции, которые показались бы странными в наши дни. Сдобрите диалоги словами и выражениями, которые сейчас едва ли услышишь.

Но старайтесь не углубляться в исследования ДО того, как начнете писать рассказ. Запишите заметки вроде «может понадобиться информация о южноафриканских диалектах» или «уточнить, из чего шили платья французские крестьянки в XIX в.», и ищите эту информацию, когда доберетесь до соответствующих сцен.

Как составить план рассказа

Сначала набросайте «скелет» рассказа. Тезисно опишите место действия, главного и второстепенны героев, завязку, конфликт, препятствия на пути его решения, неожиданные обстоятельства, кульминацию, развязку, финал.

Теперь набросайте абрис истории. Достаточно шести пунктов:

  • От чьего лица будет вестись повествование.

  • Какой будет первая сцена.

  • Каким будет переход от введения к основной проблеме.

  • Какой окажется кульминация.

  • Чем разрешится (и разрешится ли) проблема.

На основе такого плана приступайте к полноценному черновику рассказа.

Идея:
Современный человек начинает жить по законам, описанным в древней книге. Он переосмысливает реальность, меняет привычки, но у всего есть своя цена.

План:

  • Описание унылого быта рядового студента-троечника из провинции, мечтающего о легких деньгах и славе.

  • Небольшое лирическое отступление в прошлое: унизительное воспоминание из детства, которое невозможно забыть.

  • Поездка с группой на экскурсию, находка — древняя книга заклинаний и правил, открывающая секреты успеха и богатства.

  • Описание внутренней борьбы героя: скепсис, моральные метания, затем решение испытать книгу.

  • Книга работает. Герой меняет окружение, вычеркивает из жизни сперва тех, кто считал его лузером, затем тех, кто всегда его преданно любил.

  • Книга продолжает действовать. Герою наперебой предлагают престижную работу, его окружают новые восторженные друзья, в него влюбляется недосягаемая раньше красавица.

  • Монолог о произошедшем, о переменах, о новых, глобальных целях.

  • Книгу крадут. После долгих поисков герой находит пропажу только за тем, чтобы выяснить: книга всегда была подделкой, фикцией, которая действовала как эффект плацебо.

  • Главный герой выбрасывает книгу, пытается помириться с незаслуженно обиженными близкими. Уезжает в путешествие. Последняя сцена: книгу находит бомж и увлеченно начинает ее читать.

С чего начать писать рассказ

К счастью, рассказ — не здание: заложить фундамент сюжета важно, но начать строить можно хоть с окон и камина, а окружить их стенами уже позже. Описывайте отдельные сцены как пожелаете, только не забывайте про план, по которому их нужно будет выстроить в крепкую историю.

Но для начала определите тип повествования:

  • Простой — сюжет развивается линейно (возникла проблема, человек ее решает, происходят события, встречи, финал — развязка).

  • Кольцевой — начало и конец истории формально сходятся в одной и той же точке. Но между ними ярко выражен контраст, ведь события истории изменили героя.

  • Револьверный — одно и то же событие рассматривается со стороны разных лиц.

  • Шарнирный — идущий прямо сюжет, насыщенный деталями, резко поворачивается, малозначительные детали сливаются воедино, финал потрясает.

  • Остросюжетный — ситуации показываются динамично, каждая строка удерживает читателя, происходят яркие события, произведение читается «на одном дыхании».

  • Запутанный — много лиц, событий, внешних факторов. Они переплетаются в сложный интересный сюжет, а в финале начатые линии завершаются.

  • Точечный — описываются разные события, определенные детали, личности. Формируется общая картина, создается объемное ощущение, понимание взаимосвязей между персонажами.

Первые страницы повествования не должны быть скучными, банальными, сбивающими с толку. Избегайте:

  • длинных описаний природы и погоды;
  • знакомства со всеми персонажами разом;
  • безымянных диалогов;
  • отсутствия главного героя;
  • слишком подробного описания главного героя;
  • начала по будильнику;
  • вычурности и клише.

Но это не значит, что нельзя рисковать. Первая сцена должна впиться в читателя и утянуть за собой. Например, первый абзац «Перекурщиков» Стивена Кинга:

«Пирсон попытался закричать, но шок лишил его дара речи, и из горла вырвался лишь сдавленный хрип — так иной раз стонут во сне. Он набрал полную грудь воздуха, чтобы предпринять вторую попытку, но чьи-то пальцы, как железные щипцы, сжали его левую руку повыше локтя».

С первых же строк мы получаем: имя главного героя, интригу, присутствие второго персонажа, пока что безымянного.

Как написать свой рассказ, если нет вдохновения? Вдохновение, конечно, вещь хорошая, но ветреная. Не идите у нее на поводу. У вас уже есть наработки, записанные идеи, наброски. Уделяйте работе с ними хотя бы два часа в день. Даже если «нет настроения», и процесс кажется вам механическим.

Вдохновение часто приходит во время писательства, как аппетит — во время еды.

  • Например, Жорж Санд ежедневно писала до 11 часов. А если заканчивала роман в 10:30, то тут же начинала новый, над которым работала оставшиеся полчаса.

Не возбраняется выдать сразу несколько страниц единым порывом, оседлав музу. Все лишнее можно будет выскоблить позже, на этапе редактуры. Но осторожно: после такого стайерского забега есть риск «перегореть» на неопределенный период.

Готовый рассказ можно (и даже нужно) отдать на вычитку профессиональному редактору-корректору. Но и провести собственную редактуру обязательно.

Многие писатели, вопреки распространенному мнению, советуют перечитать свой рассказ сразу же. Скорее всего, на этом этапе вам все понравится. Но первые шероховатости уже будут заметны: правьте их сразу же.

А вот теперь нужно отложить написанное где-то на неделю.

Вторая вычитка окажется куда более глубокой и тщательной. И не очень приятной: вы будете хвататься за голову при виде кучи ошибок, опечаток, нестыковок. Вам захочется уничтожить написанное и забыть о писательстве навсегда. И это — совершенно нормальное чувство (если вы, конечно, не глубоко убежденный в своей гениальности нарцисс).

Переборите себя. Прочтите рассказ вслух: возможно, даже под запись, чтобы получить другое восприятие. Искорените слова-паразиты, повторы, клише, соедините логические разрывы.

  • Финал романа «Прощай, оружие» Хемингуэй переписывал 39 раз.

  • Стивен Кинг всегда сокращал свои рассказы, убирая «слова-бездельники», оставляя «только мясо«.

  • Современники Достоевского отмечали его трудолюбие — автор переписывал начисто черновики, подсчитывал количество строк и всегда сдавал аккуратные рукописи в типографию.

Не бойтесь: совершенства не существует, и гнаться за ним бессмысленно. А вот хорошие рассказы — существуют, и ваш имеет все шансы стать одним из них.

Была ли данная статья полезна для Вас?

Как написать рассказ: с чего начать, план, проработка мира, примеры



Каждый, кто работает с текстами, будь то копирайтер, журналист или контент-менеджер, рано или поздно, задумывается о написании художественного текста: рассказа, повести, новеллы или даже романа. Так было, есть и будет всегда. Берутся за это дело, правда, далеко не все, но думают об этом многие.

И если вы один из тех, кто всё же решился на написание своей нетленки, но не знаете с чего начать, то эта небольшая статья подскажет вам это. В статье вы найдете общий план работы и некоторые примеры. Это станет для вас отправной точкой в мир художественного текста.

С чего начать писать рассказ

Первое и основополагающее, с чего следует начать — это с идеи. К этому вопросу следует отнестись достаточно серьезно и не размениваться на банальные истории, которых миллионы на просторах Интернета и на книжных полках всего мира.

Из личного опыта, могу сказать, что придумывать идею специально — это не самый лучший вариант. Так следует поступить, если вы имеете какие-то обязательства или рамки. Например, участие в конкурсе или даже заказ от клиента.

Но для хорошего рассказа, а мы говорим в этой статье именно о рассказе, идею нужно не придумать, а не упустить, когда она невзначай промелькнёт мимо вас.

Например, вы любите истории в жанре классического фэнтэзи. С эльфами, гномами и другими, всем знакомыми представителями фэнтезийных миров. Но что же можно написать на эту тему, когда уже есть Хоббит, Ведьмак и другие эпические аналоги?

Давайте подумаем. Представим, что, в реальной жизни, вы идете в университет и случайно встречаете старого знакомого, которого не видели со школы. Постояли с ним немного, поговорили. Он рассказал вам что-то интересное и из-за этого вы опоздали на первую пару. И что такого, скажете вы?

А вот что. Берем из этой ситуации идею для рассказа. Скажем, молодой гном, из клана лесных охотников, собирается пройти ритуал становления и для этого ему нужно начать обучение у старейшины, перед основным испытанием. Он направляется в главную залу своего подгорного города для встречи с остальными молодыми охотниками и первого обучения. Но по пути, по извилистым коридорам подземелья, натыкается на молодого гоблина, с которым они знакомы еще с давних времен. Гоблин ему рассказывает, что забрел в подземелье не случайно.

Дальше развиваем идею. Обучение для гнома очень важно и не пойти туда он не может, но история гоблина его очень заинтересовала. Пока они говорили что-то случается в главной зале, например, диверсия враждебного клана и все там присутствующие попадают в плен. История гоблина так или иначе связана с этим.

Тут начинается путь героя. Друзья пытаются помочь своим товарищам, узнают что-то важное, спасают кого-то, попадают в страшные передряги и в итоге, выходят победителями.

Казалось бы, всего лишь встреча со старым другом перед университетом, а в итоге, получилась неплохая история. Таким образом, через призму жанра, можно посмотреть на любую ситуацию из реальной жизни и раскрасить банальное событие новыми красками.

Придумайте конец истории

Второе, что нужно обязательно сделать — это придумать связный и логичный конец вашей истории. Не просто – «Они победили всех, а потом жили долго и счастливо», а настоящее окончание.

Не продуманный конец истории – это одна из главных и самых частых ошибок начинающих авторов. Это происходит так: поймали идею, в голове построили пару крутых сцен из рассказа, а вот чем это всё закончится не ясно. Как правило, такие рассказы никогда не дописываются, потому что автор просто не знает о чём писать.

Конец истории должен быть ясен автору с самого начала. Он должен знать и понимать, что произойдет в финальной сцене, чем закончится сам рассказ, какие моральные и смысловые точки будут поставлены.

Автор должен понимать, что любой рассказ, даже самый маленький – это путь из точки А, в точку Б, с развитием сюжета, персонажей, раскрытием всех вопросов и в итоге завершённым финалом.

Иными словами, у читателя, в завершении прочтения, не должно остаться никаких вопросов по происходящему в тексте. Никаких: а почему случилось это, а что стало с этим, а зачем сделали так и где это было.

Середина рассказа может быть еще не придумана и не продумана, но его конец должен быть четко ясен автору. Так как, отправляясь из точки А, автор должен четко знать где находится точка Б.

План рассказа

Третий этап — это составление плана рассказа. И не просто плана, который обозначен парой тезисов, а логично связанного и расписанного сюжета по сценам.

Сцена — это описание чего-либо происходящего в сюжете, объединённое в одно событие.

Например, встреча нашего гнома с гоблином. Сцена будет включать в себя:

  • Локацию с описанием
  • Саму встречу
  • Разговор
  • Воспоминания или ретроспективы
  • Действия героев в пределах события

Следует помнить, что любая сцена создается по тем же правилам, что и сам рассказ. Она должна иметь начало, развитие и логичное окончание.

Например, в нашем случае — это: путь гнома > встреча > воспоминания > рассказ гоблина > принятое решение.

Вся эта цепочка украшается описаниями и деталями, что в итоге приводит к полному восприятию события читателем.

Каждая сцена — это маленький рассказ, внутри самого рассказа, которая логически продолжает повествование и раскрывает необходимые детали главного сюжета.

И так, мы разобрались, что такое сцена и теперь с этим пониманием составляем план рассказа. В голове у автора это может быть в виде фильма, где меняется происходящее.

То есть, написав план рассказа (по сценно), мы сделали для себя скелет истории, который теперь необходимо обратить плотью деталей.

Пример нашего рассказа:

  1. Сцена 1 – герой просыпается у себя в пещере и начинает собираться;
  2. Сцена 2 – героя провожают его старшие, уже прошедшие испытания, товарищи;
  3. Сцена 3 – герой проходит некоторые залы подземелья (тут показываем город, быт и рассказываем, например, о враждебных кланах);
  4. Сцена 4 – встреча героя с гоблином;
  5. Сцена 5 – событие диверсии в главной зале подземелья.

И так далее. Сделав это, написание рассказа пойдет, как по маслу, так как вы будете знать о чем писать.

Проработка мира

Четвертый этап создания хорошей истории — это проработка мира, о котором вы будете писать. К данному этапу следует отнестись достаточно серьезно, даже если вы досконально представляете, что будете описывать.

Мир вашего рассказа может быть реальным, а может быть вымышленным, но так или иначе, вы должны знать о нем всё. Начиная от местности, заканчивая традициями и местными новостями.

Например, вы пишите о реальном месте, в настоящем времени. Значит, вам следует обзавестись картой местности, узнать о погодных условиях, выяснить какие растения находятся в тех или иных локациях, узнать о обычаях и традициях, населении и животных. Прочитать немного истории этого места, узнать о событиях, произошедших в тот временной отрезок, в котором разворачивается ваша история. Может быть, если того требует рассказ, выяснить расписания общественного транспорта, названия станций метро или названия торговых центров вокруг.

Иначе говоря, у читателя, в особенности такого, кто знает эти места, должно сложиться полное впечатление реальности происходящего.

Если же события вашего рассказа происходят в вымышленном мире, то вам потребуется:

  • Карта – нарисуйте карту местности, пусть даже схематично, со сторонами света, чтобы ориентироваться в тексте и не запутаться самому в направлениях, и не запутать читателя;
  • Временной график — чаще всего, это таблица с указанием даты и времени, в котором происходят события рассказа. Это важно, если вы пишите о нескольких героях, в разных местах;
  • Бестиарий – это справочник фауны вашего мира. Животные, птицы, рыбы, насекомые с их названиями, внешним видом, особенностями и размерами;
  • Травник – это справочник растений вашего мира. По аналогии с бестиарием, занесите туда нужные для рассказа растения – деревья, травы, грибы, мхи и т.п;
  • Технологический справочник – в этом справочнике соберите технологии, приборы и механизмы с их подробным описанием, принципом действия и особенностями;
  • Космология — этот справочник является важнейшей основой любого вымышленного мира. В него заносится информация о сотворении мира, о пантеоне богов, религии, традициях, обрядах, силах действующих в мире, магии и принципах ее действия, физических и химических особенностях, о расах и их появлении в мире;
  • «Платяной шкаф» — справочник описания одежды, традиционных костюмов, доспехов;
  • Оружейный справочник — по аналогии с одеждой, в этом справочнике хранится информация о всех видах оружия используемом или упомянутом в рассказе;
  • График актов – как правило, любой рассказ, состоит из трех актов: завязка, конфронтация и развязка. Каждый герой рассказа, все события рассказа и сам сюжет должен пройти все три акта. В этом справочнике описываем логику этого движения для всех вышеперечисленных.

Временной график и график актов – важны не только для вымышленного мира, но и для любого рассказа.

Составление таких справочников — это очень увлекательная и интересная работа, которая завораживает и вдохновляет. Собрав или придумав всю эту информацию, вы будете готовы писать, не отвлекаясь на размышления о деталях, а творя саму историю.

Проработка героев

Пятый этап — это этап создания самих героев. Мало просто знать, что главным героем будет, например, гном охотник. Нужно тщательно подготовить и прописать этого персонажа.

Лично я делаю на каждого героя отдельный документ, где создаю информацию о нём, в виде досье. Там я описываю его рост, вес, цвет волос, глаз, черты лица, особенности характера, с кем дружит, в какого Бога верит, какая у него профессия и многое, многое другое.

А также собираю в интернете фотографии или изображения людей, внешне похожих на моего героя. 

Таким образом я создаю не просто досье, а очень четкий образ в своем сознании, который при написании рассказа поможет мне сделать героя живым и реалистичным.

По желанию, автор может написать не просто досье, а небольшую историю жизни героя.

Написание рассказа и детали

Этап написания рассказа — это, всего лишь, один из шагов по созданию произведения. Собрав и создав все, о чём мы говорили выше, вы сможете писать легко и быстро. Не отвлекаясь на придумывание чего-либо, кроме самой истории.

Единственное, что очень важно учесть, при непосредственном написании — это детали.

Существуют авторы «заклёпочники», как, например, Джордж Мартин. Такие авторы описывают каждую пуговку на одежде, каждую заклёпочку на доспехах и максимально детализируют мир. А также существуют авторы, которые рассказывают события истории, не вдаваясь в детали.

Для начинающего писателя не следует вдаваться в детали максимально, так как это требует большого мастерства, но и забывать про них не стоит.

При написании своего рассказа не забывайте про:

  1. Свои справочники — делайте отсылки к космологии: упоминайте о традициях, событиях прошлого, законах и других особенностях мира;
  2. Звук, запах и осязание — читатель должен чувствовать запах дождя, слышать шум ветра в печной трубе и дотрагиваться до холодного, чуть шероховатого лезвия охотничьего ножа;
  3. Цвета — это очень важный аспект, который манипулирует сознанием читателя. Разные оттенки сцен (зеленый лес, желтое поле, голубая гладь океана), создают особые настроения. Об этом можно почитать отдельно, в различных источниках;
  4. Контраст — тоже психологический момент, чтобы выразить и усилить что-то. Например: на спокойном, голубом небе, среди пушистых белых облаков, показался большой черный самолет, чадящий такими же черными клубами дыма;
  5. Чувства — герои и окружающие их существа должны чувствовать: дружбу, привязанность, восхищение, любовь, ненависть, злобу и остальные эмоции;
  6. Добро и зло — не разделяйте создаваемый вами мир на черное и белое (кроме случаев с детской литературой). Во всём и всех, есть что-то хорошее и что-то плохое.

Всегда проговаривайте вслух диалоги, представляйте, как бы вы стояли, сидели или лежали в похожей ситуации, проделывайте те жесты, что и ваши герои — только тогда создаваемый вами мир будет реальным и живым.

Вычитка и редактура

Заключительный этап, перед публикацией — это вычитка и редактура. Это обязательный процесс, которому должен быть подвергнут любой текст. Даже если вы уверены в своих силах и знаете, что пишете без ошибок – текст должен быть прочитан еще несколько раз и не только вами.

Вычитка

После завершения своей истории, отложите ее минимум на один день. Пусть сознание отдохнет и написанное уложится в голове. Через несколько дней сделайте следующее:

  1. Бегло прочтите рассказ и внесите мелкие правки в текст;
  2. Через некоторое время, внимательно, по отдельным предложениям и словам прочитайте текст и внесите необходимые правки;
  3. Попросите кого-либо с выражением прочесть ваш рассказ вслух. Поправьте места, где чтец споткнулся;

Теперь рассказ готов на передачу его редактору.

Редактура

Редактура — это редактирование текста, желательно профессиональным редактором, с целью выявления в нем сюжетных, логических, стилистических и семантических ошибок.

Редактор, обязательно, должен быть сторонним лицом, не читавшим ваш труд до этого. Лучше всего, обратиться к редактору за деньги, но это по вашему желанию.

Хороший редактор исправит проблемные части текста и может дать советы по спорном местам.

Корректура

Корректор — это специалист, который занимается правкой грамматических, пунктуационных и иных ошибок, не связанных с сюжетом и самим рассказом. Он работает исключительно над контролем за соблюдением правил русского языка (или того языка, на котором вы пишите).

Этот этап тоже лучше поручить стороннему и профессиональному лицу, но начинающий автор может обойтись и своими силами, если он в них уверен.

Подведем итог

После всех вышеперечисленных этапов, рассказ можно считать завершенным и с чистой совестью публиковать его.

Давайте тезисно составим алгоритм работы над написанием рассказа:

  1. Создание идеи для будущего рассказа;
  2. Создание логического финала истории;
  3. Составление перечня сцен (плана) рассказа;
  4. Работа над создаваемым миром;
  5. Работа над создаваемыми героями;
  6. Написание рассказа, используя выше собранную информацию;
  7. Вычитка, редактура и корректировка текста;
  8. Публикация.

Буду надеяться, что эта статья поможет вам начать творить. Желаю вам успехов и верной музы!

Связанный рассказ

копировать

07.09.2013 13:15

Сын 11 лет. Учится вообщем у нас хорошо, пятерки-четверки. Сейчас перешел в 5-й класс, там добавились предметы, история например, где нужно пересказывать параграф. Но у нас прям проблема что-то пересказать связанно. Не может внятно пересказать о чем книжка, о чем смотрел фильм, что делал, кто-что рассказал. Выглядит это примерно так: -Как тебе мульт Мадагаскар? -Хорошо – Про что он, расскажи? – Ну.. там… в общем.. они плывут..попали на остров и зебра там.. ну..а смешной тигр.. короче хотели домой При этом видно что прям напрягается, вздыхает, выдыхает.Дается очень тяжело. Сильных логопедических проблем нет, но речь особенно когда торопиться как каша, нечеткая что ли, слюней полон рот. Друзья его по несколько раз бывает переспрашивают, что он сказал. Вот как помочь, логопеды говорят это не к ним. Говорят просто пусть следит за речью, чтоб каши не было. А вот как научить что-то рассказывать?

копировать

07.09.2013 13:27

Не верю, что вы были у логопеДОВ. Это их прямая специальность- развитие связанной речи, только заниматься этим в 3-4 года начинают.

Anonymous

Anonymous

копировать

07.09.2013 13:50

А как у него с этим было в первом-втором-третьем классе ? Там же каждый день, то перескажи, то составь рассказ по картинке.

копировать

07.09.2013 20:34

Ну как, так и было. Это же начальная школа, что-то рассказал и хорошо. Ну если он пересказывал, то односложно. Т.е.. Мальчик пошел в школу. И там были уроки. И он писал диктант. И он получил пять.

Anonymous

Anonymous

копировать

07.09.2013 20:41

🙂 Краткость сестра таланта 🙂

копировать

07.09.2013 14:19

О, прям моя тема:) спасибо. Я тут с вами потусуюсь, автор) Тоже 11 лет, логопроблемы были, кстати, не такие уж серьезные, но вот имеем примерно тоже. “Расскажи, как ты отдохнул?”,- спросили моего сыночка и в ответ получили ” вау! Там так классно! Мы матрас купили, а он бдыщщ!!! проткнулся! А этот такой бац! А оно бдыщ! бдыщ! ….”. Ну я утрирую немного, конечно, но в общем, рассказ…..ничего почти кроме эмоций не содержит. Встречаю соседского мальчика из параллельного класса, спрашиваю, как он отдохнул, получаю ответ: ” мы были в ста километрах от Барселоны. Было холодно, мы мало купались, ездили на всякие экскурсии”. Чувствую, что разговариваю с человеком…Вот учатся они одинаково, кстати, и логопедия была примерно одинаковая у обоих. Не знаю…мне кажется, не в ней дело.

копировать

07.09.2013 20:31

Вот вот у нас примерно так же. Только от эмоций каша во рту,аж не поймешь ничего.

Автор

Автор

копировать

08.09.2013 15:33

Я почитала ответы, поразмышляла- все ж, думаю, у нас это не проблема речи как таковая, а проблема общения. Он хорошо отвечает на устных предметах, если ему есть, что сказать, учительница не раз отмечала его активность по гуманитарным предметам. Мой вообще разглагольствовать любит. У него конкретно проблема в общении- он не слушает никогда никого, он любит говорить. Поэтому не представляет себе, как то, что он говорит, воспринимается. Как в анекдоте- чукча не читатель, чукча -писатель! Люди, имеющие привычку слушать, примерно понимают, насколько интересно это может быть, слушать их самих.

копировать

07.09.2013 14:56

Довольно быстро нарабатывается. Мы в процессе лечения заикания заодно и речь развивали. Там были задания и игры. Например. Берем преложение из трех слов. И по очереди втискиваем в него по одному слову, пока не получится 10 хотя бы, не считая предлогов. Я ем пирог Я ем вкусный пирог Я сижу и ем вкусный пирог Я сижу на кухне и ем вкусный пирог Я сижу на кухне и ем вкусный пирог руками. Я сижу на кухне и ем вкусный пирог грязными руками. Ну и т.д. Потом более сложная. Показывают на какой-то предмет. Нужно описать его. Использовав минимум 10 фраз. Потом еще минимум 10 фраз на то чтобы описать для чего он используется. Потом еще 10 фраз про то какие чувства он у тебя вызывает, ассоциации, воспоминания. Мы поочереди друг другу выбирали предметы. Как разновидность этой игры- игра в неандертальца или инопланетянина. Предполагается, что некто ничего не знает о нашем мире и ему надо все подробно объяснять. Мы заигрались в эту игру так, что неандерталец стал нашим постоянным спутником. Потом игра в экзамен. Пишем темы билетов, сворачиваем в трубочку. Кладем в салатник. Достаем по очереди. Рассказываем. Уже за месяц прогресс очень сереьезный был. Теперь сын может связно рассказать то что ему интересно. Увы. Это все время чето нудное про майнкрафт или мальчишеские хулиганства. Все что ему неинтересно по-прежнему “нормально”. Но если распросить – ответ будет внятный. И пересказы с докладами вообще не проблема.

копировать

07.09.2013 15:06

Есть еще такая отличная игра. Не знаю названия. Но очень полезная для оттачивания формулировок. Один игрок загадывает слово. Например “небо”. Говорит первую букву “н”. Второй спрашивает “это весенний цветок?” – нет, это не нарцисс. – это планета солнечной системы? – нет, не нептун. Ну и т.д. Если не угадал, о чем спрашивают, говоришь вторую букву. И так далее.

копировать

08.09.2013 11:09

Замечательная игра, называется “Контакт”, действительно, развивает не только умение формулировать, но и общий кругозор.

копировать

08.09.2013 15:42

В нее могут играть только избранные. Я, например, не могу и никогда не могла. Хотя с речью вроде как проблем не имею)))

копировать

08.09.2013 17:54

А мы вчера попробовали. Детям оооочень понравилось 🙂 Они, правда, хулиганили, вставляли слова типа “слюнявый” 🙂 Но все равно получилось полезно. И весело!

копировать

09.09.2013 03:19

Ой, мы играли в ту, где по слову прибавлять. Перепутала.

копировать

07.09.2013 19:28

Классные упражнения! Спасиб

копировать

07.09.2013 20:35

Спасибо огромное. Обязательно попробуем, я вот до такой игры не додумалась. Спасибочки

Автор

Автор

копировать

08.09.2013 09:50

Спасибо. Вот прям ваш текст и скопировала на комп.

Anonymous

Anonymous

копировать

08.09.2013 12:40

Добавление по слову – отличный метод, он действительно работает. Хорош также для развития слуховой памяти. Очень понравилась идея с инопланетянином, утащу себе для занятий, спасибо 🙂

копировать

08.09.2013 22:14

Только при пересказе текста используется обратная схема, от общего к частному (то есть рассказ из 10-15 предложений надо пересказать в 2-3 фразы, умея выделить главную мысль и опустив все остальное)

копировать

07.09.2013 15:59

связный рассказ, связная речь Разговаривайте с ним больше, просто пусть рассказывает как день прошел, как в школе дела, как с друзьями. Можно перед сном, с таким неторопливым, успокаивающим посылом. Можно руку, спинку поглаживать, волосы перебирать – надо, чтобы он расслабился.

Anonymous

Anonymous

копировать

07.09.2013 19:35

А вы сами насколько связно можете рассказывать? С грамотностью уже, вижу, беда. Может, и с богатством речи тоже проблемы? А ребенок что в кругу семьи слышит-то и усваивает.

копировать

08.09.2013 22:10

Нас (родителей) учили работать с детьми в данном направлении следующим образом: Читаем текст Ищем главную мысль в тексте Отвечаем на вопрос : о чем текст? (тут как раз ребенок начинает пересказывать с прямой речью, сбивается и т.д. далее просим ребенка сократить пересказ до самого главного (типа перескажи с три предложения) ну и так далее. Это конечно не сразу все приходит, а постепенно. Ребенок тоже в 5-м классе, правда ему 10 лет только. Пересказывает тоже не ахти, тренируемся по мере возможности по вышеуказанной схеме

копировать

07.09.2013 14:38

автор,прям навеяло воспоминания о собственной учебе.У нас педагог по истории в школе советовала отвечать урок по определенному плану.Предисловие,основная часть, заключение и выводы.Когда отвечаешь урок ( ну или просто рассказываешь) по определенной системе,мысли не скачут,получается связанный рассказ. Как-то так

копировать

07.09.2013 15:09

только рассказ не связанный, а связный 🙂

копировать

07.09.2013 16:17

моей 5 лет, тоже не может пересказать ничего(( надо к логопеду? чейт я расстроилась прям(( или в 5 лет еще вариант нормы?

Anonymous

Anonymous

копировать

09.09.2013 00:15

в 5 лет можно. тренируйтесь на картинках.

Anonymous

Anonymous

копировать

07.09.2013 16:31

всему этому учит или учитель или дефектолог

учитель

учитель

копировать

09.09.2013 13:32

есть прекрасная книга для родителей и педагогов, называется “Чтение с увлечением” Краснова, Соболева. (есть на флибусте) Там как раз приведены примеры различных упражнений и игр, рассчитанные на возраст от 7 лет. Автор тоже может что-то подобрать, хоть и ребёнок старше. Всё нацелено на то, чтобы научить ребёнка не только читать, но и перессказать, рассказать, сочинить и т.п. Всем мамам советую ))

Составьте связанный рассказ на тему:
“Как сварить суп (борщ и т.д.)”
Используйте различные способы выражения советов.

Boss2105

Светило науки – 26 ответов – 0 раз оказано помощи

Как сварить молочный суп. Приготовить полезный молочный суп довольно просто. Возьмите небольшую кастрюльку и налейте в неё один литр молока. Обязательно убедитесь в том, что молоко свежее, иначе во время варки оно может свернуться. Поставьте кастрюлю с молоком на плиту и включите средний огонь. Когда молоко начнёт закипать, всыпьте в него четверть стакана мелкой вермишели. Огонь сделайте минимальным. Вермишель нужно помешивать, чтобы она не слиплась. Примерно через десять минут ваш суп будет готов. Приятного аппетита!

КотиКомпотик

Светило науки – 35 ответов – 0 раз оказано помощи

Для супа понадобится ( ингредиенты):
мясо-300 грамм
лук-1 головка
морковь-1 шт.
перец, лавровый листик, соль
 Промываем мясо и нарезаем кусочками (в большинстве случаев я использую говядину). В чистую кастрюлю наливаем воду, кладем мясо и ставим на плиту. Варим на сильном огне. После закипания бульона убавляем огонь и обязательно убираем пенку. Очищаем морковь и лук, отправляем в кастрюлю вариться. Варим около часа. На время готовки влияет разновидность мяса(свинина и говядина варятся 90 минут, а курица и рыба-40). Периодически снимаем пенку. В конце в кастрюлю кладем лавровый листик, соль и перец по вкусу. Готово! Приятного аппетита!

Добавить комментарий