Методическая разработка
на тему: «Методика создания комбинаций в аэробике»
Выполнил:
тренер-преподаватель
по аэробике Цыбикова В.А
с.Сосново-Озёрское
2019г
Методика создания комбинации в аэробике.
При составлении и обучении аэробным связкам тренер должен уметь:
1. Составлять связки, придерживаясь структуры того или иного метода составления, а также ритма музыкального сопровождения.
2. Составлять связки с учетом размеров зала, подготовленности занимающихся и других частных условий.
3. Зеркально демонстрировать аэробные связки, а также выполнять их симметрично в обе стороны.
4. Подбирать тот или иной метод обучения в зависимости от поставленной задачи, части занятия и состава группы.
5. Пользоваться различными методическими приемами для усложнения условий выполнения.
Тренер-инструктор по аэробике должен создавать комбинации с учётом размеров зала (площадки), чтобы не стеснять и не ограничивать пространственное передвижение занимающихся. При этом надо учитывать возможность перемещения при выполнении комбинации с правой и левой ноги. Несоблюдение данного правила может привести к помехам и даже травмам.
Основой хореографии аэробики является элемент. Напомним, что элемент – это наименьшее, но, вместе с тем, вполне законченное двигательное действие, имеющее определённую структуру: начало, основное действие и окончание. Элементы в аэробике отличаются доступностью и простотой двигательных действий. Координационное усложнение за счёт различного рода сочетаний движений рук и ног, изменение темпа и ритмического рисунка движения, смена ракурса и направления в перемещении создают модификации элементов. Основные элементы и их модификации могут входить в соединения, при этом большое значение имеет логический переход от одного движения к другому. Несколько соединений определяют и составляют комбинацию, а затем и связку или комплекс.
Элементы могут образовывать соединения, в которых важное значение имеет логический переход от одного движения к другому, при этом соблюдаются следующие правила:
•завершающая фаза двигательного действия предыдущего упражнения должна соответствовать начальному последующего;
• переход от одного элемента к другому осуществляется со свободной ноги;
• начальная фаза движения выполняется в плоскости, в которой завершилось предыдущее.
Двигательные действия (элемент)
Упражнение из нескольких двигательных действий (модификация)
Соединение
Комбинация
Связка (комплекс)
Содержание аэробного комплекса упражнений
Этапы составления комбинаций
Начинающему тренеру-инструктору обычно затруднительно самостоятельно составить комбинированные задания, полностью отвечающие методическим принципам оздоровительной тренировки и структуре урока в аэробике. Такая неуверенность возникает у него, естественно, от недостатка педагогических знаний и умений, практического опыта. Поэтому сначала надо пользоваться теми комбинированными приёмами, которые тренер выполнял сам, практически занимаясь аэробикой, изучал на курсах, семинарах или разучивал по видео.
В создании комбинаций выделяются два направления: регламентированный и свободный методы.
Регламентированный (структурный) метод. Составление учебных комбинаций можно условно разделить на несколько этапов.
Первый этап – подбор элементов, которые будут включены в комбинацию. Выбор составляющих должен соответствовать уровню подготовленности группы, с одной стороны, и поставленным задачам – с другой. Так, например, для более подготовленных можно отобрать 810 основных элементов. В зависимости от места комбинации в уроке (в подготовительной части или в основной – аэробно-пиковой) продумать характер выполнения элементов. А именно: в «опорной технике» – на шагах или в «безопорной» – с подскоками и скачками. Другими словами, продумать степень нагрузочное™ элементов по координации и функциональному воздействию на кардиореспиратоную систему.
Второй этап – выбор музыкального сопровождения. Это очень важный момент для успешной подготовки будущей хореографии.
От музыки будет зависеть темп выполнения, характер, эмоциональное воздействие на занимающихся.
Иногда тренер идёт и другим путём. Сначала, случайно или целенаправленно, в результате поиска и прослушивания множества дисков находится музыка, которая вдохновляет на создание комбинации, а затем подбираются движения. На практике обычно используют оба способа.
Третий этап – непосредственное составление комбинации на определённое количество счётов (32,64 и т.п.) с учётом динамических акцентов в музыке. Следует учитывать, что одни базовые элементы классической аэробики, а также танцевальные шаги выполняются на 2 счёта, как, например, Step-touch, а другие, как V-step, на 4 счёта. При составлении комбинации необходимо учесть, где будет меняться ведущая нога. Ниже приводится расклад элементов в комбинации по счётам.
2 Basic step = 8 счётов + 2 Step cross = 8 счётов + Mambo = 4 счёта + Pivot = 4 счёта + 2 Kick ball Change = 4 счета + Repeat 2 Curl = 4 счета (смена ноги) Комбинация = 32 счёта
Можно использовать и видеозапись с последующим просмотром и анализом. На этом же этапе инструктор запоминает составленную композицию и доводит её до исполнения на хорошем техническом и эмоционально-выразительном уровне.
Четвёртый этап – выбор методики для обучения комбинации (метод сложения или блок-метод) и разложения комбинации по обучающей методике.
Пятый, завершающий этап – выполнение полной программы по освоению комбинации с контролем над частотой сердечных сокращений для ориентировочной оценки физиологической нагрузочное™ программы.
Свободный метод. Выше мы говорили о системе создания жёстко сконструированных хореографических комбинаций. Однако в аэробике находит применение и свободный стиль, оставляющий тренеру возможность импровизировать в процессе занятий. Данный стиль требует высокого уровня подготовленности инструктора-тренера. Он должен обладать высокой двигательной эрудицией, большим опытом работы, музыкальностью. К тому же инструктор обязан владеть педагогическими приёмами управления группой.
Для тренера важно не только красиво двигаться самому, но и уметь научить занимающихся правильной технике. Поэтому проблема правильного обучения в аэробике актуальна при освоении даже, казалось бы, несложных движений, не говоря о танцевальных элементах и соединениях.
Сложность задачи возрастает из-за того, что в оздоровительной тренировке мы сталкиваемся с дефицитом времени. Обычно занимающиеся в состоянии посещать зал 2-3 раза в неделю, при этом стремятся как можно быстрее достичь желаемого эффекта: похудеть, улучшить фигуру, здоровье, получить удовольствие, а не скучать на занятиях. Поэтому, в отличие от спорта высших достижений, обучение происходит, что называется, «на ходу», на основе принципа поточности выполнения движений. Это повышает требования к тренеру. Он должен лаконично и чётко объяснить технику, быстро заметить ошибки и тут же исправлять их. Разъяснения по разучиванию и замечания тренер обязан делать в тактичной и доходчивой форме.
Самоконтроль действий
Большое значение в проведении занятий имеет зеркало. Занимающиеся могут контролировать свои движения и сличать их с действиями тренера.
В связи с обучением возникает ещё одна важная проблема – как показывать упражнения. Всегда ли нужен показ лицом к занимающимся, в зеркальном отображении? Простые по координации движения можно показывать именно так – лицом к занимающимся, с левой руки и ноги, сложные —спиной к занимающимся. Огромную помощь при этом оказывает зеркало. Однако длительное проведение упражнений спиной к занимающимся может вызвать отрицательную реакцию у некоторых людей. Поэтому, когда отдельные движения или комбинация освоены достаточно хорошо, тренер поворачивается лицом к занимающимся и выполняет движения в зеркальном отображении.
При выполнении V-шага, шага «Мамбо», а также многих движений из танцевальных видов аэробики занимающийся выполняет движение вперёд с правой ноги, тренер — также вперёд, но с левой ноги. При выполнении различного рода движений с поворотами.
Например, шаг вперёд с поворотом кругом, тренер несколько раз повторяет движение с группой в положении спиной, а затем уже лицом к группе.
Симметричное обучение
Необходимо помнить, что движения должны выполняться в ту и другую стороны. Равномерная нагрузка способствует гармоничному развитию. Известно, что в процессе развития организм человека, несмотря на симметричное строение двигательного анализатора, претерпевает асимметричные изменения, при которых одна из конечностей формируется в ведущую (доминирующую), другая – в подчинённую (не доминирующую).
Наиболее характерным выражением двигательной асимметрии человека является преимущественное использование им одной из верхних конечностей, что получило название право- и леворукости. Как показали исследования в области общей и спортивной педагогики, рационально осваивать и тренировать движения вначале доминирующей рукой или ногой, а потом — не доминирующей. Этот принцип рационально использовать при индивидуальном тренинге, а вот в группе, когда приходится проводить занятия с большим числом занимающихся, выполняющих различные перемещения по площадке, вступает в силу закон подчинения меньшинства большинству, а, как известно, большинство людей – правши.
Принципы симметричного обучения должны соблюдаться при составлении комбинаций. Для этого необходимо помнить о тех элементах, которые дают смену ноги в комбинации. И обязательно выполнять комбинацию в обе стороны.
Условно можно выделить несколько методов создания комбинаций:
• метод линейной прогрессии;
• метод от «головы к хвосту»;
• метод сложения;
• метод музыкальной интерпретации;
• метод усложнения;
• метод блоков;
• метод деления.
При линейном методе сначала многократно повторяется тот или иной элемент ногами (например, приставной шаг), затем, продолжая выполнять его, добавляют движение руками. Затем можно усложнять элемент за счёт изменения направления, темпа и т. п. Далее переходят к другому элементу. Таким образом, выстраивается некая цепочка из элементов. Например, V-step выполняем четыре раза с правой, затем добавляем движения руками, после переходим к выполнению «Mambo». К V-step уже не возвращаясь и т. д. Такое построение вполне доступно начинающим и при определённой продолжительности оказывает хороший эффект на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, т. е. соблюдается достаточная аэробная нагрузка. Одновременно создаются координационные заготовки для дальнейшего усложнения двигательных задач.
А Б В Г—Д
Й ft ft ft Г ft .7
w w w V
1. Линейный метод обучения.
Метод «от головы к хвосту». Вначале выполняется и многократно повторяется упражнение «А», затем «Б», затем снова возвращаемся к упражнению «А» и соединяем его с упражнением «Б». Каждое упражнение повторяется многократно. Разучивается новое движение «В». Затем следует тренировка соединения «Б-В» (упражнение «А» не повторяется), далее следующее – «Г» и т. д. Например, выполняем V-step, затем Step touch. Далее выполняем эти два шага в соединении. После переходим к Cross и выполняем его в соединении с предыдущим шагом, то есть со Step touch, к шагу V-step уже не возвращаемся и т. д.
2. Метод обучения – сложение.
А+Б+В
к+л+м+н
Под куплет
Под припев
3. Метод обучения музыкальная интерпретация.
Реализация второго подхода собственно и является методом музыкальной интерпретации, потому что движение сочиняется как стихи к песне. При повторении музыкальной темы (например, вариации куплета) повторяется ранее выполненное упражнение, в которое вводятся дополнения (акценты, другой темп или ритм, амплитуда или др.).
4. Метод обучения – усложнение.
Метод усложнения. Так в аэробике называется определенная логическая последовательность обучения упражнениям. Педагогически грамотный подбор упражнений с учетом их доступности для занимающихся, постепенное усложнение упражнений за счет новых деталей отражает реализацию в уроке метода усложнения.
Если разучивается упражнение, содержащее движения одной частью тела, то целостное действие первоначально может быть разделено на составные части. Например, при разучивании одного из вариантов аэробных шагов – скрестного шага можно вначале выполнить 1-е упражнение. Шаг правой в сторону, шаг левой скрестно назад, шаг правой на месте, приставить левую в и.п. Затем разучить 2-е упражнение – приставные шаги в сторону – вправо и влево. Эти движения выполняются как самостоятельные упражнения, а потом соединяются. Усложнение простых по технике упражнений может осуществляться за счет разных приемов.
1. Изменение темпа движения (сначала каждое движение выполняется на 2 счета, а затем на каждый).
2. Изменение ритма движения (например, варианты ходьбы: 1 -шаг правой, 2 – шаг левой, 3-4 – шаг правой. Для того чтобы занимающиеся лучше усвоили этот ритм движения, можно применить подсказ – «быстро-быстро-медленно»).
3. Ввод новых движений в ранее изученное упражнение (например, скрестный шаг в сторону закончить подъемом колена вперед).
4. Изменение техники выполнения движения (например, выполнение подъема колена сочетать с прыжком).
5. Изменение направления движения (какой-то одной части тела или перемещения в пространстве)
По кругу
По треугольнику
По квадрату
Из стороны в сторону
По зигзагу
По дуге
На месте
Виды передвижений:
Вперед, назад и в стороны
6. Изменение амплитуды движения.
7. Если разучивание упражнения содержит несколько одновременных движений разными частями тела (например, руками и ногами), то наиболее часто используемым приемом усложнения будет предварительное выполнение движения каждой частью тела отдельно, а затем их объединение в одном упражнении.
В результате применения этих приемов переход от элементарных к более сложным по координационной структуре движениям осуществляется занимающимися без особых усилий. Кроме названных могут быть использованы и другие приемы усложнения упражнений.
Применение метода усложнения характерно для урока аэробики и позволяет занимающимся овладеть правильной техникой каждого упражнения.
5. Метод блочного обучения
Метод блоков проявляется в объединении между собой разных, ранее разученных упражнений в хореографическое соединение. В зависимости от уровня подготовленности занимающихся и сложности движений каждое из подобранных для «блока» упражнений повторяют несколько раз (2, 4), а затем переходят к следующему упражнению. Более сложным является соединение упражнений в блок без многократных повторений одних и тех же движений. Как правило, в блок подбирают четное количество упражнений (например, упражнение № 1, 2, 3 и 4). Такой блок может повторяться в уроке несколько раз в стандартном варианте. В используемую хореографическую последовательность можно вводить изменения. Для этого применяются разные приемы: варьируется порядок упражнений – 1,3,2,4 или 3,1,4,2 и др.; изменяется ритм или способ выполнения как отдельных упражнений, так и всего блока, можно использовать ускорение или замедление отдельных движений, выполнять их на шагах, подскоках, в беге, менять темп, т. е. выполнять движения медленно или быстро. Применение этого метода позволяет добиться нужного качества исполнения упражнений, поскольку каждое из них повторяется многократно. В то же время при использовании вариаций блоков можно разнообразить программу.
А Б – Д+Б” В Г ІВ+Г А+Б і+і В+Г А Б А+Б —В Г – В + – Г В+Г і В+Г
5. Метод обучения – делением
Метод деления проводится в соединении двух элементов, каждый из которых выполняется определенное количество раз (не нарушая правила музыкального квадрата), затем делится пополам и выполняется, далее снова делится до необходимого количества повторов в комбинации. Например, 8 V-step + 8 Mambo выполнить два повторения, затем разделить пополам. 4 V-step + 4 Mambo выполнить четыре повторения, затем разделить пополам. 2 V-step + 2 Mambo выполнить два повторения, затем разделить пополам. V-step + Mambo выполнить два финальных повторения.
4А+4Б/2—2А+2Б/2— А+Б
Между отдельными комбинациями исключаются паузы, они заполняются простейшими элементами, например, небольшими пружинными приседаниями, шагами, подскоками. Такой принцип проведения, называемый «холдинг паттерн», позволяет сохранять нагрузку занятий и в то же время снимать излишнюю координационную и физическую нагрузку.
Эта статья посвящена изучению основных элементов классической аэробики. В ней описана техника выполнения базовых шагов (с разложением по счету), а также приведены их англоязычные названия, которые порой так сложно расслышать из уст тренера. Как только вы освоите базовые шаги в аэробике, вы смело сможете переходить к более сложной хореографии.
Из базовых движения складывается более сложная хореография.
Классическая аэробика — краткая история
Содержание
- Классическая аэробика — краткая история
- Базовые шаги в классической аэробике
- Шаги без смены лидирующей ноги
- Шаги со сменой лидирующей ноги
- Заключение
Родоначальником классической аэробики является американец, полковник ВВС и доктор медицинских наук, Кеннет Купер. Именно он впервые в 1968 году ввел термин «аэробика» и опубликовал свою первую книгу с одноименным названием.
Джейн Фонда сделала аэробику популярной.
Распространением идей доктора Купера, работавшего в основном на ВВС США, мир обязан голливудской актрисе и фотомодели Джейн Фонда. В конце 70-х годов, на основании книг Купера она разработала систему аэробных упражнений выполняемых под ритмичную музыку. Также опубликовав свои наработки, она выпустила ряд видеокассет с простыми и понятными каждому инструкциями.
Сейчас трудно себе представить фитнес клуб, где не было бы представлено как минимум 2-3 аэробных или «кардио» направления (базовая аэробика, степ-аэробика, танцевальная аэробика, аэробика с элементами кик-боксинга и т.д.). Все эти направления были придуманы посредством обработки и модификации основных шагов классической аэробики.
Базовые шаги в классической аэробике
Все шаги в классической аэробике выполняются в такт музыки на 2 или 4 счета. Связки шагов на 8 (8 счетов – это музыкальная фраза), 16 или 32 счета (32 счета – это музыкальный квадрат). Профессиональный тренер обязательно проговаривает названия шагов вслух (дает вербальные команды), а также показывает некоторые шаги, их направление и количество жестами.
Базовые движения в аэробике являются фундаментом для построения более сложных хореографических композиций. Аэробика может различаться по степени интенсивности выполнения упражнений, а также по ударной нагрузке на суставы.
Ниже я приведу описания классических базовых шагов аэробики. На самом деле вариаций шагов гораздо больше, но, разумеется, чтобы научиться читать, сначала надо выучить алфавит. Если вы впервые планируете посетить тренировку по аэробике, или просто желаете лучше разобраться в основах, эта инструкция именно для вас.
В аэробике существует 2 типа шагов:
- Шаги, которые не меняют лидирующую ногу. Лидирующей называется нога, с которой вы начинаете движение. Сколько бы вы не делали шагов из этой группы, начинать каждый следующий шаг вы будете с той же самой ноги.
- Шаги, которые меняют ногу. Каждый следующий шаг вы будете начинать с другой ноги.
Все шаги выполняются на 2 или 4 счета (такта музыки).
Шаги без смены лидирующей ноги
В скобках указано количество счетов, на которое выполняется данный шаг.
March (4)
Это простой шаг на месте. Выполняется на 4 счета.
- шаг одной ногой на месте
- шаг другой ногой на месте
- шаг первой ногой на месте
- шаг второй ногой на месте
Mambo (4)
Этот шаг является вариацией шага «march», с выносом лидирующей ноги сначала вперед, потом назад.
- шаг одной вперед
- шаг второй ногой на месте
- шаг первой ногой назад
- шаг второй ногой на месте
Шаг «mambo» может выполняться также в диагональном направлении. В этом случае:
- шаг одной вперед по диагонали (если начинаем шагать правой ногой, выносим ее вперед влево, если левой – вперед вправо)
- шаг второй ногой на месте
- шаг первой ногой назад (так как на первый счет мы развернули корпус диагонально, этот шаг просто делаем назад, он автоматически получится в диагональ)
- шаг второй ногой на месте
V-step (4)
Этот шаг назван так из-за схожести рисунка, который мы вышагиваем по полу, с латинской буквой «V».
- шаг одной ногой вперед в сторону (если начинаем с правой ноги – шагаем ей вперед вправо, если с левой – вперед влево)
- шаг второй ногой вперед в другую сторону
- возвращаем первую ногу на место
- шаг вторую ногу на место
Cross (4)
Это самый сложный для новичков шаг без смены ноги. Он называется «cross» потому, что подразумевает перекрещивание ног.
- шаг одной вперед накрест (если начинаем шагать правой ногой, выносим ее вперед влево, если левой – вперед вправо, корпус при этом смотрит прямо, в отличие от шага «mambo-диагональ», ноги получаются перекрещены)
- шаг второй ногой отступаем в сторону (правой – вправо, левой – влево)
- возвращаем первую ногу на исходную позицию
- подставляем вторую ногу к первой
Шаги со сменой лидирующей ноги
Step-touch (2) *
Это обычный приставной шаг. Шаги на два счета, как правило (не всегда), делаются минимум по два. Т.е. шаг в одну сторону и шаг в другую сторону.
- шаг одной ногой в сторону
- вторую ногу приставить к первой (следующий шаг начинаем с этой же ноги и шагаем в другую сторону)
На второй шаг идем с той ноги, которой закончили предыдущий шаг.
Double Step-touch (2+2)
Это два приставных шага, которые делаются в одном направлении (с одной ноги).
- шаг одной ногой в сторону
- вторую ногу приставить к первой
- еще шаг первой ногой в ту же сторону
- вторую ногу приставить к первой
Step-tap (2) *
Это так называемый шаг-касание.
- шаг одной ногой в сторону
- второй ногой коснуться пола перед первой ногой
Chasse (2)
Еще один вариант приставного шага. У этого шага так называемый «ломанный» ритм. Нужно сделать три движения на два счета. Раз – это один счет, «и-два» — это второй счет, на который нужно выполнить два более быстрых движения.
- шаг одной ногой в сторону
- приставить вторую ногу к первой и сделать шаг первой ногой на месте
Step-lift (2) *
- front
- back
- side
Шаг, при котором в определенном направлении выносится прямая нога (делается мах ногой).
- шаг одной ногой в сторону
- второй ногой делаем мах в нужную сторону (front — вперед, side – в сторону, back – назад)
Step-kick (2) *
Название шага переводится дословно как «пинок».
- шаг одной ногой в сторону
- вторую ногу разгибаем в колене вперед перед первой (делаем пинок)
Step-curl (2) *
Этот шаг представляет собой захлест.
- шаг одной ногой в сторону
- вторую ногу сгибаем назад в колене (делаем захлест)
Step-plie (2) *
Иными словами – приседание.
- шаг одной ногой в сторону
- вторую ногу выпрямляем, не отрывая от пола, одновременно приседаем на первой ноге
Step-lunge (2) *
- шаг одной ногой вперед, перенос веса на эту ногу
- носком второй ноги касаемся пола сзади
Step-knee (2) *
- шаг одной ногой в сторону
- вторую ногу сгибаем в колене
Knee-up (4)
Вариация шага «knee» на 4 счета.
- шаг одной ногой вперед (или вперед в противоположную сторону: если шагаем правой, то вперед влево, если левой, то вперед вправо)
- вторую ногу сгибаем в колене
- возвращаем вторую ногу в исходное положение
- возвращаем первую ногу в исходное положение
Grape-wine (4)
Шаг с поэтичным названием «виноградное вино». Выполняется на основе шага «double step-touch» (двойной приставной шаг).
- шаг одной ногой в сторону
- вторую ногу ставим накрест сзади от первой
- первой ногой еще один шаг в сторону
- вторую ногу подставляем к первой ноге
Repeat
Это не какой-то конкретный шаг, а команда, призывающая повторить один шаг несколько раз. Так, например, фраза «Repeat 2 knee» означает, что надо два раза сделать шаг «knee» в одну сторону два раза. В раскладке на счет это будет выглядеть следующим образом:
- шаг одной ногой в сторону
- вторую ногу сгибаем в колене
- вторую ногу возвращаем в исходное положение
- вторую ногу сгибаем в колене
* – эти шаги имеют так называемые «обратные шаги». Поясню, что это означает. Все шаги отмеченные звездочкой в раскладке на движения представляют собой сначала шаг одной ногой, а потом какой либо действие другой ногой. Так, например, «step-kiсk» это «шаг-пинок». В случае обратных шагов эти действия меняются местами. Т.е. сначала делается «пинок», а потом «шаг». Называются обратные шаги соответственно: «kick-step, curl-step, и т.д.». Обратные шаги используются тренерами нечасто, но тем не менее, забывать об их существовании не стоит. Количество счетов, на которое выполняется обратный шаг точно такое же, как у прямого шага.
Заключение
Все перечисленные выше шаги являются базовыми в классической аэробике.
Заниматься аэробикой рекомендуется в удобной спортивной обуви с толстой подошвой, чтобы компенсировать нагрузку на суставы и позвоночник. Воздержитесь от посещения занятий аэробикой в чешках, носках или же шлепанцах.
Все движения в аэробике основаны на базовых шагах и их модификациях.
Надеюсь, что эта информация поможет вам освоить данное фитнес-направление и получать еще больше удовольствия от каждого занятия!
»
Редактор и автор сайта Just-Fit.ru Ключевые направления: групповой фитнес, интервальная тренировка, тренажёрный зал.
Содержание
- 1 Классическая аэробика
- 2 Без смены лидирующей ноги
- 2.1 Марш
- 2.2 Мамбо
- 2.3 V-step
- 2.4 Cross или перекрёстный
- 3 Движения, в которых меняется лидирующая нога
- 3.1 Step-touch
- 3.2 Double step-touch
- 3.3 Step-tap
- 3.4 Chasse
- 3.5 Step-lift
- 3.6 Step-kick
- 3.7 Step-curl
- 3.8 Step-plie
- 3.9 Step-lunge
- 3.10 Step-knee
- 3.11 Knee-up
В любом из современных тренажёрных комплексов вы обязательно увидите один или даже несколько залов для занятий аэробикой. Существует огромное количество разновидностей этой дисциплины, каждая из которых появилась в результате изменения базовых шагов в аэробике.
Все элементы аэробики выполняются под музыку, на два или на четыре счёта. Связки выполняются на 8, 16 или 32 счёта. Во время занятий с тренером, он обязательно вслух проговаривает названия шагов, что облегчает процесс тренировки.
Классическая аэробика
Шаги в аэробике – это фундамент, на котором держится вся методика тренировок. Без знания этой базы аэробики, невозможно построить более разнообразные и сложные хореографические связки.
Далее приведём список основных элементов. Разумеется, вариантов существует гораздо больше, однако, для первых тренировок этих знаний будет достаточно.
В аэробике выделяют два вида основных типа движений:
- без смены лидирующей ноги;
- со сменой лидирующей ноги.
Без смены лидирующей ноги
Марш
- Поднимаем и опускаем ногу на месте.
- Потом другой ногой выполняем то же самое.
Это обычный марш на месте, который выполняется на четыре счёта.
Мамбо
- Шагните одной ногой вперёд.
- Другой на месте.
- Одной ногой назад.
- Другой на месте.
Это разновидность «марша», при которой основная нога сначала выносится перед собой, а после этого – назад. Причём вторая нога выполняет лишь небольшой подъём и никуда не двигается. А широкое движение совершает только ведущая нога, на которую переносится большая часть веса.
Также есть вариант «мамбо», при котором двигаться нужно в диагональном направлении.
- Лидирующая нога движется вперёд по диагонали (для правой ноги – направление перед собой, потом влево, для левой ноги – перед собой, потом вправо). Корпус разворачивается по диагонали.
- Вторая нога шагает на месте.
- Первая нога назад.
- Вторая нога снова на месте.
Здесь перенос центра тяжести такой же, как и в предыдущем варианте.
V-step
- Основная нога двигается вперёд и в сторону (для правой ноги – вперёд и вправо, для левой ноги – зеркально).
- Ведомая нога — вперёд и в другую сторону.
- Первая нога возвращается в исходное положение.
- Ведомая тоже.
Вы словно рисуете на полу символ V.
Cross или перекрёстный
- Лидирующая нога делает шаг накрест (для правой ноги – по диагонали влево, для левой ноги – по диагонали вправо). В отличие от диагонального «мамбо», здесь вам не нужно будет поворачивать корпус, ноги должны перекрещиваться.
- Ведомая отступает в сторону (левая в левую сторону, правая в правую).
- Верните первую ногу на исходную позицию.
- Приставьте вторую к первой.
Это довольно сложное движение для новичков в аэробике. Потребуется немного времени, чтобы привыкнуть к тому, как правильно двигать и ногами, и корпусом.
Движения, в которых меняется лидирующая нога
Step-touch
Выполняется на два счёта.
- Первая нога шагает в сторону.
- Вторая приставляется к ней.
Как вы видите, это обычный приставной шаг. Выполняться может сначала в левую сторону, потом в правую, или наоборот.
Double step-touch
Это два последовательных приставных шага в одну сторону. Техника выполнения такая же, как в step-touch.
Step-tap
- Шагните ногой в сторону.
- Другой коснитесь пола перед первой.
Это своего рода шаг-касание. Выполняется на два счёта сначала для правой, потом для левой ноги. Касание должно быть лёгким, без переноса веса.
Chasse
- Первая нога шагает в сторону.
- Вторая подставляется к ней.
- Первая шагает на месте.
Важно соблюдать так называемый ломаный ритм. На счёт «раз» шагаем в сторону, на счёт «и-два» приставляем ногу и быстро шагаем на месте.
Step-lift
- Шагните в сторону.
- Второй ногой сделайте мах назад либо перед собой, либо вбок.
Особенность этого элемента в том, что вторая нога выносится прямой в какую-либо сторону.
Step-kick
- Шагните в сторону.
- Вторую ногу разогните в колене, как будто что-то пинаете.
Двигаться нужно быстро, но не слишком резко, чтобы не повредить сустав.
Step-curl
- Первая нога шагает в сторону.
- Другая делает захлёст (согните в колене назад).
Выполняется поочерёдно для каждой ноги.
Step-plie
- Выполните шаг в сторону.
- Вторую ногу выпрямите и одновременно с этим присядьте на первой ноге.
Название упражнения переводится как приседания. Выполняется для каждой ноги по отдельности.
Step-lunge
- Первая нога шагает вперёд, на неё переносится вес тела.
- Носок другой ноги должен коснуться пола позади первой.
Это классика аэробики, включаемая практически в каждый комплекс.
Step-knee
- Сделайте одной ногой шаг в сторону.
- Другую согните в колене.
Knee-up
- Шаг первой ногой перед собой.
- Вторую ногу согните в колене.
- Поочерёдно верните ноги в начальное положение.
Многие из вышеперечисленных упражнений могут выполняться в обратном порядке. Например, в step-kick может быть произведён сначала пинок одной ногой, а уже потом шаг в сторону другой ногой.
Здесь были перечислены основные элементы аэробики, которые встречаются практически в каждом виде этой дисциплины. В более усложнённых вариантах используется степ платформы, а также включается в комплекс упражнений, выполняемых с отягощением.
Так как занятия проводятся под музыку в интенсивной форме, то приходить на них стоит исключительно в спортивной обуви с толстой подошвой. Так вы уменьшите нагрузку на суставы и позвоночник, а ваши ноги будут надёжнее защищены.
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка…
Последнее обновление: 5 декабря 2018
Аэробика – одна из самых популярных кардио нагрузок. Она была разработана в 1968 году, но настоящую известность ей принесла американская актриса Джейн Фонда, которая первой соединила классическую аэробику с музыкой. Сейчас этот вид активности применяется во всем мире и имеет массу поклонниц. Основой его являются шаги в аэробике. Они могут считаться своеобразным алфавитом в этом виде спорта, и посвящение в него начинается именно с изучения их видов.
Базовые шаги в аэробике
Все шаги в аэробике завязаны в такт музыки на два либо четыре счета. Они считаются классикой движений и могут соединяться в 8,16 и 32 такта. Многотактовые шаги тяжело даются новичкам, поэтому тренер проговаривает их и выполняет вместе с занимающимися. Однако основные шаги в аэробике – это основа всех движений, которую можно сравнить со знанием алфавита для чтения.
При подготовке композиции в нее должно включаться как минимум одно движение из различных групп. Также добавляется примерно десять дополнительных элементов, которые спортсмен может выбирать сам.
Группы движений имеют четыре уровня сложности. Также в комплексе должно быть два элемента, называемые восьмеркой и дорожкой шагов. Первая включает в себя связку движений, которые выполняются друг за другом длительностью в 4 такта. Дорожка шагов в спортивной аэробике – это связка разных видов шагов на шестнадцать счетов. Могут включаться прыжки, махи, выпады и так далее. Шаги, бег и скип, являющиеся основными элементами, вставляются лишь для связки.
Классическая аэробика включает в себя два основных вида шагов:
- Шаги в аэробике без смены лидирующей ноги. Предполагают, что нога, которая начала шаг, будет начинать и все дальнейшие движения
- Шаги с изменением ведущей ноги. Тут все шаги будет начинать другая конечность.
Шаги без смены лидирующей ноги
В основном такие движения делаются на четыре такта. Все они имеют название.
MARCH
Представляют собой привычные шаги на месте, поочередно выполняемые двумя ногами. Делаются на 4 такта: сначала левой, потом правой, и так далее, либо наоборот.
MAMBO
Делаются так же, как прошлые, но ведущая нога вначале выносится вперед, затем назад. Например, правая нога шагает вперед, левая – на месте, потом правая назад, а левая – снова на месте.
Одна из разновидностей движения – вынос ноги диагонально.
V-STEP
Шаг называется так ввиду похожести узора, выполняемого конечностями. Когда ведет правая конечность, она движется вперед и вправо, после левая идет вперед и в левую сторону. Потом опять ведет правая конечность, и движения делаются в противоположном направлении.Таким образом, нужно вернуться в точку, с которой вы начали. Вести может любая нога.
CROSS
Это довольно тяжелое для начинающих движение, поскольку в процессе ноги должны скрещиваться. Если ведет левая нога, она ставится вперед и вправо, правую оставляют право, а левую ставят снова и на место, потом к ней приставляют правую.
Шаги со сменой ноги
Движения со сменой ведущей ноги выполняют на 2 или 4 такта. Их количество указывается в скобочках после названия шагов в аэробике.
STEP-TOUCH (2)
Наиболее простое движение. Нужно шагнуть одной конечностью в бок и приставить к ней иную, затем сменить ногу и проделать аналогичные действия в другом направлении. Дальнейшее движение начинает конечность, на которой закончилось прошлое. Существует двойная вариация этого шага, когда движение вбок делается дважды, к примеру, правая нога идет вправо, иную к ней приставляют, затем делается еще шаг вправо и снова приставляют левую. Аналогичное повторяют в противоположном направлении.
STEP-TAP (2)
Движение с касанием, когда ведущая нога становится вперед, а другая дотрагивается поверхности впереди нее.
CHASSE (2)
Предполагает приставной шаг и «ломаный ритм». На два счета делаются три движения, а следующие два выполняются быстро. Ведущая конечность оставляется в бок, другая приставляется к ней, потом первая шагает на месте.
STEP-LIFT (2)
Движение предполагает махи. Они могут иметь разную направленность, откуда и все виды. Схема такая: шаг в сторону, а другая нога выполняет мах.
STEP-KICK (2)
В данном случае одна нога отставляется в сторону, другая выбрасывается назад и ставится нее.
STEP-CURL (2)
Предполагает захлест, когда одна нога оставляется в сторону, а иная сгибается позади и ставится за нее, а потом становится возле.
STEP-PLIE (2)
Предполагает приседание. Нужно шагнуть вбок, вторую конечность держать прямо, затем присесть на ведущую.
STEP-LUNGE (2)
Одна нога шагает вперед, другая дотрагивается пола, будучи сзади нее.
STEP-KNEE (2)
Одна нога шагает вбок, противоположную сгибают в коленном суставе.
KNEE-UP (4)
Шаг, аналогичный прошлому, но делается на 4 счета.
GRAPE-WINE (4)
Переводится как «виноградное вино». Занимающийся шагает в сторону, ставит другую ногу крестом позади первой, ее снова отставляет вбок и приставляет к ней другую.
Это базовые шаги в аэробике, которые также можно посмотреть на видео. Научившись делать их, вы можете начинать выполнять более сложные и строить композиции.