-
1
Генерируйте идеи. На этом этапе вам пригодится блокнот, чтобы записывать свои идеи. Записывайте предложения, отдельные слова или целые абзацы — все это пригодится вам позже, в процессе составления полноценного сюжета. Чтение тоже очень полезно, так как оно станет источником вдохновения. Той же цели послужат фильмы, телевидение, живопись, и даже другие люди.
- Решите, о чем и в каком жанре вы хотите писать. Будет ли это комедия, драма, любовная история, детектив, приключения или нон-фикшн?
- Решите, о чем и в каком жанре вы хотите писать. Будет ли это комедия, драма, любовная история, детектив, приключения или нон-фикшн?
-
2
Начинайте выстраивать связи между концепциями и идеями. Если вы считаете, что у вас накопилось достаточно идей, приступайте к выстраиванию сюжета. Пользуйтесь схематическими изображениями и диаграммами. Например, если у вас есть ананасы и слоны, пусть ваши слоны едят ананасы.
-
3
Задайте себе вопросы. Что будет неожиданным для читателя? Почему он захочет прочитать эту книгу? Заинтересовала бы она вас как читателя? Чего в ней не хватает? Чего люди ждут от хорошей книги?
-
4
Кратко набросайте персонажей. На этом этапе они будут незамысловаты и похожи друг на друга. Однако сейчас не стоит беспокоиться о деталях образов и их роли в вашем повествовании. Кто главный герой? Кто злодей? Будет ли он в вашей истории? Если да, то действительно ли он ужасен или просто неприятен? Сейчас важно ответить на эти вопросы.
-
5
Выберите тип вашего сюжета. Существуют нелинейные сюжеты, то есть события в них разворачиваются или описываются непоследовательно. Если вы выбрали такой тип сюжета, следите за тем, чтобы каждый фрагмент был хронологически согласован с остальными. Не нужно писать, будто ваш герой сейчас находится в одном месте, а спустя мгновение переносится в другое место в прошлом. В нелинейном сюжете лучше не очерчивать временные границы вплоть до развязки, чтобы не вносить путаницу.
-
6
Представьте себе место действия. События, которые вы будете описывать, должны где-то происходить, и место действия не менее важно, чем действующие лица повествования. Если события вашего рассказа разворачиваются в реально существующем месте, вам придется додумать лишь второстепенные детали обстановки. В этом случае вы можете пропустить следующий шаг. Если же ваша история имеет место в полностью вымышленном пространстве, читайте по порядку.
-
7
Создайте место действия с нуля. Для этого вам придется продумать каждую деталь. Не упускайте такие незначительные вещи, как место работы героев, или как они прогуливаются по улице, так как эти подробности могут пригодиться вам в дальнейшем. Возможно, не все придуманные вами детали вы будете использовать в тексте, но, как и в любом другом деле, лучше иметь выбор вариантов, чем испытывать недостаток в материале. Например, в научной фантастике стоит уделить внимание тому, какие законы физики действуют в вашем мире, как устроено общество и что из себя представляет жизнь среднего индивида.
-
8
Проработайте образы персонажей до конца. На этом этапе начинается основная работа над героями, и здесь нельзя упустить ничего. Как и при создании места действия, не бойтесь сочинить лишних подробностей — они могут пригодиться позже. Поэтому делайте как можно больше записей и сохраняйте их. Задавайте себе вопросы наподобие: «Почему мой персонаж одевается именно в таком стиле?» — и записывайте ответы. Не забывайте о том, что хороший персонаж со временем изменяется, поэтому старайтесь сделать их образы как можно более гибкими. Однако не переусердствуйте, чтобы они не казались нерешительными или непостоянными. Представьте себе возможные взаимоотношения между героями и их семейные и дружеские связи. Старайтесь разработать каждого персонажа как можно детальнее.
-
9
Учитывайте причинно-следственные связи. Каждое действие вызывает свои последствия, а значит, никакие события не бывают случайными — если, конечно, вы не планируете умышленно описать их произвольность и хаотичность.
-
10
Создайте конфликт. Вероятно, на данном этапе вы уже начнете выстраивать последовательный сюжет, поэтому вам нужен конфликт, или, другими словами, причина поступков ваших персонажей. В начале повествования в конфликте нет необходимости, но в дальнейшем без него вы не сможете развивать сюжет.
-
11
Развивайте события. Развитие событий — это последовательность происшествий и поступков персонажей, которая приводит к кульминации сюжета. Обычно эта часть сюжета занимает основную часть повествования и над ней вам придется работать особенно старательно, так как, если написать ее плохо, кульминация может выйти тусклой и неинтересной. В главных событиях рассказа проявляются особенности характеров персонажей, поэтому пусть они сталкиваются с такими проблемами, в которых смогут продемонстрировать весь свой потенциал.
-
12
Кульминация. Это тот момент, когда ваш герой встречается со своей главной проблемой. В каждом художественном произведении на том или ином этапе происходит кульминация сюжета, за исключением, разве что, комедийных рассказов, которые нередко завершаются нелепыми поворотами. Не стоит разрешать проблему героя непредсказуемо просто, как, скажем: «Я вышел к дракону с мечом в руке, но он вдруг скончался от рака легких». Если вы хотите придать кульминации драматическую окраску, пусть ваш герой будет почти повержен, и даже близок к смерти, но внезапно соберет последние силы и чудесным образом преодолеет все трудности. Как правило, развязка случается ближе к концу повествования. Но в нелинейном сюжете это может произойти когда угодно, даже в первых строчках.
- Необязательно заканчивать книгу разгадкой всех тайн. Пусть в конце какой-то из вопросов останется без ответа или возникнет новый. Так читатели будут заинтригованы и захотят продолжения, а значит, вашей следующей книге будет обеспечено внимание.
- Необязательно заканчивать книгу разгадкой всех тайн. Пусть в конце какой-то из вопросов останется без ответа или возникнет новый. Так читатели будут заинтригованы и захотят продолжения, а значит, вашей следующей книге будет обеспечено внимание.
-
13
Развязка. Если пожелаете, вы можете описать постепенное завершение событий и рассказать читателю, что происходило с героями после кульминации. На этой стадии развития повествования все становится на свои места, и жизнь героев нормализуется. К развязке стоит отнестись серьезно, иначе вы можете разочаровать вашего читателя.
-
14
Итак, работа уже близка к завершению. На этой стадии у вас уже есть подробный эскиз вашего сюжета. Теперь можно вернуться к началу и упорядочить ваши мысли. Очень хорошо, если вы сохранили все ваши записи и заметки, так как они не раз вам пригодятся. Если вам это нравится, делайте зарисовки, схемы и таблицы, и даже пишите стихотворения о вашем рассказе, так как все это поможет вам пробудить вдохновение и полюбить свое творение. Но не думайте, что на этом работа завершена. Вы лишь подготовили основу, а это не так уж и сложно. Только на следующем этапе основа сюжета становится хорошим сюжетом.
-
15
Добавьте красок. Используйте разнообразные писательские техники, остроумные повороты сюжета и литературные приемы. Например, чеховское ружье не стене, когда совершенно незначительный предмет неожиданно влияет на развязку конфликта, или Deus Ex Machina (с лат. — «Бог из машины»), когда разрешение возникает ниоткуда: «Мы чуть было не погибли, как вдруг синяя коза спасла нас, уничтожив воздушный шар злого гения своим лазерным взглядом». Совмещайте эти литературные обороты с тропами — метафорами, аналогиями и персонификациями, — и у вас получится насыщенный и интересный сюжет.
-
16
Перед финальной обработкой текста позвольте себе немного отдыха.
-
17
Вернитесь к работе. Теперь пришло время перечитать написанное. Избавьтесь от анахронизмов и непоследовательностей, убедитесь, что ваши персонажи целостны и постоянны (со временем их характеры могут изменяться, но, скажем, их цвет волос и рост пусть остаются неизменными). Если оказывается, что главная проблема сюжета нарушает гармонию всего повествования, не бойтесь вносить большие изменения. Одна ошибка может испортить всю вашу работу.
-
18
Если вы еще не начали писать, возможно, сейчас подходящее время…
Реклама
Как разработать сюжет? Этот вопрос мне часто задают авторы, произведения которых я рецензирую или редактирую. Поэтому я решила поделиться своими мыслями на тему разработки сюжета. На истину в последней инстанции я не претендую — каждый автор выбирает свой путь. Сама я художественные книги не пишу, но, честно призна́юсь, пытала (с пристрастием) нескольких писателей. Ну, и собственными наработками поделюсь.
Шаг 1. С чего начинается книга
Надо помнить, что сюжет — это каркас, костяк, арматура произведения. Как угодно можете назвать, но без сюжета текст не будет целостным, развалится на отдельные сцены, эпизоды, интерлюдии. Есть, правда, произведения и без сюжета, как правило, из направления постмодернизма. Но в них основой является другое – идея, эмоциональное состояние, образ автора. Да и далеко не всем нравятся такие книги.
Сюжет важен, но начинается книга не с него, а с задумки. Это условная точка «распространения взрыва» — сцена, идея, конфликт, цель и т. д. Она даёт толчок развитию сюжета, и определить эту точку просто. Если вы решили написать книгу, просто спросите себя, о чём будет ваша книга. И запишите это «о чём», 2-3 предложения, не больше.
Например: «О том, как герой погиб в автокатастрофе и попал в тело принца-изгнанника из другого мира. Герой собирает банду сторонников и идёт отвоёвывать себе трон».
Или: «О том, как героиня встретила бывшего одноклассника, которого считала виновным в смерти своего парня. Возникшие чувства заставили её вернуться к событиям прошлого и начать собственное расследование».
Такая запись полезна хотя бы тем, что заставит упорядочить хаос в голове и определиться с главным.
Шаг 2. Герои и мир
Прежде чем кидаться разворачивать сюжет, который яркой лампочкой замигал в голове, стоит вспомнить о героях. Лучше до начала основной работы продумать их образы, особенности характера, достоинства и недостатки. Тогда герои будут вести себя логично и не вынуждать автора ломать стройный сюжет. Да и сами особенности героев помогут придумать повороты сюжета и какие-то приключения.
Разработка мира тоже нужна, так как это фон, на котором будут происходить события. Причём такая разработка важна не только для фантастики и фэнтези. Продуманные улочки города, двор в доме детства, обстановка в офисе потом найдут отражение в произведении, проявятся деталями, мелкими, но яркими штрихами и сделают текст более объёмным и реалистичным.
Шаг 3. Конфликт
Возвращаемся к сюжету обогащённые знаниями о мире и героях. Теперь нам нужен конфликт, а лучше не один. Именно он будет двигать сюжет и заставлять героев шевелиться, совершать поступки и развиваться как личности. Лучше, если источником конфликта станет антагонист — злодей, который препятствует достижению героями их целей. (Об антагонисте есть отдельные статьи: эта и эта). Но конфликт может быть и другого рода, например, внутренний, связанный с проблемой выбора, с духовным развитием героя и т. д. В качестве источника конфликта может выступать общество или природа. Подробнее о конфликте тоже можно прочитать в другой статье.
Итак, определяем конфликт, разрешение которого и станет основной сюжетной линией или основным квестом, как говорят геймеры. Но, кроме основного, могут быть и побочные «квесты», разные ответвления от главной сюжетной линии.
Шаг 4. Сюжетные арки
Сюжетная арка имеет три ключевые точки: завязку, кульминацию и развязку. Сначала наметим эти точки для основной сюжетной линии. Однако могут быть и промежуточные арки, когда сюжет как бы развивается по синусоиде: завязка, подъём, яркая сцена кульминации и движение к развязке. Читатели выдыхают, радуются за героев и ждут, что у них будет всё хорошо. Но окончательная развязка не наступает, а начинается новый подъём, нарастание напряжения, которое приводит к очередной кульминации.
В точках кульминации сюжетных арок может происходить поворот сюжета. Это хорошо, если удастся его придумать, и лучше не один. Например, женщина-служанка оказалась парнем-шпионом. Или возлюбленный девушки не был убит, а инсценировал своё убийство и скрылся. И теперь девушка хочет его найти.
Такие повороты сюжета не только позволяют направить сюжет по другому пути, и по сути, рассказать новую историю, но и активизируют внимание читателей.
Шаг 5. Побочные «квесты» или сюжетные линии
Они необязательны, но, как правило, не бывают лишними. Это, например, вплетённая в общий сюжет история друга/подруги героя, напарника,а то и главного злодея. Или выполнение какого-то задания, необходимого, чтобы обрести сильного союзника или получить свободу, заработать авторитет или добиться внимания девушки.
Сколько должно быть таких побочных линий, точно сказать нельзя. Но, когда их много тоже нехорошо, тогда теряется основная линия.
Шаг 6. Чем сердце успокоится
Завершающий аккорд книги — это не просто развязка, решение проблемы, достижение цели или утрата всех надежд. Заключительный аккорд должен прозвучать так, чтобы запомниться. И нередко сильная концовка определяет всё впечатление от книги. Понимая это, некоторые писатели даже начинают работу над книгой именно с финала.
Ну вот, это шесть шагов, после которых можно каркас книги облекать плотью. Возможно, кому-то покажется такая проработка лишней, так как занимает время и уменьшает удовольствие от работы над книгой. Ведь вроде бы книга-то уже написана, всё о героях и сюжете известно и дальше будет уже неинтересно. Так рассуждают те, для кого писательство ещё остаётся игрой, своеобразной заменой чтения. А профессиональные писатели, если и не записывают всё досконально на бумаге или в файле, то держат план сюжета и сюжетных арок в голове.
Статьи о сюжете вы можете почитать в подборке: “Сюжет художественного произведения”
Любая история состоит из двух составляющих – фабулы и сюжета.
Фабула – то что произошло. А сюжет – это то как и в какой последовательности вы рассказываете произошедшее.
Сюжет истории может быть рассказан в неправильном хронологическом порядке, с перемещениями между героями и локациями.
Если вы беретесь за первый сценарий, лучше начать с классической истории, в которой каждая следующая сцена вытекает из предыдущей. Как известно, чтобы правила нарушать, надо сначала их освоить. Ниже несколько простых и основных правил как придумать интересный сюжет.
Можно придумать огромное количество сюжетов и драматических ситуаций, кто-то пытался даже найти самые частые из них, они собраны, например, в книге Жоржу Польти “36 драматических ситуаций”. Но мы поговорим о том, как подготовить почву для того, чтобы эти ситуации развивались как можно интереснее.
- Материал
В первую очередь, хорошей истории нужен хороший материал и глубокое исследование темы. Где происходит действие? Какая это среда? Какие люди или существа ее населяют?
Нужно освоить все то, что связано с историей, в первую очередь сеттинг, в который собираетесь погружать зрителя и то, что касается жизни вашего героя.
- Герои
Хороший сюжет не получится без интересных персонажей и героев. Для того, чтобы они были интересными, вам придется каким-то образом находить что с персонажами связывает вас. Ищите то, что вы на эмоциональном уровне понимаете в них: мотивы, страхи, чувства и так далее. Или свяжите героя с кем-то, кого вы хорошо знаете. Такая связь важна, чтобы уметь перевоплощаться в своих персонажей, продумывая их реакции и действия.
- Формат
Следующее, с чем важно определиться – это жанр и формат. Под форматом мы подразумеваем сериал или полный метр. В зависимости от того, для чего вы создаете историю, развиваться она будет по-разному.
Ну и едва ли нужно говорить, что жанр формирует то, как ваша история будет развиваться, и его нужно определить в самом начале.
- Главный герой обретает цель
У главного героя появляется проблема – внешняя или внутренняя. Из нее вырастает цель, и сюжет строится вокруг пути героя к этой цели.
Как только определились с проблемой, целью и мотивацией, начинайте продумывать препятствия, которые герой должен преодолеть, чтобы проблему решить.
- Главный герой решает проблемы
За историей зрителю должно быть интересно наблюдать, анализировать то, как именно герой идет к достижению своей цели, какие попытки совершает, как проигрывает и что делает, когда у него ничего не получается. Если для того, чтобы достичь цели герою нужно всего лишь сделать пару телефонных звонков, вряд ли зритель пойдет в кинотеатр посмотреть на это.
К слову, зрителю нравятся истории с припиской *основано на реальных событиях*, потому что самое интересное – эффект подсматривания, безопасное наблюдение за чем-то, что хотелось бы увидеть своими глазами.
- Герой против всех
Антагониста или антагонистические силы тоже нужно грамотно оценить. Насколько они сильнее, чем главный герой?
С одной стороны они должны выступать непреодолимым препятствием, а с другой стороны важно, чтобы финал битвы между антагонистом и героем не был очевидным или притянутым за уши.
- Внутренний мир героя
Какие установки и психологические проблемы мешают главному герою решить проблему и достичь цели? Психологические ли травмы и установки, чувства и эмоции, внутренние недостатки и зажимы?
Все это должно согласовываться с теми ситуациями, в которые попадает герой и теми решениями, которые он принимает. Решения должны быть естественными и логичными: раз герой стеснительный, логично, что он не побежит первым отплясывать на танцполе.
- Идеальный герой
Интересный сюжет не равно идеальный сюжет. Если ваш герой супер-сверх-супермен и лучше всех как в личной жизни, так и физически, а также в отношении моральных принципов, то за ним просто не интересно наблюдать. Это не дает нам ни сопереживать герою, ни болеть за него, ни чувствовать напряжение в конфликтной ситуации. Т.к. он выглядит ненастоящим, непохожим на нас, ведь идеальных людей не бывает.
- Изменения
Важно чтобы под влиянием истории герой менялся и развивался. Это можно показать через проявление характера, через действия: слабый находит в себе силы, трус – смелость, скромный борется со стеснением и т.д.
Задача сценариста заложить в историю то, что поможет герою себя проявлять и развиваться. Делать то, чего он раньше не делал.
- Конфликт
Если конфликта нет, по сути, следить зрителю не за чем. Основной конфликт – это пограничное состояние, когда та ситуация, которая происходит с героем, получает максимальное развитие. Благодаря этому напряжение нарастает и сюжет двигается к кульминации, в которой мы достигаем пика конфликта.
- Причинно – следственная связь
В каждом хорошем сюжете одно событие должно вытекать из другого. Главное, чтобы развивал причинно-следственную связь герой. Именно он должен толкать действие и двигать сюжет. Если в вашем сценарии есть кусок, убрав который, вы увидите, что ничего не изменится, удаляйте его.
- Биты
В каждой сцене должен быть как минимум один поворот. Это называется бит – момент, в который герой совершает действие, получает новую информацию или меняются какие-то обстоятельства. То есть в каждой сцене должно появляться то, что двигает историю, делает ее сложнее.
- Локация
Сделать вашу историю интереснее помогут необычные локации. Они добавят кинематографичности проекту, а значит, повысят маркетинговый потенциал истории. Согласитесь, одно дело когда диалог проходит в ресторане, другое – на крыше дома, например.
Сцены работают по-разному в разных обстоятельствах.
Но так как сильно увеличивать бюджет дорогостоящими локациями типа самолетов, островов и яхт не всегда есть возможность, проявите креативность, выпишите несколько интересных, неожиданных мест для своих сцен из тех, что доступны для бюджетных съемок, и попробуйте посмотреть, как они будут там работать.
- Референсы
Интересные сцены поможет придумать анализ других проектов. Выписывайте самые яркие сцены из просмотренных фильмов, составьте список локаций и приемов, использованных в них. Примерьте эти ситуации на свой сценарий, на ситуацию, которую вы придумали, меняя какие-то параметры: количество человек, локацию, пол персонажей и так далее.
- Динамичность
Руководствуйтесь правилом: начинать позже, а заканчивать раньше. Учитесь писать каждую сцену сразу максимально близко к биту и не увлекайтесь экспозицией и описаниями там, где это не влияет на развитие сюжета. Сразу переходите к делу и сценарий станет динамичнее.
- Информация
Настоящее искусство рассказчика – в умении обманывать ожидания зрителя не разочаровывая его, а интригуя. Когда зритель подсознательно чувствует, что его обманывают, теряется доверие и ему становится скучно. Играйте со зрителем: там, где он может почувствовать обман не обманывайте, а там, где есть ощущение что все своим чередом, делайте финт ушами.
- Обратная связь
Важно вслух рассказать кому-нибудь свою историю, сцены и идеи. Даже не обязательно профессионалу, потому что проговаривая вслух, вы поймете – что нелогично, где вы запинаетесь, что затянуто, а что, наоборот, нужно объяснять. Вы сможете грамотнее сформулировать какие-то вещи, добить какие-то идеи. Возможно, тот, кто вас слушает тоже подкинет интересный совет или информацию. А еще по его реакции вы поймете, насколько вам удалось заинтересовать своей историей кого-то другого.
- Последовательность
Если вы долго не можете начать, попробуйте забыть, что в истории должна быть какая-то последовательность. Наберите самые разные диалоги, реплики, завязки, развязки, варианты конфликтов и сцен, которые могли бы в истории произойти. Так вы сдвинетесь с места, сможете частично увидеть свою историю и дальше все пойдет быстрее, а эти зарисовки послужат вам ориентиром, когда начнете выстраивать скелет истории, что-то из этого не будет использовано, но зато вам будет от чего оттолкнуться.
- Визуальный ряд
Очень важное для кино правило – показывать, а не рассказывать. Любую информацию в первую очередь обдумывайте в контексте визуального ряда. Думайте, как ее лучше передать через действия и события, а уже потом, если не найдете решения, через текст. Зритель хочет доказательств, а значит видеть самостоятельно, что и как происходит, он хочет сам делать выводы на основе увиденного, а не доверять чьим-то словам.
- Оригинальность
Необычными ваши истории станут тогда, когда вы поймете как работает каждое правило драматургии. Только после этого вы сможете осознанно экспериментировать.
- Наполненность
Читайте статьи, которые может даже и не относятся к теме вашего сценария, но благодаря которым вы узнаете что-то новое. Например, в Википедии есть раздел, который называется “случайная статья” и если регулярно в него заглядывать, можно найти много интересного, то что вы бы не полезли сознательно гуглить, но что точно расширит ваши представления о мире. А что расширяет наше понимание мира, то и вдохновляет.
Чтобы понять как придумать интересный сюжет важно понять как вы сами смотрите на мир, как его понимаете и чувствуете.
Сценарий – это 80% переписывание истории, это глубокая проработка темы, качественное исследование и поиск креативных решений. Главное, чтобы креативность и оригинальность была оправданна и двигала историю вперед, а не превращала ее в бред сумасшедшего.
И не требуйте от себя сразу гениального нестандартного сюжета. Все приходит постепенно, через десятки и сотни попыток. Расслабьтесь и получайте удовольствие от процесса творчества.
Есть слова, а истории нет. Знакомо? Тогда читайте: пост про то, как написать книгу, когда фантазия не работает. Вы узнаете, с чего начинать работу над рукописью без стартового замысла, где искать сюжеты, и как сделать из бессюжетного текста роман.
Авторы бывают разные: одни умелые рассказчики, другие – прекрасные стилисты, третьи (и эти самые счастливые) обладают и даром сочинительства, и литературным талантом. Чаще всего издатель сталкивается с первым типом авторов – хорошими рассказчиками и придумщиками: они сочиняют захватывающие истории с лихо закрученным сюжетом, но не всегда могут эти истории толково изложить и облечь в литературную форму. Однако им на помощь могут прийти литературные редакторы и бета-ридеры.
Вот второму типу авторов, способных хорошо писать, но не генерировать сюжеты, литературный редактор не поможет. А таких авторов пруд пруди, и сталкиваются они с одной и той же проблемой: им кажется, что у них нет истории. Есть слова и есть талант, есть яркие образы, меткие фразы, удачные обороты речи, но нет истории. Такие авторы годами вынашивают замыслы, мучаются, пытаясь придумать сюжет большого романа, но так и не двигаются с места. А ведь для жанровой литературы сюжет – это основа основ, без сюжета не будет произведения. Вот авторы и мучаются, а ведь выход из ступора рядом: только протяни руку, и вот он, выход.
Как придумывали истории знаменитые писатели
Рэй Брэдбери сочинял рассказы, опираясь на список существительных, каждое слово в котором вызывало у автора воспоминания, ассоциации, детские впечатления: он начинал писать, и история рождалась сама собой.
Стивен Кинг сочинял (и сочиняет) истории, которые можно свести к формуле «А что если»: то есть формулируется невероятное допущение, а затем описывается поведение людей в созданной ситуации.
Эрнест Хемингуэй, по его собственному выражению, «писал правду» и начинал с самой правдивой фразы, а затем рождались герои и события.
Лев Толстой при создании крупных произведений охотно пользовался дневниками (причем не только своими), случаями из жизни.
Фёдор Достоевский пользовался газетными хрониками.
Антон Чехов описывал сценки из жизни.
И в заключение этого краткого обзора методов работы известных писателей вспомним слова Анны Ахматовой: «Когда бы вы знали, из какого сора / растут стихи, не ведая стыда! /Как желтый одуванчик у забора, / как лопухи и лебеда. / Сердитый окрик, дёгтя запах свежий. / Таинственная плесень на стене… / И стих уже звучит, задорен, нежен, / на радость вам и мне». То есть литературным текстом может стать все, что угодно. И историю можно найти везде.
Выдуманные истории: сюжетные формулы
Первое, что мы предлагаем сделать – это воспользоваться сюжетной формулой. Внимание: речь не идет о сюжетных архетипах, к которым любой автор тоже может смело обратиться. Нет, мы говорим о более простых приемах: о формулах построения сюжета. Они лаконичны и легко запоминаются. По ним можно писать, как большие романы, так и короткие рассказы. Ниже приведены варианты развития сюжета. Но прежде мы скажем о том, какие ингредиенты обязательно должны быть добавлены в рецепт удачной истории (особенно если речь идет о жанровой литературе):
Неординарный герой + неординарные обстоятельства
Для иллюстрации упомянем Д’Артаньяна, Гарри Поттера, Шерлока Холмса, Ниро Вульфа.
Неординарный герой может быть заменен на самого заурядного: тем сильнее будет эффект от столкновения с обстоятельствами, выходящими за рамки обычного. «Неординарные обстоятельства» могут быть заменены на необычные мотивы, которыми руководствуется главный герой, умозаключения, к которым он приходит, встречи, условия и т.д.
Итак, берем героя (заурядного или неординарного), придумываем необычные обстоятельства и пишем историю по сюжетной формуле:
- Кто-то сделал что-то, и получилось вот что.
- Произошло вот это, и кто-то стал делать это, а кто-то вот это.
- Кто-то отправился куда-то, встретил тех-то и узнал вот это.
- Кто-то встретил (как вариант — полюбил) кого-то, и все перевернулось. Инверсированный вариант: кто-то потерял кого-то, и началось.
- Кто-то попал куда-то и пытается вернуться обратно.
Эти формулы не исчерпывают все возможные варианты построения сюжета: фабульное многообразие намного богаче, но начать мы предлагаем с одной из этих формул, потому что они не задают четких тематических рамок, позволяя автору двигаться в любом направлении. Например, бизнесмен встречает на закрытой вечернике супермена, который посвятил его в большие тайны мирового закулисья, что позволило герою совершить множество подвигов и спасти мир. Или мужчина среднего возраста, интеллигент и мыслитель, в попытках преодолеть экзистенциальный кризис отправляется в пешее путешествие по Алтайскому краю, там он встречает мудрых старцев и простых жителей захолустных деревень, цельных и гармоничных, герой сталкивается с трудностями, познает себя и обретает мир в душе. Или: ёжик встречает на лесной тропе лисёнка и они становятся друзьями, поскольку выясняется, что каждый любит осень: ёж за урожай, лис за торжество рыжего цвета… Варианты могут быть любые.
С чего начать писать, если замысла нет
Итак, с чего начать? Допустим, у автора нет желания следовать готовой формуле, сюжетному архетипу, он хочет нащупать свой путь. Что ж, садимся и пишем.
- Даем себе установку создать вспомогательные фрагменты: описания места действия (как локальные, так и масштабные: от интерьера до создания картины мира), описание внешности и характера героев, лирические отступления (размышления автора на отвлеченную тему), диалоги.
- Обращаемся к собственному опыту: выбираем историю из жизни – своей, близких или далеких людей. История может быть глобальной, охватывающей жизни нескольких людей, семей, поколений (научный успех профессора Х, дореволюционная история семьи) или локальной (Как я вспахал поле/переплыл Волгу). Это могут быть сценки из жизни и даже пейзажные зарисовки.
- Если писать хочется, а история все равно не рождается, есть смысл попробовать одну из предложенных нами тем. Ниже мы приводим перечень историй, которые можно описать: выдумать или рассказать то, что произошло на самом деле. Этот перечень может быть бесконечным, мы с формальной целью ограничили его двумя десятками тем – если написать историю на каждую тему, в результате может получиться самостоятельное произведение, эдакое лирическое повествование, в центре которого будет рефлексирующий герой.
О чём можно написать:
- История первой любви.
- История борьбы с… (учителями, привычками, одноклассниками, ленью, системой).
- История семьи в трех поколениях.
- История одного человека во время большого потрясения (война, политический переворот, высадка на Луну, оттепель).
- История одной поздней весны.
- История о поиске себя.
- История своего появления на свет.
- История изобретения революционных вещей: джинсы, кока-кола, атомное оружие.
- История рождения и смерти.
- История о выпускном вечере (школа, колледж, институт).
- История своих первых денег.
- История апельсина из Марокко.
- История мужчины с седой бородой.
- История ждущей женщины.
- История о том, как первый раз покупал (мебель, телефон, билеты на самолет).
- История летнего отдыха.
- История книги на пыльной полке.
- История забытой детской игрушки.
- История первой дружбы.
- История одной печной трубы (топора, зубила, глиняного горшка, подковы).
Роман из бессюжетного текста
Казалось бы, какое может быть произведение из текста, в котором нет связного сюжета? Однако история мировой литературы XX века знает множество примеров если не абсолютно бессюжетных произведений, то таких, в которых фабула ослаблена, а история играет второстепенную роль. Как правило, речь идет о серьезной (высокой, качественной, интеллектуальной) прозе. К таким произведениям относятся «Уллис» Джеймса Джойса, «Игра в классики» Хулио Картассара, «Хазарский словарь» Милорада Павича, тексты Марселя Пруста, «Школа для дураков» Саши Соколова, «Жалобная книга» Антона Чехова. Здесь же уместно вспомнить автобиографические романы и путевые заметки, произведения, основанные на размышлениях, рассуждениях автора.
Соответственно, полноценное произведение может получиться из ряда эссе, объединенных общей идеей, темой, мощно звучащей в каждом отдельном бесфабульном фрагменте. Как вариант: повествование от первого лица, рассуждения о времени, поколении, текущем историческом моменте, человеческой природе – и все это, конечно, должно быть мало-мальски сдобрено сценками из жизни, наблюдениями за происходящим. В результате получится то, что литературовед Борис Томашевский называет «публицистическим» и собственно «бессюжетным романом».
Главное на этом этапе ‑ сесть и писать, не отрываясь, давая волю своей фантазии, ибо между автором и листом бумаги нет никаких преград: здесь он полноправный хозяин, способный сотворить жизнь на Юпитере и вывести формулу бессмертия. Пишите смелей, у вас обязательно получится!
Написание рассказа или крупной формы — как и почти любое дело — это сочетание творчества и холодного расчета. Любой начинающий автор рано или поздно сталкивается с тем, что стиля, идеи или оригинального фантдопущения недостаточно. С тем, что все это хорошо, даже отлично — но все это нужно подать так, чтобы читателю было интересно.
Иными словами, сентенции насчет завязки, кульминации и развязки придумали не зря. Это проверенная временем, тысячами текстов и миллионами читателей истина. И, казалось бы, все это знают, но… практика показывает другое. Достаточно почитать, что пишут редакторы в издательствах.
Например, вот пишет Александр Прокопович, главный редактор Астрель СПб. И вот. И вот. (Кстати, вообще интересный блог — рекомендую!)
В общем, эта статья о холодном расчете и о том, как составлять план сюжета, будь то рассказ или роман.
[Эту статью можно также найти на YouTube — в формате вебинара, с удобной презентацией, которая структурирует информацию, и новыми примерами.]
Шаг 1. Идея и тема
Произведение начинается не с пустого места, а с задумки. И это еще никакой не холодный расчет, задумка возникает сама собой, без всяких расчетов. Но уже на этом этапе, пока вы не бросились планировать или сразу строчить — есть, над чем поразмыслить.
Из задумки нужно выделить идею и тему произведения. Генри Лайон Олди на своих семинарах говорят об идее и теме так:
Идея – это лозунг, слоган, если угодно; главная, подспудная мысль. Она лежит на дне, как крупная рыба. Допустим, в самом простом варианте: «убивать – отвратительно», «да здравствует добро» или «всех мочить в сортире!» А если без шуток: допустим, власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно – вот это идея. «Не верь, не бойся, не проси» – идея. Дополнительные примеры можете подобрать самостоятельно.
Тематический же материал всегда предельно конкретен. «Конфликт магических кланов Алой и Белой Орхидеи на фоне гражданской войны в Брейкдаунском королевстве» – тема. Четко прописано: ГДЕ, ЧТО, КОГДА. Место действия, время действия, стороны конфликта. Или: «Трагедия Клинского побережья как итог действия тектонического миксера, изобретенного профессором Мураками». Опять видим – что, где, когда. Значит, тема.
Почему так важно выделить идею и тему? Ну, во-первых, вы понимаете, для чего вы пишете, ставите себе задачу. Четкую задачу, как известно, легче решать, а если ясной цели нет — право, стоит ли писать такое? Во-вторых, идея и тема на самом деле определяют очень многое. Чаще всего это:
- Финал, вплоть до сцены, ради которой произведение пишется,
- Основной конфликт и персонажи, а нем участвующие,
- Общая линия развития конфликта: было так, стало иначе, и этим мы хотим сказать то-то и то-то.
Впрочем, это уже следующий шаг.
Шаг 2. Формализуем ключевые вехи сюжета
Итак, мы понимаем, что хотим сказать. Как правило, это означает, что мы хотя бы в общих чертах понимаем, как именно хотим это сказать — т.е. у нас есть 2-3 ключевые вехи сюжета.
Каждый сюжет явно или неявно должен состоять из 5 элементов:
- Экспозиция. Описывает обстановку, в которой происходят события, и персонажа, с которым все происходит.
- Завязка. Вот он, конфликт. Происходит событие, которое начинает осложнять герою жизнь, заставляет задаваться вопросами… это еще не глобальная проблема, но уже первый звоночек.
- Развитие. То, что было всего лишь звоночком, начинает разворачиваться в большую проблему, напряжение нарастает, несмотря на действия героя.
- Кульминация. Проблема приобретает пугающие масштабы, ценой неимоверных усилий герой ее решает.
- Развязка. Показывает, как герой решает проблему, какой стала обстановка после разрешения конфликта.
Пункты этого списка — состояния, ключевые вехи — события, которые отделяют одно состояние от другого.
Над чем нужно задуматься на этом этапе?
Во-первых, посмотреть на те ключевые события, которые возникли вместе с идеей и темой. Примерить их на список, добавить недостающее — но заполнить все пункты.
Во-вторых, помнить, что уровень напряженности в сюжете должен как минимум не спадать. Это не значит, что после сцены с жестким экшном нужно поддерживать не менее жесткий экшн и впредь — после такой сцены герой оказывается в неясной ситуации или ему может грозить опасность. Темп развития событий может снизиться, но напряжение спадать не должно.
Шаг 3. Собственно, составляем план
Об описанной выше схеме не зря сказано, что она должна присутствовать явно или неявно. Ее присутствие вовсе не значит, что все произведения должны делиться на 5 частей. Собственно, на 5 частей их делить как раз и не нужно: эти 5 пунктов — элементы текста, а не части.
Рассуждая о сюжетах, говорят обычно о «классической трехчастной структуре» — трех частях, которые представляют собой ничто иное как три акта классической драмы. Почему же текст делят на три части, а элементов сюжета пять? И почему есть масса книг, состоящих вовсе не из трех частей, а из четырех, пяти, десяти — да вообще как Бог на душу положит? Попробуем разобраться.
Неявных частей в сюжете действительно три.
Первый акт. От первой буквы до события, которое ясно и четко обозначает конфликт: подвергает жизнь героев опасности, грозит разрушить привычный уклад жизни и пр. В первый акт укладывается как экспозиция, описывающая место, время и участников действа — так и все события, которые конфликт складывают. Иными словами, в первом акте умещаются два из элементов сюжета: экспозиция и завязка.
В рассказе это может быть всего одна сцена, в которой двумя-тремя штрихами описывается герой — и тут же происходят события.
В романе это может быть целая серия событий, которые не так значительны сами по себе, но все вместе составляют конфликт. К тому же в романе может быть несколько сюжетных линий, но к концу первого акта каждый персонаж находится с другими в той или иной конфликтной ситуации.
Второй акт. От события, которое конфликт обозначает до события, которое делает конфликт невыносимым. В этом акте персонаж или персонажи пытаются конфликт решить, но либо у них не получается, либо внешняя среда становится все более агрессивной, либо их действия мешают друг другу — в общем, по какой-то причине конфликт все нарастает, пока не становится невыносимым. Что-то нужно делать, иначе случится страшное. Второй акт включает в себя один из необходимых элементов сюжета — развитие.
Третий акт. От момента, когда конфликт становится невыносимым до последней буквы. В третьем акте персонаж(и) совершает(ют) невозможное. Гениальная догадка или нечеловеческие усилия — но конфликт решается, после чего показывается, к чему привело его разрешение. Или не показывается, если произведение предусматривает открытый финал. Третий акт вновь включает сразу два элемента сюжета: кульминация и развязка.
Конкретный роман может вовсе не состоять из трех частей: например, насколько частей может занимать только развитие конфликта (второй акт). Повторюсь, трехактная структура может быть неявной, однако очень важно помнить о ней и постоянно держать в голове.
Теперь, когда мы это уяснили — у нас есть уже не просто 2-3 события, которыми хотелось бы выразить идею и тему. Теперь мы знаем структуру сюжета и понимаем, что какие-то события являются действительно переломными (разделяют акты), а какие-то — служат лишь развитию конфликта.
Поэтому теперь можно составить план из 5-10 пунктов, каждый из которых — важное событие. Этот план имеет смысл условно разделить на 3 акта, чтобы понимать, какие события отделяют один акт от другого. Пока что этот план еще примерный, детализацией мы займемся позже. Но, набросав этот план, мы сделали очень важное дело: примерная структура, которую вы прописываете на этом этапе — это уже практически готовый сюжет.
Шаг 4. Детализация плана
Я сталкивался с людьми, которым категорически не давались сюжеты крупных форм. Людьми, которые много читали, набили руку и, как следствие, наработали отличный стиль, умеют поднимать интересные вопросы — но вот не складывается сюжет для целого романа и все. Проблемы возникают как на этапе прописывания 5-10 ключевых событий, так и на этапе детализации. И действительно — объективно сложно детально расписать целиком план романа. Я уверен, и у самых маститых писателей Рим строится не за один день. Иными словами, это совершенно нормально, когда вехи есть, но не очень понятно, как провести мостик от одной вехи к другой.
Я сам в таких случаях начинаю задавать себе вопросы. Например:
- Что можно сделать после этого события, чтобы еще больше усложнить жизнь героя?
- У меня есть остросюжетное событие, что может создать к нему предпосылки? У меня уже есть для героя проблема, но как в нее бросить героя?
Нередко те или иные ходы возникают сами собой, если поразмыслить «А что здесь может быть остросюжетного?».
Иногда я задаюсь вопросом «А какие события здесь реалистичны с точки зрения поведения людей или общества?». Так нередко детали сюжета возникают сами собой, стоит задуматься о внутренней логике места и времени, которые вы описываете. Например, если по сюжету у вас беспорядки в городе — нужны 1-2 события, которые спровоцируют беспорядки. Здесь вам поможет знание истории (вообще история и психология — две вещи, которые не повредили ни одному писателю).
Бывает, что детализация возникает из правил письма. Возьмем тот же пример: допустим, по сюжету на этом месте должны быть беспорядки в городе. Но ведь просто отметить «начались беспорядки» нельзя, нужно показать их читателю, дать их почувствовать, поучаствовать в них. Так что вы никак не отвертитесь от 1-2 сцен городских боев — просто из принципа «показывать, а не рассказывать».
Главная хитрость этого этапа состоит в том, что вовсе не обязательно детализировать весь план произведения, до самого конца. Скорее всего, у вас это и не получится. Имеет смысл расписывать действительно детально лишь первую часть. Когда вы подойдете ко второй — распишете вторую, подойдете к третьей — третью. Без всякого сомнения идеи будут появляться в том числе и по мере написания текста — и почти наверняка вы захотите что-то вставить в план. Вы увидите, что примерный и такой туманный план частей, до которых вам еще писать и писать, начнет вырисовываться еще пока вы пишете начало.
Конкретный формат, в котором записывать план, выбирайте сами. Например, я делю текст на куски (отделенные обозначениями «Глава такая-то», тремя звездочками или просто пустой строкой) и называю их эпизодами. Для каждого эпизода в части описываю:
Эпизод 1
В котором происходит это и вот это.
Эпизод 2
Начинается с того что…
Вы можете выбрать любой удобный вам формат. Главное в этом деле — иметь четкое представление, что вы хотите написать, не на 1-2 эпизода вперед, а хотя бы на одну часть произведения.
Преимущества планирования
- Планируя произведение заранее, вы первым делом планируете его финал (Шаг 1. Идея и тема). Таким образом, вы не забредете «не в ту степь», знание финала позволяет не «вихлять» из стороны в сторону, а методично к нему идти.
- Детальное планирование эпизодов хотя бы на одну часть вперед дает четкий путь, как провести текст из состояния А в состояние Б, уменьшается риск того, что появятся ненужные, неработающие на сюжет эпизоды.
- Какие бы идеи не возникли непосредственно в процессе написания, их легко внести в план и посмотреть, как тот изменится, появление новых идей не вносит раздрай в структуру сюжета.
- Письмо становится более прогнозируемым, в каждый момент времени вы понимаете, сколько работы проделано и сколько еще осталось.
Наконец, помните: начинать писать каждую новую вещь всегда тяжело, сколько бы произведений вы ни закончили до того. Но, чем дальше вы пишете, тем больше повествование двигается само, словно по накатанной колее.
Удачи вам в творчестве!
Хотите что-то дополнить, оспорить или поделиться опытом? Милости прошу в комментарии!