Написание рассказа или крупной формы — как и почти любое дело — это сочетание творчества и холодного расчета. Любой начинающий автор рано или поздно сталкивается с тем, что стиля, идеи или оригинального фантдопущения недостаточно. С тем, что все это хорошо, даже отлично — но все это нужно подать так, чтобы читателю было интересно.
Иными словами, сентенции насчет завязки, кульминации и развязки придумали не зря. Это проверенная временем, тысячами текстов и миллионами читателей истина. И, казалось бы, все это знают, но… практика показывает другое. Достаточно почитать, что пишут редакторы в издательствах.
Например, вот пишет Александр Прокопович, главный редактор Астрель СПб. И вот. И вот. (Кстати, вообще интересный блог — рекомендую!)
В общем, эта статья о холодном расчете и о том, как составлять план сюжета, будь то рассказ или роман.
[Эту статью можно также найти на YouTube — в формате вебинара, с удобной презентацией, которая структурирует информацию, и новыми примерами.]
Шаг 1. Идея и тема
Произведение начинается не с пустого места, а с задумки. И это еще никакой не холодный расчет, задумка возникает сама собой, без всяких расчетов. Но уже на этом этапе, пока вы не бросились планировать или сразу строчить — есть, над чем поразмыслить.
Из задумки нужно выделить идею и тему произведения. Генри Лайон Олди на своих семинарах говорят об идее и теме так:
Идея – это лозунг, слоган, если угодно; главная, подспудная мысль. Она лежит на дне, как крупная рыба. Допустим, в самом простом варианте: «убивать – отвратительно», «да здравствует добро» или «всех мочить в сортире!» А если без шуток: допустим, власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно – вот это идея. «Не верь, не бойся, не проси» – идея. Дополнительные примеры можете подобрать самостоятельно.
Тематический же материал всегда предельно конкретен. «Конфликт магических кланов Алой и Белой Орхидеи на фоне гражданской войны в Брейкдаунском королевстве» – тема. Четко прописано: ГДЕ, ЧТО, КОГДА. Место действия, время действия, стороны конфликта. Или: «Трагедия Клинского побережья как итог действия тектонического миксера, изобретенного профессором Мураками». Опять видим – что, где, когда. Значит, тема.
Почему так важно выделить идею и тему? Ну, во-первых, вы понимаете, для чего вы пишете, ставите себе задачу. Четкую задачу, как известно, легче решать, а если ясной цели нет — право, стоит ли писать такое? Во-вторых, идея и тема на самом деле определяют очень многое. Чаще всего это:
- Финал, вплоть до сцены, ради которой произведение пишется,
- Основной конфликт и персонажи, а нем участвующие,
- Общая линия развития конфликта: было так, стало иначе, и этим мы хотим сказать то-то и то-то.
Впрочем, это уже следующий шаг.
Шаг 2. Формализуем ключевые вехи сюжета
Итак, мы понимаем, что хотим сказать. Как правило, это означает, что мы хотя бы в общих чертах понимаем, как именно хотим это сказать — т.е. у нас есть 2-3 ключевые вехи сюжета.
Каждый сюжет явно или неявно должен состоять из 5 элементов:
- Экспозиция. Описывает обстановку, в которой происходят события, и персонажа, с которым все происходит.
- Завязка. Вот он, конфликт. Происходит событие, которое начинает осложнять герою жизнь, заставляет задаваться вопросами… это еще не глобальная проблема, но уже первый звоночек.
- Развитие. То, что было всего лишь звоночком, начинает разворачиваться в большую проблему, напряжение нарастает, несмотря на действия героя.
- Кульминация. Проблема приобретает пугающие масштабы, ценой неимоверных усилий герой ее решает.
- Развязка. Показывает, как герой решает проблему, какой стала обстановка после разрешения конфликта.
Пункты этого списка — состояния, ключевые вехи — события, которые отделяют одно состояние от другого.
Над чем нужно задуматься на этом этапе?
Во-первых, посмотреть на те ключевые события, которые возникли вместе с идеей и темой. Примерить их на список, добавить недостающее — но заполнить все пункты.
Во-вторых, помнить, что уровень напряженности в сюжете должен как минимум не спадать. Это не значит, что после сцены с жестким экшном нужно поддерживать не менее жесткий экшн и впредь — после такой сцены герой оказывается в неясной ситуации или ему может грозить опасность. Темп развития событий может снизиться, но напряжение спадать не должно.
Шаг 3. Собственно, составляем план
Об описанной выше схеме не зря сказано, что она должна присутствовать явно или неявно. Ее присутствие вовсе не значит, что все произведения должны делиться на 5 частей. Собственно, на 5 частей их делить как раз и не нужно: эти 5 пунктов — элементы текста, а не части.
Рассуждая о сюжетах, говорят обычно о «классической трехчастной структуре» — трех частях, которые представляют собой ничто иное как три акта классической драмы. Почему же текст делят на три части, а элементов сюжета пять? И почему есть масса книг, состоящих вовсе не из трех частей, а из четырех, пяти, десяти — да вообще как Бог на душу положит? Попробуем разобраться.
Неявных частей в сюжете действительно три.
Первый акт. От первой буквы до события, которое ясно и четко обозначает конфликт: подвергает жизнь героев опасности, грозит разрушить привычный уклад жизни и пр. В первый акт укладывается как экспозиция, описывающая место, время и участников действа — так и все события, которые конфликт складывают. Иными словами, в первом акте умещаются два из элементов сюжета: экспозиция и завязка.
В рассказе это может быть всего одна сцена, в которой двумя-тремя штрихами описывается герой — и тут же происходят события.
В романе это может быть целая серия событий, которые не так значительны сами по себе, но все вместе составляют конфликт. К тому же в романе может быть несколько сюжетных линий, но к концу первого акта каждый персонаж находится с другими в той или иной конфликтной ситуации.
Второй акт. От события, которое конфликт обозначает до события, которое делает конфликт невыносимым. В этом акте персонаж или персонажи пытаются конфликт решить, но либо у них не получается, либо внешняя среда становится все более агрессивной, либо их действия мешают друг другу — в общем, по какой-то причине конфликт все нарастает, пока не становится невыносимым. Что-то нужно делать, иначе случится страшное. Второй акт включает в себя один из необходимых элементов сюжета — развитие.
Третий акт. От момента, когда конфликт становится невыносимым до последней буквы. В третьем акте персонаж(и) совершает(ют) невозможное. Гениальная догадка или нечеловеческие усилия — но конфликт решается, после чего показывается, к чему привело его разрешение. Или не показывается, если произведение предусматривает открытый финал. Третий акт вновь включает сразу два элемента сюжета: кульминация и развязка.
Конкретный роман может вовсе не состоять из трех частей: например, насколько частей может занимать только развитие конфликта (второй акт). Повторюсь, трехактная структура может быть неявной, однако очень важно помнить о ней и постоянно держать в голове.
Теперь, когда мы это уяснили — у нас есть уже не просто 2-3 события, которыми хотелось бы выразить идею и тему. Теперь мы знаем структуру сюжета и понимаем, что какие-то события являются действительно переломными (разделяют акты), а какие-то — служат лишь развитию конфликта.
Поэтому теперь можно составить план из 5-10 пунктов, каждый из которых — важное событие. Этот план имеет смысл условно разделить на 3 акта, чтобы понимать, какие события отделяют один акт от другого. Пока что этот план еще примерный, детализацией мы займемся позже. Но, набросав этот план, мы сделали очень важное дело: примерная структура, которую вы прописываете на этом этапе — это уже практически готовый сюжет.
Шаг 4. Детализация плана
Я сталкивался с людьми, которым категорически не давались сюжеты крупных форм. Людьми, которые много читали, набили руку и, как следствие, наработали отличный стиль, умеют поднимать интересные вопросы — но вот не складывается сюжет для целого романа и все. Проблемы возникают как на этапе прописывания 5-10 ключевых событий, так и на этапе детализации. И действительно — объективно сложно детально расписать целиком план романа. Я уверен, и у самых маститых писателей Рим строится не за один день. Иными словами, это совершенно нормально, когда вехи есть, но не очень понятно, как провести мостик от одной вехи к другой.
Я сам в таких случаях начинаю задавать себе вопросы. Например:
- Что можно сделать после этого события, чтобы еще больше усложнить жизнь героя?
- У меня есть остросюжетное событие, что может создать к нему предпосылки? У меня уже есть для героя проблема, но как в нее бросить героя?
Нередко те или иные ходы возникают сами собой, если поразмыслить «А что здесь может быть остросюжетного?».
Иногда я задаюсь вопросом «А какие события здесь реалистичны с точки зрения поведения людей или общества?». Так нередко детали сюжета возникают сами собой, стоит задуматься о внутренней логике места и времени, которые вы описываете. Например, если по сюжету у вас беспорядки в городе — нужны 1-2 события, которые спровоцируют беспорядки. Здесь вам поможет знание истории (вообще история и психология — две вещи, которые не повредили ни одному писателю).
Бывает, что детализация возникает из правил письма. Возьмем тот же пример: допустим, по сюжету на этом месте должны быть беспорядки в городе. Но ведь просто отметить «начались беспорядки» нельзя, нужно показать их читателю, дать их почувствовать, поучаствовать в них. Так что вы никак не отвертитесь от 1-2 сцен городских боев — просто из принципа «показывать, а не рассказывать».
Главная хитрость этого этапа состоит в том, что вовсе не обязательно детализировать весь план произведения, до самого конца. Скорее всего, у вас это и не получится. Имеет смысл расписывать действительно детально лишь первую часть. Когда вы подойдете ко второй — распишете вторую, подойдете к третьей — третью. Без всякого сомнения идеи будут появляться в том числе и по мере написания текста — и почти наверняка вы захотите что-то вставить в план. Вы увидите, что примерный и такой туманный план частей, до которых вам еще писать и писать, начнет вырисовываться еще пока вы пишете начало.
Конкретный формат, в котором записывать план, выбирайте сами. Например, я делю текст на куски (отделенные обозначениями «Глава такая-то», тремя звездочками или просто пустой строкой) и называю их эпизодами. Для каждого эпизода в части описываю:
Эпизод 1
В котором происходит это и вот это.
Эпизод 2
Начинается с того что…
Вы можете выбрать любой удобный вам формат. Главное в этом деле — иметь четкое представление, что вы хотите написать, не на 1-2 эпизода вперед, а хотя бы на одну часть произведения.
Преимущества планирования
- Планируя произведение заранее, вы первым делом планируете его финал (Шаг 1. Идея и тема). Таким образом, вы не забредете «не в ту степь», знание финала позволяет не «вихлять» из стороны в сторону, а методично к нему идти.
- Детальное планирование эпизодов хотя бы на одну часть вперед дает четкий путь, как провести текст из состояния А в состояние Б, уменьшается риск того, что появятся ненужные, неработающие на сюжет эпизоды.
- Какие бы идеи не возникли непосредственно в процессе написания, их легко внести в план и посмотреть, как тот изменится, появление новых идей не вносит раздрай в структуру сюжета.
- Письмо становится более прогнозируемым, в каждый момент времени вы понимаете, сколько работы проделано и сколько еще осталось.
Наконец, помните: начинать писать каждую новую вещь всегда тяжело, сколько бы произведений вы ни закончили до того. Но, чем дальше вы пишете, тем больше повествование двигается само, словно по накатанной колее.
Удачи вам в творчестве!
Хотите что-то дополнить, оспорить или поделиться опытом? Милости прошу в комментарии!
Как разработать сюжет? Этот вопрос мне часто задают авторы, произведения которых я рецензирую или редактирую. Поэтому я решила поделиться своими мыслями на тему разработки сюжета. На истину в последней инстанции я не претендую — каждый автор выбирает свой путь. Сама я художественные книги не пишу, но, честно призна́юсь, пытала (с пристрастием) нескольких писателей. Ну, и собственными наработками поделюсь.
Шаг 1. С чего начинается книга
Надо помнить, что сюжет — это каркас, костяк, арматура произведения. Как угодно можете назвать, но без сюжета текст не будет целостным, развалится на отдельные сцены, эпизоды, интерлюдии. Есть, правда, произведения и без сюжета, как правило, из направления постмодернизма. Но в них основой является другое – идея, эмоциональное состояние, образ автора. Да и далеко не всем нравятся такие книги.
Сюжет важен, но начинается книга не с него, а с задумки. Это условная точка «распространения взрыва» — сцена, идея, конфликт, цель и т. д. Она даёт толчок развитию сюжета, и определить эту точку просто. Если вы решили написать книгу, просто спросите себя, о чём будет ваша книга. И запишите это «о чём», 2-3 предложения, не больше.
Например: «О том, как герой погиб в автокатастрофе и попал в тело принца-изгнанника из другого мира. Герой собирает банду сторонников и идёт отвоёвывать себе трон».
Или: «О том, как героиня встретила бывшего одноклассника, которого считала виновным в смерти своего парня. Возникшие чувства заставили её вернуться к событиям прошлого и начать собственное расследование».
Такая запись полезна хотя бы тем, что заставит упорядочить хаос в голове и определиться с главным.
Шаг 2. Герои и мир
Прежде чем кидаться разворачивать сюжет, который яркой лампочкой замигал в голове, стоит вспомнить о героях. Лучше до начала основной работы продумать их образы, особенности характера, достоинства и недостатки. Тогда герои будут вести себя логично и не вынуждать автора ломать стройный сюжет. Да и сами особенности героев помогут придумать повороты сюжета и какие-то приключения.
Разработка мира тоже нужна, так как это фон, на котором будут происходить события. Причём такая разработка важна не только для фантастики и фэнтези. Продуманные улочки города, двор в доме детства, обстановка в офисе потом найдут отражение в произведении, проявятся деталями, мелкими, но яркими штрихами и сделают текст более объёмным и реалистичным.
Шаг 3. Конфликт
Возвращаемся к сюжету обогащённые знаниями о мире и героях. Теперь нам нужен конфликт, а лучше не один. Именно он будет двигать сюжет и заставлять героев шевелиться, совершать поступки и развиваться как личности. Лучше, если источником конфликта станет антагонист — злодей, который препятствует достижению героями их целей. (Об антагонисте есть отдельные статьи: эта и эта). Но конфликт может быть и другого рода, например, внутренний, связанный с проблемой выбора, с духовным развитием героя и т. д. В качестве источника конфликта может выступать общество или природа. Подробнее о конфликте тоже можно прочитать в другой статье.
Итак, определяем конфликт, разрешение которого и станет основной сюжетной линией или основным квестом, как говорят геймеры. Но, кроме основного, могут быть и побочные «квесты», разные ответвления от главной сюжетной линии.
Шаг 4. Сюжетные арки
Сюжетная арка имеет три ключевые точки: завязку, кульминацию и развязку. Сначала наметим эти точки для основной сюжетной линии. Однако могут быть и промежуточные арки, когда сюжет как бы развивается по синусоиде: завязка, подъём, яркая сцена кульминации и движение к развязке. Читатели выдыхают, радуются за героев и ждут, что у них будет всё хорошо. Но окончательная развязка не наступает, а начинается новый подъём, нарастание напряжения, которое приводит к очередной кульминации.
В точках кульминации сюжетных арок может происходить поворот сюжета. Это хорошо, если удастся его придумать, и лучше не один. Например, женщина-служанка оказалась парнем-шпионом. Или возлюбленный девушки не был убит, а инсценировал своё убийство и скрылся. И теперь девушка хочет его найти.
Такие повороты сюжета не только позволяют направить сюжет по другому пути, и по сути, рассказать новую историю, но и активизируют внимание читателей.
Шаг 5. Побочные «квесты» или сюжетные линии
Они необязательны, но, как правило, не бывают лишними. Это, например, вплетённая в общий сюжет история друга/подруги героя, напарника,а то и главного злодея. Или выполнение какого-то задания, необходимого, чтобы обрести сильного союзника или получить свободу, заработать авторитет или добиться внимания девушки.
Сколько должно быть таких побочных линий, точно сказать нельзя. Но, когда их много тоже нехорошо, тогда теряется основная линия.
Шаг 6. Чем сердце успокоится
Завершающий аккорд книги — это не просто развязка, решение проблемы, достижение цели или утрата всех надежд. Заключительный аккорд должен прозвучать так, чтобы запомниться. И нередко сильная концовка определяет всё впечатление от книги. Понимая это, некоторые писатели даже начинают работу над книгой именно с финала.
Ну вот, это шесть шагов, после которых можно каркас книги облекать плотью. Возможно, кому-то покажется такая проработка лишней, так как занимает время и уменьшает удовольствие от работы над книгой. Ведь вроде бы книга-то уже написана, всё о героях и сюжете известно и дальше будет уже неинтересно. Так рассуждают те, для кого писательство ещё остаётся игрой, своеобразной заменой чтения. А профессиональные писатели, если и не записывают всё досконально на бумаге или в файле, то держат план сюжета и сюжетных арок в голове.
Статьи о сюжете вы можете почитать в подборке: “Сюжет художественного произведения”
Как придумать сюжет для книги
Сюжет книги – система событий и взаимоотношений между литературными героями, развивающимися в пространстве и времени. Он состоит из различных элементов, каждому из которых отведена своя роль в произведении.
Интересный сюжет делает книгу захватывающей и увлекательной для читателя. Благодаря происходящим в повести или романе событиям удаётся полнее раскрыть наиболее важные черты характера литературных персонажей. Он включает в себя такие элементы, как экспозиция, завязка, развитие действия и кульминация, развязка, эпилог.
Что такое сюжет
Он встречается далеко не во всех художественных текстах и, зачастую, отсутствует в лирических произведениях. Стихотворение проникновенно передаёт чувства героев, а не повествует о их поступках и действиях.
Существуют разнообразные виды сюжетов:
Характерная черта концентрического сюжета – единство времени и места действия. Он чаще всего встречается в повестях, разнообразных рассказах.
Концентрический (нелинейный) сюжет – заслуживающий отдельного внимания литературный термин. Его характерная черта – единство места и времени действия. Яркий пример построения концентрического сюжета – произведение А. С. Грибоедова «Горе от ума». Центральное место в пьесе отведено появлению в доме Фамусова молодого дворянина Чацкого. Основа сюжета подобного рода – событие, которое влечёт за собой целую совокупность действий. По такому же принципу написана и пьеса Н. В. Гоголя «Ревизор». Самое примечательное событие в этом произведении – появление Хлестакова в уездном городе.
Линейный (хроникальный) сюжет рассказа, повести или романа предусматривает выстраивание событий в хронологическом порядке. Он уместен преимущественно в объёмных произведениях, герои которых проходят сложный путь для достижения определённой цели. Такая схема построения сюжета характерна для пушкинской «Капитанской дочки», гоголевского «Вия».
Обратите внимание! Более подробную информацию об основных нюансах построения сюжета можно прочесть в статье по ссылке.
С чего начать – определяем главную идею
Придумать сюжет для книги поможет глубокое исследование темы. При этом автору стоит задать себе следующие вопросы:
Что в книге окажется неожиданным для читателя? Почему он захочет прочесть это произведение?
Прежде чем попытаться написать книгу, надо чётко представить себе место действия. Описываемые в произведении события не менее важны, чем действующие лица повествования.
Если общая идея книги предусматривает полностью вымышленное пространство в качестве места действия, необходимо продумать каждую деталь. Например, в научной фантастике важно уделить внимание тому:
-
какие законы физики действуют в вашем мире;
-
что представляет собой жизнь отдельного взятого индивида.
Если при написании рассказа, романа или повести фигурируют события, разворачивающиеся в реально существующем мире, дело обстоит немного иначе. Автору стоит найти то, что связывает его с собственными персонажами на эмоциональном уровне (чувства, страхи, мотивы). Это необходимо для мысленного перевоплощения в литературных героев: продумывания их дальнейших действий и реакций.
Составляем план сюжета
План помогает оценить масштаб восприятия текста, отыскать незавершённые сюжетные линии. Он позволяет понять, не осталось ли «белых пятен» в повествовании.
Планирование сюжета может вестись в любой комфортной для автора форме:
-
в программе Microsoft Word;
-
в программе Google Sheets.
При составлении плана стоит учитывать причинно-следственные связи. Ведь каждое действие приводит к определённым последствиям (если, конечно, вы умышленно не планируете описать их хаотичность и произвольность).
Глубокая проработка сюжета
Интересная завязка литературного произведения мотивирует к дальнейшему чтению книги. Внезапные перемены в судьбе героя увеличивают напряжённость конфликта. Они способствуют усилению заинтересованности читателя, достигающей максимума в момент кульминации. В связи с этим существует график оценки напряжённости сюжета. Каждое резкое изменение в жизни героя добавляет сюжету 2 балла, каждая разрешённая перипетия отнимает 2 балла, частично разрешённая – 1 балл.
Хотите получать уведомления о новых записях в нашем блоге?
Подпишитесь на регулярную рассылку, оставив свой email в поле ниже
Описание героев
Разговор о том, как придумать сюжет, не может обойтись без тщательной проработки образов персонажей. На этом этапе необходимо делать как можно больше записей, которые обязательно сохраняют. Автору стоит задавать себе вопросы в духе «Почему мой персонаж носит именно такую одежду?» Пришедшие на ум ответы непременно записывают.
Нужно стараться сделать образы персонажей как можно более «гибкими». Характер литературного героя зачастую претерпевает существенные изменения во время работы под книгой. Но в этом вопросе важно не переусердствовать. В противном случае персонажи будут выглядеть непостоянными, нерешительными.
Образ каждого из героев разрабатывают детально. При этом максимально точно представляют существующие между персонажами дружеские и семейные связи, возможные взаимоотношения между ними.
Основные события
При описании основных событий произведения стоит использовать разнообразные писательские техники. Одной из самых известных из них является «чеховское ружье на стене». Подобная техника подразумевает влияние незначительного (на первый взгляд) предмета на развязку конфликта. Сочетание литературных оборотов с тропами (аналогиями и метафорами) – важные составляющие сюжета, отличающегося динамикой и насыщенностью событий.
Заслуживает внимания и писательский приём Deus Ex Machina (в переводе с латинского – «Бог из машины»). В таком случае разрешение возникает ниоткуда. Выражение Deus Ex Machina нашло отражение в следующей фразе: «Мы чуть было не погибли, как вдруг синяя коза спасла нас, уничтожив воздушный шар злого гения своим лазерным взглядом».
Проработка ключевых диалогов
При проработке хорошего сюжета большое внимание уделяют тому, как именно общаются персонажи. Лексикон героев книги может предусматривать разнообразные речевые особенности:
-
низкий уровень грамотности;
-
характерные слова-паразиты;
-
богатый лексический запас;
-
запоминающаяся манера общения (герой нарочито игнорирует требования этикета или, напротив, строго их придерживается).
Чтобы позволить сюжету развиваться более динамично, стоит избегать «заштампованности» в репликах. Кроме того, темп речи литературных персонажей должен соответствовать ситуации. Герой, который разговаривает длинными замысловатыми фразами в момент напряжённого боя, выглядит неестественно, «картонно». Такие выражения уместны лишь во время спокойной светской беседы, не предусматривающей крутого поворота сюжетной линии.
Где брать идеи для сюжетов
Если возможные варианты упорно не приходят на ум, можно воспользоваться перечисленными ниже рекомендациями:
попытайтесь написать самостоятельное произведение, в центре которого находится рефлексирующий герой. Это может быть лирическое повествование на тему любви, история о поиске себя или борьбы с вредными привычками;
обращайтесь к собственному опыту. Для написания книги стоит выбрать историю, которая охватывает судьбы сразу нескольких поколений (к примеру, довоенное прошлое семьи). Можно использовать также захватывающие внимание читателя красочные пейзажные зарисовки;
начните с создания вспомогательных фрагментов. К их числу относятся масштабные или локальные описания места действия (интерьер комнаты, целостная картина мира), лирические отступления (авторские мысли на отвлечённую тему), описание характера и внешности героев.
Опыт знаменитых писателей
Рэй Брэдбери использовал список существительных, сочиняя очередной рассказ, такая необычная идея вызывала у известного автора разнообразные ассоциации, пробуждала воспоминания о прошлом. Стивен Кинг взял на вооружение формулу «А что если» при написании очередного литературного шедевра. В данном случае формулируется невероятное допущение, а впоследствии описывается поведение людей в создавшейся ситуации.
Л. Толстой при написании крупных произведений активно использовал случаи из жизни, дневники. Фёдор Достоевский находил немало интересного в газетных хрониках. По представлению А. П. Чехова лучшие идеи для сюжета – сцены из жизни.
По мнению Эрнеста Хемингуэя, идея всего произведения начинается «с самой правдивой фразы». Уже после этого в воображении писателя рождались события и герои.
Художественным текстом может стать всё, что угодно. Вспомним слова А. Ахматовой: «Когда бы вы знали, из какого сора/ растут стихи, не ведая стыда!». Следовательно, интересную историю можно найти везде.
Рекламное продвижение вашей книги
Если вам удалось написать хороший сюжет для книги, позаботьтесь о том, как сделать произведение узнаваемым для читателей. На платформе «ЛитРес. Самиздат» представлены самые эффективные рекламные услуги. Комплексный маркетинговый подход поможет вам обрести новых читателей, станет крепкой ступенькой на пути к успеху!
Интересное произведение из бессюжетного текста
Некоторые авторы совершенствовались в том, чтобы научиться писать книги, в которых нет связного сюжета. В истории мировой литературы 20 века немало примеров произведений, в которых:
-
сама история играет второстепенную роль;
-
фабула произведения ослаблена.
К произведениям без связного сюжета принадлежат: тексты Марселя Пруста, «Игра в классики» Хулио Картассара, «Жалобная книга» А. П. Чехова. К ним можно отнести также путевые заметки, автобиографические романы.
Полноценное произведение может получиться из ряда объединённых общей темой, идеей эссе. Конечно же, рассуждения о текущем историческом моменте или современном поколении должно быть органично дополнено наблюдениями за происходящим, сценками из жизни. В таком случае получится книга, названная литературоведом Б. Томашевским публицистическим, «бессюжетным романом».
Давайте волю собственной фантазии при написании книги! На страницах литературного произведения можно позволить себе всё, что угодно: вывести формулу бессмертия, сотворить жизнь на неведомой человечеству планете. При должном усердии и терпении всё обязательно получится!
Доброго времени суток всем читателям этой статьи!
Думаю, у многих писателей, и у меня в том числе, возникает проблема в том, чтобы придумать хороший, интересный сюжет для своего произведения. Часто на составление сюжета мы тратим часы, дни, месяцы, а порой даже годы! Но можно ли как-нибудь ускорить этот процесс, сделать его проще? В этой статье я поделюсь моими мыслями об этом.
Итак, из всего многообразия техник сочинения сюжета я выбрал 2 способа, о которых вам и расскажу. Суть первого способа заключается в том, что вы придумываете основную тему и идею будущего произведения и делаете грубый, я подчёркиваю: грубый набросок сюжета. Придумываете мир, в котором будут происходить действия, персонажей-участников этих событий, делаете набросок главного конфликта. Но не разрабатывайте мелких деталей!Не стоит, например, придумывать имена персонажам, их способности, характер и прочие “мелочи”. Всё это можно будет придумать уже в процессе написания. Всё, что вам нужно-придумать основной конфликт или интересную ситуацию, а дальше позвольте истории рассказывать и дополнять саму себя!
Но у этого способа есть один минус: довольно большой объём редактуры, поэтому этот способ мне нравится меньше, чем второй.
Второй же способ заключается в том, что вы должны придумать ключевые слова, а потом использовать их в своём сюжете. Если у вас не получается придумать такие слова самим, то можно пользоваться специальными генераторами. Например, вот этим: https://randomall.ru/plotkeys/ . Причём, не обязательно выстраивать логические связи между словами. Просто начните писать книгу и думайте: “А какое отношение мои слова могут иметь к происходящим событиям? Как могут эти слова повлиять на дальнейшее развитие сюжета?”
Если вы будете так поступать, то очень скоро бессмысленный, на первый взгляд, “набор” слов и фраз превратится в интересный сюжет!
Минус у этого способа тот же, что и у первого: много редактуры. Но у него есть и плюс: сюжет будет получаться интересным и динамичным.
Что ж, надеюсь, мои мысли вам помогут! Удачи в написании ваших произведений! Ещё спишимся. Всего хорошего!
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Несмотря на то что некоторые писатели предпочитают развивать сюжет по мере работы над произведением, все же лучше составить план заранее, чтобы лучше понять свою историю. План послужит ориентиром при описании обстановки, персонажей и основных событий. Он также может сыграть на руку, если вы зайдете в тупик в процессе работы и захотите разобраться, в каком направлении двигаться дальше.
-
1
Определите участки в графике сюжета. Одним из наиболее традиционных способов структурирования истории является треугольный график, также известный как пирамида Фрейтага. Пирамида Фрейтага разбита на шесть частей: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, падающее действие и развязка. График выглядит как треугольник или пирамида, где в нижней части треугольника находится экспозиция, за которой следует нарастание завязки и развития действия. Вершина треугольника — это кульминация истории, а после нее идет нисходящий наклон падающего действия и выравнивание треугольника (развязка).[1]
[2]
- Подобный вид сюжетного графика часто используется при работе над романами, чтобы структурировать действие истории. Это полезный способ убедиться, что в работе собраны все необходимые элементы. Многие читатели положительно реагируют на текст, построенный на основе сюжетного графика с подъемом и падением.
- Можно нарисовать собственный график и непосредственно на нем подписать каждую часть или каждую точку сюжета. Зачастую полезно иметь визуальный ориентир в качестве проводника по истории.
-
2
Придумайте сильную экспозицию. Несмотря на то что во многих романах экспозиция подгоняется под завязку, будет нелишним написать экспозицию еще на этапе планирования. Это поможет вам определить главного героя, а также темы или ключевые моменты в истории.[3]
- Экспозиция должна погружать в обстановку, а также включать в себя информацию о главном герое и знакомить читателей с его конфликтом. Это может быть несколько строк, посвященных данным элементам, или фактическая сцена, где главный герой разговаривает с другими персонажами и перемещается в обстановке.
- Например, экспозиция книги «Гарри Поттер и Философский камень» (первая книга из безумно популярной серии про Гарри Поттера от писательницы Джоан Роулинг) посвящена знакомству читателя с главным героем — Гарри Поттером. Она также рассказывает читателю о мире маглов и мире волшебников в Школе Чародейства и Волшебства Хогвартс.
-
3
Определите завязку. Завязкой будет событие, которое изменит ход жизни главного героя. Оно должно застать главного героя врасплох и быть сопряженным с риском. Зачастую завязка начинается сразу после знакомства читателя с экспозицией.[4]
[5]
- Например, в книге «Гарри Поттер и философский камень» завязка наступает в тот момент, когда Гарри посещает великан Хагрид и сообщает, что Гарри — волшебник и что его приняли в Хогвартс. Эта информация меняет жизнь Гарри и его путь развития как персонажа. Он оставляет свою несчастливую жизнь у Дурслей в мире маглов и отправляется в Хогвартс вместе с Хагридом. Этот эпизод запускает цепь событий в жизни Гарри.
-
4
Придумайте развитие действия. Развитие действия, или восходящий наклон от завязки к кульминации, зачастую является самой длинной частью романа или рассказа. В этой части вы будете развивать своих персонажей, исследовать их отношения друг к другу и расписывать все важные события, которые позволят вам добраться до кульминации. Развитие действия должно становиться все более напряженным по мере приближения к кульминации.[6]
- Зачастую данная часть состоит из серии событий, поэтому можно кратко обрисовать каждое событие в графике. Убедитесь, что события становятся более напряженными и захватывающими по мере приближения к кульминации.
- Например, ряд событий в книге «Гарри Поттер и философской камень» можно было бы обрисовать следующим образом:
- Гарри вместе с Хагридом ходит по магазинам в Косом переулке, чтобы приобрести волшебные принадлежности, включая волшебную палочку.
- Гарри покидает дом Дурслей и садится на поезд до Хогвартса на платформе 9¾. Потом он знакомится с тремя главными персонажами серии: Роном Уизли, Гермионой Грейнджер и своим заклятым врагом Драко Малфоем.
- Гарри получает мантию-невидимку.
- Гарри узнает о Философском камне и делится этой информацией с Роном и Гермионой.
-
5
Напишите кульминацию истории. Кульминация истории — это высшая точка, которая должна ощущаться как самый важный момент для главного героя. Это может быть серьезная неудача или вызов, с которым ему приходится иметь дело, или важное решение, которое он должен принять. Часто кульминацией является внешнее событие, которое главный герой должен пережить, чтобы добраться до падающего действия и развязки.[7]
- Например, в книге «Гарри Поттер и философский камень» кульминация истории наступает, когда Гарри понимает, что готовится заговор с целью украсть философский камень. Потом Гарри объединяется с Роном и Гермионой, чтобы попытаться защитить камень.
-
6
Определите падающее действие. Как правило, падающее действие является самой насыщенной частью истории, где события развиваются с огромной скоростью, чтобы достичь развязки. Читатель должен находиться в напряжении на протяжении всего падающего действия, чтобы узнать, как главный герой разберется с кульминацией истории.[8]
- Падение действия может происходить в течение нескольких глав, особенно в случае крупной кульминации. Оно может ощущаться как быстро развивающееся путешествие, которое приводит персонажей к развязке истории.
- Например, в книге «Гарри Поттер и философский камень» Гарри должен принять ряд жизненно важных решений, чтобы философский камень не попал в плохие руки. Этот квест разбросан на несколько глав, в которых Гарри должен преодолеть несколько препятствий, чтобы достичь своей цели.
-
7
Придумайте развязку истории. Развязку иногда называют заключением, так как она происходит в самом конце романа. Она должна дать читателю понять, добился ли главный герой успеха и получил ли желаемое, или же потерпел неудачу. Зачастую развязка также показывает, как главный герой изменился на протяжении книги. Это может быть постепенное изменение физических, моральных, психологических или всех вышеперечисленных аспектов. В конце романа главный герой должен смотреть на свой мир другими глазами (не так, как в начале).[9]
- Например, в книге «Гарри Поттер и философский камень» развязка происходит, когда Гарри противостоит профессору Квирреллу в последней комнате, где находится философский камень. Вскоре выясняется, что Квиррелл одержим лордом Волан-де-Мортом, и Гарри борется с Волан-де-Мортом за камень. Гарри теряет сознание во время борьбы и приходит в себя в школьной больнице, окруженный друзьями. Дамблдор говорит Гарри, что он выжил благодаря силе любви своей матери. Потом камень уничтожают, Волан-де-Морт снова пропадает, а Гарри возвращается к Дурслям на летние каникулы.
-
8
Попробуйте поменять местами части графика. На этапе написания первого черновика стоит начинать со стандартного графика сюжета, однако в последующих черновиках можно внести корректировки и попробовать поменять местами некоторые части. Например, можно сразу начать с завязки, а потом перейти к экспозиции или переместить кульминацию так, чтобы она появилась в самом конце истории, а не во второй половине. Игра с графиком поможет сделать историю более уникальной и динамичной.[10]
- Имейте в виду, что не все истории имеют счастливый конец. На самом деле многие величайшие романы заканчиваются трагически. Рассматривайте развязку как способ исследовать изменения в главном герое (даже если они невелики), вместо того, чтобы давать ему именно то, что он хотел. Порой развязка, которая заканчивается неудачей, может показаться интереснее, чем развязка, которая венчается успехом.
СОВЕТ СПЕЦИАЛИСТА
Люси В. Хэй — писательница, редактор сценариев и блогер. Помогает другим писателям посредством мастер-классов, курсов и своего блога Bang2Write. Является продюсером двух британских триллеров. Ее дебютный детективный роман “The Other Twin” («Другой близнец») в настоящее время экранизируется компанией Free@Last TV, создателем номинированного на «Эмми» сериала «Агата Рэйзин».
Что делает наш специалист: «Я все планирую визуально: записываю точки сюжета на стикерах, а потом расклеиваю их на стене. Потом я перемещаю их и играю с их порядком, пока все не окажется на своем месте».
Реклама
-
1
Напишите краткое содержание в одно предложение. Метод снежинки преимущественно используется для структурирования романов, но он так же полезен и для коротких рассказов. Этот метод позволяет поэтапно проработать сюжет истории и структурировать необходимые сцены в электронной таблице. Для этого придумайте краткое содержание истории длиной в одно предложение. Оно должно представить читателю вашу историю и подчеркнуть общий смысл.[11]
- Описание должно быть коротким и простым, без пространных описаний и непонятных терминов. Попробуйте уложиться в 15 слов или меньше и сосредоточьтесь на том, чтобы связать основную тему с действиями персонажа.
- Например: «Кажущийся идеальным брак рушится, когда жена исчезает».
-
2
Напишите краткое содержание длиной в один абзац. После того как вы придумаете краткое содержание в одно предложение, расширьте его до полного абзаца, который описывает обстановку, основные события, кульминацию и окончание истории. Можно использовать структуру «три бедствия плюс окончание», где в истории происходят три плохие вещи, которые приводят к кульминации. Смысл заключается в том, что положение главного героя ухудшается, пока он не достигнет кульминации, а потом окончания или развязки.[12]
- Абзац должен состоять из пяти предложений. Одно предложение будет описывать обстановку. По одному предложению будет отведено каждому из трех бедствий. И одно, заключительное предложение, будет описывать концовку.
- Например: «Ник и Эми имеют, казалось бы, идеальный брак и со стороны выглядят счастливым. Но однажды ночью Эми исчезает при загадочных обстоятельствах, что вызывает подозрения о совершении преступления. Вскоре Ника обвиняют в ее убийстве, и он должен защищать себя в суде. Ник узнает, что Эми инсценировала собственное убийство и все еще жива, но она полна решимости засадить его за решетку. Ник противостоит Эми, и они ссорятся, но в итоге Эми шантажирует Ника, чтобы он остался в браке».
-
3
Напишите краткую характеристику персонажей. Как только вы разберетесь с кратким содержанием, сосредоточьтесь на том, чтобы оживить персонажей. Придумайте сюжетную линию для каждого главного героя, отмечая важные характеристики (имя, мотивация, цель, конфликт и финальное прозрение). Сюжетная линия каждого персонажа должна быть длиной примерно в один абзац.[13]
- Краткая характеристика персонажа необязательно должна быть идеальной или отшлифованной. Скорее всего, вы вернетесь назад и подправите ее позже или отклонитесь от нее, когда начнете прописывать сцены романа. Однако это как минимум поможет вам лучше понять своих героев и то, как они вписываются в историю.
- Например: «Ник — тридцатипятилетний репортер, которого уволили с работы после десятилетней карьеры в этой сфере. Он женат на Эми уже десять лет и считает ее своим счастливом билетом в жизни, идеальной супругой и партнером. Ему тяжело дается отсутствие работы, особенно потому, что Эми происходит из богатой семьи и недавно унаследовала большую сумму денег. Он считает, что ему нужно быть кормильцем в семье, и его пугает финансовая независимость Эми и ее успех в карьере. Когда Эми исчезает, он испытывает противоречивые чувства, так как к необходимости найти ее примешивается неудовлетворенность в браке. В конце концов он понимает, что Эми подставила его и пытается засадить его за решетку с помощью своего исчезновения».
-
4
Составьте таблицу сцен. После того, как вы придумаете краткие характеристики для каждого главного героя, а также напишете краткое содержание в один абзац, попробуйте расширить его сценами с помощью персонажей. Список сцен поможет вам лучше понять общий сюжет истории.
- Чтобы упорядочить сцены и упростить себе задачу, используйте программу для работы с электронными таблицами. В зависимости от длины истории, сцен может быть как 50, так и более 100. Создайте два столбца в электронной таблице: один для главного персонажа в сцене, а другой — для краткого пояснения происходящего. Потом перечислите сцены одну за другой, используя краткое содержание в качестве ориентира.
- Например: «Ник обнаруживает, что Эми пропала. Главный персонаж: Ник. Что происходит: Ник возвращается домой после ночной смены в баре и видит, что входная дверь выбита пинком. Он также находит лужу крови в коридоре и следы борьбы в гостиной (перевернутые стулья и царапины на стенах). Он обыскивает остальную часть дома, но не находит никаких следов Эми».
- Продолжайте создавать сцены в соответствии с кратким содержанием. Так у вас появится план сюжета и список сцен под него. Это облегчит последующее объединение сцен и формирование целостной истории.
Реклама
-
1
Разделите план на три акта. Чтобы создать план сюжета для текста, который вы изучаете в школе или университете, разделите этот план на три акта. С помощью такой структуры можно разбить большинство романов и книг.[14]
- Используйте документ word или лист бумаги для создания трех отдельных разделов, озаглавленных как «Акт 1», «Акт 2» и «Акт 3».
- Как правило, план сюжета занимает от одной до двух страниц, в зависимости от длины книги. Стремитесь к краткости и сосредоточьтесь на ключевых моментах.
-
2
Напишите краткое содержание начальной сцены и завязки. Начните «Акт 1» с описания вступительной сцены книги. Зачастую она знакомит с персонажами и обстановкой. Как правило, в ней присутствует и главный герой. Краткое содержание должно быть примерно на 100–150 слов. Обратите внимание на ключевые детали вступительной сцены, включая имена персонажей, любые физические характеристики или личностные качества, а также обстановку.[15]
- В план «Акта 1» также должна входить завязка, которая толкает персонажа на поиски или ставит перед ним задачу. Завязка также может привести к основному конфликту в романе.
- Например, в книге Харпер Ли «Убить пересмешника» завязка начинается, когда Аттикус соглашается защищать чернокожего человека по имени Том Робинсон, который обвиняется в изнасиловании белой женщины.
-
3
Опишите основную проблему или конфликт. Заключительная часть «Акта 1» будет посвящена основной проблеме или конфликту в романе. Это самое большое препятствие, с которым придется столкнуться главному герою. Проблема или конфликт поднимет ставки в истории и заставит главного героя принять решение или действовать определенным образом. Как правило, именно завязка приводит к основной проблеме или конфликту.[16]
- Например, в книге Харпер Ли «Убить пересмешника» основной конфликт возникает в завязке, поскольку решение Аттикуса защищать Тома Робинсона приводит к тому, что другие дети и члены сообщества проявляют жестокое отношение к Джему и Скаут.
-
4
Напишите краткое содержание главной катастрофы или кульминации. «Акт 2» обычно выстраивается до самой большой катастрофы или кульминации романа. Катастрофа или кульминация зачастую происходит примерно на ¾ пути в книге или на 75% пути в истории. Возможно, вы отметите несколько небольших инцидентов, которые происходят в развитии действия, ведущем к кульминации.[17]
- Например, в книге Харпер Ли «Убить пересмешника» развитие действия происходит, когда начинается суд над Томом Робинсоном, а потом оно разыгрывается на протяжении нескольких глав. Несмотря на то что Том Робинсон был оправдан по всем пунктам обвинения, отец белой женщины, Боб Юэлл, все еще пытается отомстить Аттикусу. Кульминация романа наступает, когда Юэлл нападает на Джема и Скаут. К счастью, Джем и Скаут спасает Бу Рэдли.
-
5
Опишите развязку или заключение. Заключительный акт романа, «Акт 3», будет содержать развязку истории. Она обозначает конец пути главного героя. Как правило, он обретает новое понимание или осознание по сравнению с началом романа.[18]
- Например, в книге Харпер Ли «Убить пересмешника» главная героиня, Скаут, осознает, что она заблуждалась в суждениях о Бу Рэдли, и начинает сопереживать Бу как человеку. Она также принимает совет своего отца, Аттикуса, демонстрировать к окружающим сопереживание и понимание, а не ненависть или предубеждение.
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 9601 раз.